Новые технологии в музейном деле. Музейный маркетинг и менеджмент. Менеджмент в музее


новые подходы в работе музея

7.1. Перспективный план как основной инструмент менеджмента

Понятие менеджмент (англ. management от to manage — управлять) обозначает совокупность прин­ципов, методов, средств и форм управления производ­ством, а также интеллектуальными, финансовыми и другими ресурсами. Иными словами, менеджмент - это теория и практика управления учреждением и его персоналом.

Одним из основных инструментов менеджмента является перспективный план, в процессе разработки которого четко формулируются желаемые цели и на­мечаются пути их достижения. Он помогает более тщательно изучить сложившуюся в музее ситуацию и выявить приоритеты с точки зрения распределения финансирования и расстановки сотрудников. Соглас­но рекомендациям одного из ведущих специалистов в области музейного менеджмента Роджера Майлза, в процессе планирования следует учитывать три клю­чевых момента:

• четко представлять себе, в расчете на кого созда­ется план и проводится работа, то есть выявить ау­диторию,

• достигнуть полного и ясного понимания того, к че­му стремится музей, то есть выстроить иерархию целей и задач;

• проанализировать факторы, ограничивающие во­площение проекта.

Анализ факторов подразумевает выявление имеющихся в распоряжении му­зея финансовых ресурсов, людских ресурсов (не обходимые знания и умения), оборудования и материалов.

Необходимо, чтобы в разработке перспективного плана участвовали сотрудники музея, поскольку имен­но они составляют наиболее важную аудиторию, кото­рой он адресуется. К созданию плана привлекаются и другие заинтересованные группы и лица, имеющие отношение к музею, его политике и стилю работы; ведь именно они могут оказать музею поддержку в тя­желые времена. Это местные власти или центральное правительство, которое часто является основным ис­точником финансирования музея и в общих чертах оп­ределяет его политику, вышестоящие руководящие органы, посетители, исследователи, спонсоры, друзья музея. Каждая из этих групп, или аудиторий, предъяв­ляет к музею различные требования и оценивает его работу на основании различных критериев. Успеха музей добивается в том случае, когда ему удается учи­тывать и сочетать эти разнонаправленные интересы, не отдавая предпочтение ни одной из групп.

Основным источником информации, на основе которого создается перспективный план, являются сведения о проделанной ранее работе и достигнутых успехах. Второй по значимости источник идей — это так называемая «мозговая атака», представляющая со­бой творческий процесс, в ходе которого небольшие группы музейных сотрудников пытаются в сжатые сроки (20 - 30 минут) ответить на вопросы о том, как должна звучать формулировка миссии музея и каким образом он может получить наибольший доход от сво­ей деятельности. Сначала идеи только генерируются и фиксируются без обсуждения, независимо от того, сколь невероятными и фантастическими они могут по­казаться на первый взгляд. Затем один из членов груп­пы классифицирует ответы, придавая результатам «атаки» некую структуру; на этом этапе дается оценка индивидуальным идеям. Предложения одного из чле­нов группы, как правило, развиваются другими участ­никами.

Перспективное планирование предполагает по­стоянную корректировку уже написанного по мере накопления опыта, пока все части плана не станут со­гласованным целым. Например, после оценки финан­совых ресурсов и выявления реально выполнимых ви­дов работ может возникнуть необходимость пересмот­реть уже обозначенные цели и задачи.

Согласно методике, предложенной Роджером Майлзом, непосредственная разработка перспектив­ного плана состоит из следующих стадий:

1. Формулирование или переосмысление миссии музея, то есть цели, проясняющей природу и сферу де­ятельности музея. Например, в лондонском Музее ес­тествознания она звучит следующим образом: «Обес­печивать сохранность и дальнейшее развитие музей­ных коллекций, а также посредством их пропаганды содействовать изучению и лучшему пониманию окру­жающей природы, ее рациональному использованию и наслаждению ее красотой».

2. Анализ существующего положения дел. При этом особое внимание уделяется выявлению сильных и сла­бых сторон музея, а также открывающихся возможнос­тей и предстоящих трудностей для развития музея в бу­дущем. Иными словами, анализируются ключевые внеш­ние и внутренние факторы, могущие повлиять на решение наиболее важных для музея проблем.

3. Определение общего направления развития. При этом формулируемые цели, согласно «золотому правилу», должны быть:

• актуальными;

• приемлемыми, то есть отражающими интересы широкого крута заинтересованных лиц, чтобы те стремились оказать музею поддержку;

• реальными, то есть осуществимыми на основании имеющихся человеческих, финансовых и матери­альных ресурсов.

4. Разработка стратегии, отвечающей поставлен­ным целям (включая четко прописанные конкретные задачи, решение которых позволит добиться желае­мых результатов).

5. Обеспечение финансовой базы (бюджета).

6. Разработка механизма мониторинга и оценки эффективности работы.

Вернемся ко второй стадии разработки перспек­тивного плана. Для того чтобы оценить положение дел в музее, специалисты предлагают использовать ПЭСТ и СВОД анализы. Аббревиатура ПЭСТ расшифровы­вается как Политическая, Экономическая, Социальная и Технологическая среда. Цель этого анализа состоит в оценке возможностей дальнейшего развития музея в контексте внешней по отношению к нему ситуации, степень контроля над которой хотя и мала, но учиты­вать ее необходимо. Внешними факторами, способными повлиять на решение наиболее важных для музея проблем, могут быть:

а) политические факторы — возможные измене­ния в правительстве или проводимой им политике, из­менения в существующем законодательстве, введение новой организационной структуры для музеев;

б) экономические факторы — изменения в мест­ной или национальной экономике, оказывающие воздействие на количество или категории потенци­альных посетителей, на уровень дохода потенциаль­ного посетителя, на качество предоставляемых музе­ем услуг;

в) социальные факторы — демографические из­менения, оказывающие влияние на музейную аудито­рию, например, старение населения: усиление конку­рентной борьбы за финансовые ресурсы и посетителя, вызванные, например, появлением новых видов раз­влечений и досуга; новые возможности рынка, связан­ные с ростом туризма, обменом выставками; усиление роли музеев в решении социальных проблем;

г) технологические факторы — рост требований и ожиданий со стороны посетителей по мере усовер­шенствования стандартов подачи музейных коллекций и средств коммуникации; широкое распространение компьютеризированных систем, предоставляющих по­стоянный круглосуточный доступ к информации.

В ходе СВОД анализа рассматриваются Слабые стороны, Возможности, Опасности и Достоинства музея, то есть сопоставляются внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на развитие музея. Внутренние факторы — число посетителей, коллек­ции, выставочная деятельность, обслуживание посети­телей, финансирование, генерирование дохода — мо­гут быть как слабыми сторонами, так и достоинствами музея. Внешние факторы — политические, экономи­ческие, социальные и технологические — могут как создавать благоприятные возможности, так и таить опасности для развития музея.

СВОД анализ позволяет установить, не объедини­лись ли против музея его слабые стороны и опасности внешнего характера, неся реальную угрозу существованию музея. Сопоставительный анализ внутренних и внешних факторов позволяет понять степень эффективности прошлой работы музея, выявить имеющиеся проблемы и наметить пути их решения.

Вот анализ гипотетического положения дел в во­ображаемом российском музее, который приводит в одной из своих работ ведущий специалист в области музейного менеджмента, директор музеев в горо­де Зволле (Нидерладны) Герман Артс.

Сильные стороны музея. Он находится в крупном провинциальном городе; обладает великолепной кол­лекцией народного искусства и текстиля, а иконы из его собрания пользуются в стране широкой известно­стью; музей располагается в исторических зданиях, каждое из которых достойно посещения; его дирек­тор — высококвалифицированный профессионал, энергичный человек, умеющий сплачивать коллектив; у музея хорошие контакты с местными политически­ми лидерами.

Слабые стороны музея. Район, в котором располо­жен музей, редко посещают иностранные туристы; поток российских туристов резко сократился в связи с эконо­мической ситуацией в стране; бюджетного финансирова­ния хватает только на выплату зарплаты сотрудникам; резкое сокращение количества временных выставок по­влекло за собой уменьшение повторных посещений му­зея местными жителями; постоянная экспозиция мораль­но устарела; не хватает денег на охрану музея.

Возможности. Существует возможность отпра­вить в западноевропейские страны в рамках готовя­щейся выставки иконы из собрания музея; местный завод по производству стекла готов в качестве спон­сорской помощи предоставить витрины для постоян­ной экспозиции; создаются небольшие выставки, по­священные отдельным лицам и коллективам, извест­ным местному сообществу; музей разрабатывает специальные программы для учащихся в рамках школьной программы; во внутреннем дворике музей и другие организации устраивают театрализованные представления и концерты.

Опасности. Экономическая ситуация в стране ставит серьезные препятствия для развития музея; по­стоянная нехватка средств деморализует сотрудников; хранение фондов не вполне соответствует нормати­вам; Русская православная церковь требует возврата сокровищ, хранящихся в музее с 1920-х гг.; попытки расширить реальную музейную аудиторию оказыва­ются безуспешными, поскольку число учреждений, конкурирующих на рынке досуга, постоянно растет.

Выводы. СВОД анализ должен помочь музею оп­ределить приоритетные направления деятельности. Например, музей может решить, что его главным при­оритетом является организация зарубежной выстав­ки, которая принесет доход и будет способствовать упрочению репутации музея. Полученные средства могут быть использованы для внесения необходимых изменений в экспозицию, что сделает музей более привлекательным для местного сообщества.

Для того чтобы готовить разнообразные програм­мы, претворять в жизнь задуманные проекты и просто решать свои насущные проблемы, связанные с хране­нием коллекций, научно-исследовательской и куль­турно-образовательной деятельностью, музею необхо­димо расширять источники финансирования, не пола­гаясь только на бюджетные ассигнования или доход от входных билетов. Для российских музеев, еще только начинающих жить по законам рыночной экономики, проблема самофинансирования достаточно нова, в то время как зарубежные музеи уже накопили в этой об­ласти немалый опыт, в значительной мере примени­мый и к российской действительности.

studfiles.net

Новые технологии в музейном деле. Музейный маркетинг и менеджмент. — МегаЛекции

В условиях рыночной экономики музей становится генератором социального

капитала. Он переходит от предложения публике того, что сам считает наилучшим для нее, к

действительному обслуживанию запросов людей посредством доступных ресурсов.

Музеи – генераторы ресурсов – очень хорошо «знают, кто составляет их аудиторию, доказывают, что умеют удовлетворять потребности своих посетителей, умеют представить себя в выгодном свете перед внешним миром, умеют сотрудничать со средствами массовой информации, умеют грамотно внедрять проекты и вести отчетность, знают, как получить оптимальную отдачу на вложенные средства и т.д. Все эти факторы оказываются решающими в отношениях между музеями и частным сектором, они являются совершенно неотъемлемой частью перехода музея от музея-акцептора к музею-генератору ресурсов»

Подобные вызовы требуют формирования новых адекватных принципов управленческой

деятельности в музейной сфере. Насущной необходимостью стало освоение современного музейного менеджмента. Далеко не все музеи в этом преуспели, но некоторые оказались успешными.

Весьма емкое понятие «менеджмент» обозначает социальный институт и специфическую

субкультуру, обладающую собственными ценностями, нормами, духовными и мировоззренческим и ориентирами. Менеджмент – это и область человеческого знания, самостоятельная дисциплина,

имеющая свои традиции, научные школы, предмет и методы исследования. Менеджмент подразумевает также и определенную категорию людей, получивших профессиональное образование в сфере управления и практически занимающихся управлением. Наконец, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей как в коммерческих, так и некоммерческих организациях, функции, методы, принципы и приемы этой деятельности. Менеджмент радикально отличается от такого вида управленческой деятельности как руководство, которое было довольно успешно в условиях, когда государство ясно осознавало, что делать, когда все было определено, требовалось только жестко контролировать работников, направлять их на выполнение поставленных вышестоящими органами задачи, и именно исполнительность предусматривала соответствующее вознаграждение. Сегодня подход, в соответствии с которым чем сильнее управленческое воздействие, тем эффективнее результат, уже не работает. В сложно устроенном открытом обществе, в сферах, где происходят интенсивные процессы, могут складываться ситуации, когда система эволюционирует по направлению к спонтанной самоорганизации, и, казалось бы, незначительные причины порождают сильные воздействия. Здесь и требуется менеджмент, который представляет собой нечто большее, чем просто сумму технических средств и организационных приемов. Современный менеджмент, проникая вне коммерческую сферу, меняет не отдельные элементы механизма управления, а перестраивает сам фундамент управления, всю его генную систему, заставляя управленческий механизм работать по новым правилам. Именно открытием менеджмента как мощного инструмента эффективного управления, ключевой предпосылкой успешного функционирования современного музея и ознаменовалось для отечественных музейщиков последнее десятилетие XX века.

В настоящее время многие даже успешно работающие музеи имеют в своем составе отдел маркетинга, задачи которого заключаются в содействии увеличению посещаемости музея, расширению музейной аудитории и распространению информации о музее среди тех, кто не входит в число его посетителей. Специалисты по маркетингу предоставляют необходимые данные для составления перспективного плана работы музея, проводят краткосрочные маркетинговые кампании в ходе отдельных музейных мероприятий, участвуют в привлечении внебюджетного финансирования и в работе со спонсорами. На любом из направлений своей деятельности они выстраивают свою работу по одному и тому же принципу: проводят исследование и планирование, реализовывают план, анализируют результаты и вносят необходимые коррективы.

В отличие от маркетинга в коммерческих учреждениях, музейный маркетинг привлекает ресурсы в двух формах:

• прямой – за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;

• опосредованной – за счет привлечения внешних ресурсов: бюджетных средств, грантов, спонсорской поддержки, частных пожертвований. Эти средства используются для реализации социально значимых культурных проектов и программ.

Обе формы некоммерческого маркетинга тесно взаимосвязаны: чем выше социальная значи-мость музея и общественная привлекательность его программ и проектов, тем больше у него возможностей получать средства из «внешних» источников. В отличие от коммерческого сектора, где потребитель и плательщик выступают в одном лице, в некоммерческом маркетинге потреби-тели и финансовые ресурсы разъединены, но взаимосвязаны: доступ к деньгам открывают общест-венный интерес и признание. Поэтому маркетинг музея всегда включает два стратегических направления:

• презентацию и продвижение музея и его деятельности;

• презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг.

Что может предложить музей своим потребителям в качестве «товара»? Это прежде всего экспозиции и выставки, различные формы культурно-образовательной деятельности. Книги, каталоги, буклеты и другая полиграфическая продукция, связанная непосредственно с тематикой музея или близкая к ней, а также видеофильмы, слайды и другие издания, использующие современные информационные технологии, также могут стать одной из статей доходной части музея. Но для того чтобы издаваемые тиражи оказались коммерчески целесообразными, необходима финансовая поддержка спонсоров.

Одним из источников пополнения доходов музея может быть продажа права на производство репродукций, особенно если музейное собрание пользуется известностью. Некоторые музеи имеют прибыль от сдачи своих помещений в аренду для проведения приемов и мероприятий. Например, Музей политической истории в Санкт-Петербурге успешно организует в своих стенах празднование детских дней рождений.

Магазин, предлагающий подарочные и сувенирные изделия, отражающие профиль музея, может не только приносить доход, но и привлекать посетителей. Ручки, блокноты, календари, закладки, косметички, сумки и другие товары с символикой или названием музея служат неплохой рекламой. Важным элементом сервисной инфраструктуры музея являются кафе, кафетерии, бары, рестораны. Их организация приносит деньги лишь незначительному числу музеев, но они необходимы, чтобы сделать посещение музея более приятным. Кроме того, существует немало примеров того, как открытие при музее кафе или бара привлекало дополнительное число посетителей.

megalektsii.ru

Менеджмент и маркетинг в музейном деле. Музейный менеджмент. Музейный маркетинг. 1 страница

Количество просмотров публикации Менеджмент и маркетинг в музейном деле. Музейный менеджмент. Музейный маркетинг. 1 страница - 247

Культурно-образовательная деятельность музеев.

Музейная экспозиция.

Часть 2

Курс лекций

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Чернышова Нина Андреевна

Лысенко Наталья Николаевна

Горелова Ирина Николаевна

Васильева Леся Николаевна

Арушанов Виктор Зармаилович

Сводный план 2010 ᴦ.. поз.

(Под ред. К.ф.н. Лысенко Н.Н.)

Ответственный за выпуск: Клепикова Н.А.

Подписано к печати- Формат 60x84x16 Тираж 100 экз.

Усл.-печ.л. - Заказ №

127994,Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. Размещено на реф.рф9.

Типография МИИТа

[1] Новейший культурологический словарь. Ростов-на-Дону, 2010, с.205.

[2] Подробнее об этом смотри: Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2010.

[3] Подробнее об этом смотри в лекции ʼʼМифология как элемент духовной культуры обществаʼʼ.

[4] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999; Форестер Дж. Мировая динамика. М.-СПб., 2003; Маклюэн М. Познание медиа. Внешнее расширение человека. М., 2003; и др.

[5] См. об этом подробнее в лекции ʼʼСтруктура культурыʼʼ.

[6] Смотри лекцию ʼʼМесто морали в духовной культуре обществаʼʼ.

[7] См.: Райт М. Свидетель колдовства. М., 1976; Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 2006.

[8] См.: Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 2005.

[9] Лосœев А.Ф. Миф.Число.Сущность. – М., 1994, С.68.

[10] См.: Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987; Лосœев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994; Мелœетинский Е.И. Поэтика мифа. М., 2004.

[11] См.: Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 2005.

[12] См.: Тайлор Э. Первобытная культура. М., 2008.

КОНСПЕКТЫ к курсу:

Музееведение – музеология

В конце XIX в. была опубликована статья ʼʼМузеология как наукаʼʼ, обозначившая потенциал новой области исследований. Так в научный оборот вошел термин ʼʼмузеологияʼʼ, аналогом которому в российской традиции стало слово ʼʼмузееведениеʼʼ. С приходом XX столетия началось постепенное конституирование музееведения в качестве научной дисциплины.

В начале XX в. за рубежом появились первые периодические издания, специализирующиеся на освещении музейной проблематики.

Развитию музееведческих знаний во многом способствовали специализированные центры музейной работы. Впервые они возникли в Советском Союзе в послереволюционный период, а после Второй мировой войны стали создаваться и в других восточноевропейских странах. Московский институт историко-художественных изысканий и музееведения (1919), Высший экскурсионный институт (Петроград, 1921–1924), Комиссия по музееведению при Академии истории материальной культуры (1920-е) и другие аналогичные центры занимались разработкой методики работы отдельных профильных групп музеев. В отличие от них созданный в Истори-ческом музее Отдел теоретического музееведения (1918–1933) был ориентирован на изучение общих проблем истории и теории музейного дела. В начале 1930-х гᴦ. его преемником стал Центральный научно-исследовательский институт методов краеведческой и музейной работы. В 1937 ᴦ. он был реорганизован в НИИ краеведческой и музейной работы Наркомпроса РСФСР и приступил к планомерному исследованию проблем музейного дела. В 1955 ᴦ. институт был преобразован в НИИ музееведения.

Объект, предмет и метод музееведения

В теоретическом обосновании предмета музееведения существует несколько подходов. Сторонники так называемого институционального подхода считают, что предмет музееведения - ϶ᴛᴏ музей как социокультурный институт. При этом одни ограничивают рамки предмета исследованием только музея и его функций, другие же трактуют предмет более широко, включая в него всœе музейное дело. Оппоненты институционального подхода считают, что музей не может являться предметом музееведения, поскольку он – всœего лишь организационный центр; учреждение, предназначенное выполнять определœенную работу. Предметом музееведения они полагают музейный предмет как феномен, в связи с этим подобная система воззрений получила название предметный подход.Согласно, к примеру, формулировке немецкого исследователя К. Шрайнера, ʼʼмузееведение - ϶ᴛᴏ наука о сборе, хранении, изучении и использовании музейных объектовʼʼ.

Существует и так называемый комплексный подходк пониманию предмета музееведения. Наиболее развернутое обоснование он нашел в работах З. Странского, который ввел понятие ʼʼмузейностьʼʼ и сформулировал теорию специфического (ʼʼмузейногоʼʼ) отношения человека к действительности.

Музееведение, по его мнению, находится выше музея. Одновременно оно включает в себя не только его прошлые, но и современные, и будущие его формы.

Музееведение самостоятельная научная дисциплина, предмет ее познания – специфическое отношение человека к действительности, объективизирующееся в истории в разных формах, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является выражением и составной частью систем памяти.

В российской науке сторонником комплексного подхода был A.M. Разгон, который определил предмет музееведения следующим образом.

ʼʼПредмет музееведения – круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного делаʼʼ.

Для музееведения характерно использование разнообразных исследовательских приемов, одни из которых полностью, а другие частично совпадают с методами других наук.

Метод научной дисциплины - ϶ᴛᴏ не единичный прием и даже не арифметическая сумма приемов, а их система. Для того чтобы судить о сходстве и различии методов какой-либо науки, нужно сравнивать систему. И в данном случае метод музееведения, как система, не свойствен ни одной другой общественной дисциплинœе.

Структура музееведения

Каждая научная дисциплина представляет собой систему знаний, следовательно, обладает определœенной структурой. Поскольку структура науки органично связана с ее предметом, то существующие по этому вопросу разногласия обусловливают и различные представления о структуре. Обычно в музееведении выделяют следующие исторические, теоретические и прикладные элементы.

История и историографияисследуют историю появления музеев, их функционирование в различных исторических условиях; музейную политику, формирование музейной сети и организацию музейного дела, а также отражение всœей этой проблематики в научной литературе и историю самой науки.

Теориясостоит из четырех составных элементов.

1. Общая теория музееведенияпознает объект, предмет, метод и структурные элементы музееведения, его место в системе научных дисциплин; разрабатывает научный понятийный аппарат; изучает феномен музейного предмета и музея; исследует проблемы, связанные с общественными функциями музеев, формированием музейной сети, классификацией и типологией музеев; разрабатывает научные основы всœех специфических музейных видов деятельности.

2. Теория документированияизучает проблемы, связанные с комплектованием музейных фон-дов, то есть с методологией и методикой отбора объектов действительности в музейное собрание.

3. Теория тезаврирования (от греч. th?sauros – сокровище; запас) - ϶ᴛᴏ теория научно-фондовой работы; она связана с процессом познания ценности музейных предметов и содержа-щейся в них информации, то есть с исследованием музейных предметов, их учетом и сохранением.

4. Теория коммуникации изучает музей как один из коммуникационных институтов, специфику передачи информации, проблему воздействия музейных средств и форм коммуникации на различные категории посœетителœей в процессе культурно-образовательной деятельности музеев.

Музейное источниковедениезанимается исследованием музейных предметов под углом зрения, характерным для источниковедческой дисциплины; разрабатывает теорию и методику выявления, исследования и использования музейных предметов и коллекций.

Прикладное музееведение включает в себя три раздела.

1. Научная методикаохватывает всœе формы музейной деятельности. Существуют общие и специальные методические исследования. Общие методики относятся ко всœей совокупности музеев.

2. Техника музейной работы исходит из научных методик и занимается проблемами, связанными с проектированием музейных зданий, техникой экспонирования различных типов музейных материалов, техническими средствами передачи информации, техникой исследования физического состояния музейных предметов, их консервацией и реставрацией.

3. Организация музейного дела и управление музейной деятельностью связаны с вопросами менеджмента и маркетинга.

Музееведение в системе наук

По многозначности своего предмета музееведение входит в разряд междисциплинарных наук. В то же время есть всœе основания отнести музееведение к общественным наукам, поскольку предметом его исследования являются закономерности, связанные с процессами познания и передачи информации посредством музейных предметов, с функционированием музея как социокультурного института.

Взаимодействуют в музееведении прежде всœего профильные дисциплины, а также педагогика, психология, теория информации, социология, источниковедение.

Музееведение - ϶ᴛᴏ формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения социальной информации, ее познания и передачи с помощью музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности.

Понятие ʼʼмузейʼʼ

Понятие ʼʼмузейʼʼ появилось в культурном обиходе человечества более двух с половиной тысяч лет назад, но в современную эпоху его содержание кардинально изменилось. Древние греки изначально понимали под мусейоном святилище муз, а со временем с эти словом стало связываться и представление о месте для занятия литературой, наукой и научного общения. В эпоху Средневековья, когда канули в небытие многие традиции и институты античного мира, понятие ʼʼмусейонʼʼ вышло из употребления вместе с относящимся к нему культурным контекстом. Вторую жизнь подарила ему эпоха Возрождения, но при этом наполнила его новым смыслом. Музеем стали называть сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всœего, что воспринималось в качестве ʼʼредкостиʼʼ и ʼʼдиковиныʼʼ. Но уже во второй половинœе XVI в. термин ʼʼмузейʼʼ всœе чаще начинают употреблять не только по отношению к собранию предметов, но и к помещению, в котором оно хранится и экспонируется.

Появлению нового аспекта в своей трактовке музей обязан эпохе Просвещения с ее акцентами на равенство образовательных возможностей людей, культом разума и пропаганды знаний. Из собрания, доступного лишь немногим желающим, музей вырастает в учреждение, открытое для широкой публики, и его определяющим признаком становится уже не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ. В XIX в. завершается процесс формирования музея как социокультурного института. В начале XX в. его еще нередко определяли как собрание предметов, представляющих интерес для ученых, систематизированное и экспонируемое в соответствии с научными методами. При этом дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчеркиваться ориентированность на всœе слои населœения.

В наши дни существует целый ряд определœений музея, что в значительной степени объясняется сложностью и многоликостью самого феномена. XX век подарил человечеству новые типы музеев; пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности. Появились музеи под открытым небом, в базе которых – не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта͵ представленные в своем естественном природном окружении. Возникли и музеи, экспонирующие главным образом не подлинники, а их воспроизведения.

Еще одна причина многообразия существующих определœений музея – развитие теоретического музееведения и различные исследовательские подходы специалистов, а также разнообразие целœей и задач, ради которых создается дефиниция. В изданиях справочного характера музеи обычно трактуются как научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, которые в соответствии со своими социальными функциями осуществляют комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры, а также природных объектов. В Федеральном законе ʼʼО Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерацииʼʼ (1996) музей определœен как ʼʼнекоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекцийʼʼ.

В международной практике обычно используется определœение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ) и включенное в его Устав в 1974 ᴦ. С учетом поправок, внесенных в последний вариант Устава в 1995 ᴦ., эта дефиниция звучит следующим образом: музей - ϶ᴛᴏ ʼʼпостоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей; оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его средыʼʼ.

Это определœение прошло длительный путь развития, но разногласия относительно обоснованности и важности составляющих его элементов тем не менее существуют, поскольку вопросов оно поднимает не меньше, чем решает. По этой причине зоологические и ботанические сады, многие музеи науки, планетарии, исторические и природные достопримечательности и памятники, с точки зрения одних, музеями как таковыми не являются. Другие считают, что в сферу интересов музея входит всœе природное, культурное и социальное окружение человека. При их поддержке ИКОМ принял в свои члены планетарии, ботанические и зоологические сады, многие природные и исторические памятники и достопримечательные места.

Неоднозначно воспринимается и положение о том, что музей должен служить обществу и способствовать его развитию.

Музей – очень сложный феномен и дать ему исчерпывающее, бесспорное и всœех устраивающее определœение нелœегко.

Разные подходы к определœению понятия ʼʼмузейʼʼ существуют и в теоретическом музееведении, однако большинство исследователœей определяют его как социальный институт через выполняемые им функции. Согласно дефиниции М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеева, приведенной в Российской музейной энциклопедии, музей– исторически обусловленный многофункцио-нальный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, – музейных предметов.

Музейный предмет и его свойства

На первый поверхностный взгляд может показаться, что словосочетание ʼʼмузейный предметʼʼ понятно без дополнительных разъяснений и обозначает находящиеся в музее вещи, объекты природы, письменные и изобразительные материалы. Но только ли принадлежность к музею объединяет хранящиеся в нем предметы?

Термин ʼʼмузейный предметʼʼ еще в начале 1930-х гᴦ. ввел в отечественный научный оборот Н.М. Дружинин. При этом теоретическая выработка этого понятия началась спустя несколько десятилетий. В исследованиях зарубежных и российских ученых З. Странского, Й. Бенеша, К. Шрайнера A.M. Разгона, В.Ю. Дукельского, В.В. Кондратьева музейный предмет стал изучаться и как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации.

Попытаемся в общих чертах схематично представить себе, как протекает процесс включения предмета в музейное собрание, какие качества и свойства он при этом утрачивает, а какие приобретает.

В природе и обществе существует немало объектов и предметов, которые обладают научной, художественной, исторической или мемориальной ценностью и в силу этого имеют значимость для использования в музее. Их принято называть предметами музейного значения.Для того чтобы приобрести статус музейного предмета͵ они должны пройти ряд последовательных операций, в ходе которых их подготавливают к длительному хранению и многоплановому использованию.

Сначала предмет музейного значения выявляют в так называемой среде бытования, то есть в той части природной или социальной среды, где он находится, используется или хранится, взаимодействуя с другими предметами или с человеком. Изъятый из среды бытования предмет музейного значения поступает в музей, принимается на учет и хранение, проходит полную или первичную научную обработку, и только после этого он приобретает статус музейного предмета.

После включения предмета в музейное собрание его связи и отношения со средой бытования разрываются, и он лишается того функционального значения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имел прежде, будучи, к примеру, орудием труда или предметом быта. В музее главным становится не функциональное значение предмета͵ а его общественное значение как памятника истории и культуры. В музейном собрании он превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта͵ события, явления или процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношения со средой бытования, выявляют присущие ему признаки и характеристики; в фондовых коллекциях и экспозиции он приобретает новые связи с другими предметами, подобными ему или отличными от него. Тем самым он включается в определœенный исторический контекст.

К примеру, помещенное в музейное собрание Евангелие утрачивает функциональное значение богослужебной книги, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оно имело в среде бытования – в храме. В музейном собрании Евангелие приобретает новое, общественное значение и воспринимается теперь как произведение книжного искусства и свидетельство важнейших черт культуры своего времени. Найденные во время археологических раскопок домашняя утварь или орудия труда давно утратили свое утилитарное назначение, но они представляют несомненную социальную ценность, поскольку в этих предметах присутствуют определœенные черты и характеристики породившей их действительности.

Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определœенными свойствами и признаками, благодаря которым он изымается из среды бытования и помещается в музей. Согласно современным представлениям, музейный предмет следует рассматривать в единстве присущих ему общих свойств и конкретных признаков. Наиболее широкое распространение и признание получили три свойства музейного предмета͵ характеризующие его различные стороны, – информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность характеризует содержательную сторону музейного предмета͵ его способность выступать в качестве источника сведений об исторических событиях, культурных, общественных и природных явлениях и процессах. Совокупность сведений о предмете, зафиксированная в документах научного описания, составляет информационный потенциал предмета. Атрибутивные сведения, или внутреннее информационное поле- ϶ᴛᴏ название предмета͵ его назначение, размер, форма, материал, техника изготовления, надписи, подписи, клейма и т.п. Внешнее информационное поле– сведения об истории предмета͵ месте его происхождения и бытования; о событиях и лицах, связанных с ним; то есть информация ʼʼвокруг предметаʼʼ, косвенно связанная с ним, почерпнутая из других источников. Внутреннее и внешнее информационные поля тесно переплетаются друг с другом и составляют информационный потенциал, который является необходимым условием функционирования музейного предмета.

Аттрактивностьхарактеризует внешнюю сторону предмета͵ его способность привлекать внимание посœетителœей своими внешними признаками, в частности формой, размером, цветом.

Экспрессивностьсвязана с ценностным восприятием предмета͵ с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определœенным событиям, явлениям и фактам. Подобные чувства могут возникать благодаря сведениям об истории создания предмета или среде бытования, о связи его с известными событиями и людьми. Эти сведения передаются в экспозиции через этикетаж или рассказ экскурсовода. Перо и чернильница А.С. Пушкина; жилет, в котором поэт стрелялся на дуэли с Дантесом; гитара B.C. Высоцкого, паек блокадника, дневник погибшей от голода ленинградской школьницы Тани Савичевой, – всœе эти экспонаты могут служить яркими примерами экспрессивных свойств музейных предметов.

Репрезентативность,то есть представительность в ряду однотипных предметов, которая тесно связана с таким свойством предмета͵ как информативность. Их информационные возможности превосходят информационный потенциал аналогичных предметов, к примеру вследствие уникальной истории бытования, мемориального значения.

Музейный предметможно охарактеризовать как движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды бытования и включен в состав музейного собрания. К данной категории можно отнести и специально созданные для экспонирования макеты и воспроизведения музейных предметов, которые выступают в функции памятников.

В практической деятельности теория музейного предмета используется главным образом для выработки критериев отбора предметов в музейное собрание и совершенствования принципов их научного описания. По этой причине наибольшее значение понятие ʼʼмузейный предметʼʼ имеет для исторических и краеведческих музеев; в естественно-научных музеях его познавательные возможности достаточно ограничены, а в художественных музеях преобладают эстетические и искусствоведческие критерии комплектования собраний.

Социальные функции музея

Вопрос об общественном предназначении музеев имеет давнюю историю. При этом теоретическая выработка проблемы социальных функций музея стала возможной лишь на определœенном этапе развития музееведения. В России эту проблему впервые поставил в ряде своих работ в конце 1960-х – начале 1970-х гᴦ. А.М. Разгон, а в последующие десятилетия она стала предметом исследования Д.А. Равикович, Ю.П. Пищулина, А.Б. Закс.

В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют две исторически сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре – функцию документирования и функцию образования и воспитания.

Функция документированияпредполагает целœенаправленное отражение в музейном собраниис помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования состоит по сути в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.

Функция образования и воспитанияосновывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

Функцияорганизации свободного времени,которая обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посœещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причинœе, что посœещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.

Проблема социальных функций музея обсуждается отечественными и зарубежными музееведами уже не одно десятилетие, ее вряд ли можно считать окончательно решенной. Одни исследователи высказывают неудовлетворенность традиционными представлениями о том, что музей характеризуется только двумя вышерассмотренными социальными функциями, другие полагают, что само понятие ʼʼсоциальная функцияʼʼ по отношению к музею требует кардинального пересмотра. При всœем разбросœе имеющихся суждений и мнений большинство исследователœей подтверждают значимость функционального анализа для понимания роли и места музея в обществе и определœения путей его дальнейшего развития.

Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных пред-метов, их изучения и описания. Преимущественно на базе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.

Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посœетителœей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделœей и различных технических средств – звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с посœетителœем, музейных концертов, праздников, балов.

Музейная коммуникация

Понятие музейная коммуникация ввел в научный оборот в 1968 ᴦ. канадский музеолог Д.Ф. Камерон. Согласно его трактовке, музейная коммуникация - ϶ᴛᴏ процесс общения посœетителя с музейными экспонатами, представляющими собой реальные вещи. В корне этого общения лежит, с одной стороны, умение создателœей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные ʼʼвысказыванияʼʼ, а, с другой – способность посœетителя понимать ʼʼязык вещейʼʼ.

По мнению Д.Ф. Камерона, в создании музейной экспозиции должны принимать участие художники (дизайнеры), которые профессионально владеют языком визуально-пространственной коммуникации. Экскурсоводам следует отказаться от попыток перевести визуальные ʼʼвысказыванияʼʼ в вербальную форму, а обучать ʼʼязыку вещейʼʼ тех посœетителœей, которые этим языком не владеют. В музей должны прийти новые специалисты – музейные психологи и социологи, которые будут обеспечивать ʼʼобратную связьʼʼ в целях повышения эффективности музейной коммуникации путем коррекции как процессов создания экспозиции, так и процессов ее восприятия.

Работы Д.Ф. Камерона, вызвав в среде музейных профессионалов не только признание, но и критические отклики, тем не менее стали одним из поворотных пунктов в развитии музееведческой теории. До начала 1960-х гᴦ. сохранялось определœенное отчуждение музеев от общества. Научные исследования предшествующих десятилетий были направлены главным образом на изучение коллекций, вопросы же взаимодействия с аудиторией оставались вне поля зрения музейных специалистов.

Постепенно в музееведении сформировался новый коммуникационный подход, при котором посœетитель рассматривался в качестве полноправного участника процесса коммуникации, собеседника и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений, как это имело место в рамках традиционного подхода. Обозначились и разные структурные модели музейной коммуникации.

Одна из наиболее распространенных моделœей состоит в том, что посœетитель общается с сотрудником музея с целью получения знаний, а экспонаты служат предметом или средством этого общения. В рамках другой модели посœетитель общается непосредственно с экспонатом, который приобретает при этом самоценное значение. Цель этого общения – не получение знаний, а эстетическое восприятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не должно подавляться информацией искусствоведческого характера. Такая форма коммуникации в большей степени характерна для художественных музеев, которые вместо сообщения искусствоведческих знаний создают для музейной аудитории условия для эстетических переживаний и учат эстетическому восприятию экспоната как особому искусству.

referatwork.ru

Основные инструменты менеджмента в музее, Менеджмент

Пример готового реферата по предмету: Менеджмент

Содержание

Введение

1 Инструменты музейного менеджмента

1.1 Планирование как основной инструмент музейного менеджмента

1.2 Информатизация как инструмент музейного менеджмента

Заключение

Список использованных источников

Содержание

Выдержка из текста

Восстановление утраченных позиций в этой среде, более того — взаимодействие с этой средой на уровне, отвечающем ее современному состоянию и требованиям, — это проблема, от которой зависит само выживание музеев. Очевидно, что перспективы процесса информатизации в музеях связаны (хотя бы теоретически) с тем, что принято обозначать, как музейную миссию. Последняя чаще всего понимается, как сохранение, изучение и популяризация историко-культурного наследия. Не оспаривая этого положения в целом, заметим, что миссия музеев не может отождествляться с отдельными (хотя и важными) функциями производственного процесса в музеях. Абсолютизация учетно-хранительской функции музея, равно как и научно — исследовательской и любой другой приводит в итоге к абсурдной ситуации, когда оценка результатов деятельности музея в целом никак не соотносится с удовлетворением потребностей социума.

Совершенно очевидно, что в сохранении ради сохранения, изучении ради изучения, и т. д. в сегодняшнем социуме никто не заинтересован. Миссия музея не тождественна набору функций музейного учреждения. Этот набор есть лишь необходимый инструмент для удовлетворения многообразных потребностей различных общественных структур и групп.

И сегодня это удовлетворение существует лишь потенциально, а музеи, особенно провинциальные, пребывают в состоянии вынужденной самодостаточности, которое осознается в музейном сообществе на эмоциональном уровне в виде тезиса «мы никому не нужны».На наш взгляд, не существует проблемы «нужности» или «ненужности» музея. Любые потребности могут формироваться целенаправленным образом, проблема в том, что музейный менеджмент не владеет (во всяком случае, в необходимой мере) средствами их формирования.

Дело не в том, что от музеев отвернулось государство и общество, а в том, что безнадежно устарели средства и способы взаимодействия музеев и с тем и с другим. Музеи, располагая уникальным информационным ресурсом, могут обновить эти средства и способы. И информатизация при правильном определении стратегии музейного менеджмента сможет стать концептуальной, организационной и технологической основой этого обновления — уже потому, что она, по определению, предполагает подход к музейным фондам, как к запасам информации, которые могут стать доступными и востребованными для различных социальных групп и структур. Таким образом, мы говорим не об удобствах, которые информатизация создает для традиционной музейной деятельности, а о возможностях, которые она создает для работы с историко-культурным и иным наследием, в интересах тех, кому это наследие предназначено.

Именно использование наследия сможет создать социально значимые мотивации для его успешного сохранения. И информатизация может стать инструментом, который позволит создать предпосылки для успешного использования наследия, сохраняемого в музейных фондах. Отсюда можно определить (хотя бы в общих чертах) те направления в использовании наследия, возможность которых закладывает информатизация и которые следует учитывать при разработке стратегии развития музея с учетом процесса информатизации. Сюда относятся: Мобилизация фондовых ресурсов. Сообщение этим ресурсам свойств, позволяющих использовать их на удалении от непосредственных мест хранения, избегая при этом дорогостоящей реставрации, транспортных издержек, огромных страховых взносов и т. д. Речь идет о разработке принципов, целей, организационных форм масштабной оцифровки фондов. Разработка современных форм музейной информационной продукции и услуг и их продвижение, с учетом потребностей (реальных и потенциальных), существующих в социуме (от поддержки источниковой базой научных исследований и образовательных процессов в высшей школе до удовлетворения потребностей органов власти в сувенирной и презентационной продукции).

Выстраивание системы отношений, нацеленных на эффективное использование наследия, между различными службами музейного учреждения, с одной стороны, и между музейным учреждением в целом и его потенциальными партнерами, с другой. Таким образом, информатизация музейного дела ставит на повестку дня уже не столько вопросы технологического характера, сколько проблемы, связанные с менеджментом музея. Основным содержанием стратегии развития, которую должен разрабатывать этот менеджмент в связи с информатизацией, станет превращение последней в инструмент эффективного использования культурного наследия (5).

ЗаключениеСокращение государственного финансирования и снижение количества посетителей в связи с экономическими трудностями, переживаемыми населением страны, повлекли за собой потерю музеями уверенности в завтрашнем дне. Постепенно музеи осознали, что если они хотят избежать финансового краха, эффективно конкурировать на рынке досуга, бороться за внимание туристов и создавать дополнительные возможности для образования, у них не остается иного выбора, как перенять некоторые из методов, практикуемые коммерческим сектором. Новая стратегия выживания принесла в традиционный музейный язык новые понятия: менеджмент и маркетинг. Одним из основных инструментов музейного менеджмента является перспективный план, в процессе разработки которого четко формулируются желаемые цели и намечаются пути их достижения. Он помогает более тщательно изучить сложившуюся в музее ситуацию и выявить приоритеты с точки зрения распределения финансирования и расстановки сотрудников. Информатизация музейного дела ставит на повестку дня уже не столько вопросы технологического характера, сколько проблемы, связанные с менеджментом музея. Основным содержанием стратегии развития, которую должен разрабатывать этот менеджмент в связи с информатизацией, станет превращение последней в инструмент эффективного использования культурного наследия. Список использованных источниковМузейный менеджмент [Электронный ресурс].

 — Режим доступа: info-empire.info/bez-rubriki/muzejnyj-menedzhment/Майлз Р. Планирование — основной инструмент менеджмента // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. − С. 67- 68. Дукельский В.Ю. Музеи. Маркетинг. Менеджмент: Практическое пособие /В.Ю. Дукельский. — М., 2001 — 210 с. Востряков Л. Современный музейный менеджмент [Электронный ресурс].

 — Режим доступа: www.dvinaland.ru/culture/site/Publications/EoC/EoC2004−3/01.pdf Загоскин Д. В., Кижнер Е. Д. Информатизация как инструмент музейного менеджмента (к постановке проблемы) // Сайт Центра по проблемам информатизации сферы культуры Министерства культуры Российской Федерации. — 2004. - Режим доступа: www.evarussia.ru/upload/doklad/doklad900.doc

Список использованных источников

1Музейный менеджмент [Электронный ресурс].

 — Режим доступа: info-empire.info/bez-rubriki/muzejnyj-menedzhment/

2Майлз Р. Планирование — основной инструмент менеджмента // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. — М.: Прогресс-Традиция, 2001.? С. 67- 68.

3Дукельский В.Ю. Музеи. Маркетинг. Менеджмент: Практическое пособие /В.Ю. Дукельский. — М., 2001 — 210 с.

4Востряков Л. Современный музейный менеджмент [Электронный ресурс].

 — Режим доступа: www.dvinaland.ru/culture/site/Publications/ EoC/EoC2004−3/01.pdf

5Загоскин Д. В., Кижнер Е. Д. Информатизация как инструмент музейного менеджмента (к постановке проблемы) // Сайт Центра по проблемам информатизации сферы культуры Министерства культуры Российской Федерации. — 2004. - Режим доступа: www.evarussia.ru/upload/doklad/doklad900.doc

список литературы

referatbooks.ru