Программа дисциплины “Инновационный менеджмент”. Инновационный менеджмент программа


Программа дисциплины “Инновационный менеджмент” | Авторская платформа Pandia.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тихоокеанский государственный университет

Институт экономики и управления

Кафедра Экономической кибернетики

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________ С. В. Шалобанов

«_____»_________________200__г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Инновационный менеджмент

Утверждена научно-методическим советом университета для направлений подготовки (специальностей) в области экономики и управления

Специальность – «Математические методы в экономике»

Хабаровск 2007 г.

Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и других стандартов с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса Тихоокеанского государственного университета.

Программу составил (и)

______________________ ___________________________________________

______________________ ___________________________________________

______________________ ___________________________________________

Ф. И.О. автора (ов) Ученая степень, звание, кафедра

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры

протокол №________от «____» __________________ 200__г.

Зав. кафедрой__________ «____» ______ 200__г. ___________

Подпись дата Ф. И.О.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании УМК и рекомендована к изданию протокол №________от «____» __________________ 200__г.

Председатель УМК __________ «____» ______ 200__г. ___________

Подпись дата Ф. И.О.

Директор института __________ «____» ______ 200__г. ___________

Подпись дата Ф. И.О.

1.  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ,

ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1.  Цель преподавания дисциплины

Курс «Инновационный менеджмент» является одним из наиболее сложных, так как его положения и методы основываются на курсах «Экономика предприятия», «Экономико-математические методы», «Экономический анализ», «Теория организации». Результаты применения на практике знаний, полученных при изучении перечисленных курсов, реализуются в «Инновационном менеджменте», который, в свою очередь, является одним из инструментов экономии ресурсов, улучшения качества товаров и повышения благосостояния населения.

Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического или другого вида эффекта.

Промышленно развитые страны, сделавшие инновации приоритетным направлением развития, занимают передовые позиции в мире по всем показателям развития экономики. А Россия, например, которая в 1996 г. использовала свои ресурсы в 2-2,8 раза хуже, чем передовые страны, занимала 48-е место по конкурентоспособности, 57-е – по жизненному уровню населения. Причинами такого отставания являются: в прошлом – приоритет государственной собственности и отсутствие конкуренции; в настоящем – прошлые недостатки плюс слабое государственное регулирование экономики, отсутствие научной системы менеджмента на всех уровнях иерархии, снижение инновационной активности.

Таким образом, дисциплина «Инновационный менеджмент» призвана дать студентам фундаментальные знания по управлению инновационными процессами, научить применять различные методики по оценке эффективности альтернативных инновационных проектов, которые смогут вывести не только предприятие, но и страну на передовые позиции.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Инновационный менеджмент является одной из наиболее актуальных и значимых экономических дисциплин в современных условиях нестабильности российского рынка. Сегодняшний российский рынок характеризуется неблагоприятным инвестиционным и инновационным климатом, выражающемся в нежелании отечественных (и тем более иностранных) инвесторов вкладывать деньги в различные инновационные проекты. Это обусловлено, прежде всего, тем фактом, что на данном этапе развития российской экономики для нее не характерно венчурное финансирование, являющееся необходимым для любого инновационного проекта в связи с повышенным уровнем риска при его реализации. Поэтому управление инновациями означает постоянный поиск управленческих решений по внедрению нововведений, способствующих выживанию в условиях жесткой гиперконкуренции, а также занятию «пионерных» позиций на рынке для достижения успеха. В данных условиях огромную значимость приобретает умение российских экономистов-менеджеров проводить всестороннюю, и, прежде всего, экономическую оценку инновационного проекта. Преподавание дисциплины предусматривает решение ряда образовательных задач:

- формирование у обучающихся видения бизнеса и его философии;

- раскрытие основных понятий инновационного менеджмента: инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационный потенциал и инновационный климат, субъекты и мотивы инновационной деятельности ;

- формирование знаний по основным методам управления инновациями;

- обучение различным методам оценки экономической эффективности инвестиционно-инновационных проектов;

- вооружение конкретными знаниями для гибкого оперирования основными методами управления инновациями и оценки эффективности инновационных проектов.

2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины в соответствии с ГОС студент должен:

- обладать профессиональной компетентностью, определяемой как совокупность теоретических и практических навыков, полученных при освоении профессиональной образовательной программы по специальности «Математические методы в экономике» в части дисциплины «Инновационный менеджмент»;

- знать основы следующих дисциплин: «Экономика предприятия», «Экономико-математические методы», «Экономический анализ», «Теория организации»;

- обладать навыками анализа эффективности инновационной деятельности, управления персоналом, планирования и организации производства новшеств.

3 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Таблица 1 – Объем дисциплины и виды учебной работы

Наименование

По учебным планам (УП)

С максимальной трудоемкостью

С минимальной

трудоемкостью

 Общая трудоемкость дисциплины:

по ГОС

по УП

 Изучается в семестрах

7

 Вид итогового контроля по семестрам

зачет

7

 Аудиторные занятия:

Всего

В том числе:

Лекции (Л)

Лабораторные работы (ЛР)

Практические занятия (ПЗ)

51

34

17

 Самостоятельная работа (СР):

Общий объем часов

В том числе:

На подготовку к лекциям

На подготовку к лабораторным работам

На подготовку к практическим занятиям

34

17

17

4 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий и работ

Таблица 2 – Разделы дисциплины и виды занятий и работ

Раздел дисциплины

Л

СР

1

Концепция инновационного менеджмента

*

*

2

Гос. регулирование инновационной деятельности

*

*

3

Научные подходы к инновационному менеджменту

*

*

4

Функции и методы инновационного менеджмента

*

*

5

Выбор инновационной стратегии

*

*

6

Управление исследовательским проектом

*

*

7

Управление созданием, освоением и качеством новой техники

*

*

8

Анализ спроса на НТ продукцию

*

*

9

ФПГ как новая организационная структура

*

*

10

Экспертиза инновационных проектов

*

*

11

Анализ эффективности инновационной деятельности

*

*

12

Оценка эффективности инноваций

*

*

4.2 Содержание разделов дисциплины

4.2.1 Концепция инновационного менеджмента.

Актуальность активизации инновационной деятельности и основные понятия из этой области. Сущность, классификация и кодирование инноваций. Содержание системы инновационного менеджмента организации. Предмет, структура, принципы и взаимосвязи дисциплины «Инновационный менеджмент». Организационная структура «Инновационного менеджмента».

4.2.2 Гос. регулирование инновационной деятельности

Государственное регулирование инновационных процессов в России. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в России. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности. Комплексное обеспечение инновационной деятельности.

4.2.3 Научные подходы к инновационному менеджменту

Системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный, оптимизационный, директивный, поведенческий, ситизационный подходы.

4.2.4 Функции и методы инновационного менеджмента

Функции инновационного менеджмента. Методы принуждения. Методы побуждения и убеждения. Сетевые методы. Методы анализа. Методы прогнозирования.

4.2.5 Выбор инновационной стратегии

Значение и разработка стратегии. Методы выбора инновационной стратегии.

4.2.6 Управление исследовательским проектом

Понятие исследовательского проекта и его содержание. Оформление инновационного проекта. Выбор приоритетных направлений и разработок. Управление проектом.

4.2.7 Управление созданием, освоением и качеством новой техники

Управление работами на стадиях жизненного цикла изделия. Функционально-стоимостной анализ. Управление процессом подготовки производства новой техники. Управление качеством продукции в сфере ее производства.

4.2.8 Анализ спроса на НТ продукцию

Значение и задачи анализа спроса на инновации. Сущность спроса и способы его представления. Факторы спроса. Виды спросы на новую продукцию. Методы анализа спроса.

4.2.9 ФПГ как новая организационная структура

Значение ФПГ и принципы их организации. Организация технологического процесса. Мотивация частников ТЦ. Контроль функционирования технологического процесса.

4.2.10 Экспертиза инновационных проектов

Задачи и основные приемы экспертизы. Методы отбора инновационных проектов.

4.2.11 Анализ эффективности инновационной деятельности

Система показателей эффективности инновационной деятельности. Организация анализа эффективности инновационной деятельности. Основы антикризисного управления организацией. Санация инновационной организации. Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности. Эффективность затрат на инновационную деятельность.

4.2.12 Оценка эффективности инноваций

Эффективность использования инноваций. Общая экономическая эффективность инноваций.

5 КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

5.1 Входной контроль

Осуществляется с целью оценки качества и объема ранее полученных знаний по векторной алгебре, экономической теории, статистике и основам менеджмента.

5.2 Текущий контроль

Текущий контроль знаний осуществляется в процессе выполнения практических заданий путем индивидуального и группового опроса, собеседования и тестового контроля. Результаты текущего контроля знаний учитываются при промежуточной аттестации.

5.3 Выходной контроль

1. Что такое инновационный менеджмент.

2. Что такое инновации.

3. Признаки классификаций инноваций, их особенности.

4. Кодирование инноваций.

5. роль венчурных и эксплерентных фирм в инновационном процессе.

6. Значение ФПГ в современной экономике России.

7. Принципы и построение ФПГ.

8. Определение ТЦ ФПГ и ее организационное построение.

9. Фазы стратегического планирования.

10. Типы инновационных стратегий.

11. Понятие исследовательского проекта.

12. Требование к оформлению инновационных проектов.

13. Инструменты государственного регулирования инновационной деятельности для Российской экономики.

14. основные внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в России.

15. В чем отличие маркетингового подхода от производственного.

16. Элементы воспроизводственного подхода.

17. Сущность закона экономии времени.

18. Структура ЖТЦ.

19. особенности интеграционного подхода.

20. Особенности ситуационного подхода.

21. Преимущества и трудности применения 13 научных подходов.

22. Функции цикла управления.

23. Особенности планирования инновационной деятельности.

24. Задачи планирования.

25. Принципы пропорциональности и их значение.

26. Технология контроля.

27. Особенности мотивации в инновационной деятельности.

28. Основные экономические методы менеджмента.

29. Принципы анализа.

30. Принципы прогнозирования.

31. Инструменты, повышающие качество выпускаемой продукции.

32. Признаки, по которым осуществляется классификация контроля качества.

33. Основные направления анализа спроса на нововведение.

34. Факторы анализа спроса.

35. Виды спроса в зависимости от форм образования.

36. Направление и принципы оценки эффективности инновационной деятельности.

37. Основные материальные и нематериальные результаты инновационной деятельности.

38. Внутренние и внешние затраты на осуществление инновационной деятельности.

39. Значение индексного метода в анализе эффективности инновационной деятельности.

6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1 Основная литература

1. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. Учебник/ М.:ИНФРА-М, 2005 – 295 с.

2. Горфинкель В. Я., Швандар В. А. Инновационный менеджмент. Учебник/ М.: Вузовский учебник, 2005 – 382 с.

3. Ильенкова С. Д., Гохберг Л. М., Ягудин С. Ю. Инновационный менеджмент. Учебник. 2-е издание./ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 343 с.

4. Овчаренко Г. В., Алуханян А. А. Управление инновациями. Учебное пособие для вузов/ РГАСХМ, Ростов-на-Дону, 2003 – 80 с.

6.2 Дополнительная литература

1. Завлин П. Н., Казанцев А. С., Миндели Л. Э. Основы инновационного менеджмента: теория и практика.

2. Ильенкова С. Д. и коллектив авторов. Инновационный менеджмент. – М.: «Банки и биржи», 1997.

3. Виленский П. Л., Лившиц В. Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов. – М.: Дело, 1998.

4. Овчаренко Г. В. Рыночная модель инновационной деятельности предприятия: в 2 ч.: Учебное пособие для вузов. ч.1.: Инновация – эффективный инструмент рынка/ РГАСХМ, Ростов-на-Дону, 1999 – 124 с.

5.Коссов В. В., Лившиц В. Н., Шахназаров А. Г. и др. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). – М.: Экономика, 2000. – 263 с.

6. Овчаренко Г. В. Основы менеджмента: Метод. рекомендации по изучению курса для студентов спец. 060800 «Экономика и управление в машиностроении» и 061100 «Менеджмент»/ РГАСХМ: Каф. «Экономика и менеджмент в машиностроении». – Ростов-на-Дону, 1997 – 16 с.

7. Овчаренко Г. В. Формирование восприимчивости предприятия к инновационной деятельности/ РГАСХМ – М.: ВШ, 1997 – 144 с.

7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

На основании программы разрабатываются рабочие учебные программы дисциплины с учетом фактического количества часов, отведенных на ее изучение. Исходя из этого, в рабочей программе отдельные разделы программы могут быть либо усилены, либо сокращены, либо опущены.

Базовыми для дисциплины являются курсы:

- экономика предприятия;

- экономический анализ;

- теория организации.

Знания и навыки, полученные при изучении данного курса, широко применяются студентами в дипломном проектировании.

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

pandia.ru

Инновационный менеджмент

Дорогие друзья!

Мы живем в постоянно меняющемся мире. Социально-экономические, технологические изменения, а также изменения потребностей все время требуют от бизнеса новых нетривиальных решений, новых подходов и нового креатива.

Инновационные менеджеры (инновационные предприниматели) в наибольшей степени отвечают вызовам времени. Именно они, занимая творческую позицию, находясь в поиске «ветра перемен», готовы воспринимать постоянные и зачастую непредсказуемые изменения не как своего рода ограничение, а, наоборот, как возможность развития, достижения конкурентного преимущества и в конечном итоге успеха.

Программа «Инновационный менеджмент» аккумулирует лучший мировой опыт в сфере

  • менеджмента инноваций
  • инновационного предпринимательства
  • управления разработкой и маркетинга новых продуктов/услуг
  • создания и развития инновационных компаний

Инновационный менеджмент. Буклет 2018

Образовательная методика и учебные материалы программы подготовлены с участием ведущих экспертов в инновационной сфере из США, Канады, Великобритании, Швеции, Дании, Италии, Франции, Финляндии при поддержке проектов Европейской Комиссии и нашего партнера Intel.

Мы поможем Вам получить актуальные знания и выработать умения, необходимые для успешного управления продуктом/компанией/процессами в современных рыночных условиях, наполненных конкуренцией и неопределенностью. Инновации и предпринимательский менеджмент станут для Вас важнейшим ресурсом в конкурентном развитии личности и бизнеса, который Вы будете создавать или в котором будете работать.

В процессе обучения на программе «Инновационный менеджмент» у Вас будет возможность выбрать одну из следующих специализаций:

Для обучающихся на программе «Инновационный менеджмент» мы создаем отличные условия для выработки управленческих компетентностей и старта успешной карьеры.

Удачи Вам!

Георгий Лаптев, к.ф.-м.н., доцент

Руководитель Лаборатории инновационного бизнеса и предпринимательства (innovationStudio.ru), экономический ф-т МГУ, ком.248

e-mail: [email protected]

Что говорят выпускники о программе «Инновационный менеджмент»

Информационная брошюра программы «Инновационный менеджмент»

 

www.econ.msu.ru

Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент»

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

БУИНСКИЙ ФИЛИАЛОДОБРЕНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры приказом директора управления персоналом филиала

(протокол № 4 от 19.12.2014 г.) (№ 05-18/1 от 19.12.2014 г.)

Рабочая программа дисциплины«Инновационный менеджмент»Специальность: 080505.65 – «Управление персоналом»Специализация «Кадровый аудит и консалтинг»Формы обучения – очная, заочная

Факультет – Социально-экономическийРазработчик – Кафедра управления персоналомБуинск – 2014I. Пояснительная записка1. 1Краткая характеристика дисциплины.Программа дисциплины «Инновационный менеджмент» Федерального компонента цикла СД. 11 разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 080505.65 «Управление персоналом», квалификация – менеджер.

Мировой опыт функционирования бизнес-структур убедительно дока-зывает, что в современных условиях инновационная деятельность является неотъемлемой составляющей функционирования коммерческих организаций и предприятий и становится важнейшим фактором успехов в конкурентной борьбе как на национальном, так и мировом рынках. Повышение эффектив-ности деятельности предприятий-новаторов в условиях конкуренции обеспе-чивается за счет получения ими добавочной прибыли за монополию на нов-шества, которая носит временный характер и распространяется на период новизны инноваций, то есть до того момента, пока подобным новшеством овладеют конкурирующие бизнес-структуры.

В связи с этим любой прогрессивный управляющий должен постоянно стремиться внедрять новые товары и услуги, новую современную технику, технологию, улучшать организационную структуру, систему мотивации персонала, методы работы с кадрами. Это связано с достаточно быстрыми изменениями внешней и внутренней среды организации, высокой степенью неопределенности и рисков, поэтому требует особых подходов и методов разработки и принятия управленческих решений по созданию, освоению и коммерциализации новшеств в различных направлениях деятельности.

Таким образом, овладение механизмом управления инновационной деятельностью является одной из важных задач современного менеджмента, предъявляющего всё новые требования к профессиональной подготовке специалистов в области инновационного менеджмента. Важное место в этой деятельности занимают инновации в кадровой деятельности, без своевре-менного проведения которых невозможно прогрессивное развитие бизнес-организаций и как следствие успехи в конкурентной борьбе.

Цель курса - формирование у студентов теоретических знаний и прак-тическихнавыков менеджера по различным аспектам инновационного управ-ления трудом персонала организации, прогнозированию, созданию и реализа-циистратегии и диффузии нововведений в кадровой работе.

Задачи курса «Инновационный менеджмент»:

  • изучить теоретические основы инновационного менеджмента;
  • исследовать состояние и тенденции развития инновационной деятельнос-ти в различных странах и России;
  • выявить факторы, определяющие инновационный климат и инновацион-ный кадровый потенциал современных хозяйствующих субъектов;
  • способствовать приобретению практических навыков в создании и функ-ционировании кадровых структур организаций инновационного типа;
  • овладеть методологией формирования и реализации конкурентной инно-вационной кадровой стратегией;
  • научить практическим основам разработки и внедрения инновационных программ и проектов в деятельности кадровых органов;
  • обучить методам оценки эффективности инновационно-инвестиционных программ и проектов.

1.2 Требования государственного образовательного стандарта к содержанию программы

Индекс Наименование дисциплины и её основные разделы Всего часов
СД. 11
Инновационный менеджмент
Инновационное управление трудом; развитие, прогресс, регресс, стагнация, кризис, стабилизация кадровой работы; принципы, методы, функции инновационного менеджмента в кадровой работе; классификация нововведений в кадровой работе, кадровая реформа; инновационный потенциал работника; новатор; кадровая элита; прогнозиро-вание, стратегия, диффузия нововведений в кадровой работе; цели, функции подразделений служб управления персоналом по разработке и внедрению нововведений в кадровой работе;типы, виды оргструктур управления инновациями; государственная инновационная политика, государственные приоритеты в сфере инновационного менеджмента в кадровой работе; нормативная база, развитие нововведений по стадиям технологии управления персоналом и его развития; новаторская деятельность; интеллектуальная собственность; восприимчивость организации к нововведениям; сопротивление и внедрение нововведений; сопровождение нововведений; экономии-ческая и социальная эффективность нововведений в кадровой работе.
80

1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Курс «Инновационный менеджмент» включает изучение 7 тем.

Дисциплина «Инновационный менеджмент» базируется на положениях и методах таких курсов, как «Основы менеджмента», «Кадровый менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Основы управления персона-лом», «Финансы и кредит», а также ряда прикладных специальных дисцип-лин, включенных в учебный план по специальности 080505 «Управление персоналом».

Методология курса предполагает профессиональный и исследова-тельский подход к проблемам инновационной кадровой деятельности орга-низаций различных отраслей экономики.

Студент, изучивший курс "Инновационный менеджмент", должен при-обрести теоретические, методологические и эмпирические знания в области инноватики, управления инновационными процессами в кадровой деятель-ности, организации и управления рисками в инновационной работе с персо-налом организации. Студент должен:

Знать:

  • основные категории, цели и задачи инновационного менеджмента;
  • наиболее важные свойства инноваций, источники инновационных возможностей, модели,формы и стадии инновационного процесса в кадровой деятельности;
  • современные методы социально – экономического анализа эффектив-ности инновационной кадровой деятельности;
  • основные виды риска, возникающего в инновационно-кадровом ме-неджменте,
Уметь:
  • определять тенденции развития НТП в конкретных секторах эконо-мики, с точки зрения кадровых нововведений;
  • разрабатывать концепцию инновационного развития в кадровой сфе-реорганизации;
  • применять на практике полученные знания в области инновациион-ного менеджмента, управления персоналом организации, разрабаты-вать программы нововведений в кадровой деятельности и составлять планы их реализации;
  • анализировать, оценивать и формировать благоприятный инноваци-онныйкадровый потенциал и инновационный климат организации;
  • использовать методы стимулирования инновационной активности персонала организации;
  • систематизировать и обрабатывать информацию в области инноваци-оннойкадровой деятельности;
  • правильно ориентироваться в проблемах внедрения инновационных проектов в различных отраслях экономики;
Владеть навыками:
  • практического применения приемов обоснования инновационных кадровых решений в условиях неопределенности и риска;
  • анализа социально – экономической информации на этапе разработ-ки и внедрения инновационных кадровых проектов;
  • моделирования социально – экономических процессов в области ин-новационногокадрового менеджмента на микро и макро уровнях;

1.4 Распределение учебной нагрузки

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Заочная
Аудиторные занятия: 36 18
Лекции 24 10
Практические и семинарские занятия 12 8
Самостоятельная работа 44 62
Всего часов на дисциплину 80 80
Текущий контроль(количество, №№ семестров) 9 9
Контрольные работы (количество, №№ семестров) - 1 / 9
Курсовая работа (№ семестра) - -
Виды итогового контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

Экзамен

9

Экзамен

9

Изучение курса «Инновационный менеджмент» предусмотрено в соответствии с учебным планом по специальности 080505 «Управление персоналом» в объеме 80 часов в течение девятого семестра. Форма итогового контроля - экзамен.2. Тематический план изучения дисциплины по специальности

а) для очной формы обучения -9 семестр

Наименование разделов/тем Количество часов
Всего В том числе
Лекции Семинары СРС
Тема 1. Введение в инновационный менеджмент. Основы теории и методологии инноватики. Эво-люция теории инноватики и её современные концепции. 7 2 1 4
Тема 2. Инновационный менеджмент в кадровой деятельности. 9 4 1 4
Тема3. Инновации в организациях. 14 4 2 8
Тема 4. Субъекты и организационные структуры инновационных процессов (деятельности). 12 4 2 6
Тема 5. Разработка и внедрение нововведений в кадровой работе. 14 4 2 8
Тема 6. Управление инновационными процессами на предприятиях и в организациях. 14 4 2 8
Тема 7. Правовое регулирование инновационной деятельности. 10 2 2 6
Итого: 80 24 12 44

б) для заочной формы обучения – 9 семестр

Наименование разделов/тем Количество часов
Всего В том числе
Лекции Семинары СРС
Тема 1. Введение в инновационный менеджмент. Основы теории и методологии инноватики. Эволю-ция теории инноватики и её современные концеп-ции. 9 - - 9
Тема 2. Инновационный менеджмент в кадровой деятельности. 14 2 2 10
Тема 3. Инновации в организациях. 14 2 2 10
Тема 4. Субъекты и организационные структуры инновационных процессов (деятельности). 8 - - 8
Тема5. Разработка и внедрение нововведений в кадровой работе. 14 2 2 10
Тема 6. Управление инновационными процессами на предприятиях и в организациях. 14 2 2 10
Тема 7. Правовое регулирование инновационной деятельности. 8 2 - 6
ИТОГО: 80 10 8 62

3. Содержание программы

3.1 Темы и краткое содержание

3.1.1 Краткое содержание лекций

Изучение курса «Инновационный менеджмент включает проведение лекционных и практических занятий, а также применение активных форм обучения - тестирование, деловые игры и самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов осуществляется ими в процессе выполне-ния отдельных заданий в аудитории при участии преподавателя, домашней проработке контрольных вопросов по темам программы, а также в форме подготовки рефератов, докладов или контрольной работы по рекомендуемо-му перечню.Тема 1. Введение в инновационный менеджмент. Основы теории и методологии инноватики. Эволюция теории инноватики и её совре-менные концепции.

Инновационный менеджмент как учебная дисциплина подготовки ме-неджеров. Инновационный менеджмент: объективные предпосылки воз-никновения, становления и основные черты. Организация, формы иннова-ционного менеджмента.

Возникновение основ и становление инновационного менеджмента. Теория волн Н.Д. Кондратьева: содержание, причины возникновения, ха-рактер и закономерности проявления волн.

Циклы деловой активности Й. Шумпетера на основе активизации ин-новационных процессов. Роль нововведений в общественном развитии. Факторы инноваций по Шумпетеру: новые продукты (услуги), новые тех-нологии, новые ресурсы, новые рынки, новые формы и методы органи-зации производства и управления.

Технологические уклады в экономике. Их эволюция. Характеристика современных технологических укладов по С.Ю. Глазьеву. Влияние технологического уклада на стратегический выбор развития организации. Тема 2. Инновационный менеджмент в кадровой деятельности.

Понятие, принципы, задачи, методы и функции инновационногоме-неджмента в кадровой работе.

Инновационный кадровый менеджмент как пограничная область зна-ний между инновационным менеджментом, кадровым менеджментом и уп-равлением персоналом. Основные функции инновационного кадрового ме-неджмента.

Кадровые системы, их развитие и функционирование. Инновационное развитие, прогресс, регресс, стагнация, кризис, стабилизация кадровых систем в организациях. Тема 3. Инновации в организациях.

Ключевые понятия инноваций (научно-технический прогресс, нов-шество, новация нововведение и инновация), их классификация, характе-ристика и специфика. Особенности социальных инноваций по сравнению с материально - техническими.

Кадровые нововведения как основная составляющая инновационного менеджмента в кадровой работе: понятие и характеристика. Сущность уп-равленческого нововведения. Главные задачи управления инновациями в кадровой работе.

Инновационный потенциал работников и его развитие. Понятие ин-новационного сознания. Интегральная оценка инновационного потенциала персонала организации. Творческая группа – основа эффективной иннова-ционной деятельности.

Кадровая служба предприятия, основные направления кадровойдея-тельности. Сущность кадровой реформы, предпосылки и основные этапы её проведения.Тема 4. Субъекты и организационные структуры инновационных процессов (деятельности).

Государственная инновационная политика (государственноерегули-рование инновационных процессов). Государственные приоритеты в сфере инновационного менеджмента в кадровой работе.

Типы и виды организационных структур по разработке и реализации проектов нововведений на предприятиях и организациях.

Субъекты новаторской деятельности. Кадровая элита.Тема 5. Разработка и внедрение нововведений в кадровой работе.

Инновационный процесс и инновационная деятельность. Инноваци-онный проект. Прогнозирование, стратегия, диффузия нововведений в кад-ровой работе.

Развитие нововведений по стадиям технологии управления персона-лом. Восприимчивость организации к нововведениям. Сопротивление и внедрение нововведений, сопровождение нововведений

Экономическая и социальная эффективность нововведений в кадро-вой работе. Понятие «эффективность» можно определить как функцию достигнутых результатов и затраченных на это ресурсов. Это выступает общим принципом оценки эффективности (сопоставление эффекта (ре-зультата) и затрат). Отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Тема 6. Управление инновационными процессами на предприятиях и в организациях.

Основные принципы и правила проведения изменений при внедрении нововведений в организациях.

Инновационный подход в управлении персоналом, изменения в сис-теме управления персоналом. Инновационная культура.Тема 7. Правовое регулирование инновационной деятельности

Понятие интеллектуальной собственности.

Патенты. Основная характеристика.

Лицензирование и юридический порядок передачи технологий.

e.120-bal.ru

Инновационный менеджмент - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Президентская программа "Инновационный менеджмент"

Подать заявку

профессиональной подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации

Президентская программа направлена на инновационное развитие предприятий за счет повышения их конкурентоспособности и эффективности. Ежегодно около двадцати высших менеджеров компаний проходят в УГАТУ, на кафедре экономики предпринимательства обучение по направлению «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» в рамках Президентской программы.

 

Преимущества программы «Инновационный менеджмент»:
  • ориентация на потребности заказчика (темы аттестационных работ утверждаются по согласованию с заказчиками)
  • удобное время обучения (с частичным отрывом от производства)
  • продолжительность обучения (7 месяцев)
  • инновационные формы обучения (проблемно-ориентированные, обучение в команде, интерактивный и креативный методы, метод бизнес-инкубатора, бенчмаркинг)
  • выдача диплома установленного образца (о профессиональной переподготовке специалиста по результатам прохождения государственной аттестации)

Занятия по программе ведет слаженная команда специалистов, состоящая из докторов наук, бизнес-тренеров, действующих инновационных преподавателей

Все преподаватели сертифицированы и прошли стажировки за рубежом

Ряд предметов преподается на английском языке

Возможности, предоставляемые программой:
Для слушателей:
  • специальный (эксклюзивный) курс подготовки
  • включение в специализированную федеральную информационную базу данных кадрового резерва
  • стажировка на ведущих российских и зарубежных предприятиях
  • деловые и дружеские контакты с коллегами
  • членство в объединении выпускников Президентской программы
  • совершенствование навыков владения иностранным языком (при необходимости)
Для предприятия:
  • внедрение новых форм и принципов управления
  • позитивные изменения в структурах управления, производства и корпоративной культуре
  • новые контакты с российскими и зарубежными предприятиями
  • решение конкретных проблем в ходе иностранной стажировки специалистов (реструктуризация, перепрофилирование, получение инвестиций и заказов и др.)
  • участие в специализированной федеральной базе данных (дополнительные возможности в конкурсах на получение госзаказов и инвестиций)
Руководитель программы:

Исмагилова Лариса Алексеевна зав. кафедрой экономики предпринимательства ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет», Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, д-р техн. наук, профессор. Руководитель программы Инновационный менеджмент (ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА профессиональной подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации) Исмагилова Лариса Алексеевна – зав. кафедрой экономики предпринимательства ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», д-р техн. наук, профессор по кафедре технической кибернетики, профессор по специальности «Экономика и управление», Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан.

 

Продолжительность обучения — 550 часов

 

Форма обучения: дневная (с частичным отрывом от производства)

 

По окончании обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

 

тел. (347) 272-11-63

 

E-mail: [email protected]

 

адрес: г. Уфа, ул. К.Маркса, 12, ФГБОУ ВПО УГАТУ, Институт экономики и управления,       корп. 3, офис 302, офис 311 (вход с улицы Пушкина, ост. Дом Актера)

 

на сайте УГАТУ: www.ugatu.ac.ru

на сайте Секретариата Комиссии: www.pprog.ru

 

Программа «Инновационный менеджмент»О Президентской программе подготовки управленческих кадровО конкурсном отбореКомпетентностная модель инновационного менеджераОбучениеРезультаты обученияКонтактная информация

Подать заявку

 

bcugatu.ru

Страница не найдена

Согласие на обработку персональных данных

Настоящим в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года свободно, своей волей и в своем интересе выражаю свое безусловное согласие на обработку моих персональных данных АНО ДПО "ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ" (ОГРН 1143600000290, ИНН 3666999768), зарегистрированным в соответствии с законодательством РФ по адресу: УЛ. КАРЛА МАРКСА, ДОМ 67, 394036 ВОРОНЕЖ ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, Россия (далее по тексту - Оператор). Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу. Настоящее Согласие выдано мною на обработку следующих персональных данных: - Телефон.

Согласие дано Оператору для совершения следующих действий с моими персональными данными с использованием средств автоматизации и/или без использования таких средств: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, а также осуществление любых иных действий, предусмотренных действующим законодательством РФ как неавтоматизированными, так и автоматизированными способами. Данное согласие дается Оператору для обработки моих персональных данных в следующих целях: - предоставление мне услуг/работ; - направление в мой адрес уведомлений, касающихся предоставляемых услуг/работ; - подготовка и направление ответов на мои запросы; - направление в мой адрес информации, в том числе рекламной, о мероприятиях/товарах/услугах/работах Оператора.

Настоящее согласие действует до момента его отзыва путем направления соответствующего уведомления на электронный адрес [email protected] В случае отзыва мною согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без моего согласия при наличии оснований, указанных в пунктах 2 – 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.06.2006 г.

www.immf.ru

Программа дисциплины «Инновационный менеджмент»

Международный институт делового администрирования «ФРИДАС»

Программа дисциплины

«Инновационный менеджмент»

для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра,

специальности 080507.65 «Менеджмент организации» подготовки специалиста

Автор: Злотницкий Е.Э., канд. соц. наук, доцент

Обнинск 2010

Распределение часов по темам и видам учебных занятий

Наименование тем Количество аудиторных часов
Всего в том числе по видам

учебных занятий

лекции семинары
Тема 1. Понятия инновации и инновационной политики.

Идентификация инноваций.

2 2 -
Тема 2. Инновационный процесс. 6 4 2
Тема 3. Маркетинг инноваций. 8 6 2
Тема 4. Стратегический менеджмент инноваций. 6 4 2
Тема 5. Финансирование инновационной деятельности и анализ финансовой эффективности инновационного проекта. 9 6 3
Тема 6. Управление инновационным проектом. 4 2 2
Тема 7. Управление интеллектуальной собственностью. 2 2 -
Контрольная работа 2 0 2
Всего аудиторных часов 39 26 13
Индивидуальная работа 5
Самостоятельная работа 35
Курсовая работа 46
Итого 125

Вид итогового контроля

экзамен

Организационно-методические указания

Целью курса «инновационный менеджмент» является формирование у слушателей понятия о сущности, роли, элементах и стадиях инновационной деятельности, подготовка слушателей к самостоятельной постановке и осмысленному решению теоретических и практических проблем инновационного менеджмента, формирование у будущих менеджеров восприимчивости к нововведениям, твердых теоретических знаний и практических навыков в области подготовки и осуществления инновационных изменений.

Задачи дисциплины. Изучение содержания организационно-экономического механизма управления инновационными процессами, методических основ управления инновациями, форм реализации инновационного менеджмента на примерах мирового и регионального опыта.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать: механизм управления инновационными процессами и инновационной деятельностью;
  • уметь: проводить исследования инновационных процессов, экспертизу инновационных проектов, оформлять инновационные проекты для участия в конкурсах на получение гарантов, анализировать эффективность инноваций и эффективность инновационной деятельности;
  • иметь навыки: об организации и управлении научными исследованиями и разработками в России и международных стандартах в этой области, роли маркетинга в инновационной деятельности, государственных научно-технических программах, особенностях инновационной продукции, методах анализа инновационных процессов.

Содержание тем программы учебной дисциплины

Тема 1. Понятия инновации и инновационной политики. Идентификация инноваций.

Сущностное понятие инновации, динамические и статистические аспекты инновации. Цели инновационной деятельности. Движущие силы инновационного процесса. Роль нововведений в социально-экономическом функционировании и развитии. Инновация как экономическая категория. Классификация инноваций и инновационных процессов и их признаки. Инновационная политика в разные периоды и в различных промышленных странах.

Концепция жизненного цикла инновации. Этапы жизненного цикла инновации для нового продукта и новой операции. Особенности этапов продуктовых и процессных жизненных циклов инноваций. Понятие диффузии инновации. Субъекты инновационного процесса.

Инновационный менеджмент – принципы, методы и формы управления инновационными процессами. Исторические этапы развития инновационного менеджмента как самостоятельной области управления. Существующие основные парадигмы инновационного менеджмента. Элементы управления инновационной деятельностью и взаимодействие с основными видами менеджмента.

Тема 2. Инновационный процесс.

Структуры управления организации, работающие в сфере инноваций и их классификация. Особенности стратегического менеджмента, управления проектами и менеджмента инициатив при разработке и внедрении новой продукции и/или операции. Преимущества и недостатки структур управления инновационным процессом. Основные типы организаций участвующих в инновационном процессе. Венчурные предприятия. Стратегические альянсы. Консорциумы. Совместные предприятия. Финансово-промышленные группы.

Сущностное понятие, функции и классификация институциональных структур инновационного процесса. Виды институциональных и территориальных структур – технопарки, технополисы, регионы науки и технологий, центры трансфера технологий, сети и кластеры.

Тема 3. Маркетинг инноваций.

Сущностное понятие «рынка инноваций». «Первичный» и «вторичный» инновационный рынок. Формирование и исторические этапы развития рынка инноваций. Существующие формы передачи инноваций. Участники инновационного рынка и их роль.

Процесс продвижения технологий. Рынки инноваций Bisiness-to-Cuntomer и Bisiness-to-Bisiness, их структура и особенности. Формирование спроса на данных рынках. Деятельность инновационных фирм на данных рынках.

Понятие и сущность стратегического маркетинга инноваций. Разработка стратегии маркетинговых действий исходя из потребности рынка, его привлекательности и конкурентоспособности. Методология разработки стратегии маркетинга и выбор концепции. Цели стратегического маркетинга, сегментация рынка, критерии сегментации. Существующие стратегии охвата инновационного рынка и их выбор.

Работа службы сбыта маркетинга в инновационной фирме. Правильная организация структуры маркетингового отдела. Виды работ делегированные службе маркетинга инновационного предприятия. Организация работы с клиентами.

Тема 4. Стратегический менеджмент инноваций.

Понятие стратегического менеджмента инноваций с точки зрения стратегии развития фирмы. Стратегии маркетинга и стратегии НИОКР. Виды стратегии НИОКР. Реализация стратегии инновации. Факторы определяющие стратегию инноваций.

Значение и сущность экспертизы инновационных проектов. Области проведения экспертизы и её этапы. Критерии оценки бизнес-плана инновационного проекта.

Основные виды научно-исследовательских работ и их этапы. Задачи НИР с точки зрения инновационного проекта. Основные этапы опытно-конструкторских работ. Влияние времени реализации проекта НИОКР на его коммерческий результат. Методы сокращения времени разработки нового продукта.

Особенности подготовки серийного производства новой продукции. Особенности мелкосерийного и поточного производства.

Тема 5. Финансирование инновационной деятельности и анализ финансовой эффективности инновационного проекта.

Источники финансирования инновационной деятельности. Организационные формы финансирования инновационной деятельности. Система показателей используемые для финансовой оценки инновационного проекта: интегральный эффект, индекс рентабельности, норма рентабельности и период окупаемости. Основные характеристики инновационного проекта рассматриваемые при выполнении финансового анализа: устойчивость проекта, чувствительность проекта по отношению к изменению его параметров, точка безубыточности.

Тема 6. Управление инновационным проектом.

Понятие, сущность и свойства проектного менеджмента НИОКР. Этапы проектного менеджмента. Треугольник управления проектами – время, бюджет/ресурсы, объем работ. Процедура контроля этапов реализации инновационного проекта, а также верификации и валидации результатов проекта. Определение контрольных точек и их анализ при управлении инновационным проектом. Использование программного продукта Microsoft Project для управления проектами.

Сущность и содержание бизнес-плана инновационного проекта. Разделы бизнес плана инновационного проекта: возможности фирмы для успешного реализации бизнес-плана, инновационный проект, характеристика товаров (услуг), рынки сбыта товаров (услуг), конкуренция на рынках сбыта, план маркетинга, план производства, организационный план, юридическое обеспечение проекта, определение экономических рисков и страхование от них, стратегия финансирования, финансовый план.

Основные виды рисков, учитываемые при управлении инновационным проектом. Методы управления рисками в рамках реализации инновационного проекта. Ключевые этапы риск-менеджмента.

Сущность и особенности управления персоналом в инновационном проекте. Проблемы управления инновационными проектами с точки зрения менеджмента персонала. Основные этапы менеджмента персонала. Механизм привлечения сотрудников для реализации инновационного проекта за счет резервов предприятия его преимущества и недостатки. Преимущества и недостатки привлечения персонала вне рамок организации.

Тема 7. Управление интеллектуальной собственностью.

Общие черты различных объектов интеллектуальной собственности. Основные типы процедур оформления интеллектуальной собственности. Понятие и содержание объектов промышленной собственности. Понятие и сущность объектов авторского права. Законодательство в области защиты интеллектуальной собственности.

Виды защиты интеллектуальной собственности. Патент как форма защиты интеллектуальной собственности, его виды и механизм оформления. Патентный закон РФ. Товарный знак и знаки обслуживания как объект промышленной собственности. Закон РФ «О товарных знаках и знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара». Правоустанавливающие моменты регистрации товарного знака. Задачи выполняемые товарным знаком.

Юридическая процедура продажи объектов интеллектуальной собственности. Лицензионный договор как один из инструментов продажи интеллектуальной собственности. Основные виды лицензий. Виды лицензионных вознаграждений. Лицензии на ноу-хау и их особенности.

Понятие «нематериальные активы». Понятие и определение стоимости нематериальных активов. Принципы формирования нематериальных активов. Систематизация объектов нематериальных активов и их введение в экономический оборот.

Практические и семинарские занятия

  1. Понятия инновации и инновационной политики
  2. Жизненный цикл инновации
  3. Понятие инновационного менеджмента
  4. Организационные структуры инновационного
  5. менеджмента
  6. Институциональные и территориальные структуры
  7. инновационного процесса
  8. Рынок инноваций
  9. Методология маркетинга инноваций
  10. Стратегический маркетинг инноваций
  11. Оперативный маркетинг инноваций
  12. Организация маркетинговой деятельности в инновационной фирме
  13. Стратегический менеджмент инноваций
  14. Экспертиза инновационных проектов
  15. Организация и порядок выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
  16. Подготовка серийного производства новой продукции
  17. Финансирование инновационной деятельности и анализ финансовой эффективности инновационного проекта
  18. Управление проектом НИОКР
  19. Бизнес-план инновационного проекта
  20. Управление рисками в инновационном проекте
  21. Управление качеством в инновационном проекте
  22. Управление персоналом в инновационном проекте
  23. Правовая охрана интеллектуальных ресурсов
  24. Формы защиты интеллектуальной собственности
  25. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности
  26. Нематериальные активы и принципы их формирования
  27. Методология оценки рыночной стоимости и анализ экономической эффективности нематериальных активов

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева. Инновационный менеджмент. – Издательство: «Феникс», 2009 г.
  2. А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, А. О. Сизова. Инновационный менеджмент. – Издательство: КноРус, 2009 г.
  3. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1998.
  4. Львов Д.С., Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим развитием России: Концепции, цели, механизмы, 2002 г.
  5. Инновационный менеджмент: Учебник под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 1997.
  6. Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: АКАЛИС, 1996.
  7. Кондратьева С.И. Инновационный менеджмент: Практикум. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»: МУПК, 2002.
  8. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку: Монография. – М.: Мегаполис-Контакт, 1993.

Дополнительная литература

  1. Инвестиционный менеджмент. Н.Ю.Круглова., под ред. Д.С.Львова М. Ступень 1996 г. Литература, рекомендуемая для семинарских занятий : Ж. Проблемы теории и практики управления. №2, №4, №5, 1996.
  2. Инновационный менеджмент под ред. Проф. С.Д. Ильенковой. М. ЮНИТИ , 2000.
  3. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (ме-тоды, формы, механизм). Под ред. Рудаковой И.Е. М. : издательство МГУ 1991.
  4. Менеджмент организации . Под ред. Проф. Румянцевой З.П., Соломатина Н.А. Инфра - М. 2000.
  5. Румянцева Е.Е. Нововведения и бизнес-проекты. Учебно-практическое пособие. Часть 1. Минск «Армита-Маркетинг, Менеджмент» 2001.
  6. Социальный механизм инновационных процессов. Л.Я. Косалс. Под ред. Рывкина. Новосибирск «Наука» 1989.
  7. Управление Научно - техническими нововведениями. Брайан Твисс. М. Экономика. 1989.
  8. Уткин Э.А. Инновационный менеджмент, «Акалис» М.: 1996.
  9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 2001.
  10. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение: Монография. – М.: Луч, 1992.
  11. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами: Монография. – СПб.: Два Три, 1996.

lib.convdocs.org

7.4. Формирование инновационных программ. Инновационный менеджмент

7.4. Формирование инновационных программ

В современной практике планирования инноваций большое распространение получили комплексные научно-технические программы государственного, отраслевого, республиканского и регионального уровней. Программно-целевое управление инновациями представляет собой совокупность методов, позволяющих на основе системного подхода формулировать взаимоувязанную по уровням систему целей и программ их достижения на основе обеспечения последних всеми необходимыми ресурсами.

Программой предусматривается взаимоувязанный комплекс заданий и этапов их выполнения, обеспечивающий существенное повышение технико-экономического уровня определенного вида производства, прогрессивных технологических процессов, а также строительство и освоение новых производств.

На базе приоритетных направлений развития науки и техники предусматривается подготовка центральными органами важнейших федеральных и государственных программ научно-технического развития и установление социально-экономических целей, выступающих в качестве целевых установок для формирования научной и технической политики отдельных регионов и отраслей народного хозяйства. Затем отраслевыми или территориальными управлениями готовятся внутренние программы развития и установление обобщающих показателей научно-технического развития. После этого объединения и организации формируют в соответствии с установленными ориентирами собственные программы научно-технического развития.

Формирование научно-технических программ при планировании НИР и ОКР обеспечивает количественную конкретизацию целей научно-технического развития, формулирование важнейших проблем развития науки и техники на перспективу, обоснованный выбор путей наиболее эффективного решения проблем, сбалансированность ресурсов, необходимых для решения каждой проблемы и т. п. Конкретное содержание научно-технической программы зависит от ее вида. По основному содержательному признаку программы инновационного профиля могут быть ориентированы на получение нового продукта, метода производства, новой технологии, открытие и развитие новых рынков сбыта традиционной или новой продукции, разработку новых источников сырья или экономии его потребления, создание новых систем управления. По уровню разработки и реализации различаются научно-технические программы: международные, федеральные, государственные, региональные, отраслевые или ведомственные, внутрифирменные.

В зависимости от конечных целей, состояния научно-технического задела и состава мероприятий научно-технические программы могут быть двух видов: промежуточные и конечные. Промежуточные программы имеют, как правило, исследовательские цели, связанные с развитием фундаментальных направлений развития науки и техники, созданием критических технологий, и не предусматривают в качестве конечных целей масштабного производства новой продукции или внедрения прогрессивной технологии. Конечные научно-технические программы ориентированы на качественные преобразования в производственной сфере на основе масштабных инновационных проектов, составляющих основное их содержание.

Содержание процедур, методов выбора и обоснования комплексных программ во многом зависит от их вида, целевой направленности, задач и уровня развития проектируемой техники. Однако для всех видов программ характерна общая процедура, включающая:

• выбор и обоснование проблем для разработки комплексных программ;

• разработку мероприятий программы;

• планирование и координацию работ по ее выполнению;

• контроль и регулирование хода выполнения работ по программе.

При формировании перечней научно-технических программ устанавливается их состав в соответствии с перечнем важнейших проблем, подлежащих программной разработке. Основанием для включения проблем в перечень являются: правительственные решения по вопросам научно-технического, экономического и социального развития страны, регионов, отраслей; материалы региональных комплексных программ социально-экономического развития, результаты маркетинговых исследований, научно-технические прогнозы и пр.

Государственным заказчиком по государственным программам выступает чаще всего Министерство образования и науки РФ. Примером такого заказа может служить Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», выполняемая по Распоряжению Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р.

Условием для программной разработки должны быть следующие основные требования:

1) актуальность решения проблемы для страны, отрасли, региона, предприятия;

2) строгая целевая направленность проблемы и определенность конечного результата ее решения;

3) особая сложность структуры проблемы, требующая решения большого числа частных задач и вызывающая необходимость привлечения к участию в ее решении предприятий многих отраслей;

4) необходимость централизованного (целевого) ресурсного обеспечения решения проблемы;

5) перспективность и длительный характер решения проблемы;

6) возможность массового использования в производстве и потреблении результатов решения проблемы;

7) принципиальная новизна технических, организационных и иных решений, необходимых для реализации проблемы;

8) наличие принципиальной технической и производственно-экономической возможности решения проблемы в установленные сроки.

Для определения состава необходимых программных мероприятий конечные и промежуточные цели должны быть предварительно структурированы, т. е. распределены на составные элементы.

Практика показала, что в структуризации целей необходимо различать две разновидности: функциональную и проблемную.

При структуризации любой научно-технической проблемы сначала устанавливается состав функциональных элементов, являющихся условием полного и комплексного ее решения. Инструментом такой функциональной структуризации проблемы при разработке программ служит метод «дерева целей», представляющий собой иерархическую систему, имеющую ряд уровней, на которых располагаются последовательно детализируемые цели, требующие реализации. При этом цели каждого последующего уровня должны обеспечить реализацию целей вышестоящего уровня.

Построенное «дерево целей» является основой для формирования перечня заданий по каждой научно-технической программе. Подготовленные и согласованные задания программы включаются затем в планы соответствующих исполнителей: подразделений предприятия, стороннего исполнителя – участника программы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru