Научные подходы и принципы менеджмента. Научный подход менеджмента


Научные подходы и принципы менеджмента

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 9Следующая ⇒

Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов (табл. 1).

Данные подходы следует отнести к главным принципам управления.Принципы управленияможно определить как основные правила, вытекающие из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития. Ими должны руководствоваться субъекты (органы) управления в процессе управления конкретными объектами.

Впервые термин «принципы управления» использовал Ф. Тейлор, который в 1911 г. опубликовал работу «Принципы научного менеджмента», где сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом.

Таблица 1

Подходы к менеджменту

Название Краткое содержание
Административный Регламентация функций, прав, обязанностей, элементов системы менеджмента в нормативных актах
Воспроизводственный Ориентация на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка
Динамический Рассмотрение объекта управления в диалектическом развитии и причинно-следственных связях
Интеграционный Установление взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы управления
Количественный Использование количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов и т.д.
Комплексный Учет технических, экономических, социальных и других аспектов менеджмента
Маркетинговый Ориентация управляющей подсистемы на потребителя
Нормативный Установление нормативов в управлении
Поведенческий Оказание помощи работнику в осознании собственных возможностей
Процессный Рассмотрение управления как совокупности взаимосвязанных функций
Системный Рассмотрение любой системы как совокупности взаимосвязанных элементов
Ситуационный Применение конкретных методов управления, исходя из сложившейся ситуации
Функциональный Рассмотрение потребности как совокупности функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения

 

Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация их является критерием эффективности и научности управления. Ими следует руководствоваться при оценке качества управления, т.е. результатов процесса управления.

При функционировании и развитии системы менеджмента необходимо соблюдать также дополнительные принципы:

w сочетания специализации и универсализации в управлении;

w устойчивости к внешней среде;

w экономичности управления;

w эффективности управления;

w гуманности управления;

w соответствия способов и средств воздействий закономерностям, присущим объекту управления;

w соответствия полномочий поставленным задачам;

w сочетания централизации и децентрализации в управлении и другие.

В настоящее время насчитывается свыше 30 принципов управления. Причем, в ходе общественного развития некоторые принципы управления, характерные для функционирования прежней системы, теряют свою актуальность, например принцип демократического централизма. В то же время вырабатываются новые принципы управления, адекватные современным условиям, например принцип устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Методы управления

Методы управления – это способы воздействия управляющей подсистемы – субъекта управления на управляемую подсистему – объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подразделить на две группы:

w методы, используемые федеральными и региональными органами;

w методы, используемые предприятиями (организациями).

К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т.е. экономические факторы внешней среды предприятия.

Вторую группу составляют:

w система материального поощрения работников;

w система ответственности за качество и эффективность работы;

w экономические нормативы функционирования предприятия (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т.д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план.

Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества. К формам экономического стимулирования относятся:

w формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;

w бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;

w участие работника в распределении прибыли организации;

w предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставление ему льгот в оплате транспортных услуг, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха членов семьи работника, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;

w предоставление работнику льготных кредитов;

w льготное страхование жизни работника и др.

Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия перечисленных выше льгот.

Административные методы управления включают:

w систему законодательных актов страны и региона;

w систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов предприятия;

w систему оперативного управления (систему власти).

В систему законодательных актов страны и определенного региона входят законы, указы, постановления, стандарты, положения, методики и другие документы, утвержденные федеральными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теоретические и практические аспекты управления.

Система нормативных и методических документов предприятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкретного предприятия.

Важное значение имеет и система оперативного управления. Существуют четыре способа реализации своей власти руководителем, которые находятся в диапазоне от ее прямого использования до практически полного отказа от этого. Речь идет о распоряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности.

Социально-психологические методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

Объектами управления социально-психологическими процессами являются:

w личностные характеристики работников, а также их психические и психофизиологические особенности;

w способы организации труда и рабочих мест;

w система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;

w информационное обеспечение и его использование;

w система стимулирования работников;

w морально-психологический климат в коллективе;

w социально-бытовые условия работников;

w инфраструктура региона.

Управление социально-психологическими процессами включает:

w анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов;

w организацию выполнения поставленных задач;

w регулирование социально-психологических процессов.

Важнейшей задачей социально-психологических методов является обеспечение благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Важнейшие признаки его:

w отсутствие давления руководителей на подчиненных;

w достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;

w взаимная требовательность и общая ответственность;

w удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

w доброжелательная и деловая критика;

w свободное выражение мнения при обсуждении вопросов;

w высокая степень взаимопомощи и пр.

Для обеспечения благоприятного морально-психологи­ческого климата в коллективе требуются специальные знания и умение руководителей. В качестве специальных мер следует использовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и периодическую аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работников, социально-психологические методы, способствующие выработке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимодействия, соответствующий стиль руководства.

При формировании коллектива и исследовании межличностных отношений рекомендуется составлять социоматрицы и социограммы. Они позволяют определить отношение членов группы друг к другу и степень сплоченности коллектива, выявить лидера, а также установить социометрический статус и эмоциональную экспансивность работников.

Необходимо отметить, что на практике методы управления постоянно изменяются. Так, при переходе от плановой экономики к рыночной чаще применяются экономические методы управления. Кроме того, в процессе демократизации общественной жизни и экономики возрастает роль человеческого фактора, поэтому больше внимания уделяется социально-психологическим методам.

Однако используемые в практической деятельности методы управления являются, как правило, комплексными, т.е. они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное стимулирование, социально-психологические факторы. При этом отдельные методы как бы дополняют друг друга в конкретных ситуациях, позволяют комплексно устанавливать влияние на объект управления различных факторов. В этих условиях менеджеры всех уровней должны уметь владеть комплексом методов управления, делать правильный выбор и применять именно те методы, которые в данных конкретных условиях являются наиболее эффективными.

Вопросы для самопроверки к главе 2

1. Какие подсистемы можно выделить в системе управления организацией?

2. На чем основываются экономические методы управления?

3. Что такое принципы управления?

4. Что такое управление?

5. Каковы общие методы управления?

Контрольные вопросы к главе 2

1. Что включает в себя система управления в элементарном виде?

2. Что такое субъект управления?

3. На чем основываются социально-психологические методы управления?

4. Что такое методы управления?

5. На чем основываются административные методы управления?

6. Кто впервые ввел понятие «принципы менеджмента»?

7. Какие методы управления получили у нас в последние годы наибольшее развитие?

Читайте также:

lektsia.com

Методы науки менеджмента

Изучение науки менеджмента необходимо начинать с изучения общеметодологических подходов познания. Такие общенаучные методы, как системный и комплексный подходы, моделирование, эксперимент, сочетаются со специальными индивидуальными и групповыми методами такими, как функционально-стоимостной анализ, метод экспертных оценок, метод «Дельфи», расчетно-аналитические методы и т. д.

Общеметодологические подходы

При комплексном подходе решение проблемы рассматривается с различных точек зрения: экономической, правовой, организационной, социальной, технической, экологической и др. С точки зрения этого подхода мы не можем рассматривать ситуацию только лишь с одной стороны, необходимо учитывать разнонаправленность менеджмента при решении задачи. Комплексный подход предусматривает привлечение специалистов разного профиля, применение форм кооперации и интеграции их деятельности при разработке управленческих решений.

Что касается системного подхода в науке менеджмент, то объект менеджмента рассматривается как единое целое, как выражение взаимосвязи подсистем и элементов системы, взаимосвязи системы с внешней средой, в данном случае с ее частью – деловой средой. В результате такой взаимосвязи возникает синергетический эффект.

Ретроспективный подход. Подход на данный момент мало изучен и в менеджменте, и в других науках. Ретроспективный подход дает представление об организации с исторической точки зрения, с точки зрения развития ее характеристик во времени, выявления исторических тенденций развития организации, т. к. историческая предопределенность оказывает значительное влияние на настоящее и будущее.

Инновационный подход – это позиционирование организации как инновационно-активного субъекта управления, разрабатывающего и применяющего новые знания для совершенствования управленческой и политической деятельности. Данный подход позволяет организации находиться «в организационном тонусе», тем самым определяя ее готовность к неожиданным изменениям, вызовам и угрозам среды.

Моделирование. Необходимость применения данного подхода возникает при вероятности возникновения кризисных состояний в развитии любой организации и необходимости их предотвращения. При этом происходит моделирование вероятных вариантов развития событий и возможность обыграть их последствия.

Научный метод

Менеджмент как наука имеет научное исследование. Фундаментом процедуры научного исследования является научный метод, впервые использованный на практике школой научного управления. Он состоит из трёх этапов:

  • наблюдение. Это сбор и анализ объективной информации по проблеме и ситуации.
  • гипотеза. Формулированием гипотезы исследователь выявляет альтернативы их последствий для ситуации и делает прогноз, на основании этих наблюдениях. Целью выступает установление взаимосвязи между компонентами проблемы.
  • верификация (подтверждение достоверности). На этом этапе исследователь проверяет гипотезу, наблюдает за результатами принятого решения.

Основные методы сбора информации:

  • эксперимент;
  • тестирование, анкетирование и интервьюирование;
  • изучение документации организации.

Существуют два типа эксперимента: активный и пассивный. Активный эксперимент предполагает непосредственное вмешательство экспериментатора в процесс для создания нештатных ситуаций и последующее наблюдение за поведением объекта. В этом случае активный эксперимент позволяет выявить слабые места, касающиеся управления организацией. Однако проведение активного эксперимента требует высокой квалификации исследователя и высоких затрат, также необходимо учитывать, что проведение подобного рода экспериментов может негативно отразиться на результатах работы всей организации.

Пассивный эксперимент предполагает простое наблюдение за работой сотрудников, где исследователь просто фиксирует какие-либо данные. Однако, несмотря на его простую задачу, пассивный эксперимент является наиболее эффективным, т. к. позволяет собрать большое количество необходимой информации о деятельности организации в целом и ее подразделений, не требует высокой квалификации исследователя, проводящего наблюдения, но предъявляет высокие требования к научным сотрудникам, осуществляющим методическую подготовку пассивных экспериментов. С точки зрения влияния на процесс деятельности организации, то проведение пассивного эксперимента мало отражается на нем.

Методы анкетирования и тестирования наиболее эффективно можно использовать, изучая отдельные аспекты деятельности организации, не требуют больших финансовых затрат. Важная функция этих методов в том, что они являются единственными методами сбора информации о плохо структурированных областях деятельности предприятия. Что касается интервьюирования, то в отличие от анкетирования и тестирования, этот метод требует личного контакта с сотрудниками организации и используется для получения дополнительной информации.

Частные методы науки менеджмент

Методы групповых решений. Данные методы используются группой для формулирования проблемы, разработки возможных альтернатив и выбора решения, способствуют генерации идей, увеличение возможности принятия правильного решения за счет суммы знаний о проблеме и приложения общих сил для ее решения. Среди методов можно отметить: «Адвокат дьявола», «Многосторонняя защита», «Мозговая атака», «Морфологический анализ», метод мозгового штурма, метод номинальной группы и т. д.

Методы оптимизации управленческих решений. Данный метод имеет тесную связь с предыдущим методом и представляет собой разработку способа выбора решения, обеспечивающего получение наиболее выгодного значения выбранного критерия (прибыль, доход, качество, затраты, цена, сроки и т. д.). Этот метод также имеет согласование с экономико-математическими методами.

Методы принятия управленческих решений. Здесь также используются индивидуальные и групповые методы принятия решений, среди которых методы номинальной группы, планирования, согласия, «Дельфи», опытный, интуитивный, методы экспертных оценок, метод функционально-стоимостного анализа и пр.

Метод прогнозирования формирует наши представления о возможных состояниях организации. Здесь можно выделить метод экстраполяции, на основе которого в контексте существующего состояния объекта выявляется тенденция его состояния в будущем. Прогнозирование состояния организации необходимо, сочетая различные методы.

Социологические методы. На основе изучения общественного мнения мы можем говорить о состоянии организации, росте или падении их влияния на общество, ее популярность и известность. Важная функция социологических методов состоит в обеспечении обратной связи в процессе управления и реализации контрольной функции управления.

Сравнительный анализ (метод аналогии) позволяет выявить характерные особенности определенной организации, сравнивая ее с аналогичными или похожими объектами.

Перечисленные методы используются не только в менеджменте, они характерны для экономической теории, формируя мировоззрение руководителей и специалистов в производственном процессе, выступает методологической основой менеджмент.

Взаимосвязь предмета и метода науки менеджмента можно представить схематично (см. схема):

Схема

spravochnick.ru

Методы науки менеджмента, с примерами

Наука управления

Центральным пунктом науки управления является обеспечение руководителей компании научной основой, которая нужна для решения проблем взаимодействия компонентов компании в ее интересах как целого.

Посредством соответствующих методов менеджеры оценивают компромиссы, которые проявляются в связи с различием целей, и выявляют альтернативные решения, которые обеспечивают баланс противоречивых целей.

Исследователи выделяют три отличительные особенности, характерные для науки управления: применение научного метода, ориентация на системный подход, применение моделей.

Методы науки менеджмента включают использование ситуационного подхода, суть которого состоит в планировании и оценке деятельности руководителей в соответствии с состоянием внешней и внутренней среды предприятия.

Методы менеджмента

Научный метод науки менеджмента

Методы науки менеджмента включают в себя фундаментальную процедуру любого научного исследования, которая впервые использовалась на практике в школе научного управления. Это — научный метод, который состоит из трёх стадий.

Первая стадия научного метода заключается в наблюдении, которое представляет собой объективный сбор и анализ информации в сфере проблемы (ситуаций). Далее происходит формулировка гипотезы, посредством которой исследователи могут выявить имеющиеся альтернативы, действия, последствия для ситуаций. Также на этой стадии делают прогноз, который опирается на эти наблюдения. Цель действий данной стадии – установить взаимосвязь компонентов проблем.

На третьей стадии происходит подтверждение достоверности (верификация), здесь исследователи проводят проверку гипотезы, наблюдая результаты принятых решений. Методы науки менеджмента, в особенности научный метод, применяются для разрешения управленческих проблем.

Использование моделей

Методы науки менеджмента часто используются в качестве моделирования, что необходимо по причине сложности проблем управления, а также трудного проведения экспериментов на практике.

Самым значительным вкладом школы научного управления является разработка моделей, которые дают возможность принятия объективных решений в ситуациях, которые очень сложны для простых причинно-следственных оценок альтернатив.Большинство данных моделей настолько сложны, что не все руководители способны использовать их самостоятельно. В данном случае отсутствие основательного представления о модели приводит руководителей к методу проб и ошибок, он начинает принимать необдуманные решения вместо того, что бы использовать проверенные методы.

Методы науки менеджмента

Основные виды работ в процессе прикладного исследования: сбор и обработка информации, моделирование деятельности объектов исследований. Среди основных методов сбора информации можно выделить исследование документов компании, проведение эксперимента, тестирования, анкетирования и интервьюирования.

Существует два вида эксперимента:

  1. Активный эксперимент, который предполагает прямое воздействие на рабочий процесс для того, что бы создать внештатные ситуации,
  2. Пассивный эксперимент, представляющий собой простое наблюдение работы персонала, фиксируя определенные данные.

Наиболее эффективным является пассивный эксперимент, так как с его помощью можно собирать значительное количество информации о деятельности соответствующих отделов компании. Пассивный эксперимент не требует высокой квалификации персонала, который осуществляет наблюдения. Тем не менее, метод предъявляет высокие требования к тем специалистам, которые осуществляют организационную и методическую подготовку эксперимента.

Анкетирование и тестирование с большей эффективностью можно применять в процессе исследования некоторых сторон деятельности компании. Эти методы науки менеджмента не требуют больших денежных затрат, являясь единственным методом сбора информации в сфере плохо структурированных областей деятельности компании.

Примеры решения задач

ru.solverbook.com

Научные подходы и принципы менеджмента — КиберПедия

Эффективность менеджмента в значительной мере опреде­ляется использованием широкого спектра научных подходов и методов управления, обоснованностью их применения. В на­стоящее время применяются только некоторые научные подходы к менеджменту, что объясняется "узостью" его понимания.

Анализ теории и практики управления различными объек­тами позволяет установить необходимость применения к ме­неджменту, по Р. А. Фатхутдинову [24], 13 научных подходов к менеджменту(табл. 2.2).

Данные подходы следует отнести к главным принципам управления. Принципы управленияможно определить как ос­новные правила, вытекающие из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития. Ими долж­ны руководствоваться субъекты (органы) управления в процессе управления конкретными объектами в целях обеспечения высо­кой эффективности управленческой деятельности.

Впервые термин "принципы управления" ввел инженер-технолог Ф. Тейлор, который в 1911 г. опубликовал работу под названием "Принципы научного менеджмента". На основе изуче­ния способов выполнения работ и трудовых операций он сфор­мулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

Таблица 2.2

Подходы к менеджменту

Название

Краткое содержание

 

Административный

Воспроизводствен­ный

Динамический

Интеграционный

Количественный

Комплексный

Маркетинговый

Нормативный

Поведенческий

Процессный

Системный

Ситуационный

Функциональный

При административном подходе регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы ме­неджмента в нормативных актах

Воспроизводственный подход ориентирован на посто­янное возобновление производства товара для удовле­творения потребностей рынка с меньшими затратами

При динамическом подходе объект управления рас­сматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности

При интеграционном подходе устанавливаются взаи­мосвязи между отдельными подсистемами и элемен­тами системы управления

Сущность количественного подхода заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расче­тов и т. д.

При комплексном подходе учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты ме­неджмента

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя

При нормативном подходе устанавливаются нормати­вы в управлении

Поведенческий подход заключается в том, чтобы по­мочь работнику осознать собственные возможности

При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций

При системном подходе любая система рассматрива­ется как совокупность взаимосвязанных элементов

Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется кон­кретной ситуацией

Сущность функционального подхода состоит в том,что потребность рассматривается как совокупностьфункций, которые нужно выполнять для ее удовле-творения______________________________________

• научный подход к выполнению каждого элемента работы;

• научный подход к подбору, обучению и тренировке ра­бочего;

• кооперация с рабочими;

• разделение ответственности за результаты между ме­неджерами и рабочими.

Другой известный специалист в области менеджмента -А. Файоль в 1916 г. в книге "Общая промышленная администрация" предложил формализованное описание работы управляющих в орга­низациях и сформулировал 14 принципов управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента (табл. 2.3). При этом он относил к приоритетным два принципа- единоначалия и единства действий.

Американский исследователь Г. Эмерсон (1853-1931 гг.) в книге "Двенадцать принципов производительности" привел сле­дующие управленческие принципы:

• точно поставленные цели;

• здравый смысл;

• компетентная консультация;

• дисциплина;

• справедливое отношение к персоналу;

• оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет;

• диспетчеризация;

• нормы и расписание;

• нормализация условий;

• нормирование операций;

• написанные стандартные инструкции;

• вознаграждение за производительный труд.Ведущими принципами Г. Эмерсон считал точно постав­ленные цели и здравый смысл.

Социолог М. Вебер на основе обобщения прусского опыта управления административными организациями разработал так называемые универсальные правила, которыми, по его мнению, должны руководствоваться любые органы управления. Изучение принципов управления было в дальнейшем продолжено рядом отечественных и зарубежных ученых.

Таблица 2.3

cyberpedia.su

Принципы научного менеджмента

Основа теории Ф. Тейлора

Фредерик Уинслоу Тейлор – американский инженер, внесший значимый вклад в развитие теории научного менеджмента. Ф. Тейлор в конце $XIX$ века разработал принципы управления, которые и по настоящее время представляют собой базу любого действенного метода повышения производительности труда. Именно поэтому Ф. Тейлор считается основателем школы научного менеджмента, а его вклад в развитие общей теории менеджмента невозможно переоценить.

В основе теории Ф. Тейлора лежит идея о том, что труд может быть представлен в виде транслируемой системы знаний и навыков. Впоследствии данная идея развилась в организацию профессионально-технического обучения.

В конце $XIX$ века, когда Ф. Тейлор предложил свои идеи публике, знания и навыки каждого вида труда держались в секрете и передавались только внутри профсоюза. Из-за необходимости сохранения секретов ремесла отсутствовали записи о деятельности работников. В связи с этим теория Тейлора была воспринята отрицательно как представителями профсоюзов, так и капиталистами, которые не соглашались с необходимостью нанимать или обучать профессионалов для управления производством.

Однако некоторые производственные предприятия приняли во внимание разработки и идеи Тейлора и реализовали их на практике, что способствовало росту производительности и снижению количества конфликтов в организации.

Замечание 1

Таким образом, гуманитарная теория Ф. Тейлора стала базой для дальнейшего развития науки управления.

Экспериментальный подход

Ф. Тейлор разрабатывал собственные идеи и основанные на них принципы управления в течение 20 лет. Весь этот период времени был заполнен различными экспериментами на производственных предприятиях, результаты которых впоследствии легли в основу принципов научного менеджмента.

В рамках школы научного менеджмента Ф. Тейлор выделил следующие принципы управления:

  • Создание эффективных методов реализации производственных процессов, основанных на научном анализе затрат и выгод;
  • Стандартизация – обеспечение соблюдения принятых стандартов производства;
  • Обеспечение максимально эффективной и результативной расстановки персонала по рабочим местам, способствующего повышению качества работы и производительности труда;
  • Зависимость уровня оплаты труда от его результатов;
  • Создание взаимопонимания между руководством и коллективом для обеспечения возможности применения научных методов управления.

Значение принципов научного менеджмента

Ф. Тейлор уделял серьезное внимание детализации разработанных им принципов научного менеджмента и разработал множество теорий, методов и подходов, применение которых и по настоящее время позволяет существенно повысить качество менеджмента. В то же время теории Тейлора были прорывом для того времени и положили начало развитию многих других направлений и аспектов управленческой науки.

Принципы научного менеджмента объединяют труд и знания, рассматривая процесс производства как цепь взаимосвязанных последовательных действий. Повышение эффективности производства в такой системе возможно с помощью повышения квалификации сотрудников, улучшения условий трудовой деятельности или оптимального распределения производственных мощностей в пространстве.

Замечание 2

Большинство концепций Тейлора базировались на философии сотрудничества и взаимовыгодных отношений между менеджментом и работниками организации, которая сейчас лежит в основе любых деловых отношений. Несмотря на то, что идеи Тейлора касались труда производственных рабочих и повышения эффективности производства, в настоящее время его разработки применяются с целью повышения эффективности менеджмента в любой области бизнеса.

spravochnick.ru

Научные подходы в менеджменте

Количество просмотров публикации Научные подходы в менеджменте - 876

Литература

Школа человеческих отношений. Школа поведенческих наук. Количественный подход в управлении.

Классическая (административная) школа в управлении.

Школа научного управления.

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1999. – 527 с.
  2. Жигалов В.Т., Паршин Н.М. Основы менеджмента и управленческой деятельности: Учебное пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2002 в 2ч.
  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. Размещено на реф.рфс англ. / 2-е издание. – М.: Дело, 2001. – 800 с.
  4. Роздольская И.В., Макринова Е.И. Менеджмент: Учебное пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2002 в 3 ч
  5. Бовыкин В.И. Новый менеджмент (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления). – М.: Экономика, 1997. – 325 с.

Эффективность менеджмента во многом определяется обоснованностью решения проблем, то есть подходами, принципами, методами и средствами управления. ʼʼБез хорошей теории практика слепаʼʼ. Сегодня известны 4 важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Основные подходы к менеджменту 1885ᴦ. 1920ᴦ. 1930ᴦ. 1940ᴦ. 1950ᴦ. 1960ᴦ. н. вр.
1) ШКОЛЫ в управлении: - школа научного менеджмента; - административная школа; - школа человеческих отношений; - школа поведенческих наук; - новая школа управления.
2) ПРОЦЕССНЫЙ подход менеджмента
3) СИСТЕМНЫЙ подход менеджмента
4)СИТУАЦИОННЫЙ подход менеджмента

Подход с точки зрения определœения различных школ в управлении рассматривает функционирование и развитие данных школ управления.

Процессный подход рассматривает управление как серию взаимосвязанных функций (однородные, обособленные виды деятельности) таких как: целœеполагания, планирование, организация, мотивация и контроль.

При системном подходе руководителю рекомендуется рассматривать организацию как серию взаимосвязанных элементов, таких как – цель, задачи, структура, технология и персонал.

Современный менеджмент основывается на использовании системного анализа и синтеза, на компьютерных технологиях сбора, обработки и хранения информации. Данный подход получил развитие в 50-е годы 20 века.

Затем получил развитие ситуационный подход (1960 - ---) в управлении организацией, каждый из которых базируется на интеграции различных концепций.

Ситуационный подход основывается на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Другими словами при ситуационном подходе эффективность использования различных методов, средств и т.д. определяется ситуацией.

Особенности реализации ситуационного подхода состоят в следующем:

1. Освоение эффективных средств профессионального управления: понимание процесса управление, изучение индивидуального и группового поведения персонала, системного анализа, методов планирования и контроля, принятия решений

2. Необходимость предвидения вероятных последствий от применения конкретных методик и концепций

3. Умение правильно интерпретировать ситуацию, определять наиболее важные в данной ситуации факторы

4. Применение конкретных приемов с наименьшим отрицательным эффектом.

Общие подходы в теории управления

Подходы Суть Реализация
Процессный подход Управление - ϶ᴛᴏ система непрерывных и взаимосвязанных в пространстве и времени функций, процессов и операций. Во всœех школах в различной степени, кроме школы научного управления.
Системный подход Организаций как объект управления - ϶ᴛᴏ большая, сложная, вероятностная, открытая система. Субъект управления - ϶ᴛᴏ система, обладающая сложностью и разнообразием, соответствующим объекту управления и внешнему окружению. В школе человеческих отношений и поведенческих наук, в школе количественных методов и системного подхода.
Ситуационный подход Организация – открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой, определяющая крайне важно сть адаптации принципов, методов управления к ситуации. Сформировалась как реакция на увеличение динамизма и неопределœенности внешней среды. В современных взглядах на управление, развивающих положения базовых научных школ с учетом последних достижений различных отраслей знаний.

Сегодня сформировалось два направления теории и практики управления.

Первое – количественное, ориентировано на расчёты, оно состоит в количественных методах управления предприятиями, направленных на получение оптимальных объёмных показателœей. Компьютеризация укрепила это направление, так как управляющие информационные системы могут обрабатывать большой объём информации.

Второе, видит истоки решения проблемы эффективности (доходности) не в цифрах, а в людях, труд которых лежит в базе всœех результатов. Ее представители считают важным разгадать загадки того или иного поведения людей в рамках предприятия и выявить, когда и при каких условиях люди работают наиболее эффективно, или, напротив - что отвращает их от работы и вызывает апатию. Здесь центральным понятием стала мотивация. Это ʼʼповеденческая школаʼʼ.

referatwork.ru

3.5. Современные научные подходы к менеджменту

Современная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто используются в практике управления фирмами в форме сочетания нескольких подходов.

Ниже приведены типы и краткие характеристики наиболее распространенных на современном этапе подходов к менеджменту.

Системный подход  система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь.

Комплексный подход  учет технических, экологических, экономических, организационных, социальных, психологических и других аспектов менеджмента и их взаимосвязи.

Интеграционный подход  исследование и усиление взаимосвязей между отдельными элементами (подсистемами) менеджмента, стадиями жизненного цикла объекта управления, уровнями управления по вертикали, субъектами управления по горизонтали.

Маркетинговый подход  ориентация управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя (повышение качества, экономия ресурсов, использование научно-технического прогресса).

Функциональный подход  потребность рассматривается, как совокупность минимальных по затратам на единицу полезного эффекта функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения.

Динамический подход  объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, на основе ретроспективного анализа и перспективного прогноза.

Воспроизводственный подход  ориентация на постоянное возобновление воспроизводства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими затратами на единицу полезного эффекта (опережающее планирование, интеграция науки и производства и т. д.).

Процессный подход  процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

Нормативный подход  установление рационально обоснованных нормативов управления по всем подсистемам менеджмента: целевой, функциональной, обеспечивающей.

Количественный подход  переход от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок и др.

Административный подход  регламентация функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах.

Поведенческий подход  оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе концепции поведения в управлении фирмой.

Ситуационный подход  самым эффективным методом в конкретной ситуации (сочетания внутрифирменных и внешних факторов) является наиболее адаптированный к ней.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

3.6. Выработка целей и стратегии развития организации

3.6.1. Формирование и ранжирование целей организации

Разработка политики фирмы предполагает:

 формирование стратегических целей и задач;

 анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы;

 оценку существующих и перспективных направлений хозяйственной деятельности;

 анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование компании;

 определение альтернативных наборов производственно-хозяйственной деятельности;

 выбор стратегии;

 составление ежегодного бюджета фирмы в целом, ее функциональных и хозяйственных центров.

Цели фирмы определяют концепцию ее развития и основные направления деловой активности.

Стратегия фирмы предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые возможности.

При разработке стратегических позиций фирмы используют качественные показатели (ориентиры) и количественные (задания).

Ориентир по существу является более детальной целью, которую фирма стремится достичь путем разработки стратегии.

Стратегия, вырабатываемая на высшем уровне управления, становится целью и ориентиром в низовых уровнях управления. Поэтому следует различать общие (глобальные) цели, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые на базе общих по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений.

Общие цели отражают концепцию развития фирмы на длительную перспективу, что требует точного формирования целей и их увязки с ресурсами. Одновременно с формированием целей происходит их ранжирование по приоритетности. В качестве примера можно привести следующую типичную схему ранжирования.

 Обеспечение оптимальной рентабельности, определяемой объемом продаж, уровнем и нормой прибыли, долей на рынке, уровнем дивиденда, уровнем качества продукции и т. д.

 Обеспечение устойчивости положения фирмы по следующим направлениям: техническая политика, потенциал конкурентоспособности, инвестиционная политика, кадровая политика, решение социальных вопросов.

 Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы, что предполагает разработку структурной политики, развитие информационных подсистем, разработку новых видов продукции и секторов хозяйственной деятельности.

Специфические цели разрабатываются в рамках общих по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы. Среди них центральное место занимает обеспечение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли.

Другие специфические цели разрабатываются после определения целей по рентабельности, носят характер подцелей по маркетингу, научным исследованиям и разработкам, производству, финансам.

studfiles.net