Сущность и значение менеджмента. Объекты и субъекты управления. Объект субъект менеджмента


Объект и субъект инновационного менеджмента

Сущность инновационного менеджмента

Сущностью инновационного менеджмента является максимально экономически выгодное использование новых видов продукции, технологий и иных средств, обеспечивающих конкурентное преимущество. Также не обходится стороной и внедрение новых форм организации и методов управления ею. Результативность вложенных в развитие средств является главной характеристикой инновационной деятельности, а роль её непрерывно возрастает.

Число занятых научными разработками, исследованиями и экспериментами сотрудников непрерывно растёт. Высокие темпы обновления производства являются важнейшими факторами прогресса, а новизна потребительских свойств является важным признаком инновации.

Объект и субъект инновационного менеджмента

Определение 1

Субъектом инновационного менеджмента считают специализированный орган, ответственный за управление инновационным процессом.

Основное условие осуществления инновационной деятельности – это закрепление её функций за конкретной группой исполнителей, которые будут нести ответственности за разработку и обеспечение достижения цели. Успех в достижении поставленной цели достигается при условии соблюдения таких моментов как: назначение ответственных за инновационный процесс, включения функции инновационной деятельности в процесс разделения управленческого труда, официальное утверждение ответственных за процесс, организация специализированного органа управления.

Сама организация инновационного процесса основана на принципе проектного управления, представляющую собой группу работников, ответственных за выполнение поставленных задач. Эта группа не является линейным подразделением организации, что позволяет избежать «текучки» традиционных отделов.

Для выполнения функций, инновационному отделу делегируются определённые полномочия. Подготовка инновационных решений требует мобилизации ресурсов, а также затрагивает работу всех структур организации. В связи с этим инновационная группа обладает рядом определённых, довольно широких полномочий. Это и право самостоятельного принятия решений, координация работы структурных подразделений, контроль исполнения принятых решений.

Замечание 1

Инновация, по своей сути, есть результат того или иного изменения конкретного элемента. Объекты инновации отражают предметную сторону развития.

От выбора объекта инновационной деятельности, зависит содержание планируемых изменений. К объектам инноваций могут относиться цели, задачи, персонал, технология, структура.

Цели и задачи инновационного менеджмента

Изменение задач любой административной деятельности, существенно ограничено. Стабильность функционирования самой деятельности зависит от выполнения возложенных на неё полномочий.

Целью инновационного менеджмента является изучение существующих и возможных технологий управления организацией, что позволит обеспечить ей усиленное развитие, а также укрепление конкурентных позиций.

Задачами инновационного менеджмента являются:

  • определение тенденций развития,
  • организация управления развитием,
  • определение перспективных направлений развития,
  • оценка эффективности протекающих инновационных процессов,
  • разработка проектов внедрения новшеств,
  • выявление и оценка рисков,
  • создание системы управления,
  • принятие решений направленных на инновационную деятельность,
  • формирование благоприятного климата,
  • обоснование принимаемых решений.

Инновационный менеджмент способен стимулировать эффективное управление процессами. Он тесно связан с нестабильными условиями как внутренней, так и внешней среды организации.

spravochnick.ru

Сущность и значение менеджмента. Объекты и субъекты управления

  1. Сущность и значение менеджмента. Объекты и субъекты управления.
Менеджмент – самостоятельный вид правленческой деятельности по руководству коллективами людей для достижения поставленных целей в условиях рынка.

Менеджмент – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.

Менеджмент – управление организацией в условиях рынка.

Задачи менеджмента:

- Сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность.

- Постановка простых, четких, видимых задач.

- Развитие потребностей работников работников организации и возможности их удовлетворения.

- Управление персоналом.

Объектом управления могут быть:

* Отрасли

* Территориальные общности людей

* Отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение и т.д.)

* Аспекты экономической деятельности (качество продукции, маркетинг...)

* Различные виды ресурсов (природные, интеллектуальные, материальные, финансовые, временные ...)

Субъекты управления – руководители различного уровня, занимающие поставленную постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия управленческих решений в определенных сферах деятельности.

  1. ^
Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления.

Взаимосвязь основных функций управления

Планирование – это непрерывный процесс установления и координации целей развития всей организации и ее структурных подразделений; это процесс определения средств и их достижения, сроков и последовательности реализации распределения ресурсов. Важным элементом данной функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы.

Организация – функция управления, направленная на создание условий для достижения поставленных целей. В задачи данной функции входит определение обязанностей и прав должностных лиц и исполнителей, обеспечение деятельности организации ресурсами и т.д.

Мотивация – процесс пробуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации.

Контроль предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. С помощью контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает сопоставление фактически достигнутых результатов с запланированными.

Координация – согласование различных процессов управления, действий различных исполнителей во времени и пространстве. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления коммуникаций между ними.

  1. ^
Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Организационно – административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Организационно – административное воздействие осуществляется в видах:

- Прямое административное указание, который имеет обязательный характер, адресуется конкретным управленцам, объектам или лицам и воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию.

- Установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование) и выработка стандартных процедур административного воздействия (рабочий график, распределение должностных обязанностей...).

- Разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно – административному воздействию.

- Контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.

^ методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений, указаний, а их невыполнение влечет за собой определенные взыскания.

Экономические методы основы на материальной заинтересованности работников, они ориентируют исполнителей на достижение максимального результата, своевременное и качественное выполнение заданий. Методы экономического стимулирования представляют собой методы управления, опираются на экономические интересы работников. Основу составляет формирование доходов предприятий, а так же каждого работника в зависимости от личного вклада.

Социально – психологические методы управления. С одной стороны данные методы нацелены на формирование благоприятного морально – психологического климата в коллективе, а с другой стороны, на раскрытие личных способностей каждого работника, помощи в их совершенствовании и максимальной самореализации человека в трудовой деятельности.

Виды:

1. Методы морального стимулирования. Используются для поощрения коллективов и отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.

2. Метод комплектования малых групп позволяет определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетом психологической совместимости.

3. Гуманизация труда: использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение спонтанности работы, расширение творческих процессов...

4. Профессиональный отбор, адаптация, обучение и повышение квалификации сотрудников организации.

Самоуправление представляет собой вариант организации управления, когда каждый работник сам решает вопросы в пределах отведенных ему полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций и совместного заработка. При этом, каждый член коллектива несет личную ответственность за выполненные самостоятельно принятые управленческие решения.

  1. ^
Принципы менеджмента – общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

Принципы управления (по Веснину):

- Научность в сочетании с элементами искусства

- Целенаправленность

- Специализация в сочетании с универсальностью. Суть: к каждому объекту управленческой деятельности существует индивидуальный подход соответствующий направленности и особенностям его функционирования.

- Последовательность

- Непрерывность

- Принцип оптимального сочетания централизованного и децентрализованного регулирования.

Централизация – сосредоточение власти и полномочий у высшего уровня руководства. Централизация имеет огромные преимущества при решении стратегических задач, реализации крупных проектов и программ в концентрации ресурсов на главных направлениях. Но при этом неизбежно подавляется инициатива исполнителей, снижается их творческая энергия.

Децентрализация связана с делегированием части полномочий нижестоящему уровню управления. Она освобождает от ненужной опеки, стимулирует самостоятельность в принятии управленческих решений, способствует более полному использованию творческого потенциала.

- Учет индивидуальных особенностей в психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения.

- Обеспечение единства прав и ответственного каждого субъекта управления.

- Состязательность участников управления.

- Максимально ранее и широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки управленческих решений.

  1. ^
Горизонтальный принцип разделения труда – это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов.

Вертикальный принцип – это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

Категории руководителей:

* Руководители низшего звена – самая многочисленная категория, они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов. Степень ответственности не очень высока. Иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

* Руководители среднего звена контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена.

* Руководители высшего звена – самая малочисленная категория. Они отвечают за работу и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных управленческих решений.

  1. ^
Менеджер – профессиональный управляющий, работающий в организации, руководящий усилиями всего персонала для достижения поставленных в организации целей.

Требования, предъявляемые к профессиональной компетенции менеджеров, делятся на 2 группы:

1) ЗУНы управлять профессиональную работу:

- умение обосновать и принимать управленческие решения в условиях высокой динамичности и неопределенности

- Информированность по вопросам отрасли, в которой работает организация (состояние научных исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию...).

- Знание должностных и функциональных обязанностей, способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу организации, владение способами повышения эффективности управления.

- Умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи в управлении.

2) Способность менеджера управлять людьми и самим собой.

- Целеустремленность

- Владение искусством управления человеческими ресурсами (подбором, расстановкой и использованием кадров, выработка норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, исполнительством и контролем).

- Владение искусством установления внешних связей.

- Способность к адекватной самооценке, умение делать правильные выводы, постоянно повышать квалификацию.

- Высокое чувство долга и преданности делу, честное и уважительное отношение к людям, доверие к партнерам, умение четко выражать свои мысли и чувства, умение убеждать, а так же способность мобилизовывать душевные и физические силы организма, стрессоустойчивость.

  1. ^
При Петре I в 1708 – 1709 гг. вместо уездов, воеводств и намездничества было учреждено 8, а позднее 10 губерний. В 1719 год губернии были разделены на 47 провинций. С именем Петра I связано учреждение 12 коллегий, ведавших определенными отраслями и подчинявшихся сенату. Так же, содействуя развитию отечественной промышленности Петр I стал передавать казенные предприятия в частные руки и выдавать их владельцам субсидии. При Екатерине II в 1765 году в России было учреждено вольное экономическое общество. Так же было начато «генеральное межевание» для упорядочивания помещичьего землевладения. При Александре I был создан двухпалатный парламент с государственной думой, разработан проект государственных реформ, в котором было рекомендовано придать самодержавию внешние формы конституционной монархии. Витте в 1712 году создал эффективную систему регулирования иностранных инвестиций. Столыпин предлагал децентрализовать управление Россией, проводя реорганизацию администрации. На губернском уровне Столыпин предлагал усиление власти губернаторов, сосредоточения в их руках всего механизма управления губернией. В 1906 году началась «Столыпинская аграрная реформа». А.К.Гостев в 20-е гг. разработал идею «узкой базы». Он считал, что работу в области совершенствования производства нужно начинать с упорядочивания труда каждого члена коллектива. П.М.Керженцев сформулировал теорию организационной деятельности и выделил ряд общеорганизационных принципов:

- выработка плана;

- организация его выполнения;

- учет;

- контроль;

- четкое распределение задач, прав, обязанности и ответственности нутрии организации.

А.А.Богданов (основоположник системного подхода), рассматривал организацию как отдельную систему. Ввел понятия «управляющая» и «управляемая» система. В 1930-е гг. А.В.Конторович открыл новую область прикладной математики – линейное программирование.

  1. ^
Основоположником школы научного управления является Фридерик Тейлор. Главная его заслуга в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные методы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Основные положения научного подхода:

1) Техническое усовершенствование и нормирование труда.

Разработка оптимальных способов выполнения работы.

Изучение затрат времени на отдельные трудовые операции и выработку наиболее рациональных движений.

2) Производственное обучение рабочих и распространение трудовых приемов, методов работы среди рабочих.

Отбор работников по их способности выполнять ту или иную работу

Устанавливается более высокая оплата труда для работников, выполнивших или перевыполнивших нору выработки.

3) Обоснование необходимости выделения общественного труда в отдельный вид трудовой деятельности.

  1. ^
Основоположником административной школы управления является А.Файоль. Он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций:

- планирование

- организация

- подбор и расстановка кадров

- мотивация

- контроль

Основные принципы управления(по Файолю):

  1. Разделение труда
  2. Полномочия и ответственность
  3. Дисциплина
  4. Единоначатие
  5. Единство действий
  6. Подчиненность личных интересов
  7. Вознаграждение
  8. Централизация и децентрализация
  9. Скалярная цепь – передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд (цепь начальников)
  10. Порядок
  11. Справедливость
  12. Стабильность персонала
  13. Инициатива
  14. Корпоративный дух
  1. Формирование поведенческих концепций организации (школа человеческих отношений).
Основоположники – Э.Мэйо, М.Фоллет. Фоллет определила управление производством как процесс обеспечения выполнения работ с помощью других лиц, и кроме совершенствования технологических процессов делала акцент именно на роли личности в управлении. Она одна из первых выдвинула идею участия рабочих в управлении. В 40 - 60- е гг. ХХ века получает развитие поведенческая школа. К представителям школы поведенческих наук относят Маслоу, Лайкерта, Мак Грегора... Дуглас Мак Грегор разработал теорию X и Y. Теория X – кнута и пряника, теория Y – демократичная. Позднее Уильям Оучи выдвинул теорию Z.

Сравнительная характеристика теорий

Теория X Теория Y Теория Z
Большинство сотрудников не любят работу и стараются по возможности ее избегать Работа желанна для большинства сотрудников Необходима забота о качестве жизни каждого сотрудника
Большинство сотрудников необходимо заставлять выполнять работу Сотрудники способны к целеустремленности, самоконтролю Привлечение сотрудников к групповому процессу принятия управленческих решений
Большинство сотрудников заинтересованы только в безопасности и защищенности Заинтересованность работников зависит от системы вознаграждений по личному результату Заинтересованность сотрудников составляет система пожизненной гарантированной занятости и периодическая ротация
Большинство сотрудников предпочитают быть исполнителями и избегают ответственности Сотрудники стремятся к ответственности, самостоятельно принимать решения Крупные вложения в обучение сотрудников
Большинство сотрудников не имеют творческих способностей и не проявляют инициативы Многие сотрудники проявляют творческие способности и изобретательность Большинство сотрудников способно к творчеству и инновациям

userdocs.ru

Объекты и субъекты менеджмента. Сущность и типология управленческих решений..58

Сущность и типология управленческих решений..58

4.1.2. Этапы разработки управленческого решения …..62

4.1.3. Методы и инструменты менеджмента ……………63

Тема 4.2. Функция установления коммуникаций …….66

4.2.1. Содержание функции установления коммуникаций……………………………………..66

4.2.2. Типология коммуникаций …………………………66

4.2.3.Технология и результативность коммуникации. Коммуникационные барьеры …………......67

Раздел 5. Социально-психологические функции менеджмент…………………………………69

Тема 5.1. Делегирование полномочий …………………...70

5.1.1. Содержание функции делегирования …………….70

5.1.2. Технология делегирования ……………………….…71

5.1.3. Результаты делегирования ………………………….73

Тема 5.2. Функция мотивации сотрудников ……………75

5.2.1 Содержание мотивации как функции менеджмента …………………………………………….75

5.2.2. Технология мотивации ………..…………………….75

Раздел 6. Руководство. Конфликтность. Эффективность менеджмента. ……...76

Тема 6.1. Стили руководства ………………………….…..76

6.1.1. Понятие и содержание руководства ………………76

6.1.2. Коллегиальность в менеджменте ………………….78

6.1.3. Лидерство ……………………………………………..79

6.1.4. Власть …………………………………………………80

Тема 6.2. Конфликты в коллективе и способы их предупреждения …………………………82

6.2.1. Конфликт. Виды конфликтов. Причины конфликтов ……………………………………82

6.2.2. Способы предупреждения конфликтов …………..83

Тема 6.3. Эффективность менеджмента …………………84

6.3.1. Оценка эффективности менеджмента …………….84

6.3.2. Пути повышения эффективности менеджмента…86

Раздел 1. Основы менеджмента

Тема 1.1. Сущность и категории менеджмента

1.1.1. Понятие и содержание менеджмента

Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов

Соотношение понятий: управление, менеджмент, руководство

Управление более широкое понятие, чем менеджмент. Управлять можно в том числе технической системой. Менеджмент более широкое понятие, чем руководство. Руководство как часть менеджмента отражает поведение менеджера в системе «начальник – подчиненный».

Цель:

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии управляемого объекта, то есть согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов объекта.

Характеристика современной ситуации в развитии объектов менеджмента:

Современные объекты менеджмента характеризуются неопределенностью развития, возрастающим уровнем риска, необходимостью системного подхода к решению проблем, высокой зависимостью от внешней среды. Эти особенности связаны с изменениями в характере труда (повышение роли работника в принятии решений), усилении разнообразия внешней среды.

Содержание менеджмента:

Менеджмент определяется в нескольких аспектах (с нескольких точек зрения):

 

Ø Наука управления

Ø Искусство управления

Ø Вид деятельности

Ø Аппарат управления

 

Основные категории менеджмента

 

Категории:

Ø Объекты и субъекты менеджмента

Ø Виды менеджмента

Ø Функции менеджмента

Ø Методы менеджмента

Ø Принципы менеджмента

Объекты и субъекты менеджмента

 

Объекты менеджмента:

Ø функциональные области: производство, сбыт, снабжение, инновации, персонал, финансы и т.п.

Ø уровень иерархии объекта: рабочее место, элемент структурного подразделения, структурное подразделение, организация, комплекс, отрасль, национальная экономика

Ø вид объекта: операция, проект, система. Можно управлять операцией, проектом, системой.

 

Субъекты менеджмента:

 

Менеджеры – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные ответственностью и полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации

 

Иерархический уровень:

Ø высший (топ-менеджмент, руководители организации),

Ø средний (менеджеры структурных подразделений, филиалов),

Ø низший (руководители бригад, групп, секторов, организаторы определенных видов работ)

Виды менеджмента:

 

По признаку объекта:

 

Ø общий (генеральный) менеджмент – управление деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц (профит-центров)

Ø функциональный или специальный менеджмент – управление определенными сферами деятельности организации (функциональными областями) или ее звеньев (маркетинг, персонал, финансы, производство и т.п.)

 

По признаку содержания:

 

Ø нормативный менеджмент – разработка и реализация философии организации, ее предпринимательской политики, позиции в конкурентной нише рынка, формирование общих стратегических намерений

Ø стратегический менеджмент – выработка набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией

Ø оперативный менеджмент – разработка тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

 

Функции менеджмента:

 

Функция - устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности.

 

Ø Общие функции: формирование целей, планирование, организация, контроль, регулирование

Ø Технологические функции: разработка решений и установление коммуникаций

Ø Социально-психологические функции: делегирование полномочий и мотивация сотрудников

 

megaobuchalka.ru