Принципы и закономерности менеджмента. Закономерности менеджмента отражают


Закономерности и принципы менеджмента — Мегаобучалка

Теоретические положения, обладающие определенным уровнем абстракции и обобщения, чаще всего формулируются в виде законов, закономерностей и принципов, отражающих объективные связи явлений,составляющих предмет науки.

Менеджмент является не только областью деятельности, но и областью знаний, которые накапливает практика, обобщением которых занимается теория менеджмента. Развитие теории, углубляющей понимание менеджмента, способствует совершенствованию практики. Наивысший уровень понимания сущности явления отражаютобъективные законы и закономерности, устанавливающие связи их свойств и характеристик. Учет этих связей и способствует совершенствованию практики менеджмента.

Функционирование и развитие менеджмента, имея свои особенности и тенденции, подчиняются действию определенных закономерностей, которые не исключают понимания законов менеджмента.

Основными закономерностями менеджмента являются:

1. Закономерность дифференциации и интеграции деятельности в процессах менеджмента. Возрастающий объем управленческой деятельности требует ее дифференциации, которая в свою очередь может быть реализована при последующей интеграции деятельности. Связь дифференциации и интеграции объективна и разнообразна. Дифференциация проявляется в первую очередь в распределении функций и полномочий. Так формируются звенья управления, отражающие дифференциацию и одновременно интеграцию той или иной управленческой деятельности персонала. Увеличивающийся объем работы менеджмента и потребность его эффективности требуют дифференциации управленческой деятельности в виде специализации ее функций и полномочий и соответствующей ей интеграции. Менеджмент осуществляется посредством воздействия, опирающегося на интересы человека и разделяющего группу совместной деятельности на субъект и объект менеджмента, функции и обязанности.

2. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Важно определить, какие функции регулируются государством в рыночной экономике, а какие – рынком. Внутри предприятия на основе этой закономерности должна быть построена система четкого разделения обязанностей, прав и ответственности, служащая основой формирования комплексной системы менеджмента.

3. Диверсификация менеджмента, отражающая совмещение разнообразия форм, подходов, целей объектов управления, функций и пр. Эти тенденции вызваны потребностями практики. Главной из них является диверсификация производства. Но и внутренние потребности самого менеджмента заставляют его диверсифицироваться. Это потребность рационального использования потенциала управления, организационных форм, соответствующих динамике развития, сочетанию стратегии и тактики, гибкости и адаптивности, ориентации на качество и эффективность менеджмента.

Менеджмент разнообразен. И многообразие увеличивается по мере развития общества, человека, производства. Успешно управлять – это, помимо всего прочего, удачно и обоснованно выбирать тот тип менеджмента (или комбинацию типов), который будет наиболее подходящим или эффективным в конкретных условиях. Для этого надо знать возможные типы менеджмента и владеть методиками их выбора. В этом и проявляется суть диверсификации менеджмента.

Диверсификация менеджмента вызвана потребностью совмещения и сочетания его различных типов в целях повышения эффективности и достижения необходимого качества.

4. Иерархическое строение системы менеджмента, которое определяет возможность воздействия, объединенного общей целью и осуществляемого на основе полномочий на принятие управленческих решений. Формы иерархий различаются, но они закономерно отражают саму сущность менеджмента. Иерархия определяет ступенчатое распределение полномочий. Без иерархии нет полномочий. Без полномочий, формальных или неформальных, нет менеджмента. Развитие менеджмента не уничтожает иерархического строения системы, но при этом усложняет его матричными и сетевыми структурами.

5. Делегирование полномочий. Для осуществления воздействия необходимы полномочия, определяющие саму возможность воздействия, ими наделяются в системе менеджмента принимающие решения звенья. Полномочия различаются по сфере и масштабам управления, проблематике решений, трудоемкости, уровням в иерархической системе менеджмента. В зависимости от концентрации полномочий на верхних или нижних уровнях определяется степень централизации/децентрализации. В конкретных условиях функционирования и развития организации существует потребность в определенной степени централизации, изменение условий требует изменения и степени централизации менеджмента. Существует объективная зависимость степени централизации менеджмента от различных параметров организации (масштаб и территориальная удаленность деятельности, трудоемкость полномочий, профессионализм, информационное обеспечение, уровень развития организации, потребности экономии времени).

6. Усиление роли человеческого фактора. Менеджмент опирается на потребности, интересы, ценности, установки, опасения человека. В этом проявляется человеческий фактор менеджмента, определяющий и его суть и специфику. Характеристики человека по мере его развития изменяются, а также изменяются и характеристики и особенности механизма менеджмента. Если проанализировать историю менеджмента, нетрудно увидеть тенденции смещения акцентов и приоритетов в менеджменте по мере развития производства в области технологий, организации, технической вооруженности. Повышается роль человеческого фактора – интересов, образования, ценностей, компетенций человека. Эти процессы можно наблюдать в развитии каждой организации. Они показывают объ­ективную зависимость менеджмента от учета человеческого фактора, потребности трансформации менеджмента в направлении управления знаниями, человеческим капиталом, креативными способностями.

7. Закономерность зависимости процессов управленияфункционированием и процессов развития организации. Менеджмент осуществляется как процесс реализации управленческого решения, разрабатываемого на основе цели и определяющего последовательное движение к ее достижению. В процессе менеджмента происходит и функционирование его системы, и ее развитие. Эти процессы взаимосвязаны. Процессы развития должны соответствовать процессам устойчивого функционирования.

8. Повышение управляемости менеджмента. Управляемость отражает соответствие внешним и внутренним условиям функционирования социально-экономической системы. Низкий уровень управляемости затрудняет процесс менеджмента и снижает его эффективность, угрожает разрушением системы. В свою очередь, усложнение системы менеджмента отрицательно влияет на управляемость.

9. Соотносительность субъекта и объекта менеджмента. Объем деятельности по управлению зависит от масштабов, сложности, проблематики, целей функционирования социально-экономической системы (организации). Эта зависимость выражается в соотносительности управляющей и управляемой систем и позволяет регулировать затраты ресурсов на эффек­тивное управление. По мере развития экономики и общества соотносительность субъекта и объекта управления изменяется в пользу первого. Затраты на субъект менеджмента растут более высокими темпами. Это определяется усложнением технологии менеджмента, потребностями его технической вооруженности, необходимостью профессионализации менеджмента и многими другими факторами. Экономия ресурсов менеджмента не должна противоречить потребностям его развития. Но и непомерное увеличение аппарата ведет к торможению процессов, бюрократизации, увеличению других ресурсов (технические, информационные, экономические). Это можно рассматривать как закономерность ресурсного равно­весия менеджмента.

10. Закономерность соответствия цели менеджмента целям организации. В современном менеджменте цель играет роль интегратора действий, критерия оценки ситуаций при разработке управленческих решений, мотивационного фактора для персонала. Цель является необходимым элементом процесса менеджмента, она объективно присутствует в его операциях. Но закономерность существования цели включает и закономерность ее дифференциации в системе менеджмента. Именно дифференциация цели по звеньям и частям системы менеджмента определяет и реальность цели, и ее роль в функционировании и развитии менеджмента.

Общая цель менеджмента должна быть тождественна обобщенной цели социально-экономической системы (организации) в целом. Целевые установки всех частей системы должны исходить из общей цели и соответствовать ей. Это объективное требование, определяющее не только эффективность менеджмента, но саму жизнеспособность организации. Целевое рассогласование системы менеджмента ведет к разрушению организации. Согласование деятельности – главная задача менеджмента.

Взаимодействие закономерностей отражает суть менеджмента, возможности и сложности их использования в практической деятельности. Принципы менеджмента являются средством практического использования закономерностей. Принципы, как основные правила, формулируемые на основе объективных закономерностей, способствуют оценке ситуаций, пониманию проблем.

К принципам менеджмента, отражающим требования его объективных закономерностей, можно отнести:

1. Принцип организационного оформления функционального и полномочного разделения управленческой деятельности.Такое разделение может произойти неформально. Но для стабильности управления оно требует организационного закрепления регламентами, нормативами, ответствен­ностью. Это предохраняет от бессистемной и хаотической флуктуации функций и полномочий, повышает ответственность и создает условия ее реализации.

2. Принцип сочетания формального и неформального управленияпризван ограничивать тенденции излишней формализации управления, создающей опасность его бюрократизации, а также учитывать факторы лидерства, благопри­ятную социально-психологическую атмосферу.

3. Принцип делегирования полномочийспособствует созданию наилучших условий профессионального решения проблем, разгрузке линейных менед­жеров, развитию инициативы, повышению ответственности. Это принцип поиска эффективной централизации управления.

4. Принцип интеграции процессов управлениязаключается в регулировании меры участия, выравнивании нагрузки, оптимизации связей, эффективном использовании ресурсов, достижении синергетического эффекта совместной деятельности.

5. Принцип мотивации деятельности.Управление может быть устойчиво успешным только в том случае, если оно опирается на позитивные мотивы деятельности человека (интересы, ценности, установки и пр.). Опасения, страх, неприязнь, манипулирование сознанием, обольщение обещанием, искажение ситуации не дают действительного и устойчивого эффекта управления.

6. Принцип участия в управлениисоздает атмосферу демократизма, доверия, позволяет использовать коллективный разум, понять интересы, точнее и объективнее оценить ситуацию. Использование этого принципа повыша­ет управляемость, инициативность персонала, самостоятельность и поиск средств улучшения работы.

7. Принцип развития.Управление всегда должно быть ориентировано на развитие, которое определяет стратегический характер управления, его це­леустремленность и перспективность. Развитие – это стремление к новому качеству.

8. Принцип научности и искусства управлениятребует разработки и реализа­ции практической концепции управления, построенной на основе исследо­ваний, использования научного инструментария. Научный подход должен дополняться искусством управления, которое требует соответствующих условий.

9. Принцип динамичности и адаптивности системы управления.Эти качества определяются как организацией управления, так и характеристиками персонала. Это принцип своевременной модернизации управления по потребностям функционирования и развития социально-экономической системы

10. Принцип экономии времени в процессах управления. Время является невосполнимым ресурсом. От его умелого использования зависят рациональность управления, ритмичность работы и качество решений.

 

 

Методы менеджмента

Методы менеджмента в значительной степени определяют его успех.Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставлен­ной цели. Особенности этого воздействия отличают методы менеджмента друг от друга. В процессе управления выделяются административные (административно-правовые), экономические и социально-психологические методы. В современных условиях происходит переход от преимуще­ственно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.

Все методы менеджмента действуют не изолированно, а взаимосвязанно, дополняя друг друга. Все они используются в процессе организации менеджмента и в том или ином сочетании представляют собой механизм повышения эффективности и результативности менеджмента.

При выборе метода менеджмента необходимо учитывать: скорость достижения цели; вероятность достижения цели; отношения подчинения; личность управляемого; личность управляющего; экономическую самостоятельность; климат в коллективе.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Экономические основываются на правильном использовании экономических законов, а социально-психологические - на способах мотивации и морального воздействия на людей.

Административно-правовые методы менеджмента – сово­купность средств правового и административного воздействия на отношения людей в процессе производства.

В условиях рыночных отношений эти методы играют вспо­могательную роль.

Административные методы управления являются мощным рычагом достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности - высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления.

Административно-правовые методы опираются на систему законодательных актов страны и региона; систему нормативно-директивных и методических доку­ментов предприятия и вышестоящей организации, обязатель­ных к применению; систему планов, программ, заданий предприятия и систему оперативного руководства (распоряжения, делегирование полномочий, участие в управлении сотрудников).

Осуществляются административные методы управления в форме организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.

Действенность организационного воздействия зависит от четкости составления должностных инструкций, правильности установленных норм и нормативов.

Распорядительное воздействие выражается в форме приказов, распоряжений или указаний, которые издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям.

Действенность распорядительного воздействия зависит от степени полноты и своевременности информации об объекте управления.

Экономические методы менеджмента соответствуют социально-экономи­ческой природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.

Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями.

Отличительная черта современного этапа развития эко­номических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов.

К экономическим методам менеджмента относятся коммерческий расчет (синтезирует в себе как функции ме­неджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и на­правлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства), ценообразование, страхование, планирование, технико-экономический анализ, технико-экономическое обоснование, кредитование, финансирование, налогообложение, материальное стимулирование и др.

Социально-психологические методы менеджмента – способы осуществления управленческих воздействий на объект управления, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии.

По масштабу и способам воздействия их можно разделить на две основные группы: социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействия в процессе производства, и психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Хотя такое разделение достаточно условно.

В основе использования социально-психологических мето­дов менеджмента лежат социальные отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия.

Из социологических исследований известно, что произ­водственные коллективы успешно решают свои задачи, если имеется благоприятный «социальный климат» между членами коллектива, между руководителями и коллективом.

Опыт зарубежных стран показывает, что отношения парт­нерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чув­ствовать себя партнерами.

Отношения управления выступают как психологические взаимоотношения людей. Управление психологическими про­цессами предполагает учет психологии коллектива, менеджера, управления, взаимоотношений людей.

Социально-психологические методы направлены на реше­ние следующих задач: повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива; формирование благоприятного социально-психологиче­ского климата; эффективное использование различных форм морального поощрения; воздействие на групповое самосознание коллектива.

К социально-психологическим методам управления относятся социальный анализ коллективов, социальное планирование, социальное развитие коллектива, моральное стимулирование, методы социального нормирования, методы социального регулирования, тестирование, анкетирование, интервью, методы гуманизации труда, методы психологического воздействия на работников (формирование групп и нормального психологического климата) и др.

 

Контрольные вопросы

1. Что общего и отличного в понятиях «менеджмент» и «управление»?

2. Перечислите подходы к определению понятия «менеджмент».

3. Расскажите о сущности и содержании менеджмента.

4. Что представляют собой основные цели и задачи менеджмента?

5. Раскройте содержание основных закономерностей менеджмента.

6. Охарактеризуйте современные принципы менеджмента и оцените их роль в практической деятельности менеджера.

7. Какие существуют подходы к классификации функций менеджмента?

8. Охарактеризуйте основные, специфические и вспомогательные функции менеджмента.

9. Приведите примеры осуществления функций при предварительном, оперативном и заключительном управлении.

10. Охарактеризуйте состав основных методов управления и раскройте их содержание.

 

ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

megaobuchalka.ru

1.3. Законы и закономерности менеджмента

Закон – это объективно существующая, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями в природе и обществе.

Законы менеджмента выступают основой для создания и функционирования организации. Они отражают объективные и достаточно устойчивые связи и взаимодействия элементов системы в пространстве и во времени. Познание законов организации является важнейшей задачей менеджера. Применительно к организации закон – это необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внутренней и внешней среды, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Среди основных законов менеджмента можно выделить четыре основных: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон развития и закон композиции.

Закон синергии.

Закон энергии выражается в приросте энергии организации, превышающем сумму индивидуальных усилий членов организации. Этот феномен и определил переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, так как для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Однако в соответствии с законом синергии в социальных системах управления возможно как увеличение, так и уменьшение энергии. Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальной системы управления является возможность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макроуровне – в целенаправленном регулировании социально- экономического развития страны. 

Закон информированности и упорядоченности.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. Информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, ибо, как уже отмечалось, управление возможно только при наличии коммуникаций. В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения (или информационной среды). Информационная среда включает в себя совокупность всех знаний, которыми владеют граждане данной страны. Часть этих знаний воплощена в материальных ценностях и средствах производства. В то же время значительная часть информационной среды существует в виде норм общей и политической культуры, морали и т.п. 

Закон развития.

Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, т.е. организация изменяется во времени. Она рождается, развивается и умирает. Другими словами, организация имеет свое прошлое, настоящее и будущее. При этом развитие организации должно осуществляться целенаправленно. Цель – это идеальный мысленный результат деятельности. Цель управления обычно рассматривается как желаемое состояние системы управления. Правильное определение целей развития – залог успешного развития организации. После определения цели обычно осуществляется выбор стратегии развития, а затем реализация избранной стратегии.

Закон композиции.

Закон композиции отражает стремление организации к объединению. Для предприятий закон композиции особенно актуален в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели. Разумеется, для всех участников объединения должна существовать единая цель, в рамках достижения которой участники объединения разрабатывают стратегию совместных действий и реализуют эту стратегию.

Если закон выражает существенные внутренние связи явлений, то закономерности – это частное проявление его действия.

Закономерности управления отражают объективно существующие, существенные взаимосвязи различных повторяющихся элементов, а также явлений в процессе управления. Их разделяют на общие и единичные (рисунок 1.3.1.). Общие закономерности присущи всем системам управления, а единичные связанные с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций. 

Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства приводит к созданию систем управления адекватных форм собственности на средства производства. Так приватизация предприятий торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.

Закономерность подавляющего эффективности сознательного равномерного управления заключается в том, что система управления с плановой регуляцией этих процессов, протекающих в ней, и потенциально, и фактически эффективнее системы управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому является широкое применение программно-целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.

Закономерность соотношение управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соотношение сферы управления требованиям объекта управления.

Закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении. Закономерность отражает, с одной стороны, будущий горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, связанные с развитием отраслей (в том числе и торговли), увеличением масштабов управленческих систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обуславливает его координацию, то есть согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

Если общие закономерности, присущие управлению в целом, то единичные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления.

Закономерности менеджмента

Рис. 1.3.1. Закономерности менеджмента

Закономерность изменения функций управления означает рост некоторых функций и уничтожения других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы и распределение прибыли, то на уровне каждого магазина, который входит в торгового дома, решаются преимущественно тактические вопросы, которые связаны с реализацией товаров населению.

Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность. 

Закономерность концентрации функций управления заключается в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, то есть до расширения и роста численности управленческого персонала. Эту закономерность заочно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, что наблюдается во всех странах.

Закономерность распространенности контроля отображает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного управления их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие семи подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.

Выходные данные учебника:

Репина Е.А., Анопченко Т.Ю, Володин Р.С., Менеджмент. Учебное пособие [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2015, –316 с.

Вернуться к оглавлению учебника «Менеджмент».

port-u.ru

Принципы и закономерности менеджмента - страница 2

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.

Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся: закон специализации управления; закон интеграции управления; закон экономии времени.

А. И. Орлов в своей книге «Менеджмент» выделяет три основных закона менеджмента:

1. Закон специализации управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений [4, с.143].

2. Закон интеграции управления. Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. В основе интеграции часто лежит принцип объединения собственности, ресурсов, сфер деятельности. Организационные формы объединений разнообразны и зависят от национальной специфики управления той или иной страны. Но при всем многообразии форм объединений главными различиями являются: отношения собственности и производственная и контрактная кооперация.

Например, в последние годы особое развитие и широкое распространение в индустрии туризма получил такой тип хозяйственных объединений, как стратегические альянсы (т.е. разработка стратегического плана с целью изменения конкурентных позиций фирм, входящих в его состав).  Своеобразие этих союзов заключается в том, что они непосредственно не затрагивают отношения собственности в компаниях, поскольку сотрудничающие компании сохраняют свою автономию, а также нишу в сферах национального, регионального и локального рынков, союзы предполагают партнерские отношения в какой-либо отдельной сфере, например маркетинговой деятельности.

3. Закон экономии времени. Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем.Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы [4, с.145].

3. Закономерности менеджмента

Закономерности менеджмента — это наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые, в свою очередь, отражают устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации. Более чем столетний период развития менеджмента как науки позволяет выделить следующие его закономерности функционирования.

·       Обусловленность теории и практики менеджмента трансформацией форм и методов организации экономики (способа производства).

Анализ эволюции управленческой мысли показывает, что способу экономического развития соответствует свой способ управления. Управление в первобытнообщинном строе, основанном на простейших трудовых операциях, общинной собственности, отличалось от управления в рабовладельческом и феодальном строе, основанных на насилии, эксплуатации человека. В условиях капитализма, когда экономические отношения стали основываться на других, рыночных, отношениях, экономической свободе, сложной технологии организации труда в мануфактуре (предприятии), стал необходим соответствующий способ управления. Возникла потребность в менеджменте[3, с.126] .

Зависимость способа управления от форм и методов организации экономики в России, особенно в советский период, свидетельствует, что это было управление нерыночной, централизованной экономикой и в полной мере называться менеджментом не могло.

Таким образом, теория и практика менеджмента обусловлены (зависимы) формами и методами экономики.

·       Определяющее влияние состояния факторов внешней среды на выбор и формирование системы управления организацией.

Организация в рыночной экономике является открытой системой. Это значит, что она получает из внешней среды необходимые ресурсы (люди, сырье, материалы и т.п.), перерабатывает их и в виде своей продукции поставляет во внешнюю среду, которая может принять или не принять эту продукцию. Управление организацией (его организационная структура) должно соответствовать состоянию внешней среды и обеспечивать тесное взаимодействие с ней. От этого зависит не только успешность организации, но и ее выживаемость [3, с.127].

·       Соответствие содержания управления формам собственности на имущество организации.

Менеджмент будет различным в зависимости от форм собственности организации. В организациях, где приоритетной (или основной) формой собственности является частная, менеджмент будет иметь деловой (рыночный) характер. Его главной целью будет обеспечение высокой прибыльности хозяйственной деятельности. В организациях, где приоритет имеет государственная собственность, менеджмент будет иметь административный характер (административный менеджмент). Формы общественной (коллективной) собственности требуют комбинированного подхода к управлению.

·       Оптимизация соотношения управляющей и управляемой подсистем (т.е. субъекта и объекта управления).

Менеджмент представляет собой систему из двух основных элементов: субъекта и объекта управления. Их взаимосвязь и взаимодействие должны быть оптимальными как в количественном, так и в качественном отношении. Так, количественное соотношение между персоналом менеджмента (управленцами) и исполнителями в организации должно соответствовать характеру труда, его сложности и другим условиям.

·       Преимущество сознательного и полномерного управления.

Предполагает осознанное формулирование целей организации и управления, осуществления исследований внешней и внутренней среды организации, прогнозирование развития и на этой основа разработку системы планирования ее деятельности в обозримой перспективе. Данная закономерность свидетельствует, что задача управления состоит не только в том, чтобы исследовать факторы внешней и внутренней среды, но и в сознательном воздействии на них в интересах организации, обеспечения благоприятных условий ее развития. А это может быть достигнуто путем реализации комплекса мероприятий, рассчитанных на ближайшую и длительную перспективу, т.е. разработки системы планирования.

·       Концентрация и дипломатичное изменение функций управления в организаци.

Управление организацией реализуется через систему его функций, т.е. видов управленческих работ. Концентрация управленческой деятельности осуществляется, как правило, посредством основных функций менеджмента, раскрывающих ее содержание, планирование, организацию, мотивацию, контроль, принятие управленческих решений. Вместе с тем организации различаются между собой по видам, формам, содержанию и условиям деятельности. Поэтому следует учитывать динамику изменений функций управления, специфику их реализации [3, с.129].

·       Оптимизация уровней управления.

Разделение управленческого труда осуществляется не только по горизонтали, но и по вертикали. В результате появляется иерархия уровней управления. Чем больше звеньев (ступеней) управления, тем больше требуется времени для прохождения управленческой информации сверху вниз, и наоборот. Вместе с тем сокращение звеньев иерархии органов управления может привести к увеличению количества объектов в расчете на одного субъекта управления, потере управляемости. Таким образом, иерархия уровней управления должна быть оптимальной и по вертикали и по горизонтали [5, с.221].

·       Оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа. Закономерности менеджмента имеют объективный характер, однако реализуются на практике через деятельность людей, конкретные принципы управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общие закономерности менеджмента  проявляются в действии механизма управления, в системе сбора, передачи, отработки информации и т.д., но сущность управления всегда неразрывно связана с самой управляемой системой, с её специфическими закономерностями.

Таким образом, сущность управления может быть раскрыта на основе использования достижений различных наук, изучающих отдельные стороны управления, сущность управляемой системы, её многообразные аспекты.

В объективной реальности управление туристским предприятием представляет собой очень сложную, комплексную систему. Управление предполагает разработку целей, принципов, законов и системы методов управления. В структурном плане оно включает органы управления, кадры управления, технику управления.

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера. Принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

Закономерности и законы менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

Закономерности имеют объективный характер, а реализуются в процессе деятельности людей. Это в полной мере относится и к закономерностям менеджмента. Под воздействием проявления закономерностей в организациях формируются принципы менеджмента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Законы и закономерности менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.management-zifa.ru/

2. Законы, закономерности и принципы менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.menedjment-online.ru/

3. Казанцев А.К. Менеджмент в предпринимательстве: Учеб. пособие [Текст] / А.К.Казанцев, А.А. Крупанин. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 230 с.

4. Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – с. 496.

5. Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: Дело, 2003.-с.298.

6. Объективные законы развития менеджмента. Принципы менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/management/

7. Основы теории управления: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 560 с.

8. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов/Под ред. М.П. Переверзев. – М.:ИНФРА-М, 2007. – с.240.

www.coolreferat.com

1.3. Законы и закономерности менеджмента

Закон – это объективно существующая, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями в природе и обществе.

Законы менеджмента выступают основой для создания и функционирования организации. Они отражают объективные и достаточно устойчивые связи и взаимодействия элементов системы в пространстве и во времени. Познание законов организации является важнейшей задачей менеджера. Применительно к организации закон – это необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внутренней и внешней среды, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Среди основных законов менеджмента можно выделить четыре основных: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон развития и закон композиции.

Закон синергии.

Закон энергии выражается в приросте энергии организации, превышающем сумму индивидуальных усилий членов организации. Этот феномен и определил переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, так как для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Однако в соответствии с законом синергии в социальных системах управления возможно как увеличение, так и уменьшение энергии. Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальной системы управления является возможность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макроуровне – в целенаправленном регулировании социально- экономического развития страны. 

Закон информированности и упорядоченности.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. Информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, ибо, как уже отмечалось, управление возможно только при наличии коммуникаций. В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения (или информационной среды). Информационная среда включает в себя совокупность всех знаний, которыми владеют граждане данной страны. Часть этих знаний воплощена в материальных ценностях и средствах производства. В то же время значительная часть информационной среды существует в виде норм общей и политической культуры, морали и т.п. 

Закон развития.

Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, т.е. организация изменяется во времени. Она рождается, развивается и умирает. Другими словами, организация имеет свое прошлое, настоящее и будущее. При этом развитие организации должно осуществляться целенаправленно. Цель – это идеальный мысленный результат деятельности. Цель управления обычно рассматривается как желаемое состояние системы управления. Правильное определение целей развития – залог успешного развития организации. После определения цели обычно осуществляется выбор стратегии развития, а затем реализация избранной стратегии.

Закон композиции.

Закон композиции отражает стремление организации к объединению. Для предприятий закон композиции особенно актуален в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели. Разумеется, для всех участников объединения должна существовать единая цель, в рамках достижения которой участники объединения разрабатывают стратегию совместных действий и реализуют эту стратегию.

Если закон выражает существенные внутренние связи явлений, то закономерности – это частное проявление его действия.

Закономерности управления отражают объективно существующие, существенные взаимосвязи различных повторяющихся элементов, а также явлений в процессе управления. Их разделяют на общие и единичные (рисунок 1.3.1.). Общие закономерности присущи всем системам управления, а единичные связанные с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций. 

Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства приводит к созданию систем управления адекватных форм собственности на средства производства. Так приватизация предприятий торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.

Закономерность подавляющего эффективности сознательного равномерного управления заключается в том, что система управления с плановой регуляцией этих процессов, протекающих в ней, и потенциально, и фактически эффективнее системы управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому является широкое применение программно-целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.

Закономерность соотношение управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соотношение сферы управления требованиям объекта управления.

Закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении. Закономерность отражает, с одной стороны, будущий горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, связанные с развитием отраслей (в том числе и торговли), увеличением масштабов управленческих систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обуславливает его координацию, то есть согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

Если общие закономерности, присущие управлению в целом, то единичные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления.

Закономерности менеджмента

Рис. 1.3.1. Закономерности менеджмента

Закономерность изменения функций управления означает рост некоторых функций и уничтожения других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы и распределение прибыли, то на уровне каждого магазина, который входит в торгового дома, решаются преимущественно тактические вопросы, которые связаны с реализацией товаров населению.

Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность. 

Закономерность концентрации функций управления заключается в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, то есть до расширения и роста численности управленческого персонала. Эту закономерность заочно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, что наблюдается во всех странах.

Закономерность распространенности контроля отображает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного управления их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие семи подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.

Выходные данные учебника:

Репина Е.А., Анопченко Т.Ю, Володин Р.С., Менеджмент. Учебное пособие [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2015, –316 с.

Вернуться к оглавлению учебника «Менеджмент».

port-u.ru

1.3. Законы и закономерности менеджмента

There is no translation available.

Закон – это объективно существующая, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями в природе и обществе.

Законы менеджмента выступают основой для создания и функционирования организации. Они отражают объективные и достаточно устойчивые связи и взаимодействия элементов системы в пространстве и во времени. Познание законов организации является важнейшей задачей менеджера. Применительно к организации закон – это необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внутренней и внешней среды, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Среди основных законов менеджмента можно выделить четыре основных: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон развития и закон композиции.

Закон синергии.

Закон энергии выражается в приросте энергии организации, превышающем сумму индивидуальных усилий членов организации. Этот феномен и определил переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, так как для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Однако в соответствии с законом синергии в социальных системах управления возможно как увеличение, так и уменьшение энергии. Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальной системы управления является возможность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макроуровне – в целенаправленном регулировании социально- экономического развития страны. 

Закон информированности и упорядоченности.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. Информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, ибо, как уже отмечалось, управление возможно только при наличии коммуникаций. В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения (или информационной среды). Информационная среда включает в себя совокупность всех знаний, которыми владеют граждане данной страны. Часть этих знаний воплощена в материальных ценностях и средствах производства. В то же время значительная часть информационной среды существует в виде норм общей и политической культуры, морали и т.п. 

Закон развития.

Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, т.е. организация изменяется во времени. Она рождается, развивается и умирает. Другими словами, организация имеет свое прошлое, настоящее и будущее. При этом развитие организации должно осуществляться целенаправленно. Цель – это идеальный мысленный результат деятельности. Цель управления обычно рассматривается как желаемое состояние системы управления. Правильное определение целей развития – залог успешного развития организации. После определения цели обычно осуществляется выбор стратегии развития, а затем реализация избранной стратегии.

Закон композиции.

Закон композиции отражает стремление организации к объединению. Для предприятий закон композиции особенно актуален в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели. Разумеется, для всех участников объединения должна существовать единая цель, в рамках достижения которой участники объединения разрабатывают стратегию совместных действий и реализуют эту стратегию.

Если закон выражает существенные внутренние связи явлений, то закономерности – это частное проявление его действия.

Закономерности управления отражают объективно существующие, существенные взаимосвязи различных повторяющихся элементов, а также явлений в процессе управления. Их разделяют на общие и единичные (рисунок 1.3.1.). Общие закономерности присущи всем системам управления, а единичные связанные с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций. 

Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства приводит к созданию систем управления адекватных форм собственности на средства производства. Так приватизация предприятий торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.

Закономерность подавляющего эффективности сознательного равномерного управления заключается в том, что система управления с плановой регуляцией этих процессов, протекающих в ней, и потенциально, и фактически эффективнее системы управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому является широкое применение программно-целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.

Закономерность соотношение управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соотношение сферы управления требованиям объекта управления.

Закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении. Закономерность отражает, с одной стороны, будущий горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, связанные с развитием отраслей (в том числе и торговли), увеличением масштабов управленческих систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обуславливает его координацию, то есть согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

Если общие закономерности, присущие управлению в целом, то единичные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления.

Закономерности менеджмента

Рис. 1.3.1. Закономерности менеджмента

Закономерность изменения функций управления означает рост некоторых функций и уничтожения других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы и распределение прибыли, то на уровне каждого магазина, который входит в торгового дома, решаются преимущественно тактические вопросы, которые связаны с реализацией товаров населению.

Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность. 

Закономерность концентрации функций управления заключается в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, то есть до расширения и роста численности управленческого персонала. Эту закономерность заочно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, что наблюдается во всех странах.

Закономерность распространенности контроля отображает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного управления их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие семи подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.

Выходные данные учебника:

Репина Е.А., Анопченко Т.Ю, Володин Р.С., Менеджмент. Учебное пособие [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2015, –316 с.

Вернуться к оглавлению учебника «Менеджмент».

port-u.ru

1.3. Законы и закономерности менеджмента

There is no translation available.

Закон – это объективно существующая, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями в природе и обществе.

Законы менеджмента выступают основой для создания и функционирования организации. Они отражают объективные и достаточно устойчивые связи и взаимодействия элементов системы в пространстве и во времени. Познание законов организации является важнейшей задачей менеджера. Применительно к организации закон – это необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внутренней и внешней среды, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Среди основных законов менеджмента можно выделить четыре основных: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон развития и закон композиции.

Закон синергии.

Закон энергии выражается в приросте энергии организации, превышающем сумму индивидуальных усилий членов организации. Этот феномен и определил переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, так как для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Однако в соответствии с законом синергии в социальных системах управления возможно как увеличение, так и уменьшение энергии. Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальной системы управления является возможность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макроуровне – в целенаправленном регулировании социально- экономического развития страны. 

Закон информированности и упорядоченности.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. Информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, ибо, как уже отмечалось, управление возможно только при наличии коммуникаций. В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения (или информационной среды). Информационная среда включает в себя совокупность всех знаний, которыми владеют граждане данной страны. Часть этих знаний воплощена в материальных ценностях и средствах производства. В то же время значительная часть информационной среды существует в виде норм общей и политической культуры, морали и т.п. 

Закон развития.

Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, т.е. организация изменяется во времени. Она рождается, развивается и умирает. Другими словами, организация имеет свое прошлое, настоящее и будущее. При этом развитие организации должно осуществляться целенаправленно. Цель – это идеальный мысленный результат деятельности. Цель управления обычно рассматривается как желаемое состояние системы управления. Правильное определение целей развития – залог успешного развития организации. После определения цели обычно осуществляется выбор стратегии развития, а затем реализация избранной стратегии.

Закон композиции.

Закон композиции отражает стремление организации к объединению. Для предприятий закон композиции особенно актуален в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели. Разумеется, для всех участников объединения должна существовать единая цель, в рамках достижения которой участники объединения разрабатывают стратегию совместных действий и реализуют эту стратегию.

Если закон выражает существенные внутренние связи явлений, то закономерности – это частное проявление его действия.

Закономерности управления отражают объективно существующие, существенные взаимосвязи различных повторяющихся элементов, а также явлений в процессе управления. Их разделяют на общие и единичные (рисунок 1.3.1.). Общие закономерности присущи всем системам управления, а единичные связанные с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций. 

Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства приводит к созданию систем управления адекватных форм собственности на средства производства. Так приватизация предприятий торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.

Закономерность подавляющего эффективности сознательного равномерного управления заключается в том, что система управления с плановой регуляцией этих процессов, протекающих в ней, и потенциально, и фактически эффективнее системы управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому является широкое применение программно-целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.

Закономерность соотношение управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соотношение сферы управления требованиям объекта управления.

Закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении. Закономерность отражает, с одной стороны, будущий горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, связанные с развитием отраслей (в том числе и торговли), увеличением масштабов управленческих систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обуславливает его координацию, то есть согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

Если общие закономерности, присущие управлению в целом, то единичные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления.

Закономерности менеджмента

Рис. 1.3.1. Закономерности менеджмента

Закономерность изменения функций управления означает рост некоторых функций и уничтожения других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы и распределение прибыли, то на уровне каждого магазина, который входит в торгового дома, решаются преимущественно тактические вопросы, которые связаны с реализацией товаров населению.

Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность. 

Закономерность концентрации функций управления заключается в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, то есть до расширения и роста численности управленческого персонала. Эту закономерность заочно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, что наблюдается во всех странах.

Закономерность распространенности контроля отображает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного управления их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие семи подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.

Выходные данные учебника:

Репина Е.А., Анопченко Т.Ю, Володин Р.С., Менеджмент. Учебное пособие [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2015, –316 с.

Вернуться к оглавлению учебника «Менеджмент».

port-u.ru

1.3. Законы и закономерности менеджмента

There is no translation available.

Закон – это объективно существующая, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями в природе и обществе.

Законы менеджмента выступают основой для создания и функционирования организации. Они отражают объективные и достаточно устойчивые связи и взаимодействия элементов системы в пространстве и во времени. Познание законов организации является важнейшей задачей менеджера. Применительно к организации закон – это необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внутренней и внешней среды, обусловливающая их упорядоченное изменение.

Среди основных законов менеджмента можно выделить четыре основных: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон развития и закон композиции.

Закон синергии.

Закон энергии выражается в приросте энергии организации, превышающем сумму индивидуальных усилий членов организации. Этот феномен и определил переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, так как для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Однако в соответствии с законом синергии в социальных системах управления возможно как увеличение, так и уменьшение энергии. Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальной системы управления является возможность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макроуровне – в целенаправленном регулировании социально- экономического развития страны. 

Закон информированности и упорядоченности.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. Информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, ибо, как уже отмечалось, управление возможно только при наличии коммуникаций. В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения (или информационной среды). Информационная среда включает в себя совокупность всех знаний, которыми владеют граждане данной страны. Часть этих знаний воплощена в материальных ценностях и средствах производства. В то же время значительная часть информационной среды существует в виде норм общей и политической культуры, морали и т.п. 

Закон развития.

Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, т.е. организация изменяется во времени. Она рождается, развивается и умирает. Другими словами, организация имеет свое прошлое, настоящее и будущее. При этом развитие организации должно осуществляться целенаправленно. Цель – это идеальный мысленный результат деятельности. Цель управления обычно рассматривается как желаемое состояние системы управления. Правильное определение целей развития – залог успешного развития организации. После определения цели обычно осуществляется выбор стратегии развития, а затем реализация избранной стратегии.

Закон композиции.

Закон композиции отражает стремление организации к объединению. Для предприятий закон композиции особенно актуален в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели. Разумеется, для всех участников объединения должна существовать единая цель, в рамках достижения которой участники объединения разрабатывают стратегию совместных действий и реализуют эту стратегию.

Если закон выражает существенные внутренние связи явлений, то закономерности – это частное проявление его действия.

Закономерности управления отражают объективно существующие, существенные взаимосвязи различных повторяющихся элементов, а также явлений в процессе управления. Их разделяют на общие и единичные (рисунок 1.3.1.). Общие закономерности присущи всем системам управления, а единичные связанные с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций. 

Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства приводит к созданию систем управления адекватных форм собственности на средства производства. Так приватизация предприятий торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.

Закономерность подавляющего эффективности сознательного равномерного управления заключается в том, что система управления с плановой регуляцией этих процессов, протекающих в ней, и потенциально, и фактически эффективнее системы управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому является широкое применение программно-целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.

Закономерность соотношение управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соотношение сферы управления требованиям объекта управления.

Закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении. Закономерность отражает, с одной стороны, будущий горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, связанные с развитием отраслей (в том числе и торговли), увеличением масштабов управленческих систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обуславливает его координацию, то есть согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

Если общие закономерности, присущие управлению в целом, то единичные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления.

Закономерности менеджмента

Рис. 1.3.1. Закономерности менеджмента

Закономерность изменения функций управления означает рост некоторых функций и уничтожения других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы и распределение прибыли, то на уровне каждого магазина, который входит в торгового дома, решаются преимущественно тактические вопросы, которые связаны с реализацией товаров населению.

Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность. 

Закономерность концентрации функций управления заключается в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, то есть до расширения и роста численности управленческого персонала. Эту закономерность заочно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, что наблюдается во всех странах.

Закономерность распространенности контроля отображает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного управления их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие семи подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.

Выходные данные учебника:

Репина Е.А., Анопченко Т.Ю, Володин Р.С., Менеджмент. Учебное пособие [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2015, –316 с.

Вернуться к оглавлению учебника «Менеджмент».

port-u.ru