Учебно-методический комплекс по дисциплине Менеджмент библиотечно-информационной деятельности (СД) для студентов Института интеллектуальных ресурсов и информационных технологий. Лекции библиотечный менеджмент


РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ БИБЛИОТЕЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

УДК 002

ББК 73

 

 

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ БИБЛИОТЕЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Курсовая работа

 

Исполнитель: Щеглова Анастасия Владимировна, студент группы ФО-570502

______________________________________

Научный руководитель: Кудряшова Г. Ю., канд. пед. наук, доцент__________________

Зав. кафедрой: Кудряшова Г.Ю., канд. пед. наук, доцент __________________________

Дата допуска к защите: «___» _______20__ г.

 

 

Екатеринбург

2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности

1.1. Эволюция менеджмента как научной дисциплины……………………...8

1.2. Формирование концепции менеджмента библиотечно-информационной деятельности………………………………………………………………16

1.2.1. Зарождение концепции менеджмента в библиотечном деле в России..17

1.2.2. Методологические основы менеджмента БИД…………………………20

1.2.3. Диверсификация менеджмента БИД…………………………………….23

1.3. Основные направления современного менеджмента…………………..33

1.3.1. Стратегический менеджмент…………………………………………….33

1.3.2. Социально-этический маркетинг…………………………………..........35

1.3.3. Кадровый менеджмент…………………………………………..............36

Глава 2. Библиотечный кадровый менеджмент

2.1. Теоретические основы библиотечного кадрового менеджмента…….....37

2.1.1. Предпосылки формирования кадрового менеджмента в российских библиотеках………………………………………………………………………37

2.1.2. Сущность и содержание библиотечного кадрового менеджмента…….42

2.1.2.1. Формирование и развитие персонала………………………………….47

2.1.2.1.1. Планирование персонала……………………………………………..47

2.1.2.1.2. Формирование персонала…………………………………………….48

2.1.2.1.3. Развитие трудовых ресурсов…………………………………………50

2.1.2.2. Мотивация и стимулирование персонала……………………………..53

2.2. Анализ состояния кадровых ресурсов в библиотеках Свердловской области (на примере муниципальных, вузовских и школьных библиотек)…56

2.2.1. Анализ кадровых ресурсов муниципальных библиотек Свердловской области за 2003-2010 гг………………………………………………………….57

2.2.2. Анализ кадровых ресурсов школьных библиотек Свердловской области за 2008 г…………………………………………………………………………..59

2.2.3. Анализ кадровых ресурсов вузовских библиотек Свердловской области за 2002-2007 гг…………………………………………………………………...60

2.2.4. Анализ состояния кадровых ресурсов в библиотеках Свердловской области: общие аналитические выводы………………………………………..61

Глава 3. Аналитическая записка о динамике процессов диверсификации библиотечного менеджмента………………………………………………….62

Заключение……………………………………………….……………………..68

Библиографический список…………………………………………………..69

Приложения……………………………………………………………………..77

 

Введение

 

Социально-экономические и политические преобразования российской действительности в конце XX – начале XXI вв. привели к изменению сферы функционирования библиотек и усилению их роли в процессах социализации современного общества. Это предопределило необходимость разработки новых подходов к управлению библиотечной деятельностью, т.к. существовавшие ранее принципы оказались малоэффективными в рыночных условиях. Так, одной из причин слабой адаптации библиотек к новым условиям стали чрезмерная типизация и регламентация организационных структур. Поэтому основной тенденцией развития библиотеки на современном этапе является повышение разнообразия систем управления.

Поиски инновационных типов управления, соответствующих современным задачам и функциям библиотечной деятельности, нашли наиболее полное отражение в концепции библиотечного менеджмента. Термином «библиотечный менеджмент» обозначается особая сфера социально-практической деятельности библиотеки и научная дисциплина, ставящая задачу изучения этой сферы и выработки практических рекомендаций по ее совершенствованию. Библиотечный менеджмент использует широкий спектр концепций мирового менеджмента, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности с учетом специфических особенностей как российских реалий, так и библиотечного дела.

Главными задачами библиотечного менеджмента стали: разработка моделей эффективного планирования, гибких организационных структур, обеспечивающих библиотеке стратегические позиции и высокий уровень адаптации к изменениям; формирование комплекса некоммерческого маркетинга, позволяющего библиотеке достичь значимого социального эффекта; развитие методической работы на принципах инновационного менеджмента; выработка механизма управления персоналом и т.п.

По мере развития библиотечного менеджмента происходит становление инновационных типов управления: библиотечного маркетинга, стратегического, инновационного и кадрового менеджмента, управления проектами и т.д.

Один из крупнейших исследователей в области библиотечного менеджмента И. М. Суслова в статье «Три кита менеджмента» [72] обозначила основные направления развития современного менеджмента: стратегический и кадровый менеджмент, социально-этический маркетинг, развитие которых в управлении библиотекой составляет ключевую задачу информационно-библиотечного менеджмента.

В данной курсовой работе мы подробно остановимся на раскрытии одного направления – управлении персоналом, или кадровом менеджменте. Выбор обусловлен тем, что в современном обществе персонал является основным ресурсом любой организации, ее главным богатством, определяющим успех всей деятельности, а основу концепции управления персоналом составляют возрастающая роль личности каждого сотрудника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед библиотекой.

Разработанность проблемы. В России интерес к изучению проблем менеджмента существенно возрос в девяностые годы. Опубликованы многочисленные монографии, отечественные и переводные зарубежные учебники, учебные пособия, раскрывающие научные подходы к управлению. Методология менеджмента систематично представлена в учебнике «Основы менеджмента» американских авторов М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури. Идеи менеджмента в применении к российской действительности, изложены в учебных пособиях ведущих российских ученых Ф. М. Русинова, Л. И. Никулина, Л. Ф. Фаткина («Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений»), З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина, Р. З. Акбердина («Менеджмент организации»), О. С. Виханским, А. И. Наумовым.

В зарубежных странах переход к менеджменту как новой парадигме управления библиотечной деятельностью, осуществлялся в 80-е годы. Именно тогда менеджмент начал противопоставляться администрированию и осознаваться в качестве эффективной управленческой методологии, призванной обеспечить функционирование библиотеки в сложной, динамично изменяющейся внешней среде. Об этом писали американские исследователи Р. Стюарт и Б. Моран, английские ученые А. Мол и А. Воган, датские библиотековеды П. Андерсен и Б. Соренсен, профессор Б. Ашервуд.

Зарождение концепции библиотечного менеджмента в России относится к началу 90-х годов. Основные положения концепции представлены в работах И. К. Джерелиевской, В. К. Клюева, И. М. Сусловой, Е. М. Ястребовой и др.

Большой массив литературы посвящен новым типам менеджмента, формирующимся в управлении библиотечной деятельностью, в частности библиотечному кадровому менеджменту.

Различным аспектам управления кадрами в библиотечном деле посвящены труды Е. К. Высоцкой, В. К. Клюева, А. И. Пашина, И. М. Сусловой, Э. Р. Сукиасяна.

Значительная часть профессиональной литературы освещает отдельные направления кадрового менеджмента: повышение квалификации и обучение сотрудников библиотек, формирование организационной культуры в библиотеках, проведение аттестации, оценки персонала (Е. Я. Галимова, Н. В. Жадько, А. И. Каптерев, JI. C. Мартынова, Т. А. Петрова, Е. Г. Соболева, Э. Р. Сукиасян, И. М. Суслова).

Объект исследования – библиотечный менеджмент.

Предмет исследования – библиотечный кадровый менеджмент.

Цель работы – рассмотреть развитие теории и практики библиотечного менеджмента и библиотечного кадрового менеджмента.

Задачи работы:

1. проследить эволюцию становления менеджмента как научной дисциплины;

2. проанализировать становление концепции менеджмента в библиотечно-информационной деятельности;

3. охарактеризовать основные направления развития современного менеджмента;

4. раскрыть теоретические основы библиотечного кадрового менеджмента;

5. провести анализ состояния кадровых ресурсов на примере муниципальных, вузовских и школьных библиотек Свердловской области, сделать общий аналитический вывод;

6. составить аналитическую справку с обоснованием прогрессивной динамики процессов диверсификации библиотечного менеджмента.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: библиографический метод, метод терминологического анализа, анализ и синтез, дедукция и др.

 

 

Библиотечном деле в России

 

В конце восьмидесятых – начале девяностых многими учеными были отмечены факторы кризиса в области библиотечного дела. Основные принципы командно-административной системы управления библиотечным делом (например, такие как централизация, директивность, иерархичность) привели застою, стагнации в этой области деятельности.

На уровне библиотеки, где управление всегда было ориентировано на обеспечение текущей деятельности, кризис отразился в невозможности разрабатывать стратегию, реализовывать долгосрочные цели, создавать гибкие организационные структуры, поддерживать развитую систему деловых контактов.

Основными факторами кризиса стали [68, с. 33]:

· стагнация основных показателей библиотечного обслуживания, что послужило свидетельством замедления темпов и прекращения развития отрасли;

· отслоение от библиотек наиболее квалифицированных слоев читающей публики;

· резкое падение социального статуса библиотек.

В статье В. Гудкова, Б. Дубина, А. Рейтблата, опубликованной в 1990 году, указывалось, что «вся система организации библиотечного дела в стране вступила в противоречие с общественными потребностями. <…> Все стадии управления библиотечным делом (планирование, руководство, отчетность) оторвались от реальных процессов деятельности библиотек и превратились в самоцель: планы развития не выполняются, отчетность не отражает действительного положения дел, руководство осуществляется не для удовлетворения читательских запросов, а с целью выполнения планов» [27].

Вторая половина восьмидесятых годов определяется как «разрушительная пятилетка», когда резкой критике были подвергнуты исходные принципы и выявлены многие недостатки командно-административной системы управления библиотечным делом. К их числу относятся:

· директивное планирование, ориентированное на обязательные, усредненные представления центральных органов о библиотеке;

· рациональная модель управления, построенная на жесткой вертикали власти, преувеличении организационного фактора;

· перевод библиотеки из сферы стратегического управления на уровень текущего, оперативного, замена аналитической функции отчетностью, управленческого учета оперативным;

· и другие.

В новых социально-экономических условиях оказались неприемлемы концепции централизованного управления, неспособные привести организацию к изменениям, адаптировать к сложившейся обстановке в обществе. Все это привело к деформации основных управленческих функций, стагнации библиотечной деятельности.

Таким образом, можно говорить о том, что глубокие кризисные явления в сфере управленческой деятельности, выражающиеся в несоответствии традиционных структур и методов, сформированных в административной системе управления библиотекой, радикально изменившимся условиям общественной жизни, стали причиной поиска новой парадигмы управления. Радикальное изменение парадигмы управления во второй половине XX века характерно для всей мировой системы в целом, т.к. связано со вступлением мирового сообщества в информационную эру. В табл. 1 и 2 отражены основные положения старой и новой парадигмы управления.

Таблица 3

Основные положения старой и новой парадигмы управления

Старая парадигма Новая парадигма
Организация – закрытая система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны Организация – открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды
Рост масштабов деятельности Ориентация на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребностей
Рациональная организация функционирования, эффективное использование всех видов ресурсов, повышение производительности труда как главная задача менеджмента Ситуационный подход к управлению, признание важности адекватности реакций на изменения, обеспечение адаптации к условиям внешней среды
Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, нормах, стандартах исполнения Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и стиль руководства
Главный источник развития – производительность труда Главный источник развития – люди, обладающие знаниями и условиями для реализации собственного потенциала

 

 

Таблица 4

Сравнительный анализ старой и новой парадигмы управления библиотечной деятельности в России

Парадигма дореформенного периода Парадигма переходного периода
Централизация управления библиотечной деятельностью Децентрализация на базе сочетания государственного и общественного управления
Моноцентрическая система Переход к полицентрической системе
Ограниченная самостоятельность библиотек, жесткая система связей и распределения Самоуправление библиотек как открытых, социально ориентированных систем
Прямое государственное управление Управление деятельностью библиотек на основе сочетания административных методов и методов некоммерческого маркетинга

 

 

Стратегический менеджмент

Как пишет автор вышеуказанной статьи, «прочное здание современного менеджмента покоится на трех китах, символизирующих его главные направления. Первое из них – стратегический менеджмент, который приобретает особое значение в связи с динамизмом и неопределенностью внешней среды библиотеки» [72, с. 5].

Стратегический менеджмент – тип управления, который в высокой степени отвечает современным особенностям развития библиотеки, поскольку позволяет достаточно точно определить стратегические позиции в динамично изменяющихся условиях на основе исследований внешних и внутренних факторов.

Содержание и структуру стратегического управления составляют определение миссии и целей библиотеки, анализ среды, выбор стратегической альтернативы, организация выполнения стратегии.

Сегодня стратегический менеджмент испытывает период диверсификации. Так, среди его многочисленных элементов специалисты выделяют управление проектами, которое в библиотечном деле включает в свою сферу все большее число объектов и формируется как сравнительно самостоятельное направление со своей методологией, понятийным аппаратом и методами.

Также одной из главных проблем библиотечного менеджмента являются инновации. К главным направлениям формирования инновационного менеджмента относят:

· разработку организационно-методологических основ освоения новшеств;

· создание гибкой системы обучения кадров;

· определение мотивов и факторов сопротивления изменениям и уменьшение их влияния;

· расчет параметров необходимого ресурсного обеспечения инновационных процессов и мотивации.

Еще двумя направлениями в концепции стратегического управления библиотекой являются маркетинговый подход в стратегическом управлении и персонал-стратегия.

Первое направление отражается в «определенных концепциях, направляющих маркетинговые усилия, устанавливающие соотношение интересов организации, потребителей, общества» [71, с. 135]. При этом выделяют пять основных подходов, на базе которых организации ведут свою маркетинговую деятельность:

· концепция совершенствования производства;

· концепция совершенствования товара;

· концепция интенсификации коммерческих усилий;

· концепция общего маркетинга;

· концепция социально-этического маркетинга.

Второе же направление, обозначенное как персонал-стратегия, рассматривает стратегию управления персоналом как «перспективное направление развития, использующее предоставленные внешней средой возможности для упрочения и сохранения стабильности функционирования библиотеки с помощью ее сотрудников» [71, с. 201]. Стратегия управления персоналом направлена на поддержку достижения целей библиотеки, она определяет направление работы, содержит сроки и показатели определения эффективности ее реализации.

 

 

Кадровый менеджмент

 

Третье направление современного менеджмента – управление персоналом.

Оно основано на той реалии, что сегодня персонал является основным ресурсом любой организации, ее главным богатством, определяющим успех всей деятельности. В связи с этим основу концепции управления персоналом в настоящее время составляют возрастающая роль личности каждого сотрудника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед библиотекой.

В связи с этим главной целью системы управления персоналом является обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.

Остановимся подробнее на теоретических аспектах кадрового менеджмента, которые мы раскроем в следующей главе работы.

Планирование персонала

 

По мнению И. М. Сусловой планирование персонала можно определить как «попытку спрогнозировать будущую потребность библиотеки в кадрах и оценить возможности удовлетворения этой потребности» [68, с. 421]. В этот процесс входит сопоставление существующих человеческих ресурсов библиотеки с возможной потребностью в будущем.

Кадровое планирование помогает в решении многочисленных задач:

• набор персонала;

• избежание увольнений;

• подготовка персонала;

• управление развитием персонала;

• расчет затрат на персонал;

• коллегиальное обсуждение эффективности работы;

• размещение персонала.

В общем смысле планирование – комплексная деятельность, которая включает множество факторов: новые направления, методы и формы библиотечной работы, демографические изменения, государственная политика, конкуренция, социальные и экономические условия.

На первом этапе планирования устанавливаются главные задачи, исходя из целей библиотеки. На втором этапе вырабатывается кадровая стратегия библиотеки в связи с общими условиями ее развития.

Система кадрового планирования включает долгосрочные и текущие планы.

 

 

Формирование персонала

 

Формирование персонала включает в себя этапы набора и отбора кадров.

Набор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов, обладающих качествами, нужными для достижения поставленных библиотекой целей.

Выделяют два источника набора персонала: внутренний (из работников библиотеки) и внешний (из людей, не связанных с данной библиотекой).

Внешними источниками могут быть:

1. прежние сотрудники, ушедшие из библиотеки, которые могут назвать других претендентов на должность;

2. случайные претенденты, самостоятельно обращающиеся по поводу работы;

3. университеты, колледжи, институты, преподаватели учебных заведений;

4. государственные агентства по трудоустройству;

5. рекламные объявления.

Отбор – процесс, с помощью которого из числа заявителей выбирается один кандидат, наилучшим образом подходящий на вакантное место. Критериями отбора служит совокупность качеств, необходимых кандидату на должность для выполнения работы.

Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Эффективный отбор кадров представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов.

К трем наиболее широко применяемым методам сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе, относятся испытания, собеседования и центры оценки [57, с. 354].

Поведенческие науки разработали много видов различных испытаний, которые помогают предсказать, сколь эффективно сможет кандидат выполнять конкретную работу. Один из видов отборочных испытаний предусматривает измерение способности выполнения задач, связанных с предполагаемой работой. Другой вид предусматривает оценку психологических характеристик, таких как уровень интеллекта, заинтересованность, энергичность, откровенность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость и внимание к деталям. Для того чтобы такие испытания были бы полезными для отбора кандидатов, требуется значимая корреляция между высокими оценками, набираемыми в ходе испытаний, и фактическими показателями работы. Руководство должно дать оценку своим испытаниям и определить, действительно ли люди, хорошо справляющиеся с испытаниями, оказываются более эффективными работниками, чем те, которые набирают меньшее количество баллов.

Центры оценки – второй вид отбора персонала. В таких организациях оценивают способность к выполнению связанных с работой задач методами моделирования. Исследования показали, что центры оценки являются отличным средством для прогнозирования рабочих качеств кандидатов. Однако они весьма дороги и поэтому обычно используются только крупными преуспевающими компаниями.

Собеседования до сих пор являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров. Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу без хотя бы одного собеседования. Подбор руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований, занимающих несколько месяцев. Вместе с тем, исследования выявили целый ряд проблем, снижающих эффективность собеседований как инструмента отбора кадров. Основа этих проблем имеет эмоциональный и психологический характер.

 

 

Развитие трудовых ресурсов

 

Развитие трудовых ресурсов в любой организации включает в себя: адаптацию, подготовку и обучение кадров. Рассмотрим каждый этап более подробнее.

Адаптация – приспособление организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективности их существования и функционирования. Адаптация социально-психологическая – это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Она предполагает активную позицию личности, осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения ею общегрупповых задач.

Социально-психологическая адаптация персонала представляет собой процесс включения специалиста в новый трудовой коллектив. Основными моментами здесь являются: приобретение и закрепление интереса к работе, накопление трудового опыта, налаживание деловых и личных контактов с коллегами, включение в общественную деятельность, повышение заинтересованности не только в личных достижениях, но и в достижениях организации. Новые сотрудники должны понять свою роль в служебной иерархии, усвоить ценности компании и требуемые навыки поведения.

Помимо социально-психологической, различают следующие виды адаптации персонала:

· адаптация персонала психофизиологическая – приспособление работника к условиям труда, режимам труда и отдыха на рабочем месте;

· адаптация социально-организационная – приспособление к среде, включающее административно-правовые, социально-экономические, управленческие рекреационно-творческие аспекты.

В работе И. М. Сусловой понятие адаптация персонала понимается как обеспечение вхождения сотрудника в новую профессиональную, социальную и организационно-экономическую среду [68, с. 430].

Различные исследователи выделяют первичную и вторичную адаптацию. Первичная адаптация охватывает период первоначального включения личности в деятельность организации, вторичная – все последующие изменения работы или профессии, вызванные как переходом человека на новое место работы, так и различными нововведениями на прежнем месте.

Выделяется также несколько аспектов адаптации [68, с. 430]:

· приобретение профессиональных знаний и умений, овладение соответствующими трудовыми операциями и приспособление к условиям труда;

· включение в социальную жизнь организации в качестве полноправного ее члена на основе интернализации как официальных, так и неофициальных ролей.

Оба этих вида адаптации персонала – профессиональной и социальной – занимают важное место в обеспечении эффективного функционирования библиотеки. Все это требует создания в организации системы управления процессом адаптации.

Автор учебника «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» И. М. Суслова предложила в качестве возможных организационных решений по технологии процесса управления адаптацией использовать [68, с. 433]:

· организацию семинаров, курсов по различным аспектам адаптации;

· цикл лекций для новых сотрудников, дающих представление о целях, тенденциях развития, приоритетах библиотеки;

· краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в эту должность;

· организационно-подготовительные работы при введении новшеств;

· подготовку замены кадров при их ротации;

· индивидуальные беседы с новыми сотрудниками;

· беседы с новыми сотрудниками, проводимые сотрудниками, ушедшими на пенсию.

Обучение персонала также является одним из актуальных вопросов в области управления персоналом, стоящих перед руководством, т.к. правильно организованная система обучения персонала выполняет двойную функцию наилучшего использования работника и его мотивации.

При этом обучение должно оцениваться не только по затраченным на него средствам, более перспективным является отношение к обучению как к вложению средств в человеческие ресурсы библиотеки.

В общем случае обучение персонала можно определить как процесс передачи теоретических знаний, формирования практических, навыков, необходимых сотруднику для успешного исполнения должности, которую он занимает на которую его планируется назначить.

Для организации процесса обучения специалисты используют циклическую модель обучения, включающую следующие этапы [68, с. 434]:

· определение потребностей в обучении;

· распределение ресурсов на обучение;

· составление плана обучения;

· составление учебной программы;

· реализация учебной программы;

· обоснование обучения;

· оценка процесса обучения.

Таким образом, тремя этапами кадрового планирования являются оценка наличия, оценка будущих потребностей и разработка программ развития трудовых ресурсов библиотеки.

Формирование персонала организации представляет собой процесс, состоящий из набора, т.е. создания резерва кандидатов на рабочие места за счет внешних и внутренних источников, и отбора, основанного на использовании методов собеседования, испытаний и организации центров оценки.

Развитие трудовых ресурсов включает адаптацию, подготовку и обучение кадров.

 

 

Заключение

 

Научной концепцией управления современной библиотекой является система менеджмента. Применение теоретических и методологических положений мирового менеджмента в преобразовании управления библиотекой направлено на решение современной проблематики: разработку стратегии развития, управление инновационными процессами, создание адаптивных организационных структур, изучение социально-психологических аспектов управления.

Диверсификация, как основная тенденция развития библиотечного менеджмента характеризуется формированием инновационных типов управления (стратегического, кадрового менеджмента, управления проектной деятельностью). Формируется теоретико-методологическая основа перехода к новой парадигме управления, ориентированной на гармонизацию интересов библиотеки, пользователей и общества в целом.

 

Библиографический список

 

1. ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Взамен ГОСТ 7.1–84, ГОСТ 7.16–79, ГОСТ 7.34–81, ГОСТ 7.40–82 ; введ. 2004–07–01. – М. : Изд-во стандартов, 2004. – 47 с.

2. ГОСТ 7.12–93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. – Взамен ГОСТ 7.12–77 ; введ. 1995–07–01 / Госстандарт России. – М. : Изд-во стандартов, 1995. – 17 с.

3. ГОСТ 7.24–90. Тезаурус информационно-поисковый многоязычный. Состав, структура и основные требования к построению. – Взамен ГОСТ 7.24–90 ; введ. 2007–10–31. – М. : Стандартинформ, 2007. – 8 с.

4. ГОСТ 7.25–2001. Тезаурус информационно-поисковый одноязычный. Правила разработки, структура, состав и форма представления. – Взамен ГОСТ 7.25–80 ; введ. 2002–07–01. – Минск : Изд-во стандартов, 2001. – 14 с.

5. ГОСТ 7.59–2003. Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации. – Взамен ГОСТ 7.59–90 ; введ. 2004–01–01. – М. : Изд-во стандартов, 2004. – 8 с.

6. ГОСТ 7.66–92 (ИСО 5963–85). Индексирование документов. Общие требования к координатному индексированию ; введ. 1993–01–01. – М. : Изд-во стандартов, 1992. – 4 с.

7. ГОСТ 7.73–96. Поиск и распространение информации. Термины и определения. – Взамен ГОСТ 7.27–80 ; введ. 1998–01–01. – М. : Изд-во стандартов, 1997. – 15 с.

8. ГОСТ 7.74–96. Информационно-поисковые языки. Термины и определения. – Введ. 1997–07–01. – М. : Изд-во стандартов, 1997. – 37 с.

9. ГОСТ 7.80–2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления. – Введ. 2001–07–01 / Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. – Минск : Изд-во стандартов, 2003. – 7 с.

10. ГОСТ 7.82–2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. – Введ. 2002–07–01 / Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации. – Минск : Изд-во стандартов, 2001. – 24 с.

11. ГОСТ Р 51275–99. Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения. – Введ. 2000–01–01. – М. : Госстандарт России, 2004. – 9 с.

12. Абрамова Л. В. От процессного подхода к контроллингу: эволюция функционального менеджмента / Л. В. Абрамова, И. М. Суслова // Науч. и техн. б-ки. – 2011. – № 8. – С. 59-66.

13. Авдулова Т. П. Психологические основы менеджмента : учеб.-метод. пособие / Т. П. Авдулова. – М. : ЛИБЕРИЯ-БИБИНФОРМ, 2005. – 154 с.

14. Авраева Ю. Б. Профессиональная компетентность – показатель развития библиотечных кадров / Ю. Б. Авраева // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 6. – С. 20-25.

15. Ахмадова Ю. А. Система менеджмента качества библиотека : учеб.-практ. пособие / Ю. А. Ахмадова ; науч. ред. В. В. Брежнева. – СПб. : Профессия, 2007. – 264 с.

16. Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы : науч.-практ. сб. / сост. Г. С. Щербинина ; под ред. Г. Ю. Кудряшовой. – Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2002. – Вып. 1. – 106 с.

17. Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы : науч.-практ. сб. / сост. Г. С. Щербинина ; под ред. Г. Ю. Кудряшовой. – Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2003. – Вып. 2. – 93 с.

18. Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы : науч.-практ. сб. / под ред. Г. Ю. Кудряшовой. – Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2004. – Вып. 5. – 98 с.

19. Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы : науч.-практ. сб. / ЗНБ УГТУ-УПИ ; науч. ред. Г. С. Щербинина ; гл. ред. Г. Ю. Кудряшова. – Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2005. – Вып. 6. – 112 с.

20. Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы : науч.-практ. сб. / ЗНБ УГТУ-УПИ ; под общ. ред. Г. С. Щербинина. – Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2006. – Вып. 7. – 110 с.

21. Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы : науч.-практ. сб. / ЗНБ УГТУ-УПИ ; науч. ред. Г. С. Щербинина. – Тюмень : Нефтегазовый университет, 2007. – Вып. 8. – 94 с.

22. Библиотеки общеобразовательных учреждений Уральского федерального округа : информ.-аналит. сб. / Л. А. Абрашкина [и др.]. – Екатеринбург : Учебная книга, 2008. – 100 с.

23. Божко Н. Организация управленческой деятельности в библиотеке / Н. Божко // Бібліотечний форум України. – 2009. – № 1. – С. 30-34.

24. Брофи П. Оценка деятельности библиотек: принципы и методы / П. Брофи ; науч. ред. пер. Я. Л. Шрайберг ; пер. с англ. А. И. Земскова. – М. : Омега-Л, 2009. – 357 с.

25. Валиуллина Н. Принципы отбора персонала ЦБС для эффективного функционирования системы / Н. Валиуллина // Библиотечное дело. – 2008. – № 22. – С. 2-4.

26. Виханский О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд. – М. : Экономистъ, 2006. – 670 с.

27. Гудков В. Преобразование – не усовершенствование / В. Гудков, Б. Дубин, А. Рейблат // Библиотекарь. – 1990. – № 8. – С. 4–6.

28. Дворкина М. Я. Сущность и структура библиотечно-информационной деятельности / М. Я. Дворкина // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 5. – С. 5-21.

29. Дрешер Ю. Н. Система менеджмента качества как условие успешной деятельности организации / Ю. Н. Дрешер // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 8. – 27-30.

30. Дригайло В. Г. Основы управления библиотекой высшего учебного заведения : науч.-практ. пособие / В. Г. Дригайло, Е. В. Башун, В. Н. Волынец. – 2-е изд. – М. : Либерия, 2004. – 328 с.

31. Дубровина Л. А. Минимум управления максимум управляемости. Руководителям библиотек о Всеобщем управлении на основе качества / Л. А. Дубровина. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 400 с.

32. Дударева Е. Б. Переподготовка библиотечных кадров: организационно-функциональная структура / Е. Б. Дударева // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 9. – С. 76-83.

33. Ежегодный доклад о состоянии библиотечного обслуживания населения Свердловской области. 2002 / Свердл. обл. науч. б-ка им. В. Г. Белинского ; под ред. Н. С. Сулимовой. – Екатеринбург, 2003. – 14 с.

34. Ежегодный доклад о состоянии библиотечного обслуживания населения Свердловской области. 2003 / Свердл. обл. науч. б-ка им. В. Г. Белинского ; под ред. Н. С. Сулимовой. – Екатеринбург, 2003. – 12 с.

35. Ежегодный доклад о состоянии библиотечного обслуживания населения Свердловской области. 2006 / Свердл. обл. науч. б-ка им. В. Г. Белинского ; под ред. Н. С. Сулимовой. – Екатеринбург, 2007. – 55 с.

36. Ежегодный доклад о состоянии библиотечного обслуживания населения Свердловской области. 2008 / Свердл. обл. науч. б-ка им. В. Г. Белинского ; под ред. Н. С. Сулимовой. – Екатеринбург, 2009. – 68 с.

37. Захаренко М. П. Повышение профессиональной компетентности как фактор мотивации молодых библиотечных специалистов / М. П. Захаренко // Молодые в библиотечном деле. – 2009. – № 2. – С. 16-20.

38. Ивина К. В. Переподготовка библиотечных специалистов как часть государственной политики библиотечного дела России / К. В. Ивина // Науч. и техн. б-ки. – 2006. – № 2. – С. 45-48.

39. Информационный менеджмент: концепции развития // Науч. и техн. б-ки. – 2011. – № 8. – С. 31-48.

Читайте также:

lektsia.com

УПРАВЛЕНИЕ БИБЛИОТЕКОЙ. БИБЛИОТЕЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - стр.3

УПРАВЛЕНИЕ БИБЛИОТЕКОЙ. БИБЛИОТЕЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

  1. Стрелкова, И. Б. Профессиографический анализ деятельности библиотечного специалиста как основа эффективного управления / И. Б. Стрелкова // Научные и технические библиотеки. - 2010. - № 1. - С. 74-79.

История и современное состояние профессиографической деятельности. Характеристика особенностей профессиографических методов, использованных автором при разработке профессиограмм руководителей и специалистов вузовских библиотек Республики Беларусь. Результаты анализа использования различных нормативно-регламентирующих документов, в том числе профессиограмм, в практической деятельности библиотек вузов Беларуси. Возможности использования разработанных профессиограмм на всех этапах управления развитием персонала вузовских библиотек.

  1. Молодцова, Н. В. Качество информации как основа качества управления библиотекой : [доклад] / Н. В. Молодцова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2010. - № 54. - С. 122-124.

Роль документированной информации в процессе управления библиотекой. представлен технологический проект служебной базы данных регламентирующей документации в Научной медицинской библиотеке Сибирского государственного медицинского университета.

  1. Ерахторин, М. В. Принятие решений в управлении библиотекой / М. В. Ерахторин // Библиотеки учебных заведений. - 2010. - № 32. - С. 11-34.

Статья посвящена роли системы принятия решений в процессе управления библиотекой, дано определение понятия "принятие решений", "проблемная ситуация", "проблема". Подробно рассматривается описание проблемной ситуации.

  1. Ерахторин М. В. Принятие решений в управлении библиотекой / М. В. Ерахторин // Библиотеки учебных заведений. - 2010. - № 33. - С. 9-25.

Статья посвящена роли системы принятия решений в процессе управления, дано определение понятия "цель решения проблемы". Подробно рассматриваются основные правила определения целей, приоритет целей над средствами при принятии решений, анализ проблемной ситуации.

  1. Ерахторин, М. В. Принятие решений в управлении библиотекой / М. В. Ерахторин // Библиотеки учебных заведений. - 2010. - № 34. - С. 8-24.

Статья посвящена роли системы принятия решений в процессе управления библиотекой. Подробно рассматривается образ "идеальной библиотеки" с точки зрения читателя, степень конкретизации целей в управлении библиотекой, важность правильного формулирования целей, методы выработки альтернативных решений.

  1. Гнездилов В. И. Секция по библиотечному менеджменту и маркетингу / В. И. Гнездилов, Е. Н. Гусева // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2010. - № 56. - С. 70-72.

Краткий обзор докладов по актуальным вопросам библиотечного менеджмента.

  1. Устинова, О. Ю. Менеджмент качества и деятельность библиотек / О. Ю. Устинова, Т. В. Кузнецова // Библиосфера. - 2010. - № 2 (апрель-июнь). - С. 77-78.

Подведены итоги второй Международной научно-практической конференции "Менеджмент качества и деятельность библиотек", прошедшей в ноябре 2009 г. в Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского г. Санкт-Петербурга. Были подняты вопросы менеджмента качества в российских и зарубежных библиотеках, намечены пути дальнейшего развития в данном направлении. Был сделан вывод, что выбранный библиотеками путь постоянной работы над совершенствованием качества библиотечно-информационных технологий, продуктов и услуг - это действенный способ придать библиотеке новое качество, как для читателей, так и для самих сотрудников.

  1. Редькина, Н. С. Разработка ИТ-стратегии библиотеки / Наталья Степановна Редькина // Библиотековедение. - 2010. - № 4. - С. 34-38.

Интенсивное развитие информационных технологий диктует новые требования к разработке стратегии библиотеки в области использования информационных систем, ИТ-инфраструктуры, информационных ресурсов и услуг, управления ИТ-службой. Рассматриваются ИТ-стратегии библиотеки: цели, задачи, разработка.

БИБЛИОТЕЧНАЯ СРЕДА. ИМИДЖ БИБЛИОТЕКИ
  1. Штыхван, В. Н. Узнаваемость и привлекательность / В. Н. Штыхван, Н. В. Теплова // Современная библиотека. - 2010. - № 2. - С. 70-74.

Формирование фирменного стиля Челябинской областной универсальной научной библиотеки.

  1. Лисицкий, А. В. Из состояния "как сейчас" в состояние "как должно быть" / Андрей Викторович Лисицкий // Современная библиотека. - 2010. - № 3.- С.10-17

О библиотечной адвокации, призванной способствовать продвижению и защите интересов библиотек, признанию их роли в обществе.

  1. Матвеев, М. Ю. Проблемы изучения имиджа библиотек / М. Ю. Матвеев // Новая библиотека. - 2010. - № 7. - С. 36-48.

Статья посвящена проблемам изучения и изменения имиджа библиотек и библиотекарей. Делается вывод, что как отечественные, так и зарубежные исследования имиджа библиотек и библиотечной профессии дают противоречивую картину. Большинство исследователей анализирует негативные образы библиотекарей.

  1. Семиколенных, Н. Б. Канарейки в пещере книжных сокровищ : нестандартные решения интерьеров / Н. Б. Семиколенных, С. А. Хмелевцева // Библиотечное дело. - 2010. - № 13. - С. 40.

Опыт библиотек г. Прокопьевска по моделирования нового пространства для чтения. Представлены наиболее интересные и оригинальные решения.

  1. Филиппова, Т. Такой вот датский натюрморт / Татьяна Филиппова // Библиотечное дело. - 2010. - № 1. - С. 1.

Главный редактор журнала «Библиотечное Дело» предлагает задуматься: почему «комфортная среда для читателей» по-разному понимается библиотекарями Дании и России.

Возврат к предыдущей позиции просмотра

  1. Арутюнов, В. В. Фэн-шуй в интерьере библиотек / Валерий Вагаршакович Арутюнов // Современная библиотека. - 2010. - № 5. - С. 102-105.

Создание библиотечного интерьера согласно древним китайским принципам.

  1. Филиппова, Т. От классики до авангарда : обзор новых и проектируемых библиотечных зданий / Татьяна Филиппова // Библиотечное дело. - 2010. - № 23. - С. 29-35.

Особенности проектирования и строительства зданий современных библиотек в разных странах, которые отвечают многим требованиям и являются не только книгохранилищами, но и культурными и интеллектуальными центрами.

  1. Комаров, К. Дом, который можно читать : архитектурное проектирование зданий библиотек для читателей с проблемами зрения / Кирилл Комаров // Библиотечное дело. - 2010. - № 23. - С. 25-28.

Роль специализированных библиотек в жизни слепых трудно переоценить, при этом эффективность их работы определяются не только наличием необходимого оборудования и литературы на специальных носителях, но и архитектурным решением здания. Об особенностях проектирования зданий для таких библиотек.

  1. Ито, Т. Образ архитектуры электронной эпохи или Дигитальный водоворот / Тойо Ито // Библиотечное дело. - 2010. - № 23. - С. 13-14.

Тойо Ито, архитектор, автор проекта медиатеки в г. Сендай (Япония) рассуждает о влиянии технологических новаций на сущность современной архитектуры, об исчезновении грани между музеем, театром и библиотекой.

  1. Дубинина, О. А. От здания-назидателя к зданию-другу : интеллектуальная архитектура / Ольга Андреевна Дубинина // Библиотечное дело. - 2010. - № 23. - С. 10-12.

Статья посвящена актуальным проблемам проектирования зданий библиотек. Выявляются и анализируются изменения, произошедшие в проектировании библиотек за последнее двадцатилетие, а также рассматриваются основные современные тенденции в этом направлении.

  1. Лаврова К. Б. Библиотечный дизайн как фактор поддержки чтения в общедоступной библиотеке : [доклад] / К. Б. Лаврова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2010. - № 57. - С. 93-95.

Роль интерьера публичных библиотек в библиотечном обслуживании.

  1. Козлов П. Н. Дизайн-проект парадного входа детской библиотеки : [доклад] / П. Н. Козлов // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2010. - № 57. - С. 95-98.

Библиотечный дизайн детской библиотеки.

См. также: №

БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. ИМИДЖ БИБЛИОТЕКАРЯ
  1. Сукиасян, Эдуард. Научитесь пользоваться телефоном / Эдуард Сукиасян // Библиотека. - 2010. - № 2. - С. 39-40.

Этикет общения по служебному телефону в служебное время на рабочем месте.

  1. Гайсина, А. Контент-менеджер - проводник в виртуальном мире / Аниса Гайсина // Библиотека. - 2010. - № 3. - С. 27-28.

Интервью с главным библиотекарем отдела мультимедиа и интернет-обслуживания Национальной библиотеки Удмуртской Республики Анитой Гайсиной о новой специальности, появившейся в Национальной библиотеке УР, - контент-менеджер, его обязанностях.

Возврат к предыдущей позиции просмотра

  1. Кургина, Н. Н. Стереотипы в профессии: плюсы и минусы / Наталья Николаевна Кургина // Мир библиографии. - 2010. - № 3. - С. 19-24.

Шахтинская централизованная библиотечная система (Ростовская область) провела параллельное анкетирование сотрудников и пользователей библиотечной сети, цель которого - выявить степень зависимости качества информационного обслуживания пользователей от уровня информационной культуры библиотекаря.

  1. Перепелица, В. В. И швец, и жнец, и на дуде игрец : о подготовке универсального специалиста / Вита Владимировна Перепелица // Библиотечное дело. - 2010. - № 8. - С. 40-42.

О необходимости обучения библиотечных специалистов основам актерского мастерства.

  1. Иванова, С. "Гендерный дискомфорт" или почему мужчины не идут в библиотечную профессию / С. Иванова // Новая библиотека. - 2010. - № 6. - С. 38-48.

Обсуждается проблема отсутствия мужчин-библиотекарей, рассматриваются причины этого. В статье приводятся примеры мужчин библиотекарей, настоящих профессионалов своего дела, работающих не только за рубежом, но и у нас в России. Материал подготовлен по страницам профессиональной печати.

  1. Езова, С. А. Виды библиотечного общения / С. А. Езова // Научные и технические библиотеки. - 2010. - № 6. - С. 54-61.

Виды библиотечного общения раскрыты в статье с учетом характеристики видов общения в психологии и библиотечной специфике.

  1. Езова, С. Три сущности "К" / Светлана Езова // Библиотека. - 2010. - № 3. - С. 32-34.

Схематично представлена развернутая характеристика сущностей библиотечного общения в их взаимосвязи.

  1. Езова, С. Уважая себя - уважать других / Светлана Езова // Библиотека. - 2010. - № 5. - С. 52-54.

Одна из актуальных проблем библиотечного дела - профессиональное общение.

  1. Езова, С. А. "Спокойствие, только спокойствие", или Как сменить гнев на милость / С. А. Езова // Библиотечное дело. - 2010. - № 12. - С. 6-7.

Рассуждения о взаимосвязи в профессиональном поведении библиотекарей раздражительности и пассивности.

  1. Кабачек, О. Л. Самая обаятельная и привлекательная : по результатам экспериментально-психологического исследования "Образ библиотекаря" / Оксана Леонидовна Кабачек // Библиотечное дело. - 2010. - № 12. - С. 2-5.

Итоги первого этапа исследования, проводимого Российской государственной детской библиотекой "Образ библиотеки и библиотекаря". С помощью специально разработанных диагностических методик удалось выявить ряд факторов, влияющих на формирование образа библиотеки и библиотекаря у детей, а также место книжной культуры во внутреннем мире ребенка и подростка.

  1. Семенихина, Е. В. Имидж библиотекаря: проблемы совершенствования / Е. В. Семенихина // Новая библиотека. - 2010. - № 21. - С. 27-31.

Статья посвящена опыту библиотек Централизованной библиотечной сети г. Орла по созданию имиджа библиотекаря-профессионала, реализации программы непрерывного профессионального образования работников.

  1. Шуминова, И. О. Добрые лекари душ человеческих : "острова" нестоличных библиотекарей / Ирина Олеговна Шуминова // Библиотечное дело. - 2010. - № 14. - С. 31-37.

Почти все очерки о провинциальных, особенно сельских библиотекарях, авторы начинают или заканчивают оценкой их нравственных, человеческих качеств. Но тем-то эти библиотекари и отличаются, что ценят их в первую очередь, как «хороших людей». О важности работы сельских библиотекарей, чей труд остается малозаметным и до конца не оцененным.

  1. Тихомирова, И. И. Зорко одно лишь сердце : или зачем нужна психологическая проницательность библиотекарю / И. И. Тихомирова // Библиотечное дело. - 2010. - № 7. - С. 31-34.

В статье исследуются возможности развития читательской компетентности через психологический анализ персонажей.

Возврат к предыдущей позиции просмотра

  1. Езова, С. Кто защитит библиотекаря? / Светлана Езова // Библиополе. - 2010. - № 7. - С. 12-14.

О вредных читателях библиотек: примеры конфликтного поведения читателей и характеристика типов читателей с девиантным поведением; рекомендации библиотекарям по регламентации поведения читателей и взаимодействию с ними.

Возврат к предыдущей позиции просмотра

  1. Тихомирова, И. И. В поисках истины : к вопросу о взаимодействии библиотекаря и читателя / Ирина Ивановна Тихомирова // Библиотечное дело. - 2010. - № 20. - С. 9-11.

Библиотечное общение - взаимодействие людей, обусловленное их потребностями в решении проблем жизнедеятельности как в библиотечно-информационной деятельности, так и в межличностных контактах, посредством библиотечно-информационных ресурсов.

Возврат к предыдущей позиции просмотра

БИБЛИОТЕЧНАЯ ЭТИКА
  1. Колесникова, М. Профессиональная этика в XXI веке / Марина Колесникова // Библиополе. - 2010. - № 1. - С. 40-41.

  2. Филиппова, Т. Кодекс этики: pro&contra / Татьяна Филиппова // Библиотечное дело. - 2010. - № 20. - С. 1.

Поможет ли новый Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря решать реальные конфликты, возникают из-за трудностей освоения инноваций, объективно существующих в коллективах межпоколенческих конфликтов, элементарной невоспитанности отдельных коллег, отсутствия у них простейших коммуникативных навыков. На этот вопрос нет однозначного ответа, но уже сам факт существования документа, позволяющего экспертам опереться на важнейшие этические нормы и ценности, позволяет смотреть в будущее с надеждой.

  1. Алтухова, Г. Профессиональная этика как целостный свод идей, ценностей и норм / Г. Алтухова // Библиотечное дело. - 2010. - № 5. - С. 16-19.

Для выхода из кризиса библиотечному делу необходима собственная идеология. Библиотековедческая идеологическая концепция должна учитывать особенности конкретного исторического периода, поскольку требования к библиотечной профессии со временем обновляются и даже могут претерпеть серьёзные трансформации в связи с новыми целями и задачами развития общества.

  1. Езова, С. А. Приглашаем к обсуждению: О новой редакции "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря" / С. А. Езова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2010. - № 55. - С. 16-18.

Предложения по новой редакции "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря" на основе анализа данных, полученных при обсуждениях среди студентов библиотечных специальностей Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.

  1. Козлова, О. В. Беспристрастное библиотечное обслуживание не для детей / О. В. Козлова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2010. - № 55. - С. 18-21.

Сравнение кодексов 37 стран из книги Трушиной И. А. "Этика библиотекаря: моральный закон внутри нас" с основными положениями действующего "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря".

Возврат к предыдущей позиции просмотра

  1. Езова, С. А. Слагаемые библиотечной этики / Светлана Андреевна Езова // Библиосфера. - 2010. - № 2 (апрель-июнь). - С. 48-50.

Рассматривается профессиональная этика как проявление взаимосвязи профессионального кодекса (регулятора отношений между людьми) и делового этикета (регулятора правил поведения).

  1. Езова, С. А. Учиться уважать права другого : этические проблемы и пути их решения / Светлана Андреевна Езова // Библиотечное дело. - 2010. - № 5. - С. 16-19.

Характеристика отношения студентов библиотечно-информационных специальностей к кодексу профессиональной этики библиотекаря.

  1. Козлова, О. В. Между ответственностью и свободой выбора : об особенностях этических норм в работе детского библиотекаря / Ольга Викторовна Козлова // Библиотечное дело. - 2010. - № 7. - С. 28-30.

Рассматриваются основные положения Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря в контексте библиотечной работы с читателями-детьми.

Возврат к предыдущей позиции просмотра

  1. Кузьмина, А. Ю. К десятилетию дискуссии о Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря / А. Ю. Кузьмина // Научные и технические библиотеки. - 2010. - № 2. - С. 54-52.

Обобщение дискуссии о Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря.

  1. Тихомирова, И. И. Лицом на Запад, спиною на Восток? : обсуждаем "Кодекс профессиональной этики библиотекаря" / Ирина Ивановна Тихомирова // Библиотечное дело. - 2010. - № 14. - С. 26-29.

Рассматриваются основные положения Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря в контексте библиотечной работы с читателями-детьми.

Возврат к предыдущей позиции просмотра

  1. Скитневский, В. Моральная демагогия? : обсуждаем «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря / Владислав Скитневский // Библиотечное дело. - 2010. - № 14. - С. 30.

Критический взгляд на проблему разработки нового Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря.

  1. Пальгуева, Г. М. "Служить бы рад, прислуживаться тошно" : о внутренней свободе, равенстве отношений и профессиональном долге / Галина Михайловна Пальгуева // Библиотечное дело. - 2010. - № 20. - С. 4-8.

Размышления о необходимости существования Кодекса профессиональной этики библиотекаря.

  1. Титова, А. А. С точки зрения читателя : по материалам самостоятельной работы: "Мое личное отношение к Кодексу библиотечной этики" / Анна Алексеевна Титова // Библиотечное дело. - 2010. - № 20. - С. 19-20.

Вот уже более 10 лет ведутся дебаты вокруг "Кодекса профессиональной этики библиотекаря", и каждая сторона выдвигает свои аргументы. Что стоит за этими спорами? И что представляет собой Кодекс?

  1. Тихомирова, И. И. Личность библиотекаря, или самый трудный "предмет" на пути модернизации библиотек / Ирина Ивановна Тихомирова // Библиотечное дело. - 2010. - № 1. - С. 35-36.

  2. "Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря". Проект новой редакции // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2010. - № 56. - С. 119-121.

  3. Трушина, И. А. О разработке новой редакции "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря" / И. А. Трушина // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2010. - № 56. - С. 121-126.

  4. Кузнецова, Т. Я. Профессиональная этика современного библиотекаря: социально-коммуникативные аспекты формирования / Т. Я. Кузнецова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2010. - № 56. - С. 127-129.

Этические принципы современного библиотечного работника.

  1. Вихрева, Г. М. Кодекс профессиональной этики в свете аксиологических установок российского библиотечного сообщества / Г. М. Вихрева // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2010. - № 56. - С. 129-132.

Мнения библиотечных специалистов об основных принципах "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря".

  1. Трушина, И. А. Обсуждение проекта новой редакции Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря / И. А. Трушина // Научные и технические библиотеки. - 2010. - № 10. - С. 30-34.

Представлен первый проект новой редакции "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря". Первое обсуждение состоялось 18 мая 2010 г. в г. Томске.

  1. Трушина, И. А. Подготовка проекта новой редакции "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря" / И. А. Трушина // Научные и технические библиотеки. - 2010. - № 5. - С. 112-113.

Краткая информация о работе над "Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря".

  1. Трушина, И. А. РБА приглашает к разговору / Ирина Александровна Трушина // Современная библиотека. - 2010. - № 5. - С. 8-9.

Новая редакция "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря".

  1. Трушина, И. Дело чести, совести и ответственности : обсуждаем новую редакцию "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря" / Ирина Трушина // Библиотека. - 2010. - № 7. - С. 5-9.

"Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря" как один из основных общественно-профессиональных документов библиотечного сообщества России. К статье прилагается Проект новой редакции "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря".

  1. Трушина, И. РБА приглашает к обсуждению : проект новой редакции "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря" / И. Трушина // Библиотечное дело. - 2010. - № 20. - С. 2-3.

Российская библиотечная ассоциация приглашает коллег к обсуждению первого проекта новой редакции "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря", подготовленного Рабочей группой РБА.

  1. Трушина, И. Кодекс профессиональной этики: РБА готовит проект новой редакции / Ирина Трушина // Библиополе. - 2010. - № 4. - С. 54.

О причинах и ходе организации разработки новой редакции "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря".

  1. Филиппова, Т. Тонкая материя / Татьяна Филиппова // Библиотечное дело. - 2010. - № 14. - С. 1.

К проблеме разработки Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря.

  1. Гриханов, Ю. Кодекс этики - это душа профессии! / Юрий Гриханов // Библиотека. - 2010. - № 12. - С. 4-5.

Автор статьи предлагает свою редакцию вводного раздела проекта "Кодекса этики российского библиотекаря" и обращает внимание на ряд формулировок, которые требуют уточнения и изменения.

refdb.ru

Библиотечный менеджмент и его модели

Краснодарский государственный университеткультуры и искусств

Реферат

По менеджменту библиотечно-информационной деятельности

На тему:

Библиотечный менеджмент и его модели

Работу выполнила

Студентка 3 курса

Группы МИР-08, факультета ИБ

Жукова Екатерина

Краснодар 2010

Содержание

Введение

1. Методологические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности

2. Понятие "менеджмент"

3. Библиотечный менеджмент

4. Модели российского менеджмента

5. Современные модели библиотечного менеджмента

Заключение

Список литературы

В условиях открытого демократического общества и предпринимательской деятельности в России возникла объективная необходимость в изменении парадигмы управления. Для изменения сложившегося положения необходим поиск новых подходов к управлению этим требованием в наибольшей степени отвечают теория и практика современного менеджмента.

Активный интерес к менеджменту отразил насущную потребность библиотек в формировании нового класса специалистов, которые способны к решению сложнейших проблем управления современной библиотекой. Специфика решаемых задач предопределила особую роль руководителя библиотеки. Это менеджер профессионал, обладающий специальными знаниями, навыками, умениями в области управленческой деятельности.

В настоящее время понятие "менеджер" завоевало прочные позиции в профессиональной среде. Все большее число библиотек пополняется молодыми энергичными менеджерами.

Методологическая проработка инновационных подходов к управлению библиотечной деятельностью составляет важный этап, потому что наиболее целостной концепцией, отразившей переход на новую парадигму управления, стал библиотечный менеджмент.

Авторами концепции являются И.М. Суслова, В.К. Клюев, И.К. Джерелиевская, Е.В. Клеппер, Ю.Ф. Чернякова и др. Обращение к менеджменту неслучайно. Именно в менеджменте почти полвека назад были осмыслены кризисные факторы рационалистических моделей управления, а также, что очень важно, сформированы концептуальные подходы к организации эффективного управления в условиях беспрецедентной динамики и сложности изменений наступившей информационной эры.

Менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению, в XX в.

Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связи между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только осуществлять оперативное управление, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому менеджмент разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.

В то же время распространено понимание менеджмента как искусства практики управления. Это понимание базируется на том, что каждая организация - сложная социотехническая система, на которую воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление и является искусством, которому можно научиться через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Менеджеры должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство менеджмента в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, умения применять их в практической работе.

Активное исследование теорий менеджмента имеет стимулирующее значение для всех сторон современного библиотековедения. С одной стороны, открываются возможности оценить значимость основных методологических позиций, выработанных в традиционных научных областях библиотековедения. Например, сохраняет методологическое значение системный подход, разработанный в теории Ю.Н. Столярова, Н.С. Карташова. Несомненно, значимой на современном этапе выступает теория организации библиотечной сети, обоснованная Н.С. Карташовым. С другой стороны, здесь возникают новые проблемы, требующие специального методологического изучения. Это относится к вопросам разработки стратегии, управлению инновационными процессами, созданию адаптивных организационных структур, социально-психологическим аспектам управления библиотечной деятельностью.

Формируя новую концепцию в категориях менеджмента, ее авторы обращаются к определениям основных понятий, принятых в науке, что подчеркивает органическую взаимосвязь проблематики управления современной библиотекой и менеджмента. Термин "библиотечный менеджмент" употребляется для обозначения, как особой сферы библиотечной деятельности, так и особой научной дисциплины, ставящей задачу изучения этой сферы и выработки практических рекомендаций по ее совершенствованию.

Как библиотечная деятельность менеджмент имеет много аспектов, но в своей главной части эта деятельность направлена на создание, обеспечение функционирования и развития библиотеки для достижения определенных целей.

Как научная дисциплина менеджмент представлен совокупностью эмпирических знаний (аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и полученных специальными научными методами) и широким спектром концепций, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности.

Применение теоретических и методологических позиций менеджмента в преобразовании управления библиотечной деятельностью вовсе не означает механический процесс перенесения опыта западных стран. Это - творческий поиск новых управленческих решений, обусловленный объективным характером сложных и неоднозначных процессов, происходящих в библиотечной сфере.

Становление концепции библиотечного менеджмента ознаменовано значительными результатами. Сформирована научная школа, в рамках которой издано большое число публикаций и защищены диссертации.

Самый главный аргумент в пользу новой концепции - широкое использование принципов и методов менеджмента в практике руководства библиотечной деятельностью, чему немало способствует ориентированность менеджмента на решение практических задач.

Необходимо подчеркнуть, что термины "управление" и "менеджмент" являются синонимами только в общеупотребительной лексике. В профессиональной терминосистеме значение понятий, составляющих содержание терминов "управление библиотекой" и "библиотечный менеджмент", отличается. Управление имеет более широкое значение, поскольку включает технические и технологические объекты, экономику и хозяйствование. В обозначении методологии управления, использующей принципы менеджмента в организации совместной деятельности людей, направленной на достижение целей библиотеки, более точным будет термин "библиотечный менеджмент". Смысл введения нового термина заключается в стремлении обозначить инновационные управленческие явления.

Более того, исследовательская логика зарубежного библиотековедения развитых стран, основанная на анализе принципиально иной ситуации, в которой действуют современные библиотеки, характеризуется аналогичными тенденциями. Эти тенденции выражаются в отказе от рационалистической парадигмы управления библиотечной деятельностью и переходу к эмпирической, маркетинговой управленческой модели. Так же, как в российском библиотековедении, термин "библиотечный менеджмент" в зарубежной науке - не синоним "управлению библиотекой", а обозначение нового понятия, пришедшего на смену администрированию, контролю.

Таким образом, концепция библиотечного менеджмента, формировавшаяся в отечественном библиотековедении самостоятельно как ответ на реальные процессы общественно-экономической жизни России, органично вписывается в общемировые тенденции преобразования управления библиотеками в информационную эру, что служит доказательством ее обоснованности и конструктивности.

Формирование библиотечного менеджмента было движимо не академическим, внутринаучным, а прежде всего социальным интересом достижения большей эффективности во всех направлениях библиотечной деятельности. Развитие библиотечного менеджмента обусловлено социально-практическими проблемами, а выработка правил и норм эффективной организационно-управленческой деятельности составляет его главную задачу.

Специфику библиотечного менеджмента как теоретической дисциплины определяет, прежде всего, его ориентированность на решение практических задач.

Кроме того, главной особенностью библиотечного менеджмента является междисциплинарный характер, позволяющий использовать в качестве теоретической основы широкий комплекс научных знаний и концепций, разработанных в отечественном и зарубежном библиотековедении, мировой теории и практике менеджмента, экономике, психологии, социологии. Другими словами, в концепции библиотечного менеджмента нет ограничений идеологического или узкопрофессионального характера. И в этом смысле концепция библиотечного менеджмента выступает теоретической основой для применения в управлении современной библиотекой достижений многих наук.

В противоположность рационализму прежней концепции библиотечный менеджмент, основанный на современной парадигме управления, характеризуется такими ключевыми факторами, как:

mirznanii.com

Читает курс лекций «Менеджмент библиотечного дела», «Книжный маркетинг», ведет занятия по дисциплинам: Объем учебной нагрузки в текущем учебном году составляет 850 часов и т д. Впредставлении кафедры

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

информационно-библиотечный факультет (название факультета)

кафедра общего библиографоведения и книговедения (название кафедры)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

об аттестации доцента Иванова Ивана Ивановича (должность, фамилия, имя, отчество работника)

Иванов Иван Иванович 1952 года рождения, окончил в 1973 году с отличием Краснодарский государственный институт культуры и искусств по специальности «Библиотечное дело», квалификация «Библиотекарь». Общий стаж работы – 35 лет, научно-педагогический стаж – 15 лет, в занимаемой должности доцента работает 7 лет.

Имеет ученую степень кандидата педагогических наук (2001 год), ученое звание доцента (2005 год).

Прошел повышение квалификации: в 1999 году по программе «Организация работы библиотеки» в Институте книжного дела (г. Москва) в объеме 72 часов, в 2004 году по программе «Информационные технологии» в Институте повышения квалификации Краснодарского государственного университета культуры и искусств (г. Краснодар) в объеме 120 часов, в 2009 году по программе «Менеджмент библиотечного дела» в Центре повышения квалификации Московского государственного университета (г. Москва) в объеме 72 часов.

Читает курс лекций «Менеджмент библиотечного дела», «Книжный маркетинг», ведет занятия по дисциплинам:……………. Объем учебной нагрузки в текущем учебном году составляет 850 часов. и т.д.

В представлении кафедры обязательно! должна быть отражена следующая информация:

Объективная информация о работнике: год рождения, образование, специальность, квалификация, общий стаж работы, научно-педагогический стаж, стаж работы в занимаемой должности, наличие ученой степени, ученого звания

Объективная и всесторонняя оценка научно-педагогической деятельности работника исходя из квалификационных характеристик по занимаемой должности с отражением должностных обязанностей и требований, предъявляемых к уровню знаний и квалификации.

Мотивированная оценка профессиональных, деловых и личностных качеств аттестуемого, а также результатов его профессиональной деятельности, личного вклада в научную, методическую, творческую, воспитательную работу кафедры, факультета, университета, повышения квалификации, других достижений.

На основании изложенного, кафедра ходатайствует об аттестации Иванова Ивана Ивановича в должности доцента.

Заведующий кафедрой подпись фамилия, инициалы

Дата

С представлением кафедры ознакомлен:

«______»_________________ 2011 г.

__________________ ____________________________________

подпись расшифровка подписи

gigabaza.ru

Учебно-методический комплекс по дисциплине Менеджмент библиотечно-информационной деятельности (СД) для студентов Института интеллектуальных ресурсов и информационных технологий

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт интеллектуальных ресурсов и информационных технологий

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

«Утверждаю» «Утверждаю»

Проректор ТГАКИ Директор института интеллектуальных

по учебной работе ресурсов и информационных технологий

И.Г. Фомичева Д.Л. Майсаков

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине Менеджмент библиотечно-информационной деятельности (СД)

для студентов Института интеллектуальных ресурсов и информационных технологий

специальность 071201 Библиотечно-информационная деятельность квалификация Менеджер информационных ресурсов

квалификация Технолог автоматизированных информационных ресурсов

составитель Сабинина Т.Б., к.п.н., доцент

Тюмень

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Цели и задачи дисциплины 3

2.Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

(выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства) 4

3.Тематический план изучения дисциплины 4

4.Рабочая программа дисциплины 7

5.Темы семинарских занятий 22

6.Тематика практических занятий 42

7.Примерные вопросы и задания для СРС 67

8.Темы курсовых работ 69

9.Формы промежуточного и итогового контроля 70

10.Контрольные вопросы к экзамену 92

11.Рекомендуемая литература 98

12.Мультимедийные технические средства обучения 103

13.Тесты 104

  1. Цели и задачи дисциплины
Примерная программа дисциплины «Менеджмент библио­течно-информационной деятельности» федерального компо­нента цикла СД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального об­разования второго поколения по специальности 071201 - Библиотечно-информационная деятельность.

Цель курса: подготовка специалистов высшей квалифика­ции в области управления библиотечно-информационной дея­тельностью на основе принципов и закономерностей менедж­мента.

Задачи курса: обучение специальным знаниям, умениям и навыкам в области теории и практики профильного управле­ния; раскрытие возможностей и перспектив менеджерской деятельности в библиотечно-информационных учреждениях; овладение методами стратегического планирования, организа­ции, анализа, мотивации библиотечно-информационной дея­тельности; управления кадровыми, информационными, мате­риальными, финансовыми, технологическими ресурсами.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Курс является профилирующим в подготовке менеджеров информационных ресурсов и читается в объеме 430 часов (215 аудиторных, 215 СРС) в 5, 6, 7 и 8 семестрах, завершается экзаменом. Для студентов квалификации «Технолог автоматизированных информационных ресурсов» дисциплина «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» входит в региональный компонент блока СД и читается в объеме 120 часов (60 аудиторных, 60 СРС) в 5 семестре, завершается зачетом.

Требования к уровню освоения содержания курса

Выпускник должен:

- знать концепции и подходы, разработанные в разные пе­риоды эволюции мирового менеджмента;

- профессионально владеть методикой стратегического управления библиотечно-информационной деятельно­стью;

- уметь разрабатывать концепции, программы, проекты,стратегические и оперативные планы библиотечно-ин­формационной деятельности;

- знать, как сформировать систему маркетингового управления в библиотечно-информационных учреждениях;

- уметь моделировать управленческую деятельность и вла­деть методикой реализации управленческих функций; владеть теорией организации библиотечно-информаци­онной деятельности, создавать оптимальные организаци­онные структуры управления;

- знать принципы инновационного менеджмента и уметь управлять процессом нововведений в библиотечно-информационных учреждениях.

  1. Требования к обязательному содержанию дисциплины
(выписка из Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

в области культуры и искусства)

СД.Ф.01. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности

Предмет, структура и задачи курса. Методологические аспекты библиотечного менеджмента. Закономерности, принципы, функционирование систем управления. Управленческие структуры в библиотеках. Функции и методы управления.

Стратегическое управление библиотекой. Маркетинг как концепция управления библиотекой.

Факторы эффективной организации управления библиотечной деятельностью. Управление инновационными процессами в библиотеке. Роль методической работы в управлении инновационными процессами.

Управление персоналом библиотеки. Формирование организационной культуры. Социально-психологические аспекты управления.

Кадры управления. Управленческий труд и его автоматизация.

3.Тематический план дисциплины «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности»

для студентов квалификации «Менеджер информационных ресурсов»

Наименование разделов и тем

Аудиторные занятия СРС Итого
лекции практ/сем всего
Введение. Предмет, структура и задачи курса, методическое обеспечение 1 1
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности
Тема 1. Теоретические основы и эволюция менеджмента 6 2/ 8 6 14
Тема 2. Становление и развитие менеджмента библиотечно-информационной деятельности 6 /2 8 6 14
Тема 3. Маркетинг как современная концепция управления библиотечно-информационной деятельностью 6 2/ 8 6 14
Тема 4. Правовая база управления библиотечным делом 6 1/ 7 6 13
Тема 5. Система управления библиотечным делом 5 1/2 8 6 14
Тема 6. Библиотека в системе социально-культурного программирования 6 2/ 8 8 16
Зачет 10 10
Всего по разделу 36 12 48 48 96
Раздел 2. Менеджмент библиотеки
Тема 7. Общетеоретические основы управления библиотекой 6 /2 8 6 14
Тема 8. Планирование библиотечно-информационной деятельности 6 4/2 12 6 18
Тема 9. Организация библиотечно-информационной деятельности 6 4/ 10 6 14
Тема 10. Учет и контроль библиотечно-информационной деятельности 6 4/ 10 6 16
Тема 11. Менеджмент качества библиотечно-информационной деятельности 6 6 6 12
Тема 12. Факторы эффективной организации управления. 2 2 6 8
Зачет 12 12
Всего по разделу 32 16 48 48 96
Раздел 3. Информационный менеджмент
Тема 13. Управленческая информационная система в библиотеке 12 6 18 14 32
Тема 14. Библиотечная статистика 12 6 18 14 32
Тема 15. Управленческое решение 12 6 18 14 32
Зачет 12 12
Всего по разделу 36 18 54 54 108
Раздел 4. Психологические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности
Тема 16. Управление персоналом как направление менеджмента 6 6/4 16 24 40
Тема 17. Управление трудовым потенциалом библиотеки 6 2/ 7 5 12
Тема 18. Управление развитием персонала 6 4/ 10 4 14
Тема 19. Мотивация трудовой деятельности 4 4 6 10
Тема 20. Коллектив как объект управления 6 2/ 8 6 14
Тема 21. Руководитель в системе управления 6 2/2 10 4 14
Тема 22. Управленческое общение 5 4/ 10 4 14
Экзамен 12 12
Всего по разделу 39 26 65 65 130
Итого по дисциплине 143 72 215 215 430

lib.znate.ru