Методы менеджмента. Административные методы управления. Лекция методы менеджмента


Лекция 4. «методы управления»

План

1. Административные методы управления: организационное и оперативно-распорядительное воздействие.

2. Экономические методы управления.

3. Социально-психологические методы управления

1. Административные методы управления: организационное

и оперативно-распорядительное воздействие

Важнейшим инструментом управления производственной дея­тельностью являются организационно-распорядительные (админист­ративные) методы воздействия. С их помощью осуществляются ре­гулирующие функции государства, координируются экономичес­кие интересы участников различных уровней воспроизводствен­ного процесса.

Любое управленческое решение не может реализоваться само по себе, необходимы соответствующие организационные мероп­риятия.

Административные методы основаны на исполнении обязательных предписаний и рекомендаций. Они позволяют оперативно влиять на ход событий в процессе управления, являются сред­ствами волевого и конкретного воздействия (определяют цели, за­дачи, порядок и сроки выполнения задач, ресурсы и условия), ус­тановления и поддержания дисциплины и порядка в рабочем процессе. Для административных методов управления также ха­рактерны: прямое и быстрое воздействие на управляемый объект; однозначное, как правило, решение в конкретной производствен­ной ситуации; обязательность выполнения решения; защита прав подчиненных, осуществляемая вышестоящим органом, а в случаях необходимости – судом или арбитражем.

Организационно-распорядительные методы управления разде­ляют на две группы: организационного и оперативно-распоряди­тельного воздействия.

Организационные методы связаны с постоянным совершенство­ванием механизма и структуры управления и основаны на исполь­зовании административных актов и норм, направленных на формирование устойчивых организационных отношений. Они обес­печивают взаимодействие всех элементов системы управления, ее стабильность.

В зависимости от степени жесткости выделяют три вида организационного воздействия: регламентирование, нормирование, инструктирование

Регламентирование – жесткий вид воздействия, исходящий из единой системы управления в стране.

Сущность регламентирования – юридическое закрепление об­щих требований и правил организационного состояния и поведе­ния в отношении конкретных объектов, например организацион­но-правовых форм хозяйствования. Различают структурное, фун­кциональное, должностное, комплексное регламентирование, ко­торые составляют систему. 0бъектом регламентирования сельскохозяйственных предприятий и организаций являются их правовое положение, порядок организации; разделение труда, размер и структура хозяйства; правовое положение внутрихозяй­ственных подразделений, их организация и выполняемые функ­ции. Объектами регламентирования управляющей системы сельс­кохозяйственных предприятий и организаций различных форм хозяйствования являются: место в управлении производством, правовое положение; разделение и кооперация труда в управлен­ческом аппарате, его размер и структура; задачи, функции, права и ответственность отделов и служб аппарата управления; должно­стное положение, обязанности, права и ответственность работни­ков аппарата управления.

К важнейшим регламентирующим нормативным актам отно­сятся Гражданский кодекс РФ, уставы, положения учредитель­ные договоры, которые закрепляют порядок образования, права и обязанности работников, организацию работы, структуру и функции органов управления, а также другие стороны деятель­ности предприятий. Так, например, Устав общества с ограничен­ной ответственностью содержит следующие основные разделы: 1) общие положения; 2) имущество предприятия; 3) хозяйствен­ная деятельность; 4) образование и использование средств; 5) структура и управление предприятием; 6) трудовые отноше­ния; 7) социальное обеспечение; 8) прекращение деятельности предприятия.

В различных организационно-правовых формах хозяйствова­ния деятельность отделов и управленческого аппарата регламен­тируется Положением об отделах, службах и органах управления. В нем фиксируются: главные задачи и функции субъекта; место в структуре управления; его построение; основные документы, ко­торыми руководствуются работники; основные права и ответ­ственность работников.

Служебное положение, обязанности, права и ответственность каждого должностного лица определяются должностными инструкциями. Они разрабатываются в хозяйстве на основе пример­ных должностных инструкций с учетом конкретных условий и становятся актом, регламентирующим деятельность работников, после согласования с юристом и утверждения руководителем.

В практике управления предприятиями в сельском хозяйстве применяется также регламентирование самого процесса управления.

Объектами регламентирования здесь являются: взаимоотношения работников в процессе труда; формы стиму­лирования труда; распределение и согласование деятельности ра­ботников аппарата управления; регламентирование технологии и процесса управления и др. Основными актами регламентирования процесса управления на сельскохозяйственном предприятии яв­ляются: правила внутреннего распорядка; распорядок рабочего дня; графики согласования работ; технологические карты; долж­ностные инструкции; ГОСТы по делопроизводству; инструкции, приказы, постановления и др.

Жесткое регламентирование в процессе управления способ­ствует четкому разделению труда, усилению контроля, требова­тельности, укреплению дисциплины, однако не на сознательном уровне, а по принуждению. Оно приучает подчиненных к испол­нительности, но может сковывать инициативу и творчество.

Нормирование – это воздействие путем разработки, доведения до исполнителя норм и нормативов, с помощью которых достига­ется пропорциональность элементов производства и труда, согла­сованность действий, сравнимость условий и результатов деятель­ности людей, контроль за количеством и качеством труда. Сред­ством управления считается также установление периодичности и порядка изменения норм и нормативов.

С помощью организационного нормирования устанавливаются и уточняются границы технологических, технических и организа­ционно-экономических систем сельскохозяйственного производ­ства.

Основные виды норм и нормативов, применяемых в управле­нии, можно разделить на три группы:

1. Нормы и нормативы для формирования структур управле­ния: оптимальные размеры предприятия и его подразделений; нормы управляемости; нормативы для расчета размера структуро­образующих факторов и др.

2. Нормы и нормативы для организации процесса управления: нормы выработки и нормы времени; нормы обслуживания; нормы численности, технические нормативы; нормативы по технологии управления; ГОСТы по делопроизводству и др.

3. Нормы и нормативы для оценки и оплаты труда работников управления: порядок аттестации руководителей и специалистов; должностные оклады; нормы отчислений в фонды материального поощрения и др.

Часть нормативов (нормы выработки, расценки за единицу продукции, задания по производству продукции, лимиты труда и средств, проценты отчислений от прибыли) используются как экономические рычаги управления. Другие служат средством ад­министративного воздействия (те же нормы выработки, но приме­няемые для определения числа людей, техники и для контроля, оптимальные размеры подразделений, нормы управляемости, нормативные затраты и структуры, нормативные сроки и т. д.).

Нормирование – гибкая форма управления, поскольку нормы могут и должны учитывать конкретные условия и в зависимости от обстоятельств служить мерой желаемого или обязательного со­стояния объекта. Этим определяется специфика контроля. Прове­ряется не только сам факт выполнения норм, но и отклонение от норматива, соответствие фактических условий нормативным.

Характер и сила воздействия нормирования определяются его содержанием и формой. Нормативы, служащие измерителем ко­личества и качества труда, как правило, доводятся в форме зада­ний. Работник знает, что его труд будет объективно оценен, так как имеется общая для находящихся в одинаковых условиях осно­ва для сравнения, соблюдается мера труда и потребления. Это по­буждает его трудиться лучше.

Способ организации, при котором преобладает воздействие путем нормирования, имеет достоинства и недостатки. К достоинствам относятся гибкость управления, стимулирование самоуправления и творчества, сочетание с экономическими методами, расширение самостоятельности коллектива и неформальной сфе­ры его отношений как внутренних, так и внешних. Недостатки нормирования – некоторое снижение четкости и определенности в постановке задач, оперативности их выполнения (по сравнению с регламентированием). Эффективность этого способа воздей­ствия зависит от научной обоснованности нормативов, полноты учета нормообразующих факторов.

Оптимальное соотношение гибкости и стабильности в управле­нии обеспечивается за счет правильных пропорций между норми­рованием и регламентированием. Инструктирование — это разработка и доведение до исполните­ля свода правил его поведения или перечня наставлений методи­ческого характера. По характеру действия они делится на регламентирующее, которое предписывает безусловное выполнение (инструкции по технике безопасности), и методическое, позволяющее исполнителю самому разрабатывать решения или произво­дить действия, но по определенной методике. По времени действия инструкции делятся на долгосрочные и кратковременные. Лишь первые из них используются при построении организаци­онного механизма.

Достоинства этого способа управления заключаются в следую­щем: инструкции вносят ясность во взаимоотношения работни­ков, исключают необходимость многократно разъяснять, кому,

что, где и когда делать. Они доводятся до исполнителя на длитель­ный срок, повышают чувство ответственности и позволяют рабо­тать более организованно и ритмично, экономя управленческий труд. Инструкции способствуют внедрению достижений научно-технического прогресса, повышают качество и эффективность ра­боты.

Недостатки инструктирования могут проявляться при нетворческом использовании инструкций и рекомендаций. Конкретные условия всегда более разнообразны, чем их отражение в инструк­циях, поэтому необходимо учитывать специфические условия и возможности производства.

Рассмотренные способы организационного воздействия взаи­мозаменяемы. Выбор определяется условиями производства и ха­рактеризует стиль руководства. Гибкий руководитель использует разнообразные средства с учетом форм организации труда и эко­номических отношений, характера и состояния человека и т. д.

Оперативно-распорядительное воздействие состоит в регулиро­вании и устранении проблем, возникающих в ходе производства, то есть выражает динамику процесса управления. Оно дополняет, конкретизирует и доводит до исполнения организационное воз­действие.

В сельском хозяйстве процесс производства осуществляется на значительной территории, подвергается воздействию природных факторов, рыночной конкуренции, рисков, затрудняющих управ­ление и выводящих систему из равновесия. Поэтому для достиже­ния непрерывности и ритмичности производственных процессов, согласованного и четкого действия больших групп работников даже в условиях хорошо налаженного организационного механиз­ма приходится прибегать к указаниям, распоряжениям, отдавать приказы, принимать постановления, направленные на устранение возникающих диспропорций, выход из сложных ситуаций техни­ческого, технологического и экономического характера. Все эти мероприятия называются оперативно-распорядительными и обес­печивают выполнение планов и графиков работы, а также конт­роль за их выполнением.

Опыт руководителей предприятий АПК позволил выделить об­щие правила и требования к распоряжениям и указаниям. Распоряжения и указания должны быть:

- исчерпывающими и краткими, содержать всю необходимую для исполнителя информацию;

- конкретными, четко ограничивающими круг обязанностей ис­полнителя;

- точными и ясными, исключающими возможность различных толкований;

- адресными, то есть поручаться конкретному исполнителю, ис­ключать обезличку;

- несиюминутными, содержать задание исполнителю на продол­жительный отрезок времени: подчиненный должен иметь возмож­ность продумать наиболее рациональные методы и приемы его выполнения;

- без мелочной опеки;

- не категоричными, чтобы не унижать человеческое достоин­ство подчиненного.

Необходимо проверять, как отданные распоряжения понял и усвоил исполнитель. Нужны последующий контроль и проверка исполнения.

Распорядительное воздействие на сельскохозяйственных предприятиях осуществляется в форме приказов, распоряжений, постановлений общего собрания и собрания уполномо­ченных, постановлений, в процессе проведения планерок и совещаний.

Приказы издаются на государственных предприятиях только руководителями линейных служб в порядке исполнения поста­новлений и распоряжений вышестоящих органов.

Приказ является письменным или устным требованием руко­водителя к подчиненным выполнить определенное задание с ука­занием сроков выполнения, используемых средств и других усло­вий. Выполнение приказа обязательно для всех работников, к ко­торым он относится.

Распоряжения может отдавать каждое должностное лицо по вопросам, которые входят в его компетенцию. Например, главный агроном издает распоряжения, касающиеся технологии производ­ства, главный экономист - планово-экономической деятельности и т. д. Распоряжение отличается от приказа тем, что его можно обжаловать у руководителя предприятия.

Постановления – распорядительный документ коллегиальных органов, например общего собрания коллектива.

Планёрки важнейшая форма оперативного распоряди­тельства на сельскохозяйственных предприятиях. Непосред­ственное общение руководителей хозяйства со специалистами, бригадирами, заведующими фермами и другими руководите­лями подразделений позволяет получить детальную информа­цию о положении дел и наметить план-наряд на предстоящий период.

Производственные совещания одна из форм оперативного распорядительства. Хорошо организованные собрания, сове­щания и заседания – эффективные рычаги управления, по­скольку позволяют одновременно информировать подчинен­ных об итогах работы, распределять задания, согласовывать сроки выполнения работ, обсуждать различные варианты ре­шений, поощрять передовиков и т. д. Совещания следует со­зывать лишь в тех случаях, когда действительно необходимо коллективно решить ряд вопросов. Следует помнить, что объем информации, которую получает руководитель на сове­щании, не всегда оправдывает отрыв от работы большого чис­ла специалистов.

Важной формой распорядительного воздействия являются так­же устные указания, которые отдают своим подчиненным руково­дители всех уровне управления. Они относятся непосредственно к подчиненному и предписывают, кто, где, когда и как должен действовать.

Расширение сферы действия экономических методов в управ­лении производством требует частичного перехода от жестких ме­тодов воздействия (приказов и распоряжений) к более гибким (производственный инструктаж, рекомендации). Это увеличивает самостоятельность подразделений и способствует развитию твор­чества и инициативы работников.

Таким образом, формы распорядительного воздействия приме­няются в управлении для решения задач различной сложности. Например, число устных указаний наибольшее на низших ступе­нях и наименьшее на средних и высших. Объем распорядительных воздействий зависит также и от качества подготовки кадров управ­ления, их умения, опыта, авторитета, инициативы и других факто­ров. Вместе с тем формы распорядительного воздействия взаимо­связаны, а также сочетаются с другими формами административ­ного воздействия в системе организационно-распорядительных методов управления.

Распорядительное воздействие больше, чем организационное, нуждается в контроле исполнения.

Предпосылками для успешного выполнения приказов, поста­новлений и распоряжений являются их обоснованность, своевре­менность принятия и доведения до исполнителей, определение ответственных за исполнение.

Когда издается административный акт, должно быть ясно, кто несет за него ответственность, если решение не принимается и воздействие затягивается. Как бы ни было хорошо обосновано и сформулировано распоряжение, за ним должна следовать органи­зация его выполнения. Контроль и проверка исполнения приня­тых приказов, постановлений и т. д. являются важнейшей частью организаторской работы.

К административному контролю предъявляются определенные требования. Он должен:

- выявлять количество и качество основной работы, степень ис­пользования резервов;

- осуществляться только в отношении того, за что проверяемый несет персональную ответственность;

- проводиться ответственным и компетентным работником; быть объективным, исключать формальный подход; охватывать все звенья цепи.

studfiles.net

Лекция Предмет, методы, принципы, характерные черты современного менеджмента

Предмет, методы, принципы, характерные черты современного менеджмента.

1. Предмет курса менеджмент

2. Методы менеджмента

3. Законы и закономерности менеджмента

4. Принципы менеджмента

5. Характерные черты современного менеджмента

П – 1

Менеджмент – совокупность профессионально подготовленных лиц занятых управленческим трудом в сфере бизнеса.

Менеджмент – область значения (наука), изучающая организационно – технические и социально – экономические аспекты управления.

Предметом менеджмента является формирование для последующего применения на практике: принципов, методов, форм управления пригодных для любой человеческой организации.

Менеджмент с практической точки зрения – это профессионально осуществленные, конкретные управленческие ___________ в отношении любой хозяйственной деятельности в современных рыночных условиях, направленные на получение прибыли, путем рационального использования материальных _________ ресурсов.

Менеджмент – умение добиваться поставленных целей используя имеющиеся ресурсы организации. Труд, интеллект и мотивы поведения людей.

П- 2

Методами  менеджмент называют способы, средства воздействия управляющего субъекта на объект управления с целью достижения поставленной задачи.

Административный метод.

Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, а так же распоряжением выше стоящих органов власти управления. Эти методы отличают прямой характер воздействия – это любой регламентный и административный акт, который  подлежит обязательному исполнению. Методы опираются не на _________директив _______, а выполнения директив, распоряжений.

Экономический метод.

Он базируется на воздействия на объект управления путем создания экономических условий, побуждающих работников организаций действовать в нужном направлении. Экономические методы включают в себя технико – экономический анализ, _______ ценообразования применения экономических нормативов, а так же _______- стимулирования.

Социально – психологический метод.

В него входит социальный анализ в коллективе, социальное планирование, участие персонала в управлении социального развитие коллектива, психологическое воздействие на работников (формирование групп), а так же моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности.

П – 3

Законы и закономерности – это объективно ________ постоянны, повторяющиеся причины _____ связи экономических явлений и ______в области производства ______ обращения (обмена) _____ благ и услуг.

Существует две группы законов и закономерностей:

1 гр. Законы присущие управлению всеобще как целенаправленному воздействию.

2 гр. Закономерности менеджмента. К числу законов управления относятся:

- закон специализации управления

- закон интеграции управления

- закон ________

П – 4

Принципы менеджмента – это исходные положения теории менеджмента, основные правила _____ в этой организации по управлению.

Общими примерами управления являются:

- объективность (научность)

- системность

- эффективность

- конкретность

- принципы главного звена

- рационального сочетания централизма, демократизма

- единоначалие _____________.

1. Принцип оптимального сочетания ________ и централизации. Этот принцип предполагает собой умелое исполнение единоначалия ____ в управлении.

Единоначалие – это предоставление менеджеру права вопросов____

2. Принцип научной обоснованности. Он, в конечном счете, сводиться к тому, что все управленческие ______ осуществлялись на базе методов и подходов.

3. Принцип иерархической и обратной связи. Заключается в создание_______ структуры управления, когда первичные звенья управления ______ подчиняются органам руководства следующего уровня и так далее. Контроль всех звеньев управления _____ осуществляется ____ на основе обратной связи благодаря чему становиться возможность. __________

4. Принцип____________. Состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации. _____ План представляет собой комплекс экономических и социальных задач. Для решения их в ближайшем или более отдаленном будущем (на перспективу).

5. Принцип сочетания прав и обязанности и ответственности. Представляет, что каждый подчиненный обязан выполнять _______ задачи периодически отчитывается за их выполнение.

6. Принцип мотивации. Заключается в использовании мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. Мотивы определяются потребностями человека. Реализация интересов сопровождает любую деятельность человека на этом стоиться стимулирование ________ это одна из основных функций управления.

7. Принцип демократизации управления. Суть заключается в участие всех сотрудников в управлении организации, а так же в партнерских ___________

П – 5

Рыночная система экономики – это сложный механизм взаимодействия производителя и потребителя ___________.

Рыночная система содержит ______, для технического прогресса. Конкуренты должны следовать примеру прогрессивной организации.  В рыночной экономике не административного контроля над производством и потреблением т.к. это есть на предприятиях.

bukvasha.ru

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Методы менеджмента. Административные методы управления

Аннотация: Дается представление об управлении как о функции менеджмента, определяются стили руководства и его принципы.

13.ppt

Вы можете скачать: презентацию

Смотреть лекцию на: ИНТУИТ | youtube.com

Если проблемы с видео, нажмите выше ссылку youtube

Цель лекции:представить основные методы менеджмента, дать им краткую характеристику, рассмотреть административные методы управления и их положительные и отрицательные стороны.

Методы менеджмента – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Направленность методов менеджмента:

  1. По отношению к трудовым коллективам.
  2. По отношению к отдельным работникам.

В методологии выделяются следующие теоретические основы:

  1. Направленность – ориентация на систему (объект) управления (фирму).
  2. Содержание – это специфика приемов и способов воздействия.
  3. Организационная форма – способ воздействия на сложившуюся ситуацию в определенный момент времени. Организационная форма может выражаться прямым или косвенным воздействием.

Методы управления:

  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Общенаучными методами менеджмента принято выделять:

  1. Системный подход – способ упорядочивания проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели, варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие негативное воздействие на их решение.
  2. Комплексный подход – специфическая форма определения системности, заключающаяся в изучении проблем управления в их взаимодействии с методологическими подходами других наук, изучающих те же самые проблемы.
  3. Моделирование – предполагает использование некоторого рода моделей для решения управленческих проблем. Модель – это представление проблем в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы.
  4. Экономико – математические – используются для решения задач оптимизации, распределения ресурсов, программно-целевого планирования.
  5. Экспериментирование – научное осуществление опыта на базе разработанной методики с целью проверки тех или иных гипотез. Принципы результативности эксперимента следующие: целевая направленность, четкое определение границ, методическая разработанность вопросов выделения, фиксации и оценки полученных результатов.
  6. Конкретно-исторический подход – предполагает изучение каждого явления в динамике. Любой объект управления в своем развитии проходит стадии инициации, проектирования, создания, роста, зрелости и завершения. Проблемы управления на каждой стадии различаются, что требует выбора из всего арсенала методов, наиболее соответствующих объективным условиям.
  7. Методы управления функциональными подразделениями – связаны со структурой организации, выделением функциональных подразделений: производство, маркетинг, финансы, управление персоналом и пр. Отражает сущность постановки целей и определяет состав работ, необходимых для их выполнения.
  8. Методы управления общими функциями менеджмента – отражают содержание управленческого процесса в различных структурных подразделениях.
  9. Методы решения проблем – поиск ответов на вопросы по произошедшему событию.

Остановимся более подробно на рассмотрении административных методов управления.

Административные методы управления – это методы непосредственного воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти и принуждении.

Они опираются на:

  • власть руководителя,
  • его права,
  • организационную дисциплину,
  • ответственность.

Компонентами административного управления принято называть:

  • виды и типы воздействия;
  • адресата;
  • постановку задания и определение критериев его выполнения;
  • установление ответственности;
  • инструктаж подчиненных и пр..

Воздействие административных методов осуществляется посредством:

  • приказов;
  • распоряжений;
  • оперативных указаний;
  • контроля за исполнением распоряжений;
  • средств поддержания дисциплины;
  • прочих факторов воздействия.

Основными регуляторами административных методов обязательно должны выступать:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  2. Хозяйственные правоотношения, носящие коммерческий характер; отношения некоммерческого характера; государственное регулирование и контроль за хозяйственной деятельностью, осуществляемую субъектами предпринимательской деятельности.
  3. Договорные отношения, определенные в трудовом и коллективном договорах.
  4. Законодательные акты, распоряжения, положения Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
  5. Распоряжения, акты, приказы, положения организаций.
  6. Система оперативного управления.

Формами проявления административных методов выступают:

  • рекомендации;
  • приказы;
  • команды;
  • постановления;
  • инструктажи;
  • распоряжения.

Особенностью административных методов управления выступает:

  1. Четкая адресность директив;
  2. Обязательность выполнения распоряжений и указаний;
  3. Наличие временных рамок выполнения задания.

Таким образом, система административных методов представляет собой, прежде всего воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления), а с другой стороны – воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

Связь типов подчинения с административными методами может быть следующей:

  1. Вынужденное и внешнее навязанное - сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим "сверху".
  2. Пассивное - для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений.
  3. Осознанное, внутренне обоснованное.

Негативная сторона административных методов:усиление пассивности работников, а иногда и скрытое неповиновение ввиду отсутствия положительных подкрепляющих стимулирующих условий.

Краткие итоги

В лекции представлено краткое рассмотрение основных методов менеджмента: административные, экономические, социально-психологические.

Рассмотрены общенаучные методы менеджмента.

Подробно рассмотрены административные методы управления, основы, на которые те опираются, а также основные регуляторы.

Определены положительные и отрицательные стороны административных методов.

Вопросы

  1. Выделите направленность методов менеджмента и их теоретические основы.
  2. Дайте характеристику общенаучным методам менеджмента.
  3. Назовите компоненты административных методов управления.
  4. Приведите описание регуляторов административных методов.

www.intuit.ru

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Методы менеджмента. Административные методы управления

Аннотация: Дается представление об управлении как о функции менеджмента, определяются стили руководства и его принципы.

13.ppt

Вы можете скачать: презентацию

Смотреть лекцию на: ИНТУИТ | youtube.com

Если проблемы с видео, нажмите выше ссылку youtube

Цель лекции:представить основные методы менеджмента, дать им краткую характеристику, рассмотреть административные методы управления и их положительные и отрицательные стороны.

Методы менеджмента – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Направленность методов менеджмента:

  1. По отношению к трудовым коллективам.
  2. По отношению к отдельным работникам.

В методологии выделяются следующие теоретические основы:

  1. Направленность – ориентация на систему (объект) управления (фирму).
  2. Содержание – это специфика приемов и способов воздействия.
  3. Организационная форма – способ воздействия на сложившуюся ситуацию в определенный момент времени. Организационная форма может выражаться прямым или косвенным воздействием.

Методы управления:

  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Общенаучными методами менеджмента принято выделять:

  1. Системный подход – способ упорядочивания проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели, варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие негативное воздействие на их решение.
  2. Комплексный подход – специфическая форма определения системности, заключающаяся в изучении проблем управления в их взаимодействии с методологическими подходами других наук, изучающих те же самые проблемы.
  3. Моделирование – предполагает использование некоторого рода моделей для решения управленческих проблем. Модель – это представление проблем в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы.
  4. Экономико – математические – используются для решения задач оптимизации, распределения ресурсов, программно-целевого планирования.
  5. Экспериментирование – научное осуществление опыта на базе разработанной методики с целью проверки тех или иных гипотез. Принципы результативности эксперимента следующие: целевая направленность, четкое определение границ, методическая разработанность вопросов выделения, фиксации и оценки полученных результатов.
  6. Конкретно-исторический подход – предполагает изучение каждого явления в динамике. Любой объект управления в своем развитии проходит стадии инициации, проектирования, создания, роста, зрелости и завершения. Проблемы управления на каждой стадии различаются, что требует выбора из всего арсенала методов, наиболее соответствующих объективным условиям.
  7. Методы управления функциональными подразделениями – связаны со структурой организации, выделением функциональных подразделений: производство, маркетинг, финансы, управление персоналом и пр. Отражает сущность постановки целей и определяет состав работ, необходимых для их выполнения.
  8. Методы управления общими функциями менеджмента – отражают содержание управленческого процесса в различных структурных подразделениях.
  9. Методы решения проблем – поиск ответов на вопросы по произошедшему событию.

Остановимся более подробно на рассмотрении административных методов управления.

Административные методы управления – это методы непосредственного воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти и принуждении.

Они опираются на:

  • власть руководителя,
  • его права,
  • организационную дисциплину,
  • ответственность.

Компонентами административного управления принято называть:

  • виды и типы воздействия;
  • адресата;
  • постановку задания и определение критериев его выполнения;
  • установление ответственности;
  • инструктаж подчиненных и пр..

Воздействие административных методов осуществляется посредством:

  • приказов;
  • распоряжений;
  • оперативных указаний;
  • контроля за исполнением распоряжений;
  • средств поддержания дисциплины;
  • прочих факторов воздействия.

Основными регуляторами административных методов обязательно должны выступать:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  2. Хозяйственные правоотношения, носящие коммерческий характер; отношения некоммерческого характера; государственное регулирование и контроль за хозяйственной деятельностью, осуществляемую субъектами предпринимательской деятельности.
  3. Договорные отношения, определенные в трудовом и коллективном договорах.
  4. Законодательные акты, распоряжения, положения Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
  5. Распоряжения, акты, приказы, положения организаций.
  6. Система оперативного управления.

Формами проявления административных методов выступают:

  • рекомендации;
  • приказы;
  • команды;
  • постановления;
  • инструктажи;
  • распоряжения.

Особенностью административных методов управления выступает:

  1. Четкая адресность директив;
  2. Обязательность выполнения распоряжений и указаний;
  3. Наличие временных рамок выполнения задания.

Таким образом, система административных методов представляет собой, прежде всего воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления), а с другой стороны – воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

Связь типов подчинения с административными методами может быть следующей:

  1. Вынужденное и внешнее навязанное - сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим "сверху".
  2. Пассивное - для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений.
  3. Осознанное, внутренне обоснованное.

Негативная сторона административных методов:усиление пассивности работников, а иногда и скрытое неповиновение ввиду отсутствия положительных подкрепляющих стимулирующих условий.

Краткие итоги

В лекции представлено краткое рассмотрение основных методов менеджмента: административные, экономические, социально-психологические.

Рассмотрены общенаучные методы менеджмента.

Подробно рассмотрены административные методы управления, основы, на которые те опираются, а также основные регуляторы.

Определены положительные и отрицательные стороны административных методов.

Вопросы

  1. Выделите направленность методов менеджмента и их теоретические основы.
  2. Дайте характеристику общенаучным методам менеджмента.
  3. Назовите компоненты административных методов управления.
  4. Приведите описание регуляторов административных методов.

www.intuit.ru

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Методы менеджмента. Административные методы управления

Аннотация: Дается представление об управлении как о функции менеджмента, определяются стили руководства и его принципы.

13.ppt

Вы можете скачать: презентацию

Смотреть лекцию на: ИНТУИТ | youtube.com

Если проблемы с видео, нажмите выше ссылку youtube

Цель лекции:представить основные методы менеджмента, дать им краткую характеристику, рассмотреть административные методы управления и их положительные и отрицательные стороны.

Методы менеджмента – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Направленность методов менеджмента:

  1. По отношению к трудовым коллективам.
  2. По отношению к отдельным работникам.

В методологии выделяются следующие теоретические основы:

  1. Направленность – ориентация на систему (объект) управления (фирму).
  2. Содержание – это специфика приемов и способов воздействия.
  3. Организационная форма – способ воздействия на сложившуюся ситуацию в определенный момент времени. Организационная форма может выражаться прямым или косвенным воздействием.

Методы управления:

  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Общенаучными методами менеджмента принято выделять:

  1. Системный подход – способ упорядочивания проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели, варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие негативное воздействие на их решение.
  2. Комплексный подход – специфическая форма определения системности, заключающаяся в изучении проблем управления в их взаимодействии с методологическими подходами других наук, изучающих те же самые проблемы.
  3. Моделирование – предполагает использование некоторого рода моделей для решения управленческих проблем. Модель – это представление проблем в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы.
  4. Экономико – математические – используются для решения задач оптимизации, распределения ресурсов, программно-целевого планирования.
  5. Экспериментирование – научное осуществление опыта на базе разработанной методики с целью проверки тех или иных гипотез. Принципы результативности эксперимента следующие: целевая направленность, четкое определение границ, методическая разработанность вопросов выделения, фиксации и оценки полученных результатов.
  6. Конкретно-исторический подход – предполагает изучение каждого явления в динамике. Любой объект управления в своем развитии проходит стадии инициации, проектирования, создания, роста, зрелости и завершения. Проблемы управления на каждой стадии различаются, что требует выбора из всего арсенала методов, наиболее соответствующих объективным условиям.
  7. Методы управления функциональными подразделениями – связаны со структурой организации, выделением функциональных подразделений: производство, маркетинг, финансы, управление персоналом и пр. Отражает сущность постановки целей и определяет состав работ, необходимых для их выполнения.
  8. Методы управления общими функциями менеджмента – отражают содержание управленческого процесса в различных структурных подразделениях.
  9. Методы решения проблем – поиск ответов на вопросы по произошедшему событию.

Остановимся более подробно на рассмотрении административных методов управления.

Административные методы управления – это методы непосредственного воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти и принуждении.

Они опираются на:

  • власть руководителя,
  • его права,
  • организационную дисциплину,
  • ответственность.

Компонентами административного управления принято называть:

  • виды и типы воздействия;
  • адресата;
  • постановку задания и определение критериев его выполнения;
  • установление ответственности;
  • инструктаж подчиненных и пр..

Воздействие административных методов осуществляется посредством:

  • приказов;
  • распоряжений;
  • оперативных указаний;
  • контроля за исполнением распоряжений;
  • средств поддержания дисциплины;
  • прочих факторов воздействия.

Основными регуляторами административных методов обязательно должны выступать:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  2. Хозяйственные правоотношения, носящие коммерческий характер; отношения некоммерческого характера; государственное регулирование и контроль за хозяйственной деятельностью, осуществляемую субъектами предпринимательской деятельности.
  3. Договорные отношения, определенные в трудовом и коллективном договорах.
  4. Законодательные акты, распоряжения, положения Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
  5. Распоряжения, акты, приказы, положения организаций.
  6. Система оперативного управления.

Формами проявления административных методов выступают:

  • рекомендации;
  • приказы;
  • команды;
  • постановления;
  • инструктажи;
  • распоряжения.

Особенностью административных методов управления выступает:

  1. Четкая адресность директив;
  2. Обязательность выполнения распоряжений и указаний;
  3. Наличие временных рамок выполнения задания.

Таким образом, система административных методов представляет собой, прежде всего воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления), а с другой стороны – воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

Связь типов подчинения с административными методами может быть следующей:

  1. Вынужденное и внешнее навязанное - сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим "сверху".
  2. Пассивное - для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений.
  3. Осознанное, внутренне обоснованное.

Негативная сторона административных методов:усиление пассивности работников, а иногда и скрытое неповиновение ввиду отсутствия положительных подкрепляющих стимулирующих условий.

Краткие итоги

В лекции представлено краткое рассмотрение основных методов менеджмента: административные, экономические, социально-психологические.

Рассмотрены общенаучные методы менеджмента.

Подробно рассмотрены административные методы управления, основы, на которые те опираются, а также основные регуляторы.

Определены положительные и отрицательные стороны административных методов.

Вопросы

  1. Выделите направленность методов менеджмента и их теоретические основы.
  2. Дайте характеристику общенаучным методам менеджмента.
  3. Назовите компоненты административных методов управления.
  4. Приведите описание регуляторов административных методов.

www.intuit.ru

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Методы менеджмента. Административные методы управления

Аннотация: Дается представление об управлении как о функции менеджмента, определяются стили руководства и его принципы.

13.ppt

Вы можете скачать: презентацию

Смотреть лекцию на: ИНТУИТ | youtube.com

Если проблемы с видео, нажмите выше ссылку youtube

Цель лекции:представить основные методы менеджмента, дать им краткую характеристику, рассмотреть административные методы управления и их положительные и отрицательные стороны.

Методы менеджмента – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Направленность методов менеджмента:

  1. По отношению к трудовым коллективам.
  2. По отношению к отдельным работникам.

В методологии выделяются следующие теоретические основы:

  1. Направленность – ориентация на систему (объект) управления (фирму).
  2. Содержание – это специфика приемов и способов воздействия.
  3. Организационная форма – способ воздействия на сложившуюся ситуацию в определенный момент времени. Организационная форма может выражаться прямым или косвенным воздействием.

Методы управления:

  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Общенаучными методами менеджмента принято выделять:

  1. Системный подход – способ упорядочивания проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели, варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие негативное воздействие на их решение.
  2. Комплексный подход – специфическая форма определения системности, заключающаяся в изучении проблем управления в их взаимодействии с методологическими подходами других наук, изучающих те же самые проблемы.
  3. Моделирование – предполагает использование некоторого рода моделей для решения управленческих проблем. Модель – это представление проблем в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы.
  4. Экономико – математические – используются для решения задач оптимизации, распределения ресурсов, программно-целевого планирования.
  5. Экспериментирование – научное осуществление опыта на базе разработанной методики с целью проверки тех или иных гипотез. Принципы результативности эксперимента следующие: целевая направленность, четкое определение границ, методическая разработанность вопросов выделения, фиксации и оценки полученных результатов.
  6. Конкретно-исторический подход – предполагает изучение каждого явления в динамике. Любой объект управления в своем развитии проходит стадии инициации, проектирования, создания, роста, зрелости и завершения. Проблемы управления на каждой стадии различаются, что требует выбора из всего арсенала методов, наиболее соответствующих объективным условиям.
  7. Методы управления функциональными подразделениями – связаны со структурой организации, выделением функциональных подразделений: производство, маркетинг, финансы, управление персоналом и пр. Отражает сущность постановки целей и определяет состав работ, необходимых для их выполнения.
  8. Методы управления общими функциями менеджмента – отражают содержание управленческого процесса в различных структурных подразделениях.
  9. Методы решения проблем – поиск ответов на вопросы по произошедшему событию.

Остановимся более подробно на рассмотрении административных методов управления.

Административные методы управления – это методы непосредственного воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти и принуждении.

Они опираются на:

  • власть руководителя,
  • его права,
  • организационную дисциплину,
  • ответственность.

Компонентами административного управления принято называть:

  • виды и типы воздействия;
  • адресата;
  • постановку задания и определение критериев его выполнения;
  • установление ответственности;
  • инструктаж подчиненных и пр..

Воздействие административных методов осуществляется посредством:

  • приказов;
  • распоряжений;
  • оперативных указаний;
  • контроля за исполнением распоряжений;
  • средств поддержания дисциплины;
  • прочих факторов воздействия.

Основными регуляторами административных методов обязательно должны выступать:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  2. Хозяйственные правоотношения, носящие коммерческий характер; отношения некоммерческого характера; государственное регулирование и контроль за хозяйственной деятельностью, осуществляемую субъектами предпринимательской деятельности.
  3. Договорные отношения, определенные в трудовом и коллективном договорах.
  4. Законодательные акты, распоряжения, положения Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
  5. Распоряжения, акты, приказы, положения организаций.
  6. Система оперативного управления.

Формами проявления административных методов выступают:

  • рекомендации;
  • приказы;
  • команды;
  • постановления;
  • инструктажи;
  • распоряжения.

Особенностью административных методов управления выступает:

  1. Четкая адресность директив;
  2. Обязательность выполнения распоряжений и указаний;
  3. Наличие временных рамок выполнения задания.

Таким образом, система административных методов представляет собой, прежде всего воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления), а с другой стороны – воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

Связь типов подчинения с административными методами может быть следующей:

  1. Вынужденное и внешнее навязанное - сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим "сверху".
  2. Пассивное - для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений.
  3. Осознанное, внутренне обоснованное.

Негативная сторона административных методов:усиление пассивности работников, а иногда и скрытое неповиновение ввиду отсутствия положительных подкрепляющих стимулирующих условий.

Краткие итоги

В лекции представлено краткое рассмотрение основных методов менеджмента: административные, экономические, социально-психологические.

Рассмотрены общенаучные методы менеджмента.

Подробно рассмотрены административные методы управления, основы, на которые те опираются, а также основные регуляторы.

Определены положительные и отрицательные стороны административных методов.

Вопросы

  1. Выделите направленность методов менеджмента и их теоретические основы.
  2. Дайте характеристику общенаучным методам менеджмента.
  3. Назовите компоненты административных методов управления.
  4. Приведите описание регуляторов административных методов.

www.intuit.ru

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Методы менеджмента. Административные методы управления

Аннотация: Дается представление об управлении как о функции менеджмента, определяются стили руководства и его принципы.

13.ppt

Вы можете скачать: презентацию

Смотреть лекцию на: ИНТУИТ | youtube.com

Если проблемы с видео, нажмите выше ссылку youtube

Цель лекции:представить основные методы менеджмента, дать им краткую характеристику, рассмотреть административные методы управления и их положительные и отрицательные стороны.

Методы менеджмента – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Направленность методов менеджмента:

  1. По отношению к трудовым коллективам.
  2. По отношению к отдельным работникам.

В методологии выделяются следующие теоретические основы:

  1. Направленность – ориентация на систему (объект) управления (фирму).
  2. Содержание – это специфика приемов и способов воздействия.
  3. Организационная форма – способ воздействия на сложившуюся ситуацию в определенный момент времени. Организационная форма может выражаться прямым или косвенным воздействием.

Методы управления:

  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Общенаучными методами менеджмента принято выделять:

  1. Системный подход – способ упорядочивания проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели, варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие негативное воздействие на их решение.
  2. Комплексный подход – специфическая форма определения системности, заключающаяся в изучении проблем управления в их взаимодействии с методологическими подходами других наук, изучающих те же самые проблемы.
  3. Моделирование – предполагает использование некоторого рода моделей для решения управленческих проблем. Модель – это представление проблем в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы.
  4. Экономико – математические – используются для решения задач оптимизации, распределения ресурсов, программно-целевого планирования.
  5. Экспериментирование – научное осуществление опыта на базе разработанной методики с целью проверки тех или иных гипотез. Принципы результативности эксперимента следующие: целевая направленность, четкое определение границ, методическая разработанность вопросов выделения, фиксации и оценки полученных результатов.
  6. Конкретно-исторический подход – предполагает изучение каждого явления в динамике. Любой объект управления в своем развитии проходит стадии инициации, проектирования, создания, роста, зрелости и завершения. Проблемы управления на каждой стадии различаются, что требует выбора из всего арсенала методов, наиболее соответствующих объективным условиям.
  7. Методы управления функциональными подразделениями – связаны со структурой организации, выделением функциональных подразделений: производство, маркетинг, финансы, управление персоналом и пр. Отражает сущность постановки целей и определяет состав работ, необходимых для их выполнения.
  8. Методы управления общими функциями менеджмента – отражают содержание управленческого процесса в различных структурных подразделениях.
  9. Методы решения проблем – поиск ответов на вопросы по произошедшему событию.

Остановимся более подробно на рассмотрении административных методов управления.

Административные методы управления – это методы непосредственного воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти и принуждении.

Они опираются на:

  • власть руководителя,
  • его права,
  • организационную дисциплину,
  • ответственность.

Компонентами административного управления принято называть:

  • виды и типы воздействия;
  • адресата;
  • постановку задания и определение критериев его выполнения;
  • установление ответственности;
  • инструктаж подчиненных и пр..

Воздействие административных методов осуществляется посредством:

  • приказов;
  • распоряжений;
  • оперативных указаний;
  • контроля за исполнением распоряжений;
  • средств поддержания дисциплины;
  • прочих факторов воздействия.

Основными регуляторами административных методов обязательно должны выступать:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  2. Хозяйственные правоотношения, носящие коммерческий характер; отношения некоммерческого характера; государственное регулирование и контроль за хозяйственной деятельностью, осуществляемую субъектами предпринимательской деятельности.
  3. Договорные отношения, определенные в трудовом и коллективном договорах.
  4. Законодательные акты, распоряжения, положения Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
  5. Распоряжения, акты, приказы, положения организаций.
  6. Система оперативного управления.

Формами проявления административных методов выступают:

  • рекомендации;
  • приказы;
  • команды;
  • постановления;
  • инструктажи;
  • распоряжения.

Особенностью административных методов управления выступает:

  1. Четкая адресность директив;
  2. Обязательность выполнения распоряжений и указаний;
  3. Наличие временных рамок выполнения задания.

Таким образом, система административных методов представляет собой, прежде всего воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления), а с другой стороны – воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

Связь типов подчинения с административными методами может быть следующей:

  1. Вынужденное и внешнее навязанное - сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим "сверху".
  2. Пассивное - для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений.
  3. Осознанное, внутренне обоснованное.

Негативная сторона административных методов:усиление пассивности работников, а иногда и скрытое неповиновение ввиду отсутствия положительных подкрепляющих стимулирующих условий.

Краткие итоги

В лекции представлено краткое рассмотрение основных методов менеджмента: административные, экономические, социально-психологические.

Рассмотрены общенаучные методы менеджмента.

Подробно рассмотрены административные методы управления, основы, на которые те опираются, а также основные регуляторы.

Определены положительные и отрицательные стороны административных методов.

Вопросы

  1. Выделите направленность методов менеджмента и их теоретические основы.
  2. Дайте характеристику общенаучным методам менеджмента.
  3. Назовите компоненты административных методов управления.
  4. Приведите описание регуляторов административных методов.

www.intuit.ru