Open Library - открытая библиотека учебной информации. Модели менеджмента европейская


Европейская модель менеджмента, с примерами

Предпосылки появления

Менталитет жителей определенного государства оказывает влияние на совокупность традиций, устоев, ценностей, характерных свойств коммуникации на территории страны, включая особенности управления.

На сегодняшний день наблюдается тесное переплетение экономических связей между странами, поэтому некоторые государства рассматриваются группами, взаимодействуя друг с другом посредством экономических договоров и обязательств.

Европейская модель менеджмента включила в себя опыт управления сразу нескольких европейских стран.

Европейская модель менеджмента: становление

Активное развитие европейская модель менеджмента начинает в 20 веке, а именно 40-х годах. В то время в европейских государствах менеджерам предприятий пришлось принимать важные решения, которые были сконцентрированы на реализации стратегических и военных задач.

В годы второй мировой войны и после нее центр исследовательских работ в области управления перенесли из Великобритании в США, при этом европейская модель не потеряла свою уникальность и не превратилась в американскую модель.

Многочисленные исследователи занимались разработкой европейской модели менеджмента. Среди них можно назвать достаточно известных французских ученых братьев Мишлен, Шарля Фремо-Виля и Анри Луи Ле Шателье. В Германии европейская модель менеджмента рассматривалась М. Вебером, который ввел понятие «идеального типа» в организации (бюрократия).

Характеристика европейской модели

По мере развития Европейского союза понятие «европейская модель менеджмента» начинает использоваться достаточно широко.

Европейская модель менеджмента применялась в следующих государствах и обобщала совокупность их управления:

  1. Германия,
  2. Италия и Великобритания,
  3. Испания и Франция,
  4. Финляндия и Швеция и др.

Европейская модель менеджмента характеризовала совокупность различных национальных моделей, при этом решающую роль в эволюции модели играла Великобритания.

Британская модель характеризовалась быстрым и плавным переходом от специализации ручного труда к автоматизации. Этот переход стал отправной точкой повышения квалификации специалистов, развития и внедрения инноваций и изобретений в промышленное производство.

Европейская модель менеджмента, пояснения

Впечатляющие результаты были характерны и для экономики Германии, в которой менеджмент в организациях был организован грамотно, при этом компании имели эффективных управляющих. Главной целью менеджмента германских компаний являлось максимальное получение выгоды и обеспечение выплаты дивидендов акционерам. В управлении организациями важное место отводилось социальным вопросам и проблемам мотивации.

Отличия европейского менеджмента от других моделей

Европейская модель менеджмента имела значительные отличия от японской и американской моделей. Модели Японии и США достаточно жестко подходили к вопросам управления персоналом. Европейские страны, напротив, интенсивно развивали принципы менеджмента, в соответствии с которыми каждый сотрудник мог принять определенную роль в процессе управления.

Кроме этого европейская модель менеджмента развивалась по направлению определения человеческого поведения в процессе оказания на него коллективного влияния.

При исследовании европейского менеджмента, следует остановиться на деятельности германского канцлера Л. Эрхарда, который занимал должность министра экономики. Именно с его помощью в послевоенные годы Германия достигла высокого экономического подъема.

В современном мире европейская модель менеджмента находит свое применение в управлении организациями во всем мире. Сравнение основных моделей менеджмента (европейская, американская и японская), так непохожих друг на друга в прошлом, на сегодняшний день отражает их близость и похожесть.

По этой причине все модели можно применять разными государствами и при работе с абсолютно разными людьми. Европейская модель менеджмента тесно переплетается с другими моделями, при этом она легла в основу новейших теорий управления компаниями и людьми.

Российская модель менеджмента, находящаяся на сегодняшний день на этапе развития, например, имеет в основе корни европейской модели менеджмента.

Примеры решения задач

ru.solverbook.com

Европейская модель менеджмента

  1. Исторические предпосылки и условия формирования европейской науки и практики менеджмента.

  2. Особенности формирования французского, немецкого, шведского и финского менеджмента.

  3. Характеристика отличительных черт и сходства национальных моделей европейского менеджмента.

Понятие «европейская модель менеджмента» стало широко использо­ваться в связи с развитием Европейского союза. В понятие европейской модели включают совокупность общих черт менеджмента Германии, Франции, Испании, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Нидерландов и других стран Европы.

Но каждое европейское государство имеет свои исторические, куль­турные и экономические пути развития. В соответствии с этими процес­сами развивались и закреплялись национальные черты менеджмента этих стран. В этой связи европейская модель представляется как сово­купность национальных моделей. Особое влияние на эволюцию наци­ональных моделей европейского менеджмента оказала Великобрита­ния. Она была первой страной мира, в которой осуществился быстрый переход от специализации ручного труда к машинной технике, повы­шению квалификации рабочих, а также изобретательству и внедрению инноваций в крупное промышленное производство (рис. 3.4.1).

Территориальная близость Великобритании к европейскому кон­тиненту позволила на рубеже XVIII-XIX вв. промышленному пере­вороту английских фабрик распространиться на Францию, а позже — на Германию.

Широкое использование машин в производстве вызвало повыше­ние спроса на металл и создало условия для усовершенствований и но­вых открытий в этой отрасли. Растущая потребность в машинах и инструментах обусловила появление специальной отрасли промышлен­ности — машиностроения. Создание фабричного машиностроения (в Великобритании в первой четверти XIX в., во Франции в 60-е гг. XIX в., в Германии — в 70-е гг. XIX в.) инициировало развитие инфра­структуры транспорта и средств связи. Появились железные дороги, строились пароходы, в качестве быстрого средства связи стал исполь­зоваться телеграф.

В процессе распространения технологий промышленного производ­ства происходили качественные изменения внутренних и внешних экономических отношений и управления производством. В текстиль­ной промышленности Франции с 1790 г. стали использоваться англий­ские машины. Экспорт станков из Великобритании позволил увели­чить производительность и качество продукции, расширить рынки сбыта, повысить профессиональный уровень работников и в целом оказал влияние на развитие всей промышленности Франции. Следует отметить, что главной отраслью французской экономики в этот пери­од являлось сельское хозяйство. В нем было занято более 3/4 населе­ния. В структуре сельского хозяйства преобладали мелкие крестьян­ские хозяйства с низкой потребностью в технике. В промышленности же преобладало мебельное производство по заказам с индивидуаль­ной формой организации труда. Низкая потребность в машинах и обо­рудовании в сельском хозяйстве, мебельной, парфюмерной и фарфо­ровой промышленности затормозила на некоторое время развитие и внедрение научной организации труда и управления во всей стране. И только в начале XIX в. во Франции вновь возник интерес к ткацкому производству, были сделаны первые национальные изобретения в производстве узорчатых шелковых тканей, помимо этого была со­здана льнопрядильная машина. В 1851 г. на всемирной выставке в Лондоне прядильные машины Франции заняли второе место (после английских). Изобретенный французским инженером П. Мартеном в 1864 г. новый способ варки стали дал толчок развитию новых произ­водств и технологий в металлургической отрасли Франции. В середине XIX в. Франция сравнялись по показателям экономического роста, качеству промышленной продукции, механизации и уровню организации труда в легкой промышленности с Великобританией. Однако более 70 % трудовых ресурсов все еще было сосредоточено в аграрном секторе, не использующем технические и агрокультурные усовершенствования.

Следует отметить, что недостаток техники в сельскохозяйственном производстве французы нередко компенсировали организацией тру­да. В сфере переработки продукции создавались закупочные коопера­тивы и кредитные товарищества. Впоследствии именно они сыграли большую роль в развитии банковского и финансового менеджмента.

В конце XIX в. в развитии французской экономики наметилась тен­денция усиления роли банковского капитала. Этому помогали поли­тика протекционизма, проводимая правительством, ресурсный потен­циал колоний в Африке и Индокитае и начинающие формироваться ссудно-ростовщические черты французского менеджмента. В начале XX в. 3/4 финансов Франции уже были сконцентрированы в трех банках: «Лионский кредит», «Национальная контора» и «Генеральное общество». Руководство этих банков контролировало большую часть промышленности, входило в состав правлений металлургических и каменноугольных предприятий, владело акциями железных дорог и направляло избыточные капиталы в государственные займы и заграничные инвестиции, нередко используя их в качестве инструмента внешней политики. Перед Первой мировой войной объем инвестиций Франции в экономику иностранных государств превышал объем инвестиций в собственную промышленность и торговлю почти в два раза. Объектами инвестирования были Россия, Испания, Португалия, Турция, Румыния, Сербия. При этом Франция долгое время оставалась еще преимущественно аграрной маломеханизированной страной с низким уровнем концентрации производства.

Современная Франция является крупнейшим экспортером мира продукции пищевой промышленности, кожевенно-обувной, текстиль­ной, химической и фармацевтической, а также производства алкоголя и обработки неблагородных металлов. Международное признание французской продукции во многом обязано исторически сложившейся тенденции независимого поведения французов. Эта черта и является характерной особенностью модели французского менеджмента. Францу­зы любят свою страну, обладают глубокими знаниями истории Фран­ции и ее колоний. Уверены, что именно Франция сформировала миро­вые стандарты демократии и справедливости, государственной системы управления, военного искусства, сельского хозяйства, виноградарства, изысканной кухни и науки управления. Французские менеджеры с определенной долей снисходительности относятся к иностранным и проявляют эти качества в любой обстановке.

Французский язык долгое время был признанным языком дипло­матии. Особая точность (по сравнению с американским английским и другими языками) этого языка оказала влияние на поведение менедже­ров и методы управления организацией. Точность и красота языка, с од­ной стороны, придают особую тональность в общении людей, воспитыва­ют уважение к логике, рациональности и вниманию к деталям, с другой — порождают индивидуализм и самоуверенность. Следует отметить, что последние качества нередко снижают эффективность менеджмента. Французы, как правило, плохо работают в команде менеджеров. Внутри самой Франции это качество уравновешивается характерной для ме­неджмента сильной централизованной властью (рис. 3.4.2).

Определенным антиподом французскому менеджменту служит не­мецкий менеджмент. По сравнению с Великобританией и Францией развитие немецкого производственного управления проходило с неко­торым запаздыванием. Первые фабрики в Германии появились в 30-е гг. XIX в. В это время Германия состояла из мелких самостоятельных го­сударств, разделенных валютными и таможенными барьерами. Как и во Франции, распространение в Германии машинного производства началось с текстильной промышленности. Активный переход к ма­шинному производству начался в 1871 г., когда образовалась Герман­ская империя. Были ликвидированы таможенные и валютные барье­ры, и государство приняло на себя функции регулирования экономики.

Следует отметить, что территориальное устройство и местное само­управление оказали существенное влияние на формирование модели немецкого менеджмента. В истории Германии были периоды, когда государственная власть находилась в прямой зависимости от состоя­ния экономики своих субъектов.

Еще в период Средневековья, во время Первого германского рейха, властью фактически обладали сословия (курфюрсты), непосредственно собиравшие налоги со своих подданных, затем власть перешла к го­родам, получившим финансовую самостоятельность за счет развития ремесел и торговли. Первым союзом и первой формальной территори­альной организацией Германии, получившей реальную власть, было Объединение курфюрстов — рейхстаг. Этот союз планировалось ис­пользовать для выработки единой политики по обеспечению финансо­вой самостоятельности сословий и городов, но рейх оставался бедным. Собранные деньги были потрачены на военные действия Тридцатилет­ней войны (1618-1648 гг.).

В дальнейшем опыт самостоятельного управления городами был использован при формировании Рейнского союза (1806 г.), а затем — Германского союза (1815 г.). Первая попытка создать федеративное государство — Второй германский рейх — произошла в 1871 г. Под ру­ководством О. фон Бисмарка был создан проект Финансовой консти­туции, позволяющей отстоять финансовую независимость центра за счет введения имперских налогов. Но парламент рейха не поддержал проект, и разделение капиталов по землям еще долгое время не позво­ляло вырабатывать единую экономическую и промышленную поли­тику Германии.

Существенное укрепление федеративного управления началось с принятием Веймарской конституции, создания Имперского финан­сового управления (1919 г.) и последующей финансовой реформы М. Эрцбергера. В результате удалось создать единую систему налогов и сосредоточить в рейхе ее управление.

Таким образом, в Германии начиная с 1920-х гг. в условиях децен­трализованного управления стали отрабатываться экономические ме­ханизмы реализации единой политики развития промышленности и труда.

В начале 30-х гг. XX в. группа немецких ученых университета г. Фрайбурга под руководством В. Ойкена провела исследования ус­ловий функционирования предприятий в разных регионах Германии. В результате исследований была разработана концепция ордолиберализма («Политика порядка») и определена роль государства в формирова­нии конкурентной среды и свободного ценообразования. Предлагаемая система мер по созданию условий функционирования экономики и общества включала правила и нормы, ограничивающие индивидуаль­ную экономическую деятельность (порядок). Были систематизированы конституционные, правовые, организационные соглашения, обычаи и нормы, а также — требования, с помощью которых могли вступать в действие др. правила. Их несоблюдение влекло за собой достаточно жесткие социальные и экономические санкции. Концепция В. Ойкена закрепляла за государственной властью функции регулирования рын­ка и размер государственного вмешательства в экономику. Немецкий порядок предлагалось дополнить силой убеждения и личного примера.

Следует отметить, что, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны рейха, конкуренция и исторически сложившаяся глубокая децентрализация управления на уровне федерации, земли и коммуны создавали особые проблемы. Решению этих проблем было посвящено много исследований. Наиболее известна доктрина Социального ры­ночного хозяйства (СРХ), разработанная К. Хартвигом, Ф. Бемом и др. представителями фрайбургской научной школы. Впоследствии доктрина СРХ использовалась в качестве экономической политики возрождения хозяйства послевоенной (после Второй мировой войны) Германии. Руководство реализацией СРХ осуществлял канцлер ФРГ профессор Л. Эрхард. Послевоенная экономика Германии находилась в тяжелом состоянии. Была разрушена большая часть заводов, фаб­рик, а также практически полностью уничтожены сельскохозяйствен­ные угодья. В 1946 г. производство промышленной продукции состав­ляло около 1/3 довоенного уровня. Шла масштабная эмиграция из Восточной Германии, продукты распределялись по карточкам, не хва­тало жилья и рабочих мест. В этой связи политика социальной ориен­тации была направлена на создание необходимых условий жизни, ра­боты и постепенное повышение благосостояния всех слоев населения. В проведении такой политики государству отводилась новая роль — активного участника.

Восстановление экономики началось в 1948 г. Государство оказало поддержку предприятиям базовых отраслей (угольной, металлургии и электроэнергетики), которые в первую очередь нуждались в финансо­вой помощи. Поддержка была оказана в основном по выплате заработ­ной платы. Для контроля финансовых потоков был учрежден Эмисси­онный банк немецких земель с уставом, регулирующим отношения с частными банками, разработана система поддержки предпринима­тельства. Эти меры позволили возродиться малому и среднему бизне­су. Через два года производство товаров выросло в два раза, увеличи­лась производительность труда и заработная плата. К концу 50-х гг. XX в. ежегодный прирост промышленного производства достиг 10-15%. Начали развиваться предприятия машиностроения, оптики, сферы услуг, было осуществлено реформирование сельского хозяйства. Ос­новная часть сельскохозяйственных земель закрепилась за средними и мелкими хозяйствами, рост производства и урожайности осуществ­лялся за счет механизации и совершенствования организации труда. В промышленности на основе иностранных инвестиций и патентов быстрыми темпами осуществлялось внедрение научно-технического прогресса.

В середине 1960-х гг. реформа Л. Эрхарда была признана «экономи­ческим чудом Германии», но, несмотря на общую высокую оценку ре­формы, процесс восстановления хозяйства с акцентированными соци­альными мерами оказался экономически эффективным только до тех пор, пока рост общественного продукта осуществлялся высокими тем­пами. Недовольство высокими налогами привело, по мнению многих, к падению экономической эффективности, которое, в свою очередь, сопровождалось ослаблением мотивации к труду и постоянными ожи­даниями дотаций от государства. Социальные расходы становились слишком большими, а рыночное хозяйство постепенно превратилось в заложника проводимой политики.

Следует отметить, что реализация доктрины СРХ столкнулась преж­де всего с вопросами эффективности управления. Проблемы эффек­тивности децентрализации государственного управления существуют и по сей день. Их решение осуществляется с помощью системы «фи­нансового выравнивания» и механизма распределения налоговых поступлений между федерацией, землями и коммунами. Идеи «Поли­тики порядка» и особенности управления децентрализованной эконо­микой оказали влияние на формирование немецкой деловой культу­ры и модели менеджмента.

На сегодняшний день немецкие компании имеют традиционную ма­лоподвижную структуру с обязательной и обособленной иерархией. Такие структуры в других странах считаются устаревшими и неэффек­тивными. Но дисциплинированность и почитание вертикальных взаи­моотношений в немецкой организации помогают преодолевать пробле­мы многоуровневой структуры (рис. 3.4.3).

Особенности немецкого менеджмента также проявляются в стиле проведения встреч, перего­воров и выработке решений. Процедуры переговоров, как правило, до мелочей формализованы и хорошо подготовлены. При формировании группы для переговоров ее составляют из разных специалистов. Чле­ны группы всегда хорошо информированы о решаемой проблеме, име­ют достаточно фактов и аргументов для подтверждения правоты своих слов, не вмешиваются в замечания своих коллег, соблюдают очеред­ность, всегда готовы перейти к запасному варианту решения и тща­тельно записывают детали обсуждения, чтобы быть хорошо подготов­ленными для следующей встречи.

В администрировании немецкие менеджеры пунктуальны, в обос­нованиях своей позиции всегда опираются на соответствующие доку­менты. Они любят планировать будущее и не любят отчеты за корот­кие промежутки времени, предпочитают годовые отчеты квартальным и месячным. Стараясь не совершать ошибок, хотят быть справедливы­ми, переходят к новому делу только после того, как завершат старое. Есть особенности и в осуществлении некоторых функций производ­ственного управления. Немецкие менеджеры свято верят в то, что на­лаженные (стандартизованные) процессы управления решают боль­шинство проблем организации. Однако нередко множество хороших правил и постановлений скрывают или не учитывают другую сторону эффективности менеджмента — человеческие потребности. На фир­мах со сложной организационной структурой информация цирку­лирует в основном по вертикали. Из-за ее отсутствия между горизон­тальными подразделениями создаются трудности в коммуникациях.

Людям, не знакомым со спецификой немецкого менеджмента, может показаться, что многие решения разрабатываются в обстановке сек­ретности.

Из-за традиционной, малоподвижной структуры немецкие органи­зации трудно адаптируются к изменениям, особенно сложно реагиро­вать на изменение окружающих условий тем организациям, которые работают за рубежом, потому как изменения в менеджменте самой Гер­мании происходят гораздо реже, чем в любой другой стране мира.

В 50-х гг. XX в. модель построения социального рыночного хозяй­ства использовалась не только в Германии.

Концепция шведской социальной модели была разработана в швед­ском профсоюзном движении и использовалась Социал-демократи­ческой рабочей партией (СДРПШ) в качестве собственной прин­ципиальной позиции. СДРПШ более 50 лет была партией власти.

В сотрудничестве с Центральным объединением профсоюзов Швеции (ЦОПШ) она несколько десятилетий осуществляла две основные идеи концепции: полную занятость и стабильность цен. Принципы полной занятости и выравнивания доходов имеют глубокие исторические кор­ни. Со Средних веков в Швеции сохраняются консервативные тради­ции, возникшие из частной собственности на землю. Они поддержи­вались всеми законами и удивительной способностью шведов избегать конфликтов. Стремление к равенству использовалось в качестве по­литических целей многими шведскими политиками. В 1928 г. лидер социал-демократов П. Ханссон предложил для разработки политики СДРПШ концепцию «Щвеция — Дом народов». В ней говорилось о важности общих интересов для развития нации и о необходимости под лозунгами общего дома привлечь на сторону социал-демократов боль­шую часть населения. В итоге партия на последующих выборах получи­ла около 45 % голосов избирателей. Важным фактором приверженности социальным традициям является и внешнеполитический нейтралитет Швеции. С 1814 г. Швеция не участвует в войнах и осуществляет все преобразования и реформы эволюционным путем.

Особой чертой шведов является тяга к предпринимательству. Со времен викингов известны предприятия по производству оружия и драгоценных металлов. Более 1000 лет производится добыча желез­ной руды и меди на экспорт. Шведские короли в XVI и XVII вв. поощ­ряли иностранные инвестиции и импорт новой техники. В XVI в. на­чалось развитие судостроения, в XVII в. страна имела военный и торговый флот, который по мощи мог сравняться с британским. Изве­стная шведская компания Styra Copparberg более 700 лет действует на рынке и сегодня является одним из ведущих экспортеров страны. Из 30 лучших компаний обрабатывающей промышленности Швеции бо­лее половины образованы в XIX в. На протяжении всей истории Шве­ции государственная власть играла активную роль в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода. С 1950-х гг. XX в. на уровне государственной власти реализуются более широкие функции регулирования социально-экономических процессов с по­мощью выравнивания заработной платы между квалифицированны­ми и неквалифицированными работниками, социального страхования всего населения, профессионального обучения и переподготовки ра­бочей силы.

Среди Скандинавских стран Швеция занимает лидирующие пози­ции. В настоящее время в Швеции лучшее в мире медицинское обслу­живание и социальное страхование. Именно эти факторы способствовали появлению шведского феномена долголетия. В Швеции 18,1 % на­селения старше 65 лет, продолжительность жизни — 78 лет (практиче­ски такая же, как в Японии, — 79 лет). Население численностью 8,6 млн человек производит валовой внутренний продукт (ВВП) на одного че­ловека в размере 25 487 долл. По размерам территории среди государств мира она занимает 54-е место, а по ВВП — 18-е место. По трудовой за­нятости населения занимает второе место в мире (первое место занима­ет Зимбабве). Высокий уровень жизни проявляется также и в покупа­тельной способности населения. Швеция находится на первом месте по количеству владельцев всех видов телефонов, на пятом — по ис­пользованию посудомоечных машин, на седьмом — по холодильникам и видеомагнитофонам, на десятом — по автомобилям. Шведские транс­национальные корпорации Volvo, Electrolux, Axel Jonson, SKF произ­водят качественную продукцию не только для внутреннего рынка, они являются ведущими экспортерами Скандинавского региона и всего мира. Национально-исторические особенности жизнедеятельности шве­дов отражаются и в модели научного управления.

Менеджмент основан на широком использовании принципов де­централизации. Организационная структура типичной шведской ком­пании содержит минимальное количество (меньше, чем аналогичная французская или немецкая компания) уровней в вертикали власти. Эффективность горизонтальной структуры управления во многом обеспечивается коллективной формой разработки и принятия реше­ний. В Швеции сильны традиции, поэтому действует закон, в соответ­ствии с которым все важные решения организации должны быть об­суждены всеми сотрудниками до их принятия (рис. 3.4.4). Такой процесс принятия решений, с одной стороны, дает право на выраже­ние собственного мнения, а с другой — требует строгого следования выбранному варианту.

Мировой опыт показывает, что участие работников в обсуждении и разработке управленческих решений всех уровней и статусов органи­зации, несмотря на использование современных средств связи и комму­никаций, затягивает процессы принятия решений. К сожалению, хоть в Швеции достаточно короткая дистанция власти между менеджерами и сотрудниками, она тоже не смогла избежать этой проблемы.

Следует отметить, что шведский тип менеджмента, хоть и является достаточно прогрессивным, нередко создает трудности в работе с ино­странными коллегами. Исторически сложившееся уважение к соци­альным вопросам нередко приводит к затянутым консультациям, собраниям и сверхосторожности в работе с персоналом и принятии решений, связанных с тем или иным человеком. Децентрализация ме­неджмента, также имеющая глубокие исторические корни, оказывает влияние не только на процессы принятия решений. Напри­мер, шведские менеджеры традиционно не демонстрируют уважение к рангу собеседника (как, например, немецкие), обращаются к важным персонам как к равным. Такое поведение французские и немецкие ме­неджеры воспринимают как неадекватное. Сопоставив вышеперечис­ленные особенности европейской модели менеджмента, можно сделать вывод, что она включает в себя совокупность национальных моделей с приоритетом командной работы и поликультурной среды.

studfiles.net

Европейская модель управления

При становлении Евросоюза стала возрастать популярность европейской управленческой модели. Такая модель стала совокупностью национальных моделей Франции, Германии, Швейцарии, Финляндии и других стран еврозоны. Но главную роль сыграла английская модель менеджмента. Ее отличительной чертой является быстрый переход к автоматизации ручного труда. При таком менеджменте есть возможность повысить квалификацию работника, внедрить новые технологии и методики в производство.

В отличие от американской и японской моделей, европейская более лояльна к работнику. При становлении большое внимание уделялось человеческому поведению при воздействии с коллективом. В экономике Европы значительную роль играют предприятия малого и среднего бизнеса. И так как среди них особенно велика конкуренция, это способствует быстрому приспособлению к любым изменениям на рынке и в производстве.

Для эффективного менеджмента в европейской модели управления важны следующие положения:

1. Заинтересованность в деле, добровольное жертвование временем, силами, нацеленность на успех;

2. Доверительные отношения с подчиненными и внутри коллектива;

3. Продуманный поиск сотрудников;

4. Правильно подобранный стиль коммуникации;

5. Самостоятельность предприятия в производственных и финансовых вопросах;

6. Высокая квалификация работника, знание своей профессии в мелочах; 

7. Четкое определение ответственности для каждого сотрудника;

8. Четкие экономические отношения;

. Жесткая административная система.

В целом европейскую модель менеджмента можно представить следующей очередностью: формирование и определение цели, сбор информации, планирование, принятие решений, реализация, контроль.Минусами европейской модели можно назвать слабую мотивационную базу, практически полное отсутствие стимулирования повышения производительности, негибкую систему оплаты труда. 

В качестве примера можно рассмотреть менеджмент в Германии. Немецкие управленцы одновременно с работой по получению максимальной прибыли успевают развивать производство, проводить исследовательские и опытные работы, заниматься обучением и подготовкой сотрудников. Все эти усилия обеспечивают создание конкурентоспособной продукции. Немецкие руководители обеспечивают высокую отдачу в работе благодаря внедрению метода убеждения кадров.

Повсеместно практикуются дискуссии по проблемам работы производства. Но при всей кажущейся лояльности и гибкости вопрос об эффективности работника может встать при любом несоблюдении рекомендаций. С течением времени в Германии большую популярность набирали производственные советы. Сейчас такие советы представляют интересы трудящихся перед руководством, следят за количеством рабочих часов, имеют право голоса при закрытии предприятия. Подразделения предприятий имеют полное право быть самостоятельными, но в то же время обязаны следовать жесткому плану и вовремя отчитываться по результатам работы.

Для немецкого менеджмента важно решение социальных вопросов. Предприятия активно участвуют в жизни своего района, занимаясь помощью больным, благоустройством территорий и прочее. Опыт Германии в области менеджмента создал прочную мотивационную базу. Она включает в себя высокий уровень зарплат и пенсионных отчислений, гарантию рабочего места, дополнительные выплаты к пенсии, социальную защиту сотрудника.Можно с уверенностью сказать, что европейская модель менеджмента не забывает о социальном статусе человека и, более того, построена на положительных вытекающих такого положения.

www.yar.ru

Модели менеджмента: американский, японский, европейский, российский

Японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов:

1. Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;

2. Последовательное сохранение национальных традиций.

В связи с вышесказанным, интерес представляет анализ черт японского характера. Важнейшие из них: трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость.

Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда (группизм). Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности.

Широкое распространение в Японии получила так называемая доктрина патернализма. Патернализм (от лат. paternus — отцовский, pater — отец) — доктрина об "отеческом", "благотворительном" отношении предпринимателей к занятым работникам. Отсюда наблюдается склонность к демократическим формам взаимодействия во время трудовой деятельности.

Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.

Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, "богоизбранность", стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба залидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.

Приведем сравнительную характеристику японской и американской моделей менеджмента в таблице.

Европейская модель менеджмента

В Европейский странах системы управления во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.

Такая функция, как «организация производства», была определена как главная в обеспечении роста производительности труда не только в США, но и в европейских странах.

В настоящее время в Европе находятся офисы крупнейших и старейших корпораций. Их методы управления сравнимы с американской моделью, но большей частью это касается небольших и простых в организационном плане промышленных компаний. Европейский корпоративный менеджмент несколько отличается.

Во-первых, как и в корпоративной США, с появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата.

Во-вторых, Европа раньше всех подвергается новым технологическим веяниям и модным тенденциям, в том числе и в управлении.

В-третьих, вследствие этого европейский менеджмент являет собой смесь американской и японской модели управления, и эти варианты варьируются от страны к стране. Поэтому однозначно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко сформировавшейся модели, не совсем корректно.

Сравнительная характеристика японской и американской моделей менеджмента

Таблица

 

 

Российский менеджмент

В настоящее время в России менеджмент, соответствующий мировым стандартам, находится в стадии становления. Насколько длителен временной разрыв в уровнях менеджмента, характеризует высказывание Питера Ф. Друкера, выдающегося американского ученого и практика в области менеджмента. Летом 2000 г. он писал: «предприятия и менеджмент в США 50 лет назад были такими же, как российские предприятия и менеджмент в наши дни».

С точки зрения управления в России условно выделяют три основные модели менеджмента:

Модель «здравого смысла»,наблюдаемая, прежде всего в последнем десятилетии XX века, во многих организациях так называемых «новых русских». Большая часть этих «менеджеров» до этого были кем угодно: инженерами, экономистами, юристами, программистами – только не профессионалами в управлении. Хорошо ещё, что бизнес в те годы, был достаточно простым, менеджмент на первой стадии развития бизнеса тоже был элементарным. Однако по мере роста организаций «здравого смысла» перестало хватать для замещения управленческого профессионализма.

Модель «западной культуры» представлена западными организациями стран зрелой рыночной экономики, работающими на российском рынке. Преувеличивать влияние западной культуры менеджмента на российские организации не следует, но нельзя и не замечать некоторых следов воздействия. Например, коренная реконструкция технологической базы менеджмента, которая произошла за последние годы. На вооружении у современного менеджера – персональные компьютеры, новейшие системы связи, базы данных с удаленным доступом, различные программные средства, Internet. Наряду с этим, многие организации восприняли и внешние атрибуты западного менеджмента: элегантность, вежливость, хорошую мебель. Но дальше внешней формы и технологического вооружения дело не шло. В последние годы продвижения в сторону собственно западных технологий корпоративного управления, межгруппового взаимодействия пошли быстрее. Менеджмент стран зрелой рыночной экономики заметно повлиял на форму, техническую сторону и оказывает существенное воздействие на культуру российского менеджмента.

Модель «традиционных (советских) методов управления» ещё продолжает функционировать в некоторых организациях Российской Федерации.

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Европейская модель менеджмента

Менталитет народа, проживающего в определенной стране, влияет на традиции, устои, характерные свойства коммуникации на территории государства, а также особенности управления этим народом. Сегодня экономические связи между государствами настолько переплетены, что рассматривать с точки зрения особенностей менталитета и управления можно одновременно несколько стран. Тем более, если они соседствуют на карте, тесно друг с другом взаимодействуют и объединены между собой экономическими договорами и обязательствами. Модель менеджмента, обобщившая опыт руководства сразу нескольких европейских государств, получила название европейской модели менеджмента.

В чем особенности особенности менеджмента в Европе?

Характеристики европейской модели менеджмента значительно отличаются от других аналогичных моделей, сложившихся в США и Японии более жестким подходом к управлению персоналом. В некоторых странах Европы, таких как Великобритания, Голландия, Норвегия и Швеция, развивались принципы менеджмента, при которых не только высшее, но и среднее звено сотрудников может принимать участие в решении вопросов управления предприятием. Вопрос поведения людей в коллективе сыграл немалую роль в развитии менеджмента в Европе. То есть человек социальный интересовал европейских менеджеров гораздо больше, чем человек индивидуальный. Денежное вознаграждение, по мнению основоположников менеджмента в Европе, не единственный фактор, мотивирующий человека к работе. Усилия во многих случаях определяются психологическими мотивами человека, от которых зависит его поведение. Грамотное целеполагание и наличие достаточного количества информации ведут к принятию обоснованных и взвешанных профессиональных решений.

Развитие менеджмента в Западной Европе приходится на послевоенное время. Ведь именно тогда принимались наиболее важные и значимые управленческие решения, связанные с восстановлением экономики, промышленности, сельского хозяйства и т. д. У истоков европейской модели менеджмента стоят англичане, хотя роль других стран Западной Европы в этом вопросе тоже умалять нельзя. Так, например, в Германии было впервые введено в обращение такое понятие об административном работнике, как «идеальный тип» или «бюрократ». То есть, развитие менеджмента в Европе — заслуга сразу нескольких государств. Лучшие принципы управления людьми, разработанные в каждой стране, положены в основу современной европейской модели менеджмента. Такие имена, как Макс Вебер, Андре и Эдуард Мишлен, Ричард Фэлк, Мюрдаль заняли свои законные места в истории науки об управлении людьми.

Где сегодня применяется европейская модель менеджмента?

Сегодня модель менеджмента, созданная в Европе, применяется в управлении предприятиями во всех частях света. Сравнительный анализ европейской, американской и японской моделей, так непохожих друг на друга еще 100 лет назад, в современном разрезе (в условиях глобализации) показывает, что они достаточно близки друг к другу. А потому применимы на разных континентах, в условиях работы с совершенно разными людьми. Переплетаясь с другими моделями, европейская управленческая концепция легла в основу новых теорий управления предприятиями и людьми. В частности, русская модель менеджмента, которая только проходит свое становление, имеет в том числе и европейские корни.

studfiles.net

Европейская модель менеджмента

Европейская модель менеджмента

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Липецкий филиал

Кафедра «Экономика, менеджмент и маркетинг»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теория менеджмента (теория организации и организационное поведение)»

Тема: «Европейская модель менеджмента»

Липецк 2014г.

Содержание

1. Теоретическая часть

.1 Модели общественного развития

.2 Создание социально ориентированной экономики

.3 Концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда

.4 Индикативное планирование

.5 Шведская модель социализма Г. Мюрдаля

.6 Государственное регулирование экономических процессов в рыночной экономике

. Практическая часть

. Тесты

Список используемой литературы

1. Теоретическая часть

.1 Модели общественного развития

Общественное развитие - это процесс, в котором действуют, с одной стороны, люди, общности, институты, а с другой стороны, объективные условия, которые становятся рамками их целей, деятельности и результатов. С точки зрения исторического реализма решающим фактором исторического развития является субъективный фактор - сознательная деятельность элит, партий, классов, их интересы, программы, организованность, воля, энергия в реализации интересов. К объективным факторам развития обществ относятся территория, климат, уровень экономики, состояние общественных институтов (семьи, образования, суда, армии и т.п.), ментальность, сознание, мировоззрение народа и т.п.

Общественное развитие включает в себя два взаимодополняющих процесса - прогресс и регресс. Прогресс предполагает движение обществ от низшего к высшему, от простого к сложному, от частей к целому, регресс, наоборот, - движение обществ от высшего к низшему, от сложного к простому, от целого к его частям. Прогресс обществ и человечества (общественное развитие) всегда сопровождается регрессом, когда происходит не только приобретение, но и утрата каких-то ценностей: экологии, тишины, спокойствия, стабильности профессии, незыблемости общественного строя и т.п. Если прогресс преобладает, то в целом говорится о прогрессивном развитии, в случае преобладания регресса речь идет о деградации.

Общественное развитие (отдельных сфер, формаций, цивилизаций и т.п.) включает переходные периоды, в которые происходит дезорганизация, деформация, децивилизация. Фундаментальной причиной необходимости переходного периода является противоречие между развившимися потребностями демосоциальной сферы и формацией общества, средствами производства. В результате разрешения этого противоречия происходит развитие структуры занятости населения. Трудовые навыки, опыт, знания большинства трудоспособного населения перестают пользоваться спросом, возникает массовая безработица, снижается уровень жизни, появляется состояние социальной напряженности, насилия, преступности, упадка морали и т.п. Переходный период - это всегда национальный кризис или даже катастрофа.

Анализ всемирной истории показывает, что нормальная продолжительность переходного периода составляет 15-20 лет, т.е. примерно период смены поколений. В зависимости от качества национальной элиты и характера формационного развития переходный период может быть сокращен, а может быть удлинен. В России, как правило, этот процесс затягивается.

Так, формационный переход от феодально-буржуазной формации (аграрно-индустриальной) к пролетарско-социалистической (индустриальной) и сопутствующий ему межформационный и межцивилизационный кризис страна прошла под руководством Ленина и Сталина за 20 лет, с 1917г. по 1937г. Сейчас она вступила в новый переходный межформационный и межцивилизационный переход от пролетарско-социалистической к постиндустриально-смешанной формации. И этот переход, и кризис будут достаточно сложными и разрушительными.

Нужно различать процесс общественного развития и разные способы понимания его, Между пониманием, которое всегда односторонне, и общественным развитием, которое всегда объективно, существует важное противоречие - знания и объект. В истории понимания общественного развития в социальной философии можно выделить три основных подхода к этому объективному процессу: циклический, поступательный, спиралевидный.

общественный рыночный социализм менеджмент

1.2 Создание социально ориентированной экономики

Социально ориентированная рыночная экономическая система стала разрабатываться в теоретическом виде уже в конце Х1Х - начале ХХ веков, где не последнюю роль сыграла победа социалистических идей в России. Но практически социально ориентированный рынок как система развития связан с именами таких известных политиков, как Л. Эрхард (Германия) и Г. Мюрдаль (Швеция). Это было уже во второй половине ХХ века: потребовались годы социальных потрясений в мире, чтобы понять одну вещь - эффективно управлять обществом может только само общество.

Теоретические основы социального рыночного хозяйства были заложены в рамках концепции ордолиберализма В. Ойкеном, Ф. Бемом, Л. Эрхардом. Принципиально отличие теории социального рыночного хозяйства от иных направлений экономической мысли заключается в том, что предмет деятельности экономических субъектов, в том числе и государства целостная система, функционирующая в неразрывном единстве экономических и социальных институтов. Модель социального рыночного хозяйства, созданная в рамках ордолиберализма, основывается, прежде всего, на признании рынка в качестве ведущего социально-экономического института. В основе развития общества всеобъемлющая конкуренция и система договорных отношений.

Социально-ориентированная экономика - эффективно функционирующее рыночное хозяйство, для которого, наряду с достижением экономического роста и получением прибыли, приоритетно справедливое и достойное решение социальных проблем.

Целями социально-ориентированной экономики являются: соблюдение основных прав человека и принципа социальной справедливости, предоставление каждому равных возможностей для проявления своих способностей, трудолюбия, инициативы и предприимчивости; повышение уровня благосостояния людей и социальной защиты, соразмерно потенциалу страны, страхование всех от риска потерять достойное жизнеобеспечение; поддержание в обществе стабильности, гражданского согласия и социального мира.

1.3 Концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда

Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард (1897-1977). В основе экономических реформ, проведённых Л. Эрхардом, лежала концепция «социального рыночного хозяйства», которую он возвёл в ранг официальной государственной доктрины, будучи одним из лидеров партии «Христианско-демократический союз» в послевоенной Германии. Основные положения экономической программы Л. Эрхарда были просты:

высокий уровень благосостояния для всех слоёв общества;

свободная конкуренция и частное предпринимательство;

активная и ответственная регулирующая роль государства;

широкий спектр гражданских свобод и демократических институтов.

Социальная ориентация «рынка по Эрхарду» предполагала, прежде всего, выбор общественных приоритетов, а также целенаправленное стимулирование определённых сфер и направлений хозяйственной жизни. Он справедливо считал также, что социальное рыночное хозяйство немыслимо без приведения в порядок государственного бюджета посредством систематического снижения расходов и смягчения налогового бремени, что предусматривало увеличение номинальных доходов, главным образом, за счёт постоянного улучшения качества предлагаемых рынку товаров и услуг. Стимулами здесь помимо низких налогов выступали законы в защиту конкуренции на внутреннем рынке и свободы частных инвестиций, что в итоге и дало миру немецкое «экономическое чудо», где на первом месте находился общий тонус социальной защищённости граждан в Германии. Социальная защита касалась, прежде всего, тех, кто был, по- настоящему, физически слаб и не защищён объективно - это дети, инвалиды, пожилые люди, безработные, многодетные семьи.

Вместе с тем, относительно самостоятельным элементом социально ориентированного рынка было создание системы эффективной занятости, где речь шла, прежде всего, о механизме подготовки и переподготовки кадров, регулирования рабочих мест и развития программ общественных работ для неквалифицированной рабочей силы. В рамках социальной политики своего правящего кабинета Л. Эрхард осуществлял освобождение от налогообложения всех социально слабых слоёв населения, а с другой стороны - финансирование социальных программ за счёт высокого налогообложения социально сильных слоёв общества и ликвидации некоторых субсидий для богатых граждан. В целом, за время этих реформ в Германии выплата пенсий и других государственных пособий выросла в несколько раз. Л. Эрхард исходил из идеи сильного государства как «конституирующей» и регулирующей силы в обществе - далёкой от роли «ночного сторожа», что позволяло политике активно использовать имевшиеся у неё в наличии макроэкономические рычаги для позитивного и активного воздействия на хозяйственную конъюнктуру. Именно при нём в научный обиход вошёл термин «социальное государство» как альтернатива «государству монетарному». Таким образом, социальное государство - это тип государства, которое проводит сильную социальную «справедливую политику» в интересах всех своих граждан и создаёт наиболее благоприятные материальные, организационные и духовные условия для активной жизнедеятельности всего населения в обществе.

Наконец, именно Л. Эрхард ввёл в практику хозяйственной жизни послевоенной Германии, так называемое, индикативное планирование, которое даёт возможность любой национальной экономике иметь цели своего социально-экономического развития в виде долгосрочных планов.

1.4 Индикативное планирование

Вместо административно-директивного планирования в ФРГ Л. Эрхард ввел в практику так называемое индикативное планирование, когда вместо директивных показателей устанавливаются определенные индикативные показатели.

Планирование в условиях рыночной экономики называют указательным (индикативным), ориентирующим на те или иные цели. Нередко индикативные планы в литературе трактуются как совокупность показателей, которые никого ни к чему не обязывают.

Индикативные планы вводили рамочные установления, а конкретное их выполнение передавалось хозяйственным субъектам. В индикативном планировании есть точки «отправления» и «прибытия». В период работы по подготовке плана делается прогноз относительно тех макроэкономических пропорций, которые могут сложиться через пять лет. Выясняется, что для выравнивания дисбаланса между некоторыми экономическими секторами необходимы определенные структурные изменения в национальной экономике, которые осуществляются косвенными мерами.

Самым существенным в индикативном планировании является то, что государство никому не приказывает, не навязывает свою волю. Каждое предприятие остается автономным субъектом в экономической деятельности. Индикативный государственный план только ориентирует предприятие в выборе решения. Но в то же время такими косвенными мерами государство способно создать более благоприятные условия для перспективных отраслей национальной экономики, добиться постепенного свертывания тех экономических структур, которые уже изжили себя.

В основу индикативного планирования, его эффективности Эрхард заложил следующие факторы:

высокая квалификация составителей планов, использовавших весь арсенал мировой экономической науки;

разнообразие методов и инструментария при реализации планов, отсутствие догматизма подходов;

твердость и последовательность профессионального государственного аппарата, который, действуя нередко в условиях крайней политической нестабильности, не допускал колебаний при реализации принятых программ;

выработка национального согласия в осуществлении главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отделенную перспективу и той модели общества, которой отдается предпочтение большинством народа;

атмосфера социального партнерства, ослаблявшая постепенно дух классовой конфронтации. Без соглашений в политике в области доходов, занятости и условий труда страну продолжали бы сотрясать массовые забастовки, что подорвало бы основы индикативного планирования.

1.5 Шведская модель социализма Г. Мюрдаля

По примеру своего коллеги - автора «немецкого чуда» Л. Эрхарда - лауреат Нобелевской премии шведский экономист и политик Гуннар Мюрдаль (1898-1987) так характеризует выбранную им для развития своей страны модель социально ориентированной рыночной экономики: особая форма организации хозяйственной жизни в обществе, где конечные рыночные цели подчиняются не интересам одних только собственников средств производства, но также интересам и других участников общественной хозяйственной жизни, прежде всего, в лице самих непосредственных производителей материальных благ и услуг. В этих заявленных самим Г. Мюрдалем концептуальных рамках возникает такое явление, как «государственное попечительство» или «патерналистское государство», которое нивелирует отрицательные моменты стихии рыночного выбора, направляя его на достижение целей равных экономических возможностей для большинства членов общества, где также находится место для долгосрочных прогнозов и для, составленных на их основе, длительных программ развития нации. Эту шведскую модель «социализма по Мюрдалю», активно претворяла в жизнь на протяжении всей второй половины ХХ века, практически бессменная на политическом «капитанском мостике» Швеции, партия социал-демократов. Её главной целью было и есть - «сделать всех граждан страны равными партнёрами в деле реализации задач управления национальными производственными ресурсами для их дальнейшего приумножения».

На основе этого базисного положения была выработана концепция «активной государственной политики на рынке труда», куда вошли такие функциональные конечные цели для её проводников и реципиентов, как:

комплекс условий для полной ликвидации безработицы;

система мер по созданию новых рабочих мест;

долгосрочная программа по переквалификации кадров.

По мнению Г. Мюрдаля, главной задачей государства в современном мире является социальная защита населения, под которой он понимает:

систему законодательных, экономических, социальных и этических гарантий, которые предоставляются трудоспособным гражданам страны;

условия равных возможностей для повышения своего благосостояния как за счёт личного трудового вклада на основе найма, так и за счёт самостоятельной предпринимательской деятельности.

Нетрудоспособным гражданам в рамках их социальной защиты государство обязано создать определённый уровень жизнеобеспечения - не ниже законодательно установленных базовых стандартов. В рамках этой основной социальной задачи для государства, по мнению Г. Мюрдаля, предусматриваются следующие направления его деятельности:

обеспечение всем членам общества высокого прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому она, в силу ряда объективных причин, жизненно необходима;

создание условий, позволяющих гражданам зарабатывать себе средства для своей полнокровной жизни любыми, не противоречащими законам, средствами и способами:

поддержание высоких социальных стандартов в деле обеспечения потребностей граждан услугами образования и медицины и в их реальной доступности;

совершенствование экономических условий для наёмного труда и защита его от негативных воздействий несовершенств реального рынка;

обеспечение экологической безопасности для всех членов общества;

защита общегражданских и внутриполитических прав и свобод для всех членов общества, соответствующих принципам социального государства;

защита граждан от преступных посягательств на них самих и на их имущества, а также от административного и политического преследования, от идеологического давления и психологического прессинга;

создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в его отдельных социальных ячейках;

обеспечение и поддержание максимальной стабильности в обществе.

В целом, основное кредо социального «рынка по Мюрдалю» можно свести к простому правилу, которому должно следовать государство при осуществлении им своей социальной экономической политики для достижения целей социальной справедливости: основное внимание уделять тем, кто действительно в нём нуждается, и изымать ряд привилегий у тех, кто в них объективно не нуждается.

1.6 Государственное регулирование экономических процессов в рыночной экономике

Государственное регулирование реализуется посредством различных форм, методов и направлений. Весьма важна для общества и система государственного контроля, разрабатывающая стандарты жизни, экологические стандарты и т п.

В современной хозяйственной жизни государство представлено различными формами воздействия: растет доля государственных расходов и доходов в ВНП, растут налоги, имеет место система государственного предпринимательства (доля государственного сектора в материальном национальном богатстве по странам мира сегодня колеблется от 20 до 60%), значительна роль государства в перераспределении национального дохода. С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности. В конечном итоге государственная власть должна обеспечивать охрану общественных интересов, экономической системы страны в целом, только тогда ее деятельность будет эффективной. Одними из самых характерных черт органов государственного управления России являются их коррумпированность и связь с теневой экономикой. По оценкам западных экономистов размеры теневой экономики составляют от 30 до 40% всего объема экономики страны. Россия только с 2002 г. присоединилась к борьбе с отмыванием незаконных денег. В настоящее время в России нет полного комплекта нормативных документов и экономических рычагов борьбы с коррупцией. Для повышения эффективности государственного управления необходимо их создание и внедрение в экономическую систему в минимальные сроки.

В зависимости от способа функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия государства на экономику.

Прямое воздействие - это такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению. Примером такого воздействия служит лицензирование некоторых видов хозяйственной деятельности.

Косвенное воздействие заключается в том, что государство не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и на принимаемые им решения. Органы власти создают предпосылки и законодательную базу таким образом, чтобы субъекты сами строили свою хозяйственную политику в соответствии с экономическими целями государства. В смешанной экономике налоги - один из основных методов косвенного регулирования.

При классификации методов управления выделяют административные и экономические. К административным методам относят такие меры, как запрет, разрешение, принуждение. Экономические методы воздействия государства на рынок содержат в себе такие глобальные направления, как прогнозирование, планирование, денежно-кредитное, финансовое регулирование и т.п.

Говоря о государственном регулировании можно выделить следующие направления:

регулирование капиталовложений;

регулирование сбыта;

регулирование рынка рабочей силы;

стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

2. Практическая часть

Рис. 1 Линейная структура управления

Линейно-функциональная структура управления - структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные - обязательные для исполнения, и функциональные - рекомендательные для исполнения. Линейно-функциональные структуры управления обеспечивают приоритет единого начального распорядительства всеми ресурсами и ответственности за работу всей организации в целом. Они базируются на рациональной специализации производственно-функциональных звеньев, иерархичности распорядительских полномочий, контроле за эффективностью выполнения каждым подразделением и исполнителем возложенных на него функций. Без соблюдения этих принципов и критериев организация общественного производства на современном этапе невозможна.

Рис. 2 Матричная структура управления

Матричная структура управления представляет собой одну из наиболее распространённых разновидностей проектной организации, применяемую, преимущественно в крупных компаниях. В рамках данной организации члены проектной команды находятся не только в прямом подчинении руководителя проекта, но и в подчинении руководства функциональных подразделений, в составе которых они работают. Таким образом, управление осуществляется сразу по двум линиям: проектной и функциональной. Матричная структура предполагает, что руководители проекта полностью отвечают за планирование проекта и его последующее выполнение.

Функциональные руководители, со своей стороны, делегируют руководителю проекта часть своих полномочий и обязанностей, а так же выделяют в подчинение проектного руководства необходимых специалистов. Важно отметить, что матричная структура управления распространяется, как правило, не на всю организацию, а только на некоторую её часть. При этом оправданность перехода к такой организации зависит, по большей части, от квалификации руководителей проектных направлений, от их способности управлять Профессиональными навыками выделенных к ним в подчинение специалистов.

Рис. 3 Дивизионная структура управления.

Дивизионнальная структура управления совокупность самостоятельных подразделений (предприятий), входящих в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы. Область применения дивизиональной структуры управления: многопрофильные предприятия; предприятия, расположенные в различных регионах; предприятия, осуществляющие сложные инновационные процессы.

Подразделения, образующие дивизиональную структуру, объединены между собой, а также с общим центром производственными, финансовыми и административными связями, но создаются они не по функциям, а по географическим регионам, видам продукции или типу клиентов. Подразделения имеют собственную сферу деятельности и могут самостоятельно решать текущие производственные и хозяйственные задачи. Общие для всей организации вопросы, такие как управление, персоналом, финансы и т.п. остаются в компетенции штабной структуры.

Рис. 4 Функциональная структура управления

Функциональная структура управления - для нее характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Из этого следует что, в условиях данной структуры каждый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой функций.

Создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы. В основе функциональной структуры управления лежит принцип полного распорядительства: выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для подразделений. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально. Функциональная структура управления позволяет решить отдельные задачи на высоком профессиональном уровне. Но в целом эта структура не отвечает принципу единоначалия, может стать причиной несогласованных действий функциональных руководителей.

Тесты

1. К известным школам в управлении не относится:

а) научное управление;

б) новая экономическая политика;

в) административное управление;

г) человеческие отношения.

Ответ: б

. Сущность ситуационного подхода состоит в:

а) применение способов действий, вызывающих наименьший отрицательный эффект в данной ситуации, с обеспечением максимальной эффективности;

б) знании методов профессионального управления, доказавших свою эффективность; умении предвидеть последствия применяемых методик и концепций;

в) правильном интерпретировании ситуации, определении наиважнейших факторов;

г) все перечисленное.

Ответ: в.

. С точки зрения современных проблем развития производства и рекомендации науки управления наиболее приемлемо такое содержание цели управления, как:

а) обеспечение народного хозяйства необходимым видом продукции в достаточном количестве и соответствующего качества;

б) достижения международного уровня качества продукции;

в) максимально возможное удовлетворение потребности человека в самоутверждении посредством активного и творческого труда;

г) получение максимальной прибыли.

Ответ: а.

Список используемой литературы

1. Алексеев Ю. Ностальгия по будущему/ Ю. Алексеев // Мысль, 2011. 18 с.

. Зайнышева И.Г. Технология социальной работы/ Под ред. И.Г. Зайнышева. М.: ВЛАДОС, 2012. 240 с.

. Зубаков В.М., Камалтдинова Р.М. Экономическая политика общего благосостояния в системе рыночных отношений - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - 202 с.

. Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Вдовина И.В. и др. Менеджмент: учебно-практическое пособие. - М.: Вузовский учебник, 2010.

. Ламперт Х. «Социальная рыночная экономика. Германский путь» изд. «Дело» Москва, 2012.

. Левченко В.А. Основы менеджмента: учебно-методический комплекс. - Курск: Б.и., 2010.

. Мюллер-Армак А. О свободе и социальной справедливости. Предложения по осуществлению социальной рыночной экономики. Социальное рыночное хозяйство/ А. Мюллер-Армак, // Политэконом, 2011, №1. 23-25 с.

. Омаров А.М. Менеджмент. Управление - древнейшее искусство, новейшая наука: учебник. - М.: Экономика, 2011.

. Рора У., Долгова С. «Менеджмент и рынок: Германская модель» учебное пособие, перевод с немецкого изд. «Бек», Москва, 2013.

. Современная экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов на Дону: Феникс, 2010.

. Современный менеджмент: учебник / под ред. М.М. Максимцова, В.Я. Горфинкеля. - М.: ИНФРА-М, 2012.

. Эрхард Л. «Полвека размышлений. Речи и статьи» 2 изд. «Наука», Москва, 2011.

diplomba.ru

Европейская модель менеджмента.

Менеджмент Европейская модель менеджмента.

просмотров - 112

Понятие «европейская модель менеджмента» стало широко использоваться в связи с развитием Европейского союза. В понятие европейской модели включают совокупность общих черт менеджмента Германии, Франции, Швеции, Финляндии, и других стран Европы.

Франция. Характерной особенностью модели французского менеджмента является исторически сложившаяся тенденция независимого поведения французов. Французы любят свою страну, уверены, что именно Франция сформировала мировые стандарты демократии, государственной системы управления, военного искусства, сельского хозяйства, виноградарства, изысканной кухни и науки управления. Французские менеджеры относятся к иностранным коллегам с определœенной долей снисходительности.

На поведение менеджеров и методы управления оказал влияние и французский язык. Он обладает особой точностью (долгое время был признанным языком дипломатии). Это воспитывает уважение к логике, рациональности, вниманию к деталям, но еще и способствует индивидуализму и самоуверенности. Считается, что французы, как правило, плохо работают в команде менеджеров. Внутри Франции это уравновешивается сильно централизованной властью.

       
 
 
   
 
   

Рис.3 Модель организационного поведения французских менеджеров: «умеренный автократизм».

Германия. Немецкий менеджмент является определœенным антиподом французскому. Исторически развитие немецкого производственного управления происходило с некоторым опозданием. Свою роль сыграло и достаточно позднее объединœение немецких земель (1871 ᴦ. Отто фон Бисмарк). На формирование немецкой модели менеджмента оказали влияние особенности децентрализованного управления экономикой и, конечно, особенности национальной культуры и характера.

На сегодняшний день немецкие компании имеют традиционную малоподвижную стуктуру с обязательной иерархией. В других странах такие структуры считают устаревшими и неэффективными. Но в Германии их недостатки преодолеваются дисциплинированностью немцев и почитанием вертикальных взаимоотношений.

Особенности немецкого менеджмента проявляются также в стиле проведения встреч, переговоров и выработке решений. Процедуры до мелочей формализованы и хорошо подготовлены. Участники хорошо готовятся к встрече, готовят факты и аргументы. Но при обсуждении не вмешиваются в замечания коллег, соблюдают очередность, тщательно записывают детали, но всœегда готовы перейти к заранее подготовленному запасному варианту решения.

В администрировании немецкие менеджеры очень пунктуальны, всœегда опираются на документы. Любят планировать будущее. Свято верят в то, что отлаженные процессы управления решают большинство проблем организации. При этом при этом часто не учитывается другая сторона эффективности менеджмента – человеческие потребности.

На крупных фирмах информация в основном циркулирует по вертикали, между горизонтальными подразделœениями создаются трудности в коммуникациях. Постороннему человеку при этом может показаться, что решения разрабатываются в обстановке секретности.

Из-за традиционной малоподвижной структуры немецкие организации трудно адаптируются к изменениям. Особенно сложно это проходит в компаниях, которые работают за рубежом. В самой Германии изменения в менеджменте происходят гораздо реже, чем в любой другой стране.

Рис.4 Модель организационного поведения немецких менеджеров: «иерархия и согласие».

Швеция. Широко известен так называемый «шведский социализм» - концепция шведской социальной модели. Принципы полной занятости и выравнивания доходов имеют глубокие исторические корни. На протяжении всœей истории государство играло активную роль в распределœении благ. Немаловажно и то, что с 1814 года Швеция не принимает участие в войнах и всœе преобразования осуществляет эволюционным путем. Уровень жизни высокий.

Особой чертой шведов является тяга к предпринимательству. Со времен викингов известны предприятия по производству оружия. Есть компании, которые работаю более 700 лет (Styra Copparberg).

Менеджмент имеет следующие особенности:

- Основан на широком использовании принципов децентрализации. Типичная шведская компания имеет минимальное количество уровней в вертикали власти (меньше, чем в аналогичной немецкой или французской компании).

- Эффективность горизонтальной структуры достигается за счет коллективной формы разработки и принятия решений. Конечно, это затягивает процесс принятия решений. И даже несмотря на достаточно короткую дистанцию власти между менеджерами и сотрудниками, этой проблемы избежать не удается.

- Децентрализация проявляется и в том, что шведские менеджеры традиционно не демонстрируют уважение к рангу собеседника (как немецкие, к примеру), обращаются к важным персонам как к равным.

               
 
 
   
       
 

Рис.5 Модель организационного поведения шведский менеджеров: «первый среди равных».

В целом относительно европейской модели менеджмента можно сказать, что это совокупность национальных моделœей менеджмента͵ с приоритетом командной работы и поликультурной среды..

Читайте также

  • - Западноевропейская модель менеджмента

    Таблица 11.1 Японская модель менеджмента Одной из главных принцип успеха Японии является применяемая модель менеджмента, ориентированная на учет человеческого фактора. Отличительными чертами японского характера являются экономия и... [читать подробенее]

  • - ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА

    Заметное влияние на формирование менеджмента оказали английские исследователи. Так, англичане Р. Фэлк и Л. Урвик занимались разработкой принципов управления. Английские ученые внесли существенный вклад в разработку метода «исследования операций», ко­торый впервые... [читать подробенее]

  • - Западноевропейская модель менеджмента

    Несмотря на наличие целого ряда теоретиков менеджмента в Европе, не все их предложения были использованы на практике. Менеджмент на уровне предприятия во многом следовал за развитием американской теоретической мысли. В тоже время в Европе традиционно больше внимания... [читать подробенее]

  • - Западноевропейская модель менеджмента

    Несмотря на то что на формирование этой модели менеджмента оказывали влияние аналогичные социально-экономические процессы, характерные для американской модели управления, тем не менее, можно выделить отличительные черты западноевропейского стиля управления. Большое... [читать подробенее]

  • - Европейская модель менеджмента.

    Понятие «европейская модель менеджмента» стало широко использоваться в связи с развитием Европейского союза. В понятие европейской модели включают совокупность общих черт менеджмента Германии, Франции, Швеции, Финляндии, и других стран Европы. Франция. Характерной... [читать подробенее]

  • - Западноевропейская модель менеджмента

    Людвиг Эрхард (1897–1977) – ученый и политик, второй канцлер ФРГ, в 50-60 гг. ХХ в. провел в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, коренным образом преобразившую социально-экономическую жизнь страны. «Сегодняшняя система, – писал Эрхард, – должна либо... [читать подробенее]

  • - Западноевропейская модель менеджмента.

    Людвиг Эрхард(1897–1977 гг.) – ученый и политик, второй канцлер ФРГ, в 50–60 гг. ХХ столетия провел в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, коренным образом преобразившую социально-экономическую жизнь страны. Реформа основывалась на принципе социальной... [читать подробенее]

  • - Западноевропейская модель менеджмента.

    Людвиг Эрхард(1897–1977 гг.) – ученый и политик, второй канцлер ФРГ, в 50–60 гг. ХХ столетия провел в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, коренным образом преобразившую социально-экономическую жизнь страны. Реформа основывалась на принципе социальной... [читать подробенее]

  • oplib.ru