Российский экономическийУНИВЕРСИТЕТимени Г.В. Плеханова. Программа стратегический менеджмент


Программа дисциплины «Стратегический менеджмент»

скачать файл

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Модульная программа дисциплины «Стратегический менеджмент»

для направления 080300.68 «Финансы и кредит» подготовки магистра по программе «Стратегическое управление финансами фирмы»

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Модульная программа

дисциплины

«Стратегический менеджмент» для направления 080300.68 «Финансы и кредит» подготовки магистра по программе «Стратегическое управление финансами фирмы» Автор:

Подсыпанина Т.Д. канд. экон. наук, доцент

[email protected]

Одобрена на заседании кафедры

«Общего и стратегического менеджмента» «___»____________ 20 г.

Зав. кафедрой Филинов Н.Б. ____________________

Рекомендована коллегией УМС «___»____________ 20 г.

Председатель Титова Н.Л.. ____________________

Утверждена УС факультета менеджмента «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Балаева О.Н. ____________________

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. I.Организационно-методический раздел Модульная учебная программа «Стратегический менеджмент» разработана на основе методического подхода, ориентированного на блочно-модульную структуризацию учебных программ в рамках реализованного в 2006-2007 гг. на кафедре общего и стратегического менеджмента инновационного образовательного проекта. Инновационный проект, в целом, направлен на модернизацию совокупности дисциплин по стратегическому менеджменту, включенных в учебные планы для разных ступеней системы высшего профессионального образования, в частности, уровня бакалавриата, магистратуры и специалистов.

Соответственно, данная учебная программа представляет собой реализацию концепции проекта применительно к программе подготовки магистров «Стратегическое управление финансами фирмы» по направлению 080300.68 «Финансы и кредит».

  1. Цели и задачи учебного курса
Условия, в которых осуществляет деятельность современная организация, характеризуются возрастающей сложностью, динамизмом и неопределенностью внешней среды. В ответ на возникший вопрос о том, как в подобных условиях обеспечить эффективное функционирование и конкурентоспособность организации появилась концепция стратегического менеджмента. Для современного менеджера становится исключительно важно обеспечить адаптацию фирмы к изменяющимся запросам потребителя, к нарастающей конкуренции, к интернационализации и глобализации бизнеса. Это возможно только, если руководитель владеет теоретическими положениями стратегического менеджмента и практическими навыками обоснования и принятия стратегических решений. Получение российскими менеджерами системы знаний об управлении развитием систем с позиции стратегического менеджмента является актуальной задачей.

Цель курса - дать знания в области теории и практики стратегического управления, как современной концепции управления организацией в условиях высокой степени изменчивости и непредсказуемости среды. Данная дисциплина включена в число адаптационных курсов, которые ориентированы на студентов магистратуры не имеющих базового образования по менеджменту. Реализация поставленной цели предполагает развитие у студентов стратегического мышления, необходимого для успешной работы в современном бизнесе; навыков формирования и выбора стратегических альтернатив развития компании. Практическая направленность изучения содержания разделов будет также способствовать развитию навыков использования аналитических моделей и инструментария стратегического менеджмента. Таким образом, целями курса являются:

  • дать базовые знания в области теории стратегического менеджмента, которые являются основой формирования стратегического мышления у современного менеджера,
  • изучение многообразия стратегических альтернатив развития организации и влияния стратегического выбора на успешность деятельности организации,
  • приобретение навыков использования аналитического инструментария стратегического менеджмента,
  • дать базовые знания в области управления организацией в условиях реализации стратегических изменений.
Настоящая программа сформирована как совокупность модулей, имеющих разную степень универсальности и адаптивности к направлениям специализации студентов. Учебные задачи курса – особенность задач адаптационной дисциплины определяется тем, что она ориентирована на студентов, не имеющих базового образования по менеджменту. Реализация поставленной цели - приведения знаний этих студентов в соответствие с базовыми знаниями по данной дисциплине, как необходимого условия обучения на магистерской программе, определяет состав задач:
  • ознакомить с современными подходами и тенденциями в управлении развитием организации;
  • освоить основные понятия, классические концепции и модели стратегического планирования и управления;
  • изучить модели конкурентного анализа и позиционирования фирмы во внешней среде;
  • познакомить студентов с базовыми понятиями и положениями ресурсной концепции;
  • обеспечить понимание механизмов приобретения конкурентных преимуществ фирмы путем наращивания стратегического потенциала или приобретения выгодной конкурентной позиции;
  • ознакомить с теорией и практикой использования инструментария стратегического анализа и управления применительно к конкретным ситуациям современного российского и международного бизнеса.
  1. Методическая база учебного курса
Данный курс является междисциплинарным и основывается на знаниях, полученных студентами при изучении следующих дисциплин: общий менеджмент, теория организации, микроэкономика, разработка управленческих решений, маркетинг, инновационный менеджмент, а также предполагает владение компьютером и умение самостоятельно работать с научной литературой, в том числе и на иностранных языках.

Курс даёт основы знаний классических и современных концепций теории стратегии и обеспечивает на этой основе выработку у выпускников стратегического мышления и способности использования аналитических инструментов, необходимых для формирования стратегических альтернатив развития фирмы в условиях высоких темпов изменений.

В методическом плане программа курса «Стратегический менеджмент» сформирована на основе унифицированного комплекса компонентов – модулей, исходя из концепции инновационного образовательного проекта ГУ-ВШЭ. Структура компонентов программы - модульных блоков и отдельных модулей соответствует специализации «Менеджмент».

При подготовке данной программы и учебно-методического комплекса автор привлек свой многолетний опыт чтения курсов лекций по проблематике стратегического менеджмента в ГУ-ВШЭ и ИППС ГУ-ВШЭ (с 1998 года по настоящее время). При подготовке программы дисциплины были использованы материалы, полученные в ходе стажировки в Университете Дэлавера, США в 2006 году. В качестве дополнительных информационных источников при подготовке отдельных модулей программы были привлечены материалы и опыт проведения лекций и семинаров по стратегическому менеджменту преподавателей Университета Дэлавера (University of Delaware, Alfred Lerner College of Business and Economics)

Достижение целей курса предполагает ориентацию на самостоятельную внеаудиторную работу студентов с научной литературой и выполнение специальных заданий. В программе курса предусмотрено чтение лекций и проведение практических занятий, основная часть которых предполагает максимальное использование активных методов обучения: кейс-анализа, методов постановки, анализа и обоснования стратегических решений, в том числе с использованием методов моделирования и с привлечением Интернет-ресурсов.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • предпосылки возникновения концепции и теории стратегического менеджмента
  • основные понятия, структуру и этапы стратегического процесса
  • основные концепции и школы стратегий
  • особенности стратегического мышления и стадии целеполагания в стратегическом процессе фирмы
  • иерархию стратегий, виды эталонных стратегий бизнеса
  • методы стратегического анализа внешней среды и позиционирования фирмы
  • влияние факторов макросреды на деловые организации различного профиля деятельности.
  • модели и методы анализа микроокружения компании: экономические характеристики отрасли, конкурентные силы и ключевые факторы успеха
  • отличие ресурсного подхода от рыночного
  • методы анализа внутренней среды, определение зон конкурентного преимущества фирмы
  • существующие подходы и методы выбора стратегии
  • модели и этапы реализации стратегий и проведения стратегических изменений

Уметь:

  • применять методологию исследования в области стратегического менеджмента
  • применять классические модели стратегического анализа внешней и внутренней среды фирмы
  • идентифицировать материальные и нематериальные ресурсы фирмы
  • определять ключевые и корневые компетенции фирмы
  • определять сильные и слабые стороны фирмы
  • оценивать привлекательность отрасли и ключевые факторы успеха
  • определять критические факторы внешнего окружения для отрасли и фирмы
  • классифицировать и определять приоритетные группы стейкхолдеров
  • разрабатывать программы и проекты для реализации стратегии
Иметь навыки (приобрести опыт):
  • сбора, структурирования и анализа значительного объема слабо структурированных данных и их превращения в информацию, пригодную для принятия решений.
  • планирования и организации аналитической работы
  • анализа и синтеза полученных результатов
  • изменения стиля поведения в зависимости от поставленных целей, задач и контекста
  • командной работы и принятия решения в команде

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция Код по ФГОС/ НИУ Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Владеет методами выработки стратегических, тактических и оперативных решений в

управлении деятельностью организаций;

ПК-16 Представляет связь между стратегическими решениями и результатами деятельности компании, способен к анализу данных, восприятию слабоструктурированной информации.

Знает отличие стратегических решений от тактических и оперативных; знает особенности процесса принятия стратегических решений;

Оценивает условия и факторы, влияющие на принятие стратегических решений.

Понимает последствия принимаемых решений и их взаимосвязь с тактическими и оперативными.

Лекции с использованием активных и интерактивных методов обучения:
  • лекции с элементами эвристической беседы;
  • лекции проблемного изложения знаний;
  • лекции проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов;
Семинары с использованием активных и интерактивных методов обучения (кейс-анализ).
Способен участвовать в разработке финансовой стратегии организаций, планировать и

осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию

ПК-17 Понимает место и роль функциональной, в том числе финансовой стратегии, в иерархии стратегий фирмы.

Использует информацию о проблемах и процессах, происходящих в среде бизнеса, для формирования стратегических альтернатив фирмы.

Применяет информацию о внешней и внутренней среде фирмы для определения ее сильных и слабых сторон и позиционирования фирмы в конкурентном окружении.

Способен определеить комплекс меропритий, необходимых для реализации финансовой стратегии.

Лекции с использованием активных и интерактивных методов обучения:
  • лекции с элементами эвристической беседы;
  • лекции проблемного изложения знаний;
  • лекции проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов;
Семинары с использованием активных и интерактивных методов обучения (кейс-анализ).
Владеет инструментарием стратегического менеджмента для разработки стратегии

организации

ПК-18 Может анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на конкурентоспособность фирмы.

Может проводить анализ внешней и внутренней среды фиры с использованием инструментария, разработанного в теории и практике СМ.

Знает условия и может применять классические модели и инструменты стратегического анализа.

Практические занятия с использованием активных и интерактивных методов обучения:
  • анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода;
  • семинары-консультации и др.
Умеет анализировать взаимосвязи между стратегиями различного уровня с целью подготовки

сбалансированных управленческих решений

ПК-19 Знает иерархию стратегий в организации. Понимает общие и особенные характеристики присущие стратегиям разного уровня.

Оценивает роль, функции и задачи, решаемые с помощью стратегий разного уровня.

Понимает взаимосвязь и взаимозависимость стратегий разного уровня, и их влияние на достижение общих целей фирмы.

Лекции с использованием активных и интерактивных методов обучения:
  • лекции с элементами эвристической беседы;
  • лекции проблемного изложения знаний;
  • лекции проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов;
Семинары с использованием активных и интерактивных методов обучения (разбор мини-кейсов)
скачать файл

www.vmest.ru

Учебная программа по дисциплине «Стратегический менеджмент»

    1. Цели и задачи дисциплины, организационно-методические указания

Изучение дисциплины имеет целью:

  • познакомить студентов с различными концепциями и технологиями стратегического менеджмента, позволяющими сделать его эффективным и результативным.

Преподавание дисциплины предполагает решение следующих задач:

  • научить студентов использовать свои знания в стандартной ситуации и найти эффективное решение в нестандартной;

  • через передачу систематизированных знаний о стратегическом управлении сформировать у обучающихся определенное видение управления;

  • выработать у них определенное расположение по отношению к управлению как профессиональной деятельности.

Для достижения уровней подготовки специалиста, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и квалификационными требованиями к профессиональной подготовке специалиста, в результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • историю развития и особенности стратегического менеджмента;

  • место и функции менеджера в организации;

  • современные подходы к анализу внешней и внутренней среды;

  • понятие и способы выработки стратегий;

  • прогрессивные подходы к контролю реализации стратегий.

Полученные знания студент может использовать для:

В процессе изучения дисциплины студент должен приобрести следующие умения:

  • самостоятельно работать с литературой;

  • проводить анализ среды для выработки стратегии;

  • разрабатывать миссию, иерархию целей и основные задачи развития организации;

  • строить эффективные коммуникации, выбирать оптимальные каналы для передачи информации по выработке и реализации стратегии.

Курс ”Стратегический менеджмент“ включает4 раздела, каждый из которых завершается итоговым собеседованием или тестом.

Раздел I. Стратегическое управление.

Раздел II. Стратегия фирмы.

Раздел III. Стратегия продукта.

Раздел IV. Стратегия человеческих ресурсов.

Особенностью изучения I разделаявляется рассмотрение проблемы выработки, осуществления стратегии развития и поведения во внешней сфере.

Особенностью изучения II разделаявляется рассмотрение вопросов выработки и осуществления стратегии внутри компании.

Особенностью изучения III разделаявляется рассмотрение вопросов выработки и осуществления стратегии в отношении создаваемого организацией продукта.

Особенностью изучения IV разделавыступает рассмотрение проблемы выработки и реализации стратегии в отношении персонала организации.

В учебном курсе рассмотрение каждой из этих сфер реализации стратегического управления ведется в тесной взаимосвязи с рассмотрением трёх остальных, что как раз и отражает комплексность взгляда на стратегическое управление.

Особенность стратегического управления как учебной дисциплины состоит в том, что в процессе ее изучения студенты получают знания, навыки и умения, но не управленческой деятельности. Этот курс является в первую очередь идеологическим, а потом уже операционным.

Программа дисциплины “Стратегический менеджмент”составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и на основании экспериментальной программы по стратегическому управлению, разработанной профессором О.С. Виханским.

Основными видами учебных занятий по дисциплине являются: лекции, семинары, самостоятельная работа студентов.

Лекции являются одним из важных видов учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки студентов по дисциплине. Цель лекции – дать систематизированные основы научных знаний, сконцентрировать внимание на наиболее сложных, проблемных вопросах, стимулировать познавательную деятельность студентов, способствовать развитию их творческого мышления, дать направление для самостоятельной подготовки.

Семинары проводятся по основным проблемам учебного курса. Главная задача семинара – углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой; привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала. На семинарах у студентов необходимо вырабатывать умение излагать учебный материал свободно, логически стройно, теоретически обоснованно и аргументировано. Результатом работы студентов на семинаре является приобретение навыков самостоятельного творческого мышления, умелого применения полученных знаний к анализу социально-экономических процессов, происходящих в обществе.

Самостоятельная работа – один из основных видов деятельности студентов, осуществляемый в процессе аудиторного обучения и в период самостоятельной подготовки вне аудиторных занятий. Самостоятельная работа имеет целью:

  • закрепление и углубление знаний и навыков, полученных на всех видах учеб- ных занятий;

  • подготовку к предстоящим занятиям;

  • формирование культуры труда, самостоятельности, инициативы в приобрете- нии знаний.

В целях повышения качества и эффективности самостоятельной работы студентов необходим постоянный контроль над ее выполнением.

Контроль за успеваемостью студентов предусматривается в ходе всего изучения дисциплины и делится натекущий, промежуточныйиитоговый.

В процессе изучения дисциплины действует рейтинговая система оценки знаний студентов. Она предусматривает:

  • оценку работы студентов на каждом семинарском занятии;

  • рубежный контроль за самостоятельной работой, который предполагает выполнение студентами в течение семестра 1-2 тестовых заданий;

  • выполнение одной домашней аналитической работы.

В процессе систематической работы студенты набирают. Это позволяет каждому студенту, набравшему достаточное количество баллов, получить оценку без сдачи экзамена. Экзамен сохраняется для тех, кто не набрал необходимое количество баллов, либо желает повысить свой рейтинг. Рейтинговая система активизирует занятия, позволяет более дифференцированно подходить к оценке знаний, дисциплинирует студентов, более полно раскрывает творческий потенциал каждого.

Формами текущего контроля являются: индивидуальное собеседование, различные виды семинарских занятий (круглый стол, коллоквиум и другие).

Формами промежуточного контроля являются: тестирование (устное либо письменное), выполнение домашней аналитической работы, подготовка реферата.

Итоговый контроль–экзамен.

studfiles.net

Программа подготовки: «Стратегический менеджмент»

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Учебно-методический комплекс дисциплины «РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ»
Разработчик:

Бондарь Ю.А.

Идентификационный номер:

УМКД 29-24/62(13)-080200.68-М2.В.ОД.2-2012

Контрольный экземпляр находится

на кафедре менеджмента ШЭМ ДВФУ

Лист из

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

Школы ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

Согласовано

Школа экономики и менеджмента ДВФУ

Руководитель ОП (подпись) Е.Б. Гаффорова «21» июня 2012 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой менеджмента

(подпись) Е.Б. Гаффорова

«21» июня 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

«РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ»

Направление подготовки: 080200.68 «Менеджмент»

Программа подготовки: «Стратегический менеджмент»

Форма подготовки: очная

Школа экономики и менеджмента ДВФУ

Кафедра менеджмента

Курс 2 семестр 3

лекции 14 (час.)

практические занятия 28 час.

семинарские занятия - час.

лабораторные работы - час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки 42 (час.)

самостоятельная работа 138 (час.)

реферативные работы – не предусмотрены

контрольные работы – не предусмотрены

курсовая работа -18 час.

зачет - семестр

экзамен 3 семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080200.68 «Менеджмент», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2009 г. № 636

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры менеджмента протокол №16 «19» июня 2012 г.

Зав. кафедрой: Е.Б. Гаффорова

Составитель: Бондарь Ю.А.

Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ ___Е.Б.Гаффорова

(подпись) (И.О. Фамилия)

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ _______Е.Б.Гаффорова

(подпись) (И.О. Фамилия)

АННОТАЦИЯ Цель курса «Разработка и реализация стратегий» – научить применять в практической деятельности современные подходы к разработке стратегии предприятия, использовать основные стратегические модели для обоснования стратегии и ведения успешной конкурентной борьбы в условиях динамично развивающейся внешней среды.

Задачи:

- выработать умение построения целей предприятия на основе стратегического анализа;

  • знать технику стратегического анализа: этапы анализа внешней среды, последовательность анализа внутренней среды,
  • разрабатывать стратегию развития организации с применением подходов к выбору стратегии развития;
  • изучить возможные стратегические альтернативы,
  • сформировать практические навыки разработки мероприятий по реализации стратегии с учетом возможности сопротивления изменениям;
  • ознакомиться со стратегическими проблемами развития предприятия
  • уметь использовать модели и инструменты стратегического менеджмента применительно к организациям в различных рыночных ситуациях, определять систему критериев при принятии решения о выборе альтернативной стратегии.
- уметь проектировать систему управления предприятия на основе системы сбалансированных показателей по реализации разработанной стратегии.

Дисциплина «Разработка и реализация стратегий» входит в раздел «М.2.Профессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки 080200.68 «Стратегический менеджмент» и читается магистрам второго года обучения в третьем семестре и заканчивается написанием курсовой работы и сдачей экзамена.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся после средней общеобразовательной школы и подготовки бакалавра в Вузе, и в результате освоения ОП магистратуры «История и методология науки», «Современный проблемы менеджмента», «Математические методы и компьютерные технологии в менеджменте», «Управленческая экономика» и проч. Обучающийся должен иметь знания и умения для освоения дисциплины, приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин. Дисциплина связана с учебными курсами «Современные проблемы менеджмента», «Стратегический менеджмент», «Современный стратегический анализ».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО):

Общекультурные:

ОК-3 - способности самостоятельно приобретать и использовать новые

знания и умения;

ОК-4 - умения анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы;

ОК-6 - способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества.

Профессиональные:

ПК-1 - способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями;

ПК-2 - способностью разрабатывать корпоративную стратегию;

ПК-3 - умением использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач;

ПК-4 - способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию;

ПК-7 – владением методами разработки стратегии предприятия;

ПК-8 – способностью готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- сущность понятия стратегии, трактовки различных авторов;

- модели разработки стратегии развития предприятия;

- процесс и этапы разработки стратегии развития предприятия;

- стратегический анализ внешней среды предприятия;

- особенности анализа макроокружения, отраслевого и конкурентного анализов;

- ситуационный анализ предприятия;

- подходы к формированию стратегических целей и стратегии предприятия;

- подходы к разработке стратегии развития предприятия;

- оптимальное соотнесение организационных структур видам стратегии;

- методы обследования стратегического потенциала организации;

- особенности проектирования систем управления – в частности системы сбалансированных показателей по реализации разработанной стратегии предприятия.

Уметь:

- проводить стратегический анализ внешней и внутренней сред предприятия;

- проводить оценку факторов, определяющих состояние глобального макроокружения, предприятия, отраслевого и конкурентного окружения;

- формировать миссию и стратегические цели предприятия;

- разрабатывать стратегию развития предприятия на основе современных методов выбора;

- разрабатывать конкурентную стратегию предприятия;

- проводить оценку разработанной стратегии предприятия;

- формировать стратегию развития диверсифицированной компании и диверсифицированного направления деятельности предприятия;

    Владеть:

    - навыками экономической оценки разработанной стратегии предприятия;

    - навыками оценки эффективности инвестиционного проекта по реализации разработанной стратегии развития предприятия;

    - навыками оценки стратегии на основе современной Системы Сбалансированных показателей.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Раздел 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (4 час.) Тема 1. Теория разработки стратегии (1 час.)

Понятия, составляющие методологию стратегического управления. Модели разработки стратегии предприятия. Стратегическое планирование и стратегическое управление. Этапы стратегического планирования. Реализация стратегии развития организации. Стратегический контроль. Процесс разработки стратегии развития предприятия: алгоритм и последовательность этапов в зависимости от различий в европейской и американской моделях стратегического планирования.

Тема 2. Идеология стратегического видения, миссии и целеполагания (1 час.)

Сущность и преимущества стратегического мышления. Формирование видения [strategic vision] и развитие стратегического мышления у менеджеров-стратегов. Формулировка миссии предприятия. Определение стратегических целей и построение иерархии.

Тема 3. Анализ внешней среды организации (1 час.)

PEST – как первый этап корреляционной матрицы СВОТ. Анализ конкурентных сил по методике Майкла Портера для формирования стратегических действий по защите от пяти конкурентных сил.

Тема 4. Анализ внутренней среды организации(1 час.)

SWOT-анализ – как метод экспресс выбора стратегии развития предприятия. Продуктовый портфель и методы его анализа. Применение результатов стратегического анализа в разработке стратегии.

Раздел 2: РАЗРАБОТКА СТАРТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ (6 час.)

Тема 5. Формулировка базовой конкурентной стратегии предприятия (2 час.)

Анализ конкурентных преимуществ организации и выбор базовой конкурентной стратегии организации: низкостоимостное лидерство; дифференциация; фокусирование, основанное на лидерстве по издержкам; фокусирование на дифференциации. Преимущества и недостатки каждой базовой стратегии и условия их применения.

Тема 6. Виды стратегических альтернатив (2 час.)

Стратегические альтернативы организации:

Стратегии интенсивного роста: стратегия «глубокого проникновение на рынок», стратегия развития товара, стратегия развитие рынка,

Стратегии вертикальной интеграции: (вертикальная интеграция «вверх/вперед», вертикальная интеграция «вниз/назад»). Условия эффективности стратегий интегрирования. Стратегии кооперирования (стратегии горизонтальной интеграции). Слияния и поглощения как формы реализации интеграционных стратегий. Стратегии сокращения: стратегия «отсечение лишнего», стратегия снижения издержек, стратегия «сбора урожая», стратегия ликвидации, агрессивные и оборонительные стратегии. Стратегии инновационного развития организации. Стратегия диверсификации. Монобизнес и диверсификация. Родственная и неродственная диверсификация.

Тема 7. Разработка стратегии развития предприятия (2 час.)

Подходы к выбору стратегии развития организации: ситуационный подход: в отрасли в зависимости от стадии развития отрасли, в зависимости от положения организации в отрасли, выбор стратегии развития с помощью аналитических моделей. Модели стратегического выбора. Матрица товар-рынок Ансоффа. Модели стратегического выбора в зависимости от жизненного цикла продукта. Модели стратегического выбора в зависимости от цикла развития компании. Модели стратегического выбора в зависимости от стадии развития рынка и отрасли Матрица BCG и GE / McKinsey. Матрица Хофера-Шенделя и ADL/LC. Матрица Shell/DPM и DPM.

Раздел 3. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ (4 час.) Тема 8. Оценка эффективности проекта по реализации стратегии развития предприятия (2 час.)

Мероприятия по реализации разработанной стратегии развития предприятия. Проект как инструмент реализации действия по внедрению разработанной стратегии развития предприятия. Оценка эффективности проекта по реализации разработанной стратегии развития предприятия. Основные показатели эффективности, методы расчета. Отличие и формулы расчета эффекта и эффективности.

Тема 9. Сбалансированная система показателей для реализации разработанной стратегии развития предприятия (2 час.)

Концепция Дэвида Нортона и Роберта Каплана. Суть системы реализации стратегии через разработку системы показателей по четырем проекциям – финансовая, бизнес-процессы, инновации и обучение. Варианты показатели в каждой из проекции.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (28 часов) с применением методов активного обучения (22 часов)

Занятие 1. Идеология стратегического видения, миссии и целеполагания (5 час.)

Определение стратегического видения будущего компании. Формирование курса на долгосрочное стратегическое планирование в организации. Формирование миссии предприятия по модели Абеля, модели Виссема, модели 8ми меморандумов. Определение страте гических целей с применением методики SMART к целеполаганию. Построение иерархии целей с использованием требований к построению дерева целей.

Занятие 2. Анализ внутренней среды организации (5 час.)

Построение корреляционной матрицы SWOT организации, в качестве метода экспресс выбора стратегии предприятия. Применение результатов стратегического анализа в выборе стратегии развития организации.

Занятие 3. Формулировка базовой стратегии предприятия (5 час.)

Анализ конкурентных преимуществ организации и выбор на его основе конкурентной стратегии организации. Построение матрицы Майкла Портера и разработка действий по завоеванию конкурентных преимуществ высшего порядка, по удержанию существующих конкурентных преимуществ предприятия, действий по защите от 5 конкурентных сил.

Занятие 4. Разработка стратегии развития предприятия (5 час.)

Выбор стратегии развития организации на основе четырех подходов. Применение ситуационного подхода: выбор стратегии в зависимости от стадии развития отрасли и в зависимости от положения организации. Построение типовых моделей бизнес-стратегий: BCG, GE / McKinsey и др.

Занятие 5. Оценка эффективности проекта по реализации стратегии развития предприятия (4 час.)

Разработка мероприятий по реализации разработанной стратегии развития предприятия. Оценка эффективности проекта по реализации разработанной стратегии развития предприятия. Основные показатели эффективности.

Занятие 6. Сбалансированная система показателей для реализации разработанной стратегии развития предприятия (4 час.)

Разработка системы показателей по четырем проекциям – финансовая, бизнес-процессы, инновации и обучение.

  1. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Вопросы для подготовки к экзамену по курсу

  1. Модель разработки стратегии развития предприятия
  2. Этапы стратегического планирования предприятия.
  3. Анализ внешней среды организации: этапы и применение результатов.
  4. Отличие неполной и общей оценки привлекательности отрасли.
  5. Анализ конкурентной ситуации: методика и влияние на результаты анализа внешней среды.
  6. Корреляционная матрица SWOT.
  7. Матрица конкурентных стратегий организации.
  8. Анализ конкурентных преимуществ организации и выбор базовой стратегии.
  9. Разработка стратегических альтернатив для организации.
  10. Подходы к выбору стратегий развития предприятия.
  11. Методы выбора стратегии развития предприятия.
  12. Особенности аналитических моделей выбора стратегии развития.
  13. Эволюция матриц выбора стратегии развития предприятия.
  14. Отличие конкурентных стратегий от стратегии развития.
  15. Переход от стратегического планирования к стратегическому управлению.
  16. Ситуационный подход к выбору стратегии развития организации.
  17. Стратегии развития в зависимости от положения организации в отрасли.
  18. Стратегии развития организации в зависимости от стадии развития отрасли.
  19. Интеграция и диверсификация: понятие и отличие.
  20. Реализация стратегии развития организации.
  21. Оценка соответствия стратегии.
  22. Традиционная оценка эффективности стратегии.
  23. Оценка эффективности проекта по реализации стратегии.
  24. Оценка стратегии с помощью системы сбалансированных показателей.
  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Курсовая работа (18 час.):

  1. Разработка базовой конкурентной стратегии предприятия «..».
  2. Приведение организационной структуры организации в соответствие с разработанной стратегией развития (на примере предприятия «..»).
  3. Матричный подход к выбору стратегии развития предприятия (на примере предприятия «..»).
  4. Разработка стратегии развития предприятия (на примере предприятия «…»)
  5. Современные методики выбора стратегии развития предприятия (на примере предприятия «..»).
  6. Разработка стратегии развития диверсифицированного направления предприятия (на примере предприятия «..»).
  7. Разработка стратегии развития предприятия и оценка ее эффективности (на примере предприятия «..»).
  8. Оценка разработанной стратегии развития предприятия «….»
  9. Реализация разработанной стратегии развития с помощью системы сбалансированных показателей (на примере предприятия «…»)
  10. Разработка и оценка стратегии развития диверсифицированной компании «…»
  11. Проектирование системы управления предприятия «…» на примере сбалансированной системы показателей.
  12. Особенности разработки стратегии в отрасли…..
  13. Формирование методического подхода к выбору стратегии предприятия в сфере…..
  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. / И. Ансофф. – СПб.: Питер Ком., 2010. – 414 с.
  2. Дэвид Аакер, Бизнес-стратегия. От изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных решений, М.: Эксимо, 2009. – 464 с.
  3. Ефремов, В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / В.С.Ефремов. – М.: Финпресс, 2010. – 192 с.
  4. Каплан, Р.С. Нортон, Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию; Пер.с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2011.
  5. Минцберг Г. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента: Пер. с англ. / Г. Минцберг, Б. Альстренд, Дж. Лэмпел. – СПб.: Питер, 2010. – 330 с.
  6. Майкл Портер, Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 454 с.
  7. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд – М.: ЮНИТИ, 2011.
Дополнительная литература
  1. Алексева М.М., Планирование деятельности фирмы / М.М. Алексеева; Финансовая акад. при Правительстве РФ. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 246 с.
  2. Аналоуи Ф., Карами А., Стратегический менеджмент – М.: «Юнити», 2009.
  3. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя. М.: ИНФРА-М, 2011
  4. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ./Под ред. Л. И. Евенко. – М.: Экономика, 2009. – 519 с
  5. Артур А. Томпсон мл, А.Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М.: Вильямс, 2009. – 928 с.
  6. Боумэн К. Стратегический менеджмент. / К.Боумэн – Питер, 2009
  7. Бондарь Ю.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2009 – 161 с.
  8. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху, Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. / А.В. Вайсман – Пер. с нем. – М.: Экономика, 2009.
  9. Винакуров В. Организация стратегического управления на предприятии. – / В.Винакуров – М.: Центр экономики и маркетинга, 2010.
  10. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы. — М.: ИНФРА-М, 2010.
  11. Володькина М. В. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. / М.В. Володькина – К.: Знания-Пресс, 2009. – 149 с.
  12. Виханский О.С., Стратегическое управление: Учебник. / О.С.Виханский – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2011. – 528 с
  13. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика: Пер. с англ. / П. Дойль. – СПб.: Питер, 2010. – 559 с.
  14. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. / П. Друкер – М., 2009.
  15. Дэвид Аакер, Стратегическое рыночное управление, Спб.: Питер, 20011. – 496 с.
  16. Журавлева Л.А. Стратегический менеджмент: принципы и методы: Учеб. пособие по разраб. и реализации стратегии; Новосиб. технол. ин-т, Моск. гос. акад. легкой пром-сти. – Новосибирск, 2010 – с.267
  17. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. / Л.Г.Зайцев – М.: Экономистъ, 2009. – 416 с.
  18. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. / А.Т.Зуб – М.: Аспект Пресс, 2010. – 415 с.
  19. Каплан, Р.С. Нортон, Д.П. Стратегические карты / Пер.с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010 – 512 с.
  20. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. / Б. Карлофф. – М.: Экономика, 2010.
  21. Конно Т. Стратегия и структура японских предприятий. / Т. Конно – Пер. с англ. – М.: Экономика, 2010.
  22. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учеб. / М.И. Круглов. – М.: Рус. Деловая Лит., 2010. – 767 с.
  23. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер; Пер. с англ. М. Бугаев и др. – 2-е рус. изд. – СПб.: Питер, 2009. – 887 с.
  24. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. / Жан-Жак Ламбен – СПб.: Наука, 2009.
  25. Ламбен Жан-Жак Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг - СПб.: Питер, 2011. – 796
  26. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент. Учеб. пособие / А.Н. Люкшинов. – Москва: ЮНИТИ, 2010г. – 375с
  27. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова.– Москва: ИНФРА-М, 2011 г. – 287с.
  28. Минцберг Г. Стратегический процесс: Пер. с англ. / Г. Минцберг, Дж.Б. Куинн, С. Гошал. – СПб.: Питер, 2011. – 684 с.
  29. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менелжмент: Учеб. пособие для вузов. / А.И.Панов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2010. – 285 с.
  30. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие / В.Н. Попов, В.С. Касьянов, И.П. Савченко; под ред. Д-ра экон. Наук, проф. В.Н. Попова. – М.: КНОРУС, 2009. – 304 с.
  31. Портер М. Конкурентная стратегия. / Майкл Портер – М.: Международные отношения, 2009.
  32. Попов С.А. Стратегическое управление. / С.А. Попов. 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 4. – М.: «ИНФРА-М», 2011. – 321
Электронные ресурсы

1. Хейфиц Б.И., Вестник Иркутского государственного технического университета. 2009. Т. 38. № 2. С. 135-139. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=12223784

2. Лямзин О.Л. Стратегический менеджмент: Программа дисциплины. - Новосибирский государственный технический университет, 2010. - 18 с.– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://window.edu.ru/resource/265/22265

3. Михайлова Э.А. Стратегический анализ: Практикум по дисциплине "Стратегический менеджмент". - Рыбинск: РГАТА, 2009. - 18 с. http://window.edu.ru/resource/866/66866

4. Шемятихина Л.Ю. Стратегический менеджмент: учебно-методический комплекс. - Екатеринбург: ГОУ ВПО "Урал. гос. пед. ун-т", 2009. - 167 с. http://window.edu.ru/resource/955/77955

ekonoom.ru

Общий и стратегический менеджмент

 ​

Программа имеет 

профессионально-общественную аккредитацию от Вольного экономического общества России​

​​​

Программа аккредитована Европейским советом по бизнес-образованию (European Council for Business Education, ECBE)

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​магистратура / 2 года / очная форма​​

​​​​​​​​​Бюджетные места​ ​​​​​​​​

​ ​   ​Описан​ие програ​ммы ​- ​формирование базовой системы современных знаний по менеджменту и приобретение навыков исследовательской и аналитической работы, позволяющих обеспечить высокую конкурентоспособность выпускников в профессиональной управленческ​ой сфере​.

​​​Дипл​ом государственного образца
​Отсрочка от армии​​
​​ ​​3 общ​е​жития ​
​​   ​     ​Студенты в процессе обучения используют симуляторы деловой среды ProBusiness, программные продукты MS Project, 1C, Delligence. Возможность прохождения учебной и преддипломной практики на английском языке. Среди студентов, обучающихся по программе, 5% составляют иностранные граждане. В рамках программы обучения студенты могут выбрать из 4 типовых индивидуализированных траекторий обучения.​​ ​
​​​С​истемная интеграция корпоративного управления; выполнение функций советников и помощников директоров, председателей наблюдательных советов
​ ​​ А​налитика в области антикризисного управления и консалтинга​
​С​истема менеджмента качества организации​
​В крупных организациях, в отделах стратегического развития и планирования

​​

​​​​

Работода​тели​​​​​

​ ​
​​​​​​​​​​​​​​​​​
Среди студентов, доля работающих составляет 93%, из них 60% уже работает по специальности.​

​​​​​​​ ​​​​​​​​​Основные ​учебные дисциплины​​​​Маркетинг-менеджмент \ Методология стратегического менеджмента \ Контроль, контроллинг и бюджетирование в системе корпоративного менеджмента \ Теория организации и организационное поведение (продвинутый уровень) \ Практикум "Учебная корпорация". Информационные системы в бизнесе \ Инновационные стратегии \ Процессное управление в системе стратегического менеджмента (продвинутый уровень) \ Стратегическое управление нематериальными активами \ Иностранный язык делового и профессионального общения ​​

Программа имеет профессионально-общественную аккредитацию в Ассоциации менеджеров России на период с 2016 по 2018 гг.

и​​ международную аккредитацию Европейского совета по бизнес образованию на период с 2016 по 2020 гг.

​ ​​​​Ведущие преподаватели​

Организуются гостевые лекции, на которых спикерами выступают преподаватели из Германии, США, КНР и др. Среди гостевых преподавателей – лекторы Университета аэронавтики Эмбри-Риддл (США), профессора Берлинского Вест-Ост-Институтa (Германия), Университета им. Миколаса Ромериса г. Вильнюса (Литва), Университета международного бизнеса и экономики (КНР).​

Среди приглашенных преподавателей-практиков - Псарева Надежда Юрьевна (консультант по вопросам создания и реорганизации крупных корпораций, привлечению финансовых ресурсов на основе эмиссии ценных бумаг, научный редактор журнала «Группа компаний») и Кондрашина Ольга Николаевна.

​​ ​​​ ​​​​​​​​​Структура ​образовательной программы​

Вариативная часть

Формирование целостной картины мира, фундамент высшего образования, развитие кругозора

Базовая часть

Формирование знаний и компетенций в рамках выбранного направления подготовки и профиля будущей профессиональной деятельности

Дополнитель­ный профиль

Возможность расширить или дополнить свои профессиональные навыки, получить междисциплинарную подготовку

Научно-исследователь­ская, проектная деятельность и практики

Применение полученных знаний и умений на практике, развитие академических или прикладных (проектных) компетенций и soft skills («мягких навыков»)

ГИА

Проверка всего, чему научился. Выполнение квалификационной работы бакалаврского уровня

www.rea.ru