Политическая экономия - Малахова В.В. Толкования предмета политической экономии различными экономистами


Предмет политической экономии

ТОП 10:

Политическая экономия - одна из общественных наук, т.е. она при­звана изучать общественную жизнь людей, объектом ее изучения является общество.[1] Известно, однако, что изучением общества занимается не толь­ко политическая экономия, но и многие другие науки (например, история, социология, психология, демография, правоведение, этика, эстетика и др.). Следовательно, для того чтобы установить место политической экономии в системе общественных наук, необходимо четко определить предмет ее ис­следования, который специфичен и формируется в соответствии с объек­том познания.[2] Это означает, что следует указать на такие аспекты общест­венной деятельности людей, анализ которых, с одной стороны, есть необ­ходимое условие полноценного исследования общества, а с другой - пре­рогатива именно политической экономии.

Общественная жизнь весьма сложна и многогранна. Люди занима­ются наукой, политикой, музыкой, поэзией, спортом и многими другими видами нужной обществу деятельности. И все же при всем чрезвычайном многообразии видов человеческой деятельности есть один, наиболее важ­ный, имеющий непреходящее значение для общества вид деятельности -это деятельность по производству материальных благ. С нее начинается история человечества, ею она движется, определяя возможности и степень прогресса во всех других областях общественной жизни.

По мере развития общества накапливались знания о путях повыше­ния эффективности хозяйственной деятельности людей, связанных с соз­данием материальных благ. Постепенно формировались теоретические представления о рациональных способах организации и ведения хозяйства. В период становления капитализма возникла самостоятельная экономиче­ская наука - политическая экономия.

В процессе сложного и противоречивого развития политической экономии изменялся и предмет ее научного исследования. Первым шагом на пути предметного обособления политической экономии стало понима­ние ее как науки о богатстве. В зависимости от трактовки природы богатства, источников его создания и способов распределения в качестве пред­мета политической экономии рассматривалась какая-нибудь одна (или не­сколько) сфера экономической жизни общества. Так, меркантилисты объя­вили предметом политической экономии обращение, физиократы - сель­скохозяйственное производство, А. Смит - сферу материального произ­водства в целом, Д. Рикардо - распределение, С. Сисмонди - потребление, Ж. -Б. Сэй - распределение, производство, потребление, Дж. Ст. Милль - производство, распределение, обмен.

В дальнейшем было предложено определение политической эконо­мии как науки о народном хозяйстве. Этой точки зрения придерживались немецкие экономисты Ф. Лист, Б. Гильдебранд, К. Книс, В. Рошер и К. Бюхер. Они считали, что политическая экономия должна заниматься ис­следованием хозяйственного развития общества с учётом его конкретно-исторической реальности, национальных особенностей, складывающихся под влиянием политических, правовых, этических и других факторов.

Несмотря на широкое распространение, предложенные определения политической экономии содержали в себе весьма существенные недостат­ки. Главный из них состоял в том, что политическая экономия рассматри­валась либо как некая универсальная экономическая наука, пригодная для всех времен и народов, либо как экономическая теория, призванная изу­чать особенности национального хозяйства. Но и в том, и в другом случае всячески затушевывался социальный характер этой науки.

Совершенно иное определение предмета политической экономии было дано К. Марксом. Исходя из историко-материалистической концеп­ции К. Маркс установил, что в основе исторического процесса лежит раз­витие материального производства, определяющего в конечном итоге со­циальную структуру общества, взаимоотношения классов, их идеи и поли­тические учреждения.

Подобный подход позволил выделить из всей совокупности общест­венных отношений производственные, экономические отношения как ос­новные, определяющие все остальные общественные отношения, все ос­тальные области общественной жизни. Он вскрыл общественную природу этих отношений и показал, что люди не могут производить вне общества, что в силу общественного характера производства люди вынуждены, хотят они этого или не хотят, вступать в определенные экономические отноше­ния, соответствующие достигнутой ступени производительных сил.

К. Маркс впервые в истории экономической науки провел четкое разграничение материально-вещественного содержания производства и его общественной формы, т.е. производительных сил и производственных отношений.[3] Раскрывая структуру производственных отношений как сложной, целостной системы, он установил, что определяющую роль по отношению к распределению, обмену и потреблению играет производство материальных благ. В связи с этим в качестве предмета политической экономии К. Маркс рассматривал совокупность производственных отноше­ний, находящихся в определенной зависимости от уровня развития произ­водительных сил. Это, как писал Ф. Энгельс, «наука об условиях и формах, при которых происходят производство и обмен в различных человеческих обществах и при которых, соответственно этому, в каждом данном обще­стве совершается распределение продуктов».[4] Разъясняя суть этого вопро­са, В. И. Ленин подчеркивал: «Ее предмет вовсе не «производство матери­альных ценностей», как часто говорят (это - предмет технологии), а обще­ственные отношения людей по производству».[5] И в другом месте: «Поли­тическая экономия занимается вовсе не «производством», а общественны­ми отношениями людей по производству, общественным строем производ­ства».[6]

Марксизм рассматривает производственные отношения как форму выражения и развития производительных сил. Эти отношения характери­зуются двояко. С одной стороны, как классовые отношения. Соответствен­но анализируются и субъекты отношений. Отсюда проистекает классовый, партийный характер политической экономии как науки в ее марксистском понимании: невозможна политико-экономическая концепция, находящаяся вне интересов классов, социальных групп. С другой стороны, как истори­чески развивающиеся отношения. В этой связи различается политическая экономия в узком и широком смысле слова. В первом случае имеется в ви­ду наука о капиталистических производственных отношениях (в таком ви­де она первоначально возникла). Во втором - наука о производственных отношениях, присущих различным исторически сменяющим друг Друга способам производства. Имея в виду этот случай, Ф. Энгельс писал, что «политическая экономия, в самом широком смысле, есть наука о законах, управляющих производством и обменом материальных жизненных благ в человеческом обществе»[7]; и далее, что она «не может быть поэтому одной и той же для всех стран и всех исторических эпох... политическая эконо­мия по своему существу - историческая наука. Она имеет дело с историче­ским, т.е. постоянно изменяющимся материалом...».[8]

Такова вкратце суть марксистской концепции политической эконо­мии. Ее основные положения не укладывались в логику поступательного развития мировой экономической мысли и вступили с ней в противоречие. Поэтому, начиная с последней трети XIX века, они были подвергнуты энергичной критике. В противоположность марксистскому пониманию по­литической экономии ряд экономистов стали трактовать ее как науку о ра­циональном поведении человека в рыночной экономике. Данная трактовка предмета политической экономии, берущая свое начало от первых представителей маржинализма (К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер, У. Дже-вонс, Л. Вальрас), повлекла за собой и изменение названия этой науки.

В 1902 году видный английский экономист А. Маршалл впервые на­чал читать в Кембриджском университете курс «экономике», который позднее стал изучаться во многих западных странах в качестве учебной дисциплины. Определяя предмет «экономике», А Маршалл писал: «Эко­номическая наука занимается изучением того, как люди существуют, раз­виваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследования являются главным образом те побудительные мотивы, ко­торые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни».[9] Впоследствии эта точка зре­ния нашла широкую поддержку в работах зарубежных ученых. Так, по мнению Б. Селигмена, «экономике представляет собой один из способов рассмотрения всего комплекса социального поведения. В этом смысле она является частью обшей теории социальных систем и имеет своей задачей как изучение чисто экономических процессов, так и вытекающих из этих процессов форм поведения».[10] Согласно К. Макконнеллу и С. Брю, «эконо­мике - это исследование поведения людей в процессе производства, рас­пределения и потребления материальных благ и услуг».[11]

Вместе с тем ряд зарубежных экономистов считают, что эти опреде­ления все же слишком абстрактны, а потому нуждаются в уточнении и конкретизации. Так, П. Самуэльсон - автор одного из популярных учебни­ков — приводит в этой связи ряд определений экономической теории, имеющихся в современной литературе: это и «наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми», и «наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ре­сурсов», и «наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, об извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств», и «наука о том, как человечество справляется со своими задачами в облас­ти потребления и производства», и, наконец, «наука о богатстве». Правда, и «этот перечень, который достаточно велик сам по себе», автор считает далеко не полным: «проведя час в соответствующем отделе хорошей биб­лиотеки, грамотный человек сможет во много раз удлинить его». В конце концов, П. Самуэльсон приходит к выводу: «никакое определение предме­та экономической теории не может быть точным, да в этом, по сути, и нет необходимости».[12] Тем не менее, автор, о котором идет речь, все же отдает предпочтение такому определению: «экономика есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и бу­дущем между различными людьми и группами общества».[13]

Здесь фигурирует принцип редкости ресурсов, который является од­ним из основополагающих в «экономике». Исходя из него, К. Макконнелл и С. Брю пишут, что «экономике исследует проблемы эффективного ис­пользования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с цепью достижения максимального удовлетворения материальных по­требностей человека».[14]

Такое понимание предмета «экономике» (в той или иной вариации) получило широкое признание в зарубежной экономической литературе и может считаться общепризнанным. Логика данного определения проста: в основе функционирования и развития экономики лежат два фундамен­тальных факта общественной жизни. Первый - материальные потребности людей безграничны и неутолимы. Второй - экономические ресурсы, необ­ходимые для производства товаров и услуг, ограничены и редки. Поэтому любое общество для удовлетворения своих многообразных потребностей должно тем или иным путем решить пять фундаментальных проблем: 1. Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит потребности людей? 2. Сколько следует производить, в ка­ком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или ис­пользовать в производственном процессе? 3. Как эту продукцию следует производить, как должно быть организовано производство, кто его должен осуществлять, какие ресурсы, и какую технологию необходимо при этом использовать? 4. Кто должен получать произведенную продукцию, для ко­го она предназначается и как должна распределяться? 5. Каким образом экономическая система способна адаптироваться к изменившимся услови­ям? Может ли она трансформироваться и добиться нужной корректировки в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и в технологии производства?

Таким образом, центральная проблема этой науки - исследование путей эффективного (максимально выгодного) использования ограничен­ных экономических ресурсов. Она имеет ключевое значение для рыночной экономики - системы организации общественного хозяйства, основанной на товарно-денежных отношениях. Рыночные отношения и изучаются в курсе «экономике» главным образом.

Обычно в нем выделяют два больших раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика имеет дело с деятельностью отдель­ных хозяйствующих субъектов. К их числу относятся потребители, фирмы Домохозяйства. Она анализирует поведение данных субъектов при приня­тии ими хозяйственных решений, выясняет, как устанавливаются цены на произведенную продукцию, какова динамика их движения. Кроме того, «изучая деятельность определенных фирм потребителей, микроэкономика.

вскрывает, как функционируют и развиваются отрасли промышленности и рынка, каким образом на их деятельность влияют политика правительства и экономические условия в других странах».[15]

В отличие от микроэкономики макроэкономикаизучает либо эко­номику в целом как единую хозяйственную систему, либо ее основные подразделения - частный сектор, домохозяйства, государственный сектор, рассматривая их в агрегированном (обобщенном) виде. Она исследует об­щие экономические показатели, такие, как валовой национальный продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, обще­ственная производительность труда, инвестиции, сбережения, накопление, процент, занятость, инфляция и т.д.

Разграничение двух разделов «экономике» не является абсолютным, так как границы между этими разделами в последние годы все больше и больше размываются. Причина, по мнению зарубежных экономистов, в том, что плодотворное изучение микроэкономики предполагает знание макроэкономических проблем, в частности, проблемы совокупных рынков и механизма их действия. В свою очередь изучение макроэкономики не­возможно без знания микроэкономических проблем, поскольку для того, чтобы понять, как действуют совокупные рынки, нужно сначала выяснить поведение отдельных потребителей, домохозяйств и фирм, участвующих в функционировании этих рынков. Иначе говоря, предмет «экономике» не имеет жесткого разделения на две части, поэтому «специалисты по макро­экономике все чаще занимаются микроэкономическими обоснованиями, а сама макроэкономика на самом деле является продолжением микроэконо­мического анализа».[16]

«Экономикс» трактуется, в противоположность марксистской поли­тической экономии, как наука внеклассовая, беспартийная. Ее задача, счи­тает, в частности, П. Самуэльсон, состоит в том, чтобы описать, проанали­зировать и объяснить многообразные экономические явления в системе соответствующих понятий и выработать практические рекомендации для экономической политики. Вместе с тем он признает, что экономическая теория не может полностью отвлечься от социальных проблем, ибо всякая хозяйственная деятельность протекает в обществе, где каждый человек преследует свои конкретные цели, имеет присущие ему убеждения и пред­рассудки, которые являются не чем иным, как выражением определенных экономических интересов. Следовательно, экономическая теория, по при­знанию этого автора, не может не затрагивать социально-экономические аспекты общественной жизни.

В этой связи возникает вопрос: как соотносится политическая эко­номия и «экономике»? В российской экономической литературе можно обнаружить разные подходы к его трактовке. Одни авторы дают двоякое толкование данного вопроса: в узком и широком смысле слова. В первом случае политическая экономия отождествляется с «экономике» и опреде­ляется как наука, изучающая «принципы выбора путей использования ог­раниченных ресурсов, имеющих альтернативные возможности примене­ния, в условиях разделения труда и рыночного хозяйства, основанного на разных формах собственности — частной (индивидуальной), акционерной, государственно-общественной, кооперативной или смешанной. В этой своей части политэкономия...есть не что иное, как теория оптимального функционирования рациональной системы хозяйствования, теория эконо­мической эффективности, включающая в себя рационалистические теории потребления, производства, распределения и обмена».[17] Во втором - пред­мет политической экономии шире, чем предмет «экономике», поскольку политэкономия «изучает также историческую эволюцию системы рацио­нального хозяйствования, источники и движущие силы роста националь­ного богатства и благосостояния отдельных групп общества в том их аспекте, который имеет экономическую природу, т.е. связан с товарно-денежными отношениями».[18]

Итак, авторы акцентируют внимание на различии между функцио­нальным и историческим анализом. При этом, с одной стороны, предмет политической экономии отождествляется с предметом «экономике», а с другой - они разграничиваются. Предмет политической экономии сводит­ся к изучению только рыночных явлений и процессов. При подобной трак­товке в первом случае происходит сужение предмета политической эконо­мии, а во втором - его объединение.

Другой подход к решению данной проблемы связан с выделением двух подсистем экономических отношений: социально-экономических и организационно-экономических. В связи с этим утверждается, что если первые являются предметом изучения марксистской политической эконо­мии, то вторые - предметом «экономике». Оба подхода рассматриваются как односторонние, поскольку в реальной истории человечества обнару­живается как наличие качественно различных социально-экономических систем, так и безусловная общность многих элементов организации хозяй­ственной жизни во все времена. Поэтому предметом экономической тео­рии «являются экономические отношения в двух видах - организационно-экономические и социально-экономические, которые находятся в нераз­рывном единстве и взаимодействии».[19]

Идея необходимости выделения двух подсистем экономических от­ношений весьма плодотворна, поскольку она позволяет выделить качест­венные грани в экономическом анализе. Но целесообразно ли их механи­чески объединять и провозглашать предметом изучения одной науки, не принимая во внимание ее специфику? Ведь в таком случае, вольно или невольно, происходит отождествление предмета политэкономии с предметом «экономике», что очевидно, неверно.

Есть и такая трактовка, согласно которой термины «политическая экономия», «общая экономическая теория» являются названиями одной и той же постоянно развивающейся науки. В связи с этим общая экономиче­ская теория характеризуется как универсальная наука о проблемах выбора ограниченных ресурсов и экономического поведения человека. Вместе с тем подчеркивается, что «характеристика предмета общей экономической тео­рии как изучение поведения людей, их групп не означает отказ от исследо­вания производственных отношений. Это те же производственные отно­шения, где акцент делается не на объект отношений (средства производст­ва, предметы потребления), а на субъекты этих отношений - человека».[20]

В рассматриваемой концепции прямо утверждается, что политиче­ская экономия и «экономике» - это одна и та же наука, изучающая эконо­мическую жизнь отдельных людей, групп и общества в целом. В ней инте­ресной представляется попытка синтезировать позитивные элементы тра­диционной (главным образом марксистской) теории политэкономии и «Экономикс» в единую общую экономическую теорию. Однако остается неясным, на основе какой методологии может быть достигнут этот пози­тивный синтез, ведущий к становлению некой универсальной экономиче­ской науки (заметим, подобные попытки неоднократно предпринимались и в прошлом, но, к сожалению, они оказались безуспешными).

Вместе с тем нельзя не видеть и другое: столь поспешное стремление во что бы то ни стало упразднить политическую экономию, заменить ее экономической теорией не решает проблемы по существу. Как и прежде, остается и существует неотложная потребность в такой экономической науке, которая давала бы целостное представление об экономической жиз­ни общества. Однако название «экономическая теория» не совсем удачно Дело в том, что в экономической науке имеются десятки разных теорий, поэтому называть целую науку экономической теорией, по меньшей мере, некорректно. Научный статус политической экономии (как свидетельству­ет история ее развития), собственно, и определяется тем, что она дает це­лостное представление об условиях и формах экономической деятельности людей Особенность ее методологического подхода состоит в том, чтобы рассматривать условия и формы этой деятельности с точки зрения: а) при­чин возникновения, б) всесторонней взаимосвязи, в) законов развития, г) условий отмирания. Отсюда проистекает специфика предмета политиче­ской экономии - она изучает законы, управляющие производством, рас­пределением, обменом и потреблением материальных благ на различных ступенях развития общества Социально-экономический аспект здесь явля­ется доминирующим, сквозь призму которого исследуются и присущие данному обществу формы организации хозяйственной жизни.

Таким образом, политическая экономия изучает качественное свое­образие, структуру и особенности разных типов экономических систем, их закономерную смену в процессе исторического развития. Она призвана и стремится дать многомерное видение сущности этого процесса, внести ве­сомый вклад в решение задачи разработки общей теории экономического развития.

 



infopedia.su

2. Функции политической экономии

Политическая экономия как составная часть общественных наук иг­рает исключительно важную роль в общественном прогрессе, выполняет целый комплекс присущих ей функций. Первая функция политической экономии - познавательная - заключается в изучении экономических процессов и явлений, выявлении их сущности, открытии и исследовании экономических законов. Выдающийся немецкий ученый Г. Гегель назвал политическую экономию наукой, которая «делает честь мысли, потому что она, имея перед собой массу случайностей, отыскивает их законы Инте­ресно видеть, как все взаимозависимости оказывают здесь обратное дейст­вие, как особенные сферы группируются, влияют на другие сферы и испы­тывают от них содействие себе или помеху. Эта взаимная связь, в сущест­вование которой сначала не верится...замечательна главным образом тем, -и сходна в этом с планетарной системой, - что она всегда являет глазу лишь неправильные движения, и все же можно познать ее законы».21 Имен­но открытие и исследование экономических законов поднимает экономи­ческое знание до уровня подлинной науки и служит важнейшим выражением познавательной функции политической экономии.

Понятие экономического закона по-разному трактуется в современ­ной экономической литературе; здесь можно выделить два основных под­хода. Один из них традиционно связывают с учением К. Маркса. Согласно марксистскому подходу, задача каждой науки состоит не просто в описа­нии и систематизации фактов реальной действительности, а в познании их сущности, внутренних, необходимых связей, которые не лежат на поверх­ности явлений. Сущность вещей и формы ее проявления непосредственно не совпадают «Если бы форма проявления и сущность вещей непосредст­венно совпадали, - отмечал К. Маркс, - то всякая наука была бы излиш­ня...».22

Ее задача как раз и заключается в том, чтобы за внешними явления­ми обнаружить их сущность, внутренние, необходимые связи и показать, каким образом они обнаруживают себя на поверхности этих явлений Эта внутренняя, необходимая связь, существующая между явлениями внешне­го мира и называется законом.

Экономические законы, будучи законами жизни общества, едины с законами природы в том, что они объективны, т.е. не зависят от воли, соз­нания людей. Общность между теми и другими законами вполне объяснима: человек и созданное им общество - часть природы, высший продукт ее развития. Только во взаимодействии с природой люди могут существовать.

Констатируя все это, надо, однако, постоянно учитывать, что речь идет о весьма специфической части природы, имеющей собственные зако­номерности жизни и развития социальных существ. Поэтому законы при­роды и законы общества не только обладают единством, но и очень суще­ственно отличаются друг от друга. Главное отличие в том, что экономиче­ские законы проявляются через сознательную, целесообразную деятель­ность людей и непосредственно затрагивают присущие им экономические интересы, тогда как законы природы действуют стихийно, спонтанно и, как правило, таких интересов не затрагивают. Другая особенность эконо­мических законов состоит в том, что они, в отличие от законов природы, недолговечны, изменчивы. Так, например, закон всемирного тяготения столь же вечен, как и сама природа, в то время как большинство экономи­ческих законов действует лишь в течение определенного исторического периода, а затем уступает место новым законам. Следовательно, экономи­ческие законы являются не вечными законами, а законами историческими, преходящими. Каждому способу производства присуща своя система эко­номических законов. Чаще всего в основу классификации законов (здесь могут применяться различные критерии) берется исторический принцип, т.е. характер их действия по охвату этапов истории человечества. С этой точки зрения обычно выделяют три группы экономических законов: об­щие, т. е. действующие при всех способах производства; особые - свойст­венные лишь некоторым способам производства; специфические — прису­щие лишь одному способу производства.

Как уже говорилось, помимо марксистского, есть и иной подход к пониманию экономических законов. Он проводится в курсе «экономике» и ориентируется на то, чтобы описать, объяснить, обобщить исследуемые факты, под которыми подразумеваются данные о реальном поведении ин­дивидов и институтов в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Факты эти, разумеется, постоянно изменяют­ся, в силу чего не могут не измениться теории и принципы. «История эко­номических идей, - пишут К. Макконнелл и С. Брю,- изобилует некогда верными обобщениями экономического поведения, которые устаревали с изменением хода событий».23

Понятия «принципы» и «теории» отождествляются с понятиями «за­коны» и «модели» (все эти термины, по существу, означают одно и то же, а именно, обобщение или констатацию закономерностей в экономическом поведении индивидов и институтов).24 При этом предпочтение отдается все же понятию «модель», так как понятие «экономический закон» считается могущим ввести в заблуждение, ибо оно предполагает высокую степень точности, всеобщности применения и даже нравственной справедливости. То же (хотя и в несколько меньшей степени) относится и к понятию «теория» которое ассоциируется с бесплодными умствованиями и фантастическими представлениями кабинетных ученых, оторванных от фактов и реальностей внешнего мира. Потому и предпочтительно понятие «модель», сто «это упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение того, каково действительное поведение соответствующих статистических данных».25

Трактовка экономических законов как законов поведения субъектов хозяйственной деятельности не нова. Ее выдвигал еще в свое время А. Маршалл.26 Нетрудно убедиться, что в рассматриваемом подходе объек­тивный характер экономических законов отрицается, и они трактуются с субъективных позиций. Такой подход всецело согласуется с предметом «экономике», изучающей главным образом субъективные моменты, моти­вы поведения, стимулы действий хозяйствующих индивидов и институтов. Политическая экономия имеет дело с экономическими отношениями, ко­торые складываются в процессе этой деятельности и которые, будучи формой выражения и развития производительных сил, при данных кон­кретно - исторических условиях реально совершающегося процесса обще­ственного производства и воспроизводства не зависят от воли и сознания людей. Иначе говоря, политическая экономия исследует объективные ус­ловия и формы социально - экономической деятельности. Именно изуче­ние этой стороны экономической реальности позволило выявить экономи­ческие законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ на различных ступенях развития челове­ческого общества.

С познавательной функцией политической экономии тесно связана и другая ее функция - методологическая. Она определяется особым местом политической экономии в системе экономических наук. Дело в том, что условия и формы экономической деятельности изучаются различными на­учными дисциплинами Каждая из них имеет свой предмет исследования, определяемый, с одной стороны, спецификой этой деятельности, а с дру­гой - методами, целями и средствами познания В связи с этим можно вы­делить разные уровни экономического исследования, отличающиеся друг от друга степенью теоретического обобщения изучаемого объекта Верх­ний уровень составляют методологические, фундаментальные или обще­теоретические проблемы экономического исследования, являющиеся пре­рогативой политической экономии Проблемы среднего уровня входят в предмет исследования особых или функциональных наук (финансы, кре­дит, статистика, маркетинг и др.). Проблемы низшего уровня образуют предмет исследования специальных или отраслевых экономических наук (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика торговли, экономика связи и др.). Кроме того, важное значение имеют проблемы промежуточного уровня, являющиеся предметом изучения межных или «стыковых» экономических наук (экономическая история, экономическая география, экономическая социология, демография и др.).

Поскольку объект изучения у всех экономических наук один и тот же, то, естественно, все они тесно связаны между собой, взаимодействуют и образуют единую систему. Методологической основой этой системы, вокруг которой группируются другие экономические науки, является по-литическая экономия. Ее роль в качестве методологической основы по отношению к ним обусловлена тем, что решение фундаментальных, обще­теоретических проблем, касающихся условий и форм экономической дея­тельности в целом, всегда выступает средством познания тех или иных ас­пектов этой деятельности, т. е. как метод решения соответствующих эко­номических вопросов. Указанная закономерность обнаруживает себя и внутри самой политической экономии: разработка коренных теоретиче­ских проблем (например, собственности, цены, денег и т. д.) составляет опорный фундамент конкретного экономического анализа.

Таким образом, методологическая функция политической экономии обусловлена, с одной стороны, предметом этой науки, дающей целостное представление об экономической жизни общества, а с другой - ее методом, раскрывающим наиболее общие приемы и способы экономического иссле­дования. Успешное выполнение политической экономией своей методоло­гической функции невозможно без опоры на достижения конкретных эко­номических наук, накопленных знаний об общественно - производствен­ной деятельности людей в различных отраслях народного хозяйства. Ана­лизируя, обобщая и интегрируя эти знания, политическая экономия стре­мится обосновать пути их наиболее эффективного применения на практи­ке.

Тем самым политическая экономия выполняет свою третью функ­цию - практическую. Она обусловлена общей закономерностью, прису­щей любой науке, которая возникает и развивается из потребностей обще­ственной практики Теоретические знания являются результатом обобще­ния повседневного опыта практической деятельности людей. Именно на основе практики одновременно формируются знания и развивается по­требность в их дальнейшем прогрессе для последующей практической реа­лизации.

Следовательно, связь науки с практикой носит двойственный харак­тер. Прежде всего любая наука призвана изучать практику, т. е. анализи­ровать и обобщать результаты материально - предметного воздействия че­ловека на окружающий мир с целью его преобразования в интересах обще­ства, определенной социальной группы и отдельных людей. Однако она не может ограничиться простым изучением этого преобразования, его пас­сивным наблюдением и обобщением. Главный смысл развития науки - об; ратный выход на практику, т. е. целенаправленная помощь людям в реше­нии разнообразных практических задач, чтобы сделать их деятельность более успешной, более эффективной.

Сказанное в полной мере относится также и к экономическим нау­кам которые имеют дело с особым видом общественной практики - материально-производственной деятельностью во всем ее многообразии. По­скольку специфика этой деятельности может отображаться с позиций раз­ных уровней теоретического обобщения, то и выход на практику осущест­вляется экономическими науками в соответствии с данной методологиче­ской установкой. Так, прикладные (отраслевые и функциональные) эконо­мические науки имеют прямой непосредственный выход на практику, ко­торый позволяет им решать конкретные экономические проблемы, касаю­щиеся определенной сферы хозяйственной жизни общества.

Выход же политической экономии на практику носит опосредован­ный характер. Эта опосредованность обусловлена, с одной стороны, при­кладными экономическими науками, которые, опираясь на специальные приемы и способы познания (например, математическое моделирование, экономический эксперимент и т. п.), конкретизируют общетеоретические положения и анализируют особые и специфические закономерности, свой­ственные каждой данной стороне материально - производственной дея­тельности или определенной отрасли экономики; с другой - методом этой науки: в политике- экономическом анализе нельзя пользоваться ни микро­скопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции.

Политическая экономия путем подлинно научной абстракции, про­никающей в сущность явлений, должна возвыситься над практикой, с тем чтобы, познав глубинные экономические процессы, подойти затем к прак­тике, будучи вооруженной знанием закономерностей развития народного хозяйства. И чем точнее это знание отражает изменения, происходящие в условиях и формах хозяйственной деятельности, а следовательно, опере­жает возрастающие потребности практики, тем более значимыми стано­вятся теоретические положения политической экономии, тем эффективнее она выполняет практическую функцию.

Свое конкретное воплощение эта функция политической экономии получает в научном обосновании экономической политики - целенаправ­ленной системы мероприятий, осуществляемых государством в экономике, т. е. в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ. Здесь первостепенное значение приобретает выявление коренных принципов и методов наиболее эффективного управления социально- эко­номическими процессами, происходящими в обществе. Эти принципы и методы реализуются в экономической тактике и экономической стратегии, т. е. в определении путей решения текущих и перспективных вопросов, ка­сающихся экономического развития страны.

Отсюда неизбежно вытекает четвертая функция политической эко­номии - прогностическая. Научное предвидение перспектив экономиче­ского развития на обозримое будущее предполагает, с одной стороны, ана­лиз современного состояния экономики и скрытых причин тех или иных трудно решаемых на практике проблем; с другой стороны, открытие экономических законов и закономерных исторических тенденций развития общественного производства и особенностей их проявления в конкретных условиях данного времени. Такое исследование дает возможность заблаго­временно установить неизвестные ранее экономические противоречия, оп­ределить наиболее действенные формы их разрешения, своевременно при­нять меры для преодоления препятствий, стоящих на пути полной реали­зации экономической стратегии Именно выяснение экономических зако­нов, механизма их действия и практического применения, а также объек­тивных тенденций, внутренне присущих общественному производству и воспроизводству, создает теоретические предпосылки для научного про­гнозирования и определения путей наиболее эффективного развития эко­номики с точки зрения долгосрочной перспективы.

studfiles.net

Политическая экономия - Малахова В.В

Институт экономики и управления (г. Симферополь)

Кафедра экономической теории

Малахова В. В.

Политическая экономия

Учебно-методическоепособие для самостоятельного изучения дисциплины

г. Симферополь, 2003.

В пособии помещены учебные материалы, необходимые для самостоятельного изучения дисциплины «Политическая экономия».

Основными элементами пособия являются программная аннотация, краткий конспект лекций, вопросы для подготовки к семинарским занятиям, практические и тестовые задания для самопроверки знаний студентов, методические указания для подготовки рефератов и курсовых работ, критерии оценки знаний студентов, терминологический словарь, список литературы.

Малахова В. В. Политическая экономия: Учебно-методическоепособие. – Симферополь, 2003, 204 с.

Рецензенты:

Ефремов А. В., доктор экономических наук, профессор; Кондрашова Г. П., кандидат экономических наук, доцент.

Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Узунова В.

Н.

Научный редактор, кандидат экономических наук, доцент Маринина И. Д.

Предисловие

Суть экономических преобразований, проводимых в Украине, состоит в том, чтобы сделать каждого человека активным участником хозяйственной жизни общества. Высшая школа призвана формировать у молодого специалиста экономическое мышление на основе глубокого понимании явлений, процессов и отношений в экономической системе общества, а также способов и средств решения экономических проблем.

Главной задачей данного учебно-методическогопособия является оказание помощи студентам в изучении политической экономии.

Основная идея пособия - это комплексность обеспечения разделов курса, что позволяет сориентировать студентов в использовании предложенного материала во время аудиторной, индивидуальной и самостоятельной работы.

Перечень тем, представленных в пособии, и их содержание соответствуют действующей нормативной программе по дисциплине " Политическая экономия". Каждая тема курса имеет структуру, адекватную главным задачам пособия и представлена соответствующими блоками:

1. В программной аннотации очерчиваются общие границы темы и логическая последовательность изложения материала.

Задача программной аннотации - ориентация студентов в рамках предмета изучения.

2.Опорный конспект лекции кратко раскрывает содержание каждой из тем курса. В течение лекции студенты имея опорный конспект, могут, не отвлекаясь на запись лекции, сосредоточиться на понимании материала, или могут делать необходимые дополнительные пометки.

3.Постановка проблем семинарского занятия продолжает цикл изучения

темы:

-Вопросы для подготовки к семинарским занятиям;

-Термины и понятия, которые необходимо знать по теме;

-Темы рефератов.

4. Далее студентам предлагаются задания и вопросы, которые призваны активизировать их интерес к изучаемой теме.

Одна часть заданий сравнительно проста и выполняются почти всегда устно, а другая часть - требует серьезного размышления, а иногда объяснений преподавателя или коллективного обсуждения. Задания в большинстве выполняются письменно.

5. Рубрики, содержащие лаконичные описания портретов, цитаты, мнения и парадоксальные высказывания крупнейших экономистов, политиков и философов, заставляют всерьез задуматься о природе и значении экономических отношений для каждого человека.

Некоторые рубрики требуют особого подхода: умения поработать со справочной литературой, заглянуть в серьезные экономические труды,

поспорить с авторитетами, даже с теми, чье мнение считается, усвоить новые слова и понятия, а порой и проверить свои знания.

В их числе: Rep.!- повторите;

Загляни в словарь! - вам придется поработать со справочной литературой, выписать значения терминов, экономических понятий, научиться классифицировать их и применять на практике.

Авторитетное мнение - под этой рубрикой собраны высказывания известных экономистов, не всегда бесспорные, но широко известные.

Цитата - название рубрики говорит само за себя. Это цитаты из классических экономических трудов, призванные пробудить интерес к этой, безусловно, жизненно необходимой науке.

Это интересно! - занимательные факты из истории экономики и экономической мысли.

6.Задачи, предложенные студентам в некоторых темах, направлены на освоение и развитие умений и навыков, связанных с логикой мышления, практикой и технологией расчетов показателей, анализа и синтеза экономической информации. К типовым задачам по темам предлагается решение.

7.В завершение изучения темы студентам предлагаются тесты для самопроверки знаний и оценки своей подготовленности к дальнейшей

работе.

После проработки перечисленных блоков студент должен иметь необходимые знания, навыки и умения для их дальнейшего применения.

Приложения, расположенные в конце пособия, предназначены для более глубокого изучения студентами дисциплины " Политическая экономия":

1.Словарь основных экономических терминов.

2.Методические рекомендации по написанию рефератов.

3.Тематика рефератов по политической экономии.

4.Методические рекомендации по написанию курсовых работ.

5.Тематика курсовых работ.

6.Критерии оценки курсовой работы.

7.Примерные билеты к экзамену.

8.Критерий оценки знаний студентов на экзамене.

9.Список литературы, рекомендуемой для изучения.

Учебно-методическоеобеспечение изучения дисциплины

ТЕМА 1. Предмет и метод политической экономии

Программная аннотация

Зарождение и развитие политической экономии. Основные направления, школы и течения в политической экономии. Развитие экономической мысли в Украине.

Предмет политической экономии. Объяснение предмета политической экономии разными школами. Экономическая теория и политическая экономия: проблемы связи.

Законы, принципы и категории политической экономии. Система экономических законов. Позитивная и нормативная политическая экономия.

Методы экономических исследований. Общие метолы научного познания и их использование.

Функции политической экономии: методологическая, познавательная, практическая, планово - прогностическая, идеологическая. Политическая экономия и обоснование экономической политики. Место политической экономии в системе экономических наук.

Опорный конспект

Политэкономия - составная часть экономической теории. Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений.

Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, микроэкономика на уровне отдельных отраслей.

В целом экономическая теория является методологической основой всех экономических дисциплин.

Зарождение и развитие политической экономии

Хозяйственно-экономическиепроблемы всегда находились в центре внимания людей. Фиксированные экономические проблемы мы встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы встречаются также в древности в рамках единой философской науки.

Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчленению и обособлению. Возникновение специальных исследований относится к началу 17 в. (зарождение капитализма и формирование национальных рынков). Тогда и возник термин политэкономия. Он был впервые применен французским ученым - меркантилистом Антуаном де Монкретьеном в 1615 г. в "Трактате политическая экономия", адресованном

королю и королеве. Меркантилизм - первая школа политэкономии. Происходит от итальянского слова "мерканте" - (купец). Представители данного направления богатство общества отождествляли с золотом, а источником богатства считали торговлю. Меркантилисты способствовали разложению феодализма, первичному накоплению капитала.

Классическая ПЭ возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства. Классическая ПЭ была господствующей школой во 2 пол.18 - нач. 19 в. Первые представители этой школы - физиократы (природа и власть), родоначальник Франсуа Кенэ, источником богатства считали производство, но лишь сельскохозяйственное. Главная их заслуга состоит в том, что это была первая попытка провести анализ общественного воспроизводства.

Заслуга представителей классической ПЭ Вильяма Петти, Адама Смит, Давида Рикардо состоит в том, что они обосновали ряд важных теоретических положений: 1) источником общественного богатства является все общественное производство; 2) ввели метод абстрагирования, открывающий возможности проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений; 3) заложили основы трудовой теории стоимости; 4) исследовали механизм воспроизводства общественного капитала. 5) предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями; 6) выступали за ограничение вмешательства государства в экономику и за свободу торговли.

Всередине и второй половине 19 в. в трудах Сисмонди и Прудона развивалась мелкобуржуазная ПЭ. Она отражала интересы и взгляды мелких товаропроизводителей; не смогла открыть законы экономического развития и потому оказалась бесплодной.

Марксистское учение вышло на арену экономической теории с середины 19

в.как одна из вершин теоретической мысли того времени. Таким оно в основном и остается.

В"Капитале" дано достаточно глубокое теоретическое отражение условий развития капитализма свободной конкуренции к. 18в.- н. 19в. Именно экономическое учение марксизма явилось прочным фундаментом формирования ПЭ как науки с четко определенным предметом. Даный К. Марксом анализ производственных отношений в единстве с производительными силами, создание им системы экономических категорий и законов, анализ внутренней противоречивости экономической системы - общепризнаны мировой наукой. Марксизм внес принцип историзма, который позволил Марксу открывать законы экономического развития.

Современная экономическая теория характеризуется большим количеством направлений, школ, течений. Основные: 1) неоклассическое; 2) кейнсианское; 3) монетаризм; 4) институционально-социологическое.Они различаются трактовкой роли рынка и государства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.

1)Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции как о естественных условиях функционирования и развития экономики. Рыночный механизм саморегулирования считается единственно эффективным способом функционирования экономики. Государственное вмешательство, может привести к нарушению экономического равновесия, к снижению эффективности. Неоклассическая теория основывается на теориях предельной полезности и производительности.

2)Кейнсианство возникло в 30-егоды 20 века, в связи с необходимостью вывода экономики из мирового кризиса29-33гг. Дж. М. Кейнс выпустил в 1936 г. работу "Общая теория занятости, процента и денег".

Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устранить кризисы и безработицу, необходимо государственное регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента.

3) В центре внимания монетаристов - антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием финансовокредитной системы, денежного обращения, инфляции для повышения спроса и подстегивания производства.

4) Институционально-социологическоенаправление. Объектом исследования являются такие общественные институты как корпорации, профсоюзы, государство. При этом в центре внимания - общечеловеческие ценности. Выступают против чрезмерной идеологизации общественной жизни, против милитаризации экономики, за индикативное государственное планирование экономики, за гарантированные доходы, за расширение государственных социальных программ, за организацию государством переквалификации работников в связи с технологической безработицей.

Экономическая наука Украины в современных условиях должна творчески использовать мировой потенциал экономической мысли.

Предмет и метод политэкономии

ПЭ - общественная наука. Изучает общественные отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, жизненных благ. Экономические отношения - это отношения:

1)по поводу экономического соединения работников со средствами производства;

2)по поводу организации производственного процесса;

3)по поводу присвоения и использования результатов производства.

ПЭ выясняет законы, которые управляют производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ в человеческом обществе и выясняет пути и направления их использования.

Экономические отношения между людьми объективны, т.е. не зависимы от их воли и сознания, т.к. объективна их производственно-хозяйственнаядеятельность. Экономические отношения системно организованы, их образующим фактором являются отношения собственности на средства и результаты производства. В системе экономических отношений функционируют две подсистемы:

1)организационноэкономические отношения;

2)социальноэкономические отношения.

Организационно-экономическиеотношения - это отношения по поводу организации производства как процесса создания жизненных благ.

Социально-экономическиеотношения - это отношения по поводу обладания факторами производства и использования результатов производства. К ним относят: отношения собственности, совокупность экономических интересов, отношения хозяйствования, отношения распределения, обмена и потребления.

ПЭ осуществляет экскурсы в другие науки, затрагивает политические, идеологические отношения, особенно экономическую и социальную политику, психологию, а также соприкасается с науками, изучающими технику и технологию производства.

Основные методы познания экономических процессов подразделяются на две группы: 1) эмпирические; 2) теоретические.

Эмпирические - состоят в сборе фактов, учете всех, происходящих с ними изменений, в их группировке, математико - статистической обработке.

Теоретические методы являются средством проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений, раскрытия законов их функционирования и развития.

В политэкономии теоретические методы состоят главным образом в абстрактных умозаключениях, в выдвижении и проверке гипотез, гипотетическом моделировании экономических процессов. Широко используется метод научной абстракции - отвлечения от второстепенных, несущественных сторон рассматриваемого явления с целью выделения первостепенных, глубинных свойств, раскрывающих его сущность.

Посредством метода абстракции формируются экономические законы и категории. Лучшим средством проверки выдвигаемых гипотез, конструированных моделей являются эксперименты, т.е. воссоздание соответствующих процессов в лабораторных условиях. В политэкономии лабораторные эксперименты невозможны, а экономические эксперименты весьма ограничены. Но в какой-томере это компенсируется широкими масштабами теоретических дискуссийученых-экономистов,ведущихся в печати, на конференциях, симпозиумах. При изучении фактов, выдвижении и проверке гипотез используются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Анализ - разложение, расчленение изучаемого объекта на составные части. Один из методов - проникновение в глубинную сущность исследуемых явлений.

Синтез - изучение предмета в единстве и взаимодействии всех его составных частей, его системной целостности.

Индукция - конструирование обобщающих умозаключений, теоретических выводов, экономических законов на основе эмпирических наблюдений.

Дедукция - встречное, противоположное движение исследовательской мысли - от общих научных выводов к частным явлениям с целью: 1) научной оценки; 2) углубления, уточнения, повышения качества общих научных выводов, законов.

Экономические законы и категории

Экономические законы - внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственныесвязи и зависимости экономических отношений людей. Объективный характер экономических законов обусловлен такими обстоятельствами:

1)производство жизненных благ осуществляется на основе и с использованием предметов, законов, сил природы существующих независимо от воли и сознания людей;

2)материальной основой жизнедеятельности людей является их непрерывный обмен с природой; они не могут прекратить потребление, как важнейший компонент этого обмена, а потому не могут по своему усмотрению прекратить производство, не могут произвольно манипулировать объемами и видами производства.

Экономические законы выступают как господствующая тенденция социально-экономическогоразвития общества. Они проявляются не в каждом отдельном явлении или процессе, а во всей их совокупности на достаточно длинных отрезках времени; они не являются демоническими повелителями, превращающими людей в покорных слуг, они определяют общую логику экономического развития. Люди не бессильны перед этими экономическими законами, не лишены своих интересов и активной инициативности в их реализации. Законы независимы от воли и сознания людей, но не от их деятельности. Познавая экономические законы и осуществляя свою деятельность в их русле, люди добиваются высоких результатов в своей деятельности; идущая же вразрез с ними деятельность приносит трудности.

Всякая отрасль научных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества изучаемых явлений. Результатом этих обобщений в экономической науке являются экономические категории.

Экономическая категория - научное собирательное понятие, абстрактно, обобщенно характеризующее сущность многих однородных, аналогичных экономических явлений. Экономические категории истинны, поскольку существуют те отношения, отражением которых они являются.

Функции политэкономии

ПЭ изучает отношения между людьми в решающей сфере их жизнедеятельности: в экономической деятельности. Значение ПЭ в жизни общества может быть охарактеризовано ее функциями.

ПЭ как одна из отраслей научного знания, выполняет:

1)познавательную функцию. Ею ПЭ обеспечивает накопление научных знаний, наращивание интеллектуального потенциала общества, расширяет научный кругозор людей, вооружает их знанием объективных законов экономического развития общества, силой научного предвидения.

2)методологическую - ПЭ изучает производственно-хозяйственныеотношения людей в глубинной их сущности. Это фундаментальная наука, является методологической основой всех экономических наук. Это своего рода экономическая философия.

3)практическую - ПЭ - теоретическая основа экономической политики государства, предприятий, фирм. На основе открываемых ею законов и ее теоретических выводов органы государственного управления, фирмы определяют свои программные цели, экономическую стратегию и тактику. ПЭ способствует наращиванию экономического потенциала.

4)идеологическую - ПЭ формирует взгляды, общественные идеи, общественное сознание. Является исходной основой формирования экономического и политического мышления.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1.Возникновение и основные этапы развития политической экономии.

2.Предмет и метод политической экономии.

3.Законы, принципы и категории политической экономии.

4.Функции политической экономии. Место политической экономии в системе экономических наук.

Термины и понятия

Политическая экономия, экономические науки, меркантилизм, физиократы, утопический социализм, марксизм, экономические законы, категории, методология, анализ, синтез, научная абстракция, индукция, дедукция, экономическая политика, микроэкономика, макроэкономика.

Темы рефератов

·Трактовки предмета политической экономии различными школами экономистов.

·Экономические теории Древнего Мира.

·Развитие отечественной политэкономии.

·Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.

studfiles.net

Предмет политической экономии - Политическая экономия Библиотека русских учебников

Каждая наука имеет свой предмет исследования, то есть то, что она изучает. Науки отличаются друг от друга именно предметом своих исследований

Определение предмета политической экономии чрезвычайно важная и сложная проблема. Последнее связано с многогранностью и динамизмом экономической деятельности человека и разнообразием направлений и школ в этой науке и что в целом порождает различные подходы к определению предмета политэкономии. Кроме того политическая экономия, исследуя реальные процессы и явления, которые имеются в меняющейся и динамичной хозяйственной дея ности людей, находится в постоянных творческих поисках и развития. Составной частью последнего является эволюция представлений о предмете политической экономии. В табл 11 представлены содержание его основных определениезначень.

Таблица 11

Эволюция основных определений предмета политической экономии

Определение предмета политической экономиї Автори
1 2
Учение о правилах ведения домашнего хозяйства и земледелияа Ксенофонт, Платон, Аристотель и другие древнегреческие и древнеримские мыслителейі
Наука о создании, приумножение и распределение национального богатства страни Меркантилисты, физиократы, основоположники классической политической экономиї
Наука о производственных отношениях в их взаимодействии с производительными силами и законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением благ на различных исторических этапах развития общества К Маркс, Ф Энгельс, В 1 Ленин

Продолжение табл 11

Современные западные экономисты связывают политическую экономию с понятием"экономикс"и трактуют ее предмет как предмет науки, которая занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества и а изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, тесно связанные с созданием и использованием материальных основ благосостояния людибуту людей: А Маршалл
- наука, которая изучает действия людей в процессе выбора редкостных ресурсов для производства различных товаров; П Самуельсон
- наука о той сфере человеческой деятельности, относится к производству, обмена и потребления товаров и услуг; С Фишер
- наука об эффективном использовании ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека. К Р Макконнелл, Е Л Брю

Из приведенной таблицы следует, что есть определенные видминосты в понимании предмета политической экономии представителями различных школ и направлений экономической науки. Западные экономисты политическую экономию неразрывно по овьязують с понятием"экономикс", которое переводится как"экономика"Предметом последней они считают изучение поведения людей в процессе производства всего многообразия благ в условиях ограниченности рес урсив и управления ими с целью достижения максимального удовлетворения потребностей людей на основе получения прибыли. В отличие от этого сторонники марксизма при определении предмета политэкономии акцента ют внимание на производственных отношениях между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных блавання матеріальних благ.

Такие различия в трактовке предмета политэкономии нельзя считать недостатком или ее недостаточной развитостью как науки. Это природное явление обусловлено эволюцией как этой науки, так и объекта, который она а изучает. Следует иметь в виду, что приведенные определения не могут претендовать на полное и исчерпывающее раскрытие предмета политэкономии как науки. Каждое направление в трактовке этой проблемы отражает ее некоторый на грань или аспект и таким образом осуществляет свой вклад в развитие экономической наукуки.

Итак, политическая экономия как наука развивается и постоянно обогащается новыми достижениями в исследовании хозяйственной жизни общества и процессов и явлений, которые ему присущи. Составной частью ц ього развития выступает расширения и уточнения ее предмета.

В современных условиях предметная область экономической науки эволюционирует в направлении расширения и усложнения проблематики. На этой основе она наряду с существованием политической экономии обогатилась такими новыми ро. Оздил, как микроэкономика, мезоекояомика, макроэкономика, мега-кономика.

. Политическая экономия - фундаментальная, методологическая основа экономической науки, которая раскрывает сущность понятий, категорий, законов и закономерностей функционирования и развития экономических систем на различных исторических этап пах существования человеческого обществ.

. Микроэкономика исследует экономические процессы и явления и поведение экономических субъектов на уровне первичного звена экономической системы (домохозяйства, фирмы, отдельные предприятия). Она исследует спрос и предложение н на товары, их цены, издержки производства, прибыль, заработную плату тощо.

. Мезоекономика изучает состояние и развитие отдельных отраслей и подсистем национальной экономики (топливно-энергетический, агропромышленный, транспортный, территориально-экономические и другие комплексы, свободные экономические зоны)

. Макроэкономика анализирует закономерности функционирования национальной экономики в целом. Объектом ее исследования является совокупный спрос и совокупное предложение, валовой национальный продукт, национальный доход, национальное баг богатство, уровень жизни населения, проблемы его занятости и безработицы, причины и последствия инфляции, налоговая, кредитно-финансовая политика государства тощо.

мегаэкономика исследует законы и закономерности функционирования и развития мирового хозяйства в целом, на глобальном уровне

Каждая из этих составляющих экономической науки развивается в неразрывной и органической взаимосвязи, что обеспечивает рост ее роли в развитии общества

uchebnikirus.com

Лекция 5 Классическая политическая экономия – первая экономическая теория.

Классическая политическая экономия.

  1. Общая характеристика классической политэкономии.

Основные этапы классической политической экономии. Первое теоретическое направление – получившее название «классической политической экономии», зародилось во второй половине XVII в. и просуществовало до конца XIX в. Время его существования можно поделить на три этапа.

Первый этап (конец XVII – конец XVII вв) –этап зарождения, его представители – предшественники классической политэкономии. Господствующей экономической концепцией продолжал быть меркантилизм.

Второй этап (конец XVIII-середина XIX вв)-полное господство классической политической экономии. Точкой отсчета можно считать работу английского ученого А.Смита «Исследование о природе и причиной богатства народов» 1776 г. Классическая политическая экономия была признана самостоятельной наукой и начали ее преподавать в университетах как самостоятельную дисциплину. Дж.Миль своей работой в 1848 г «Основы политической экономии» завершил второй этап и обозначил начало третьего этапа (середина и конец XIX века). К.Маркс своей работой в 1850 г. в черновом варианте представил работу «Капитал» окончательно подтверждает, что наступил третий период развития классической политической экономии, который так же можно назвать переходным. В это время зарождаются новые направления экономической науки, ставшие господствующими в XХ в, - маржинализм и институционализм.

Предметом изучения классической политической экономии была сфера производства, считавшаяся главной, первичной сферой экономики. Соответственно богатством народа стал считаться продукт как непосредственный результат производства. Появление нового предмета изучения экономической мысли связано с тем, что развитие классической политической экономии было отражением распространения капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве.

Первому этапу классической политической экономии соответствует период развития мануфактурного производства, прохождение переходного периода от экономической мысли к экономической теории - меркантилизма. (Смотри Лекция 4)

Второму этапу соответствует период «промышленного переворота» в Англии и Франции.

Методология классической политической экономии отличалась от методологии меркантилизма, так как они не описывали, а анализировали экономические явления, применяя метод логической абстракции, и систематизировали полученные в результате анализа теоретические категории с помощью метода дедукции, переходя от общей теории к более частным ее проявлениям. Общей исходной теорией стала теория стоимости, определяемая затратами на производство товара. Теория стоимости была положена в основу теории цены, денег, доходов и т.д., то есть принцип систематизации классической политэкономии это принцип исходной категории, через которую все остальные экономические категории связанны между собой. На формирование методологии оказало влияние философия, а на философию – естественные науки. Накопив к XVII веку значительный опыт и материал, ученые и мыслители пришли к выработке общей теории окружающего мира. В классической политической экономии подобные идеи проявились в положении о «естественных» (объективных) экономических законах в теориях Ф.Кенэ и А.Смита и смитовской категории «экономического человека», который механически направляется к максимальной выгоде. Экономика в целом представлялась как сумма «экономических людей», где хозяйствующие субъекты выступают в роли винтиков и шестеренок. Таким образом, помимо идеи об «экономическом человеке» для классической политической экономии была характерна трактовка экономических отношений как отношений между классами.

studfiles.net