Менеджмент как форма управления (стр. 1 из 9). Формы управления менеджмент


Формы и методы управления в менеджменте — Мегаобучалка

Реализация рассмотренных функций управления достигается за счет применения различных методов. Методы управления – это способы реализации функций менеджмента. Методы управления могут применяться как по отношению к трудовым коллективам в целом, так и к отдельным работникам, их можно представить в виде следующей схемы (рис. 3).

Рисунок 3 – Методы управления в менеджменте

Регламентирующие методы включают в себя Организационно-административные методы управления, которые базируются на объективных законах организации совместной деятельности людей и управления ею, на естественной потребности людей взаимодействовать в определенном порядке:

а) Организационные методы, за счет которых реализуется организационная функция управления, т.е. методы формирования управленческих структур, создания трудовых коллективов, подготовки и проведения общественных мероприятий. С помощью этих методов проектируется и учреждается организация, ее работа нормируется, регламентируется и обеспечивается необходимыми инструкциями, фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях. Организационные методы создают рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации.

б) Административные методы в основном опираются на власть и права руководителя и оказывают прямое воздействие на управляемый объект.

К ним относят такие методы, как:

· обязательные предписания: приказ, запрет и т.п.;

· согласительные методы: консультация, поиск компромиссов; рекомендации, пожелания: совет, разъяснение, предложение.

Эти методы призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда, они регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства. К регламентирующим методам управления относятся методы управления на основе инструкций и контроля, а так же метод руководства на основе делегирования, который предполагает перевод руководства и ответственности на более низкий уровень при условии создания эффективной системы контроля.

Стимулирующие методы включают в себя:

а) Экономические методы - совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и отдельной личности, т.е. поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта (хозрасчет, ценообразование, финансирование, система заработной платы и премирования и т.п.).

б) Социально-психологические методы - совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на протекающие в них социальные процессы. Эти методы нацелены на создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, а также раскрытие личных способностей каждого работника.

К стимулирующим методам управления относятся:

а) Метод управления посредством мотивации, основанный на удовлетворении требований, интересов, настроений, личных целей сотрудников, а также на возможности интеграции потребностей человека с целями организации, становящейся для него «родным домом».

б) Метод управления, нацеленного на результаты, предполагающий определение результатов при децентрализованной системе руководства, т.е. каждому подразделению предписывается достижение конкретных результатов.

Понятие «менеджмент» выражает различные социально-экономические процессы. Многогранность находит свое выражение и в различных формах проявления данного процесса.

Форма менеджмента представляет собой определенное сочетание во времени и пространстве элементов процесса менеджмента при соответствующем уровне его интеграции, выраженное системой устойчивых связей.

Менеджмент выполняет разнообразные функции при различных организационных формах управления предприятием. В современных условиях такими основными формами являются:

· Линейная;

· Функциональная;

· Линейно-функциональная;

· Программно-целевая;

· Дивизионная;

· Матричная.

Линейная форма управления во взаимоотношениях между начальником и подчиненными осуществляется в соответствии с иерархической структурой «сверху-вниз».

При функциональной форме общие для нескольких подразделений функции управления передают одному органу или подразделению или исполнителю. Он выполняет их, получая приказы от нескольких руководителей. Таким образом, субординация в управлении осуществляется по функциям.

В дивизионной форме управления объединяется управление по продуктовому и региональному принципам. Высшее руководство при этой форме управления принимает стратегические решения, которые определяют развитие компании на продолжительную перспективу.

Виды менеджмента

Менеджмент, как система управления, сочетает в себе различные элементы в процессе планирования и координации. Эти элементы действуют как во времени, так и в пространстве, они включают в себя систему устойчивых связей между всеми процессами и явлениями.

Выделяются следующие основные виды менеджмент: организационный, стратегический, тактический или текущий и оперативный.

Объектом менеджмента в организации являются процессы создания организации, разработки структуры и системы управления организацией, системы осуществления управленческих функций, выработки стандартов, положений, инструкций. В результате обеспечивается нормальное функционирование организации, успешное достижение стоящих перед организацией целей. Достижение целей организации основано на стратегическом, тактическом или текущем и оперативном менеджменте.

Стратегический менеджмент определяет цель организации, ориентирует производства на максимизацию прибыли, приспособление организации к внешней среде, результатом чего является достижение перспективных целей организации. Стратегический менеджмент находится в центре внимания высшего руководства организации. Результаты стратегического менеджмента выявляются в течении нескольких лет. В рамках стратегического менеджмента ставятся долгосрочные цели организации, определяются пути их достижения, обеспечивается ее будущая жизнедеятельность.

Тактический или текущий менеджмент разрабатывается на основании долгосрочной стратегии организации. В то время как стратегический менеджмент в основном разрабатывается на высших уровнях руководства, то тактический вырабатывается на уровне руководства среднего звена. Перспективы тактического менеджмента рассчитываются на срок около года.

Он обеспечивает краткосрочное протекание процессов в организации и реализацию краткосрочных планов. Краткосрочные планы составляются в организациях на период до одного года. Затем они конкретизируются на полугодие, квартал, месяц, декаду, в зависимости от производственной необходимости.

Оперативный менеджмент включает организацию и управление процессами реализации оперативных планов. Действия осуществляются путем распределения работ, ресурсов, внесения необходимых корректировок в производственные и финансовые процессы. Оперативный менеджмент сводится к принятию решений, способных быстро скорректировать течение финансово-хозяйственной деятельности. Тактический и оперативный менеджмент связаны с постановкой и координацией конкретных среднесрочных и краткосрочных задач, их решением, оценкой и анализом.

Стратегический, тактический и оперативный менеджмент имеют конкретные объекты управления:

· маркетинг;

· производство;

· материально-техническое снабжение;

· сбыт продукции, кадры, финансы;

· учет и анализ хозяйственных процессов в организации;

· инновации.

Маркетинг – менеджмент занимается изучением рынков, созданием каналов сбыта, формированием ценовой политики.

Производственный менеджмент включает в себя управление основными и вспомогательными и процессами по производству товаров.

Менеджмент в области материально-технического снабжения и сбыта продукции контролирует взаимоотношения с контрагентами, управление поставками материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, упаковки, хранения и поставки готовой продукции потребителям.

Менеджмент персонала заключается в планировании трудовых ресурсов, отбор персонала, анализ кадров, определение их заработной платы и систем премирования.

Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и управление финансовыми потоками, возникающими между хозяйственными субъектами.

Инновационный менеджмент направлен на управление материализацией творческой деятельности людей по созданию продуктов, которые техническими, организационными, экономическими характеристиками превосходят существующие.

На практике так же выделяют 2 вида менеджмента:

Генеральный менеджмент - заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев.

Функциональный менеджмент, который заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. Схема функционального менеджмента и его объекты представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Схема функционального менеджмента

Функциональный менеджмент включает области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач.

 

2. Анализ системы менеджмента ООО "Саймаан Лиикенне"

megaobuchalka.ru

Тема 3. Виды, формы, способы управления

Виды управления.

В теории и на практике известны многие виды управления, различающиеся по самым разным признакам. Однако четкая классификация обширной гаммы видов управления пока отсутствует. Даже сами понятия «виды управления», «формы управления», «способы управления», «методы управления», «функции управления» не обрели требуемой четкости и употребляются разными авторами в различном смысле. Понимая сложность классификации, структуризации управления, ограничимся его разделением на более или менее очевидные и достаточно употребляемые виды, классы, группировки, опираясь на самые характерные признаки их выделения.

Простейшая схема структуризации управления экономикой, разделения его на отдельные разновидности изображена ниже.

 

Разновидности управления

 
 
По типу, виду субъекта управления   По типу, виду объекта управления

 

По типу воздействия субъекта на объект   По реализуемой функции и цели

 

Основные виды управления, различающиеся между собой по признаку типа или вида субъекта управления.

§ Индивидуальное, личностное управление

§ Коллективное управление

§ Международным

§ Государственное управление,

§ Муниципальным

§ Ведомственное управление,

§ Управление со стороны собственника

§ Уполномоченное управление

 

Индивидуальное, личностное управление характеризуется тем, что бразды правления, права и полномочия управлять сосредоточены у одного лица, именуемого начальником, руководителем. Индивидуальное управление реализует так называемый принцип единоначалия, согласно которому одно определенное лицо осуществляет принятие управленческих решений и несет за них ответственность.

Коллективное управление (руководство) имеет место, когда субъект управления представляет коллегиальный орган, вырабатывающий и принимающий решения сообща, с учетом мнений и предложений участников процесса выработки решений лиц, входящих в состав органа управления.

Международным следует считать управление экономическими объектами и процессами, осуществляемое уполномоченными международными организациями и органами: ассоциациями, агентствами, банками, фондами.

Государственное управление, включающее также государственное регулирование экономики, представляет управление экономикой со стороны государства в лице государственных законодательных, исполнительных, правовых органов и возглавляющих их лиц. В государствах, странах с федеративным устройством к государственным относятся также органы управления субъектов федерации, т.е. отдельных республик, краев, областей, округов, земель (Германия), штатов (США), кактонов (Швейцария).

Муниципальным называют управление, осуществляемое местными органами власти, именуемое также местным самоуправлением. В качестве субъекта такого управления выступают выборные назначаемые или исполнительные органы территориальных образований: городов, районов, поселков, сел, других видов поселений.

Ведомственное управление, представляющее обычно часть государственного муниципального, есть управление со стороны специальных организаций и органов, именуемых ведомствами. Ведомство призвано управлять либо определенной отраслью экономики, либо видом экономической деятельности. К ведомствам относятся министерства, комитеты, управления, службы.

Управление со стороны собственника, как ясно из названия, соответствует ситуации, когда сам собственник объекта осуществляет полностью или частично управление принадлежащим ему на правах владения и распоряжения объектом.

Уполномоченное управление есть реализация функций управления уполномоченными на то лицами, не являющимися собственниками объекта, но получившими полномочия на управление в соответствии с законом или на основании прямых решений собственника по контракту, договору найма. Уполномоченное управление очень широко распространено в экономике, типично для менеджмента, в котором субъектом управления становится наемный управляющий. К уполномоченному относится и доверительно (трастовое) управление, при котором субъект управления передает управление объектом на определенных условиях другому объекту.

Перейдем к классификации видов управления по признакам типа объекта управления. Согласно такой классификации виды управления различаются между собой в зависимости то того, каким именно объектом управляет тот или иной субъект. Выше уже шла речь о разделении управления на управление людьми, природой, производственным персоналом, технологией и техникой. Теперь сконцентрируем внимание на выделении характерных видов управления экономикой, отличающихся экономической природой управляемого объекта.

§ управление мировой экономикой

§ управление экономикой, хозяйством страны,

§ территориальное (региональное) управление

§ управление предприятием

§ управление индивидуальным предпринимательством и домашним хозяйством.

Перейдем к структуризации видов управления, различаемых по типам управляющих воздействий субъектов на объекты.

§ Внутреннее

§ Внешнее

§ Централизованное

§ децентрализованное

Ранее упоминалась возможность разделения управления на внутреннее и внешнее в зависимости от того, формируются управляющие воздействия внутри управляемой системы или вне ее. Правомерно также разделять управление на централизованное, когда глобальные команды, управляющие сигналы формируются в едином центре управления и передаются из него многочисленным объектам управления, и децентрализованное, при котором значительное количество управляющих воздействий, касающихся данного объекта, вырабатываются самим объектом на основе самоуправления.

Способы управления

В теории управления принято также различать три способа, именуемых иногда методами управления.

Методы (способы) управления - формы воздействия руководителя на подчиненных.

Различия между этими методами (способами) управления состоят в разных подходах к формированию управляющих воздействий и в содержании этих воздействий.

Организационно-распорядительное управление (инструкции, контроль исполнения), которое часто называют административным, командным, основано на принудительном исполнении управляющих воздействий, генерируемых в форме постановлений, приказов, распоряжений. Логика этого метода управления выражается простой формулой «приказ начальника – закон подчиненного».

Экономический, стимульный метод управления (хозяйственный расчет) основан на побуждении экономических интересов тех людей, что представляют объект управления. Управляющие воздействия, исходящие от субъекта управления, порождают заинтересованность объекта управления в их использовании, так как при этом вступают в действие такие стимулы-побудители, как заработная плата, льгота, премии, смягчение ограничений, создание более выгодных условий работы, деятельности, продвижение по службе и др.

Социально-психологическое управление (учет психологии личности, коллектива) характеризуется использованием методов убеждения, морального и нравственного воздействия субъекта управления на трудовые коллективы, работников. Основным средством этого вида управления служит влияние на экономическую психологию работников, являющихся частью их кодекса чести и морали. Субъект управления взывает в этом случае к совести как основному побудительному мотиву качественного, эффективного труда.

Формы управления

Методы управления взаимосвязаны со стилем управления (формами управления). Стиль руководства – это устойчивые доминирующие формы управленческих отношений между руководителями и подчиненными им исполнителями, работниками, проявляющиеся в управлении их деятельностью

Авторитарный стиль воплощает в себя единоначалие, командное управление, при котором руководитель ставит выше всего собственное мнение и личную волю, пренебрегая мнением других лиц, принимая решения по своему усмотрению.

Демократический стиль, наоборот, опирается на коллективное обсуждение и принятие управленческих решений, на учет всего спектра мнений при подготовке решений.

Либеральный стиль исходит из необходимости использования «мягких» управляющих воздействий, не вызывающих негативных реакций исполнителей. Такой стиль обычно применяется при управлении высокоинтеллектуальными работниками, крупными специалистами своего дела, полагающими в нем не меньше, а иногда и больше, чем руководитель.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Менеджмент как форма управления

МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Технологический факультет

Кафедра ОСЭНиУ

Курсовая работа допущена Курсовая работа защищена

к защите__________________ с оценкой_________________

(подпись руководителя, дата) Члены комиссии: 1.______________

2.______________

3.______________

Ф.И.О., ученое звание преподавателя

Менеджмент как форма управления

Курсовая работа по дисциплине

«ПОЛИТЭКОНОМИЯ»

Курсовую работу выполнил (ла)

Студент (ка) группы ДБУ-2

Кривонос К.А.

(ф.и.о. студента, дата, подпись)

Керчь – 2010 гСОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА……………………………………………………………… 5

1.1. Возникновение менеджмента как искусства управления ……….. 5

1.2. Развитие менеджмента как науки………………………………….. 8

1.3. Менеджмент как процесс…………………………………………... 14

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И РОЛИ МЕНЕДЖЕРОВ……. 19

2.1. Основные функции менеджеров…………………………………… 19

2.2. Роли менеджеров в организации…………………………………... 24

2.2.1. Межличностные роли…………………………………………... 24

2.2.2. Информационные роли…………………………………………. 25

2.2.3. Роли в принятии решений……………………………………… 25

2.3. Разделение труда как функциональная составляющая в работе менеджера……………………………………………………………………….. 26

2.4. Требования, предъявляемые к менеджерам………………………. 30

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «БИЗНЕСМЕН» И «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»…………………………………………………..….. 35

3.1. Бизнес и его субъекты……………………………………………..... 35

3.2. Понятие предпринимательства и его субъектов………………….. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….… 48

ВВЕДЕНИЕ

В течении последних двух–трех десятилетий в экономике доминировала модель управляющего как полицейского, арбитра, бесстрашного аналитика, человека формирующего цели организации и принимающего решения. В административно-командной системе государственного управления в бывшем СССР господствовала рациональная модель хозяйствования, которая широко использовалась в США до 70-х годов. «Рационалистический», «механический» и «тейлористский» подходы пустили глубокие корни не только в Украине и странах СНГ, но и в Западных странах. Они были положены в основу организации большинства крупных промышленных корпораций, позволяющих удовлетворять потребности в продукции достаточно однородного массового спроса.

Стремление все упорядочить, проконтролировать, отделив исполнительную деятельность от организаторской, было свойственно многим руководителям, которые видели задачу управления в том, чтобы, раз отладив систему, не нарушать ее функционирование в дальнейшем. Однако с ростом, усложнением и динамизмом производственных связей, в условиях многовариантности решений при высоких темпах технологических и структурных сдвигов жесткое управление становится нереальным.

Управленческая деятельность является одним из важнейших факторов функционирования и развития промышленных предприятий в условиях рыночной экономики. Предприятия сами принимают решения, бывшие ранее прерогативой вышестоящих органов государственной власти и управления. Они самостоятельно формируют цели и задачи, разрабатывают стратегию и тактику своего развития, изыскивают необходимые ресурсы, приобретают оборудование, набирают сотрудников, принимают решения по таким вопросам, как создание, ликвидация, слияние или разделение подразделений, филиалов, совместных предприятий, реорганизация производственной и организационной структуры управления и многое другое.

Увеличение объема и усложнение характера выполняемых работ представляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала. Современный управляющий – это специалист владеющий как общими основами науки управления, так и специфическими знаниями и умениями в области производственного, инновационного, стратегического менеджмента, управления персоналом и производством. Знание им проблем теории и практики менеджмента является обязательным.

Объектом менеджмента как науки выступает любая сложная социотехническая система (фирма, хозяйственное общество, предприятие) независимо от сферы деятельности (экономической, социальной) и формы собственности (государственной, частной) со всеми присущими ей процессами и явлениями, а также их носителями (людьми).

Предметом научного менеджмента являются наиболее значимые с теоретической и практической точки зрения закономерности, свойства, стороны, отношения и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею для достижения поставленных целей.

Менеджмент как отрасль научного знания содержит два взаимосвязанных раздела:

стратегическую (концептуальную) часть, т.е. теорию менеджмента в собственном смысле этого слова;

тактическую (прикладную) часть, т.е. систематизированный набор теоретически осмысленных и обоснованных практических рекомендаций для тех или иных конкретных ситуаций, возникающих в процессе управления различными типами организаций.

В научных понятиях и категориях менеджмента отражаются фактические данные, полученные из хозяйственной практики. В этом отношении научный менеджмент выступает как обобщенное, теоретическое выражение постоянно расширяющихся и накапливаемых фактических материалов.

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Возникновение менеджмента как искусства управления

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний — науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению, в XX в. К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного менеджмента» практически отсутствовала идей научной организации труда. Под менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта.

Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи между причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.

Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении, которые позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Они служат опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и многообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, — это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях — ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т. д. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое, подобно медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы.

Современный менеджмент соединяет науку и искусство управления в единый процесс, в основе которого — личностный талант профессиональных управляющих по использованию научных и практических знаний и постоянный механизм их пополнения и обновления. Другими словами, это развитие качеств и способностей менеджеров, направленных на достижение целей организации, применение ими профессиональных знаний в практической работе на основе постоянного взаимодействия с работниками и создание среды для наиболее полного раскрытия их потенциала (под средой понимается чаще всего организационная культура).

К «школе научного менеджмента» относят таких классиков управления как

Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд. Без их вклада было бы невозможным возникновение современного менеджмента с присущим ему единством науки, искусства, технологии управления. В работах классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента, описаны основные функции управления. В их работах была проведено изучение проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения эффективности.

Разрабатывая основы науки, в 14 общих принципах управления А. Файоля мы можем видеть инициативу: «Инициативой мы называем возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления точно также относится к категории инициативы» [11, с.39].

Первым элементом управления у него является предвидение. «Управлять – это предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть последнего» [11, с.42].

mirznanii.com

4.2. Формы управления Понятие «форма управления»

Понятие “тип управления” позволяет выделить различие систем управления с точки зрения управляемых объектов. Однако оно не исчерпывает всего многообразия систем управления. Другой большой группой спецификаций выступают различия внутри управляющих систем. Такого рода различия мы называем формами управления. Наряду с различием форм управления существуют и различия внутри типов систем управления, которые могут иметь исторический или пространственный характер.

Приведем примеры различий внутри типов систем управления.

Гражданское управление, осуществляемое через целевые проекты, может быть направлено на разные общности людей. Историческими общностями исполнительной деятельности выступали род, семья, организованная профессиональная общность. Различие между отмеченными общностями людей обусловлено особыми отношениям между субъектами. В род объединены родственники, семья основывается на брачных отношениях, в профессиональную общность, как бы она ни называлась, люди входят не по родственному, а по профессиональному признаку.

Исторически род выступал первой формой проектной общности, впоследствии она утратила свое значение и сократилась до семейной общности. Последняя сохраняет свое значение как производящая (малый бизнес) и потребляющая ячейка общества. В настоящее время доминируют целевые общности, члены которых не находятся в родственных или брачных отношениях.

Внутри систем государственного управления также имеет место определенная историческая динамика. Так, нормативное регулирование, осуществляемое государствами, имеет тенденцию к расширению, со временем оно начинает охватывать не только отношения между людьми как подданными или гражданами, но и внутриобщностные отношения. Например, в современных условиях регламентируется минимальная заработная плата в целевых общностях, отношения руководителей и подчиненных, качество товаров и так далее. Эта экспансия положила конец эпохе свободного предпринимательства, когда все перечисленные вопросы решались руководством фирмы. И. Ансофф отмечает: “Принцип свободного предпринимательства ограничивается законами. Каковы бы ни были достоинства доктрины свободного предпринимательства, ее защита была неэффективной. С начала столетия, а особенно после второй мировой войны, общество распространило контроль практически на все стороны деятельности фирм”1.

Однако экспансия государства имеет свои пределы, о чем свидетельствует опыт СССР по сведению разнородных проектных общностей в одну большую проектную общность, выступавшую как единая фабрика. В данном случае государство уже не ограничивалось нормативной регуляцией, а становилось субъектом всего комплекса управленческих действий: целеопределения, регламентирования, оценивания.

Рассмотрим различия в системах управления, которые могут иметь место во всех типах систем управления, названных выше формами управления.

Степень демократичности как элемент формы управления

Одним из оснований для выделения форм управления можно считать степень участия членов общности в принятии решений, которая может быть равной или неравной.

Неравенство заключается в том, что субъектом, вырабатывающим и принимающим решения, является лишь часть организационной общности. Равенство означает, что все индивиды имеют возможность влиять на принятие решения. Возможны и смешанные варианты, когда какие-то решения принимаются одним человеком, а какие-то всей общностью.

На уровне проектной общности эти различия выступают в следующих вариантах. 1. Руководитель вырабатывает и принимает решения по всем аспектам деятельности организации (кадры, цели, нормы, технологии). Помощникам он делегирует часть функций контроля, конкретизации решений. Это так называемая линейная схема управления. 2. Главный руководитель принимает решения лишь по отдельным вопросам: стратегия, кадры управления. Другие руководители принимают решения по отдельным аспектам. Это функциональная форма разделения труда. Руководство другими осуществляется не через регламентацию, а через оценку их работы и подбор нужных кадров. 3. Коллектив вырабатывает и принимает все решения. Руководитель – координатор исполнения решений. Здесь отсутствует строгое разделение управленческого и исполнительского труда. 4. Определенная группа принимает важнейшие решения, а деятельность по их конкретизации, исполнению и контролю предоставляет специальным руководителям. Примером может служить акционерное общество, где собрание акционеров принимает принципиальные решения, а совет директоров организует их исполнение.

На уровне государственного управления эти различия проявляются следующим образом. В государствах с авторитарной формой правления принятие решений и контроль над их исполнением делегируется одному лицу. В обществах с непосредственной демократией нормативные решения принимаются управляемой общностью, их исполнение и контроль поручены специальным лицам. В данном случае имеет место сочетание коллегиального и индивидуального начал. Если решения принимаются специальной общностью, избранной для выработки норм, а их исполнение поручается определенному лицу или общности, то речь идет о разных вариантах президентской или парламентской республики.

Формы стимулирования как элемент формы управления

Другим основанием для классификации форм управления являются методы стимулирования деятельности. С этой точки зрения можно выделить системы принудительного и добровольного управления. Рассмотрим эти варианты.

В системе принудительного управления главным мотивом, обеспечивающим исполнение решений, является страх утраты статуса, качества жизни, или даже самой жизни. Средствами, обеспечивающими эту мотивацию, выступают физические средства принуждения и специальные карательные службы. В системе добровольного управления главным способом стимулирования являются блага (деньги, общение, признание). Возможны системы, которые используют сочетания этих методов.

Различия в побудительных силах наблюдаются как в древних, так и в современных обществах. В первых мы видим два варианта: восточные деспотии, где главным средством к исполнению обязанностей выступает насилие, и греко-римский мир, в котором для части населения (рабы) насилие было основным инструментом создания мотивации, а для другой части населения (свободные) использовалось стимулирование.

В современных обществах имеет место сочетание способов мотивирования: положительное стимулирование для основной массы, насилие для антисоциальных элементов.

Внешнее управление как элемент формы управления

Третьим важным основанием для различения форм управления является присутствие или отсутствие делегированного внешнего управления. Его можно определить как управление управленческой общностью, со стороны людей, которые не являются ее членами.

Делегированное внешнее управление может выступать в прямой и косвенной формах. Примеры прямого внешнего управления: деятельность акционеров в отношении акционерного сообщества, избирателей по отношению к органам государственной или муниципальной власти, собственника по отношению к управляющим на принадлежащих ему предприятиях. Общности без делегированного внешнего управления управляются только их членами, неважно в каком качестве: либо профессиональных управляющих, либо через участие в выработке и принятии решений на основе членства в данной общности.

Основание для прямого делегированного внешнего управления среди негосударственных предприятий и фирм достаточно очевидно – это право собственности на капитал, основания же в отношении государственного и муниципального управления не столь отчетливы. Обычно право народа на управление связывают с народовластием. Это объяснение недостаточное. Дело в том, что долгое время народ существовал, не обладая таким правом, история деспотий, авторитарных режимов достаточное тому подтверждение.

Главным фактором, дающим народу право на управленческие функции, выступает его собственность на средства, за счет которых содержатся и государственная и муниципальная власть. Налоги являются главным финансовым источником существования государства, а те, кто их платит, имеет право выбирать тех, кто их будет расходовать. В обществах, характеризующихся неразвитостью товарно-денежных отношений, использованием натуральных форм налогов, доминировали деспотические режимы.

В прямом делегированном внешнем управлении реализуются следующие функции: отбор управляющих, контроль над важнейшими направлениями их деятельности. Благодаря внешнему управлению высшие государственные чиновники становятся наемными работниками. При отсутствии делегированного внешнего государственного управления назначение высших чиновников становится делом самих высших чиновников в виде непосредственного назначения или наследования по какому-либо признаку.

Помимо прямого делегированного внешнего управления существует и косвенное, когда членами организационной общности управляют руководители других организаций. Примером этого служит управление руководителями партий депутатами или чиновниками, входящими в состав данных партий, управление церковными иерархами верующими, входящими в состав различных светских общностей.

В авторитарных системах управления, как правило, косвенное внешнее управление рассматривается как норма. Например, членство в партии является условием успешной государственной карьеры и предполагает, в свою очередь, подчинение решениям партии при занятии любых государственных постов. В демократических системах, напротив, лишь прямое внешнее управление оценивается как нормальное и естественное явление, а косвенное ограничено сферой защиты профессиональных прав работников (профсоюзы).

Особой формой косвенного делегированного внешнего управления выступает коррупция. В данном случае подкуп должностных лиц выступает не как самоцель, а как способ достижения принятия соответствующих решений. Несмотря на то, что в каждом отдельном случае влияние решений, принятых на основании подкупа, может быть и не очень большим, их суммарное влияние может оказаться огромным и парализовать нормальное функционирование общества.

Натуральные и товарно-денежные отношения как элемент формы

Системы управления в рамках одного и того же типа отличаются неоднозначностью отношений между работниками и руководителями. В истории наблюдается два типа отношений: натуральный и денежный обмены.

Натуральный обмен был характерен, например, для государств Востока. Его особенностью является то, что подданные государства, прежде всего крестьяне, должны были нести трудовые повинности в обязательном порядке по месту жительства на составляющих государственную собственность объектах, строительством, эксплуатацией и ремонтом которых управляли чиновники. В число таких объектов входили оросительные сооружения, дороги, здания. В обмен на труд подданные имели возможность пользоваться этими сооружениями, получали, например, воду. Таким образом, труд обменивался на услуги. Особым вариантом обмена является рабство. Рабы, принуждаемые к труду, получали в обмен средства к жизни, причем доля этих средств не находилась в прямой зависимости от затрат труда. Сама власть в этих обществах выступала в качестве посредника между производителями и потребителями.

В условиях неразвитости товарно-денежных отношений, натурального хозяйства эта форма обмена представляла собой значительный шаг вперед в организации общественной жизни, позволяла мобилизовать значительные ресурсы для решения стоящих перед сообществом задач, которые не могли быть решены на уровне рода или соседской общины. С развитием же товарно-денежных отношений эта форма организации изживает себя, ее место занимают государственные предприятия, которые основываются на товарно-денежных отношениях.

При денежном обмене работник получает за свой труд денежное вознаграждение в соответствии с персональным вкладом, причем его членство в составе общности является добровольным. Эта форма отношений начинает широко развиваться в Новое время.

Таким образом, существуют различные типы систем управления, отличающихся соотношением сложных управленческих функций, каждый из таких типов представлен целым рядом форм.

studfiles.net

Менеджмент

1. Определение

Менеджмент ( украинские - управление) - это процесс планирования, организации, приведение в действие и контроль организации с целью достижения координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного выполнения задач. Менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивает практически все сферы ее деятельности.

Термин менеджмент образовался от английского глагола to manage (управлять), которое, в свою очередь, происходит от корня латинского слова manus (рука).

По своей сути термин "менеджмент" в известной степени можно считать синонимом термина "Управление", но последнее значительно шире.

С основательной Оксфордского словаря английского языка можно получить следующие разъяснения менеджмента:

  1. способ, манера общения с людьми;
  2. власть и искусство управления;
  3. особого рода умения и административные навыки;
  4. орган управления, административная единица.

Менеджмент как наука возникла и развивается в связи с необходимостью объяснить, почему и в результате чего процветают или разрушаются организации. Ученые в области менеджмента путем испытаний и практики в области управления методом проб и ошибок отвечают на вопрос: Чем оказывается успех организации?. Ответ на этот вопрос позволяет ответить на более прагматический вопрос: Что может сделать руководитель для успешной организации?.

Организации составляют основу мира менеджеров, именно в них наблюдаются процессы и состояния, которые являются причиной существования менеджмента. Первоочередная задача менеджмента состоит в создании организационной культуры, творческого инновационного климата, стимулирующих работников на нововведения.

2. Основные виды управления (менеджмента) в человеческом обществе

Производственный менеджмент (управление производством) это комплексная система обеспечения конкурентоспособности товара, на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла. Финансовый менеджмент (управление финансами) это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров. Инновационный менеджмент (управление развитием и разработками) это комплексная система управления инвестициями, которые вкладываются собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом. Административный менеджмент - это одно из направлений современного менеджмента, изучающий административно-распорядительные формы управления. [1]

Другие виды менеджмента:

3. Основные функции менеджмента

3.1. Планирование

Составление плана всегда рассматривается как начальный этап процесса управления. Оно означает, что кто-то должен решить: что, как, когда и кем должно быть выполнено. Руководство организации должно найти ответы на следующие вопросы:

  • Где мы находимся в настоящее время? (Оценить слабые и сильные стороны организации в сфере финансов, маркетинга, производства, трудовых ресурсов).
  • Куда мы хотим двигаться? (Оценить возможности и угрозы в окружающей среде: конкуренция, экологические условия, поставки, какими должны быть цели и как их достичь).
  • Как мы собираемся это сделать?

3.2. Организация

Как только план составлен, необходимо подготовить и обеспечить его выполнение. Например, если у вас есть план постройки дома, то организация его выполнения предусматривает, в частности, подбор и размещение соответствующих работников, приобретение и доставку необходимых для строительства материалов.

3.3. Мотивация

Мотивация - это такое регулирование побудительных стимулов человека, при которых возникает желание работать так, чтобы способствовать достижению целей организации. Среди немцев существует такая пословица: "Кто производит, тот не управляет, кто управляет, тот не производит". Сделать работу качественно чужими руками - задача не из простых. Для этого необходимы: талант, знания и умение.

3.4. Контроль

Последним этапом процесса управления является осуществление контроля, т.е. сравнение фактических результатов с запланированными.

Названные функции управления требуют принятия решений, для их осуществления необходима коммуникация, т.е. обмен информацией, которая необходима для принятия правильного решения.

4. Роль менеджмента в организации

Согласно основным положениям теории систем, любой объект, явление или процесс можно рассматривать как систему. Под системой понимается совокупность взаимосвязанных в одно целое элементов. Элемент системы - это часть целого, которая в процессе анализа не подлежит разделению на составляющие. Итак, любая система:

  • во-первых, состоит из двух или большего количества элементов;
  • во-вторых, каждый элемент системы имеет присущие только ему качества;
  • в-третьих, между элементами системы существуют связи, с помощью которых они влияют друг на друга;
  • в-четвертых, система не может существовать вне времени и пространства. Система имеет временную сущность (ее состав может быть определен в каждый данный момент), а также свои границы и окружающую среду.

Первая особенность организации или предприятия как системы состоит в том, что оно - открытая система, которая может существовать только при условии активного взаимодействия с окружающей средой. Оно выбирает из промежуточной и общей внешней среды основные факторы производства, превращая их в продукцию ( товары, услуги, информацию) и отходы, передает их во внешнюю среду. Условием жизнеспособности системы является полезный (выгодный) обмен между "входом" и "выходом".

Другая особенность такой системы - ее искусственность. Эта система создана человеком ради своих собственных интересов, прежде совместной работы. Поэтому очевидной характеристикой любого предприятия является разделение труда.

Различают две формы разделения труда: горизонтальную и вертикальную. Первая - это разделение труда через разделение трудовых операций на отдельные задачи. Результатом горизонтального разделения труда является формирование подразделений предприятия, которые выполняют определенные части общего трансформационного процесса. Поскольку работа на предприятии делят между подразделениями и отдельными исполнителями, кто-то должен координировать их действия, чтобы достичь общей цели деятельности.

Поэтому объективно возникает потребность в обособлении управленческого труда от исполнительной. Итак, необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии.

Для того, чтобы организация достигла своей цели, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Однако в малых организациях часто не имеется четко выделенной группы управляющих. Например, в небольшом магазине, которая является собственностью двух партнеров, один может принимать решения относительно поставок, выполняя тем самым руководящую функцию в течение недели, а второй - в течение второй недели. Они оба координируют рабочие графики, чтобы обеспечить магазины часа работы. Но оба партнера также выполняют и неруководящего функции, обслуживая покупателей, раскладывая товары на полках. Ни один из партнеров не считает другого хозяином или управляющим. Хотя руководящие функции не выделены четко, основная функция - координирование - выполняется.

Вертикальное разделение труда приводит к формированию уровней руководства по вертикали, некоторые руководители тратят время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу других руководителей, пока, наконец, мы не станем на уровне руководителей, которые координируют работу неруководящего персонала, т.е. людей, которые физически производящих продукцию или выполняющих услуги. Такой вертикальное разделение труда образует уровне руководства. Большинство организаций имеет три уровня руководства: верхний, средний, нижний. Руководители каждого уровня выполняют одинаковые функции. Разница лишь в том, какое значение они придают той или иной функции. Руководители верхнего уровня уделяют планированию и организации больше времени, чем руководители низших уровней.

Руководители верхнего уровня средних и крупных организаций концентрируют внимание на планировании будущего, постановке цели, определении курса действий, правил и процедур их исполнения. Они отвечают за процветание организации и поэтому должны планировать, направлять и контролировать ее деятельность. Менеджер среднего уровня уделяет руководству и контролю больше времени, чем руководитель верхнего уровня. Руководители среднего звена возглавляют отделения и отделы. Они должны так организовать их работу, чтобы цели организации были достигнуты, а ее политика проводилась в жизнь; должны подбирать и сохранять хороших работников. Они отвечают за руководство повседневной деятельностью своих подразделений. До среднего звена руководителей относятся руководители цехов, складов, начальники ОТК и другие. Нижний уровень руководства - это уровень должностных лиц, которые непосредственно руководят работой своих подчиненных. Должности менеджеров нижнего звена такие: мастер, бригадир, руководитель группы, агент по снабжению, экспедитор.

Менеджер нижнего уровня тратит большую часть своего времени на мотивацию и контроль подчиненных. На этом уровне управления функции планирования и организации менее важны для менеджера, чем функции контроля и мотивации. И все же большинство руководителей выполняет все четыре функции управления. Следует заметить, что ясно и четко определять каждый из трех уровней руководства невозможно.

5. Критерии эффективного управления

Управление людьми, осуществляемое менеджером, основывается на ряде принципов:

  1. поддержка в подчиненных чувство самоуважения. Сначала нужно похвалить подчиненного и только потом - давать указания по улучшению работы;
  2. внимание проблемам, а не личностям;
  3. активное использование методов подкрепления положительных реакций на желательные действия или отрицательных - на нежелательны. На изменение поведения людей реагировать нужно сразу же, потому что отсроченная реакция вызывает излишнюю путаницу;
  4. выдвижение ясных требований, поддержание постоянного контакта с людьми, крепких обратных связей.

Основываясь на этих принципах, менеджер должен добиваться от подчиненных желаемых результатов:

  • наводить на мысли тех, кто нуждается лишь в подсказке;
  • давать советы тем, кто нуждается в том, чтобы их постоянно наставляли, консультировали, побуждали к действиям;
  • давать прямые указания, напоминать о необходимости действовать нерасторопных;
  • в категорической форме приказывать, настойчиво требовать исполнения от тех, кто пренебрегает советами, указаниями, рекомендациями;
  • увольнять, если нет другого средства заставить людей подчиняться, и, наоборот, поощрять за добросовестное выполнение всех указаний руководителя.

Как и с кем работать - во многом зависит от особенностей характера людей, не только подчиненных, но и руководителей. Этот момент менеджер обязательно должен учитывать.

6. Стиль руководства

Подробнее в статье Стиль руководства

Стиль руководства - это процесс согласования работы своих подчиненных. Успех применения того или иного стиля зависит от многих обстоятельств:

  • содержания задачи и сроков ее решения;
  • личности руководителя;
  • особенностей коллектива и исполнителя;
  • специфики "текущего момента";
  • другие факторы.

Под стилем понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, что позволяет воздействовать на них и заставить делать то, что в настоящее время нужно. Существуют две основные стилевые шкалы:

  1. шкала власти, диапазон которой простирается от полной демократии к абсолютной автократии. Здесь рассматривается отношение руководителя к подчиненным как к субъектам управления;
  2. шкала предпочтений, на которой отражается отношение руководителя к подчиненным как к объектам управления.

См.. также

Примечания

  1. 1 - edu.dvgups.ru/METDOC/EKMEN/MEN/ADM_MEN/UMKDO/L_2.HTM

nado.znate.ru

Корпоративные формы управления - Энциклопедия по экономике

Глава 30 Корпоративные формы управления  [c.709]

Корпоративные формы управления сущность, методы их реализации, проблемы  [c.709]

Такое разнообразие в объединении различных структур (вертикальная, горизонтальная и смешанная интеграции) обусловливает своеобразие в построении управления этими корпорациями, которое его отличает от традиционных форм управления. Оно включает в себя управление как на уровне корпорации в целом, так и на уровне предпринимательских структур, входящих в нее. Когда наблюдается сочетание горизонтальной и вертикальной интеграции, то корпоративная форма управления имеет место как на уровне корпорации, так и на уровне головных структур, поскольку в их состав входят предпринимательские структуры. Она имеет многоуровневую иерархическую структуру управления (рис. 30.3).  [c.713]

Таким образом, зарубежная школа финансового менеджмента стала складываться в начале XX в. в связи с развитием корпоративной формы собственности, усилением роли финансового капитала и формированием фондового рынка. Именно в это время управление капиталом становится отдельной функцией управления и обособляется организационно в структуре компаний.  [c.52]

Другая проблема, связанная с единоличной собственностью, — сложность привлечения капитала. Вообще говоря, эта форма организации бизнеса не столь привлекательна для кредиторов, как другие формы. Кроме того, при единоличной форме собственности возникают определенные налоговые неудобства. Дополнительные выплаты, осуществляемые фирмой, находящейся в единоличной собственности, например на медицинское страхование и страхование жизни, не рассматриваются американским налоговым управлением как ее расходы и поэтому не подлежат исключению из прибыли при расчете налогооблагаемой базы. Корпорация, напротив, пользуется налоговыми льготами в отношении таких выплат. Единоличный собственник должен оплачивать подобные расходы из прибыли, остающейся в его распоряжении после налогообложения. Помимо перечисленных недостатков, при единоличной форме собственности передача права собственности связана с большими сложностями, чем при корпоративной форме собственности. При планировании имущества ни одна часть предприятия не может быть передана членам семьи при жизни владельца. Поэтому единоличная форма организации бизнеса не обеспечивает маневренности, которую дают другие формы.  [c.19]

По мере роста качественных и количественных параметров бизнеса он становится все более сложным организмом, который нуждается в структурированной форме управления финансовыми и налоговыми отношениями для отработки возрастающего потока информации. Корпоративный налоговый менеджмент вносит прямой вклад в прибыльность бизнеса, оптимизацию налоговых обязательств. Поиск путей оптимизации налоговых платежей представляет собой одно из направлений налогового планирования, осуществляемого в интересах бизнеса.  [c.181]

В условиях динамично изменяющейся хозяйственной среды эта форма управления будет эффективной только в том случае, если она обеспечивает высокую адаптивность к изменениям и требованиям рынка. Своеобразие выполнения этого требования состоит в том, что оно построено на глубокой децентрализации управления и высокой степени координации действий всех структур. Это достигается, с одной стороны, за счет того, что решения, принимаемые на уровне корпорации, являются стратегическими, затрагивающими кардинальные области деятельности всей корпорации, а с другой стороны, корпоративные решения на уровне  [c.713]

Вместе с тем все вышеназванные формы корпоративного управления на практике применяются, как правило, в комбинации. Это и понятно жизнь, деловые ситуации и организационно-управленческие связи настолько разнообразны, что требуют, к примеру, наряду с делегированием прав, децентрализацией применения авторитарных и партисипативных форм управления.  [c.723]

Преимущества корпорации. По сравнению с отдельными собственниками и товариществами корпоративная форма организации предпринимательской деятельности имеет ряд преимуществ. В их числе узаконенное независимое существование, ограниченная ответственность, свобода генерации капитала, свобода передачи права собственности, независимость от солидарной ответственности, длительность существования, централизация власти и ответственности, профессиональное управление.  [c.260]

Согласно этой концепции, экономическое планирование в холдинге РАО ЕЭС России — это подсистема корпоративной системы управления, имеющая целями повышение эффективности осуществляемых бизнес-процессов и преодоление кризисных явлений, внедрение новых механизмов управления и реализации стратегических задач развития Холдинга на основе использования планово-бюджетных форм и процедур координации результатов ДЗО.  [c.354]

На сегодняшний день одна из основных причин неудач корпоративной политики заключается в низком организационном уровне самоуправления. Новые формы управления в широком смысле, а значит и самоуправления в том числе, должны являться продуктом целенаправленного социального конструирования и организационного проектирования. Научное обеспечение этой работы нуждается в проведении теоретических исследований, и прежде всего в изучении вопросов организационных изменений и развития организации, что будет более подробно представлено в третьей главе данного раздела, в дальнейшей разработке общей теории организации.  [c.327]

Во-первых, фигура хозяина фирмы становится неопределенной, так как сегодня доминирующей формой собственности является корпоративная форма, которая предполагает большое число собственников, в той или иной степени влияющих на дела фирмы. Кроме того, на дела фирмы могут воздействовать разные субъекты хозяйственного процесса - банк, который финансирует фирму и в значительной мере контролирует ее финансы, работники фирмы, которые представлены в органах ее управления, представители профсоюза, которые участвуют в регулировании трудовых отношений и т.д.  [c.8]

Производственная демократия позволяет использовать гибкие коллективные формы управления деятельностью организации, предоставляя право рядовым сотрудникам высказывать свое мнение и участвовать в обсуждении деловых проблем. Принципы производственной демократии в наиболее выраженной форме — в виде философии организации или своеобразной корпоративной культуры — представлены в менеджменте ВСВ, широко распространенном в США процедуре Ринги , практикуемой японскими компаниями (в частности фирмой Мицубиси ) принципах I корпорации ИБМ и во многих других корпорациях и компаниях с высоким уровнем социально-психологической ориентации в процессах управления.  [c.166]

Множественность хозяйствующих субъектов преобразует всю экономическую среду. Глубокие изменения происходят в отношениях собственности и формах предпринимательства. Корпоративная частная собственность становится преобладающей по сравнению со всеми другими формами собственности. Качественные сдвиги наблюдаются в характере взаимоотношений хозяйствующих субъектов в производстве и на рынке. Сформировались новые механизмы взаимодействия государство —бизнес —-общество. Хотя преобладающими тенденциями в экономической политике стали приватизация, дерегулирование и либерализация, государство не уходит из экономики — меняются формы управления хозяйством — от прямого вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов государство переходит к косвенным методам регулирования. Большую роль стало играть обеспечение прав собственности.  [c.22]

В российской хозяйственно-экономической системе пока эти два экономических лица - менеджеры и собственники, не разделены (или уже сращены), что противоречит сущности крупного бизнеса - феномена эпохи акционерного, корпоративного капитала. Эффективность хозяйственной деятельности, адекватная организационной форме - корпорации требует разделения таких функций хозяйствующего субъекта как ответственность и принятие риска, с одной стороны, и управления, - с другой. Такое разделение обеспечивается акционерной или корпоративной формой собственности.  [c.157]

Поскольку корпорация подразумевает совместное использование собственности и совместное управление компанией, многие предприниматели с осторожностью относятся к этой организационно-правовой форме. Это можно сравнить с поездкой в большом автобусе, в то время как вы бы предпочли быть за рулем небольшого автомобиля. Но в то же время у корпоративной формы есть определенные финансовые преимущества. Ставка налога для корпораций обычно ниже, чем для товариществ или индивидуальных предпринимателей. (С течением времени в нормативные акты могут вноситься различные изменения, соответственно будут меняться и ставки налогов, поэтому, прежде чем остановиться на той или иной организационно-правовой форме, выясните текущую ситуацию для каждой из них.) Кроме того, корпорация, независимо от размера, имеет больший вес в  [c.193]

В рамках корпоративной системы управления проектами должен быть предусмотрен и описан перечень распорядительных актов по управлению проектами. Для всех распорядительных актов должны быть созданы формы (шаблоны) и утверждены маршрутные карты для согласования актов.  [c.142]

Каждая корпоративная система управления проектами должна включать форму (шаблон) плана проекта и образец его заполнения в электронной форме. Необходимость наличия шаблона плана проекта вызвана использованием однотипных способов создания, рассмотрения и  [c.206]

Подробную информацию о принципах создания корпоративного стандарта управления проектами можно найти в работе [6]. Здесь же мы ограничимся лишь кратким описанием именно процессов, реализуемых при выполнении проектов и представляемых в стандарте в форме процедур.  [c.89]

Главной составляющей этого контекста, по нашему мнению, является корпоративная стратегия, которая устанавливает основные приоритеты компании в бизнесе и различных функциональных областях, в том числе в области ИТ. На основе этих приоритетов должны строиться стратегия ИТ-службы, ее цели, задачи и показатели деятельности. Стратегические установки определяют все существенные параметры функционирования ИТ-службы. А достижение этих параметров возможно только при использовании адекватных форм управления ИТ.  [c.225]

Минусы. 1. Регистрация устава корпорации сопряжена с некоторыми бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги. 2. В корпоративной форме бизнеса заложены возможности для некоторых злоупотреблений. 3. Проблема двойного налогообложения часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов на акции, облагается налогом дважды — первый раз как часть прибыли корпорации и второй раз как часть личного дохода владельца акции. 4. В крупных корпорациях происходит распыление собственности среди тысяч мелких акционеров, что приводит к разделению собственности и управления. Это затрагивает важные проблемы власти и ответственности управляющих корпорацией, внутренних конфликтов между менеджерами и владельцами акций.  [c.43]

Книга знакомит читателей с особенностями управления персоналом в Японии. Материал книги подготовлен в форме научно-популярных очерков, сведенных в пять тематических глав. В книге большое внимание обращается на вопросы мотивации японского персонала, занятого в промышленных фирмах. Рассматриваются социально-культурные аспекты мотивации, система мотивов и стимулов, проблема формирования корпоративного духа фирмы. Анализируются методы интенсификации труда персонала, мероприятия по повышению качества продукции. В книге дается также представление о роли японских менеджеров в управлении персоналом, анализируется их подготовка и оценка.  [c.2]

Успех предпринимательской деятельности зависит от того, насколько эффективен выбор его фирмы. В России это вопрос — один из главных для перехода к предпринимательскому типу хозяйствования. В этом выборе не стоит полагаться ни на здравый смысл, ни на принципы справедливости, ни на идеологические и политические установки, ни даже на интуицию профессионала. Тем более нельзя уступать давлению общественного мнения или желанию ретивого администратора быстрее отрапортовать по старой привычке о том, что к указанному сроку создано столько-то определенных законом, соответствующий инструкцией или по велению свыше предпринимательских структур. Не существует абстрактных хороших форм хозяйствования. Эффективными для данных места и времени должны быть призваны те формы предпринимательства, которые позволяют максимально результативно использовать наличный производственный аппарат, производственную и социальную инфраструктуру, трудовые, интеллектуальные и природные ресурсы, существующие экономические (рыночные и правовые) отношения. Но это лишь общий, абстрактный подход. Для того, чтобы выбрать наиболее эффективную из форм, необходимо знать сущность и специфику каждой из них, иметь четкое представление о всем их многообразии. Последнее можно классифицировать по ряду признаков (критериев) в зависимости от поставленных целей. По критерию формы собственности выделяют личные, частные (включая частно-коллективные), государственные, муниципальные, смешанные предприятия. С точки зрения функций — такие формы предпринимательской деятельности, как управление производством, финансирование, маркетинг, посредничество, консалтинг и др. Различают производственный, коммерческий, финансовый вид предпринимательства. По масштабам предпринимательство делят на малое, среднее и крупное (корпоративное). По ареалу (широте территориального охвата) — на местное, региональное, общегосударственное и  [c.67]

Корпоративная форма управления, как это следует из гл. 30, является мощным средством повышения конкурентоспособности компании за счет перераспределения ресурсов и получения си-нергического эффекта от объединения предпринимательских структур. В то же время без повышения эффективности работы самих предпринимательских структур, входящих в компанию, нельзя говорить о повышении ее эффективности в целом. Это объясняется тем, что на рынок со своей продукцией выходят непосредственно предпринимательские структуры. И именно в них осуществляются все процессы, закладывающие нужные соотношения в параметры затраты — полезность, качество и время, обеспечивающие конкурентоспособность продукции. Поэтому для предприятий крайне важно оптимизировать всю эту цепочку. Решение такой задачи является прерогативой управления предприятием и его подсистемами.  [c.755]

Бухгалтерская (финансовая) отчетность фирмы обычно представляет собой набор взаимосвязанных таблиц, содержащих уйму показателей (экономическое содержание основных статей отчетности было рассмотрено в гл. 3). Любому экономисту понятно, что, во-первых, сопоставляя эти показатели друг с другом, во-вторых, анализируя динамику исходных и производных показателей и, в-третьих, сравнивая показатели по группам предприятий, можно получить весьма обширный аналитический материал, полезный для оптимизации решений финансового характера в отношении данной фирмы. Поскольку отчетность в известном смысле имеет унифицированный характер, с годами подобные расчеты были также стандартизованы и, более того, обособлены в самостоятельный блок, названный Анализ коэффициентов (Ratio Analysis). Значительный вклад в развитие систематизированного анализа финансовой отчетности внесли американские специалисты, что не представляется чем-то неожиданным, поскольку именно в США развитие финансовых рынков и корпоративных форм управления бизнесом в XX в. шло наиболее быстрыми темпами.  [c.236]

Многообразие форм собственности и типов хозяйствования придают экономике региона черты многоукладной и полиформической. Здесь переплетаются разные, но совместимые и дополняющие друг друга подходы к управлению экономикой (экономический и административный). При этом существуют все формы собственности — частная, смешанная, муниципальная и государственная. Для базирующейся на разных социально-экономических укладах экономики региона наиболее эффективным путем развития является корпоративная форма при государственном регулировании.  [c.66]

Разработка механизмов управления в организациях РАО ЕЭС России до последнего времени в основном централизуется на уровне функциональных департаментов исполнительного аппарата, в деятельности которых преобладает ведомственный подход, что проявляется в постоянном росте числа программ и планов корпоративного уровня по различным направлениям деятельности, которые слабо увязаны между собой, часто ориентированы на решение не первоочередных задач и не обеспечены ресурсами. Ведомственные барьеры лишь отчасти снимаются на основе создания постоянных и временных коллективных форм управления (комиссий, рабочих групп и т.п.), деятельность и состав которых недостаточно регламентированы, особенно в вопросах межфункционального взаимодействия. Высокий уровень централизации управления соответствующими направлениями деятельности в Холдинге приходит в противоречие с нормами управляемости и ведет к перегруженности соответствующих функциональных департаментов Общества контрольно-согласовательными работами при недостаточном уровне их качества и оперативности.  [c.355]

В XVII в. акционерные компании начали возникать и исчезать, разоряя своих владельцев, что привело к их полному запрещению- законом 1719 г. О дутых предприятиях . В начале XIX в. корпоративная организация стала наиболее успешной формой управления новыми предприятиями, порожденными индустриальной революцией. В 1825 г. закон О дутых предприятиях был отменен и корпорации получили возможность вновь приобрести права путем прямых переговоров с представителями королевской власти.  [c.44]

СОБСТВЕННОСТЬ И МЕНЕДЖМЕНТ (ownership and management) — фактическое разделение институтов собственности и менеджмента по мере развития корпоративных форм организации. Стало обычным явлением, когда руководители компаний уже не являются их владельцами, и наоборот. Стала разрушаться взаимосвязь эффективного управления и прибыли, по мере того как к труду профессионального менеджера стали применяться некоторые дополнительные критерии. Профессиональные менеджеры — несобственники оцениваются теперь с точки зрения того, как они организуют человеческие и трудовые отношения, каковы показатели оборота, прогулов, численности занятых или находящегося в их распоряжении бюджета.  [c.255]

economy-ru.info

Организационные формы управления, Менеджмент - Курсовая работа

Пример готовой курсовой работы по предмету: Менеджмент

Содержание

Введение…3

Глава

1. Общая характеристика системы управления организацией и ее деятельность в зависимости от форм управления …5

1.1. Эффективное управление организацией…5

1.2. Организационные формы и структура управления. Централизация и децентрализация …10

Глава

2. Виды форм и структуры управления 15

2.1. Линейная и функциональная система.15

2.2. Линейно-функциональная и матричная система управления 19

Заключение.25

Список литературы 27

Выдержка из текста

Введение

Актуальность темы. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Организация сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы.

Управление это всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда. Именно отделение управленческой работы от производственной привело к возникновению самостоятельного вида деятельности менеджмента, а затем и соответствующей специфической науки, обеспечивающей потребности профессионалов.

Рассматривая менеджмент как разновидность управления, необходимо отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности.

Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей.

Именно совместная деятельность людей, требующих координации, согласования, обеспечения, определяет необходимость управления.

Многообразие форм собственности, конкуренция между предприятиями, развитие рыночных отношений требуют четкого, умелого управления. Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей задачей организацию активного поиска реальных возможностей повышения результативности производства. Вместе с тем она должна обладать способностью к достаточному саморегулированию и совершенствованию, направленному на широкое применение новых высокоэффективных организационных форм и методов управления, технологий и научно-технических достижений.

Эффективность деятельности предприятий любой формы собственности обусловливается не только возможностями капиталовложений в современное оборудование, но и квалификацией руководителей, уровнем их компетенции, умением предвидеть, вовремя принимать и реализовывать необходимые решения. Для этого следует знать, применять и развивать менеджмент.

Список использованной литературы

1. Акимова Т.А. Теория организации. М., 2003.

2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник М: 2001 г.

3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. М.: ЮристЪ, 2001.

4. Герчикова И. Н., Менеджмент. — М.: Юнити, 2003.

5. Джон О.Ш. Принципы организации управления фирмой. М., 2006.

6. Дятлов В.А. Управление персоналом: Учебное пособие 2003 г.

7. Ефремов С.М. Менеджмент организации: Учебник М: 2005.

8. Жириков В.Д. Прогнозирование потребности объединений в человеческих ресурсах М: Экономика, 2002 г.

9. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». 2-е изд., изм. и доп. М.: ИНФРА М, 2001.

10. Коконин В., Власове С. Кадровая политика как внутренний фактор стратегического успеха компании. // Управление развитием персонала. — № 2. 2006.

11. Красовский Ю.Д., Организационное поведение, — М.: 2004.

12. Кузнецов Ю.В. Подлесных В.И. Основы менеджмента. СПб.: ОЛБИС, 2003.

13. Лари Стаут. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. М.: Добрая книга, 2006.

14. Модели и методы управления персоналом. / Под ред. Е.Б. Моргунова. М.: Бизнес-школа, 2001.

15. Пивнев Е.С. Теория управления. Учебное пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. 246 с.

16. Сиротина К. Как обеспечить эффективное взаимодействие между подразделениями компании. // Управление человеческим потенциалом. — № 1. 2006.

17. Татарникова Е.А. Менеджмент. Управление персоналом. М.: РИОР, 2005.

18. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии./ А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. Пер. с англ. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.

19. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. 2001.

referatbooks.ru