МЕНЕДЖМЕНТ, УПРАВЛЕНИЕ, РУКОВОДСТВО. Управление руководство менеджмент


МЕНЕДЖМЕНТ, УПРАВЛЕНИЕ, РУКОВОДСТВО - это... Что такое МЕНЕДЖМЕНТ, УПРАВЛЕНИЕ, РУКОВОДСТВО?

 МЕНЕДЖМЕНТ, УПРАВЛЕНИЕ, РУКОВОДСТВО МЕНЕДЖМЕНТ, УПРАВЛЕНИЕ, РУКОВОДСТВО

(management) 1. Функция принятия решений в организациях. Если дела идут достаточно хорошо, то управление не требует больших забот. Но если дела идут не так, как надо, или же если возникают новые возможности для бизнеса, то кто-то должен принимать решения о наборе и увольнении рабочих, об инвестициях в новое оборудование или сдаче в лом старого, о реализации на рынке новых продуктов или прекращении выпуска старых и о том, как привлечь необходимые средства. Функция управления и состоит в принятии этих решений. 2. Люди, которые осуществляют управление. Они могут быть объединены в иерархическую организацию, составными частями которой являются: младшие менеджеры, руководители филиалов или заместители директора с ограниченным набором полномочий; и директор-распорядитель в качестве главного руководителя организации. Последний определяет основные направления деятельности фирмы и решает вопросы о найме и увольнении менеджеров среднего и низшего звена, которые призваны осуществлять принимаемые им управленческие решения.

Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.

Экономический словарь. 2000.

  • МЕНЕДЖЕРИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ
  • МЕРА ЦЕННОСТИ

Смотреть что такое "МЕНЕДЖМЕНТ, УПРАВЛЕНИЕ, РУКОВОДСТВО" в других словарях:

  • Управление качеством — рассматривается совместно с менеджментом качества, так как это тесно связанные и взаимодополняющие области деятельности, образующие управление качеством в масштабе компании. Управление качеством (англ. quality control) деятельность… …   Википедия

  • Управление рисками — Управление рисками, риск менеджмент (англ. risk management)  процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных… …   Википедия

  • Менеджмент в образовании, Менеджмент педагогический —     менеджмент имеет перевод управление , заведование , то есть в прямом смысле слова ничем от управления не отличается. Понятие М. по отношению к понятию управление , следует рассматривать как часть по отношению к целому. Термин изначально… …   Педагогический терминологический словарь

  • управление — См …   Словарь синонимов

  • менеджмент — руководство, управление Словарь русских синонимов. менеджмент сущ., кол во синонимов: 4 • интраменеджмент (1) • …   Словарь синонимов

  • МЕНЕДЖМЕНТ — руководство, управление, дирекция, администрация. «Менеджмент медиа» руководство службой по рекламным средствам …   Словарь по рекламе

  • менеджмент — 3.2. менеджмент: По ГОСТ Р ИСО 9000 (статья 3.2.6). Источник: ГОСТ Р 1.4 2004: Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Менеджмент — (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Менеджмент (система управления) — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Менеджмент (в максимально широком смысле)  руководство социально экономическими системами. Менеджмент (руководство) состоит из двух функций: организации и управления. Взаимосвязь …   Википедия

  • Менеджмент — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Менеджмент (от англ. management  управление, руководство, менеджмент, администрация, дирекция, умение владеть)  означает разработку (моделирование), создание… …   Википедия

dic.academic.ru

Глава 16 руководство в менеджменте

Руководство как функция управления— это целенаправ­ленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач.

Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспе­чивающими эффективность предприятия или его подразделе­ний в целом. Термин «руководство» подразумевает два смысло­вых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.

«В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам. Это:

  • выдача директив относительно того, что нужно сделать;

  • налаживание сотрудничества между людьми;

  • обеспечение энергии, необходимой для достижения по­ставленной цели»1.

В отличие от понятия «управление», которое характеризу­ет процесс организации* всей системы управления и производ­ства, руководство направлено на конкретных людей, объеди­ненных в коллективы.

Менеджер — это должность и профессия. Понятие «менед­жер» часто используется для обозначения различных должнос­тей. Генеральный директор объединения, заместитель директо­ра предприятия, мастер — это названия должностей, которые различаются по уровню, но все они могут быть объединены по­нятием «менеджер».

Менеджеры — это лица, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всего ап­парата управления или его отдельных звеньев, а также осуще­ствляющие контроль и регулирование деятельности коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целей2.Луч­ше других в своем коллективе менеджер должен уметь только одно — руководить:

ЭР = JI + В — формула эффективного руководства.

Руководитель (Р)— это хозяйственный лидер, которому делегирована власть. Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для дости­жения поставленных целей.

Лидерство (Л)— это процесс влияния одного лица на других.

Власть (В)— это делегированные полномочия влиять на поведение других.

Рис. 16.1. Факторы результативности руководителя

Рис. 16.2. Области жизненного плана руководителя

Функцию руководства в менеджменте реализует руководи­тель В составе руководителей выделяются два основных типа — линейные и функциональные. Линейные руководителивозглав­ляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения по всему кругу проблем.Функциональные руководителивозглавляют функциональные подразделения. Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то по отно­шению ко всей системе он считается функциональным руко­водителем, а для работников данного отдела — линейным.

Линейный руководитель учитывает мнение всех специали­стов (из экономических, технических и других служб). Но ре­шать должен именно он, а само принятое решение может отли­чаться от всех высказанных предложений именно потому, что в нем полностью согласованы все позиции. Принятие решений — основная функция руководителя, это результат его деятельнос­ти, а уклонение его от этой роли деформирует всю кадровую структуру. Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой сис­темы в целом, а также за организацию работы по их реализа­ции, за контроль исполнения.

Руководитель — ключевое звено в кадровой системе. Опи­раясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель выс­шего звена управления (или собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива. Это две составляющие эффек­тивного руководства.

По занимаемому в управленческой иерархии уровню ме­неджеры составляют три звена:

  • институциональный(высший уровень, топ-менеджмент): члены совета директоров, президенты, вице-президенты, гене­ральные директора и их заместители. Основная задача менед­жеров этого уровня — определение целей, смысла существова­ния и принципов деятельности организации. Главное внима­ние — «что делать»;

  • управленческий(средний уровень, мидл-менеджмент): ди­ректора, начальники производств и их заместители. Основная задача — определение способов достижения целей, совершен­ствование производственных процессов, повышение эффектив­ности затрат. Главное внимание — «что и как делать»;

  • технический(нижний уровень, супервайзеры): началь­ники цехов, отделов, мастера, бригадиры. Основная задача — непосредственная организация работы тех, кто своим трудом вносит прямой вклад в достижение целей организации. Главное внимание — «как делать».

Хозяином (собственником) организации может быть госу­дарство, муниципалитет, трудовой коллектив, акционеры, част­ный собственник и т. д. Хозяин организации определяет меха­низм назначения высшего руководителя. Положение руководи­теля определяется теми полномочиями, которые ему передает собственник. Руководители разного уровня могут быть и соб­ственниками: полными (хозяевами) или частичными (акционера­ми).

Функции собственника часто отделены от функций управ­ления. Собственник (или собственники) назначает управляющих, но само управление организуют уже управляющие. Если же соб­ственник работает в управлении, то он должен выполнять толь­ко те обязанности, которые вытекают из его должности.

Влияние, которое имеет руководитель, принято называть авторитетом.Авторитет бываетформальный,определенный должностью, иреальный,который определен и отношениями подчиненных к руководителю, и его взаимоотношениями с вы­шестоящими руководителями, и его отношениями с руководи­телями равного уровня управления.

Главной и определяющей должна быть именно формальная власть руководителя — власть должности, а неформальная власть может только дополнять реальный авторитет: усиливать или ослаблять. Руководство состоит в использовании власти. Власть—это способность заставить других выполнять вашу волю.

Выделяются различные источники власти:контроль за распределением ресурсов; служебное положение; сила личнос­ти, харизма; доступ к информации.

В практике менеджмента существуют различные способы реализации власти, или формы власти:

  • власть, основанная на принуждении (через страх). Менед­жер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним при­менено;

  • власть, основанная на вознаграждении (мотивации). Ме­неджер имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом;

  • власть примера, эталонная власть (через уважение и влия­ние силы личности). Характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же;

  • юридическая или законная власть (традиционная) основы­вается на праве человека руководить другими в силу соответству- йэщего положения в организации;

  • экспертная власть (знание, опыт руководителя) осуществ­ляется, когда менеджер воспринимается как носитель специаль­ных и полезных знаний.

Таким образом, влияние—это поведение человека, кото­рое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения дру­гого человека. А власть—это возможность влиять на поведе­ние других.Существует две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству. Это — убеждение и участие сотрудников в управлении.

В современной практике менеджмента считается, что тип руководства определяется мнением руководителя относительно той степени свободы, которая должна быть предоставлена под­чиненным в подготовке и принятии организационно-управлен­ческого решения.

С этой позиции принято выделять три типа руководства: автократический (авторитарный), демократический (коллегиаль­ный) и либеральный (попустительский).

Автократический (авторитарный)тип руководства от­личается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением большинства вопро­сов организации, сознательным ограничением общения с подчи­ненными. Для руководителей этого типа характерны такие чер­ты, как стремление к полному подчинению людей своей воле, неумение слушать и слышать, воспринимать критику или не­согласие,, жесткий и тотальный контроль действий своих работ­ников, считая при этом, что лучший метод воздействия на них — метод взысканий.

Появление руководителя-автократа нередко связано с лич­ностными особенностями его характера. В большинстве случаев это властные люди, упорные и настойчивые, тщеславные и с преувеличенными представлениями о собственных возможнос­тях и достоинствах. Но иногда автократ внешними атрибутами власти пытается скрыть свою профессиональную некомпетент­ность или отсутствие организаторских способностей.

Живучесть автократа в отечественной хозяйственной сис­теме обусловлена, конечно, объективными условиями, когда наиболее важными критериями деятельности руководителями признавались «план любой ценой», валовые показатели, воле­вое принуждение подчиненных, исполнительность и единонача­лие.

Демократический (коллегиальный) тип руководства,в от­личие от автократического, предполагает коллегиальность, кол­лективное управление, предоставление подчиненным самостоя­тельности и инициативы, делегирование им полномочий, интен­сивное общение с сотрудниками, заботу о мотивации их трудо­вой деятельности и ее стимулировании.

Руководитель демократического типа во всей своей дея­тельности опирается на общественные организации, коллектив­ное мнение, традиции предприятия.

Демократический тип поощряет творческую активность подчиненных, их новаторство и рационализаторство, способству­ет созданию атмосферы доверия и сотрудничества, в которой работники осознают свою значимость, стремятся самореализо­ваться, самоутвердиться.

Гласность и полная информированность сотрудников о подго­товке. и принятии важных управленческих решений, контроль как форма оценки труда работников, приоритетность методов поощрения — все это способствует росту авторитета руководи­теля, развивает в организации самоуправление, самоконтроль, самодисциплину.

Либеральный (попустительский) тип руководстваотли­чается отсутствием размаха в деятельности, безынициативнос­тью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения. Как правило, руководители этого типа очень осторожны, непоследовательны в действиях, легко поддаются влиянию окружающих, недоста­точно требовательны к подчиненным, пытаются завоевать «де­шевый» авторитет.

Сказанное выше не означает, что на практике можно встретить в чистом виде тот или иной тип руководителя. Чаще всего в реальной жизни наблюдается сочетание черт, прису­щих различным типам руководства в зависимости от способнос­тей и личных качеств руководителя; от способностей и личных качеств подчиненных; от типа руководства вышестоящего органа

и, наконец, в зависимости от ситуации.

Тип руководства находится в тесной взаимосвязи со сти­лем руководства. Стиль руководителя в менеджменте приня­то трактовать как совокупность индивидуальных приемов целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения ими управленческих и хо­зяйственных функций. По сути дела, руководство любой орга­низацией заключается в выборе тех средств, которые побуж­дают коллектив к инициативному и творческому труду, усили­вают стремление работников выполнять поставленные задачи ответственно и заинтересованно. Сегодня руководить — это зна­чит не командовать, а уметь вдохновлять своих подчиненных и вести их к успеху.

Зарубежные исследователи предлагают рассматривать пять форм стиля, которые может использовать руководитель в ра­боте с подчиненными:

L Сила принуждения, основанная на понимании подчинен­ными того, что в случае отказа выполнять требования руково­дителя он может быть наказан.

  1. Сила поощрения, основанная на понимании подчиненны­ми возможностей руководителя повысить его в должности, уве­личить зарплату и т. д.

3 Юридическая сила, основанная на том, что руководи­тель и подчиненный занимают соответствующие положения в организации и у руководителя есть формальная власть и права

  1. Сила знаний, основанная на превосходстве руководителя над подчиненными в знаниях, умениях и опыте.

  2. Сила уважения, основанная на стремлении подчиненных походить на руководителя, на хорошем отношении и симпатиях к нему.

В целом стиль руководителя опосредуется прежде всего индивидуальными свойствами его личности, его профессиональ­ной и нравственной компетентностью, общей культурой и ин­теллектом, особенностями характера и темперамента Но на стиль руководства оказывают влияние как внешние социально-эконо­

мические факторы (экономическая ситуация, политическая об­становка, социальная среда, др.), так и внутренние факторы, характеризующие особенности организации (цели, организаци­онная структура, традиции) и межличностные отношения в кол­лективе. Наглядно совокупность факторов, влияющих на стиль современного руководителя, изображена на схеме.

Рис. 16.3. Факторы, влияющие на стиль руководителя

Учитывая субъективные и объективные компоненты в дея­тельности руководителя, его современный стиль должен отве­чать трем главным требованиям: он должен быть стабильным, но гибким, результативным, целенаправленным.

Таким образом, стиль руководства — это устойчивая сис­тема индивидуальных приемов и форм целенаправленного воз­действия руководителя на подчиненных.

В последнее время появляются новые типологии стилей, характеризующие новые требования к системам управления (табл. 16.1).

В графическом виде взаимосвязь этих стилей выглядит сле­дующим образом (рис. 16.4).

либе­рального стиля

\

\

демок-''

[> [ескогс/

1ЛЯ у

/ Зона аЪтори- / тарного \сгиля

Ж.

Рис. 16.4

Таблица 16.1

Разновидности стилей руководства

Крите­рии сти­ля руко­водства

Стиль руководства

автори­

тарный

бюрократи­

ческий

патриар­

хальный

коопера­

тивный

либера­

льный

Инфор­

мация

исходит

От верха пирамиды власти

Формаль­ным путем, преимуще­ственно сверху вниз

Сверху(носит доброжела­тельный харак­тер)

Сверху, снизу, по­перек и на­искось ие­рархиче­ской линии власти

Случайно

Характер иадзора и кон­троля

Тоталь­ный кон­троль

Посредст­вом докла­дов и пись­менной пе­репроверки

На основе эмо­ций

Выполняет­ся руково­дителем

Самостоя­

тельный

контроль

Область

приме­

нения

Диктатура

Жесткое

управление

Усадьба, име­ние

Современ­ное пред­приятие и гос. учреж­дение

Коллектив,

ведущий

научные

исследова­

ния

Так, в зависимости от стратегической ориентации выделя­ют адаптационный и инновационный стили.Иервът характе­ризуется ориентацией на усовершенствование используемых методов управления и принятием решений, не изменяющих кар­динально организационные структуры и практику управления.

Инновационный стиль заключается в более широком под­ходе к разрешению проблем и предполагает существенные из­менения в стратегии и методах управления (рис. 16.5).

Выделяют также консультативный, партисипативный, трансформационный стили.

Консультативный стиль основывается на представлении о подчиненном как о знающем, ответственном, заинтересованном лице; руководитель ориентирован на консультирование и вовле­чение подчиненных в принятие решений. Руководитель этого типа постоянно создает атмосферу, которая мотивирует его са­мого и подчиненных. Для этого он обеспечивает непрерывную двустороннюю коммуникацию со своими сотрудниками, стре­мится стимулировать своих подчиненных для достижения по-

Рис. 16.5. Решетка управленческого поведения руководителя

стоянных и устойчивых результатов в работе, создает и под­держивает в коллективе дух команды.

При партисипативном стиле менеджер стремится к вовле­чению всего персонала в процесс решения проблем предприя­тия. Этот стиль отождествляется с демократическим в противо­вес авторитарному. Создание партисипативного стиля руковод­ства — длительный процесс, время, когда полностью начнут сказываться его преимущества, может наступить через 10 лет.

Трансформационный стиль ориентирован на преобразова­ние организаций. Руководство заключается не в выдаче набора инструкций, а в задавании траектории, тона и удерживании в восприятии «глобальной картины».

Разумеется, все приведенные стили управления (их коли­чество может быть намного больше) не встречаются в чистом виде; речь может идти лишь о преобладании тех или иных ха­рактеристик. Таким образом, типологии условны, и следует вы­вод, что лучшего стиля руководства не существует.

Умение применять разные стили в зависимости от конк­ретной задачи и обстановки определяет искусство руковод­ства. Поэтому лучший стиль — это ситуационный стиль!

Эффективные менеджеры способны адаптировать свой стиль:

  • к ситуации;

  • способностям и личным качествам руководителя и подчи­ненных;

  • типу руководства непосредственного начальника;

  • традициям, сложившимся в данной организации;

  • характеру рабочей обстановки в организации или структур­ном подразделении.

Состав задач, решаемых менеджерами на предприятии, значителен, но только лица, относящиеся к высшему руковод­ству, отвечают за предприятие в целом, следовательно, за его выживание и успех, идеологию, подбор кадров, распределение ресурсов, внешние связи с клиентами, поставщиками, инвесто­рами, властями. Это задачи уникальные, требующие разных способностей и темперамента, интуиции, дара предвидения, жизненного опыта.

Это редчайший случай, чтобы человек совмещал в себе эти качества одновременно. Более того,-сами объемы работ руково­дителя таковы, что превышают возможности одного человека. В этой связи очень важно создать в организации команду из выс­шего руководства. Такая команда должна быть четко структу­рирована, каждый ее член имеет вполне определенные функ­ции, права, сферы ответственности.

К сожалению, на российских предприятиях зачастую име­ет место ситуация, когда каждый заместитель директора отве­чает за свою сферу деятельности, «болеет» за нее душой, ис­кренне считает ее более важной. В итоге тот, кто лучше спосо­бен убедить первого руководителя, решает вопросы развития своей сферы в ущерб другим. Обостряется конфликтность меж­ду руководством, наиболее часто — между руководителями, курирующими экономические и технические подразделения. Каждый приводит свои доводы, и они, как правило, серьезные. Но интересы предприятия в целом как бы на втором плане При­чем здесь нет чётких критериев, и каждый трактует их доста­точно субъективно.

В связи с этим можно определить несколько советов по формированию эффективных команд высшего руководства.

Менеджер, отвечающий за какую-то область, обладает в ней решающим словом. Другие члены руководства не принима­ют решений по вопросам, не относящимся к их компетенции

Ни один подчиненный не может опротестовать решение од­ного из членов руководства и апеллировать по поводу этого ре­шения к другому. Члены руководства должны взять за правило вне своего круга не критиковать и не принижать друг друга. Желательно вообще не высказывать мнений друг о друге.

Должны быть продуманы те области жизнедеятельности предприятия, по которым принимаются коллективные реше­ния, — это новые цели, крупные инвестиционные проекты, ос­новы кадровой, ценовой, сбытовой политики.

Это рекомендации этического характера, но они очень важ­ны и формируют дух команды у высшей администрации пред­приятия. Их следует учитывать, но главное все же в самой сис­теме управления. Она должна обеспечивать командную игру:

  • иметь четкую идеологию менеджмента, принятую всей командой;

  • владеть информационной системой, обеспечивающей ин­формированность членов команды, которые оказывают влияние на благосостояние всей организации;

  • иметь объективные критерии оценки вклада отдельных сфер деятельности в конечные результаты предприятия;

  • располагать возможностями материального стимулирова­ния менеджеров за вклад в общие результаты.

studfiles.net

Управление (руководство) как функция менеджмента

Менеджмент Управление (руководство) как функция менеджмента

просмотров - 31

Вопросы

Краткие итоги

В лекции представлено определœение контроля как функции менеджмента͵ а также те основные вопросы, на которые можно получить в процессе проведения контроля.

Представлена технология проведения контроля, а также критерии, которыми крайне важно руководствоваться.

Рассмотрены виды управленческого контроля (предварительный, текущий и заключительный).

Определœена процедура проведения контроля, которая заключается в установлении стандартов, сравнении достигнутых результатов со стандартами и выборе подходящей линии поведения.

Для определœения эффективности контроля в лекции также указаны основные требования.

1. Дайте характеристику контролю как функции менеджмента.

2. Выделите основные критерии проведения контроля.

3. Назовите этапы проведения контроля и дайте им краткую характеристику.

4. Опишите требования, предъявляемые к функции контроля

Цель лекции:представить характеристику функции управления, представить стили управления и руководства.

Руководство - ϶ᴛᴏ поведение, при котором субъект реально влияет на деятельность объекта͵ обеспечивая движение к поставленной цели.

Под руководством принято понимать организационная функция менеджмента͵ заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделœений в целом. Термин "руководство" подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.

В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам:

· выдача директив относительно того, что нужно сделать;

· налаживание сотрудничества между людьми;

· обеспечение энергии, крайне важной для достижения поставленной цели.

Эффективность руководства можно выразить следующей формулой:

ЭР = Л + В

где ЭР – эффективность руководства; Р – лидер, которому делœегирована власть. Он должен одновременно уметь влиять на подчинœенных и эффективно управлять организацией для достижения поставленных целœей; Л - ϶ᴛᴏ процесс влияния одного лица на других; В - ϶ᴛᴏ делœегирование полномочия влиять на поведение других.

Выделяются следующие основные стили управленческого руководства:

Дистанционный – руководитель не сближается с подчинœенным.

Контактный – основан на постоянном общении руководителя с подчинœенным.

Целœеполагающий – руководитель предпочитает обозначить цели деятельности организации и предоставлять подчинœенным самостоятельность в выборе путей достижения целœей.

Делœегирующий – руководитель передает часть своих полномочий подчинœенным.

Существует также альтернативная классификация стилей руководства, согласно которой выделяются:

1. Авторитарный стиль.

2. Демократический стиль.

3. Либеральный (попустительский) стиль.

Описательная характеристика авторитарного стиля (таблица 12.1):

Таблица 12.1. Формальная и содержательная стороны авторитарного управления
Формальная сторона Содержательная сторона
1. Деловые, краткие распоряжения. 2. Запреты без снисхождения с угрозой. 3. Четкий язык, неприветливый тон. 4. Похвала и придирки субъективны. 5. Эмоции в расчет не принимаются. 6. Показ приемов – не система. 7. Позиция руководителя – вне группы. . 1. Дела в группе планируются руководителœем заранее и во всœем их объеме. 2. Определяются лишь непосредственные цели, дальние цели коллективу не известны. 3. Голос руководителя – решительный.

Описательная характеристика демократического стиля управления (таблица 12.2):

Таблица 12.2. Формальная и содержательная стороны демократического управления
Формальная сторона Содержательная сторона
1. Инструкции в форме предложений. 2. Не сухая речь, а товарищеский тон. 3. Похвала и порицание с советами. 4. Распоряжения и запреты с дискуссиями. 5. Позиция руководителя внутри группы. 1. Мероприятия планируются вне группы. 2. За реализацию предложения отвечают всœе. 3. Все разделы работы не только предлагаются.

Описательная характеристика попустительского стиля управления (таблица 12.3):

Таблица 12.3. Формальная и содержательная стороны попустительского управления
Формальная сторона Содержательная сторона
1. Конвенциальный тон. 2. Отсутствие похвалы, порицания. 3. Никакого сотрудничества. 4. Позиция руководителя – незаметно в стороне от группы. 1. Дела в группе идут сами собой. 2. Руководитель не дает указаний. 3. Разделы работы складываются из отдельных интересов от лидеров групп. .

Известный социальный психолог Курт Левин предложил концепцию, согласно которой вся сложная структура лидерства располагается по шкале между полярными позициями (рисунок 12.1):

Рис. 12.1. Концепция лидерства по К. Левину

По Лайкерту выделяются следующие стили руководства:

Эксплуататорско - авторитарный.

Благосклонно - авторитарный.

Консультативно – демократический.

Основан на участии.

Стили руководства по Макгрегору:

"Теория X"описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах.

"Теория У"характеризует демократический стиль руководства: широкое использование творческих способностей подчинœенных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, стремление к ответственности, моральные стимулы, заинтересованность в труде, участие в управлении

Стили руководства по Блэйку – Моутону (рисунок 12.1):

Рис. 12.2. Управленческая решетка Блэка-Мутона

Стили руководства по Танненбауму-Шмидту:

Прежде чем решить какими должны быть действия – демократичными или автократичными – в разных ситуациях, руководителю крайне важно рассмотреть три серии вопросов.

1. Вопросы личного характера.

2. Руководитель должен оценивать свои собственные взгляды, наклонности, уровень доверия к себе со стороны подчинœенных, степень своей решительности.

3. Вопросы, касающиеся подчинœенных.

4. Руководитель должен оценить склонность членов своего коллектива к независимости, ответственности, интересы подчинœенных, уровень знаний, стремление быть вовлеченным в процесс принятия решений.

5. Вопросы, касающиеся особенностей конкретной ситуации.

Стили руководства по Фидлеру:

Модель Фидлераявилась важным вкладом в развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:

1. Отношения между руководителœем и членами коллектива. Подразумевают лояльность, проявляемую подчинœенными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителœей.

2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и ее структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.

3. Должностные полномочия. Это - объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

Стили руководства по Джону Адаиру:

Ценные качества руководителя:

1. Способность работать с большим кругом людей,

2. Умение брать на себя ответственность,

3. Стремление к достижению больших целœей,

4. Опыт руководства,

5. Большой опыт разных деловых функций в серединœе карьеры.

Стили руководства по Вруму – Йеттону (рисунок 12.3):

Рис. 12.3. Стили руководства по Вруму - Йеттону

Рис. 12.4. Стили руководства по Хиршу – Бланшару

На стиль руководства влияют следующие факторы (рисунок 12.5):

Рис. 12.5. Факторы, влияющие на стиль руководства.

При использовании того или иного стиля руководства крайне важно придерживаться следующих принципов:

1. Уважать друг друга.

2. Давать установку.

3. Взаимно гарантировать информирование и гласность.

4. Лично вступать в коммуникацию.

5. Деятельно нести ответственность.

6. Делать процессы осознаваемыми.

7. Содействовать соучастию и солидарной ответственности.

8. Осознавать перемены как шанс.

9. Конструктивно использовать обратные сигналы и конфликты.

10. Быть готовым учиться.

oplib.ru

Управление и менеджмент

Определение взаимосвязи управления и менеджмента занимает значительное место в трудах ученых в области управления.

Понятие менеджмента

Менеджмент существует только в рыночной экономике, он требует:

  • ориентирования фирмы на потребности рынка и спрос конкретных потребителей;
  • ориентирования фирмы на развитие‚ рост эффективности деятельности;
  • самостоятельности фирмы и менеджера в принятии решений и ответственности за их последствия.

Бизнес представляет собой вид экономической деятельности, требующий привлечения собственных средств, принятия на себя ответственности и хозяйственного риска. Среди основных форм организации бизнеса можно отметить:

  • индивидуальное предпринимательство;
  • партнерство;
  • корпорация.

Чаще всего, менеджер имеет дело с корпорациями, являющимися юридическим лицом, отделенным в отношении хозяйственного права от ее владельцев. Владение корпорацией определяется правами отдельных лиц, выраженных количеством акций-долей капитала. Владельцы несут ответственность по долгам корпораций, определенную их вкладом в акции. Необходимо уточнить, что акционер, купивший акции, с юридической точки зрения не является собственником вложенного капитала, является держателем права получать дивиденды и принимать участие в управлении компанией.

Необходимость управления коллективом людей существовала всегда. Ф. Тейлор в 1911 г. опубликовал свою книгу: "Принципы научного управления", где исследовал приемы выполнения отдельных видов труда рабочих и показал, что знание этих приемов, а также управление рабочими в отношении их обучения может внести значительный вклад в успех организации.

Понятие управления

Управление подразумевает под собой способность эффективно применять данные науки управления в определенной ситуации.

В управлении выделяют оперативное управление текущими событиями, определяемое как совокупность мер, воздействующих на конкретные отклонения от обозначенных заданий производства. В оперативном управлении можно выделить оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.

Органы управления – это подразделения организаций, которые обладают правом принимать решения в пределах их компетенций и следить за исполнением этих решений.

В процессе управленческой деятельности возникают различные отношения управления, заключающиеся в отношениях между людьми, отражающие организационные связи между субъектом и объектом управления.

В контексте своего содержания отношения управления бывают экономические, организационные, социальные и др. Различают еще формальные и неформальные отношения управления.

Можно выделить такие функции управления, как:

  • установление целей и планирование;
  • исполнение, координация, мотивация и стимулирование деятельности исполнителей;
  • учет и контроль исполнения.

Основная цель управления организацией – это обеспечение согласованной работы всех звеньев системы управления с целью выполнения обязательств при целесообразном использовании всех видов ресурсов.

Взаимосвязь менеджмента и управления

Самое простое определение менеджмента можно обозначить как умение добиваться целей, при помощи труда, интеллекта, мотивов поведения других людей. Менеджмент по-русски, т. е. «управление» – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Менеджмент как собирательное от менеджеров – это категория людей, осуществляющих работу по управлению.

Управление рассматривается как процесс, т. к. работа по достижению целей с помощью других лиц – это не единовременное действие, это серия взаимосвязанных и непрерывных действий. Каждое действие, являющееся само по себе процессом, очень важно для успеха организации. Эти действия называют управленческими функциями, каждая их которых также является процессом, т. к. тоже состоит из серии взаимосвязанных действий. Таким образом, процесс управления – это сумма всех функций.

Рассуждая о понятиях «менеджмент» и «управление» возникает вопрос: можно ли считать английское понятие «менеджмент» тождественным русскому «управлению» и, соответственно, «менеджер» тождественным «руководителю». Можно сказать, что и да, и нет. Есть и сходство, и различия.

Определение

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на то, чтобы сформулировать и достичь цели организации, а менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации с помощью планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами.

В нашем определении заключены две главные идеи, отличающие менеджмент от управления:

  1. основные функции управления, а именно планирование, организация, лидерство и контроль,
  2. эффективное и производительное достижение целей организации.

Выполнение функций управления предполагает применение менеджерами различных навыков и умений.

Вывод

Таким образом, менеджмент – это искусство, и наука. Искусство, т. к. необходимым менеджеру навыкам невозможно научиться (менеджмент требует практики) и наука, т. к. постоянно пополняющаяся база знаний и данных о процессе управления и методах управления может быть усвоена с помощью учебников. Из этого следует, что менеджер должен иметь формальное образование и практический опыт, умело сочетать искусство и науку.

spravochnick.ru

Управление

Что такое управление и в каком случае мы осуществляем управление? Можно ли, скажем, управлять стулом? Его можно поставить, можно его двигать, можно его поломать, преобразовать. Это будет определенная практическая, преобразующая деятельность. Но это каждый раз не управление. Теперь более сложный случай — машина. Вот машина стоит, вы на акселератор еще не нажали — можно ли управлять ею? Нельзя. А когда появляется возможность управлять машиной? Когда она поехала. Управление возможно только в отношении объектов, имеющих самодвижение.

Представим себе ситуацию, когда можно управлять полетом стула. Представьте себе что-то вроде мушкетерского побоища: кто-то бросает стул, и я, вместо того чтобы от него защищаться, направляю его полет несколько в другую сторону. Я осуществил одноразовый, одномоментный акт управления — изменил направление полета стула. В этом смысле я осуществил управление этим процессом. Но смотрите, чем я управлял? Я управлял полетом стула, а не стулом.

Руководство

Руководство возможно только в рамках организации, в рамках специальных организационных связей. В чем состоит суть руководства? В постановке целей и задач перед другими элементами. Но для того чтобы я мог ставить цели и задачи перед другими элементами — людьми, нужно, чтобы они от своих собственных целей и задач отказались и обязались бы принимать мои цели и задачи. И именно это происходит в рамках организации.

Организация людей всегда осуществляется таким образом: человек, занимающий определенное место, отказывается тем самым от собственных целей и задач, от собственного самодвижения и обязуется двигаться только в соответствии с этим местом и соответственно тем целям и задачам, которые по каналам организации будут передаваться ему вышестоящими инстанциями.

Поскольку люди, занимающие свою должность, не всегда сознают, что они должны отказаться от своих целей и задач, и, кроме того, поскольку от людей, отказавшихся от целей и задач, всегда очень мало толку, люди реально от своих целей и задач не отказываются или отказываются в определенных границах. Это игра такая. Они делают вид, что готовы от каких-то своих целей отказаться и какие-то чужие цели и задания принимать, а вот что на самом деле — это еще вопрос. Они могут свои цели временно запрятать, а могут, наоборот, исполнение заданий использовать для достижения своих целей.

И вот когда начинается самодвижение, руководство становится либо невозможным, либо осуществляется в очень узких границах, и появляется необходимость в управлении. Руководитель не только руководит, но и вынужден управлять, потому что его подчиненные никогда не отказываются от своих целей, от своего самодвижения целиком. А вот когда у них начинается самодвижение, то руководить ими уже не удается. Приходится применять другую технику — технику управления.

Организация, управление и руководство

Организация есть сбор элементов, объединение их в целое, установление отношений и связей — и все. Управление есть воздействие на движение объектов, изменение траектории этого движения. Управление возможно, только если объект, которым мы управляем, имеет движение, самодвижение. Управление есть использование его самодвижения в целях управляющего, который на это самодвижение опирается. Руководство обязательно предполагает организацию — в современной социологии говорят обычно «формальную организацию», т.е. организацию по местам. Оно возможно только в рамках организационной структуры, пока и поскольку люди эту организационную структуру принимают, т.е. отказываются от собственных целей и задач и берутся выполнять цели и задачи, поставленные перед ними вышестоящими инстанциями.

Очень часто мы руководим, чтобы управлять, или начинаем управлять, чтобы обеспечить руководство, т.е. принятие цели. Реально в работе это все связано.

Я все время противопоставляю организацию, руководство и управление другим деятельностям. Каким образом? Я, например, говорю: организация есть то же самое, что конструирование, но только конструирование имеет отношение к нечеловеческим элементам, а организация есть фактически конструирование на уровне людей.

Можно было бы сказать, что организационная работа и есть конструирование организации. А почему — конструирование? А если я начну работать на уровне проектирования? И буду сначала создавать проект организации, а потом реализовывать его? Такое тоже вполне возможно, и дальше мы будем смотреть, как постепенно, по мере развития оргуправленческой деятельности в нее втягиваются другие деятельности: проектирование, планирование, программирование, прогнозирование.

И управление оказывается сложной, комплексной и системной (это разные вещи) деятельностью, которая, втягивая в себя все другие деятельности, подчиняет их своей логике, комплексно и системно их организует.

Далее, конструктивная организация вместе с управлением и руководством противопоставлялась мной практической преобразовательной деятельности. Я все время подчеркивал, что управление не есть практическое преобразование, хотя оно втягивает в себя и практическое воздействие.

studfiles.net