24. Основные понятия менеджмента как науки управления. Менеджмент какая наука


Специальность «Менеджмент» | Менеджмент организации в системе наук

Важнейшими особенностями менеджмента организации как науки являются следующие:

1. Междисциплинарный характер знания, представленного в менеджменте организации. Менеджмент организации сформировался и развивается на стыке различных облас­тей знания – социологии, теории организации, психологии, права, кибернетики, теории систем и иных общественных, естественных и технических наук.

2. Практическая направленность менеджмента организации. Научные результаты, полученные в этой области знания, всегда находят применение в практике, не требуя промежу­точных стадий исследовательской работы, связанных с по­иском сфер их практического использования и внедрения.

3. Обусловленность проблематики менеджмента организа­ции потребностями повышения эффективности совмест­ной деятельности людей в рамках социальных организа­ций, а также новыми социальными идеями, получающими распространение в обществе (связанными с экологией, об­разом жизни, отношениями между странами, между раз­личными конфессиями и т.д.).

4. Двойственность источника формирования и развития ме­неджмента организации. С одной стороны, это собственно научно-исследовательская деятельность, а с другой – на­учное обобщение практического опыта руководства орга­низациями.

Целью менеджмента организации как науки является пре­одоление противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности людей в составе организации, в частности:

Ø между потребностью в совместной деятельности людей в составе организации и наличием у них личных мотивов и целей различной направленности;

Ø между целями организации и тенденциями изменения ок­ружающей среды, а также разнообразными новыми соци­альными идеями;

Ø между увеличением размерности решаемых организацией задач и требованием снижения издержек на управление;

Ø между новыми технологиями, используемыми в политике, экономике, культуре и т.д., и сложившимися стереотипами совместной деятельности людей в составе организации, а также ограничениями, связанными с физическими воз­можностями человека;

Ø между высокой социальной ответственностью руководи­теля и наличием у него негативных качеств, подверженно­стью его негативным состояниям и т.д.

Различные аспекты проблем управления находятся в сфере научных интересов представителей различных отраслей зна­ния — экономистов, юристов, психологов, социологов, филосо­фов, математиков, инженеров и др. Эти проблемы исследуются каждым из подобного рода специалистов под углом зрения, специфичным для соответствующей науки (экономики, юрис­пруденции, психологии, социологии и т.д.). При этом достиже­ния соответствующей науки используются применительно к конкретному классу управленческих ситуаций. Вместе с тем практика управления организациями требует соединения ре­зультатов изучения различных аспектов проблемы разными науками и их комплексного специального изучения, с тем чтобы их можно было применить для эффективного разрешения кон­кретной управленческой ситуации. Этим и занимается само­стоятельная наука, изучающая общественные отношения опре­деленного типа, а именно – отношения управления.

Поскольку отношения управления являются общественны­ми отношениями, то и изучающий их менеджмент организа­ции относится к общественным наукам наряду с социологией, психологией, правом и т.д. Вместе с тем это ни в коей мере не исключает использования в качестве инструментария для изу­чения управленческих проблем результатов и методов естест­венных и технических наук.

Для доказательства истинности своих положений и воз­можности их практического использования науке управления организацией необходимы эксперименты, восприятие челове­ком внешнего мира и непосредственные наблюдения. По это­му критерию менеджмент организации относится к числу эмпирических (опытных) наук, в противоположность фор­мальным наукам, таким как математика, которые основыва­ются исключительно на интеллектуальной (мыслительной) деятельности и не требуют для обоснования своих результатов каких-либо чувственных наблюдений.

Менеджмент организации является преимущественно прикладной наукой, так как она разрабатывает средства для решения конкретных практических задач человеческой дея­тельности, для применения результатов фундаментальных (теоретических, «чистых») наук при решении не столько по­знавательных, сколько социально-практических проблем. Этим менеджмент организации отличается от теоретических наук (философия, этика и др.), задача которых – познание за­конов, определяющих поведение и взаимодействие базисных структур природы, общества и мышления.

Объект исследования (человеческие организации и объе­динившиеся в составе этих организаций для совместной дея­тельности люди) определяет принадлежность менеджмента организации к числу конкретных (предметных) наук. Други­ми примерами конкретных наук являются биология, астроно­мия, геология, которые изучают вещи в целом, агрегативно, а также механика, физика, химия, изучающие вещи в их эле­ментах. В отличие от конкретных наук абстрактные (отвле­ченные) науки (логика, математика) выделяют путем абстрак­ции и исследуют отдельные свойства, стороны, состояния материальных предметов и отношения между ними.

Изучая систему структур, связей, отношений управления на разных уровнях, менеджмент организации выступает как теория систем, в то время как ряд наук представляют собой теории свойств (в частности, механика, физика, химия) либо теории отношений (такие науки, как математика, логика).

Теоретические или прикладные проблемы, относящиеся к сфере менеджмента организации, изучают различные науки. В их числе такие теоретические дисциплины, как философия, политология, политическая экономия, математика, статистика, кибернетика. Большой вклад делают естественные науки, изучающие человека (одного из объектов и одновременно субъ­ектов управления), такие как физиология, психология, меди­цина. Весьма близки к менеджменту организации по своему предмету науки, изучающие определенные виды обществен­ных отношений, складывающихся в процессе управления ор­ганизацией — это, прежде всего, экономические, правовые, ор­ганизационные науки.

В целях анализа взаимодействия различных наук при изу­чении проблем управления выделим следующие группы опе­раций (функций) управления:

Ø определение целей деятельности организации;

Ø поиск, сбор (добывание), систематизация, накопление, об­работка, хранение информации;

Ø анализ ситуации и обстановки с использованием имею­щейся информации;

Ø выработка и принятие управленческого решения;

Ø организация исполнения решения.

Определение целей деятельности организации, постановка задач высшего уровня опираются, прежде всего, на достиже­ния философии, этики, политологии, политической экономии, национальной экономики, геополитики, теории организации. Особое значение при этом имеет методологическое знание.

В изучении таких операций (функций), как поиск, сбор (добывание), систематизация, накопление, обработка, хране­ние информации, участвуют следующие отрасли знания: ин­форматика, информационные технологии, документоведение, исследование операций, математика, а также науки, отражаю­щие специфику сферы деятельности организации (например, экономические науки). Важное значение здесь имеет фор­мальная методология, предполагающая анализ языка науки, формальной структуры научного объяснения, описание фор­мализованных методов исследования, исследование типоло­гии систем знания и т.д.

Анализ управленческой ситуации и деловой обстановки с использованием имеющейся информации осуществляется с учетом достижений таких научных дисциплин, как психология, право, логика, кибернетика, исследование операций, тео­рии вероятностей, теории игр, а также наук, отражающих специфику сферы деятельности организации.

Изучение процессов выработки и принятия управленческо­го решения ведется с участием таких научных направлений, как эвристика, этика, логика, психология, право. Особое зна­чение при этом имеет содержательная методология, которая охватывает, в частности, структуру научного знания, схемы объяснения, принятые в науке, структуру и состав научных методов, условия и критерии научности и т.д.

В области организации исполнения решения весьма важен вклад следующих наук, участвующих в изучении этого аспек­та менеджмента организации: педагогика, психология, социо­логия, право, теория организации, информационные техноло­гии, валеология, экономические науки и т.д.

3ys.ru

Вопрос № 1 Менеджмент как наука, искусство и философия.

Менеджмент — это умение добиваться поставлен­ных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; деятельность, направленная на управление ресурсами (трудовыми, финансовыми, материальными, информационными).

Основная цель менеджмента - обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат. 

Основными задачами менеджмента являются следующие: — организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов; — переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; — стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты; — определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; — разработка стратегии развития организации и реализация; — определение целей развития организации; — выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей; — осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач. Менеджмент как наука и искусство

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце  XIX века

Менеджмент как наука управления возникла на основе многолетнего накопления знаний, теорий.

имеет свой предмет изучения, свои проблемы и подходы к их решению.

Научную основу составляет сумма знаний об управлении в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Как наука менеджмент направлен на объяснение управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выяснение факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и более эффективным.

Как дисциплина менеджмент связан со многими дисциплинами, такими как философия, конфликтология, управление персоналом, психология и др.

 Менеджмент как искусства управления базируется на том, что организация – это сложная социально-техническая система, на функционирование которой воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды.

Одним из факторов являются сами люди, с которыми приходится работать в коллективе. Каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д.

Поэтому менеджмент рассматривается как искусство, которое, требует от руководителя определённых личностных качеств, его способности взаимодействовать с подчинёнными и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.

Такой подход позволит соединить научные знания и искусство управления в единый процесс и позволит эффективно управлять.

Философия менеджмента базируется на признании рынка как средства обеспечения достойной жизни каждому гражданину. Экономическая деятельность субъектов хозяйствования ориентируется на социальные нужды населения. Любому человеку предоставляются равные возможности для активного участия в экономической жизни общества. В качестве принципа социальной рыночной экономики должно признаваться именно равенство в возможностях, а не в получении благ, так как это базовое положение создает для всех мощный стимул активно работать.

Философия менеджмента организации должна основываться на признаваемых государством социальных ценностях, таких как: безработица, высокие доходы всех сотрудников, масштабы поляризации их доходов, их здоровье, высокие продолжительность и качество жизни. Исходя из государственной политики в этих областях, фирмы (предприятия) должны вырабатывать реальные мероприятия и количественные показатели в каждой из этих сфер социальной деятельности. Экологическая безопасность производства должна стать также обязательной нормой деловых организаций.

studfiles.net

Наука управления. Основы менеджмента

Наука управления

Источники и фокус науки управления

Ознакомившись с историей менеджмента, вы узнали, что концепция применения научных принципов с целью повышения эффективности организаций зародилась еще тогда, когда менеджмент как научная дисциплина пребывал в зачаточном состоянии. Базой для развития научного менеджмента послужило систематическое применение научного метода к проблемам управления, но источники науки управления появились недавно.

Наука управления зародилась в Англии во время второй мировой войны, когда группе ученых было поручено решить сложные военные задачи: определить оптимальное размещение объектов гражданской обороны и пулеметных установок, оптимальную глубину подрыва противолодочных зарядов и оптимальный размер конвоя для морских караванов. В 1950-е и 1960-е годы разработанные ими методы были развиты, появилось множество новых методик, которые начали все шире применяться для решения проблем в самых разных отраслях и ситуациях. Сегодня модели и методы науки управления используются для регулирования транспортных потоков в городах и оптимизации графиков полетов самолетов, для составления графиков занятий в университетах, для управления запасами в супермаркетах, для разработки новых видов продуктов, распределения расходов на рекламу и оборудование и трудовых ресурсов на заводах, для составления графиков игр в высшей бейсбольной лиге и т. д.

Фокусом науки управления является «обеспечение менеджеров организаций научной базой для решения проблем с использованием взаимодействия отдельных элементов организации в ее интересах как единого целого». Эта цель важна для любой организации, но особенно трудно ее достичь большим организациям с высокой степенью специализации. С. Черчмен, Р. Экофф и Е. Арнофф утверждают:

Каждая функциональная единица организации (подразделение, отдел, сектор) призвана выполнять определенную часть общей работы, что необходимо для достижения ее общих целей. Но в результате такого разделения труда каждое функциональное подразделение преследует и свои цели. Например, производственный отдел обычно стремится к снижению производственных затрат и увеличению объема производства; отдел маркетинга – к минимизации затрат на единицу сбыта; финансовый отдел – к оптимизации капиталовложений компании, отдел кадров – к найму эффективного персонала и минимизации затрат, связанных с их удержанием, и т. д. И все эти цели далеко не всегда согласуются одна с другой; по сути, они часто противоречат одна другой.

Менеджеры, прошедшие подготовку в области использования моделей и методов принятия решений, стараются оценить, какой компромисс необходим для устранения конфликта между разными целями разных подразделений, и выявить альтернативы, способные обеспечить оптимальный баланс между ними. Разобравшись в основных концепциях науки управления, вы сможете эффективнее общаться с разными специалистами и вместе с ними эффективно решать организационные проблемы.

Характеристики науки управления

Сегодня такие термины, как наука управления, наука о принятии решений, системный анализ, наука о системах и исследование операций, часто используются как взаимозаменяемые. Такое «наложение» распространилось и на недавно разработанные количественные методы. Многие исследователи отнесли бы те методики, которые в следующих главах этой книги рассматриваются в рамках операционного менеджмента, планирования и средств контроля, к методам науки управления. Но независимо от того, какую терминологию мы предпочитаем, наука управления как научный метод имеет свои отличительные характеристики.

1. Использование научного метода.

2. Системная ориентация.

3. Использование моделей.

Фундаментальной процедурой любого научного исследования, впервые примененной школой научной организации управления, является научный метод, включающий три этапа (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Научный метод в менеджменте.

1. Наблюдение. Этот этап заключается в сборе объективной информации о проблеме и ситуации и в ее анализе. Например, если менеджеру необходимо определить соотношение между спросом на продукт и уровнем его запасов, он должен оценивать, как варьируются запасы при разном спросе. (Сегодня в крупных организациях этот и почти все другие аспекты научного анализа обычно выполняются специально подготовленными специалистами.)

2. Выдвижение гипотезы. Выдвигая гипотезу, исследователь выявляет доступные альтернативы, определяет их последствия в конкретной сложившейся ситуации и на основе этих наблюдений составляет прогноз. Его цель – установить взаимосвязь между отдельными компонентами проблемы. Например, если наблюдения показали, что при увеличении в течение месяца спроса на продукт на 10 % его запасы иссякнут, менеджер вполне может выдвинуть гипотезу о необходимости увеличить запасы.

3. Проверка. Исследователь проверяет правильность своей гипотезы, отслеживая результаты своего решения. Например, компания действительно увеличит запасы продукта в объеме, рекомендованном специалистом. Если в итоге запасы не истощатся и не окажутся завышенными, гипотезу можно будет признать верной. А если при повышении спроса товара окажется недостаточно или запасы увеличатся настолько, что расходы на их хранение станут недопустимо высокими, значит, гипотеза была неверной. В этом случае менеджеру необходимо возвратиться на первый этап, собрать и проанализировать дополнительную информацию и сформулировать новую гипотезу.

При использовании научного метода решения управленческих проблем необходимо помнить, что организация – это открытая система, состоящая из взаимосвязанных элементов. Об этой характеристике науки управления – системной ориентации – мы упоминали уже неоднократно.

Третья характеристика науки управления – использование моделей. Моделирование необходимо в силу огромной сложности управленческих проблем и трудности, связанной с экспериментированием в реальных ситуациях.

Все наше дальнейшее обсуждение будет построено, в основном, на концепции моделирования. Самый значительный вклад школы научной организации управления, по всей вероятности, заключается именно в разработке моделей, позволяющих принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно-следственной оценки альтернатив. Многие такие модели слишком сложны, чтобы обычный менеджер мог самостоятельно их применять, но, не имея базового представления о них, вы не сумеете даже эффективно и правильно использовать их результаты. Основываясь на методе проб и ошибок, вы будете принимать решения бессистемно, хотя сегодня существуют проверенные методы, позволяющие быстро принимать вполне обоснованные решения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

24. Основные понятия менеджмента как науки управления

1. Менеджмент – целенаправленное воздействие лица или группы лиц на лицо или группу лиц с целью активизации деятельности по достижению какой либо цели с принятием ответственности за результативность на себя. Умение управлять, значит добиваться достижения поставленных целей, используя материально-технические, трудовые, финансовые и информационные ресурсы, используя при этом мотивы поведения людей для достижения высокой эффективности труда.

• Как наука управления менеджмент имеет самостоятельную область знаний, свой предмет изучения, свои проблемы и способы их решения. Научную основу ее составляет вся сумма знаний об управлении, представленная в виде концепции, теорий, принципов, методов, способов управления. Менеджмент, как наука, позволяет не только своевременно и качественно управлять текущими процессами, но и прогнозировать развитие событий, разрабатывать стратегию;

• Как искусство управления менеджмент базируется на том, что хозяйствующий элемент является сложной системой, на которую воздействуют разнообразные внешние и внутренние факторы. Главным фактором являются люди, которые различаются по характеру, развитию, образованию, мотивам к труду и др. Учет этих факторов требует научного подхода и искусства его применения.

• Как социальный слой управленцев, менеджмент следует рассматривать как систему знаний, умений, навыков и трансформацию этих знаний, умений и навыков на незнакомые ситуации и объекты, требующих управления - принятия управленческих решений, с помощью которых и достигаются цели деятельности любой организации в целом. И как систему подготовки слоя управленцев-менеджеров, способных управлять реальными объектами, и вырабатывать оптимальные управленческие решения, с помощью которых и достигаются цели деятельности этих организаций.

2. Термин «Менеджер», употребляется для обозначения должностей: директор, руководитель, начальник, заведующий, президент, администратор и т.д. Это наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно выполняет определенные управленческие функции. Менеджер отождествляется с понятием бизнесмен и лидер. Бизнесмен - человек, делающий деньги, владеющий капиталом, но не имеющий в подчинении людей. Лидер - человек, который хорошо понимает цели деятельности предприятия, а также цели и задачи по организации коллектива, направленные на достижение конечных целей организации. В организациях, в их трудовых коллективах бывают лидеры формальные и неформальные. Лучший вариант развития коллектива - совпадение формального и неформального лидера. Конфронтация лидеров приводит к нарушению и торможению производственных дел. К лидеру-руководителю - менеджеру предъявляются высокие требования-качества, которые имеют принципиальное значение для решения задач управления. Особенно ценится в личных качествах; профессионализм, компетентность, коммуникабельность и коммуникативность, умение решить проблемы, т.е. принимать оптимальные решения, которые одобрялись бы окружающими. Эффективный менеджер - руководитель умеющий принимать оптимальные решения и достигать целей деятельности при управлении объектом - предприятием, организацией или фирмой и субъектом - персоналом в этих организациях с наименьшими затратами труда и наиболее высокой не монопольной прибылью.

3. Понятие «Управление» - «Менеджмент» в России следует рассматривать как науку об управлении, и как междисциплинарную отрасль знаний, которая сочетает в себе достижения экономических, социологических, психологических, правовых, технических и других дисциплин. Эта наука опирается на практику и теорию управления. Менеджмент, как и любая другая наука, имеет свои закономерности развития и принципы формирования. Это сложное социально-экономическое явление, характеризующееся определенными тенденциями, замедляющими или ускоряющими его развитие, и потенциалом, имеющим соответствующую динамику. Это элемент культуры, системы ценностей и убеждений. Основой современного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская деятельность. Важнейшей функцией менеджмента является мотивация. Носителем мотивации хозяйствующего субъекта, является активный и эффективный менеджер-управленец - руководитель социально-экономического объекта любого типа, любой формы собственности и на любом уровне иерархической структуры управления.

studfiles.net

1. Предмет науки управления (менеджмента)

Предмет науки менеджмента

Предметами изучения науки менеджмента являются:

1) законы, принципы и методы построения и функционирования организации;

2) законы и принципы, лежащие в основе деятельности руководящих работников при управлении организацией;

3) сама деятельность руководящих работников по управлению организацией;

4) личностные (физиологические, психологические и социальные) требования, которым должен удовлетворять руководитель;

5) отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

Эти отношения могут быть классифицированы по различным критериям:

·              во-первых, по сферам жизни общества и отдельного человека отношения подразделяются на экономические, политические, социальные, духовные, интеллектуальные;

·              во-вторых, по характеру отношения подразделяются на межличностные, между личностью и коллективом, между коллективами;

·              в-третьих, по отношению к организации отношения подразделяются на внешние и внутренние;

·              в-четвертых, по срокам и частоте взаимодействия отношения подразделяются на разовые кратковременные, частые кратковременные и постоянные;

·              в-пятых, по типу возникающих связей отношения подразделяются на линейные, функциональные и личные.

Понятие управления

Слово «управление» мы слышим очень часто, а само управление присутствует во всех областях на­шей жизни. Управляют автомобилями, машинами и дру­гими техническими устройствами, страной, учебным про­цессом в том или ином учебном заведении, движе­нием поездов и т.д. 

Управление многообразно. Можно выделить такие его виды:

  • техническое— управление естественными и техноло­гическими процессами, например обработкой деталей на станках;

  • государственное— управление жизнью общества че­рез различные институты — правовую систему, орга­ны власти;

  • идеологическое— внедрение в сознание членов обще­ства различных концепций, идеологий;

  • управление социальными процессами— например, движением в за­щиту окружающей среды;

  • хозяйственноеуправление производственной и эко­номической деятельностью коммерческих и неком­мерческих организаций.

Все виды управления опираются на законы, принципы, правила.

Управление— этодеятельность людей, с помощью с помощью кото­рой онидобиваются поставленных целей.

Эта деятельность осознанная,целенаправленнаяи представляет собойупорядочиваниеиподчинениесвоим интересам элементов внешней среды— общества, живой и неживой природы, техники.

Управленческая деятельность предполагает:

Если же речь идет об управлении в социальных систе­мах, то к этим элементам следует добавить мотивациюикоммуникации, ибо успех во многом будет зависеть от того, насколько люди будут заинтересованы в нем и какие отно­шения сложатся между ними.

Объект и субъект управления

Управленческая деятельность предполагает объектисубъектуправления.

Объектыуправления — это те элементы, на которые направлена деятельность, то, что подвергается управлению. В социальных системах это отрасли, объединения, предприятия, органи­зации, индивидуальная трудовая деятельность.

Субъектуправления — это тот, кто осуществляет управленческую деятельность. Им может бытьотдельный человекилигруппа лю­дей. Субъект управления рганизационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должно­стей. Например, в колледже субъектами управления вы­ступают Совет колледжа, директор, а объектом — дневное и заочное отделения, различные подразделения.

Следует отличать субъекта управленияотсубъекта уп­равленческой деятельности. Субъектами управленческой де­ятельности могут быть только живые люди. В нашем примере это руководители различных рангов и исполнители.

Через субъектов управленческой деятельности реализуют­ся управленческие отношения, которые выражают связи людей по организации совместной деятельности и высту­пают как составная часть одной из форм производственных отношений. Но если производственные отношения опосре­дуются движением сырья, материалов, топлива, энергии и т.д., т.е. всего того, что является составной частью продук­та, то управленческие отношенияопосредуются информа­циейиоснованы на выработке и реализации управленчес­ких решений.

Управленческие решенияесть логико-мыслительные, эмоционально-психологические и организационно-правовыеакты воздействия на управляемый объект. Содержание, характер и масштабы управленческих отношений определяются производственными отношениями.

Функции управления. Управленческие циклы.Функция управления– деятельность работников предприятия, связанная с решением схожих постоянно возникающих управленческих задач (определенный вид деятельности, для которой должны быть в идеале указаны: состав работ, сроки выполнения, ресурсы, ответственные лица за выполнение соответствующих работ и место осуществления работ) либо с решением задач, появляющихся относительно нерегулярно, но имеющих важное значение для деятельности предприятия. Все функции управления в зависимости от характера тех задач. На решение которых они направлены, делятся на следующие группы:

  1. Десизитивные функции, связанные с принятием управленческих решений (издание приказов, указов). Управленческое решение предполагает нахождение способ решения возникшей управленческой проблемы. Управленческая проблема – определенная ситуация, в которой предыдущее решение перестает давать необходимый эффект либо теряется контроль над поведением управляемого объекта.

  2. Обеспечивающие функции, которые создают базу для принятия управленческих решений.

  3. Вспомогательные функции, использование которых связано с обеспечением условий для выполнения обеспечивающих и десизитивных функций.

Классическим делением функций управления на подфункции является деление по стадиям управленческого цикла:

  1. Планирование– совокупность видов деятельности, определяющая задачи, которые должны выполняться предприятием и те ресурсы, которые могут быть выделены для решения подобной задачи. 4 основные подфункции: прогнозирование (оценка тех возможных результатов, которые могли быть достигнуты предприятием), целеполагание (совокупность видов деятельности, связанных с формированием целей, которые должно достичь предприятие), формирование планов (совокупность видов деятельности, увязывающая цели с конкретными видами ресурсов, которыми может обладать предприятие), программирование (детализация плана на уровне отдельных подразделений организации или отдельных людей).

  2. Организация– совокупность управленческих видов деятельности. Которые обеспечивают подготовку к выполнению сформированных в планах и программах задач. Виды подфункций: распорядительство (отдача различного сорта приказов, распоряжений, связанных с реализацией сформированных планов, программ), стимулирование (обеспечение работников стимулами и соответственными штрафами, которые заставляют/мотивируют персонал к выполнению поставленных задач), кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, сбытовое обеспечение, конструкторское обеспечение, технологическое, юридическое, производственное, организационное, сервисное, экологическое, утилизационное, логистическое.

  3. ^ Оперативное управление (контроль) - процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей (при фиксированном стандарте, динамическом, адаптивном).

  4. Учет – Подфункции: сбор информации, передача информации, регистрация информации, хранение информации, отчетность.

  5. Анализ – анализ внутренних процессов (различные виды управленческой деятельности по определению тенденции изменения управляемого объекта, предполагает выработку рекомендаций без количественных параметров), анализ внешней среды (группа управленческих действий. Предполагающая сбор и оценку информации необходимой для определения возможностей развития фирмы и внешних угроз), оценка (количественный анализ ситуации, при котором проводится сопоставление количественных данных о состоянии объекта и внешней среды за несколько периодов времени или сопоставление количественной плановой и фактической информации).

Последовательное выполнение указанных функций формирует так называемый большой управленческий цикл. Также имеется несколько малых управленческих циклов: Цикл оперативного управления: оперативное управление, учет и организация

  • Планово-аналитический цикл: анализ, планирование и учет

  • Планово-организационный цикл: обеспечение реализации принятых плановых решений и их корректировка в зависимости от возможности обеспечения их реализации.

Деление функций управления по сферам деятельности:

  1. Экономическая сфера

  2. Внутрипроизводственная сфера

  3. Финансовая сфера

  4. Социальная сфера

  5. Нормативно-юридическая сфера

  6. Экологическая сфера

  7. Утилизационная/постпродажная сфера

Все выше перечисленные функции управления реализуются практически во всех организациях и называются макрофункциями. Мидиумфункции (мезо-) определяют характер деятельности определенного управленческого подразделения. Микрофункции формируют штатное расписание. Любая функция управления имеет несколько этапов своего существования:

  • Латентная стадия – функция не осознается как особый вид управленческой деятельности

  • Стадия становление – осознается как самостоятельный вид управленческой деятельности, но не имеет регламентов по своему исполнению

  • Стадия полноценного существования

  • Стадия отмирания/трансформации

Все функции управления делятся на 3 вида:

Реальные функции – имеются положения о ней, она реально выполняется

  1. Формальные – определены в документах, но не выполняются

  2. Неформальные – не определены в документах, но выполняются

Существует также производственный цикл: заготовка – производство – сбыт

2.3. Функции управления.2.3.1. Основные функции управления.

Планирование, организация, мотивация и контроль являются взаимосвязанными функциями процесса управления (см. вопрос 1).

2.3.2. Цели организации, стратегическое планирование.

Важным этапом при планировании является выбор целей.

Цели организации - результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность.

Выделяют главную целевую функцию, или миссию организации, определяющую основные направления деятельности фирмы.

Миссия - основная главная цель организации, ради которой она и создана.

При определении миссии организации необходимо учитывать:

- формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг, а также основных рынков и ключевых технологий, используемых в организации; - положение фирмы по отношению к внешней среде; - культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации; какой тип работников привлекает данный климат; каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми сотрудниками; - кто является клиентами (потребители), какие потребности клиентов (потребителей) фирма может успешно удовлетворить.

Миссия организации является основой при формулировке ее целей. Цели представляют собой отправную точку при планировании.

Цели различают:

  1. По масштабу деятельности: глобальные или общие; локальные или частные.

  2. По актуальности: актуальные (первоочередные) и неактуальные.

  3. По рангу: главные и второстепенные.

  4. По временному фактору: стратегические и тактические.

  5. По функциям управления: цели организации, планирования, контроля и координирования.

  6. По подсистемам организации: экономические, технические, технологические, социальные, производственные, коммерческие и т.д.

  7. По субъектам: личные и групповые.

  8. По осознанности: действительные и мнимые.

  9. По достижимости: реальные и фантастические.

  10. По иерархии: высшие, промежуточные, низшие.

  11. По взаимоотношениям: взаимодействующие, индифферентные (нейтральные) и конкурирующие.

  12. По объекту взаимодействия: внешние и внутренние.

studfiles.net

Менеджмент как система научных знаний и искусство управления. Управление как наука

Управленческая мысль XX и XXI веков особо подчеркивает преобразовании управления на науку. Лютер Гьюлик, теоретик в области управления, заявляет, что управление становится наукой, потому что оно систематически изучает явления, сгруппированы в различные теории, и "стремится на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества ".

В государствах с развитой рыночной экономикой существуют три научных подхода к управлению, которые получили развитие в современных условиях: подход к управлению как к процессу (процессный подход), системный подход, ситуационный подход.

Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX века, ее основоположником был Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.

Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, которые имеют определенную иерархию.Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как «обеспечение выполненной работы при помощи других людей».

Концепция управления с позиций науки о поведении - это современная теория, получившая развитие в 60-е годы, ее основное кредо - повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Процессный подход к управлению - это совокупность непрерывных взаимосвязанных действий, выполняемых в определенной последовательности.Системный подход к управлению - это совокупность взаимосвязанных элементов (частей), постоянно взаимодействуя, определяют характер организации.

Во ситуационным подходом к управлению понимают подбор приемов менеджмента для решения конкретных управленческих ситуаций с целью достижения определенных целей организации.Следовательно, управление как наука - это сложный процесс, который включает целенаправленное воздействие на объекты, системы с целью сохранения их устойчивости или перевода из одного состояния в другое с целью достижения определенных целей.Искусство управления

Управление - очень сложная и древняя сфера человеческой деятельности. Его зарождение достигает вглубь веков, как и совместная работа человека. Управление - неотъемлемая часть самого процесса труда.Выдающийся менеджер XX века Ли Якокка, пройдя сложный и тернистый путь познания науки и практики менеджмента, смог сформулировать такие ключевые постулаты искусства управления:1. Умение контактировать с людьми - это все и вся.

2. Чтобы иметь успех в бизнесе, как, впрочем, и почти во всем другом, самое главное - это уметь сосредоточиться и рационально пользоваться своим временем.3. Тому, кто хочет стать специалистом в области решения любых задач бизнеса, нужно прежде всего научиться определять приоритеты.4. Единственное, чем ты владеешь как человеческое существо, - это твоя способность рассуждать, это твой здравый смысл. В этом твоя реальная и единственное преимущество перед обезьяной. Лошадь сильнее, а собака более дружественный. Поэтому, если ты не можешь отличить кучи конского навоза от порции ванильного мороженого - а многие не умеют - это очень плохо, так ты никогда не достигнешь настоящего успеха.5. Ошибки делают все. Беда в том, что большинство людей просто не хочет их откровенно признавать.6. Если действительно веришь в то, что делаешь, следует настойчиво добиваться своего, даже несмотря на множество препятствий, возникающих на пути.Искусство управления - это дар божий руководителю, овладел теорию управления. Отсутствие искусства в деятельности руководителя делает управление менее эффективным, хотя это не означает, что управление как процесс не может существовать без искусства управления.

worldofscience.ru