Менеджмент как наука - это... Понятие, методы, история и развитие. Ученые по менеджменту


Менеджмент как наука - это... Понятие, методы, история и развитие

До начала 1900-х годов менеджмента, каким мы знаем его сегодня, не было. Существовала работа и те, кто мог ее сделать, опираясь только на свои знания, умения и мастерство. Идея о том, что она может быть изучена, а рабочий процесс оптимизирован, сформировалась благодаря Фредерику Уинслоу Тейлору.

Фредерик Тейлор

Менеджмент в системе наук тех времен создал революцию. Были озвучены идеи обучения сотрудников и применения стандартных, изученных методик для улучшения продуктивности.

Определение термина

Менеджмент как наука - это широкое, междисциплинарное исследование по принятию решений, устранению проблем в организациях и эффективному управлению ресурсами. Он использует комбинацию аналитических моделей и поведенческих наук при работе с различными ситуациями.

Во многих институтах и университетах можно пройти курс обучения менеджменту, а после присвоения степени или получения диплома устроиться на работу менеджером.

Диплом по менеджменту

Менеджмент - это наука изучающая различные способы управления. Ее часто называют дисциплиной, так как она соответствует двум основным требованиям этого термина:

  • Должны быть ученые и «мыслители», которые делятся соответствующими знаниями посредством публикаций и исследовательских работ.
  • Знаниям следует официально обучать и тренировать.

Теории Тейлора

Теории менеджмента, как науки об управлении, были разработаны в начале ХХ века Фредериком У. Тейлором (1856-1915). Он был американским изобретателем и инженером. Среди его работ две наиболее важные это «Управление магазинами» и «Принципы научного управления». Практически ко всем промышленным операциям в мире можно найти подход, используя его теории.

Они назывались научными, потому что для их развития Тейлор использовал методы, заимствованные у ботаников и химиков. Среди них анализ, наблюдение, синтез, логика и рационализм. На основании изученного, Тейлор создал концепцию организации, которая сегодня носит определение «бизнес» и обозначает эффективность и продуктивность.

1900-е года

Развитие менеджмента как науки, продолжилась в 1909 году, когда Тейлор опубликовал «Принципы научного управления». В книге обосновывалось улучшение производительности при оптимизации рабочих мест.

Вскоре после этого издания два теоретика, Фрэнк и Лилиан Гилбрет, продолжили исследования в поисках оптимального способа выполнения каждой из задач, изученных Тейлором. Дуэт подал идею снимать работников на камеру, чтобы анализировать механизм выполнения тех или иных процессов.

В 1921 году Гарвардская Школа Бизнеса впервые предложила обучение для получения степени магистра по управлению бизнесом (Master of Business Administration degree (MBA)).

Гарвардская школа бизнеса

В 1946 году Питер Друкер издает одну из первых книг по прикладному менеджменту «Концепция корпорации», продолжая историю менеджмента как науки. Ее выход стал результатом исследования организации, проведенного по поручению Альфреда Слоана (председателя General Motors до 1956 года).

21-е столетие

К началу 21-го века существовало разделение менеджмента на 6 отдельных ветвей:

  • Финансовый менеджмент.
  • Управление человеческими ресурсами.
  • Управление информационными технологиями.
  • Маркетинговый менеджмент.
  • Управление производством.
  • Стратегический менеджмент.

Однако, разделить управление на эти категории стало труднее. Некоторые процессы относятся сразу к нескольким из них.

Научный журнал

Одним из лучших и успешных журналов о менеджменте, с научной точки зрения, считается «Management Science» (дословный перевод - «управленческая наука»). Это ежемесячное издание, главный редактор которого - Давид Симчи-Леви, профессор Массачусетского технологического института.

Журнал management science

«Management Science» - научный журнал, который публикует различные исследования в менеджменте. В них затронуты различные аспекты управления, связанные со стратегией, предпринимательством, инновациями, технологиями и всеми функциональными областями (бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, операции).

Статьи основаны как на основополагающих дисциплинах математики и статистики прочих, так и на междисциплинарных изысканиях. Материал ценен тем, что исследования подаются с описательной и нормативной точек зрения, с теоретическими и лабораторными выкладками.

Знаковые личности

Каждые два года, начиная с 2001-го, блог Thinkers50 публикует свой рейтинг 50 лучших в мире «мыслителей» в области менеджмента и руководства. С каждым часом популярность этого списка растет. Так что попадание в него приравнивается к номинации на Оскар.

Среди названных ранее были Питер Друкер, Майкл Портер, Билл Гейтс, Стив Джобс, Том Петерс, Ричард Брэнсон, Клейтон Кристенсен и другие уважаемые персоны.

В основе бренда лежат идеи независимости, целостности, объективности и доступности.

Методы науки

Влияние менеджмента ощущается при всех бизнес-расчетах. Таких, как планирование, проектирование процессов, контроль качества, учет затрат и эргономика. Знание теории дает лучшее представление о промышленном управлении.

Анализ чисел

В менеджменте методы из наук (математика и прочие) применяются очень часто. К примеру, менеджер может использовать количественный анализ, а также изучение чисел и других измеряемых данных в управлении. Все это делается для повышения рентабельности и эффективности бизнес-операций.

Искусство – это умелое применение знаний

Искусство управления – это персональная творческая черта, присущая каждому менеджеру, которая обогащается образованием, обучением и опытом. Для эффективного управления недостаточно одного лидерства, нужны также навыки, приобретаемые с практикой.

Фактически, искусство менеджмента подразумевает под собой умение видеть упорядоченное целое, состоящее из хаотического набора частей. Это также «искусство из искусств», потому что оно организует и использует человеческие таланты.

Элементы искусства в менеджменте

  • Практические знания. Одного изучения теории недостаточно, искусство требует опыта, полученного на практике. У человека может быть степень магистра, которая подразумевает знания о том, что должен уметь и делать менеджер. Но, если нет знаний в использовании этой информации в реальных жизненных ситуациях, то он им не может считаться. Искусство учит практическому применению теоретических основ.
  • Личные навыки. Действия менеджера основываются не на одних знаниях и практике. Он должен обладать некоторыми качествами, которые сделают его уникальным.
  • Креативность. Работа художника не ограничивается теорией. Он думает «вне границ и вне категорий», отличается незаурядным мышлением. Хороший менеджер должен иметь те же качества, ведь управление – это поиск нового способа, который поможет выделиться среди других.
  • Совершенство через практику. Художник становится лучше, когда тренируется и учится на своих ошибках. Точно так же и менеджеры. Чем больше времени уделяется процессу управления, тем больше опыта они получают.
  • Ориентированность на цель. Искусство направлено на результат. Работа в менеджменте требует достижения определенной цели, и менеджер предпринимает шаги для этого.

Использование науки для принятия решения

Для понятия науки менеджмента следует знать, что любая дисциплина получает информацию про определенный объект посредством систематической модели наблюдения, изучения, практики, экспериментов и исследований.

Процесс управления также следует этой схеме. Сбор данных и фактов, принятие решения на основе их анализа – основные функции менеджмента.

Процесс управления следует системному методу для поиска возможного решения проблемы. Лежащая в основе менеджмента наука — это, как и следовало ожидать, не физические сферы (химия или биология). Она не является точной. Но включение человеческого фактора относит менеджмент не только в разряд сложных, но и спорных наук, ведь поведение человека непредсказуемо.

Конструкция науки и менджмента

Однако, изучение научных основ менеджмента определенно позволяет улучшить практические навыки. Менеджеры, не имеющие теоретической базы, полагаются только на свою интуицию или удачу в принятии решений. Они действуют на свой страх и риск, что недопустимо.

Элементы науки в менеджменте

Наука предполагает существование упорядоченных знаний. Ее суть заключается в применении научного метода в развитии знаний. Это происходит по следующим этапам:

  • Концепции (термины). Научный подход требует четких «понятий» вместо абстрактных образов чего-либо. В менеджменте существует терминология, определяющая те или иные ситуации и способы их решения.
  • Методы и принципы. Научный метод предполагает определение фактов посредством наблюдения. Это приводит к разработке схем, имеющих значение при прогнозировании того, что случится в подобных обстоятельствах.
  • Теория. Без нее не существует ни одной отрасли науки. «Теория» - это систематическая группировка взаимозависимых концепций и правил, которые создают рамки или связывают между собой значительную область знаний. Исследования менеджмента за многие годы разработали множество доказанных теорий для того, чтобы сделать управление более практичным или научным.
  • Организованные знания. Сегодня менеджмент как наука - это отдельная отрасль упорядоченных знаний. Концепции, теории, термины и методы являются его основой.
  • Практика. Теория менеджмента это результат практики. Все знания об управлении не имеют таких жестких рамок, которые существуют у физических наук. Они могут быть пересмотрены и изменены в соответствии с новыми социально-политическими или экономическими условиями.

Два в одном

С всего вышесказанного сделаем вывод, что следует рассматривать менеджмент как науку и искусство одновременно. Это неоспоримо. Он считается наукой, потому что обладает упорядоченным массивом информации, содержащим определенные, уже доказанные теории.

Однако менеджмент это еще и искусство. Да,наука многогранна. Но она не может заменить определенные личные навыки менеджеров, необходимые им в управлении. Наука предоставляет знание, искусство помогает в его применении.

Менеджмент - наука или искусство?

Менеджер, который хочет быть успешным в своей профессии, должен получить знания о науке и искусстве их применения. Одно устанавливает правила, второе ищет способы его воплощения.

Следовательно, управление - это разумное сочетание науки наравне с искусством. И гармоничное, к тому же. Наука учит «знать», а искусство учит «делать».

Например, человек не может стать хорошим певцом, если у него нет знаний о разных жанрах, но он также применяет свои личные навыки в искусстве пения. Точно так же менеджеру недостаточно знать основополагающие теории - он должен также применять их при решении различных управленческих проблем.

Поэтому наука и искусство не являются взаимоисключающими понятиями. Они дополняют друг друга.

Одна из старых поговорок «Менеджерами рождаются» сегодня сменилась на «Менеджерами становятся». С этим сложно поспорить. Можно сказать, что как наука менеджмент — это корень, а искусство — это плод.

fb.ru

О роли отечественной науки и проблемах менеджмента с. 3

Автор(ы): Василенко В.А.

Легко представить себе, каким образом соединение активностей может уменьшить их практическую сумму: это происходит тогда, когда они друг другу противодействуют, вполне или отчасти друг друга парализуют, взаимно «дезорганизуются». Но каким образом величины могут соединяться так, чтобы это увеличивало их практическую сумму? С первого взгляда, здесь получается создание из ничего. Но все не так просто. И Богданов  дает ответ на резонный вопрос кропотливым рассмотрением ряда примеров, изложением теории коньюгации и сопротивления.

Сложные теоретические исследования данного вопроса заканчиваются вполне ясным и понятным выводом: «Там, где сталкиваются активности и сопротивления, практическая сумма увеличивается на той стороне, на которой соединение (коньюгация, в данном случае) более строго и гармонично заключает в себе меньше противоречий. Это и означает более высокую организованность».

Приведенным далеко не исчерпывается вклад А.А. Богданова в теорию научного управления. Отметим только, что его работа способствовала в дальнейшем развитию общей теории систем, а обобщенный подход нашел выражение в кибернетике, оказал значительное влияние на работы   Л.В. Канторовича, другого яркого представителя отечественной науки управления.

Профессор В.В. Глухов  [2] справедливо относит академика Л.В. Канторовича к представителям математической школы управления (кибернетика, экономико-математические методы) наряду с такими известными именами, как Норберт Винер, А.И. Берг, Р. Белман, Р. Акофф и др.

Л.В. Канторович положил начало линейному программированию – теории и методам решения экстремальных задач с ограничениями, которые нашли широкое распространение в менеджменте. И хотя в зарубежных популярных источниках по менеджменту фамилия Л.В. Канторовича (как и многих других отечественных ученых) практически не встречается, достижения этого ученого общеизвестны. Л.В. Канторович является почетным доктором и профессором различных зарубежных университетов, а также членом академии в Бостоне (США).

Другими яркими представителями отечественной школы менеджмента являются А.К. Гастев и П.М. Керженцев, о которых также «забыли» и зарубежные и, в большинстве своем, наши ученые.

В 20-е годы XX века А.К. Гастев выдвинул концепцию «узкого места», с расшивки которого необходимо начинать при любом совершенствовании производства. Этим «узким местом» является организация труда работников – от директора до рядового рабочего.

Гастев считал, что «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка». В таком примитивном во многом взгляде содержались и рациональные зерна: любую трудовую деятельность можно разложить на ряд общих операций, которыми можно легко управлять: расчет, установку, обработку, контроль, анализ и т.п.

А.К. Гастев  предложил свою систему правил повышения производительности труда из 16 позиций, смысл которых заключается в следующем: прежде чем изменить способы работы, нужно их тщательно изучить; не стараться сделать переворот, а начать с мелочей; не надоедать всем своим изобретением, а во что бы то ни стало претворить его в жизнь; не говорить о безвыходности, не склоняться перед происшествиями и трудностями – настойчивость и воля смогут их победить; мало просто знать – знающий, но не умеющий - это механизм без двигателя.

Исследователи В.В. Глухов и В.Р. Веснин причисляют А.К. Гастева  к административной или классической школе менеджмента и считают его основоположником научной организации труда (НОТ).

Другим отечественным ученым, занимавшимся проблемами организации производства и управления трудовым коллективом, был П.М. Керженцев.

Он обратил внимание на то, что в деятельности людей, где бы она ни осуществлялась, имеется немало общих черт: выработка планов, руководство организацией по их выполнению, учет, контроль, четкое распределение задач, прав, обязанностей и ответственности.

В своих работах П.М. Керженцев рассмотрел ряд основополагающих проблем управления: типы и формы организации, построение организационных планов, подбор и использование работников, ответственность, дисциплину, систему подчинения, учет и контроль.

Иначе говоря, он один из первых попытался сформировать основные функции управления и существенно дополнил существующие «основные принципы административного управления» Анри Файоля и принципы повышения производительности труда Г. Эмерсона.

Конечно, не все воззрения перечисленных авторов безупречны с точки зрения современных позиций. Но вклад их в мировую управленческую науку достаточно весом и неоспорим. Это надо помнить нам, их потомкам, надо гордиться их достижениями, а не быть в положении убогого и зависимого поклонника западных достижений.

Зарубежный менеджмент, как и любая наука, тоже нуждается в совершенствовании, особенно с точки зрения понятийного аппарата, который различными учеными и практиками толкуется по-разному и с которым не всегда можно согласиться.

Дело в том, что в нашей печати и даже в научной литературе содержание менеджмента дает представление о нем как о какой-то панацее от всех наших хозяйственных бед и, с другой стороны, как о чем-то устоявшемся, заформализованном, строго конкретизированном определенными порядками и традициями в данной области [4].

Все это далеко не так. Любая наука, в том числе и наука управления, в своем развитии претерпевает серьезные изменения (вспомним хотя бы эволюцию менеджмента) и нуждается в критическом осмыслении, уточнении и преломлении через призму отечественного опыта и специфики условий.

Конечно, совсем не просто разобраться и сделать правильные выводы, ознакомившись с той или иной публикацией по изученному вопросу.

Случилось так, что реформирование нашей экономики совпало по времени и с реформированием высшей школы.

Курс на экономизацию высшего образования потребовал значительного числа квалифицированных преподавателей экономических дисциплин, которых в достаточном количестве не оказалось.

В образовавшуюся «нишу» устремились категории преподавателей, ранее знавших об управлении понаслышке. Среди них математики, физики, психологи и даже историки, которые ускоренными темпами самостоятельно прошли курсы ликбеза в области менеджмента по переводным зарубежным источникам. Этому в немалой степени способствовали и объективные причины, связанные с низкой заработной платой и несвоевременной ее выдачей по основному роду деятельности.

Не зная сущности системы управления и ее компонентов, освоив «верхи», эти преподаватели вынуждены «давать уроки менеджмента» будущим специалистам.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что опытные, высококлассные педагоги, имеющие ученые степени и звания в своей области, оказались в положении дилетантов в сфере управления, менеджмента, что, конечно, негативно сказывается на уровне подготовки студентов и, в первую очередь, экономического профиля.

infomanagement.ru

Рослякова М.А. Вклад практиков менеджмента в развитие принципов и методов управления организацией

Рослякова Мария АлексеевнаНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Roslyakova Mariya AlekseyevnaNatioinal Research University «Higher School of Economics»

Библиографическая ссылка на статью:Рослякова М.А. Вклад практиков менеджмента в развитие принципов и методов управления организацией // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/4025 (дата обращения: 07.06.2018).

ВведениеУправление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца 19 века и особенно в 20-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент был выделен как отдельная наука, составляющая теоритическую базу практики управления.Изучение истории развития принципов и методов управления организацией в настоящее время особенно актуально, так как, изучая исторический опыт, можно прийти к осознанию того, как руководить компанией наиболее рационально. Целью написания данной работы является изучение истории развития менеджмента, а также выяснение того, как теоретические знания в области управления могут повысить эффективность и результативность, и как использовать опыт предыдущих практиков менеджмента в управлении организацией.

Фредерик Уинслоу Тейлор и его вклад в развитие принципов и методов управления организацией.Американский инженер и основоположник научной организации труда и менеджмента Ф. Тейлор (1856 – 1915) родился в состоятельной семье, его детство проходило весьма беззаботно, поэтому он имел достаточно свободного времени для размышлений о заводах и машиностроении. В последствии его увлечение механикой переросло в интерес к науке, а после к применению науки для решения задач в управлении организацией.Несмотря на блестящие перспективы, которые открывались перед юным Тейлором благодаря высокому социальному статусу его семьи, он начал жизненный путь простым рабочим, выбился в мастера, затем в главные инженеры. А под конец жизни стал миллионером, известным всему миру публицистом и консультантом, преподавателем в лучших американских университетах и школах бизнеса. [ 6 ]Ф. Тейлор символизировал новый тип руководителя: всесторонне образованный инженер, с широким кругозором, знающий в совершенстве все тонкости экономики и производства. Он был убежден в том, что интересы сотрудников и руководителей взаимосвязаны, однако большинство работников того времени не стремились повысить результатов при выполнении своих каждодневных заданий, так как на предприятиях не было эффективной системы управления. По мнению Ф. Тейлора главная проблема заключалась в том, что руководители не разделяли ответственности за производство. Он предложил возложить на менеджеров следующие обязанности: сбор и классификация информации, а также обобщение накопленного рабочими опыта, чтобы в дальнейшем использовать эти данные в качестве руководства для повышения производительности труда. Менеджеры должны были выполнять новые задачи, теперь они, применяя научные подходы, отбирали, обучали и давали научные рекомендации работникам для повышения их квалификации, по сути это означало своего рода «интеллектуальную революцию» Интеллектуальная революция - понятие, означающее коренные изменения глубинных структур мышления и их воздействие на интеллектуальную и социально-практическую деятельность людей.В 35 лет Ф. Тейлор стал успешным консультирующим специалистом в области менеджмента. Он придерживался научного метода в решении проблем, связанных с производительность на производстве, однако он понимал, что для широко распространения его подхода необходимы доказательства его успешного применения.В поддержку своей системы Ф. Тейлор привел убедительные данные, на предприятиях компании «Bethlehem Steel» Bethlehem Steel – американская сталелитейная компания, существовавшая в период 1857—2003 годов. Ф. Тейлор являлся сотрудником этой компании c 1898 по 1901 года. его исследования процессов загрузки чугунных чушек позволили увеличить производительность труда почти на 400%, при этом зарплата работников возросла на 60%. Решение проблемы неэффективности производства Ф. Тейлор находил в применении научных подходов к изучению и совершенствованию трудовых процессов, что, по сути, и является менеджментом. [5]Ф. Тейлор выступал за приложение науки к проблемам менеджмента, он считал, что наука – единственно верный путь для достижения легитимности и профессионализма. В научном менеджменте он выделил 3 основных направления: нормирование труда, систематический отбор и обучение персонала.Итог: В основе научного менеджмента лежат 4 научных принципа Ф. Тейлора:Детальное изучение действий каждого сотрудника, с целью выведения закономерностей и формул для повышения производительности труда.Тщательный отбор сотрудников при приеме на работу, впоследствии их обучение и повышение квалификации, увольнение сотрудников, которые не желают или не могут усвоить принципы научного менеджмента.Контролировать процесс производства, выплачивать рабочим денежные премии за скорость и качество выполнения задания.Равное распределение труда между рабочими и менеджера.

Анри Файоль и его вклад в развитие принципов и методов управления организацией.Француз А. Файоль ( 1841-1925) является выдающейся личностью в области управленческой мысли. Получив образование горного инженера, он начинает работать по профессии. Очень скоро он достигает значительных успехов и в возрасте 25 лет получает должность управляющего шахтами компании. В 1888 году Файоля назначили на должность директора компании Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville, именно в тот момент, когда компания находилась на грани разорения. После ряда структурно-организационных преобразований организация возобновила свою деятельность, а спустя 20 лет она получила статус «непоколебимой», стоит отметить, что компания функционирует в настоящее время.А. Файоль смог вывести компанию из кризиса благодаря, разработанной им системе управления, в которой четко разделялись управленческие способности и технические знания. Он стремился теоретически обобщить свои достижения и предложил ряд принципов в управлении организацией:Централизация и децентрализация властиСущность РаботникаЕдинство руководстваПорядокЕдинствоВ 1916 году А. Файоль опубликовал книгу «Общее и промышленное управление», в которой изложил свои идеи в области менеджмента, предварительно проверив их на практике в собственной компании.А. Файоль был убежден, что менеджмент необходим в любой сфере деятельности: в бизнесе, политике, религии, семье. По его мнению этому должны были обучать в школах, но так как отсутствовала четкая теория менеджмента, это было невозможно. Он попробовал определить теорию менеджмента как соединение четких правил и методов управления в организации, предварительно проверенных на практике.А. Файоль распределил операции, которые могут возникнуть на предприятии на 6 групп:Операции техническиеОперации коммерческиеОперации финансовыеОперации страховыеОперации учетныеОперации административныеТакже А. Файоль составил список качеств, которыми должен обладать идеальный руководитель, и расположил их в следующем порядке:Физические качестваУмственные качестваМоральные качестваОбщее образованиеСпециальные знанияОпыт работы

По мнению самого А. Файоля приобрести эти качества можно было на основе долговременной управленческой практики и жизненного опыта. Однако он предположил, что этот процесс может быть значительно ускорен, если при подготовке будущих управленцев приоритетными будут коммерческие, финансовые и административные знания. На основе своих наблюдения А. Файоль разработал структуру этих знаний в виде административной теории менеджмента, включающей четко изложенные принципы и элементы.

Принципы менеджмента:

Разделение трудаВласть и ответственностьДисциплинаЕдиноначалиеЕдинство руководстваПодчинение частных интересов общимВознаграждениеЦентрализацияСкалярная цепьПорядокСправедливостьСтабильность персоналаИнициативаКорпоративный дух

Элементы менеджмента:

ПланированиеОрганизацияРаспоряженияКоординацияКонтроль

Итог: В своих учениях А. Файоль ориентировался на высшее администрирование, и хотя сегодня слова менеджмент и администрирование скорее рассматриваются как синонимы, период деятельности А. Файоля является важным в истории менеджмента, он пытался выстроить цельную теорию управленческого процесса, а само управление определить особым видом деятельности.

Генри Форд и его вклад в развитие принципов и методов управления организацией.Генри Форд (1863-1947) родился в семье эмигрировавших из Ирландии фермеров, изредка посещая занятия в местной сельской школе, он научился основам арифметики, чтения и письма, но вряд ли это можно было назвать серьезным образованием. Однако именно он сумел предвидеть будущее автомобиля как массового средства передвижения и в будущем заработать на его производстве целое состояние.Первый автомобиль был собран Г. Фордом в 1896 году, на тот момент его изобретение являлось самым легким и практичным среди существующего автотранспорта ( модель сразу же была продана, а средства от продажи пошли на сборку второго автомобиля, который также был продан ради создания третьего автомобиля ) Как можно заметить, Г. Форд с легкостью расставался со своими творениями, именно это качество отличало его от других изобретателей-практиков в области автомобилестроения. [8]Основное нововведение Г. Форда заключалось в его стремлении наладить массовое производство с помощью механизации и сборочных линий, которые позволяли непрерывно перемещать детали. Такой подход явился прообразом системы «точно вовремя» «Точно вовремя» (точно в срок) «Just in time»www.elitarium.ru . Отдельного внимания заслуживает отношение Г. Форда к социально-трудовым отношениям на предприятии, он считал, что основной задачей руководства является тщательный контроль за рабочими, однако несмотря на жесткие меры Г. Форду была не безразлична судьба его персонала, он создавал благоприятные условия для их жизнедеятельности: высокая заплата, нормированный рабочий день, тяжелая работа на предприятии выполнялась предназначенной для этого техникой, в то время в Америке такие условие труда были только в компании «Ford motor company» « Ford motor company» – компания была создана в 1903 году история создания .В основе системы управления компанией по Г. Форду лежат 4 основных принципа: 1. Осуществлять контроль за рабочими, каждый из них обязан работать по 48 часов в неделю, но не более, также труд стоит щедро оплачивать, заработная плата сотрудников должна быть не менее 6$ в день В то время в Америке заработанная плата на предприятии Г. Форда считалась одной из самых высоких. .2. Во время работы стоит избегать формализма и традиционного разделения полномочий.3. Приучать подчиненных к чистоте и порядку на рабочем месте, так как от этого зависит качество производимого продукта (автомобилей).4. Развитие массового рынка через массовое производство и заплаты, представление о рабочем как о среднем классе.

Итог: Сложно переоценить вклад Г. Форда в развитие организации труда и производства, в своей практической деятельности он использовал достижения техники и науки. Г. Форд разработал собственную стратегию ведения бизнеса, суть которой заключалась в производстве относительно недорого транспорта для среднего класса, за 19 лет ( с 1908 по 1927 ) удалось продать 17 млн автомобилей модели «Ford Model T» «Ford Model T» ( «Жестянка Лиззи» ) Ford Model T , именно этот автомобиль стал движущей силой, приведшей к массовой автомобилизации населения и повышению уровня благосостояния американцев.

Практическая часть:В практической части необходимо оценить непосредственный вклад практиков менеджмента, а именно Ф. Тейлора, А. Файоля и Г. Форда, в развитие принципов и методов управления организацией.1 часть.Обратимся к Google Академии scholar.google.com , универсальному поисковику научных публикаций всех форматов и дисциплин. Стоит отметить, что Google Академия функционирует с 2004(сравнительно недавно). Вводим в поисковую строку имена ученых и смотрим на количество статей, в которых ссылались на их имена и достижения в области менеджмента. (на английском и русском языках)

Таблица 1. Результаты поискового запроса

Имя ученого

Кол-во статей на английском

Кол-во статей на русском

Frederic Taylor/ Фредерик Тейлор

957.000

16.100

Henri Fayol/Анри Файоль

15.900

539

Henry Ford/Генри Форд

1.050.000

3.590

Таким образом, мы видим, что современные ученые и публицисты не единожды ссылались на достижения ученых в области менеджмента 19-20 веков, на основе это можно сделать вывод – Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд внесли неоценимый вклад в развитие менеджмента, как науки, и обеспечили основу для создания новых открытий и достижений в области управления.2 часть.Был составлен опрос с целью выяснить, насколько современные студенты знакомы с достижения ученых 19-20 веков в области менеджмента, и планируют ли они применять их методы управления организацией на практике.Опрос был проведен среди студентов 3 и 4 курсов, обучающих по направлениям «Менеджмент» и «Государственное и Муниципальное управление» ведущих ВУЗов г. Москвы Московский Государственный Университет, Высшая Школа Экономики, Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова, Государственный Университет Управления, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы При Президенте Российской Федерации.. Количество респондентов составило 100 человек.

1. Кто из нижеперечисленных практиков менеджмента Вам знаком?a. Фредерик Уинслоу Тейлорb. Анри Файольc. Генри Форд

2. Как вы оцениваете свою осведомлённость о их биографии и достижениях в области менеджмента?a. Высокая осведомленностьb. Средняя осведомленностьc. Низкая осведомленностьd. Нулевая осведомленность Нулевая осведомленность (Слышали их имена, но не помнят когда и где)

3. Планируете ли Вы использовать их принципы и методы управления организацией в будущем? (если в предыдущем вопросе вы ответили a, b, c)a. Даb. Частичноc. Нет

Результаты опроса:1. Фредерик Уинслоу Тейлор – 96%Анри Файоль – 83%Генри Форд – 99%

Рисунок 1. Результаты опроса. Вопрос 1

2. Высокая осведомленность – 16%Средняя осведомленность – 59%Низкая осведомленность – 18%Нулевая осведомленность – 7%Рисунок 2. Результаты опроса. Вопрос 2

3. (На этот вопрос ответило 93 респондента)Да – 35,5%Частично – 50,5%Нет – 14%Рисунок 3. Результаты опроса. Вопрос 3

Итог практической части:

Почти всем из опрошенных знакомы имена великих ученых, об этом свидетельствуют высокие проценты, особой популярность среди студентов пользуется Г. Форд (99%), возможно это связанно с тем, что его компания функционирует в настоящее время(достаточно успешно), и автомобили марки Ford до сих пор пользуются популярностью. Однако только 16% процентов опрошенных могут привести факты из биографии ученых или рассказать о их вкладе в развитие менеджмента, остальные же оценивают свою осведомлённость о достижениях практиков менеджмента как среднюю или вовсе низкую, и только 7% признались в том, что не знакомы с их принципами и методами управления организацией. Также согласно опросу большая часть студентов впоследствии планирует применять на практике способы управления Ф. Тейлора, А. Файоля и Г. Форда в полной мере или частично, и только 14% отказались от их методов управления организацией и ведения бизнеса. Таким образом практиктики менеджмента 19-20 века своим примером доказали, что эффективное и рационально управление посредством планирования, организации, руководства и контроля может привести компанию к успеху, свои достижения в области в менеджмента они увековечили в научных трудах, что позволяет их последователям применять теорию на практике.Заключение:Менеджмент развивался на протяжении столетия, прежде чем стал отдельной отраслью науки, на формирование которой оказали влияние такие выдающиеся ученые как Ф. Тейлор, А. Файоль и Г. Форд. Каждый из них предложил собственную концепцию управления компанией и доказал результативность своего метода на практике.Современная рыночная экономика нуждается в эффективном руководстве, которое возможно только при радикальных изменениях. Стоит отметить, что в условиях перехода к рыночным отношениям важным фактором является постоянное совершенствование теории и практики управления, поэтому изучение истории развития зарубежного менеджмента является крайне актуальным. Таким образом, для повышения эффективности и результативности производства на предприятиях обучение современных менеджеров-практиков должно происходить на основе истории развития принципов и методов управления организацией. Согласно проведенному опросу большая часть респондентов, будущих управленцев, планирует применять достижения ученых в области менеджмента на практике.

Библиографический список
  1. Fayol H. GENERAL AND INDUSTRIAL MANAGEMENT. – 1949.
  2. Nelson D. Frederick W. Taylor and the rise of scientific management. – Madison, WI : University of Wisconsin Press, 1980.
  3. Валовой Д.В. История менеджмента. Учебное пособие. – М.: Инфра – М, 2000 – 300 с.
  4. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. М.: Мисанта, 2003 – 624 с.
  5. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с английского – М.: Дело, 19967 – 272 с.
  6. Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Академический Проект, 2002 – 560 с. (Серия «Gaudeamus»)
  7. Кредисов А.И. История учений менеджмента – Киев: ВИРА-Р, 2000 – 336 с
  8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Даю, 2003
  9. Под ред. М. Уонера / Классики менеджмента. Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001. – 1168 с.: ил. – (Серия «Бизнес-класс») – Ян Гловер статья, посвященная Генри Форду
  10. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра / Г. Форд. – М.: АСТ, 2005. – 447 с
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Рослякова Мария Алексеевна»

ekonomika.snauka.ru

Мнение зарубежных учёных об управлении по целям

1. Мнение зарубежных учёных об управлении по целям

Популярным методом управления, обладающим потенциальными возможностями объединить планирование и контроль в сложной области человеческих ресурсов, является управление по целям. Кроме того, УПЦ – ещё и способ мотивации, который помогает преодолеть некоторые отрицательные воздействия контроля на поведение работника. Следующее ниже описание Антони Райа иллюстрирует основную цель увязки планирования и контроля, а также повышения производительности : «Основное внимание (в УПЦ) уделяется попыткам предсказать будущее и повлиять на него, а не реагировать и действовать задним числом.  УПЦ – это также «ориентированная на результаты» философия управления, где выделяется значение достижений и результатов. Усилия обычно сосредотачиваются на изменении и повышении эффективности как индивида, так и организации».

Питер Друкер известен тем, что первым опубликовал концепцию УПЦ как метод повышения эффективности организации. Друкер считал, что каждый руководитель в организации, от наивысшего до самого низшего уровня, должен иметь чёткие цели, которые обеспечивают поддержку целей руководителей, находящихся на более высоком уровне, как это показано на рис.1. Друкер предполагал, что этот процесс поможет каждому руководителю получить чёткое представление о том, что ожидает от него организация, о целях организации и цели его начальника. Этот процесс изучал также Джордж Одиорне – ещё один известный учёный пишущий о УПЦ.

Иерархия целей при УПЦ

Рис.1 Иерархия целей при УПЦ

Дуглас МакГрегор, также сторонник УПЦ, подошёл к рассмотрению этой проблемы с другой стороны. Он читает, что метод управления по целям необходим, потому что даёт возможность оценивать руководителей на основе результатов, а не личных качеств. Например, сообщение подчинённому, что он малоинициативен, не является полезной формой обратной связи. Это недостаточно корректно для подчинённого с точки зрения исправления недостатков в работе. Но если подчинённому сообщают, что его производительность на 10% ниже  контрольной цифры, установленной шесть месяцев назад, то это даёт чёткую систему координат, эталон для контролирования производительности и обсуждения возникших проблем, а также, того, что можно сделать для повышения производительности. Поэтому МакГрегор предлагает, чтобы каждый руководитель устанавливал конкретные производственные цели и средства их достижения совместно со своим непосредственным начальником. После определённого периода времени руководитель и подчинённый смогли бы оценить фактические показатели работы, сравнивая их с установленными контрольными показателями.

Райа описывает управление по целям как процесс, состоящий из четырёх взаимозависимых и взаимосвязанных этапов:

  1. Выработка чётких кратких формулировок целей.
  2. Разработка реалистичных планов их достижения.
  3. Систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов.
  4. Корректирующие меры для достижения запланированных результатов.

Этапы процесса управления по целям

Рис.2 Этапы процесса управления по целям.

infomanagement.ru