Модель экономики сша


2. Экономическая модель сша

Главные черты и особенности американской социально-экономической модели можно разделить на две группы: традиционные и формирующие новый облик экономики. К первой группе относят такие издавна присущие американской экономической модели черты, как:

– всемерное поощрение обществом и государством предпринимательской активности, благоприятный предпринимательский климат, общественная установка на достижение успеха, независимо от происхождения и социального статуса человека;

– относительно низкий, по сравнению с другими развитыми странами, уровень перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) через государственный бюджет – менее 17-18% через федеральный и около 30% через консолидированный;

– относительно низкий удельный вес государства в произведенном ВВП: государственная собственность представлена лишь в атомной энергетике, производственной инфраструктуре (мосты, дороги, трубопроводы), образовании и здравоохранении, и в целом государственный сектор создает лишь около 12% ВВП страны;

– более ограниченное, чем во многих других развитых странах, но весьма эффективное государственное вмешательство в экономику;

– высокая трудовая мораль, основанная прежде всего на протестантской этике: трудолюбии и вере большинства граждан в собственные силы.

Перечисленные характеристики – основа либеральной экономической модели Соединенных Штатов. Но в последние десятилетия важное значение приобретают семь новых экономических тенденций, связанных с развитием научно-технической революции.

Во-первых, одной из важнейших черт современного экономического развития США является ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство, которое способно адаптироваться к быстро меняющимся потребностям экономики и населения. Это достигается за счет распространения (как в материальном производстве, так и в сфере услуг) новых поколений техники, основанных на использовании микропроцессоров, микроэлектроники, программируемой автоматизации и биоинженерии.

Во-вторых, в структуре американской экономики постоянно повышается уровень ее наукоемкости. С одной стороны, он определяется общим увеличением затрат на научно-исследовательские и опытные конструкторские разработки (НИОКР), совершенствованием их структуры и кадрового обеспечения. С другой стороны, немалую роль играет становление и выделение группы отраслей экономики с чрезвычайно высокой зависимостью их производственных результатов от расходов на НИОКР. Общий объем затрат на НИОКР в 2010 г. составлял 2,90% ВВП. При этом гражданские НИОКР составили 2,2% ВВП. В целом на долю США приходится около 46% всех расходов на НИОКР в развитых странах мира.

В-третьих, новым сдвигом в общественном производстве Соединенных Штатов стало формирование всеобъемлющей информационной инфраструктуры. Ее принципиальное значение состоит в том, что она превратилась в важнейший и необходимый элемент всей производственной инфраструктуры. Без нее эффективное функционирование экономики и общества в настоящее время невозможно.

В основе информационной инфраструктуры лежит комплексная индустрия обработки информации на базе новейшей электронной техники и систем связи. В начале ХХI века на долю США приходилось более 40% всех работающих в мире компьютеров. Все более заметную роль играет система Интернет: согласно оценкам, объем «электронных» коммерческих сделок в 2003 г. достиг 1,3 трлн. долларов. Растет масштаб деятельности принципиально новой отрасли – специализированных компьютерных услуг, которые представляют более 80 тыс. фирм.

В-четвертых, роль и масштабы сферы услуг США не имеют аналогов в других развитых странах. Достаточно отметить, что в начале 2000-х годов здесь было сосредоточено около 80% занятых (причем, более 85% всех кадров высшей квалификации) и около 40% основных производственных фондов. Всего же «услуги» создавали около 80% ВВП.

Значение этой сферы, однако, не исчерпывается ее растущей долей в производстве ВВП и концентрацией здесь ресурсов и капитала. Многие отрасли услуг приобрели ключевое значение для функционирования экономики в долговременном плане, став «локомотивами» научно-технического и социально-экономического развития страны. Речь идет в первую очередь о развитии науки и научного обслуживания, образования, здравоохранения, разнообразия профессиональных услуг, связи, информационного обслуживания и т.д.

Именно эти отрасли, наряду с их значением для научно-технического потенциала, вносят главный вклад в развитие человеческого фактора, который приобрел особое значение в современной высокоразвитой экономической системе. И это еще одна принципиальная особенность сформировавшейся в США модели экономики.

В-пятых, серьезные перемены происходят в отношениях собственности. Ключевой чертой доминирующего в США частного сектора хозяйства является эволюция структуры производственного капитала. В начале ХХI века около 90% всех доходов создавалось в корпоративном секторе хозяйства, доля которого в создании ВВП по сравнению с 1970 г. возросла на 20 процентных пунктов. Таким образом, корпоративная частная собственность стала преобладающей по сравнению со всеми другими формами частной собственности (партнерства, индивидуальная частная собственность). Эксперты оценивают ее как наиболее эффективную с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможностей использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений. Получили распространение и заняли свою нишу на рынке и новые формы частной собственности: компании, принадлежащие производителям-инвесторам (более 80% акционерного капитала корпоративного сектора страны), работникам (8%) и потребителям, которые вместе с бесприбыльными организациями составляют 12% акционерного капитала.

В-шестых, изменения затронули механизм функционирования различных рынков. Характерной чертой американской экономической модели, влияющей на функционирование рынка труда и трудовые отношения, является тенденция снижения степени охвата работников профсоюзами. Только за период 1980-х, 1990-х и первой половины 2000-х годов она сократилась с 20,1% в 1983 г. до 13,5% в 2004-м. А поскольку влияние профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров, занятость и уровень заработной платы уменьшается, рынок становится более мобильным.

Серьезные изменения затронули не только функционирование товарных рынков, но и динамику экономического цикла. Распространение информационных технологий революционизировало, например, всю систему управления материальными запасами. Это позволяет избегать их перенакопления, уменьшая, таким образом, материальную основу «избыточного» производственного капитала в целом. В результате в механизме экономического цикла США произошли изменения, которые, несомненно, характеризуют принципиальные сдвиги во всей системе воспроизводства. За послевоенный период спады стали гораздо менее болезненными для американской экономики. Так, из-за четырнадцати циклических спадов потери ВВП в 1900-1953 годах были в среднем втрое больше, чем от восьми последующих кризисов 1954-2004 годов. Периоды подъемов в рамках одного цикла увеличились почти вдвое – с 2,5 лет в 1900-1953 годах до 5 лет в последующем. Одновременно период падения производства сократился с 17 до 11 месяцев.

Темпы роста ВВП США, %

Год

Значение

2004

3.5

2005

3.1

2006

2.7

2007

1.9

2008

-0.3

2009

-3.5

2010

2.4

2011

1.8

2012

2.3

2013

2.2

2014

2.4

studfiles.net

АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ

АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ

Определение и сущность американской модели

Американская модель - это либеральная рыночно - капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно - конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Соединенные Штаты Америки - ведущая держава капиталистического мира, обладающая крупнейшим экономическим и научно-техническим потенциалом. Ни в одной другой стране противоречия капитализма не выступают так обнажено и остро, как в США.

Становление и развитие американской модели проходило в идеальных условиях. Это объясняется многими причинами, среди которых можно выделить минимум две: во-первых, США возникли на территории относительно свободной от предшествующих традиций и различных наслоений социального характера. Во - вторых, европейские переселенцы привнесли предпринимательскую активность и инициативу, основанные на укреплявшихся товарно-денежных отношениях в Европе.

Эволюция американской модели экономики

На рубеже 70-80х годов американский правящий класс предпринял радикальную попытку остановить неблагоприятное развитие событий. Пришедшая к власти в 1980 г. ультраконсервативная республиканская администрация Р.Рейгана провозгласила курс на сокращение государственного вмешательства в экономику, укрепление рыночного начала в хозяйственном механизме страны, поощрение частнокапиталистической инициативы. В приятой конгрессом США в 1981 г. экономической программе президента Р. Рейгана под претенциозным названием "Новое начало для Америки: программа экономического возрождения" предусматривалось общее снижение ставок подоходного налога на 23%, выгодное в первую очередь состоятельным слоям, и предоставление крупных налоговых льгот корпорациям, замораживание роста федеральных расходов, в первую очередь за счет урезывания социальных программ, сведение к минимуму государственного регламентирования хозяйственной деятельности, проведение ограничительной кредитно-денежной политики. Одновременно было начато массированное наращивание вооружений, цель которого сломать существующий военный паритет и добиться военного превосходства над СССР.

Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на развитие экономики США в 80х годах, научно-техническая революция и структурная перестройка хозяйства. Ускорение использования научно-технических достижений и массовое распространение технических новшеств позволяет охарактеризовать десятилетие 80х годов в США как начало новой фазы научно-технического прогресса. Суть ее составляет переход к формированию технического уклада, в центре которого принципиально новые формы соединения науки с производством, создание новых элементов материальных и духовных производительных сил. Основу его образуют микроэлектроника, робототехника, информационные системы, производство новых видов материалов, биотехнология. Особый упор делается на формирование рабочей силы, соответствующей новому техническому базису производства.

Параллельно в стране идет активный процесс технологической перестройки хозяйства. Основные ее направления связаны с широким применением микроэлектроники и информационных систем, производством новых материалов, освоением новейших видов технологии. Ускоритель этого процесса всеобъемлющая компьютеризация производства, охватывающая применение станков с программным управлением, центров обработки и хранения информации, роботов, гибких производственных систем и других современных форм автоматизации производства и управления. Среднегодовые темпы прироста продукции электро-вычислительной техники с конца 70-х годов в течение ряда лет удерживались на уровне 20-25%, а производство настольных компьютеров в первой половине 80-х годов ежегодно удваивалось.

Все эти вопросы теснейшим образом связаны с действием третьего важнейшего фактора, влияющего на развитие американского капитализма в 80х годах, обостряющимся межимпериалистическим соперничеством. Оно охватывает мировую торговлю, экспорт капитала, систему энерго-сырьевого снабжения, международную валютно-финансовую сферу.

С середины XX в. наблюдается тенденция к относительному отстаиванию США в ряде областей по сравнению с другими центрами империалистического соперничества. Эта тенденция отражает характерную для империалистической стадии капитализма закономерность усиление неравномерности политического и экономического развития отдельных государств. Сформулированная В. И.Лениным накануне первой мировой войны, эта закономерность с особой силой и остротой проявляется ныне в условиях научно-технической революции фактора, вносящего серьезные коррективы в соотношение уровней достигнутых основными странами капитализма.

Развитие американского капитализма показывает, что тенденция к относительному отставанию США отнюдь не прямолинейна. В изменении соотношения сил между основными центрами империалистического соперничества можно различить два периода.

Первый охватывает 60-70е годы. В этот период Западной Европе и Японии удалось заметно увеличить свою долю в мировом промышленном производстве, международной торговле, экспорте капитала, накоплении золотовалютных резервов. Второй период, начавшийся на рубеже 70-80х годов, характеризуется некоторой консолидацией глобальных позиций США, а в отдельных случаях даже их расширением. Соединенным Штатам удалось благодаря интенсивной технической перестройке промышленности, по крайней мере, в ряде областей, переломить тенденцию к относительному отставанию.

Соединенные Штаты обладают самым крупным в капиталистическом мире научно-техническим потенциалом и тратят на его развитие больше, чем Англия, Франция, ФРГ и Япония, вместе взятые. Правда, львиная доля этих затрат (около 1/3) идет на военные цели, но общие размеры их таковы, что позволяют США вести научные исследования по широкому фронту и добиваться относительно быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в разработки и технические новшества.

Позиции США в валютно-финансовой сфере, пошатнувшиеся в минувшем десятилетии, в 80-х годах несколько упрочились. К 1983 г. десять крупнейших американских банков снова вернули себе первое место в мире по размерам активов, которое они уступили в 70-х годах западноевропейским и японским банкам. Около 80% всех международных кредитных операций совершается ныне банками США.

И все же укрепление позиций США в мировой торговле, международном движении капитала, валютно-финансовой сфере, наметившееся в начале 80х годов, нельзя считать прочным. Уже к середине текущего столетия во всех этих областях снова обозначились неблагоприятные для США тенденции сокращение доли в мировом капиталистическом экспорте некоторых видов наукоемкой продукции, массированный импорт иностранного капитала, резкие колебания курса доллара и др.

Курсом перевооружения американские правящие круги следуют неизменно со времени окончания второй мировой войны. Но в 80х годах XX в. милитаризм больше, чем когда-либо, стал идеологией и практикой интервенционистской внешней политики американского империализма. Неудивительно, что за пятилетие 19811985 гг. на перевооружение в США было израсходовано свыше 1 трлн. долл., а с учетом ассигнований на 8687 гг. почти столько же, сколько за всю вторую мировую войну. Общий объем военных расходов США за последние 40 лет сопоставим с совокупным воспроизводимым национальным богатством США, составляющим, по данным на 1980 г., 7.8 трлн. долл.

Экономическое развитие США, как и других государств членов НАТО, участвующих в гонке вооружений, убедительно свидетельствует о пагубном влиянии наращивания военного потенциала на экономику. Иначе и быть не может, так как использование экономических ресурсов для военных приготовлений есть растрата части общественного продукта, ежегодно повторяющееся безвозмездное изъятие их из воспроизводственного процесса. Как отмечал К. Маркс, война в экономическом отношении равносильна тому, "как если бы нация кинула в воду часть своего капитала".

Столь же явны антисоциальные последствия наращивания вооружений. Не говоря уже о сдерживающем влиянии военного производства на рост занятости, достаточно обратиться к бюджету Соединенных Штатов в 80х годах, чтобы стала ясной прямая зависимость между ростом расходов на военные цели и сокращением доли ассигнований на социальные нужды.

Стратегия монополистического капитала США состоит в том, чтобы взвалить основное бремя экономических трудностей и противоречий на широкие массы трудящихся, прежде всего своей страны, а также на народы других капиталистических и развивающихся стран. В 80е годы американский государственно-монополистический капитализм активно осуществляет эту реакционную экономическую стратегию и внутри страны, и за ее пределами.

США удалось с помощью высоких ставок ссудного процента обеспечить в 80х годах в крупных масштабах приток капитала из-за границы. Использование внешних источников финансирования позволило США, в течение, ряда лет преодолевать противоречия между интересами государства и частных заемщиков капитала на внутреннем кредитном рынке. Оборотной стороной такой перекачки финансовых ресурсов из других буржуазных государств явилось быстрое увеличение внешней задолженности США. Еще в 1983 г. заграничные капиталовложения США составляли 834 млрд. долл., а иностранные в США 711 млрд. долл., а в 1985 г. соответственно 940 и 980 млрд. долл. Это значит, что в середине 80х годов самый крупный кредитор капиталистического мира превратился в чистого должника. Такого развития событий никто не мог предвидеть еще в начале 80х годов.

И все же изменения финансового статуса США отражает возросшую нестабильность их кредитно-финансового положения. Будет ли и дальше расти внешняя задолженность США или под влиянием падения курса доллара начнется массовый отлив из страны спекулятивных "горячих денег", пока еще не вполне ясно.

Острая борьба развернулась в 80-х годах вокруг социальной политики государства. Монополистический капитал требует радикального сокращения социальных программ, которые изображаются как одна из главных причин снижения прибыли, усиления инфляции, роста бюджетных дефицитов. Буржуазное государство, отпуская щедрой рукой из федерального бюджета средства на военные цели, беззастенчиво урезывает ассигнования на социальные нужды жилищное строительство, образование, медицинское обслуживание, пособия по безработице, профессионально-техническое обучение и переподготовку рабочей силы, продовольственную помощь беднякам, питание школьников, общественные работы.

Налоговое законодательство 1981г. в еще большей мере, чем прежде, переложило налоги с прибылей корпораций на широкие слои населения.

Наступление монополий и ужесточение социальной политики государства привели к заметному снижению жизненного уровня трудовой Америки. Усиление поляризации американского общества ведет к росту социальной напряженности, трудовых и расовых конфликтов. Правительство пытается сдержать выражение массового протеста, все шире прибегая к политике репрессий.

Обострение кризисных явлений в экономике и политике американского империализма вызвало заметное усиление социальной и политической поляризации в США. Сдвиг вправо отнюдь не привел к преодолению старых проблем и в то же время создал новые. Будучи не в силах сладить с обострением проблем нисходящей фазы развития капитализма, правящие круги империалистических стран прибегают к средствам и методам, заведомо неспособным спасти общество, обреченное самой историей. Можно не сомневаться, что обанкротившееся "общество всеобщего благоденствия" в США стоит перед новыми социальными потрясениями.

Таким образом, американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Проблемы американской модели экономики и её опыт для других экономик

В сложившейся к настоящему времени экономической структуре США имеется ряд устойчивых явлений, в частности явно негативного характера, которые постоянно воспроизводятся или не могут быть преодолены, несмотря на вековые усилия самого различного характера. Среди таковых на первое место явно претендует проблема неравенства.

Сам факт устойчивого существования значительных очагов бедности (по разным оценкам от 12% до 17% населения (39 млн человек на 2007 г.) является основанием всесторонней научной, политической и публицистической критики в адрес американского государства и общества. Непосредственными причинами бедности является то, что, во-первых, на типичную семью в этом сегменте приходится всего 800 часов занятости в год, во-вторых, в нем преобладают неблагополучные семьи, неполного состава во главе с матерями-одиночками. Именно на такие семьи приходятся две трети бедных детей, само наличие которых оценивается как накопление "социального динамита" для ближайшего будущего страны. Различные, в том числе новейшие формы неравенства (такие как "цифровое") находятся под постоянным статистическим и социологическим наблюдением и являются объектом законодательного и административного регулирования.

Главные средства борьбы с бедностью, которыми почти до конца прошлого века были продуктовые талоны, предоставление муниципального жилья и бесплатная медпомощь, оказались антагонистичными трудоустройству и нормальной семье. Отличительным свойством новых программ по развитию человеческого потенциала страны является переход от преобладания социального вспомоществования к системе помощи в возвращении к нормальной жизни и к производительному труду. В 2007 г. подводились десятилетние итоги действия Закона о персональной ответственности и упорядочении возможностей трудоустройства (Personal Responsibility and Work Opportunity Reconciliation Act, 1996), который также известен как "Реформа системы государственной социальной помощи" и включает систему мер по организации трудоустройства, образования и профессиональной подготовки при федеральной финансовой поддержке. С 1970 г., то есть в течение четверти века до начала этой реформы в 1997 г., доля негритянских детей в бедных семьях стабильно держалась на уровне 42%, а затем резко снизилась до 30%. Это означает, что улучшение охватило до 1 млн детей. Из ряда других актов можно также назвать Закон о медицинском страховании детей из семей c низкими доходами, по которому в распоряжение штатов было направлено в течение 10 лет 40 млрд долл., а в настоящее время администрацией заявлено продолжение финансирования. На будущее страны работает национальная программа "Ни один ребенок не должен быть заброшен", предусматривающая комплекс дошкольных и школьных мероприятий по развитию, обучению и оздоровлению детей из бедных семей. На очереди в конгрессе стоит комплексная иммиграционная реформа, направленная на упорядочение процесса приема и адаптации потока иммигрантов, который служит одним из источников бедности и неравенства в США. Действие дифференцированных налоговых ставок уменьшает разрыв между крайними децилями группировки плательщиков по размеру доходов в три раза. Антикоррупционный закон Сарбанеса-Оксли 2003 г. и аналогичные последующие антикризисные меры реально препятствуют социально неприемлемому обогащению элитарного слоя населения страны.

Сохраняются и прямые формы социальной помощи, в частности льготы для покупки жилья (выплата первого взноса, облегчение налоговых платежей и т.п.). В проведении этих мероприятий, как правило, осуществляется кооперация федерального правительства со штатными и местными государственными органами, поддержка роли гражданских организаций и церкви при неукоснительном соблюдении принципа отделения церкви от государства. Вся эта работа опирается на постоянный мониторинг различных аспектов благосостояния семей национальные обследования американских домохозяйств.

Говоря о стратегической ориентации развития США, не следует упускать из виду американский опыт продвижения в решении социально-политических и социально-культурных проблем. К их числу относится формирование национально смешанного общества, успехи в сдерживании преступности, борьба с распространением СПИДа, ограничение курения и наркомании, а также стимулирование здорового образа жизни. Американское общество более однородно, чем в Европе, и возможно, что опыт США предугадывает будущее европейской политики, если последней удастся справиться с нарастающими опасностями мусульманской иммиграции.

В рамках экономики США, для которой органичны технологии двойного военно-гражданского назначения, изменилась экономическая значимость военного производства. Поскольку развитие экономики опирается на реализацию более двух третей ВВП в сфере индивидуально-семейного спроса, гражданский компонент является не только несравненно более масштабным, но и ведущим. Он более сложен в техническом и коммерческом отношении. Нужно учитывать то, что доля военных расходов в общественном продукте США не может быть произвольно низкой по ряду объективных причин, не связанных с текущими военными операциями и приготовлениями к ним, а также в силу действия постоянных факторов, таких как высокий уровень материального обеспечения военнослужащих, огромный масштаб военно транспортных операций, затраты на обновление приоритетов развития вооруженных сил. Тем не менее, относительная величина базовой части военных расходов США остается стабильной на уровне от 4% до 4,2% ВВП. В эту цифру не вошли прямые чрезвычайные расходы на военные операции в Ираке и Афганистане, которые финансируются отдельно по смете, представляемой Белым домом и утверждаемой конгрессом США. По данным бюджетного управления конгресса, они составили в 2004 фин. г. 111 млрд долл., в 2005 г. - 81, в 2006 г. - 120, в 2007 г. (до утверждения в конгрессе) - 170 млрд долл.

При оценке степени оправданности уровня военных расходов в стране требуется иметь в виду, что запросы правящей администрации находятся под постоянным жестко критическим контролем (обычна практика скрупулезной проверки и сокращения) конгресса США. Если к приведенным выше расходам на оборону добавить значительные, ставшие постоянными затраты на обеспечение национальной безопасности, антитеррористические мероприятия, затраты по статьям других ведомств, а также затраты на обширные льготы ветеранов, то размер подобных затрат оценивается экспертами на предкризисный 2007 г. в 850-900 млрд долл., то есть до 7% ВВП.

Американская система экономических механизмов самодвижения и средств государственного регулирования имеет ряд сильных сторон. К их числу относятся, во-первых, комплексность обеспечения эффективности крупных государственных мероприятий. В первую очередь это относится к законодательству, содержащему те или иные социальные инновации. В каждом из таких случаев прописывается степень участия и роль не только государственных структур - федеральных, местных и штатных органов власти, но и институтов гражданского общества. В общественных обсуждениях такого рода законодательных актов детально обнажается воздействие предлагаемых мероприятий на конкретные интересы всех слоев населения и общественных групп. Таким образом, окончательное решение, как бы не расценивались его качество и результаты, представляет собой итог разнонаправленного давления интересов всех политических сил страны.

Во-вторых, способность адаптироваться к изменяющимся конкретным требованиям сменяющих друг друга экономических циклов. Размерность цикличности укладываются в восьмилетний срок допускаемого конституцией времени пребывания президента в должности. Тем самым появляется возможность избегать издержек застоя и убывающей эффективности политического пакета средств регулирования экономики, которые вырабатываются каждой из двух регулярно сменяющих друг друга у власти политических партий.

В-третьих, ориентированность на постоянное совершенствование экономических и социальных институтов. Бизнес и население США в доступных для него политических и других институциональных формах гражданского общества, с одной стороны, требуют подтверждения эффективности от каждого законодательного мероприятия. Но с другой стороны, они давно пришли к пониманию того, что нет постоянных законодательных и административных панацей от социальных болезней. Как и многие аналогичные меры по поддержанию социального баланса (антимонопольная и антикоррупционная практика, совершенствование финансовой отчетности, изменения в налоговой системе, реформирование социального обеспечения и здравоохранения, способов обеспечения доступа населения к образованию, совершенствование системы выборов и т.д.) это бесконечный итерационный процесс, без которого демократические институты вырождаются.

В-четвертых, это ярко выраженный расчет на то, что успех политики обеспечивает ориентация на решительные прагматические действия в данных конкретных условиях. Гарантией успеха является не подбор политики под доктрину, а подбор доктрин под сформировавшиеся общественные потребности. Примером может служить борьба с коррупцией. В 2003-2004 гг. прокуратура обвиняет в уголовном преступлении руководство десятков крупнейших компаний страны, суд выносит по этим делам быстрые и реальные приговоры, Конгресс немедленно принимает жесткий антикоррупционный закон Сарбанеса-Оксли, а в области политической деятельности закон Мак-Кейна-Файнгольда об упорядочении пожертвований в партийные кассы.

Особого внимания заслуживают решительные и в то же время демократически согласованные шаги американской администрации по купированию кризиса 2007-2009 гг. Сейчас пока еще трудно дать оценку результативности этих мер и об эффективности использования огромных бюджетных ассигнований. Однако имеется полное основание отметить огромный объем деятельности по решению принципиально новых проблем внутреннего и глобального характера. Антикризисный план Обамы является беспрецедентным не только по масштабам, по своевременности осуществления, но также и по своей экстраординарной открытости для всеобщего контроля. Примером решительных и в то же время тщательно подготовленных действий правительства США может служить антикризисный закон о восстановлении экономики и реинвестировании. Наибольшая часть из общей суммы расходов - более трети от 787 млн долл. была брошена на долговременное и дозированное поддержание потребительского спроса в форме снижения налогов, которое затронуло 95% работающих американцев. Следующая треть была направлена на прямую поддержку дефицитных бюджетов штатов (это позволило, в частности, избежать массовых увольнений учителей и работников коммунальных служб) и нуждающихся в помощи частных лиц (в области безработицы, медстраховки и ипотеки). Таким образом, две трети ассигнований представляли собой средства, которые были направлены на личное и общественное потребление. Оставшаяся треть расходов предназначена на 30 тыс. разнообразных программ, в том числе на программу дорожного строительства, самую большую с тридцатых годов прошлого века, строительные проекты на военных базах, портах, мостах, туннелях, экологические мероприятия, в том числе по развитию альтернативной энергетики, реконструкцию устаревших систем сельского водоснабжения, реконструкцию общественного транспорта в городах. Все эти и другие подобные мероприятия в равной мере необходимы для текущего создания рабочих мест и для поддержки диверсифицированного экономического роста в будущем. Подчеркивается, что закон разработан не для единовременного толчка экономики, а как мероприятие по постоянной поддержке ее в течение продолжительного периода.

В-пятых, принятая в принципе, хотя еще далеко не всегда выдерживаемая на практике стратегическая ориентация всех аспектов развития на основе растущего понимания того, что процессы в реальном времени - это заключительный этап событий прошлого, а управлять на основе текущих показателей и рефлекторных тактических решений означает дезориентировать политику. Анализируя антикризисные мероприятия администрации Обамы легко констатировать в них преобладание мер, нацеленных на обеспечение послекризисного социального и экономического преобразования облика страны над текущими авральными компонентами.

Главным экономическим приоритетом США является укрепление лидерства страны в глобальной инновационной системе в равной мере в отношении как к решению крупных научно-технических проблем, так и к стимулированию формирования новых производств на территории страны. Это нужно для роста производительности, обеспечения запаса конкурентоспособности и формирования рациональной структуры занятости. Решение этой задачи усложняется в условиях необходимости отвлекать средства на преодоление кризиса и решение острых социальных проблем. Об активных действиях в этом направлении, в частности, о стремлении сочетать текущие и стратегические задачи свидетельствует новая волна ориентации на развитие человеческого потенциала страны - инвестиции в образование, включая решение социально-воспитательных, национально-культурных и демографических проблем, в развитие науки, сферы здравоохранения и экологии. От этих инвестиций и непосредственно, и в конечном счете зависит весь успех долгосрочного и глубокого перехода на новую структуру национальных потребностей и новые контуры образа жизни, соответствующие условиям XXI века.

Главным процессом саморазвития страны в направлении такой перестройки является активный поиск и выдвижение новых инновационных локомотивов роста и перестройка инструментов, которые в государственном, корпоративном, гражданском и индивидуально-семейном секторах экономики опосредствуют выбор приоритетов и мобилизацию материальных и общественных стимулов на их осуществление. По содержанию это целевая ориентация на поиск магистральных социально и экологически приемлемых перспективных потребностей населения и соответствующее регулирование развития новых технологий. В настоящее время ориентированный на непосредственно будущее прогностический процесс находится на ранних ступенях, когда в ходе проб, ошибок и преодоления социальной инерционности системы определяется общий состав направлений развития.

Главная из созревших острых экономических проблем - обеспечение сложного комплекса условий для сохранения равновесия при рискованном балансировании страны, когда на одной стороне - экономический, инновационный, политический и силовой вес США, а на другой - груз внешних и внутренних задолженностей, отягощенный пороками американской и мировой финансовой систем. Решение этой проблемы упирается в успешное налаживание международной кооперации в деле глобального финансового оздоровления и в реализацию инновационных подходов в дело строжайшей экономии средств при проведении дорогостоящего комплекса антикризисных мероприятий.

studfiles.net

1.3. Американская модель рыночной экономики

На сегодняшний день самой экономически мощной державой является США. Модель экономики, характерная для этой страны, может быть охарактеризована как либеральная или конституционально-классическая. Это означает, что данная модель создана по классическим нормам экономического и политического либерализма. Кроме того, она законодательно закреплена в Конституции, принятой в 18 веке.

Анализ социально-экономического развития США за последние примерно сто лет позволяют выделить три важнейшие характеристики американской экономики:

- рост валового национального продукта в целом и на душу населения;

- динамика структуры рабочей силы;

- возросшее вмешательство государства в экономику.

Среднегодовые темпы роста ВВП до 1930 – примерно 3,5%, после 1949 – 3,6%. По мнению американского профессора Л. Рейнольдса, ВВП на душу населения начал расти в США по меньшей мере с 1830 года.

При этом следует помнить, что такие темпы развития были характерны для страны классического капитализма и рыночной системы, не с точки зрения становления рыночной системы, а с точки зрения привнесения в экономику эмигрантами из Старого Света (в основном из Англии) основы рынка в чистом виде в поведении и психологии. В частности, отмечая буржуазное происхождение США, Ф. Энгельс подчеркивал, что они основаны мелкими буржуа и крестьянами, бежавшими от европейского феодализма с целью учредить чисто буржуазное общество.

Отцы американской демократии – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Медисон, Дж. Адамс – прагматики с огромным опытом и знанием делового человека, американского характера эмигранта, его психологии. Они желали «достигнуть высокого уровня развития и своды для каждого гражданина с помощью общественных институтов, задуманных ими», совершенно четко осознавая свойства человеческого характера и не имея ни малейшего желанию строить свою систему, используя некоего фантастического, придуманного человека.

Важнейшая черта современной американской экономики – возросшее вмешательство в нее государства. Можно выделить четыре главных направления вмешательства:

1. Обеспечение общественных услуг путем найма рабочей силы, покупки материалов и оборудования и т. п. в частном секторе: около 80% продукции реализуется через частный сектор и более 20% – это так называемые правительственные закупки, которые производятся для граждан и финансируются из налоговых поступлений (из бюджетов разных уровней). Они обеспечивают народное образование, полицию, пожарную охрану, различные городские услуги, содержание мостов, дорог и т. д., поддерживание национальной обороны.

2. Перераспределение дохода через налоговую систему и систему трансферных платежей (пенсии пожилым людям, пособия многодетным и др.). Они идут полностью людям с малой «потребительской корзиной». Доля трансферных платежей в ВВП увеличивалась от 1% в 1929 году до 6% в 1950 году, составила почти 15% в 1983 году и 16,44% - в 1990 году. Сегодня она составляет более 20%. Следует отметить, что доля этих платежей в США меньше, чем в Западной Европе, но больше, чем в Японии.

3. Вмешательство в частный рынок либо для обеспечения конкуренции, либо для ограничения ее разрушающих сил.

4. Макроэкономическое регулирование денежно-кредитной сферы через Федеральную Резервную систему.

Рыночная система США позволила создать простор для быстрого развития рыночной экономики по классическим образцам Западной Европы, начиная с конца 18 века. Экономическая свобода в рамках права дала возможность быстро формировать и развивать рыночные институты, обеспечить значительный рост ВНП и на этой основе высокий уровень удовлетворения потребностей. Если в Западной Европе этот процесс занял, по меньшей мере, 800 лет, то в США – только 200 лет.

Политическая демократия явилась не просто целью, а средством обеспечения свободы, в том числе и экономической, ибо, раскрепостив движущие силы общества, его творческий и производственный потенциал (бизнесменов, ученых, финансистов), она с помощью общественных институтов, гарантировавших достижение прав каждого человека, позволила получить динамично развивающуюся экономику в рамках конституции и права.

Итак, американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда

и массовой ориентации на достижение личного успеха.

studfiles.net

7.2 Социально-экономическая модель сша

За годы войны промышленное производство США удвоилось, а прибыли корпораций утроились. Алюминиевая промышленность выросла в 6 раз, самолетостроение – в 16, производство синтетического каучука – в 400. В результате США стали обладателями 2/з объема промышленного производства и золотого мирового запаса.

Соединенные Штаты предложили свободному миру свою валюту в качестве мировых денег, свой рынок для сбыта продукции, свои капиталы для восстановления разрушенных войной экономик, свою идеологию, в том числе и экономическую. Ориентация других стран на американский рынок заставила их постепенно адаптировать и свои собственные экономики к требованиям, предъявляемым США.

США страна-лидер по необходимости имеет завышенный валютный курс. Спрос на валюту существует не только для проведения торговых и кредитных операций, но и для создания резервов в других странах. Причем эти резервы создаются как их официальными органами (центральными банками и правительствами), так и частными лицами.

Завышенный валютный курс приводит к тому, что импорт становится очень дешевым, следовательно, жизненный уровень и уровень богатства в стране-лидере растут быстрее, чем могло бы происходить за счет собственного экономического роста. Собственные импортозамещающие производства становятся неконкурентоспособными, но их неэффективность маскируется ростом благосостояния. Тем более, что сильная валюта позволяет относительно дешево покупать не только потребительские товары, но сырье и полуфабрикаты. Дешевое импортное сырье также порождает иллюзию эффективности экономики.

Привычкой становится перепотребление, и поэтому снижаются стимулы к повышению эффективности производства вообще и к инвестированию в частности. Иллюзия благополучия вызывает к жизни теорию «общества всеобщего благосостояния».

Кроме того, поскольку США должны были обеспечить своими деньгами все остальные страны мира, то центральный банк страны – Федеральная резервная система – должен был выпустить доллары, чтобы удовлетворить этот спрос. Однако денежная база обеспечивается тремя основными активами центрального банка: золотовалютными резервами, кредитами коммерческим банкам и кредитами правительству (облигациями государства). Последний вид активов представляет собой монетизированный государственный долг и является следствием дефицита государственного бюджета страны. Поэтому США с 1969 г. постоянно имеют дефицит бюджета и постоянно растущий долг. Основная же часть денежной массы Америки, обеспечена долговыми расписками федерального бюджета.

Таким образом, положение страны-лидера таит в себе много подводных камней, которые должны, в конце концов, разрушить данную конструкцию.

Система регулирования экономики центральными органами была модифицирована. Если в послевоенный период активно использовались меры фискальной политики в борьбе с безработицей и инфляцией, то в 70-е годы они перестали работать. Кейнсианские рецепты государственного регулирования в США вполне соответствовали индустриальной стадии развития общества: они стимулировали совокупный спрос в экономической системе, а следовательно, и развитие промышленности, способной его удовлетворить. Активная фискальная политика вполне соответствовала понятию «общества всеобщего благосостояния», активно внедряемому в общественное сознание в 60-е годы. Предполагалось, что совокупный спрос вызовет соответствующее совокупное предложение, т. е. обеспечит соответствующий уровень производства. Идея состояла в том, чтобы стимулировать расходы потребителей в ущерб сбережениям и создавать обширные рынки. При ослабевании спроса государство должно было увеличить расходы.

Ускорение темпов экономического роста при помощи стимулирования совокупного спроса привело к обострению проблем и противоречий. Высокий уровень инфляции, быстрый рост цен и одновременно высокий уровень безработицы, перечеркнул установку Кейнсианской концепции государственного регулирования, а именно существование обратной зависимости между уровнем безработицы и темпами роста цен – одновременный высокий уровень этих показателей несовместим. Но концепция совершенно не обращали внимания на предложение, эффективность производства. В результате применения кейнсианских рецептов стал стремительно расти дефицит бюджета и государственный долг. Кейнсианский вариант государственного вмешательства исчерпал себя.

Усиление роли государства в экономике привело к развитию смешанной экономики.

Смешанная экономика – это социально-экономическая система, включающая в себя комбинацию государственного и частного секторов и механизм регулирования экономики. Она представляет собой модель движения к смешанному обществу. Цель смешанной экономики состоит в достижении относительного баланса разнородных интересов различных слоев населения. Государственное регулирование – это способ увязки частных и общественных интересов. Его эффективность определяется достижением равновесия интересов различных слоев населения. Это достигается с помощью разных моделей.

Различные характеры экономик разных стран обуславливают существование различных моделей современной смешанной экономики.

Американская модель современной смешанной экономики. Она является самой либеральной моделью и предполагает приоритетную роль частной собственности, рыночного механизма. Доля государственной собственности низкая, используются разнообразные формы государственного вмешательства, такие как применение контрактной системы в виде заказов государства частному сектору и финансирование этих работ, специфические формы участия государства в предпринимательстве, передаче регулирующих функций местным органам власти. Главное назначение государственного вмешательства заключается в создании условий для развития частного сектора. Акцент делается не на повышение уровня централизации управления, а на эффективность государственного вмешательства.

В США высокий уровень социальной дифференциации, несмотря на это важная функция государства состоит в социальном корректировании, т.е. в социальной защите малообеспеченных слоев населения: 1) через налоги государство перераспределяет доходы населения; 2) выдача социальных пособий (основной путь).

studfiles.net

Экономика США, модель экономики Америки, ее развитие.

Об эконимике США - американскую модель экономики можно охарактеризовать, следующими характерными и принципиальными чертами, развитой капиталистической страны, как глобализация бизнеса, управление бизнесом и использование передовых информационных технологий. Глобализация бизнеса в США означает интеграцию этой страны и ее промышленности в мировую экономику.

Уже сейчас более половины доходов крупных корпораций США создается за границей, решающим значением приобрел процесс развития внешней торговли США, и экспансия на мировой ранок с помощью инвестирования капитала, в разные страны мира.

В свою очередь экономика США также использует передовые инвестиционные товары и технологии зарубежных стран, в США успешно представлены и работают многочисленные филиалы, представительства и дочерние компании всех европейских и азиатских торговых брендов и компаний.

Если сравнить процент внешней торговли США в конце 1970-х гг., когда с экспортом продукции было связано около 17% экономики США, то к уже концу 1990-х годов экономика США, уже на 25% зависела от экспорта своего товара за рубеж.  

Влиятельные внешнеполитические позиции США, а также успешное лидерство американской экономики, вместе с успешной моделью развития, определяют в большей степени и лидерство США в мировом процессе глобализации. На данный момент пока еще ни одна другая страна мира, не может противопоставить более успешную модель роста экономики.

                                 Экономическая модель развития США

Информационная революция в мире, служит дополнительным и мощным источником роста экономики Соединенных Штатов Америки. Сегодня США, как и многие страны мира, переживает настоящий информационный бум, все стремительнее развиваются и совершенствуются цифровые технологии, массово образуются новые компании, которые развивают новые отрасли экономики и промышленности. Только в известной Силиконовой долине - центре технологий США, что в штате Калифорния, чуть ли не каждый день образуется новая компания.  

Информационный бум и развитие нано технологий по настоящему, перевернуло экономику США. Если еще десяток лет назад экономику США двигало в мировые экономические лидеры, такие отрасли, как автомобилестроение, ВПК и строительство, то сейчас, главным и успешно действующим локомотивом развития США, служат в первую очередь информационные технологии, обеспечивающие по разным оценкам около трети, всего экономического роста Америки. В этом секторе экономики, а именно в сфере информатики и информационных технологий, Соединенные Штаты Америки, пока еще, не имеют себе равных. Можно привести пример, так, в рейтинге 100 компаний, работающих в сфере информационных технологий, первую двадцатку занимают 17 компаний их США.

Финансовым центром Америки, является Нью-Йорк, в котором размещены правления большинства банков, страховых компаний и промышленных корпораций Америки. Сердце автомобилестроения – район Детройта (северо-восток страны). Высокие технологии наиболее развиты в так называемой Силиконовой долине (Калифорния), Чикаго, Филадельфии, Бостоне, Нью-Йорке. Также Нью-Йорк – один из мировых центров легкой промышленности, индустрии моды. 

Наиболее известные компании: Boeing, Ford, General Motors, Chrysler, Procter&Gamble, Johnson&Johnson, Exxon Mobil Corporation, IBM, Intel Corporation, Google, Coca-Cola. Крупнейшие банки США: Citigroup, Bank of America, JP Morgan Chase, Wells Fargo. Мировой финансовый кризис нанес серьезный удар по многим ведущим корпорациям США, в том числе и по «Большой тройке» – автогигантам Ford, General Motors и Chrysler. General Motors в июле 2009 года завершила процедуру банкротства и теперь является госкомпанией.

Вам нужна недвижимость в США, или вы хотите готовый купить бизнес в этой стране, иммигрировать, вам нужна Грин Карта, ВНЖ - обращайтесь к нам:  www.worldluxrealty.com/usa

             Экономика США

worldluxrealty.com


Смотрите также