Фрэнк и Лиллиан Гилберты. Фрэнк гилберт менеджмент


Вклад в развитие научного менеджмента супругов Гилберт, Менеджмент

Пример готового реферата по предмету: Менеджмент

Введение

1.Краткие биографические сведения о супругах Гилбрет

1.1.Биография Френка Гилберта

1.2.Биография Лилиан Гилберт

2. Фрэнк и Лилиан Гилбреты: история сотрудничества

3. Деятельность Лилиан Гилбрет после смерти супруга

3.1. Основной вклад

3.2. Критика трудов супругов Гильберт

Заключение

Список используемой литературы

Содержание

Выдержка из текста

Одновременно он разработал специальные технологические карты, в которых отражалась последовательность всех совершаемых с деталями операций. Эти методы, а также некоторые символы, используемые для отражения различных этапов задания остались, в сущности, теми же самыми и в современном системном анализе. Супруги Ф. и Л. Гилбреты настолько заинтересовались изучением психологическими основами организованной человеческой деятельности, что стали разрабатывать «наилучший физический способ» выполнения работы. С начала совместной деятельности они активно занимались продвижением научных методов управления. В PrimerofScientificManagement (1912) Фрэнк Гилбрет дает им подробное объяснение и высказывает неизменную поддержку. В PsychologyofManagement (1914) ЛилианГилбрет выделяет три типа управления: традиционный, переходный и научный, причем последний тип является «наукой, то есть осуществляется в соответствие с известными, сформулированными и практически применимыми законами» (Gilbreth, 1914: 8).

Именно к такому типу управления следует стремиться[5,стр. 329].

Следует отметить что воззрения на менеджмент Ф. и Л. Гибретов, в сравнении с подходом Ф. Тейлора, были более содержательными. Со временем, они стали высказывать все больше несогласия с некоторыми его методами (например, со скрытой фиксацией деятельности рабочего).

Они хотели показать рабочим, как можно повысить производительность, работая не быстрее, а лучше; показать им не только какизменить или усовершенствовать используемые методы, но и объяснить, почему это необходимо сделать. Интерес Ф. и Л. Гибретов к научным методам управления отражал лишь часть их общего представления о необходимости более полноценной жизни людей. В CheaperbytheDozen (лучшем из бестселлеров среди произведений не художественной литературы 1949 г., по которому позднее был снят фильм) дети Фрэнка и Лилиан, вспоминая о жизни дома, писали: Кто-то однажды спросил отца: «Для чего бы ты хотел сберечь время? Что бы стал с ним делать?» «Для работы, если ты ее любишь», — ответил он. «Для образования, для того, чтобы стать красивым, для искусства, для удовольствия». Он посмотрел поверх пенсне.

«Для игры в ножички, если к этому лежит твоя душа». (Gilbreth and Carey, 1949: 237)3.2. Критика трудов супругов Гильберт"Наука о движении" не использовалась в управлении производством в том объеме, в каком бы этого хотелось Ф. и Л. Гилбретам. Неправильно понятая многими, она нередко рассматривалась как средство контроля над каждым движением рабочего. Сражения между трудом и капиталом растянулись на несколько десятилетий (1920−1940-е гг.) после начала использования «научных методов управления» и попыток измерить и нормировать производительность труда рабочих, что порождало обвинения со стороны профсоюзов в использовании «несправедливой практики трудовых отношений» и в негуманном отношении к работникам. Возможно, частичную ответственность за это несет и чета Гилбретов. Определенная как поиск «единственного наилучшего способа», их деятельность могла быть интерпретирована как стремление к роботизации рабочих за счет ограничения их действий последовательностью необходимых для выполнения задания операций[9, стр.198].

Нельзя также отрицать и того, что специализация и более короткие трудовые операции приводят к деквалификации рабочих. В определенной степени это признавал и сам Ф. Гилбрет, заявляя, что в любом случае его метод не должен причинять рабочим никаких неприятностей. Более либеральный в своих взглядах, чем Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет, тем не менее, в своих трудах рассматривает рабочего просто в качестве статического фактора. Спустя примерно полвека, ЛилианГилбрет так охарактеризовала недостатки работ своих современников:"Люди, стоявшие у истоков научных методов управления не имели преимуществ художественной и общеобразовательной подготовки и знания философии, они не могли свободно читать и разговаривать на иностранных языках и много путешествовать по свету. Они были инженерами-механиками, подготовленными в стиле своего времени. Они пришли в промышленность и посвятили свои жизни наилучшему применению своего и чужого времени, энергии и денег. Они не понимали, что менеджмент представлял собой нечто, прошедшее через века и использовавшееся в той или иной форме в каждой стране."Она также оказалась способной признать, что деятельность ее мужа не была столь уникальной, как они тогда об этом думали: Как оказалось, многое, созданное совершенно независимо в США было давно известно в других странах мира. Например, мой муж установил, что метод циклографии, на который он потратил столько времени, был разработан французом Марэ (Gilbreth, 1963: 119).

Сама ЛилианГилбрет, благодаря своим наклонностям и образованию, быстро поняла динамику трудовых взаимоотношений и оценила вклад, который смогут вносить рабочие, вовлеченные в выполнение общей задачи. После смерти своего мужа в течение многих лет она активно работала над развитием «науки о движении» и над проблемами эффективного сотрудничества на рабочем месте. ЗаключениеЗначительный вклад в теорию управления внесли супруги Фрэнк и ЛилианГилбрет, которые в 1920-е гг. были активными сторонниками научного управления. Они упорно искали оптимальные способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений. Ф. Гилбрет впервые применил фотоаппарат и кинокамеру для исследования движения работников, что позволило ему разработать так называемые «самокарты» — карты цикла одновременно выполняемых движений. Это оказало большое влияние на развитие школы научного управления. Л. Гилбрет первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. Среди последователей Ф.У. Тейлора особенно выделялись ФренкГилбрет и его супруга Лилиан. Они занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Работы супругов Гилбрет значительно повлияли на развитие организации и технического нормирования труда. В нашей стране наиболее известны их книги «Азбука научной организации труда и предприятий» и «Изучение движений» (1911), «Психология управления» (1916).

В начале ХХ в. Френк и ЛилианГилбрет стали изучать рабочие операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром. Микрохронометр — часы, изобретенные Френком, которые могли записывать интервалы продолжительностью до 1/2000 секунды. С помощью стоп-кадров Гилбрет смогли выявить и описать

1. основных движений кисти руки. Список используемой литературыАбакумов, В.В. Основы менеджмента: учебное пособие / В.В. Абакумов, А.А. Голубев, В.П. Кустарев, В.И. Подлесных и др.; под ред. В.И. Подлесных. — М.: Бизнес-пресса, 2006. — 240 с. Бовыкин, В. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов / В. Бовыкин. — М.: Экономика, 2007. — 362 с. Веснин, В.Р. Менеджмент для всех / В.Р. Веснин. — М.: Проспект, 2009. — 504 с. Виханский, О.С. Менеджемент: учебник / О.С. Виханский, И.А. Наумов. — М.: Гардарики, 2008. — 528 с. Глухов, В.В. Основы менеджмента / В.В. Глухов. — СПб.: Питер, 2008. — 608 с. Дункан, У. Основополагающие идеи в менеджменте / У. Дункан. — М.: Дело, 2006. — 272 с. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. — М.: Финансы, учет, аудит, 2008. — 336 с. Кузнецова, Л.В. Управление: исторический аспект / Л.В. Кузнецова // История государства и права. — 2006. — № 3. — C. 141. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. — М.: Дело, 2006. — 704 с.

Список источников информации

1.Абакумов, В.В. Основы менеджмента: учебное пособие / В.В. Абакумов, А.А. Голубев, В.П. Кустарев, В.И. Подлесных и др.; под ред. В.И. Подлесных. — М.: Бизнес-пресса, 2006. — 240 с.

2.Бовыкин, В. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов / В. Бовыкин. — М.: Экономика, 2007. — 362 с.

3.Веснин, В.Р. Менеджмент для всех / В.Р. Веснин. — М.: Проспект, 2009. — 504 с.

4.Виханский, О.С. Менеджемент: учебник / О.С. Виханский, И.А. Наумов. — М.: Гардарики, 2008. — 528 с.

5.Глухов, В.В. Основы менеджмента / В.В. Глухов. — СПб.: Питер, 2008. — 608 с.

6.Дункан, У. Основополагающие идеи в менеджменте / У. Дункан. — М.: Дело, 2006. — 272 с.

7.Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. — М.: Финансы, учет, аудит, 2008. — 336 с.

8.Кузнецова, Л.В. Управление: исторический аспект / Л.В. Кузнецова // История государства и права. — 2006. — № 3. — C. 141.

9.Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. — М.: Дело, 2006. — 704 с.

список литературы

referatbooks.ru

7.3.2. Теория рационализации управления Ф. и Л. Гилбрет

Френк и Лилиан Гилбрет[220] – представители школы научного управления, основатели направления, получившего название «наука о движении».

Френк Банкер Гилбрет (1868–1924) первоначально работал в компании Whidden and Company Construction и прошел путь от ученика каменщика до главного управляющего, а позже возглавил собственную консультационную фирму, которая давала рекомендации частным компаниям по «технике управления». Первые исследования Ф. Гилбрет проводил независимо от Ф. У. Тейлора и даже не знал о существовании его работ. С 1907 по 1913 г. активно сотрудничал с Ф. У. Тейлором и стал его союзником в разработке методов научного управления. Как и Ф. У. Тейлор, Ф. Гилбрет занимался пропагандой и популяризацией научного менеджмента, выступал на конференциях и семинарах, читал лекции в университетах. В 1911 г. выступил основным инициатором создания Общества содействия внедрению научного менеджмента, переименованного позднее в Тейлоровское общество.

Лилиан Моллер Гилбрет (1878–1972) – магистр английского языка, профессор менеджмента в Университете Пардье, доктор психологии, член Чрезвычайного президентского комитета по пособиям для безработных, советник по образованию (в период Второй мировой войны), член Консультативной комиссии по гражданской обороне, консультант по проблемам ведения домашнего хозяйства. После замужества в 1904 г. Лилиан Гилбрет резко изменила область академических интересов и занялась психологией, считая, что данная область исследований наилучшим образом будет дополнять работу, проводимую ее мужем.

Основное внимание в своей деятельности супруги Гилбрет уделяли проблемам рационализации труда рабочих, вопросам изучения физических движений в производственном процессе, исследованию усталости и ее влияния на здоровье и производительность труда работников.

Основные работы. Среди первых работ Ф. Гилбрета: «Система наблюдения» (1908), «Практическая система» (1908), «Система кладки кирпича» (1909) – с этой работы было начато системное изучение трудовых движений, – «Изучение движений» (1911), «Основы научного менеджмента» (1912). Наиболее известные совместные работы Френка и Лилиан Гилбрет: «Исследование усталости» (1916), «Прикладная наука о движении» (1917) и «Наука о движении для инвалидов» (1920). Кроме того, Лилиан Гилбрет написала еще ряд работ, среди них: «Психология менеджмента» (1914) (написанная на основе докторской диссертации), «Создатель дома и его работа» (1927), «Нормальная жизнь для инвалидов» (в соавторстве с Эдной Йост) (1944) и «Менеджмент в домашнем хозяйстве: счастливая жизнь на основе сбережения времени и энергии» (1954).

Исследование трудовых операций. Супруги Гилбрет внесли значительный вклад в исследование проблем анализа и совершенствования выполнения рабочих операций. Целью их исследований был поиск «единственного лучшего способа работы» на основе изучения движений человека. Любая рабочая операция представлялась как совокупность универсальных элементарных операций.

Как и Ф. У. Тейлор, Ф. Гилбрет занимался поиском путей повышения производительности труда без приложения больших физических усилий. Начав свою трудовую деятельность учеником каменщика, Ф. Гилбрет сконцентрировал внимание на изучении движений каменщика. Он выявил, что каменщик использует три системы операций: одну – для медленной работы, другую – для более быстрой и третью – для демонстрации правильного метода кладки кирпича. На основе изучения различных систем движения, анализа инструментов и рабочих мест Ф. Гилбрет предложил новый способ кладки кирпича, при котором каменщик для кладки одного кирпича вместо 18 движений стал выполнять только 5. Для этого он:

• устранил часть движений, ранее считавшихся необходимыми, но оказавшихся бесполезными после тщательного изучения;

• ввел простые приспособления (переносная платформа и стопки кирпича), устранявшие утомительные движения и экономившие время квалифицированных рабочих, и перераспределил часть работ на подручных рабочих;

• научил каменщиков совершать движения двумя руками одновременно, в то время как ранее они выполняли движения последовательно то правой, то левой рукой.

То есть акцент был сделан на экономии усилий, а не на скорости движений. В результате нововведений производительность труда увеличилась со 120 до 350 кирпичей на человека в час.

Особенностью подхода Ф. Гилбрет было то, что он не только обучал рабочих новому способу кладки, но и объяснял, почему этот способ лучший. Рабочие, не освоившие новые методы работы, увольнялись, а оставшиеся получали значительную надбавку к заработной плате.

Анализируя работу каменщиков, Ф. Гилбрет ввел еще одно усовершенствование. Он изобрел и запатентовал леса, благодаря которым удалось снизить количество наклонов и почти избавить мастеров от необходимости тянуться вверх. Применение лесов позволило резко увеличить производительность труда.

В работе «Изучение движений» он рассматривал уже не процесс кладки, а работу вообще. Он обращал внимание на то, что утрата естественных ресурсов ужасна, однако она ничто по сравнению с потерями производительности труда, связанными с избыточными трудовыми движениями. Это характерно для всех отраслей экономики. По мнению Ф. Гилбрета, на основе анализа трудовых движений и разработки методов их совершенствования будет возможна огромная экономия любого труда – не только для какого-либо одного класса работ, не только в промышленности, но и в конторах, школах, колледжах, магазинах, домашних хозяйствах и на фермах.

Проводя исследования трудовых операций, Ф. Гилбрет исходил из того, что для выполнения работы есть только один наилучший способ и задача исследователя состоит в том, чтобы его найти.

Ф. Гилбрет развил идею Ф. У. Тейлора о необходимости разработки нормативов затрат времени на каждый элемент трудовых операций. Он расчленил абстрактный технологический процесс на взаимозаменяемые приемы, из комбинаций которых в их различных сочетаниях и последовательностях должна состоять любая операция.

Ф. и Л. Гилбрет стояли у истоков микроэлементарного нормирования. В начале 1900-х гг. для изучения рабочих операций они стали использовать сначала фотоаппарат, а затем и кинокамеру в сочетании с микрохронометром. Это позволило точно определить количество и состав движений при выполнении заданной операции и приступить к исследованию так называемых микродвижений.

Микрохронометр был изобретен Френком Гилбретом и представлял собой часы с циферблатом, проградуированным в долях минут, позволяющие записывать интервалы времени продолжительностью до 1/2000 минуты. Эти часы помещались в кадр при съемке трудовых операций на кинопленку. С помощью этого прибора и стоп-кадров Гилбреты смогли выявить и описать 17 базовых, т. е. наиболее часто повторяющихся движений. Эти движения они назвали терблигами. Название «терблиг» произошло от фамилии Гилбрет, если ее зеркально перевернуть.

Первоначально было выявлено 16 терблигов – 13 элементов действия, и 3 элемента отсутствия действия. Затем был добавлен 17-й терблиг – «планировать». Последователи Ф. Гилбрета позже добавили еще один, 18-й терблиг – «держать». Каждому терблигу соответствовал определенный символ и цвет. По мнению Ф. Гилбрета, если разработать нормативы времени для каждого из терблигов, то легко можно будет рассчитать норму времени для выполнения любой операции, поскольку она представляет собой комбинацию терблигов. Доклад о разработанной им системе терблигов Ф. Гилбрет представил в 1912 г. на заседании основанного Ф. У. Тейлором Общества улучшения организации производства.

Система терблигов Гилбрета представлена на рис. 7.3[221].

 Рис. 7.3. Система терблигов Ф. и Л. Гилбрет

Рис. 7.3. Система терблигов Ф. и Л. Гилбрет

При помощи «терблиг-диаграммы», т. е поэлементной диаграммы, Гилбреты могли анализировать любую рабочую операцию. Анализируя кинозаписи, Ф. Гилбрет составлял карты цикла одновременно выполняемых микродвижений – симокарты («карты одновременных движений»).

На симокарте сверху указаны органы тела рабочего, участвующего в производственном процессе. Цифры слева показывают время хронометража (в секундах). На самой карте слева направо представлены: название операций, выполняемых левой или правой рукой; терблиги; график продолжительности выполнения операций. При этом каждому терблигу соответствует своя штриховка. Рядом с графиком руки может обозначаться график ноги. Симокарта Гилбретов показана на рис. 7.4[222].

На основе разработки методики изучения движений и их классификации Ф. Гилбрет сформулировал принципы экономии движений. По его мнению, для роста производительности движения прежде всего должны быть одновременными, симметричными, естественными, ритмичными и привычными.

Ф. Гилбрет также разработал и так называемый циклографический метод изучения движений, в соответствии с которым к движущимся частям тела рабочего прикреплялись маленькие помигивающие электрические лампочки для фиксирования на пленке точечных траекторий. Эта техника облегчала задачу установления наиболее оптимальной модели движения и способствовала дальнейшему совершенствованию методов исследования. Позже метод циклографии был заменен более совершенным «хроноциклографическим» методом, при котором частота, с которой проецировались на экран вспышки лампочек в виде световых точек или штрихов, позволяла судить об ускорении или замедлении.

В 1916 г. на заседании ASME Ф. и Л. Гилбрет представили доклад, в котором говорилось о трех разработанных ими методах изучения нормативов микродвижений: 1) о карте производственного процесса; 2) об исследовании микродвижений непосредственно; 3) о хроноциклографии. Ф. Гилбрет подчеркивал, что эти методы дополняют друг друга, поэтому они должны применяться совместно.

Симокарта Гилбретов (до и после исследования движений)

 Рис. 7.4. Симокарта Гилбретов (до и после исследования движений)

Большое распространение в практике управления получили технологические карты, в которых отражалась последовательность всех совершаемых с деталями операций. Схема последовательности операций и другие нововведения в основном остались в неизменном виде и используются до сих пор.

Наряду с исследованиями двигательной активности, Гилбреты большое внимание уделяли изучению организации рабочего места. Ими был разработан план продвижения для рабочих, включающий в себя три последовательные части:

• рабочий сделал свою работу;

• рабочий обучил своего последователя;

• рабочий приобрел новые навыки и подготовил себя для продвижения к более сложной работе.

Изучение движений по методу Гилбретов получило большое распространение и развитие в СССР в 20–30-е г. ХХ в.

Факторы производительности труда. Исследуя факторы, влияющие на производительность труда работника, Ф. Гилбрет выделил три группы факторов[223]:

1. Переменные в рабочем: анатомическое строение, сила, удовлетворенность, убеждение, стремление к заработку, опытность, утомляемость, привычки, здоровье, образ жизни, питание, рост, искусность, темперамент, тренировка.

2. Переменные в окружающих условиях, оборудовании, орудиях производства: приспособления, одежда, цвета (окраска), развлечения, музыка, чтение и т. д., отопление, охлаждение, вентиляция, освещение, качество материала, вознаграждение и наказание, величина передвигаемых предметов, специальные приспособления, уменьшающие утомление, окружающая обстановка, орудия производства, правила профсоюзов и согласованность.

3. Переменные в самом движении: ускорение, автоматичность, комбинация с другими движениями и последовательность, оценка, направление, успешность, работа в пудофутах, преодолеваемые моменты и инерция, длина, необходимость, путь, установка, скорость.

Каждый фактор необходимо изучать в отдельности, оценивая его влияние на производительность труда. Целью изучения движений во время работы является определение наилучших приемов работы, обобщение их в виде правил и применение этих правил для нормализации движений и их оптимального сочетания. Ф. Гилбрет подчеркивал, что нормализация и рационализация касаются не только движений, но и остальных переменных факторов.

В отличие от Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилбрет сосредоточили внимание на производственной среде и условиях труда, обеспечивающих сохранение высокого уровня производительности труда. Хотя система Тейлора и предусматривала введение перерывов для ослабления проблем, связанных с усталостью, он считал возможным для рабочего преодолеть усталость и работать более интенсивно в результате соответствующего материального стимулирования[224].

Изучение проблемы усталости. В отличие от многих своих коллег, Гилбреты уделяли проблеме усталости значительное внимание. В работе «Исследование усталости» Гилбреты писали: «Цель жизни – счастье, и не важно, кто как его понимает. Устранение усталости, возникающее из желания сберечь человеческую жизнь, уничтожив перегрузки, должно увеличить количество “прекрасных мгновений” (даже если у него есть и другие цели)»[225].

При рассмотрении трудовых движений работника соавторы выделяли два взаимосвязанных элемента активности. Первый элемент – это сама трудовая активность работника. К этой категории относятся наблюдаемые и ненаблюдаемые трудовые движения и способ их выполнения. Второй элемент – утомление или усталость. Под усталостью Гилбреты понимали продолжительность и характер интервала или периода отдыха, необходимого для восстановления работником его исходных производственных возможностей.

Ф. Гилбрет выявил 42 причины, вызывающие усталость, 15 из которых были связаны непосредственно с рабочим, 14 – с окружающей обстановкой, а 13 – с движениями, требуемыми для выполнения работы.

Гилбреты выделили два вида усталости:

• Избыточная усталость – это следствие действий, не являющихся необходимыми (например, подъём и перенос тяжестей). Она может быть минимизирована путем рациональной организации рабочего места.

• Необходимая усталость возникает при выполнении действий, необходимых для достижения поставленных целей. Она может быть минимизирована благодаря внедрению передовых методов организации производства и обеспечению необходимых для отдыха перерывов.

В целом супруги Гилбрет доказали, что причиной усталости является не монотонность, а недостаток интереса менеджмента к рабочему. В то же время рекомендации по преодолению усталости были достаточно типичны для того времени и предполагали использование более совершенных методов выполнения рабочих операций, введение перерывов в работе, сокращение продолжительности рабочего дня и предоставление оплачиваемых отпусков.

Ф. и Л. Гилбрет связывали эффективность производства с системой планирования и управления. Еще в работе «Основы научного менеджмента» показывались достоинства использования «научных методов управления» как «честной сделки» рабочего и работодателя. Рассматривая процесс производства в целом, исследователи подчеркивали необходимость обучения рабочих и обеспечения их вовлеченности в трудовой процесс. Знания и способности рабочих и управляющих должны быть направлены на повышение благосостояния государства.

Исследование управления. Л. Гилбрет ввела новые методы в исследование управления. По ее мнению, научные исследования менеджмента должны проводиться на основе анализа и синтеза. При помощи анализа один из элементов управления разбивается на составные части, а потом в процессе синтеза они воссоединяются, но в новый комплекс управления входят уже только те части, которые необходимы для эффективного решения задачи.

Некоторые идеи Лилиан Гилбрет выходят за рамки школы научного управления. Применив методы психологии к исследованиям рабочего места, она стала одним из основателей психологии управления. Л. Гилбрет определяла психологию управления как воздействие организующего работу ума на организуемую работу, и влияние не организуемой и организуемой деятельности на мышление рабочего.

В работе «Психология управления» Лилиан Гилбрет выделила три типа управления:

• традиционную систему управления, основанную на эмпирической практике, передаваемой из поколения в поколение;

• переходную систему управления, основанную на стремлении к совершенствованию и интеллектуализации;

• научную систему управления, основанную на применении управленческих законов, выявленных в результате научного исследования.

Научный менеджмент представляет собой средства, позволяющие максимально использовать возможности и усилия человека. Л. Гилбрет подчеркивала, что успешное управление базируется не на работе, а на человеке. В отличие от обеспокоенности, характерной для традиционного управления, при научной системе управления рабочий обретал умственное равновесие и безопасность. Заботясь о благосостоянии, научное управление поддерживало регулярную работу, поощряя хорошие отношения в коллективе, и способствовало физическому, умственному, моральному и финансовому развитию рабочего. Именно к научному типу управления необходимо стремиться руководителям организаций.

Лилиан Гилбрет считается одним из родоначальников исследований в области управления персоналом. Большое внимание она уделяла научному подбору, расстановке и подготовке кадров. На многих предприятиях были открыты школы по работе с персоналом, в которых пропагандировались новые подходы к мотивации сотрудников на основе уважения их личности и справедливого вознаграждения. Л. Гилбрет особо подчеркивала важность создания добрых человеческих отношений и организации обучения на рабочем месте.

Развивая идеи своего мужа, Л. Гилбрет использовала науку о движении для анализа домашней работы, в том числе для разработки оборудования и специальных процедур, облегчающих ведение домашнего хозяйства для инвалидов.

Значение идей Ф. и Л. Гилбрет. Френк и Лилиан Гилбрет посвятили себя исследованию как эффективности труда работников, так и управления в целом. В своих трудах они затрагивали также и социальные аспекты научного управления. Так, например, они подчеркивали, что ни одна организация не может рассчитывать на устойчивость, если она не заботится как о благополучии организации в целом, так и о благополучии каждого ее члена.

Их идеи, касающиеся анализа и совершенствования выполнения рабочих операций, организации системы обучения на рабочем месте, поощрения хороших отношений в коллективе, были развиты следующими поколениями исследователей менеджмента. Отдельные рекомендации по повышению эффективности труда, в частности рекомендации по снижению усталости и улучшению всех факторов производственной среды, разработаны на основе объединения двух управленческих подходов – научного менеджмента и промышленной психологии. Сочетание этих подходов позволило Френку и Лилиан Гилбретам заложить основы современной эргономики.

____________________________________________________________________________________________________________________

[220] Фамилия Gilbreth часто передается по-русски как Джилбрет.

[221] Беркович Д. М. Формирование науки управления производством. Москва : Наука, 1973. С. 41–42.

[222] Беркович Д. М. Формирование науки управления производством. Москва :Наука, 1973. С. 44.

[223] Гилбрет Ф., Гилбрет Л. Классификация элементов работ // Организация труда. 1924. № 6–7. С. 45–53 ; Кравченко А. И. История менеджмента.Москва : Академический проект, 2002. С. 90–91.

[224] Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 67.

[225] Крейнер С. Библиотека избранных трудов о бизнесе. Книги, сотворившиеменеджмент / пер. с англ. А. Трактинский. Москва : Олимп-Бизнес, 2005. С. 129. 

Выходные данные учебного пособия: 

История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. - Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. - 606 с.

Вернуться к оглавлению "История менеджмента: учебное пособие" 

port-u.ru

Фрэнк и Лиллиан Гилберты

Это научное  направление разрабатывалось в  первую очередь в трудах таких  ученых, как Фредерик Тейлор, Генри  Гантт, Фрэнк и Лилиан Гилберт. Необходимость  исследований была вызвана всеобщим переходом к массовому производству на крупных предприятиях промышленности и заменой ручного труда машинным. Целью исследований были практические методы повышения производительности труда и эффективности производства.

В основе разработки методов научного менеджмента  лежали эмпирические наблюдения за выполнением  отдельных рабочих операций, замеры (хронометраж) времени, необходимого для  осуществления той или иной операции, и на основе анализа полученных результатов  — выработка рекомендаций по оптимизации  рабочих процессов, системы разделения труда и специализации, установления норм выработки. Для того чтобы стимулировать  стремление работающих выполнять и  перевыполнять нормы, вводилась  система сдельной заработной платы. На основе специализации рабочих  операций квалифицированные и менее  квалифицированные работники могли  выполнять соответствующие их профессиональной подготовке задания.

Система научного менеджмента базировалась на пяти основных принципах.

1. Тестирование  рабочих и их отбор для выполнения  видов работ, к которым у  них обнаруживались наибольшие  способности.

2. Изучение  затрат времени и усилий, затрачиваемых  рабочим на выполнение работ.  Обучение и тренировка рабочих  для достижения максимальной  эффективности.

3. Специализация  работы. Закрепление за каждым  рабочим определенной специализации.

4. Система  материального стимулирования —  премирование за превышение установленной  нормы.

5. Распределение  ответственности между рабочим  и управляющим.

Идеи  школы научного менеджмента получили наибольшее распространение в первые два десятилетия XX в., когда ведущие  страны мира проходили пик индустриализации, концентрации и централизации производства. Использование в этот период на практике рекомендаций и методов, выработанных школой научного менеджмента, позволило  добиться значительной экономии сырья  и материалов, оптимизации затрат труда и повышения его производительности, существенно повысить эффективность  производства в целом.    

Список  использованных источников и литературы:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2007.
  2. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента, 2005
  3. Менеджмент в России и за рубежом: журнал №5 (сентябрь-октябрь)/главный редактор А.Е. Хачатурова - 2008.
  4. Менеджмент: учебник для вузов /Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2006.
  5. Основы менеджмента: Учебник для вузов/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кисляков и др.; Под руководством Д.Д.Вачугова - М.: Высшая школа, 2006.
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с  англ.  -  М.: Дело, 2007.
  7. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. - Мн.: Мисанта, 2009
  8. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник Третье издание. - М.: ЮНИТИ, 2006.

stud24.ru