Лекция 3. История и теория менеджмента социальной работы. Социальный менеджмент лекции


Социальный менеджмент. Лекция 6

Лекция № 6 социальная политика и социальное управление

Наряду с управлением экономическими системами и явлениями нормальное функционирование и развитие общества требует уп­равления социальными системами и процессами, т.е. процессами, протекающими в одной из основных сфер общественной жизни, ко­торая именуется социальной. Характер и направление соответству­ющей деятельности задаются социальной политикой государства, а средством реализации, инструментом этой политики выступает такая разновидность управленческой деятельности, которая может быть на­звана социальным управлением.

§ 1. Социальная политика — основа управления социальными системами и процессами

Социальная политика — одна из основных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, а именно: политическая деятельность, кото­рая направлена на решение проблем, именуемых социальными. По­скольку оппозиционные силы (партии, движения) вырабатывают свою, отличную от официальной политику, в последней также присутству­ют цели решения социальных проблем и представления о путях их решения, что может именоваться социальной политикой той или иной оппозиционной партии, движения и т.п. Но и в данном случае социальная политика, формулируемая и заявляемая той или иной оппозиционной организацией, тоже исходит из возможности ее осуществления с помощью властных рычагов — если эта организация придет к власти или, по меньшей мере, будет способной оказывать влияние на существующую власть. Следовательно, в любом случае, реально или потенциально, социальная политика представляет собой состав­ную часть государственной политики как некоего целостного сис­темного образования, ту ее часть, которая непосредственно направлена на решение социальных проблем.

Суть социальной политики, круг решаемых ею задач, система направлений, из которых она складывается, — все это трактуется до­вольно по—разному и в науке, и в официальных документах, преследующих практические цели. Не входя в рассмотрение различий и разногласий в имеющихся трактовках, следует сформулировать достаточное для учебных и практических целей представление о сути данной составной части политики, опираясь на некоторые прочные методологические основы.

Прежде всего такое представление может основываться на концепции социального государства, которая широко укоренилась в последние десятилетия в передовых развитых странах. В Конституции РФ (ст. 7) также содержится положение о социальном характере нашего современного государства, смысл чего заключается в том, что оно призвано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная направ­ленность государственной деятельности и находит свое практичес­кое проявление в его социальной политике.

Интегральным объектом социальной политики выступает, оче­видно, одна из основных подсистем общества, а именно — социальная сфера общественной жизни. Однако при этом требуется правильное понимание того, что представляет собой эта сфера. В последнее время широкое распространение получило представление о социальной сфере как совокупности учреждений непроизводственных отраслей народного хозяйства: образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения. Однако это нельзя признать теоретически точным. Достаточно обратить внимание на то, что при таком понимании производственно—трудовая деятельность оказывается (если быть логически последовательным) лишенной социальных компонентов, а следовательно, и социальных проблем. Совокупность упомянутых учреждений может именоваться лишь социальной инфраструктурой; элементы которой имеются, кстати, и в производственных и других структурах.

Социальная инфраструктура, несомненно, является составной ча­стью социальной сферы общественной жизни, и потому — объек­том воздействия социальной политики и социального управления. Но это — именно часть, а не вся социальная сфера. Основным в ней является широкий круг отношений между людьми и их объели — нениями — социальные отношения. Они формируют различные социальные системы, образующие в своем системном единстве, вместе с необходимой для их функционирования инфраструктурой (разными учреждениями), социальную сферу общественной жизни.

Функциональная роль социальной сферы в жизни общества заключается в том, что в ее рамках проходят воспроизводство и изменения социальных связей между людьми, условий и образа их жизне­деятельности, условий формирования и удовлетворения их жизненных потребностей.

Поэтому и суть социальной политики, объектом воздействия ко­торой выступает эта сфера, в том, чтобы способствовать оптимальному развитию условий и образа жизни членов общества, совершенство­вать социальные связи и отношения между ними. Последнее заключается, например, в том, чтобы обеспечивать необходимую для нор­мального функционирования общества социальную дифференциацию и одновременно предотвращать неоправданные и опасные для его стабильности разрывы в уровне жизни разных групп и категорий населения.

Важнейшей целью социальной политики является обеспечение более полного удовлетворения членами общества своих жизненных потребностей, поскольку именно по этому поводу в первую очередь складываются социальные отношения, и именно на этой основе про­исходит социальное воспроизводство общественных групп и индивидов. При этом, когда речь идет об обеспечении жизненных потребно­стей людей в рамках осуществления социальной политики, имеется в виду их удовлетворение не путем приложения собственных усилий членов общества. В социальной политике воплощается забота обще­ства или человеческого сообщества любого масштаба или какой—либо институциализированной системы (территориальной общности, фир­мы, трудового коллектива, профсоюза, благотворительной организа­ции и т.д.) о своих членах, нуждающихся в поддержке и помощи. Иными словами, социальная политика направлена на оказание помо­щи, поддержки людям со стороны социальной системы, в которую они входят, путем использования для этого имеющегося у соответ­ствующей социальной системы общественного потенциала. И в первую очередь — финансово-экономического потенциала. Весьма рельефно и наглядно эта модель социального взаимодействия воплоща­ется в таком механизме, когда государство или другие институты общества, например, муниципальные органы, используют часть своих средств, собираемых — в частности через налоговую систему — с тех, кто имеет достаточные доходы, для оказания материальной помощи людям, не имеющим в силу объективных причин необходимого источника средств к существованию. Такая помощь в самом общем виде может быть названа социальным (т.е. идущим от социума, от какой—либо общественной системы) вспомоществованием; как родо­вое понятие оно может охватывать и пенсии, и стипендии учащимся, и помощь гражданам, попавшим в сложные жизненные ситуации, и другие выплаты, льготы, и оказание в иных формах материальной помощи. Понятие " социальное " в данном контексте выражает то, что человеческое сообщество (это и есть социум) оказывает помощь, поддержку своим членам, осуществляя их защиту.

Но из сказанного следует, что социальная политика призвана обеспечивать удовлетворение далеко не всяких жизненных потребностей людей, а лишь тех, которые они не могут в силу объективных обстоятельств обеспечить самостоятельно. В отношении же тех потребностей, которые люди могут и должны обеспечивать самостоятельно, роль социальной политики заключается лишь в том, чтобы создавать благоприятные условия, позволяющие людям самостоятельно решать свои проблемы.

Нетрудно понять, например, что основная масса людей, здоровых и трудоспособных, должна сама зарабатывать приемлемым для обще­ства способом средства для обеспечения своих основных жизненных потребностей (приобретения питания, одежды, жилья и т.д.), а не рас­считывать на то, что все это им будет давать общество посредством проведения социальной политики. Помощь со стороны общества и его институтов (и то для части этих людей) может заключаться лишь в предоставлении им работы, что и рассматривается как задача социальной политики. Обобщенно говоря, многие из явлений и процессов, связанных с решением задач обозначенного круга, функционируют вне пределов воздействия социальной политики, либо, по крайней мере, она лишь косвенно влияет на них, создавая, например, для них благо— приятные условия, однако сами по себе эти явления и процессы су­ществуют и развиваются под воздействием собственных движущих механизмов. Так, насыщение рынка потребительскими товарами, не­сомненно, имеет существенное значение для удовлетворения жиз­ненных потребностей людей и воспроизводства социальной жизни. Но происходит это по собственным, прежде всего экономическим законам. Социальная политика лишь косвенно влияет на это — со­здавая благоприятные условия для развития соответствующих про­цессов. Если государство берет на себя обязанность обеспечения граждан потребительскими товарами, рассматривая это в качестве задачи и составной части социальной политики, это свидетельствует лишь о том, что такая социально — экономическая система строится на принципах, далеких от нормативных.

Другой пример — проблема заработной платы. Величина после­дней — важнейший фактор и показатель благосостояния подавляю­щего большинства членов общества. Но любая динамика ее измене­ний происходит отнюдь не под воздействием социальной политики, а является частью развития производственно—экономических процессов. Зарплата — составная часть издержек производства, и ее вели­чина представляет собой возмещение за затраченный работником труд и зависит исключительно от факторов производства и взаимоот­ношений между работниками и работодателями. Ее увеличение не может быть делом социальной политики, в отличие от разного рода социальных пособий, которые устанавливаются и увеличиваются именно мерами социальной политики, оказывая помощь человеку за счет аккумулируемых государством общественных средств.

И зарплата и социальное пособие, будучи источником средств к существованию, представляют собой необходимые факторы обеспе­чения воспроизводства социальной жизни людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Но природа этих источников совершенно различна. В первом случае человек получает эти средства в обмен на затраченный им труд и создаваемые в процессе этого труда ценности, и происходит это по обычным законам рынка. Во втором средства поступают людям как безвозмездная помощь со стороны общества или какого—то из его институтов (государства, профсоюза, благотворительной организации и др.) либо маломасштабной общественной структуры (трудового коллектива, родовой общины и т.п.) из тех ре­сурсов, которыми соответствующая структура располагает.

Сказанное не означает, что социальная политика вообще не имеет отношения к решению вопросов, связанных с оплатой труда. Она может и должна оказывать определенное регулирующее воздействие на эти проблемы — устанавливая минимальные размеры зарплаты, обеспечивая порядок, исключающий задержки с ее выплатой, устра­няя косвенными методами социально неприемлемые разрывы в величине доходов между высоко- и низкооплачиваемыми работника­ми. При выявлении различий между оплатой труда и социальным вспомоществованием имелось в виду, что сами выплаты зарплаты и установление ее величины за пределами минимума происходит не в русле социальной политики, а на основе рыночных механизмов.

Механизмы реализации социальной политики в соответствии с ее сущностью представляют собой поддержку государством или други­ми социальными институтами путем использования имеющихся в их распоряжении общественных средств определенных категорий на­селения и — добавим еще — необходимых для жизнедеятельности общества учреждений, структур, которые тоже не могут сами зарабатывать себе средства на существование. Такую природу и такой характер имеют механизмы использования общественных средств на создание и поддержание систем образования, здравоохранения, куль­туры, на обеспечение жильем граждан, неспособных Самостоятельно решить эту задачу для себя, на жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. структуры, оказывающие социальные услуги населению. Со­здание и обеспечение нормального функционирования и развития этой инфраструктуры тоже относится к задачам социальной поли­тики и также представляет собой, по сути, проявление заботы общества и его институтов о своих членах, оказание помощи в обеспечении таких их жизненных потребностей, как получение образования, медицинской помощи, культурных благ посредством использования в этих целях материального, финансово—экономического потенциала, который аккумулирован обществом или отдельными его структура­ми. При этом названные направления социальной поддержки и по­мощи людям требуют, наряду с расходованием материальных средств, определенных организационных усилий, кадрового обеспечения со­ответствующих институциональных систем и др. Следовательно, го­воря о сущности механизма социальной поддержки и помощи, пра­вильнее говорить об использовании не только финансово-эконо­мического потенциала общества, но в более широком плане — общественного потенциала в целом.

К задачам социальной политики относится и приложение усилий государства к улучшению условий трудовой деятельности во всех отраслях и секторах народного хозяйства, повышению уровня безо­пасности труда, регулированию трудовых отношений на предприя­тиях и в организациях любых форм собственности. Решение такого рода задач меньше всего требует использования государством фи­нансовых средств, но для этого используются другие составляющие того же общественного потенциала — нормативные установления и требования, организационные и контрольные усилия государствен­ных органов управления и др. Так что и данное направление госу­дарственной деятельности представляет собой оказание помощи членам общества в удовлетворении их жизненных потребностей путем использования в этих целях общественного потенциала, что специфично для социальной политики.

Подобный же характер имеют и направления деятельности го­сударственных и общественных структур, которые нередко в научной литературе и официальной практике не относятся к области соци­альной политики. Имеются в виду следующие направления:

  1. планировка, застройка и благоустройство населенных пунктов, создание и поддержание в должном состоянии дорожной сети;

  2. организация транспортного обслуживания населения и обеспечение его услугами связи и информации;

  3. охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности жизни населения;

  4. оказание содействия налаживанию и успешному функционированию системы торгового и бытового обслуживания населения;

  1. организация охраны общественного порядка.

Реализация социальной политики в любом случае, во всех ее аспектах, применительно к любой категории граждан означает осуществление их социальной защиты. Представляется неправильной широко распространенная трактовка социальной защиты как явле­ния, относящегося лишь к наименее обеспеченным категориям на­селения и заключающегося в предоставлении им материальной под­держки. В действительности в социальной защите, т.е. в использова­нии общественного потенциала, сил и средств, которыми располагает общество и его институты, нуждаются — только по другим аспектам жизнедеятельности — и вполне обеспеченные граждане, например, в социальной защите в случае болезни и необходимости обратиться за медицинской помощью. Нуждаются в социальной защите даже более или менее богатые — предприниматели, которым, как известно, тре­буется защита и от чиновничьего произвола, и от недобросовестных партнеров, и даже прямая помощь, поддержка со стороны властно — управленческих структур в развитии бизнеса, что является состав­ной частью социальной защиты. Наконец, вообще все граждане нуждаются в социальной защите от преступных посягательств или от загрязнения окружающей природной среды.

Все проявления социальной защиты представляют реализацию тех или иных аспектов социальной политики. Следовательно, социальную защиту граждан можно считать сущностным признаком социальной политики. Совершенствование условий жизни людей, на что в первую очередь направлена социальная политика, означает усиление социаль­ной защиты населения, как в целом, так и определенных его категорий.

Опираясь на характеристику сущности и задач социального го­сударства, даваемую в Конституции РФ, и на рассмотренное выше понимание сущности социальной сферы, можно сказать, что к зада­чам рассматриваемого вида политической деятельности относится не только совершенствование условий жизни людей, но и развитие их социальных качеств — трудолюбия, дисциплинированности, социальной ответственности, общественной активности, нравственных устоев, а следовательно, — совершенствование определяемого этими каче­ствами образа жизни людей.

Представляется совершенно правильной мысль, высказанная пред­седателем ФНПР М.В. Шмаковым на научной дискуссии о соци­альном государстве, что наряду с созданием условий, обеспечивающих материальное благополучие, "социальному государству должна быть присуща ориентация на духовное, культурное и нравственное развитие граждан. Это значит, что оно заботится... обо всем, что формирует личность, исповедующую идеалы добра, веры, гуманизма, спра­ведливости, патриотизма и милосердия".

В последние годы в мировой науке все большую значимость при­обретает понятие "качество жизни". Думается, что оно наилучшим об­разом, интегрированно выражает собой и всю многогранную совокупность целей социальной политики и ее результативность. Повы­шение уровня качества жизни людей охватывает совершенствование и всей системы объективных условий их жизнедеятельности, которые были названы и кратко охарактеризованы нами выше, и одновременно — субъективной составляющей этой жизнедеятельности, т.е. социальных качеств людей. Иначе, если объективные условия становятся лучше, а социально—нравственный облик людей не претерпевает прогрессивных изменений или, хуже того, деградирует, конечно, нельзя сказать, что качество жизни в соответствующем социуме повышается.

Итак, подводя итоги всему сказанному о сущности и содержании социальной политики, можно дать следующее определение: Соци­альная политика — это деятельность государства и других полити­ческих и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы жизни общества, на совершенствова­ние условий, образа и качества жизни людей, на обеспечение их жизненных потребностей, оказание им необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием в этих целях имеющегося у соответствующего института финансового и другого об­щественного потенциала.

Социальная политика наиболее непосредственно затрагивает повседневные интересы людей, создает те или иные, лучшие или худшие возможности для удовлетворения самых различных их нужд. Поэтому если она в максимально возможной степени (насколько позволяет накопленный общественный потенциал) способствует удов­летворению таких нужд, созданию благоприятных условий жизни масс, это выступает исключительно важным фактором обеспечений стабильности в обществе или в какой-то общественной системе средних и малых масштабов (в регионе, городе, районе, в трудовом коллективе и т.д.), предотвращения социальной напряженности либо при возникновении таковой ее смягчения и преодоления, устранения многих причин, порождающих социальные конфликты.

§ 3. Социальное управление как вид управленческой деятельности в обществе

Социальное управление, или управление социальными процесса­ми (будем исходить из тождественности этих терминов) — это один из видов управленческой деятельности в обществе. В чем же его специфика, чем оно отличается от других видов управления? Хотя в нашей научной литературе, как и на практике, немало говорится о социальном управлении, суть, специфика этого вида, или направле­ния в многогранной деятельности по управлению общественными системами вычленяется не всегда четко. Нередко в работах, посвя­щенных, казалось бы, социальному управлению, рассматриваются вопросы и регулирования производственной деятельности, и управ­ления в политической сфере, а нередко речь идет вообще о всем круге явлений и процессов, существующих в обществе и испытыва­ющих на себе целенаправленное воздействие.

Такое положение дел вряд ли может дать плодотворную основу для теории и практики социального управления. Для обеспечения эффективности управленческой деятельности необходимо четкое понимание специфики различных ее видов и направлений. Потому что, если, например, мы беремся за управление производством, содержа­ние этой деятельности складывается из одних действий и функций, требует использования одних средств и методов, а управление непроизводственными объектами складывается во многом из другого рода действий и осуществляется с использованием других средств и Методов. Подобных различий можно выявить немало, при том по разным классификационным основаниям.

Поскольку в управленческой деятельности перед нами прежде всего предстают субъект и объект управления, различия между ее видами выступают как различия, с одной стороны, по субъекту и с другой — по объекту. Так, если говорить о субъекте управления, очевидны различия между управлением государственным, с одной стороны, и, с другой, осуществляемым за пределами непосредствен­ного государственного воздействия, даже применительно к одинаковым объектам: например, управление государственными предприя­тиями и находящимися в собственности частных лиц и корпораций; то же самое относится и к учебным, медицинским и другим учреждениям в зависимости от того, управляются ли они или нет" непосред­ственно государством.

Пытаясь вычленить виды управления по объекту (что для нас в данном случае представляет главный интерес, как будет видно из последующего), следует обратить внимание на большую сложность его структуры, на возможность его структурирования в соответствии не с одной системой классификации, а на базе нескольких, опреде­ленным образом связанных друг с другом. Если рассматривать ска­жем, такой объект управления, как организацию производственного характера, то в системе явлений и процессов, из которых складыва­ется ее жизнедеятельность, можно вычленить элементы трех различ­ных видов: технологические, экономические и социальные. Каждый из них образует особую подсистему в объекте управления. Соответ­ственно и в управлении данным объектом, можно выделить три основных направления. Первое — управление технологическое, кото­рое регулирует совокупность действий, операций членов организа­ции по выполнению ее основной (основных) целевой функции (функций) — скажем, по производству определенной продукции, вы­полнению услуг, осуществлению образовательной, медицинской, пра­воохранительной деятельности и т.д. Заметим, что называть этот вид управления технологическим представляется более правильным, чем "производственным ", что довольно распространено.

Второе — управление экономическое, регулирующее экономи­ческие аспекты деятельности организации и ее связей с окружаю­щей общественной средой. Совокупность этих аспектов и образует вторую подсистему жизнедеятельности организации, отличающуюся от технологической подсистемы.

Третьей подсистемой, требующей особого вида управленческой деятельности, является совокупность элементов, в которых воплощаются социальные качества самих образующих ее людей, уровень их куль— туры, общих и профессиональных знаний, их потребности, интересы, разделяемые ценности, а также отношение к условиям своей жизне — деятельности, характер человеческих взаимоотношений и т.п. Целе­направленное воздействие на соответствующие явления и процессы и представляет собой третий вид, или направление управленческой деятельности, которое в производственных организациях обычно именуется управлением человеческими ресурсами, или персоналом либо даже просто "управлением людьми". Последнее название, конечно, нельзя признать удачным, так как и перечисленные выше виды уп­равленческой деятельности тоже направлены на людей, так как они осуществляют и технологические и экономические функции.

Недостаточными представляются и широко вошедшие в обиход на­звания " управление персоналом " и " управление человеческими ре­сурсами ". Они не раскрывают должным образом всей полноты той даже бегло очерченной выше совокупности явлений, характеризующих третью выделяемую нами подсистему. Представляется более точным эту составную часть управленческой деятельности именовать социальным управлением и именно в виде такового рассматривать его суть.

При всей теснейшей связи между разными видами управления, каждый из них имеет свою специфику. В одних случаях функции технологического, экономического и социального управления оказы­ваются разведены между разными подразделениями управляющей системы: например, технологическая служба занимается только первым из названных видов управления, служба маркетинга — вторым видом, а кадровая служба — только третьим видом. Но зачастую они оказываются тесно сплетены в единой деятельности субъектов уп­равления — руководителя организации и даже отдельных функцио­нальных звеньев управленческой системы. Но и в таких случаях отмеченные виды управления не являются неразделимыми; каждый из них имеет свою специфику, свой объект воздействия и осуществ­ляется своими средствами и методами. Одни воздействия в такой интегральной, всеохватывающей деятельности субъекта управления оказываются направленными на технологическую подсистему объекта и потому образуют в этой его деятельности технологическое управ­ление, другие действия подобным же образом нацелены на эконо­мическую подсистему и потому составляют управление экономи­ческое, третьи же воздействуют на упомянутые выше элементы собственно человеческой жизнедеятельности, т.е. представляют собой социальное управление.

Выделение и понимание сути и специфики социального управ­ления как определенной подсистемы в системе управленческой деятельности, отличающейся от других ее подсистем, имеет большое практическое значение. Достаточно отметить, например, что на пред­приятии может быть идеально отработана и в организационном и в функциональном отношениях система управления производственны — ми процессами, т.е. управления технологического, прекрасно нала­жена его экономика, но в то же время процессы, выражающие динамику взаимоотношений между людьми, работниками, их социально — психологическое самочувствие, удовлетворенность трудовой средой и другие чисто человеческие характеристики социально—трудовой ситуации в силу недостаточного внимания к этим явлениям начина­ют развиваться по нисходящей, деградировать. Это неизбежно ска­жется отрицательно и на собственно производственных и экономических результатах деятельности организации, и будет иметь нега­тивные социальные последствия.

studfiles.net

Социальный менеджмент. Лекция 7 - Лекция 7 менеджмент как функция социального государства

Лекция №7 менеджмент как функция социального государства

§ 1. Концепция социально-ориентированного рыночного хозяйства

Обогащение было и остается целью владельцев средств произ­водства — капиталистов. Но после того как в начале XX в. в правительстве, а затем и во главе государств появились представители со­циал-демократических, социалистических и других оппозиционных сил, возможности обогащения постоянно ограничивались. Это особенно наглядно проявлялось там, где левые силы приходили к власти и осуществляли крупные социальные мероприятия с целью улуч­шения жизни трудящихся. После появления СССР, а затем и социалистической системы капиталисты и сами вынуждены были про­являть больше заботы о благосостоянии рабочих и тем самым не доводить дело до социалистической революции.

В европейских странах накоплен солидный опыт улучшения жизни людей в условиях рыночного хозяйства буржуазного общества. С учётом нашей специфики и особенностей многое может быть ис­пользовано в процессе формирования в России социального госу­дарства.

Второй канцлер ФРГ, ученый и политик Людвиг Эрхард (1897— 1977) в 50—60 гг. нашего столетия провел в Западной Германии ши­рокомасштабную экономическую реформу, коренным образом пре — образовавшую социально — экономическую жизнь страны. Теоре­тические взгляды Эрхарда были основаны на теории "социального рыночного хозяйства", возведенной в ранг официальной государ­ственной доктрины и являвшейся основой экономической програм­мы. По мнению Эрхарда, социальное рыночное хозяйство с самого начала было не только теорией, но и практическим методом, позволившим радикально изменить облик страны.

По своим теоретическим установкам концепция "социального ры­ночного хозяйства" была близка к кейнсианской теории косвенного регулирования. В 50—60 гг. в Европе широко была распространена хозяйственная политика, предложенная английским экономистом Дж. М.Кейнсом (1883—1946) и усовершенствованная его последователями. Идеология "социального рыночного хозяйства1' была использована Эрхардом для обоснования концепции "сформированного общества", целью) которого объявлялось преодоление плюрализма противоре­чивых общественных интересов путем приведения их к общему зна­менателю всеобщего благополучия. Эрхард осуществил полноцен­ную и полнокровную экономическую реформу, основанную на прин­ципе социальной ориентации рынка, которая предполагала прежде всего выбор общественных приоритетов» целенаправленное стиму­лирование определенных сфер и направлений деятельности. :

Эрхард справедливо полагал, что не может быть никакого соци­ального развития без экономического прогресса. Ставка была сдела­на на развитие производства (экспансия хозяйства), а не на перерас­пределение продукции, на обеспечение всем трудящимся постоянного повышения заработной платы в соответствии с ростом производи­тельности труда.

, В ходе реформы Эрхарда снижение цен сопровождалось повы­шением зарплаты. Попытка стабилизировать цены нашла отраже­ние в периодической публикации каталога умеренных цен. Был при­нят закон против произвольного повышения цен. Эрхарду удалось втрое увеличить экспорт. По его оценке, укрепить положение на мировом рынке можно было только при условии обеспеченности стабильности валюты.

Социальное рыночное хозяйство, по мнению Эрхарда, немыслимо без приведения в порядок государственного бюджета посредством систематического сокращения расходов, смягчения налогового бремени, запрещения набора новых служащих, повышения окладов, све­дения до минимума служебных поездок. Оно предусматривало увеличение номинальных доходов главным образом посредством постоянного улучшения качества предлагаемых товаров. Низкие налоги, антитрестовские и антикарательные законы, льготы для свободного частного инвестирования, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов — все это и многое другое творило "экономическое чудо", обеспечивая защищенность и свободу граждан.

Относительно самостоятельным элементом социально-ориенти­рованного рынка было создание системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, регулирование рабочих мест, развитие общественных работ и другие звенья этой системы. Были приняты действенные меры по увеличению количества рабочих мест и сокращению безработицы. Социальная ориентация рынка предпо­лагала включение в его механизм специальной системы социальной защиты населения. По мнению Эрхарда, социальная политика — это политика не в угоду миллионерам, а политика для миллионов.

Важнейшим ее аспектом была налоговая политика: освобождение от налогообложения всех малообеспеченных слоев общества, отказ от повышения косвенных налогов, осуществление финансирования социальных программ за счет высокого налогообложения и лишения некоторых субсидий наиболее богатых граждан. Одновременно во имя улучшения условий жизни малоимущих обсуждались законопроекты о пособиях для квартиросъемщиков, социальной помощи престарелым и т.д. За время реформы пенсии и другие государствен­ные пособия возросли в несколько раз.

Социальная ориентация рынка предполагала усиление государ­ственного регулирования всех сфер общества, и прежде всего его экономической основы. Эрхард исходил из идеи сильного государ­ства как "конституирующей", "управляющей" и "регулирующей" силы, способной формировать общество. И действительно, государство при Эрхарде целенаправленно и активно вмешивалось в социально-экокомический процесс с четкой ориентацией на формирование "социального рыночного хозяйства".

Именно при Эрхарде в широкий научный обиход вошел термин "социальное государство" в противоположность государству моне­таристского типа.

Монетаризм исходит из того, что занятость населения и стабиль­ность цен наилучшим образом гарантируются отказом от государ­ственного регулирования и установлением рыночной конъюнктуры. Монетаризм выступает против государственной системы социально — го страхования, государственной медицинской помощи и образова­ния, государственного вмешательства в стихийную рыночную эко­номику. В отличие от монетаризма социальное государство регули­рует общественные процессы, в том числе и рынок; проводит социальную политику в интересах большинства народа. Социаль­ное государство исходит из признания за всеми работниками права добиваться лучшей жизни, улучшения условий труда и благосостояния посредством коллективных действий. Это является фактором общего подъема благосостояния народа.

Таким образом, социальное государство — это тип государства, в котором проводится сильная социальная политика в интересах большинства населения.

При Эрхарде усилилось воздействие государства на механизм функционирования рынка посредством разносторонней и взаимосвязан­ной социально—экономической, валютно-финансовой, научно-технической, инвестиционной и экологической политики, обеспечивающей не­обходимое развитие производства и решение социальных проблем общества. Вошло в практику так называемое индикативное планиро­вание, предусматривающее установление вместо директивных под­робных показателей определенных индикативных показателей.

  • создание условий, обеспечивающих удовлетворение высокого уровняпотребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;
  • обеспечение благоприятных условий труда для наемных ра­ботников, защита их от негативных воздействий рыночной экономики;
  • обеспечение экологической безопасности членов общества;
  • защита граждан от преступных посягательств;
  • защита гражданских и политических прав и свобод, соответ­ствующих принципам правового, социального государства;
  • защита от политического преследования и административного произвола;
• обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;

• создание благоприятного социально—психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;

• обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.Для реализации этих мер социальной защиты необходимо изучать и формировать, воспитывать стремления людей, которые по оценке Г.Мюрдаля, "действительно принадлежат к числу самых важных социальных явлений, и они в огромной степени определяют историю.

§ 3. Современные тенденции эволюции менеджмента

В настоящее время в мире действует 2 модели общественного развития с различными их модификациями:

  • так называемая неоклассическая, монетаристская модель, основанная на отрицании государственной собственности и, соответ­ственно, на абсолютизации частной, что предполагает резкое сокра­щение социальной функции государства и его ограничении в регу­лировании экономики;
  • социально-ориентированная модель, основанная на свободном сосуществовании разных форм собственности, сильной социальной функции государства, индикативном планировании и прогнозирова­нии. Сторонниками этой модели были Эрхард и Мюрдаль.
Стремление к формированию социально—ориентированной эко­номики становится общемировой тенденцией, и было бы наивно игнорировать это и стараться американизировать российскую экономику. Социальное управление должно соответствовать современным формам социально—ориентированного рыночного хозяйства - за такое развитие и углубление реформ сегодня выступают предста­вители основных политических движений, деловых кругов, население нашей страны.

Это направление характерно в основном для европейских, и в осо­бенности для скандинавских стран, Израиля, Канады; этот же путь развития выбирают Китай, Южная Корея, быстро развивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока.

В настоящее время одним из самых сложных вопросов является сочетании рынка и социальной справедливости. Принцип социаль­ной справедливости требует, чтобы все члены общества имели необходимые условия для жизнедеятельности, реальный доступ к куль­туре и образованию, защищенность в старости и в случае потери тру­доспособности. Иначе говоря, рыночная экономика должна иметь социальную направленность. Это предусматривает теория и практика социального рыночного хозяйства и индикативного планирования.

Изучение эволюции менеджмента позволяет сделать вывод, что на макроуровне он используется в двух главных направлениях. Во-пер­вых, совершенствуется система управления государственным сек­тором, который в ряде стран имеет солидных удельный вес. В США, например, 34% всей земли принадлежит государству. В государ­ственном секторе некоторых стран создается до 30% ВНП и занято до 25% трудоспособного населения, а удельный вес государственных предприятий в валовых инвестициях составляет 20—50%.

Во-вторых, государственное регулирование на макроуровне ве­дется путем перераспределения национального дохода через госбюд­жет и многочисленные фонды. Во Франции через налоги и многие виды отчислений в госбюджет и различные фонды поступает почти половина национального дохода, который используется для решения государством социально — экономических задач. В Германии и Англии по различным каналам в распоряжение государства поступает при­мерно 40% национального дохода.

История свидетельствует, что развитие менеджмента в России и на Западе проходило кардинально противоположными путями: в России оно шло сверху, а на Западе — снизу вверх. В начале 90-х гг. эти пути пересеклись: российский менеджмент направился резко вниз, к истокам, откуда началось восхождение Запада, а западный — к вершинам, на которых мы находились прежде, но не смогли их обустроить. Выступая летом 1988 г. перед Европарламентом, председатель комиссии Европейского союза Ж.Делор заявил, что в 2000 г. 80% ре­шений в области макроэкономической политики будет приниматься на уровне Европейского союза. Это весьма реально. Так, по данным На­циональной ассамблеи Франции к началу 90-х гг. 2/3 принимаемых ею законодательных актов обусловлено исходящими из Брюсселя решениям. Ведь многие положения "Белой книги" ЕС о создании внутреннего рынка были оформлены в форме директив ЕС, которые страны—члены были обязаны внести в свое национальное законодательство. Страны—члены ЕС намечают до конца XX в. начать введение единой валюты, создать единый центральный банк и на прочной экономической базе проводить общую внешнюю политику и политику безопасности.

формы и методы управления как на макро-, так и на микро- уровнях принципиально отличаются. Россия же вместе с другими государствами, образованными на базе бывших советских республик, направилась в эпоху свободной конкуренции XVIII в. — всем им предстоит нелегкий путь восхождения уже новыми путями к регу­лированию экономики на макроуровне. Максимально возможная уже в новых условиях интеграция Содружества Независимых Государств может ускорить этот процесс.

Само собой разумеется, что история менеджмента, как история вообще учит только тех, кто ее изучает. В этой связи уместно вспомнить замечания известного русского историка о том, что история не учительница, а надзирательница, Magistra vital (лат. наставница жизни): она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

вопросы аля самопроверки к главам XIX-XXI

  1. Сущность тейлоризма и основные принципы фордизма.
  2. Основные положения административной (классической) школы менеджмента.
  3. Сделайте общую характеристику школы человеческих отно­шений.
  4. В чем суть процессного, системного и ситуационного подходов в менеджменте?
  5. Дайте характеристику концепции социально-ориентированно­го рынка и "шведской модели социализма".
  6. Современные тенденции эволюции менеджмента.
литература
  1. Тейлор Ф.У. Принципы научного управления. — М., 1991.
  2. Файоль А. Общее и промышленное управление. - М., 1991.
  3. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1993.
  4. Эрхард Л. Полвека размышлений : Речи и статьи. — М., 1993.
1 Ключевский В.О. - М., 1990. Т.9. С.ЗОЗ.

referativno.ru

Лекция 5. Система социального менеджмента.

Менеджмент Лекция 5. Система социального менеджмента.

просмотров - 46

Методы глобального регулирования

Кметодам глобального регулирования относятся прежде всœего биосферные. Сохранение биосферы сегодня является главной целью всœех людей, живущих на планете Земля. Для этого наука предлагает ноосферный способ управления, который базируется на четком понимании того, что человек является частью природы и должен подчиняться ее законам. Без сохранения природы невозможно продолжение рода человеческого.

Вместе с тем, к методам глобального регулирования относятся политические и государственно-правовые. Политические методы закрепляют законодательным порядком интересы определœенной категории лиц или социальных групп в том случае, когда существующая нормативно-правовая база перестает отвечать требованиям современности, явно входит в противоречие с текущей ситуацией или существенно снижает качественные показатели жизни для конкретных групп, слоев населœения. Государственно-правовые методы призваны законодательно управлять ситуациями глобальных изменений окружающей действительности.

Итак, всœе методы управления, которые субъектом управления используются целостно, системно как средства объяснения и изменения окружающей действительности, основаны на выражении закономерностей движения человеческого мышления.

Социальные системы условно можно разделить на следующие виды: социально-политические (политические партии, общественные движения и т.д.), социально-культурные (творческие, научные, просветительские сообщества и т.п.), социальные и экономические.

Экономическая система представляет собой способ, каким общество производит и распределяет имеющиеся в его распоряжении ресурсы для удовлетворения потребностей населœения.

Социальная система характеризуется тем, как используются человеческие ресурсы, какое качество жизни предоставлено членам общества, каким образом реализуются творческие и самодеятельные силы общества в целом, его отдельных подсистем.

Факторы производства — это ресурсы: земля, труд, капитал и предпринимательская способность, которые общество использует для производства товаров и услуᴦ.

Факторы социальной сферы — человеческие ресурсы, ум и талант человека, профессиональная деятельность, мотивация к труду, усиленная в социальной организации

Самый лучший способ выявить различия между разными типами организаций общественной жизни — сравнить степени свободы, которую они предоставляют индивидам в овладении факторами производства и реализации их коренных интересов.

Любая система является совокупностью элементов. Элемент — всœегда структурообразующая часть системы (к примеру, предприятие — элемент производственного объединœения (корпорации) как системы; вместе с тем само предприятие представляет собой сложную совокупность элементов — цехов и служб). Элементу присуще одно или несколько свойств, которые определяют его место во внутренней организации системы. Свое назначение элемент может выполнять только при условии, если будет взаимодействовать с другими элементами системы.

Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей:

К управляемой подсистеме относятся всœе элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуᴦ.

К управляющей подсистеме относятся всœе элементы, обеспечивающие процесс управления, то есть процесс целœенаправленного воздействия на коллективы людей, занятых в управляемой системе. Важнейшим элементом управляющей системы является организационная структура управления.

Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о системе и совокупности ее элементов, следует обратить внимание на то, что в самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную.

1. Техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования. К примеру, в социально-экономических системах она выражает производственные мощности предприятия, организации, отрасли, с помощью которых люди в процессе материального производства способны производить продукцию заданного качества и в определœенном количестве.

2. Технологическая система основана наделœении деятельности, ма­териального или духовного производства на стадии и процессы. Эле­ментами технологической системы являются предметы труда, отдельные операции и процессы. Данная система представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производств и управления ими.

3. Организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические средства, предметы труда, информацию, площади и трудовые ресурсы.

4. Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей.

5. Социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности людей и социальных групп. Именно социальная система совместно с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.

Все системы — техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная — взаимосвязаны. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а эко­номическая и социальная — социально-экономическую.

Функции управления — это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целœенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение ее состояния. Функции управления крайне важно рассматривать с учетом следующих классификационных признаков:

1) особенности самого процесса управления, ᴛ.ᴇ. выделœения в нем признаков, присущих менеджменту как социальному явлению и раскрывающих законы и закономерности его формирования;

2) процесс социального развития, направленность управления на конкретные элементы этого процесса или сферы, объекты жиз­недеятельности общества.

В силу этого процессу социального управления объективно присущи основные и конкретные функции.

К основным функциям управления относятся:

• планирование (прогнозирование), представляющее собой форму проявления целœенаправленного воздействия на коллективы людей, которая предусматривает выработку и постановку целœей и задач в сфере социального управления, а также определœение путей и средств реализации планов для достижения поставленных целœей;

• организация — форма проявления целœенаправленного воздействия на коллективы людей, предусматривающая создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур менеджмента как элемента процесса реализации планов и целœей социального управления;

• координация (регулирование) — форма проявления целœенаправленного воздействия, предусматривающая обеспечение не обходимой согласованности действий коллективов людей как элемент процесса реализации намеченных целœей;

• стимулирование (активизация) и обучение (инструктаж) — формы проявления целœенаправленного воздействия на людей путем побуждения и подготовки их к действию, предусматривающие обеспечение повышения эффективности системы менеджмента как элемент процесса реализации целœей управления.

Все перечисленные основные функции действуют в единстве и взаимосвязи, однако переход от одной ступени (уровня) социального управления к другой сопровождается изменением соотношения их со­держания и роли (к примеру, ведущая для министерского уровня функция прогнозирования сменяется на цеховом уровне функцией организации и т.д.).

Функции и структура управления — две неразрывно взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны единого целого — организации системы управления; они выступают, соответственно, как содержание и форма процесса управления. Наличие организационной структуры управления и ее развитие является основой всœей организации. Вне их рамок исключается возможность реализации функций менеджмента͵ то есть самого процесса управления. Процесс формирования организационной структуры представляет собой, прежде всœего, организационное закрепление тех или иных подразделœений аппарата управления. При этом функции управления определяют задачи органов управления.

В силу научно-технического прогресса и дальнейшего разделœения труда общественное производство постоянно дифференцируется на составные части (отрасли, подотрасли, объединœения, предприятия, цехи, участки и т.п.). В итоге в управляющей системе формируются звенья и ступени управления. Οʜᴎ находятся в известном соотношении со звеньями и ступенями управляемой системы. Тем самым достигается соотносительность управляющей и управляемой систем, обеспечивается возможность воздействия органов управления на социальные процессы.

К кадрам управления относятся работники, осуществляющие функции управления или способствующие их осуществлению, то есть работники, профессионально участвующие в процессе управления и входящие в аппарат управления.

Классификация кадров управления в процессе принятия и реализации решений:

1. Руководители — это работники, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всœего аппарата управления или его отдельных звеньев, осуществляющие контроль и регулирующие деятельность коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целœей.

2. Руководители подразделяются на линœейных и функциональных. Линœейные руководители — лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее обособленной, организационно оформленной части (объединœение, предприятие, цех, участок, бригада). К функциональным руководителям относят лиц, ответственных за определœенный функциональный участок работы в системе управления и возглавляющих подразделœения, осуществляющие кон­кретные функции управления (комитеты, отделы, бюро и др.).

3. Руководители классифицируются также по уровням управления. К примеру, линœейными руководителями являются руководители низового (мастера, начальники участков, цехов и т.п.), среднего (начальники корпу­сов, директора предприятий, главные специалисты объединœений) и высшего (начальники главков, министры, председатели комитетов и т.д.) звеньев.

4. Специалисты — это специализированные работники, разрабатывающие на основе имеющейся у них информации варианты решения отдельных конкретных, как правило функциональных, вопросов производственного или управленческого характера. Специалисты управления характеризуются в соответствии с функциями управления и их профессиональной подготовкой. Различают главных специалистов, ведущих специалистов, специалистов различных категорий и классов и т.д. К группе специалистов относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы, психологи и пр.

5. Вспомогательно-технический персонал — это работники, об­служивающие деятельность руководителœей и специалистов. Их, как правило, классифицируют по отдельным операциям управления. К таким работникам относятся секретари, машинистки, техники и пр. Технические исполнители имеют узкую и конкретную профессиональную подготовку, призваны обеспечивать техническую помощь руководителям и специалистам управления, в частности при обработке и реализации управленческих решений (сбор, первичная обработка, хранение и выдача информации, учет, контроль и т.п.).

Подчеркнем, что основные виды социального управления, соот­ветствующие ведущим сферам организации общества, позволяют выделить как общее, так и особенное в теории социального менеджмента. Наука социального управления различает два уровня знания — собственно теорию социального управления, объясняющую механизм регулирования общественной жизни на определœенном историческом этапе, и теорию организации и управления, обеспечивающую научно-методическую базу для практического совершенствования социального менеджмента в различных сферах организации общества.

Социальный менеджмент объединяет теоретический и прикладной аспекты, акцентируя свое внимание в большей мере на последнем, что позволяет социальным менеджерам получать более эффективный конечный результат в социальной сфере.

oplib.ru

Лекция 1.

Социальная политика - основа управления социальными системами и процессами. Сущность управления социальной работой. Понятие и особенности менеджмента социальной работы.

Литература 1. Социальный менеджмент: Учебн. пособие/ под ред. В.Н. Иванова В.И., Патрушева. - М., 2001. 2. Менеджмент социальной работы: Учебн. пособие/ под ред Е.И.Комарова, А.И.Войтенко. - М., 1999. 3. Грифин Г., Яцура В. Основы менеджмента: Учебник. - Львов, 2001. 4. Андрушкив Б.М. Основы теории и практики управления. - Львов, 1993. 5. Энциклопедия социальной работы. Т.3. - М., 1993. 6. Хмель Ф.И. Становление современного менеджмента в Украине (проблемы теории и практики). - К., Львов, 1996. 7. Наука управлять: из истории менеджмента: Хрестоматия. - К., 1993. 8. Князев С. Управление. Искусство, наука, практика. - Минск, 2002.

Менеджмент - это искусство получить результат от людей М. П. Фоллєт

Наряду с управлением экономическими системами и явлениями нормальное функционирование и развитие общества и жизнь требует управления социальными системами и процессами, то есть процессами, протекающими в одной из ее основных сфер общественной жизни - социальной. Характер и направление соответствующей деятельности задаются социальной политикой государства, а средством, инструментом реализации этой политики выступает такой вид управленческой деятельности как социальный.       Социальная политика - это деятельность государства и других политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы жизни общества, на совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение их жизненных потребностей, предоставление им необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием в этих целях имеющегося у соответствующего института потенциала. Социальная сфера - это область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная политика государства, направленная на распределение материальных и духовных благ, обеспечивая прогресс всех сторон общественной жизни, улучшение жизнедеятельности каждого человека. Она охватывает все пространство жизни от условий его труда, быта, здоровья, досуга к общественно-классовых, национально-этнических отношений. Содержание “социальный” означает отношения между социальными группами, индивидами по поводу их положения, места и роли в обществе, стиля жизни. Практическое воплощение социальной политики осуществляется через социальную работу профессионалов, общественных и социальных институтов. Важнейшей целью социальной политики является обеспечение более полного удовлетворения членами общества своих жизненных потребностей, поскольку именно по этому поводу в первую очередь складываются социальные отношения, и именно на этой основе происходит социальное воспроизводство общественных групп и индивидов. При этом, когда речь идет об обеспечении жизненных потребностей людей в рамках осуществления социальной политики, подразумевается их удовлетворение не путем собственных усилий членов общества. В социальной политике воплощается забота общества или какой-нибудь институциональной системы (территориальной общности, фирмы, трудового коллектива, профсоюзы, благотворительной организации и т.д.) о людях, нуждающихся в поддержке и помощи. Другими словами, социальная политика направлена на оказание помощи, поддержки людям со стороны социальной системы, в которую они входят, путем использования для этого имеющегося в соответствующей социальной системы общественного потенциала. Такая помощь в самом общем виде может быть названа социальной (то есть идет от социума, от какой-нибудь общественной системы) помощи, как родовое понятие оно может охватывать и пенсии и стипендии учащимся, и помощь гражданам, попавшим в сложные жизненные ситуации, и другие выплаты, льготы, и в других формах материальной помощи. Понятие " социальное " в данном контексте выражает то, что человеческое сообщество (это и есть социум) оказывает помощь, поддержку своим членам, осуществляя их защиту. В общем смысле управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы достичь целей организации.       Социальное управление как тип, функция общего управления - особый вид управленческой деятельности, что обеспечивает выполнение соответствующих социальных задач через адекватную организационную структуру. Социальное управление представляет собой сознательную, систематическую, специально-организованную общественную деятельность с целью упорядочения его социально-действенной структуры. Социальное управление выступает как совокупность организационных систем и управленческих связей между ними, осуществление которых позволяет реализовать управленческие функции между индивидами, социальными группами, гражданами, политическими, экономическими и др. институтами общества. Социальное управление охватывает все те объекты и процессы в обществе, состояние которых имеет значение для его существования и развития как социальной системы, так и для жизнедеятельности людей. В процессе рыночных преобразований в Украине во всех сферах социально-производственной деятельности начали использовать термин «менеджмент».       Менеджмент - это совокупность функций, направленных на эффективное использование ресурсов для достижения определенных организационных целей.       Менеджмент социальной работы является одним из видов социального управления, то есть такого управления, где главным объектом и объектом деятельности на уровне соответствующей организации выступает человек. На рисунке 2 сравниваются составляющие менеджмента социальной работы и социального управления.

Рис.1 Составляющие менеджмента социальной работы и социального управления.

Менеджмент социальной работы ставит целью сформировать и применить на практике общие принципы управления, пригодные для любой человеческой организации и сферы деятельности. К ним относятся: · определение целей и задач управления; · разработка конкретных мероприятий и их достижения; · распределение задач на отдельные виды; · распределение работы, поручений; · координация взаимодействия различных подразделений внутри организации; · осуществление формальной иерархической структуры; · оптимизация процессов принятия решений и коммуникаций; · поиск адекватной мотивации деятельности.

banauka.ru

Лекция 4. Методы социального менеджмента

Менеджмент Лекция 4. Методы социального менеджмента

просмотров - 39

Реализация рассмотренных ранее законов и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целœей.

Слово «метод» греческого происхождения (methodos — способ достижения какой-либо цели). Характеризуя методы управления, крайне важно раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов управления выражает их ориентированность на конкретный объект управления. Содержание — это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма— специфика воздействия на реально сложившуюся ситуацию: прямое или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий воздействия).

Можно выделить следующие методы управления:

§ личностно-психологические, использующиеся для формирования мировоззрения и личности управленцев как базовых субъектов управления;

§ социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;

§ экономические, обусловленные экономическими стимулами;

§ организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

§ самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы;

§ моделирование, прогнозирование, экспертные оценки, диагностика;

§ Методы глобального регулирования, ориентированные на планетарно-космические масштабы управления.

Все методы можно разделить на основные и комплексные. В базовых методах четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методам управления, требованиям тех или иных объективных законов (к примеру, социальных, экономических и др.). Комплексные методы представляют собой комбинации базовых методов.

Любой метод основан на познании объективных закономерностей и реализации их требований, но в нем отражены требования не только объективной реальности, но и человеческого сознания, рефлексии, которые служат преобразованию действительности на основе научной методологии, позволяющей оптимизировать сам процесс познания с помощью совокупности приемов, операций, процедур. Οʜᴎ бывают традиционными, рутинными и инновационными, творческими.

Сегодня востребована новая парадигма управленческой теории, основанная на приоритете главного субъекта управления — творческой личности, для которой вопросы познания действительности, культуры мышления приобретают особую остроту. Субъект управления выбирает и применяет методы управления, в связи с этим творческий человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха.

Управленческая деятельность должна начинаться с того, что каждый управленец должен трезво оценить свои способности, используя современные методики развития творческих личностей, успешно работать в плане самосовершенствования, активно взаимодействовать с окружающим миром.

Для формирования современного мышления — созидательного, продуктивного, творческого, моделирующего и способного обустроить мировое сообщество на основе современных ценностей (добра, справедливости и гармонии) — служит метод формирования целостного мышления. Вместе с тем, лидер управления должен осваивать разнообразные знания: теоретические, технологические, инструментальные — посредством активных методов обучения (участия в «деловых играх», «мозговых штурмах»), позволяющих анализировать конкретные ситуации и использовать частные методы, направленные на получение эффекта управленческой деятельности в конкретном случае.

Важно понимать, что являясь социальным управленцем, человек как открытая самоорганизующаяся система в каждый момент времени, вначале по отношению к самому себе выступает и как субъект управления и как его объект, и только затем он может выступать как субъект управления по отношению к «внешнему миру».

«Учитесь властвовать собой», учитесь прежде организовывать в себе красоту, гармонию, радость. Только воспитав в себе эти умения, можно говорить о возможности изменения к лучшему окружающей действительности, иначе результат деятельности может оказаться неожиданным: «хотели как лучше, а получилось как всœегда».

oplib.ru

Социальное управление организацией

конспект лекций

Раздел 1. Основные понятия, научные подходы, предмет и задачи дисциплины

Тезисы

Какова особенность кадровой работы? Что входит в понятие «управление персоналом»? В чем заключается управление человеческими ресурсами? Чем характеризуется социальная деятельность организации? Что входит в понятия «гуманизация труда» и «качество трудовой жизни»? Каким образом определяются предмет, цель и задачи дисциплины «Управление социальным развитием организации»?

1.1. Основные понятия дисциплины «Социальное управление организацией»

Социальное управление организацией является дисциплиной, синтезирующей достижения экономики, менеджмента, социологии, психологии и других наук, предоставляющей специалистам инструментарий, способный актуализировать такой важный потенциал, как человеческие ресурсы организации.

Понятия «человеческие ресурсы», «управление человеческими ресурсами» сформировались к началу 80-х гг. и в самом общем виде характеризуют новое понимание понятий «персонал» и «управление персоналом». Кардинальное отличие «новых» понятий в том, что они делают акцент на создание условий самораскрытия, самоактуализации человека в профессиональной деятельности, тогда как «старые» понятия — на способы побуждения человека к определенным производственным действиям и операциям. Управление человеческими ресурсами как вид управленческой деятельности представляет собой высший уровень управления людьми в организации (включая в себя кадровую работу и управление персоналом).

Понятие «управление персоналом» имеет широкое и узкое значение. В широком значении это понятие включает в себя всю систему управления людьми — и кадровую работу, и управление персоналом, и управление человеческими ресурсами. Для того чтобы различать использование этого понятия в широком и узком значении, в дальнейшем в качестве широкого значения будем использовать термин «управление людьми», а в узком значении— термин «управление персоналом в организации».

Кадровая работа строится, прежде всего, на учете и контроле выполнения производственных функций работниками организации, основана на четком регламенте ведения документации и включает в себя прием, увольнение, перемещение, обучение, наказания и поощрения. В целом главное направление деятельности кадровой службы — это четкое ведение документации и фиксация изменений кадрового состава.

Управление персоналом предполагает более широкую деятельность, важнейшим элементом которой является кадровая работа. Вместе с тем ключевые задачи управления персоналом — планирование и мотивация персонала. Поэтому управление персоналом — это, с одной стороны, система действий по разработке концепции, стратегии, оперативных планов на основе внешнего (рынка труда) и внутреннего (трудовой потенциал самой организации) маркетинга потребностей организации в работниках, а с другой — комплекс методов воздействия на интересы и поведение работника с целью побуждения его к высокопроизводительной (эффективной) деятельности в организации. Управление персоналом — это технология управления людьми, свойственная развитым индустриальным отношениям.

studfiles.net

Лекция 3.

Исторические этапы развития науки о менеджменте. Теоретические концепции менеджмента социальной работы.

Литература 1. Социальный менеджмент: Учебн. пособие/ под ред. В.Н. Иванова В.И., Патрушева. - М., 2001. 2. Менеджмент социальной работы: Учебн. пособие/ под ред Е.И.Комарова, А.И.Войтенко. - М., 1999. 3. Грифин Г., Яцура В. Основы менеджмента: Учебник. - Львов, 2001. 4. Андрушкив Б.М. Основы теории и практики управления. - Львов, 1993. 5. Энциклопедия социальной работы. Т.3. - М., 1993. 6. Хмель Ф.И. Становление современного менеджмента в Украине (проблемы теории и практики). - К., Львов, 1996. 7. Наука управлять: из истории менеджмента: Хрестоматия. - К., 1993

“Развитию отрасли управления способствовало укоренению в обществе мнения о необходимости четкого и рационального использования приобретенного опыта. Плавно перешли от практики к нормативной деятельности, то есть искусство породило науку, которая, постепенно вырабатывая свою теоретическую базу, принимала или отклоняла существующие правила и вносила в некоторых из них свои изменения” Д. Ру, Д. Сулье

Необходимость в управленческой деятельности возникла фактически на первых этапах становления человеческого общества. Первобытные люди вынуждены были однажды строить свою деятельность. Так, во время охоты, поиска растительной пищи возникала необходимость создать группы охотников, соискателей плодов и т.д. Поэтому возникала потребность в первых, пока что примитивных, управленческих функциях (разработка плана охоты на мамонта, размещение охотников при охоте на хищников, разделки туши и т.д.). Однако эта управленческая деятельность осуществлялась непоследовательно (каждый раз имела различный характер) и непродуманное (не применялись единые принципы и подходы, не учитывались закономерности и предыдущий опыт). Поэтому нельзя говорить о том, что наука о менеджмент зародилась еще в первобытные времена. Даже с развитием человеческого общества (рабовладельческий строй, феодализм и т.д.) определенных обоснованных подходов и механизмов не было создано. Древнерусский князь или французский король, как правило, управляли своим княжеством (королевством), принимая противоречивые и непродуманные решения. Не делалось попыток изучить закономерности управленческого процесса, обобщить полученный опыт. С дальнейшим развитием производственно-хозяйственной деятельности людей в конечном счете возникли определенные организационные формы (мастерские, хозяйства помещиков, примитивные предприятия и т.д.). Однако в каждом случае были свои особые подходы в управлении, которые не базировались на обобщениях, принципиальных положениях, выявленных тенденциях. Потребность в науке о менеджмент возникла в конце XIX - начале XX вв. и связано с появлением крупного машинного производства. Именно в этот период формируются крупные предприятия, на которых работают десятки, сотни И даже тысячи людей. Возникают проблемы планирования их деятельности, организация рабочих мест, создание эффективной системы формирования заинтересованности работников в результатах работы, разработки технологических процессов, проведение точного учета с целью обеспечения контроля и т.д. Именно развитие машинного производства поставил перед экономистами и технологами вопрос о необходимости исследования закономерностей в управлении людьми выявления тенденций развития производственно-хозяйственной деятельности под действием управленческого воздействия, разработки стандартных положений, инструкций и т.п. Так, в этот период появились первые научные исследования в сфере производственно-хозяйственной деятельностью, результатом которых стала разработка первых принципиальных положений, механизмов и рекомендаций. В научной литературе выделяют шесть основных этапов развития менеджмента: 1. Развитие науки об управлении людьми в процессе производства. 2. Формирование управленческих механизмов на основе развития человеческих отношений. 3. Построение систем управления, ориентированных на рынок. 4. Активное применение количественных (экономико-математических) методов как важных направлений формализации методов менеджмента и трансформации их в управленческие решения. 5. Формирование системных и ситуационных подходов. 6. Компьютеризация управленческих процессов. Рассмотрим основные этапы развития управленческой науки в Украине. В нашей стране управленческая наука развивалась в рамках подходов, которые царили в СССР. Хотя научно-поисковые исследования были направлены в конечном счете на совершенствование административно-командной системы, определенный опыт в области управления все же был накоплен. Можно выделить 7 периодов развития управленческой науки в советский и постсоветский периоды:       1 период (октябрь 1917 г. - март 1921 г.). Разрабатывались формы и методы государственного централизованного управления производством, обґрунтовувались принципы централизма, организационные методы управления, администрирования и государственное регулирование.       2 период (1921-1928 гг.). Осуществлялось дальнейшее совершенствование административного управления производства, были предприняты попытки применения хозрасчета как основы экономических методов управления, появились тресты и синдикаты, а также формально изучались возможности участия работников в управлении.       3 период (1929-1945 гг.). Связан с организацией индустриальной базы общественного производства, внимание уделяли совершенствованию структур управления, методов подбора и подготовки кадров, планирования и организации производства.       4 период (1946-1965 гг.). Характеризуется поиском новых форм функционирования и взаимодействия государственных органов управления, попыткой перехода к территориальной и территориально-отраслевой системы управления, что в конечном счете привело к углублению администрирования.       5 период (1965-1975 гг.). Была предпринята попытка проведения хозяйственной реформы через усиление роли экономических методов управления. Этот этап подтвердил неэффективность реформ, которые проводились в рамках административно-командной системы.       6 период (1975-1988 гг.). Характеризуется все более глубоким осознанием невозможности реформирования административно-командной системы, которая сложилась в экономике СССР. Он подтвердил необходимость радикального изменения экономических отношений, коренных экономических реформ.       7 период (1985 г. и по сей день). Проведение экономических реформ. Этот период можно разделить на 5 подэтапов: а) работа предприятий по первой модели хозяйственного расчета, построенной на нормативном распределении прибыли; б) применение второй модели хозяйственного расчета, построенной на нормативном распределении дохода, развитие арендных отношений; в) внедрение прогрессивных форм организации труда, усиление кооперативного движения, увеличение экономической свободы; г) внедрение территориального хозрасчета на всех уровнях управления; д) начало и развитие рыночных реформ (реализация этого підетапу осуществляется уже в условиях развития независимой национальной экономики Украины). На разных этапах развития управленческой науки существенный вклад в нее сделали такие украинские ученые, как О. Терлецкий, Г. Павлик, Г. Драгоманов, Г. Зибер, С. Подолянський, Г. Туган-Барановский, И. Вернадский, Г. Вольский, Г. Цехановецький, К. Воблый, Т. Войнаровский, В. Бандера, И. Коропецкий и другие. Начало традиций, связанных с понятием "социальная работа", было положено во второй половине XIX в. в Западной Европе и США. Особым толчком для распространения и развития социальной работы послужило появление понятий и законов государства "благотворительности" в 40-60-х годах. Эти взгляды и законы определили и интегрировали в систему права всех граждан на образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, помощь в случае инвалидности и т.д. Именно тогда стало понятно, что даже лучшие законы о правах и помощь не дают нужных результатов без проведения их в жизнь на личностном уровне, то есть без индивидуального подхода к каждому человеку, что составляет суть социальной работы. На рубеже XIX и XX веков во многих европейских странах (Великобритании, Германии, Нидерландах, Швеции, Франции), а также США и Канаде возникла социальная работа как вид профессиональной деятельности, которая развивалась рядом с благотворительными организациями. Именно на XIX века приходится зарождения социальной работы как общественной практики. Первые подходы к теоретических аспектов социальной работы были разработаны Мэри Ричмонд (США). Она занималась социальной работой с 1889 года сначала в качестве помощника благотворительной организации в Балтиморе. В 1899 году выходит его книга "Дружественный визит в бедняков: руководство для работающих в благотворительных организациях". В ней впервые были изложены научно обоснованные методы социальной работы. В своей следующей работе "Социальные диагнозы", вышедшей в 1917 г., М. Ричмонд более подробно представила свой метод социальной работы, который впоследствии получил название "индивидуальный метод социальной работы". Примерно в это же время возникают первые школы по подготовке профессиональных социальных работников, и эта книга становится важнейшим учебником для учебных заведений США и Европы. Ричмонд часто называли "матерью социальной терапии". Исходя из американской идеологии индивидуализма, Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к "социальному лечения" индивида и подготовки подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы. В основу социальной работы была положена медицинская модель, что схематически можно представить следующим образом:       Социальный работник - клиент Сбор фактов - социальный диагноз - социальная терапия В "Социальных диагнозах" М. Ричмонд отмечала, что в социальной работе важнейшим есть поставить правильный социальный диагноз и взять его за основу при выборе методов помощи. Она подчеркивала важность оценки каждого случая отдельно, исходя из его внутренних условий. Диагноз должен носить научно обоснованный характер в отличие от общих моральных критериев, которыми в основном руководствовались в то время благотворительные организации. Установлен диагноз с учетом обстоятельств конкретной ситуации позволял выявить причину и наметить меры для ее устранения. Социальный диагноз предполагал оценку как личности клиента, так и его социального положения.       Итак, одной из теоретических концепций менеджмента социальной работы является теория социального действия. Впервые в науку понятие "социальное действие" было введено и научно обоснованно Максом Вебером.       Социальной действием он называл "действие человека (независимо от того, носит ли она внешний или внутренний характер, сводится к невмешательства или к терпеливому принятия), которая согласно предполагаемого содержания действующего человека соотносится с действием других людей или ориентирует на нее". Таким образом, в понимании М. Вебера социальное действие имеет по крайней мере две особенности: она должна быть, во-первых, рациональной, осознанной и, во-вторых, ориентированная на поведение других людей. Эти люди могут быть незнакомыми, знакомыми, сослуживцами. Исходя из такого понимания социального действия, нельзя называть социальными действиями поступки людей, которые связаны с ориентацией на несоциальные, материальные объекты. Например, изготовление орудий труда, рыбная ловля, охота, которые сами по себе не являются социальными действиями, если они не соотносятся с поведением других людей. Самоубийство не будет социальным, если его последствия не имеют влияния на поведение знакомых или родственников самоубийцы. Характерен в этом отношении пример, приводимый М Вебером: случайное столкновение двух велосипедистов может быть не более чем событием, подобно явлению природы, но попытка избежать столкновения, ругань, что следует за столкновением, драка или мирное урегулирование конфликтов - это уже социальное действие. Очевидно, что провести четкую гран между социальными и несоціальними, так называемыми естественными или природными, действиями крайне трудно.       Таким образом, социальные действия является следующей после контактов ступенью в формировании и развитии сложных социальных взаимосвязей. Менеджер социальной работы может рассчитывать на успех во взаимодействии с клиентом, когда он учитывает не только его статус, но и индивидуальные физические, психические (то есть биологические особенности, проявляющиеся в его поступках, так же как и социальные факторы. Работа менеджера - это искусство взаимодействия с другими людьми, которые имеют сложные психологические проблемы или находятся в трудной жизненной ситуации. Менеджер социальной работы имеет дело с конфликтом, в основе которого лежит столкновение природного и социального. Для иллюстрации рассмотрим положение молодого человека в обществе. Он полон сил, энергии, желания счастья. Но это счастье зависит от его положения в обществе, дохода. Чтобы занять достойное социальное положение, необходимо получить соответствующее образование, специальность, в условиях конкуренции получить надлежащую работу. Все это отодвигает достижения целей на неопределенное время. Таким образом, имеет место конфликт, обусловленный завышенными потребностями и запросами и ограниченными возможностями их реализации. Поэтому менеджер социальной работы должен, учитывая внутренний мир и внешняя среда клиента, осознавать, что одной из его задач является усвоение клиентом общепринятых норм, стандартов поведения и превращение их во внутренние мотивы деятельности.       Таким образом, теория социального действия видит решение возникающих социальных конфликтов в согласовании потребностей и запросов людей с реальным социальной средой. Среди современных концепций теории менеджмента социальной работы выделяют системно-теоретический подход, при котором отношения и социальные процессы рассматриваются в причинно-наслідковій зависимости. Человек является участником нескольких систем - семьи, круга друзей, школьного или трудового коллектива, влияющие на него и это необходимо учитывать социальном менеджеру в работе с клиентом. Большое значение в социальной работе вступил ситуационный анализ, на основе которого разработана теория социальных сетей. Это было вызвано распадом социалистической системы, объединением Германии и стран ЕС. В новых странах появилась необходимость создания новой системы социальных отношений, базирующаяся на общинном методе социальной работе (создание социальных связей по месту жительства).       Таким образом, со временем менялись теории и формы социальной работы, но главным принципом менеджмента социальной работы остается оказание помощи. Стратегия менеджера социальной работы - повышение степени самостоятельности клиента, его способности контролировать свою жизнь и самому решать личные проблемы.

banauka.ru