Примерная программа учебной дисциплины менеджмент для технических специальностей среднего профессионального образования базовый уровень. Программа спо менеджмент


Рабочая программа по дисциплине Менеджмент

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

(ГОУ СПО ЗМТ)

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент

п.г.т. Зеленогорский

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения по укрупненным группам направлениям подготовки: 40.00.00 Юриспруденция

Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Зеленогорский многопрофильный техникум ГОУ СПО ЗМТ

Разработчик:

  1. Аникеева Ольга Владимировна, преподаватель спецдисциплин ГОУ СПО ЗМТ;

Рассмотрена Утверждаю

на заседанииПЦК Зам. директора по УВР

ГОУ СПО ЗМТ ______В.Д.Сорокина

Протокол №____ от «___»______201_г.

«___»__________201_г.

стр.

4

5

9

10

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы Менеджмент

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения по укрупненным группам направлениям подготовки: 40.00.00 Юриспруденция,

    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение общих целей;

-принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением;

-мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями;

-применять приемы делового общения в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-особенности современного менеджмента;

-функции, виды и психологию менеджмента;

-основы организации работы коллектива исполнителей;

-принципы делового общения в коллективе;

-особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности;

-информационные технологии в сфере управления.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося- 58 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -39часов;

самостоятельной работы обучающегося -19 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

0

Подготовка сообщений

Составление презентации на основе изучения нормативно- правовых документов

Составление схем

Написание рефератов

4

4

4

7

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

Раздел 1.

Сущность и характерные черты современного менеджмента.

6

Тема 1.1

Введение.

Цели и задачи управления организациями.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие и сущность менеджмента. Эволюция управленческой мысли.

3

2

Основные функции менеджмента. Распределение служебных функций. Кодекс чести менеджера.

Самостоятельная работа обучающихся

Перечислить характерные особенности современного менеджмента.

2

Тема 1.2.История развития менеджмента.

Содержание учебного материала

2

1

Зарубежный опыт менеджмента. Основные этапы истории менеджмента. Опыт менеджмента в Японии, США, России, ФРГ.

3

2

Научные школы.

Самостоятельная работа обучающихся

В чём заключается относительная особенность менеджмента в США. Имеются ли в России возможности для использования зарубежного опыта менеджмента.

2

Тема1.3.Современные подходы в менеджменте.

Содержание учебного материала

2

2

1

Процессный подход. Системный подход. Ситуационный подход.

3

2

Взаимосвязь элементов предприятия. Предприятие как открытая система.

Самостоятельная работа обучающихся

Каково отличие между системным и ситуационным научным направлениями.

Раздел 2. Внутренняя и внешняя среда организации.

8

Тема 2.1

Внешняя среда организации.

Содержание учебного материала

4

2

1

Среда прямого воздействия. Среда косвенного воздействия

3

2

Законы и государственные органы. Социальные факторы, международные события.

Практическое занятие

Внешняя среда организации

Самостоятельная работа

Каковы факторы прямого воздействия внешней среды

Тема 2.2 Внутренняя среда организации.

Содержание учебного материала

4

3

1

Элементы внутренней среды предприятия. Горизонтальное разделение труда. Вертикальное разделение труда.

2

Понятие о группировке. Функциональный тип организационной структуры. Линейно-функциональный тип организационной структуры

Практическое занятие

Внутренняя среда предприятия

Раздел 3.

Система методов управления.

8

Тема 3.1 Система методов управления.

Содержание учебного материала

4

2

3

1

Организационно распорядительные, экономические, социально психологические.

2

Направленность методов управления. Организационная форма методов.

Практическое занятие

Методы управления относящиеся к экономическим

Самостоятельная работа обучающихся

Какие существуют критерии классификации методов управления.

Тема 3.2

Выбор методов управления.

Содержание учебного материала

2

3

1

Выбор методов управления. Ценообразование. Хозрасчёт. Финансирование.

2

Содержание методов управления

Тема 3.3

Группы методов управления.

Содержание учебного материала

2

3

1

Группы методов управления

2

Управление и типы характеров. Основные типы работников

Раздел 4.

Процесс принятия решения.

8

Тема 4.1 Типы решений.

Содержание учебного материала

2

2

3

1

Управленческое решение. Полходы к классификации управленческих решений. Стадии управленческого решения.

2

Индивидуальные и групповые управленческие решения.

Самостоятельная работа

Назовите 10 правил Рубинштейна которые надо соблюдать при принятии управленческих решений.

Тема 4.2 Методы принятия решений.

Содержание учебного материала

4

1

Декомпозиция. Диагностика. Экспертиза. Экспертные методы принятия решений. Метод Дельфи.

3

2

Неэкспертные методы. Линейное программирование. Имитационное моделирование. Метод теории вероятности. Метод игр. Метод аналогий. Психологические методы.

Практическое занятие

Коллективные методы принятия решений.

Самостоятельная работа обучающихся

Перечислить методы творческого мышления менеджера, основанные на психологических аспектах работы в малых группах, дайте их краткую характеристику.

2

Тема 4.3 Уровни принятий решений.

Содержание учебного материала

2

3

1

Рутинный, селективный, адаптационный, инновационный уровни принятий решений.

2

Черты управленческих решений.

Раздел 5.

Стили управления. Управление конфликтами и стрессами.

8

Тема5.1Стили управления.

Содержание учебного материала

4

1

Значение вариации. Относительные показатели вариации.

3

2

Абсолютные показатели вариации.

Практическое занятие

Определение стиля управления.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения о показателях вариации.

2

Тема5.2

Конфликты.

Содержание учебного материала

2

1

Схема конфликта. Основные элементы конфликта. Конфликтная ситуация.

3

2

Источники и причины конфликта. Основные типы аномальных работников. Виды конфликтов. Управление конфликтами. Самооборона. Варианты решения конфликтов. Последствия конфликтов.

Тема 5.3 Стрессы.

Содержание учебного материала

2

1

3

1

Принципиальная схема стресса.

2

Виды неверной реакции на стресс: бездействие, депрессия, отрицание, возмущение.

Самостоятельная работа

Опишите основные пути предупреждения стрессовых ситуаций.

Раздел 6.

Деловое общение. Управленческое общение.

3

Тема 6.1

Этика делового общения. Управленческое общение.

Содержание учебного материала

2

2

3

1

Правила построения деловой беседы. Типы собеседников. Факторы повышения эффективности делового общения. Техника телефонных переговоров. Этапы и фазы делового общения.

2

Совещание, его задачи. Технология организации и проведения делового совещания.

Самостоятельная работа обучающихся

Назовите факторы повышения эффективности делового общения.

Тема 6.2

Формы власти и влияния. Зачёт.

Содержание учебного материала

1

3

1

Руководство, власть и партнёрство. Источники власти. Виды власти. Методы влияния. Лидерство и власть.

Всего:

49

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономических дисциплин»

Оборудование учебного кабинета: наличие компьютеров с выходом в интернет, программное обеспечение

Технические средства обучения: наличие компьютеров с выходом в интернет, программное обеспечение

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - М: Высшая школа, 1993.

2. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя - практика / Пер. с англ. - М.: Дело, 1991.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ: Банки и биржи, 1994.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. - Спб., 1995.

5. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. - М.:  Финансы и статистика, 1993.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ.; Общ. ред. и вступ. ст. Л.И. Евенко. - М.: Дело, 1993.

7. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

Дополнительные источники:

1. Аллен Л.Л. Как преуспеть в малом бизнесе. - М.: Русская тройка, 1992.

2. Амрин Г., Ритчи Дж., Моди К. Организация производства и управления в американских корпорациях / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1991.

3. Ансофор И. Стратегическое управление / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1986.

4. Архангельский И.Ю., Голубович И.Д., Иванов М.М. США: условия для бизнеса, рекомендации предпринимателя. - М.: “АО Менатеп-Информ-МО”, 1992.

5. Афанасьев С.В., Ярещенко В.Н. Эффективность информационного обеспечения управления. - М.: Экономика, 1987.

6. Байер Т. и др. Стиль работы и образ жизни руководителя. - М.: Экономика, 1985.

7. Бизнес и менеджер / Сост. И.С. Дараховский и др. - М.: Азимут-Центр, 1992.

8. Вейлл П. Искусство менеджмента: новые идеи мира хаотичных перемен. - М.: Новости, 1993.

9. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М.: Фонд “Правовая культура”, 1994.

10. Современный менеджмент: принципы и правила: Дайджест мировой лит-ры / Сост. Б.Э. Верпаховский; Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М., Н.-Новгород: Нижегород. компьют. центр пользователей, 1992.

11. Волгин Н.А. Кейсы как эффективная форма обучения экономистов и менеджеров: феномен, методика составления и использования. - М.: РАУ, 1994.

12. Глобальная стратегия международных монополий США (экономический аспект) / Под ред. М.И. Захматова, С.Ю. Медведкова. - М.: Наука, 1988.

13. Гольянов В.П. Краткий курс менеджмента. - Самара: Кн. изд-во, 1992.

14. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. - М.: Дело, 1993.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь

-направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение общих целей

- экспертная оценка защиты рефератов;

- устный опрос;

-принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением

- устный опрос;

- экспертная оценка защиты рефератов;

-мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями

- экспертная оценка защиты рефератов;

-применять приемы делового общения в профессиональной деятельности

- устный опрос;

- экспертная оценка защиты рефератов;

Знать:

-особенности современного менеджмента

- устный опрос;

- тестирование.

-функции, виды и психологию менеджмента

- устный опрос;

- тестирование.

-основы организации работы коллектива исполнителей

- устный опрос;

- экспертная оценка защиты рефератов;

-принципы делового общения в коллективе

- устный опрос;

- тестирование.

-особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности

- устный опрос;

- экспертная оценка защиты рефератов;

- тестирование;

- экспертная оценка контрольной работы.

-информационные технологии в сфере управления

- устный опрос;

- экспертная оценка защиты рефератов;

- тестирование;

- экспертная оценка контрольной работы.

infourok.ru

Примерная программа учебной дисциплины менеджмент для технических специальностей среднего профессионального образования базовый уровень

Министерство образования Российской Федерации

Институт проблем развития среднего профессионального образования

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕНЕДЖМЕНТ

для технических специальностей

среднего профессионального образования

(базовый уровень)

Москва

2002

Примерная программа дисциплины "Менеджмент". – М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002. – 12 с.

ОДОБРЕНО

Учебно-методическим советом

по группе специальностей 0600

Экономика и управление

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования (кроме экономических)

Управление среднего профессионального образования Минобразования России.

« 04 » июня 2002 г.

Составитель:

Глушнева Н.Р.

-

преподаватель Промышленно-коммерческого колледжа, г. Щелково;

Рецензенты:

Можаева Н.Г.

-

директор Колледжа сервиса туризма и менеджмента;

Демина Т.А.

-

заместитель директора по УПР Московского коммерческого колледжа;

Редактор:

Угольникова М.В.

Ответственный за выпуск:

Дубровина Л.Н.

-

начальник отдела ИПР СПО.

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ИПР СПО по адресу: 109316, Москва, Волгоградский пр-т, 43.

 ИПР СПО Минобразования России, 2002

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа учебной дисциплины "Менеджмент" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения, а также для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждением.

Учебная дисциплина "Менеджмент" является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин.

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организаций, предприятий, но и методы управления ими.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

знать:

  • функции менеджмента;

  • процесс принятия и реализации управленческих решений;

  • методы управления конфликтами;

  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

уметь:

  • применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;

  • принимать эффективные решения.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.

Примерная программа рассчитана на 32 часа (в том числе 4 часа – практические занятия) для базового уровня профессионального образования.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также практических занятий при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.

Рабочая программа рассматривается предметной (цикловой) комиссией и утверждаться заместителем директора по учебной работе.

Дисциплина "Менеджмент" базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех ее проявлениях, рассматривает проблему, как добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.

В процессе обучения целесообразно использовать лекционно-семинар­ские занятия, деловые игры, тренинги, разбор конкретных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам управления, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и вычислительную технику, организовывать экскурсии на предприятия и выставочные центры.

При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы министерств и ведомств.

В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

Для проверки знаний студентов в рабочей программе рекомендуется указывать, по окончании изучения каких разделов следует проводить рубежный контроль. Форму и сроки проведения контроля по дисциплине определяет образовательное учреждение.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

всего

в т.ч. практ. занятия

1

2

3

Тема 1.

Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

2

-

Тема 2.

Функции менеджмента

2

-

Тема 3.

Внутренняя и внешняя сфера организации

4

-

Тема 4.

Основы теории принятия управленческих решений

4

2

Тема 5.

Стратегический менеджмент

2

-

Тема 6.

Система мотивации труда

2

-

Тема 7.

Управление рисками

2

-

Тема 8.

Управление конфликтами

4

-

Тема 9.

Психология менеджмента

4

-

Тема 10.

Этика делового общения

4

2

Тема 11.

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2

-

Всего по дисциплине:

32

4

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных

организационно-правовых форм

Студент должен:

иметь представление:

знать:

Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм.

Тема 2. Функции менеджмента

Студент должен:

знать:

Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) – основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

Студент должен:

знать:

Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капи­тала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы.

Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.

Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура.

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений

Студент должен:

знать:

уметь:

Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и приятие решения.

Практическое занятие

Тема 5. Стратегический менеджмент

Студент должен:

знать:

Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования.

Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.

Тема 6. Система мотивации труда

Студент должен:

знать:

  • критерии мотивации;

  • первичные и вторичные потребности;

  • правила делегирования.

Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Правила и принципы делегирования.

Тема 7. Управление рисками

Студент должен:

иметь представление:

знать:

Виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый. Методика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта: по средней арифметической и по коэффициенту вариации.

Тема 8. Управление конфликтами

Студент должен:

знать:

  • виды конфликтов;

  • методы управления конфликтами;

  • последствия конфликтов.

Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные.

Тема 9. Психология менеджмента

Студент должен:

иметь представление:

знать:

Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе. Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты.

Тема 10. Этика делового общения

Студент должен:

знать:

  • правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;

  • условия эффективного общения;

уметь:

Деловое общение, его характеристика.

Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.

Практическое занятие

Тема 11. Особенности менеджмента в области

профессиональной деятельности

Студент должен:

знать:

  • формы построения взаимоотношений с сотрудниками;

  • технику личной работы руководителя;

  • сущность и классификацию стилей управления.

Понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой.

Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики.

Стили управления и факторы его формирования. "Решетка менеджмента".

Связь стиля управления и ситуации.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 4.

Упражнения по выбору вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях

Тема 10.

Составление плана проведения совещания, переговоров, бесед

ЛИТЕРАТУРА

Басовский Л.Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: МТУ, 1995.

Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, 1995.

Менеджмент. Учебник для ВУЗов / Под ред. Максимцова А.М., Игнатьевой А.В. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.

Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. – М.: Бизнес-школа. Интел-синтез, 1994.

Лафта Т.К. Менеджмент: Учебник. – М., 2002.

Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя. – М.: ЗАО "Журнал Эксперт", 2001.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.....................................................................

3

Примерный тематический план.......................................................

5

Примерное содержание дисциплины...............................................

6

примерный перечень практических занятий ………………………

11

Литература.........................................................................................

11

Подписано в печать …………….

Формат 60x90/16. Печать офсетная. Объем 0,8 п.л.

Тираж 200 экз.

Издательский отдел ИПР СПО

109316, Москва,

Волгоградский пр-т, 43

Отпечатано в отделе оперативного тиражирования ИПР СПО

107066, г. Москва, ул. Ольховская, 14

gigabaza.ru

Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора

Л.В.Иноземцева

«______»_______________20____г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.12 МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2017 г..

Рабочая программа учебной дисциплины разработана по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование.

Организация – разработчик: ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности».

Разработчики:

Аванесян М.Б., преподаватель.

Рецензенты:

Павлова В.Г., преподаватель, ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»

Меняйлова Г.И., гл.бухгалтер ООО РУСАГРО -ТАМБОВ- филиал «Жердевский».

Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией экономических дисциплин

Протокол №______ от «______»___________________2017 г.

Председатель цикловой комиссии ____________Молчанова В.В.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по научно

– методической работе ____________________Л.В.Иноземцева

СОГЛАСОВАНО

Зав. отделением ___________________________О.В.Байтицкая

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы по специальности среднего профессионального обучения 09.02.07 Информационные системы и программирование в соответствии с ФГОС СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 09 декабря 2016 № 1578, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 года, регистрационный № 44936, входящим в укрупнённую группу ТОП-50 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Применять в профессиональной деятельности приемы делового общения.

  • Принимать эффективные решения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Функции менеджмента; процесс принятия и реализации управленческих решений.

  • Методы управления конфликтами.

  • Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:

Код

Наименование компетенций

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

infourok.ru

Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" для специальности 38.02.01

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития

- методы планирования и организации работы подразделения

- принципы построения организационной структуры управления

- основы формирования мотивационной политики организации

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

- внешнюю и внутреннюю среду организации

- цикл менеджмента

- процесс принятия и реализации управленческих решений

- функции менеджмента в рыночной экономике

- организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать на практике методы планирования и организации подразделения

- анализировать организационные структуры управления

- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала

- применять в профессиональной деятельности приёмы делового и управленческого общения

- принимать эффективные решения , используя систему методов управления

- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

1.4. Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

infourok.ru

Примерная программа учебной дисциплины "Менеджмент"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа учебной дисциплины "Менеджмент" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения, а также для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждением.

Учебная дисциплина "Менеджмент" является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин.

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организаций, предприятий, но и методы управления ими.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

знать:

  • функции менеджмента;

  • процесс принятия и реализации управленческих решений;

  • методы управления конфликтами;

  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

уметь:

  • применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;

  • принимать эффективные решения.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.

Примерная программа рассчитана на 32 часа (в том числе 4 часа – практические занятия) для базового уровня профессионального образования.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также практических занятий при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.

Рабочая программа рассматривается предметной (цикловой) комиссией и утверждаться заместителем директора по учебной работе.

Дисциплина "Менеджмент" базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех ее проявлениях, рассматривает проблему, как добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.

В процессе обучения целесообразно использовать лекционно-семинар­ские занятия, деловые игры, тренинги, разбор конкретных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам управления, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и вычислительную технику, организовывать экскурсии на предприятия и выставочные центры.

При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы министерств и ведомств.

В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

Для проверки знаний студентов в рабочей программе рекомендуется указывать, по окончании изучения каких разделов следует проводить рубежный контроль. Форму и сроки проведения контроля по дисциплине определяет образовательное учреждение.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

всего

в т.ч. практ. занятия

1

2

3

Тема 1.

Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

2

-

Тема 2.

Функции менеджмента

2

-

Тема 3.

Внутренняя и внешняя сфера организации

4

-

Тема 4.

Основы теории принятия управленческих решений

4

2

Тема 5.

Стратегический менеджмент

2

-

Тема 6.

Система мотивации труда

2

-

Тема 7.

Управление рисками

2

-

Тема 8.

Управление конфликтами

4

-

Тема 9.

Психология менеджмента

4

-

Тема 10.

Этика делового общения

4

2

Тема 11.

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2

-

Всего по дисциплине:

32

4

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных

организационно-правовых форм

Студент должен:

иметь представление:

знать:

Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм.

Тема 2. Функции менеджмента

Студент должен:

знать:

Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) – основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

Студент должен:

знать:

Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капи­тала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы.

Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.

Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура.

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений

Студент должен:

знать:

уметь:

Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и приятие решения.

Практическое занятие

Тема 5. Стратегический менеджмент

Студент должен:

знать:

Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования.

Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.

Тема 6. Система мотивации труда

Студент должен:

знать:

  • критерии мотивации;

  • первичные и вторичные потребности;

  • правила делегирования.

Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Правила и принципы делегирования.

Тема 7. Управление рисками

Студент должен:

иметь представление:

знать:

Виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый. Методика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта: по средней арифметической и по коэффициенту вариации.

Тема 8. Управление конфликтами

Студент должен:

знать:

  • виды конфликтов;

  • методы управления конфликтами;

  • последствия конфликтов.

Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные.

Тема 9. Психология менеджмента

Студент должен:

иметь представление:

знать:

Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе. Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты.

Тема 10. Этика делового общения

Студент должен:

знать:

  • правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;

  • условия эффективного общения;

уметь:

Деловое общение, его характеристика.

Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.

Практическое занятие

Тема 11. Особенности менеджмента в области

профессиональной деятельности

Студент должен:

знать:

  • формы построения взаимоотношений с сотрудниками;

  • технику личной работы руководителя;

  • сущность и классификацию стилей управления.

Понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой.

Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики.

Стили управления и факторы его формирования. "Решетка менеджмента".

Связь стиля управления и ситуации.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 4.

Упражнения по выбору вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях

Тема 10.

Составление плана проведения совещания, переговоров, бесед

ЛИТЕРАТУРА

Басовский Л.Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: МТУ, 1995.

Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, 1995.

Менеджмент. Учебник для ВУЗов / Под ред. Максимцова А.М., Игнатьевой А.В. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.

Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. – М.: Бизнес-школа. Интел-синтез, 1994.

Лафта Т.К. Менеджмент: Учебник. – М., 2002.

Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя. – М.: ЗАО "Журнал Эксперт", 2001.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.....................................................................

3

Примерный тематический план.......................................................

5

Примерное содержание дисциплины...............................................

6

примерный перечень практических занятий ………………………

11

Литература.........................................................................................

11

Подписано в печать …………….

Формат 60x90/16. Печать офсетная. Объем 0,8 п.л.

Тираж 200 экз.

Издательский отдел ИПР СПО

109316, Москва,

Волгоградский пр-т, 43

Отпечатано в отделе оперативного тиражирования ИПР СПО

107066, г. Москва, ул. Ольховская, 14

refdb.ru

Примерная программа учебной дисциплины менеджмент для технических специальностей среднего профессионального образования базовый уровень

Министерство образования Российской ФедерацииИнститут проблем развития среднего профессионального образования

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫМЕНЕДЖМЕНТдля технических специальностей

среднего профессионального образования(базовый уровень)

Москва 2002

Примерная программа дисциплины "Менеджмент". – М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002. – 12 с.

ОДОБРЕНО

Учебно-методическим советом

по группе специальностей 0600

Экономика и управление

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования (кроме экономических)
Управление среднего профессионального образования Минобразования России.« 04 » июня 2002 г.
Составитель: ^ - преподаватель Промышленно-коммерческого колледжа, г. Щелково;
Рецензенты: ^ - директор Колледжа сервиса туризма и менеджмента;
Демина Т.А. - заместитель директора по УПР Московского коммерческого колледжа;
Редактор: ^
Ответственный за выпуск:

Дубровина Л.Н.

-

начальник отдела ИПР СПО.

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ИПР СПО по адресу: 109316, Москва, Волгоградский пр-т, 43.Ó ИПР СПО Минобразования России, 2002^ Примерная программа учебной дисциплины "Менеджмент" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения, а также для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждением.

Учебная дисциплина "Менеджмент" является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин.

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организаций, предприятий, но и методы управления ими.В результате изучения учебной дисциплины студент должен:иметь представление:

  • о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;

знать:

  • функции менеджмента;
  • процесс принятия и реализации управленческих решений;
  • методы управления конфликтами;
  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

уметь:

  • применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;
  • принимать эффективные решения.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.Примерная программа рассчитана на 32 часа (в том числе 4 часа – практические занятия) для базового уровня профессионального образования.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также практических занятий при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.

Рабочая программа рассматривается предметной (цикловой) комиссией и утверждаться заместителем директора по учебной работе.

Дисциплина "Менеджмент" базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех ее проявлениях, рассматривает проблему, как добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.

В процессе обучения целесообразно использовать лекционно-семинар­ские занятия, деловые игры, тренинги, разбор конкретных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам управления, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и вычислительную технику, организовывать экскурсии на предприятия и выставочные центры.

При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы министерств и ведомств.

В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

Для проверки знаний студентов в рабочей программе рекомендуется указывать, по окончании изучения каких разделов следует проводить рубежный контроль. Форму и сроки проведения контроля по дисциплине определяет образовательное учреждение. ^

Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов при очной форме обучения
всего в т.ч. практ. занятия
1 2 3
Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм 2 -
Тема 2. Функции менеджмента 2 -
Тема 3. Внутренняя и внешняя сфера организации 4 -
Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений 4 2
Тема 5. Стратегический менеджмент 2 -
Тема 6. Система мотивации труда 2 -
Тема 7. Управление рисками 2 -
Тема 8. Управление конфликтами 4 -
Тема 9. Психология менеджмента 4 -
Тема 10. Этика делового общения 4 2
Тема 11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности 2 -
Всего по дисциплине: 32 4

^ Тема 1. Цели и задачи управления организациями различных

организационно-правовых форм

Студент должен:иметь представление:

  • о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;

знать:

  • цели и задачи управления организациями.

Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм.^ Студент должен:знать:

  • основные функции менеджмента и их характеристику.

Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) – основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организацииСтудент должен:знать:

  • факторы внешней и внутренней среды;
  • правила нанесения размеров на чертеж по ГОСТ;

Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капи­тала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы.

Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.

Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура.

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решенийСтудент должен:знать:

  • типы решений;
  • требования к решениям;
  • методы принятия эффективного решения;

уметь:

  • принять эффективное решение в конкретной ситуации.

Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и приятие решения.

^

Тема 5. Стратегический менеджментСтудент должен:знать:

  • сущность стратегического менеджмента.

Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования.

Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.

Тема 6. Система мотивации трудаСтудент должен:знать:

  • критерии мотивации;
  • первичные и вторичные потребности;
  • правила делегирования.

Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Правила и принципы делегирования.

Тема 7. Управление рискамиСтудент должен:иметь представление:

  • о методике оценки капиталовложений;

знать:

Виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый. Методика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта: по средней арифметической и по коэффициенту вариации.

Тема 8. Управление конфликтамиСтудент должен:знать:

  • виды конфликтов;
  • методы управления конфликтами;
  • последствия конфликтов.

Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные. Тема 9. Психология менеджментаСтудент должен:иметь представление:

  • о личности и ее структуре;

знать:

    • индивидуально-типологические особенности личности;
    • психологические аспекты малых групп и коллективов.

Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе. Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты.Тема 10. Этика делового общенияСтудент должен:знать:

  • правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;
  • условия эффективного общения;

уметь:

  • составить план беседы, совещания, переговоров.

Деловое общение, его характеристика.

Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.

^

Тема 11. Особенности менеджмента в области

профессиональной деятельностиСтудент должен:знать:

  • формы построения взаимоотношений с сотрудниками;
  • технику личной работы руководителя;
  • сущность и классификацию стилей управления.

Понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой.

Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики.

Стили управления и факторы его формирования. "Решетка менеджмента".

Связь стиля управления и ситуации.

^

Тема 4. Упражнения по выбору вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях
Тема 10. Составление плана проведения совещания, переговоров, бесед

ЛИТЕРАТУРА

Басовский Л.Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: МТУ, 1995.

Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, 1995.

Менеджмент. Учебник для ВУЗов / Под ред. Максимцова А.М., Игнатьевой А.В. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.

Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. – М.: Бизнес-школа. Интел-синтез, 1994.

Лафта Т.К. Менеджмент: Учебник. – М., 2002.

Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя. – М.: ЗАО "Журнал Эксперт", 2001.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка..................................................................... 3
Примерный тематический план....................................................... 5
Примерное содержание дисциплины............................................... 6
примерный перечень практических занятий ……………………… 11
Литература......................................................................................... 11

Подписано в печать …………….

Формат 60x90/16. Печать офсетная. Объем 0,8 п.л.

Тираж 200 экз.

Издательский отдел ИПР СПО

109316, Москва,

Волгоградский пр-т, 43

Отпечатано в отделе оперативного тиражирования ИПР СПО107066, г. Москва, ул. Ольховская, 14

litcey.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 12. Менеджмент для специальности СПО 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ сАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

гОСУДАРСТВЕННОЕ автономное профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

сАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«вОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД 12. Менеджмент

для специальности среднего профессионального образования

08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

2014 год

на заседании ЦК экономических дисциплин

«____» ______2014 г.

__________________

И.А. Варнакова

Утверждаю

Заместитель директора по УР

__________________________

Т.В. Савенко

«____»______________2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 20.04.2010г.

Разработчики:

______________________. А.С. Лебедев, преподаватель экономических дисциплин ГАПОУ СО «Вольский технологический колледж»

Рекомендована Экспертной комиссией Министерства образования Саратовской области.

Заключение Экспертной комиссии № ____________ от «____»__________ 20___ г.

©

©

©

©

©

стр.

4

5

8

10

1. паспорт основной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент

1.1. Основная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения (базовой подготовки).

Основная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области организации деятельности управления коллективом или подразделением, а также может быть использована для разработки плана индивидуального обучения студентов.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

- применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;

- принимать эффективные решения;

- анализировать свою деятельность и деятельность группы – НОР;

- применять в профессиональной деятельности методы управления – НОР;

знать:

- функции менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- методы управления конфликтами;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

- основы формирования мотивационной политики организации – НОР;

- стили управления, коммуникации, принципы делового общения – НОР.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

infourok.ru