«Персональный менеджмент» (стр. 1 из 14). Персональный менеджмент лекции


«Персональный менеджмент»

ВВЕДЕНИЕ

Не может управлять другими тот,

кто не в состоянии управлять

самим собой.

Английская поговорка

Современные условия развития экономики требуют роста интенсивности труда менеджеров низового, среднего и высшего звена. Эффективный труд руководителя – это органический сплав науки и искусства, сочетание мастерства и таланта организатора.

Персональный менеджмент (или самоменеджмент) – это наука о самоорганизации и самоуправлении человека, представляет собой специальную дисциплину, являющуюся составной частью обширного научного направления, целого комплекса наук, связанных с организацией труда и управления. Самоменеджмент направлен на максимальное использование работником собственных возможностей и сознательное управление своим рабочим временем.

Цель изучения дисциплины «Персональный менеджмент» – формирование у студентов целостной системы организации личного труда менеджера.

Задачами изучения учебной программы являются овладение искусством и наукой самоуправления, методами и приемами управления личной карьерой, управления собственным временем, рационализации личного труда руководителя, коммуникации в работе менеджера, личного самоконтроля деятельности, техникой и приемами убеждения, методами и навыками повышения и сохранения своей работоспособности.

Методические рекомендации содержат тесты, ситуационные задачи, задания, вопросы для самоконтроля к практическим занятиям по дисциплине «Персональный менеджмент», данный материал может быть использован студентами и для самостоятельной работы по дисциплине.

Методические рекомендации состоят из 6 основных разделов: Основы персонального менеджмента, Управление личной карьерой, Управление собственным временем, Рабочее место и информационное обеспечение работы менеджера, Коммуникации в работе менеджера, Работоспособность и личный самоконтроль в деятельности менеджера, в которые входят 18 тем.

Представленные в методических рекомендациях тесты и ситуационные задачи призваны осуществить проверку деловых качеств, по которым можно судить о предрасположенности человека поступать определенным образом в тех или иных управленческих ситуациях. Это позволяет осуществлять не только самооценку, но и диагностику качеств обучаемых.

Выполнение заданий по темам дисциплины способствуют закреплению навыков управленческой деятельности.

Вопросы для самоконтроля позволяют самостоятельно определить уровень знаний по теме, подготовиться к итоговому контролю.

Методические рекомендации позволяют закрепить знания в области персонального менеджмента, получить, развить и углубить навыки студентов по самоорганизации, самоуправлению, по организации личного труда менеджера.

Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Персональный менеджмент» предназначены для студентов специальности 080507.65 (061100) «Менеджмент организации» высших учебных заведений, могут быть использованы студентами экономических, технических и др. специальностей.

РАЗДЕЛ 1.

ОСНОВЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Персональный менеджмент – это целенаправленное и последовательное использование практических методов менеджмента в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни, умело преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни.

Руководитель современного (предпринимательского, лидерского) типа, менеджер – лицо, осуществляющее руководство предприятием или подразделением, направляющее, организующее и регулирующее деятельность подчиненного коллектива для достижения целей организации.

Интегрированная модель качеств менеджера рассматривается как комплекс взаимосвязанных моделей (рис. 1):

I – организационно-управленческая;

II – социально-психологическая;

III – производственная;

IV – модель качеств персонального менеджмента (самоменеджмента).

Рис. 1. Интегрированная система (модель) качеств менеджера

Организационно-управленческая классификация отражает общие управленческие требования к менеджеру (табл. 1).

Таблица 1

Общая (организационно – управленческая) классификация и критерии оценки управленческих качеств руководителя современного (предпринимательского) типа

Основу персонального менеджмента можно образно представить в виде модели требований к качествам менеджера, способного управлять собой. Эта модель складывается из семи блоков.

1 – способность формулировать и реализовывать жизненные цели;

2 – личная организованность;

3 – самодисциплина;

4 – знание техники личной работы;

5 – способность делать себя здоровым;

6 – эмоционально-волевой потенциал;

7 – самоконтроль процессов и результатов.

Тест «Организованный ли вы человек»

После прочтения каждого вопроса выберите вариант ответа. За­тем по ключу, который помещен в конце теста, найдите количест­венные оценки выбранных вариантов ответов. Сложите все оценки и сумму соотнесите с оценками результатов, которые вы найдете после ключа к тесту [2, с. 18].

1. Имеются ли у вас главные цели в жизни, к достижению которых вы стремитесь?

A. У меня есть такие цели.

Б. Разве можно иметь какие-то цели, ведь жизнь так изменчива?

B. У меня есть главные цели, и я подчиняю жизнь их достижению.

Г. Цели у меня есть, но моя деятельность мало способствует их достижению.

2. Составляете ли вы план работы на неделю, используя для этого еженедельник, специальный блокнот и т.д.?

A. Да.

Б. Нет.

B. Не могу сказать ни «да», ни «нет», так как держу главные дела в голове.

Г. Пробовал составлять план, используя для этого еженедель­ник, но потом понял, что мне это ничего не дает.

Д. Составлять планы – это «игра в организованность».

3. «Критикуете» ли вы себя за невыполнение намеченного на неделю, на день?

A. «Критикую» в тех случаях, когда вижу свою вину, лень или неповоротливость.

Б. «Критикую», несмотря ни на какие субъективные и объек­тивные причины.

B. Сейчас и так все критикуют друг друга, зачем же еще «отчи­тывать» самого себя?

Г. Придерживаюсь такого принципа: что удалось сделать се­годня – хорошо, а что не удалось – выполню, может быть, в другой раз.

4. Как вы ведете свою записную книжку с номерами телефонов деловых людей, организаций, знакомых и т.д.?

A. Веду записи телефонов, фамилий, имен произвольно.

Б. Часто меняю записные книжки с записями телефонов, так как нещадно их «эксплуатирую». При переписывании теле­фонов стараюсь все сделать «по науке», однако потом вновь сбиваюсь на произвольную запись.

B. Записи телефонов, фамилий, имен веду «почерком настроения». Считаю, что были бы записаны номер телефона, фамилия, имя, отчество, а на какой странице и как записано, это не имеет особого значения.

Г. Используя общепринятую систему в соответствии с алфави­том, записываю фамилию, имя, отчество, номер телефона, а если нужно, то и дополнительные сведения (адрес, место работы, должность).

5. Вас окружают вещи, которыми вы часто пользуетесь. Каковы ваши принципы расположения вещей?

A. Каждая вещь лежит, где попало.

Б. Придерживаюсь принципа: каждой вещи – свое место.

B. Периодически навожу порядок в расположении вещей, предметов. Затем кладу их куда придется. Спустя какое-то время опять навожу порядок и т.д.

Г. Считаю, что данный вопрос не имеет никакого отношения к самоорганизации.

6. Можете ли вы по истечении дня сказать: где, сколько и по каким причинам вам пришлось напрасно терять время?

A. Могу сказать, но не с точностью 100 %.

Б. Могу сказать только о тех ситуациях, в которых было напрасно потеряно время.

B. Если бы потерянное время обращалось в деньги, тогда бы я считал его.

Г. Не только хорошо представляю: где, сколько и почему было напрасно потеряно время, но и изыскиваю приемы сокра­щения потерь в тех же самых ситуациях.

7. Каковы будут ваши действия, когда на собрании начинается «переливание из пустого в порожнее»?

А. Предлагаю обратить внимание на существо вопроса.

Б. На любом собрании бывает и что-то нужное, и что-то пус­тое. Ничего тут не поделаешь – приходится слушать.

В. Погружаюсь в «небытие».

Г. Начинаю заниматься теми делами, которые взял с собой в расчете на «переливание из пустого в порожнее».

mirznanii.com

Менеджмент Лекция № 1Предмет, метод и содержание дисциплины. Основные понятия, применяемые в менеджменте.

Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социально-экономического развития.

Менеджмент – способность, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административными навыками, организация управления, административная единица.

Менеджмент – это процесс оптимизации человека и его, материальных и финансовых ресурсов, это также искусство так, как требует постоянного творческого подхода.

Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности.

Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.

В управление всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.

Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное, в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.

Цель управления – это желаемое, возможное и не обходимое состояние производство, дела, проблемы, которые обязательно должны быть достигнуты.

Орудие управленческого труда включают: оргтехнику, вычислительную технику, обеспечивающие механизм и автоматизацию управленческого труда.

Предметом управленческого труда являются люди, отношения между ними, которые касаются данного производства.

Продукт управленческого труда является управленческое решение. Цена решения определяется себестоимостью и прибылью. Побочным продуктом в управленческой деятельности является: система управления, психологический климат.

Объектом профессиональной деятельности являются финансово-хозяйственная деятельность предприятия, материальные трудовые ресурсы, нормативная и учетно-распределительная документация.

Предпринимательство – означает осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов связанные с риском.

Бизнес – это предпринимательская деятельность, дело, занятие в целях получения прибыли в определенной сфере общественного производства.

Бизнес – делание денег из денег, но обязательно по средствам полезной производительной деятельности изготовление продукта или оказания услуги.

Управление бизнеса – это управление коммерческими, хозяйственными организациями.

Бизнесмен – это человек делающий деньги владелец капитала находящего в обороте и приносящего доход и может быть деловой человек подчинения которого никто не находится или крупный собственник, который не занимает никакой настоящей должности в организации, но является владельцем ее акций и не может состоять членом его правления.

Менеджер – обязательно занимает постоянную должность, в его подчинение находятся люди.

studfiles.net

Лекция 1. Введение в менеджмент

Лекций – 20

Практических занятий – 16

Лабораторных занятий – 14

РГР – 64

Зачет – 8

Слайд 2

1.1 Основы менеджмента: понятие и термины. Сущность управления и менеджмента

    1. Роль менеджмента, его задачи и эффективность

    2. Качества современного менеджера

1.1 Основы менеджмента: понятие и термины. Сущность управления и менеджмента

Возникновение менеджмента как особого вида деятельности было обусловлено развитием рыночных отношений и появлением крупных предприятий и тысячами рабочих, которыми владельцы уже не могли квалифицированно руководить. Они были вынуждены нанимать для этого профессиональных управляющих, предоставлять им самые широкие полномочия и самостоятельность.

Слайд 3

Менеджмент – это управление производством, совокупность методов, принципов и средств, форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.

Менеджер (управляющий) – организатор производства, специалист по управлению, наемный управляющий какой-либо фирмы или предприятия в его подчинении находятся люди. (Нельзя любого инженера или экономиста, занятого управлением считать менеджером. Менеджер это человек, имеющий специальную подготовку).

Бизнесмен – коммерсант, предприниматель, в его подчинении никто не находится, он владелец капитала.

Слова «Предприниматель» и «Менеджер» не являются синонимами. Предприниматель берет на себя риск организации нового предприятия, в дальнейшем он может нанять менеджера для управления этим предприятием.

Управление – целенаправленное воздействие (информационное) одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении, причем обязательно наличие объекта и субъекта управления.

(Слайд 4). Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта это деятельности специалистов – то есть менеджеров и в качестве объекта – экономическую организацию (предприятие) или ее конкретную сферу (маркетинг, производство, финансы, кадры и т.п.).

Организация составляет основу мира менеджмента.

Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей или цели. (Сознательная координация достигается путем управления деятельностью людей, входящих в организацию. Таким образом, можно сказать, что менеджмент является неотъемлемой частью деятельности любой организации).

(Слайд 5). Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. Необходимость управления может казаться спорным вопросом.

Менеджмент можно рассматривать в 3 аспектах:

  1. Как сочетание науки и искусства управления. Наука – это стандарты, нормы, правила. Искусство – здравый смысл, интуиция и озарение;

  2. Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;

  3. Как аппарат управления деятельностью организации.

Менеджмент основывается на следующих аксиомах:

  • Управление – это сложнейшая сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь;

  • В любой организации сотрудник – это, прежде всего, личность, со своими многообразными и противоречивыми потребностями и, в последнюю очередь, инструмент для обеспечения прибыли;

  • Управляемый объект находится в изменчивой и подвижной внешней среде.

(Слайд 6) По признаку объекта различают: общий и функциональный менеджмент.

Общий (генеральный) менеджмент – заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев.

Функциональный (специальный) менеджмент – заключается в управлении организации сферами деятельность организации или ее звеньев (например, управление персоналом, финансами).

(Слайд 7) По признаку содержания различают: нормативный, стратегический и оперативный.

Нормативный менеджмент – предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование стратегических намерений.

Стратегический менеджмент – предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала, успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент – предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Менеджмент также рассматривается как иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления.

Количество уровней управления может быть различным и зависит от специфики фирмы и управленческой деятельности.

(Слайд 8)

Вне зависимости от количества уровней управления руководители делятся на 3 категории:

1 Руководители низшего звена – это младшие начальники. Этот уровень находится непосредственно над неуправленческим персоналом предприятия и соприкасается с ним. Они контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за использование выделенных им ресурсов. Им приходится очень много общаться со своими подчиненными и слишком мало со своим начальством (мастера).

2 Руководители среднего звена – координируют и контролируют работу руководителей низшего звена. Характер работы определяется содержанием работы вверенного ему подразделения или отдела. Типичные должности: начальник отдела, директор филиала. Они связывают работу руководителей высшего и низшего звеньев, готовят информацию для решений, принимаемых на высшем уровне, передают эти решения в виде конкретных заданий руководителям низших звеньев. Большая часть времени затрачивается ими на устное общение с другими руководителями среднего звена и низшего звена.

3 Состав руководителей высшего уровня управления гораздо малочисленней состава руководителей других уровней управления. Они принимают важнейшие для организации решений и влияют на весь облик организации (президент, генеральный директор) – министры. Они выполняют громадный объем работы, и их рабочий день никогда не заканчивается. До 70% их времени занято запланированными и незапланированными встречами, 22% - работы с бумагами, 6% - телефонные разговоры, 3% - поездки и осмотры.

Социологи выделяют 3 уровня управления: технический, управленческий и институциональный. Находящиеся на этих уровнях люди выполняют разные функции.

На техническом уровне лица занимаются ежедневными операциями и действиями.

На управленческом уровне – согласовывают действия и усилия различных руководителей, различных подразделений организации.

Руководители на институциональном уровне вырабатывают цели организации и разрабатывают долгосрочные планы.

На схеме 1.1.1 изображена пирамида уровней управления, демонстрирующая уменьшение числа руководителей на каждом последующем уровни.

Схема 1.1.1 - Пирамида уровней управления

studfiles.net