Основные черты и особенности менеджмента. Основные черты менеджмента


1 Основные черты менеджмента как типа управления:

термин менеджмент в настоящее время используется в трех значениях:

- менеджмент - наука, разрабатывающая принципы, методы и средства управления предприятием и персоналом

- Менеджмент – процесс управления условиях многообразия различных обстоятельств и интенсивного воздействия на объект управления факторов внешней среды.

- менеджмент – высший управленческий персонал организации.

В науке современного менеджмента выделяют следующие черты:

  1. системный подход к управлению; 2.ситуационный принцип управления; 3.определяющая роль организационной культуры; 4механизация и автоматизация управленческих процессов; 5.демократизация управления;

Основное содержание менеджмента:

- знать, изучать и анализировать факты, связанные с деятельностью предприятия; регулярно проводить ретроспективный анализ; выявлять логику развития событий на предприятии и в среде, с которой приходится взаимодействовать; изучать потребителя; диагностировать внутренние проблемы производственного коллектива; прогнозировать действие внешних факторов, - намечать текущие и перспективные цели, причем текущие цели и задачи должны быть под постоянным контролем; вырабатывать стратегическую концепцию; разрабатывать конкурентоспособную стратегию действий, направленную на использование потенциальных возможностей коллектива; определять собственную социально- экономическую, производственную, предпринимательскую тактику; - обеспечивать, организовывать, объединять ресурсы и средства (работников, машины, материалы, финансы, информацию) для достижения целей, координировать, согласовывать производственные программы с позиции и общего ресурсного обеспечения; определять допустимые масштабы расходования ресурсов по сметам и балансам с использованием нормативной базы; особое внимание необходимо уделять контролю за ключевыми ресурсами; - создавать действенные исполнительские структуры; использовать программные управленческие структуры, сочетать децентрализацию с необходимой централизацией; в допустимых пределах делегировать полномочия по управлению, создавать временно или постоянно действующие специализированные структуры, ячейки для реализации особо важных функций; - уметь выбирать и набирать людей, своевременно продвигать инициативных и способных; информировать коллектив о целях и задачах управления; обучать людей, развивать их способности, не давать угаснуть талантам; оценивать людей; заинтересовывать людей и заставлять работать и избавятся от заведомо ненужных работников.

2. Сущность и роль управления в развитие современного общества.

3. Эволюция управленческой мысли: школы этапы, достижения.

I период - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента.В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления. Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

II период - индустриальный период (1776-1890). Л. Смиту. Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

III период - период систематизации (1856-1960). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. То, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

Школы:

История развития управления организациями насчитывает тысячелетия, но как наука менеджмент начал формироваться лишь в начале 20-го столетия.

1. Школа научного управления. Основатель Тейлор (1885 – 1920)

Основные идеи:

  • сложные производственные процессы разбиваются на простые операции

  • отбор и обучение специалистов

  • должна быть разработана система стимулирования

  • рабочее место должно быть обеспечено всем необходимым

  • планирование должно быть отдельно от самой работы.

Это позволило сформировать основные принципы организации работы на рабочем месте. Форд создал конвейер.

2. Классическая, или административная школа в управлении (1920 – 1950)

Принципы управления организацией А. Файоль предложил использовать оргструктуру для управления и представлять процесс управления как сложный, состоящий из нескольких этапов:

Управлять – это значит:

  • предвидеть, т.е. изучать будущее и устанавливать программу действий (планирование)

  • организовывать, т.е. строить двойной организм предприятия: материальный и социальный (функция – организация работ)

  • распоряжаться, т.е. приводить в действие персонал предприятия (функция руководства)

  • согласовывать – связывать и объединять, сочетать все действия и усилия (функция координации)

  • контролировать, т.е. наблюдать, чтобы все происходило согласно установленным правилам и распоряжениям (функция контроль)

3. Школа человеческих отношений (1930 – 1950)

Суть сводилась – необходимо использовать достижения социологии и психологии для управления

  1. Теория управления людьми. Мак-Грегор

«Х» и «У» – управление людьми с позиции руководителя

«Х» – методы авторитарного управления

«У» - метод демократического управления

теория Х- средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности;

теория Y - люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать.

2. Теория потребностей Маслоу

- потребность в сомосовершенствовании(вторичн)

- престижные потребности(вторичн)

- социальные потребности(вторичн)

- потребности в безопасности (первичн)

-физиологические потребностипервичн)

Человека интересуют только неудовлетворенные потребности и они могут быть инструментом управления.

Новые этапы развития управленческой мысли связаны с:

1.Внедрение количественных методов управления (применение математики и компьютеров в управлении)

2.Организация – это открытая система, которая приспосабливается к многообразию внешней и внутренней среды им все, что происходит внутри системы, следует искать вне ее)

3.Рост значения оргкультуры, как мощного инструмента управления

4.Школа социально ориентированных систем (Питер Друкер) подразумевает социальную ответственность людей и организации перед обществом

4.история развития теории и практики в России.

Начало развития менеджмента в России было положено в XVII в., важную роль сыграл А. Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), считается одним из первых русских управленцев, поставивший вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента.Особую эпоху в развитии российского менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк — от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата.

Законодательные акты Петра I - указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением - регулировали различные сферы деятельности государства, по сути это был государственный менеджмент. управленческие идеи И.Т. Посошкова (1652-1726). К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства (казны) и народа, под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

Развитие управленческой мысли в XVIII в. Первая четверть XVIII в. была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740). Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев (1686-1750). Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой.

Во второй половине ХУШ в. по указанию Екатерины П было издано "Учреждение для управления губерний Российской империи".

Особенности управления экономикой России в XIX в. Особую роль в развитии менеджмента в России сыграл М.М. Сперанский (1772-1839). Систему власти он предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную. Т.е. законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суда - в ведении Сената, управления государством - в ведении министерств, ответственных перед Думой.

Развитие менеджмента в XX в. Программа реформ А.С. Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу ее автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией.

Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 г. Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего совета народного хозяйства; образование местных органов экономического управления.Период "военного коммунизма" характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу. В период новой экономической политики с позиций управления выделялось три уровня - высший, средний и низший.

studfiles.net

Основные черты и характеристики менеджмента

Основные черты и характеристики менеджмента

Предметом науки управления являются отношения управления. Они представляют сложный комплекс устойчивых взаимоотношений людей и коллективов в управленческом процессе. Отношения управления делятся по видам: на отношения между управляющей и управляемой подсистемами; на отношения между уровнями управления; на отношения между руководителями и подчиненными в каждом звене управления. По своему характеру отношения управления производством делятся на: межличностные, межсистемные, смешанные.

Отношения управления подразделяются на отраслевые, территоральные, межотраслевые, межрегиональные, территориально – отраслевые.

Содержание науки управления –это установление закономерностей, разработка принципов, функций, форм и видов целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Задача науки управления производством состоит в том, чтобы объяснить механизм отношений управления производством и помочь найти пути и способы решения задач. В целом менеджмент представляет собой современную систему управления предприятием, действующую в условиях рыночных отношений и направленную на развитие производственно-хозяйственной деятельности.

Методы управления классифицируют на основе объективных закономерностей. По этому признаку выделяют экономические, организационные, социально-психологические и правовые методы управления.

Экономические методы- это планирование, финансирование, ценообразование, экономические стимулы и программы, воздействующие на коллектив и личность через материальные интересы.

Организационные методы управления- это система воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей посредством жесткого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач; установления допустимых границ деятельности.

Административные методы- это методы основанные на правах ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления.

Социально- психологические методы-это использование социально- психологических факторов, на формировании и развития общественного мнения. Используются следующие способы воздействия: формирование коллективов с учетом способностей, темперамента, черт характера, что создает хороший микроклимат в коллективе; система социального регулирования; социальное стимулирование.

Существуют экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты менеджмента.

Экономический аспект — это управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологический аспект присущ деятельности особой группы лиц по организации персонала и руководству для достижения поставленных целей.

Правовой аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и существующее законодательство.

Организационно-технический аспект включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.

Эффективность и качество управления определяется, прежде всего обоснованностью методологии решения проблем, то есть подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов, каждый из которых отражает или характеризует один из аспектов менеджмента.

1. Системный подход - объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход, связь с внешней средой, обратную связь.

2. Комплексный подход. При применении этого подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента, а также их взаимосвязь.

3. Интеграционный подход нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

между стадиями жизненного цикла объекта управления;

между уровнями управления по вертикали;

между субъектами управления по горизонтали.

4.Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев следующие:

повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей;

экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества;

экономия ресурсов в производстве за счет его масштаба, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента.

5.Функциональный подход - потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения.

6. Динамический подход - объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 лет и более и перспективный анализ (прогноз).

7. Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара, для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

8. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является суммой всех функций, серией непрерывных, взаимосвязанных действий.

9. Нормативный подход представляет собой установление нормативов управления по всем подсистемам менеджмента.

10. Количественный подход заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не словами.

11. Административный подход состоит в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, сроков, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказах, распоряжениях, указаниях, стандартах, инструкциях, положениях и т. д.).

12. Поведенческий подход. Целью поведенческого подхода является оказание помощи работникам в осознании своих возможностей, творческих способностей путем применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой.

13. Ситуационный подход основан на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует обилие факторов, как на самом предприятии, так и во внешней среде, не существует единого способа управления объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует данным условиям, максимально адаптирован к ним.

  Вперед > Содержание

uchebnik-online.com

Основные черты и особенности менеджмента

Работа пользователя Inna7va

Введение………………………………………………………………………...3     1      Основы менеджмента…………………………………………………..5     1.1   Понятие и сущность менеджмента…………………………………….5     1.2    Цели и задачи менеджмента…………………………………………..13          2       Особенности Российского менеджмента …………………………….15     2.1    Негативные особенности российского менеджмента………………..15   3      Современные концепции менеджмента.  ……………………………..27 Заключение………………………………………………………………………40 Список литературы………………………………………………………………42                                            ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                                 В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов. В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента. Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. «Важными в механизме совершенствования управления компаниями являются такие факторы, как внедрение гибкой структуры предприятия, реорганизация органов управления, внедрение принципа децентрализации управления, создание малых фирм, наделение их новыми правами и ответственностью» и т.д. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере зависит от этих факторов. В данной работе рассмотрим, что же такое менеджмент как вид предпринимательской деятельности, так как это понятие часто начинает встречаться нам в повседневной жизни. Актуальность темы состоит в следующем: создание принципиально новой системы управления в России адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения нового общества. Цель исследования - охарактеризовать менеджмент как самостоятельный вид профессионально осуществляемой предпринимательской деятельности. Объект исследования – менеджмент как управление в условиях рынка, рыночной экономики. Предмет исследования – менеджмент как многогранная сфера деятельности, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. Следовательно, исходя из вышеприведенных положений, в работе решаются следующие задачи:                           1)определить понятие, сущность, цели, задачи, принципы,                                                                                 2)охарактеризовать менеджмент в России,                                                                                3)рассмотреть современные концепции менеджмента.                              1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА                          1.1  Понятие и сущность менеджмента                                                                          Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком - вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века. Египетские пирамиды, построенные в 3000 - 2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования. Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.[1] Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.  В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник. К сожалению, эволюция управленческой мысли в России этого периода изучена недостаточно. Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.                              С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда. В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях. Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы. Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются: индустриальный способ организации производства; развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена. Для систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался исторический подход с применением хронологического принципа. Американские ученые Г. Кунц и С. О′Доннел разработали более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов. На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объяс­няется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации. В американском учебнике по управлению описан современный взгляд на классификацию подходов и школ, а также оценен их реальный вклад в развитие управленческой мысли. Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-технического прогресса. Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад в развитие науки об управлении. Современное управление в условиях рынка получило название менеджмента.  Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка. Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование». Применительно к предпринимательской деятельности, менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом, с целью достижения максимальных результатов. Умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим способом является искусством. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами и аппаратом управления.[2] Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.  Как область знаний, как наука менеджмент представляет всю сумму знаний накопленную за сотни тысяч лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями - это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Таким образом, менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:  • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль; • постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов; • хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений; • постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;  • конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;  • необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. Общие принципы управления в живой природе, обществе, технике изучаются кибернетикой. Система знаний об управлении производством формируется на базе различных наук. В политической экономике, в праве, в психологии и во многих других науках имеются разделы, связанные с управлением на производстве. Ряд конкретных научных дисциплин специально изучают определённые функции управления: планирование, вопросы учёта и принятия решений, обработку информации и т. д., обобщая практический опыт и разрабатывая более совершенные формы и методы в целях повышения эффективности управленческой деятельности. Всё большее значение в этой связи приобретают количественные методы и модели принятия решений. Современное управление производством уже нельзя представить без компьютеров. Управление производством на любом уровне — сложная комплексная система. За пределами фирмы управляющий должен постоянно вести бой за долю рынка, предвидеть требования клиентов, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей. Внутри фирмы он должен добиваться роста производительности труда путём улучшения планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов. Одновременно он должен учитывать требования профсоюзов, сохранять конкурентные позиции на рынке, обеспечивать акционерам дивиденды на таком уровне, чтобы не терять их доверия, и оставлять фирме достаточный объём нераспределённой прибыли для обеспечения её роста. Важной задачей управления является объединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности организации и участков, их частных целей, для достижения общей цели данной системы.  Теория управления применяет научные методы анализа с целью выработки определённых методов и рекомендаций для практики управления. Однако эти методы и рекомендации — не рецепты, их нельзя абсолютизировать. Эффективное применение этих методов и рекомендаций зависит от сочетания конкретных обстоятельств, условий

kursar.su

Основные черты и особенности менеджмента

Работа пользователя Inna7va

Введение………………………………………………………………………...3     1      Основы менеджмента…………………………………………………..5     1.1   Понятие и сущность менеджмента…………………………………….5     1.2    Цели и задачи менеджмента…………………………………………..13          2       Особенности Российского менеджмента …………………………….15     2.1    Негативные особенности российского менеджмента………………..15   3      Современные концепции менеджмента.  ……………………………..27 Заключение………………………………………………………………………40 Список литературы………………………………………………………………42                                            ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                                 В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов. В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента. Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. «Важными в механизме совершенствования управления компаниями являются такие факторы, как внедрение гибкой структуры предприятия, реорганизация органов управления, внедрение принципа децентрализации управления, создание малых фирм, наделение их новыми правами и ответственностью» и т.д. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере зависит от этих факторов. В данной работе рассмотрим, что же такое менеджмент как вид предпринимательской деятельности, так как это понятие часто начинает встречаться нам в повседневной жизни. Актуальность темы состоит в следующем: создание принципиально новой системы управления в России адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения нового общества. Цель исследования - охарактеризовать менеджмент как самостоятельный вид профессионально осуществляемой предпринимательской деятельности. Объект исследования – менеджмент как управление в условиях рынка, рыночной экономики. Предмет исследования – менеджмент как многогранная сфера деятельности, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. Следовательно, исходя из вышеприведенных положений, в работе решаются следующие задачи:                           1)определить понятие, сущность, цели, задачи, принципы,                                                                                 2)охарактеризовать менеджмент в России,                                                                                3)рассмотреть современные концепции менеджмента.                              1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА                          1.1  Понятие и сущность менеджмента                                                                          Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком - вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века. Египетские пирамиды, построенные в 3000 - 2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования. Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.[1] Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.  В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник. К сожалению, эволюция управленческой мысли в России этого периода изучена недостаточно. Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.                              С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда. В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях. Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы. Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются: индустриальный способ организации производства; развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена. Для систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался исторический подход с применением хронологического принципа. Американские ученые Г. Кунц и С. О′Доннел разработали более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов. На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объяс­няется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации. В американском учебнике по управлению описан современный взгляд на классификацию подходов и школ, а также оценен их реальный вклад в развитие управленческой мысли. Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-технического прогресса. Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад в развитие науки об управлении. Современное управление в условиях рынка получило название менеджмента.  Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка. Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование». Применительно к предпринимательской деятельности, менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом, с целью достижения максимальных результатов. Умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим способом является искусством. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами и аппаратом управления.[2] Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.  Как область знаний, как наука менеджмент представляет всю сумму знаний накопленную за сотни тысяч лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями - это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Таким образом, менеджмент – это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:  • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль; • постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов; • хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений; • постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;  • конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;  • необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. Общие принципы управления в живой природе, обществе, технике изучаются кибернетикой. Система знаний об управлении производством формируется на базе различных наук. В политической экономике, в праве, в психологии и во многих других науках имеются разделы, связанные с управлением на производстве. Ряд конкретных научных дисциплин специально изучают определённые функции управления: планирование, вопросы учёта и принятия решений, обработку информации и т. д., обобщая практический опыт и разрабатывая более совершенные формы и методы в целях повышения эффективности управленческой деятельности. Всё большее значение в этой связи приобретают количественные методы и модели принятия решений. Современное управление производством уже нельзя представить без компьютеров. Управление производством на любом уровне — сложная комплексная система. За пределами фирмы управляющий должен постоянно вести бой за долю рынка, предвидеть требования клиентов, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей. Внутри фирмы он должен добиваться роста производительности труда путём улучшения планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов. Одновременно он должен учитывать требования профсоюзов, сохранять конкурентные позиции на рынке, обеспечивать акционерам дивиденды на таком уровне, чтобы не терять их доверия, и оставлять фирме достаточный объём нераспределённой прибыли для обеспечения её роста. Важной задачей управления является объединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности организации и участков, их частных целей, для достижения общей цели данной системы.  Теория управления применяет научные методы анализа с целью выработки определённых методов и рекомендаций для практики управления. Однако эти методы и рекомендации — не рецепты, их нельзя абсолютизировать. Эффективное применение этих методов и рекомендаций зависит от сочетания конкретных обстоятельств, условий

kursar.ru

1. Общая характеристика менеджмента

1.1. Организация и менеджмент

Попробуйте найти кого-нибудь из вашего окружения, кто не принадлежит ни к одной организации, и вы убедитесь, что это не так легко сделать. Подавляющее большинство членов общества входят в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или малыми, временными или постоянными. Данный перечень можно продолжать еще очень долго Важно подчеркнуть, что существуют самые разнообразные организации. Большинство людей почти всю свою сознательную жизнь связаны с теми или иными организациями, являясь их работниками либо вступая с ними в контакт.

Что же такое организация? Можно ли указать на какие-либо общие черты, характерные для всякой организации независимо от того, какого она размера, в какой сфере она функционирует и какие задачи она решает? Отвлекаясь от отдельных частных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

Опираясь на данное понимание основных составляющих организации, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. Такими организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п. Если же организация не институциирована, то в данном случае речь идет об организации как процессе. Например, это может быть организация митинга. При таком рассмотрении организации она скорее выступает как отдельная функция управления.

В дальнейшем в учебнике термин «организация» будет использоваться в первом смысле. Если же он будет употребляться во втором смысле, то обязательно будет добавляться слово «функция», т.е. будет использоваться понятие «функция организации»*.

Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт.

Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

• получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;

• изготовление продукта;

• передача продукта во внешнюю среду.

Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация далее уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Именно для решения этих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации.

Так как менеджмент играет столь важную роль в организации и решает столь многоплановые задачи, управление организацией не может быть представлено только как особый вид деятельности по целенаправленной координации действий участников процесса совместной работы. Помимо функциональной характеристики управления, отвечающей на вопрос, что и как делается в управлении, очень важными аспектами рассмотрения управления являются также:

• взаимосвязь управления и системы отношений в организации;

• управление и внешняя среда организации;

• лидерство.

Исходя из этого в учебнике управление организацией рассматривается под несколькими углами зрения. Дается традиционное рассмотрение организационных аспектов управления. Особо освещаются вопросы, относящиеся к управлению человеком в организации. Отдельно излагаются положения, касающиеся стратегии управления, т.е. того, как обеспечивается адаптация организации к изменяющейся внешней среде.

Так как менеджмент представляет собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой, то его рассмотрение в зависимости от того, какие процессы ставятся во главу угла, может вестись с различных точек зрения. Наиболее значимыми подходами к рассмотрению управления организацией являются следующие:

• рассмотрение управления с точки зрения процессов, происходящих внутри организации;

• рассмотрение управления с позиции процессов включения организации во внешнюю среду;

• рассмотрение управления организацией с точки зрения процесса осуществления самой этой деятельности.

studfiles.net

Общая характеристика менеджмента

Семёнов Антон группа №1111

Общая характеристика менеджмента.

Менеджер — это член организации, осуществляющий управленче­

скую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной от­

ветственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи, решаемые различными менеджерами, далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные функции, и, наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.

Организация не может существовать без менеджеров, и для этого

существует ряд причин:

• менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основ­

ного предназначения;

• менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие меж­

ду отдельными операциями и действиями, выполняемыми в органи­

зации;

• менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в

изменяющемся окружении;

• менеджеры обеспечивают служение организации интересам тех

лиц и учреждений, которые контролируют организацию;

• менеджеры являются основным информационным звеном связи

организации с окружением;

• менеджеры несут формальную ответственность за результаты

деятельности организации;

• менеджеры официально представляют организацию в церемони­

альных мероприятиях.

Во-первых , это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенным правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. При этом проблема выбора часто состоит не

в том, что выбрать, а в том, от чего отказаться. Также трудности выбора связаны с тем, что приходится решать, чьи интересы должны быть

ущемлены и даже принесены в жертву. И наконец, принимая решение,менеджер должен понимать, как убедить людей это решение довести

до должного исполнения. Поэтому менеджер должен не только уметь

выбрать наилучший вариант решения. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина.

Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. А это зачастую бывает гораздо труднее сделать, чем рассчитать формально оптимальное решение.

Во-вторых , это информационная роль, состоящая в том, что ме­

неджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распро­

страняет информацию в виде фактов и нормативных установок и, на­

конец, разъясняет политику и основные задачи, стоящие перед орга­

низацией. От того, насколько менеджер владеет информацией, на­

сколько он может ясно и четко доводить информацию до членов

организации, очень сильно зависит результат его работы. К сожале­

нию, очень многие руководители не понимают того, насколько боль­

шое значение имеет разъяснительная работа. Одним из принципов ус­

пешного менеджмента является ясность задач для исполнителей. Для

этого важно объяснять не только, что надо делать, но и для чего это

нужно, так как только в этом случае задача для исполнителя наполня­

ется смыслом.

В-третьих , менеджер выступает в качестве руководителя, форми­

рующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего чле­

нов организации на достижение целей, координирующего их усилия и,

наконец, выступающего в качестве представителя организации. Ме­

неджер должен быть человеком, за которым люди готовы идти, идеям

которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего

руководителя в современных условиях является той базой, без которой

ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он

ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом. В послед­

ние годы эта роль менеджера все время подвергается модификации.

Если раньше хорошим менеджером считался хороший администратор,

а позже лидер, то в 1990-е гг. с появлением концепции коучинга, как

типа отношений между менеджером и подчиненными (коуч — тренер

спортивной команды), хорошим менеджером считается тот менеджер,

который ведет себя не столько как руководитель, сколько как

наставник.

В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых

ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть

присущи им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер

обязательно принимает решения, работает с информацией и выступа­

ет руководителем по отношению к определенной организации.

mirznanii.com

Основные черты и особенности менеджмента — курсовая работа

 

Неповоротливость

Есть предложение, что  стиль крестьянской жизни в средней  полосе России способствовал медлительности и долгому сну зимой и авральной  работе от восхода до заката в летнюю пору. Необходимость основательно подготовиться  к работе основательно, одеться соответствующим  образом, взять все необходимое  и только после этого пойти  из дома – такой стиль жизни  способствовал медлительности в  сборах и быстроте работы. И, хотя, время  такой деятельности осталось только в истории и отдельных крестьянских хозяйствах, отсутствие расторопности  в сборах и умение работать четко  по расписанию каждый день – является недостатком российских менеджеров.

 

Высокая затратность

Ведя хозяйство с размахом, можно пренебрегать некоторым перерасходом сил и средств, если такой перерасход оправдывается возможностью большего охвата. До сих пор в русском  языке существуют поговорки, оправдывающие  размах и пренебрежение затратами: «Лес рубят – щепки летят». «Снявши  голову – по волосам не плачут»… Подобный подход оставил свои следы  в экономике. Планирование бюджета  идет весьма приближенно, запасы не ценятся, меры по уменьшению затрат на единицу  продукции считаются крохоборством, не присущим русскому характеру.

 

 

 

 

 

Отношение к закону

Иностранцы обычно удивляются той легкости, с которой русские  могут нарушать собственные законы по необходимости или просто так. Джон Мэтток пишет, что русские легко  обходят закон, если считают это  нужным.

 

Отношение к экологии

Одной из статей затрат на западе обязательно является забота об экологии – как возможность сохранить  и приумножить те природные богатства, которые позволяют обществу выжить. Исторически сложилось так, что  западные общества осознали свою проблему отходов гораздо раньше россиян. К сожалению, западное бережное отношение  к природе, сортировка и предварительная  переработка мусора – явления, относительно чуждые природе российского менеджера. Эта проблема пока еще не встала в полный рост перед россиянами, в связи с большим размером российских территорий. Однако, если такая  проблема когда-нибудь возникает в  России, то ее размах будет значительно  превышать размах проблем западных.

 

Стремление к  росту

Ни что так не стимулирует  человека, как возможность быстро подняться по служебной лестнице. И такая возможность в иностранных  компаниях существует. О ней говорят  и напоминают. Чтобы стимулировать  энтузиазм и повышать зарплату наиболее достойным сотрудникам регулярно (как правило, один раз в год) в  иностранных компаниях проводятся аттестации сотрудников по множеству  параметров. Каждый из параметров (положительные  и отрицательные стороны сотрудника) подробно обсуждается с сотрудником  для того чтобы прийти к общему мнению.

Особо ценятся такие свойства как: организованность, целеустремленность, работоспособность, умение организовывать работу подчиненных, стремление учиться, желание перейти на новый участок  работы и получить новый опыт. Но личное стремление к росту не должно выливаться в неуважение к окружающим, конфликты и склоки. Поэтому очень  важным условием для работы в иностранной  компании является умение работать в  команде. Иностранные компании уделяют  огромное значение развитию командного духа, умению работать в коллективе, тому, что на западе называется «Team building» или «Team spirit». Проводятся коллективные игры с самыми разнообразными целями. Устраиваются совместные мероприятия (как спортивные, так и вечеринки).

Но в этом русский менеджер может дать фору иностранному. Опыт пионерских лагерей, зарниц, субботников  дает огромные преимущества в создании командного духа при наличии общей цели. Следует заметить, что иногда открытый и коллективистский характер русского менеджера может мешать. Это относится к тому случаю, когда русский менеджер в силу своего характера становится на позицию работников компании и пытается отстаивать те интересы работников, о которых еще не успели открыто заявить его подчиненные. Такое умение работать в коллективе западными менеджерами не приветствуется. В иностранных компаниях ценятся профессиональная совместимость, умение мыслить и действовать в одном русле с коллективом, умение не выходить из себя в напряженных условиях и умение взять на себя часть работы коллеги при необходимости.

Ни в коем случае нельзя противопоставлять себя коллективу, или выбиваться из общего ритма или  настроя.

Ни кто не требует, чтобы  интересы коллектива были поставлены выше личных, но они обязательно  должны приниматься во внимание. Без  коллективного мышления, лояльности к руководству и принципам  организации, уважения к достижениям  компании в иностранной компании делать нечего. Российские компании ценят  работоспособность, умение найти подход к различным людям и сообразительность. Коллективное мышление или корпоративный  дух только начинают внедряться в  работу компаний. Пока, как правило, безуспешно.

 

Стиль одежды

Считается, что в российской компании можно одеваться в то, что есть дома. Некоторые считают, что недорогой наряд может  показать начальству, что вам пора повысить зарплату. Некоторые считают  наоборот, что дорогая одежда, часы, обувь, машина могут показать начальству вашу независимость и заставить  ваше руководство сильнее уважать  Вас. Ни то ни другое не подходят для  иностранной компании. Слишком дорого одетый сотрудник может сбыть  с толку посетителей, а слишком  дешево одетый сотрудник может вызвать  недовольство руководства, как лицо, подрывающее имидж компании. Поэтому, как ни странно, но в иностранной  компании лучше одеваться не хуже и не лучше других. Всякие крайности (джинсы, свитера или вечерние платья и костюмы) полностью исключаются (кроме специально объявленных дней).

 

Стиль руководства

В каждой компании стиль  руководства менеджеров компании определяется самим руководством компании. Обязательными  условиями являются желание добиться большего, работоспособность, умение вести  переговоры один на один, умение выступать перед коллективом, уважение ценностей компании и умение работать в команде.

Остальные требования могут  зависеть от конкретного руководства  компании. Кто-то может стремиться вовлечь  коллектив в те или иные мероприятия. Кто-то отдаст предпочтение равному  представлению мужчин и женщин в  руководстве подразделений компании. Здесь могут быть различные подходы. В российских компаниях стиль  руководства , почти всегда жесткий  и авторитетный. Начиная от обсуждения возникшей проблемы и кончая реализацией  принятых руководством решений.

 

 

 

Мораль компании

Вопрос с моралью очень  сложен. Большинство иностранных  компаний имеют собственные правила  и принципы. С компанией, у которой  нет благородных принципов, вряд ли кто-то захочет иметь дело. Не все соблюдают эти принципы, но практически все хотели бы их соблюдать, и соблюдают в стабильных и  моральных условиях, по крайней мере, формально. Гораздо сложнее соблюдать  заявленные принципы в условиях кризиса  или жесткой конкуренции. Все  люди слабы, и поэтому в такие  моменты требовать от иностранной  компании соблюдения всех заявленных ею принципов, по крайней мере, наивно.

В этом плане российские компании отличает, как правило, отсутствие каких бы то ни было принципов, кроме  принципа получения прибыли любой  ценой. К сожалению, наличие каких-то принципов во внутренней политике или  во взаимоотношениях с краткосрочными партнерами очень часто рассматривается  в России как слабость или недостаток. Перечисленные особенности русского менеджмента дают только несколько  штрихов на общую картину. Но без  знания этих мелочей российской компании ложно не только работать на международном  рынке, но и правильно организовать работу на российском рынке.

3.3 Анализ проблем современного российского менеджмента

Практика управления также  стара, как и социальная организация. Однако систематическая теория управления была изложена только в последние  два века.

Понятно, что формы управления зависят от различия технологий, производства, структуры общества. Поэтому исторически  типы организации претерпевали изменения (таблица 2)

Таблица 2 Сравнение  старой и современной организации

Старая организация

Современные организации

Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций.

Большое количество чрезвычайно мощных организаций, как коммерческих, так  и не коммерческих.

Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена.

Большое количество руководителей, в  том числе руководителей среднего звена.

Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой.

Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой.

Занятие руководящих постов в организации  чаще всего по праву рождения или  путем захвата силой.

Занятие руководящих постов в организации  чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка.

Малое количество людей, способных  принимать важные для организации  решения.

Большое количество людей, способных  принимать важные для организации  решения.

Упор на приказ и интуицию.

Упор на коллективную работу и рациональность.

 

Современный менеджмент и проблемы российского управления

Первая главная проблема российского менеджмента – проблема качества управленческих кадров. Хотя это специальность появилась  в вузах РФ, проблема качества не снимается. Это связано с тем, что в России мало людей, имеющих  реальный опыт управленческой работы в условиях рыночной экономики. В  тоже время общепринято, что менеджмент- это и наука и искусство, и  что овладение знаниями в этой области невозможно без получения  соответствующих практических навыков. Естественно, что основная часть  слушателей имеет незначительный жизненный  и еще меньший управленческий опыт.

Вторая главная проблема российского менеджмента - коррумпированность современной экономики РФ на всех уровнях. Здесь можно разделить  менеджеров в государственных экономических  структурах и менеджеров частных компаний. Особенность российской системы управления, наличие «откатов» при получении крупных государственных заказов привела к тому, что российский чиновник стал «крупным менеджером» с эффектом получения «серых бонусов» при организации «нужных» управленческих решений в экономике.

Третья проблема – избыточная численность государственных управленцев, непрерывно возрастающего их числа  при постоянном «сокращении» аппарата. Это связано с тем, что самый  эффективный и доходный бизнес в  России – управление государственными ресурсами. При этом наблюдается  острая нехватка топ-менеджеров высшей квалификации, способных эффективно управлять частными компаниями, с  целью конкурентоспособности на мировых рынках. Пока это получается только в некоторых отраслях, прежде всего в ресурсных, связанных  с экспортом полезных ископаемых и с экспортом вооружений. Это  превосходство связано, скорее всего, не только с уровнем менеджмента  – большинство кадров были воспитаны  в советское время, а также  с конкурентными преимуществами в этих областях, сложившихся в  силу географических, исторических и  традиционных особенностей, позволяющих  увереннее чувствовать себя на рынке.

Тенденции и перспективы развития менеджмента в России

Учитывать или не учитывать  особенности России, ее географического  положения, исторических аспектов развития экономики, менталитета при организации  отечественного менеджмента, и как  производить этот учет, единого подхода  нет. В настоящее время в выдвигаемых  основных концепциях формирования российского  менеджмента предлагается несколько  подходов.

Рассмотрим три генеральные  концепции развития российского менеджмента.

1.Концепция копирования западной теории менеджмента

Она не учитывает особенностей российского менталитета. России «надо  брать модель менеджмента в готовом  виде и использовать ее в управлении экономикой…». Для овладения теорией  надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский  язык. Затем, ни чего не меняя, использовать данные положения на практике. Вероятность  реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты и привычки бездумного копирования западного  опыта. Но она несет и большую  опасность. Достаточно вспомнить использование  неадаптированной к условиям России теории «монетаризма», концепций «шоковой терапии», ваучеризации и т.п. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции.

2.Концепция адаптации западной теории менеджмента.

Предполагает частичный  учет особенностей русской ментальности, т.е.не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из данных вариантов принять  за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую  специфические особенности, условия  функционирования экономики, уровень  социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей. Здесь  целесообразно вспомнить слова  М. Вебера: «Капитализм западного  типа мог возникнуть только в западной цивилизации».

3.Концепция создания российской теории менеджмента.

Исходит из полного учета  особенностей российской ментальности с использование аспектов морового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного  и восточного опыта, ни полное отрицание  достижений западной и восточной  школы менеджмента. И первое, и  второе одинаково не применимо. Необходимо отметить, что еще А.Маршалл утверждал, что: «Экономическая наука это не совокупность конкретной истины, а  лишь орудие для открытия конкретной истины». Это высказывание полностью  можно перенести и на науку  менеджмент. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое  содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского  менталитета.

turboreferat.ru