Производственный менеджмент (краткий курс лекций). Менеджмент кратко лекции


Краткий курс лекций по менеджменту — КиберПедия

 

учебное пособие для студентов учреждений

среднего профессионального образования

Омск – 2009

Рецензенты:

Субботина И.В., преподаватель высшей квалификационной категории ФГОУ СПО «Омский автотранспортный колледж»

Попова О.В., кандидат педагогических наук, заместитель директора по МР БОУ НПО ПУ-49;

 

 

Виноградченко Н.Н. Краткий курс лекций по менеджменту. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2009. - 109 с.

 

 

Краткий курс лекций по менеджменту предназначен для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по различным специальностям за исключением экономики и управления. Пособие представляет курс лекций по дисциплине «Менеджмент», изложенный в соответствии с примерной и рабочей программами дисциплины и раскрывающий содержание 12 основных тем менеджмента. Цель данного пособия - дать обучающимся возможность ознакомиться с основами менеджмента – современной науки об организации и управлении производством

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Лекции
Тема №1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм
Тема №2. Функции менеджмента
Тема №3. Организация. Признаки, структура, законы организации
Тема №4. Управленческие решения. Типы решений. Методы и этапы принятия решений
Тема №5. Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования
Тема №6. Система мотивации труда
Тема №7. Управление рисками
Тема №8. Управление конфликтами в коллективе
Тема №9. Психология управления личностью. Психология управления коллективом. Власть и лидерство
Тема № 10. Этика делового общения. Виды делового общения
Тема №11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
Тема №12. Применение информационных технологий в профессиональной деятельности
Вопросы к экзамену по дисциплине «Менеджмент»
Список литературы

 

Введение

 

В условиях формирования в России рыночных отношений происходит переоценка и интенсификация управленческой деятельности разнообразных по масштабам, организационно – правовым формам и функциональной направленности предприятий и организаций. В связи с этим радикально меняются требования к профессиональной подготовке специалистов, которые в процессе обучения в учреждении среднего профессионального образования должны не только освоить основы теории и практики современного управления, но и сформулировать соответствующий образ мышления, овладеть элементами управленческой культуры поведения и самоопределения.

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по различным специальностям за исключением экономики и управления. Пособие представляет курс лекций по дисциплине «Менеджмент», изложенный в соответствии с примерной и рабочей программами дисциплины.

Цель данного пособия - дать обучающимся возможность ознакомиться с основами менеджмента – современной науки об организации и управлении производством. Содержание материала пособия подбиралось автором с учетом многогранности менеджмента как науки, чрезвычайно большого объема связанной с данной дисциплиной информации, а также в соответствии с требованиями ГОС, лежащими в основе учебного планирования по данной дисциплине. При этом исходным моментом является четкое представление студентов о роли и месте менеджмента в различных областях деятельности, процессе принятия и реализации управленческого решения, психологии управления личностью и коллективом, формах делового общения. При написании пособия использовалась литература, описывающая зарубежный опыт менеджмента, а также учитывались особенности и специфика российского менеджмента.

Курс лекций содержит материал, раскрывающий содержание 12 основных тем менеджмента. Каждая тема лекции построена следующим способом: сначала идет план лекции, затем – само содержание и контрольные вопросы для проверки усвоения материала. Объем материала по каждой теме представлен несколько шире, чем излагаемый на соответствующей лекции преподавателем, что дает возможность использования дополнительной информацию в процессе выполнения самостоятельной работы студентами, а также проведения практических занятий и способствует закреплению пройденного материала.

 

Тема №1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

План лекции:

1. Понятие менеджмента

2. Развитие теории и практики менеджмента

3. Научные подходы к менеджменту

4. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности

5. Цели и задачи управления организациями

6. Особенности управления крупными предприятиями и малыми фирмами.

Понятие менеджмента

«Менеджмент» как термин связан с английскими словами «to manage» (заведовать, управлять, руководить, ранее – «умение объезжать лошадей») «manager» (заведующий, правитель). [27]

Термин «менеджмент» уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей .[19]

Довольно часто управление трактуется как функция любых организованных систем (биологической, социальной или технической), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание некоторого режима их деятельности и реализацию их программ и целей.

В настоящее время существует более 200 определений менеджмента.

Одно из наиболее современных определений менеджмента приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент – эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с наибольшей эффективностью». В последнее время растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.

Таким образом, управление выступает в качестве осознанной целенаправленной деятельности человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники).

Специалисты структурируют основные элементы управленческого процесса. Те, на которые направлена эта деятельность, формируют объект управления, характеризующийся наличием пространственных границ и временных рамок своего функционирования.

Генератор управленческой деятельности определяется как субъект управления, в составе которого может быть отдельный человек или группа людей. Важно учитывать, что при официальном характере управления его субъект (и организационно, и юридически) оформляется в виде определенной должности или совокупности должностей, в целом образующих так называемое подразделение управления.

При этом от субъекта управления надо отличать субъект управленческой деятельности, которым оказывается исключительно физическое лицо. Так в акционерном обществе в качестве субъекта управления можно рассматривать совет директоров, штаб-квартиру, а качестве объекта – производственные

подразделения, субъектами управленческой деятельности считают при этом руководителей разных уровней и исполнителей.

cyberpedia.su

Производственный менеджмент (краткий курс лекций)

Транскрипт

1 CoolReferat.com Министерство общего и профессионального образования РФ Ивановский государственный энергетический университет Факультет экономики и управления Кафедра экономики и организации предприятий Производственный менеджмент (краткий курс лекций) Иваново

2 Краткий курс лекций по дисциплине «Производственный менеджмент» составлен на основе требований Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации, предназначен для студентов экономических специальностей. Краткий курс лекций составила кандидат экономических наук доцент И.В.Шуртухина. Содержание Введение.3 Тема 1. Производственный менеджмент в системе менеджмента предприятия 4 Тема 2. Производственный менеджмент как система.. 15 Тема 3. Имущество предприятия 20 Тема 4. Основные принципы организации производственного процесса. Типы производства..28 Тема 5. Организация производственного процесса во времени и в пространстве 32 Тема 6. Оперативное планирование производства 42 Тема 7. Стратегия процессов 47 Темы курсовой (контрольной) работы.55 Приложение 57 Литература..67 2

3 ВВЕДЕНИЕ Для решения сложных проблем (экономических, социальных, политических, научных, технических), стоящих перед обществом, требуется организованная деятельность многих людей. Такая деятельность осуществляется в рамках искусственных формирований, называемых организационными системами. Типичные примеры организационных систем - промышленные предприятия, отрасли, народнохозяйственные комплексы. Без научной теории построения и функционирования организационных систем невозможно успешно решить задачу коренной перестройки экономики. Перестройка управления экономикой путем перехода к новым формам хозяйствования предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню менеджеров. Они должны владеть основами эффективной организации производства, рационального и экономного использования всех видов ресурсов, плановой работы. Научно-техническая революция, формирование рыночных отношений в стране по-новому определяют задачи организации предприятий и методы их решения. За последние годы в технике и технологии производства произошли коренные изменения. Возросла сложность конструкций выпускаемых изделий, повысились требования к качеству их изготовления. Шире внедряется механизация и автоматизация производственных процессов, разрабатывается и осваивается принципиально новая технология. Все это предъявляет повышенные требования к организации и управлению производством. Однако многие предприятия в настоящее время основное внимание уделяют формированию рыночных отношений, забывая о необходимости проведения работ по совершенствованию организации производства. В результате образовался определенный разрыв между уровнем техники, технологии, экономики предприятия и уровнем организации производства. Отставание в области организации производства является следствием недостатков в теоретическом обобщении проблем организации предприятий в последние годы. Такое положение не позволяет в полной мере использовать преимущества рыночного ведения хозяйства. Поэтому целью дисциплины «Производственный менеджмент» является изучение студентами основ научной организации производства, передового опыта промышленно развитых стран. В жизненном цикле товара "Производственный менеджмент" находится в середине, то есть до стадии производства находятся стадии маркетинга, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Организационно-технологическую подготовку производства (ОТПП) новой продукции может осуществлять как юридически самостоятельная организация, так и сам изготовитель. После стадии производства следуют стадии подготовки нового товара к функционированию (эту стадию иногда называют стадией обращения), эксплуатации (включая ремонты) и утилизации товара. Отсюда можно сделать вывод, что в соответствии с принципом системного подхода эффективность производства (или производственного менеджмента) полностью зависит от качества работ по стратегическому маркетингу, НИОКР и ОТПП. Если компоненты стратегии фирмы не будут достаточно обоснованными, то есть разработке стратегии не будут применяться соответствующие методы системного анализа, прогнозирования, моделирования, экономического обоснования, то при любом качестве "процесса" в системе производственного менеджмента ее выход будет низкого качества. Например, если оборудование, технология, организация производства и другие компоненты "процесса" системы (фирмы) отличного качества, но компоненты стратегии фирмы ("вход" системы) недостаточно обоснованы и не отвечают требованиям конкурентоспособности, то "выход" системы будет неудовлетворительного качества ( на уровне качества "входа" ). Таким образом, достижение высокого качества "выхода" системы или конкурентоспособности выпускаемого товара возможно при соблюдении следующих условий: 1) качество работ по стратегическому менеджменту и стратегическому маркетингу должно 3

4 быть высоким, отвечать требованиям конкурентоспособности. Методология выполнения первого условия рассматривается в специальной литературе. Методология выполнения второго условия рассматривается в изучаемом курсе "Производственный менеджмент". Тема 1.Производственный менеджмент в системе менеджмента предприятия Менеджмент предприятия предусматривает управление его разносторонней деятельностью, которая имеет объединяющую часть - производство. Другие направления деятельности предприятия предназначены обеспечивать нормальную работу по производству продукции или оказанию услуг. Для более эффективного управления предприятием разрабатываются научные основы менеджмента, выделяются отдельные, условно самостоятельные, его части, которые представлены на нижеследующей схеме. Некоторые авторы и специалисты в области менеджмента производственный менеджмент предприятия представляют как финансово-экономическое управление (рис.1). Рис.1. Финансово-экономическое управление предприятием 4

5 Оно основано на трех китах: управление ассортиментом, себестоимостью и финансами. Все эти функции управления предприятием тесно связаны между собой благодаря постоянному обмену информацией, что позволяет видеть реальное положение дел в целом по предприятию. Представьте себе, что ассортимент продукции составляется только исходя из эффективности каждой из разновидностей. В условиях постоянного недостатка средств это может привести к уменьшению ассортимента, к потере определенного круга потребителей и, как следствие, к еще большему сокращению оборотов. То есть учет одного из факторов не дает объективной картины в целом. Очевидно, что перечисленные функции управления не могут обходиться без структурированной информации. А добыча и обработка информации - это обязанность службы маркетинга на предприятии. Причем она не ограничивается только традиционным, так называемым внешним маркетингом, цель которого - сбор информации о ценах, конкурентах и многое другое. Не меньшее значение имеет и внутренний маркетинг, который занимается изучением собственного предприятия. Именно так можно получить полную и объективную информацию о финансово-экономическом состоянии предприятия в каждый отрезок времени. 2. Функции производственного менеджмента Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях, то есть тех задачах, для решения которых он предназначен. Таких функций можно насчитать пять: они сформулированы в начале XX столетия «отцом научного управления» Анри Файолем. 1. Планирование. Функцией менеджмента «номер один» общепризнанно считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать». 2. Организация. Реализация разработанных планов и программ входит в содержание других функций, и прежде всего функции организации. К ее «обязанностям» относятся создание фирмы, формирование ее структуры и системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией, организация собственно производственного процесса. 3. Координация. Фирма живет и работает благодаря занятым на ней людям, а их совместной деятельностью необходимо управлять. Поэтому важное значение приобретает функция координации трудовой деятельности людей. 4. Мотивация. Чтобы дела на фирме шли успешно, необходимы высокая активность и хорошее качество работы ее сотрудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы. Для этого требуется определить, чего же они хотят (а зачастую многие этого не знают) и выбрать наиболее подходящий для фирмы и действенный для персонала способ удовлетворения выявленных потребностей, то есть поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда приходится применять по отношению к нерадивым сотрудникам. 5. Контроль. Суть пятой классической функции менеджмента - контроль. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы. Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске «козлов отпущения» за содеянные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося со» стояния. Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, проникают друг в друга, так что порой их трудно разделить. Реализация их всех планируется, организуется, координируется, мотивируется, контролируется. Они 5

6 реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение. Практика выработала четыре группы таких методов: организационные, административные, экономические, социально-психологические. 3. Методы производственного менеджмента 1. Организационные методы. Суть их состоит в том, что, прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть правильно организована: спроектирована, нацелена, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями, фиксирующими правила поведения персонала в различных ситуациях. Иными словами, необходимо сначала создать фирму, расставить по местам людей, дать им задания, показать, как действовать, и уже после этого руководить их действиями. Таким образом, организационные методы управления предшествуют самой деятельности, создают для нее необходимые условия, следовательно, являются пассивными, составляя базу трех остальных групп - активных методов. 2. Административные методы. По-иному они называются методами властной мотивации и сводятся прежде всего к открытому принуждению людей к той или иной деятельности, или к созданию возможностей для такого принуждения. Наиболее широкое распространение в настоящее время они имеют в армии и в других подобного рода структурах. Условием применения таких методов является преобладание однозначных способов решения задач, отклонение от которых недопустимо. Поэтому на практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий, допускающих минимальную самостоятельность исполнителя, вследствие чего вся ответственность возлагается на руководителя, отдающего распоряжения. 3. Экономические методы. В результате значительного усложнения форм деятельности, потребовавшего от людей оперативного решения многих возникающих проблем, административные методы перестали отвечать реальным потребностям управления. Нужны были другие, позволяющие исполнителям самим проявлять инициативу на основе материальной заинтересованности и отвечать за принятые ими решения. Такие методы, получившие название экономических, появились в начале XX века во многом благодаря усилиям американского инженера Фредерика Тейлора - основоположника научного менеджмента. Экономические методы управления предполагают косвенное воздействие на его объект. Исполнителю устанавливаются только цели и общая линия поведения, в рамках которых он самостоятельно ищет наиболее предпочтительные для него пути их достижения. Проявляемая инициатива, выгодная не только для работника, но и для фирмы, своевременное и качественное выполнение (а в желательных случаях и перевыполнение) заданий всячески вознаграждаются, прежде всего с помощью денежных выплат. Таким образом, в основе этих методов лежит экономическая заинтересованность работника в результатах своего труда. 4. Социально-психологические методы. Экономические методы довольно быстро показали свою ограниченность, особенно при управлении деятельностью лиц интеллектуальных профессий, для которых деньги, конечно, существенный, но отнюдь не самый главный стимул работы. И здесь на помощь пришли социально-психологические методы, появившиеся в 20-х годах XX столетия. Они сводятся к двум основным направлениям: - во-первых, к формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, способствующего большей отдаче при выполнении работы за счет повышения настроения людей; - во-вторых, к выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого, позволяющих обеспечить максимальную самореализацию личности в производственном процессе. 6

7 4. Принципы производственного менеджмента Перечисленные методы реализуются в соответствии с определенными принципами, правилами. Таких принципов может быть сколько угодно много, поэтому рассмотрим лишь наиболее важные. 1. Научность в сочетании с элементами искусства. Менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук, но в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации и к людям, что помимо знаний предполагает владение искусством межличностного общения, умением найти выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. 2. Целенаправленность управления. Управленческий процесс должен подчиняться принципу целенаправленности, то есть быть всегда ориентированным на решение конкретных проблем, осуществляться не «просто так», а ради чего-то определенного. 3. Функциональная специализация в сочетании с универсальностью. Суть его состоит в том, что к каждому объекту управления имеется свой подход, учитывающей его специфику - футбольной командой нельзя руководить так же, как актерами на сцене, а группой ученых - по аналогии с воинским подразделением. Но поскольку во всех этих случаях имеет место руководство людьми как таковыми, то должен существовать некий универсальный подход к ним, безразлично - кто они, солдаты или академики, строители или чиновники. 4.Последовательность управленческого процесса. Любой управленческий процесс строится в соответствии с принципом последовательности; иначе говоря, элементы или стадии, из которых он состоит, должны следовать друг за другом в определенном порядке. Нельзя, например, сначала отдать распоряжение, а затем уже обдумывать его правомерность. В ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, когда все они повторяются через определенные промежутки времени. Цикличности подчиняются планирование, составление отчетов, контроль. 5. Оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемой с ее саморегулированием. Жизнь общества непрерывна. Непрерывны соответственно и обеспечивающие ее процессы - производство, обмен, научные исследования и т. п., а следовательно, и управление ими, которое должно постоянно учитывать появление новых проблем и открытие новых, не существовавших прежде перспектив. Непрерывно приходится контролировать и поведение объекта управления, который все время стремится вырваться из-под опеки. С учетом последнего обстоятельства важным принципом менеджмента необходимо считать оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемой с ее саморегулированием в определенных рамках. 6. Учет личных особенностей работников и общественной психологии. Он тесно связан с другими принципами, без которых саморегулирование невозможно, так как они лежат в основе принятия самостоятельных решений. 7. Обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности. Является одним из важнейших принципов управления. Избыток прав по сравнению с обязанностями приводит к управленческому произволу; недостаток же парализует деловую инициативу, поскольку проявление излишней активности может грозить крупными неприятностями. 8. Обеспечение общей заинтересованности всех участников управления в достижении целей, стоящих перед фирмой. Достигается путем материального и морального поощрения отличившихся работников, а также максимального вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений на самых ранних стадиях работы над ними. Это также один из основополагающих принципов менеджмента, базирующийся на том, что решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут выполняться быстрее и лучше, чем спущенные сверху. 9. Всемерное обеспечение состязательности участников управления. Речь идет не только о стремлении выполнить лучше других порученное дело, что должно всячески стимулироваться руководителем, но и о необходимости поощрения конкуренции при 7

8 замещении должностей в сфере управления. 5. Законы организации производственных систем Производственные системы формируются и функционируют на основе общих и частных законов. Под законом организации производственных систем понимается необходимое, существенное, устойчивое отношение между элементами производственной системы, а также между этой системой и внешней средой. Законы организации производственных систем образуют систему законов, они взаимосвязаны и взаимообусловлены, а все вместе представляют единство, целостность. А. Законы статики организации производственных систем 1. Закон соответствия производственных систем целям, перед ними поставленным. Этот закон обусловлен главнейшей особенностью этих систем - их целенаправленностью. Следствия: 1.1. Целеполагание системы, ее подсистем и элементов предусматривает разработку системы целей, подцелей и путей их осуществления Оценка функционирования системы, подсистем и элементов осуществляется измерением степени достижения цели Непрерывность функционирования системы обусловлена необходимостью постоянного достижения изменяющихся целей и повышением эффективности производства. 2. Закон соответствия организации производственной системы внешней среде. Обусловлен открытостью этих систем и их взаимодействием с динамичной внешней средой. Следствия: 2.1. Соответствие экономическим законам формации Соответствие государственному устройству (правовым законам, нормам, инструкциям и т. п.) 2.3. Соответствие системе более высокого ранга Соответствие уровня специализации внешней среде Соответствие уровня кооперирования внешней среде Экологическое соответствие внешней среде (допустимые выбросы производственной системы в окружающую среду). 3. Закон соответствия элементов производственной системы друг другу. Следствия: 3.1. Соответствие технологического процесса сырью и продукции Соответствие всех подсистем друг другу и системе в целом Соответствие оборудования технологическому процессу Соответствие квалификации рабочих оборудованию и технологическому процессу Соответствие каждого элемента системы выполняемой функции Соответствие форм организации производства виду выпускаемой продукции и размеру партии изделий. 4. Закон соответствия связей элементов производственных систем, их свойствам и сущности системы (связи взаимодействия, материальные, информационные и другие связи). Следствия: 4.1. Упрощение связей Эластичность связей позволяет обойти элементы производственной системы, оказавшиеся неработоспособными Взаимное соответствие структур управляемых и управляющих подсистем во всех подсистемах и системе в целом. 5. Закон резервов в производственных системах. Обусловлен необходимостью компенсации отклонений в работе системы. Следствия: 8

9 5.1. Взаимозаменяемость различных видов резервов (организационных, интенсивноэкстенсивных, ресурсных) Выбор из разнообразия резервов эффективных видов Конкретность резервов, соответствие размещения резервов местам возникновения потребности в них Оптимизация резервов - установление оптимальной величины каждого конкретного вида эффективных резервов. 6. Закон устранения избыточности означает, что каждая производственная система должна быть завершенной, то есть отграниченной от других систем минимальными связями. Следствия: 6.1. Завершенность производственной системы и ее подсистем, то есть создание такой ее структуры, которая позволяет выполнять стоящие перед системой цели, иметь четкие и ограниченные связи с внешней средой и не включает излишних подсистем и элементов Упрощение производственной системы и ее элементов - следует из необходимости постоянного рационального выбора элементов системы и связей, форм организации системы и подсистем в процессе достижения поставленных целей. Б. Законы развития производственных систем 1. Закон инерции производственных систем отражает объективное свойство систем сохранять свое состояние, пока какие-либо воздействия его не изменят. Следствия: 1.1. Управление системой можно представить как способ преодоления внутренних противоречий (изменение производственной структуры, хозяйственного механизма управления, отношений в коллективе и т. п.) 1.2. Прогнозирование динамики способов достижения цели производственной системы (прогнозирование улучшения качества, структуры ассортимента и объема выпуска продукции, изменения самой производственной системы в связи с достижениями научнотехнического прогресса и т. п.). 2. Закон эластичности производственных сист

docplayer.ru

Краткий курс лекций по менеджменту учебное пособие для студентов учреждений

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ОМСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Виноградченко Н.Н.

Краткий курс лекций по менеджменту

учебное пособие для студентов учреждений

среднего профессионального образования

Омск – 2009

Рецензенты:

Субботина И.В., преподаватель высшей квалификационной категории ФГОУ СПО «Омский автотранспортный колледж»

Попова О.В., кандидат педагогических наук, заместитель директора по МР БОУ НПО ПУ-49;

Виноградченко Н.Н. Краткий курс лекций по менеджменту. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2009. - 109 с.

Краткий курс лекций по менеджменту предназначен для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по различным специальностям за исключением экономики и управления. Пособие представляет курс лекций по дисциплине «Менеджмент», изложенный в соответствии с примерной и рабочей программами дисциплины и раскрывающий содержание 12 основных тем менеджмента. Цель данного пособия - дать обучающимся возможность ознакомиться с основами менеджмента – современной науки об организации и управлении производством

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
Лекции 5
Тема №1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм 5
Тема №2. Функции менеджмента 16
Тема №3. Организация. Признаки, структура, законы организации 23
Тема №4. Управленческие решения. Типы решений. Методы и этапы принятия решений 30
Тема №5. Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования 37
Тема №6. Система мотивации труда 45
Тема №7. Управление рисками 53
Тема №8. Управление конфликтами в коллективе 62
Тема №9. Психология управления личностью. Психология управления коллективом. Власть и лидерство 70
Тема № 10. Этика делового общения. Виды делового общения 83
Тема №11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности 90
Тема №12. Применение информационных технологий в профессиональной деятельности 101
Вопросы к экзамену по дисциплине «Менеджмент» 107
Список литературы 108

Введение

В условиях формирования в России рыночных отношений происходит переоценка и интенсификация управленческой деятельности разнообразных по масштабам, организационно – правовым формам и функциональной направленности предприятий и организаций. В связи с этим радикально меняются требования к профессиональной подготовке специалистов, которые в процессе обучения в учреждении среднего профессионального образования должны не только освоить основы теории и практики современного управления, но и сформулировать соответствующий образ мышления, овладеть элементами управленческой культуры поведения и самоопределения.

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по различным специальностям за исключением экономики и управления. Пособие представляет курс лекций по дисциплине «Менеджмент», изложенный в соответствии с примерной и рабочей программами дисциплины.

Цель данного пособия - дать обучающимся возможность ознакомиться с основами менеджмента – современной науки об организации и управлении производством. Содержание материала пособия подбиралось автором с учетом многогранности менеджмента как науки, чрезвычайно большого объема связанной с данной дисциплиной информации, а также в соответствии с требованиями ГОС, лежащими в основе учебного планирования по данной дисциплине. При этом исходным моментом является четкое представление студентов о роли и месте менеджмента в различных областях деятельности, процессе принятия и реализации управленческого решения, психологии управления личностью и коллективом, формах делового общения. При написании пособия использовалась литература, описывающая зарубежный опыт менеджмента, а также учитывались особенности и специфика российского менеджмента.

Курс лекций содержит материал, раскрывающий содержание 12 основных тем менеджмента. Каждая тема лекции построена следующим способом: сначала идет план лекции, затем – само содержание и контрольные вопросы для проверки усвоения материала. Объем материала по каждой теме представлен несколько шире, чем излагаемый на соответствующей лекции преподавателем, что дает возможность использования дополнительной информацию в процессе выполнения самостоятельной работы студентами, а также проведения практических занятий и способствует закреплению пройденного материала.

Тема №1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

План лекции:

1. Понятие менеджмента

2. Развитие теории и практики менеджмента

3. Научные подходы к менеджменту

4. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности

5. Цели и задачи управления организациями

6. Особенности управления крупными предприятиями и малыми фирмами.

1.Понятие менеджмента

«Менеджмент» как термин связан с английскими словами «to manage» (заведовать, управлять, руководить, ранее – «умение объезжать лошадей») «manager» (заведующий, правитель). [27]

Термин «менеджмент» уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей .[19]

Довольно часто управление трактуется как функция любых организованных систем (биологической, социальной или технической), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание некоторого режима их деятельности и реализацию их программ и целей.

В настоящее время существует более 200 определений менеджмента.

Одно из наиболее современных определений менеджмента приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент – эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с наибольшей эффективностью». В последнее время растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.

Таким образом, управление выступает в качестве осознанной целенаправленной деятельности человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники).

Специалисты структурируют основные элементы управленческого процесса. Те, на которые направлена эта деятельность, формируют объект управления, характеризующийся наличием пространственных границ и временных рамок своего функционирования.

Генератор управленческой деятельности определяется как субъект управления, в составе которого может быть отдельный человек или группа людей. Важно учитывать, что при официальном характере управления его субъект (и организационно, и юридически) оформляется в виде определенной должности или совокупности должностей, в целом образующих так называемое подразделение управления.

При этом от субъекта управления надо отличать субъект управленческой деятельности, которым оказывается исключительно физическое лицо. Так в акционерном обществе в качестве субъекта управления можно рассматривать совет директоров, штаб-квартиру, а качестве объекта – производственные

подразделения, субъектами управленческой деятельности считают при этом руководителей разных уровней и исполнителей.

2. Развитие теории и практики менеджмента

История возникновения управления насчитывает несколько тысячелетий. Управление развивалось под влиянием смены технологических укладов, резких изменений в трудовой деятельности. Развитие менеджмента – это эволюционный процесс. В сообществах людей всегда присутствовало управление. Главы семейств, вожди родов и племен, советы старейшин играли и играют большую роль во всех видах первобытных человеческих обществ. При появлении государств проблемы управления вышли на первый план. Отметим, что сразу же с момента появления письменности появились (и дошли до нас) записи менеджеров о проблемах управления – деловые документы, рассуждения и учебная литература. Так, древнегреческий философ Платон (в традиционной хронологии – родился в 428 или 427 г. и умер в 348 или 347 г. до н.э.) во многих своих сочинениях обсуждал вопросы менеджмента.

Выделяют пять управленческих революций, менявших роль и значение менеджмента в жизни общества. За начало отсчета в литературе принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к пятому тысячелетию до нашей эры. Считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, связанных с торговыми операциями, ведших деловую переписку и коммерческие расчеты.

Вторая управленческая революция связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.), издавшего свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливались контроль я ответственность за выполнение работ. Поэтому вторую управленческую революцию считают светско-административной.

Третья управленческая революция известна как производственно-строительная, так как она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Произошла она во времена правления Навуходоносора II (605 - 562 гг. до н.э.).

Зарождение капитализма и начало индустриального прогресса европейской цивилизации - главные факторы четвертой управленческой революции (XVII-XVIII вв.). Ее результат - отделение менеджмента от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления [12].

Пятая управленческая революция (конец IX - начало XX в.) известна под названием бюрократической: ее теоретической платформой послужила концепция «рациональной бюрократии». Ее основные результаты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности управленцев.

В результате сформировались следующие подходы к управлению:

  • управление - наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления;
  • управление - искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретных ситуациях;
  • управление - функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью активизации их действия и получить желаемые результаты;
  • управление - процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразований ресурсов на «входе» в продукт на «выходе»;
  • управление - аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающая использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения совместных целей.
Новая система взглядов на управление известна в литературе как шестая - «тихая управленческая революция», и это не случайно, так как ее основные положения могут применяться, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов управления, а дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Так, все большее использование получают системы управления на основе предвидения изменений и гибких, экстренных решений. Они характеризуются как предпринимательские, так как учитывают вероятностный характер будущего развития.

Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов управления. Меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации. Организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании. Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие управления - это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью изменений, происходящих в экономике, во всей системе социально-экономических отношений .[24]

Рассматривая пути становления и этапы развития теории и практики управления, многие исследователи выделяют в этом эволюционном процессе несколько наиболее важных исторических периодов .[18]

Первый период - древний или исторический - был наиболее длительным в развитии управления. Продолжался он с 9 - 7 тысячелетия до н.э. примерно до второй половины XVIII в. нашей эры.

В это время произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящей экономике). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

Второй, или индустриальный, период - это период промышленного капитализма (1776 - 1890 гг.). Именно на этом этапе возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в творческих управляющих, знающих, как надо управлять организациями. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше координировать совместный труд людей и рациональнее использовать ограниченные ресурсы.

Третий период в развитии управления называется периодом его систематизации (1856 - 1960гг.). Наука об управлении, которая начала оформляться в этот период, постоянно развивается. Формируются ее новые направления, школы, концепции, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат. С течением времени руководители изменяют свои ориентиры: от изучения потребностей конкретной организации переходят к изучению способов управления, действующих в их окружении. Одни из них решали управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие искали более систематизированные подходы к управлению.

topreferat.znate.ru

Краткий курс лекций

Менеджмент Краткий курс лекций

просмотров - 116

Тема 1. Введение в дисциплину «Основы менеджмента»

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Термин «менеджмент» («management») американского происхождения не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всœегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. К примеру, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control», для государственного или общественного управления — термины «government administration» или «public administration». Иногда к слову «management» добавляется слово «business» («business management»), что лишь подчеркивает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Учитывая вышеизложенное, можно в дальнейшем применять термин «управление» в том же значении, что и «менеджмент».

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер не зависит от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера — это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всœего производственного процесса. По этой причине менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделœением или фирмой в целом.

Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы, независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта — хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.).

Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятия, сложностью технологии, крайне важностью владения управленческими навыками. В современных условиях всœе решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.

Менеджмент - ϶ᴛᴏ управление в условиях рынка, рыночной экономики.

Менеджмент - ϶ᴛᴏ самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной работы фирмы, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент - ϶ᴛᴏ обеспечение выполнения работы с помощью других.

Менеджмент - ϶ᴛᴏ деятельность в процессе производительной работы, организация этой работы с целью полного раскрытия возможностей коллектива и каждого отдельного работника.

Менеджмент – совокупность форм, методов и средств управления производством.

Менеджмент – деятельность человека, с помощью которой он превращает организованную массу в целœенаправленный и действенный коллектив.

Менеджмент также можно представить в виде формулы:

Менеджмент = Обучение + Опыт + Искусство

Менеджер - это человек, который организует работу других, согласовывая при этом самые различные точки зрения с целью достижения поставленной задачи.

Менеджмент– область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целœей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Следует различать понятия управление, менеджменти руководство.

Управление > Менеджмент

Менеджмент > Руководство

Основная цель менеджмента– обеспечение гармонии в развитии организации, ᴛ.ᴇ. согласованного и эффективного функционирования всœех внешних и внутренних элементов организации.

Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний и внешний аспекты.

На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов:

- тенденция развития организаций;

- специфические национальные факторы развития экономики.

Задачи менеджмента:

1. Ознакомиться с опытом зарубежных стран.

2. Адаптировать данный опыт к нашей стране, к социально-экономической и политической обстановке.

3. Получение определœенных навыков управления предприятием и собой.

4. Научиться общению в различных ситуациях.

Задачи менеджера:

1. Создавать комфортные физиологические и психологические условия на рабочем месте.

2. Устранять на производстве ненужные элементы, параллели, промежуточные и конечные запасы.

3. Развивать и внедрять инновации, вовлекая в процесс всœех управляемых.

4. Обеспечить адаптацию производства к меняющимся условиям (внутренним и внешним).

5. Создать климат сотрудничества и постоянного роста подчинœенных.

6. Обеспечить заинтересованность персонала в качестве выпускаемой продукции.

7. Определить фактор мотивации сотрудников.

8. Расширять связи факторов и круг их обращения.

В современном мире на первый план в производстве и сфере услуг выходит человек, который своим присутствием должен пронизывать всœе трудовые отношения (социальная революция), под которой подразумевается качественно новое изменение методов управления и организации труда.

Современная модель управления – «человек ключевой элемент производства».

Читайте также

  • - Третья ЧАСТЬ ЖБК. Краткий курс лекций

    Лекция 1 Железобетонные конструкции промышленных и гражданских зданий и сооружений. Общие принципы проектирования железобетонных конструкций. Деформационные швы. Конструктивные схемы зданий, общие принципы компоновки. Системы связей. 1. Конструктивные схемы ... [читать подробенее]

  • - Краткий КУРС ЛЕКЦИЙ

    По Лесному кодексу 2006 г. ... а) допускается возможность застройки лесов первой катего­рии б) лесопользователи получили право заключать договоры о долгосрочной аренде через лесные аукционы в) приобретение круп­ных лесных участков иностранными гражданами г) леса были... [читать подробенее]

  • - Краткий курс лекций

    Содержание учебной дисциплины Введение. Предмет и содержание курса. Роль и место информационных технологий (ИТ)в экономических информационных системах. Значение ИТ для современного развития общества, информатизация общества. Информационные технологии и их... [читать подробенее]

  • - Краткий курс лекций

    И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА Информационные системы и технологии в учете и аудите Конспект лекций для студентов, обучающихся по направлению 6.030509 «Учет и аудит» 4 курса дневной и 5 курса заочной форм обучения Тираж________экз.... [читать подробенее]

  • - КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

    Этапы автоматизированного проектирования. Верификация заключается в проверке выполнения ТЗ или спецификации. 2 метода : Натуральное моделирование – создание макета устройства и его имитирование; Имитационное моделирование. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ В... [читать подробенее]

  • - Краткий курс лекций по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии

    Н.В.Рудаков По здравоохранению и социальному развитию Деятельностная теория личности.С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев. Направленность, способности, характер, самоконтроль как составляющие личности. Мораль и воля как основа характера. Средством научения... [читать подробенее]

  • - Краткий курс лекций по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии

    Н.В.Рудаков По здравоохранению и социальному развитию Деятельностная теория личности.С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев. Направленность, способности, характер, самоконтроль как составляющие личности. Мораль и воля как основа характера. Средством научения... [читать подробенее]

  • - Краткий курс лекций

    Тема 1. Введение в дисциплину «Основы менеджмента» Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении... [читать подробенее]

  • - КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

    СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Тема 1. Предмет и задачи курса «Когда скорость перемен внутри компании оказывается ниже, чем скорость изменений вне ее, жди беды.» Джек Уэлч, Председатель Совета директоров «General Electric». Нынешний этап развития экономики нашей... [читать подробенее]

  • - КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

    СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Тема 1. Предмет и задачи курса «Когда скорость перемен внутри компании оказывается ниже, чем скорость изменений вне ее, жди беды.» Джек Уэлч, Председатель Совета директоров «General Electric». Нынешний этап развития экономики нашей... [читать подробенее]

  • oplib.ru