Предмет, система и задачи курса «Введение в специальность экономиста». Введение в профессию экономиста лекции


Лекция 1. Введение в специальность «экономическая теория»

Экономическая наука прошла длительный исторический путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло еще в IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности.

В соответствии с объектом исследования экономическую теорию можно представить следующим образом (рис.1.).

Экономическая теория служит методологической базой для всех экономических наук. В ее рамках разрабатываются основные понятия, определения, термины, а также направления и методы научных исследований в экономической области.

 

 

 

 

 

 

Микроэкономика — раздел экономической теории, изучающий законы поведения отдельных экономических субъектов и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги и факторы производства. Она изучает деятельность самых простых экономических единиц, принимающих самостоятельные решения – производителей и потребителей, владельцев первичных факторов производства, инвесторов и др. Она исследует механизм согласования целей различных экономических субъектов,  а также законы, на основе которых делают свой выбор потребители или принимаются предпринимательские решения.

Макроэкономика изучает закономерности функционирования национальной экономики в целом.

Экономическая теория изучает хозяйственные основы общества и общие принципы экономики. Все остальные экономические науки рассматривают проявление этих основ и принципов в конкретных областях — в промышленности, сельском хозяйстве, в торговом или банковском деле и т.д.

В процессе изучения экономических явлений необходимо умение пользоваться способами, приемами их познавания, которые называются методами. Основные из них представлены в таблице 1.

Большинство современных школ экономической теории определяет свой предмет как изучение использования редких экономических благ с целью удовлетворения потребностей людей. Для полного понимания сути приведенного определения следует разобрать понятия: 1) потребностей людей; 2) редкости ресурсов; 3) проблемы выбора.

Таблица 1

Методические средства экономической теории

№ п.п.

Название методов

Содержание

1

Метод научной абстракции

Исключение из экономического анализа не относящихся к делу экономических и внеэкономических фактов

2

Анализ

Автономное рассмотрение частей единого целого

3

Синтез

Соединение отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое

4

Индукция

Умозаключение, представляющее собой движение от фактов к обобщениям

5

Дедукция

Умозаключение, представляющее собой движение от общих к реальным экономическим фактам

6

Сравнение

Определение сходства и различия рассматриваемых явлений

7

Аналогия

Перенесение одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное

8

Допущение "при прочих равных условиях"

Допущение, согласно которому все факторы, за исключением исследуемых, принимаются за постоянные

9

Экономико-математиче­ское моделирование

Формализованное описание с помощью математических методов различных экономических явлений

 

Производство материальных и нематериальных благ существует ради удовлетворения потребностей человека. Потребности людей являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Потребности имеют сложную структуру и включают потребности в определенных жизненных благах, услугах, жилье, духовном развитии и общении, в самореализации и самоутверждении.

В экономической теории различают потенциальные и платежеспособные потребности. Потенциальной потребностью называют принципиальное желание использовать те или иные блага. К платежеспособным потребностям относятся лишь те из потенциальных, которые обеспечены реальными денежными доходами и трансформируются в покупательский спрос.

Потребности людей постоянно развиваются. Возникает противоречие между неуклонно растущими потребностями людей и экономическими возможностями их удовлетворения. Чтобы создать необходимые для удовлетворения потребностей блага, в производство необходимо вовлечь экономические ресурсы.

Редкость ресурсов заключается в их ограниченности по отношению к растущим потребностям. Главной проблемой экономической теории является исследование вопроса о наиболее эффективном использовании ограниченных экономических ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей.

Эффективность использования экономических ресурсов связана с возможностью их многоцелевого применения. Именно поэтому возникает такое понятие, как альтернативные издержки. В качестве альтернативных издержек выступает ценность тех вариантов использования экономических ресурсов, от которых пришлось отказаться. Другими словами, это издержки упущенных возможностей при выборе оптимального использования ресурсов. Альтернативными издержками соизмеряют полезность использования ресурсов для определенной цели с платой за возможность такого выбора.

Развитие экономики существенно увеличивает возможности удовлетворения потребностей людей. Несмотря на это проблема редкости ресурсов не снимается, поскольку она связана не с абсолютной  величиной используемых ресурсов, а с пропорцией между ними и  всеми имеющимися потребностями. А ведь потребности современного человека с развитием экономики тоже растут.

В условиях ограниченных ресурсов перед всем обществом возникает  проблема выбора. При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать разные альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследует государство, фирма, домохозяйство.

С проблемой выбора сталкиваются все экономические организации во все времена. Она носит всеобщий характер. Поэтому все чаще предмет экономической теории определяется как способ распределения ограниченных ресурсов между разнообразными целями или  как управление редкостью.

Конкретизацией проблемы выбора являются три фундаментальных вопроса, которые жизнь ставит перед любым обществом, будь то первобытное племя или современное развитое государство:

  1. Что производить?

  2. Как производить?

  3. Для кого производить?

Вопрос «что производить» никогда не снимается с повестки дня потому, что на него нельзя ответить: «Мы будем производить в необходимых количествах, все блага, в которых есть потребность». Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы, вынужденно делать выбор и от чего-то отказываться.

Можно проиллюстрировать способ решения этого вопроса при помощи кривой производственных возможностей (рис. 2.), которая выражает максимальный потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.

Модель «кривой производственных возможностей» предполагает, что рассматриваемое государство производит два товара или два типа товаров, например, инвестиционные и потребительские товары. Кривая производственных возможностей выражает следующее:

  1. Множество точек на самой кривой показывают возможный технологический выбор, переключение ресурсов с производства товара А на товар Б.

  2. Социально-экономический выбор общества определяется только одной точкой и зависит от экономических, политических, исторических и других условий.

  3. Полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара должна сокращать производство другого.

  4. Общество не всегда находится на границе своих производственных возможностей, а чаще внутри. Это связано с недогрузкой мощностей, безработицей, неэффективным регулированием и прочими причинами. Находясь внутри границ производственных возможностей, общество может увеличивать производство одного продукта не уменьшая производство другого.

  5. Экономический рост связан с увеличением экономического потенциала и выражается смещением кривой производственных возможностей вправо. На рисунке 2 это показано штриховой линией.

Альтернативные издержки еще называют вменёнными издержками. Вменённые издержки — это цена выбора. При увеличении производства товара Б приходится жертвовать все бóльшим количеством товара А. Это позволяет сделать вывод о том, что в экономике действует закон возрастающих вменённых издержек. Он означает, что по мере увеличения выпуска любого товара вменённые издержки производства каждой новой его единицы растут.

Разрешение проблемы «как производить» связано с выбором определенной технологии  и необходимого набора ресурсов. Ведь один и тот же результат, может быть достигнут разными средствами. К примеру, ручной труд может быть заменен использованием техники, при этом за высвобождение части рабочей силы экономика должна заплатить увеличением числа машин и, соответственно, затраченного на них капитала. Другими словами, это тоже проблема выбора, но в данном случае выбор ведется между разными ресурсами. Так в зависимости от цен на ресурсы и используемых технологий производители выбирают различные комбинации ресурсов. Поиск наиболее дешевого пути создания продукта составляет важную часть их деятельности. Стоит эта проблема и перед всей экономикой в целом — от ее решения во многом зависит эффективность народного хозяйства.

Ответ на вопрос «как производить» не сводится только к технологическому выбору ресурсов, но предполагает и использование тех или иных организационно-правовых форм производства. Преобладающими могут быть частные или государственные предприятия, крупные или мелкие фирмы и т. д. В разных экономических системах этот вопрос решается по-разному.

Решение третьего фундаментального вопроса — «для кого производить» — связано с проблемой распределения созданного национального продукта между домохозяйствами. Это распределение может осуществляться:

  • уравнительно,

  • на основе принципа «по труду»,

  • в зависимости от вклада в производство всех ресурсов.

Проблема распределения общественного продукта является одной из самых острых проблем экономики, от способа ее решения зависит динамичность экономической системы и ее социальная стабильность. Как и другие стороны проблемы выбора, вопрос «для кого производить» ставит перед обществом дилемму. Ведь чем равномерней распределены доходы и выше социальная стабильность – тем ниже мотивация труда и иной социально-полезной активности (предпринимательской деятельности, изобретательства и т.п.). Напротив, при высокой дифференциации доходов мотивация в обществе очень сильна: движение вверх по социальной лестнице резко повышает материальное благополучие. Но есть и оборотная сторона высокой дифференциации. В таком обществе много обиженных, несправедливость распределения порождает социальную и классовую вражду.

studfiles.net

«Введение в специальность»

  • Понятие и виды уровней образования.

  • Научные квалификации и послевузовское образование в России и за рубежом.

  • Понятие и необходимость управления. Основные управленческие функции.

  • Требования, которым должен отвечать успешный экономист.

  • Роль отдельных учебных дисциплин в формировании инструментария экономиста.

  • Основные способы аттестации студента. Требования, предъявляемые к студенту при сдаче зачетов и экзаменов.

  • Основные способы получения научной квалификации.

  • Обзор организационной структуры ВУЗа.

  • Правила взаимодействия студента с деканатом, кафедрой и другими подразделениями ВУЗа.

  • Выбор личных целей и разработка планов в процессе обучения.

  • Самоорганизация, самомотивация и самоконтроль студента.

  • Понятие и виды источников информации в ВУЗе.

  • Технология работы в библиотеках и в Интернет.

  • Объективные и субъективные аспекты профессиональной деятельности.

  • Мотивация выбора профессии (социально-экономические, познавательные, индивидуально-личностные аспекты).

  • Мотивация профессиональной деятельности.

  • Стадии профессионального развития.

  • Формы профессионального общения (конгрессы, съезды, симпозиумы, конференции, семинары

  • Сборник нормативных актов Дальневосточной академии государственной службы. Хабаровск, ДВАГС, 2008.

  • История экономических учений. Учебное пособие / Под ред. В.С.Адвадзе. – М. ЮНИТИ – ДАНА, 2004.

  • Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал - технологии. - М.: ЗАО «Бизнес - школа «Интел - Синтез», 2006.

  • Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права: Сборник норм. актов. –М. – ДЕ-ЮРЕ, 2004.

  • Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.

  • Соколинский Б.М. Психологические основы экономики. Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.

  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    Наименование темы

    Лекции

    Практические занятия, семинары

    Самостоятельная работа

    Всего

    1.

    Предмет, цели и задачи курса «Введение в профессию»

    -

    -

    8

    8

    2.

    Общие сведения об организации учебного процесса в ВУЗе

    2

    2

    10

    14

    3.

    Информационное обеспечение учебного процесса

    -

    -

    12

    12

    4.

    Методы повышения эффективности использования личных ресурсов студента

    -

    -

    12

    12

    5.

    Научно-исследовательская работа студентов

    -

    -

    12

    12

    6.

    Общая характеристика профессии «экономист»

    2

    2

    10

    14

    7.

    Становление личности профессионала

    -

    -

    12

    12

    8.

    Личностный рост экономиста

    -

    -

    12

    12

    9.

    Профессионализация в области экономических знаний

    -

    -

    12

    12

    ИТОГО

    4

    4

    96

    108

    № тем

    Наименование тем для изучения

    Содержание темы

    1.

    Предмет, цели и задачи курса «Введение в профессию»

    Предмет, цели и задачи курса. Понятие и виды уровней образования. Соотношение аттестационных требований, предъявляемых к выпускникам средних и высших образовательных учреждений. Научные квалификации и послевузовское образование в России и за рубежом. Возможности для ускорения образовательного процесса и повышения эффективности затрат студента на обучение. Происхождение понятий «экономика» и «экономия».

    2.

    Общие сведения об организации учебного процесса в ВУЗе

    Общие требования и основные документы по организации образовательного процесса в вузе. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Экономика». Понятие учебного плана обучения бакалавров по направлению «Экономика». Место учебной дисциплины в учебном плане. Основные виды занятий. Аттестация учебной работы студентов. Порядок взаимодействия с преподавателями. Итоговая государственная аттестация экономиста.

    3.

    Информационное обеспечение учебного процесса

    Понятие и виды источников информации. Методы поиска и приобретения информации в вузе. Общие положения деятельности библиотек в вузе. Технология работы в библиотеках. Работа с каталогами библиотеки. Пользование учебной литературой. Основные журналы и газеты по специальности. Интернет как источник информации о лучших студенческих работах. Интеллектуальная собственность и ее законодательная охрана.

    4.

    Методы повышения эффективности использования личных ресурсов студента

    Общие и индивидуальные цели студентов-бакалавров института. Выбор личных целей и разработка планов в процессе обучения. Самоорганизация, самомотивация и самоконтроль студента. Конспектирование учебного материала. Запоминание учебного материала.

    Роль и виды студенческих коммуникаций. Оптимизация системы отношений студента с другими студентами: своей группы; своего курса; своего института и других вузов. Студенческие организации.

    5.

    Научно-исследовательская работа студентов

    Влияние научного образования экономиста на возможность получения работы и последующую карьеру. Основные способы получения научной квалификации. Целесообразность и возможность подготовки в вузе к поступлению в магистратуру, аспирантуру и докторантуру.

    Виды работ, выполняемых студентом в вузе. Возможность получения и опубликования научного результата при выполнении контрольной, курсовой и дипломной работы. Другие студенческие научные публикации.

    Студенческое научное общество института. Профессиональные олимпиады и конкурсы в институте. Научные конференции.

    6.

    Общая характеристика профессии «экономист»

    Назначение профессии «экономист». Квалификационная характеристика экономиста. Требования к подготовке экономиста. Содержание подготовки экономиста. Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, на которых могут работать выпускники бакалавры по направлению «экономика».

    7.

    Становление личности профессионала

    Объективные и субъективные аспекты профессиональной деятельности. Мотивация выбора профессии (социально-экономические, познавательные, индивидуально-личностные аспекты). Профессионализация личности. Проблема профессиональной деформации личности. Развитие профессионального самосознания. Мотивация профессиональной деятельности. Профессиональная самооценка. Стадии профессионального развития.

    8.

    Личностный рост экономиста

    Экономическая наука прошлого, настоящего и будущего. Формирование профессиональных знаний экономиста. Профессиональный язык экономиста. Специфика изучения экономических основ развития общества в системе гуманитарных наук. Экономист как специалист и экономист как личность. Личностный рост экономиста как условие признания его профессионализма. Понятие и необходимость управления. Основные управленческие функции

    9.

    Профессионализация в области экономических знаний

    Формы профессионального общения (конгрессы, съезды, симпозиумы, конференции, семинары). Публикация научных трудов в периодических и информационных изданиях.

    Работа в учебных заведениях, исследовательских центрах. Особенности карьеры экономистов.

    studfiles.net

    Предмет, система и задачи курса «Введение в специальность экономиста»

    Предметом курса«Введение в специальность экономиста» является система знаний, которая объясняет понятия, категории и инструментарий экономической науки; содержание экономической теории и того, в изучении каких экономических отношений профессионально участвует своими знаниями-умениями экономист; с помощью каких функций экономист описывает, анализирует, регулирует хозяйствен­ные явления, процессы и системы, чтобы решать основные проблемы любой экономической системы: как, что и для кого производить в условиях ограниченных ресурсов, как из безграничных потребностей человека и общества выбрать те, без которых в данный момент време­ни они не могут решить самые жизненно важные проблемы.

    Система курса«Введение в специальность экономиста» представляет собой определенный набор знаний,специальным образом выстроенных в логическую последовательную цепочку учебных тем. Основные функции курса:

    • познавательная — познакомить с избранной профессией, показать цель, задачи и особенности работы экономиста-студента и экономиста-практика;

    • методологическая — помочь с первых дней обучения эко­номической профессии настроиться на усвоение множества экономических методов, принципов, моделей и другого инструментария этой науки, на решение в новых условиях с учетом новых целей и ограничений уже известных и поиск инструментальных средств решения качественно новых эко­номических проблем, на усвоение и эффективное применение традиционных и новейших технологий решения экономических задач;

    • практическая — научить формулировать проблемы и уметь выбрать эффективные пути их решения.

    Задачи курса.Вчерашний школьник превращается в студента не после того счастливого дня, когда он увидел свою фамилию в списках принятых в вуз и не в день вручения ему студенческого билета и зачетной книжки, и даже не после торжественных мероприятий посвящения в студенты. Это происходит по мере изучения курса «Введения в специальность экономиста».

    Задачи курса — объяснить начинающему студенту содержание экономической профессии; связи экономической жизни человека, семьи, общества и экономической работы каждого отдельного эко­номиста и всего их сообщества.

    Этот курс научит учиться, как бы странно это ни звучало. В курсе объясняется; чему будут учить— какой набор учебных дисциплин и в какой последовательности должен быть изучен за все годы учебы; как учиться— рационально организовать самостоятельную работу вне стен вуза, эффективно и грамотно искать, легко и осмысленно находить необходимую литературу в библиотеке или на сайтах Интернет, какие применять приемы конспектирования лекций, как писать рефераты, курсовые работы с учетом требований государственных стандартов на их оформление, как готовиться к экзаменам и другое, без чего сложно достичь учебной цели — при­обрести систему прочных профессиональных знаний. Одним словом, курс «Введение в специальность экономиста» — это краткий путеводитель по учебной жизни студента.

    Задачи курса определены с учетом новых требований к студенту и вузу, изложенных в государственном стандарте высшего профессионального образования экономиста.

    Все эти задачи овладения профессией параллельно сочетаются с задачами формирования научного мировоззрения, становления личности, гражданской позиции молодого экономиста.

    Предмет экономических наук

    Предмет экономической науки— такие жизненно важные проблемы человечества, как: экономические интересы, отношения спроса и предложения, конкуренция продавцов и покупателей, доходы и расходы. Все это изучает наука, которую сегодня называют экономическая теория. Внедалеком прошлом в нашей стране эта наука называлась политическая экономия. Экономическая наука тесно соприкасается с такими научными дисциплинами, как социология, политическая наука, психология и антропология. Это изменяет и расширяет предмет экономической науки. Среди множества научных дисциплин, связанных с экономической теорией, особенного упоминания заслуживает статистика. Вобласти экономики находят свое применение многие из математических методов теории вероятности и статистики. В современное развитие экономической науки, обслуживающей рыночные процессы, интересы и отношения, большой вклад внесли ученые-экономисты всего мира. Имена и заслуги таких ученых представле­ны в данном пособии.

    cyberpedia.su

    Германова Юлия Ивановна Введение в специальность

    Германова Юлия Ивановна

    • Введение

    • в специальность

    План лекции:

    • Предмет, система и задачи курса

    • Предмет экономической науки прошлого и настоящего

    • Экономист - Экономика – Экономия

    • Экономист-профессионал. Необходимые качества.

    Предметом курса «Введение в специальность» является система знаний, которая объясняет : - понятия, категории и инструментарий экономической науки; - содержание экономической теории и того, в изучении каких экономических отношений профессионально участвует своими знаниями-умениями экономист; - с помощью каких функций экономист описывает, анализирует, регулирует хозяйственные явления, процессы и системы, чтобы решать основные проблемы любой экономической системы; - как, что и для кого производить в условиях ограниченных ресурсов, как из безграничных потребностей человека и общества выбрать те, без которых в данный момент времени они не могут решить самые жизненно важные проблемы.

    Система курса «Введение в специальность» представляет собой определенный набор знаний, специальным образом выстроенных в логическую последовательную цепочку учебных тем.

    Основные функции курса:

    • познавательная — познакомить с избранной профессией, показать цель, задачи и особенности работы экономиста-студента и экономиста-практика;

    • методологическая — помочь с первых дней обучения экономической профессии настроиться на усвоение множества экономических методов, принципов, моделей и другого инструментария этой науки, на решение в новых условиях с учетом новых целей и ограничений уже известных и поиск инструментальных средств решения качественно новых экономических проблем, на усвоение и эффективное применение традиционных и новейших технологий решения экономических задач;

    • практическая — научить формулировать проблемы и уметь выбрать эффективные пути их решения.

    объяснить начинающему студенту содержание экономической профессии;

    • объяснить начинающему студенту содержание экономической профессии;

    • связи экономической жизни человека, семьи, общества и экономической работы каждого отдельного экономиста и всего их сообщества

    • В курсе объясняется чему будут учить — какой набор учебных дисциплин и в какой последовательности должен быть изучен за все годы учебы;

    • как учиться — рационально организовать самостоятельную работу вне стен вуза, эффективно и грамотно искать, легко и ос­мысленно находить необходимую литературу в библиотеке или на сайтах Интернет

    • какие применять приемы конспектирования лекций, как писать рефераты, курсовые работы с учетом требований государственных стандартов на их оформление, как готовиться к экзаменам и другое

    • Предмет экономической науки — такие жизненно важные проблемы человечества, как:

    • экономические интересы,

    • отношения спроса и предложения, конкуренция продавцов и покупателей, доходы и расходы.

    • Все это изучает наука, которую сегодня называют экономическая теория.

    • Экономическая наука тесно соприкасается с такими научными дисциплинами, как социология, политическая наука, психология и антропология.

    • Это изменяет и расширяет предмет экономической науки.

    2 вопрос В различные периоды развития экономической теории во всем многообразии интересов человека к труду ученые выделяли следующие четыре направления:

    • рациональное экономическое поведение людей, описанное в трудах представителей классической английской научной школы, маржинализма и неоклассицизма;

    • мотивационные стимулы труда человека, определенные сложной системой целей. Основоположниками и сторонниками этого положения являются представители кейнсианской научной школы, институционализма и сторонники исторической школы;

    • мотивация трудовой деятельности, определенная не столько материальными, сколько духовными потребностями личности, ее удовлетворением самим процессом труда, его социальной значимостью, сложностью и др.;

    • выделяется и специфическая модель — «советский экономический человек», которого отличают особые черты экономического тповедения в условиях тоталитарно-репрессивного режима.

    Предмет экономической науки будущего

    • В настоящее время лидеры новой экономики больше расходуют, чем зарабатывают.

    • Но их доходы быстро вырастут, как только количество компаний новой экономики перейдет некую критическую черту.

    • Современные создатели новой экономики — основные строители ее инфраструктуры, эксплуатировать которую потом бу­дут все.

    • Пока еще занять свою долю нового рынка несложно, шанс не стать на нем аутсайдером есть и у российских компаний.

    В России традиционная экономика еще долго будет очень сильна, потому что необходимый для новой экономики уровень интеграции с поставщиками и заказчиками требует невиданной доселе у нас прозрачности и открытости. Пока это интересно далеко не всем менеджерам, так как при этом усиливается контроль со стороны собственников, и неинтересно подавляющему большинству фирм и предпринимателей из-за невозможности манипулировать с уплатой налогов.

    3 вопрос

    • Джон Мейнард Кейнс:

    • «Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуаль­ным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям»

    Сам термин «экономика» происходит от греческого слова «экономия»,

    • Сам термин «экономика» происходит от греческого слова «экономия»,

    • которое в более точном смысле означает

    • «экономика домашнего хозяйства».

    • Впервые греческое слово «экономия» было использовано Ксенофонтом в заглавии его сочинения.

    • Ксенофонт впервые подверг анализу основные экономические явления и закономерности современного ему общества и стал, по существу, первым экономистом.

    • Аристотель употреблял термин «экономия» и производный от него «экономика» в этом же смысле. Различные варианты решения вопросов о том, как покупать и продавать, производить и обмени­вать, всегда являлись составной частью экономики.

    Настоящий профессионал должен мыслить особым образом - с высоты тех знаний, которые дает ему экономическое образование. Ведь это ни что иное, как знания о многих процессах современной жизни. Для описания экономического образа мышления воспользуемся книгой профессора Сиэтлского университета (США) Пола Хейне «Экономический образ мышления», которая представляет собой вводный курс экономического анализа. Эта книга выдержала пять изданий в США и в настоящее время является одним из самых популярных курсов по экономике.

    В предисловию к русскому изданию, обращаясь к экономистам России, П. Хейне 28 декабря 1990 года заметил:

    • В предисловию к русскому изданию, обращаясь к экономистам России, П. Хейне 28 декабря 1990 года заметил:

    • «При написании «Экономического образа мышления» моя главная цель состояла в том, чтобы изложить понятийный аппарат, который поможет людям разобраться, каким образом и почему достигается согласованность между миллионами людей, даже незнакомых между собой, а также почему такой согласованности иногда достичь не удается.

    • Если те, кто правит обществом, не обладают таким знанием, велика опасность хаоса и бедствий.

    Спасибо за внимание

    rpp.nashaucheba.ru

    Экономика. Введение в специальность

    страница 1

    Экономика. Введение в специальность.

    Курс для первого семестра совместной бакалаврской программы МФТИ-АНХ-РЭШ-ИЭПП

    Аннотация: Курс рассчитан на 17 недель, в каждую из которых читается по две лекции, каждая по два академических часа. Итого 68 академических часов, или 33 лекции плюс обзорная лекция/консультациия. Основанная идея курса – представить студентам экономическую науку в неформальном ключе, то есть, сконцентрироваться не на формальных аспектах моделирования, а на темах и вопросах, которые обсуждают экономисты. Основное предположение экономической науки состоит в том, что каждый экономический агент пытается вести себя оптимально с учетом ограничений, которые накладывают на него природа, институциональная среда, законы и т.д. Все наблюдаемые экономические явления, таким образом, являются результатом действий этих агентов. Цель экономической науки – понять, какие стимулы движут людьми и предприятиями, что они считают для себя оптимальным поведением, и какие ограничения их связывают. Результаты экономических исследований дают возможность предсказывать реакцию экономики на изменение условий (законов, традиций и т.д.) и определять оптимальную экономическую политику.

    Методология: Курс будет посвящен не формальным методам, а идеям и темам, которые обсуждаются в экономике. Преподаватели будут обсуждать различные эпизоды из экономической истории и текущей жизни, демонстрирующие важность тех понятий и теорий, которые будут преподаваться в дальнейших теоретических курсах. Поэтому в курсе не будет единого учебника; курс будет основан на различных статьях и научно-популярных источниках.

    Оценивание: Оценивание будет основано на письменных работах в виде эссе, которые студенты должны сдавать после каждой части курса. Всего планируется 3 части, каждая из которых будет читаться разными преподавателями.

    В случае обнаружения случаев плагиата при написании эссе, преподаватели имеют право поставить за курс неудовлетворительную оценку без права пересдачи, а администрация – исключить студента из программы. Под плагиатом понимается использование мыслей, идей, цитат и пр., принадлежащих другим людям, без ссылки на источник, а также выдача чужой работы за свою. Плагиат включает в себя предоставление на оценку текстов, написанных другими людьми, копирование текстов из Интернета, переписывание из печатных источников.

    Литература: Основным текстом по данному курсу будет книга С.М. Гуриева «Мифы экономики», М.: Альпина Бизнес Букс 2006. Кроме этого, курс будет основан на отдельных главах других книг, а также публицистических статьях. Эти книги и статьи приводятся ниже в описании каждого раздела.

    Программа курса:

    Часть 1. Микроэкономика

    Лекторы: Андрей Бремзен (1-6), Антон Суворов (7-8), Константин Сонин (9-11). Лекции 1-4. Кривые спроса и предложения - фирменные картинки экономистов. Почему мы не будем обсуждать эти графики в нашем курсе. Что, кроме этих графиков, изучает экономическая наука. Теория игр и стратегическое поведение. Игры в нормальной и развернутой форме. Дилемма заключенного. Равновесие по Нэшу. За что герой фильма «Игры разума» получил Нобелевскую премию. Равновесие, совершенное по подыграм. Понятие commitment. Зачем сжигать корабли и мосты. Как вести переговоры с террористами. Как происходят переговоры при симметричной информации (модель Рубинштейна).

    Лекции 5-6. Теория стимулов. Информация, контракты, структура организации. Приложения к рынку труда, кредита, страхования.

    Лекции 7-8. Поведенческая и экспериментальная экономика. Чем живые люди отличаются от идеальных экономических агентов. Почему люди делают систематические ошибки. Выиграет ли экономика от большего психологического реализма моделей.

    Лекции 9-11. Аукционы. Основные виды аукционов. Проблемы реальных аукционов. Проклятие победителя. Аукционы Связьинвеста и Славнефти. Аукционы радиоспектра в США и Европе. Литература.

    Милгром, Пол, и Джон Робертс. Экономика,организация и менеджмент. в 2-х томах. Высшая школа экономики. Санкт Петербург, 1999.

    Бремзен, Андрей, Константин Сонин. «Шантаж, блеф, и чумазые девушки.» Эксперт, 17 октября 2005.

    Суворов, Антон. Материалы по конспектам лекций к курсу «Поведенческая экономика», РЭШ, 2005.

    Сонин, Константин. Материалы по конспектам лекций к курсу «Теория аукционов» РЭШ, рукопись, 2005.

    Часть 2. Приложения базовых понятий к политической экономике и экономике роста и развития.

    Лекторы: Сергей Гуриев (1-5, 11), Константин Сонин (6-10)

    Лекции 1-3. История современного экономического роста. Почему одни страны растут быстрее других. Экономическое развитие, структурные и институциональные отличия развивающихся стран. Неравенство и бедность. Ловушки бедности. Провалы рынка и провалы государства. Неформальные институты: доверие, социальный капитал, микрокредит.

    Лекции 4-5. Финансовые рынки и финансовое развитие. Зачем нужны финансовые рынки. Кто препятствует финансовому развитию.

    Лекции 6-10. Модели выборов. Избирательные системы, их отличия и влияния на экономическую политику. Плохие институты: экономика коррупции и борьбы за ренту. Хищническое регулирование. Государство: рука помощи или загребущая рука? Политическая экономика плохих институтов. Диктаторы. Олигархи. Проблема исполнения обещаний. Политическая теорема Коуза.

    Лекция 11. Глобализация и внешняя торговля. Политическая экономика международной торговли. Международная торговля – почему экономики торгуют друг с другом, почему они от этого выигрывают. Почему страны пытаются вводить протекционистскую политику, чем это чревато и почему это может быть разумно.

    Литература

    Истерли, Уильям. В поисках роста М.: ИКСИ, 2006.

    Зингалес, Луиджи, Рагурам Раджан. Спасение капитализма от капиталистов: скрытые силы финансовых рынков – создание богатства и расширение возможностей. М.: ИКСИ, 2004.

    Гуриев, Сергей и Константин Сонин. «Богатство, капитализация и рост» Эксперт, 30 июня 2003.

    Журавская Екатерина, Константин Сонин. Материалы по конспектам лекций к курсу «Политическая экономика», РЭШ, 2005.

    Часть 3. Макроэкономика и макроэкономическая политика.

    Лектор: Олег Замулин

    Лекция 1. История макроэкономической мысли. Причины Великой депрессии. Джон Мейнард Кейнс. Монетаризм. Открытие и исчезновение кривой Филипса. Критика Лукаса и рациональные ожидания. Современные течения в макроэкономике.

    Лекции 3-4. Деньги – зачем нужны деньги, как они появились, какую роль играют. Денежная политика и инфляция – откуда берется инфляция. Что должны делать центральные банки, какая у них роль в экономике.

    Лекции 5-7. Обменные курсы и потоки капиталов. Торговля товарами/услугами и иностранные инвестиции. Почему некоторые страны занимают деньги, а другие – дают в долг.

    Лекции 8-10. Стабилизационная политика – что лучше использовать, денежную или фискальную политику? Зачем нужен стабилизационный фонд? Оптимальная курсовая политика.

    Лекция 11. Валютные кризисы. Литература.

    Замулин, Олег, «Концепция реальных экономических циклов и ее роль в эволюции макроэкономической теории», 2005, Вопросы экономики, №1

    "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год", ЦБРФ, 2005

    Подборка газетных статей, предоставленная преподавателем. страница 1 скачать файл

    Смотрите также:

    Экономика. Введение в специальность 46.65kb. 1 стр.

    Аблязов Вадим Кемалович прогнозирование грузооборота морского порта в условиях неопределенности и риска Специальность 08. 00. 05. – «Экономика и управление народным хозяйством» 293.74kb. 1 стр.

    На правах рукописи Микрюкова Наталья Вячеславовна 264.03kb. 1 стр.

    moglobi.ru

    Лекция 1. Введение в специальность «экономическая теория»

    Экономическая наука прошла длительный исторический путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло еще в IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности.

    В соответствии с объектом исследования экономическую теорию можно представить следующим образом (рис.1.).

    Экономическая теория служит методологической базой для всех экономических наук. В ее рамках разрабатываются основные понятия, определения, термины, а также направления и методы научных исследований в экономической области.

     

     

     

     

     

     

    Микроэкономика — раздел экономической теории, изучающий законы поведения отдельных экономических субъектов и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги и факторы производства. Она изучает деятельность самых простых экономических единиц, принимающих самостоятельные решения – производителей и потребителей, владельцев первичных факторов производства, инвесторов и др. Она исследует механизм согласования целей различных экономических субъектов,  а также законы, на основе которых делают свой выбор потребители или принимаются предпринимательские решения.

    Макроэкономика изучает закономерности функционирования национальной экономики в целом.

    Экономическая теория изучает хозяйственные основы общества и общие принципы экономики. Все остальные экономические науки рассматривают проявление этих основ и принципов в конкретных областях — в промышленности, сельском хозяйстве, в торговом или банковском деле и т.д.

    В процессе изучения экономических явлений необходимо умение пользоваться способами, приемами их познавания, которые называются методами. Основные из них представлены в таблице 1.

    Большинство современных школ экономической теории определяет свой предмет как изучение использования редких экономических благ с целью удовлетворения потребностей людей. Для полного понимания сути приведенного определения следует разобрать понятия: 1) потребностей людей; 2) редкости ресурсов; 3) проблемы выбора.

    Таблица 1

    Методические средства экономической теории

    № п.п.

    Название методов

    Содержание

    1

    Метод научной абстракции

    Исключение из экономического анализа не относящихся к делу экономических и внеэкономических фактов

    2

    Анализ

    Автономное рассмотрение частей единого целого

    3

    Синтез

    Соединение отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое

    4

    Индукция

    Умозаключение, представляющее собой движение от фактов к обобщениям

    5

    Дедукция

    Умозаключение, представляющее собой движение от общих к реальным экономическим фактам

    6

    Сравнение

    Определение сходства и различия рассматриваемых явлений

    7

    Аналогия

    Перенесение одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное

    8

    Допущение "при прочих равных условиях"

    Допущение, согласно которому все факторы, за исключением исследуемых, принимаются за постоянные

    9

    Экономико-математиче­ское моделирование

    Формализованное описание с помощью математических методов различных экономических явлений

     

    Производство материальных и нематериальных благ существует ради удовлетворения потребностей человека. Потребности людей являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Потребности имеют сложную структуру и включают потребности в определенных жизненных благах, услугах, жилье, духовном развитии и общении, в самореализации и самоутверждении.

    В экономической теории различают потенциальные и платежеспособные потребности. Потенциальной потребностью называют принципиальное желание использовать те или иные блага. К платежеспособным потребностям относятся лишь те из потенциальных, которые обеспечены реальными денежными доходами и трансформируются в покупательский спрос.

    Потребности людей постоянно развиваются. Возникает противоречие между неуклонно растущими потребностями людей и экономическими возможностями их удовлетворения. Чтобы создать необходимые для удовлетворения потребностей блага, в производство необходимо вовлечь экономические ресурсы.

    Редкость ресурсов заключается в их ограниченности по отношению к растущим потребностям. Главной проблемой экономической теории является исследование вопроса о наиболее эффективном использовании ограниченных экономических ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей.

    Эффективность использования экономических ресурсов связана с возможностью их многоцелевого применения. Именно поэтому возникает такое понятие, как альтернативные издержки. В качестве альтернативных издержек выступает ценность тех вариантов использования экономических ресурсов, от которых пришлось отказаться. Другими словами, это издержки упущенных возможностей при выборе оптимального использования ресурсов. Альтернативными издержками соизмеряют полезность использования ресурсов для определенной цели с платой за возможность такого выбора.

    Развитие экономики существенно увеличивает возможности удовлетворения потребностей людей. Несмотря на это проблема редкости ресурсов не снимается, поскольку она связана не с абсолютной  величиной используемых ресурсов, а с пропорцией между ними и  всеми имеющимися потребностями. А ведь потребности современного человека с развитием экономики тоже растут.

    В условиях ограниченных ресурсов перед всем обществом возникает  проблема выбора. При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать разные альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследует государство, фирма, домохозяйство.

    С проблемой выбора сталкиваются все экономические организации во все времена. Она носит всеобщий характер. Поэтому все чаще предмет экономической теории определяется как способ распределения ограниченных ресурсов между разнообразными целями или  как управление редкостью.

    Конкретизацией проблемы выбора являются три фундаментальных вопроса, которые жизнь ставит перед любым обществом, будь то первобытное племя или современное развитое государство:

    1. Что производить?

    2. Как производить?

    3. Для кого производить?

    Вопрос «что производить» никогда не снимается с повестки дня потому, что на него нельзя ответить: «Мы будем производить в необходимых количествах, все блага, в которых есть потребность». Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы, вынужденно делать выбор и от чего-то отказываться.

    Можно проиллюстрировать способ решения этого вопроса при помощи кривой производственных возможностей (рис. 2.), которая выражает максимальный потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.

    Модель «кривой производственных возможностей» предполагает, что рассматриваемое государство производит два товара или два типа товаров, например, инвестиционные и потребительские товары. Кривая производственных возможностей выражает следующее:

    1. Множество точек на самой кривой показывают возможный технологический выбор, переключение ресурсов с производства товара А на товар Б.

    2. Социально-экономический выбор общества определяется только одной точкой и зависит от экономических, политических, исторических и других условий.

    3. Полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара должна сокращать производство другого.

    4. Общество не всегда находится на границе своих производственных возможностей, а чаще внутри. Это связано с недогрузкой мощностей, безработицей, неэффективным регулированием и прочими причинами. Находясь внутри границ производственных возможностей, общество может увеличивать производство одного продукта не уменьшая производство другого.

    5. Экономический рост связан с увеличением экономического потенциала и выражается смещением кривой производственных возможностей вправо. На рисунке 2 это показано штриховой линией.

    Альтернативные издержки еще называют вменёнными издержками. Вменённые издержки — это цена выбора. При увеличении производства товара Б приходится жертвовать все бóльшим количеством товара А. Это позволяет сделать вывод о том, что в экономике действует закон возрастающих вменённых издержек. Он означает, что по мере увеличения выпуска любого товара вменённые издержки производства каждой новой его единицы растут.

    Разрешение проблемы «как производить» связано с выбором определенной технологии  и необходимого набора ресурсов. Ведь один и тот же результат, может быть достигнут разными средствами. К примеру, ручной труд может быть заменен использованием техники, при этом за высвобождение части рабочей силы экономика должна заплатить увеличением числа машин и, соответственно, затраченного на них капитала. Другими словами, это тоже проблема выбора, но в данном случае выбор ведется между разными ресурсами. Так в зависимости от цен на ресурсы и используемых технологий производители выбирают различные комбинации ресурсов. Поиск наиболее дешевого пути создания продукта составляет важную часть их деятельности. Стоит эта проблема и перед всей экономикой в целом — от ее решения во многом зависит эффективность народного хозяйства.

    Ответ на вопрос «как производить» не сводится только к технологическому выбору ресурсов, но предполагает и использование тех или иных организационно-правовых форм производства. Преобладающими могут быть частные или государственные предприятия, крупные или мелкие фирмы и т. д. В разных экономических системах этот вопрос решается по-разному.

    Решение третьего фундаментального вопроса — «для кого производить» — связано с проблемой распределения созданного национального продукта между домохозяйствами. Это распределение может осуществляться:

    • уравнительно,

    • на основе принципа «по труду»,

    • в зависимости от вклада в производство всех ресурсов.

    Проблема распределения общественного продукта является одной из самых острых проблем экономики, от способа ее решения зависит динамичность экономической системы и ее социальная стабильность. Как и другие стороны проблемы выбора, вопрос «для кого производить» ставит перед обществом дилемму. Ведь чем равномерней распределены доходы и выше социальная стабильность – тем ниже мотивация труда и иной социально-полезной активности (предпринимательской деятельности, изобретательства и т.п.). Напротив, при высокой дифференциации доходов мотивация в обществе очень сильна: движение вверх по социальной лестнице резко повышает материальное благополучие. Но есть и оборотная сторона высокой дифференциации. В таком обществе много обиженных, несправедливость распределения порождает социальную и классовую вражду.

    studfiles.net

    Методическая разработка урока по дисциплине «Введение в специальность» на тему «Профессия юрист»

    министерство общего и профессионального образования

    свердловской области

    ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им И.И. Ползунова» 

    Методическая разработка занятия на тему «Профессия юрист»

    по дисциплине «Введение в специальность»

    Автор: Гильманова Ольга Павловна – преподаватель экономических дисциплин Верхнепышминского филиала УГК имени И.И. Ползунова

    Екатеринбург 2016

    Урок по теме «Профессия юрист»

    дисциплина «Введение в специальность»

    Цель: расширение знаний обучающихся о профессиях.Задачи:  ознакомить обучающихся с различными профессиями, с качествами присущими людям той или иной профессии;-развить кругозор, обогатить словарный запас студентов;-воспитать уважение к различным профессиям.

     Организационная форма занятия: урок

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Вид урока: урок - викторина

    Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

    Методы обучения: игровой, проблемно-поисковый.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент 

    1. Повторение изученного материала в дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» и получение новых знаний по дисциплине.

    Сегодня нам предстоит путешествие в страну профессий. Каждая профессия  хороша по-своему. А знаете ли, что в мире существует около 40000 профессий. А мы познакомимся с профессией юрист во время нашего путешествия.

    Давайте уточним понятия: профессия, специальность, должность.

    Профессия – это основной род занятий, дело, которому  человек научен заниматься. (Например, врач, учитель)

    Специальность – это дело, которым человек конкретно занимается в рамках своей профессии. (Врач-терапевт, врач-хирург, учитель истории, учитель начальных классов и т.д.)

    Должность - это служебное место, связанное с исполнением определенных обязанностей.

    Задание:

    Распределите профессии, должности и специальности по колонкам таблицы

    Профессия

    Должность

    Специальность

         
         
         
         
         

    *главный бухгалтер, кассир, бухгалтер;

    *старший инженер, инженер, инженер-системотехник;

    *учитель, учитель начальных классов, завуч;

    *продавец, заведующий магазином, продавец продовольственных товаров;

    *лесник, главный лесничий, директор лесхоза.

    Ответы

    Профессия

    Должность

    Специальность

    бухгалтер

    главный бухгалтер

    кассир

    инженер

    старший инженер

    инженер-системотехник

    учитель

    завуч

    учитель начальных классов

    продавец

    заведующий магазином

    продавец продовольственных товаров

    лесник

    директор лесхоза

    главный лесничий

           Более подробно рассмотрим кто же такой юрист? Какое образование ему необходимо? Карьерный рост юриста. Размер оплаты труда.

    Юрист (от лат. jus — право) (нем. Jurist, англ. Jurist) — специалист по правоведению, юридическим наукам, практический деятель в области права.

    Сейчас понятие «юрист» объединяет всех людей, занимающихся разнородной профессиональной юридической деятельностью — судей, следователей, прокуроров, нотариусов, юрисконсультов, адвокатов.

    Этот род деятельности почитается одним из древнейших занятий человека. К первым юристам-профессионалам можно отнести членов Коллегии понтификов Древнего Рима.

    Жизнь современного общества регламентирована огромным количеством законов, постановлений, правил и т. п. Принимая решения о том, допустимо ли то или иное действие, или как грамотно разрешить возникшую конфликтную ситуацию (будь то отказ работников магазина вернуть деньги за некачественный товар, раздел имущества между супругами при разводе, угроза увольнения с работы или еще что-нибудь подобное), прежде всего нужно ориентироваться как раз на законы, имеющиеся по соответствующим поводам.

    Именно этим цивилизованное общество отличается от живущего по обычаям дикарей, где правым считается тот, кто сильнее (или кто богаче).

    Юрист помогает отдельным людям и организациям, опираясь на действующие законы, определить оптимальную стратегию поведения в той или иной ситуации, а при необходимости составить заявление в суд и другие компетентные органы, просьбу об обжаловании официального решения и т. п.

    Образование: Профессия подразумевает наличие высшего юридического образования. Юристу требуется прекрасное знание действующего законодательства, специфики делопроизводства в различных органах власти. Он должен знать Конституцию РФ, действующее законодательства, гражданское, трудовое, уголовное, финансовое, административное право, методы криминалистики, психологию, логику, основы экономики, организации труда, производства и управления.

    Место работы и карьера: Правоохранительные органы, юридические консультации и т.д. Перспективы для карьерного роста средние. По мере накопления успешного опыта работы возрастают возможности для трудоустройства в крупные престижные фирмы, а также для привлечения частных клиентов. Возможен рост по административной линии (например, можно стать главным юристом на крупном предприятии), переход к другим юридическим специальностям (так, опыт работы юрисконсультом позволяет претендовать на должность судьи), поступление на государственную службу.

    Создание успешного бизнеса в сфере оказания юридических услуг в настоящее время довольно сложно (в связи с перенасыщенностью этого рынка), однако прекрасное знание законодательства послужит хорошим подспорьем при управлении любым бизнесом.

    Где и как зарабатывают российские юристы.   В России сегодня, по меньшей мере, 1,5 млн. человек имеет на руках диплом о высшем юридическом образовании. Из них профессионально востребованы примерно 52% правоведов, остальные находят себя в менеджменте, торговле и сфере услуг.

    Каждая профессия требует определённые качества, которыми должен обладать человек данной профессии.

    2. Студенты заполняют таблицу, по предложенным к пояснениям словам. Необходимо назвать 2 профессии, чьи профессиональные качества указаны в таблице.

    «Кто это?»

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

    ?

     

    ?

     

    Честность

    Терпение

    Порядочность

    Собранность

    Эрудированность

    Информированность

    Знание законов

    Коммуникабельность

    Непредвзятость

    Точность

    Информированность

    Образованность

    Тактичность

    Находчивость

    Ответственность

    Тактичность

    Собранность

    Интуиция

    Коммуникабельность

    Ответственность

    Интуиция

    Порядочность

      

    Умение оперировать цифрами, информацией

    Ответ ЮРИСТ

    Ответ ЭКОНОМИСТ

    3 Задание: Студенты заранее подготовили презентации на тему «История возникновения профессии юрист» и «Назначение юриста». Просмотр презентаций и выполнения задания.

    Прочитав представленный текст о личностных качествах юриста, необходимо выделить главное и оформить схематично.

    Далее рассмотрим с вами личностные качества: Его работа требует аналитических способностей, внимательности и хорошей памяти, умения быстро разыскивать необходимую информацию. Ведь, рассматривая каждую конкретную ситуацию, ему нужно не просто выразить свое мнение по ее поводу, а дать предельно точное юридически грамотное разъяснение со ссылкой на конкретные параграфы действующих законов и подзаконных актов.

    Кроме того, желательно наличие коммуникативных способностей и эмоциональной устойчивости, ведь клиенты зачастую находятся в стрессе и склонны необоснованно предъявлять свои претензии юрисконсульту, когда закон оказывается не на их стороне.

    Профессия юриста связана с разрешением конфликтов, все несправедливости жизни приходится переживать ежедневно.

    4. На проекторе студенты смотрят презентацию.

    Я расскажу об основных типах профессиональ­ной деятельности человека. Во многих странах пытались и пыта­ются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова.

    Его клас­сификация делит все профессии на 5 основных типов:

    1. Человек - природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и про­цессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, зоолог, зоо­техник, пчеловод, гидролог, овощевод, лесник, пекарь, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда: животные и растения, почва и воздушная среда - природа. 

    Человек - техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтеры, слесари, токари, часовщики и представи­тели других профессий, использующие технические устройства. 

    Человек - человек. Тут для специалиста предметом тру­да является другой человек, а характерной чертой деятельности - не­обходимость воздействия на других людей. К этому типу профессии относятся учитель, врач, журналист, следователь, адвокат, библиоте­карь, экскурсовод, переводчик, продавец. 

    Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, ученые, операторы ЭВМ, инженеры, кассиры, фар­мацевты, люди, работающие в лабораториях, научных центрах. 

    Человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант (артисты, архитекторы, дирижеры, искусствоведы, кинорежиссеры, композиторы и др.)

      Преподаватель делает необходимо пояснения к презентации.

      В основу классификации легли признаки предмета или объекта , с которым взаимодействует человек.

      Объектом группы профессии

      Чел-чел: люди, группы, коллективы

      Чел-знак : цифры , шифры, коды, таблицы

      Чел-худ.образ: худож.образ, их роли, элементы.

      Чел-природа: живые организмы, растения, животные, биологич. процессы.

      Человек-техника: технич.аппараты, установки, машины.

      5. Работа в группах. Распределить профессии в 5 групп: слесарь, агроном, ювелир, инженер, садовод, учитель, программист, продавец, ветеринар, музыкант, шофер, лесник, юрист, токарь, экономист, статист, финансист, фотограф, художник, писатель, артист, зоотехник, тракторист, врач.

      ОТВЕТЫ

      Человек - знаковая система

      1.Программист

      2.Экономист

      3.Статистик

      4.финансист

      Человек-художественный образ

      1.Ювелир

      2.Фотограф

      3.Музыкант

      4.Художник

      5.Писатель

      6.Артист

      Человек-природа

      1.Агроном

      2.Зоотехник

      3.Ветеринар

      4.Садовод

      5.Лесник

      Человек-техника

      1.токарь

      2.слесарь

      3.инженер

      4.шофер

      5.Тракторист

      Человек-человек

      1.продавец

      2. врач

      3. учитель

      4. юрист

      6. Викторина «Калейдоскоп профессий». Студенты отвечают на поставленные вопросы.

      - Он наделен правом проводить проверки соблюдения законности во всех учреждениях, предприятиях и организациях, участвовать в суде при рассмотрении уголовных и гражданских дел, в необходимых случаях проводить расследование по уголовным делам. Однако   не вправе санкционировать аресты, обыски, утверждать обвинительные заключения, вносить протесты и представления. (Помощник прокурора)

      - Участвует в  составлении законов, толкует их, разъясняет,  реализует свои знания и способности как в государственных, так и  негосударственных структурах. (Юрист-правовед)

      -   Он знает, что у мужчины  длина шага 65-90 см, у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит человек бежал. (Криминалист)

      - Его основная задача – обеспечение общественного порядка на обслуживаемой территории, предупреждение и пресечение  преступлений и других правонарушений. Но это, если говорить кратко. А если расшифровать и конкретизировать, то в его обязанности войдут практически все функции полиции. (Участковый инспектор)

      - Обладает всей полнотой судебной власти, вершит суд, отслеживает исполнение законов.  Имеет законодательно закрепленную независимость, неприкосновенность и несменяемость. Подчиняется Федеральным законам и Конституции. Ему запрещается вести предпринимательскую деятельность, принадлежать к политическим движениям и партиям, избираться в депутаты. Судья

      - Осуществляет юридическую защиту интересов граждан в суде и других органах власти. Он обязан следовать принципу независимости, подчиняясь только законодательству страны, которую он представляет. Поэтому ему запрещено находиться на какой-либо государственной или коммерческой службе, формирующей предвзятое отношение в ведении дел (исключение – преподавательская, творческая или научная деятельность). Адвокат.

      - Осуществляет помощь в правовых вопросах в международной и дипломатической деятельности. Обязан знать, помимо российского, международное право, владеть несколькими иностранными языками. Юрист-международник.

      - Сотрудник государственной или коммерческой организации. Обеспечивает правовую помощь во всех внутренних вопросах, а также отслеживает соответствие законодательству деятельность самой организации, участвует в составлении договоров, работа с претензиями. Юрисконсульт.

      - Обладает законодательно закрепленными за ним полномочиями по совершению следующих действий : свидетельствование подлинности документов, копий, оформление наследства, дарственных и прочее. Может состоять на государственной службе или иметь частную практику. Его деятельность регулируется лицензией. Нотариус.

      - Осуществляет контроль за порядком на дорогах, за соблюдением правил дорожного движения. (Инспектор ГИБДД)

      7. Сейчас я вам предлагаю вспомнить телепередачу 100 вопросов взрослому и самим задать вопросы.

      100 вопросов взрослому

      Какие черты характера важны для юристов?

      Профессия юрист: плюсы и минусы?

      Место работы?

      Оплата труда юриста?

      Юрист: работа и карьера?

      Что определило Ваш выбор юридической специальности?

      Какие трудности Вы испытывали, обучаясь в институте?

      Что могли бы посоветовать нынешним выпускникам, мечтающим о профессии юриста?

      Человек, владеющий тонкостями правовой организации и прекрасным знанием законов, необходим во всех сферах общественной жизни, экономике и политике?

        Итак, мы сегодня познакомились с юридическими профессиями. Я надеюсь, что вы поняли, что юрист должен быть классным специалистом, должен овладеть не только определенным объемом теоретических юридических знаний, сформировать у себя высокий уровень правового сознания, правовой культуры, но и должен сформировать у себя целый комплекс практических умений, стойких профессиональных навыков, позволяющих ему быстро и безошибочно выполнять функции юриста любого профиля деятельности.

        Заканчивая разговор о юристах, нельзя не сказать, что юридическое образование позволяет добиваться успеха не только на чисто юридической стезе. Если вас прельщает, например, политическая деятельность, то посмотрите, как растет число юристов среди наших парламентариев, заметьте, что юридическое образование имеет нынешний Президент России и премьер министр.

        8. Завершающий этап. Преподаватель выставляет студентам оценки за работу на уроке. И задает домашнее задание: Подготовка материалов для оформления презентации «Родственные профессии юриста»

        Использованная литература:

        1.Дидактический материал по курсу “Твоя профессиональная карьера” Кн. для учителя /И.П. Арефьев и др. Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: 2013г.

        2.Жижова О. Перспектива успеха. Тренинговое занятие из элективного курса “Путь в профессию, или В поисках призвания”. //Школьный психолог, № 17. 2012.- С. 6-9.

        3.Кабина И., Радзик И. Я в мире профессий. Тренинг для подростков. /Школьный психолог, № 48. 2013. – С.8-9.

        4. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки (Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов) -  М:  2016г.

        5. Н.И.Дереклеева и др.«Справочник классного руководителя».-М.:ВАКО. – 2015.

        6.Мартынова А.В. «Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации»- ЛОИРО, 2014

        7.  Классные часы.9 -11 классы. Составитель А.В.Давыдова М.:ВАКО. – 2014.

        8.Бендюков М. А. «Ступени карьеры: азбука профориентации» - Санкт-Петербург: Речь, 20169. Шорыгина Т.А. “Профессии. Какие они?”. Москва 2014г.  

        xn--j1ahfl.xn--p1ai


        Смотрите также