Программа "Инновационный менеджмент". Программа инновационный менеджмент


Программа "Инновационный менеджмент" — МФТИ

          Расписание по программе          "Инновационный менеджмент"                                      (Суббота)               (расписание рабочее, возможны изменения)
Дата Курсы, 10:00-13:20 Курсы, 14:00-17:20
  2-й семестр  
17.03.18 Управленческое консультирование Инновационный менеджмент
24.03.18 Развитие навыков управления персоналом Развитие навыков управления персоналом
31.03.18 Маржинальный анализ и управление ассортиментом Управление финансами (Доп.занятие)
07.04.18 Маржинальный анализ и управление ассортиментом Инновационный менеджмент
14.04.18 Маржинальный анализ и управление ассортиментом Управление финансами (Доп.занятие)
21.04.18 Консультации по дипломной работе  
28.04.18 Консультации по дипломной работе  
05.05.18 Каникулы  
12.05.18 Каникулы  
19.05.18 Управление финансами (Доп.занятие) Управление финансами (Доп.занятие)
26.05.18 Консультации по дипломной работе  
02.06.18 Консультации по дипломной работе  
09.06.18 Защита дипломной работы  

    *Консультации по диплому (аттестационной работе) будут проводиться параллельно основному расписанию со 2-го семестра (февраль)

mipt.ru

О программе

Программа «Инновационный менеджмент» аккумулирует лучший мировой опыт в сфере

  • менеджмента инноваций
  • инновационного предпринимательства
  • управления разработкой и маркетинга новых продуктов/услуг
  • создания и развития инновационных компаний

 

Образовательная методика и учебные материалы программы подготовлены с участием ведущих экспертов в инновационной сфере из США, Канады, Великобритании, Швеции, Дании, Италии, Франции, Финляндии при поддержке проектов Европейской Комиссии и нашего партнера Intel.

Программа реализуется командой преподавателей, приглашенных экспертов из международных компаний и практиков инновационной индустрии. Мы практикуем приглашение зарубежных экспертов из партнерских университетов и инновационных компаний для проведения занятий.

Процесс обучения осуществляется в формате learning by doing, подразумевает изучение/использование креативных техник и базируется на трех логически взаимосвязанных блоках.

 

  Первый блок (Базовая часть) включает дисциплины направления «Менеджмент» (первый триместр). Дисциплины этого блока нацелены в большей степени на формирование общих (универсальных и профессиональных) компетенций

Управленческая экономика | Методы исследования в менеджментеОрганизационное поведение | Общий и стратегический менеджментИностранный язык профессиональный | Философия

 

  Второй блок (Вариативная часть) составлен из специализированных дисциплин, нацеленных на формирование специализированных и ключевых профессиональных компетенций в сфере предпринимательского менеджмента, создания и развития инновационных продуктов и новых бизнесов:

Введение в инновационный менеджмент | Правовая среда инновационного бизнеса | Управление созданием инновационной компании | Управление развитием инновационной компании | Управление интеллектуальной собственностью: стратегии и процедуры | Управление финансами инновационной компании

 

  В процессе обучения на программе «Инновационный менеджмент» у Вас будет возможность выбрать одну из следующих специализаций

Управление инновациями | Креативные техники для создания инновационных продуктов и бизнесов | Управленческий учет в инновационной компании | Создание и маркетинг инновационных продуктов | Личная эффективность инновационного менеджера | Управление стоимостью инновационной компании | Управление инновационным проектом | Аддитивное производство и прототипирование | Технологическое прогнозирование | Франчайзинг: управление расширением бизнеса

 

Биоэкономика | Биотехнология микроорганизмов | Биофармацевтика и промышленные биотехнологии | Биоэнергетика и "зелёные" биотехнологии | Биотехнологии в сельском хозяйстве и пищевые биотехнологии| Государственное регулирование в сфере биотехнологий |Проектирование биотехнологических предприятий| Биомедицина и моделирование биотехнологических процессов | Маркетинг в сфере биотехнологий и фармацевтики. 

 

Большое внимание в программе отводится практической работе магистров. Магистрам предоставляется возможность выработать необходимые умения в выявлении рыночных перспектив, создании концептов продуктов и новых бизнес-моделей, формировании команд, подготовке операционных планов развития инновационных проектов и привлечении инвестиций.

 

 

Вы получите уникальную возможность отработать свои компетенции на практике под руководством экспертов, работая над реальными бизнес-проектами в innovationStudio (www.innovationStudio.ru).

 

 

Мы создадим для Вас отличные условия для выработки управленческих компетентностей и старта успешной карьеры. С нетерпением ждём вас!

 

Кого ожидаем на программе «Инновационный менеджмент»

Программа «Инновационный менеджмент» для тех, кто хочет получить актуальные знания и выработать умения, необходимые для успешного управления продуктом/компанией/процессами в условиях современной конкуренции, обучиться актуальным бизнес-моделям, освоить новейшие подходы к разработке продуктовых предложений и эффективному анализу рынка.

Приобретённые знания и умения могут быть использованы как для создания собственного бизнеса, так и для работы в российских и зарубежных инновационных компаниях.

Наши выпускники успешно двигаются по обоим направлениям, создавая и развивая собственные проекты/компании и делая карьеру в инновационных подразделениях известных брендов (P&G, BP, Ernst&Young, CitiGroup, News Outdoor, Рольф, РЖД и т.д.).

www.econ.msu.ru

Программа "Инновационный менеджмент" — МФТИ

Указом Президента РФ № 884 от 13 июня 1996 года одобрена и утверждена доктрина развития российской науки – система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования научной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, научные работники, научно-исследовательские организации, научно-технические общества и объединения.Системный кризис, сопровождающий период социально-экономического переустройства страны, привел к тому, что перед отечественной наукой встали серьезные трудности: крайне недостаточное бюджетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не обеспечивает своевременного обновления материально-технической базы науки, создания нормальных условий жизни и труда ученых, осложняет эффективное государственное регулирование в научной сфере, по-прежнему остро стоит проблема более эффективного использования результатов научных исследований в экономике и пр.Для выхода из кризиса необходимо разрабатывать стратегию сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям:§ реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на «прорывных» направлениях науки и техники§ создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся федеральной собственностью и не используемых по назначению§ разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования§ совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала§ разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетическом комплексе§ создание в финансово-промышленных группах наряду с системой консолидации финансовых и производственных потенциалов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты§ формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно-технических работников, ученых и специалистов§ образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность, ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи «прорывным» проектам§ формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, приобретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий§ разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности.Цель государственной инновационной политики – развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.Задачи государственной инновационной политики:§ обеспечение скоординированной деятельности государственных органов, хозяйственных и научных организаций для реализации структурной перестройки экономики§ обеспечение эффективного использования научно-технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темп и пропорции развития народного хозяйства и его структурной сбалансированности§ сохранение научного потенциала и обеспечение «прорывных» исследований§ углубление специализации и повышение надежности связей по кооперации общественного производства с наукоемкими технологиями§ перемещение центра тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инновационной деятельности, повышение инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса.Важнейшие принципы государственной инновационной политики:§ опора на отечественный научный потенциал§ свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики§ стимулирование развития фундаментальных научных исследований§ сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ§ создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности§ создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны§ интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней§ защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства§ обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею§ развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства§ формирование экономических условий для широко использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических достижений§ повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов§ пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России.Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.Законодательство является основным регулятором инноваций и научно-технической деятельности.В современных условиях нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности предполагает разработку и введение в действие законов и нормативных актов, которые бы обеспечивали:§ заинтересованность государства, общественных организаций, предприятий и частных лиц, вкладывать значительную часть своих доходов в инновационную деятельность за счет льготного налогообложения этой доли средств и прибыли, полученной от реализации продуктов инновационной деятельности§ заинтересованность всех участников и партнеров по кооперации в доведении инновационной идеи и разработки до товарного вида и его коммерческой реализации на рынке, за счет освобождения их от уплаты или уменьшения размеров налогов§ возможность получения гарантированного и льготного кредита участникам инновационной деятельности§ обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности, как научных коллективов, так и отдельных ученых и разработчиков§ обеспечение общепризнанного социального статуса и страховой защиты как исполнителей и участников инновационных процессов, так и инвесторов, финансирующих эти процессы.По характеру государственного воздействия на научную и инновационную деятельность различают методы прямого и косвенного регулирования (проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической политики).Прямое регулирование включает в себя, прежде всего, бюджетное финансирование научной сферы, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам).В качестве негативных сторон прямого государственного регулирования можно отметить:§ неуверенность в отношении кратко- и среднесрочной ориентации государственной политики, ограниченной бюджетными трудностями, состоянием конъюнктуры и др.§ субъективный подход к принятию решений со стороны чиновников, которые, как правило, не располагают достаточными знаниями о действительной потребности в средствах или не задействованы непосредственно в реализации своих решений§ замедление исследовательского процесса в связи с бюрократическим характером оформления заявок§ концентрацию выделяемых средств в крупнейшие монополии§ неприемлемость для частного бизнеса вмешательства государства в принятие решений об инвестициях.Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении организаций, ориентированных на инновационную деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса в общественном мнении и престижа образования и науки. При этом государство не контролирует конкретные научные проекты.Таким образом, ключевым элементом реформирования системы государственного управления инновационной сферой становится совершенствование механизмов финансирования, организации научных исследований и налоговой политики, а именно:§ выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере 3 % его расходной части с ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран§ обеспечение устойчивого государственного финансирования Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов и других высших учебных заведений,  научных библиотек, музеев и информационных центров§ обеспечение множественности источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет активной поддержки целевых государственных фондов§ создание благоприятных условий для инвестирования в науку средств промышленными предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами§ развитие конкурсных начал в распределение средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю за использованием средств§ поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере научно-технических и опытно-конструкторских разработок§ введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности§ создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия российских ученых в международных проектах§ создание благоприятных условий для работы общественных научных объединений.Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечивать учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральной и местной), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.Основные функции государственных органов в инновационной сфере:§ аккумулирование средств на научные исследования и инновации§ координация инновационной деятельности§ стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции§ создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности§ кадровое обеспечение инновационной деятельности§ формирование научно-инновационной инфраструктуры§ институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора§ обеспечение социальной и экологической направленности инноваций§ повышение общественного статуса инновационной деятельности§ региональное регулирование инновационных процессов§ регулирование международных аспектов инновационных процессов.Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования аппарата Президента. В 1995 году при Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике, являющийся консультативным органом. Основные задачи Совета:§ информирование Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом§ разработка предложений о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации§ анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам§ подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам§ участие в подготовке официальных документов и материалов по научно-техническим вопросам для Президента РФ.Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты – Комитет Госдумы по образованию, культуре и науке и  Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию.Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую непосредственно возглавляет Председатель Правительства. Основными функциями комиссии является обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики.Миннауки и технологий РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. Основные задачи данного органа исполнительной власти:§ организация научно-технического прогнозирования§ выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники§ разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов§ разработка государственных научно-технических программ и проектов§ методическое руководство подготовкой региональных и межрегиональных научно-технических программ§ финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения§ создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности§ формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур§ создание условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований§ обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере науки и техники и др.Министерство экономики РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению внеочередных социально-экономических проблем.Госкомитет РФ по промышленной политике координирует выполнение стратегии развития промышленности и научно-технической политики. Комитет участвует в разработке структурной и научно-технической политики в промышленности, разрабатывает предложения по основным направлениям инвестиционной политики, разрабатывает и осуществляет меры по развитию предпринимательства. Конкуренции, поддержке малого и среднего бизнеса в промышленном комплексе России. Госкомпром имеет право определять перспективные направления исследований в промышленности, участвовать в распределении финансовых ресурсов на их исполнение, в согласовании получения, распространения и использования результатов научных исследований и разработок, техники и инноваций.Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

Рисунок: Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в РФ

Президент РФ  Законодательная власть Совет по научно-техническойполитике  Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию Комитет Госдумы по образованию, культуре и науке  Отдел науки и образования  аппарата Президента РФ   Российская академия наук Правительство РФ Администрации субъектов ФедерацииОтраслевые академии наук Правительственнаякомиссия по научно-технической политике Региональные советы Госкомпром РФ Миннауки и технологий РФ Минэкономики РФ Минфин РФОрганизации и учреждения академической и отраслевой науки  Государственные вузы Координационный совет (Комитет)по военно-технической политике

mipt.ru

Инновационный менеджмент миссия программы

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Миссия программы - подготовка современных управленцев, обладающих набором компетенций, позволяющих им эффективно разрабатывать и реализовывать инновационные проекты, в том числе, международные.

Набор компетенций выпускников:

  • умение эффективно разрабатывать и реализовывать инновационные проекты;
  • умение оценивать риски инновационных проектов;
  • умение проводить маркетинг инноваций;
  • знания в сфере трансфера технологий.

Учебные курсы

^

Преподаватель – Г.Э. Шапошникова, сертифицированный преподаватель Эдинбургской школы бизнеса, директор «Томского центра содействия инновациям».

^

Определение технологичного продукта. Основные аспекты, связанные с выведением на рынок и продвижением нового продукта.

^

Анализ рынка и финансовых вложений. Основные критерии выбора нового рынка. Инструментарий анализа маркетинговой информации.

^

Управление разработкой и продвижением нового продукта. Апробация на рынке и усовершенствование продукта.

Тема 4. Стратегия выведения нового продукта на рынок

Ценообразование нового продукта, анализ конкурентной среды и прогнозирование продаж. Тактический план маркетинга.

^

Рынок высокотехнологичной продукции. Особенности сотрудничества с зарубежными партнерами. Интеллектуальная собственность и ее защита на международном рынке высоких технологий.

^

Преподаватель – Л.В. Бутенко, директор ООО «Агентство интеллектуальной собственности».

Тема 1.

Понятие интеллектуальной собственности. Авторское право. Объекты авторского права. Права авторов произведений науки, литературы и искусства, виды авторских прав. Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных. Использование объектов авторского права. Авторский договор, элементы авторского договора.

Тема 2.

Патентное право. Объекты патентного права. Понятие и признаки изобретения, объекты изобретений. Понятие и признаки промышленного образца. Понятие и признаки полезной модели. Субъекты патентного права, авторы и патентообладатели объектов патентного права. Оформление патентных прав.

Тема 3.

Правовая охрана фирменных наименований. Понятие и признаки фирменного наименования. Субъекты права на фирменное наименование. Содержание права на фирменное наименование. Правовая охрана товарных знаков. Понятие и признаки товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара.

Тема 4.

Виды товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товара. Регистрация товарных знаков. Абсолютные и относительные основания для отказа в регистрации товарных знаков. Коллективный товарный знак. Оформление прав. Использование товарного знака. Предупредительная маркировка.

Тема 5.

Правовая охрана служебной и коммерческой тайны. Понятие и признаки служебной и коммерческой тайны. Субъекты права на служебную и коммерческую тайну. Передача прав на ноу-хау.

Тема 6.

Защита прав на объекты интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность как объект гражданских прав. Административные споры (недобросовестная конкуренция, защита прав в Палате по патентным спорам). Судебные споры.

^

Преподаватель – В.А. Пушных, к.т.н., доцент кафедры международного менеджмента ТПУ, директор Международного центра программ МВА ТПУ, директор Межотраслевого института повышения квалификации кадров ТПУ

^

Предмет курса "Межкультурный менеджмент". Разнообразие определений понятия "культура". Исторические сценарии развития культуры. Культурный шок. Этнокультурные стереотипы.

^

Понятие "деловая культура". Различные подходы к классификации деловых культур. Классификация деловых культур по Льюису. Моноактивные, полиактивные и реактивные культуры, особенности их компонентов: ценности, отношение ко времени, мотивация, разрешение конфликтов и пр.

^

Особенности их компонентов: ценности, отношение ко времени, мотивация, разрешение конфликтов и пр.

^

Культурные различия в зависимости от местности, религии, пола, возраста и класса. Индексы дистанции власти, коллективизма и индивидуализма, мужественности и женственности, избегания неопределенности. Практическое использование этих индексов в международном деловом сотрудничестве.

^

Определения организационной культуры. Методы изучения организационной культуры.

Влияние национальной деловой культуры на организационную культуру.

^

Деловые культуры США, Росси и Китая: ценности, отношение ко времени, мотивация, разрешение конфликтов, лидерство, принятие решений, отношение к природе и т. п.

^

Преподаватель – В.Н. Бориков, к.т.н., доцент каф. компьютерных измерительных систем и метрологии ТПУ, выпускник Президентской программы 1998 года

Тема 1.

Основы стандартизации: сущность стандартизации; нормативные документы и виды стандартов; правовые основы стандартизации; международная информационная система; гармонизация стандартов.

Тема 2.

Стандартизация в зарубежных странах: американский национальный институт стандартов и технологий; британский институт стандартов; французская ассоциация по стандар-тизации; немецкий институт стандартов; японский комитет промышленных стандартов.

Тема 3.

Международные организации, разрабатывающие стандарты: международная организация по стандартизации; международная электротехническая комиссия; международные организации, участвующие в международной стандартизации.

Тема 4.

Региональные организации по стандартизации: деятельность ЕС по стандартизации; европейский комитет по стандартизации; европейский комитет по стандартизации электротехнике; межскандинавская организация по стандартизации; международная ассоциация стран Юго-Восточной Азии; панамериканский комитет стандартов; стандартизация в рамках СНГ.

Тема 5.

Основы сертификации: основные термины и понятия; испытательные лаборатории; обязательная и добровольная сертификация; сертификация и технические барьеры в торговле.

Тема 6.

Сертификация в зарубежных странах: сертификация в Германии; сертификация во Франции; сертификация в Японии; сертификация в США.

Тема 7.

Международная сертификация: деятельность ИСО в области сертификации; международная система сертификации электротехнических изделий МЭК; Международная система МЭК по сертификации изделий электронной техники; сертификация в деятельности ЕЭК ООН; международная конференция по аккре-дитации испытательных лабораторий и международные системы аккредитации.

Тема 8.

Региональная сертификация: сертификация в ЕС; сертификация в СНГ.

^

Преподаватель –А.А. Дульзон, д.т.н, профессор кафедры международного менеджмента менеджмента ТПУ, автор 4 учебников по менеджменту.

^

Предмет, задачи и метод изучения. Структура и логика курса. История вопроса. Источники курса «Управление персоналом и организационное поведение».

^

Поведение индивидуумов и групп. Поведение личности в организации. Стресс. Моббинг – как одна из причин стресса на рабочем месте. Группы и команды и их значение. Процесс становления групп и команд и основные факторы, влияющие на эффективность работы групп. Команда верхнего уровня управления. Элементы и этапы процесса коммуникаций. Межличностные коммуникации – преграды и пути улучшения коммуникаций. Этика деловых отношений. Конфликты и управление ими. Лидерство: стиль ситуация и эффективность.

^

Понятие об организации: природа и характеристика организации. Основные принципы образования организационных структур, типы структур. Философия и стратегия управления персоналом. Принципы, методы, функции и система управления персоналом. Управление безопасностью.

^

Мотивация трудовой деятельности, удовлетворенность работой, организационное обязательство. Стратегии мотивации и мотивирования. Мотивирование и демотивирование. Пути решения проблемы мотивации персонала. Проектирование рабочего места – качество трудовой жизни. Организация работы: техники управления, практические методы улучшения управления. Психологические аспекты управления мотивацией персонала. Система вознаграждения и мотивация: распределение заработной платы, поощрительные денежные выплаты: зарубежный опыт. Мотивация и контроль менеджмента в ходе антикризисного управления. Анализ состояния системы мотивации.

^

Основополагающие документы. Делегирование, ответственность и полномочия. Контроль. Климат в организации. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом.

^

Кадровая политика организации: концепция и основные задачи. Роль и место кадровых служб в реализации кадровой политики. Формирование и использование кадрового состава. Методы диагностики персонала. Использование проективных методик. Применение методики Cases-study. Техника эффективного интервью. Конкурс как технология отбора персонала. Использование должностной инструкции при подборе, отборе персонала. Критерии оценки персонала. Анализ и расшифровка результатов диагностики. Составление идеального профиля кандидата на должность. Профессиональное развитие персонала в организации: обучение и построение личной карьеры. Анализ существующего персонала и оценка его эффективности. Аттестация персонала. Высвобождение персонала.

^

Современное российское законодательство, регулирующее трудовые отношения. Договоры на установление правоотношений со специалистами. Правовые режимы эффективного использования специалистов. Расторжение трудового договора.

^

Преподаватель – А.А.Корниенко, к.т.н, преподаватель кафедры международного менеджмента менеджмента ТПУ

Тема 1. Инновации и организационные структуры инновационного менеджмента

Основные понятия инновационного менеджмента. Классификация инноваций. Организационные структуры инновационного менеджмента. Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов, эксплерентов. Особенности малых фирм.

^

Управление работами на стадиях жизненного цикла изделия. Функционально-стоимостный анализ. Управление процессов подготовки производства новой продукции. Управление техническим уровнем и качеством новой продукции.

^

Портфель проектов. Значение и задачи анализа спроса на инновации. Сущность спроса и способы его представления. Факторы спроса. Виды спроса на новую продукцию. Методы анализа спроса.

^

Задачи и основные приемы экспертизы. Методы отбора инновационных проектов. Эффективность использования инноваций. Общая экономическая эффективность инноваций. Характеристика результатов. Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности. Эффективность затрат на инновационную деятельность.

^

Государственное регулирование инновационных проектов в России. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в России. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности.

^

Преподаватель –А.А. Дульзон, д.т.н, профессор кафедры международного менеджмента менеджмента ТПУ, автор 4 учебников по менеджменту.

^

Общественно-политическая и экономическая необходимость трансфера технологий. Существующие определения трансфера технологий - узкие и широкие трактовки. Участники трансфера технологий и его основные фазы. Главные формы трансфера технологий. Последовательные ступени трансфера технологий. Механизмы обеспечения трансфера технологий. Мотивы инноваций и инновационный процесс. Вертикальный и горизонтальный трансфер технологий.

^

Особенности трансфера технологий в случае заказных исследований и разработок (по хозяйственным договорам) и в случае выполнения госбюджетных НИОКР. Организационные структуры, посредники, маркетинг. Трансфер технологий в малый и средний бизнес. Отпочкование инновационных фирм от вузовских подразделений и подразделений НИИ.

^

Барьеры трансфера технологий внутри одной страны. Проблема отношения руководителей предприятий к трансферу технологий, проблемы информации, маркетинга, нормативной базы, финансовой поддержки.

Барьеры трансфера технологий между странами и их корни.

Защита технологий. Интеллектуальная собственность. Держатель патента. Стоимость и целесообразность патентования. Секретные ноу-хау. Соглашения о техническом сотрудничестве

^

Наиболее успешные научно-технологические парки и инкубаторы бизнеса во Франции, Германии, Великобритании, Швеции, Чехии. Модель трансфера технологий в земле Баден-Вюртемберг (ФРГ). Европейские информационные системы, агентства и компьютерные сети по трансферу технологий. Механизмы маркетинга технологий (выбор предприятия/компании и установление контактов с руководством, подготовка информации о продукте, реклама, участие в конференциях, выставках, аргументация).

^

Успешные примеры трансфера технологий в г. Томске. Законодательная, организационная и финансовая поддержка трансфера технологий. Недостатки, возможности и необходимые меры. Проблемы доработки продукта/услуги до рыночного состояния и пути их решения.

^

Оценка перспектив коммерциализации продукта или услуги на разных стадиях разработки. Критерии (технические, экологические, экономические, социальные, административные, институциональные, политические) и способы оценки. Оценка проекта трансфера технологии. Основные проблемы оценки. Примеры оценки.

БЕНЧМАРКИНГ

Преподаватель – В.А. Пушных, к.т.н., доцент кафедры международного менеджмента ТПУ, директор Международного центра программ МВА ТПУ, директор Межотраслевого института повышения квалификации кадров ТПУ

^

Понятие и история бенчмаркинга. Цели бенчмаркинга. Этапы проведения бенчмаркинга. Этика бенчмаркинга. Планирование бенчмаркинговых проектов. Внутренний и внешний бенчмаркинг. Техника бенчмаркинга. Составление планов внутреннего и внешнего бенчмаркинговых исследований. Проведение внутреннего или внешнего бенчмаркингового исследования.

^

Создание соответствующих организационных структур. Создание команды для проведения бенчмаркинга. Распределение обязанностей. Определение места бенчмаркинга в стратегии развития организации. Практические вопросы организации деятельности бенчмаркинговых подразделений. Составление проекта внедрения бенчмаркинга в деятельность организаций, в которых работают слушатели, или анализ деятельности этих подразделений, если они уже существуют.

^

Преподаватель –А.А. Дульзон, д.т.н, профессор кафедры международного менеджмента менеджмента ТПУ, автор 4 учебников по менеджменту.

^

Основные понятия и определения. Человеческий когнитивный процесс. Восприятие – оценка – реакция. Роль памяти/опыта. Ограниченная рациональность. Риск как функция вероятности события и его последствий. Риск как функция вероятности опасности события и способности противостоять ему. Риск как угроза и как шанс. Концепция прогноза рисков. Интуиция и предубеждения. Учет рисков в модели принятия решений.

^

Основные подходы к управлению рисками: «банковский» подход, «страусиный» подход, взвешенная реакция, агрессивный подход. Модель оценки рисков: идентификация рисков, анализ рисков с точки зрения вероятности проявления, опасности воздействия, способности организации/личности противостоять этим воздействиям или нейтрализовать их, классификация рисков и расстановка приоритетов, выработка альтернатив реакции на возможные риски, анализ остаточных рисков. Контроль над рисками (динамический подход). Виды рисков, их выявление, оценка и выбор альтернатив (принятие решений). Варианты классификации рисков. Технические, экономические, политические и социокультурные риски в деятельности организаций. Стратегические риски, риски в оперативной деятельности, финансовые риски, информационные риски, катастрофические риски. Рыночные и статические риски.

Подходы к определению возможных источников и факторов риска. Внешняя и внутренняя среда предприятия как источник рисков – по персоналу, по материальной сфере, по окружающей среде.

^

Принятие решений в условиях неопределенности. Максимакс, максимин и минимакс критерии. Конвертация условий неопределенности в условия риска (критерий Лапласа).

Система управления рисками и ее основные составляющие. Политика организации в отношении рисков. Таблицы анализа рисков. Карты рисков. Отображение динамики рисков. Мониторинг рисков. Уменьшение и трансфер рисков. Трансфер рисков в договорах с контрагентами и поставщиками. Подходы к распределению рисков в законодательстве развитых стран.

^

Преподаватель – В.А. Клименов, д.т.н, профессор, директор инновационного центра ТПУ

Тема 1. Общее представление и основные понятия о коммерциализации и трансфере инноваций

Исторические предпосылки развития рынка интеллектуальной собственности. Раскрываются такие основные понятия, как: инновация, трансфер, коммерциализация, интеллектуальная собственность. Показана роль рынка инноваций в формировании инновационных стратегий на макроуровне. Приведены модели рынка нововведений. Рассматриваются основные предпосылки формирования рынка ИС в настоящее время.

^

Раскрыто содержание основных этапов инновационного процесса от фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ до этапа коммерциализации и завоевания рынка. Показаны источники и особенности финансирования при создании и выводе на рынок нового продукта. Раскрыто содержание инновационных стратегий предприятия. Показаны особенности, которые следует учитывать при разработке инновационных стратегий в научно-технических организациях.

^

Раскрыты методики расчета и обоснования экономической эффективности финансирования проектов, имеющих своей целью коммерциализацию результатов НИОКР.

^

Тема посвящена вопросам подготовки инновационного проекта, презентации инновационного потенциала предприятия с целью привлечения внешних инвестиций для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Раскрывает содержание основных пунктов, включенных в структуру бизнес-предложения. Показаны особенности бизнес-планирования при разработке инновационных проектов.

^

Рассматриваются виды объектов ИС, формы защиты ИС, как путем получения охраны документов, так и в режиме ноу-хау. Разъясняются имущественные и личные неимущественные права авторов, порядок использования служебных изобретений и др.

^

Рассматриваются затратный, доходный и рыночный методы оценки ОИС, роль и примеры оценки ОИС в дальнейшем использовании ИС.

^

Виды договоров о передаче прав на ИС: лицензионные соглашения, порядок заключения, существенные условия, размер и виды лицензионных платежей; особенности вовлечения ноу-хау в хозяйственный оборот.

^

Данная тема раскрывает содержание и процедуры проведения маркетинга инновационных продуктов. Показывает особенности маркетинга при различных формах проведения НИОКР. Раскрывает методы маркетинга нововведений, инициированных потребителем.

^

Преподаватель – И.Е. Никулина, к.э.н, доцент, зав. кафедрой менеджмента ТПУ

Тема 1. Финансовый менеджмент в системе управления компанией

Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления компанией. Цель и задачи финансового менеджмента. Функции финансового менеджера в компании. Базовые концепции финансового менеджмента. Финансовые инструменты. Внешняя среда (правовая и налоговая). Информационное обеспечение финансового менеджмента.

^

Методологические основы принятия инвестиционных и финансовых решений. Денежные потоки и методы их оценки. Методы оценки финансовых активов. Оценка стоимости и доходности облигаций, простых и привилегированных акций, инструментов денежного рынка. Временная структура процентных ставок. Кривые доходности облигаций. Оценка стоимости опционов. Решения по оценке стоимости и доходности облигаций. Решения по оценке стоимости и доходности акций. Решения по оценке стоимости и доходности инструментов денежного рынка.

^

Риск и доходность финансовых активов. Формирование инвестиционного портфеля. Риск и доходность портфельных инвестиций. Инвестиционная политика компании. Оценка эффективности и риска инвестиционных проектов. Модель оценки долгосрочных активов (САРМ). Управление инвестициями в компании. Формирование бюджета капиталовложений. Принятие инвестиционных решений на основе модели оценки долгосрочных активов (САРМ).

^

Управление источниками долгосрочного финансирования. Цена и структура капитала компании. Средневзвешенная и предельная цена капитала. Теории структуры капитала. Управление собственным капиталом. Темп устойчивого роста. Производственный и финансовый леверидж. Взаимосвязь инвестиционных решений и решений по финансированию. Стоимость бизнеса. Решения по структуре капитала компании.

Распределение прибыли компании. Дивидендная политика. Решения о выплате дивидендов. Современные дивидендные политики. Формы дивидендов.

Финансовое планирование и прогнозирование. Стратегическое, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование. Финансовая стратегия. Методы прогнозирования основных финансовых показателей.

^

Управление оборотным капиталом компании. Политика в области оборотного капитала. Управление запасами. Модели управления: производственными запасами, незавершенным производством и расходами будущих периодов, готовой продукцией. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика компании). Управление денежными средствами и их эквивалентами. Анализ денежных потоков: сущность и значение. Методы составления отчетов о движении денежных средств. Модель МиллераОрра. Управление потоком платежей. Управление ликвидностью. Управление источниками финансирования оборотного капитала. Эффективность оборотных активов. Оборачиваемость и рентабельность текущих активов. Система показателей оборачиваемости оборотных активов. Основные факторы, определяющие величину и скорость оборота. Влияние оборачиваемости активов на финансовую устойчивость компании.

Тема 6. Современные аспекты финансового менеджмента

Специальные вопросы финансового менеджмента. Слияния и поглощения компаний. Оценка стоимости компании после слияния. Финансовый менеджмент в условиях инфляции. Банкротство компании и ее финансовая реструктуризация. Антикризисное управление. Международные аспекты финансового менеджмента. Экономические выгоды и издержки слияний.

fs.nashaucheba.ru