Заполните сравнительную таблицу моделей менеджмента. Таблица моделей менеджмента


Ивченко С.В. Сравнительный анализ моделей менеджмента

Ивченко Светлана ВадимовнаНижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)

Ivchenko Svetlana VadimovnaLobachevsky State University of Nizhni Novgorod - National Research University

Библиографическая ссылка на статью:Ивченко С.В. Сравнительный анализ моделей менеджмента // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13406 (дата обращения: 07.06.2018).

В настоящее время, в условиях глобализации, менеджмент получает все большую значимость, ученые во всем мире пытаются найти наиболее рациональные решения для управления. Однако невозможно придумать единую, единственно верную модель менеджмента, так как у каждой из стран имеются свои особенности. В связи с этим, образовалось множество отличных друг от друга национальных моделей менеджмента. Каждая из них разрабатывалась с учетом географического положения, истории страны, а также менталитетом ее граждан.

Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.

В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также из менталитета людей, особенностей психологии, культуры и традиций.

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.

Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой — исполь­зования его лучших достижений в своей деятельности.

При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

Целью работы является выявление особенностей и характерных черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и американского стилей управления персоналом.

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны.

Японская модель управления оказалась более приспособленной к условиям научно-технической революции, чем американская система. Особенности, которые характеризуют японский менеджмент:

  • максимальная ориентация на технологические и технические нововведения. В первую очередь начали процветать те корпорации, которые ориентировались на применение передовой техники и психологических методов;
  • основан на учете социальных, культурных, исторических и национальных особенностей своей страны. Он учитывает и использует десятки специфических, неповторимых элементов. И вполне естественно, что такая система управления, которая больше ориентирована на «искусство», чем другие, оказалась лучше приспособленной к постоянным изменениям производства.
  • Здесь отсутствуют жесткие структуры управления, персональная ответственность, индивидуальный учет производительности. Существует система пожизненного найма. В японском менеджменте не человека подбирают под должность, а наоборот, тщательно изучив с помощью психологических тестов человека, определяют, какие обязанности ему можно поручить.

Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией.

Так же, японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Это приводит к саморазвитию, а достигнутые результаты приносят моральное удовлетворение. Кроме этого, целью обучения является продвижение по службе.

Современная Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.

Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, “богоизбранность”, стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.

Основные характеристики американской модели управления:

  • Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску
  • Высокая квалификация работников, их способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро.
  • Тенденция перехода служащих от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.
  • Краткосрочный найм людей, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив — экономические факторы (деньги).

На рисунке ниже представлен сравнительный анализ описанных выше моделей менеджмента (рисунок 1):

Рисунок 1. «Сравнительный анализ японской и американской модели менеджмента»

Наша рыночная экономика существенно отстает от западной. В связи с этим, проявляется ряд проблем современного Российского менеджмента:

  • отсутствие долгосрочных целей развития бизнеса;
  • отсутствие независимой оценки российских менеджеров;
  • отсутствие школы руководящего резерва;
  • недостаточная изученность спроса;
  • недостаточное осознание социальной ответственности менеджмента;
  • слабая законодательная база;
  • отсутствие умения формировать команду, подбирать кадры.

Использование американской модели менеджмента в России возможно только частично. Несомненно, данный факт связан с российским менталитетом. Так, например, индивидуализм ценится, однако социалистическое прошлое России наложило отпечаток коллективизма. Именно поэтому в одних и тех же условиях модели поведения россиян будут отличаться от американских. В российских компаниях всегда преобладал авторитарный тип управления, однако настоящее время проявляется тенденция перехода к демократическому, что, безусловно, приближает к американской модели менеджмента.

Более того, в российских компаниях не достаточно внимания уделяется работе с персоналом. Работодатели не считают нужным обеспечивать своих работников чем-либо, кроме возможности материального и карьерного роста (рисунок 2).

 Рисунок 2. «Сравнение поведения российских и американских бизнесменов и менеджеров»

Многим специалистам неизвестно практически ничего о деятельности компании за пределами своих локальных действий, в связи с чем им не удается раскрывать свой потенциал полностью. Несмотря на все вышеперечисленное, в России существуют предприятия, которые пытаются сделать сотрудников более лояльными, внедряя некоторые виды поощрений: материальные премии, корпоративные мероприятия, тренинги, семинары. Анализируя российскую и американскую модели менеджмента, можно прийти к выводу, что обе модели, безусловно, отличаются друг от друга, каждая исторически шла по собственному пути развития, что и предопределило настоящее данных моделей.

Однако, несмотря на то, что представленные модели разительно отличаются друг от друга, можно также выявить сходства между ними: стремление к установленным эталонам совершенства, а также рассмотрение людей как основного источника повышения эффективности труда.

Библиографический список
  1. Борисов С.А. Принципы формирования эффективной команды на предприятии/Борисов С.А., Салькова О.В./ Инновационные технологии командообразования и лидерства в современных бизнес –организациях, Тезисы докладов Всероссийской научно –практической конференции (под общей редакцией д.ф.н., проф. Матиашвили В.М.) Н.Новгород , 2012 г., с.27-29.
  2. Борисов С.А. Информационный и финансовый менеджмент как подсистемы управления предприятием/ Борисов С.А., Плеханова А.Ф./ Российский студент -  гражданин, личность, исследователь,2013, тезисы докладов, с.258-259.
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «thegeffa»

ekonomika.snauka.ru

Модели менеджмента таблица – Telegraph

Модели менеджмента таблица

Скачать файл - Модели менеджмента таблица

Пользователь превысил лимит на количество одновременно исполняемых CGI. В данный момент исполнение невозможно. В случае, если вы не можете решить проблему самостоятельно — напишите о ней на support agava. Интернет-услуги и сервисы Хостинг , Colocation , аренда серверов , Раскрутка , Бесплатный хостинг файлов , Владельцам сайтов , Почта , Бизнес и экономика Банки , Инвестиции , Недвижимость , Страхование , Торговля , Работа, Подбор персонала , Курсы, семинары. Автомобили , Телефоны , КПК , Собаки , Кошки , Книги. Регистрация Войти в Личный кабинет. CGI script error Ошибка исполнения CGI приложения Русское описание Пользователь превысил лимит на количество одновременно исполняемых CGI. English description Site has exceeded maximum processes limit Execution of CGI is impossible, try again later. Автомобили , Телефоны , КПК , Собаки , Кошки , Книги Книжный магазин Компьютеры и оргтехника Авто-мото Производство и услуги Туризм и отдых Связь.

Сравнительная характеристика японской, американской и российской моделей менеджмента

23.1. РАЗНООБРАЗИЕ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА: АМЕРИКАНСКИЙ, ЯПОНСКИЙ, ЕВРОПЕЙСКИЙ

Инструкции по охране труда по строительству

Решение о продлении полномочий директора

Сравнительная характеристика существующих моделей менеджмента

Первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством, называется менеджером. К менеджеру предъбудут определенные требования рис. Требования к менеджеру Примером талантливого менеджера может служить американец Ли Якокка. В начале х гг. Ли Якокка проявил себя как подлинный новатор маркетинга. Им сформулированы характеристики эффективного менеджмента, иными словами, философии менеджмента табл. Отметим, что теоретик в области управления 30 — х гг. По существу первым менеджером был английский промышленник Роберт Оуэн. Оуэн впервые решал вопросы производительности труда и мотивации деятельности, взаимоотношений рабочего с предприятием и процессом труда. Менеджер стал реальной фигурой. Роль управленца, способного определить, как и в каком объеме делать ту или иную работу исполнителю, значительно возрастала. Отметим, что тейлор сформулировал следующие функции, элементы и принципы научного менеджмента рис. Отметим, что теоретически работы Ф. Отметим, что тейлора были обоснованы инженером-социологом Максом Вебером. Всю организацию, считал Вебер, можно разложить на составные части, пронормировать работу каждой из них, в т. Функция менеджмента по Ф. Элементы менеджмента по Ф. Принципы менеджмента по Ф. Принципы управления по М. Функции менеджмента по А. Файолю Развитие идей Ф. Отметим, что тейлора было продолжено и французским инженером Анри Файолем. Файоль также дал общую характеристику функционального менеджмента рис. Описанные выше положения характеризуют первый этап развития менеджмента — деловое администрирование рис. В 20 — е гг. Кстати, эта идея лежит в основе второго этапа развития менеджмента — менеджмента человеческих ресурсов. Файолю Основателем второго этапа будет Энрике Мэйо, исследовавший зависимость производительности труда от уровня освещенности рабочего места. Принципы менеджмента по А. Поведение человека в производственной среде изучали Д. Из советских ученых е гг. Первый этап развития менеджмента Взгляды Э. Идея менеджмента бизнеса — ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей покупателя. Существует два подхода к процессу менеджмента бизнеса. Второй подход, ролевой, являющийся более современным, фокусируется на управленческих ролях. Управленческие функции будут результатом того, ради чего осуществляется менеджмент, а роли представляют собой средства для достижения данных результатов. Современный, четвертый, этап развития менеджмента — социальный менеджмент — связан с именем Стоит сказать - пола Драккера. Идея этапа — каждое предприятие, помимо получения прибыли, должно определить меру социальной ответственности перед обществом. Неформальную парадигму сегодня используют в двух модификациях: Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Предусматриваются специальные меры для уменьшения сопротивления переменам. Среди факторов, определяющих выбор управленческой модели: С позиции последнего фактора выделяют следующие модели управления: Научные школы менеджмента В теории менеджмента принято выделять следующие научные школы табл. Сравнительный анализ моделей менеджмента Эволюция теории и практики менеджмента проявилась в многообразных направлениях. Многое из опыта в области менеджмента других стран могло бы быть полезным и в российской практике. Сравним две, наиболее признанные, модели менеджмента табл. Отметим тот факт - что в современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства управления отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Субъектом данного процесса будет менеджер. Цели и задачи менеджмента Конечная цель менеджмента — обеспечение прибыльности предприятия, эффективное использование кадрового потенциала, постоянное преодоление риска при работе на внутреннем и внешнем рынках рис. Стоит отметить, что основные задачи менеджмента Основные факторы, влияющие на становление и развитие менеджмента в российской экономике: Выделяют три категории требований к профессиональной компетенции менеджера: Горизонтальное разделение труда связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, то есть закреплению за ними одной или нескольких предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обусловливает создание на предприятии специальных служб стратегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских отделов и управлений и т. Вертикальное разделение труда зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности, отраслевой принадлежности, выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента. На предприятии выделяется три иерархических уровня менеджмента: Чем выше иерархический уровень менеджера, тем в большей степени в его деятельности присутствуют функции определения целей стратегического планирования и системной организации инноваций. Современный менеджер принципиально отличается от хозяйственного руководителя. Характерные черты эффективного менеджмента В рамках международной практики приняты следующие черты эффективного менеджмента: Экономические показатели эффективности управления следующие. Зу, где П — прибыль организации; Зу — затраты на управление. Ч, где Чу — численность работников управления; Ч — общая численность работников организации. К, где К — количество или объем выпускаемой продукции оказываемых услуг. Коротковым предложена формула эффективной деятельности менеджера рис. Формула эффективной деятельности менеджера Ситуации для обсуждения 1. В США говорят так: Необходимо ли изучать зарубежный опыт при повышении квалификации работников? Составьте программу подготовки специалиста-менеджера. Целесообразно ли стажировать наших управленцев за рубежом? Мы же в Японии ценим наших инженеров и техников: Как соотнести данные слова с российской практикой управления? Сформулируйте систему знаний современного менеджера. Как долго крайне важно учить менеджеров? Дискуссионное исследование действующего и перспективного законодательства. Блейка Управление конфликтами Менеджер и стресс Деловая карьера и ее организация Элементы стратегического менеджмента Управление рисками Работа менеджеров в кризисной ситуации Элементы этики делового общения Сравнительный анализ моделей менеджмента. Интеллектуальные права на материал - Михалева Е. Менеджмент принадлежат её автору. Вся информация в том числе и 'Сравнительный анализ моделей менеджмента' собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка. Менеджмент в любом онлайн-магазине. Сравнительный анализ моделей менеджмента. С Юридический репозиторий Зачётка. Менеджмент Сравнительный анализ моделей менеджмента. Блейка Управление конфликтами Менеджер и стресс Деловая карьера и ее организация Элементы стратегического менеджмента Управление рисками Работа менеджеров в кризисной ситуации Элементы этики делового общения.

Нормативы трудоемкости технического обслуживания дорожно строительной техники

Г киров карта города с улицами

Сравнительная таблица моделей менеджмента

Знак посудомоечной машины на посуде

Бензиновые генераторы инструкция по эксплуатации

Сравнительный анализ моделей менеджмента

Форма печенья из песочного теста фото

История героев мортал комбат

telegra.ph

Заполните сравнительную таблицу моделей менеджмента — Мегаобучалка

Рабочая тетрадь студента

ОП 03. МЕНЕДЖМЕНТ

для специальности 38.02.01.Экономика и бухгалтерский учет

 

 

Ф.И.О. ____ студента
Группа _______    

 

 

 

Оса, 2015

 

Введение. Общие моменты менеджмента

 

1. Ключевые понятия:

Менеджмент _

__________________________

Менеджер ___

_____________

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Каковы предпосылки возникновения менеджмента?

____________________________

Назовите и охарактеризуйте этапы развития менеджмента в нашей стране?

____________________________

Будет ли правильным назвать продавца сложной бытовой техники в магазине Менеджером по продажам? Обоснуйте свой ответ.

______________

Кого можно назвать менеджером в организации? Приведите примеры.

________________

Сущность и характерные черты современного менеджмента

Назовите 4 основных подхода к менеджменту и кратко их охарактеризуйте

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Кратко охарактеризуйте школы в управлении.

Школа научного управления (1885—1920) создана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете».

________________

Школа административного управления (1920—1950) основана на научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого — рациональное, построение организации как иерархической структуры.

_____

Внимание на рабочих; Хоторнские эксперименты.

Психоаналитическая школа в менеджменте.

Хоторонские эксперименты были начаты на заводе «Вестерн Электрик Хоторн». Эти исследования были начаты с целью проверки эффекта изменений условий труда относительно производительности рабочих (были изучены группой ученых, возглавляемых Элтоном Мэйо, Ф. Ротлисбергером, С. Гарнером, У.Уорнером, Т. Уайтхедом и В. Диксоном).

________________________

Школа человеческих отношений и поведенческие науки (1950 г. — по настоящее время) как научное направление являются естественным продолжением упомянутой выше школы научного управления и логично дополняют ее пониманием важности психологической составляющей в трудовой деятельности человека. Авторами школы человеческих отношений считают Мери Фоллет и Элтона Мейо.

_________________

 

Школа количественных методов (1950 г. — по настоящее время) возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физики и др.

___

Характерные черты японского менеджмента

______

 

Заполните сравнительную таблицу моделей менеджмента

Характеристики японская американская
Доминирующие качества делового человека    
Критерии к продвижению по службе    
Профессиональная компетентность      
Процесс принятия решений      
Отношение работников к фирме и работе      
Характер проведения инноваций    
Форма деловых отношений    

 

Тесты

1.Кто былоснователем школы научного управления?

a. Ф.Тейлор

b.А.Файоль

c. Э.Мейо

d. С Гарнер

megaobuchalka.ru

Чалкова Т.Е., Серочудинов Е.С. Национальные модели менеджмента

Чалкова Татьяна Евгеньевна1, Серочудинов Евгений Сергеевич21Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, студентка кафедры менеджмента2Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента

Chalkova Tatiana Eugenyevna1, Serochudinov Eugene Sergeyevich31Tyumen State University of Civil Engineering, student at the Department of Management2Tyumen State University of Civil Engineering, Candidate of Economic Sciences, associate Professor of Management

Библиографическая ссылка на статью:Чалкова Т.Е., Серочудинов Е.С. Национальные модели менеджмента // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6836 (дата обращения: 07.06.2018).

В последнее время слово management приняло международный характер, имея ввиду, управление экономическими процессами. В Российской Федерации, а тем более в СССР, это слово не использовалось. Может быть, поэтому и объясняется тот факт, что, российский опыт управления не учитывается, а на первый план выходит история управления европейских стран, Америки и Японии, когда говорят об истории менеджмента.

 

Многие иностранные государства за всю историю существования менеджмента собрали в свою копилку значимые сведения в области теории и управленческой практики в различных сферах. К несчастью, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.

Модель – продукт моделирования, то есть процесса, в котором “принимают участие” объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно производит).

Под управленческой моделью понимается теоретически выстроенное множество представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как принимает изменения во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей и результатов, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность.

Модель менеджмента содержит в себе базовые (основные) принципы менеджмента, стратегическое видение, установки целей и задач, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимосвязи ее элементов, организационную культуру и так далее.

В каждой стране менеджмент имеет отличитель­ные особенности, во многом продиктованные психо­логией народа и его национальными традициями.

Интеграция России с мировой экономикой обуслов­ливает обогащение отечественной модели управления рациональными элементами моделей менеджмента развитых стран. [1]

Однако, при всем различии как одна, так и другая модели основываются на таких элементах, которые позволяют фирмам и предприятиям преуспевать в различных областях. Это:

  1. Предпочитаемые методы принятия решений;
  2. Предпочитаемые методы контроля;
  3. Особенности карьерного роста;
  4. Особенности построения систем мотивации;
  5. Особенности найма персонала;
  6. Стиль поведения руководителя; и т.д.

1. Существует два предпочитаемых подхода: индивидуальный и коллективный.

Индивидуальный подход – централизация принятия решений. Многие решения на предприятии принимаются одним менеджером или их группой из высшего звена руководства.

Групповой или коллективный подход -  принятие решений не только в звене высшего руководства, но и служащими компании, что позволяет менеджеру снять с себя ответственность за принятие решения и переложить на низший управленческий уровень.

2. Контроль – это проверка для достижения определенных организационных целей.

В процессе контролирования складываются стандарты и нормы, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок, исправлений в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных норм.

Применяются самые различные системы контроля – в основном административные, прямые и косвенные, экономические и моральные, коллективные (групповые) и индивидуальные и так далее.

3. В результате сознательной позиции и поведения человека в трудовой деятельности происходит должностной или профессиональный рост человека по службе – это карьера.

Далее рассмотрим виды профессионального роста работника:

Внутриорганизационная карьера - постижение всех этапов карьерного роста (окончание учебного заведения, приход на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, передача накопленных знаний и умений молодым специалистам, уход на заслуженный отдых) в рамках одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

  • Неспециализированная карьера подразумевает, прохождение различных этапов профессиональной деятельности работника в качестве специалиста, который имеет разные профессии, специальности. Предприятие при этом может меняться или оставаться тем же.
  • Специализированная карьера отличается от неспециализированной тем, что работник в рамках одной профессии проходит разные этапы своего профессионального развития. При этом предприятие может оставаться одним и тем же или меняться.

Межорганизационная карьера предполагает, что работник проходит все шаги профессионального роста на разных предприятиях. Также она может быть специализированной и неспециализированной.

Вертикальная карьера подразумевает подъем с одной стадии структурной иерархии на другую. Повышение в должности сопровождается ростом оплаты труда.

Горизонтальная карьера — карьерный вид, перемещение в другую функциональную сферу, расширение знаний и усложнение задач, а также изменение служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, стимулируется увеличением оплаты труда.

Ступенчатая карьера это такой вид, который совмещает в себе элементы двух других видов:  вертикальной и горизонтальной карьеры. Со ступенчатой карьерой встречаются гораздо чаще. Могут встречаться как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Наименее очевидный вид карьеры для окружающих, предполагающий движение в ядре, к руководству организацией, называется скрытая (центростремительная) карьера, которая доступна только некоторому кругу работников, обычно, имеющих большое количество деловых связей за пределами организации.

4. Существует множество движущих сил, побуждающие сотрудника к выполнению определенных действий, а также совокупность факторов, вызывающих активность человека, которые направляют поведение работника – это и есть мотивация труда. [2]

Основные рычаги мотивации труда – мотивы, интересы и стимулы.

Интерес – познавательная потребность личности, направленная на тот или иной объект, что выражается в положительных эмоциях у личности.

Мотив – внутренняя побудительная сила, которая удовлетворяет личные потребности человека.

Стимул – это материальная заинтересованность человека в его трудовой деятельности.

Таким образом, стимулирование работника является важной частью процесса мотивации в организации, что выражает материальные вознаграждения сотрудникам, а воспроизводится это через оплату труда и  различные бонусы. [3]

5. Найм – это система поэтапных действий, которые позволяют найти, подобрать и отобрать квалифицированный персонал. [4]

Основной задачей найма профессиональных кадров, считается удовлетворение в будущем потребностей предприятия, за счет других источников. [5]

Это позволяет предприятию использовать возможность набирать персонал на краткосрочный период, если организация находится на стадии динамического роста. Если компания осуществляет свою деятельность посезонно, то в этом подходе для них нет ничего нового. Они могут добирать персонал при повышении объемов производства. Цель временного набора персонала – обеспечить предприятие сотрудниками, на определенный период времени. Также это поможет проверить временно принятого работника и даст возможность заключить контракт на долгосрочной основе. [6]

6. Руководитель должен выступать в качества лидера, ведущего лица в системе управления предприятием, так как именно он направляет рабочий коллектив, подбирает кадры, поддерживает внутренний климат организации и выполняет другие функции деятельности компании.

Стиль руководства – это когда руководитель придерживается определенных манер поведения по отношению к своим подчиненным, что позволяет ему оказывать влияние, побуждать сотрудников к достижению общих целей предприятия. Менеджер в данном случае, и лидер, и организатор в управленческой системе. Управление деятельностью коллективов сотрудников осуществляется в форме руководства и лидерства. В этих двух формах имеются определенные сходства.

Произведем краткую характеристику моделей менеджмента, определив специфику различных методов управлении в сравнении друг с другом (см. табл. 1).

Таблица 1. Сопоставление методов управления

Объект сравнения

США

Япония

Европа

Россия
1.Предпочитаемые методы принятие решений

 

Индивидуальный процесс принятия решений Коллективный; Процесс принятия решений, основанный на принципе консенсуса Индивидуальный процесс принятия решений Индивидуальный процесс принятия решений
2.Предпочитаемые методы контроля

 

Руководителем – по индивидуальным количественным показателям Коллективно – по совместно выработанным качественным критериям Руководителем – по индивидуальным количественным показателям Коллективно – по совместно выработанным качественным критериям
3.

Особенности карьерного роста

 

Быстрый Медленный Медленный Медленный
4. Особенности построения систем мотивации

 

Материальная Нематериальная Материальная Материальная
5. Особенности найма персонала

 

Краткосрочная занятость Пожизненная занятость Краткосрочная занятость Краткосрочная занятость
6. Стиль поведения руководителя  Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными Личные, неформальные отношения с подчиненными  Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными

Источник:[7]

Изучив разные модели менеджмента, а в частности: американскую, японскую, западноевропейскую и российскую, можно сказать, что пока лучшей модели не существует. У каждой есть свои плюсы и минусы, каждый признак конкретной модели можно рассматривать двояко.

Россия не должна  слепо перенимать теорию японского, американского и т.д. менеджмента и применять их на практике. Заимствование чужого опыта Россией может дать отрицательный результат. Это объясняется тем, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности [8]. В Российском менеджменте преобладают формальные бюрократические системы управления, которые не способствуют инновационной деятельности организаций, что пагубно влияет на эффективность.

1. Российским компаниям нужно повысить интернациональный рейтинг, для того, чтобы  «не проигрывать» в конкурентной борьбе с зарубежными фирмами. А это требует качественно другого, «высокого» менеджмента.

2. Российские менеджеры должны выработать свою, отечественную модель эффективного и качественного менеджмента, основываясь на российскую и зарубежную историю, культуру, опыт в управленческой работе. [8]

3. Перед российскими менеджерами любого предприятия стоит основная задача – привлечение к себе талантливых специалистов, удержание и мотивирование их на работу с высокой производительностью труда. [9]

4. Я считаю, что качество нашей жизни может изменить повышение уровня менеджмента на всех этапах управления. Для этого отечественным менеджерам главным образом необходимо научиться принимать качественные управленческие решения, основываясь на современные методы и уметь анализировать информацию. А также заменить существующий стиль управления, научиться наделять полномочиями своих заместителей и сотрудников, то есть организовать сплоченные команды, выработать корпоративный дух, обязательно мотивировать своих работников, а еще  уметь отвечать за результат трудовой деятельности и ошибки подчиненных.

5. Российским компаниям необходимо решить проблему «избыточности» управленцев. Предлагается разработать механизм по оценке эффективности управленческой деятельности менеджеров. Для этого необходим высокий уровень подготовки, профессионализм, навык и мастерство менеджеров, что в дальнейшем повлияет на успех компании.

6. Нашим менеджерам нужно быть мобильнее, энергичнее и обширнее вести собственные наблюдения «отечественного наследства» и современных практик управления.

Следовательно, сравнение разных моделей менеджмента очень важно для отечественных управленцев, ведь в условиях сегодняшних изменений, всеобщего кризиса, жесткой конкуренции трудно остаться победителем. Важно отметить, что личность, выросшая в Российской Федерации и получившая локальное образование, имеет свое представление к решению той или иной проблемы, по-своему реагирует на различные ситуации. Это совсем не говорит о том, что следует отречься от опыта развитых государств в сфере управления и начать искать новые пути. Учитывая все главные особенности национального российского менеджмента, качественно изучая опыт страны, вырвавшейся в сфере управления далеко вперед, можно очень преуспеть во многих сферах деятельности.

Библиографический список
  1. Менеджмент [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://menegmf.ru /- Национальные модели менеджмента (28.09.2014).
  2. Тургунов [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://turgunov.ru/menedzhment-blog/materialnaya-i-nematerialnaya-motivatsiya-personal/- Материальная и нематериальная мотивация персонала (06.12.2014).
  3. Корпоративный менеджмент [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://www.cfin.ru/encycl/motivation.shtml /- Мотивация труда (07.12.2014).
  4. Линия менеджмента [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://menzo.ucoz.ru/load/upravlenie_personalom/ponjatie_najma_personala/22-1-0-1295/- Понятие найма персонала (07.12.2014).
  5. Основы менеджмента [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://bmanager.ru/articles/najm-personala-koncepcii-postroenie-sistemy-nabora-i-ocenki-pretendentov.html/- Найм персонала (08.12.2014).
  6. bibliotekar [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://bibliotekar.ru/upravlenie-personalom-3/99.htm/- Управление персоналом (07.12.2014).
  7. articlekz.com [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://articlekz.com/article/8492/- Сравнительный менеджмент — метод сопоставления менеджментов разных стран (09.12.2014).
  8. Рост менеджмента [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://www.risemanager.ru/rims-243-1.html/- Развитие менеджмента в России (13.12.2014).
  9. Институт бизнеса и права [электронный ресурс]./электрон.дан.-URL: http://www.ibl.ru/konf/031209/38.html/- Российская модель менеджмента и экономический кризис (13.12.2014).
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чалкова Татьяна Евгеньевна»

ekonomika.snauka.ru

Сравнение американской и японской моделей менеджмента

Школы управления США и Японии являются в настоящее время ведущими в мире и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента. При полярных различиях, между ними, однако, имеется определенное сходство: обе школы основное внимание уделяют активизации человеческого фактора (используя, однако, различные формы и методы), постоянным инновациям, диверсификации выпускаемых товаров и услуг, разукрупнению крупных предприятий и умеренной децентрализации производства; ориентируются на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития предприятия (правда, если американские менеджеры разрабатывают свои планы на 5 - 8 лет, то японские - на срок до 10 лет и более). В то же время, несмотря на внешнее сходство, эти две управленческие школы имеют особенности, обусловленные спецификой социально-экономического развития их стран.

Основу американской системы управления составляет принцип индивидуализма, возникший в американском обществе в XVIII-XIX вв., когда в страну прибывали сотни тысяч переселенцев. В процессе освоения огромных территорий вырабатывались такие национальные черты характера, как инициативность и индивидуализм. Для Японии же, в которой до конца XIX в. сохранялся феодализм, характерна традиционная установка общественного сознания на коллективизм (принадлежность к какой-либо социальной группе), и формирование современной японской системы управления происходило с учетом этой особенности. В настоящее время японский менеджмент получает все большее распространение в таких странах, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд с учетом общих культурных ценностей и традиций.

Существуют и другие различия японской и американской систем управления. В США в процессе управления ставка делается на яркую личность, способную улучшить деятельность организации - в Японии же менеджеры ориентируются на группу и организацию в целом. В американских фирмах существуют жесткие структуры управления, обладающие определенными функциями, - в Японии применяются более гибкие структуры управления, создаваемые и ликвидируемые по мере выполнения конкретных задач. Главным стимулом для американских работников является экономический фактор (деньги) - для японских работников более значимую роль играют не деньги, а социально-психологические факторы (чувство принадлежности к коллективу, гордость за фирму). Для западноевропейских и американских предприятий характерно наличие морально-психологических запретов, сдерживающих инициативу и творчество работников, - японские трудящиеся руководствуются понятиями внутреннего долга и подчиненности своих интересов интересам коллектива. В кризисных ситуациях американские менеджеры стараются уволить часть персонала, чтобы уменьшить расходы своей организации и сделать ее более конкурентоспособной, - на японских предприятиях существует неписанный закон так называемого пожизненного найма работников, при котором работающий персонал рассматривается как высшая ценность организации, а следовательно, администрация будет делать все возможное для того, чтобы сохранить своих работников в самых кризисных ситуациях. Американские работники согласно контракту о приеме на работу ориентированы только на выполнение своих функциональных обязанностей - японские работники стремятся не только выполнить свои должностные обязанности, по и сделать максимум полезного для своей организации, например американский мастер или инженер никогда не будет выполнять работу по уборке территории цеха, даже если у него имеется свободное время, а японский специалист, имея свободное от основной деятельности время, обязательно займется чем-то полезным для своей фирмы, так как ориентирован не на выполнение строго очерченных функциональных обязанностей, а на работу во имя блага своей фирмы. Американские трудящиеся обычно один раз в несколько лет меняют место своей работы, переходя в фирмы, где им предлагают большую зарплату или лучшие условия труда. Это вызывается также тем, что в США традиционно успешной считается только вертикальная карьера (когда работника повышают в должности в структуре его организации). Обычной практикой является отправка на пенсию работников, проработавших в компании 20-25 лет, если даже они и не достигли пенсионного возраста. Таким способом руководство компаний стремится создать условия для служебного роста молодых специалистов и удержать их в своей организации.

В Японии работники обычно трудятся всю жизнь на одном предприятии, а любой переход в другую организацию рассматривается как неэтичный поступок. Карьера японского специалиста чаще носит горизонтальный характер (например, управленец среднего звена через каждые 4 года - 5 лет перемещается в другие отделы, занимая равные по прежнему статусу должности). Это позволяет фирме улучшать систему горизонтальных связей между отделами и службами, подготавливать профессионалов широкого профиля, решать проблему взаимозаменяемости, улучшать моральный климат в коллективе. Люди достигшие пенсионного возраста, редко уходят на пенсию, стараясь работать на благо фирмы до тех пор, пока у них имеются силы, и на любых участках и должностях.

Критерии

Японская модель

Модель США

1. Характер принятия управленческих решений

Принятие решений по принципу консенсуса

Индивидуальный характер принятия решений

2. Ответственность

Коллективная

Индивидуальная

3. Структура управления

Нестандартная, гибкая

Сурово формализованная

4. Характер контроля

Коллективный

Индивидуальный контроль руководителя

5. Организация контроля

Мягкий неформализованный контроль

Четко формализованная жесткая процедура контроля

6. Оценка результатов деятельности руководителя

Замедленные оценка работы работников и служебный рост

Быстрая оценка результата и ускоренное продвижение по службе

7. Оценка качеств руководителя

Умение осуществлять координацию действий и контролировать

Профессионализм и инициатива

8. Направленность управления

Ориентация управления на группу, повышенное внимание к человеку

Ориентация управления на отдельное лицо, внимание к человеку как к исполнителю

9. Оценка результатов деятельности персонала

Достижение коллективного результата

Достижение индивидуального результата

10. Отношения с подчиненными

Личные неформальные отношения

Формальные отношения

11. Карьера

Продвижение по службе с учетом возраста, выслуги лет и лояльности к фирмы

Деловая карьера предопределяется личными достижениями

12. Подготовка руководителей

Подготовка универсальных руководителей

Подготовка узкоспециализированых руководителей

13. Оплата труда

Оплата труда за показателями работы группы, стажем

Оплата труда за индивидуальными достижениями

14. Срок занятости на фирме

Долгосрочная занятость руководителя на фирме, пожизненный наем

Занятость на контрактной, договорной основе, краткосрочный наем

15. Общий принцип управления

" Снизу-Кверху”

" Сверху-Книзу”

16. Штатное расписание

Отсутствие четко определенных должностей и задач внутри организации

Функциональная подчиненность и четкие границы полномочий

17. Повышение квалификации

Без отрыва от производства (на рабочем месте)

Отделено, за специальными программами подготовки

В таблице показано сравнение японской и американской моделей менеджмента, позволяющее выделить достоинства и недостатки каждой из них.

Еще одно главное различие заключается в самой организации управления. На американских предприятиях жестко разграничены служебные и производственные обязанности, а контроль за их использованием осуществляет вышестоящее лицо, поэтому в поле зрения рабочих и служащих попадает ограниченный круг вопросов, выполнение которых им поручено. На японских предприятиях ответственность за многие важные вопросы производственной деятельности несет персонал, который постоянно повышает свою квалификацию. Таким образом, управление в США "иерархическое", а в Японии - "всеобщее".

В краткосрочном плане японская система управления проигрывает американской из-за большой сложности принятия решений и большого количества времени и средств, затрачиваемых на обучение персонала на всех уровнях. Но в долгосрочной перспективе она повышает эффективность производства, поскольку стимулирует соучастие рабочих в управлении и усиливает их ответственность и заинтересованность в делах фирмы.

Уровень брака* и частота поломок японских автомобилей, телевизоров, интегральных схем и других товаров в десять с лишним раз ниже, чем у западных изделий. Сравнение этих двух концепций свидетельствует о "близорукости" американских установок" (табл.1.3). Например, реконструкция производственной системы или производственной единицы с целью повышения качества приводит к краткосрочному росту производственных затрат, но в долгосрочном плане, напротив, сокращает их.

Сопоставление японской и американской моделей менеджмента показывает, что нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.

Однако сравнение моделей представляет значительный интерес для нас, так как формирование отечественной модели менеджмента требует изучения опыта других стран.

studfiles.net

Сравнительный анализ моделей менеджмента

Обычно, при изучении менеджмента во второй половине 20 века сравнению подвергались две модели управления в таких странах как Япония и США (табл. 3.2). Причем американская модель увязывалась с так называемым традиционным направлением в менеджменте. Японская модель управления основывалась на поведенческом направлении в менеджменте.

В современном менеджменте такое сравнение носит скорее исторический характер, нежели фактический, т.к. многие черты, которые были присущи той или иной модели управления 50 лет назад, в настоящее время используются и как в американском, так и в японском менеджменте.

В настоящее время, говоря о современной модели менеджмента, его все больше увязывают с маркетинговым управлением, характеризуя его как индивидуалистическое и информационное управление.

В целом менеджмент в условиях глобализации экономики трансформируется, приобретая межнациональные черты. Хотя отдельные особенности, определяемые национальным свойством характера, культурой и традициями, создают определенные особенности в поведении менеджеров различных стран.

Безусловно, что и в России менеджмент, который для нас является относительно молодой научной категорией, должен основываться на опыте и знаниях, накопленных мировым сообществом.

Таблица 3.2. Сравнительный анализ японской и американской моделей управления

 

ОБЪЕКТ СРАВНЕНИЯ ЯПОНИЯ США
Характер решений Коллективный Индивидуальный
Главные цели Стратегические Тактические
Разграничение обязанностей Размытое Четкое
Специализация работника Широкая Узкая
Ответственность Коллективная Индивидуальная
Приверженность работника Организации Профессии
Оценка и продвижение Медленные Быстрые
Разделяемые ценности Коллективные Индивидуальные
Направленность руководства На коллектив На индивидуума
Идеал менеджера Координатор Лидер
Способы контроля Коллективный по критериям Индивидуально руководителем
Отношения с подчиненными Неформальные Формальные
Обусловленность карьеры Коллективными достижениями, стажем Личными результатами
Структура управления Гибкая Формализованная
Оплата труда По коллективным результатам и стажу По индивидуальным результатам
Прием на работу Пожизненный Краткосрочный

 

 

Краткие выводы:

1. Изучение истории развития теории и практики менеджмента необходимо для понимания взаимодействия законов экономики и управления.

2. Опыт прошлого помогает современным управленцам в правильности принятия своих решений.

3. Элементы управления, которые имелись до конца 19 века, уже отличались определенной системностью и общими принципами. Они сохранили свое значение и в настоящее время.

4. Капитализм привел к четкому разделению и специализации труда. В результате управления на рубеже 19 и 20 столетий сформировалось в самостоятельную научную теорию (школа научного управления и классическая школа управления).

5. Развитие индустриализации подвела теорию управления к появлению менеджмента человеческих отношений.

6. Большое распространение в теории управления получила концепция школы количественных методов в управлении.

7. В постиндустриальный период развития общества в менеджменте появляются так называемые «синтетические» учения об управлении. Они связаны с системным и ситуационным подходами к управлению.

8. К «синтетическим» теориям об управлении можно отнести теоретические разработки П. Дракера и теорию «7- S».

9. В целом современный менеджмент трансформируется, приобретая межнациональные черты.

10. Отдельные особенности, определяемые национальным свойством характера, культурой и традициями, создают определенные особенности в поведении менеджеров различных стран.

11. Развитие теории управления социально-экономическим системами в 21 веке, несомненно, будет развиваться, исходя из той новой экономической парадигмы, которая складывается в настоящее время.

 

Лекция 4. Сущность и содержание менеджмента

Цели и задачи менеджмента

Управление социально – экономическими системами невозможно представить без целенаправленной деятельности субъектов этой системы по отношению к объекту управления.

Цель в управлении это конечное желаемое состояние, к которому стремится субъект управления по отношению к управляемому им объекту. Отсутствие четкой цели лишает управление осмысленности. Стратегическое управление строится на основе миссии организации, эти вопросы мы рассмотрим в следующей теме данного учебного пособия. Итак, цель управления это идеальное состояние объекта управления, к которому стремится субъект управления. Цели в менеджменте являются существенным элементом системы управления, они выполняют организующую, мотивирующую и контролирующую роль. Говоря о характеристиках целей в управлении, выделяют необходимость их конкретности, протяженности по времени (долгосрочные или краткосрочные) и реальности.

Достижение целей обеспечивается решением определенных задач в системе управления. Понятие «задача» отличается от понятия «цель» подробной конкретизацией путей исполнения. В общем, задачи подразделяются на задачи связанные с персоналом, предметами труда и информацией.

К задачам менеджмента относят:

1. Организация производства товаров и услуг с учетом максимального удовлетворения запросов потребителя.

2. Обеспечение устойчивого положения организации на рынке.

3. Эффективное решение проблем стимулирования персонала организации.

4. Постоянный поиск новых рынков, диверсификация товаров и услуг.

5. Разработка стратегии инновационного развития организации.

6. Определение источников необходимых для деятельности организации ресурсов.

7. Обеспечение системы управления знаниями и переход к самообучающейся организации.

По мере решения выше указанных задач менеджер приближает организацию к намеченной цели. Однако по мере приближения к цели она отодвигается, что ведет к необходимости решения очередных задач и получению новых результатов. Таким образом, данный процесс является непрерывным и зависит от времени эффективного существования самой организации.

Основная задача современной модели менеджмента состоит в ориентации работы организации на удовлетворения спроса и потребностей рынка и его центрального звена потребителя.

В 80-е годы 20 столетия известный американский менеджер Ли Якокка, выведший из глубокого экономического кризиса автомобильную корпорацию «Крайслер» сформулировал свое видение «философии менеджмента». При внимательном рассмотрении его положений можно понять, что, по сути дела, речь идет о системе управления маркетинговой деятельностью (табл. 4.1.).

 

Таблица 4.1. «Философия менеджмента» по Ли Яккоке

 

Основные положения Характеристики
1.Характерные черты идеального места работы 1.Привлекательный вид. 2.Талантливые сотрудники. 3.Вознаграждение за труд и усердие. 4.Сознание того, что выпускаемая продукция пользуется спросом у покупателя.
2.Главные принципы 1.Проведение эффективной инновационной деятельности. 2.Оценка по достоинству труда каждого работника. 3.Поощрение духа соревновательности. 4.Поиск новых эффективных методов управления.
3.Основные краткосрочные цели 1.Создание инфраструктуры, отвечающей требованиям рынка. 2.Использование оригинальной передовой технологии. 3.Производство конкурентной продукции.

 

В российском менеджменте, наряду с общими целями и задачами, есть собственные особенности. К ним относятся:

1.Присутствие чрезвычайно жесткого регулирования со стороны государства в управлении организациями с различными формами собственности. В тоже время в центре внимания управления любой организации должен стоять человек.

2.Необходимость совершенствования законодательной базы в сфере экономического управления.

3.Необходимость учета традиций, культуры и национальных черт характера российских граждан.

4.Задача повышения профессионального уровня подготовки менеджеров различного уровня, развитие способностей и потребностей всех работников любой российской организации.

5.Необходимость понимания современных реалий, которые имеют место быть в современной мировой социально – экономической системе.

 



infopedia.su