Практические задачи по экономике. Задачи для экономистов с ответами


Практические задачи по экономике | Учебные пособия и сборники задач для студентов колледжей по темам: "Налоги и налогообложение", "Бухгалтерский учет", "Финансовый менеджмент" и др.

На сайт добавлены методические разработки и учебные пособия по темам:

— МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по изучению дисциплины «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ» (часть 2 «Налогообложение») — ОТКРЫТЫЙ УРОК по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет и налогообложение» — ПРЕЗЕНТАЦИИ:
  • Оборотные средства организации
  • Упрощенная система налогообложения
  • Формирование налоговой себестоимости
  • Региональные и местные налоги
  • Методика анализа финансового состояния предприятия
  • Банкротство
  • Формы и системы оплаты труда
  • Расчеты вмененного дохода при применении ЕНВД
  • Порядок исчисления налога при ЕНВД
  • Патентная система налогообложения
  • Система национальных счетов
  • — МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению КУРСОВОЙ РАБОТЫ на тему «Определение экономической эффективности реконструкции очистных сооружений» (на примере условного предприятия) специальность 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» МДК 04.02 «Экономика природопользования» — МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению КУРСОВОЙ РАБОТЫ на тему «Бизнес-план инвестиционного проекта» (на примере условного предприятия) специальность 200105 «Авиационные приборы и комплексы» учебная дисциплина «Экономика организации» — Исправлен и дополнен раздел 2 «Экономики организации» часть 1. — МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по изучению дисциплины «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ» (часть 1 «Бухгалтерский учет») — МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по учебной дисциплине «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» для подготовки к зачету (экзамену). (автор — И.В.ТОМАШОНОК) Рубрика: Новости Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы«Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»(ГБПОУ Колледж «Царицыно»)Отделение «Управления и информационных технологий»колледж3 ====================================================================== Рубрика: Новости |

    zadachi-po-ekonomike.ru

    Задачи по экономике предприятия с решением

    Задачи по экономике предприятия с решением - Зачетная контрольная работа

    1. Выручка от реализации продукции на предприятии в сентябре составила 56400 тыс. р. В октябре 98400 тыс. р.; в том числе по сопоставимому с сентябрем кругу продукции 58800 тыс.р. Выручка октября в средних ценах сентября 55750 тыс.р. Определить динамику выручки от реализации в сопоставимых ценах.

    Решение:

    В целях анализа выручки от реализации продукции рассчитаем выручку от реализации продукции в текущих и сопоставимых ценах.

    Динамика роста выручки от реализации в текущих ценах (ДРВ в тек. ценах) рассчитывается по формуле:

    ДРВ в тек. ценах = фактическая выручка от реализации отчетного периода в текущих ценах*100 /фактическая выручка от реализации прошлого периода. Таким образом, ДРВ в тек. ценах = 98400 *100/56400=174,47%. Следовательно, выручка в текущих ценах в октябре по сравнению с сентябрем выросла на 74,47%.

    Динамику роста выручки от реализации в сопоставимых ценах (ДРВ в сопост. ценах) рассчитывают по формуле:

    ДРВ в сопост. ценах = фактическая выручка от реализации отчетного периода в сопоставимых ценах*100 / Фактическая выручка от реализации прошлого периода.

    Если в анализируемом периоде изменились цены, что очевидно произошло в нашем случае, поскольку выручка октября в средних ценах сентября составила лишь 55750 тыс. рублей, то фактические данные по продаже товаров необходимо выразить в ценах, в которых прогнозировался товарооборот. Для этого рассчитывают индекс цен. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров за анализируемый период. Индекс цен (I цен) рассчитывается по формуле:

    I цен = Ц отч / Ц баз

    где Цотч — цена в отчетном периоде, Цбаз— цена в базовом периоде (в прошлом месяце), принимаемая за 100%. В нашем случае, нам известна выручка октября в текущих ценах и в средних ценах сентября. Таким образом, I цен = 98400/55750=1.77.

    Фактическая выручка от реализации отчетного периода в сопоставимых ценах рассчитывается как отношение фактической выручки от реализации в текущих ценах и индекса цен. Таким образом, фактическая выручка от реализации отчетного периода в сопоставимых ценах = 98400 /1.77 = 55593,22 тыс.рублей.

    Динамику роста товарооборота в сопоставимых ценах (ДРВ в сопост. ценах) рассчитывают по формуле:

    ДРВ в сопост. ценах = фактическая выручка от реализации отчетного периода в сопоставимых ценах*100 / фактическая выручка от реализации прошлого периода. Таким образом, ДРВ в сопост. ценах = 55593,22 *100/56400=98,57%.

    Как видно из расчетов, товарооборот отчетного года вырос по сравнению с прошлым годом в текущих ценах на 74,47%.

    Также можно сделать вывод, что поскольку в октябре выручка составила 98400 тыс. рублей, в том числе по сопоставимому с сентябрем кругу продукции 58800 тыс.рублей, то с учетом роста цен в октябре, можно сделать вывод, что в сентябре сопоставимой с октябрем продукции (в ценах сентября) было продано на 58800/1.77=33220,34 тыс. рублей.

    Кроме того, после расчета динамики выручки в сопоставимых ценах оказалось, что выручка в октябре выросла только за счет увеличения цен. При неизменных ценах базового периода выручка составила бы всего 55750 т. рублей, или 98,85% от значения сентября. Таким образом, выручка от реализации выросла в отчетном году только за счет роста цен, а не за счет увеличения количества продажи товаров.

    Задача №2.

    Определить заработок рабочего за месяц по следующим данным: продолжительность смены 8 часов, система оплаты труда сдельно-премиальная, часовая тарифная ставка 8,8 рублей, отработано фактически в течении месяца 22 смены, в том числе 3 смены в выходные и праздничные дни, норма выработки 80 изделий за смену, фактически изготовлено за месяц 1850 изделий, премия по положению 38% к тарифу

    Решение:

    При сдельно-премиальной оплате труда оплата складывается из заработанной платы и премии. Сдельно-премиальная система оплаты труда рабочих предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и достижение определенных качественных показателей.

    Сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки.

    Таким образом, в нашем случае норма выработки 80 изделий за смену, при часовой тарифной ставке 8,8 рублей. Следовательно, в час рабочий должен изготавливать 10 изделий. За одно изделие рабочий получает 88 копеек. В выходные и праздничные дни за одно изделие рабочий получает в двойном размере, т.е. 1,76 рубля.

    Расчет заработной платы:

    Согласно норме выработки рабочий должен был за месяц изготовить 22*80=1760 изделий.

    Фактически изготовлено 1850 изделий. Т.е. план перевыполнен на (1850-1760)*100%/1760=5,11%.

    Сдельная заработная плата согласно нормам выработки 80*19*0,88+80*3*0,88*2=1760 рублей.

    Премия за перевыполнение составляет (1850-1760)*0,88*1,38=109,30 рублей.

    Таким образом, за месяц рабочий заработал 1760+109,30 =1869,30 рублей.

    Задача №3.

    Определить абсолютное и относительное изменение показателя капиталоемкости в планируемом году по сравнению с отчетным, если его фактическое значение в отчетном году составило 0,26р. Амортизационные отчисления по фирме в отчетном году составили 278,3 млн.р. при средней норме амортизации 13,2%. В планируемом периоде отпуск продукции намечено увеличить на 95 млн.р.

    Решение:

    Показатель капиталоемкости – это показатель, который определяет отношение основных средств к выручке или прибыли в зависимости от принятого на предприятии метода расчета. Данный показатель характеризует использование основных средств. Зная амортизационные отчисления в отчетном году, можно рассчитать стоимость основных средств предприятия.

    Чтобы рассчитать ежегодную сумму амортизационных отчислений линейным методом, необходимо первоначальную стоимость объекта основных средств умножить на норму амортизационных отчислений.

    Годовая амортизация = стоимость основных средств*(норма амортизации /100%).

    Следовательно, стоимость основных средств = годовая амортизация/(норма амортизации/100)=(278300000)/(13,2%/100%)= 2108333333 (руб.).

    Предположим, что на рассматриваемом предприятии принят расчет показателя капиталоемкости как отношения основных средств к выручке.

    При этом по условию задачи в текущем году капиталоемкость = 0,26. Следовательно, мы может найти выручку в текущем году. Выручка от реализации = 2108333333/0,26=8108974358 (рублей).

    В планируемом периоде отпуск продукции намечено увеличить на 95 млн.рублей. То есть планируемый объем реализации составит 8108974358+95000000=8203974358 рублей.

    Следовательно, в плановом году показатель капиталоемкости составит 2108333333/8203974358=0,257. Таким образом, в абсолютном выражении показатель капиталоемкости уменьшится на 0,003 в плановом периоде по сравнению с отчетным, в относительном выражении показатель капиталоемкости уменьшится на 1,15% (0,257/0,26).

    Задача №4

    В течение года оборачиваемость оборотных средств предприятия составила 75 дней, а объем реализованной продукции за год 1500 тыс.р. Определить потребность в оборотных средствах при сокращении длительности одного оборота на 7 дней.

    Решение:

    При оборачиваемости оборотных средств в течение года равной 75 дней, можно определить количество оборотов оборотных средств в течение года следующим образом: 360/75=4,8 (оборотов в год). Зная объем реализованной за год продукции и число оборотов оборотных средств, можно найти средние остатки оборотных средств на предприятии, как отношение выручки от реализации продукции за год к числу оборотов оборотных средств за год. Таким образом, средние остатки оборотных средств составляют 1500000/4,8=312500 рублей. На предприятии планируется сократить длительность одного оборота на 7 дней. В данном случае оборачиваемость составит 75-7=68 дней. Соответственно, количество оборотов оборотных средств в течение следующего года составит 360/68=5,29 (оборотов в год). Для сохранения прежнего уровня выручки на предприятии необходимо поддерживать средние остатки оборотных средств в размере 1500000/5,29=283553,9 рублей, что на 28946,12 рублей больше, чем в текущем году.

    Задача №5.

    Имеются следующие данные по себестоимости продукции предприятия: себестоимость единицы продукции в предыдущем году 580 р; планировалась себестоимость в отчетном году 558 р; фактическая себестоимость отчетного года 575 р. Рассчитать индексы выполнения плана и динамики себестоимости продукции.

    Решение:

    Динамика себестоимости единицы продукции изучается индексным методом.

    - индекс планового задания по себестоимости ;

    - индекс динамики себестоимости ;

    - выполнение плана по себестоимости ;

    – себестоимость единицы продукции за предыдущий год;

    – планируемая себестоимость единицы продукции на предстоящий год;

    – фактическая себестоимость единицы продукции.

    Между этими индексами существует взаимосвязь:

    Таким образом, рассчитаем данные показатели.

    Индекс планового задания по себестоимости = 558/580=0,96. Таким образом, планируется снижение себестоимости в текущем году по сравнению с предыдущим годом на 4%.

    Индекс динамики себестоимости = 575/580=0,99. Таким образом, в текущем году по сравнению с предыдущим произошло снижение себестоимости на 1%.

    Выполнение плана по себестоимости = 575/558=1,03. Таким образом, план по себестоимости не довыполнен на 3%. Но как показал индекс динамики себестоимости, предприятию все-таки удалось добиться снижения себестоимости в текущем году по сравнению с предыдущим.

    Проверим полученные значения, используя взаимосвязь индексов.

    В нашем случае получаем: 0,99 = 1,03*0,96. Произведение 1,03 и 0,96, действительно, составляет 0,99.

    Задача №6.

    По данным финансовой отчетности фирмы определить коэффициент соотношения всего основного капитала и собственного на начало и на конец года (в млн.р).

    На начало года

    На конец года

    Реальный основной капитал (нетто)

    7500

    9000

    Нематериальные активы

    200

    220

    Собственный капитал

    10700

    11220

    Сравнить результаты и сделать выводы

    Решение:

    Основной капитал – важнейший показатель производственного потенциала фирмы. То, что он в данной задаче отражается одной строкой, затрудняет анализ его структуры. Он может состоять из земли, зданий и сооружений, машин и оборудования, арендованного имущества и строящихся предприятий, месторождений полезных ископаемых. Если из суммы, составляющей основной капитал, вычесть амортизационные отчисления, получим реальный основной капитал.Коэффициент соотношения всего основного капитала и собственного капитала можно рассчитать по следующей формуле

    Кс= (ОК + НА) : СК,где ОК – реальный основной капитал;НА – нематериальные активы;СК – собственный капитал.На начало года коэффициент соотношения всего основного капитала и собственного капитала составил (7500+200)/10700=0,72.На конец года коэффициент соотношения всего основного капитала и собственного капитала составил (9000+220)/11220=0,82.

    Следует заметить, что за год изменение коэффициента соотношения всего основного капитала и собственного составило 14% (0,82-0,72)*100%/0,72). Это говорит о том, что не смотря на то, что собственный капитал предприятия за год увеличился на 520 рублей (11220-10700), его доля в основном капитале предприятия уменьшилась. Действительно, чем больше размер собственного капитала предприятия, тем меньше значение коэффициента соотношения всего основного капитала и собственного капитала. А у нас значение данного коэффициента увеличилось к концу года.

    При этом коэффициенты соотношения всего основного капитала и собственного капитала на начало и конец года имеют значения меньше 1, это говорит о том, что вся сумма основного капитала покрывается собственным капиталом и в начале и в конце года, что в свою очередь говорит о финансовой устойчивости рассматриваемого предприятия.

    Более подробный материал можно найти в конспектах лекций по экономике предприятий и организаций.

    www.goodstudents.ru

    Задачи по экономике для 10 класса

    Задачи по экономике 10 класс

    Задача 1. (10 баллов)

    Дано:

    Человек приобретает товар за 3 рубля и продает его за 4 рубля. Затем он покупает этот же товар, но уже за 5 рублей и продает за 6 рублей.

    Найти:

    объем его прибыли в результате этих операций.

    Задача 2. (15 баллов)

    Дано:

    Спрос и предложение товара описываются уравнениями:

    Qd = 24 – 3Р

    Qs = 3P

    Найти: Излишек потребителя (R).

    Задача 3. (15 баллов)

    Дано:

    Для приготовления одной порции фирменного коктейля бара «Economicus» требуется 1 единица ингредиента A, 2 единицы ингредиента B, 3 единицы ингредиента С и 4 единицы ингредиента D (названия ингредиентов являются коммерческой тайной и не разглашаются). Однако владелец бара – знаменитый бармен и экономист Сэм Полуэльсон – обладает лишь ограниченными ресурсами для закупки дорогих ингредиентов. Так, на имеющиеся у него денежные средства он может купить либо 100 единиц ингредиента А, либо 200 единиц ингредиента В, либо 300 единиц ингредиента С либо 400 единиц ингредиента D в день.

    Найти:

    Какое максимальное число порций фирменного коктейля сможет приготовить Сэм за день?

    Ключи к задачам

    Решение задачи 1: (10 баллов)

    - 3 + 4 – 5 + 6 = 2

    Решение задачи 2: (15 баллов)

    Излишек потребителя (R) находится как его площадь R = [(Pmax – P0) x Q0]/2

    Для этого нужно найти P0 , Q0, Pmax.

    3P = 24 – ЗР; P0 = 4, Q0 = 12

    Q = 0; 0 = 24 - 3P; Pmax = 8

    R = [(8 – 4) x 12]/2 = 24

    Решение задачи 3: (15 баллов)

    Решение №1 (математическое):

    Понятно, что бюджетное ограничение Сэма имеет вид

    hello_html_76aa36fd.gif, где hello_html_3113aa83.gif- цена ингредиента А, hello_html_3faf28aa.gif- количества соответствующих ингредиентов.

    Также понятно, что количество порций коктейля будет максимально, если Сэм будет тратить все деньги, и если ингредиенты будут закупаться строго в нужной пропорции.

    Пусть hello_html_mdba76dd.gif- количество порций коктейля. Тогда пропорции соблюдаются, если hello_html_12102fc0.gif, hello_html_5d7fd2ff.gif, hello_html_1ae1329f.gif, hello_html_34f176aa.gif.

    Подставляя эти равенства в уравнение бюджетного ограничения, получаем:

    hello_html_6eacb786.gif.

    Ответ: 25 порций.

    Решение №2 (экономическое):

    Найдем экономические издержки производства одной единицы коктейля, выраженные в единицах, скажем, ингредиента А.

    Явно мы тратим на производство единицы коктейля одну единицу ингредиента А.

    Тратим неявно:

    а) одну единицу А, от которой отказываемся, покупая две необходимых для коктейля единицы В.

    б) одну единицу А, от которой отказываемся, покупая три необходимых для коктейля единицы С.

    в) одну единицу А, от которой отказываемся, покупая четыре необходимых для коктейля единицы D.

    Таким образом, экономические издержки производства одной единицы коктейля равны

    1 + 1 +1 +1 = 4 единицы ингредиента А.

    Поскольку всего имеется 100 единиц ингредиента А, то максимальное число порций коктейля, которое можно приготовить, равно 100/4 = 25.

    Ответ: 25 порций.

    infourok.ru

    Сборник задач по экономике

    САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО

    Кафедра экономической теории и национальной экономики

    Челнокова О.Ю.

    СБОРНИК ЗАДАЧ ПО ЭКОНОМИКЕ

    УДК 33 (076.1)

    ББК 65 я 73

    Ч 38

    Челнокова О.Ю.

    Ч- 38 Сборник задач по экономике: учебное пособие. Саратов, СГУ. Изд-во«Саратовский источник», 2011. – с. 73.

    ISBN 978-5-91879-080-9

    Сборник задач подготовлен в соответствии с положениями и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, включает задачи и задания для обсуждения по изучаемому курсу.

    Для студентов неэкономических специальностей дневной и заочной форм обучения.

    Рекомендовано кафедрой экономической теории и национальной экономики Саратовского государственного университета

    им. Н.Г.Чернышевского.

    УДК 33 (076.1)

    ББК 65 я 73

    ISBN 978-5-91879-080-9

    С Челнокова О.Ю., 2011

    2

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………..…………………5

    МИКРОЭКОНОМИКА Тема 1. Предмет и метод экономической теории. Основные этапы и

    направления развития экономической теории ………………………6

    1.1.Задания для обсуждения……………………………………………………..6

    1.2.Задачи……………………………………………………………………….....8

    1.3.Ответы к теме 1………………………………………………………...……..9

    Тема 2. Экономическая система общества…………………………………….10

    2.1.Задания для обсуждения………………………………………..……………..10

    2.2.Задачи……………………………………………………………..……………12

    2.3.Ответы к теме 2……………………………………………………...…………13

    Тема 3. Рыночный механизм и его элементы…………………………………13

    3.1.Задания для обсуждения………………………………………………...….…13

    3.2.Задачи………………………………………………………………….…….…14

    3.3.Ответы к теме 3……………………………………………………………..….17

    Тема 4. Теория потребительского поведения…………………………………17

    4.1.Задания для обсуждения………………………………...…………………….17

    4.2.Задачи…………………………………………………….………….…………18

    4.3.Ответы к теме 4…………………………………………….…………………..20

    Тема 5. Поведение фирмы и теория организации рынка………………...….20

    5.1.Задания для обсуждения………………………………………...………….…20

    5.2.Задачи……………………………………………………………….………….22

    5.3.Ответы к теме 5……………………………………………………….………..27

    Тема 6. Рынок факторов производства………………………...………………28

    6.1.Задания для обсуждения………………………………………………………28

    6.2.Задачи………………………………………………………..…………………29

    6.3.Ответы к теме 6…………………………………………...……………………34

    МАКРОЭКОНОМИКА Тема 7. Национальная экономика и ее важнейшие показатели……………36

    7.1.Задания для обсуждения………………………………………………...…….36

    7.2.Задачи…………………………………………………………………………..37

    7.3.Ответы к теме 7……………………………………………………….………..40

    Тема 8. Макроэкономическое равновесие……………………….…………….41

    8.1.Задания для обсуждения………………………………………..……………..41

    8.2.Задачи……………………………………………………………….………….43

    8.3.Ответы к теме 8………………………………………………………..……….44

    3

    Тема 9. Неравновесие и макроэкономическая нестабильность………….…45

    9.1.Задания для обсуждения………………………………………………..……45

    9.2.Задачи…………………………………………………………………………..48

    9.3.Ответы к теме 9………………………………………………………………..53

    Тема 10. Государственное регулирование экономики………………….……54

    10.1.Задания для обсуждения…………………………………………………….54

    10.2.Задачи…………………………………………………………………………59

    10.3.Ответы к теме 10……………………………………………………….……..63

    Тема 11. Международные экономические отношения…………….…………65

    11.1.Задания для обсуждения……………………………………………….……65

    11.2.Задачи…………………………………………………………………………67

    11.3.Ответы к теме 11………………………………………..…………………….71

    4

    Введение

    Настоящее пособие призвано помочь студентам высших учебных заведений достичь более высокого качества знаний по курсу «Экономика».

    Практикум выполняет традиционную задачу обучения, характерную для многих учебных дисциплин: способствует более прочному усвоению основных научных понятий и положений, помогает тренировать память и экономическое мышление.

    Сборник задач состоит из двух разделов «Микроэкономика» и «Макроэкономика», соответствующих разделам курса экономической науки. В сборнике приведены различные задания, экономические и графические задачи. Задачи и многие задания для обсуждения сопровождаются ответами, помещенными в конце тем. Однако не все ответы являются однозначными. Задания для обсуждения составлены так, чтобы был материал для дискуссий, интеллектуального состязания, выявления различных точек зрения.

    5

    МИКРОЭКОНОМИКА

    Тема 1. Предмет и метод экономической теории. Основные этапы и направления развития экономической теории

    1.1.Задания для обсуждения

    1.Дайте комментарий к следующему утверждению: «Экономическая теория была бы не нужна, если бы все люди могли получать желаемое в неограниченных количествах».

    2.Насколько теоретически состоятельным является лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям»? Ответ объясните.

    3.В первый день выдачи зарплаты у кассы скапливается огромная очередь. Представьте себя на месте главного бухгалтера. Посоветуете ли Вы своему кассиру вывесить у окошка табличку с просьбой ко всем тем, кому не так срочно нужны деньги, прийти на следующий день? Чем Вы руководствуетесь при ответе на поставленный вопрос?

    4.Является ли рациональным поведение:

    а) призера олимпиады по шахматам, отдавшего на благотворительные цели половину полученного им приза в 50 тысяч долларов;

    б) человека, предпочитающего занятию спортом выкуривание по пачке сигарет ежедневно;

    в) талантливой актрисы, в расцвете славы бросившей сцену и ушедшей в монастырь?

    5.«Если плату за проезд в городском транспорте поднимут вдвое, я буду ходить на работу пешком. Я, конечно, буду опаздывать, но зато это обойдется дешевле, да и что может быть лучше прогулки утром на свежем воздухе!».

    Как Вы считаете, можно ли назвать такое поведение рациональным?

    6.В метро в час пик на эскалаторе скапливается большое количество пассажиров. Слева, как правило, пассажиры проходят вперед, справа — стоят. Кто распределяет их по рядам? Кто определяет Ваше место на эскалаторе? Помогают ли указания диспетчера типа: «Стойте справа, проходите слева» определить каждому его место, меняют ли они что-либов работе эскалатора?

    7.Вы получили садовый участок и отправляетесь туда весной сажать деревья

    икультивировать огород. Точно так же поступают и другие садоводылюбители. В чьих интересах Вы действуете? В чьих интересах действует правительство Москвы, принимая решение о выделении участков под разведение картофеля в подмосковной зоне?

    8.Какое из положений и почему не имеет отношения к содержанию предмета экономической теории?

    а) максимальное удовлетворение потребностей; б) экономическое благо; в) неограниченные потребности;

    г) неограниченные ресурсы; д) эффективное использование ресурсов.

    6

    9. Определите позитивные и нормативные утверждения.

    а) «в 1991-1996гг. в экономике России наблюдался спад производства и высокие темпы инфляции»;

    б) «необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции»;

    в) «структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей»;

    г) «осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к разрушению эгалитаризма, господствующего в мышлении многих людей, резкому росту безработицы, что потенциально влечет за собой социальную дестабилизацию, и поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно».

    10.При переходе к рыночным отношениям в России были нарушены оптимальные пределы дифференциации доходов. Разрыв в уровне денежных доходов 10% наиболее состоятельных и 10% наименее состоятельных групп населения составил в 1999г. 13,9 раза. Ниже официальной черты бедности, согласно данным Госкомстата, в четвертом квартале 2001 г. проживало 39,4 млн. россиян, или 27,2% населения России.

    В сложившихся условиях необходимо повысить роль налоговой системы в устранении столь резкой дифференциации в уровнях дохода различных социальных групп.

    Определите элементы нормативного и позитивного анализа в приведенных выше положениях.

    11.Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:

    а) правительство осуществляет политику либерализации цен; б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в

    центральных районах России падение урожайности зерновых; в) минимальный уровень заработной платы в России составляет около 80

    рублей; г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения

    уровня инфляции; д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой

    активности в стране; е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи

    или личного дохода студента; ж) введение конвертируемости национальной денежной единицы является

    элементом либерализации внешнеэкономической деятельности, открытия экономики.

    12. В индийской притче о Будде и его ученике говорится: «Будда спросил ученика: «Кто там идет по дороге?» — «Красивая молодая женщина», — ответил ученик. — «Точнее!» — потребовал Будда. — «Молодая женщина». — «Точнее!» — «Женщина». — «Точнее!» — «Человек». — «Точнее!» — «Скелет».

    При каком ответе ученика теряется, на Ваш взгляд, познавательная ценность абстракции? Почему?

    7

    13. Каждому из отмеченных цифрами определений найдите соответствующее понятие (А, Б, В, Г):

    1)метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;

    2)направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика;

    3)абстрактная структура, создающая упрощенную картину экономической реальности;

    4)метод исследований объекта, состоящий в отвлечении от случайных, временных черт и связей.

    A. Экономическая модель

    Б. Абстракция B. Индукция

    Г. Нормативная экономическая теория

    14. Какие из ниже перечисленных благ являются экономическими, а какие — неэкономическими:

    а) воздух, которым Вы дышите; б) снег зимой;

    в) пищевой лед, используемый в ресторанах, барах и т. д.; г) лед на улицах в зимнее время года; д) вода из родника недалеко от Вашего дома;

    е) белая глина, используемая для производства фарфоровой посуды. Дайте правильный и аргументированный ответ.

    1.2.Задачи

    1. В какой-тогипотетической стране производятся только два товара — велосипеды и стиральные машины, причем все имеющиеся ресурсы используются полностью. Варианты производственных комбинаций приведены в таблице. Начертите кривую производственных возможностей. Найдите альтернативные издержки. Что показывает их динамика? Отыщите на графике точки M (80 велосипедов и 30 стиральных машин) и N (30 велосипедов и 20 стиральных машин). О чем свидетельствуют эти точки?

    Варианты

    Велосипеды

    Стиральные

    Альтернативные

    выбора

    (шт.)

    машины (шт.)

    издержки

    А

    100

    0

     

    В

    90

    10

     

    С

    75

    20

     

    D

    55

    30

     

    E

    0

    40

     

    2. Дана таблица производственных возможностей выпуска колбасы и роботов. Начертить КПВ. Определить:

    а) альтернативные издержки на производство 3-йединицы колбасы; б) общие издержки на производство3-хединиц колбасы.

    8

     

    Колбаса

    Роботы

    Альтернативные

    Варианты

    (тыс.)

    (шт.)

    издержки

    А

    0

    10

     

    В

    1

    9

     

    С

    2

    7

     

    D

    3

    4

     

    E

    4

    0

     

    3. Страна производит автомобили и пушки.

    Автомобили

    5

    4

    3

    2

    1

    0

    Пушки

    0

    7

    13

    18

    22

    25

    Определите альтернативные издержки: а) одного дополнительного автомобиля; б) одной дополнительной пушки.

    4.Предприятие, занимаясь выпуском мебели, на производство годового объема продукции расходует: на древесину – 500 тыс. руб., на станки – 200 тыс. руб., на агрегаты, 100 тыс. руб., на мазут – 30 тыс. руб., на здания – 80 тыс. руб., на пластмассу – 40 тыс. руб., на фурнитуру – 60 тыс. руб., на транспорт – 90 тыс. руб., на электроэнергию – 50 тыс. руб.

    Определите стоимость израсходованных предметов труда, средств труда и средств производства.

    5.В квартире устанавливают новые окна производства одной известной компании.

    В беседе с монтажниками

    оконных систем выяснилось, что в их квартирах уже стоят

    пластиковые окна этой компании. «Компания продала нам пластиковые

    окна со

    скидкой 45%, а монтаж

    был бесплатный, так как устанавливали мы

    сами», -

    рассказывали

    они. Своим заказчикам

    компания поставляет пластиковые окна по

    цене 15278

    р. Стоимость монтажных

    работ составляет

    15% от стоимости

    пластиковых окон. Для выполнения работ по замене одного окна требуется бригада из 2 монтажников. В течение одного дня такая бригада может установить два окна. За установку одного окна каждому монтажнику компания платит 600 р.

    а) Какова альтернативная стоимость замены одного окна и альтернативная стоимость замены всех старых окон в квартирах монтажников на новые пластиковые окна? В каждой из двух квартир заменили по три окна.

    б) Какую выгоду получил каждый монтажник при замене старых окон на новые по сравнению с обычным потребителем?

    1.3. Ответы к теме 1.

    1.3.1.К заданиям:

    4.а), б), в) – да.

    8.г.

    9.а), в) – позитивное; б), г) – нормативное.

    11. макроэкономика: а, в, г, д, ж.; микроэкономика – все остальное.

    13.1-в;2-г;3-а;4-б.

    14.экономические: в, е; неэкономические - все остальное.

    1.3.2. К задачам:

    1. альтернативные издержки: 1; 1,5; 2; 5,5; 5,5.

    9

    2.а) альтернативные издержки на производство 3-йединицы колбасы составляют 3 робота;

    б) общие издержки на производство 3-хединиц колбасы составляют 6 роботов.

    3.а) альтернативные издержки одного дополнительного автомобиля 3, 4, 5, 6, 7 пушек.

    б) альтернативные издержки одной дополнительной пушки 1/7, 1/6, 1/5, 1/4, 1/3 автомобиля.

    4.предметы труда: 680 тыс. руб.; средства труда: 470 тыс. руб.; средства производства: 1150 тыс. руб.

    5.а) альтернат. стоимость замены одного окна на новое – 9602,9р., всех шести окон – 57617,4р.; б) выгода каждого из монтажников составила 23900,4р.

    Тема 2. Экономическая система общества

    2.1.Задания для обсуждения

    1.В экономической теории принято различать юридические, реальные, моральные права. Вот сценка из недавнего социалистического прошлого: огромная очередь в кассу за дефицитным продовольственным товаром. Без очереди к окошечку кассы пробиваются:

    а) продавщица из соседнего отдела магазина; б) пожилой мужчина с орденами на груди и удостоверение об инвалидности;

    в)бабушка без всяких документов, оправдывающаяся плохим самочувствием. На какие права рассчитывает каждый из этих людей? Будут ли они

    реализованы на практике?

    2. Ваш сосед по дачному участку посадил быстрорастущую разновидность тополя. Дерево стало затенять Ваш участок, на котором Вы выращиваете клубнику. Для разрешения конфликтной ситуации Вы предпримите следующие действия:

    а) обратитесь в местный суд; б) подбросите соседу на участок пробирку с личинками тополиной моли;

    в) вежливо попросите спилить дерево; г) договоритесь о компенсации соседу (два ведра своей клубники), если он спилит дерево;

    д) махнете рукой на выращивание своей клубники.

    Какой из указанных пунктов предполагает наиболее рациональный путь разрешения конфликта с точки зрения теории прав собственности?

    3. «Сведенный к основной своей сути, институт собственности заключается в признании за каждым человеком права на исключительное распоряжение предметами, которые этот человек, мужчина или женщина, создал собственным трудом или получил, либо в дар, либо по справедливому соглашению без применения силы или обмана, от людей, создавших эту вещь».

    «Современный капиталистический хозяйственный строй — это чудовищный космос, в который каждый отдельный человек ввергнут с момента своего рождения и границы которого остаются, во всяком случае, для него как

    10

    studfiles.net

    Экономика для студентов. Решаем задачи по экономике

    • текст задачи по экономике
    • комментарий к содержанию задачи и описанной ситуации 
    • решение приведенной экономической ситуации.  
    Если у Вас есть трудности с решением задач по экономике предприятия, напишите об этом на форуме, скорее всего, решение задачи будет добавлено в данный курс. 

    По мере возможности, в ходе решения задач по экономике дается ссылка на теоретические материалы по теме задачи. Обратите внимание на то, что теоретические материалы размещены в учебных курсах "Экономика предприятия", "Бухгалтерский учет" и "Менеджмент".

    Важное замечание. Не все задачи, приведенные здесь, содержат корректные условия с точки зрения реальной практической ситуации. К сожалению, уровень знаний преподавательского состава снижается год от года, поэтому задачи, которые содержат явные ошибки в формулировке условия, даются с необходимыми комментариями. Поэтому, иногда, я вынужден снабжать такие "экономические задачи" довольно нелестными, а может быть, даже резкими комментариями. Однако, если рассматривать цель обучения студента с точки зрения возможности применить полученные знания на практике, считаю это оправданным.

    Как найти решение задачи по экономике

    Все задачи сгруппированы по тематике. Поэтому для поиска нужной задачи воспользуйтесь "деревом разделов"  слева. Для этого:

    • Выберите раздел, к которому относится задача. Откроется список тем, которые находятся в данном разделе
    • Выберите нужную тему. Откроется урок с задачами или опять, вложенный список

    Обратите внимание, что многие задачи содержат в себе не одно, а несколько экономических понятий, поэтому, если вы не нашли решение задачи по экономике нужно типа, попробуйте поискать ее в похожих разделах. В частности, задачи  на определение прибыли предприятия находятся в разделе "Предприятие и структура производства", но, если в задаче речь идет про маржинальный доход (условно-переменные и условно-постоянные расходы), то задачи такого типа могут быть помещены в раздел "Национальная экономика" в подраздел "Маржа", так как речь здесь идет о более теоретических понятиях.

    profmeter.com.ua


    Смотрите также