Виханский, Наумов: Менеджмент: Учебник №EJ0YN. Учебник наумов менеджмент


Виханский, Наумов: Менеджмент: Учебник №EJ0YN

  • Администратор
  • 21 мая 2018 года

Автор: Виханский Олег Самуилович, Наумов Александр Иванович

Издательство: Экономистъ, 2006 г.

Серия: Homo Faber

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и по направлению 521600 «Экономика».В учебнике освещается широкий круг вопросов менеджмента в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого потенциала, для успешного выживания в долгосрочной перспективе в динамично меняющемся окружении. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям. Представляет интерес для тех, кто работает в сфере бизнеса.

Комментарии пользователей:

Пользователь №7CVGHW9 пишет:

Содержание:

Вводная глава 1. Общая характеристика менеджмента 2. Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления 3. Развитие взглядов на менеджмент

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИЯГлава 1. Взаимодействие человека и организации 1. Подходы к установлению взаимодействия человека и организации 2.Ролевой аспект взаимодействия человека и организации 3.Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения Глава 2. Взаимодействие человека и группы…

Содержание:

Вводная глава 1. Общая характеристика менеджмента 2. Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления 3. Развитие взглядов на менеджмент

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИЯГлава 1. Взаимодействие человека и организации 1. Подходы к установлению взаимодействия человека и организации 2.Ролевой аспект взаимодействия человека и организации 3.Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения Глава 2. Взаимодействие человека и группы 1.Общее понятие группы 2.Общая характеристика группы 3.Индивид и группа Глава 3. Адаптация человека к организационному окружению и изменение его поведения 1. Вхождение человека в организацию 2. Изменение поведения посредством научения Глава 4. Мотивация деятельности 1. Общая характеристика мотивации 2. Теории содержания мотивации 3. Теории процесса мотивации

РАЗДЕЛ II. СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИГлава 5. Стратегическое управление организацией 1. Общая характеристика стратегического управления 2. Анализ сред Глава 6. Миссия и цели организации 1.Миссия организации 2.Цели организации 3.Установление целей Глава 7. Стратегия фирмы 1. Типы стратегий бизнеса 2. Выработка стратегии фирмы 3. Выполнение стратегии

РАЗДЕЛ III. ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИГлава 8. Проектирование работы в организации 1. Функции управления организацией 2. Проектирование работы 3. Модели проектирования работы Глава 9. Проектирование организации 1. Факторы проектирования организации 2. Элементы проектирования организации Глава 10. Типы организаций и их структуры 1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой 2. Типы организаций по взаимодействию подразделений 3. Типы организаций по взаимодействию с человеком 4. Новое в типах организаций

РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫГлава 11. Коммуникации, решения и конфликты 1. Коммуникации в управлении 2. Принятие решений 3. Управление конфликтом Глава 12. Власть и лидерство 1. Власть и влияние 2. Основы лидерства 3. Традиционные концепции лидерства 4. Концепции ситуационного лидерства 5. Новое в теориях лидерства

РАЗДЕЛ V. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИГлава 13. Организационная культура 1. Концепция организационной культуры 2. Развитие организационной культуры 3. Влияние культуры на организационную эффективность 4. Национальное в организационной культуре Глава 14. Управление изменениями 1. Причины и цели планируемых организационных изменений2. Организационный диагноз и проведение изменений 3. Модели организационных изменений 4. Сопротивление организационным изменениям 5. Методы проведения организационных изменений Сводная конкретная ситуация по курсу "Менеджмент" Метод конкретной ситуации в обучении управлению 1.Что такое "Конкретная ситуация" 2.Анализ и обсуждение конкретных ситуаций Список литературы Сведения об авторах

Выберите нужный вам формат файла:

Внимание! Прочитайте инструкцию внутри!

my100books.bid

Менеджмент_Виханский О.С, Наумов А.И_Учебник_2006 4-е изд, -670с

Посвящается 250-летиюМГУ им. М.В. Ломоносова

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по экономическим

специальностям и по направлению 521600 Экономика

О.С.Виханский

А.Н.Наумов

Менеджмент

учебник

4-еиздание, переработанное и дополненное

Москва

Э К О Н О М И С Т Ъ

2 0 06

УДК 338.24(075.8) ББК 65.050.9(2)2я73

В54

Р е ц е н з е н т ы :

зав. кафедрой экономики и менеджмента РЭА им. Г.В. Плеханова, д-рэкон. наук, проф.Л.М. Бадалов;

проректор Государственного университета управления, канд. экон. наук, доц. A.M. Зобов;

декан факультета международного бизнеса и делового администрирования МГИМО(У), д-рэкон. наук, проф.В.Н. Шитов

Виханский, О. С, Наумов, А. И.

В54 Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Нау­ мов. — 4-еизд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — 670 с. : ил.

ISBN 5-98118-131-1(впер.). АгентствоС1Р РГБ.

В учебнике освещается широкий круг вопросов менеджмента в дело­ вой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с по­ зиций наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого потенциала, для успешного выживания в динамично меняющем окружении.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономи­ ческим направлениям и специальностям. Представляет интерес для тех, кто работает в сфере бизнеса.

УДК 338.24(075.8) ББК 65.050.9(2)2я73

В оформлении переплета использован фрагмент миниатюры из Часослова герцога Беррийского (XV в.)

ISBN 5-98118-I31-1

© Виханский О. С, Наумов А. И., 2005

 

© «Экономистъ», 2005

10

Оглавление

 

 

 

1.2. Источники власти в организации

 

452

 

3. Власть и лидерство

 

455

 

2. Основы лидерства

 

457

 

2.1. Природа и определение понятия лидерства

 

457

 

2.2. Содержание понятия лидерства в управлении

 

 

 

организацией

 

459

 

2.3. Лидер и менеджер

 

463

 

2.4. Подходы к изучению лидерства

 

466

 

3. Традиционные концепции лидерства

 

467

 

3.1. Теория лидерских качеств

 

467

 

3.2. Концепции лидерского поведения

 

471

 

4. Концепции ситуационного лидерства

.

481

 

4.1. Континуум лидерского поведения Танненбаума — Шмидта

.

481

 

4.2. Модель ситуационного лидерства Фидлера

 

482

 

4.3. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда. . .

.

487

 

4.4. Модель лидерства «путь — цель» Хауза и Митчела

 

490

4.5.Модель ситуационного лидерства Стинсона — Джонсона . . 494

4.6.Ситуационная модель принятия решения Врума — Йеттона —

Яго

495

4.7. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства

. . 499

5. Новое в теориях лидерства

500

5.1. Концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный

подход к изучению лидерства)

501

5.2. Концепция харизматического лидерства . .

505

5.3. Концепция преобразующего лидерства, или лидерство

 

для изменений

507

Краткие выводы

509

Основные термины и понятия

511

Вопросы к разделу IV

512

Конкретные ситуации

516

Практикующие упражнения

521

Домашние задания

525

РАЗДЕЛ V. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

 

И УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

 

Глава 13. Организационная культура

530

1. Концепция организационной культуры

530

1.1. Понятие и структура организационной культуры

530

1.2. Содержание организационной культуры

535

2. Развитие организационной культуры

539

studfiles.net

О.С. Виханский, А.И. Наумов. Менеджмент. Учебник

О.С.Виханский A.И. Наумов Менеджмент у ч е б н и к 4-е издание, переработанное и дополненное Москва Э К О Н О М И С Т Ъ 2005

УДК 338.24(075.8) ББК 65.050.9(2)2я73 В54 Р е ц е н з е н т ы : зав. кафедрой экономики и менеджмента РЭА им. Г.В. Плеханова, д-р экон, наук, проф. Л.М. Бадалов, проректор Государственного университета управления, канд. экон. наук, доц. A.M. Зобов; декан факультета международного бизнеса и делового администрирования МГИМО(У), д-р экон. наук, проф. В.Н. Шитов Виханский, О. С, Наумов, А. И. В54 Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Нау- мов. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономисть, 2005. — 670 с.: ил. ISBN 5-98118-13I-1 (впер.). Агентство CIP РГБ. В учебнике освещается широкий круг вопросов менеджмента в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого потенциала, для успешного выживания в динамично меняющем окружении. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям. Представляет интерес для тех, кто работает в сфере бизнеса. УДК 338.24(075.8) ББК б5.050.9(2)2я73 В оформлении переплета использован фрагмент миниатюры из Часослова герцога Беррийского (XV в.) ISBN 5-98118-131-1 © Виханский О, С, Наумов А. И., 2005 © «Экономисты», 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие к четвертому изданию ................................................................. 9 Вводная глава................................................................................................ 14 1. Общая характеристика менеджмента.............................................................15 1.1. Организация и менеджмент .....................................................................15 1.2. Позиция управления внутри организации ..............................................18 1.3. Менеджмент и внешнее окружение организации..................................23 1.4. Процесс управления организацией .........................................................25 1.5. Менеджер...................................................................................................27 2. Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления ...........29 2.1. Управление как отношение......................................................................29 2.2. Управление как развивающаяся система................................................34 2.3. Содержание и логика развития управления ...........................................40 3. Развитие взглядов на менеджмент .................................................................46 3.1. «Одномерные» учения об управлении....................................................47 3.2. «Синтетические» учения об управлении ................................................54Краткие выводы........................................................................................... 58 Раздел 1. Человек и организация ................................................................ 62 Глава 1. Взаимодействие человека и организации ................................... 63 1. Подходы к установлению взаимодействия человека и организации ............63 1.1. Модель взаимодействия человека и организационного окружения .............63 2. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации ................... 70 3. Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения ...................................................................................................... 75 3.1. Восприятие человеком окружения ..............................................................75 3.2. Критериальная основа поведения................................................................85 3.3. Характеристика индивидуальности человека ............................................92Глава 2. Взаимодействие человека и группы ............................................ 97 1. Общее понятие группы....................................................................................97 2. Общая характеристика группы.....................................................................100 3. Индивид и группа ..........................................................................................106Глава 3. Адаптация человека к организационному окружению и изменение его поведения................................................................................................ 110 1. Вхождение человека в организацию ............................................................110 1.1. Обучение при вхождении в организацию.............................................111 1.2. Влияние организации на процесс вхождения ......................................112 2. Изменение поведения посредством научения.............................................117 2.1. Научение поведению в организации .....................................................117 2.2. Процесс сознательного научения поведению в организации .............121 2.3. Научение поведению и модификация поведения человека в организации.........................................................................................................................123Глава 4. Мотивация деятельности ............................................................ 127 1. Общая характеристика мотивации ...............................................................128 1.1. Что такое мотивация...............................................................................128 1.2. Мотивационный процесс........................................................................134 2. Теории содержания мотивации ....................................................................137 2.1. Теория иерархии потребностей Маслоу ...............................................138 2.2. Теория ERG Альдерфера........................................................................142 2.3. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда ........................144 2.4. Теория двух факторов Герцберга ..........................................................148 2.5. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации .....................150 3. Теории процесса мотивации .........................................................................152 3.1. Теория ожидания.....................................................................................153 3.2. Теория постановки целей .......................................................................160 3.3. Теория равенства.....................................................................................166 3.4. Концепция партисипативного управления...........................................169

Краткие выводы......................................................................................... 171 Основные термины и понятия................................................................. 172 Вопросы к разделу I.................................................................................... 174 Конкретные ситуации.................................................................................. 177 Раздел II. Стратегия организации............................................................. 184 Глава 5. Стратегическое управление организацией ............................... 185 1. Общая характеристика стратегического управления .................................185 1.1. Сущность стратегического управления ................................................185 1.2. Система стратегического управления...................................................188 2. Анализ сред ....................................................................................................191 2.1. Анализ внешней среды...........................................................................192 2.2. Анализ внутренней среды ......................................................................198 2.3. Метод SWOT ...........................................................................................200Глава 6. Миссия и цели организации ....................................................... 205 1. Миссия организации......................................................................................206 2. Цели организации ..........................................................................................209 3. Установление целей.......................................................................................215Глава 7. Стратегия фирмы......................................................................... 218 1. Типы стратегий бизнеса ................................................................................219 1.1. Области выработки стратегии ...............................................................219 1.2. Эталонные стратегии развития..............................................................220 2. Выработка стратегии фирмы ........................................................................224 2.1. Шаги определения стратегии.................................................................224 2.2. Выбор стратегии .....................................................................................226 3. Выполнение стратегии ..................................................................................230 3.1. Стадии выполнения стратегии...............................................................230 3.2. Области проведения стратегических изменений .................................232 3.3. Проблемы проведения стратегических изменений..............................236 3.4. Мобилизация потенциала для выполнения стратегии ........................240Краткие выводы......................................................................................... 242 Основные термины и понятия ................................................................ 244 Вопросы к разделу II .................................................................................. 244 Конкретные ситуации ............................................................................... 248 Практикующие упражнения ..................................................................... 262 Домашние задания ..................................................................................... 263 Раздел III. Построение организации......................................................... 264 Глава 8. Проектирование работы в организации .................................... 265 1. Функции управления организацией .............................................................266 1.1.Общие функции предприятия................................................................266 1.2. Функция администрирования ................................................................268 1.3. Анализ функций управления .................................................................268 2. Проектирование работы ................................................................................272 2.1. Концепция проектирования работы......................................................272 2.2 Анализ работы..........................................................................................273 2.4. Восприятие содержания работы ............................................................278 2.5. Технология и проектирование работы..................................................280 3.2. Расширение масштаба работы ...............................................................283 3.3. Ротация работы .......................................................................................284 3.4. Обогащение работы ................................................................................285 3.5. Модель социотехнической системы......................................................292 3.6. Выбор модели проектирования работы ................................................294Глава 9. Проектирование организации .................................................... 296 1. Факторы проектирования организации .......................................................296 1.1. Внешняя среда.........................................................................................297 1.2. Технология работы .................................................................................300 1.3. Стратегический выбор............................................................................303 2.1. Разделение труда и специализация .......................................................307

2.2. Департаментизация и кооперация .........................................................309 2.3. Связи в организации и координация.....................................................316 2.4. Масштаб управляемости и контроля.....................................................321 2.5. Иерархия организации и ее звенность ..................................................327 2.6. Распределение прав и ответственности ................................................328 2.7. Централизация и децентрализация........................................................330 2.8. Дифференциация и интеграция .............................................................333Глава 10. Типы организаций и их структуры.......................................... 337 1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой ........................338 1.1. Механистический тип организации ......................................................338 1.2. Органический тип организации.............................................................339 2. Типы организаций по взаимодействию подразделений.............................341 2.1. Традиционная организация ....................................................................341 2.2. Дивизиональная организация ................................................................343 2.3. Матричная организация .........................................................................346 3. Типы организаций по взаимодействию с человеком..................................351 3.1. Корпоративная организация ..................................................................352 3.2. Индивидуалистская организация ..........................................................354 4. Новое в типах организации...........................................................................356 4.1. Эдхократическая организация ...............................................................358 4.2. Многомерная организация .....................................................................359 4.3. Партисипативная организация...............................................................363 4.4. Предпринимательская организация ......................................................367Краткие выводы ........................................................................................ 376 Основные термины и понятия ................................................................ 378 Вопросы к разделу III ............................................................................. 379 Конкретные ситуации .................................................................................... 384 Практикующие упражнения.................................................................... 388 Домашние задания...................................................................................... 390 Раздел IV. Организационные процессы................................................... 393 Глава 11. Коммуникации, решения и конфликты .................................. 394 1. Коммуникации в управлении........................................................................394 1.1. Общее понятие ........................................................................................394 1.2. Процесс коммуникации..........................................................................396 1.3. Коммуникационные сети .......................................................................399 1.4. Коммуникационные стили .....................................................................403 1.5. Невербальная коммуникация.................................................................405 2.Принятие решений..........................................................................................406 2.1. Общее понятие ........................................................................................406 2.2. Модели принятия решения ....................................................................408 2.3. Процесс принятия управленческих решений .......................................409 3. Управление конфликтом ...............................................................................416 3.1. Общее понятие ........................................................................................416 3.2. Типы конфликтов....................................................................................416 3.3. Уровни конфликта в организации .........................................................418 3.4. Структурные методы управления конфликтом....................................422Глава 12. Организационные процессы: власть и лидерство....................... 423 1. Власть и влияние............................................................................................423 1.1. Общее понятие ........................................................................................423 1.2. Источники власти в организации ..........................................................425 1.3. Власть и лидерство .................................................................................428 2. Основы лидерства ..........................................................................................430 2.1. Природа и определение понятия лидерства .........................................430 2.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией.............432 2.3. Лидер и менеджер ...................................................................................436 2.4. Подходы к изучению лидерства ............................................................439 3. Традиционные концепции лидерства...........................................................440 3.1. Теория лидерских качеств......................................................................440

3.2. Концепции лидерского поведения ........................................................444 4. Концепции ситуационного лидерства..........................................................454 4.1. Континуум лидерского поведения Танненбаума — Шмидта.............454 4.2. Модель ситуационного лидерства Фидлера.........................................455 4.3. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда.....................460 4.4. Модель лидерства «путь — цель» Хауза и Митчелла.........................463 4.5. Модель ситуационного лидерства Стинсона — Джонсона ................467 4.6. Ситуационная модель принятия решений Врума — Йеттона — Яго468 4.7. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства ................472 5. Новое в теориях лидерства............................................................................473 5.1. Концепция атрибутивного лидерства ...................................................474(причинно-следственный подход к изучению лидерства) .........................474 5.2. Концепция харизматического лидерства..............................................478 5.3. Концепция преобразующего лидерства, или лидерства для изменений.........................................................................................................................480Краткие выводы......................................................................................... 482 Основные термины и понятия..................................................................... 484 Вопросы к разделу IV ................................................................................. 485 Конкретные ситуации ............................................................................... 489 Практикующие упражнения.......................................................................... 494 Домашние задания..................................................................................... 498 Раздел V. Организационная культура и управление изменениями ....... 501 Глава 13. Организационная культура....................................................... 502 1. Концепция организационной культуры.......................................................502 1.1. Понятие я структура организационной культуры ...............................502 1.2. Содержание организационной культуры..............................................507 2. Развитие организационной культуры ..........................................................511 2.1. Формирование организационной культуры .........................................511 2.2. Поддержание организационной культуры ...........................................515 2.3. Изменение организационной культуры ................................................519 3. Влияние культуры на организационную эффективность ...........................523 3.1. Подходы к измерению влияния культуры............................................524 3.3. Управление организационной культурой.............................................533 4. Национальное в организационной культуре ...............................................536 4.1. Системный подход..................................................................................536 4.2. Модель Хофстида ...................................................................................537 4.3. Модель Лэйна и Дистефано ...................................................................540 4.4. Модель Оучи ...........................................................................................542Глава 14. Управление изменениями......................................................... 545 1. Причины и цели планируемых организационных изменений...................546 1.1. Улучшение организационной адаптивности ........................................547 1.2. Изменение индивидуального поведения ..............................................548 1.3. Причины для организационных изменений .........................................549 2. Организационный диагноз и определение готовности к изменениям ......552 2.1. Организационный диагноз .....................................................................552 2.2. Определение готовности к изменениям................................................552 2.3. Принципы проведения изменений ........................................................553 3. Модели организационных изменений..........................................................554 3.1. Трехшаговая модель изменений ............................................................554 3.2. Модель «исследования — действия»....................................................555 3.3. Модель планируемых изменений ..........................................................557 4.2. Организационное сопротивление изменениям ....................................560 4.3. Преодоление сопротивления изменениям ............................................561 5. Методы проведения организационных изменений.....................................563 5.1. Методы, ориентированные на людей и культуру ................................564 5.2. Методы, ориентированные на задачи и технологии............................568 5.3. Методы, ориентированные на структуру и стратегию........................571 5.4. Этические проблемы проведения организационных изменений .......575

Краткие выводы........................................................................................... 575 Основные термины и понятия................................................................. 578 Вопросы к разделу V................................................................................... 579 Конкретная ситуация.................................................................................. 582 Практикующие упражнения..................................................................... 587 Домашние задания ..................................................................................... 590 Сводная конкретная ситуация по курсу «Менеджмент»................................ 591 Метод конкретной ситуации в обучении управлению ......................... 612 1. Что такое конкретная ситуация? ..................................................................612 2. Анализ и обсуждение конкретных ситуаций ..............................................620Список литературы .................................................................................... 634

Предисловие к четвертому изданию Уважаемые читатели! Перед вами новое, четвертое издание учеб- ника «Менеджмент». Учебник издается с 1992 г. и хорошо известен аудитории: его совокупный тираж составляет уже более 200 тысяч экземпляров. Первые издания появились в годы бурных изменений в нашей стране, становления рыночной экономики, потока новой, в первую очередь зарубежной, информации о реальных механизмах функцио- нирования бизнеса. В тот период остро стояла задача пересмотра взглядов на препода- вание экономических и управленческих дисциплин, подготовки спе- циалистов, обладающих новыми, адекватными изменившейся ситуа- ции знаниями. Предыдущее, третье издание вышло в свет в 1998 г. Прошедшие годы принесли много нового в управленческую теорию, в практику бизнеса, выросли требования к уровню и качеству подготовки людей, принимающих управленческие решения. Окружающий мир очень быстро изменяется; набирают темп интеграционные процессы, реальностью стала глобализация хозяйственной жизни, бурно развиваются процессы информатизации. Для успешного выполнения управленческих функций уже недос- таточно знаний и логики, необходимы гибкость, интуиция, творчест- во. Необходима способность предвидеть изменения, управлять ими, изменяться самим. Целью подготовки нового издания было создание учебника, максимально соответствующего новым потребностям: не только дать знания, но и научить их применять, помочь выработать не- обходимые навыки и умения. Учебник ориентирован на развитие теоретической и концептуаль- ной подготовки: способности рассуждать ясно и глубоко; применять теории и концепции к решению проблем в организации; уметь ситуа- ционно отличать проблемы от симптомов, выявлять причины, лежа- щие в основе возникшей ситуации, применять модели и управленче- ские технологии для проявления индивидуального, группового и орга- низационного творчества; обладать системным взглядом на управле- ние организацией. Профессиональная подготовка включает способность применять специфические методы, процедуры и технологии в конкретных ситуа- 14 Предисловие к четвертому изданию циях в управлении. В новом издании были существенно усилены мо- менты, связанные с методами научения и мотивации; выработки мис- сии, целей и стратегии компании; проектирования работы и построе- ния организации; решения проблем и принятия решений. Умения и навыки в области профессиональной подготовки также включают раз- витие способностей в области эффективной коммуникации; лидер- ского поведения; мотивирования; управления конфликтом; группо- вой работы и т.п. Цементирующим началом в системе управления организацией яв- ляется культура. Управление этим многогранным и интегрирующим компонентом — одна из важнейших задач менеджмента, поскольку изменение культуры — это ключевая составляющая в изменении организации. Сама же работа по проведению изменений в организации требует наличия у менеджера определенных знаний, навыков и умений, в том числе умения обучаться в течение всей жизни. Учебник приобрел совершенно иную структуру, знакомый читате- лям материал частично переработан, освещен ряд прежде не затраги- вавшихся вопросов. При подготовке издания перед авторами вновь встал вопрос о том, какие качества, какие знания, умения и навыки понадобятся пользова- телям учебника не только сегодня, но и в будущем. Вполне возможно, что многие из наших читателей никогда не станут менеджерами в пол- ном смысле этого слова. Но большая часть наверняка так или иначе бу- дет иметь дело с различными видами управленческих работ. И в этом смысле данное издание содержит достаточно материала, который по- может им быть эффективными работниками независимо от выполняе- мой в организации роли. Учебник состоит из вводной главы и пяти теоретически и методи- чески завершенных разделов. Каждый раздел содержит не только изло- жение соответствующих теорий и концепций, но и материал для прак- тических занятий. Теоретическая часть раздела завершается краткими выводами, списком ключевых терминов и понятий, вопросами для са- мопроверки. Сердцевину методического сопровождения раздела со- ставляют конкретные ситуации. Для комплексного анализа в конце учебника приведена интегрирующая конкретная ситуация. Метод конкретной ситуации разработан в Гарвардской школе бизнеса. Ос- новная его идея применительно к обучению управлению строится на представлении, что менеджмент — это больше поведение, навыки и умения, чем просто знания. Поэтому лучшим способом развития этих качеств является тренировка через моделирование действий. Сам метод предусматривает анализ и разбор по определенной методике кон- Предисловие к четвертому изданию 15 кретных ситуаций в процессе обучения, что способствует выработке у обучающегося необходимых навыков и умений. Подробнее ознакомиться с сущностью метода и методикой анали- за конкретных ситуаций можно в завершающей учебник методической части «Метод конкретной ситуации в обучении управлению». Помимо соответствующих теме каждого раздела конкретных си- туаций, одной или нескольких, в раздел включены практикующие уп- ражнения и домашние задания. Они предназначены для закрепления материала и выработки умений и навыков осуществления соответст- вующих организационных процедур, для подготовки к занятиям. Тео- ретическая часть учебника построена в соответствии с пятью базовыми компонентами дисциплины. Первый раздел, «Человек и организация», включает три главы, рассматривающие вопросы взаимодействия индивида с организацией и группой. Значительная часть этого раздела посвящена таким основополагающим вопросам, как социализация индивида и научение поведению. Последняя глава раздела дает читателю представление о сложных проблемах мотивации деятельности. В ней дается общая характеристика мотивации, раскрывается суть теорий содержания и процесса мотивации. Во втором разделе, «Стратегия организации», освещены как обще- теоретические вопросы стратегического управления, так и вопросы применения теории в практике бизнеса. В первой главе раздела большое внимание уделяется вопросам анализа внешней среды. Две другие главы дают читателю представление о том, что предшествует выработке стра- тегии компании и как происходит процесс выполнения стратегии. Третий раздел, «Построение организации», начинается с изложе- ния малознакомых российским читателям вопросов проектирования работы, т.е. той основы, на базе которой впоследствии вырастает кон- кретная организация. Важным в этой части раздела является рассмот- рение современной тенденции перехода от функционального к про- цессному управлению. Две последующие главы вводят читателя в про- блемы проектирования организации с учетом факторов, определяю- щих выбор той или иной организационной структуры. Завершается раздел рассмотрением различных типов организаций. В четвертом разделе, «Организационные процессы», описаны все известные сегодня процессы, отражающие организационную динами- ку: процесс коммуникации как основа любой деятельности, ключевой элемент управленческой деятельности — принятие решений. Важное место уделяется процессу управления конфликтом как необходимым источником развития организации. В заключительной главе раздела раскрывается сущность двух тесно взаимосвязанных понятий — власти 16 Предисловие к четвертому изданию и лидерства. Сердцевиной этой части являются концепции ситуацион- ного лидерства. Пятый, завершающий раздел, «Организационная культура и управление изменениями», интегрирует все сказанное ранее в терми- нах культуры и изменений. Рассмотрение вопросов организационной культуры увязывается со стратегией и организационной эффективно- стью, а также с имеющимся в ней национальным аспектом. Заключи- тельная глава об управлении изменениями в организации как часть курса «Менеджмент» включена в учебник впервые и детально рассматривает модели и технику проведения организационных изменении. Структура книги построена таким образом, что позволяет исполь- зовать разделы и главы учебника в том порядке, который представляется наиболее удобным для пользователя. Предлагаемое читателю издание впитало в себя не только новое в теориях и концепциях менеджмента, но и результаты многолетнего опыта преподавания курса «Менеджмент» на различных программах Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова с использованием различных методов обучения управлению, в том числе метода кон- кретной ситуации. Авторы будут признательны за пожелания, замечания, коммента- рии по поводу учебника. Ваши отзывы можно направлять в Высшую школу бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова ([email protected]) или в издательство ([email protected]). О.С. Виханский А.И. Наумов

simfstud.ru