ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Политика финансового менеджмента


Проблемы финансового менеджмента

Что такое финансовый менеджмент?

Понятие финансового менеджмента известно давно, с середины 19 века, данная наука зародилась еще на Западе, а до России дошла совсем недавно.

Определение 1

Финансовый менеджмент представляет собой механизм управления организацией, который ориентирован на быстрые изменения, происходящие в рыночной среде.

Надо отметить, что данный механизм управления финансами достаточно гибкий, за счет этого и играет важную роль в деятельности фирмы, так как способен максимально быстро и качественно приспособить работу компании в зависимости от условий внешних и внутренних факторов.

Замечание 1

Финансовый менеджмент предполагает активное использование современных ресурсов общества и рынка, что делает предприятие более конкурентоспособным. Такими ресурсами являются: информационные технологии, современные управленческие решения, инновации и т.д.

Особенности финансового менеджмента

Финансовый менеджмент, как наука, имеет ряд особенностей:

  • Финансовый менеджмент строит свою политику таким образом, чтобы достигать намеченных стратегических целей компании. В реализации своих целей финансовый менеджмент использует различные стратегии и тактики, которым следует на протяжении всей работы;
  • Финансовый менеджмент позволяет руководству компании не распыляться на разные направления деятельности, а именно сконцентрироваться на определенных действиях и вопросах, что в итоге приводит к желаемым результатам;
  • Финансовый менеджмент на предприятии должен реализовываться не как отдельный элемент системы, а как часть системы, то есть с учетом всех направлений деятельности фирмы. Финансовый менеджмент как элемент общей системы призван наладить процесс работы этой системы по средствам финансовых инструментов;
  • Финансовый менеджмент направлен на решение вопросов инвестирования и финансирования. В основе этого лежит система принятия решений о вложении денежных средств компании в инвестиционные проекты, тогда как финансовая система должна найти средства на реализацию этих предложений;
  • Финансовый менеджмент призван оптимизировать финансовую структуру организации;
  • Финансовый менеджмент говорит о разделении в управлении финансовой системой. В управлении финансовой системой фирмы необходимо четко разделять два понятия «прибыль» и «денежные потоки», управление в этих областях и формирование этих показателей, и их анализ – это два разных направления деятельности;
  • Финансовый менеджмент призывает к тому, что необходимо принимать решения комплексным методом, то есть все управленческие решения должны быть совместными, необходимо оценивать степень влияния одного решения на другое и наоборот, в целом это приведет к положительным финансовым результатам деятельности компании.

Проблемы финансового менеджмента

Финансовое управление сложная и многогранная задача, которая стоит перед всеми руководителями предприятий различных сфер деятельности. Зачастую это задача решается без систематического подхода, а также в условиях непрофессионализма и некомпетентности людей, занятых в финансовой сфере предприятий.

Замечание 2

Финансовые ресурсы компании требуют систематизации, учета, анализа, планирования ит.д., без этих действий невозможна успешная функциональность организации.

На сегодняшний день в финансовом менеджменте выделяют ряд ключевых проблем, которые не дают развиваться этому виду деятельности на современных предприятиях:

  1. Руководство компании не видит и не ставит перед собой конкретные цели и задачи по их достижению. Цели не носят ясный и конкретный характер, ввиду этого получается распыление деятельности по разным направлениям, что не приводит к желаемым результатам;
  2. Неправильное прогнозирование и оценка текущих затрат компании. Чаще всего руководители упускают этот момент своей деятельности, когда текущие затраты определены неверно, из-за чего в дальнейшем растут общие расходы предприятия, как следствие себестоимость производимой продукции, а затем и меняется ценообразования и другие процессы;
  3. Неопределенная стратегия, невыработанная тактика компании. Это рано или поздно приводит компанию к финансовому и хозяйственному убытку, так как изначально не были определены цели и конечные результаты стратегического действия;
  4. Плохо налаженный процесс передачи информации от одного источника к другому. Это ведет к потере части информационного сообщения, недостоверности принятой информации, и, как следствие, потере времени и финансов компании из-за неверно принятых управленческих решений;
  5. Негибкая финансовая политика компании. На фирму воздействуют внешние и внутренние факторы, особенно это касается внешних факторов, которые напрямую влияют на работу предприятия. Если финансовая политика не может быстро и качественно перестроится под воздействием внешних факторов, то рано или поздно, это приведет к финансовым потерям и неэффективной финансовой политике в целом;
  6. Нет ответственных за принятие финансовых управленческих решений. Руководство предприятием должно понимать, что чаще всего решения необходимо принимать быстро и четко, согласования требуют только вопросы на макроуровне организации, поэтому необходимо назначать ответственные лица, способные адекватно решать проблемы финансового характера в нужные сроки;
  7. Отсутствие системы оценки рискованных операций компании. Необходимо постоянно вести политику оценки рисков по тем или иным направлениям деятельности фирмы, без нее финансовая система может сильно пострадать;
  8. Грамотное управление всеми финансовыми потоками фирмы. В данном случае руководству компании необходимо задуматься над тем, кто в организации занимается финансами, способен ли этот сотрудник грамотно и эффективно управлять.

Таким образом, в финансовом менеджменте предприятия есть ряд проблем, которые необходимо решать руководителям не только по мере их поступления, но и заранее определять политику по мере их невозникновения и оперативного разрешения.

spravochnick.ru

Финансовая политика предприятия и место финансового менеджмента в ней.

РАЗДЕЛ 2. Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций, учебник).

 

ТЕМА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Развитие теории финансового менеджмента.

2. Финансовая политика предприятия и место финансового менеджмента в ней.

3. Понятие «финансового менеджмента». Два типа решений в финансовом менеджменте.

4. Функции финансового менеджмента.

5. Принципы организации финансов предприятия и финансового менеджмента.

Развитие теории финансового менеджмента

Первые монографии по финансовому менеджменту появились в начале 60-х годов XX в. В этих трудах были соединены базовые раз­делы теории финансов с аналитическими аспектами бухгалтерского учета в рамках методологии общей теории управления. Синтез теории управления, теории финансов и аналитического аппарата бухгалтерс­кого учета дал, как оказалось, весьма полезное для практики новое зна­ние — финансовый менеджмент. Путь к этой области финансовой на­уки был долог и очень труден.

Многие годы классическая теория признавала единственную цель предприятия — максимизацию прибыли. Впервые в мировой науке эта цель была обоснована в 1838 г. французским экономистом А. Курно. Затем уже англосаксонская школа распространила эту теорию на усло­вия совершенной конкуренции. Именно с вопроса о выражении конеч­ного результата бизнеса, ставшего главным объектом профессиональ­ного управления, началось становление финансового менеджмента, которое получило отражение в современных учебниках.

С исторической точки зрения в эволюции финансового менед­жмента обычно выделяют три периода, или этапа, эволюции теории финансового менеджмента.

Первый этап (1930—1950 гг.), на который наложила отпечаток Великая депрессия и Вторая мировая война, характеризовался акцен­том ученых на диагностике банкротства, оценке финансового состо­яния предприятий посредством коэффициентного анализа, унифика­ции биржевых правил торговли финансовыми активами, на обоснова­нии методологических основ управления денежными потоками.

Второй этап (1950—1980 гг.) — это период расцвета теории финан­сового менеджмента. В этот период были разработаны теоретические и методические основы бюджетирования, портфельной теории, модели оценки финансовых активов с учетом рисков, теории структуры и стои­мости капитала, теоретические основы дивидендной политики (разрабо­таны Дж. Линтнером в 1956 г.), риск-менеджмента. Завершился этот пе­риод разработкой методологии и методик оценки бизнеса.

Теории, разработанные в начале второго периода, некоторое вре­мя устраивали практикующих финансистов. Однако, если на протя­жении 60-х годов XX в. размер прибыли на акцию в расчете на год, квартал или даже месяц был в центре всеобщего внимания, то позже многие осознали, что по мере усложнения бизнеса этот показатель нена­дежен. Нараставшие проблемы ликвидности и рисков, вызванные чере­дой нефтяных шоков, требовали их адекватного отражения в прием­лемых для практики концепциях. Это дало импульс целой плеяде выдающихся исследователей проблем рисков, часть которых были удо­стоены Нобелевской премии. Однако после мирового долгового кри­зиса в начале 80-х годов XX в. наработанный практикой аппарат управ­ления финансами начал давать сбои. Это и обусловило переход к третьему этапу эволюции финансового менеджмента.

Третий этап (с 1980 г. по настоящее время) характеризуется разработкой семейства финансовых инноваций, вызванных процесса­ми глобализации бизнеса и бурным развитием информационных техно­логий, разработкой концепций управления стоимостью компании и моделей интегральной оценки эффективности компаний.

 

Финансовая политика предприятия и место финансового менеджмента в ней.

Финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики. Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика относится к надстроечным категориям как особая область человеческой деятельности [21, с. 16].

Правомерное отнесение финансовой политики предприятия к особой области человеческой деятельности предопределило субъективное отношение к данной категории со стороны финансистов. При этом необходимо отметить, что, как правило, определение финансового менеджмента даётся в базовых учебниках известными учёными-экономистами, в то время как финансовую политику предприятия определяют финансисты-практики в периодической литературе.

На наш взгляд, финансовая политика предприятия - это надстроечная финансовая категория, определяющая стратегические перспективы развития предприятия и являющаяся фундаментальной в процессе функционирования предприятия на долгосрочную перспективу. При этом в финансовой политике предприятия целесообразно отразить основные принципы организации финансового менеджмента.

Проблема определения места финансовой политики в структуре управления предприятием представляет сегодня практический характер, так как любому предприятию для успешного ведения дел, нацеленному на долгосрочную перспективу, необходимо сформировать финансовую политику предприятия и далее осуществлять её реализацию, посредством стратегического и тактического финансового менеджмента (рис. 1.1.)

Рис. 1.1. Место финансовой политики в структуре управления предприятием.

Мы считаем, что стратегическим финансовым менеджментом является сфера деятельности, нацеленная на реализацию долгосрочных перспективных решений в области управления капиталом, позволяющая предопределить возможные изменения состава и структуры капитала, и форма управления процессом финансирования расширенного воспроизводства. Критерием успеха стратегического финансового менеджмента является величина капитала, обеспечивающая накопление.

Соответственно, тактический финансовый менеджментпредставляет собой форму управления процессом формирования и использования фондов денежных средств, совершение текущих платежей и расчётов. Критерием успеха тактического финансового менеджмента является стыковка долгосрочных и краткосрочных финансовых целей, а также процент реализации краткосрочных финансовых целей предприятия с наименьшими затратами в текущем периоде.

Таким образом, стратегический финансовый менеджмент неразрывно связан с тактическим финансовым менеджментом, т.к. краткосрочные финансовые цели развития предприятия необходимо выстраивать в соответствии с долгосрочными.

 

stydopedia.ru

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ — МегаЛекции

 

Финансовая политика является составной частью общей социально-экономической политики государства и включает в себя такие понятия, как концепция государственной деятельности в области финансов и кредита, финансово-кредитный механизм, а также управление финансово-кредитной системой страны.

Основу финансовой политики государства составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают достижение основных целей, вытекающих из сущности и функций финансов и характерных особенностей экономического и социального развития страны.

Главными целями социально-экономической политики Российской Федерации на период до 2000 года являются:

► Достижение к концу столетия устойчивого экономического роста не ниже 5 процентов в год.

► Осуществление комплекса институциональных преобразований, необходимых для эффективного функционирования рыночной экономики.

► Обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в производстве и экспорте. Повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности предприятий.

► Рост реальных доходов и потребления населения.

Намеченные государством стратегические направления основываются на оценке фактов стабилизации экономической ситуации и задачах перехода к устойчивому росту. Ожидается, что позитивные процессы будут закреплены за счет реализации мер государственной политики, направленных на комплексное проведение экономических и социальных реформ. Финансовая политика будет ориентирована на финансовую стабилизацию и обеспечение устойчивости на российских финансовых рынках, поддержание стабильности национальной валюты, изменение инвестиционного климата в экономике.

Необходимым условием роста национальной экономики является проведение эффективной налоговой политики. Для этого с 1999 г. должен быть введен в действие Налоговый кодекс. Намечаемая налоговая реформа призвана упростить всю систему сборов и обязательных платежей и существенно повысить собираемость налогов.

К важным целям финансовой политики относятся также укрепление финансовой и платежной дисциплины, преодоление бюджетного кризиса, последовательное снижение уровня инфляции, проведение реформирования предприятий.

Исходя из сущности и функций финансов, государство в процессе реализации финансовой политики осуществляет построение финансово-кредитного механизма, адекватного сложившимся условиям социально-экономического развития.

Финансово-кредитный механизм представляет собой систему управления, и его успешное функционирование прямо связано с использованием категорий теории управления производством. Однако раскрыть сущность финансово-кредитного механизма довольно сложно, поскольку закономерности управления финансами исследованы еще недостаточно. Причина такого положения состоит в недооценке основных достижений теории управления производством, которая дает методологию подхода к решению актуальных для всего народного хозяйства проблем усиления воздействия финансов и кредита на производство.

Сущность управления раскрывается в функциях. Функции управления — это определенный вид деятельности в управлении, обособившийся в процессе специализации управленческого труда. К их числу относятся: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль. В сфере управления финансами функции управления имеют свое специфическое содержание.

Планирование. Планирование — это научное предвидение хода развития и определение путей осуществления расширенного воспроизводства. Финансовое планирование является органической составной частью планирования экономики страны. Оно обеспечивает взаимное согласование его отдельных элементов, способствует выявлению и мобилизации имеющихся в хозяйстве внутренних резервов. Финансовое планирование в управлении финансами играет ведущую и направляющую роль и осуществляется на основе планов, отражающих формы и методы распределения финансовых и кредитных ресурсов в отдельных звеньях финансово-кредитной системы.

Основным финансовым планом страны является государственный бюджет России, в котором сосредоточена большая часть финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства для реализации его финансовой политики. На стадии планирования доходов и расходов госбюджета устанавливается необходимая взаимосвязь с финансовыми планами предприятий и отраслей народного хозяйства, финансовыми планами организаций имущественного и личного страхования, кредитными планами. При этом планирование показателей финансовых и кредитных планов посредством регулирования условий налогообложения существенно зависит от показателей госбюджета, поэтому бюджетное планирование занимает центральное место в финансовом планировании.

Процесс управления финансами предприятий и хозяйственных организаций — другого важного звена единой финансово-кредитной системы — начинается с составления каждым предприятием финансового плана, входящего заключительным разделом в бизнес-план, в котором отражаются в денежной форме доходы, расходы и финансовые результаты производственной и прочих видов хозяйственной деятельности. Финансовые планы предусматривают на планируемый период формирование и расходование фондов денежных средств, тем самым предопределяется весь процесс управления их финансами.

Управление страховым, кредитным и другими звеньями финансово-кредитной системы также осуществляется согласно финансовым планам. При этом в каждом звене финансовой системы планирование выступает ведущей функцией управления.

Организация. Эта функция управления финансами выражается прежде всего в выборе и формировании системы органов управления, порядке их подчиненности, установлении прав и обязанностей каждого органа. В более широком смысле данная функция Предполагает также выработку новых методов воздействия на улучшение результатов производства, например выбор методов изъятия чистого дохода в бюджет, сочетание различных форм финансирования, внедрение прогрессивных видов банковских услуг, совершенствование денежных расчетов и т.д. Результат выполнения функции организации заключается в создании структуры органов управления, закрепленной в соответствующих положениях, должностных инструкциях и других нормативных документах.

Координация. В области управления финансами координация означает обеспечение единства действий финансовых органов по устранению диспропорций в предусмотренном планом порядке формирования и расходования фондов денежных средств. Эти диспропорции возникают вследствие изменений хозяйственных условий. Так, в управлении финансами предприятий координация проявляется в современном выявлении причин невыполнения финансового плана и выработке предложений по финансовому оздоровлению предприятия, изыскании дополнительных источников финансирования и кредитования в развитие производства, а также в ликвидации временных финансовых затруднений.

Исполнение госбюджета при образовавшейся недоимке за предприятиями и организациями по платежам в бюджет может привести к такой форме координации, как секвестр расходов бюджета.

Стимулирование. Выполняя данную функцию, органы управления связывают трудовую активность людей с удовлетворением их материальных и духовных потребностей.

В современных экономических условиях использование материальной заинтересованности стало объективной необходимостью. Стимулирование деятельности работников происходит путем удовлетворения их общественных, коллективных и личных интересов. Финансы, представляя собой систему экономических отношений, тесно связаны с экономическими интересами отдельных работников предприятий и коммерческих организаций, акционеров акционерных обществ.

Общество заинтересовано в развитии производства и успешном претворении на этой основе финансовой политики государства в области финансирования жилищного строительства, социального обеспечения, повышения уровня образования и культуры. Эти общественные интересы удовлетворяются посредством отчисления части финансовых ресурсов предприятий в государственный бюджет. С этой же целью в госбюджет перечисляется часть доходов граждан в форме налогов с населения.

В рыночных условиях хозяйствования стимулирование как функция управления объективно исходит из основной цели предпринимательской деятельности, связанной с получением прибыли. Заинтересованность в конечных результатах финансово-хозяйственной деятельности может выражаться в увеличении оплаты труда, получении дивидендов по акциям акционерных обществ, установлении справедливой системы налогообложения, соблюдении экономически целесообразных пропорций в распределении чистой прибыли предприятий на накопление и потребление.

Стимулирование означает и определенную материальную ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации материальной ответственности на практике различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников.

Конкретной формой материальной ответственности на предприятии могут быть пени, неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств, несвоевременном погашении банковских ссуд, неплатежах в бюджет. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. К руководителям предприятий система штрафов применяется в случае нарушения хозяйственного законодательства. К отдельным работникам предприятий и хозяйственных организаций применяются штрафы, лишение премий, увольнение с работы при нарушении трудовой дисциплины.

Контроль как функция управления в сфере финансовых отношений основан на общих принципах системы государственного контроля.

Формы финансового контроля определяются требованиями финансовой политики государства. Финансовая система государства охватывает все виды фондов денежных средств как на федеральном, так и на региональном уровне, а также на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства и выполнения им своих функций по управлению экономикой. Прежде всего это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью предприятий и государственных организаций.

Контроль за финансами негосударственного сектора экономики направлен на выполнение денежных обязательств перед государством, прежде всего по налогам и обязательным налоговым платежам, соблюдение законности и целесообразности в расходовании выделяемых предприятиям бюджетных субсидий и кредитов, а также на соблюдение установленных государством правил ведения денежных расчетов, учета и отчетности.

Социально-экономические реформы, проводимые в России начиная с 1990 г., привели к кардинальным изменениям финансового контроля в стране, вызванным изменением роли государства в управлении экономикой. Сфера государственного финансового контроля постоянно уменьшалась. Объектом контроля все в большей степени становились макроэкономические процессы. Одновременно расширялась сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, инвестиционных фондов и кредитных организаций.

Дальнейшее развитие финансового контроля и его роли в управлении экономикой во многом зависит от создания новой законодательной базы, обеспечивающей его проведение современными методами и на новом качественном уровне.

Рассмотренные функции в системе управления финансами выступают не изолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости. Так, еще на стадии планирования в процессе составления финансовых планов устанавливается контроль за полнотой выявленных в хозяйстве резервов и эффективным использованием имеющихся средств. Одновременно деятельность предприятий стимулируется на выполнение финансовых планов, а выявленные в результате финансового контроля резервы закладываются в план.

В системе управления финансами большое внимание уделяется развитию и совершенствованию методов воздействия финансов и кредита на обеспечение экономического роста. Финансовый метод можно определить как способ воздействия на финансовые и экономические отклонения в процессе принятия управленческих решений. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании фондов денежных средств, а также в процессе контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов. Финансовый рычаг представляет собой конкретный прием управленческого воздействия финансового метода.

На производство активно воздействуют как государственные финансы, так и финансы предприятий и хозяйственных организаций. Механизм этого воздействия проявляется в планировании, стимулировании, контроле за ходом производства. В решении задач управления финансами экономические методы управления органически связаны с социально-психологическими методами. Обоснованный выбор и рациональное сочетание методов управления необходимы для построения действенного финансового кредитного механизма.

Правильное понимание взаимодействия науки о финансах с наукой об управлении позволяет при характеристике финансово-кредитного механизма применять системный подход. Такой подход к управлению финансами предполагает разработку целей и задач, стоящих перед финансовой системой, исходя из всестороннего анализа объективных потребностей производства и перспектив финансовой политики. Системный подход в управлении финансами должен определить оптимальные для конкретного этапа развития экономики средства и способы достижения указанных целей и задач. В частности, это должно проявляться в совершенствовании структуры органов управления финансами, удешевлении содержания персонала управления, устранении дублирования в их работе, ликвидации противоречий в характере воздействия отдельных финансовых методов на рост производства.

Рассматривая финансово-кредитный механизм с учетом требований системного подхода, следует знать, что как система управления он представляет собой не произвольный набор методов, рычагов и стимулов, не механическую их сумму, а их определенную совокупность, которая обладает новым качеством, имеет новые свойства, отличные от свойств составляющих ее элементов. Например, система финансов финансово-промышленной группы качественно отличается от системы финансов отдельного предприятия или банка благодаря большей концентрации финансовых ресурсов, объединению целей и задач по их эффективному использованию. Новое качество системы получено не в результате простого суммирования финансовых ресурсов предприятий и банка, а путем взаимодействияих объединенных ресурсов на основе концентрации и специализации. Наличие системного, по терминологии общей теории системы, интегрального качества, отличного от свойств и качеств образующих элементов, является признаком финансово-кредитного механизма как системы управления.

Финансово-кредитный механизм как система управления имеет соответствующий состав определенных компонентов или частей, обычно называемых подсистемами. Это система в системе более высокого порядка. Так, финансово-кредитный механизм допустимо рассматривать в качестве подсистемы управления экономикой страны. В свою очередь, финансово-кредитный механизм управления включает подсистемы различного уровня, структурно соответствующие составу финансово-кредитной системы России.

Существенной стороной системного подхода к пониманию сущности финансово-кредитного механизма является обязательное разделение системы на две части подсистему управляющую и подсистему управляемую. Управляющая подсистема – это субъект управления финансами, или финансово-кредитный механизм. В то же время финансы суть не только средство управления, но и объект управления, т.е. управляемая система.

Еще один аспект системного подхода заключается в необходимости учета внешней но отношению к системе управления среды. Для финансово-кредитного механизма управления внешней средой будут системы управления других компонентов экономического механизма, вся совокупность товарно-денежных отношений с присущими им стоимостными категориями, экономическими методами, рычагами и стимулами. Таким образом, сложившийся в современных экономических условияхфинансово-кредитный механизм представляет собой систему финансовых и кредитных методов и рычагов управления в целях реализации финансовой политики.

Необходимое условие успешного функционирования финансово-кредитного механизма — это формирование и выбор рациональной его структуры. В смысле организации под структурой управления понимается система органов управления.

Управление финансами осуществляется как органами государственной власти, так и специальными финансовыми органами управления. Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Государственные органы общей компетенции рассматривают и утверждают федеральный бюджет России, а также законы о налогах, сборах и других обязательных платежах, в том числе и определяющие финансовую политику страны, например Бюджетный и Налоговый кодексы. Они устанавливают предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Важнейшим специальным органом управления финансами страны является Министерство финансов Российской Федерации и его структурные подразделения на местах. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, согласно которому Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Положением определены основные задачи Министерства финансов, его функции, права, порядок назначения и освобождения министра финансов, его обязанности и права. Важным для выполнения Министерством функций специального органа управления является предоставление ему права издания в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ, приказов, инструкций и иных нормативных правовых актов.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:

► Совершенствование бюджетной системы, развитие бюджетного федерализма.

► Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики.

► Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны.

► Разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения.

► Составление программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом.

► Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков.

► Осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.

► Обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом.

Важнейшими департаментами Министерства финансов РФ являются: бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета; отраслевые департаменты финансирования промышленности и других отраслей народного хозяйства; департаменты охраны природы, оборонного комплекса; контрольно-ревизионное управление, имеющие территориальные органы на местах.

На общегосударственном уровне система управления финансами страны включает также следующие специальные органы управления: Государственный таможенный комитет РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Федеральную службу налоговой полиции РФ, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг РФ, исполнительные дирекции (правления) внебюджетных фондов социального назначения. Важная роль в реализации финансовой политики страны отводится Центральному банку России.

Правильно сформулированная финансовая политика и хорошо отлаженный финансово-кредитный механизм, учитывающий требования системного подхода к его построению и функционированию, представляют собой всего лишь необходимые условия для эффективного управления финансами. Для того чтобы поставленные цели и способы их достижения составили единый процесс управления, необходим профессиональный менеджмент.

В общем виде менеджмент определяется как процесс управления, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. В области управления финансами менеджмент предлагает творческое выполнение функций планирования, организации, координирования, стимулирования и контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.

Финансовый менеджмент — это процесс управления путем использования способов воздействия финансово-кредитного механизма на финансовые ресурсы в целях реализации финансовой политики. Отдельные направления финансового менеджмента определяются объектом управления. При единстве сущности процесса управления во всех звеньях финансово-кредитной системы страны специфические формы и метод воздействия на финансовые ресурсы могут быть различны при управлении государственными финансами и кредитом, страховым и банковским делом, финансами предприятий.

Специфика решаемых задач предопределяет сложный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности составляют главное содержание труда категории работников, называемых менеджерами.

У менеджеров особый предмет труда — информация, преобразуя которую они принимают управленческие решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. К финансовой информации относятся различные сведения о формировании и расходовании фондов финансовых ресурсов и контроле за целевым и эффективным их использованием.

Финансовый менеджер, обладающий достаточно высокой квалификацией, всегда стремится получить достоверную информацию и использовать ее в процессе принятия своих решений. Наличие у финансового менеджера надежной деловой информации позволяет своевременно принимать решения об управлении финансами с целью реализации задач финансовой политики.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Что такое финансовая политика и каковы ее цели?

2. Охарактеризуйте функции управления и взаимосвязь функций управления с понятием финансово-кредитного механизма.

3. Какие основные задачи решает Министерство финансов российской Федерации при управлении финансами страны?

4. Дайте понятие финансового менеджмента.

 

Глава 2.

megalektsii.ru

Политика управления финансовыми - Энциклопедия по экономике

I Политика управления финансовыми инвестициями  [c.187]

Политика управления финансовыми инвестициями представляет собой часть общей инвестиционной политики предприятия, обеспечивающая выбор наиболее эффективных финансовых инструментов вложения капитала и своевременное его реинвестирование.  [c.302]

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ  [c.303] Разработанная политика управления финансовыми инвестициями предприятия определяет основные параметры инвестиционной деятельности предприятия в этой сфере и ее важнейшие критерии.  [c.306]

ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ  [c.237]

ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ — часть общей финансовой стратегии предпри-  [c.237]

Политика управления финансовыми инвестициями является частью общей инвестиционной политики предприятия. В рамках политики управления финансовыми инвестициями осуществляется выбор наиболее эффективных финансовых инструментов для вложения капитала, своевременного принятия решений по его реинвестированию. Анализ и оценка финансовых инвестиций выступают ключевыми составляющими в целях обеспечения эффективного оперативного управления портфелем финансовых инвестиций и разработки стратегических подходов к его развитию.  [c.371]

В условиях современного капитализма резко повышается роль системы управления государственными финансами. В неё входят разработка и принятие финансового, бюджетно-налогового законодательства (наряду и в соответствии с положениями конституции и с законами по общеэкономическим проблемам) разработка финансовой стратегии и мероприятий финансовой политики финансовое планирование и прогнозирование, координирование кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики управление финансовой деятельностью различных государственных учреждений и её координирование проектирование бюджетов по доходам и расходам сбор налогов и осуществление расходов выпуск займов (подготовка и продажа ценных бумаг государства) обслуживание займов (уплата процентов, реструктуризация государственных финансовых обязательств) и др. виды деятельности.  [c.291]

Содержание политики управления финансовыми рисками  [c.131]

Политика управления финансовыми денежными потоками  [c.48]

Политика избежания финансовых рисков Политика управления финансовыми рисками  [c.48]

С учетом рассмотренных принципов на предприятии формируется специальная политика управления финансовыми рисками.  [c.443]

Политика управления финансовыми рынками представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы мероприятий по нейтрализации воз-  [c.443]

СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ  [c.445]

РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ - система управления рисками на предприятии предусматривает использование методов и инструментов, направленных на идентификацию рисков, расчет вероятности их возникновения, определение возможного размера финансовых потерь, профилактику, внутреннее и внешнее их страхование. В процессе финансовой деятельности P.M. осуществляется в соответствии с политикой управления финансовыми рисками.  [c.165]

Политика управления финансовыми рисками 135  [c.227]

Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики (основу которой составляет прогноз изменений порядка и условий финансирования и последствий таких изменений) в целях оптимального управления финансовой системой.  [c.26]

Субъекты РФ в целях осуществления бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с собственным законодательством. Муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления его средствами создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии со своим уставом и законодательством РФ.  [c.212]

Приведенная логика выделения разделов финансового менеджмента может быть наглядно интерпретирована с помощью баланса компании, представляющего собой одну из наиболее полных и эффективных моделей описания ее имущественного и финансового положения актив баланса показывает, во что инвестированы средства компании пассив — каковы источники этих средств. Из рассмотрения баланса наглядно видно, что каждое из трех вышеописанных ключевых направлений может быть далее структурировано с той или иной степенью детализации. В частности, инвестиционная политика включает в себя не только управление финансовыми активами, но и основными средствами и оборотными активами, а также оценку инвестиционных проектов.  [c.277]

Концептуальные основы финансового менеджмента — совокупность теоретических построений, определяющих логику, структуру и принцип функционирования системы управления финансовой деятельности предприятия в контексте окружающей политико-экономической среды.  [c.302]

Деятельность казначея направлена на решение глобальных вопросов по обеспечению финансовой устойчивости компании. Казначей управляет вверенным ему капиталом предприятия, т.е. формирует его оптимальную структуру, проводит оценку затрат на капитал, управляет денежным оборотом, привлекает краткосрочные и долгосрочные кредиты, организует расчеты с покупателями. Для привлечения краткосрочных и долгосрочных источников финансирования казначей постоянно поддерживает контакты с кредиторами, акционерами, инвесторами, страховщиками ценных бумаг и выпущенных облигаций. В функции казначея входит управление имущественными ценностями (товарно-материальными запасами) и долгами предприятия, финансовое планирование, разработка кредитной политики, управление инвестиционным портфелем. Казначей концентрирует свои усилия на поддержании ликвидности предприятия, получая денежные средства по обязательствам и приумножая фонды для достижения цели компании. В то время как контролер уделяет особое внимание прибыльности, казначей следит за движением наличности, управляя дебиторской задолженностью и платежами компании. Постоянно находясь в центре этих вопросов, казначей может своевременно увидеть признаки банкротства и предупредить его.  [c.250]

Показатель чистого кредитования (кредитование минус погашение) включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях проведения государственной политики, с финансовыми требованиями к другим секторам экономики (предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала). При осуществлении операции кредитования между различными структурами и уровнями государственного управления одна из сторон, участвующих в операции (кредитор), показывает кредитование, а другая (заемщик) — заимствование с целью финансирования дефицита.  [c.218]

Для финансового менеджера огромную роль играет и знание логики анализа производственных запасов. Не вдаваясь подробно в методику анализа, отметим только, что в ее основе лежит, в частности, понимание принципов представления запасов в отчетности. В зависимости от того, какие методы учета запасов (или себестоимости продукции) определены учетной политикой хозяйствующего субъекта, возможна различная оценка средств, вложенных в запасы, а следовательно, и различные значения параметров, участвующих в определении оптимальной политики управления ими.  [c.449]

Кроме того, немаловажным фактором признаются интересы не только пользователей отчетности, но и ее составителей. Так, например, для организации основной задачей учетной политики применительно к налоговому учету может стать минимизация налогообложения, а применительно к финансовому учету — управление финансовыми характеристиками (рентабельностью, ликвидностью, финансовой устойчивостью и т. п.) как условие достижения максимальной привлекательности организации для инвесторов, банков и других контрагентов.  [c.547]

Удалось ли конкурентам сократить эти финансовые средства благодаря Политике управления разными (или лучшими) активами  [c.318]

Переход к рынку, создание предпринимательской среды, как уже отмечалось в гл. 1. значительно расширили круг финансовых отношений предприятий, выдвинув на первый план управление собственным и привлеченным капиталом, определение его цены и структуры, обоснование эффективности проектов, разработку дивидендной политики и финансовой стратегии, т. е. все то, что уже давно составляло предмет западной теории финансового менеджмента.  [c.51]

Этот этап управления финансовой деятельностью предприятий характеризовался жесткой финансово-кредитной политикой, обеспечивающей контроль бюджетного дефицита и денежной эмиссии, соблюдение твердой зависимости результатов работы и объема средств, направляемых на оплату труда, производственное и социальное развитие. Налоговая система позволила предприятиям накапливать финансовые ресурсы, но не решила главного — проблемы собственности. Имущество предприятий по-прежнему принадлежало государству. Относительная экономическая обособленность денежного оборота предприятий не устраняла обезличивания финансовых ресурсов.  [c.35]

В главе 17 мы обнаружили, что политика управления задолженностью редко имеет значение на хорошо функционирующих рынках капитала. Однако совсем немногие финансовые менеджеры воспринимают такой вывод как руководство к практическим действиям. Если политика управления заемным капиталом не имеет значения, о ней не стоит беспокоиться — решения по финансированию можно делегировать "мелким сошкам". Но финансовых менеджеров все же заботит политика управления задолженностью. В данной главе объясняется почему.  [c.455]

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию (организации)—должнику. А.у. появилось с началом перехода отечественной экономики к рынку. По своей природе А.у. — мик-роэкон. категория и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне организации (при ее оздоровлении или ликвидации). История становления и развития рыночной экономики в западных странах доказывает неравномерность процесса функционирования организации (предприятия), колебания объемов производства и сбыта. Возникновение глубоких спадов производства характеризуется как кризисная ситуация и рассматривается как некая общая закономерность, тесно увязанная с характером жизненного цикла организации и которая может возникнуть на любой из его стадий. Однако реализация всей процедуры А.у. начинается лишь на этапе резкого спада, который характеризуется, как правило, неплатежеспособностью предприятия. Механизм А.у. предприятия-должника включает диагностику финансового состояния и оценку перспектив развития бизнеса предприятия маркетинг антикризисную инвестиционную политику, управление персоналом, производственный менеджмент организацию ликвидации предприятия.  [c.13]

Излагаемая ниже методика основывается на ряде принципиальных положений. Л Современная наука и практика управления финансами не дают четко определенного 1шбоснованногосостав(1 финансовых показателей деятельности npednpiiHinuii. Оценивая влияние учетной политики на финансовые показатели, следует учитывать ее воздействие на такие показатели, относимые к финансовым, исходя из  [c.113]

Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740). Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев (1686-1750). В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.  [c.18]

economy-ru.info

Общее по финансовому менеджменту

Финансы и их состав

Финансы — это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др.

Подробнее...
 

Финансы хозяйствующих субъектов. Основные функции финансов

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования, структуризации, использования их денежных фондов; являясь ведущим звеном всей финансовой системы общества, они формируют основной массив его финансовых ресурсов. Финансы предприятий тесно взаимосвязаны с финансовым положением государства и состоянием денежных доходов населения. Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя отношения, связанные с формированиеми движением:

Подробнее...
 

Финансовый механизм хозяйствующих субъектов

Финансовый механизм — это способы использования финансовых ресурсов, а также форма организации финансов предприятия. Использование финансовых ресурсов осуществляется посредством применения финансовых методов, приемов, рычагов, инструментов, принципов и предполагает соответствующее правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Подробнее...
 

Финансовые инструменты и Предмет финансового менеджмента

Финансовые инструменты представляют собой рыночные финансовые обязательства, финансовые ресурсы, формы авансирования и инвестирования капитала. Финансовые инструменты соответствуют трем сегментам финансового рынка. Основными группами финансовых инструментов являются денежные средства, их заменители (чеки, векселя, золото и др.), инструменты рынка капитала, его заменители и производные (кредитные инструменты, долговые ценные бумаги, акции и пр.). Главное отличие финансовых инструментов от различных платежных, расчетных и других финансовых документов состоит в их торгуемостина финансовом рынке.

Подробнее...
 

Функции управления финансами предприятия

Финансовый менеджмент реализуется в присущих ему функциях и имеет выраженную специфику -управление денежными потоками, поэтому его функции предопределены задачами финансов предприятий. Планирование финансов — это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия.
Подробнее...
 

Финансовый менеджмент как наука

Система управления корпоративными финансами в последние годы кардинально изменилась. Однако научно-методическое обеспечение устарело. Этим и был вызван бурный рост данной науки в последние годы. Особенностями финансового менеджмента являются его нетрадиционность и новизна для российских условий.

Подробнее...
 

Основные цели и задачи управления финансами предприятия

Цели финансового менеджмента вытекают из целей хозяйствующего субъекта и его экономической стратегии. Следовательно, цели финансового менеджмента и предприятия совпадают. Цели финансового менеджмента взаимосвязаны между собой, к ним относятся:

Подробнее...
 

Этапы развития финансового менеджмента

Это объективное развитие теоретического обоснования финансового менеджмента вызвано потребностями практики, поэтому ряд авторских работ, посвященных финансовому менеджменту, тяготеют к нескольким направлениям и в развитии переходят от одного подхода к другому, так как возникает объективная необходимость в их переосмыслении.

Подробнее...
 

Функции и требования к финансовому менеджеру

Финансовый менеджер — это руководитель (или ответственный исполнитель) финансовой службы на предприятии,в учреждении, организации. Финансовый менеджер принимает решения в целях реализации экономической стратегии предприятия. Основными функциями финансового менеджера являются: аналитическо-контрольные; финансовое планирование; принятие управленческих решений.

Подробнее...
 

Виды финансового менеджмента

К разновидностям финансового менеджмента относят агрессивный менеджмент, сопряженный с высокими рисками, например, задача достижения целей предприятия в кратчайшие сроки с максимальным использованием внешних источников финансирования, в первую очередь заемных.

Подробнее...
 

Финансовая политика предприятия

Экономическая политика фирмы включает в себя производственную, коммерческую, инвестиционную, финансовую и другую политику. Финансовая политика — это форма реализации экономической стратегии фирмы в сфере финансов.

Подробнее...
 

Отличия финансовой стратегии и тактики

Финансовая политика есть единство финансовых стратегий и тактики. Финансовая стратегия — это целевая функция финансовой политики, направленная на привлечениеи эффективное размещение финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, определение форм, методов и направленийих последующего использования, а также совокупность долговременных целей финансового менеджмента.

Подробнее...
 

Виды финансовых планов

Финансовое планирование может быть долгосрочным, стратегическим (на срок свыше двух лет), среднесрочным (один-два года), краткосрочным, или текущим (на срокдо одного года), и оперативным (менее одного месяца). В силу специфики российской экономики наиболее распространены краткосрочное и оперативное планирование.

Подробнее...
 

Бюджетирование как способ регулирования

Практика составления бюджетов предприятий получила название бюджетирования. Бюджетирование — это планирование, учет и контроль движения денежных средств и анализ финансовых результатов конкретных направлений деятельности. Цель бюджетирования — определение суммы и структуры расходов предприятия и его отдельных подразделений на конкретные цели и финансовое обеспечение их покрытия.

Подробнее...
 

Финансовое прогнозирование и планирование

Финансовое прогнозирование необходимо всем хозяйствующим субъектам, особенно имеющим значительные обороты, долгосрочные интересы на том или ином рынке; тем, кто придерживается активной маркетинговой, инвестиционной, эмиссионной, конкурентной, ценовой политики и имиджа. Финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию.

Подробнее...
 

Влияние инфляции на финансовую политику предприятия

Инфляция обесценивает накопления и денежные поступления предприятия. Поэтому инфляция заставляет оперативно использовать денежные средства. В условиях инфляции в финансовой политике на первый план выдвигаются тактические, краткосрочные задачи управления финансами.

Подробнее...
 

Содержание мониторинга текущей финансовой деятельности

Мониторинг — это процесс постоянного отслеживания эффективности текущей финансовой деятельности предприятия. Его цель — обнаружение нежелательных отклонений в финансовой деятельности предприятия и их своевременное устранение. Необходим постоянный мониторинг текущей деятельности.

Подробнее...
 

Центры ответственности на предприятии

В зависимости от размеров предприятия служба финансового менеджмента может охватывать десятки отделов. С целью активизации деятельности по реализации целевой функции финансового менеджмента могут быть созданы подразделения управления: издержками, ценами, формированием прибыли, продвижением товаров на рыноки др.

Подробнее...
 

Финансовые показатели

Это данные, характеризующие финансовую деятельность предприятия, обобщающие, итоговые, оценочные по отношению к финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта показатели. Одни из финансовых показателей выступают как результат проведенного финансового анализа, другие появляются непосредственно в ходе производственно-коммерческой, инвестиционной и финансовой деятельности.

Подробнее...
 

Пользователи финансовой отчетности

Основными пользователями финансовой отчетности являются государственные органы, собственники, администрация компании, кредиторы, инвесторы, внешние аудиторы, контрагенты, вышестоящие организации.

Подробнее...
 

Информационное обеспечение финансового менеджмента

Информационное обеспечение финансового менеджмента представляет собой единство внутренних и внешних источников информации. Она заключаетсяв подготовке, нахождении и использовании общеэкономической, бухгалтерской, финансовой, коммерческой, статистической и другой информации. Основным источником информации для управления финансами на предприятии являются бухгалтерская отчетность, а также обеспечение менеджмента электронными системами коммуникаций.

Подробнее...
 

Учетная политика предприятия, финансовый и управленческий учет

В учетной политике фирмы различают финансовый и управленческий учет. Финансовый учет ориентирован как на внешних, так и на внутренних пользователей информации. Его основныезадачи — информирование пользователей о финансовом состоянии предприятия, подготовка отчетности, исполнение отношений с бюджетом.Он обязателен для хозяйствующих субъектов всех форм собственности и организационно-правовых форм.

Подробнее...
 

Годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность

Годовая финансовая отчетность — это одна из основных форм отчетности, которая обеспечивает информационную «прозрачность» хозяйствующих субъектов для всех заинтересованных лиц. Годовая отчетность должна быть утверждена органами управления предприятия.

Подробнее...
 

Бухгалтерский баланс

Основной формой финансовой отчетности, содержащей львиную долю информации о финансовом положении предприятия, является бухгалтерский баланс. Он показывает его финансовое положение на началои конец отчетного периода.

Подробнее...
 

Отчет об изменении капитала

Отчет об изменении капитала состоит из четырех разделов: «Капитал», «Резервы», «Оценочные резервы», «Изменение капитала». По каждомуиз разделов показываются остаток на начало года, поступления в отчетном году, расходы (поступления) отчетного года, остаток на конец года.

Подробнее...
 

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибыляхи убытках выражает степень деловой активности предприятия и ее результативность. Финансовые результаты отражены в балансе лишь показателями непокрытых убытков прошлых лет и отчетного года, а также нераспределенной прибылью прошлых лет и отчетного года.

Подробнее...
 

Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств отражает следующие показатели: «Остаток денежных средств на начало года», «Поступило денежных средств», «Направлено денежных средств», «Остаток денежных средств на конец отчетного периода». При этом отчет показывает движение денежных потоков предприятия как в целом, так и в разрезе текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности.

Подробнее...
 

Влияние инфляции на финансовый учет и отчетность

Умеренная инфляция оказывает малозаметное влияние на финансовую деятельность предприятия, его учетно-аналитическую практику. В этих условиях влияние информации может быть проигнорировано. Но повышение темпов инфляции оказывает пагубное влияние на хозяйственную деятельность предприятия.

Подробнее...
 

Финансовое обеспечение предприятия

В условиях рыночной конкуренции залогом устойчивого развития предприятия является его оптимальное финансовое обеспечение, под которым понимается обеспечение предприятия основными и оборотными активами, собственными и заемными финансовыми ресурсами, достаточными для выпуска предусмотренного объема производства.

Подробнее...
 

Финансовые ресурсы предприятия и их источники

Финансовые ресурсы предприятия — это денежные и приравненныек ним средства, используемые с целью финансирования деятельности предприятия. Они отличаютсяот материальных, нематериальных и трудовых ресурсов. Несмотря на неоднородность состава, уровень ликвидности финансовых ресурсов максимален и выше, чем у материальных ресурсов.

Подробнее...
 

www.strategplann.ru