Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Факторы развития менеджмента


Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

Условия и факторы возникновения менеджмента

С момента существования первобытного общества говорится об управлении, понятие менеджмент является относительно молодым. Его возникновение знаменовалось временем промышленной революции и индустриального развития европейской цивилизации.

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента характеризуются появлением рыночных отношений, индустриального способа организации производства, а также появлением акционерной собственности.

Капиталистическая система исторически складывалась на основе ручной техники, истоками чего было господствовавшее многие века феодальное хозяйство. Первоначально она была утверждена в виде мануфактурной организации производства, но к концу 18 века из-за промышленного капитализма произошел переворот в старых методах организации производства.

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

Развитие менеджмента

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента формировались на основе тех задач и проблем, которые были выдвинуты очередной исторической эпохой (условия развития менеджмента).

В соответствии с трактовкой, которую предложил известный специалист в сфере управления И. Ансофф, история развития менеджмента происходила за три эпохи: эпоха массового производства, массового сбыта и постиндустриальной эпохи.

На сегодняшний день проявляются новые проблемы, которые отражают значительную роль интеллектуального капитала в факторах производства, а также активное вытеснение людей из производственного процесса.

Современному менеджменту также приходится решать проблемы в сфере инноваций, глобализации экономики, инновационных технологий и этики бизнеса. Необходимость поиска эффективных решений по соответствующим вопросам появляется благодаря новым условиям развития менеджмента. Ответы на данные вопросы были оформлены в научные труды, посредством которых сложились различные школы и подходы к управлению (менеджменту).

Объединяя имеющиеся к настоящему времени взгляды и учения в области истории менеджмента авторитетных исследователей, можно говорить о том, что менеджмент в качестве науки и искусства, а также в качестве вида профессиональной деятельности имеет различный возраст.

Возникновение менеджмента

Менеджмент в качестве искусства управления и постановки четких и верных целей уже достаточно стар. Как пример здесь как нельзя лучше подойдет строительство египетских пирамид. При этом тех людей, которые руководили этим строительством, можно по праву назвать великими менеджерами.

Менеджмент в качестве вида деятельности значительно моложе, поскольку появляется во времена четвертой управленческой революции. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента проявились в процессе формирования рыночного хозяйства, индустриального типа производства и внедрению акционерной (корпоративной) собственности.

Менеджмент как наука и учебная дисциплина также относительно молод. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента как науки были обусловлены объективной необходимостью систематизации накопленных знаний и практического опыта для последующей передачи действующим владельцам и управляющим.

Менеджмент в качестве научной дисциплины формируется в то время, когда в обществе стали систематизировать и вырабатывать рекомендации о лучших способах управления. В конечном итоге появляются теории, которые преподаются и изучаются.

Основа менеджмента как науки

В 1886 году Г.Таун на собрании Американского общества инженеров-механиков прочитал доклад «Инженер в роли экономиста». Этот момент считается началом и основой менеджмента как учебной дисциплины, так как данный доклад многие считают первой лекцией по менеджменту.

Успешная практика управления — не просто достояние ее авторов, являющихся известными управляющими с соответствующим багажом эффективного управления за спиной. Авторами был систематизирован позитивный и негативный опыт, который впоследствии становится знанием тех, кто стремился к созданию своего бизнеса. То есть опыт был материализован в теорию менеджмента, которая преподается, публикуется, читается.

Примеры решения задач

ru.solverbook.com

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

Изучая представления о роли и месте менеджмента организаций, содержание управленческой деятельности, ее принципы и методы осуществления, мы видим, что они неоднократно были подвержены существенным изменениям с того момента, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Отношение и взгляды на управление развивались наряду с развитием общественных отношений, менялся бизнес, совершенствовались технологии производства, появлялись и развивались новые средства связи и обработки информации. В это же время менялась и практика управления. Изменялась и сама наука об управлении. Однако, несмотря на то, что практика управления развивалась намного быстрее, благодаря управленческой мысли, новым идеям ведущих умов в области управления, разрабатываемые новые подходы к осуществлению управленческой деятельности знаменовали собой рубежи, за которыми начинались широкие преобразования в практике управления.

Историки менеджмента Л. Маммфорд, Р. Ходжеттс и др. давно интересуются вопросом о том, когда управленческая деятельность стала самостоятельной областью и перестала быть только косвенным проявлением власти.

Три управленческие революции

Согласно концепции Р. Ходжеттса, три управленческие революции, произошедшие в древности, способствовали формированию менеджмента как вида деятельности.

  1. Религиозно-коммерческая. Революция произошла в Шумерии (третье тысячелетие до н.э.). Суть этой революции заключается в трансформации шумерских жрецов в управленцев, менеджеров по роду своей деятельности. На определенном этапе развития вместо ритуала приношения кровавых жертв своим богам жрецы стали взымать дань продуктами, которые накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, мы видим, зарождение коммерческих операций при помощи посредников.
  2. Светско-административная. Эта революция связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Его попытки организовать эффективную систему управления в своей огромной империи ознаменовались написанием знаменитого свода Хаммурапи, содержащего 285 законов управления государством. Этот свод является, своего рода, этапом в развитии менеджмента. По мнению Р. Ходжеттса, Хаммурапи был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием образа «заботливого покровителя народа».
  3. Производственно-строительная. Третья революция связана с правлением царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.) в Вавилоне. Царь значительно усовершенствовал организацию труда на вавилонских текстильных фабриках и зернохранилищах.

Философ Платон называл управление «наукой о питании людей», подчеркивая, тем самым, важнейшее значение управления в обеспечении материального существования общества. Платон считал, что страной должны управлять законы, однако, так как они слишком абстрактны, надзор за их исполнением должен осуществлять политик, владеющий искусством управления. Его управленческая деятельность должна заключаться в адаптации этих догматических законов к реально складывающейся ситуации. В размышлениях Платона также можно найти зарождение идей о возможных стилях управления, а также мысли о самом «современном» сейчас ситуационном подходе в менеджменте.

Изучая предпосылки возникновения менеджмента, можно выделить:

  • развитие крупного сельского хозяйства на базе фермерских хозяйств;
  • отсутствие феодальных отношений;
  • урбанизация;
  • дефицит в рабочей силе;
  • приток высококвалифицированных специалистов;
  • высокие производительность труда и заработная плата.

Историю управления условно можно разделить на два периода: 1) наличие практики управления; 2) управление как научная дисциплина.

Причинами превращения управления в науку явилась промышленная революция конца XIX века в Англии, Франции и Германии, в результате чего появились гигантские монополии, работа в которых требовала организации и координации действий. Однако, как было сказано выше, менеджмент как наука и практика управления, как вид профессиональной деятельности зародился в США.

Условия возникновения и развития менеджмента

Основные условия возникновения и развития менеджмента как науки и практики управления:

  • объективные изменения в самом управлении под влиянием разных факторов развития производства, общества, человека;
  • развитие управленческой мысли;
  • общее развитие науки, определяющее методологию осмысления исторических фактов на каждом этапе развития;
  • структурирование исторических тенденций как потребностей развития будущего.

Среди факторов развития науки управления можно обозначить:

  • формирование и сочетание рыночного механизма с государственным регулированием;
  • изменения в структуре потребностей общества в продукции и услугах;
  • обострение внутренней конкуренции всвязи с ограниченностью ресурсов и снижения спроса на традиционные товары и услуги;
  • интернационализация конкуренции и связанная с этим адаптация к международным стандартам;
  • ужесточение социальных и экологических требований к деятельности организации;
  • профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости управленческого труда;
  • возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг.

Современная наука об управлении развивается быстрыми темпами, представляя собой синтез теоретических разработок и выводов, основанных на многолетней практической деятельности. Современный менеджмент имеет многокомпонентную структуру, предполагающую его рассмотрение как «системы менеджмента».

На современном этапе представлений о менеджменте как науке мы видим:

  • отражение деятельности общества по генерированию и систематизации управленческой мысли;
  • организацию и актуализацию управленческой мысли для применения в деятельности;
  • регулирование содержания управленческой теории в образовательной деятельности субъектов управленческих отношений;
  • систематизацию предметной области менеджмента;
  • самопознание в управленческой практике.

Период становления научного менеджмента можно условно разделить на классический (рациональный, жесткий, стандартизированный) менеджмент и неоклассический менеджмент (иррациональный, гибкий, творческий).

Концепция рационализации подразумевает под собой процесс выбора действующими лицами средств достижения цели, где все ограничено правилами, предписаниями и законами, имеющими строго универсальное применение. Процесс рационализации ведет к становлению бюрократии как важнейшей области приложения этих правил, законов и предписаний. Для всех бюрократических организаций характерно наличие формальных рациональных структур, заставляющих входящих в их состав индивидов действовать с точки зрения рационализации, стремясь к достижению поставленных целей посредством выбора наиболее прямых и эффективных методов.

Что касается неоклассической модели управления, то здесь рационализм уступает место иррациональному восприятию мира. Организации, придерживающиеся неоклассического подхода в управлении, характеризуются гибкостью и адаптивностью своих структур. Достижение целей происходит на основе творческого мышления индивидов, входящих в состав таких организаций.

spravochnick.ru

Тема 1. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента предпосылки развития менеджмента

Историю управления можно разделить условно на два пе­риода:

1) наличие практики управления;

2) управление как на­учная дисциплина.

Фактически первый период длился до нача­ла XX в., т.е. управление существовало, но его характер и структура сильно отличались от сегодняшнего управления. Объяснить этот факт возможно, если обратиться к сравнению сегодняшних организаций с организациями, существовавшими в древности (табл. 1).

Свершения крупных организаций в древности ясно указывают, что они имели формальную структуру, в которой можно было выделить уровни управления. Висячие сады Вавилона, инкский город Мачу Пикчу и пирамиды Египта могли появиться на свет только вследствие координированных организованных усилий. Задолго до рождения Христа существовали и крупные политические организации. Македония при Александре Великом, Персия, а позднее Рим простирались от Азии до Европы. Руководителями этих организаций были короли и генералы. Конечно, были и лейтенанты, были хранители житниц, были погонщики и надсмотрщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность существовавших организаций.

Шли годы, управление некоторыми организациями становилось все более четким и все более сложным, а сами организации становились все более сильными и все более устойчивыми. Хорошим примером тому может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет. Римские легионы с четкой структурой управления, состоящей из генералов и офицеров, подразделением армий на дивизии, планированием и дисциплиной, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, через государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму, строились дороги, чтобы ускорить связь с Римом. Связь, как нам еще предстоит увидеть, — это очень важная составляющая успеха организации. Знаменитые дороги, которые кое-где используются и сейчас, помогали собирать налоги и дань в пользу императора. И, что еще более важно, хорошие дороги позволяли легионам, размещенным внутри страны, быстро связываться с окраинными провинциями, если местные жители или местная администрация восставали против римского правления.

Формы почти всех видов проявления современного управления можно проследить в этих огромных процветавших организациях древности, но в целом, характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних. Например, пропорция между руководителями и неруководителями была гораздо меньшей, было меньше руководителей среднего звена. Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, которые сами принимали практически все важные решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком, это был как бы театр одного актера. Если лицо на верхнем уровне управления (а это почти всегда был мужчина) был хорошим лидером и правителем, как Юлий Цезарь, или Адриан, тогда все шло более или менее гладко. Когда к власти приходил такой неумелый руководитель, как Нерон, жизнь могла погрузиться во мрак.

Были в истории примеры организаций, которые управлялись так же, как организации управляются и в наше время. Ярким примером тому является римская католическая церковь. Простая структура: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходский священник, определенная еще основателями христианства, успешно функционирует и в настоящее время и является более «современной», чем структура многих организаций, появившихся только сегодня. Может быть, это и есть существенная причина того, что римская католическая церковь процветает на протяжении многих веков, в то время как появлялись и исчезали и отдельные деловые организации, и целые народы. Современные военные организации тоже во многих отношениях удивительно похожи на организации древнего Рима. Но, в целом управление и организации в древности значительно отличались от современных.

Таблица 1 – Сравнение старой и современной организации

Признак организации

Тип организации

Старая организация

Современная организация

Масштабы организации

Отсутствие крупных организаций или их малое количество

Наличие гигантских коммерческих и некоммерческих организаций

Количество руководителей

Небольшое количество руководителей среднего звена

Большое количество любых руководителей

Специализация управленческой деятельности

Управленческая работа не выделялась в отдельную работу

Существуют четкие управленческие группы и должности

Принципы формирования руководства

Занятие руководящих постов по праву рождения и по средствам силы

Занятие руководящих постов с компетентностью и с соблюдением закона

Доля специалистов, способных принимать важное решение

Малое количество людей, способных принимать важное решение

Большое количество людей, способных принимать важное решение

Принцип принятия решений

Упор на приказ и интуицию

Упор на коллективную работу и рационализм

Стиль руководства

Приказы

Сотрудничество

1 период.  Практику управленческой деятельности можно смело счи­тать ровесницей человечества. Прежде чем выделиться в само­стоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Выска­зывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Евфрата, и на шелковых свитках, со­хранившихся со времен Поднебесной империи.

Первыми вопросы управления начали решать древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планиро­вания, контроля результатов. Это было связано не в последнюю очередь со строи­тельством пирамид и другими крупномасштабными работами, предполагающими использование труда множества людей.

Вавилонский царь Хаммурапи (1792—1750 до н. э.) создал свод законов управле­ния государством, выработал собственный лидерский стиль, установил юридиче­ские нормы определения минимальной заработной платы, контроля и ответствен­ности.

Ассирийский царь Навуходоносор II (604—562 до н. э.) разработал и внедрил сис­тему производственного контроля на текстильных предприятиях и в зернохрани­лищах. Ее инструментом были разноцветные ярлыки, которыми помечались еже­дневно поступающие партии сырья. Это позволяло определить сроки их нахожде­ния в производстве или на складе.

В 500 г. до н. э. в произведении китайского ученого Сан Цу «Искусство войны» признается необходимость иерархической организации, межорганизационных связей, кадрового планирования.

Известный древнегреческий философ Платон (427—347 до н. э.), видимо, пер­вый в истории высказал научные идеи о разделении труда. В своих выступлениях он отмечал, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть у него нет возможности.

Великий Сократ (469—399 до н. э.), анализируя обязанности хорошего промыш­ленника, торговца, военачальника, показал, что, по сути дела, они у всех одинако­вы и главная состоит в том, чтобы поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний. Таким образом, он сформулировал идею об универсальном характере управления.

В 370 г. до н. э. Ксенофонт дает первое известное описание практических пре­имуществ разделения труда, рассматривая древнегреческую эргастерию (крупную мастерскую, где трудились сотни рабов).

Катон Старший (234—149 до н. э.) писал, что, объезжая свое поле, владелец дол­жен посмотреть, как далеко продвинулись работы, что сделано и что осталось сде­лать. После этого потребовать от управляющего отчета о проделанном, сравнить за­дания с результатом и получить объяснение, если часть их не выполнена. После от­ветов владелец должен, если работе помешала плохая погода, дать задание о ее организации в закрытых помещениях. Катон отмечал, что владелец должен давать управляющему письменный план работы на год и четко объяснять задачи, чтобы тот понял.

В 1513 г. Н. Макиавелли в «Рассуждениях» отстаивает принцип единства власти: «Лучше доверить экспедицию одному человеку обычных способностей, чем двум людям, даже если они обладают выдающимися качествами и равноценными спо­собностями».

В Средние века многие мыслители пытались ответить на вопрос: что же движет людьми, побуждает их к активным действиям?

Англичанин Т. Гоббс в 1651 г. и его соотечественник Дж. Стюарт в 1767 г. дока­зывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Этот вывод, не такой уж далекий от истины, был сделан тогда, когда капи­тализм еще в недостаточной мере проявил себя и ученые в большей степени осмыс­ливали поведение аристократии.

Их соотечественник И. Бентам в книге «Введение в принципы морали и законо­дательства» отстаивал ту точку зрения, что мотивами человеческого поведения яв­ляются польза и удовлетворение.

Великий английский экономист А. Смит в своем труде «Исследование о приро­де и причинах богатства народов» (1776) и других работах сформулировал идею «экономического человека», главной целью которого является стремление к обога­щению и удовлетворению личных потребностей.

Дальнейшие исследования показали, что исключительно к обогащению стремится лишь около 12 процентов людей, в то время как к славе - почти 40 процентов.

Во второй половине XIX столетия наряду с эмпирическими рекомендациями в управление стали внедряться результаты прикладных исследований и экспери­ментов. Они помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптималь­ные скорости работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенство­вать организацию производства и труда.

В 1813 г. английский ученый Р. Оуэн в «Обращении к управляющим мануфакту­рами» выдвигает идею о том, что руководителям следует уделять столько же внима­ния «живым механизмам» (работникам), сколько «неживым машинам».

В 1800—1828 гг. Оуэн, бывший в тот период управляющим ряда текстильных фабрик, провел широкомасштабный социальный эксперимент. Его суть состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условий труда, быта и отдыха, создании сети магазинов, торговавших товарами первой необходи­мости по доступным ценам.

На фабриках, руководимых Оуэном, был повышен минимальный возраст, начи­ная с которого дети могли привлекаться к труду, в рабочих поселках открыты школы.

При этом Оуэном руководило не только стремление к благотворительности, но и блестяще оправдавшийся экономический расчет повысить таким способом про­изводительность труда. Оуэн первым в мире применил на фабрике методы мораль­ного стимулирования. Он привязал к станкам ленты разных цветов: красные — у лучших рабочих, зеленые — у средних, а желтые — у не выполняющих норму. Не повышая заработной платы, не вводя технических усовершенствований и не при­бегая к угрозам, Оуэн добился того, что через два месяца на всех станках были крас­ные ленты, т. е. нормы перевыполнялись всеми работниками.

Своими экспериментами Оуэн на практике опробовал идею социального парт­нерства, которая стала широко внедряться на Западе лишь спустя полтора столе­тия. Но свое время она обогнала настолько, что была отвергнута обществом начала XIX в. и предана забвению.

Важный шаг в развитии теории и практики управления был сделан изобретате­лем первой вычислительной машины Ч. Бэббиджем. Он родился в 1792 г. в семье банкира и в 1828 г. стал профессором математики в Кембридже. Бэббидж первым сформулировал концепцию разделения физического и умственного труда и соста­вил перечень положительных моментов специализации:

  1. сокращение сроков овладения профессией вследствие упрощения требований к работнику. Чем больше операций содержит профессия, тем выгоднее специализация;

  2. уменьшение отходов материалов в процессе обучения, поскольку оно ориентировано на овладение одной задачей;

  3. экономия времени из-за отсутствия смены видов деятельности;

  4. возможность достичь более высокого уровня квалификации и скорости работы;

  5. стимулирование творчества;

6) обеспечение более высокой сочетаемости человека и выполняемого задания.

Кроме того, Бэббидж разработал методики:

  • изучения затрат рабочего времени при осуществлении различных операций;

  • сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий;

Результаты своих исследований и практические рекомендации Бэббидж помес­тил в книге «Об экономии материалов и оборудования», которая оказалась первой в мире публикацией в области научного управления.

Англичанин Р. Аркрайт, официально считающийся изобретателем прядильной машины, объединил под крышей своей фабрики все процессы текстильного произ­водства и ввел иерархический принцип его организации.

На основе разделения труда, планирования размещения оборудования, коорди­нации работы машин и персонала, обеспечения дисциплины ему удалось добиться непрерывности технологических процессов и существенной экономии издержек.

В сущности, Аркрайт заложил основы того, что можно было бы назвать индуст­риальным управлением или, говоря современным языком, организацией произ­водства.

Одновременно он сформулировал «Дисциплинарный кодекс» для рабочих в виде совокупности штрафных санкций (в основном вычетов из заработной пла­ты) за различные нарушения, фиксируемые в специальной книге.

Э. Уитни, известный как изобретатель хлопкоочистительной машины и непод­вижного конвейера, на своей хлопчатобумажной фабрике, а затем на оружейном заводе реализовал идею взаимозаменяемости частей машин, иными словами при­менил стандартизацию. Кроме того, он широко использовал контроль качества и обосновал норму управляемости.

Э. Юр родился в Глазго в 1778 г., имел ученую степень по медицине и намеревал­ся сделать карьеру в области химии. Однако на основе наблюдений и бесед с рабо­чими в 1835 г. написал книгу «Философия производства», где сделал вывод, что главной причиной многих его проблем является недостаток механизации. Заметив, что на механизированных заводах с паровыми машинами заработки и удовлетво­ренность трудом у рабочих выше, он сделал предложение «заменить ручное мастер­ство механической наукой». Юр также открыл преимущества взаимозаменяемости деталей и эффект масштаба. Целостной науки об управлении к концу XIX в. еще не сложилось — эта зада­ча была решена уже в XX столетии.

Итак, история показывает, что теоретическое осмысление уп­равленческих процессов протекало неравномерно. Причем успе­хи в развитии теории управления всегда зависели от развития промышленности, других, связанных с управлением областей, таких как математика, инженерные науки, психология, социо­логия, кибернетика и др. Как отмечал один из основоположни­ков научного менеджмента Ф. Тейлор: «Искусство научного управления — это эволюция, а не изобретение».

Цель изучения истории развития менеджмента заключает­ся в рассмотрении наиболее значительных периодов в эволю­ции.

Общая характеристика истории управления, начиная с Древ­него мира и заканчивая концом XX в., приведена в табл. 2.

В истории России и других стран должность управляюще­го существовала на протяжении многих веков. Однако форми­рование науки об управлении (менеджмента) связывают с появ­лением в начале XX в. концепции научного управления.

Изучение истории менеджмента как науки позволяет про­следить первоисточники идей и подходов, проследить их дина­мику, выявить перспективы развития в конкретной экономи­ческой и социальной среде. Изучение истории делает картину настоящего более логичной и конкретной. Рассмотрение проис­хождения и развития современных концепций менеджмента по­зволяет лучше понять аналитические и концептуальные инст­рументы этой профессии. Известный американский ученый Питер Друкер так определил роль и значение управления: «Ме­неджмент — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен».

2 период. Основные причины превращения управления в науку: про­мышленные революции конца XIX в. в Англии, Франции и Гер­мании, вследствие которых появились гигантские монополии, работа в которых требовала организации и координации дей­ствий. Однако следует признать, что менеджмент как наука и практика управления, как вид профессиональной деятельности зародился в США.

Причины такого парадокса заключаются в следующем.

Во-первых, в конце XIX в. в США иммигрировало боль­шое количество людей. Увеличение населения означало повы­шение потребительского спроса: тем людям, которые приеха­ли, потребовались товары и услуги. В связи с этим бизнес рез­ко усложнился, возникла необходимость в создании больших предприятий, которые бы насыщали рынок товарами. В этих-то условиях и возникла потребность в высококлассных специалис­тах, способных управлять разрастающимися бизнес структура­ми.

Во-вторых, США поддерживает идею образования для всех работников. В результате появляется много высокообразован­ных и способных к сложной деятельности специалистов.

В-третьих, в США по сравнению с Европой практически отсутствует государственное регулирование бизнеса. Следова­тельно, размеры предприятий быстро увеличиваются, и задача централизованного управления ставится сама собой, т. е. имен­но практика обнаружила потребность больше внимания уде­лять управлению, показала зависимость успехов в производ­стве от успехов в управлении.

Согласно Американской энциклопедии профессионального менеджмента, начало управлению как науке было положено в 1886 г., когда бизнесмен Генри Р. Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом «Ин­женер как экономист». В этом докладе обращалось внимание на то, что инженер на производстве должен не только делать расчеты, проводить эксперименты и формировать технические решения. Он должен осмысливать, в какие экономические зат­раты выльется та или иная идея, какие организационные про­блемы придется решать, какой эффект можно ожидать от реа­лизации этой идеи на рынке и т.д. Таким образом, инженер должен обладать не только техническими знаниями, но и зна­ниями экономики, а также психологии и др. наук, чтобы эф­фективно управлять производственными процессами. При этом хочется обратить внимание на то, что экономические знания, знания в области управления Г. Таун предлагал как дополни­тельные к уже имеющемуся инженерному образованию. Этот доклад произвел большое впечатление на Ф. Тейлора, 30-лет­него американца, работавшего инженером и активно боровшимся с нерациональными трудозатратами. Под впечатлением доклада Г. Тауна Ф. Тейлор стал активно пропагандировать «научное управление», писал статьи, преподавал в университете, напи­сал две книги: «Цеховой менеджмент», «Принципы научного управления». Основное внимание он уделял цеховому уровню управления и совершенствованию приемов ручного труда, вклю­чая методы контроля точности размеров с помощью калибров.

Лучшим способом управления Тейлор считал не просто принцип «инициатива-поощрение», а единство четырех прин­ципов:

  • выработка научных основ производства;

  • научный подбор рабочих;

  • научное обучение и тренировка рабочих;

Особое внимание было уделено хронометражу, рациона­лизации приемов ручного труда, системе точных заданий, стан­дартизации орудий и инструментов, введению инструкционных карточек для рабочих.

Развивая принцип «инициатива—поощрение», Ф. Тейлор усовершенствовал древний принцип «кнута и пряника», пред­ложив оплачивать труд в зависимости от производительности труда работников.

Таким образом, считается, что Тейлор первым сумел от­реагировать (хотя всего лишь на цеховом уровне) на назревшую общественную потребность в применении научно обоснованных методов управления.

Основными условиями и факторами возникновения и раз­вития менеджмента как науки и практики управления явились:

  • объективные изменения, происходящие в самом управлении под влиянием различных факторов развития производства, общества, человека;

  • общее развитие науки, которое определяет методологию осмысления исторических фактов на каждом из этапов развития;

  • структурирование исторических тенденций как потребностей развития будущего.

Конец XIX — начало XX в. ознаменовались выдающимися открытиями в физике и химии, биологии и психологии, а также колоссальным по масштабам внедрени­ем научных открытий в практику промышленности, включая изобретение радио, электрификацию, развитие авиации и ав­томобилестроения, промышленной химии и многих других на­правлений. Все это и предопределило актуальность обществен­ной потребности в применении научно обоснованных методов управления.

studfiles.net

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

Количество просмотров публикации Условия и факторы возникновения и развития менеджмента - 197

В предыдущем параграфе, характеризуя природу управления, рассмотрена классификация процессов управления и указано, что различают процессы управления в технических, биологических и социальных системах. Там же упомянуто, что термином ʼʼменеджментʼʼ можно характеризовать управленческую деятельность лишь в социальной и социально-экономической системе. Отсюда следует вывод о том, что термины ʼʼуправлениеʼʼ и ʼʼменеджментʼʼ не синонимы: русское ʼʼуправлениеʼʼ гораздо шире американского ʼʼменеджментаʼʼ. П. Друкер, американский авторитет в области теории менеджмента͵ дает следующие разъяснения: ʼʼТермин ʼʼменеджментʼʼ исключительно труден для понимания. В первую очередь, он специфически американского происхождения и едва ли должна быть переведен на какой-либо другой язык, включая английский язык Британских островов. Он обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же самое время означает учебную дисциплину и область научного исследования. При этом даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: для организаций, не имеющих отношения к бизнесу, не говорят о менеджменте и менеджерахʼʼ. Менеджмент ¾ это лишь одна из форм управления, а именно управление социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской деятельности или акционерной компании.1 Рассмотрим процесс выделœения менеджмента из управления на определœенном историческом этапе.

Будем трактовать менеджмент как науку, учебную дисциплину, искусство управления, а также как самостоятельный вид профессиональной деятельности по эффективному управлению фирмой, действующей в условиях рынка. Чтобы глубже разобраться в сути понятия ʼʼменеджментʼʼ, крайне важно ясно представлять себе причины и факторы, способствующие его появлению и развитию.

Об управлении говорится с момента появления первобытного общества, а менеджмент гораздо моложе. Его отсчет начался со времени промышленной революции и индустриального развития европейской цивилизации. Появление менеджмента как особого вида деятельности ¾ результат четвертой управленческой революции.

Выделяют следующие факторы возникновения менеджмента:

· рыночные отношения;

· индустриальный способ организации производства;

· появление акционерной собственности.

Рыночные отношения.Речь идет о зрелом, сформировавшемся рынке, предусматривающем распространение рыночных отношений на подавляющее большинство общественных процессов.2 Известный историк менеджмента Д. Рен так говорит о роли рынка: ʼʼВозникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в более творческих управляющих, лучше информированных о том, как наилучшим образом управлять организациями. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы. Люди стали думать о личной выгоде и приспосабливаться к любой рациональной административной системе. Возникновение современного менеджмента основано на рациональных способах принятия решений; организации больше не могли работать в соответствии с прихотями нескольких лицʼʼ.3 Более кратко и емко о роли данного фактора в возникновении менеджмента сказать сложно.

Феодальная система хозяйствования, вековая власть церкви не способствовали развитию общества. Католическая церковь, которая доминировала в Средние века, предостерегала против извлечения материальных выгод, ведения торговли, получения прибыли, трактуя бизнес как удел дьявола. Покорность и унижение, отсутствие материального интереса и деловой активности ¾ такой была господствовавшая в то время мораль и этика.4 Начиная с периода Реформации происходят изменения во взглядах, которые приводят к признанию крайне важно сти получения людьми вознаграждений за земные страдания и к пониманию политической системы, которая способствовала бы свободе личности в условиях наличия частной собственности и жизни людей по естественным законам разума, а не по правилам и капризам правителœей.

При этом основой феодального общества было натуральное хозяйство, существующие немногочисленные ремесленники не испытывали конкурентного соперничества, в связи с этим не возникало насущной крайне важно сти искать более рациональные способы ведения хозяйства. Это не значит, что раньше люди не стремились повысить производительность и улучшить качество своего труда ¾ они, безусловно, задумывались над этими проблемами, но нерациональное управление не означало тогда гибель всœего бизнеса. Оно было лишь менее эффективно, что многих бизнесменов вовсœе не беспокоило. Лишь в условиях конкуренции хозяйствующие субъекты почувствовали крайне важно сть ʼʼправильногоʼʼ, лучшего по сравнению с другими ведения дела ¾ ответом на эту потребность и стало появление менеджмента. Менеджеры были необходимы, чтобы предсказать изменения спроса и найти рынок сбыта͵ чтобы справиться с новыми тенденциями во внешнем окружении и выжить в конкурентной борьбе, которой раньше не было в принципе.

Итак, лишь только появление и развитие рыночных отношений создали почву для зарождения нового вида деятельности ¾ менеджмента.

Индустриальный способ организации производства.Экономическая система капиталистического общества исторически сложилась на базе ручной техники, доставшейся ей от феодального хозяйства, и первоначально утвердилась в виде мануфактурной организации производства. При этом возникший к концу XVIII в. промышленный капитализм знаменует собой переворот в прежних методах организации производства и резко отличается от мануфактурного. В случае если мануфактура элементарно и механически соединяла известное множество рабочих и ремесел в одном помещении без разложения сложного трудана его составные части и не приспосабливала специализированных рабочих к выполнению сравнительно простых операций, то исходным пунктом капиталистической кооперации, напротив, явилось ʼʼдействие многих рабочих в одно и то же время, в одном и том же месте… для производства одного и того же вида товаров, под командой одного и того же капиталистаʼʼ.5 Благодаря этому на капиталистическом предприятии сберегался постоянный капитал, достигалась экономия на условиях производства, что в итоге дало мощный импульс развитию производительных сил общества.

Крупнейшие фабрики и заводы объединяли под своей крышей тысячи рабочих. Превышением общих потребностей над возможностями их удовлетворения прежними средствами был вызван к жизни машинный труд. На предприятиях устанавливалось дорогостоящее оборудование, внедрялись сложнейшие технологические процессы, основанные на новейших достижениях научно-технической мысли. Работать стали более образованные и грамотные люди, постепенно начавшие осознавать себя личностями и понимать свою роль в производстве. Οʜᴎ организовывались для решения различных производственных и экономических задач ¾ происходил переворот и в производственных отношениях. В результате индустриальная организация стала нуждаться в специфических формах управления и надзора за работниками крупных предприятий.

Г. Эмерсон, характеризуя сложившуюся на тот момент ситуацию, считал, что, даже обладая первоклассной техникой, американская промышленность не может как следует воспользоваться ею: сама организация скопирована с устаревших английских образцов, настолько несовершенных по существу, что исключает всякую возможность применения истинных принципов и использование превосходной техники.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, индустриальные гиганты остро нуждались в более рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всœех подразделœений и служб, менеджеров и исполнителœей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами. Всего этого прежняя система управления, базировавшаяся на эмпирическом подходе, обеспечить не могла. ʼʼНовоеʼʼ управление, а в нем и заключалась суть менеджмента (как противовеса старой системе управления), стало крайне важно стью, без которой функционировать фабричная система была просто не в состоянии.

Появление акционерной (корпоративной) собственности.В случае если типичная предпринимательская единица первой половины XIX в. принадлежала конкретным лицам и ее размеры были очерчены личным капиталом владельца средств производства, который и контролировал своих рабочих, то позднее на смену небольшим предприятиям пришли ʼʼбольшие агрегации, в которых тысячи и даже сотни тысяч рабочих и собственность в сотни миллионов долларов принадлежат десяткам и даже тысячам индивидов, которых корпоративный механизм соединяет в единую производящую деятельность под единым контролем и управлениемʼʼ.6 По мнению теоретиков менеджмента͵ именно данный переход национального богатства из формы индивидуальной частной собственности в форму собственности корпораций влечет за собой отделœение собственности от распоряжения. Вместо собственника появилось много акционеров, владельцев одного капитала. Возникла проблема управления этой собственностью.

Как вести дела, какую стратегию и тактику выработать и ¾ что не менее важно, как это сделать? Когда появляются хотя бы два владельца бизнеса, то возникновение разногласий при управлении неизбежно. А если их тысяча? Каким образом в данном случае организовать процессвыработки их совместных решений? Ответ был найден в выделœении одного лица или группы лиц, которые будут вести дела фирмы и отчитываться перед собственниками. Οʜᴎ бывают как из числа собственников бизнеса, так и простыми наемными работниками.

По мнению западных социологов, упадку собственности в сравнении с менеджментом способствовали два главных фактора:

1) возросшие требования к управлению, продиктованные размерами предприятий, сложностью технологии, крайне важно стью приобретения управленческих навыков и т. д.;

2) дисперсия (распыление) собственности благодаря праву наследования и неспособности части неквалифицированных в области бизнеса наследников эффективно распоряжаться ею.7

Появление акционерной (корпоративной) формы собственности породило крайне важно сть в профессиональных управляющих ¾ менеджерах и выступило дополнительным фактором возникновения менеджмента.

referatwork.ru

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента — Мегаобучалка

Экзамена по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» 2013

 

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления.

Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений – задачи, человек, управленческая деятельность. Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.

Вопрос о том, когда управленческая деятельность перестала быть только косвенным проявлением власти и превратилась в самостоятельную, давно интересует историков менеджмента (Л.Маммфорд, Р. Ходжеттс и др.).

Согласно концепции Р.Ходжеттса, менеджмент, как вид деятельности, сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности, которые пробили определенную "нишу" для его существования.

1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э., суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности: на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взымать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.

2. Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».

3. Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах.

Платон называл управление «наукой о питании людей», тем самым, подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существования общества. Философ считал, что управлять страной должны законы, но поскольку они слишком абстрактны, то потому осуществлять надзор за их исполнением должен политик, владеющий искусством управления. Суть его управленческой деятельности должна заключаться в преломлении этих догматических законов к реально складывающейся ситуации. У Платона также мы находим зарождение идей о стилях управления и размышления о самом «современном» сейчас ситуационном подходе в управлении.

Аристотель называл управление «господской наукой», смысл которой заключается в надзоре за рабами.

Современная наука управления развивается очень интенсивно, быстрыми темпами, она представляет собой синтез теоретических разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической деятельности.

В современном представлении менеджмент как наука отражает деятельность общества по генерированию и систематизации управленческой мысли, ее организации и актуализации для применения в деятельности, регулированию содержания теории в образовательной деятельности субъектов управленческих отношений, систематизации предметной области менеджмента, самопознания в управленческой практике.

Для современного менеджмента характерна многокомпонентная структура, которая предполагает его рассмотрение как «системы менеджмента».

Рационализм в менеджменте понимается как система норм, отклонение от которой является дисфункцией, понижающей эффективность системы.

Концепция рационализации подразумевает процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств достижения цели становится все более ограниченным правилами, предписаниями и законами, имеющими универсальное применение. Бюрократия как важнейшая область использования этих правил, законов и предписаний является одним из основных результатов данного процесса рационализации, однако наряду с ней существуют и другие, например капиталистический рынок, система рационально-правовой власти, заводы и сборочные линии. Общим для них является наличие формальных рациональных структур, которые заставляют всех входящих в их состав индивидов действовать в рациональной манере, стремясь к достижению целей посредством выбора наиболее прямых и эффективных методов.

 

megaobuchalka.ru

менеджмент ответы - 1. тенденции и факторы развития менеджмента тенденции

1.ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Тенденции:

  • Профессионализация(заключ.в обеспечении соотв.проф.подготовки и образовании менеджеров,а так же в таком построении организ.,которое ориентировано на профессионализм управления.)
  • Проявление инновационного потенциала(стремление к обновлению,поиск новых форм и методов управления,мониторинг внеш. И внутр. Среды организ. И адаптация систем управлен.к меняющимся условиям)
  • Ориентация на кач-во(предполагает не только управление кач-вом,но и повышение кач-ва трудовойжизни,которое становится одной из целей управления персоналом,определяющей её содержание,особенности,эфеективность и потенциал разв)
  • Усиление соц.направленности управления,его ориентация на чела(МЕН.всё чаще обращаются к таким важным аспектам жизни организации,как философия компании, организационная культура,соц.ответственность и этика бизнеса)
  • Диверсификация(т.е.гармонизация разнообр.форм и типов систем управл.,его механизмов и технол.Переход к совр.системам управл.связан с сетевыми компаниями,сетевыми организационными структурами.Наступает эпоха компаний-сетей и сетей из компаний,объединяющих поставщиков,потребителей и конкурентов)
  • Появление обучающихся организаций(которые сознательно развивают своих сотрудников и обучаются сами на основе своего опыта.)
Факторы:

к факторам разв.самого управления относятся изменение его ф-ций,концепций,целей,стратегий,стуктуры организации,информ.техн. и технич.вооружённости,а так же совершенстьвование проф.уровня персонала,механизмов его мотивации и др.

3.развитие управления в России

В России наибольшее разв.управленческ.наука получила 1920-1930г.В этот период были созданы теоретические концепции и практические методы,сопоставимые с лучшими зарубежными образцами.В эти годы достаточно чётко обозначились 2 осн.группы концепций: организационно-тнхнич.и социальная.

К 1гр. Можно отнести работы Богданова-концепция «организационного управления»,Ерманский- концепция «физиологического оптимума»Гастаев- концепция «узкой базы»Розимирович-«концепция производственной трактовки» К группе соц.концепций принадлежат работы Керженцева- «теория организационной деятельности» Витке- «социально-трудовая концепция» Дунаевский- «концепция административной ёмкости»

Богданов разработал новое направление в науке- тектологию.Она мыслилась как межотраслевая, применяемая в равной степени ко всем сферам жизни.Перед ней ставилась «задача триединой организации»: вещей,людей и идей.Тектология должна была вооружить руководителей знанием организационных законов. Богданов сделал попытку сформулировать основные понятия и методы организационной науки. Анализируя сущность организации, он высказал идею о необходимости системного подхода к её изучению, впервые показав, что организационное целое оказывается больше суммы его частей, а дезорганизованное- меньше.

Гастаев в нач.20-х гг.высказывает идею о необходимости социализации трудового процесса, перенесения центра тяжести управления на выстраивание отношений между людьми. С сер.20-х гг.под названием «трудовая установка» эта идея получает широкое распространение. Составными элем. этой концепции были теория трудовых движений в производственном процессе, организация рабочего места, методика рационального производственного обучения. Методика «трудовой установки» имеет целью активизировать рабочие массы, вселяя в них изобретателя,который заставляет постоянно пробовать,приноравляться,заставляет быть активным при всех условиях. Со 2 пол.90-х гг.неоднозначные процессы,вызванные радикальн.экономич.реформой, обуславливают возрастающую важность исследований общего и самобытного.Хозяйствующие субъекты начали действовать в усл.вновь формирующегося рынка,появились факторы возникновения менеджмента.Перед Рос.возникли 3 возм.концепции развития менеджмента: 1.КОНЦЕПЦИЯ КОПИРОВАНИЯ ЗАПАДНОЙ ТЕОР.МЕНЕДЖ. 2 КОНЦЕПЦИЯ АДАПТАЦИИ ЗАПАДН.ТЕОР.МЕНЕДЖ. 3.КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ РОССИЙСК.ТЕОР.МЕНЕДЖ.

4.ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.ОПРЕДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ.ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ.ЕГО Ф-ЦИИ

Менеджер-руководитель, профессиональный управляющий,занимающий постоянную должность и наделённый полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельн.организации.

Менеджмент-управление людьми,работающими в одной организации,имеющей общую конечную цель.

Управление-единый процесс,представлен разными управленческими работниками или органами..Целью их взаимодействия явл.выработка единого управляющего воздействия на объект управления.Управл. включ.след.элементы: управляющую систему(субъект управления),управляемую систему(объект управления),управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат,общую цель и обратную связь.Прямое управляющее воздействие на объект управления представляет собой взаимод.3-х ф-ций: планирования, организации и мотивации.Обратную свзясь осущ.ф-я контроля

5.УПРАВЛЕНИЕ СОЦ-ЭКОНОМИЧ.СИСТ.ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ:ЭЛЕМЕНТЫ,УРОВНИ,ОСН.ПРОЦЕССЫ

Слово менеджмент переводится как управление,но в управленческой практике приобретает особый смысл,означая проф.управление соц-экон.системами,функционирующими в усл.рыночн.экономики.Главным св-вом соц-эк. Сист.явл. то,что в их основе лежат интересы людей, поскольку главным их компонетом явл.чел.Совокупн. общественных,коллективн. И личн.интересов людей влияет на состояние системы и проц.её развития.Организация-относительно автономная группа людей,деят. Которых сознательно координируется для достижения общей цели.Она представляет собой планируемую систему совокупных усилий,в которой каждый участник имеет свою, чётко определённую роль,задачи,обязанности,которые необходимо выполнять.7.ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ,ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И СОСТАВ

Выделение в управлении отдельных ф-ций – объективный процесс.Он порождается сложностью производства и управления им.Состав ф-ций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение управляемой системы и внеш.среды.Прямое управляющее возд. на объект управления представляет собой взаимод.3-х ф-ций: планирования, организации и мотивации.Обратную свзясь осущ.ф-я контроля.Это осн. Ф-ции управления,они имеют место на любом предприятии.Так же сущ.специфич. или конкретн.ф-ции.Их набор и содерж.зависят от специфики управляемого объекта.Эти Ф связаны с управлением конкр.сферой,организ. К ним относятся: упрапвление осн. Произв-вом, вспомогат. Произв-вом,управление человеч.ресурсами,финансами,маркетингом,нововведениями и др.

6.Инфраструктура менеджмента (структура системы менеджмента) – это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.Инфраструктура менеджмента (структура системы менеджмента):1.1 – повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;1.2 – ресурсосбережение;1.3 – расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке;1.4 – организационно-техническое развитие производства;1.5 – социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;2.1 – методическое обеспечение;2.2 – ресурсное обеспечение;2.3 – информационное обеспечение;2.4 – правовое обеспечение;3.1 – стратегический маркетинг;3.2 – НИОКР;3.3 – организационно-технологическая подготовка производства;3.4 – производство;3.5 – тактический маркетинг;3.6 – сервис выпущенных товаров;4.1 – управление персоналом;4.2 – разработка управленческого решения;4.3 – оперативное управление реализацией решения.

8.МЕНЕДЖЕР,ЕГО Ф-ЦИИ,РОЛИ,НЕОБХОД.НАВЫКИ И КАЧ-ВА

Управленческая деятельность может быть описана в терминах исполнения менеджерами 10 ролей,которые играют руководители в разные периоды и в разной степени.Минцберг сгруппировал их в 3 категории: 1)Информационные(управл.информ.) 2)межличностные(управл.людьми) 3)связанные с принятием решений(упр.действиями)

РОЛЬ-набор представлений о поведении менеджера.Каждая роль предполагает выполн.опред.видов деят.,что в конечном итоге обеспечивает выполн.всех 4-х управленч.ф-ций(планиров.организ.мотив.контроль.)ИНФОРМАЦИОННЫЕ роли состоят в сборе инфы о внутр.и внеш.среде,распространении её в виде фактов,нормативных установок и разъяснении политики и основных целей организ.Межличностные роли-взаимод.менедж.с др.людьми как внутри организ.так и вне её.Они формир.отнош.внутри и вне организ.,создают благоприятн. Морально-психологич. Климат в коллективе,мотивируют членов орг.на достиж.целей,координируют их деятельн.и представляют организацию во внеш.среде.Роли по принятию решений выраж. В том,что менеджер определяет стратегию разв.организ.решает вопросы распределения ресурсов,ведёт переговоры с профсоюзами,клиентами, составляет текущие корректировки.Менеджер должен обладать разнообр.управленч.навыками и способностями.Обычно их объедин.в 3 группы:концептуальные,коммуникативные,технические.Эффективный менеджер должен обладать всем3-мя видами,но степень их необход.зависит от положения менеджера на служебной лестнице.Менеджеры высшего звена в первую очередь должны обладать концептуальными навыками, низшего- технич.Коммуникативными – в равной мере менеджеры любого уровня.Кач-ва эффективного руководителя: управляющий должен быть хорошим организатором,с расчетливым умом,даром предвидения,смелостью,способностью пойти на риск,новатором….Должен уметь строить и регулировать взаимоотнош.и психологич.климат в коллективе,должен обладать справедливостью,трудолюбием,честностью,порядочностью,добротой.Наиболее важными показ.управляемости явл.контроль по результатам, %реализации принятых решений,способность контролировать мотивацию сотрудников.

9.КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА В УПРАВЛЕНИИ.ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

представителем классической школы управления является Ф.Тейлор,которая в свою очередь имела 2 направления: школу научного менеджмента,основоположником которой явл.Тейлор и школа научн.управления,которую возглавил А.Файоль.

Тейлор сформулировал суть своей теории так:создана «наука вместо традиц.навыков;гармония вместо противоречий;сотрудничество вместо индивидуальной работы,максимальная производит. вместо ограничения производительности, развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности,максимального благосостояния»ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕЙЛОРА: 1.Разделение произв.операций на составн.элементы,исследов.каждого из них.Разработка стандартных методов выполн.каждой операции и замена ими старых методов.2. Отбор рабочих для каждой операции с учётом необход.способностей;обучение их новым методам работы для наилучш.выполн.операций.3.установление дифференцированной з.п. В зависим. От выполнения установленных норм.4.Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле внедрения новой организации труда.5.Равномерное и справедливое распределение труда и ответственностимежду администрацией и рабочими. Основной вклад Тейлора в науку управления заключ.в следующем: 1..Он положил начало тщательному изучению трудового процесса,его отдельных операций и работ.2.подчёркивал важность отбора и подготовки персонала для выполнения конкр.операций..3.Доказал важность спараведливого вознаграждения за выполненную работу.

Главная идея в том,что управление должно системой,основанной на определённых научных принципах,осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями,т.е.нобходимо проектировать,нормировать,стандартизировать не только технику производства,но и труд,его организацию и управление.Слабыми сторонами явл.:1.Тейлор видел в работнике только исполнителя простых операций и функций,ср-во достижения целей.2..Он не принимал во внимание соц.контекст работы и более высокие потребности рабочих, кроме материальных.3.Не признавал разногласий,противоречий,конфликтов между людьми.4.Был склонен относиться к рабочим как несведущим,и необразованным людям,игнорировал их идеи и предложения.

10.ШКОЛА АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Основатель школы административного управления-ФАЙОЛЬ.По его мнению- администрирование-это составная часть управления, которое охватывает более широкую деятельность предприятия и включает след.ф-ции: 1.ТЕХНИЧ.(произв-во,выделка и обработка)2.КОММЕРЧ(покупка,продажа и обмен).3.ФИНАНСОВУЮ(привлечение ср-в и распоряжение ими)4.СТРАХОВУЮ(страхование и охрана имущества и лиц)5.УЧЁТНУЮ(бухгалтерия,калькуляция,учёт,статистика..)6.АДМИНИСТРАТИВНУЮ анализируя 6-ю ф-ю Файоль выделяет 5 её элементов: предвидение,организация,распорядительство и контроль. Разработал принципы управления,которые считал применимыми к любой административной деят.(РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА,ВЛАСТЬ-ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,ДИСЦИПЛИНА,ЕДИНСТВО РАСПОРЯДИТЕЛЬСТВА,ЕДИНСТВО РУКОВОДСТВА,ПОДЧИНЕНИЕ ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБЩИМ,ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА,ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ,ИЕРАРХИЯ,ПОРЯДОК,СПРАВЕДЛИВОСТЬ,ПОСТОЯНСТВО СОСТАВА ПЕРСОНАЛА,ИНИЦИАТИВА,ЕДИНЕНИЕ ПЕРСОНАЛА.)

11.ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК.

Теор.человеч.отнош.привлекает внимание к людям.Она даёт знания о том, как люди взаимодействуют и реагируют на различн.ситуации в стремлении удовлетворить свои потребности.Школа пытается построить модели поведения людей,в отличие от того как классическая школа строила модели организации.родоначальники Мэйо и Паркер. Далее концепция развивалась школой поведенческих наук.Её представителями были Маслоу,Дуглас,МакГрегор,Герцберг. Цель: повышение эффективности организации за счёт повышения активности её человеческих ресурсов,которые явл.главными ресурсами организ.Школа сосредоточила внимание на изучении и созд.условий для наиболее полной реализации способностей и потенциала каждого работника.Поэтому необходимо развивать сотрудничество с подчинёнными.Для этого исп.ТЕОРИЮ «Х» И «У»МакГрегора,где он представляет 2 основных подхода к организ.управления.Для Х характерен след.взгляд на человека: 1.Средний человек ленив,избегает работы 2.Ему не достаёт честолюбия,он не любит ответственности,безинициативен,предпочитает,чтобы им руководили.3.безразличен к потребностям организации.4.От природы противится переменам5.Нацелен на извлечение материальной выгоды 6.Доверчив, но не слишком сообразителен-лёгкая добыча для шарлотанов и демогогов.Теория У-противоположна.Люди хотят и стремятся работать,становятся активными в процессе работы в организации

12.Системный и ситуационный подходы к управлению.теория 7-S

В конце 60-х годов начал разрабатываться ситуационный подход к управлению. Он стал логическим продолжением теории систем. Ситуационный подход не отвергает приведенные теории. Он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом этого подхода является ситуация. Под ситуацией понимается конкретный набор внутренних и внешних обстоятельств (факторов), которые оказывают воздействие на организацию в данное время. Именно ситуация определяет функции управления, выбор методов, стилей, структур, принципов управления для достижения целей организации наиболее эффективным способом. С точки зрения ситуации лучшего способа управления не существует. Ситуационный подход пытается определить, какие переменные являются значимыми и как они влияют на эффективность организации.

Методологию ситуационного подхода можно разделить на 3 основные части:

1) менеджер должен быть знаком с основными концепциями управления; он должен понимать процесс управления; индивидуальное и групповое поведение; системный анализ; методы планирования и контроля; количественные методы принятия решений;

2) каждая из управленческих концепций имеет свои сильные и слабые стороны, их необходимо учитывать, применяя к конкретной ситуации, а также необходимо предвидеть вероятные последствия применения данных концепций;

3) менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять, какие факторы наиболее важны в данной ситуации, а какими переменными можно пренебречь.

Основн.идея системного подхода используемая совр.менеджментом-рассмотрение организации как целостной открытой системы.Одной из популярных явл.теор. 7-S,Разработанная Питерсом,Паскалем…Они считали,что эффективная организ.формир.на базе 7 взаимосвяз.и соотв.друг другу элементов.Изменение одного требует измен.другого.это СТРАТЕГИЯ,СТРУКТУРА,СИСТЕМЫ,ШТАТ,СТИЛЬ РУКОВОДСТВА,КВАЛИФИКАЦИИ,РАЗДЕЛЁННЫЕ ЦЕННОСТИ.

ekonnom.ru

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. — МегаЛекции

История:

В истории Древнего Египта нашли свое отражение вопросы организации и управления хозяйством. Более 3тыс лет назад в Китае уже были известны такие понятия как:организация, функция, кооперация, меры по повышению эффективности, различные техники контроля. Их источниками явились 1)Конституция Чоу и 2)летопись Менсиса.

Сократ считал,что успешным правителем может и должен быть тот, кто успешен в своих делах. Разработал универсальный метод управления - поставить нужного человека на нужное место и добиться от него исполнения своих указаний.

Аристотель: создал учение о домашнем хозяйстве. Указал на необходимость разработки "господской науки" обучающей рабовладельцев навыкам работы с рабами,искусству управления.

Ксенофонт: рассматривал проблемы эффективного труда работника и проблемы мотивации, проблемы разделения труда и в частности проблемы управления.

Макиавелли: рассмотрел проблемы взаимоотношений руководителей и подчиненных, проблемы власти, лидерства.

Также эти проблемы изучали такие деятели как Гоббс, Жан-Жак Руссо, Джон Локк, Адам Смитт и другие.

Концепция управленческих революций:

Управленческая революция - качественные преобразования управления в процессе исторического развития общественно-экономических формаций.

Факторы возникновения менеджмента:

1. Развитые рыночные отношения

2. Индустриальный способ организации производства

3. Появление корпоративной или акционерной собственности

К упадку собственности в сравнении с менеджментом способствовали 2 фактора:

1. Возросшие требования к управлению

2. Дисперсия (распределение) собственности

 

2. Этапы развития менеджмента. Подходы к управлению.

Известный специалист в области управления Ансофф условно разбил историю развития предпринимательства на 3 эпохи:

1. Массовое производство - 1920е г. Предпосылки:железные дороги, паровая машина, появление фирмы, спрос определялся ценой,более четкое разграничение отраслей. Предприниматели стремились поглотить конкурента. Побеждал тот у кого ниже цена. Минимальное вмешательство государства. Сокращение издержек и технологии.

2. Массовый сбыт - предпосылки:насыщение рынка потребительскими товарами,спрос оправдывался не только ценами,но и количеством. Неравномерное развитие стран. Предприниматель любой ценой боролся за долю в рынке. Задача предпринимателей - найти баланс между рынком и производством. Развивается маркетинг. Государственный контроль и протекционизм. Увеличение роли государства.

3. Постиндустриальная эпоха - нехватка природных ресурсов. Необходимость новых технологий. Интернационализация, ТНК, низкоприбыльные рынки стали интересовать предпринимателей. Задачи:1)усовершенствование развития маркетинга,2) сокращение издержек,3) долгосрочное планирование. Социально-политическое направление развития взаимодействия бизнеса и людей. Увеличение роди государства.Активная борьба с монополизмом и стало большее внимание уделяться экологии. Управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ

 

3. Виды и уровни управления.

Управление - осознанная деятельность человека по организации совместного труда людей для достижения поставленных целей.

Виды управления:

• Техническое

• Государственное

• Идеологическое

• Социальное

• Хозяйственное

Управление - осознанная деятельность человека с помощью которой он упорядочивает подчиняет своим интересам элементы внешней среды:общества,природы и техники.

Управление - определенный тип взаимодействия, осуществляемый междуй двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления а второй в позиции объекта управления.

Уровни управления:

1. Высший - директора, заместители, руководители отвечающие за общее стратегическое управление.

2. Средний - начальники цехов, руководители подразделений и функциональных служб, отвечающие за организацию и ход процесса в подразделениях.

3. Нижний - бригадиры, начальники участков, групп. Имеют в своем распоряжении рядовых работников.

4. Содержание менеджмента и его особенности. Объект и субъект управления, их взаимодействие.

Управление - определенный тип взаимодействия, осуществляемый междуй двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления а второй в позиции объекта управления. Субъект управляет объектом управления.

Взаимодействия Между субъектом и объектом характеризуются следующими моментами:

1. Субъект управления направляет объекту распоряжения, содержащие информацию о том , что он должен делать.

2. Объект управления получает и выполняет распоряжения субъекта.

Тогда есть управление

Условия эффективного взаимодействия между субъектом и объектом:

1. Субъект и объект должны соответствовать друг другу.

2. Субъект и объект должны обладать относительной самостоятельностью.

3. Субъекту и объекту необходимо осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи. (субъект отдавая распоряжения убеждается что тот понял, а тот может спросить)

4. Взаимная заинтересованность в четком взаимодействии

Предметом и продуктом труда в управлении является информация, на основе которой формируется управленческое решение.

Социально-экономические системы - совокупность ресурсов и экономических субъектов, которые образуют единое целое - социально-экономическую структуру, взаимосвязаны, и взаимодействуют между собой в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

О современном менеджменте.

Менеджер - профессионал и специалист в отличие от просто управляющего. Организует труд других. Наемный профессиональный управляющий, специалист по менеджменту, член трудового коллектива или организации осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Труд менеджера умственный, состоящий из аналитической, организационно-административной, воспитательной, информационно-творческой и другой деятельности. Во-вторых, предметом труда является информация а средством организационная и вычислительная техника. Результат труда - принятое решение и организация его выполнения другими работниками.

Качества, присущие эффективному менеджеру:

1. Компетентность, знание предмета

2. Гибкость, мобильность

3. Стрессоустойчивость

4. Терпение, подход к персоналу и тд

5. Функциональные особенности и роль менеджера в управлении.

Менеджер - профессионал и специалист в отличие от просто управляющего. Организует труд других. Наемный профессиональный управляющий, специалист по менеджменту, член трудового коллектива или организации осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

 

Труд менеджера умственный, состоящий из аналитической, организационно-административной, воспитательной, информационно-творческой и другой деятельности. Во-вторых, предметом труда является информация а средством организационная и вычислительная техника. Результат труда - принятое решение и организация его выполнения другими работниками.

 

6. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.

Ситуационный подход: в основе изучения управленческой деятельности лежит оценка ситуации. Увязывает конкретные приемы и концепции с конкретными ситуациями, для того чтобы наиболее эффективно достигнуть цели с наименьшими затратами. Этот подход пытается определить, какие переменные являются наиболее значительными и как они влияют на деятельность организации.

Методологию ситуационного подхода можно разделить на 4 шага:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления доказавшими свою эффективность. Он должен понимать процесс управления, индивидуальное и групповое поведение, знать методы планирования и контроля, методы принятия управленеческих решений (компетентность)

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь предвидеть последствия применения выбранной методики.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Определить какие факторы наиболее важны и какие последствия вызовет отмена одного или нескольких из них

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы.

Системный подход: Данная методология основана на том что любые объекты представляются в качестве систем и анализируются в системах. Система - совокупность элементов находящихся во взаимодействии. Закрытые и открытые системы. Закрытая - имеет жесткие фиксированные границы и ее действия относительно независимы от окружающей среды. Открытая система характеризуется взаимодействием с внещней средой и обладает высокой степенью адаптируемости к внешней среде.

Системый анализ включает :

1. Анализ и описание принципов работы системы в целом

2. Анализ особенностей всех компонентов системы, их взаимозависимости и внутреннего строения

3. Установление сходства и различия изучаемой системы и других систем

4. Перенос по определенным правилам свойств модели на свойства изучаемой системы

Процессный подход: управление рассматривается как процесс, например, планирование, организация, мотивация, контроль. Процессный подход (1920г. особенно 1950–н.в.) рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важным для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функций, которые в конечном итоге группируются в планирование, организацию, мотивацию, контроль. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.

7. Школа научного управления. Основные принципы школы научного управления.

Классическая школа - 1911 г. Основатель - Фредерик Тейлор. Изучал методом наблюдения производственные операции с целью устранения лишних движений,сделал вывод, что нужен отдых, ввел хронометраж и систему контроля. Определил тот объем работы соответствующим образом выполняя который рабочий может отдавать рабочую силу в течение длительного времени.

Принципы Тейлора сводятся к тому что:

1. Планирование, подготовка производства должны осуществлять инженеры, а производить должны рабочие (разделение труда).

2. Техники находят одно решение которое не обсуждается

3. Чем больше разделение труда тем выше производительность. Чем больше рабочий работает тем больше получает.

4. Чем больше рабочий работает, тем больше получает

5. Каждого человека независимо от квалификации можно поставить работать (т.е. человек-обучаем).

Концепция - оптимально приспособить человека к машине, научить работать, организовать и мотивировать.

Последоввтели: Гант, Гилберты, Форд.

Гилберты - с женой изучили рабочие опрерации, исключение лишних движений, максимальную оптимизацию труда.

Эммерсор - говорил о маральной стороне менеджмента. Вывел принципы производительности.

Основной недостаток системы Тейлора в том, что она была ориентирована на модель экономического человека, т.е. человека, у которого основным побуждающим к труду стимулом являются денежное вознаграждение. (Не учитывает соц. и психологические ф-ры)

8. Административная школа управления. Вклад представителей административной школы в развитие управленческой науки.

Макс Вебер указывал что жесткий порядок подкрепляемый соответствующими правилами является наиболее эффективным методом работы.сводятся к администрированию и нормированию работы и стимулированию. Предлагал строить организацию по линейному принципу и регламентировать функции и количество управленцев.

Анри Файоль еще один представитель классической школы. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Сферу деятельности администрации он представил в виде 6 направлений:

1. Техническая деятельность

2. Коммерческая деятельность

3. Финансовая деятельность

4. Защитная деятельность

5. Бухгалтерская деятельность

6. Администрирование. Основная функция управления.

14 принципов управления:

1. Разделение труда горизонтальное и вертикальное. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;

2. Полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность;

3. Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;

5. Единство направлений (одна цель). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;

6. Подчиненность личных интересов общим. (командный дух, культура). Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;

7. Вознаграждение. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату;

8. Централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;

9. Скалярная цепь (ряд лиц стоящих на руководящих должностях).

10. Порядок (упорядоченность процессов)

11. Справедливость — сочетание доброты и правосудия;

12. Страбильность рабочего места для персонала (нет текучести кадров, стабильность) Большая текучесть кадров снижает эффективность организации;

13. Инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;

14. Корпоративный дух. (традиции, обычаи, ценности)

Также он пытался исследовать организационную структуру управления и дал рекомендации по улучшению линейной структуры.

 

9. Школа человеческих отношений (поведенческая школа) как отражение нового этапа в развитии менеджмента.

Поведенческая школа управления. 30-60 гг. Основатель Элтон Мэйо.

Исследовал зависимость производительности труда от уровня освещённости рабочего места отметил, что производительность повышается также и в том случае если к исполнителям просто проявляется внимание.

Представители школы человеческих отношений рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры организации при перестройке формальной. Неформальная структура (наличие авторитетных работников которые оказывают влияние на других. Бихевиоризм - теория человеческого поведения.

Мери Фоллет - ее работы затрагивали такие категории как власть, авторитет, их разграничение, неформальное восприятие, делегирование ответственности и некоторые другие аспекты. Кроме того рассматривались проблемы конфликтов и их разрешения. В результате проводимых на предприятиях экспериментах были введены многие новшества направленные на увеличение производительности труда, и в частности широко изучалась проблема утомляемости.

Абрахам Маслоу. Пирамида, 5 уровней:

1. Физиологические потребности (дно)(питание, дыхание)

2. Безопасность. 1 и 2 - базовые потребности.

3. Социальные (семья, друзья)

4. Уважение и признание

5. Самоактуализация - раскрытие своих талантов, возможностей.

Большой вклад в изучние поведение людей внесли Герцберг, Мак - Грегор, Лайкер и другие.

10. Модели менеджмента: особенности и основные характеристики.

Американская и Японская - сложились под влиянием той культуры котая сложилась в этих странах.

На японскую влияли факторы:

1. Творческое освоение заребежного опыта в области управления и организации управления

2. Последовательное сохранение национальных традиций.

В связи с вышесказанным, интерес представляет анализ черт японского характера. Важнейшие из них: трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость.

Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда (группизм). Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности.

Широкое распространение в Японии получила так называемая доктрина патернализма. Патернализм - доктрина об "отеческом", "благотворительном" отношении предпринимателей к занятым работникам. Отсюда наблюдается склонность к демократическим формам взаимодействия во время трудовой деятельности.

Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.

Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, "богоизбранность", стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.

Европейская модель менеджмента

Характеристики европейской модели менеджмента значительно отличаются от других аналогичных моделей, сложившихся в США и Японии более жестким подходом к управлению персоналом. В некоторых странах Европы, таких как Великобритания, Голландия, Норвегия и Швеция, развивались принципы менеджмента, при которых не только высшее, но и среднее звено сотрудников может принимать участие в решении вопросов управления предприятием. Вопрос поведения людей в коллективе сыграл немалую роль в развитии менеджмента в Европе. То есть человек социальный интересовал европейских менеджеров гораздо больше, чем человек индивидуальный. Денежное вознаграждение, по мнению основоположников менеджмента в Европе, не единственный фактор, мотивирующий человека к работе. Усилия во многих случаях определяются психологическими мотивами человека, от которых зависит его поведение. Грамотное целеполагание и наличие достаточного количества информации ведут к принятию обоснованных и взвешанных профессиональных решений.

Развитие менеджмента в Западной Европе приходится на послевоенное время. Ведь именно тогда принимались наиболее важные и значимые управленческие решения, связанные с восстановлением экономики, промышленности, сельского хозяйства и т. д. У истоков европейской модели менеджмента стоят англичане, хотя роль других стран Западной Европы в этом вопросе тоже умалять нельзя. Так, например, в Германии было впервые введено в обращение такое понятие об административном работнике, как «идеальный тип» или «бюрократ». То есть, развитие менеджмента в Европе — заслуга сразу нескольких государств. Лучшие принципы управления людьми, разработанные в каждой стране, положены в основу современной европейской модели менеджмента. Такие имена, как Макс Вебер, Андре и Эдуард Мишлен, Ричард Фэлк, Мюрдаль заняли свои законные места в истории науки об управлении людьми.

Дополнительно!

Где сегодня применяется европейская модель менеджмента?

Сегодня модель менеджмента, созданная в Европе, применяется в управлении предприятиями во всех частях света. Сравнительный анализ европейской, американской и японской моделей, так непохожих друг на друга еще 100 лет назад, в современном разрезе (в условиях глобализации) показывает, что они достаточно близки друг к другу. А потому применимы на разных континентах, в условиях работы с совершенно разными людьми. Переплетаясь с другими моделями, европейская управленческая концепция легла в основу новых теорий управления предприятиями и людьми. В частности, русская модель менеджмента, которая только проходит свое становление, имеет в том числе и европейские корни.

megalektsii.ru