Роль государства в современной рыночной экономике


24. Роль государства в современной рыночной экономике, функции и методы регулирования

Государственное регулирование экономики – это система опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

Задачи государственного регулирования

-стимулирование экономического роста,

-регулирование занятости,

-поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре,

-поддержание внешнеэкономического равновесия путем активизации или сдерживания экспорта либо импорта разных товаров или капитала.

Функции государства в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Экономические функции современного государства:

а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;

б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.

Дадим этим функциям краткую характеристику:

1. Стимулирование сбалансированного экономического роста - стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста.

2. Борьба с безработицей - обязанностью государства становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.

3. Регулирование уровня цен - динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

4. Правовая основа экономической деятельности -Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.

5. Контроль и распределение ресурсов - государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

6. Регулирование рынка труда - производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д.

7. Социальная защита - Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

8. Охрана окружающей среды - государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды.

9. Защита национальных интересов - проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается.

В последнее время появилась тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества - ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

Методы государственного регулирования рыночной экономики

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы, к которым рыночная система предъявляет различные требования.

1. исключаются любые действия государства.

2. на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами.

3. экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы.

studfiles.net

Роль и функции государства в современной рыночной экономике

Министерство науки и образования Украины

Одесский государственный экономический университет

Кафедра общей экономической теории

Курсовая работа

по теме:

«Роль и функции государства в современной рыночной экономике»

Одесса - 2007

План

Введение

1 Объективная необходимость государственного регулирования

1.1 Чистый рынок и его недостатки

1.2 Поражение рынка

2 Эволюция взглядов на степень государственного вмешательства в экономику в разных теориях

2.1 Классическая

2.2 Кейнсианская

2.3 Монетаристская

3 Основные функции государства в экономике

4 Механизм реализации функций

4.1 Кредитно- денежная политика

4.2 Фискальная политика

4.3 Инвестиционная политика

4.4 Правовая база

5 Роль государства в переходной экономике Украины

Заключение

Введение

Тема моей курсовой работы звучит «Роль и функции государства в рыночной экономике». Именно эту тему я выбрал неслучайно, мотив, побудивший меня к этому выбору, заключается в более детальном и глубоком исследовании субъективной возможности государственного вмешательства в экономику и объективной необходимости в этом вмешательстве. Давно известно, что экономика тесно переплетается с политикой, на мой взгляд, связь между этими сферами тесна настолько, насколько глубоко государственное вмешательство, которое зачастую позволяет манипулировать экономическими процессами в часто политических целях, особенно в условиях отсутствия развитого гражданского общества и ответственности госчиновников перед народом. Принимая во внимание, что исследование проводится в рамках макроэкономики- науки в основном теоретической, попытаюсь сконцентрировать внимание на следующих моментах, которые выделены в плане.

Так,для начала считаю необходимым обосновать на теоретическом уровне объективную необходимость государственного регулирования рыночной системы, или чистого рынка, рассматривая основные её положения и регулирующие механизмы с последующим выделением экономических ситуаций, которых рыночная система не в состоянии обеспечить ответ на пять фундаментальных вопросов, - так называемое фиаско рынка.

Естественно экономические процессы нельзя рассматривать в статическом(застывшем) состоянии, они постоянно изменяются, так как изменяются условия деятельности, что влечёт необходимость ретроспективного взгляда на историю вопроса, обозначенного как тема работы. Именно поэтому считаю необходимым кратко ознакомится с эволюцией взглядов на проблему в различных теоретических школах, а также попытаться выделить наметившиеся тенденция в этом отношении. Затем попытаюсь выделить основные функции государства в экономике и связать их с соответствующими «звеньями» чистого рынка, то есть установить, какая функция сглаживает тот или иной недостаток. Разумеется, что для реализации функций необходимо обладать рядом методов, рычагов, механизмов. Основополагающие из них и выделены в плане. Понимая, что теория без практики бессмысленна, в завершение работы перенесу рассмотренные аспекты на реалии нашей украинской экономики. Здесь необходимо выделить специфику роли государства в течении происходящих трансформационных процессов, дать разъяснения сущности экономических преобразований, а также объяснить причины кризиса, в котором оказалась Украина в период реформ. И, наконец, сформулировать важнейшие направления государственного регулирования с целью выхода из кризиса. Таков логический порядок изложения. Отмечу, что работа не претендует на фундаментальность исследования, вследствие ограничений в объеме и широты материала.

1 Объективная необходимость государственного регулирования экономики

1.1 Чистый рынок и его недостатки

Основное экономическое преимущество чистого рынка заключается в его постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путём применения самой эффективной технологии, то есть рынок отвечает на пять фундаментальных вопросов. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных решений, предоставляя полную свободу выбора субъектом. Конкуренция управляет корыстными мотивами предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность общества в эффективном использовании редких ресурсов. Таковы аргументы за чистую рыночную систему.

Аргументация против рыночной системы сложнее. Критики утверждают, что капиталистическая идеология допускает и даже стимулирует угасание своего главного контрольного механизма конкуренция, Указанные экономисты считают, что по мере сужения конкуренция ослабевает и рыночная система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. Производители и поставщики ресурсов становятся менее подчинёнными воле потребителей. Процесс отождествления «невидимой рукой» личных и общественных интересов начинает терять силу. К тому же конкуренция экономической власти, которой сопровождается упадок конкуренции, позволяет носителям власти осуществлять меры принуждения.

Критики- специалисты утверждают, что рынок позволяет наиболее способным или ловким предпринимателем накапливать огромное количество материальных ресурсов, причём право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления, который порождает чрезвычайно неравномерное распределение денежных доходов. В результате семьи резко различаются между собой по возможности реализации своих потребностей на рынке, так как богатые имеют больше «долларовых голосов». То есть рынок выделяет ресурсы на производство предметов роскоши за счет предметов первой необходимости. Имеется в виду, что претензия на «эффективность» распределения ресурсов- это пустой звук, если распределение дохода не отвечает разумным критериям честности и справедливости.

Наконец, многие экономисты считают, что рынок представляет собой несовершенный механизм обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен.

1.2 Поражение рынка

Поражение рынка представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора так, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Одним типов фиаско является неспособность рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Это явление связано с переливами ресурсов или побочными эффектами. Когда производство или потребление товара порождает некомпенсируемые издержки, у какой- либо третьей стороны, то возникают издержки перелива. Наиболее очевидные издержки перелива связанны с загрязнением окружающей среды. Когда химическое предприятие спускает свои промышленные стоки в озеро или реку, то купальщики, рыбаки и совершающие лодочные прогулки, - все они несут издержки перелива. Когда производители переносят часть своих издержек на население, издержки их производства оказываются ниже, чем если бы они их не переносили.

Другими словами, кривая предложения не «захватывает» все издержки, которые с полным основанием могут ассоциироваться с данным производством. Отсюда следует, что кривая предложения производителя – S, занимает общий объем издержек производства. Загрязняя окружающую среду, фирма несёт меньшие издержки производства. В результате, как показано на рисунке, равновесный объём продукта Qe, больше оптимального Qo. Иначе говоря, ресурсы поступают в чрезмерном количестве.

Товары индивидуального потребления делимы, то есть они выступают в виде достаточно малых единиц, чтобы быть доступными индивидуальным покупателям. Кроме этого, они подвержены действию принципа исключения, который гласит, что те, кто желает и в состоянии платить равновесную цену, получают продукт, а те кто не в состоянии исключаются из числа получателей выгод, обеспечиваемых данным продуктом. Однако существуют так называемые государственные или общественные блага, - которые рынок вообще не намерен производить в силу их особенностей. Общественные блага неделимы и на них не распространяется принцип исключения, то есть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования их выгодами, как только эти блага возникают.

Классическим примером общественного блага служит маяк, предостерегающий корабли от коварного морского побережья. Строительство маяка может оказаться экономически обоснованным, если выгоды превысят затраты. Однако выгода, приходящаяся на долю каждого пользователя маяком, не может окупить приобретение такого крупного и неделимого продукта. Во всяком случае, после введения маяка в эксплуатацию его сигнальный свет служит ориентирном для всех судов. Практически нет способа исключить для некоторых кораблей возможность пользоваться выгодами от маяка. Поэтому, зачем какому-нибудь судовладельцу добровольно оплачивать такие выгоды? Экономисты называют это явление проблемой «фрирайдера», или проблемой «безбилетных пассажиров». Так как в данном случае принцип исключения неприменим, то не существует никаких стимулов для частного предприятия предлагать рынку маяки. Короче, здесь мы имеем дело с услугой, которая приносит существенную выгоду, но на производство, которой рынок в силу объективных причин не станет выделять ресурсы. Следовательно, чтобы общество могло пользоваться такими благами, обеспечить их должен государственный сектор, а финансировать их производство следует с помощью принудительных взысканий.

Таким образом, всё вышесказанное, хотя, в общем, и не опровергает рынок как ответ па пять фундаментальных вопросов, скорее даже наоборот, однако находит ряд случаев, когда рыночные механизмы «пасуют» и тем самым подтверждает объективную необходимость вмешательства.

mirznanii.com

4.5. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике.

Государство формирует правовое поле для реализации экономических отношений; берет на себя функции эмиссии денег и регулирования денежного обращения; способствует достижению принципов социальной справедливости.

В условиях современного развития рыночного хозяйства вмешательство государства в экономику связано с необходимостью реализации триады функций: эффективности, справедливости, стабильности.

С учетом роли государства кругооборот продукта и дохода может быть представлен в новом варианте. Заметим, что жирные линии обозначают материальные потоки, а тонкие – денежные.

Государственное регулирование дополняет, корректирует рыночный механизм. Следует подчеркнуть необходимость осуществлять государственное вмешательство лишь в допустимых пределах. Нельзя допускать при таком вмешательстве деформации рыночного механизма. В экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Но все экономисты сходятся на том, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы. Нет идеальных регуляторов: каждый из них, давая положительный эффект в одной сфере, обнаруживает негативный эффект в другой.

Выделяют два типа регуляторов экономики:

  1. административно-правовые: система законов и норм, а также мер по их реализации;

  2. экономические.

К экономическим регуляторам относятся:

  • бюджетно-налоговые меры: систему налогообложения и государственных расходов;

  • денежно-кредитная политика;

  • валютная и таможенная политика;

  • функционирование государственного сектора и поставка товаров и услуг, произведенных государством, фирмам и населению;

  • государственные закупки и заказы;

  • реализация целевых программ, индикативное (рекомендательное) планирование.

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым. Государство должно создавать условия для свободного функционирования рыночного механизма, т.е «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства. Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания социально-экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических подъемом и спадов в развитии экономики.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера.

Основными функциями государства в рыночной экономике являются:

  • создание эффективной конкуренции через создание равных условий для соперничества всех предпринимателей;

  • обеспечение правовой базы для рыночной системы;

  • ограничение монополизированного производства – антимонопольное регулирование;

  • обеспечение развития фундаментальных наук;

  • контроль за уровнем инфляции и безработицы;

  • стимулирование экономического роста;

  • эмиссия денег;

  • проведение внешней политики;

  • стабилизации экономических колебаний;

  • перераспределение доходов и ресурсов;

  • обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;

  • обеспечение экономической безопасности страны.

Субъектами ГРЭ являются органы трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, а также Центральный банк.

Объектами ГРЭ являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны.

Главным объектом ГРЭ является государственный сектор экономики.

Главной целью ГРЭ является социально-экономическая стабильность и укрепление существующей экономики (строя) внутри страны и за рубежом.

Методы ГРЭ:

  • прямые (административные) методы регулирования;

  • косвенные (экономические) методы регулирования;

  • контрактная система регулирования.

Системное (комплексное) использование методов государственного регулирования экономики называется макромаркетингом.

Кругооборот ресурсов, продукта и дохода и государственный сектор.

studfiles.net

5. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике.

Даже в условиях раннего капитализма, господства свободного саморегулируемого рыночного хозяйства государство не стояло в стороне от экономических и социальных проблем. Государство формирует правовое поле для реализации экономических отношений; берет на себя функции эмиссии денег и регулирования денежного обращения; способствует достижению принципов социальной справедливости.

В условиях современного развитого рыночного хозяйства вмешательство государства в экономику связано с необходимостью реализации триады функций: эффективности. справедливости, стабильности16.

Эффективность. Государство призвано создать условия для эффективного функционирования экономики.

Экономическая практика и ее теоретические обобщения позволяют сделать вывод о том, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях конкуренции. Именно конкурирующие производители минимизируют издержки и цены, стремятся произвести как можно большее количество продукции, соответствующей общественным потребностям. Вместе с тем развитие рыночного хозяйства, его эволюция приводят к развитию несовершенных форм конкуренции, ее ограничению и монополизации производства товаров и услуг. Государство поощряет и защищает конкуренцию с помощью мер антимонопольной политики.

С проблемой эффективности связано производство так называемых “общественных товаров” и “внешние эффекты”.

Экономистам известно. что рыночная система, по крайней мере, в двух случаях оказывается неэффективной, она:

  1. либо производит “не те” товары и услуги,

  2. либо не может выделить достаточно ресурсов для производства благ, входящих в структуру общественных потребностей.

В первом случае речь идет о так называемых “внешних, или побочных эффектах”, то есть о побочных продуктах экономического развития. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Классический пример отрицательного эффекта: строительство плотины в верховьях реки ухудшает условия рыболовства в нижнем течении реки. Пример положительного внешнего эффекта: строительство фермером дороги к своим полям позволяет улучшить сообщение с соседними поселениями без вложения капитала. Проблемы составляют, главным образом, отрицательные внешние эффекты, часто связанные с экологическим аспектом производства. Государство применяет для их нейтрализации корректировочные меры.

Второй случай несовершенства рыночного механизма - недопроизводство “общественных товаров”. Особенностью общественных благ является неисключаемость из потребления, то есть они достаются всем потребителям (независимо от того, оплачены ими или нет) и часто потребляются коллективно. Классический пример общественного товара - маяк, который светит всем и предостерегает корабли от коварной мели. Услуга маяка дает значительную выгоду, но выделять на него ресурсы рыночная система не станет. Другая категория общественных благ - то, что является необходимым для всего общества, но не может оплачиваться отдельными людьми. Пример - школы, услуги здравоохранения. Чтобы общество могло получать эти необходимые блага, их производство должно обеспечить государство. Улицы и автомагистрали, библиотеки и музеи, медицинское обслуживание и общее образование - предмет не просто государственной заботы. Их создание, производство, финансирование - задача государства.

Справедливость. Рынок обеспечивает формирование доходов населения на рынках товаров и экономических ресурсов. По законам рынка справедливы доходы тех, кто преуспел в конкуренции. Рынок не считается с другими принципами справедливости. В современном мире всякое государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых, безработных, гарантирует минимальный уровень доходов.

Стабильность. Развитие экономики, основанной на рыночных принципах, носит циклический характер. Экономические спады, кризисы означают неполную занятость ресурсов, появление безработицы, в современных условиях дополняемой инфляцией. Государство берет на себя функцию поддержания макроэкономической стабильности, проводит антициклическую политику.

Помимо этих глобальных проблем государство:

  • поддерживает некоторые сферы и сектора экономики, например, малый и средний бизнес, новые перспективные отрасли производства;

  • обеспечивает развитие фундаментальных научных исследований;

  • способствует решению региональных проблем.

Таким образом, государственное регулирование дополняет, корректирует рыночный механизм. Следует подчеркнуть необходимость осуществлять государственное вмешательство лишь в допустимых пределах. Нельзя допускать при таком вмешательстве деформации рыночного механизма. В экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Но все экономисты сходятся на том, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы. Нет идеальных регуляторов: каждый из них, давая положительный эффект в одной сфере, обнаруживает негативный эффект в другой.

Выделяют два типа регуляторов экономики:

  1. административно-правовые: система законов и норм, а также мер по их реализации;

  2. экономические.

К экономическим регуляторам относятся:

  • бюджетно-налоговые меры: систему налогообложения и государственных расходов;

  • денежно-кредитная политика;

  • валютная и таможенная политика;

  • функционирование государственного сектора и поставка товаров и услуг, произведенных государством, фирмам и населению;

  • государственные закупки и заказы;

  • реализация целевых программ, индикативное (рекомендательное) планирование.

С учетом роли государства кругооборот продукта и дохода может быть представлен в новом варианте. Заметим, что жирные линии обозначают материальные потоки, а тонкие - денежные.

Кругооборот ресурсов, продукта и дохода и государственный сектор.

studfiles.net


Смотрите также