Эволюция менеджмента: предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Школы менеджмента эволюция


9. Школы менеджмента эволюция и современность

Все основатели и сторонники этих направлений полагали, что им удалось найти способ повышения эффективности достижения организационных целей. Но более поздние исследования и попытки применить теоретические выводы этих школ на практике показали, что многие из них были в лучшем случае частично верными при наличии определенных условий. И все же все они внесли в развитие менеджмента как науки серьезный вклад. Даже самые прогрессивные современные организации и сегодня используют некоторые их концепции и идеи.

При подходе к науке управления с точки зрения научных школ менеджмент рассматривается с четырех разных точек зрения:

1. Школа научной организации управления (1885-1920)

Основатели: Ф.У. Тейлор, Фрэнк и Лилиан Гилберт, Генри Гантт. Они полагали, что, благодаря наблюдениям, замерам, логическим методам и анализу можно усовершенствовать многие операции ручного труда. На первой стадии этого подхода предлагалось проанализировать рабочее задание и определить его основные компоненты. На основе полученных данных исследователи изменяли рабочий процесс, устраняя лишние движения, и разрабатывали максимально стандартизированные процедуры.

Сторонники школы научной организации управления учитывали и человеческий фактор. Ее важнейшим вкладом стало систематическое использование материальных стимулов с целью мотивации работников к повышению производительности труда. Кроме того, исследователи учитывали необходимость перерывов для отдыха и неизбежных задержек в рабочем процессе, благодаря чему время, выделяемое на выполнение заданий, было более реалистичным. Это позволяло устанавливать выполнимые нормы выработки и доплачивать рабочим, которые ее перевыполняли. Ключевой для данной школы была идея, что люди, которые эффективнее трудятся, должны больше получать. Ее сторонники также признавали важность отбора людей, физически и интеллектуально подходящих для выполнения тех или иных рабочих заданий, и подчеркивали огромное значение тренингов. Весомым вкладом школы научной организации управления стала также идея отделения управленческих функций от фактического выполнения работы. Именно Тейлор и его современники указали на то, что менеджмент является отдельной сферой деятельности и что организация выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу. Эта школа стала серьезным концептуальным прорывом, благодаря которому менеджмент превратился в самостоятельную область научных исследований. Методы, используемые в науке и технике, можно применять для достижения организационных целей.

1) Использование научного анализа для определения наилучшего способа выполнения задачи.

2) Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения задач, и их тренинг.

3) Обеспечение работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения их задач.

4) Систематическое и справедливое использование материального стимулирования.

5) Отделение функций планирования и обдумывания от самой работы.

studfiles.net

71. Эволюция концепций менеджмента. Основные школы менеджмента, их роль и социальная направленность.

Вместе с развитием производительных сил общества в рамках различных общественно-экономических формаций менеджмент прошел путь многовековой эволюции вначале на эмпирической, затем - на научной основе.

На научной основе развитие менеджмента связано с промышленной революцией 18 вв. в Англии, которая обусловила переход от мануфактурного к более производительному машинному способу производства и стимулировала развитие европейского капитализма.

Основные этапы формирования научной концепции менеджмента:

1. Научное управление - 1885 – 1920 гг.

представители - Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон, Г. Форд, А.А. Богданов, А.К. Гастев и др.

Опорные понятия - разделение труда, повышение производительности, "экономический" человек, научные подходы к управлению.

Целью школы научного управления являлось осуществление производства с наименьшими затратами ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) при достижении максимальных результатов.

Главный тезис – «управлять нужно научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и процессов и их обобщение.

2. Административная школа - 1920 – 1950 гг.

представители - А. Файоль, Л. Гьюлик, Л. Урвик, Дж. Муни, М. Вебер, А. Слоун и др.

Основные категории - принципы управления, функции управления, организационные структуры.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху.

Главное достижение школы – разработка подходов к управлению организацией в целом.

3. Школа человеческих отношений - 1930 – 1950 гг.

представители - Э. Мэйо, М.П. Фоллетт, Р. Лайкерт, Ф. Ротлисберг.

Ключевые понятия - человеческий фактор, неформальные отношения, личность в организации.

Цель школы человеческих отношений состояла в изучении психологии и поведения человека в организации в связи с недостаточной проработкой этих вопросов в классических концепциях управления.

Главное достижение школы - принципиально новый взгляд на человеческие ресурсы, представляющий личность работника как главную ценность организации.

4. Поведенческие науки (теория социальных систем) - 1950 гг. по настоящее время.

представители - А. Маслоу, Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, К. Арджирис, В. Врум и др.

Ключевые категории - мотивация, потребности, взаимодействие, «социальный человек», активизация персонала, качество трудовой жизни.

Целью данной школы было обеспечение результативности организации за счет повышения эффективности использования ее человеческих ресурсов.

Главный вывод школы - каждое предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение. Человеческие ресурсы являются основным капиталом современной организации и ее главным конкурентным преимуществом.

5. Школа науки управления (количественный подход) - 1950 гг. по настоящее время. представители - П. Самуэльсон, П. Друкер, В.В. Леонтьев, В.В. Новожилов, С.Г. Струмилин, В. Канторович, И. Ансофф.

Ведущие понятия - технологизация, формализация, экономико-математическое моделирование, автоматизация и компьютеризация, повышение эффективности управления.

Цель данного направления – решение проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода.

Формирование главных принципов науки управления связано с возникновением кибернетики, общей теории систем и метода исследования операций, а также развитием математики, статистики, инженерных наук и смежных с ними областей знаний. Методология современного научного менеджмента опирается на три основных подхода - 1970 гг. по настоящее время:

Процессный подход (А. Файоль, М. Мескон и др.) – методология управления, основанная на представлении менеджмента как логически обусловленной, взаимосвязанной последовательности зависящих друг от друга действий (функций), осуществление которых обеспечивает непрерывность процесса управления.

Системный подход (Л. фон Берталанфи, П.К. Анохин и др.) - представляет организацию как совокупность взаимозависимых элементов, тесно взаимодействующих друг с другом и образующих единое целое.

Ситуационный подход (М.П. Фоллетт, Т. Бернс, Г. Сталкер и др.) - методология управления, основанная на принятии решений на основе анализа и оценки конкретных условий и особенностей сложившейся ситуации.

Каждая школа внесла свой заметный вклад в развитие и совершенствование современной концепции менеджмента, но вместе с тем каждая имела определенные ограничения.

В России менеджмент был активно востребован в начале 90-х гг. ХХ в. в связи с переходом к рыночной экономике. Вместе с тем, история развития управления в России насчитывает не одно столетие. Многие поколения российских государственных деятелей, ученых и практиков внесли достойный вклад в совершенствование системы управления экономикой и развитие управленческой мысли.

studfiles.net

Эволюция управленческой мысли, школы менеджмента.

 

Эволюция управленческой мысли наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты разрабатывали, а затем и реализовывали на практике, с целью решить назревшие проблемы, выдвигаемые обществом и реальными потребностями развития.

Синтезируя множество направлений научного поиска, в эволюции управленческой мысли можно выделить пять школ управления:

Классическая (традиционная) школа. 1920 – 1950

Ее родоначальником считается Ф.Тейлор, а последователями - Г.Форд, А.Файоль, М.Вебер, Г.Эмерсон, Л.Гьюдик, Дж.Муни и др. Школа рассматривает организацию как закрытую систему, которая никак не связана с внешней средой.

Приверженцы классической школы не рассматривали социальные аспекты управления. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Анри Файоль выделял 14 принципов управления, многие из которых до сих пор практически полезны:

1. Разделение труда. Эта функция распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие.

2. Полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы и т.д., сила, которая требует повиновения. Ответственность - это взятие на себя обязательства за выполнение чего-либо.

3. Дисциплина. Уважение к установленным на организации порядкам, послушание и повиновение.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа должна преследовать единую цель и должна быть объедена единым планом.

6. Подчиненность личных интересов общим. Цели каждого отдельного работника не должны преобладать над целями всей организации.

7. Вознаграждение персонала. Чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.

8. Централизация. В любой организации должен быть управленческий центр.

9. Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих должностях начиная от лица занимающего самое высокое положение и по цепочке вниз до низового звена (цепь подчинения)

10. Порядок. Означает, что должно быть рабочее место для каждого работника, и каждый работник должен быть на своем месте.

11. Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала.

13. Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации.

14. Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации.

Школа "человеческих отношений". 30-50годы. Основоположник - Э.Мэйо, считал что организация обладает единой соц структурой. Были достигнуты серьёзные результаты в области мотивации персонала. Предлагал разбавить формальные отчисления неформальным, которые влияют на результат деятельности. В рамках своих исследований Э.Мэйо провел Хоторнские эксперименты в рабочих группах(1924 – 1934гг):

1.Выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его функциональные возможности.

2.Рабочие гораздо чаще действуют и принимают решение как члены коллектива, а не как индивидуумы.

3.Особое значение неформальных лидеров – установление и поддержание норм выработки

.4.Черезвычайно важна психологическая обстановка в коллективе и взаимоотношения с коллегами.

5.Подчеркивается важность степени и характера и контроля за работой.

Наиболее яркими представителями этой школы являются Э.Мэйо, М.Фоллет, А.Маслоу, Ф.Герцберг, Р.Лайкерт, К.Арджирис, Д.Макгрегор и др. Основное внимание школа уделяла мотивам поведения людей, роли неформальных организаций, изучению природы конфликтов и сотрудничества, анализу групповой динамики и лидерства.

"Эмпирическая" школа.

Представители этой школы - П.Друкер, А.Чандлер, Р.Дэвис, Э.Дейл и другие - в своих научных и практических изысканиях объединяли концепции классической школы и школы "человеческих отношений".

У представителей эмпирической школы сложились и свои взгляды на выполнение функций менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции:

- определение целей предприятия, возможных путей их достижения и в зависимости от этого доведение конкретных задач до работников предприятия;

- в основе деятельности предприятия лежит классификация работ, их распределение, создание оптимальной структуры, подбор и расстановка кадров;

- использование меры поощрения и принуждения для стимулирования и координации деятельности работников, установление контроля на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными;

- установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и отдельных работников на основе анализа;

- установление мотивации работников в зависимости от результатов их деятельности.

4-я"школа научного управления1885-1920".Основоположник – Фредерик Уинслоу Тейлор,основной труд которого - «Принцыпы научного управления». Пример:

1.Рациональная организация труда.

2.Разработка формальной структуры организации.

3.Отделение управленческого труда от непосредственного управления работ.

4. анализ физической работы в производственных процессах

.5.Обучение рабочих и создание системы профессиональной подготовки кадров.

6.Распределение работ в пространстве и времени(Генри Гант и его диаграмма).

Вместе с достижениями школа имела ряд недостатков:1.Тейлор рассматривал вопросы, связанные не с управлением, а с организацией производства.2.Методы рассчитаны на самореализацию.3.Не предложил эффективных методов мотивации.

Яркий пример реализации установок Тейлора на практике продемонстрировал один из представителей школы Г.Форд который предложил конвейерное производство.

 

Школа "социальных систем".

(1950 – н.в.).

Видными представителями этой школы являются Ч.Барнард, Г.Саймонс, И.Ансофф и др. Школа рассматривает организацию как единую, целостную систему, что подразумевает системный подход к ее изучению. Основные элементы, составляющие систему, и воздействующие на них постоянные и переменные факторы рассматриваются как оказывающие влияние друг на друга и на систему в целом, включая возможность изменения целевых установок, адаптационные преобразования, обеспечения динамического равновесия, приспособления и интеграции.

"Новая школа науки управления".

В школу вошли несколько направлений, в частности, исследование операций, общая теория систем, эконометрика, опирающиеся на математические методы и использование компьютерных технологий для повышения обоснованности принятия управленческих решений. Наиболее яркими представителями этой школы являются Л.Берталанфи, В.Леонтьев, К.Боулдинг, А.Рапопорт, Р.Аккоф.

На современном этапе развития управленческой мысли идет поиск более совершенной модели управления, направленной на повышение адаптивных возможностей организации и приспособление к быстро меняющимся условиям внешней среды. Одним из перспективных направлений трансформации является гуманизация и усиление социальной составляющей менеджмента, что предусматривает решительное смещение акцентов в управлении с технологических и технократических подходов на развитие интеллектуального потенциала работника, на управление поведением человека в организации и формирование эффективной мотивационной среды. Общая тенденция в развитии управления такова, что автократическая и экономическая модели управления, применяемые в чистом виде, всё чаще дают сбои, а то и просто не "работают". Эти модели поэлементно и системно насыщаются и вытесняются более прогрессивными моделями управления, основанными на человекоцентристской идеологии.

Эффективность управления во многом определяется применяемыми методами управления, которые представляют собой совокупность способов воздействия на управляемый объект.

В управлении различают следующие методы:

1. Экономические методы руководства – проявляются в организации планирования, материального поощрения, финансирования затрат и кредита, политики ценообразования.

2. Административно-правовые методы – обусловлены необходимостью централизованного руководства, управление осуществляется путем издания административно-правовых актов, регулирующих производство, распределение и потребление. Административные методы заключаются в выдаче определенных заданий, распоряжений, установлении путей и методов выполнения этих заданий. Правовые методы выражаются в различного рода законодательных актах, инструкциях, положениях, приказах, распоряжениях, хозяйственных договорах.

3. Организационные методы – распространяются на определенные организационные структуры управленческого аппарата, установление круга прав и обязанностей, методы организационной работы (подбор и расстановку кадров, оперативный контроль и анализ и др.), определение системы управленческих решений (их подготовка, принятие и реализация).

4. Социально-психологические методы – связаны с изучением социальных состава и условий работы целых коллективов и индивидуальных особенностей работников. Метод выражается в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной атмосферы, планировании социального развития, в постоянном совершенствовании стиля руководства.

stydopedia.ru

Эволюция школ и концепций менеджмента.

Четыре школы управления: Школа научного менеджмента. (1885-1920) Основателем считают Ф. У. Тейлора, так же вклад внес Эмерсон.Сторонники школы научного управления стремились доказать, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда. Основные положения концепции Тейлора:1.признание менеджмента самостоятельным видом деятельно­сти.2.расчленение процесса производства и трудовых операций на отдельные элементы и выявление диапазона затрат времени на их выполнение, что позволяет осуществлять их нормирование;3.планирование на основе норм рабочих заданий; выполнение функций планирования специальными подразделениями; 4.увеличение производительности труда с помощью более высо­ких заработков;5.подбор работников в соответствии с физиологическими и пси­хологическими требованиями и их обучение.Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Он исследовал принципы трудовой деятельности человека примени­тельно к любому производству независимо от рода его деятельности. Г. Форд продолжил идеи Тейлора в области организации произ­водства.

Административная или функциональная школа управления(классическая школа).Бурное развитие промышленности в ХХ в. дало толчок эволюции взглядов на проблемы управления и формированию нового подхода.

Целью классической школы было создание универсальных принци­пов управления, следование которым приведет организацию к успеху.14 принципов управления: Разделение труда. Властные полномочия. Дисциплина. Единоначалие. Единство направления. Подчиненность личных интересов общим. Вознаграждение. Централизация. Скалярная цепь (иерархия). Порядок. Беспристрастность. Стабильность персонала. Инициатива. Корпоративный дух.

Последователями Файоля, развившими основные положения его доктрины, являются Л. Урвик, М. Вебер, Д. Муни, Г. Черч и др. Файоль опре­делил, что деятельность по управлению включает в себя пять обяза­тельных общих функций: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль.

Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Серьёзные исследования ведутся с начала 1930-х годов. Объектом исследования стало поведение человека в организации, «человеческие отношения». С этим направлением связаны имена американских учёных социологов М. П. Фоллет и Э. Мэйо. Было установлено, что отношения между людьми в трудовых коллективах нередко больше способствовали росту эффективности труда, чем чёткая организация труда и материальные стимулы. В работах М. Фоллет впервые рассматривались такие вопросы как власть и авторитет, их разграничение и неформальное восприятие, ответственность и делегирование ответственности, участие рабочих в управлении. С 50-х годов переросла в школу поведенческих наук. Наиболее крупные представители этого направления — Лайкерт, МакГрегор, Маслоу — изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета, организационной структуры, коммуникаций в организациях, лидерства и т. д. Школа поведенческих наук сосредоточилась в основном на методах налаживания межличностных отношений в трудовых коллективах. Школа науки управления или количественный подход. Становление этой школы связано с развитием мате­матики, статистики, инженерных наук и смежных с ними областей знаний. Существенный вклад в развитие этого подхода внесли К. Черчмен, Р. Акоф, Л. Берталанфи. Школасформировалась в начале 50-х го­дах и успешно функционирует в настоящее время. Два главных направления: 1. рассмотрение производства как «социальной системы» с ис­пользованием системного, процессного и ситуационного подходов; 2. исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применена математических методов и ЭВМ.

Системный подход позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных элементов. Процессный подход с пози­ций школы науки управления рассматривает функции управления как взаимосвязанные, зависящие друг от друга. Сущность ситуационного подхода заключается в определении понятия ситуации, - конкретный набор обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в определен­ное время.

Современная система взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е годы 20 в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов. В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используется системный и ситуационный анализ (экономика не стабильна, нужно принимать решение ежеминутно).

На современном этапе происходит формирование самостоятельных дисциплин:

- управление проектами, стратегический, инновационный менеджмент, теория лидерства, тайм менеджмент, самоменеджмент. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. При всех различиях в подходах и выборе объектов организации в них есть нечто общее, и это общее использование – использование универсального инструментария менеджмента. Известно, что различия обычно выявляются по мере детализации анализа явлений, а общее уже проявляется на более высоком уровне абстрагирования. Достигнуть этого уровня позволяет системный подход к организации и управлению. Системная методология в менеджменте получила своё признание и широкое распространение уже во второй половине ХХ века. Научнотехнический прогресс, давший мощный толчок широкой автоматизации производственных процессов, стал оказывать своё революционизирующее воздействие и на процессы управления. Востребованной оказалась кибернетика – теория, объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике, технике. Открылись возможности применения этих закономерностей в теории и практике управления социально-экономическими организациями. В России это нашло применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам организации и управления в социально-экономических структурах. Ситуационный подход внёс значительный вклад в теорию управления, раскрыв возможности прямого приложения теоретических положений к конкретным условиям и ситуациям. Он не является набором правил, это скорее способ мышления о проблемах организации и путях их решения.

Ситуационный подход не отвергает достижения других подходов и школ управления. В нём сохранены основные концепции и подходы, которые применимы ко всем организациям. Но признавая, что общий процесс управления одинаков, ситуационный подход утверждает, что специфические приёмы, которые используются на практике для достижения целей предприятия. Ситуационный подход стал логическим продолжением системного подхода к управлению. Системный подход позволил определить, что организация является открытой системой, активно взаимодействующей с внешней средой. Ситуационный подход, вобрав в себя все достоинства предыдущих школ и подходов, расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на производственные системы. Согласно этому подходу все известные концепции и методики должны быть применимы к конкретным ситуациям. Ситуационный подход, или, как его часто называют, ситуационное мышление, считают в настоящее время лучшим способом сделать управление эффективным.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Развитие школ управления и эволюция управляющих систем — Мегаобучалка

Формирование науки управления и эволюция менеджмента

 
 

Истоки возникновения современного менеджмента

Исходные понятия, раскрывающие сущность эволюции менеджмента:

Разделение труда — форма сотрудничества, при которой отдельные участники производственного процесса или группы выполняют различные и притом дополняющие одна другую трудовые операции.

Специализация — избрание какой-либо области деятельности, отрасли знания и т. д., сосредоточение на каком-либо занятии и приобретении соответствующих знаний и умения.

Кооперация- форма труда, при которой много лиц планомерно и совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собой процессах труда.

Возникновение и объективная необходимость управления как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства.

Классификация подходов в науке управления XX в.

В рамках современной науки об управлении организациями можно по-разному подойти к выделению различных ее направлений. Одна из распространенных классификаций предполагает рассмотрение четырех важнейших подходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Первый из них заложил основы управленческой науки и затрагивает разные аспекты управления организациями. Это подход с позиции выделения так называемых школ в управлении фактически заключает в себе четыре разных подхода, которые легли в основу этих школ. Это школа научного управления, административная или классическая школа, школа человеческих отношений или поведенческая школа, количественная школа управления.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций.

В рамках системного подхода внимание концентрируется на целостности организации и управленческого процесса, на неразрывной связи организации с ее средой, на достижении организацией многочисленных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Порядок перечисления указанных подходов и школ управления приблизительно соответствует историческому порядку их появления. Причины формирования подходов и школ в указанном порядке достаточно объективны. Они кроются в характере и уровне развития производительных сил и производственных отношений в соответствующие периоды и в том, какие факторы выдвигаются на первый план в тот или иной период (табл. 1).

Таблица 1. История возникновения современного менеджмента

Стадии Содержание методов управления Характеристика и критерии управления
Пионерная 1820-1890 гг. Традиционные методы управления, личные способности предпринимателя Предприниматель управляет сам лично, не нанимая менеджеров, все зависит от личной инициативы и деловых качеств предпринимателя, нарастает потребность систематизации опыта управления, обучения профессии менеджера
Организационная, начало ХХ в. Научный подход к организации управления, администрирование Возникновение научной организации управления. Отказ от традиционных методов. Возрастание роли мастеров и индустрий. Учет времени и наблюдение. Нормирование труда. Развитие идеи сотрудничества работодателя с нанятым персоналом
Интеграционная, начиная с 30-х гг. ХХ в. Поведенческие подходы к организации управления Параллельно с лавинообразным развитием техники открывается значение человека. Предприятие существует для человека как покупателя, так и для человека как партнера в производственной ипредпринимательской деятельности

Развитие школ управления и эволюция управляющих систем

На фазах промышленного развития формируются различные подходы к управлению (рис. 2.1).

С развитием менеджмента развивались следующие школы и направления.

Классическая школа.Фредерик У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г.Гантт. При исследовании процесса ручного труда было обнаружено, что можно добиться более эффектного его выполнения. Тейлор проводил эксперименты, взвешивая уголь на лопате углекопа. В результате он нашел такую форму и размер лопаты, которые позволили в несколько раз повыситьпроизводительность труда. Сторонники научного направления пренебрегали материальным стимулированием сотрудников, таким, как заработная плата. Впервые работа по управлению была признана отдельной специальностью. Но основоположники классического направления были выходцами из рабочих, отсюда узость их подхода к менеджменту только как к управлению производством (рис. 2.2). Человек рассматривался как механизм в среде производства, как человек-машина. Такой подход называют тейлоризмом. Идеи Тейлора воплощаются в современной практике в системе нормирования рабочего времени на производстве, называемой фотографией рабочего места.

Рис. 2.2. Классическая школа менеджмента

Административный подход. Формулирует системы мер по рационализации не только производства, но и управления. Введение в практику функций управления: предвидение, организация, руководство, контроль (А. Файоль).

Бюрократические модели. Главная идея — четкое разделение задач, обязанностей и компетенций работников (менеджеров), специализация функций, строго иерархическое построение служб, руководство по четко установленным правилам. Высокая роль документооборота (М. Вебер).

Психотехнический подход.Исследование физиологических, психологических и эргономических факторов влияния на производительность персонала (В. Вундт).

Школа человеческих отношений. Идея — изучить, как формируются социальные группы и как они становятся производственным сообществом (Э. Мэйо).

Новая школа.В рамках формального и системного подхода ставит задачу внедрения в науку управления кибернетики, методов и аппарата точных наук (М. Бир).

Школа социальных систем.Идея — природа организации ставит определенные преграды на пути личности. Отсюда конфликты. Для того чтобы найти выход, надо изучить природные потребности человека (Саймон).

Эмпирическая школа. По мнению сторонников этой школы главная задача ученых — это сбор и обобщение материалов практики и разработка на этой основе рекомендаций управляющим.

На базе классического менеджмента получили развитие различные школы управления, в том числе промышленная инженерия-составная часть классического менеджмента. Содержит систему мер по научной организации производственных процессов на основе углубленного разделения труда и применения специальной техники и технологии (Ф. Гилбрет).

Методы и формы менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются. Изменения происходят в тесной связи с фазами промышленного развития.

Различают три основных фазы (табл. 2.2):

§ эпоха массового производства;

§ эпоха массового сбыта;

§ постиндустриальная эпоха.

Методы и формы менеджмента на фазах все более связанных с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента.

По мере изменения уровней нестабильности управленческая практика выработала ряд методов организации деятельности фирмы в условиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности окружения.

Таблица 2.2 Их главные особенности

megaobuchalka.ru

предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента.

 

Развитие менеджмента происходило 7000 лет и продолжается до сих пор. За время своего развития менеджмент пережил пять революций. Началом отсчета считается появление письменности в Древнем Шумере, Акадии, Египте.

Первая революция была связана с деятельностью жрецов, занимавшихся торговлей и ведущих деловую переписку. Эта революция получила название религиозно – коммерческой, и произошла 5000 лет до нашей эры.

Вторая светско – административная революция связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 год до н.э.), который издал свод 292 закона, высеченных на каменной стене. Данные законы регулировали общественную деятельность, устанавливали светский стиль управления.

Третья, производственно-строительная революция, связана с деятельностью Навуходоносора II (605-562 г. до н.э.), создававшего множество строительных объектов.

Четвертая капиталистическая революция произошла уже в XVII-XVIII века н.э., связана с бурным развитием капиталистических отношений. Именно в этот период происходит отделение менеджмента от собственности (капитала), зарождение профессии менеджера.

Пятая бюрократическая революция произошла в начале XXвека. Основной результат - формирование крупно бюрократических структур, разделение управленческого труда на отдельные функции, введение норм, стандартов, должностных ресурсов и т.д.

Менеджмент в своем развитии прошел несколько школ.

Школа научного менеджмента. Основоположником является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915г.), работающий главным инженером в крупной сталелитейной корпорации. В 1911г. Тейлор публикует свою книгу "Принципы научного управления", кото­рые посвящены научному управлению в четырех основных областях: нормирование труда, роль менеджеров, отбор и обучение персонала, воз­награждение и принуждение.

Представителями этой теории также являются Фрэнк и Лилиан Гилберт и Генри Грант.

Классическая, или административная, школа управления. Анри Файолъ (1841—1925) — представитель класси­ческой школы менеджмента, занимающий отрезок времени с 1920 по 1950 гг., разработавший ос­новы административного подхода к управлению. Свои взгляды Файоль и его единомышленники (Л. Урвик, Дж. Муни), изложил в книге «Общая промышленная администрация» (1916).

С точки зрения Файоля, эффективность производства может быть повышена не только за счет совершенствования приспособлений труда и операций, которые должен выполнять работник, но и за счет правиль­ной организации работы целого предприятия. А. Файоль рассматривал теорию управления (администрирование) как совокупность правил, приемов, принципов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности предприятия.

Административная школа управления заложила процессный подход к управлению, которая сформулировала и описала содержание функций управления, как не зависящих друг от друга. Автором этого подхода также является Файоль.

Классическая школа заложила фундамент мировой управленческой науки.

К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная ее автором, немецким социологом Максом Вебером (1864–1920) «бюрократией». Данная система характеризовалась четким разделением труда, ясно определенной иерархией, подробными правилами и инструкциями и безличным управлением посредством четкого определения должностных обязанностей. Характеристики идеальной бюрократии по Веберу:

Ø разделение труда;

Ø иерархия власти;

Ø формальный отбор;

Ø формальные правила и процедуры;

Ø беспристрастность;

Ø ориентированность на карьеру.

Школа человеческих отношений (неоклассическая школа).Вторая треть XX в (А. Маслоу, Ф. Роэзлизбергер, Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933), Элтон Мейо и др.).

Сторонники психологического подхода полагали, что основной акцент в менеджменте должен быть смещен на человека и человеческие отноше­ния.

Особая заслуга в создании данной школы принадлежит психологу Элтону Мейо (1880—1949). Мейо провел ряд испытаний, получивших название «хоторнских экспериментов». Опыты проводились в амери­канской компании «Western Electric». Хоторнские эксперименты по­казали, что социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности труда значительно большее влияние, чем физические условия труда (однако в том случае, если сама его организация уже в достаточной степени рациональна и эффективна). Мейо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и достаточно высокая за­работная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления.

Со­гласно учению Абрахама Маслоу (1908—1970), человек имеет пять основных потребностей, которые люди стремятся удовлетворять в строгом иерархическом порядке: физиологическая, потребность в защищенности, социальная потребность, потребность в уважении и самореализации.

Поведенческая школа. Традиции школы человеческих отношений были продолжены в рамках школы поведенческих наук (Р. Лайкетр, Д. Мак-Грегор, К. Арджирис, Ф. Херцберг), идеи которой впоследствии легли в основу такого раздела менеджмента, как управление персоналом. В основе этой концепции лежали представления бихевиоризма (от англ, bihevior — поведение) — психологического направления, рассматривав­шего поведение человека как реакцию на стимулы внешнего мира.

Сторон­ники этого подхода полагали, что эффективности производства можно достигнуть, только воздействуя на каждого конкретного человека при помощи различных стимулов. Этот метод ставил во главу угла раскры­тие и развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого работника в отдельности, направляя их на службу интересов организации в целом. Представители этой школы исследовали аспекты социаль­ного взаимодействия работников и руководителя, мотивации, власти, авторитета, коммуникаций и т.п.

Видный представитель школы поведенческих наук Дуглас Мак-Грегор (1906—1964) предложил два взгляда на человеческую природу, усло­вно обозначенные им символами «X» и «У».

Положения теории «X» представляют работников по природе лени­выми, безответственными, требующими непосредственного контроля и не способными трудиться без принуждения. Положения теории «У», на­против, представляют работников трудолюбивыми, ответственными, жаждущими одобрения и поддержки.

Количественная школа управления.Становление этой школы начинается с 50-х гг. ХХв. и явля­ется следствием применения ЭВМ и математических методов в управле­нии. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Вир, А. Гольдбергер, д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн. Ее концепция опирается на экономико-математический аппарат, теорию систем, достижения кибернетики и вычислительной техники, с помощью которых осуществляется интеграция математического анали­за и субъективных решений менеджера. Характерной особенностью коли­чественной школы управления является замена словесных рассуждений моделями - символами и количественными значениями.

Современные научные подходы к менеджменту.

Наибольшую значи­мость приобрел в настоящее время системный подход в управлении.

Системный подход — метод, рассматривающий связи и целост­ность сложных открытых систем. В рамках этого подхода организация рассматривается как открытая социальная система, которая приспосабли­вается к своей многообразной внешней и внутренней среде, а главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее.

Системой называется совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. Существует два основных типа систем: за­крытые и открытые.

Закрытая система имеет четкие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Например: часы — характерный пример закрытой системы. Они работают непрерывно и очень точно, если заведены или в них вставлена батарейка. И пока в часах имеется источник энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой и способна приспосабливаться к ее изменениям в целях успешно­го функционирования.

Будучи элементами организации (социальной системы), люди попадают в зависимость от результатов работы друг друга. Целостность системы определяется по­стоянством отношений и связей между людьми.

Представителем системы выступает орган управления (руководи­тель), который определяет общие цели и задачи каждого элемента системы (подразделения, работника). Роль руководителя в системе вызвана необходимостью разделения труда.

Управляющий орган или руководитель должны стремиться к тому, чтобы цели организации в как можно большей степени отражали потребности и интересы людей — ее работников.

Ситуационный подход сводится к тому, что в каждом конкретном случае (производственной ситуации) следует применять свои определенные методы управления. Поскольку на организацию оказывает влия­ние множество различных внешних и внутренних факторов (разных по составу и интенсивности), то наиболее эффективным способом управле­ния в конкретной ситуации будет тот, который обеспечит оптимальный результат работы всей организации. Центральным фактором ситуацион­ного подхода является сама ситуация, т.е. комплекс обстоятельств, влия­ние которых на организацию в данный момент самое сильное.

Ситуационный подход требует от менеджеров глубоких знаний, умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, творческого подхода к делу, способности не только решать производственные проб­лемы самому, но и эффективно организовывать коллективную работу подчиненных.

Управление по целям (результатам) организации, согласно вы­дающемуся современному теоретику в области управления Питеру Друкеру, основывается на следующих принципах:

§ система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации;

§ каж­дый руководитель (сверху донизу) должен иметь четкие цели в рамках своих обязанностей;

§ цели и задачи всех менеджеров согласуются, в иде­альном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каж­дом последующем уровне при движении сверху вниз.

В 80-е гг. XX в. одной из наиболее популярных теорий стала концеп­ция «7-S», разработанная Э. Атосом, Т. Питерсом и др. «7-S» — это семь взаимосвязанных переменных, названия которых в английском языке начинаются с буквы «S»: «стратегия», «структура», «система управле­ния», «персонал», «квалификация сотрудников», «организационные цен­ности», «стиль руководства».

Изменение в одной переменной через систему связей оказывает влияние на состояние остальных, поэтому поддержание баланса и гармонии между ними — главная задача современного менеджмента.

 

stydopedia.ru

Эволюция управленческой мысли (краткий обзор школ и концепций менеджмента).

Как самостоятельная область знаний менеджмент развивался на протяжении двадцатого столетия под воздействием тенденций мирового общественного и экономического развития, появления новейших научных и технических достижений, в результате чего возникло множество различных школ управления, их модификаций,

получили развитие системный и ситуационный подходы к управлению. На сегодняшний день можно объявить о возникновении новой парадигмы в управлении, возникшей в результате осмысления нового опыта и практики бизнеса.

Первый прорыв управленческой мысли связан с именем Фридерика Тейлора (1865-

1915), который впервые применил научные принципы к управлению, он перенес идеи инженерных наук на управление в низовом производственном звене путем рационализации труда рабочих, применения специальной техники и технологии. Его идеи продолжили Г.Л. Ганнт, супруги Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон и Г. Форд. Почти все они были успешными менеджерами, эффективно воплощавшими свои идеи на практике.

Следующий крупный шаг в развитии управленческой мысли осуществил Анри

Файоль (1825-1925), заложивший основу науки администрирования в ее классическом варианте. Рассматривая управление организацией в целом, он разработал принципы

управления, которые действенны и сегодня, определил основные функции управления, принципы построения организационных структур.

Третий прорыв состоял в зарождении школы « человеческих отношений» на рубеже 30-х годов и был связан с использованием достижений психологии и социологии в управлении. Представители этой школы и - Мери Паркер Фоллет и Элтон Мэйо (1880-1941). Мэйо с помощью знаменитого Хоторнского эксперимента сумел доказать, что помимо условий на работе, совершенствования движений и техники на производительность труда работников оказывает влияние в большей степени характер человеческих отношений в трудовом коллективе. Известный психолог А. Маслоу (1908-1970) с помощью исследований раскрыл механизм человеческой мотивации. В дальнейшем эти идеи нашли продолжение в поведенческих науках. Ученые-бихевиористы К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д.МакГрегор, Ф.Герцберг в 50-60- е годы изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, коммуникации в организациях, лидерства.

В 50-60-е годы это направление было продолжено развитием теории организации как социально-технической системы. Системный подход (Ч.И.Барнард (1886-1961 гг)) в отличие от одномерных теорий, которые рассматривали только одну сторону управления, явился синтетическим, комплексным взглядом на управление. Системный подход рассматривает организацию как социально-техническую систему, активно взаимодействующую с внешней средой. Система – это совокупность взаимосвязанных элементов (подсистем), образующих единое целое и взаимодействующих для достижения заданной цели. В организации как системе различают следующие элементы (подсистемы): производственная или операционная подсистема; подсистема обеспечения; подсистема управления.Совместное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые свойства системы, в результате чего возникает эффект синергии (2+2=5).

Системный подход к управлению рассматривает организацию как открытую систему, в которой элементы активно взаимодействуют с окружающим миром, она постоянно ищет ресурсы во внешнем мире и расширяет свои границы, поставляет переработанные ресурсы в виде готовой продукции и услуг во внешнюю среду, в закрытой системе этого взаимодействия нет, четко определены границы системы.

Одновременно получил развитие ситуационный подход. Центральным моментом здесь является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, влияющих в данный момент на организацию, т.н. ситуационных переменных. Поэтому менеджер, решая проблему в организации, должен обладать «ситуационным мышлением», каждый раз принимать новое решение, так как нет универсальных методов управления и одинаковых ситуаций. Новый рывок в управленческой мысли в 50-60- е годы – развитие современных количественных методов обоснования решений ( школы науки управления). Методологическая база этого направления была основана применении математических методов, компьютерных технологий в процессе управления. В 70-е годы в мировом менеджменте возникла необходимость углубления адаптации предприятий к меняющейся внешней среде. Это выразилось во всеобщем распространении стратегического менеджмента, в разработке долгосрочных планов, подчинении внутренней среды реализации принятой стратегии, обеспечивающей конкурентные преимущества. 80-е годы ознаменовались открытием значения «организационной культуры» как мощного инструмента управления. В результате исследований было доказано, что культурный стереотип поведения в организации, человек, его сознание и культура являются главным потенциалом организации. Дальнейшая глобализация экономики, охватившая и Россию, привела к усилению международного характера менеджмента. Экономика всех стран стала все более открытой и доступной для любых товаров и услуг, повысилась роль международной конкуренции, вместе с тем усилилась кооперация производства, появились транснациональные корпорации. Поэтому перед менеджментом встали вопросы универсальности методов управления с учетом конкретных условий экономики, национальных культурных особенностей разных стран. Признак сегодняшнего дня – это усиление влияния научно-технического прогресса на экономику. Это проявляется не только в применении компьютерных технологий в управлении, в повышении роли производительности и качества для победы в конкуренции, но и в стремлении перестроить процессы производства и управления, технологию ведения бизнеса на более рациональной основе, в результате чего возникло новое направление в менеджменте - «реинжиниринг бизнеса». Отсюда можно сделать вывод, что современный менеджмент – это не застывшие догмы, а стремительно развивающаяся область знаний, практический опыт которой дает толчок для ее эволюции.

studfiles.net