Государственное регулирование рыночной экономики проявляется в виде


Тема 4. Роль государства в рыночном хозяйстве

50

4.1. Цели и функции государственного регулирования в смешанной экономике.

4.2. Основные формы государственного регулирования экономики.

4.3. Ограниченность государственного регулирования экономики. Разгосударствление и приватизация.

4.1. Цели и функции государственного регулирования в смешанной экономике.

Ограниченность рыночного саморегулирования в решении многих важных экономических и социальных задач требует на определенном уровне развития рыночного хозяйства вмешательства государства в экономику. Цели государственного регулирования состоят в стимулировании экономического роста, поддержании экономической и социальной стабильности.

Можно выделить несколько этапов эволюции государственного регулирования. Долгое время (XVII - середина XIX вв.) буржуазное государство играло роль ²ночного сторожа², т. е. ограничивалось обеспечением самых общих условий производства (прежде всего, правовых норм), не вмешиваясь активно в сам производственный процесс. Начиная с конца XIX в., экономика достигает такой степени сложности, что стихийное рыночное саморазвитие начинает грозить острыми социально-экономическими потрясениями. После "Великой депрессии" 1929-1933 гг. возникает система постоянного и активного участия государства в управлении рыночным хозяйством. На смену саморегулируемой рыночной экономике ("чистому капитализму") приходит регулируемое рыночное хозяйство.

Можно выделить четыре основных концепции экономической политики государства: классическую, кейнсианскую, неокейнсианскую, неоклассическую (табл. 4.1.).

Таблица 4.1.

Основные концепции государственного вмешательства в рыночную экономику

Концепции

Представители

Основные положения

Классическая

(XVIII-нач.XIX вв.)

А. Смит,

Д. Рикардо

«Невидимая рука» обеспечивает единство частных и общественных интересов, в том числе эффективное распределение и использование ресурсов, поэтому государственное вмешательство вредно

Кейнсианская

1930-70 гг.

Дж. М. Кейнс

Рыночный механизм себя исчерпал, он не обеспечивает единства частного и общественного интересов, в том числе полной занятости ресурсов, поэтому необходимо активное участие государства

Неокейнсианская

1960- по н.в.

П. Самуэльсон

Государство должно стимулировать экономический рост, осуществлять планирование

Неоклассическая

1960-по н.в.

М. Фридмен, И.Фишер, Ф.Хайек, Г.Беккер, Т.Шульц

Провалы правительства опаснее, чем провалы рынка, поэтому вмешательство государства должно быть минимальным

В современном хозяйстве государство выполняет следующие основные экономические функции, необходимые для сохранения и развития рыночной системы:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рынка (обеспечение "мягкой" инфраструктуры рынка).

2. Поддержание конкуренции, борьба с монополизмом.

3. Перераспределение ресурсов для сбалансированного и стабильного развития различных секторов экономики (структурная политика).

4. Перераспределение доходов и богатства для смягчения социального неравенства. Иными словами, государство стремится “очеловечить” рыночный механизм, сделать его приемлемым для большей части общества.

Рассмотрим подробнее функцию перераспределения ресурсов. Государство ²подправляет² рыночную систему, перераспределяя ресурсы, тем самым реализуя общественный интерес в ущерб некоторым частным интересам. Государство корректирует так называемые ²издержки перелива², стимулирует ²выгоды перелива² и финансирует производство общественных благ.

Издержки ²перелива² или отрицательные экстерналии – это внешние эффекты, которые затрагивают интересы третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Например, химический комбинат, осуществляющий выбросы в атмосферу, наносит вред здоровью людей – третьим лицам, не участвующим в производстве, купле-продаже продукции комбината.

Государство может сократить издержки ²перелива², связанные с экологическим ущербом, следующими путями:

- Законодательно ввести предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды.

- Продавать фирмам права на загрязнение исходя из установленных государством норм.

- Установить специальный налог на загрязнение. Налоги, как известно, повышают средние издержки (издержки на единицу продукции) и могут побудить производителя ввести очистные системы или сократить производство товара.

Налоги как неценовой фактор уменьшают предложение. В результате (рис. 4-1) происходит сдвиг кривой предложения от Soк S2, сокращается равновесный объем производства с QEo к QE2, при этом новая равновесная цена PE2 выше, чем PEo.

Рис. 4-1. Издержки перелива Рис. 4-2. Выгоды перелива

Начиная с 60-х годов XX в., многие транснациональные корпорации, стремясь сократить свои издержки, возникшие в связи с введением в этих странах жестких природоохранных законов, выводят грязные производства в развивающиеся страны, которые имеют более ²мягкое² экологическое законодательство и/или недостаточно эффективный механизм его применения.

Выгоды ²перелива² или положительные экстерналии – это внешние эффекты, которые могут приносить выгоды третьим лицам, не участвующим в сделке. Такие эффекты возникают, например, при росте доступности образовательных услуг. Государство обеспечивает реализацию выгод ²перелива², стимулируя приток ресурсов в отдельные отрасли, в развитии которых оно заинтересовано, используя следующие методы:

  • Предоставление субсидий производителям, социальных выплат и льгот домохозяйствам. Например, производители, получая субсидии на производство школьных учебников, сокращают средние издержки и могут продавать школьные учебники по более низким ценам и производить их больше. Выигрывают от этого семьи, в которых есть школьники.

- Финансирование отрасли или приобретение ее в государственную собственность.

Предоставление субсидий увеличивает предложение. В результате (рис. 4-2) кривая предложения смещается от Soк S1, снижается равновесная цена от PЕ0 до PЕ1 и растет равновесный объем производства от QЕ0 к QЕ1.

Стимулируя выгоды ²перелива², государство финансирует также производство общественных и квазиобщественных благ.

Общественное благо – это благо, к которому не применим принцип исключения и которое, как правило, неделимо. Им могут бесплатно пользоваться все члены общества. Государство финансирует его производство, поскольку оно приносит существенные выгоды общества (табл. 4-2).

Таблица 4-2

studfiles.net

функции и структура. Объекты и субъекты рыночной

Экономики. Условия функционирования рыночной системы.

Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов

Рынок – сфера товарного обращения, основанная на действии экономических законов. Рынок – система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обращения товаров и услуг, причём рынок вовлекает в обращение не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом процесса труда. Роль рынка в современной экономике заключается в том, что рынок является основной организационной формой общественного производства. С помощью рынка решаются проблемы распределения рабочей силы и средств производства по различным отраслям и сферам производства в таких пропорциях, которые необходимы для удовлетворения общественных потребностей. Рынок делит всех экономических субъектов на покупателей и продавцов.

Основные субъекты рыночной экономики:

  • Домохозяйства – экономические единицы, состоящие из одного или нескольких субъектов, которые владеют какими-либо ресурсами и осуществляют предложение факторов производства. Они самостоятельно принимают экономические решения и их цель – максимально заработать на своём ресурсе.

  • Фирмы, предприниматели – экономические единицы, которые используют ресурсы в процессе производства и производят определённые блага для удовлетворения общественных потребностей. Они также самостоятельны в принимаемых решениях и их цель – получить максимальную прибыль.

  • Правительство или государство и все правовые учреждения, наделённые юридической и политической властью, цель – обеспечение эффективного функционирования общественного производства.

Объектами являются все товары и услуги, ценные бумаги, капитал, факторы производства, то есть все, что может являться объектами купли-продажи.

Регулирующая (положительная) роль рынка проявляется через функции, которые выполняет рынок. Функции рынка: объединяющая, информационная, контролирующая, стимулирующая, оздоровления или санации экономики. Инструментами осуществления всех этих функций является конкуренция и механизм свободного ценообразования.

Негативные стороны рыночной экономики:

  • не способствует сохранению невозобновляемых ресурсов;

  • объективно способствует возникновению макроэкономических диспропорций;

  • не обеспечивает действенной мотивации для фундаментальных научных исследований и вложений в любые долгосрочные проекты;

  • не гарантирует полной занятости, стабильного уровня цен и доходов и тем самым порождает безработицу, инфляцию и чрезмерную дифференциацию доходов населения.

Рынок можно классифицировать по различным признакам:

  • в зависимости от организационной формы: базар, магазин, аукцион, ярмарка, биржа;

  • в зависимости от масштабов: местный (регион), национальный, мировой;

  • в зависимости от масштабов конкуренции: монопольный, олигопольный, монополистическая конкуренция и совершенной конкуренции;

  • в зависимости от объектов купли-продажи: продовольствия, труда, недвижимости, ценных бумаг и т.д.;

  • в зависимости от характера продаж: оптовый, мелкооптовый и розничный.

Условия функционирования рыночной экономики – это общесистемные черты, без которых рыночная экономика либо невозможна, либо неэффективна. Основные из них:

  • экономическая свобода;

  • экономическая ответственность;

  • право быть собственником всех видов движимого и недвижимого имущества, включая землю;

  • конкуренция;

  • государственное регулирование;

  • система социальной защиты;

  • наличие развитой рыночной инфраструктуры.

Механизм функционирования рыночной экономики можно представить в виде модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов (рис. 2)

Рис.2

Модель показывает движение ресурсов, продуктов и денежных средств. Каждый из экономических субъектов выступает как в роли продавца, так и в роли покупателя, при этом государство может изменить распределение доходов и регулировать уровень экономической активности с помощью налогов.

studfiles.net

1.Необходимость государственного регулирования экономики

1.1.Сущность государственного регулирования экономики

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы государственного регулирования, необходимость этого объясняется различными проявлениями несовершенства рынка (провалов рынка), предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях:[12]

1.     Несостоятельность конкуренции (на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества).

2.     Наличие общественных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в недостаточном количестве. Таких товаров много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3.     Внешние эффекты или экстерналии (загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам).

4.     Неполные рынки (рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных).

5.     Несовершенство информации (общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства).

6.     Безработица, инфляция, экономическое неравновесие.

7.     Излишне неравномерное распределение доходов.

8.     Наличие обязательных товаров (начальное образование), потреблять которые только государство может заставить общество, но никак не рынок.

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает необходимость государственного регулирования.

Следует более подробно рассмотреть понятие «государственное регулирование» :

Таблица1

Определение «государственного регулирование»

Источник определения

Государственное регулирование -это

http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki.html

воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Окончание таблицы 1

http://abc.vvsu.ru/Books/ekonomika_kl/page0011.asp

процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которых реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине. При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

http://vasilievaa.narod.ru/gu/stat_rab/book/GRE_Zheltov/g2.htm

представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями

http://www.lerc.ru/?part=articles&art=15&page=8

совокупность субъектов, объектов, принципов, целей, механизмов, методов и инструментов регулирования, образующих целостное единство.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").

воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц; осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов

В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов. Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Они применяются на уровне не только центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования.

К мерам прямого экономического регулирования относят целевое финансирование и государственные закупки.[30]

Под целевым финансированием понимается выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования  в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Одним и самым наиболее важным объектом  целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

Под государственными закупками понимается часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).

Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством  мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.

Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому что имеют много аспектов. Особое значение имеет тот факт, что ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, - это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой стороны – доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке.  При этом особенность государства состоит в том, что пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.

studfiles.net

1.11 Государственное регулирование рыночной экономики.

План:

1. Экономическая роль государства: исторический аспект

2. Сущность государственного регулирования, цели и задачи

3. Функции и инструментарий государственного регулирования

4. Методы государственного регулирования

1. Экономическая роль государства: исторический аспект

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.

Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.

Представители меркантилизма - первой экономической школы - стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности.

Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.

Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А. Смита и Д. Рикардо обосновывали лозунг "экономической свободы" и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2004. - №8..

По мнению А. Смита, государство должно выполнять три обязанности:

ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;

ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;

создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике.

Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные "сбои рынка", с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим "сбои рынка", относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.

Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.

Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических, социальных и экономических проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.

Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж.М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Известный французский экономист Фитусси в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм (рыночная экономика тоже) исчез и был заменен смешанной экономикой.

Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50-60-е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.

Но с середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М. Фридман, Ф. Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов.

Виновниками этих катаклизмов объявлялись кейнсианские рецепты государственного регулирования, обусловившие неимоверный рост государственных расходов, иждивенческой части населения. Создавалось политическое лобби для урезания социальных расходов. А в обосновании государственного невмешательства главные позиции заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории "экономики предложения".

Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики. Защищая тезис "конкуренция везде - где возможно, государство - где необходимо", они сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры. Забота государства, следовательно, выработка порядка и правил игры и контроль за их соблюдением. Л. Эрхард, идеолог социального рыночного хозяйства, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство. Монетаристы, в частности М. Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни - централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов - метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег - первый приоритет нынешней экономической политики государства.

Сторонники теории "экономики предложения" считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства. В частности, для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулирование предложения кредитных ресурсов посредством налоговой политики.

Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.

2. Сущность государственного регулирования, цели и задачи

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро - и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

экономический рост;

полная занятость;

стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.

В настоящее время российское правительство исходит из того, что его "сверхзадача" связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают). По разным мотивам правительство пока не включает в число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и природоохраны.

Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

  1. Функции и инструментарий государственного регулирования

Исходя из целей, государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический "фон", который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

Рыночный механизм сам по себе в "чистом виде" не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования - активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов - итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Требуются и меры социальной защиты населения.

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2004. - №8..

Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

  1. Методы государственного регулирования

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных "правил игры" в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

Задание для самопроверки:

1. Как вы представляете, что произошло бы если не было бы государственного регулирования экономики?

2. Приведите 5 ассоциаций (не более 2 слов) с термином «Государственное регулирование»

3. В какой области экономики Вы наиболее чаще замечали государственное регулирование?

4. Составьте кроссворд из 20 вопросов.

1.12 Всемирная экономика и мировой рынок

План.

  1. Мировое хозяйство и его структура.

  2. Международные экономические отношения.

  3. Международное разделение труда.

  4. Закономерности развития мирового хозяйства.

  5. Основные международные экономические организации.

1.Мировое хозяйство и его структура.

Мировое хозяйство – это противоречивая целостность национальных хозяйств, связанных между собой международными экономическими отношениями на основе международного разделения труда. Международные экономические отношения характеризуют способ и характер взаимодействия всех стран в сфере хозяйственного общения.Международное разделение труда– это специализация стран на определенных видах товаров и услуг, которая предполагает их устойчивый международный обмен и кооперацию.

В мировом хозяйстве, согласно классификации ООН, принято выделять три группы стран: 1) развитые страны с рыночной экономикой; 2) развивающиеся страны с рыночной экономикой; 3) страны с переходной экономикой.

В структуре мирового хозяйства есть «центр», куда входят примерно 25 наиболее развитых промышленных стран Северной Америки, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона и остальной мир, который делится на периферию и полупериферию. Такие страны как Казахстан и Россия, относятся к полупериферии.

studfiles.net


Смотрите также