Конспект урока "Персональный менеджмент". Лекции персональный менеджмент


Персональный менеджмент

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

Кафедра экономики, предпринимательства и управления

Е.А. Орачева

Учебно-методический комплекс

Специальность 080507.65 «Менеджмент организации»

Рекомендовано кафедрой

Протокол № 5 от 21 мая 2009 г.

Зав. кафедрой д. э. н., профессор Ж.А. Мингалёва

Пермь 2009

ББК 65.290-2

О63

Автор-составитель доцент Е. А. Орачева

Орачева, Е. А.

О 63 Персональный менеджмент: учебно-методический комплекс / Е.А. Орачева; НОУ ВПО «Западно-Уральский институт экономики и права». – Пермь, 2009. – 49 с.

Учебно-методический комплекс по курсу «Персональный менеджмент» разработан в соответствии с требованиями методического обеспечения преподавания дисциплины в рамках двух специальностей, реализуемых НОУ ВПО ЗУИЭП: 080507.65 «Менеджмент организации» . Данный курс относится к общепрофессиональной дисциплины регионального (вузовского) компонента (ОПД.Р) по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации».

ББК 65.290-2

Печатается по решению научно-методического совета

НОУ ВПО «Западно-Уральский институт экономики и права»

© Орачева Е. А., 2009

© НОУ ВПО «Западно-Уральский

институт экономики и права», 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа

Цели и задачи курса. Программа. Формы контроля.......

Содержание и методическое обеспечение курса......

1. Сущность персонального менеджмента, его содержание, этапы и стадии изучения......

2. Управление личной карьерой......

3. Управление собственным временем......

4. Принятие решений и делегирование полномочий......

5. Рабочее место руководителя и информационное обеспечение работы менеджера…….

6. Коммуникации в работе менеджера......

7. Работоспособность и самоконтроль в деятельности менеджера........

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……..

ЛИТЕРАТУРА……

ГЛОССАРИЙ........

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ МЕНЕДЖЕРА.......

Приложения.......

Рекомендации по написанию профессионального резюме....

Рекомендации по составлению характеристики....

Рекомендации по написанию автобиографии....

Рекомендации по написанию заявки на получение гранта....

Введение

Курс «Персональный менеджмент» включен в учебные планы специальностей «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» по решению Ученого cовета института. Данный курс предлагается, как правило, в качестве общепрофессиональной дисциплины регионального (вузовского) компонента (ОПД.Р) или в качестве специальной дисциплины по выбору студентов (СД.В.) и рассматривается как интегрирующий, личностно ориентированный.

В основу курса положена концепция самоменеджмента, базирующаяся на знании закономерностей развития современного менеджмента и технологий его использования в реальной управленческой практике. Освоение студентами материала, предлагаемого программой курса, призвано способствовать повышению эффективности личного труда руководителя, развитию его способности и готовности к организационно-управленческой деятельности, что, в свою очередь, безусловно, обеспечит качественно новый уровень решения профессиональных задач.

При определении содержания курса автор опирается на разработки коллектива специалистов - создателей одного из первых в России систематизированных учебников по персональному менеджменту1, рассматривающих его как науку о самоорганизации и самоуправлении человека.

Проведение занятий в диалоговом режиме - лекция-собеседование, дискуссия на заданную тему, обсуждение творческих работ, участие в «круглом столе» или мини-конференции и др. − помогает обучающимся осмыслить практику самоорганизации профессиональной и образовательной деятельности с опорой на основы общего менеджмента, его историю, теорию организации и организационное поведение, социологию и психологию управления и т. д.

«Примеривание» предлагаемого материала «на себя», восприятие его через призму собственных возможностей, через рефлексивное осмысление собственной способности и готовности к организационно-управленческой деятельности, выбор на этой основе наиболее целесообразных для решения профессиональных задач и адекватных личностной структуре способов действия в конкретной деловой ситуации, позволяют опредмечивать2 теоретические знания, переводить их в индивидуально-личностный план (уровень).

Подготовка к занятиям и участие в них поможет будущим специалистам-менеджерам глубже понять ценностно-нравственные основания управленческой деятельности и взаимодействий с коллегами, освоить и сделать личностно значимыми способы совершенствования индивидуальной организационной культуры, актуализировать мотивацию выстраивания профессиональной карьеры.

Учебно-методический комплекс «Персональный менеджмент» включает цели и задачи курса, определяет его место в ряду других учебных дисциплин специальности, систематизирует тематическое содержание, раскрывает ключевые понятия (глоссарий), рекомендует литературу по каждой теме, содержит практические задания и методические указания по их выполнению, предусматривает формы самоанализа и самоконтроля.

Являясь в рамках основных образовательных программ «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» одним из курсов в блоке специальных учебных дисциплин, «Персональный менеджмент» наряду с другими способствует развитию как социально-личностных и общекультурных компетенций (методологической культуры; самоорганизации, коммуникабельности и др.), так и общепрофессиональных (практического использования знаний в области менеджмента, социальной психологии, теории организации и др.; оценки социально-психологической атмосферы в организации и влияния на нее с использованием формальных и неформальных методов управления) и специально профессиональных (рациональной организации совместной деятельности, работе с информацией, проведению деловых совещаний и переговоров, рациональному планированию деятельности и др.) компетенций3.

Принципы интеграции знаний целого комплекса наук, личностной ориентированности курса позволяют студенту и преподавателю увидеть некую результирующую обучения – уровень овладения универсальными способами действия по организации личного труда руководителя.

studfiles.net

Основы персонального менеджмента

  1. Понятие персонального менеджмента

  2. Самоорганизация работы и личной жизни

1. Персональный менеджмент, или самоменеджмент, — это после­довательные и целенаправленные применения в повседневной прак­тике испытанных методов работы с целью оптимального исполь­зования времени, собственных возможностей и сознательного уп­равления своей деятельностью.

Очевидными преимуществами самоменеджмента являются мень­шие затраты времени и усилий при выполнении работы; снижение числа ошибок при выполнении своих функций; уменьшение заня­тости, спешки, стрессовых перегрузок; получение большего удов­летворения от работы; достижение профессиональных и жизнен­ных целей кратчайшим путем.

Основная цель персонального менеджмента состоит в наилучшем использовании собственных возможностей в рациональной орга­низации личного труда и обеспечении достойного качества жизни.

2. Рациональная организация своего труда и личной жизни в зна­чительной мере зависит от самого человека, его способностей, под­готовки, природных данных, материальных возможностей, а так­же техники и процесса самоменеджмента.

Процесс самоменеджмента можно представить в виде ряда раз­личных функций, которые находятся во взаимозависимости и осуще­ствляются, как правило, в определенной последовательности:

1) постановка целей. Осуществляется через ситуационный анализ и

методы достижения успеха;

2) планирование. Осуществляется через временное (годовое, месячное планирование, планирование дня). Менеджмент с помощью дневника времени;

3) принятие решений. Осуществляется путем установки приоритетов, через первоочередное решение жизненно важных проблем;

4) реализация и организация. Осуществляется через распорядок дня, самопроявление, биоритм, дневной рабочий план;

5) контроль результатов. Осуществляется через сравнение замысла с результатом, контролирование достижения поставленных це­лей, промежуточных результатов, итогов истекшего дня.

Особо выделим две функции — функцию информации и коммуникации и функцию самоорганизации здоровья. Обе названные функции лежат в основе успешного осуществления приведен­ных выше пяти функций. Вокруг функции информации и ком­муникации в определенной мере «вращаются» все функции, по­скольку коммуникации как обмен информацией необходимы на всех этапах самоменеджмента. Хорошее состояние здоровья и гигиена умственного труда, составляющие суть функции само­организации личного здоровья, являются тем уникальным ре­сурсом человека, который обеспечивает использование физичес­ких и духовных сил применительно ко всем составным частям жизни (работа, семья, увлечения отношения друзьями, самосовершенствование и т. д.

Материально-техническая база менеджмента

  1. Понятие материально-технической базы менедж­мента

2. Техническое и программное обеспечение менедж­мента

1. Материально-техническая база менеджмента — это совокупность организационно-технических средств, используемых в управлении, с материальным обеспечением их функционирования.

Организационно-технические средства, или организационная техни­ка, — это технические средства, применяемые для механизации и автоматизации управленческих работ, начиная от карандаша и кон­чая средствами электросвязи, ЭВТ и системами. В составе оргтех­ники следует выделить информационную технику, а именно сред­ства, используемые для работы с «бумажной» и «электронной» ин­формацией во всех ее видах и проявлениях. Именно информацион­ная техника составляет материальную базу прогрессивных систем управления.

2. Техническое обеспечение информационных систем управления вклю­чает аппаратные средства, средства коммуникации, программное обеспечение.

Базовым элементом любой современной информационной сис­темы является ЭВМ, персональный компьютер. Универсальность и эффективность компьютерной технологии обработки и хране­ния информации, миниатюрность и относительная дешевизна микроэлектронных средств ее реализации привели к проникно­вению ПК во все сферы общественной жизни и управления. Ком­пьютерные технологии по типу взаимодействия пользователя с компьютером подразделяются на пакетные, диалоговые и сете­вые. При пакетном типе взаимодействия пользователь получа­ет только результаты работы технологии, при диалоговом и се­тевом типах он взаимодействует с ней соответственно на индивидуальном компьютере или на компьютере, подключенном к сети ЭВМ.

Компьютерная техника в основном предназначена для реализации комплексных технологий обработки, распространения, использо­вания и хранения информации и является основой интеграции всех технических средств обеспечения управления. В настоящее время, в условиях постоянного нарастания инфор­мационных потоков, практически невозможно четкое взаимодей­ствие различных организаций без современных средств комму­никации. Коммуникационная техника служит, в основном, сред­ством реализации технологий передачи информации и работает как в автономном режиме, так и в комплексе со средствами ком­пьютерной техники.

Как было сказано, к средствам оргтехники относится большой пе­речень различного рода технических средств и приспособлений. Сюда относятся носители информации, средства составления и подготов­ки документов, техника полиграфии, средства обработки, хранения, поиска и транспортировки документов.

Программные средства обеспечения управления подразделяются на системные и прикладные.

К системным программам относятся текстовые и диагностичес­кие; антивирусные программы; операционные системы; команд­но-файловые оболочки (процессоры).

Среди прикладных программных средств обеспечения управления выделяют системы подготовки текстовых документов; личные ин­формационные системы; системы управления базами данных; про­граммы по распознаванию текстов; программы выхода во внешнюю среду; системы обработки финансово-экономической информации и ряд других (специализированных) систем

111

studfiles.net

Персональный менеджмент. - Бесплатная библиотека: учебники, шпаргалки, аспирантура

StudySpace.ru – это хранилище знаний для студентов и аспирантов. Здесь вы можете скачать учебники и шпаргалки, аналитические статьи и рефераты. Уникальные лекции и шпаргалки для аспирантов из личного архива ВечноГО сТУдента, кандидатский минимум. Для вас бесплатные учебники и шпаргалки без регистрации.

Персональный менеджмент.

  Резник С.Д.и др.

 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. — 622 с.

  Рассматриваются история, сущность и содержание персонального менеджмента, управление собственной карьерой, организация своего рабочего времени и технология планирования личной работы руководителя, информационное и коммуникационное обеспечение, пути рационализации менеджерского труда, работоспособность и личный самоконтроль в работе менеджера и др.

 

Учебник подготовлен межрегиональным коллективом авторов - преподавателями вузов, входящих в Учебно-методическое объединение по образованию в области менеджмента, и предназначен для студентов специальности 061100 `Менеджмент организации`. Может быть использован студентами других экономических и технических специальностей.
   

 

Формат: djvu / zip

Размер:  5,88 Мб

Скачать учебник

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 9 ВВЕДЕНИЕ 11РАЗДЕЛ I. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ИСТОРИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА 161.1. Общая модель качеств современного менеджера 16 1.2. Моделирование системы персонального менеджмента 22 1.3. Что должен знать и уметь менеджер в сфере персонального менеджмента 39 Практическое задание 42 Контрольные вопросы 44 Рекомендуемая литература 45ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАУКИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА 462.1. Становление НОТ за рубежом 46 2.2. Становление НОТ в России 60 2.3. Принципы поиска резервов в управлении 66 Практическое задание 71 Контрольные вопросы 71 Рекомендуемая литература 72РАЗДЕЛ II. УПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОЙ КАРЬЕРОЙ

ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ 733.1. Значение постановки целей 73 3.2. Технология поиска жизненных целей 76 3.3. Формулирование целей 83 Практическое задание 90 Контрольные вопросы 90 Рекомендуемая литература 91ГЛАВА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ 924.1. Самомаркетинг 92 4.2. Влияние личных особенностей на выбор карьеры 106 4.3. Управление профессиональной карьерой 110 Практическое задание 120 Контрольные вопросы 122 Рекомендуемая литература 122ГЛАВА 5. ПОИСК И ПОЛУЧЕНИЕ РАБОТЫ 1235.1. Поиск работы 123 5.2. Самореклама 129 5.3. Собеседование с работодателем 136 5.4. Заключение контракта 149 5.5. Работа за рубежом 152 Практическое задание 156 Контрольные вопросы 156 Рекомендуемая литература 156ГЛАВА 6. ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА НА НОВОЙ РАБОТЕ 1576.1. Адаптация в коллективе 157 6.2. Освоение новой работы 164 6.3. Закрепление успеха 167 Практическое задание 173 Контрольные вопросы 173 Рекомендуемая литература 174РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫМ ВРЕМЕНЕМ ГЛАВА 7. ВРЕМЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 1757.1. Значение фактора времени 175 7.2. Типичные ошибки руководителей 177 7.3. Принципы эффективного использования времени 181 7.4. Правила личной организованности н самодисциплины 184 7.5. Методы учета и анализа использования времени руководителя 190 Практическое задание . 199 Контрольные вопросы 199 Рекомендуемая литература 199ГЛАВА 8. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ О ПРИОРИТЕТАХ 2018.1. Значение, особенности и виды принимаемых решений 201 8.2. Методы принятия решений 207 8.3. Принцип Парето как основа принятия собственных решений 211 8.4. Выявление приоритетов с помощью анализа АБВ 212 8.5. Реализация решений на основе принципа Эйзенхауэра 215 Практическое задание 218 Контрольные вопросы 218 Рекомендуемая литература 218ГЛАВА 9. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ 2209.1. Истоки эффективного управления временем 220 9.2. Система планирования личного труда руководителя 223 9.3. Техника планирования личного времени руководителя 228 9.4. План и распорядок рабочего дня 235 Практическое задание 242 Контрольные вопросы 243 Рекомендуемая литература 243ГЛАВА 10. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ 24410.1. Основы делегирования 244 10.2. Основные цели и ситуации делегирования 253 10.3. Преимущества и недостатки делегирования 256 Практическое задание 260 Контрольные вопросы 261 Рекомендуемая литература „ 261РАЗДЕЛ IV. РАБОЧЕЕ МЕСТО И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА ГЛАВА 11. РАБОЧЕЕ МЕСТО РУКОВОДИТЕЛЯ 26211.1. Организация рабочих мест 263 11.2. Планировка рабочих мест 266 11.3. Техническое оснащение рабочих мест 268 11.4. Совершенствование условий труда 271 Практическое задание 275 Контрольные вопросы 275 Рекомендуемая литература 275ГЛАВА 12. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА 27612.1. Значение и роль информации в работе менеджера 276 12.2. Виды служебных документов 278 12.3. Требования к служебным документам 282 12.4. Текст документов 288 12.5. Организация работы с документами 289 12.6. Использование ЭВМ в работе с документами 293 Практическое задание 296 Контрольные вопросы 296 Рекомендуемая литература 297ГЛАВА 13. МЕТОДЫ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОГО ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ 29813.1. Работа над текстом 298 13.2. Тренировка памяти 305 13.3. Записная книжка руководителя 309 13.4. Умение слушать собеседника 312 13.5. Разговор по телефону 315 13.6. Служебная командировка 319 Практическое задание 326 Контрольные вопросы 326 Рекомендуемая литература 326РАЗДЕЛ V. КОММУНИКАЦИИ В РАБОТЕ МЕНЕДЖЕРА ГЛАВА 14. ИСКУССТВО УБЕЖДЕНИЯ 32814.1. Способы управления собеседником 328 14.2. Основные правила в искусстве убеждения 330 14.3. Виды убеждающих воздействий 339 Практическое задание 345 Контрольные вопросы 345 Рекомендуемая литература 345ГЛАВА 15. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 34715.1. Подготовка к выступлению 347 15.2. Техника выступления 353 15.3. Основы ораторского мастерства 361 15.4. Самоанализ качества выступления 365 Практическое задание 367 Контрольные вопросы 368 Рекомендуемая литература 368ГЛАВА 16. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ 36916.1. Значение делового общения 369 16.2. Подготовка и проведение деловой беседы 372 16.3. Правила проведения переговоров 381 16.4. Национальные стили ведения переговоров 393 Практическое задание 398 Контрольные вопросы 398 Рекомендуемая литература 398ГЛАВА 17. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ СОВЕЩАНИЙ 40017.1. Виды деловых совещаний 400 17.2. Подготовка совещания : 403 17.3. Проведение совещания 408 - 17.4. Вспомогательные средства и оборудование для проведения совещаний 411 Практическое задание 414 Контрольные вопросы 414 Рекомендуемая литература 414ГЛАВА 18. СЕКРЕТАРЬ РУКОВОДИТЕЛЯ 41618.1. Роль и задачи секретаря 416 18.2. Культура поведения секретаря 421 18.3. Взаимодействие руководителя с секретарем 423 18.4. Взаимодействие секретаря с руководителем 430 Практическое задание 435 Контрольные вопросы 435 Рекомендуемая литература 435РАЗДЕЛ VI. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ЛИЧНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ГЛАВА 19. САМООРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ РУКОВОДИТЕЛЯ 43619.1. Физические нагрузки 439 19.2. Питание 444 19.3. Сон 453 19.4. Закаливание и водно-питьевой режим 454 19.5. Дыхание, тишина, цвет 463 Практическое задание 473 Контрольные вопросы 474 Рекомендуемая литература..: : 474ГЛАВА 20. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ РЕЗЕРВЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 47520.1. Мобилизация волевых качеств руководителя 475 20.2. Эмоциональный потенциал работоспособности 477 Практическое задание 488 Контрольные вопросы 489 Рекомендуемая литература 489ГЛАВА 21. ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 49021.1. Гигиена умственного труда руководителя 490 21.2. Психологическая подготовка руководителя к работе 507 Практическое задание 518 Контрольные вопросы 518 Рекомендуемая литература.. 518ГЛАВА 22. ИМИДЖ МЕНЕДЖЕРА 52022.1. Внешняя привлекательность 520 22.2. Соблюдение правил делового этикета 526 22.3. Организация презентаций 532 22.4. Система «Паблик рилсйшнз» 540 Практическое задание 547 Контрольные вопросы 548 Рекомендуемая литература . 548ГЛАВА 23. САМОКОНТРОЛЬ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ 54923.1. Контроль процессов и результатов 549 23.2. Контроль дня (самоконтроль) 554 Практическое задание 557 Контрольные вопросы 557 Рекомендуемая литература 557ГЛАВА 24. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА 55924.1. Критерии оценки уровня организации труда управленческого персонала 559 24.2. Методы оценки организации управленческого труда 562 24.3. Показатели экономической эффективности совершенствования научной организации управленческого труда 570 Практическое задание 575 Контрольные вопросы 576 Рекомендуемая литература 576ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ) 577 ГЛОССАРИЙ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ 579 ПРИЛОЖЕНИЯ 5891. Рейтинг экономических профессий 589 2. Этапы карьеры менеджера и удовлетворяемые потребности 590 3. Определение профессиональных склонностей (разработка академика Е.А. Климова) 591 4. Пример профессионального резюме 594 5. Перечень часто встречающихся вопросов на собеседовании 596 6. Форма контракта 597 7. Тест на эффективность слушания 599 8. Критерии оценки качества выступления 600 9. Организационная подготовка делового совещания 601 10. Тест «Умеете ли вы вести совещание?» 603 11. Тест «Умеете ли Вы руководить самим собой?» 605 СПИСОК ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 608 ОБ АВТОРАХ 619

studyspace.ru

Конспект урока "Персональный менеджмент" - всем учителям, уроки

Конспект урока на тему «Персональный менеджмент»

Цель: знакомство с понятием «персональный менеджмент» и определение его значения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Усвоение нового материала

  3. Закрепление нового материала

  4. Поведение итогов

  5. Домашнее задание

  6. Рефлексия

Ход урока:

  1. Приветствие, отметка отсутствующих, сообщение целей урока.

  2. Давайте вспомним, что такое менеджмент.(ответы)А что такое персональный менеджмент?(ответы)

Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к работе организатора-менеджера или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию целенаправленных и выполнимых задач. Даже тогда, когда на вас со всех сторон сваливаются разные задания и работа прямо-таки захлестывает, можно благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день, выделяя резерв времени (в том числе и для досуга) для действительно руководящих функций.

Самоменеджмент – это целенаправленное и последовательное применение испытанных наукой и практикой методов и приемов менеджмента в повседневной жизнедеятельности для того, чтобы наилучшим образом использовать свое время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни, умело преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

Искусство персонального менеджмента, управления собственной жизнедеятельностью складывается из следующих семи блоков качеств.

1. Формулирование жизненных целей

Содержанием критерия служит умение мобилизовывать собственные способности и жизненные ресурсы.

К первичным качествам этого блока качеств относятся следующие 4 качества.

  • Способность познать самого себя.

  • Умение формулировать свои жизненные цели.

  • Умение принимать решения.

  • Умение планировать свою карьеру.

2. Личная организованность

Содержание критерия – способность руководителя жить и работать по системе. Критерии второго уровня этого блока модели содержат шесть качеств.

  • Приверженность системному подходу.

  • Умение сосредоточиться на главном.

  • Умение все делать по порядку.

  • Умение не упускать из виду мелочи.

  • Умение учитывать и анализировать затраты времени.

3. Самодисциплина

Самодисциплина – это личная дисциплинированность, соблюдение строгого порядка, точность и планомерность в работе.

Содержание критерия – умение управлять своим поведением, «держать себя в руках».

Критерии второго уровня этого блока качеств содержат пять первичных качеств.

  • Обязательность, способность и умение держать слово.

  • Пунктуальность, точность исполнения.

  • Собранность, умение не разбрасываться.

  • Наличие чувства ответственности.

  • Умение отказаться от удовольствий ради главного.

4. Знание техники личной работы

Содержание критерия – знание правил и приемов организации личной работы и умение ими пользоваться.

Критерием второго уровня этого блока являются пятнадцать первичных качеств.

  • Умение организовать рабочее место.

  • Умение пользоваться организационной и вычислительной техникой.

  • Умение работать с информацией.

  • Умение составлять документы.

  • Умение говорить по телефону.

  • Умение слушать.

  • Умение планировать свои дела.

  • Знание методов рационализации личного труда.

  • Умение пользоваться записной книжкой.

  • Умение менять род занятий.

  • Знание технологии коммуникаций.

  • Умение найти и получить работу.

  • Умение адаптироваться в коллективе.

  • Умение взаимодействовать с секретарем.

  • Умение делегировать полномочия.

5. Способность делать себя здоровым

Содержание критерия – хорошее состояние здоровья, соблюдение гигиены умственного труда.

Работа менеджера – это сложный труд, требующий высокого нервного напряжения, значительных умственных и физических сил.

Здоровый образ жизни для поддержания хорошей физической формы оправдывает себя в любом случае. Для того чтобы быть здоровым, особых рецептов не требуется. Прежде всего, нужно уделить внимание ряду факторов.

  • Физические нагрузки.

  • Правильное питание.

  • Сон.

  • Правильное дыхание.

  • Водные процедуры.

  • Закаливание.

  • Борьба с шумом.

  • Тренированность нервной системы.

  • Умение расслабляться.

  • Отказ от вредных привычек.

  • Режим труда и отдыха.

6. Эмоционально-волевой потенциал

Содержание критерия – способность управлять своей волей, воспитывать в себе оптимизм и жизнерадостность.

Волевые качества менеджера. Выражают его сознательную саморегуляцию своей деятельности и поведения, обеспечивающую преодоление трудностей при достижении цели.

  • Трудолюбие.

  • Упорство в работе.

  • Целеустремленность.

  • Решительность.

  • Напористость.

  • Умение заинтересовать, мотивировать себя.

  • Оптимизм и жизнерадостность.

  • Увлеченность работой.

  • Преданность работе и коллективу.

  • Семейное благополучие.

  • Уверенность в самом себе.

  • Психологическая подготовка к работе..

7. Самоконтроль своей жизнедеятельности

Содержанием критерия является способность контролировать процессы своей деятельности и ее результаты.

К первичным качествам данного блока следует отнести следующие.

  • Знание функций самоконтроля.

  • Контроль процессов.

  • Контроль времени.

  • Контроль результатов.

  • Самоконтроль дня.

  • Умение создавать и контролировать собственный имидж.

  • Также очень важно правильно оценивать себя.

3.Тест «Организованный ли Вы человек?»

После прочтения каждого вопроса выберите вариант ответа. Затем по ключу, который помещен в конце теста, найдите количественные оценки выбранных вариантов ответов. Сложите все оценки и сумму соотнесите с оценками результатов, которые Вы найдете после ключа к тесту (табл. 3) [2, с. 18].

1. Имеются ли у Вас главные цели в жизни, к достижению которых Вы стремитесь?

A. У меня есть такие цели.

Б. Разве можно иметь какие-то цели, ведь жизнь так изменчива?

B. У меня есть главные цели, и я подчиняю жизнь их достижению.

Г. Цели у меня есть, но моя деятельность мало способствует их достижению.

2. Составляете ли Вы план работы на неделю, используя для этого еженедельник, специальный блокнот и т.д.?

A. Да.

Б. Нет.

B. Не могу сказать ни «да», ни «нет», так как держу главные дела в голове.

Г. Пробовал составлять план, используя для этого еженедельник, но потом понял, что мне это ничего не дает.

Д. Составлять планы – это «игра в организованность».

3. «Критикуете» ли Вы себя за невыполнение намеченного на неделю, на день?

A. «Критикую» в тех случаях, когда вижу свою вину, лень или неповоротливость.

Б. «Критикую», несмотря ни на какие субъективные и объективные причины.

B. СЕйчас и так все критикуют друг друга, зачем же еще «отчитывать» самого себя?

Г. Придерживаюсь такого принципа: что удалось сделать сегодня – хорошо, а что не удалось – выполню, может быть, в другой раз.

4. Как Вы ведете свою записную книжку с номерами телефонов деловых людей, организаций, знакомых и т.д.?

A. Веду записи телефонов, фамилий, имен произвольно.

Б. Часто меняю записные книжки с записями телефонов, так как нещадно их «эксплуатирую». При переписывании телефонов стараюсь все сделать «по науке», однако потом вновь сбиваюсь на произвольную запись.

B. Записи телефонов, фамилий, имен веду «почерком настроения». Считаю, что были бы записаны номер телефона, фамилия, имя, отчество, а на какой странице и как записано, это не имеет особого значения.

Г. Используя общепринятую систему в соответствии с алфавитом, записываю фамилию, имя, отчество, номер телефона, а если нужно, то и дополнительные сведения (адрес, место работы, должность).

5. Вас окружают вещи, которыми Вы часто пользуетесь. Каковы Ваши принципы расположения вещей?

A. Каждая вещь лежит, где попало.

Б. Придерживаюсь принципа: каждой вещи – свое место.

B. Периодически навожу порядок в расположении вещей, предметов. Затем кладу их куда придется. Спустя какое-то время опять навожу порядок и т.д.

Г. Считаю, что данный вопрос не имеет никакого отношения к самоорганизации.

6. Можете ли Вы по истечении дня сказать: где, сколько и по каким причинам Вам пришлось напрасно терять время?

A. Могу сказать, но не с точностью 100 %.

Б. Могу сказать только о тех ситуациях, в которых было напрасно потеряно время.

B. Если бы потерянное время обращалось в деньги, тогда бы я считал его.

Г. Не только хорошо представляю: где, сколько и почему было напрасно потеряно время, но и изыскиваю приемы сокращения потерь в тех же самых ситуациях.

7. Каковы будут Ваши действия, когда на собрании начинается «переливание из пустого в порожнее»?

А. Предлагаю обратить внимание на существо вопроса. Б. На любом собрании бывает и что-то нужное, и что-то пустое. Ничего тут не поделаешь – приходится слушать.

8. Погружаюсь в «небытие».

Г. Начинаю заниматься теми делами, которые взял с собой в расчете на «переливание из пустого в порожнее».

8. Предположим, Вам предстоит выступить с докладом. Придаете ли Вы значение не только содержанию доклада, но и его продолжительности?

А. Уделяю серьезное внимание содержанию доклада. Думаю, что продолжительность нужно определять только приблизительно. Если доклад интересен, следует давать время, чтобы его закончить.

Б. Уделяю в равной степени внимание содержанию и продолжительности доклада, а также его вариантам в зависимости от времени.

9. Стараетесь ли Вы использовать буквально каждую минуту для выполнения задуманного?

A. Стараюсь, но у меня не всегда это получается в силу личных причин (упадок сил, плохое настроение и т.д.).

Б. Не стремлюсь к этому, так как считаю, что не нужно быть мелочным в отношении времени.

B. Зачем стремиться, если время все равно не обгонишь.

Г. Стараюсь, несмотря ни на что.

10. Какую систему фиксации поручений, заданий и просьб Вы используете?

A. Записываю в своем еженедельнике, что выполнить и к какому сроку.

Б. Фиксирую наиболее важные поручения, просьбы, задания в своем еженедельнике.

B. Стараюсь запоминать поручения, задания и просьбы, так как это тренирует память. Однако должен признаться, что память часто подводит меня.

Г. Придерживаюсь принципа «обратной памяти»: пусть помнит о поручениях и заданиях тот, кто их дает. Если поручение нужное, то о нем не забудут и вызовут меня для срочного исполнения.

11. Точно ли Вы приходите на деловые встречи, собрания?

A. Прихожу раньше на 3 – 5 минут.

Б. Прихожу к началу.

B. Как правило, опаздываю.

Г. Всегда опаздываю, хотя пытаюсь прийти раньше или вовремя.

Д. Если бы было издано пособие «Как не опаздывать», то я, вероятно, научился бы не опаздывать.

12. Какое значение Вы придаете своевременности выполнения заданий, поручений, просьб?

A. Считаю, что своевременность выполнения – это один из важных показателей умения работать, своего рода триумф организованности. Однако мне всегда кое-что не удается выполнить вовремя.

Б. Лучше немного затянуть выполнение задания.

B. Предпочитаю поменьше рассуждать о своевременности, а выполнять задания и поручения в срок.

Г. Своевременно выполнять задание или поручение – это верный шанс получить новое. Исполнительность всегда своеобразно наказывается.

13. Предположим, Вы пообещали что-то сделать или в чем-то помочь другому человеку. Но обстоятельства изменились таким образом, что выполнить обещанное довольно затруднительно. Как Вы будете себя вести в данной ситуации?

A. Сообщу об изменении обстоятельств и о невозможности выполнить обещанное.

Б. Скажу, что обстоятельства изменились и выполнение обещания затруднительно. Одновременно скажу, что не нужно терять надежду на выполнение обещанного.

B. Буду стараться выполнить обещанное. Если выполню – хорошо, не выполню – тоже не беда, так как я довольно редко не сдерживал своих обещаний.

Г. Ничего не буду обещать человеку. Выполню обещанное во что бы то ни стало.

Таблица 3

Если Вы набрали:

от 72 до 78 баллов– Вы организованный человек. Единственное, что можно посоветовать: не останавливайтесь на достигнутом уровне, развивайте и дальше самоорганизацию. Пусть Вам не кажется, что Вы достигли предела. Самоорганизация, в отличие от природы, дает наибольший эффект тому, кто считает ее ресурсы неисчерпаемыми;

от 63 до 71 балла– Вы считаете организацию неотъемлемой частью работы. Это дает Вам несомненное преимущество перед теми людьми, которые призывают организацию «под ружье» в случае крайней необходимости. Но Вам следует внимательнее присмотреться к самоорганизации, улучшить ее;

меньше 63 баллов– Ваш образ жизни, Ваше окружение научили Вас быть кое в чем организованным. Организованность то проявляется в Ваших действиях, то исчезает. Это признак отсутствия четкой системы самоорганизации. Существуют объективные организационные законы и принципы. Постарайтесь проанализировать свои действия, расход времени, технику работы. Вы увидите то, о чем и не подозревали. Чтобы стать организованным человеком, нужно преодолеть себя, нужно иметь волю и упорство.

4. Выводы:

Система самоорганизации дает наибольший эффект тому, кто считает ее неотъемлемой частью своей работы. Для того чтобы стать высокоорганизованным человеком, необходимо иметь волю и упорство, обладать четкой системой самоуправления.

Современный менеджер должен владеть искусством и наукой управления своей деятельностью, освоить приемы персонального менеджмента.

Одним их необходимых качеств менеджера является личная организованность, основными критериями которой следует считать системный подход, умение эффективно использовать время, сосредоточенность на главном, умение все делать по порядку и анализ затрат времени.

5.Домашнее задание – записи в тетради.

6. У кого-то есть вопросы? Понравился ли вам урок?

kopilkaurokov.ru

Лекции 16 час

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Озерский технологический институт - филиал НИЯУ МИФИ

КАФЕДРА Экономики и управления

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Занятий по дисциплине Персональный менеджмент

на весенний семестр 2012/2013 учебного года

для группы 1М-12Д (1 курс)

1. Лекции 16 час.
2. Практические занятия 16 час.
3. Лабораторные занятия
4. Курсовое проектирование
5. Самостоятельная работа 40 час.
6. ВСЕГО 72 час.
7. Форма отчетности зачет
Календарный план составлен ^
доцентом, к.б.н. (И.О. Фамилия)
(должность, ученое звание, степень)
Зав. кафедрой доцент, к.б.н. ^
(ученое звание, степень) (И.О. Фамилия)

2013 год

^

1 Темы лекций

Лекция 1. История, сущность и содержание, моделирование системы персонального менеджмента.

Лекция 2. Управление личной карьерой. Определение жизненных целей. Выбор карьеры. Технология поиска и получения работы. Факторы успеха.

Лекция 3. Управление собственным временем. Планирование личной работы.

Лекция 4. Принятие решений и делегирование полномочий. Пути рационализации личного труда руководителя.

Лекция 5. Рабочее место и информационное обеспечение работы.

Лекция 6. Деловое общение. Искусство убеждения. Способы расположения к себе собеседника. Правила конструктивной критики.

Лекция 7. Работоспособность и личный самоконтроль. Самоорганизация здоровья. Эмоционально-волевые резервы работоспособности. Гигиена умственного труда и психологическая подготовка к работе. Личный самоконтроль процесса деятельности и результатов.

Лекция 8. Анализ и оценка уровня организации труда специалиста менеджера, руководителя.

2 Темы практических занятий

Занятие 1. Доклады по темам: история, сущность и содержание, моделирование системы персонального менеджмента.

Занятие 2. Опрос по теме лекции 2. Оценка своих возможностей и ограничений: тест - "Вы сами".

Занятие 3. Доклады по темам: управление собственным временем, планирование личной работы. Разработка индивидуального баланса успехов и неудач: жизненного плана, тестирование "Пути реализации карьеры". Кроссворды.

Занятие 4. Доклады по лекции 4. Соционическая типология личности по тестам: "Дихотомический тест"; "Цифровой тест"; "Поэтапный тест"; сравнительный анализ особенностей социотипов.

Занятие 5. Опрос по лекции 5. Составление табличной формы учета затрат рабочего времени. Разработка анкеты для анализа использования рабочего времени.

Занятие 6. Доклады по темам лекции 6. Деловая игра. Кроссворды. Локус – контроль.

Занятие 7. Итоговая контрольная работа.

Занятие 8. Доклады по темам: анализ и оценка уровня организации труда специалиста менеджера, руководителя.

^

Лабораторные работы не предусмотрены.

4 Курсовое проектирование

Курсовое проектирование не предусмотрено.

^

5.1 Контрольные работы: темы, сроки выдачи и исполнения

Контрольная работа №1. Итоговая контрольная работа по темам лекционного курса (тест). Работа включает 4 варианта.

Срок выдачи / исполнения

(неделя учебного семестра)

Контрольное мероприятие
14 неделя / 14 неделя Контрольная работа №1 (итоговая)

5.2 Индивидуальные домашние задания: темы, сроки выдачи и исполнения

Домашнее задание на тему «Оценка и анализ своих ограничений по методике «Вы сами».

Срок выдачи / исполнения

(неделя учебного семестра)

Контрольное мероприятие
4 неделя / 8 неделя Домашнее задание
6 Литература^
  1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1991. – 320 с.
  2. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему. - СПб.: Питер, 1995.
  3. Каппони В., Новак Т. Сам себе авторитет. - СПб.: Питер, 1995.
  4. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 584 с.
  5. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов специальности «Менеджмент». – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. – М., 1999. – 528 с.
  6. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. - М.: Дело ЛТД, 1998.
  7. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – Спб.: Издательство Союз, 2000. – 576 с.
  8. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М.: Просвещение, Владос, 1999.
  9. Персональный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Резник и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002 – 622 с.
  10. Психология менеджмента: Учебник / Под ред. проф. Г.С. Никифорова – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000. – 572 с.
  11. Скотт Д.Х. Конфликты и пути их преодоления. – Киев: Внешторгиздат, 1999.
^
  1. Мольц М. Я - это я, или как стать счастливым: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1997.
  2. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. – М., 1997.
  3. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. М., 1998.
  4. Шейнов В.П. Техника личной работы: где взять недостающее время. Рекомендации для руководителей. Минск, 1997.
  5. Шепель В.М. Управленческая этика. – М.: Экономика, 1999.
  6. Шипилина Л.А. Технология саморазвития менеджера: Учебное пособие. – Омск, 1998.
  7. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. – М.: Высшая школа, 2000. – 304 с.

refdt.ru

Персональный менеджмент

Количество просмотров публикации Персональный менеджмент - 64

Карьера в современном понимании - это не должностное продвижение личности. В современном быстро меняющемся мире предпочтение отдается не последовательной смене должностей в одной иерархии, а смене позиций в различных проектах. Все большее значение приобретает личность, под которую потом выстраивается производственный процесс, приносящий прибыль. В этих условиях такие традиционные элементы процесса формирования и развития профессионализма, как высшее образование, должностное продвижение, повышение квалификации, теряют свое значение. Работодателя интересует результат, которого может добиться специалист, а не его регалии и дипломы. Высшее образование становится статичным, но не динамичным фактором успеха. Это происходит просто в силу того, что знания, которые передаются сегодня, уже никому не пригодятся завтра. Возникает крайне важно сть говорить не о карьере, а о трудовом пути, профессиональной судьбе человека.

Мировые тенденции социально-экономического развития предполагают расширение личной свободы. Личная свобода основана на ответственности. Свобода выражается, прежде всœего, в потребности личности в самореализации. Краеугольным камнем конструкции самореализации является умение управлять собой: самоменеджмент, самоуправление, самоорганизация, личная технология, self-management, персональный менеджмент. И всœе суть об одном и том же - об управлении собственной жизнедеятельностью в широком смысле и об управлении собственным профессиональным развитием - в узком смысле.

Персональный менеджмент- это целœенаправленное и последовательное применение практических методов управления в повсœедневной деятельности с целью оптимизации использования своих персональных ресурсов: интеллекта͵ воли, способностей и т.д.

Можно констатировать, что важнейшую роль в системе самоменеджмента играет персональный карьерный менеджмент. Речь идет о традиционных и инновационных технологиях менеджмента͵ объектом воздействия которых выступает карьера (смена компетенций), с одной стороны, и профессиональное развитие (компетентность) - с другой. Причем, в случае если карьера в большинстве организаций зависит, прежде всœего, от работодателя, то формирование профессионализма и развитие компетентности - целиком прерогатива специалиста.

Что отнести к традиционным, а что к инновационным технологиям? К традиционным технологиям управления относятся технологии, обеспечивающие выполнение базовых функций управленческой деятельности: целœеполагание, планирование, организация, контроль и мотивация. К инновационным можно отнести маркетинг личности, персональный PR, личный брэндинг и другие технологии, ставшие популярными и востребованными в последние годы.

Персональный менеджмент - область знаний, изучающая организацию личного труда работника с точки зрения используемых методов, принципов и приемов работы. Персональный менеджмент позволяет наилучшим образом установить взаимодействие между работником и используемыми техническими средствами в процессе выполнения должностных обязанностей. Ключевая задача персонального менеджмента рациональная организация труда специалистов и управленческих кадров. Одним из базовых направлений решения данной проблемы является оптимальное использование рабочего времени.

referatwork.ru

Последние лекции по менеджменту

Последние лекции по менеджменту

Количественная школа управления

В 1950-х гг. возник количественный подход в управлении, или исследование операций.

Данное направление разрабатывало модели принятия решений в наиболее сложных ситуациях, где нельзя ограничиваться прямой причинно-следственной зависимостью. В готовую модель подставлялись количественные значения исследуемых переменных и рассчитывался оптимальный вариант решения проблемы.Ключевой характеристикой количественной школы управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Огромное значение для развития количественных методов в управлении имело появление компьютеров, которые позволили разрабатывать очень сложные модели, с большим количеством переменных, весьма приближенные к реальности.Яркими примерами использования наработок количественной школы в системе управления персоналом являются модели оценки социально-экономической эффективности управления персоналом и модели, основанные на теориях вероятностей и игр, а также некоторые модели, основанные на нейролингвистическом программировании.В частности, теория игр – это математический метод изучения оптимальных стратегий в играх, или анализ принятия оптимальных решений в условиях конфликта (здесь конфликт и игра являются своего рода математическими синонимами). Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две или более стороны, ведущие борьбу за реализацию своих интересов.

Подходы к управлению и их характеристики. Три основных подхода: процессный, системный, ситуационный

Процессный подход (1920г. особенно 1950–н.в.) рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важным для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функций, которые в конечном итоге группируются в планирование, организацию, мотивацию, контроль. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения;

системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме, строится дерево цели, система разбивается на подсистемы, организация на подразделения. В системном подходе (1950 г. – н.в.) подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Когда руководство меняет один элемент или какую-то одну часть организации, все другие части в определенной степени также испытывают воздействие этой перемены. Такого рода изменения могут сказаться на будущей эффективности организации в целом. Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления. Системный подход - это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению;

ситуационный подход: анализируются результаты деятельности организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения этих результатов. Ситуационный подход (1960 – н.в.) концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени определяется тем, насколько руководитель сумел правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одного или нескольких из них. Ситуационный подход представляет собой наиболее широкую и удовлетворительную систему, разработанную к настоящему времени, для того, чтобы сделать управление эффективным.

 

Теория Z

Американский профессор У. Оучи выдвинул в 1981 г. теорию «Z», как бы дополняя тем самым идеи Макгрегора, высказанные им в виде теории «X» и теории «Y». Оучи, изучив японский опыт управления, пришел к выводу о том, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. При этом, хотя теорию «Z» нельзя отнести к разряду общих теорий управления, так как она скорее дает набор характеристик управления, данная теория знаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления. Предложив теорию «Z» управления организацией, Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организацией.

Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек – основа любой организации и от него, в первую очередь, зависит успех функционирования организации. Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления. Идеи теории «Z» в сжатом виде сводятся к следующему:

• долгосрочный наем кадров;

• групповое принятие решения;

• индивидуальная ответственность;

• медленная оценка кадров и их умеренное продвижение;

• неопределенный, неформальный контроль с помощью четких и формализованных методов;

• неспециализированная карьера;

• всесторонняя забота о работниках.

Краткий обзор учений XX в. об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В то же время знакомство с учениями показывает, что практика бизнеса и управления им всегда оказывались сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от времени перед исследователями управления все новые, ранее неведомые стороны и качества и ниспровергая с пьедестала незыблемых истин положения и теории, которые претендовали на окончательные истины об управлении.

 

ТЕОРИЯ "7-S".

 

Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций

менеджмента является теория "7-S'', разработанная исследователями

консультативной фирмы "МакКинзи" Это Томас Питерс и Роберт Уотерман -

авторы известной книги "В поисках эффективного управления", и Ричард

Паскаль и Энтони Атос - авторы известного бестселлера "Искусства японского

управления: пособие для американских управляющих".

Исследования данных специалистов в области управления привели их к

выводу, что эффективная организация формируется на базе семи

взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью

требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски

название всех этих составляющих начинается на "s", эта концепция получила

название "7-S".

Ключевыми составляющими являются следующие:

S стратегия - планы и направления действий, определяющие распределение

ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных

действий во времени для достижения поставленных целей;

S структура - внутренняя композиция организации, отражающая распадение

организации на подразделения, иерархическую субординацию этих

подразделений и распределение власти между ними;

S системы - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;

S штат - ключевые группы персонала, существующие в организации и

охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.

S стиль - способ, каким руководители управляют организацией; сюда же

относится организационная культура;

S квалификация - отличительные возможности ключевых людей в организации;

S разделенные ценности - смысл и содержание основных направлений

деятельности, которые организация доводит до своих членов.

 

В соответствии с данной концепцией, только те организации могут

эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут

содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи

составляющих.

 

Российский менеджмент

В настоящее время в России менеджмент, соответствующий мировым стандартам, находится в стадии становления. Насколько длителен временной разрыв в уровнях менеджмента, характеризует высказывание Питера Ф. Друкера, выдающегося американского ученого и практика в области менеджмента. Летом 2000 г. он писал: «предприятия и менеджмент в США 50 лет назад были такими же, как российские предприятия и менеджмент в наши дни».

С точки зрения управления в России условно выделяют три основные модели менеджмента:

Модель «здравого смысла»,наблюдаемая, прежде всего в последнем десятилетии XX века, во многих организациях так называемых «новых русских». Большая часть этих «менеджеров» до этого были кем угодно: инженерами, экономистами, юристами, программистами – только не профессионалами в управлении. Хорошо ещё, что бизнес в те годы, был достаточно простым, менеджмент на первой стадии развития бизнеса тоже был элементарным. Однако по мере роста организаций «здравого смысла» перестало хватать для замещения управленческого профессионализма.

Модель «западной культуры» представлена западными организациями стран зрелой рыночной экономики, работающими на российском рынке. Преувеличивать влияние западной культуры менеджмента на российские организации не следует, но нельзя и не замечать некоторых следов воздействия. Например, коренная реконструкция технологической базы менеджмента, которая произошла за последние годы. На вооружении у современного менеджера – персональные компьютеры, новейшие системы связи, базы данных с удаленным доступом, различные программные средства, Internet. Наряду с этим, многие организации восприняли и внешние атрибуты западного менеджмента: элегантность, вежливость, хорошую мебель. Но дальше внешней формы и технологического вооружения дело не шло. В последние годы продвижения в сторону собственно западных технологий корпоративного управления, межгруппового взаимодействия пошли быстрее. Менеджмент стран зрелой рыночной экономики заметно повлиял на форму, техническую сторону и оказывает существенное воздействие на культуру российского менеджмента.

Модель «традиционных (советских) методов управления» ещё продолжает функционировать в некоторых организациях Российской Федерации.

 

Последние лекции по менеджменту

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru