Глава 1. Теоретические основы менеджмента в социально-культурной сфере. Социально культурный менеджмент


Глава 1. Теоретические основы менеджмента в социально-культурной сфере.

§1.1 Научные основы социально-культурного менеджмента.

Менеджмент - один из видов управления, обеспечивающего успешное функционирование различных социальных институ­тов - организаций, призванных осуществлять некоторую соци­ально-значимую деятельность. Менеджмент - управленческая деятельность в условиях рыночной экономики. В этом его глав­ная особенность. По сути дела, он представляет собой систему профессионально организованных технологий управления де­ловой активностью в условиях рыночных отношений. Менедж­мент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельно­сти общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, поли­тике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). Конкретные способы осуществления менеджмента, т. е. техно­логия, зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действу­ющего законодательства и целого ряда других факторов.

Механизмы менеджмента в социокультурной сфере оказы­ваются расчлененными на разрозненные фрагменты планирова­ния, контроля, отчетов. Отсутствие целостной системы меха­низмов менеджмента, рассогласованность задач, отсутствие це­левой установки и гарантированной оплаты труда, размер кото­рой соответствовал бы трудовому вкладу каждого конкретного работника, существенно сдерживают развитие нормальных ры­ночных отношений и необходимых управленческих механиз­мов.

Управление является одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности организации, но оно в значительной мере зависит от квалификации, профессионализма, психологических качеств менеджеров. Это и вызывает обосно­ванное высокое внимание специалистов к анализу места и роли менеджеров в процессе обеспечения эффективности работы ор­ганизации.

Роль менеджера в деятельности организации следует рас­сматривать как непосредственное, персонифицированное вы­ражение процесса менеджмента, как его важнейшую струк­турную часть.

Изучение теории и практики социокультурного менедж­мента, тех форм, методов и систем управления, которые стреми­тельно развиваются в российской действительности, не будет эффективным, если не обратиться к истории и механизмам их формирования.

Не детализируя исторические факты и события становления и развития менеджмента как такового, отметим два принципи­ально важных положения:

1) в каждом конкретном виде деятельности, будь-то про­мышленное производство, торговля, бытовой сервис, социаль­ная, социально-культурная сферы, культура и т.д., менеджмент имеет свои характерные особенности и специфические призна­ки;

2) характер и тип менеджмента связаны с ментальностью людей различных эпох, с системами религиозных верований, с формами правления и видами законодательства, типами произ­водственных отношений.

Управление социокультурной деятельно­стью - это управление социально-экономическими условиями культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей.

Такие условия могут быть непосредственными - матери­альные, свобода творчества, моральные стимулы и опосредо­ванными — бюджет свободного времени, развитие средств ком­муникации, уровень образованности творцов и потребителей.

Современная управленческая культура должна строиться на принципах "открытости" культурной системы, перехода от вер­тикальных властных связей в ее управлении на горизонтальные добровольно-общественные методы управления.

Собственно и термин "управление" мало гармонизирует с понятиями "духовность", "культурные ценности", "нормы", "идеалы", то есть теми категориями, которые составляют сущ­ность культуры.

Итак, управлять можно предприятиями, производящими музыкальные инструменты, автоклубы, театральные костюмы, парковую аттракционную технику и т.д., коллективами учреж­дений культуры.

Органы, обеспечивающие реализацию культурной полити­ки государства, могут создавать условия для развития культуры, обеспечивать деятельность учреждений культуры экономиче­ски, финансово, методически, технологически и, таким образом, управлять развитием культуры, но управлять духовной и мате­риальной культурой по своей сути абсурдно.

Управление социокультурной деятельностью - это созна­тельная деятельность государственных институтов по регу­лированию субъект-объектных отношений во всем их многооб­разии для достижения определенных, социокультурных цепей.

Специфические особенности управления социокультурными процессами заключаются в том, что управление концентрирует­ся на механизмах регулирования социокультурной деятельности в соответствии с нормами и принципами, целями и задачами культурной политики, включая регулирование финансовых, пра­вовых, организационно-упавленческих, кадровых и др. процессов функционирования и развития социокультурной деятельности.

Мудрость государственного управления социокультурной сферой в постсоветском обществе может быть проявлена в оп­тимальном сближении традиционных и инновационных подхо­дов в развитии культуры, которые заключаются в:

- ориентации на новое с учетом традиции; использовании традиции как предпосылки модернизации; светской организа­ции социокультурной жизни, не исключающей значимости ре­лигии и мифологии в духовной сфере;

- значении выделенной персональное™ и, вместе с тем, ис­пользовании имеющихся форм коллективности;

- сочетании мировоззренческих и инструментальных цен­ностей;

- демократическом характере власти, признающей автори­теты в политике;

-сочетании психологических характеристик человека тра­диционного и современного общества;

- эффективном использовании науки при осуществлении традиционных ценностных социокультурных ориентации чело­века.

Реализация этого позволит сделать вывод о том, что в со­временном российском обществе идет активный процесс ак­культурации — социокультурных изменений, взаимодействия традиционной и современной культуры как результат общест­венно-экономических преобразований, модернизации общества, который и является основой социально-культурного развития страны.

Оптимальная модель управления социокультурной дея­тельностью не должна обходить стороной содержание самой культуры, состав ее ценностей, недостаточно лишь констатиро­вать и признавать "множественность культур", но при этом объ­являть о неспособности обеспечить развитие и поддержку этой "множественности", оставив вне своего внимания традиционные аспекты культуры и не делая приоритетным то, что полезно для становления отечественной многонациональной культуры.

Возможные пути дальнейшего развития культуры могут быть найдены при решении ряда концептуальных управленче­ских проблем.

1) Роль государства в области культуры должна базиро­ваться, в первую очередь, на признании множественности субъ­ектов культурной политики. Необходимо создание системы коллективных субъектов развития культуры, внутри которой сложились бы условия согласованного взаимодействия на осно­ве партнерско-договорых отношений, включающей представи­телей различных формирований, творческих работников, потен­циальных спонсоров, учреждения культуры. Это позволит пе­рейти от вертикально-линейных принципов руководства куль­турой к принципам саморазвития.

2) Новая управленческая философия может быть основана на отношении в сфере культуры как к "открытой системе", ее успешное развитие во многом будет зависеть от способности адаптироваться в новой социально-экономической ситуации. В этих условиях учреждения и системы управления отрасли должны быть нацелены на выявление новых проблем и выра­ботку новых решений.

Открытость культуры предполагает наличие социокультур­ных ориентиров выбора направлений культурного развития об­щества. Развитие культуры и духовное обновление общества будет носить научно обоснованный характер при наличии: дол­госрочных проектов и прогнозов основных тенденций культур­ных процессов; условий для развития саморегулирующихся сис­тем культурных институтов; системы государственных гарантий защиты сферы культуры и работников учреждений культуры от негативных воздействий рыночных отношений; технической оснащенности отрасли.

3) Обновление функций управления, переход к "партнер­ским" отношениям, проектирование ситуаций тесного взаимо­действия предопределяется "многоукладностью" культуры, многообразием и равноправием субъектов культурной деятель­ности. Основной принцип новой культурной политики - от управления к системе регулирования.

С созданием системы коллективных субъектов регулирова­ния культуры расширяется реальное влияние активного в куль­турном отношении населения на формирование государствен­ной культурной политики. Жесткий тип административного управления сменяется "коалиционным" управлением культур­ными процессами на основе диалога народа с государством.

4) С возникновением нового общественного и государст­венного механизма формирование модели управления создает предпосылки изменения типа управления и структуры функций управления культурой с возрастанием функций опережающего управления над оперативно-диспетчерской; перспективного развития сферы культуры; региональной дифференциации куль­турной политики, поддержки локальных структур социокуль­турной деятельности; развития национально-территориальных культурных общностей, землячеств, клубов, общин и т.д.

5) В качестве главных ориентиров общественного и госу­дарственного управления в области социальной защиты самих работников культуры, по нашему мнению, можно рассматривать следующее: разработка и принятие пакетов правовых и налоговых регуляторов, дающих возможность обществу, предприяти­ям, организациям выгодно вкладывать в культуру средства и использовать другие материальны возможности; отказ от прин­ципа затратного финансирования строительства учреждений культуры, особенно в регионах, где остаются плохо освоенными уже существующие "мощности"; разработка и внедрение социо­культурных проектов музейной, клубной, библиотечной, кон­цертной, выставочной, парковой и других форм на основе со­временных технологий культурной деятельности; принятие спе­циального законодательного документа защиты прав культуры и работников культуры.

Таким образом, социокультурная деятельность поддается управлению и регулированию, в роли которых выступают феде­ральные, региональные (субъекты федерации) и районные орга­ны управления культурой, обеспечивая реализацию культурной политики государства.

Вместе с тем, социокультурная деятельность представляет собой особый вид деятельности, суть которой определяется че­ловеческим фактором, межличностными коммуникациями, ха­рактером взаимодействия людей как субъектов социокультур­ных отношений.

Структура государственного управления культурой, в це­лом, мало в чем изменяется на протяжении многих десятилетий. Остаются все те же федеральные органы управления культурой в лице Министерства культуры, региональные — в лице комите­тов по культуре и искусству, муниципальные - отделы, управ­ления культуры.

Однако характер и функции вертикального управления су­щественно изменились, они стали менее жесткими и более ли­беральными, о чем говорилось выше. Это привело к изменению внутренней структуры Министерства культуры, его департамен­тов, управлений и отделов, а также к изменению функций.

Планирование как определяющая функция менеджмента не может не включать в себя все другие функции управления, поскольку: организация предполагает назначение рабочих задач,

их конкретизацию в отделах и секторах учреждения и распреде­ление ресурсов между ними; руководство связано с использова­нием влияния менеджеров для мотивации сотрудников к достижению поставленных целей учреждения, высоких результатов совместной деятельности; контроль означает наблюдение за действиями сотрудников, точным выполнением намеченных це­лей.

Таким образом, все функции менеджмента и функции пла­нирования тесно связаны той или иной целью, которую ставит перед собой каждое социокультурное учреждение или органи­зация. Именно в планировании заложены все основные функции управления. Поэтому планирование является сложным и неод­нозначным процессом, который предполагает определенный уровень знаний, умений и навыков.

В организации планирования особое внимание следует уде­лить целям социокультурного учреждения и их постановке, по­тому что именно с этого начинается процесс планирования. По­нятия "целей" и "планов" являются неотъемлемой частью дея­тельности любого учреждения и организации социокультурного типа.

studfiles.net

Менеджмент в социально-культурной сфере

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»

Факультет: социально-культурной деятельности

Кафедра: социально-культурной деятельности

Курсовая работа по дисциплине:

«Социально-культурная деятельность»

Менеджмент в социально-культурной сфере

Выполнила:

студентка гр. 2МСКД

Шапкина Дарья Игоревна

Научный руководитель:

Хвостунов К.О.

Волгоград 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы менеджмента в социально-культурной сфере……………………………………………………………………………….5

§1.1Научные основы социально-культурного менеджмента……………………………………………....………………………5

§1.2 Менеджмент в социально-культурных учреждениях…………………………………………..………………………….12

Глава 2. Практика социально-культурного менеджмента……………………………………………………………………35

§2.1 Особенности управления персоналом в социально-культурном учреждении……………………………………………………………………35

§2.2 Менеджмент в театральной деятельности…………………………………………………………………....49

Заключение……………………………………………………………………..55

Литература……………………………………………………………………...57

Введение

По мере вхождения России в рынок менеджмент в сфере культуры начал приобретать особое значение. В этом утверж­дении нет никакого преувеличения. Практика показывает, что любая творческая деятельность нуждается в материальном, прежде всего финансовом, обеспечении. Но хорошо известно, что самое щедрое финансирование может превратиться в рас­трату при отсутствии грамотного, успешного менеджмента. Кро­ме того, современные организационные технологии во многих случаях позволяют добиться достаточно высокого уровня фи­нансирования культуры при условии их успешного применения.

Таким образом, профессиональный менеджмент в сфере культуры все в большей степени становится своеобразным фундаментом эффективной социально-культурной деятельнос­ти. Именно этим и определяются практический смысл и значе­ние учебных материалов и курсов, посвященных менеджмент-тех­нологиям, ориентированным на данную область применения.

Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря – быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.

Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот – в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

Цель: изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.

Задачи:

- раскрыть теоретические основы социально-культурного менеджмента;

- рассмотреть менеджмент в социально-культурных учреждениях;

- исследовать особенности менеджмента в социально-культурной сфере;

- изучить функции менеджера социально-культурной сферы;

Предмет исследования: менеджмент социально-культурной деятельности.

Глава 1. Теоретические основы менеджмента в социально-культурной сфере.

§1.1 Научные основы социально-культурного менеджмента.

Менеджмент - один из видов управления, обеспечивающего успешное функционирование различных социальных институ­тов - организаций, призванных осуществлять некоторую соци­ально-значимую деятельность. Менеджмент - управленческая деятельность в условиях рыночной экономики. В этом его глав­ная особенность. По сути дела, он представляет собой систему профессионально организованных технологий управления де­ловой активностью в условиях рыночных отношений. Менедж­мент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельно­сти общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, поли­тике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). Конкретные способы осуществления менеджмента, т. е. техно­логия, зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действу­ющего законодательства и целого ряда других факторов.

Механизмы менеджмента в социокультурной сфере оказы­ваются расчлененными на разрозненные фрагменты планирова­ния, контроля, отчетов. Отсутствие целостной системы меха­низмов менеджмента, рассогласованность задач, отсутствие це­левой установки и гарантированной оплаты труда, размер кото­рой соответствовал бы трудовому вкладу каждого конкретного работника, существенно сдерживают развитие нормальных ры­ночных отношений и необходимых управленческих механиз­мов.

Управление является одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности организации, но оно в значительной мере зависит от квалификации, профессионализма, психологических качеств менеджеров. Это и вызывает обосно­ванное высокое внимание специалистов к анализу места и роли менеджеров в процессе обеспечения эффективности работы ор­ганизации.

Роль менеджера в деятельности организации следует рас­сматривать как непосредственное, персонифицированное вы­ражение процесса менеджмента, как его важнейшую струк­турную часть.

Изучение теории и практики социокультурного менедж­мента, тех форм, методов и систем управления, которые стреми­тельно развиваются в российской действительности, не будет эффективным, если не обратиться к истории и механизмам их формирования.

Не детализируя исторические факты и события становления и развития менеджмента как такового, отметим два принципи­ально важных положения:

1) в каждом конкретном виде деятельности, будь-то про­мышленное производство, торговля, бытовой сервис, социаль­ная, социально-культурная сферы, культура и т.д., менеджмент имеет свои характерные особенности и специфические призна­ки;

2) характер и тип менеджмента связаны с ментальностью людей различных эпох, с системами религиозных верований, с формами правления и видами законодательства, типами произ­водственных отношений.

Управление социокультурной деятельно­стью - это управление социально-экономическими условиями культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей.

Такие условия могут быть непосредственными - матери­альные, свобода творчества, моральные стимулы и опосредо­ванными — бюджет свободного времени, развитие средств ком­муникации, уровень образованности творцов и потребителей.

Современная управленческая культура должна строиться на принципах "открытости" культурной системы, перехода от вер­тикальных властных связей в ее управлении на горизонтальные добровольно-общественные методы управления.

Собственно и термин "управление" мало гармонизирует с понятиями "духовность", "культурные ценности", "нормы", "идеалы", то есть теми категориями, которые составляют сущ­ность культуры.

Итак, управлять можно предприятиями, производящими музыкальные инструменты, автоклубы, театральные костюмы, парковую аттракционную технику и т.д., коллективами учреж­дений культуры.

Органы, обеспечивающие реализацию культурной полити­ки государства, могут создавать условия для развития культуры, обеспечивать деятельность учреждений культуры экономиче­ски, финансово, методически, технологически и, таким образом, управлять развитием культуры, но управлять духовной и мате­риальной культурой по своей сути абсурдно.

Управление социокультурной деятельностью - это созна­тельная деятельность государственных институтов по регу­лированию субъект-объектных отношений во всем их многооб­разии для достижения определенных, социокультурных цепей.

Специфические особенности управления социокультурными процессами заключаются в том, что управление концентрирует­ся на механизмах регулирования социокультурной деятельности в соответствии с нормами и принципами, целями и задачами культурной политики, включая регулирование финансовых, пра­вовых, организационно-упавленческих, кадровых и др. процессов функционирования и развития социокультурной деятельности.

mirznanii.com

Глава 2. Менеджмент в социокультурных учреждениях

Современный рынок книжной продукции наполнен огромным количеством изданий, названия которых призывают читателя погрузиться в мир менеджмента: американского, европейского, японского, где учат - как можно добиться успеха в бизнесе, как завоевать друзей и оказывать влияние на них, как уцелеть среди "акул" в конкурентной борьбе, каким станет менеджмент в XXI веке и т.д. Это, несомненно, положительный факт.

Отечественные специалисты имеют возможность изучить опыт менеджмента развитых стран и адаптировать его к российским условиям. Как показывает практика и содержание написанных книг, учебников и учебных пособий отечественных ученых и специалистов по вопросам российского менеджмента, перенос западного опыта на российскую почву происходит еще неумело, коряво, часто он лишь пролонгируется без всяких поправок и изменений.

Специфика и характер рыночных отношений, неадаптированность общественного сознания и специалистов-управленцев, которые формировались в государственно-плановой системе экономики и управления, требуют более глубокого анализа модели западного менеджмента и целенаправленного, эволюционного распространения и освоения его лучших вариантов в России, с использованием отечественного опыта управленческой деятельности.

Современный модный костюм, "бабочка" или дорогой галстук, без усвоения основных законов, категорий и принципов менеджерской деятельности (что наблюдается в современной жизни российского менеджмента) вовсе не озна­чает решения проблем эффективного управления в разных сферах деятельности.

Еще более сложной является проблема освоения менеджмента в такой области, как социокультурная деятельность. Тем более, что менеджерского опыта в этом виде деятельности нет и на Западе, так же как и нет там такой разветвленной и насыщенной инфраструктуры социокультурных институтов, объединенных в социокультурную систему, выполняющую важнейшую функцию в жизни российского общества. Все это усугубляет трудности и одновременно оптимизирует потребность в выявлении основных закономерностей, возможных путей развития социокультурного менеджмента

§ 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера

Субъекты социокультурной деятельности

Менеджмент в социокультурной деятельности проявляется в процессе разделения труда, дифференциации функционально-ролевых видов деятельности. В программе учебной дисциплины "Социально-культурная деятельность" (авторы Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2001), являющейся по существу концептуальной основой одноименной специальности, четко сформулировано содержание социокультурной деятельности, в том числе определены ее субъекты и социокультурные институты.

К числу субъектов социально-культурной деятельности среди прочих отнесены субъекты, занятые преимущественно управлением процессами отбора, хранения, производства и распространения культурных ценностей.

Среди институциональных субъектов социокультурной деятельности называются институты, занятые производством духовных и материальных ценностей в науке, образовании, искусстве; институты, занятые коммуникацией, трансляцией культурных ценностей, а также такие институты культурной информации, как СМИ, издательства и книжная торговля, музеи, выставочные комплексы; институты неформальной творческой деятельности, связанные с организацией массовых праздников, народных гуляний, фестивалей, конкурсов, смотров, презентаций, реализацией социально-культурных проектов и др.

С данной концепцией созвучны и другие учебно-научные разработки ученых вузов культуры страны (Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры; Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социокультурной сфере; Рудич Л.И. Менеджмент социокультурной сферы; Карпухин О.И. Культурная политика и менеджмент) и др.

Со всей очевидностью сопринадлежность культуры и искусства социокультурной сфере декларируется и в рекомендациях ЮНЕСКО "О межкультурной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры", принятых на 21 сессии 27 октября 1990 года.

В первом параграфе "Сфера применения и определения" культура классифицирована на следующие категории социокультурной сферы. Это культурное наследие, публикации и литература, музыка, исполнительское искусство, изобразительное искусство, кинематограф и фотография, радио и телевидение, спорт и игры, природа и окружающая среда, общее и местное управление.

При этом стандартизация статистики указанных подотраслей культуры рассматривается не столько в плане творческого производства, а с позиции сохранения, трансляции, распространения и сбыта, концертной деятельности, исполнительства, производства оборудования, инструментов, записи и воспроизведения, проката, демонстрации, обслуживания спортивных и игровых площадок, городских парков, концертных залов, кинотеатров, государственного управления, обеспечения и обслуживания многоцелевого оборудования всей индустрии досуга.

Следовательно, в структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовуюкультурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видео, прокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения.

В социально-культурной сфере, таким образом, функционируют:

- искусство и профессиональное художественное творчество и образование;

- культурная деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность;

- материальное производство средств культуры и искусства.

Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей поддается своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкретных типов организаций и видов деятельности. Эта дифф­ренциация находит свое воплощение как на уровне принятия законодательных документов, так и в практике руководства отраслями (отделов музеев, театров, библиотек, клубной деятельности, региональных органов управления культурой и искусством).

Менеджмент социально-культурной деятельности

Профессиональное назначение менеджера социально –культурной деятельности заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности: менеджера отделов и комитетов культуры, менеджера-администратора всех уровней, менеджера клубных учреждений, парков культуры и отдыха, кинотеатров, центров досуга, народного творчества, туристических и молодёжных Центров, центров социальной реабилитации, центров физической культуры и спорта, ночных клубов, казино, государственных, коммерческих, частных и других учреждений социокультурного типа.

Менеджер социально-культурной деятельности обладает высоким уровнем профессионализма в области современного социокультурного менеджмента, маркетинга, а также имеет высокий уровень общей культуры и эрудиции.

В основе профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности лежит изучение таких дисциплин, как: менеджмент, маркетинг, экономика, финансовая и хозяйственная деятельность, предпринимательство, социально-культурные технологии, мировая культура, культурное наследие, литература, история искусств, педагогика, психология, имиджелогия, этикет, реклама, иностранные языки.

В этих условиях совершенно объективно возникает потребность в подготовке не только таких специалистов управления, как менеджеры социально-культурной деятельности, но и арт-менеджеров, менеджеров выставок и презентаций. Подчеркнем, что речь идет не о новых специальностях, а об углубленной специализации в указанных видах деятельности уже выпускаемых кадров.

Арт - менеджмент

Деятельность художника в искусствераскрывается в процессах непосредственного взаимодействия со зрителем, слушателем, потребителем.

Для того чтобы заключить контракты на гастроли, разовые выступления, обеспечить рекламу, помещение, связи с руководителями города и прессой профессионального коллектива или отдельного исполнителя, необходим такой менеджер, который не только разбирается в различных жанрах искусства и творчества, но главное умеет реализовать их в обществе, довести до зрителя. Для того чтобы, например, осуществить постановку пьесы зарубежного автора, арт-менеджеру необходимо найти перевод пьесы, арендовать сцену, составить расписание репетиций, скомплектовать труппу, составить и подписать контракт с р­жиссером, нанять художника-постановщика, организовать театральную технику, определить смету расходов, организовать рекламу, найти спонсоров, распространить билеты, организовать премьеру, сформировать бюджет.

Функции менеджера, таким образом, обретают следующую схему координации по видам деятельности:

1. Художественный аспект: а) перевод, б) выбор режиссера, в) выбор актеров, г) выбор художника-постановщика, д) приобретение костюмов, установка театральной техники, е) организация премьеры.

2. Организационный аспект: а) аренда помещения, б) расписание репетиций, в) организационная работа по распространению билетов3. Маркетинг: а) организация рекламы, б) продажа билетов.

4. Финансовый аспект: а) определение сметы расходов, б) формирование бюджета, в) поиск спонсоров.

Многоаспектный характер деятельности в данном случае указывает на необходимость использования не одного, а целой группы арт-менеджеров в каждом из четырех видов деятельности, наделенных соответствующими полномочиями и мерой ответственности. В целом же арт-менеджмент всей антрепризы должен состоять из следующих частей: администрация, служба по обеспечению маркетинга и финансирования, персонал и обслуга, организация творческого процесса.

Координация деятельности всего коллектива арт-менеджеров определяется такими факторами, как компетентность, высокий художественный уровень, осознанность миссии организации, умелое разделение труда и ответственности, отсутствие мелочной опеки, правильный выбор приоритетов и умение учитывать возникающие проблемы.

Кроме того, нетрудно заметить, что насыщенность культурного информационного пространства, возросшие культурные запросы населения и оздоровление финансовых возможностей даже традиционных клубных учреждений изменили приорите­ты, цели, задачи и содержание их деятельности, в которых все больше места занимает профессиональное искусство, концертная деятельность, что требует профессиональной менеджерской организации и управления этими процессами в самих клубных учреждениях.

Таким образом, профессиональное назначение арт-менеджера заключается в следующих видах деятельности: менеджера (администратора, антрепренера, продюсера, импресарио, промоутера, руководителя) театров, театральных студий, концертных залов и концертных организаций, кинотеатров, кино и фотостудий, студий видео-и аудиозаписи, проката музыкальных инструментов и сценических костюмов, местных, региональных и центральных каналов телевидения, организаций книжной торговли и издательств, спортивных и игровых комплексов, городских парков, молодежных развлекательных ком­плексов, клубных учреждений и, наконец, комитетов по культуре и искусству регионов, отделов культуры городов и районов страны; менеджера профессиональных и самодеятельных творческих коллективов и отдельных исполнителей, ансамблей и концертных групп, включая театральные,-студийные, оркестровые и певческие, эстрадные и цирковые коллективы, солистов и исполнителей различных жанров; временных и постоянных групп, реализующих проекты праздничных массовых культурных программ, фестивалей, конкурсов, смотров, целевые проекты социокультурного развития.

Характер деятельности арт-менедокера предопределяет глубокое усвоение им фундаментальных знаний истории и теории отечественной и зарубежной культуры, творческого наследия выдающихся мастеров эстрадного, театрального, музыкального, изобразительного искусства, классиков киноискусства, народного творчества, познание теории и практики артистического менеджмента в сфере шоу-бизнеса в стране и за рубежом.

Менеджмент выставок и презентаций

Деловая активность, развитие маркетинговых технологий в сфере культуры, революция в информации и информационных технологиях, обострение конкурентной борьбы ускорили научный поиск, разработку и широкое внедрение в практику выставочной деятельности и презентаций, деловых встреч и приемов.

Выделились и оформились в самостоятельный вид менеджмента технологии по созданию образа организации культуры, культурных продуктов и услуг.

Потребитель стал реагировать не только на продукты, но и на производителя, на его репутацию, и успех организации социокультурной сферы все в большей степени становится зависимым не только от позиционирования продуктов и услуг на рынке, но и от позиционирования ее в обществе, ее имиджа, отношений с властями, населением, средствами массовой информации.

Все это резко изменило и обогатило новыми целями и функциями практику выставочной и презентационной деятельности как в социокультурной сфере, так и в других отраслях, придало им социально и культурологически интегрированный характер.

Сегодня можно говорить о выставках и презентациях как о маркетинге идей и продуктов (художественных, научных, социальных, политических) субъектов культуры, общественных организаций, художников и исполнителей, регионов, городов, мест, объектов, программ и т.д.

Выставки и презентации обрели характер социально-культурной деятельности, теории и практики функционирования культуры и искусства общества со зрелой рыночной экономикой.

Менеджер выставок и презентаций получает специализацию по организации и проведению международных, общероссийских, республиканских, краевых, областных, городских выставок; организации выставок-продаж, аукционов произведений искусства, декоративно-прикладного творчества, моделей одежды, печатной книжной и журнальной продукции.

Такой специалист обеспечит проведение презентаций, пресс-конференций, культурных программ, фестивалей, конкурсов, тематических искусствоведческих, музейных, театральных смотров и показов.

Специалист в этой области владеет технологиями менеджерской и маркетинговой деятельности, навыками работы по созданию экспозиционных проектов, организации экспозиции, монтажа, разработки маршрутов движения посетителей на выставке, работы с дизайнерами и художниками, подготовки каталогов, работы с прессой, организации рекламы, учета запросов посетителей, административной и финансовой работы, оценки результатов выставки и др.

Дифференциация социально-ролевых видов деятельности в социокультурной сфере становится неким инвариантом, присущим целой группе людей, которые выполняют качественно однородные или близкие по содержанию функции. Этот инвариант и представляет собой профессиональную своеобразную однотипную компетентность. Однако однотипность не означает тождественности, что говорит об уникальности личностного фактора в каждом виде социокультурной деятельности.

Однотипная профессиональная компетентность менеджеров в социально-культурной деятельности формирует культуру всей организации, которая представляет собой совокупность организационных и творческих установок, мотиваций и поведения, формируемых на основе ценностных представлений, разделяемых всеми членами коллектива.

Типы менеджеров

Творческие группы (сектора) становятся' мини-коллективами и выполняют менеджерские функции по отношению ко всем участникам творческого процесса подготовки и осуществления культурных проектов и программ, включая реальых и потенциальных посетителей учреждения культуры, аудиторию.

Разумеется, уровень профессионализма, профессиональная управленческая культура, профессиональная компетентность менеджеров социально-культурной деятельности далеко не однозначны, и могут быть условно разделены на четыре типа:

Первый тип. Менеджер социально-культурной деятельности обладает высоким профессиональным уровнем и оптимально мотивирован к работе в своей сфере. Его профессиональные качества, целеустремленность в работе гарантируют высокую эффективность деятельности

Второй тип. Менеджер положительно мотивирован к работе в социокультурной сфере, но имеет низкий профессиональный уровень. Его положительная мотивация, стремление "выложиться" на работе приносит мало пользы, а иногда может "наломать дров" из-за своего низкого профессионализма.

Третий тип. Менеджер с низким профессиональным уровнем и недостаточной мотивацией в работе социокультурных уч­реждений. Такой тип относится к балласту управленческой системы, который тормозит развитие, отрицательно воздействует на коллег и структуры управления.

Четвертый тип. Менеджер обладает высоким профессиональным уровнем, но слабо или вообще не имеет мотивации к работе в учреждениях социокультурной сферы. Он пассивен, безразличен к целям и задачам учреждения культуры, качеству и эффективности работы и всегда может уйти с работы на более выгодное для него место Его высокий профессионализм и низкая мотивация в работе отрицательно сказываются на других сотрудниках, "расхолаживают" коллектив и тем самым наносят вред общему делу

Вопросы для самопроверки

1. Назовите институциональные субъекты социокультурного менеджмента.

2. Дайте характеристику основных видов менеджмента в социокультурной сфере.

3. Арт-менеджмент и его содержание.

4. Менеджмент выставок и презентаций.

5.Менеджмент социально-культурной деятельности и его интегрирующие свойства.

6. Какова типология профессионализма менеджеров?

studfiles.net

Сущность менеджмента в социально-культурной сфере

Аннотация.Социально-культурная деятельность как объект управле­ния. Сущность, особенности и содержание менеджмента в со­циально-культурной сфере. Возрождение и развитие лучших традиций российского менеджмента. Эволюция технологии ме­неджмента. Основы технологии в социально-культурной сфере (игорный и шоу-бизнес, артбизнес, спорт и турбизнес и т. д.), раз­работка и реализация бизнес-плана. Принятие и порядок реали­зации управленческого решения.

«Менеджмент» отождествляется с умением руководить, принимать правильные решения и означает область науки и практики управления людьми и организациями.

Менеджмент – это научно-практическое управление, руководство людьми и производством, которое позволяет решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем.

Менеджмент в социально-культурной сфере - система управленческой деятельности, обеспечивающая успешное функционирование самых различных социальных институтов и организаций.

Менеджмент СКС имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании и т.д.), осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.

Менеджмент СКС образует систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Функции менеджмента СКС:целеполагагание, планирование и принятие решений, организация и координация, контроль и мотивация, анализ.

Менеджмент СКС - означает:

• ориентацию учреждений социально-культурной сферы на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, услуг, которые востребованы обществом;

• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

• постоянную корректировку целей;

• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Профессиональный менеджмент СКС как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качествеобъекта - конкретную сферу деятельности учреждений социально-культурной сферы: подростковых клубов, центров детского творчества, музеев, библиотек, парков культуры и отдыха, туризма и др., а так же производство, сбыт, финансы, НИОКР и т.д.

Менеджмент СКС имеет свои механизмы реализации: экономический механизм,организационно-административный механизм,персонал-ориентированный механизм, информационный механизм.

Экономический механизм направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

Экономический механизм — система ресурсного обеспечения (финансовых, матери­ально-технических ресурсов), хозяйствен­ного содержания, хозяйственного расчета и экономичес­кого стимулирования (организация заработной платы, материального поощрения или наказания). Экономические методы: коммерческий расчет, внутрифирменный расчет, цены и механизм ценообразования, широкое развитие спонсорства, благотворительности, привлечение внебюджетных источников финансирования.

Организационно-административный механизм - система распределения полномочий (прав и обя­занностей), фиксируемая в организационных докумен­тах (уставах, положениях, должностных инструкциях), а также формирование организационных структур и контроль штатного расписания учреждений и их подразделений.

«Персонал-ориентированный механизм» — работа с кадрами, формирование и развитие мотивации к активной деятельности, систематическому поиску ново­го и совершенствованию качества результатов труда. Важны «нравственно-психологический климат», «про­филактика конфликтов» и т. п. Одно из откровений современного менеджмента — это осознание того, что не структуры порождают проекты и программы, а наоборот — струк­туры создаются под проекты и программы.

Информационный механизм выражается в принятии решения. Принятые решения должны дополняться заданием контроля их исполнения. Решение и контроль взаимодо­полняют и предполагают друг друга. Принял решение — задай контроль. Решения связанны с определе­нием целей, желаемого результата и путей их достиже­ния, т. е. с планированием. Последнее же, в свою оче­редь, предполагает систему учета и отчетности. Учет и отчетность, в свою очередь, являются условием и пред­посылкой действенного контроля, который опирается, с одной стороны — на принятые решения, а с другой — на данные учета и отчетности. Как решения (в виде приказов, распоряжений и т. д.), так и планирование (в виде планов и программ), так и контроль (в виде актов, справок проверок и т. п.), так и учет и отчетность связаны с подготовкой, принятием, утверждением, использованием и хранением соответству­ющих документов, т. е. документооборотом.

Таким образом, менеджмент осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона и социально-культурной сферы. Способствует развитию образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений. Обеспечивает функционирование социально-значимых видов деятельности, организацию отдыха, позитивно влияет на сознание людей, отношения между ними, способствуют духовному развитию личности и общества в целом, создаёт условия для творческой самореализации личности, аккумулирует и транслирует базовые ценности общества. Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, public relations, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности и прочно вошли в деловую жизнь общества.

Литература:

  1. Жаркова, Л. С. Оптимизация процесса внедрения инновационных технологий менеджемента в учреждениях культуры / Л. С. Жаркова // Жаркова, Л. С. Организация деятельности учреждений культуры: учебник / Л. С. Жаркова. – М.: Издательский дом МГУКИ, 2010. – с. 285 – 378.

  2. Новаторов, В. Е. Педагогический менеджмент: сущность, содержание, проблемы / В. Е. Новаторов // Новаторов, В. Е. Инновационный менеджмент в сфере культуры: монохрестоматия /В. Е. Новаторов. – Омск: ОГУ, 2007. – с.284 – 287.

  3. Новаторов, В. Е. Маркетинг личности / В. Е. Новаторов. – М.: МГУКИ, 2007. 400 с.

  4. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. СП-б.: Изд-во «Лань», 2001.- 384тс.

  5. Чижиков, В. М. Введение в социокультурный менджмент: Учебное пособие / В. М. Чижиков, В.В. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2003. – 382 с.

  6. Чижиков, В. М. Теория и практика социкультурного менеджмента: Учебник/ В. М. Чижиков, В. В. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2008. – 2008. – 608 с.

studfiles.net

Специфика социокультурного менеджмента (общее и особенное в менеджменте социокультурной сферы)

Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере

Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.

Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере о т носятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.

Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы ... собственности, а также частными лицами. Далее, фирма – любое учреждение социально-культурной сферы.

Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все

богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер

деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции,

а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства,

патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы.

Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга.

Характерные черты менеджмента

Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., – тем выше их социальная значимость).

Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор – один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она

может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т.п.

Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в социально-культурной сфере – это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую – не они сами. Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни – не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.

Все эти особенности современного менеджмента, которые являются закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом. Все эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера. К традиционным требованиям знания технологии, организации

55.Технологии планирования деятельности учреждений социокультурной сферы.

Планирование деятельности социокультурного учреждения связано с реальной практикой управления, поскольку менеджмент по определению представляет собой не что иное, как эффективное и рациональное достижение целей любого учреждения социокультурной сферы на основе планирования, организации, руководства и контроля.

Планирование - это процесс определения целей и показателей деятельности учреждения на будущее, а также постановки задач и оценки необходимых для их решения материальных и людских ресурсов.

Собственно, планирование как определяющая функция менеджмента не может не включать в себя все другие функции управления, поскольку: организация предполагает назначение рабочих задач,

их конкретизацию в отделах и секторах учреждения и распределение ресурсов между ними; руководство связано с использованием влияния менеджеров для мотивации сотрудников к достижению поставленных целей учреждения, высоких результатов совместной деятельности; контроль означает наблюдение за действиями сотрудников, точным выполнением намеченных целей.

megaobuchalka.ru

Специфика социокультурного менеджмента

Пишем любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

Социально-культурная деятельность относится, как известно, к непроизводственной сфере, то есть в ней не производятся материальные продукты, формирующие национальный экономический потенциал страны, но она производит особый вид продукта, который имеет потребительское свойство.

Нематериальное производство в социально-культурной деятельности, скорее всего, можно представить как "духовное производство" или производство культурных, духовных и социальных ценностей и продуктов.

Но эти ценности и продукты не являются только нематериальными, часть из них относится к материальным ценностям и продуктам, так же, как сама культура несет в себе духовные нематериальные начала (знания, интеллект, нравственность, эсте­тика, мировоззрение, способы и формы общения людей и т.д.) и материальные (памятники истории и культуры, картины, скульптура, шедевры письменности, музейные ценности и т.д.).

В основе материальной и духовной культур, находящихся в органическом единстве, лежит, конечно, развитие материального производства. Однако материальные ценности культуры не относятся напрямую к экономической категории материальных продуктов, формирующих, как отмечалось, экономику страны, но представляют собой высшую ценность —  культурное и национальное достояние общества.

Духовные и материальные продукты культуры имеют характерные ценностно-эмоциональные качества, благодаря которым формируются и удовлетворяются культурные, духовные потребности людей.

Экономические и политические преобразования в стране, появление частной собственности и рыночных отношений подтолкнули предприятия и организации к коммерческой деятельности.

Коммерциализация коснулась и социально-культурной сферы. При этом статус некоммерческих социокультурных организаций в рыночном хозяйстве подтверждается при условии их деятельности в целях: социальных, культурных, благотворительных, образовательных, научных, удовлетворения духовных потребностей, развития физической культуры и спорта, охраны здоровья, управленческих и т.д. Естественно, что статус некоммерческой организации получили все субъекты, входящие в социокультурную систему.

Вместе с тем, некоммерческим организациям, в том числе и социокультурной сферы, разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, но только в рамках тех целей, для которых они созданы. Кроме того, доходы, получаемые этими организациями от платных видов деятельности, имеют строго регламентируемый характер использования. В данном случае не следует путать такие экономические категории, как доход и прибыль.

Доход является источником получения средств для повышения эффективности деятельности учреждения и полностью направляется на обеспечение развития предопределенных целями некоммерческой организации видов деятельности и не может быть отнесен к категории прибыли и распределен между работниками учреждения.

Доход клубного учреждения используется на укрепление материально-технической базы, приобретение сценических костюмов и реквизита, музыкальных инструментов, технических средств и т.д.

Доход от платных видов деятельности полностью реинвестируется на развитие целевых задач организации.

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, таким образом, является разрешенным благом лишь наполовину. Получаемый доход может быть использован только во благо самой организации.

Но непосредственные организаторы и инициаторы предпринимательской деятельности фактически отделены от доходов предпринимательской деятельности. Их заработная плата по-прежнему начисляется в размерах государственной тарифной сетки занимаемой должности, иногда с небольшой доплатой из небюджетных средств.

Усеченность предпринимательской деятельности в части использования заработанных средств не способствует закреплению кадров, низкий уровень зарплаты, плохие материальные условия работников культуры закрепляют в целом низкий социальный статус и престижность этой профессии.

Механизм предпринимательской деятельности в социокультурной сфере работает не в полную силу, рыночные отношения и предпринимательская деятельность в этой сфере исключают личную заинтересованность работников в расширении латных видов деятельности, получении большего размера доходов.

Механизмы менеджмента в социокультурной сфере оказываются расчлененными на разрозненные фрагменты планирования, контроля, отчетов. Отсутствие целостной системы механизмов менеджмента, рассогласованность задач, отсутствие целевой установки и гарантированной оплаты труда, размер которой соответствовал бы трудовому вкладу каждого конкретного работника, существенно сдерживают развитие нормальных рыночных отношений и необходимых управленческих механизмов

  Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики и как объект управления

Оптимизация управления социокультурной деятельностью актуализируется тем, что в новом государстве, каким является сегодня Россия, еще только начинает формироваться новое отношение к социокультурной деятельности и к культуре в целом, которое определяется государственной политикой.

Политика как философская категория в буквальном смысле (греч. Politike) слова —  это искусство управления государством. В сферу политики входят вопросы государственного устройства, определения форм, задач, содержания деятельности государства, управления страной, руководство социально-политическими процессами. Политика выражает также отношения между нациями и государствами.

Политика государства, как известно, распространяется на все сферы жизни человека в обществе, и, естественно, она не может не охватывать такую важнейшую сферу, как культура.

www.kultura-socio.ru

§ 2. Природа социокультурного менеджмента

В данном параграфе пойдет речь о характерных чертах со­циокультурного менеджмента, но вначале остановимся на неко­торых вопросах, характеризующих деятельную личность (лич­ность менеджера). Данные вопросы, прежде всего, рассмотрим на основе зарубежного опыта развития менеджмента, который в процессе длительной истории выработал устойчивые, традици­онные модели управления и продолжает искать новые подходы, решения и методы, адекватные изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.

Сегодня мало кто сомневается в том, что рациональное, эффективное производство, сопровождаемое стремлением к прибыли и основанное на частной собственности и индивиду­альных предпринимательских усилиях, является центральным принципом современной системы хозяйствования.

Прежде всего, ответим на один важный смыслообразующий вопрос: отличается ли менеджмент от управления? Большинство специалистов и ученых сходятся во мнении, что менеджмент является разновидностью управления, но отличается от него тем, что носит более прикладной и конкретный характер. Его утилитарная направленность проявляется в процессах, обеспе­чивающих интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов в интересах достижения целей.

Становление менеджмента

Управление является одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности организации, но оно в значительной мере зависит от квалификации, профессионализма, психологических качеств менеджеров. Это и вызывает обосно­ванное высокое внимание специалистов к анализу места и роли менеджеров в процессе обеспечения эффективности работы ор­ганизации.

Роль менеджера в деятельности организации следует рас­сматривать как непосредственное, персонифицированное вы­ражение процесса менеджмента, как его важнейшую струк­турную часть.

57

Изучение теории и практики социокультурного менедж­мента, тех форм, методов и систем управления, которые стреми­тельно развиваются в российской действительности, не будет эффективным, если не обратиться к истории и механизмам их формирования.

Не детализируя исторические факты и события становления и развития менеджмента как такового, отметим два принципи­ально важных положения:

1) в каждом конкретном виде деятельности, будь-то про­мышленное производство, торговля, бытовой сервис, социаль­ная, социально-культурная сферы, культура и т.д., менеджмент имеет свои характерные особенности и специфические призна­ки;

2) характер и тип менеджмента связаны с ментальностью людей различных эпох, с системами религиозных верований, с формами правления и видами законодательства, типами произ­водственных отношений.

Первые письменные документы, раскрывающие формы ор­ганизации труда, уходят в глубокую историю. Организация тру­да в средневековых христианских монастырях, в мастерских средневекового европейского ремесленника, труда и быта в до­машнем хозяйстве Древней Греции описана в "Домострое" Ксенофонта, "Домострое" средневековой Руси, политическая орга­низация общества и система управления им - в "Законах" и "Го­сударстве" Платона, в работе "О граде Божьем" Аврелия Авгу­стина, в работе "Государь" Николо Макиавелли.

В современной учебной и научной литературе, в частности, "Социальный менеджмент". М., МГСИ, 1998 г.; Элфинеш Х.Е. "Социальная регуляция культурных процессов (историческая традиция и современность)": Автореф. дис. на соис. уч. степ, канд. культурологии. М., 2001 г. и др., процесс развития ме­неджмента часто группируют в определенные этапы, которые называют "революциями в менеджменте". Таких "революций" выделяется пять. Периодизация "революций в менеджменте" за­дает некую формальную схему, которую удобно использовать для краткого анализа генезиса менеджмента в целом.

Однако фиксацию некоего историко-хозяйственного факта, хотя и первого в своем роде (пусть даже древнейшего из извест­ных нам), но сугубо локального по своему влиянию (даже в

58

рамках целого государства), какими являются описания в на­званных выше работах, вряд ли можно назвать революциями.

Другое дело, когда в обществе фиксируется определенное явление, которое становится переломным для всего человечест­ва или региона Земли, как, скажем, возникновение христианства в истории религии, зарождение капитализма, социальные, поли­тические и экономические трансформации, революционность которых подтверждается радикальными преобразованиями.

Таким образом, восхождение менеджмента от первых его проявлений в Древнем мире до современного уровня можно рассматривать в виде определенных этапов, эволюционного на­копления признаков менеджмента, согласующихся с характером социально-политических и производственных отношений.

Первую стадию как начало зарождения менеджмента мож­но связать с цивилизацией Древнего Египта и в большей степе­ни со священнослужителями (началоIIIтыс. до н.э.). Во многих культурах Древнего мира известны отдельные человеческие жертвоприношения, связанные с особыми просьбами к богам - при закладке храмов, дворцов и крепостей, в случаях стихийных бедствий и т.д.

В качестве дара в первобытном обществе и в Древнем мире могли использоваться люди, ритуально умерщвляемые, а позже могли использоваться и материальные ценности, которые без­возвратно уничтожались в огне, воде, разбивались, зарывались в землю. Данная процедура поднесения богам даров не могла приносить храмам и жрецам каких-либо богатств.

Не будучи какими-то "хозяйствующими субъектами" жре­цы, тем не менее, выполняли ряд функций руководителей, кото­рые определялись статусом посредников между людьми и бога­ми. Истолковывая людям причины различного рода несчастий как божественное наказание, а необычные природные явления как знаки и сообщения богов, жрецы имели возможность мани­пулировать общественным сознанием, направляя деятельность людей в нужном им направлении, регулировать нормы социаль­ной жизни и правила поведения.

Эта деятельность характеризовалась в большей степени как "социально-политический" менеджмент, нежели как "экономи­ческий". Но жрецы не были единственными руководителями, так как наряду с религиозной существовала и светская власть, в

59

лице императоров, царей, вождей, которые зачастую выполняли и религиозные функции, выдавая себя за наместников богов. И при светских властителях жрецы служили в роли советников, учителей, но не в качестве хозяйственных руководителей.

Начало активной хозяйственной деятельности жрецов свя­зано с укреплением храмов и превращением их в крупные хо­зяйственные субъекты. Превращение в эпоху Средневековья христианских монастырей и храмов в собственников огромных земельных наделов и хозяйств вывело жрецов в ранг хозяйст­венных руководителей, которые стали руководить деятельно­стью других жрецов (ниже по рангу), работой рабов, надзирали за крестьянами, работавшими на храмовых землях, ремесленни­ками храмовых мастерских.

Храмы играли огромную роль в экономическом управлении государств, в их хозяйственной деятельности устанавливались твердые меры веса, расстояния, объема, размеры процентов по займам и беспроцентные ссуды. Можно сказать, что хозяйст­венная деятельность храмов стала прародительницей первых функционеров-управляющих, по своей сути, предков нынешних менеджеров.

Вторая стадия накопления признаков менеджмента связа­на с появлением светских вариантов управления и возникнове­нием первых формальных систем организации и регулирования отношений между людьми. Это обусловлено, например, издани­ем "Кодекса царя Хаммурапи" (начало второго тыс. до н.э.), за­конов "12 таблиц" в Древнем Риме (IIIв. до н.э.), законов Соло­на в Афинах и законов Ликурга в Спарте (Iв. до н.э.) и др.

И если "Кодекс царя Хаммурапи", состоявший из 285 зако­нов, в основном еще указывал на обязанности людей перед бо­гами и храмами и делил общество на "знатных людей", "свобод­ных простолюдинов" и "рабов", закреплял социальное неравен­ство между людьми, то в более поздние периоды "писанные за­коны становились формально обязательными для всех, но для других этносов в этих же странах имели силу и "неписаные за­коны".

Таким образом, в большинстве древних и в средневековых цивилизациях на определенных стадиях развития появляются своды "писанных законов", которые служили основной фор-

60

мально признанной формой организации и регулирования от­ношений в обществе.

Третья стадия управленческих нововведений относится кVI-Vтыс. до н.э. и связывается с деятельностью царя Нового Вавилона НавуходоносораII, который вводит системы произ­водственного контроля на текстильных фабриках и в зернохра­нилищах путем маркировки выпускаемой продукции.

Примерно в этих временных рамках в Древнем Риме, Егип­те внедряется система территориального управления и админи­стративная организация Римской католической церкви, с выде­лением административно-хозяйственных округов, военных ад­министративных округов во главе с сатрапами (губернаторами) и военачальниками.

С зарождением капитализма, началом индустриальных ре­волюций, появлением наемных менеджеров как особого слоя управленцев, не являющихся собственниками, связана четвер­тая стадия формирования менеджментаXVII-XVIIIвв. Они занимались сбором налогов, строительством храмов и дворцов, следили за состоянием дорог, ирригационных сооружений, над­зирали за работой крестьян на царских и государственных зем­лях, мастерских, но теперь этот тип работников начинает фор­мироваться в самостоятельную касту управленцев, незамени­мую в крупных частных и государственных хозяйствах, в пер­вую очередь земледельческих.

Это было характерно и для России, когда собственники крупных имений, заводов и фабрик далеко не всегда сами зани­мались хозяйственной деятельностью и, проживая в крупных культурных центрах страны, нанимали для ведения всех хозяй­ственных и производственных дел управляющих.

Пятая стадия, которую можно назвать "революцией", ха­рактеризуется бурным развитием акционерного, промышленно­го, банковского и корпоративного капитала. В сфере управления появляется административный работник, который осуществляет контроль за деятельностью людей на производстве в интересах частной и государственной собственности. Собственник, в силу масштабности производства, уже не в состоянии выполнять управленческие функции и вынужден передавать их наемным менеджерам.

61

Таким образом, истоки менеджмента берут свое начало в религиозно-культовых отношениях и хозяйственных, организо­ванных формах деятельности людей.

Социальные, хозяйственно-производственные, товарно-денежные отношения составляют природную основу менедж­мента, который в процессе развития цивилизации постепенно приобретает черты социального, хозяйственного, администра­тивного, экономического, социально-культурного и других ти­пов менеджмента.

Наиболее четкие и научно обоснованные представления о менеджменте как профессии, опирающейся на достижения меж­дисциплинарных наук и практики, сформулированы в начале XXвека в концепциях "научного управления" Ф. Тейлора, "иде­альной бюрократии" М. Вебера, "науки администрирования" А. Файоля, которые предложили модель жесткого рационализма в управлении. Однако рационализм в менеджменте, при всех его достижениях, оказался далеко не единственным, а во многих случаях не лучшим методом управления.

Уже в 30-е годы того же столетия ограниченность рациона­лизма управления в науке и практике уступает место другому направлению - поведенческому, включающему в качестве но­вых механизмов управления психологические, социальные, культурологические факторы, что называется " человеческие отношения", "человеческий фактор".

Углубление и расширение персонифицированных ролевых функций менеджмента дает возможность повысить эффектив­ность управления как в отдельных организациях, так и в более сложных социальных системах. В зарубежном менеджменте появился, в связи с этим, специальный термин "управление по бестселлерам", то есть "управление по целям" или" управление по отклонениям".

Специфика социокультурного менеджмента

Социально-культурная деятельность относится, как известно, к непроизводственной сфере, то есть в ней не производятся материальные продукты, формирующие национальный эконо­мический потенциал страны, но она производит особый вид продукта, который имеет потребительское свойство.

62

К непроизводственной сфере, согласно государственному классификатору "Отрасли народного хозяйства", введенному в 1992 году, отнесены виды деятельности в области: культуры и искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, науки и научного обеспечения, об­щественных объединений, жилищно-коммунального хозяйства, непроизводственных видов бытового обслуживания, управле­ния, финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения.

Нетрудно заметить, что социально-культурная деятель­ность, входящая в непроизводственную сферу, является лишь ее частью, так как такие области деятельности, как, например, жи­лищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, фи­нансы и кредит, трудно соотнести с социально-культурной дея­тельностью.

Нематериальное производство в социально-культурной дея­тельности, скорее всего, можно представить как "духовное про­изводство" или производство культурных, духовных и социаль­ных ценностей и продуктов.

Но эти ценности и продукты не являются только нематери­альными, часть из них относится к материальным ценностям и продуктам, так же, как сама культура несет в себе духовные не­материальные начала (знания, интеллект, нравственность, эсте­тика, мировоззрение, способы и формы общения людей и т.д.) и материальные (памятники истории и культуры, картины, скульптура, шедевры письменности, музейные ценности и т.д.).

В основе материальной и духовной культур, находящихся в органическом единстве, лежит, конечно, развитие материально­го производства. Однако материальные ценности культуры не относятся напрямую к экономической категории материальных продуктов, формирующих, как отмечалось, экономику страны, но представляют собой высшую ценность - культурное и на­циональное достояние общества.

Духовные и материальные продукты культуры имеют ха­рактерные ценностно-эмоциональные качества, благодаря кото­рым формируются и удовлетворяются культурные, духовные потребности людей.

Экономические и политические преобразования в стране, появление частной собственности и рыночных отношений под-

63

толкнули предприятия и организации к коммерческой деятель­ности.

Коммерциализация коснулась и социально-культурной сферы. В 1995 году Государственной Думой РФ принят Закон "О некоммерческих организациях". К некоммерческим органи­зациям отнесены: государственные организации, муниципаль­ные учреждения, общественные и религиозные организации, по­требительские общества, фонды и т.д.

При этом статус некоммерческих социокультурных органи­заций в рыночном хозяйстве подтверждается при условии их деятельности в целях: социальных, культурных, благотвори­тельных, образовательных, научных, удовлетворения духовных потребностей, развития физической культуры и спорта, охраны здоровья, управленческих и т.д. Естественно, что статус неком­мерческой организации получили все субъекты, входящие в со­циокультурную систему.

Вместе с тем, некоммерческим организациям, в том числе и социокультурной сферы, разрешено заниматься предпринима­тельской деятельностью, но только в рамках тех целей, для ко­торых они созданы. Кроме того, доходы, получаемые этими ор­ганизациями от платных видов деятельности, имеют строго рег­ламентируемый характер использования. В данном случае не следует путать такие экономические категории, как доход ипри­быль.

Доход является источником получения средств для повы­шения эффективности деятельности учреждения и полностью направляется на обеспечение развития предопределенных целя­ми некоммерческой организации видов деятельности и не может быть отнесен к категории прибыли и распределен между работ­никами учреждения.

Например, доход высшего учебного заведения, получаемый от платного обучения студентов, направляется исключительно на развитие учебно-материальной базы, обеспечение учебно-методической и научной литературой, привлечение высококва­лифицированных преподавателей, приобретение электронных средств обучения, другими словами, на совершенствование все­го учебного процесса и повышение его эффективности. Доход клубного учреждения используется на укрепление материально-

64

технической базы, приобретение сценических костюмов и рек­визита, музыкальных инструментов, технических средств и т.д.

Доход от платных видов деятельности полностью реинве­стируется на развитие целевых задач организации. Прибыль как экономическая категория представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости и может использоваться по ус­мотрению организации. Доход некоммерческих организаций облагается налогом, не превышающим размеры налогов госу­дарственного предприятия.

Но, как только в бухгалтерском отчете данной некоммерче­ской организации в налоговые органы появится некая сумма средств в графе "прибыль", к ней немедленно будут предъявле­ны налоговые санкции, применяемые к коммерческим структу­рам, и санкции, запрещающие осуществление коммерческой деятельности некоммерческой организацией.

Отсюда - данная организация вынуждена будет либо пере­оформляться в статус коммерческой организации и выходить за статус социокультурной организации, либо самоликвидировать­ся.

Предпринимательская деятельность некоммерческих орга­низаций, таким образом, является разрешенным благом лишь наполовину. Получаемый доход может быть использован только во благо самой организации.

Но непосредственные организаторы и инициаторы пред­принимательской деятельности фактически отделены от дохо­дов предпринимательской деятельности. Их заработная плата по-прежнему начисляется в размерах государственной тарифной сетки занимаемой должности, иногда с небольшой доплатой из небюджетных средств.

Усеченность предпринимательской деятельности в части использования заработанных средств не способствует закрепле­нию кадров, низкий уровень зарплаты, плохие материальные условия работников культуры закрепляют в целом низкий соци­альный статус и престижность этой профессии.

Механизм предпринимательской деятельности в социо­культурной сфере работает не в полную силу, рыночные отно­шения и предпринимательская деятельность в этой сфере ис­ключают личную заинтересованность работников в расширении

65

платных видов деятельности, получении большего размера до­ходов.

Механизмы менеджмента в социокультурной сфере оказы­ваются расчлененными на разрозненные фрагменты планирова­ния, контроля, отчетов. Отсутствие целостной системы меха­низмов менеджмента, рассогласованность задач, отсутствие це­левой установки и гарантированной оплаты труда, размер кото­рой соответствовал бы трудовому вкладу каждого конкретного работника, существенно сдерживают развитие нормальных ры­ночных отношений и необходимых управленческих механиз­мов.

Вопросы для самопроверки

1. Изложите основные периоды эволюционного накопления признаков менеджмента.

2. В чем заключается специфика социокультурного ме­неджмента?

3. Некоммерческий характер социокультурной сферы.

4. Специфика предпринимательской деятельности неком­мерческих организаций.

studfiles.net