1. Понятие теории управления. Объект и предмет ее исследования. Объект изучения менеджмента


1.2. Объект и предмет научного исследования в менеджменте

Объект научного исследования в менеджменте. В научно-исследовательской работе важно правильно определить объект исследования. Объектом исследования научного познания является фрагмент объективной реальности. С точки зрения организации вся объективная реальность состоит из двух классов объектов — из систем и процессов. Поэтому объектом научного исследования выступает либо система (например, финансовая система предприятия), либо процесс (например, процесс материального обеспечения производственной деятельности). Также объектом может выступать совокупность процессов и систем, например производственный цех металлургического завода. Объект условно обособляется (выделяется) исследователем для целей научного исследования.

С качественной стороны системы и процессы могут быть объективными (материальными) и субъективными, выделенными интеллектуально исследователем. В рамках менеджмента встречаются все перечисленные виды процессов и систем, а также смешанные процессы и системы, с качественной стороны являющиеся объективно-субъективными. Пример приведен на рис.1.

Рис. 1. Основные классы объектов окружающего мира, которые могут быть выделены в качестве объектов исследования [Латлифулин]

Так как менеджмент — это особый вид целенаправленной деятельности человека, которая осуществляется в рамках различных систем на основе социальной составляющей, то под процессом менеджмента понимается установление различных связей (отношений) между элементами социально-экономической системы: количественных, качественных, временных, пространственных и пр. Основным субъектом определения и установления таких связей (процесса менеджмента) является человек, который привносит в них свое субъективное — интеллектуальное, эмоциональное, культурное и прочие начала. Природа всех социальных процессов и систем изначально носит двойственный объективно-субъективный характер и включает как фрагменты объективного, материального происхождения, так и интеллектуальные, субъективные фрагменты действительности. То есть, говоря об объекте исследования в менеджменте, следует учитывать, что любой из них носит объективно-субъективный характер. Это важно с точки зрения выбора методов и средств анализа и характеристики объекта.

Предмет исследования. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и частное, общее и частное. Определение предмета исследования — достаточно сложная задача , так как в качестве объекта могут рассматриваться любые материальные, интеллектуальные, объективные, субъективные или смешанные процессы и системы.

Одной из общепризнанных основ определения и представления предмета исследования научного менеджмента является выделение фрагмента объекта исследования, который содержит определяющие организационные отношения (ОО). Организационные отношения возникают между субъектами организационных отношений. Субъектами могут выступать отдельные люди, группы людей (сотрудники организации), различные системы, в том числе социальные (сотрудники, объединенные единой целью), социально-экономические (сотрудники, объединенные единой целью, связанные экономическими, административными, технологическими и прочими отношениями), технологические, организационные и др.

На рис. 2 приведен пример выбора объекта — предмета управленческого исследования.

Рис. 2. Пример выбора объекта-предмета управленческого исследования

В реально существующих и идеально представляемых процессах и системах встречаются самые разнообразные проявления организационных отношений, которые могут стать предметом исследования менеджмента. Концептуально, в настоящее время можно выделить следующие основные группы отношений, которые могут выступать предметом исследования (табл. 2.).

Таблица 2

Проявления организационных отношений [21]

Критерии

Статические

Динамические

Количественные

Пропорции

Прогрессии

Конструктивныс

Структуры

Графики

Качественные

Формы

Программы

Коммутационные

Классификации

Процедуры

Иерархические

Полномочия

Исполнение

Временные

Сроки

Расписания

Содержательные

Состав

Механизм

Комплексные

Системы

Процессы

Учет функционального аспекта позволяет еще больше разнообразить объект и предмет исследования. Приведем примеры формулировки объекта и предмета исследований с учетом функционального аспекта.

Объект исследования: система управления корпорации алюминиевой отрасли.

Предмет исследования: организационная структура управления маркетинговыми процессами корпорации алюминиевой отрасли.

Объект исследования: система отбора инвестиционных проектов бизнес-инкубатора.

Предмет исследования: процесс отбора инновационных проектов для посевного финансирования.

Вопросы и задания для самоконтроля

1) Что такое объект научного исследования? Какие основные классы объектов окружающего мира, которые могут быть объектом исследования, вам известны?

2) Охарактеризуйте основные классы объектов окружающего мира.

3) В чем суть двойственности объектов менеджмента?

4) Как соотносятся между собой объект и предмет научного исследования? Приведите пример.

5) Какой предмет исследования является общепризнанным в менеджменте?

6) Придумайте примеры отношений, которые могут выступать предметом исследования в менеджменте (опирайтесь на табл. 2).

Задания для работы на семинарах

Выполните практические задания по определению объекта и предмета исследования (прил. 1, практическое занятие 1—2).

studfiles.net

Объект и предмет изучения, цель и задачи производственного менеджмента

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

С переходом к рыночной экономике требования к организации и планированию производства изменились. Главной целью становится удовлетворение покупательского спроса в полном объеме и в установленные сроки. Процесс, который отвечает этим требованиям и приносит необходимую и достаточную для ведения дела прибыль, стали называть бизнес-процессом. В то же время страны с рыночной экономикой за последние полтора десятилетия накопили огромные знания в области управления производством, которые приобрели интернациональный характер. Интенсивность накопления знаний особенно возросла с развитием информационной науки и технических средств использования ее результатов, что нашло отражение в такой научной дисциплине, как производственный менеджмент.

Производственный менеджмент, или производственный (операционный) менеджмент, — это наука, изучающая управление процессом производства продукции или предоставления услуг в широком межотраслевом разрезе. В рамках этой науки выделены общие признаки управления производством и оказанием услуг, характерные не для какой-либо отдельной отрасли, а для всей сферы производства. Такие виды производственной и управленческой деятельности, как принятие решений, прогнозирование, выбор размещения завода или офиса, проектирование изделий и услуг, распределение ресурсов, планирование, гарантии качества и др., являются основными в любой бизнес-организации.

В учебнике отражены особенности производственного менеджмента, международный опыт в этой области знаний, включая и отечественный опыт, который не утратил своего значения в новых экономических условиях. Особое место занимает приложение, в котором представлены пути дальнейшего развития информационной науки, имеющей межотраслевое значение наряду с математикой, физикой, химией и другими науками.

Авторский коллектив будет благодарен всем читателям, высказавшим замечания и пожелания с целью дальнейшего совершенствования материала учебника.

 

 

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ

 

Объект и предмет изучения, цель и задачи производственного менеджмента

 

Дисциплина «Производственный менеджмент» предусмотрена учебными планами подготовки специалистов практически по всем техническим и экономическим направлениям высшего профессионального образования как в России, так и за рубежом. Данная дисциплина в университетах всего мира рассматривается как обязательный элемент общепрофессиональной подготовки инженера, экономиста или менеджера любого профиля. В настоящее время нет такой сферы бизнеса, области профессиональной деятельности, где бы не требовались знания и умения, составляющие содержание дисциплины «Производственный менеджмент».

Объектом изучения дисциплины «Производственный менеджмент» является предприятие (организация). Размер предприятия, его организационно-правовая форма и отраслевая принадлежность имеют важное значение. Поэтому при изучении данной дисциплины выделяется то общее, что характерно для всех без исключения предприятий, и то частное, что определяет специфику определенных предприятий. Учебник предназначен для студентов инженерных и экономических специальностей. Поэтому он в значительной степени ориентирован на предприятия промышленности (в частности, машиностроения) как наиболее сложные для изучения объекты, требующие универсальных знаний, которые можно применить практически на любом предприятии любой сферы бизнеса, включая предприятия сервиса.

Предметом изучения производственного менеджмента являются принципы и методы управления производственной (операционной) деятельностью предприятия. Для предприятий отраслей сферы материального производства принято их основную деятельность определять как производственную, для предприятий отраслей сферы услуг — как операционную. Соответствующие разделы менеджмента в мировой теории и практике принято называть производственный и операционный менеджмент. В последние годы в связи с развитием логистического менеджмента и интегрированного управления цепью поставок (integratedsupply chain management, ISCM). Под операционной деятельностью предприятия, независимо от

сферы его деятельности (производство или сервис), стали понимать глубоко интегрированные процессы снабжения, производства (товара или услуги) и сбыта. Вместе с тем по-прежнему сохраняется традиционное название учебной дисциплины «Производственный менеджмент».

Целью дисциплины «Производственный менеджмент»является овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками в области принятия управленческих решений, связанных с производственной (операционной) деятельностью предприятий.

Задачами дисциплины являются:

• изучение теоретических основ управления производственной (операционной) деятельностью предприятий производственной сферы и сферы услуг;

• освоение методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в сфере управления производственной (операционной) деятельностью предприятий;

• овладение методами анализа и синтеза в сфере управления производственной (операционной) деятельностью предприятий;

• получение навыков использования широкого спектра методов и средств принятия решений в области производственного (операционного) менеджмента, в том числе на базе современных информационных технологий.

Изучение дисциплины базируется на положениях экономической статистики, экономико-математического моделирования, микроэкономики, отраслевой экономики, экономики предприятия, технологии отраслевого производства, основ менеджмента, организации предпринимательской деятельности. Знания, полученные в результате изучения дисциплины, являются основой менеджмента цепи поставок, бизнес-логистики, реинжиниринга бизнес-процессов, бизнес-администрирования и международного бизнеса.

 

Читайте также:

megalektsii.ru

Объект и предмет изучения менеджмента

Тип работы курсовая
Год написания 2005
Оценка при сдаче 5
Кол-во листов 33
Цена 370

Содержание

 

 

Введение

 

Глава 1. Современный менеджмент как наука и искусство, его актуальность и значимость в постсовременности

1.1. Актуальность и значимость менеджмента в постсовременности

1.2. Основополагающие аспекты современной деятельности менеджеров

 

Глава 2. Современный менеджмент: предмет, объект, понятие и функции

2.1. Предмет, объект, понятие и функции современного менеджмента

2.2. Цели и сущность современного менеджмента

 

Глава 3. Организационно-корпоративные аспекты современного менеджмента

3.1. Технология современного менеджмента

3.2. Внешняя и внутренняя среда организаций

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

1. Монографии

 

1.1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1999. – 544 с.

1.2. Байгот С.А., Ефимчик Е.Е. Основы менеджмента. – Минск: САДИ, 1997. – 362 с.

1.3. Вершигора Е.Е. Основы менеджмента. – М. ИНФРА-М, 1998. – 446 с.

1.4. Вершигора Е.Е. Рынок и предприимчивость. – Гомель: Изд-во ГГУ, 1992. – 381 с.

1.5. Веснин  В.Р.  Основы  менеджмента.  – М.: Экономика, 1997. – 413 с.

1.6. Галькевич  Р.С.  Набоков  В.И.  Основы  менеджмента. – М.: ИНФРА-М – 1998 . – 380 с.

1.7. Галькович  Р.С.,  Набоков  В.И.   Основы  менеджмента.  – М.:   ИНФРА-М,   1998. – 615 с.

1.8. Герчикова В.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 1995. – 546 с.

1.9. Котлер Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ./Общ. ред. и вст. ст. Е.М. Пеньковой. – М.: Прогресс, 1992. – 474 с.

1.10. Мескон М. Основы менеджмента. – М.: Высшая школа, 1995. – 385 с.

1.11. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 467 с.

1.12. Седегов Р.С. Основы менеджмента и маркетинга. – Минск: Высшая школа, 1995. – 468 с.

1.13. Семенов Б.Д., Седегов Р.С. Организационные структуры капиталистического менеджмента. – М.: Изд-во МЭУ, 1993. – 328 с.

1.14. Фатхутдинов  Р.А.  Система  менеджмента.  – М.: Наука, 1996. – 323 с. 

1.15. Ховард  К.  Принципы  менеджмента.  – М.: ЭКО, 1996. – 500 с.

 

 

2. Учебники и учебные пособия

 

2.1. Менеджмент: Дайджест основных разделов и тем./Под ред. А.К.Казанцева. СПб.: ГИЭА, 1997. – 621 с.

2.2. Менеджмент./Под  ред.  Максимцова  М.М.  Игнатьевой  А.В. – М.: Логос, 1998. – 580 с.

2.3. Менеджмент:   практические   ситуации,   деловые   игры,   упражнения./Под   общ. О.А.Страховой. – СПб.: Питер, 2000. – 595 с.

2.4. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса./Под. ред. А.К. Казанцева. – М.: Дело, 2000. – 489 с.

2.5. Словарь-справочник менеджера./Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 497 с. 512 с.

2.6. Экономика и менеджмент. – Тамбов: Вять, 1995. – 390 с.

 

www.easyschool.ru

1. Понятие теории управления. Объект и предмет ее исследования.

Теория управления представляет собой науку, изучающую управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений. В центре ее внимания и изучение механизмов и социальных технологий эффективного управления.

Объектом теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.

В качестве предмета теории управления могут выступать следующие направления научного исследования:

• сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;

• механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование;

• механизм самоорганизации и саморегулирования;

• технологии и методика процесса управления;

• структурные элементы системы управления;

• принципы, методы управления и т. д.

2. Соотношение понятий управление и менеджмент.

Термин «управление» относится ко всем объектам, процессам, системам. В этом смысле наука об управлении – кибернетика – применима к любой области исследования (к технике, биологии, физике, социологии и т.д.). Понятие «менеджмент» относится к социально-экономическим, производственно-хозяйственным системам. Менеджмент – это профессионально осуществляемая деятельность по управлению организацией

Управление - более объёмное и универсальное понятие.

В самом широком смысле этого слова, управление - это регулирование и корректировка какого-либо процесса, его поддержание в заданном режиме.

Управление достаточно широко распространено в нашем окружении. К примеру, с управлением мы сталкиваемся во всех живых организмах. Нередко приходится говорить об управлении техническими объектами или технологическими процессами. менеджмент - это разновидность управления

3. Основные категории теории управления.

Основные категории теории управления

Теорию управления принято рассматривать как комплексную науку или научное направление, опирающееся на многие теоретические и прикладные знания. Это объясняется многогранностью проблемы управления и многоаспектностью управленческой деятельности, основанной на сознательном использовании экономических, естественно-технических, организационных, социально-психологических законов и закономерностей, присущих объекту управления. Теория управления, очевидно, должна быть ориентирована на решение практических задач.

Элементами управления как всеобщего вида человеческой деятельности являются цель управления и способ достижения цели, объект и субъект управления, взаимодействующие в определенной окружающей среде.

Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие (организационно-управленческие, организационно-экономические) отношения, реализующиеся как информационные связи при организации предприятия и управлении им.

Процесс управления включает сбор, переработку и передачу информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решений (продукт управленческого труда). Средства труда в управленческой деятельности – методы и средства обработки и анализа информации и принятия на этой основе конкретных решений.

Содержание управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем из цикличного повторения функций управления или конкретных видов управленческих работ, выполняемых во всех видах деятельности: научно-технической, учетной, финансовой и др.

Практически ценное в подходе к управлению как к процессу заключается в том, что им можно управлять даже при не полном знании объекта управления, можно формализовать процесс управления, а, следовательно, и автоматизировать его с учетом социально-экономической целесообразности. Следует также учитывать, что лишь незначительную часть управленческих функций можно передать ЭВМ. При этом не только окончательное решение, но и объединение отдельных автоматизированных элементов в систему для принятия управленческого решения остается за человеком. Принятие решений – важная часть и теории менеджмента и практической управленческой работы.

Управление предприятием базируется на общих основах экономического развития, которые определяют цели, принципы, методы управления и другие категории, составляющие предметную область исследования теории управления.

studfiles.net