Эволюция управленческой мысли: школы и подходы. Эволюция школы менеджмента


предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента.

 

Развитие менеджмента происходило 7000 лет и продолжается до сих пор. За время своего развития менеджмент пережил пять революций. Началом отсчета считается появление письменности в Древнем Шумере, Акадии, Египте.

Первая революция была связана с деятельностью жрецов, занимавшихся торговлей и ведущих деловую переписку. Эта революция получила название религиозно – коммерческой, и произошла 5000 лет до нашей эры.

Вторая светско – административная революция связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 год до н.э.), который издал свод 292 закона, высеченных на каменной стене. Данные законы регулировали общественную деятельность, устанавливали светский стиль управления.

Третья, производственно-строительная революция, связана с деятельностью Навуходоносора II (605-562 г. до н.э.), создававшего множество строительных объектов.

Четвертая капиталистическая революция произошла уже в XVII-XVIII века н.э., связана с бурным развитием капиталистических отношений. Именно в этот период происходит отделение менеджмента от собственности (капитала), зарождение профессии менеджера.

Пятая бюрократическая революция произошла в начале XXвека. Основной результат - формирование крупно бюрократических структур, разделение управленческого труда на отдельные функции, введение норм, стандартов, должностных ресурсов и т.д.

Менеджмент в своем развитии прошел несколько школ.

Школа научного менеджмента. Основоположником является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915г.), работающий главным инженером в крупной сталелитейной корпорации. В 1911г. Тейлор публикует свою книгу "Принципы научного управления", кото­рые посвящены научному управлению в четырех основных областях: нормирование труда, роль менеджеров, отбор и обучение персонала, воз­награждение и принуждение.

Представителями этой теории также являются Фрэнк и Лилиан Гилберт и Генри Грант.

Классическая, или административная, школа управления. Анри Файолъ (1841—1925) — представитель класси­ческой школы менеджмента, занимающий отрезок времени с 1920 по 1950 гг., разработавший ос­новы административного подхода к управлению. Свои взгляды Файоль и его единомышленники (Л. Урвик, Дж. Муни), изложил в книге «Общая промышленная администрация» (1916).

С точки зрения Файоля, эффективность производства может быть повышена не только за счет совершенствования приспособлений труда и операций, которые должен выполнять работник, но и за счет правиль­ной организации работы целого предприятия. А. Файоль рассматривал теорию управления (администрирование) как совокупность правил, приемов, принципов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности предприятия.

Административная школа управления заложила процессный подход к управлению, которая сформулировала и описала содержание функций управления, как не зависящих друг от друга. Автором этого подхода также является Файоль.

Классическая школа заложила фундамент мировой управленческой науки.

К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная ее автором, немецким социологом Максом Вебером (1864–1920) «бюрократией». Данная система характеризовалась четким разделением труда, ясно определенной иерархией, подробными правилами и инструкциями и безличным управлением посредством четкого определения должностных обязанностей. Характеристики идеальной бюрократии по Веберу:

Ø разделение труда;

Ø иерархия власти;

Ø формальный отбор;

Ø формальные правила и процедуры;

Ø беспристрастность;

Ø ориентированность на карьеру.

Школа человеческих отношений (неоклассическая школа).Вторая треть XX в (А. Маслоу, Ф. Роэзлизбергер, Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933), Элтон Мейо и др.).

Сторонники психологического подхода полагали, что основной акцент в менеджменте должен быть смещен на человека и человеческие отноше­ния.

Особая заслуга в создании данной школы принадлежит психологу Элтону Мейо (1880—1949). Мейо провел ряд испытаний, получивших название «хоторнских экспериментов». Опыты проводились в амери­канской компании «Western Electric». Хоторнские эксперименты по­казали, что социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности труда значительно большее влияние, чем физические условия труда (однако в том случае, если сама его организация уже в достаточной степени рациональна и эффективна). Мейо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и достаточно высокая за­работная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления.

Со­гласно учению Абрахама Маслоу (1908—1970), человек имеет пять основных потребностей, которые люди стремятся удовлетворять в строгом иерархическом порядке: физиологическая, потребность в защищенности, социальная потребность, потребность в уважении и самореализации.

Поведенческая школа. Традиции школы человеческих отношений были продолжены в рамках школы поведенческих наук (Р. Лайкетр, Д. Мак-Грегор, К. Арджирис, Ф. Херцберг), идеи которой впоследствии легли в основу такого раздела менеджмента, как управление персоналом. В основе этой концепции лежали представления бихевиоризма (от англ, bihevior — поведение) — психологического направления, рассматривав­шего поведение человека как реакцию на стимулы внешнего мира.

Сторон­ники этого подхода полагали, что эффективности производства можно достигнуть, только воздействуя на каждого конкретного человека при помощи различных стимулов. Этот метод ставил во главу угла раскры­тие и развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого работника в отдельности, направляя их на службу интересов организации в целом. Представители этой школы исследовали аспекты социаль­ного взаимодействия работников и руководителя, мотивации, власти, авторитета, коммуникаций и т.п.

Видный представитель школы поведенческих наук Дуглас Мак-Грегор (1906—1964) предложил два взгляда на человеческую природу, усло­вно обозначенные им символами «X» и «У».

Положения теории «X» представляют работников по природе лени­выми, безответственными, требующими непосредственного контроля и не способными трудиться без принуждения. Положения теории «У», на­против, представляют работников трудолюбивыми, ответственными, жаждущими одобрения и поддержки.

Количественная школа управления.Становление этой школы начинается с 50-х гг. ХХв. и явля­ется следствием применения ЭВМ и математических методов в управле­нии. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Вир, А. Гольдбергер, д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн. Ее концепция опирается на экономико-математический аппарат, теорию систем, достижения кибернетики и вычислительной техники, с помощью которых осуществляется интеграция математического анали­за и субъективных решений менеджера. Характерной особенностью коли­чественной школы управления является замена словесных рассуждений моделями - символами и количественными значениями.

Современные научные подходы к менеджменту.

Наибольшую значи­мость приобрел в настоящее время системный подход в управлении.

Системный подход — метод, рассматривающий связи и целост­ность сложных открытых систем. В рамках этого подхода организация рассматривается как открытая социальная система, которая приспосабли­вается к своей многообразной внешней и внутренней среде, а главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее.

Системой называется совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. Существует два основных типа систем: за­крытые и открытые.

Закрытая система имеет четкие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Например: часы — характерный пример закрытой системы. Они работают непрерывно и очень точно, если заведены или в них вставлена батарейка. И пока в часах имеется источник энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой и способна приспосабливаться к ее изменениям в целях успешно­го функционирования.

Будучи элементами организации (социальной системы), люди попадают в зависимость от результатов работы друг друга. Целостность системы определяется по­стоянством отношений и связей между людьми.

Представителем системы выступает орган управления (руководи­тель), который определяет общие цели и задачи каждого элемента системы (подразделения, работника). Роль руководителя в системе вызвана необходимостью разделения труда.

Управляющий орган или руководитель должны стремиться к тому, чтобы цели организации в как можно большей степени отражали потребности и интересы людей — ее работников.

Ситуационный подход сводится к тому, что в каждом конкретном случае (производственной ситуации) следует применять свои определенные методы управления. Поскольку на организацию оказывает влия­ние множество различных внешних и внутренних факторов (разных по составу и интенсивности), то наиболее эффективным способом управле­ния в конкретной ситуации будет тот, который обеспечит оптимальный результат работы всей организации. Центральным фактором ситуацион­ного подхода является сама ситуация, т.е. комплекс обстоятельств, влия­ние которых на организацию в данный момент самое сильное.

Ситуационный подход требует от менеджеров глубоких знаний, умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, творческого подхода к делу, способности не только решать производственные проб­лемы самому, но и эффективно организовывать коллективную работу подчиненных.

Управление по целям (результатам) организации, согласно вы­дающемуся современному теоретику в области управления Питеру Друкеру, основывается на следующих принципах:

§ система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации;

§ каж­дый руководитель (сверху донизу) должен иметь четкие цели в рамках своих обязанностей;

§ цели и задачи всех менеджеров согласуются, в иде­альном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каж­дом последующем уровне при движении сверху вниз.

В 80-е гг. XX в. одной из наиболее популярных теорий стала концеп­ция «7-S», разработанная Э. Атосом, Т. Питерсом и др. «7-S» — это семь взаимосвязанных переменных, названия которых в английском языке начинаются с буквы «S»: «стратегия», «структура», «система управле­ния», «персонал», «квалификация сотрудников», «организационные цен­ности», «стиль руководства».

Изменение в одной переменной через систему связей оказывает влияние на состояние остальных, поэтому поддержание баланса и гармонии между ними — главная задача современного менеджмента.

 



infopedia.su

Эволюция управленческой мысли: школы и подходы.

Вопросы по Менеджменту

Эволюция управленческой мысли: школы и подходы.

Можно выделить четыре основные сложившиеся школы:

1. Школа научного управления. Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, к-ые послужили исходными принципами для развития менеджмента:

-Рац-ная орг-ция труда.

-Разработка формальной структуры орг-ции.

-Опр-ние мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

2. Административная или классическая школа. Цель этой школы – создание универсальных принципов управления, реализация к-ых обязательно приведет к успеху

3. Школа человеческих отношений. Отличительной чертой школы «человеческих отношений» является анализ на уровне малых групп, а еще чаще на уровне индивидов.

4. Математическая школа управления. По существу эта школа количественных методов для решения управленческих и производственных проблем.

В истории менеджмента принято различать четыре основных подхода:

1 с позиций различных научных школ

2 процессный

3 системный

4 ситуационный

Организация как система управления. Внешняя и внутренняя среда орг-ции.

Все орг-ции отличаются друг от друга по различным аспектам. Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики. Одной из основных характеристик организации является зависимость от внешней и внутренней среды. Различают факторы внешней и внутренней среды. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГ-ЦИИ - это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГ-ЦИИ - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

 

 

Функции подразделений управления орг-цией.

Основными функциями управления организацией являются:

Орг-ция; нормирование; планирование; координация; мотивация; контроль; регулирование.

В менеджменте выделяют три уровня:

1.Высший менеджмент – председатель правления и совета директоров, генеральный директор, исполнительный директор, директор, заместители директора, главный инженер, главный специалист, главный бухгалтер. Решаются следующие задачи: определение целей, формирование стратегии деятельности, формирование организационной структуры, распределение стратегических ресурсов, согласование интересов структурных подразделений, выработка внутренних правил функционирования, управление прибылью;

2.Менеджмент среднего уровня – начальник отдела, начальник цеха, заместитель начальника цеха. На этом уровне решаются задачи: управление подчиненными подразделениями, планирование, подбор кадров, контроль и координация деятельности, формирование заданий;

3.Исполнительный менеджмент – начальник цехового бюро, руководитель группы, мастер, бригадир. На этом уровне решаются следующие задачи: руководство деятельностью подчиненных работников, организация деятельности подчиненного подразделения, контроль за результатами, контроль за использованием оборудования, сырья, материалов и энергии, сбор и первичный анализ учетной информации.

Организационные формы и структура управления орг-цией. Структура и формы орг-ции.

Юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие орг-ции. Коммерческие орг-ции в качестве основной цели своей д-сти преследуют извлечение прибыли. Неком-кие орг-ции такой цели в своей д-ости не ставят, хотя и могут вести предпринимательскую д-ть и получать прибыль, но не могут распределять ее между участниками, а могут использовать прибыль на уставные цели.

Коммерческие организации создаются в форме хоз-ных товариществ (полные и коммандитные) и обществ (ОАО,ООО, ЗАО, ОДО), производственных кооперативов (Артель), государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

В структуре управления орг-цией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни(ступени) управления и связи -горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их части. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

 

Типы организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная), матричная.

В линейной структуре управления каждый рук-ль обеспечивает рук-во нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления. В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется

Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко.

Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

 

 

Экономические методы управления.

Основной эк-кий метод, применяемый при управлении подразделений пр-тия, – внутрипроизводственный хоз-ый расчет, исходными положениями к-го являются:

– закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для хоз-ой д-сти;

– предоставление подразделению оперативно-хоз-ой самостоятельности путем наделения его руководства соответствующими полномочиями;

– разрешение исп-ать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения;

– применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.

Экономическая мотивация персонала складывается из трех основных составляющих:

1) прямое мат-ое вознаграждение, заработная плата, премии (или бонусы), участие в прибылях и акционерном капитале;

2) дополнительные выплаты;

3) штрафы.

В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, к-ая должна быть максимально связана с результатами д-сти исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с рез-тами его д-сти в сфере ответственности или с рез-тами д-сти всей фирмы.

Методы и стили менеджмента.

Американская модель управления предполагает, что успех фирмы опр-ся прежде всего рациональной орг-цией пр-ства выпускаемой пр-ции, повышением производительности труда, эффективным использованием всех средств, ресурсов, резервов и т.д., то есть предпосылки успеха фирмы находятся внутри фирмы. При этом управляемый аппарат разбивается на отдельные службы со строгой иерархической структурой. Контроль отличается ясностью и точностью.

Японская модель. Эта модель базировалась на основе нац-ых традиций, культуре, эк-кой системы Японии. Управление персоналом, производством, сбытом продукции, финансовые операции в целом отличаются гармоничностью и мобильностью организации. Отличительные черты: система пожизненного найма; продвижение по службе в зависимости от возраста и выслуги лет; оплата труда с учетом возраста и конкретного вклада сотрудника в общий процесс; непрерывное обучение и повышение квалификации; групповая работа.

В настоящее время происходит формирование новой модели управления, которая основана на системном или ситуационном подходе. Организация – открытая система. Связь с внешней средой экономическая, научно-техническая, социально-политическая.

Каждое предприятие имеет собственное лицо (индивидуальность) и особенности, что приводит к своей собственной модели управления, а какой-то единой модели не существует. Предприятие рассматривается как цельный живой организм, состоящий из людей, объединенных совместными ценностями (клан).

Управленческие модели определяются размером фирмы, характером продукции, особенностями среды, в которой она действует. Главным внешним фактором является потребитель.

Система управления должна быть простой и гибкой, мобильно и оперативно перестраиваться в различных условиях изменяющейся внешней среды.

Основная особенность современного этапа развития менеджмента –это переход от модели управления в условиях массового производства при достаточно низком уровне конкуренции к модели управления более индивидуализированного производства и растущей конкуренции.

 

Власть и лидерство.

Вла́сть — возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению[1]. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных,насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях.

Функции власти:

· Коммуникативная

· Координационная

· Управленческая

· Контрольная

Ли́дер — лицо в какой-либо группе (орг-ции), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Объект менеджмента.

Объектом менеджмента следует признать все, в отношении чего осуществляется менеджмент. Объекты менеджмента достаточно разнообразны. К ним относятся, например, функциональные области:

• производство;

• сбыт;

• снабжение;

• инновации;

• персонал;

• финансы и т. п.

Вопросы по Менеджменту

Эволюция управленческой мысли: школы и подходы.

Можно выделить четыре основные сложившиеся школы:

1. Школа научного управления. Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, к-ые послужили исходными принципами для развития менеджмента:

-Рац-ная орг-ция труда.

-Разработка формальной структуры орг-ции.

-Опр-ние мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

2. Административная или классическая школа. Цель этой школы – создание универсальных принципов управления, реализация к-ых обязательно приведет к успеху

3. Школа человеческих отношений. Отличительной чертой школы «человеческих отношений» является анализ на уровне малых групп, а еще чаще на уровне индивидов.

4. Математическая школа управления. По существу эта школа количественных методов для решения управленческих и производственных проблем.

В истории менеджмента принято различать четыре основных подхода:

1 с позиций различных научных школ

2 процессный

3 системный

4 ситуационный



infopedia.su

Этапы развития и школы менеджмента

СодержаниеВведение

1 Эволюция менеджмента как научной дисциплины

1.1 Эволюция управленческой мысли

1.2 Этапы развития менеджмента в мире

2. Возникновение и формирование различных школ управления        

2.1 Школа научного управления

2.2 Классическая (административная) школа в управлении

2.3 Школа психологии и человеческих отношений

2.4 Школы 1940 – 1960-х годов

3. Разнообразие моделей менеджмента

3.1. Особенности американской модели

3.2 Характеристика японской модели

3.3 Западноевропейская модель менеджмента

Заключение

Список ссылок на использованную литературу       

Список использованной литературы

Приложение А. Основные отличительные черты зарубежных моделей менеджмента

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:

‾            всегда интересно и нужно;

‾            позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;

‾            дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;

‾            позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.

Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации.

Так было, например, в период реформирования системы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое, осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода из создавшегося положения.

Аналогичный всплеск интереса к прошлому, связанный с реформированием системы управления в СССР в 1979 г., произошел в СССР в 80-е гг., когда также появился целый ряд работ по изучению эволюции зарубежного опыта управления. Перестройка системы управления, начатая в СССР М.С. Горбачевым, также сопровождалась возрастанием интереса к изучению развития управленческой мысли.

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей [2, c.52]. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса в сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновь созданными, относятся к малому бизнесу. Умело управлять ими - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать – тоже вопрос эффективного менеджмента.

Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование».

Степень разработанности темы:

В процессе работы была использована литература как зарубежных, так и отечественных авторов, таких, как:

- Вершигора Е.Е, Викерстафф С., Семенова И.И рассмотрели и проанализировали работы Ф. Тейлора, который разработал научные подходы и принципы построения системы управления.

- Герчиков и Мескон М.Х. выработали три принципиально различных инструментов управления, т. е воздействия на людей.

- Кравченко А.И., Попов А.В. рассмотрели школы научного управления, связанные с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилберт и Генри Гантта.

- Альберт М., Хедоури Ф. анализировали классическую школу в управлении Файоля.

- Уткин Э.А, Семенова И.И. рассмотрели и проанализировали школу психологии Г. Мюнстерберга и школу человеческих отношений американских ученых Э.Мэйо и Ф.Ротлисбергера, а также А.Маслоу, Ф.Герцбергера, Д.Макклеланда, К.Альдерфера.

Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы.

Цель курсовой работы - изучить этапы развития и школы менеджмента.

В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы определения менеджмента.

2. Изучить управленческую революцию возникновения менеджмента.

3. Провести анализ различных школ управления по работам отечественных исследователей.

4. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления.

5. Изучить разнообразие моделей менеджмента.

Объектом является школы менеджмента.

Предмет – история и этапы развития менеджмента.

Методологические основы работы: в основе данной работы лежит системный подход, позволяющий рассмотреть объекты анализа не изолированно, а в связи со многими другими объектами и явлениями.

Новизна работы и ее практическая значимость: в теории управления за рубежом происходит постоянный поиск новых форм и методов рационализации управления. Ф. Тейлор сосредоточивал свое внимание на цеховом управлении, Г. Эмерсон и Г. Форд – на всем производственном процессе, А. Файоль занимался организацией управленческого труда на высших его ступенях. Все они работали в одном направлении и каждый из них привнес в научный менеджмент что-то новое.

Появление и оформление управления как области научных исследований было:

- во-первых, ответом на потребности большого бизнеса в профессиональном управлении.

- во-вторых, этому способствовала открывшаяся возможность воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции.

- в-третьих, явилось достижением небольшой группы инициативных и любознательных людей, проявивших горячее желание искать лучшие и эффективные приемы и способы выполнения работы.

Успехи в развитии науки управления были взаимосвязаны с достижениями в других областях знаний, в том числе с развитием техники и исследованиями человека и человеческих отношений (математика, инженерные науки, психология, социология и др.). В силу этого менеджмент как управление организацией приобрел междисциплинарный характер. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления получали все больше информации о факторах, влияющих на успех организации. Теоретическая основа работы: Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, в которых отечественные авторы Вершигора Е.Е, Викерстафф С., Семенова И.И, Герчиков, Мескон М.Х., С., Кравченко А.И., Попов А.В., Уткин Э.А. рассматривают и анализируют фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области. А также рассматривались результаты практических исследований видных зарубежных авторов Альберт М., Хедоури Ф.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Краткое обоснование структуры:

1.          В первой главе рассматриваются эволюция менеджмента как научной дисциплины. Здесь рассматриваются вклады ученых в формирование науки управления и управленческая эволюция. А также рассматривается этапы развития менеджмента в мире.

2.           Вторая глава - возникновение, формирование и содержание различных школ в управлении. На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления и во втором разделе рассматриваются эти школы.

3.          Третья глава разнообразие моделей менеджмента. Здесь излагается характеристика моделей управления в зарубежных странах. А также рассматривается их особенности.

www.coolreferat.com