Менеджмент: практические занятия и деловые игры. Менеджмент практические занятия


Тема 1 Методологические основы менеджмента Практическое занятие 1

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«МЕНЕДЖМЕНТ»

ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ 230700.62 (очное обучение)

(16 ч.)

Тема 1. Методологические основы менеджмента

Практическое занятие 1. Методологические основы менеджмента

Время проведения:  2 ч.

Вопросы к практическому занятию для самостоятельного изучения студентами:

1. понятие, сущность, цели, задачи менеджмента

2. школа научного управления (научной организации управления)

3. школа административного управления

4. школа человеческих отношений и поведенческих наук (бихевиористская школа)

5. школа науки управления (количественный подход)

6. процессный подход к управлению

7. системный подход к управлению

8. ситуативный (ситуационный) подход к управлению

9. внешняя среда организации

10. внутренняя среда организации

11. цели и задачи управления предприятием

12. управление экономическими отношениями предприятия

Тема 2. Функции менеджмента

Практическое занятие 2. Функции менеджмента: планирование и организация

Время проведения:  2 ч.

Вопросы к практическому занятию для самостоятельного изучения студентами:

1. Функция планирования

2. Стратегическое управление в системе менеджмента: общая характеристика

3. Процесс стратегического планирования

4. Инновационная программа менеджера

5. Функция организации

6. Проблема делегирования и пути ее решения

Практическое занятие 3. Функции менеджмента: мотивация, контроль, контроллинг

Время проведения:  2 ч.

Вопросы к практическому занятию для самостоятельного изучения студентами:

1. Функция мотивации

2. Создание системы мотивации труда

3. Процесс контроля

4. Организация контроля за деятельностью подчиненных

5. Контроллинг

Тема 3. Связующие процессы в менеджменте

Практическое занятие 4. Управленческие решения

Время проведения:  2 ч.

Вопросы к практическому занятию для самостоятельного изучения студентами:

1. подходы к принятию решений

2. этапы рационального решения проблем

3. ценности лица, принимающего решения

4. среда, в которой принимаются решения

5. информационные органичения

6. поведенческие ограничения

Практическое занятие 5. Коммуникации в организации

Время проведения:  2 ч.

Вопросы к практическому занятию для самостоятельного изучения студентами:

1. система коммуникаций

2. процесс коммуникации

3. барьеры на пути межличностных коммуникаций

4. совершенствование искусства общения

5. барьеры, препятствующие эффективным организационным коммуникациям

6. улучшение организационных коммуникаций

7. использование мировых информационных ресурсов в менеджменте

Тема 4. Управление человеком и группой

Практическое занятие 6. Человек и группа в организации

Время проведения:  2 ч.

Вопросы к практическому занятию для самостоятельного изучения студентами:

1. Природа управленческой деятельности и роли менеджера по Г.Минцбергу

2. Характеристика менеджеров низового, среднего и высшего уровня

3. Особенности работы менеджеров в кризисной ситуации

4. Психология менеджмента

5. Формальные и неформальные группы

6. Характеристики неформальных организаций

7. Факторы эффективности группы

8. Рекомендации по повышению эффективности собраний

Практическое занятие 7. Управление трудовыми ресурсами

Время проведения:  2 ч.

Вопросы к практическому занятию для самостоятельного изучения студентами:

1. Этапы управления трудовыми ресурсами

2. Формирование трудовых ресурсов

3. Развитие трудовых ресурсов

4. Повышение качества трудовой жизни

Тема 5. Эффективность управления организацией

Практическое занятие 8. Эффективность управления организацией

Время проведения:  2 ч.

Вопросы к практическому занятию для самостоятельного изучения студентами:

1.Предпринимательский менеджмент

2. Элементы организационного успеха

3. Сущность, особенности и задачи российского менеджмента в современных условиях

4. Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России

5.Опыт современного зарубежного менеджмента

6. Возможности и пути использования опыта зарубежного менеджмента в России

7. Сущность и понятие международного менеджмента

8. Учет национально-культурных особенностей в международном менеджменте

9. Управление рисками

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Мескон М. Основы менеджмента [Текст] / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури ; пер. с англ. О. И. Медведь. - 3-е изд. - Москва : Вильямс, 2008. - 672 с. ОФ(1), АСК(28)

2. Менеджмент [Текст] : учебник / под общ. ред. Н.И. Шапкина. –М.: Юрайт, 2011. - 690 с. 

3. Материалы сети интернет

samzan.ru

Менеджмент: практические занятия и деловые игры :: Федеральный образовательный портал

Предисловие

Раздел I

Тема I. Что такое менеджмент? Занятие 1. Общие понятия о менеджменте

Тема II. Развитие практики и науки управленияЗанятие 1. Возникновение и развитие научных подходов к управлению

Тема III. Личность и поведение человекаЗанятие 1. Понятие и свойства личности

Тема IV. Коллектив Занятие 1. Коллектив и его видыЗанятие 2. Отношения в коллективе

Тема V. Организация и ее структура Занятие 1. Сущность организации и ее законы Занятие 2. Организационные структуры Занятие 3. Управленческие структуры

Тема VI. Организационная культураЗанятие 1. Общие понятия об организационной культуре Занятие 2. Модели организационной культуры

Тема VII. Управленческие полномочия делегирование прав и ответственности Занятие 1. Полномочия руководителей Занятие 2. Делегирование полномочий

Тема VIII. Владею информацией: достоверной, полной, своевременной Занятие 1. Управленческая информация Занятие 2. Коммуникации в управлении

Тема IX. Проблемы и их решенияЗанятие 1. Управленческие проблемы Занятие 2. Принятие решений

Тема X. Цели организации и целевое управлениеЗанятие 1. Понятие и виды целейЗанятие 2. Управление по целям

Тема XI. Стратегии фирмы Занятие 1. Эталонные стратегии развитияЗанятие 2. Как формируется стратегия Занятие 3. Критерии оценки выработанной стратегии Занятие 4. Решение стратегических целей и задач

Тема XII. Планирование - проектирование будущего Занятие 1. Планирование: основные понятия Занятие 2. Перспективное и текущее планирование

Тема XIII. Стратегическое и оперативное управление организацией Занятие 1. Стратегическое управление Занятие 2. Оперативное управление

Тема XIV. Контроль - одна из функций менеджмента Занятие 1. Принципы управленческого контроляЗанятие 2. Организация контроля

Тема XV. Мотивация труда Занятие 1. Потребности работников Занятие 2. Теория содержания и процесса мотивации

Тема XVI. Власть и стили руководстваЗанятие 1. Основы власти руководителяЗанятие 2. Стили руководства

Тема XVII. Внимание, конфликтЗанятие 1. Внутриорганизационные конфликтыЗанятие 2. Процесс развития и разрешения конфликта

Тема XVIII. Кадровый потенциал предприятия Занятие 1. Персонал предприятия и его структура Занятие 2. Виды трудовой деятельности персонала

Тема XIX. Эффективность управления (Российский и зарубежный опыт) Занятие 1. Показатели эффективности управления

Раздел II. Деловые игры в менеджменте

1. Из истории деловых игр 2. Учебные деловые игры для специалистов сферы обслуживания 3. Учебные деловые игры для экономических и технических специальностей

Заключение

ecsocman.hse.ru

Кейсы по менеджменту для практических занятий

Кейсы по менеджменту для практических занятий

Пример 1. Женщина 46лет опоздала на работу. Опоздание она объясняет следую­щим образом: «Иногда я задумываюсь, стоит ли действительно стольких усилий с стараться удержаться на работе и выбегать вовремя из дома. Вы же знаете, что та­кое подростки: ночью не могу уложить старшего, а утром - поднять, А младший, наоборот, встает ни свет, ни заря. Это причина постоянных ссор между ними, так-как они живут в одной комнате. Они так ссорятся, что мне приходится все бросать - приготовление завтрака, уборку квартиры. Я даже не знаю, что я буду делать во время школьных каникул»

Пример 2. 16-летняя девушка опоздала на работу, плачет: "Я потеряла свой кошелек. Я собиралась заказать путевку и во время обеденного перерыва подготовила деньги. Были и деньги матери, так как я хотела сходить в магазины, моя мать меня убьет, ко­гда вернусь. Я точно знаю, что деньги были при мне, когда я садилась в автобус и ко­гда один парень помогал выйти. Это ужасно! Что я скажу матери?"

Пример 3. 52-летний мужчина появился на работе с опозданием. Он высказывается следующим образом: «Я знаю, что Вы хотите сказать, но воздержитесь. Я сначала ПОЙДУ И первым поговорю с вашим руководством до то, как Вы доложите СВОЮ версию, хотя не думаю, что мой рассказ может что-то изменить, поскольку вы все заодно. Вы придираетесь ко мне но всяким мелочам. Я заметил, что Вы совсем не так себя ведете, когда молоденькие сотрудницы опаздывают. Может быть, настало время, чтобы кто-то выслушал меня для разнообразия? Вы все одинаковы. Если что-то не касается лично Вас. так Вы и знать ничего не хотите!»

Пример 4. 28-летняя женщина опоздала на работу. В оправдание она говорит: "Я действительно виновата, этого не должно было случиться ни при каких обстоя­тельствах» но сегодня утром у меня были ужасные проблемы. Предполагалось, что моя подруга подвезет меня, но она позвонила и сказала мне. что плохо себя чувству­ет и никуда не поедет. Я хотела добраться на автобусе, но посмотрела на расписание и решила, что автобус возможно уже ушел. Мне совсем не хотелось выводить ма­шину из гаража, затем вспомнила, что просрочила выплату налога за автомобиль и не решилась им воспользоваться. Тогда я собрала все свое мужество и позвонила Вашему боссу, так как я заметила, что он тоже частенько опаздывает и несколько раз он меня подвозил. Он сказал, чтобы я не беспокоилась, он меня подвезет в лю­бое время.

ecstudent.ru

Методическая разработка по проведению практических занятий по дисциплине «Менеджмент»

Кислинская М.В. к.э.н., доцент кафедры экономики и управления Сызранского филиала ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» Методическая разработка по проведению практических занятий по дисциплине «Менеджмент» - 2016 Практические занятия направлены на трансформацию полученных знаний в навыки их использования и являются завершающим этапом процесса освоения курса. Работа обучающихся на практических занятиях основана на результатах освоения лекционных материалов, а также на результатах самостоятельной работы. В рамках образовательного процесса по дисциплине «Менеджмент» предусмотрено тестирование, выступление с докладами и презентациями, иллюстрирующими доклады, опрос по теме, согласно лекционному материалу и материалу для самостоятельного изучения. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ РАЗДЕЛ 1.Фундаментальные основы теории управления Практическое занятие по теме 1.1. Введение в теорию менеджмента Вопросы для опроса: Приведите определение понятия «менеджмент» Что представляет собой система управления? Что относится к объектам управления? А что/кто к субъектам? Перечислите принципы управления. Какие вы считаете наиболее важными? Что представляет собой понятие «метод менеджмента»? Приведите классификацию методов менеджмента. Какую группу методов вы считаете наиболее эффективной для использования? Ответ обоснуйте. Опишите основные типы руководителей Что представляет собой «разделение труда»? Каким образом оно связано с «кооперацией труда»? Какие цели менеджмента вы можете перечислить? Какие из них (внутренние или внешние) должны быть приоритетными в деятельности современных менеджеров? Какие роли должен играть современный менеджер? Вопросы для обсуждения: Особенности современного менеджмента Особенности менеджмента как науки Основные теоретические подходы к менеджменту Деловая игра «Моделирование идеального руководителя» Выборочная проверка выполнения заданий по теме 1.1, предусмотренных для самостоятельной работы. Практическое занятие по теме 1.2. Эволюция управленческой мысли. Становление управленческой науки Вопросы для опроса: 1. С какими событиями связывается начало отсчета эры научного управления? 2. На чем базировалась парадигма управления первой половины 20-го столетия и какие условия общественного развития оказали на ее формирование наибольшее воздействие? 3. Почему 4 принципа управления индивидуальным трудом рабочих, сформулированные Ф.Тейлором, заложили основы научного подхода к управлению? 4. Как вы интерпретируете заявление Ф.Тейлора, оценивающего эффективность научного подхода к управлению: «В прошлом первенство принадлежало человеку. В будущем главную роль должна сыграть система». 5. Что понимается под непрерывностью управленческого процесса, которая является главной идеей концепции административного менеджмента, разработанной А. Файолем? 6. Какие функции управления являются общими для всех менеджеров независимо от их положе

educontest.net