Open Library - открытая библиотека учебной информации. Бюджетный менеджмент это


Бюджетный менеджмент - конспект лекций (УДПСУ) = Книга: Бюджетный менеджмент

1. Сущность бюджетного менеджмента.

2. Система управления бюджетом.

3. Составляющие бюджетного менеджмента.

4. Сущность бюджетного менеджмента.

1. Бюджетный менеджмент - это одно из направлений финансового менеджмента.

Бюджетный менеджмент - это совокупность взаимосвязанных действий (управленческих функций), приемов, методов, направленных на управление бюджетными ресурсами и отношениями, которые возникают в процессе движения бюджетных потоков. Бюджетный менеджмент должен дать ответ на вопрос - как эффективно управлять этим движением и отношениями.

Каждая система управления, в том числе и бюджетная, состоит из двух взаимосвязанных частей - объекта и субъекта управления. Объектом выступает бюджет, субъектом - органы управления бюджетом. На качестве управления одинаково отображается знания как объекта, или как еще он определяется, управляемой системы, так и субъекта, или управляющей системы, схематически можно представить следующим образом (рис. 1). Но определенная подчиненность между ними существует. Определяющим является знание объекта управления, ибо без этого процесс управления просто невозможно.

Предметом бюджетного менеджмента как учебной дисциплины является бюджетный процесс и управление им.

2. Система управления бюджетом.

Систему управления бюджетом можно представить как комбинацию двух элементов: совокупности органов управления и этапов и методов управленческой деятельности в бюджетном процессе.

Можно выделить три группы органов управления бюджетом.

К первой группе относим органы законодательной и исполнительной власти. Поскольку Государственный бюджет как основной финансовый план государства утверждается в виде Закона, Верховная Рада выступает ведущим органом в управлении бюджетом. Многочисленные местные бюджеты утверждаются на соответствующих местных уровнях местными законодательными органами - Советами народных депутатов, которые выступают ведущим органом в управлении местным бюджетом. Органы исполнительной власти (Кабинет Министров, государственные администрации, исполнительные комитеты) обеспечивают подготовку проекта соответствующего бюджета и его исполнения. Президент Украины от имени исполнительной власти представляет проект Государственного бюджета в Верховную Раду, контролирует ход его составления и исполнения.

Вторую группу составляют органы оперативного управления бюджетом. К ней относятся: органы системы Министерства финансов (Министерство финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым; областные финуправления и городские финуправления городов Киева и Севастополя, городские и районные финансовые отделы), Контрольно-ревизионная служба Украины, Государственное казначейство, Государственная налоговая администрация, Счетная палата.

Органы системы Министерства финансов непосредственно выполняют работу, связанную с составлением соответствующего бюджета, и обеспечивают его выполнение. Государственная налоговая администрация осуществляет контроль за соблюдением плательщиками налогов и обязательных взносов налогового законодательства, полнотой, правильностью и своевременностью расчетов со всеми звеньями бюджетной системы. Контрольно-ревизионная служба осуществляет контроль за целевым, рациональным и правильным использованием средств, выделенных как из Государственного, так и из местных бюджетов. При этом ее функции несколько выходят за рамки бюджета, поскольку органы Контрольно-ревизионной службы контролируют соблюдение финансового законодательства в целом у субъектов хозяйствования, прежде всего, в государственном секторе. Государственное казначейство организует и осуществляет кассовое исполнение Государственного бюджета и ведет учет его кассового исполнения, а также готовит отчетность о ходе выполнения сводного бюджета государства. Государственная налоговая администрация (с декабря 1991 года по 22 ноября 1996 года Государственная налоговая служба), Контрольно-ревизионная служба и Государственное казначейство были созданы и развиты на базе соответствующих подразделений органов системы Министерства финансов.

Счетная палата Украины осуществляет контроль за своевременным выполнением Государственного бюджета Украины, за образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины, за денежной эмиссией, за соблюдением действующего законодательства в области бюджетной политики.

Третью группу составляют органы нефинансового профиля. Выполняя возложенные на них функции, они также связаны с бюджетом. К первой подгруппе мы относим следующие органы: Таможенный комитет и его подразделения; органы Министерства внутренних дел; органы юстиции и нотариальные конторы; различного рода природоохранные органы и инспекции; органы государственной инспекции по контролю за ценами и другие.

Эти органы связаны с бюджетом по линии формирования доходов, поскольку им предоставлено право начислять и взимать определенные платежи (пошлина, государственная пошлина) и штрафные санкции (штрафы за нарушение таможенных правил, за нарушение экологического законодательства, правил охоты и рыболовства, пользования водными, лесными и другими природными ресурсами, законодательства в сфере ценообразования).

Ко второй подгруппе органов третьей группы управления бюджетным процессом относим различные управленческие структуры, прежде всего, отраслевые министерства и ведомства, а также предприятия, организации, учреждения, руководители которых наделены функциями распорядителей средств, то есть получают денежные средства из бюджета и осуществляют финансирование подведомственных предприятий, организаций, учреждений и других структур (несут ответственность за их целевое использование). Эти органы связаны с бюджетом по линии финансирования расходов.

Структура бюджетного процесса включает две составляющие:

бюджетное планирование (составление, рассмотрение, утверждение) и исполнение бюджета.

Уровень бюджетного планирования зависит от нескольких факторов:

1. Он определяется четкостью формулировки целей и задач, которые решает государство.

2. Зависит от достоверности информации, которая используется при расчетах проекта бюджета.

3. Зависит от методов, которые используют в процессе бюджетного планирования.

Известно три метода планирования показателей бюджета:

1. Метод прямого счета предусматривает расчет показателей в бюджете исходя из реальных потребностей и показателей в разрезе отдельных статей доходов и расходов по каждому предприятию, организации, учреждению, гражданину.

2. Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов, установленных по отношению как детальных, так и обобщающих показателей.

3. Аналитический метод предусматривает вычисление плановых показателей на основе определения влияния на них различных факторов, основывается на моделировании бюджетных показателей.

Бюджетное планирование в целом основана на балансовом методе. Есть три варианта сбалансирования бюджета:

1) уменьшения расходов;

2) увеличение доходов;

3) установление источников покрытия дефицита бюджета.

3. Составляющие бюджетного менеджмента.

3. Составляющие бюджетного менеджмента.

Составляющие бюджетного менеджмента определяются общими функциями управленческой деятельности. Наука управления выделяет следующие основные функции менеджмента:

- стратегическое планирование;

- планирование реализации стратегии;

- организация выполнения разработанных планов;

- учет;

- контроль.

Исходя из функций менеджмента и из структуры бюджетного процесса, можно выделить следующие составляющие бюджетного менеджмента:

1. Бюджетное планирование.

Необходимо отметить, что основная и определяющая функция менеджмента - стратегическое планирование - практически не реализуется в Украине. За годы самостоятельности Украины были попытки разработки отдельных стратегических документов. Примером такого документа может быть бюджетная концепция, разработка которой в целом не была завершенной.

Реализация функции стратегического планирования возлагается на органы законодательной власти. Первым шагом в этом направлении можно считать бюджетную резолюцию на каждый год (первая была принята 7 июля 1995 года), которую высший законодательный орган Украины передает исполнительным органам. Функции планирования реализации стратегии - текущее бюджетное планирование и организация выполнения разработанных планов - выполнение бюджета возлагаются на органы исполнительной власти и оперативного управления бюджетом и выполняются ими в рамках бюджетного процесса.

2. Организация исполнения бюджета.

Исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает меры по выполнению доходной и расходной частей каждого из бюджетов, входящих в состав сводного бюджета. Организация исполнения бюджета, таким образом, одна из важнейших составляющих бюджетного менеджмента.

3. Учет исполнения бюджета.

Учет исполнения бюджета является третьей составляющей бюджетного менеджмента. Значение учета для успешного выполнения утвержденного бюджета большое. Место учета исполнения бюджета в бюджетном менеджменте определяется месту учета в системе управления. От принятия своевременных и правильных решений по вопросам планирования и исполнения бюджета зависит эффективность управленческой деятельности. Эти решения могут быть приняты только на основе проведенного анализа соответствующей информации, которая характеризует состояние объекта управления (бюджета) на определенную дату или за определенный промежуток времени. Учет решает следующая важная задача - обеспечить систему управления необходимой информацией. То есть, учет исполнения бюджета - это обеспечивающая система, на которой базируется бюджетный процесс. Правильность в принятии решений зависит еще и от квалификации бюджетных работников и от методологии бюджетной работы. Однако главным в управлении бюджетом является именно информация. Даже феноменальные знания не помогут достичь результатов, если информационное обеспечение не соответствует установленным требованиям.

Контроль за исполнением бюджета является одним из основных направлений финансового контроля. Он осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В процессе бюджетного планирования важную роль играет предварительный контроль, а также текущий. Указанный контроль осуществляют абсолютно все участники бюджетного процесса (органы управления, а также предприятия, организации и учреждения). Текущий контроль осуществляется в процессе исполнения бюджета. Этот контроль осуществляют как органы государственной власти и управления, так и специализированные службы финансового контроля - Налоговая администрация, Контрольно-ревизионная служба, Государственное казначейство. Аудиторская палата и аудиторские фирмы, Счетная палата. В странах с развитыми рыночными отношениями такой контроль осуществляется также и непосредственно гражданами как в прямой форме, так и в посредственный. Прямая форма контроля означает, что проект бюджета, а также данные о его выполнении являются доступными на всех уровнях каждому гражданину и он может ознакомиться с ними в любое время. Посредственная форма связана с выборами представителей власти. При наличии серьезных нарушений в бюджетном процессе шансов на переизбрание практически не остается. То есть контроль обеспечивается, прежде всего, гласностью и открытостью бюджетного процесса, что в свою очередь влияет и на контрольные органы. В таких условиях их деятельность становится открытой, а результаты могут быть проверены. Контроль гражданами как в прямой, так и опосредованной формах у нас в стране практически не осуществляется.

Книга: Бюджетный менеджмент - конспект лекций (УДПСУ)

СОДЕРЖАНИЕ

На предыдущую

lybs.ru

Бюджетный менеджмент, как элемент финансового менеджмента — реферат

       Бюджетный менеджмент, как элемент  финансового менеджмента 

       Бюджетный менеджмент – это одно из направлений  финансового менеджмента – это  совокупность взаимосвязанных действий (управленческих функций), приемов, методов, которые направлены на управление бюджетными ресурсами и отношениями, которые возникают в процессе движения бюджетных потоков. Бюджетный менеджмент это наука по эффективному руководству движением средств различных уровней бюджетов. Каждая система управления, в том числе и бюджетная, состоит из двух взаимосвязанных частей – объекта и субъекта управления. Объектом выступает бюджет, субъектом – органы управления бюджетом. На качестве управления отображаются знания как объекта, так и субъекта, или управляющей системы, которая схематично можно представить таким образом (рис. 1). Определенная подчиненность между ними существует 

         

       Таким образом, предметом бюджетного менеджмента  как учебной дисциплиной является бюджетный процесс и управление им. 

       Состав  бюджетного менеджмента

       Состав  бюджетного менеджмента определяются общими функциями управленческой деятельности. Наука по управлению выделяет такие основные функции менеджмента:

       •  стратегическое планирование;

       •  планирования реализации стратегии;

          организация выполнения разработанных планов;

       •  учет;

       •  контроль.

       Исходя  из функций менеджмента и из структуры  бюджетного процесса, можно выделить такие составляющие бюджетного менеджмента:

       1). Бюджетное планирование.

       2). Организация выполнения бюджета.

       3). Учет выполнения бюджета.

       4.) Контроль за исполнением бюджета.

       Необходимо  подчеркнуть, что основная и определяющая функция менеджмента – стратегическое планирование, практически не реализуется  в Украине. За годы самостоятельности  Украины были попытки разработать  отдельные стратегические документы. Примером такой попытки является попытка разработки бюджетной концепции, которая в целом не была завершена.

       Реализация  функции стратегического планирования возлагается на органы законодательной  власти. Первым шагом в этом направлении  можно считать бюджетную резолюцию на каждый бюджетный год (первая была принята 7 июля 1995 года), которую высший законодательный орган Украины передает исполнительным органам для руководства. Функции текущего планирования, стратегии, организации выполнения разработанных планов по бюджету возлагаются на органы исполнительной власти они же обязаны оперативно управлять бюджетом в рамках бюджетного процесса.

       Стадия  выполнения бюджета включает мероприятия  выполнения доходной и расходной  частей каждого бюджета, которые  входят в состав сводного бюджета. Организация выполнения бюджета, таким образом, одна из важнейших составных частей бюджетного менеджмента.

       Третьей составной бюджетного менеджмента  является учет выполнения бюджета. Учета для успешного выполнения утвержденного бюджета имеет большое значение. Учет выполнения бюджета в бюджетном менеджменте занимает главное место в системе управления. От принятия своевременных и правильных решений по вопросам планирования и выполнения бюджета зависит эффективность управленческой деятельности. Эти решения могут быть приняты только на основе проведенного анализа соответствующей информации, которая характеризует состояние объекта управления (бюджета) на определенную дату или за определенный промежуток времени.

       Учет  решает важную задачу – обеспечить систему управления необходимой информацией. То есть, объективный учет выполнения бюджета - это обеспечивающая система, на которой базируется бюджетный процесс. Но, правильно принятое решение зависит еще и от квалификации бюджетных работников и от научной организации бюджетной работы. Однако главным в управлении бюджетным процессом является правдивая и полная информация. Даже феноменальные знания не помогут достичь результатов, если информационное обеспечение не отвечает установленным требованиям.

       Контроль  за выполнением бюджета является одним из основных направлений финансового контроля. Он осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В период бюджетного планирования важную роль играет предшествующий и текущий контроль. Указанный контроль осуществляют абсолютно все участники бюджетного процесса (органы управления, а также предприятия, организации и учреждения). Текущий контроль проводится и в процессе выполнения бюджета. Этот контроль осуществляют как органы государственной власти и управление, так и специализированные службы финансового контроля (Налоговая администрация, Контрольно-ревизионная служба, Государственное казначейство, Аудиторская палата и аудиторские фирмы, Счетная палата.) В странах с развитой рыночной экономикой такой контроль осуществляется также непосредственно гражданами и их объединениями. Прямая форма контроля означает, что проект бюджета, а также данные о его выполнение является доступным на всех уровнях, каждому гражданину который может ознакомиться с ними по первому требованию Такая форма контроля связана с выборами представителей власти. При наличии серьезных нарушений в расходной части бюджета шансов на переизбрание руководителей регионов в таких странах практически не остается. То есть контроль обеспечивается, прежде всего, гласностью и открытостью бюджетного процесса, а открытость бюджета, в свою очередь влияет и на контрольные органы. В таких условиях их деятельность становится также открытой, а результаты работы и этих органов могут быть перепроверены. Такой контроль гражданами, у нас в стране практически не осуществляется, что, безусловно, части чиновников даёт возможность несправедливо распределять бюджетные средства. 

       2. Система управления  бюджетом. 

       Систему управления бюджетом можно представить  как комбинацию двух элементов: совокупности органов управления, этапов и методов управленческой деятельности в бюджетном процессе.

       Можно выделить три группы органов управления бюджетом. К первой группе отнесём органы законодательной и исполнительной власти. Поскольку Государственный бюджет как основной финансовый план государства утверждается как Закона, то Верховная Рада выступает в этом случае главным органом в управлении бюджетом. Многочисленные местные бюджеты утверждаются на соответствующих местных уровнях местными законодательными органами – Советами народных депутатов, которые выступают главным органом в управлении местным бюджетом. Органы исполнительной власти (Кабинет Министров, государственные администрации, исполнительные комитеты) обеспечивают подготовку проекта соответствующего бюджета и его дальнейшего выполнения. Президент Украины, от лица исполнительной власти, подает проект Государственного бюджета Верховной Раде, контролируя ход его составления и выполнения.

       Другую  группу составляют органы оперативного управления бюджетом. К ней относятся : органы системы Министерства финансов (Министерство финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым; областные и городские финуправления, а также финуправления городов Киева и Севастополя, городские и районные финансовые отделы, Контрольно-ревизионная служба Украины, Государственное казначейство, Государственная налоговая администрация, Счетная палата.

       Органы  системы Министерства финансов непосредственно выполняют работу, связанную с составлением соответствующего бюджета, и обеспечивают его выполнение. Государственная налоговая администрация осуществляет контроль за соблюдением налогоплательщиками и обязательных взносов налогового законодательства, полнотой, правильностью и своевременностью расчетов со всеми звеньями бюджетной системы. Контрольно-ревизионная служба осуществляет контроль за целевым, рациональным и правильным использованием средств, выделенных как из Государственного, так и из местных бюджетов. При этом ее функции выходят за рамки бюджета, поскольку органы Контрольно-ревизионной службы контролируют и соблюдение финансового законодательства в целому по субъекту хозяйствования, прежде всего, в государственном секторе.

       Государственное казначейство организует и осуществляет кассовое выполнение Государственного бюджета и ведет учет его кассового  выполнения, а также готовит отчетность о ходе выполнения сводного бюджета  государства. Государственная налоговая администрация (с декабря 1991 года по 22 ноября 1996 года Государственная налоговая служба), Контрольно-ревизионная служба и Государственное казначейство были созданы и на базе соответствующих подразделений органов системы Министерства финансов.

       Счетная палата Украины осуществляет контроль за своевременным выполнением Государственного бюджета Украины, образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины, денежной эмиссией, соблюдением действующего законодательства в области бюджетной политики.

       Третью  группу составляют органы нефинансового  профиля. Выполняя возложенные на них  обязанности, они также связаны  с бюджетом пополняя его. Их можно  подразделить на две подгруппы. К  первой подгруппе мы относим такие  органы как: Таможенные органы и их подразделения: органы Министерства внутренних дел; органы юстиции и нотариальные конторы; разного рода природоохранные органы и инспекции; органы государственной инспекции по контролю за ценами и прочее.

       Эти органы связаны с бюджетом по линии  формирования доходов, поскольку им предоставлено право начислять и взимать определенные платежи (таможенные и государственные пошлины) и штрафные санкции (штрафы за нарушение таможенных правил, за нарушение экологического законодательства, правил охоты и рыболовства, пользования водными, лесными и другими естественными ресурсами, законодательства в сфере ценообразования).

       Ко  второй подгруппе органов третьей  группы управления бюджетным процессом  относим различные управленческие структуры, прежде всего, отраслевые министерства и ведомства, а также предприятия, организации, учреждения, руководители которых наделены функциями распорядителей средств, то есть получают денежные средств из бюджета и осуществляют финансирование подведомственных предприятий, организаций, учреждений и других структур (несут ответственность за их целевое использование). Эти органы связаны с бюджетом по линии финансирования расходов.

       Структура бюджетного процесса включает два направления: бюджетного планирования (составление, рассмотрение, утверждение) и выполнение бюджета.

       Уровень бюджетного планирования зависит от нескольких факторов он:

       - Определяет четкость формирования  целей и задач, которые решает  государство.

       - Зависит от достоверности информации, которая используется при расчетах  проекта бюджета.

       - Зависит от методов, которые используют в процессе бюджетного планирования.

       Известно  три метода планирования показателей  бюджета:

       1)метод  прямого счета;

       2)нормативный;

       3)аналитический.

       Метод прямого счета предусматривает  определение показателей в бюджете, исходя из реальных потребностей и показателей в разрезе отдельных статей доходов и расходов по каждому предприятию, организации, учреждению, гражданину.

       Нормативный метод основан на использовании  норм и нормативов, установленных  по отношению как к детальным, так и к обобщающим показателям.

       Аналитический метод предусматривает расчёт плановых показателей на основе которых определяется влияние на них разнообразных  факторов, с использованием, в том  числе, и процесса моделирования  бюджетных показателей.

       Бюджетное планирование в целом основано на балансовом методе. Есть три варианта сбалансирования бюджета:

       •уменьшения расходов;

       •увеличения доходов;

       • определение источников покрытия дефицита бюджета.

freepapers.ru

Лекции по "Бюджетному менеджменту"

   

КУРС  ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«БЮДЖЕТНЫЙ  МЕНЕДЖМЕНТ»  

 

Введение:

Учебная дисциплина «Бюджетный менеджмент» является нормативной для подготовки магистрантов по специальности «Финансы», ее изучение основывается на усвоении блока экономических и профилирующих дисциплин базового финансового образования: «Финансы», «Бюджетная система», «Налоговая система». Дисциплина имеет теоретический и практический характер: в теоретическом плане она призвана расширить знания относительно организации бюджетного процесса в государстве и управления им; в практическом – сформировать опыт проведения операций по выполнение бюджета государства.

Задача  изучения дисциплины «Бюджетный менеджмент»  состоит в:

• изучении задач, функций и структуры органов  оперативного управления бюджетом;

• усвоении теоретических основ организации  бюджетного процесса;

•формировании теоретических и практических знаний относительно организации выполнения доходной и расходной частей бюджета;

• овладение  методами учета выполнения бюджета  в финансовых органах и составления бюджетной отчетности;

• овладение  методами контрольной работы финансовых органов по выполнению бюджета.

 

 

Лекция  № 1.

Сущность  и состав бюджетного менеджмента. Предмет  и задача курса

1.1. Сущность бюджетного  менеджмента.

1.2. Система управления бюджетом.

1.3. Состав бюджетного  менеджмента.   

 

Лекция  № 1.

Сущность  и состав бюджетного менеджмента. Предмет  и задача курса

1.1. Сущность бюджетного  менеджмента.

1.2. Система управления  бюджетом.

1.3. Состав бюджетного  менеджмента.

1.1. Сущность бюджетного менеджмента

Бюджетный менеджмент – это одно из направлений  финансового менеджмента – это  совокупность взаимосвязанных действий (управленческих функций), приемов, методов, которые направлены на управление бюджетными ресурсами и отношениями, которые возникают в процессе движения бюджетных потоков. Бюджетный менеджмент это наука по эффективному руководству движением средств различных уровней бюджетов. Каждая система управления, в том числе и бюджетная, состоит из двух взаимосвязанных частей – объекта и субъекта управления. Объектом выступает бюджет, субъектом – органы управления бюджетом. На качестве управления отображаются знания как объекта, так и субъекта, или управляющей системы, которая схематично можно представить таким образом (рис. 1). Определенная подчиненность между ними существует

Рис. 1. Общая  схема бюджетного менеджмента

Таким образом, предметом бюджетного менеджмента  как учебной дисциплиной является бюджетный процесс и управление им. 

1.2. Система управления  бюджетом.

Систему управления бюджетом можно представить как комбинацию двух элементов: совокупности органов управления, этапов и методов управленческой деятельности в бюджетном процессе.

Можно выделить три группы органов управления бюджетом. К первой группе отнесём органы законодательной и исполнительной власти. Поскольку Государственный бюджет как основной финансовый план государства утверждается как Закона, то Верховная Рада выступает в этом случае главным органом в управлении бюджетом. Многочисленные местные бюджеты утверждаются на соответствующих местных уровнях местными законодательными органами – Советами народных депутатов, которые выступают главным органом в управлении местным бюджетом. Органы исполнительной власти (Кабинет Министров, государственные администрации, исполнительные комитеты) обеспечивают подготовку проекта соответствующего бюджета и его дальнейшего выполнения. Президент Украины, от лица исполнительной власти, подает проект Государственного бюджета Верховной Раде, контролируя ход его составления и выполнения.

Другую группу составляют органы оперативного управления бюджетом. К ней относятся : органы системы Министерства финансов (Министерство финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым; областные и городские финуправления, а также финуправления городов Киева и Севастополя, городские и районные финансовые отделы, Контрольно-ревизионная служба Украины, Государственное казначейство, Государственная налоговая администрация, Счетная палата.

Органы  системы Министерства финансов непосредственно  выполняют работу, связанную с составлением соответствующего бюджета, и обеспечивают его выполнение. Государственная налоговая администрация осуществляет контроль за соблюдением налогоплательщиками и обязательных взносов налогового законодательства, полнотой, правильностью и своевременностью расчетов со всеми звеньями бюджетной системы. Контрольно-ревизионная служба осуществляет контроль за целевым, рациональным и правильным использованием средств, выделенных как из Государственного, так и из местных бюджетов. При этом ее функции выходят за рамки бюджета, поскольку органы Контрольно-ревизионной службы контролируют и соблюдение финансового законодательства в целому по субъекту хозяйствования, прежде всего, в государственном секторе.

Государственное казначейство организует и осуществляет кассовое выполнение Государственного бюджета и ведет учет его кассового выполнения, а также готовит отчетность о ходе выполнения сводного бюджета государства. Государственная налоговая администрация (с декабря 1991 года по 22 ноября 1996 года Государственная налоговая служба), Контрольно-ревизионная служба и Государственное казначейство были созданы и на базе соответствующих подразделений органов системы Министерства финансов.

Счетная палата Украины осуществляет контроль за своевременным выполнением Государственного бюджета Украины, образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины, денежной эмиссией, соблюдением действующего законодательства в области бюджетной политики.

Третью  группу составляют органы нефинансового профиля. Выполняя возложенные на них обязанности, они также связаны с бюджетом пополняя его. Их можно подразделить на две подгруппы. К первой подгруппе мы относим такие органы как: Таможенные органы и их подразделения: органы Министерства внутренних дел; органы юстиции и нотариальные конторы; разного рода природоохранные органы и инспекции; органы государственной инспекции по контролю за ценами и прочее.

Эти органы связаны с бюджетом по линии формирования доходов, поскольку им предоставлено  право начислять и взимать определенные платежи (таможенные и государственные пошлины) и штрафные санкции (штрафы за нарушение таможенных правил, за нарушение экологического законодательства, правил охоты и рыболовства, пользования водными, лесными и другими естественными ресурсами, законодательства в сфере ценообразования).

Ко  второй подгруппе органов третьей группы управления бюджетным процессом относим различные управленческие структуры, прежде всего, отраслевые министерства и ведомства, а также предприятия, организации, учреждения, руководители которых наделены функциями распорядителей средств, то есть получают денежные средств из бюджета и осуществляют финансирование подведомственных предприятий, организаций, учреждений и других структур (несут ответственность за их целевое использование). Эти органы связаны с бюджетом по линии финансирования расходов.

Структура бюджетного процесса включает два направления: бюджетного планирования (составление, рассмотрение, утверждение) и выполнение бюджета.

Уровень бюджетного планирования зависит от нескольких факторов он:

- Определяет  четкость формирования целей  и задач, которые решает государство.

- Зависит  от достоверности информации, которая  используется при расчетах проекта  бюджета.

- Зависит  от методов, которые используют  в процессе бюджетного планирования.

Известно  три метода планирования показателей  бюджета:

1)метод  прямого счета;

2)нормативный;

3)аналитический.

Метод прямого счета предусматривает  определение показателей в бюджете, исходя из реальных потребностей и  показателей в разрезе отдельных статей доходов и расходов по каждому предприятию, организации, учреждению, гражданину.

Нормативный метод основан на использовании  норм и нормативов, установленных  по отношению как к детальным, так и к обобщающим показателям.

Аналитический метод предусматривает расчёт плановых показателей на основе которых определяется влияние на них разнообразных факторов, с использованием, в том числе, и процесса моделирования бюджетных показателей.

Бюджетное планирование в целом основано на балансовом методе. Есть три варианта сбалансирования бюджета:

•уменьшения расходов;

•увеличения доходов;

• определение  источников покрытия дефицита бюджета.

 

1.3. Состав бюджетного  менеджмента

Состав  бюджетного менеджмента определяются общими функциями управленческой деятельности. Наука по управлению выделяет такие основные функции менеджмента:

•  стратегическое планирование;

•  планирования реализации стратегии; организация выполнения разработанных планов;

•  учет;

•  контроль.

Исходя  из функций менеджмента и из структуры  бюджетного процесса, можно выделить такие составляющие бюджетного менеджмента:

1). Бюджетное  планирование.

2). Организация  выполнения бюджета.

3). Учет  выполнения бюджета.

4.) Контроль  за исполнением бюджета.

Необходимо  подчеркнуть, что основная и определяющая функция менеджмента – стратегическое планирование, практически не реализуется в Украине. За годы самостоятельности Украины были попытки разработать отдельные стратегические документы. Примером такой попытки является попытка разработки бюджетной концепции, которая в целом не была завершена.

Реализация  функции стратегического планирования возлагается на органы законодательной  власти. Первым шагом в этом направлении  можно считать бюджетную резолюцию  на каждый бюджетный год (первая была принята 7 июля 1995 года), которую высший законодательный орган Украины передает исполнительным органам для руководства. Функции текущего планирования, стратегии, организации выполнения разработанных планов по бюджету возлагаются на органы исполнительной власти они же обязаны оперативно управлять бюджетом в рамках бюджетного процесса.

Стадия  выполнения бюджета включает мероприятия  выполнения доходной и расходной  частей каждого бюджета, которые  входят в состав сводного бюджета. Организация  выполнения бюджета, таким образом, одна из важнейших составных частей бюджетного менеджмента.

Третьей составной бюджетного менеджмента является учет выполнения бюджета. Учета для успешного выполнения утвержденного бюджета имеет большое значение. Учет выполнения бюджета в бюджетном менеджменте занимает главное место в системе управления. От принятия своевременных и правильных решений по вопросам планирования и выполнения бюджета зависит эффективность управленческой деятельности. Эти решения могут быть приняты только на основе проведенного анализа соответствующей информации, которая характеризует состояние объекта управления (бюджета) на определенную дату или за определенный промежуток времени.

Учет решает важную задачу – обеспечить систему управления необходимой информацией. То есть, объективный учет выполнения бюджета - это обеспечивающая система, на которой базируется бюджетный процесс. Но, правильно принятое решение зависит еще и от квалификации бюджетных работников и от научной организации бюджетной работы. Однако главным в управлении бюджетным процессом является правдивая и полная информация. Даже феноменальные знания не помогут достичь результатов, если информационное обеспечение не отвечает установленным требованиям.

Контроль за выполнением бюджета является одним из основных направлений финансового контроля. Он осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В период бюджетного планирования важную роль играет предшествующий и текущий контроль. Указанный контроль осуществляют абсолютно все участники бюджетного процесса (органы управления, а также предприятия, организации и учреждения). Текущий контроль проводится и в процессе выполнения бюджета. Этот контроль осуществляют как органы государственной власти и управление, так и специализированные службы финансового контроля (Налоговая администрация, Контрольно-ревизионная служба, Государственное казначейство, Аудиторская палата и аудиторские фирмы, Счетная палата.) В странах с развитой рыночной экономикой такой контроль осуществляется также непосредственно гражданами и их объединениями. Прямая форма контроля означает, что проект бюджета, а также данные о его выполнение является доступным на всех уровнях, каждому гражданину который может ознакомиться с ними по первому требованию Такая форма контроля связана с выборами представителей власти. При наличии серьезных нарушений в расходной части бюджета шансов на переизбрание руководителей регионов в таких странах практически не остается. То есть контроль обеспечивается, прежде всего, гласностью и открытостью бюджетного процесса, а открытость бюджета, в свою очередь влияет и на контрольные органы. В таких условиях их деятельность становится также открытой, а результаты работы и этих органов могут быть перепроверены. Такой контроль гражданами, у нас в стране практически не осуществляется, что, безусловно, части чиновников даёт возможность несправедливо распределять бюджетные средства.

stud24.ru

Бюджетный менеджмент Библиотека русских учебников

Украина как суверенное государство избрало путь рыночных и демократических преобразований, постепенной интеграции в. Европейское сообщество. Все это требует новых подходов к процессу изучения вопросов формирования т и успешного функционирования финансовой системы страны, ведущее место в которой принадлежит бюджета - централизованном фонда ресурсов государства. Именно в бюджете переплетаются интересы всех слоев населения, пи дприемцив, политических партий и ветвей власти. Объем бюджета отражает не только масштабы деятельности государства и его финансовый потенциал, но и возможности проведения эффективной политики укрепления государственно ости Украине, решение социально-экономических проблем на современном этапе ее развитиятку.

Проблема бюджета как одного из основных инструментов перераспределения валового внутреннего продукта является одной из главных в условиях рыночного хозяйствования. Централизация средств в бюджете позволяет дер ржавые выполнять свои функции, осуществлять единую экономическую и социальную политику на всей территории страны. Но этот процесс сопровождается объективными противоречиями между государством и участниками сплошь ного производства при распределения и перераспределения вновь созданной стоимоститі.

С помощью таких рычагов как налоги и сборы доля доходов населения и производственных структур сосредоточивается в бюджете и приобретает дальнейшего перераспределения. Таким образом, в одних часть забирает ться, а другим предоставляется бесплатно и бесповоротно. Но без этого невозможно удерживать социально-культурную сферу, оборонно-правовую, обеспечивать существование государства. Поэтому формы и методы планирования, мобил изации и распределения финансовых ресурсов государственного бюджета создают сложный механизм воздействия на весь процесс расширенного воспроизводствання.

Бюджет отражает конечный результат деятельности предпринимательских структур и хозяйствующих субъектов и одновременно ограничивает их. Несмотря на это, в бюджете сосредоточены общественные средства, которыми распоряжается я государство. Поэтому от эффективной организации управления и контроля за процессом мобилизации и расходования этих средств зависят структурные воспроизведения в экономике, решения социальных проблем и уровень д обробуту населенныхня.

Сочетание интересов налогоплательщиков и распорядителей и пользователей бюджетных средств является одной из задач организации эффективного бюджетного процесса достижения этой не только нивелирует противоречия пр ри формировании бюджета, но и подтвердит на практике положения статьи 95. Конституции Украины:"Бюджетная система Украины строится на принципах справедливого и непредвзятого распределения общественного багатс тва между гражданами и территориальными общинами"Это положение нашло в законодательстве постепенным развитиемого розвитку.

В июне 2001 года. Верховная. Рада Украины приняла. Бюджетный кодекс. Этот документ впервые устранил разногласия между бюджетным законодательством и нормами. Конституции Украины. Бюджетный кодекс ввел основы и и принципы функционирования бюджетной системы, новые правила организации бюджетного процесса и межбюджетных отношений, ввел понятие бюджетных правонарушений и ответственность за их совершениеня.

сегодняшней жизни Украина полна трудностями формирования достаточного объема финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых для удовлетворения жизненно важных потребностей общества. Поэтому решено ния вопросам оптимизации состава и структуры доходов и расходов бюджета, эффективного и рационального использования имеющихся средств невозможно без обеспечения эффективной деятельности органов управления бюдж етнимы средствами, т.е. участников бюджетного процессу.

Именно эти факторы обусловили появление такого понятия как"бюджетный менеджмент", направленный на совершенствование управления бюджетным процессом и решения проблем финансирования государственного сектора в соответствии с принципов и норм демократического и правового государстваої держави.

Четкая организация всех стадий бюджетного процесса, а именно: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, отчет и контроль за исполнением, дает возможность сформировать устойчивую финансовую базу государства и, что соответствует требованиям демократического общества, и предотвратить финансового кризиса у стран.

Объектом бюджетного менеджмента как системы управления является бюджет государства, в котором сосредоточены ее денежные средства в размере 30 - 60% валового внутреннего продукта. Поэтому для эффективной организации формирования я, распределения и использования бюджетных потоков нужны специалисты по вопросам управленческой деятельностиі.

Бюджетный менеджмент - это совокупность мероприятий, форм и методов деятельности органов государственного управления по формированию, распределению, расходования бюджетных средств с применением контрольных действий на все их стадиях бюджетного процесс.

Учебная дисциплина"Бюджетный менеджмент посвящена изучению бюджетного процесса и управления им и является одной из базовых при подготовке специалистов - специалистов в области финансов. Она обеспечивает научно во-теоретическую и методологическую основу для формирования системы знаний конкретно прикладных дисциплин по специальности"Финансыot;Фінанси".

Этот курс впервые в Украине было предложено кафедрой финансов. Киевского национального экономического университета. В 2001 году был издан первый учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения я дисциплине"Бюджетный менеджмент"под редакцией. ЛДСафоновоЛ.Д.Сафонової.

Целью учебной дисциплины"Бюджетный менеджмент"является изучение функций финансовых органов, органов законодательной и исполнительной власти по бюджету и приемов и методов, которые используют эти органы в пр роцеси управления бюджетными ресурсами и отношениями, возникающими при постоянном движении бюджетных потокиих потоків.

Предметом данной дисциплины является бюджетный процесс и управление им при перераспределении национального дохода

Сафонова. ЛД рассматривает систему управления бюджетом, состоит из двух взаимосвязанных частей - объекта и субъекта управления. Несмотря на подчиненность между ними, определяющим является объект управлять иння, потому что без него процесс управления просто невозможно. Исходя из составляющих системы управления бюджетом, которая представлена ??органами управления, и этапами управленческой деятельности в бюджетном процессе приведены составляющие бюджетного менеджмента. К ним относятся: бюджетное планирование, организация исполнения бюджета по доходам и расходам, учет исполнения бюджета, отчетность и контроль за выполнением бюдж етджету.

Дальнейшее развитие бюджетный менеджмент получил в научных трудах ведущих экономистов Украины, таких как. ВФедосов,. ВАлександров,. ВОпарин,. МГапонюк,. СКондратюк,. ОТурчинов,. ОЧечулина,. ППетрашко,. МЧече этов и дру та інших.

Предлагаемое учебное пособие содержит девять тем, в которых последовательно рассмотрены все стадии бюджетного процесса и взаимодействие органов управления бюджетом

Изучение бюджетного менеджмента необходимо начинать с сущности бюджета как объекта управления и его структуры. В первой теме рассмотрены бюджетной системе Украины и принципы ее построения, структуру доход дев и расходов. Государственного бюджета, пути его сбалансированияя.

Вторая тема посвящена структуре бюджетного процесса и его законодательном регламентации, функциям и полномочиям органов законодательной и исполнительной власти, рассмотрена система распорядителей бюджетных х средстве.

Особое внимание уделено органам оперативного управления бюджетом и бюджетного контроля, а именно:. Министерству финансов Украины,. Государственному казначейству,. Государственной контрольно-ревизионной службы,. Государственного ней налоговой службе и. Счетной палате Украины, их функциям и задачам. В третьей теме освещаются также исторические аспекты развития и становления этих органов управления и законодательное обеспеченности ния их деятельностиі.

Бюджетное планирование как основа бюджетного процесса и как важный инструмент управления рассмотрены в четвертой теме. От уровня планирования во многом зависит выполнение утвержденного бюджета. Важную роль в системе прогнозирования и планирования приобретают программы социального и экономического развития страны, которые разрабатываются на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Именно национальные, отраслевые и р егиональни программы, как составные части системы прогнозирования и планирования, является основным средством реализации государственной политикиики.

Уделено внимание программно-целевом метода бюджетного планирования, рассмотрены его сущность, преимущества и необходимость внедрения. Приведенный пример формирования бюджетной программы

Рассмотрен процесс подготовительной работы, предшествующей составлению проекта. Государственного бюджета, порядок рассмотрения. Верховной. Радой в трех чтениях и утверждения бюджета государства на следующий год. Приведены содержание т. Закона Украины"О. Государственном бюджете"на примерах 2004 и 2005 роки 2005 років.

В следующих, пятой и шестой темах, рассмотрены организационные основы исполнения. Государственного бюджета по доходам и расходам, уделено внимание законодательном и документальном обеспечению процесса выполненных. Ання бюджета; рассмотрены системы кассового обслуживания бюджета и порядок выполнения бюджета органами. Государственного казначейства. Приведенные стадии выполнения. Государственного бюджета по расходам и особенности осуществление отдельных расходовв.

Седьмая тема посвящена учета исполнения бюджета, основной задачей которого является обеспечение управленческой системы необходимой информацией, которая будет способствовать принятию соответствующих решений по планированию и просмотр выполнения бюджета. Приведены бухгалтерские проводки по учету операций исполнения бюджета в органах казначейства и порядок определения результатов выполнения бюджету.

Правила организации финансовой отчетности о выполнении. Государственного бюджета, общие требования, назначения, формы отчетности и периодичность ее предоставления, порядок утверждения отчета об исполнении. Державног го бюджета рассмотрен в восьмой тем.

Организация финансового контроля в бюджетной сфере, тенденции дальнейшего совершенствования системы государственного контроля в современных условиях развития экономики раскрыты в девятой теме. Рассмотрен порядок план рования и проведения контроля в системе казначейства, контрольно-ревизионной службы и. Счетной палатой. Приведенные меры ответственности за бюджетные правонарушения участниками бюджетного процесса и коо рдинация деятельности между контролирующими органами по вопросам обмена информацией и проведения комплексных контрольных диій.

В конце пособия приведены терминологический словарь и приложения с примерами форм документов, применяемых в бюджетном процессе

Учитывая ориентир Украины на вхождение в образовательное пространство через идеи. Болонского процесса, в учебном пособии с целью самостоятельного закрепления лекционного материала после каждой из тем приведены пи итання для самоконтроля и многочисленные тестовые задания.

При подготовке пособия были использованы почти 300 нормативно-законодательных актов и учтены изменения в законодательстве по состоянию на 01012006 года

uchebnikirus.com

Сущность бюджетного менеджмента

Менеджмент Сущность бюджетного менеджмента

просмотров - 61

Состав бюджетного менеджмента.

Система управления бюджетом.

Сущность бюджетного менеджмента.

Лекция № 1.

Состав бюджетного менеджмента.

Система управления бюджетом.

Сущность бюджетного менеджмента.

Сущность и состав бюджетного менеджмента. Предмет и задача курса

Бюджетный менеджмент - ϶ᴛᴏ одно из направлений финансового менеджмента - ϶ᴛᴏ совокупность взаимосвязанных действий (управленческих функций), приемов, методов, которые направлены на управление бюджетными ресурсами и отношениями, которые возникают в процессе движения бюджетных потоков. Бюджетный менеджмент это наука по эффективному руководству движением средств различных уровней бюджетов. Каждая система управления, в том числе и бюджетная, состоит из двух взаимосвязанных частей – объекта и субъекта управления. Объектом выступает бюджет, субъектом – органы управления бюджетом. На качестве управления отображаются знания как объекта͵ так и субъекта͵ или управляющей системы, которая схематично можно представить таким образом (рис. 1). Определœенная подчинœенность между ними существует

Рис. 1. Общая схема бюджетного менеджмента

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, предметом бюджетного менеджмента как учебной дисциплиной является бюджетный процесс и управление им.

Читайте также

  • - Сущность бюджетного менеджмента

    Состав бюджетного менеджмента. Система управления бюджетом. Сущность бюджетного менеджмента. Лекция № 1. Состав бюджетного менеджмента. Система управления бюджетом. Сущность бюджетного менеджмента. Сущность и состав бюджетного... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Бюджетный менеджмент

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «БЮДЖЕТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

    5

    6)составление отчета о выполнении Государственного бюджета;

    7)осуществляет контроль за выпуском и обращением государственных ценных бумаг и т.д.

    Права, предоставленные действующим законодательством Украины МФУ:

    1)получать от центральных и местных органов исполнительной власти материалы для составления проекта Государственного бюджета, разработка бюджетных нормативов и осуществление контроля за выполнением Государственного бюджета;

    2)ограничивать, а в необходимых случаях прекращать финансирование из Государственного бюджета предприятий, учреждений и организаций при наличии фактов незаконного расходования ими средств;

    3)в случае возникновения временных кассовых разрывов - предоставлять из Государственного бюджета ссуды, которые должны погашаться в установленные сроки текущего бюджетного года;

    4)запрещать или прекращать выпуск ценных бумаг, если он осуществляется с нарушением установленного порядка;

    5)осуществлять проверку финансово-бухгалтерскойдокументации, связанной с зачислением, перечислением и использованием бюджетных средств;

    6)получать от учреждений банков ведомости относительно состояния текущих бюджетных счетов предприятий, организаций и учреждений и др.

    Организационная территориальная структура системы Министерства финансов Украины:

    1)Научно-исследовательскийфинансовый институт

    2)Государственный департамент финансового мониторинга

    3)Центральное управление и его департаменты

    4)Территориальные органы (финансовые управления и отделы)

    Министр финансов является руководителем Министерства и членом Кабинета Министров Украины. Он назначается и освобождается из должности Президентом Украины.

    Министерство финансов делится на департаменты, а те, в свою очередь, - на управления, отделы. Каждый департамент так или иначе принимает участие в

    studfiles.net

    Бюджетный менеджмент

    Структура территориального финансового органа Главного финансового управления. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие процесс составления, рассмотрения и утверждения местного бюджета. Планирование доходной и расходной части городского бюджета. Этапы бюджетного процесса на местном уровне на примере бюджета Харьковской области. Структура доходной и расходной частей бюджета района, порядок составления проекта, утверждения и исполнения. Общий и специальный фонды местного бюджета.

    курсовая работа [129,6 K], добавлена ​​22.07.2011

    Сущность и порядок финансирования расходов государственного бюджета. Методы бюджетного планирования его расходной части. Проблемы финансового обеспечения органов местного самоуправления. Особенности казначейской системы обслуживания бюджета по расходам.

    реферат [79,8 K], добавлена ​​21.06.2015

    Роль местных бюджетов в распределении и перераспределении национального дохода, их структура и принципы формирования. Организация и управление средствами местного бюджета с целью обеспечения финансового развития Херсонского городского финансового управления.

    курсовая работа [129,1 K], добавлена ​​17.10.2011

    Характеристика финансового управления на примере Менской райгосадминистрации, рабочие места, их функциональное назначение. Формирование бюджета, ведения учета и составления отчета о выполнении бюджета. Составление сметы финансового управления.

    курсовая работа [218,4 K], добавлена ​​11.02.2009

    Прохождение стадий составления, рассмотрения и утверждения государственного бюджета Украины и основные задачи бюджетно - финансовой политики. Пути (направления) совершенствование показателей бюджетов и нововведения по отдельным нормам законодательства. Социальные расходы.

    курсовая работа [55,7 K], добавлена ​​09.07.2008

    Бюджет отражает масштабы государственной деятельности и одновременно ограничивает ее, поскольку это средства, поступающие в распоряжение государства и определяют ее финансовое состояние. В нем сосредотачиваются денежные фонды общественного пользования, находящихся в ведении органов государственной власти и расходуются на цели, принятые обществом. Бюджетный менеджмент - это совокупность взаимосвязанных действий (управленческих функций), приемов, методов, направленных на управление бюджетными ресурсами и отношениями, которые возникают в процессе движения бюджетных потоков. Бюджетный менеджмент должен дать ответ на вопрос - как эффективно управлять этим движением и отношениями. Каждая система управления, в том числе и бюджетная, состоит из двух взаимосвязанных частей - объекта и субъекта управления. Объектом выступает бюджет, субъектом - органы управления бюджетом. На качестве управления одинаково отображается знания как объекта, или как еще он определяется, управляемой системы, так и субъекта, или управляющей системы, схематично можно представить следующим образом. Но определенная подчиненность между ними существует. Определяющим является знание объекта управления, ибо без этого процесс управления просто невозможен. 1 Главное финансовое управление облгосадминистрации является структурным подразделением областной госадминистрации, подчиняется Министерству финансов Украины, подотчетен и подконтролен председателю областной госадминистрации и Министерству финансов Украины. 2 Главное финансовое управление областной госадминистрации в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, приказами, инструкциями и другими нормативными актами Министерства финансов Украины, решениями и распоряжениями областной госадминистрации и областного совета, а также положением об управлении. 3.8.Розроблення и проведения экспертизы проектов решений, распоряжений и других актов по упомянутых выше вопросов, подготовка замечаний и предложений к проектам законов и других нормативно-правовых актов, полученных по поручению Министерства финансов Украины и областной госадминистрации. 4.6. Организует работу, связанную с составлением проекта областного бюджета, по поручению руководства областной госадминистрации определяет порядок и сроки представления структурными подразделениями областной госадминистрации, районными администрациями, исполнительными органами городских (городов областного значения) советов материалов для подготовки проектов областного бюджета и прогнозных расчетов средств, передаваемых для соответствующего распределения между бюджетами районов, городов областного значения или для выполнения совместных проектов; составляет проект областного бюджета; готовит предложения относительно средств, которые передаются для распределения между соответствующими местными бюджетами или для выполнения совместных проектов и представляет их на рассмотрение руководству областной госадминистрации, а также проекты соответствующих распоряжений и решений, которые подаются на рассмотрение руководству областной госадминистрации и областного совета. 4.7. Составляет роспись доходов и расходов областного бюджета, обеспечивает его исполнение, готовит предложения и в соответствии с действующим законодательством вносит изменения в годовой и помесячной росписи областного бюджета по общему и специальному фондам, осуществляет в установленном порядке взаимные расчеты областного бюджета с государственным бюджетом и районными бюджетами, бюджетами городов областного значения и готовит проекты соответствующих актов по этим вопросам. 4.8. Осуществляет в установленном порядке организацию и управление исполнением областного бюджета, координирует в пределах своей компетенции деятельность участников бюджетного процесса по вопросам исполнения бюджета. Вместе с органами государственной налоговой службы, территориальными органами Государственного казначейства, другими органами взыскания и местными органами власти обеспечивает поступление доходов в областной бюджет и принимает меры по эффективному расходованию бюджетных средств. 4.10. Сводит показатели местных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет области, и представляет их в установленные сроки в Минфин. городской бюджет территориальный финансовый 4.11. Проводит рассмотрение периодической и годовой отчетности об исполнении местных бюджетов, другой финансовой отчетности, представленной областным управлением Государственного казначейства во Львовской области. Готовит соответствующую информацию для рассмотрения на коллегиях областной госадминистрации, главного финансового управления и проекты решений коллегий по этим вопросам. 4.13. Проводит экспертизу проектов распоряжений председателя областной госадминистрации и решений сессий областного совета по доходов и расходов областного бюджета. Осуществляет проверку на соответствие действующему бюджетному законодательству принятых районными, городскими (городов областного значения) советами решений об утверждении соответствующих бюджетов, внесение изменений в их показателей, расчетов межбюджетных трансфертов между районным бюджетом и бюджетами территориальных общин сел, поселков, городов районного значения. 4.15. Участвует в разработке инвестиционной, экологической и других областных программ, которые являются составными программы социально-экономического развития области. 4.20. Во исполнение поручений, приказов, распоряжений Кабинета Министров Украины, Министерства финансов Украины, областной госадминистрации готовит и подает Министерству финансов Украины, областной госадминистрации информации о выполнении отдельных показателей местных бюджетов. Проанализировать законодательные и нормативные документы, регламентирующие процесс составления, рассмотрения и утверждения соответствующего бюджета местного бюджета Нормативно-правовое обеспечение местных бюджетов в Украине регулируется законодательными актами и нормативно-правовыми документами, общий перечень которых определен статьей 4 Бюджетного кодекса Украины. К ним относятся: Конституция Украины; Бюджетный кодекс Украины; Налоговый кодекс Украины, ежегодные законы о Государственном бюджете Украины; другие законы, регулирующие бюджетные правоотношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов и рассмотрения отчетов об их выполнении, а также контроля за исполнением бюджетов; решения органов Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления (рис. 1). Центральное место в нормативно-правовом поле нашего государства, регламентирующего порядок функционирования местных бюджетов, принадлежит Конституции Украины. Этим законодательным актом установлены принципы функционирования бюджетной системы, определены важнейшие полномочия органов государственной власти, государственного управления и местного самоуправления по организации и правового обеспечения формирования и использования средств местных бюджетов. Также Конституция гарантирует права территориальных общин непосредственно и через образованные ими органы местного самоуправления утверждать бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц, контролировать их выполнение, устанавливать местные налоги и сборы в соответствии с законом, решать другие вопросы местного значения, отнесенные законом к их компетенции Статьей 85 Конституции Украины предусмотрено, что к полномочиям Верховной Рады Украины относятся: принятие законов, включая те, которые касаются местных бюджетов; утверждение Государственного бюджета Украины и внесение изменений в него, включая вопросы межбюджетных отношений и распределения доходов между государственным и местными бюджетами; утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды, которые влияют на наполнение местных бюджетов; образования и ликвидация районов, установление и изменение границ районов, городов, наименование и переименование населенных пунктов и районов, влияет на количество и объемы местных бюджетов. В соответствии со статьей 119 Конституции Украины, местные государственные администрации как органы государственной власти на местах на соответствующей территории обеспечивают: выполнение Конституции, законов и других нормативно-правовых актов Украины; выполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, охраны окружающей среды; подготовку и выполнение соответствующих областных и районных бюджетов; отчет об исполнении соответствующих бюджетов и программ; взаимодействие с органами местного самоуправления; реализацию других, предоставленных государством, а также делегированных соответствующими советами полномочий, включая те, которые связаны с формированием доходной базы местных бюджетов. Важное место в Конституции Украины отведено местному самоуправлению и его финансовому обеспечению. Так, ст. 140 предусматривает, что местное самоуправление является правом территориальной общины самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Материальной и финансовой основой этого самоуправления, как указано в ст. 142 Конституции Украины, является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных общин, а также объекты их совместной собственности. Государство участвует в формировании доходов бюджетов местного самоуправления, финансово поддерживает местное самоуправление. В целом Конституция Украины является тем фундаментом, на базе которого можно построить местное самоуправление, укреплять его финансовую базу. Однако, действующая Конституция Украины свидетельствует, что отдельные его положения не способствуют интенсивному развитию местного самоуправления, который отвечал бы потребностям времени, что обусловило проведение конституционной реформы, которая, в свою очередь, также не дала ожидаемых результатов. Основными недостатками положений действующей Конституции считаем то, что государство конституционно предоставила право территориальным общинам осуществлять местное самоуправление, однако не подкрепила его гарантиями, особенно в части финансового обеспечения. Вторым по значению документом, который регулирует нормативно-правовое обеспечение функционирования местных бюджетов выступает Бюджетный кодекс Украины. Положительным в нем является тот факт, что законодатель четко формулирует основные термины, которые используются в документации, и дает им объяснение. Так, доходами бюджета считаются все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством Украины. В качестве поступлений в бюджет выступают доходы бюджета и средства, привлеченные в результате взятия долговых обязательств органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления. Органами взыскания признаются налоговые, таможенные и другие органы, которым в соответствии с законом, предоставлено право взыскания в бюджет налогов, сборов (обязательных платежей) и других поступлений Бюджетный кодекс Украины дает также трактовка отдельных понятий, связанных с формирования местных бюджетов.Так, например, межбюджетным трансфертам считаются средства, которые бесплатно и бесповоротно передаются из одного бюджета в другой. Корзиной доходов бюджетов местного самоуправления, согласно Бюджетному кодексу Украины, являются налоги и сборы (обязательные платежи), закрепленные на постоянной основе за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов. Дотации выравнивания предлагается понимать межбюджетных трансфертов на выравнивание доходной возможности бюджета, который его получает, а субвенции - межбюджетные трансферты на использование для определенной цели в порядке, определенном органом, принявшим решение о предоставлении субвенции. В третьем разделе рассматривается структура местных бюджетов, доходы, расходы и порядок их формирования. Ст. 64 Кодекса установлен состав доходов, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов. Статья 69 Бюджетного кодекса Украины предусматривает состав доходов местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов. Эти доходы принято называть собственными, поскольку именно они являются реальным источником финансирования потерь, связанных с выполнением органами местного самоуправления собственных полномочий. Статьи 75-80 Кодекса регулируют порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и составления отчетности местных бюджетов, учитывая вопрос наполнения местных бюджетов на всех стадиях бюджетного процесса. В четвертом разделе Бюджетного кодекса Украины раскрываются общие принципы организации межбюджетных отношений. Целью регулирования этих отношений является обеспечение соответствия между полномочиями на осуществление расходов органов местного самоуправления, закрепленных законом за бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать выполнение таких полномочий. Следующим важным документом, который регулирует организационно-правовое обеспечение наполнения местных бюджетов, является закон о Государственном бюджете Украины на соответствующий бюджетный год. Таким образом, закон о Государственном бюджете Украины решает все вопросы, связанные с взаимоотношениями между государственным и местными бюджетами в каждом бюджетном периоде имеет важное значение при решении вопросов наполнения и сбалансирования всех местных бюджетов Украины. Следующим знаковым законодательным актом является Закон Украины "О местных государственных администрациях", который определяет организацию, полномочия и порядок деятельности областных, районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. Он предусматривает перечень основных задач местных госадминистраций, принципы деятельности, порядок формирования, компетенцию, отношения с Президентом Украины, органами исполнительной власти и местного самоуправления, объединениями граждан, субъектами хозяйствования, организацию и порядок их деятельности. Центральное место в этом законе отведено полномочиям местных государственных администраций, включая полномочия в области социально-экономического развития, бюджета и финансов, управления имуществом, приватизации, предпринимательства и других. Здесь, наряду с организационными вопросами, значительное внимание обращается на вопросы региональной бюджетной политики, финансового обеспечения и использования отдельных элементов бюджетного механизма. Его положения определяют систему и гарантии местного самоуправления в Украине, принципы организации и деятельности, правового статуса, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. В этом документе охарактеризованы систему местного самоуправления, его организационно-правовую, материальную и финансовую базы. Заметим, что закон имел задачу повысить роль и статус местного самоуправления до европейского уровня, способствовать развитию инициативы, экономической активности и предпринимательства на базовом уровне, что стимулировало бы экономический рост. Однако, этого не произошло, поскольку, с одной стороны, общество не было готово воспринять этот акт, а с другой - закон оказался недееспособным из-за его неконкретность и отсутствие государственной поддержки. Положение о правах и обязанностях остались декларативными, поскольку не были укреплены финансовую базу местного самоуправления. Важным законодательным документом является Налоговый кодекс Украины, который начал действовать с 01.01.2011 г.. Его принятие хотя и имеет очень большое значение, однако является дискуссионным, поскольку, с одной стороны, он позволяет систематизировать действующее налоговое законодательство, рассеянное в сотнях законодательных документов, а с другой - упростив перечень налогов и снизив ставки, не выполняет основной функции - уменьшение налогового бремени на плательщиков. Плановые показатели доходной части городского бюджета города за 2011 год выполнены на 102,1%, сверхплановые поступления составляют 26,0 млн.грн. из них налоговых и неналоговых поступлений сверх запланированных объемов поступило 30,7 млн.грн. и официальных трансфертов недонадийшло плану в сумме 4,7 млн.грн. Выполнение плановых поступлений доходов общего фонда составляет 99,4% не поступило к запланированным объемам 6900000. Грн. и по специальному фонду - 138,3%, сверх запланированных объемов получено 32800000. грн. 57,5% поступлений в общий фонд бюджета города составляют налоги и сборы. При утвержденных объемах поступлений налогов и сборов в сумме 650,5 млн.грн. фактически получено 648,0 млн. грн. или 99,6%, недовыполнение составляет 2,5 млн.грн. - Плате за землю - недовыполнение запланированных годовых объемов составляет 8,6 млн.грн. или 7,7%. Основными факторами, негативно повлияли на показатель выполнения поступлений платежей за землю, стало уменьшение на 111,7 га площади земельных участков, предоставляемых в аренду (прекращение права пользования в связи с систематической задолженностью, передача земель в собственность и т.п. ) и уменьшение поступлений по сравнению с прошлым годом по отдельным арендаторам, в том числе в связи с открытием по ним процедуры банкротства. По сравнению с 2010 годом поступления в контингенте уменьшились на 0600000. Грн. или 0,5%, тогда как в предыдущие годы наблюдалось систематическое рост поступлений платежей за землю; - Средств от реализации бесхозного имущества - невыполнение составляет 0,5 млн.грн. в связи с уменьшением в 2011 году объемов реализованного бесхозного имущества и возврата в текущем году в государственный бюджет ошибочно уплаченных платежей органами государственной исполнительной службы в прошлые годы в сумме 0,3 млн.грн. - Единого налога - на 2,5 млн. Грн. (Выполнение составляет 109,1%). В сравнении с 2010 годом поступления единого налога увеличились на 2,0 млн. Грн .; - Экологического налога и сбора за загрязнение окружающей природной среды - на 0,7 млн. Грн. в результате действия нормы Налогового кодекса Украины относительно уплаты платежа налоговыми агентами от реализации топлива и размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах; - Денежных взысканий за ущерб, причиненный нарушением законодательства об охране окружающей природной среды в результате хозяйственной и иной деятельности - на 0,3 млн.грн. (Выполнение составило 122,3%). В сравнении с 2010 годом поступления увеличились на 1200000. Грн. (В 3,6 раза) в связи с изменением процента отчисления в городской бюджет и уплатой МКП "Николаевводоканал" согласно актов проверки - 1800000. Грн., Из них в городской бюджет - 0,9 млн.грн .; - Собственных поступлений бюджетных учреждений - на 21,4 млн.грн. из них за счет перевыполнения плановых объемов средств на выполнение отдельных поручений и инвестиционных проектов на 0,6 млн. грн. и за счет поступлений благотворительных взносов в сумме 21,0 млн. грн., которые в соответствии с бюджетным законодательством не планируются. В сравнении с прошлым годом собственные поступления бюджетных учреждений увеличились на 5400000. Грн. или на 16,6% из них на 5,2 млн.грн. это увеличение поступлений благотворительных взносов, грантов и подарков; - Средств от отчуждения имущества и продажи земельных участков - соответственно на 1200000. Грн. и 6,5 млн.грн. По сравнению с 2010 годом поступления средств от отчуждения имущества увеличились на 5,5 млн.грн. Выполнение расходной части бюджета города составило 1239100000. Грн., В т.ч. общий фонд 1128,0 млн. грн. и специальный фонд 111 100 000. грн., или 99,5% к уточненному плану, в т.ч. по общему фонду 98,8% и специальному - 107,5%. По специальному фонду более бюджетные назначения, утвержденные городским советом, бюджетными учреждениями проведены расходы за счет уточнения в течение года за счет собственных поступлений. По сравнению с 2009 годом общий объем расходов отчетного года увеличен на 260,3 млн.грн. (26,6%), с 2010 годом - на 124 200 000. Грн. (11,1%). Городской бюджет 2011 года, как и в предыдущие периоды, имел социальную направленность. На финансирование учреждений социально-культурной сферы (образования, здравоохранения (с субвенции районному бюджету Жовтневого района на медицинское обслуживание населения, проживающего в Корабельном районе. Николаева), социальной защиты и социального обеспечения, культуры и искусства, физической культуры i спорта ) было направлено 1033100000. грн. или 83,4% от общего объема бюджета, в т.ч .: по общему фонду 990 700 000. грн. или 87,8% и по специальному фонду 42400000. грн. или 38,2%. С целью обеспечения своевременного финансирования расходов общего фонда бюджета в условиях временного кассового разрыва в первую очередь на защищенные статьи (оплату труда работников бюджетных учреждений и начисления на заработную плату, приобретение продуктов питания и медикаментов, оплату коммунальных услуг и энергоносителей) и недопущения кредиторской задолженности департаментом финансов городского совета с начала года оформлены документы для получения беспроцентных краткосрочных ссуд с единого казначейского счета на покрытие временных кассовых разрывов на общую сумму 153 100 000. грн. Получение указанных ссуд позволило ликвидировать временные кассовые разрывы, в частности в летний период, что обеспечило выплату в установленные законодательством сроки причитающихся сумм отпускных работникам бюджетной сферы и своевременные расчеты за продукты питания, медикаменты и энергоносители. В 2011 году работникам бюджетной сферы на выплату заработной платы с начислениями направлено 552 100 000. Грн. (В 2009 году - 426,0 млн. Грн., В 2010 - 505,0 млн. Грн., То есть увеличено на 126, 1 млн.грн. (+ 29,6%) и 47100000. грн. (+ 9,3%) соответственно. На мероприятия, связанные с расширением воспроизведением (капитальные расходы) направлено 48400000. Грн., Что составляет 3,9% общего объема Другие статьи расходов составляют 10,5% в общем объеме бюджета. Предоставлено льготного долгосрочного кредита гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья 2,7 млн.грн. (По общему фонду - 2500000. Грн., Специальному - 0200000. Грн.) Возвращены - 0500000. Грн. Использование средств местных бюджетов напрямую связано с выполнением делегированных органам местной власти полномочий, можно полное удовлетворение потребностей населения, путем его обеспечения общественными услугами. Социальная защита населения, организация образования, здравоохранения, развитие культуры и спорта, выполнение молодежных программ и другие функции, которые возложены на органы местной власти. - Действующей практикой формирования местных бюджетов, при которой сохранен механизм централизованного установления нормативов отчислений от бюджетообразующих доходов, хотя они и находятся в противоречии с принципами бюджетной децентрализации; - Тенденцией установления расходов по вертикали бюджетной системы без соответствующего подкрепления доходной базы, что приводит к дотационности, ранее самодостаточных местных бюджетов. Поскольку бюджетный механизм через систему межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам является влиятельным рычагом в регулировании экономического развития местных бюджетов, то в дальнейшем необходимо реформировать межбюджетные отношения. Другой путь решения проблем местных бюджетов возможно осуществить путем внесения кардинальных изменений в налоговое законодательство и Бюджетный кодекс Украины. Ведь, на территории каждого сельского, поселкового совета формируется один из основных бюджетообразующих налогов - налог на добавленную стоимость, при его зачислении в доходную часть местных бюджетов мог бы предоставить им статус самостоятельности. Местный бюджет является экономической категорией и отражает денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и предприятиями организациями, учреждениями всех форм собственности и физическими лицами - с другой стороны, по поводу образования централизованного фонда денежных средств государства и его использование на расширенное воспроизводство, повышение уровня жизни и удовлетворения других общественных потребностей.Территориальные финансовые органы, как правило, систему двойного подчинения. Так, областные финансовые управления подчиняются по вертикали Министерству финансов, а по горизонтали входят в состав областной государственной администрации. Районные финансовые отделы соответственно подчинены финансовым управлением областных государственных администраций и входят в состав районных государственных администраций. Формирование бюджета, а также регламентация доходов и расходов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Украины: 1.Конституция Украины; 5. Антология бюджетного механизма. / Под редакцией Юрия С.И. Монография. - Тернополь: Экономическая мысль, 2009. (Раздел I). 7. Митюков И.О.Министр финансов Украины. Основные особенности бюджета Украины на 2012 год.

    gymnaz.ru