Теории государственных финансов российских экономистов. Теория государственных финансов российских экономистов


Теории государственных финансов российских экономистов

Кемеровский Государственный университет

 

 

 

Кафедра финансы и менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

На тему: Теории государственных финансов российских экономистов

 

 

 

 

Выполнил

студент ЭФ

4 курса

специальность

Ивахин В.А.

Проверила:

Рыжова К.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теории государственных финансов российских

экономистов

 

Финансовая наука как самостоятельное явление начала складываться в России в начале XIX в. В этот период появляются первые крупные работы в области финансов. Начало русской финансовой науке положила работа И. И. Тургенева Опыт теории налогов (издана в 1818 г.), в которой впервые в России были изучены особенности налогов, их значение для государственного хозяйства и всей экономики страны.

Вопросы финансов в трудах дореволюционных ученых. Расцвет российской финансовой науки пришелся на конец XIX начало XX вв., когда были опубликованы самые известные работы российских экономистов и юристов И. Янжула, И. Озерова, И. Кулишера, Л. Ходского, В. Лебедева, С. Иловайского и др.

Российские ученые-финансисты разрабатывали как теоретические, так и практические вопросы финансовой науки. В теории они были приверженцами прагматического подхода, сторонниками теории удовлетворения коллективных потребностей. Особенно ярко это проявилось в учебнике И. Озерова Основы финансовой науки:

Одни потребности удовлетворяются сами единоличными усилиями, другие совместно с другими лицами, для чего история выработала союзы людей (государство, община и т.д.). Многие потребности индивидуального характера переходят и настоящее время в разряд потребностей, удовлетворяемых коллективным путем... коллективные потребности в настоящее время требуют громадных средств. И далее финансовая наука изучает финансовое хозяйство, т. е. совокупность отношений, которые возникают на почве добывания союзами публичного характера материальных средств: она изучает те способы, посредством которых эти союзы добывают себе нужные средства и как эти способы отражаются на других сторонах жизни, почему в одну эпоху преобладают одни способы, а в другую другие. Основное место в трудах ученых занимало исследование государственных финансов (следует отметить, что в работах этого периода практически не упоминается даже постановка вопроса о финансах частного хозяйства). При этом достаточно подробно исследовались вопросы доходов государства: система доходов, их развитие в различных государствах, порядок и формы взимания налогов в бюджет, контроль за этими процессами со стороны государства, источники покрытия дефицита бюджета, развитие государственного кредита.

Другое направление, которое подробно изучалось дореволюционными финансистами, бюджет и местные финансы. Рассматривались вопросы построения центрального бюджета и местных бюджетов, а также бюджетного процесса (в особенности его кассовое устройство).

Социал-демократическое течение. В этот же период развивалось социал-демократическое течение в экономической науке, которое было представлено российскими последователями К. Маркса и Ф. Энгельса. Общим для всех социал-демократов был поверхностный подход к исследованию явлений финансовой жизни, основанный на привязке теоретических разработок к сиюминутным потребностям политической борьбы за власть. Наиболее ярким представителем этого течения был В. Ленин (18701924).

Основное содержание дореволюционных работ В. Ленина критика финансовой политики России. В многочисленных статьях и выступлениях им были критически рассмотрены система доходов и расходов бюджета, раскрыта социальная характеристика косвенных налогов, показано плачевное финансовое состояние государства в последний предреволюционный период.

В 1917 г. В.И.Лениным разрабатывается экономическая платформа партии большевиков, которая была принята VI съездом РСДРП (б). В ней много внимания уделяется вопросам денег, финансов и кредита. В частности, она предусматривала национализацию и централизацию банковского дела, национализацию страхового дела, прекращение выпуска бумажных денег, отказ от уплаты внешних и внутренних долгов, изменения налоговой системы путем введения высокого поимущественного налога и налога на прирост имущества, реформу подоходного налога и установления действительного контроля за доходами капиталистов, введения высоких косвенных налогов на предметы роскоши. Практически все эти мероприятия, за исключением стабилизации денежного обращения и реформы налоговой системы, были осуществлены в ходе Октябрьской революции и в первые послереволюционные годы.

В дальнейшем исследование Лениным финансовых проблем было связано в основном с тактическими задачами, возникавшими перед государством. Наиболее активно им были разработаны вопросы финансового контроля, создания нового финансового аппарата, укрепления финансового положения государства, проведения денежной реформы и осуществления финансовой политики государства на различных этапах послереволюционного развития.

Анализ работ Ленина и других ученых-марксистов начала XX в. показывает, что целостного исследования содержания и роли финансов и основных финансовых категорий (налоги, бюджет, государств

www.studsell.com

Теории государственных финансов российских экономистов

Теории государственных финансов российских экономистов

Бунте Н.Х. (1823—1895) — русский экономист и государственный деятель, министр финансов Российской империи (1881—1887). На посту министра финансов пытался осуществить целую систему мер, призванную оздоровить российскую экономику. При нем была утверждена фабричная инспекция и принято первое фабричное законодательство (1882), изданы правила найма и надзора над предприятиями (1886), снижены выкупные платежи и отменены некоторые налоги на крестьян, был создан государственный Крестьянский поземельный банк (1883). Были осуществлены два крупных поворота в экономической политике государство взяло в свои руки подавляющую часть железных дорог и стало проводить протекционистскую политику в целях защиты и стимулирования национальной промышленности. В результате средний уровень таможенного обложения российского импорта возрос с 14% в 1870-х гг. до 33% в 1890-х гг. Пытался теоретически обосновать необходимость восстановления металлического обращения в России в рамках проведения денежной реформы. Одной из главных его заслуг в качестве министра финансов являлась попытка перейти к взиманию подоходного налога, особенно с наиболее богатых слоев населения. На необходимость введения подоходного налога он впервые указал в докладе, приложенном к бюджету ( росписи ) на 1884 г. Были проведены меры по переходу к системе взимания подоходного налога, включавшие введение налога на доходы от процентных бумаг, налога на имущество, переходящее к другим владельцам в форме дарений, наследства и т.д. Отставка с поста министра финансов не позволила ему до конца осуществить намеченные преобразования. С его отставкой с политической сцены России уходит поколение либеральных деятелей, начинавших свою карьеру в 1860-е гг. Помимо финансовых проблем он занимался проблемами общей экономической теории и  [c.7] Финансовая наука общества, переходного к социализму, должна изучать общественные отношения, возникающие на почве добывания этим обществом, или его ответвлениями, средств материального характера, необходимых для существования его государственной организации, служащей орудием для подавления остатков буржуазного общества, для построения социалистического общества2. Несмотря на активное использование социалистической фразеологии содержание финансов у Д. Боголепова (как и у других экономистов этого периода) вытекает из теории удовлетворения коллективных потребностей , сторонниками которой, как отмечалось, были дореволюционные российские экономисты. Все это привело к тому, что.ни одна из разработок теории финансов не стала официально признанной и поддерживаемой, что являлось главным для ее развития в тот исторический период в СССР.  [c.481]

Ходский Л.В. (1854—1918) — русский экономист, статистик. Автор работ по финансовому праву, учебников по политэкономии, финансам, учебного пособия по статистике Основания теории и техники статистики (1896). Основные труды его по политической экономии и государственным финансам. Он — один из основателей российской школы финансовой мысли. Ему принадлежит вывод о том, что современная теория финансов есть гораздо более результат работы одного XIX в., чем всех предшествующих . В работе Курс финансовой науки он назвал имена русских финансистов, стоящих у ее истоков, — Н. Тургенева, И. Янжула, И. Озерова, П. Мигулина, А. Исаева и др. Изучил проблему бюджета и налогов. Л. В. Ходский выступал за идею прогрессивного налога. Обоснование прогрессивности налогообложения он строил на соразмерности налогов с платежеспособностью физических и юридических лиц. Л. В. Ходский считал, что правильным сочетанием прямых и косвенных налогов легче всего создать хорошую систему обложения, т.е. такую, которая, удовлетворяя средним требованиям справедливости, в то же время давала бы государству достаточные средства для покрытия его нужд . Идеи Л. В. Ходского в области налогов и налоговой политики актуальны для построения в современной России эффективной налоговой системы.  [c.69]

В процессе активного реформирования экономики, начавшемся в Российской Федерации с 1992 году, допущено много стратегических и тактических ошибок, следствием которых являются негативные результаты в экономической и социальной сфере. В то же время следует отметить, что экономическая теория Запада дает примеры преодоления больших трудностей хозяйственного развития, таких, как Великая депрессия 30-х , сильнейшие экономические кризисы середины 70-х и начала 80-х годов, высокая инфляция этого же периода, серьезные структурные деформации, достаточно весомые масштабы безработицы и стремительный рост бюджетных, дефицитов и государственных долгов. Можно не бояться погрешить против истины, утверждая факт выдающихся достижений западных экономистов XX века, без которых подобных успехов экономическая практика никогда бы не имела. После изучения данного параграфа станет более понятной логическая схема эволюции финансовой науки и ее сегодняшних задач, а также необходимость усвоения теоретического опыта развитых стран и возможностей его применения в практике российской экономики переходного периода. Как известно, генезис науки о финансах насчитывает несколько веков и его начало исследователи относят кХУ— XVI векам. Не являясь исключением, финансовая наука, как и все прочие, рождается из потребностей практики, т.е. тогда, когдарйнее не изучаемая сторона действительности становится стабильной и значимой для жизнедеятельности данной системы. Поэтому совершенно естественно, что финансовая практика на тысячелетия старше финансовой науки.  [c.33]

Смотреть главы в:

Финансы: Учебник для вузов  -> Теории государственных финансов российских экономистов

economy-ru.info

Теории государственных финансов российских экономистов

Суть дискуссии по вопросам теории финансов сводится к оп­ределению места финансов в системе расширенного воспроизводства. Базируясь на единой политэкономической теории К. Маркса, авторы различных концепций делятся на две группы. Первые считают, что место финансов — это лишь система от­ношений распределения денежных средств, носящая безэквива­лентный характер. Исходя из этого финансы лишь косвенно че­рез распределение влияют на отношения производства, обмена и потребления материальных благ. Яркими представителями этой группы ученых были В. Дьяченко, Г. Точильников и Ы. Шерменев.

Вторая группа экономистов (Э. Вознесенский, А. Александров, А. Бирман) придерживается иной точки зрения. По их мнению, финансовые отношения — суть отношения всех четырех или нескольких стадий воспроизводства. Этот подход характеризует расширительную концепцию финансов.

Исходя из таких различий в основе теоретических концеп­ций отличаются взгляды ученых на производные вопросы (особенности финансовых отношений, функции финансов, гра­ницы финансов, состав финансовой системы и др.).

Одновременно с развитием теории финансов в конце 1950 — начале 60-х гг. появился принципиально новый вид прикладных финансовых исследований. Если в 1930 — начале 50-х гг. работы, посвященные организации финансовых отношений на практике, носили в основном описательный или хвалебный характер, то после начала хозяйственной реформы 1960-х гг. были опублико­ваны серьезные работы, носящие критический характер и со­держащие разработки по совершенствованию отдельных финан­совых инструментов.

В первую очередь следует отметить книги А. Бирмана, в ко­торых впервые на достаточно высоком уровне были поставлены проблемы финансов предприятий. В его трудах впервые разра­ботаны вопросы использования финансовых категорий в усло­виях хозяйственного расчета, который в интерпретации автора имел элементы рыночного хозяйства в условиях социализма.

Фактически впервые были изучены содержание финансовых ресурсов, управление финансами предприятий. Работы А. Бирмана дали толчок исследованию финансов предприятий в работах экономистов 60—80-х гг. (П. Бунич, Г. Базарова, В. Сенчагов, С. Ситарян, М. Романовский и др.).

Исследование проблем бюджетной сферы в этот период ве­лось по двум направлениям: развитие доходов и расходов бюд­жета; организация местных бюджетов. Комплексное изучениебюджетных вопросов было затруднено из-за недостатка инфор­мации и идеологических догм, господствовавших в тот период в финансовой науке. Из крупных работ, посвященных государствен­ному бюджету, следует отметить книги С. Ситаряна, Я. Либермана, В Родионовой, Л. Павловой.

Чрезвычайно негативно на изучение страхования повлияла го­сударственная монополия на страховое дело. Теоретические ис­следования исходили из интерпретации представлений К. Маркса о необходимости, содержании и роли страховых фондов и по­этому не имели достаточной новизны. Прикладные разработки велись в основном в рамках применявшихся Госстрахом видов стра­хования. Определенный интерес представляют работы Л. Мотшева, Л. Рейтмана, Е. Коломина, обобщающие представления того пе­риода о теории и практике страхования.

Много внимания уделялось в этот период анализу и критике финансовых отношений зарубежных стран. С одной стороны, следует выделить крупные работы, посвященные развитию фи­нансов капитализма (В. Болдырев, Л. Дробозина, Л. Павлова, Л. Окунева и др.), а, с другой стороны, труды, исследующие осо­бенности и тенденции развития финансовых инструментов в социалистических странах (Д. Бутаков, Ю. Кашин и др.)

Характеризуя современное состояние финансовой науки в России, следует отметить практическое отсутствие глубоких тео­ретических и практических трудов в этой области. Работы неко­торых авторов носят скорее описательный, чем методологиче­ский и методический характер, другие — направляют свои уси­лия на адаптацию существовавших воззрений и инструментария к современным условиям, работы третьих являются компиля­тивным изложением трудов зарубежных авторов.

Все это объясняется несколькими обстоятельствами.

1) Исчез фетиш единой теоретической базы исследований марксистской политэкономии. Проведение дискуссий по старым направлениям стало малоактуальным, так как все основные аргументы сторонами уже были изложены.

2) Исследование прикладных вопросов финансов значитель­но затруднено из-за неподготовленности большинства экономистов к применению современной методологии изучения явлений рыночной экономики и отсутствия ста­бильной финансовой информации.

3) Отсутствует устойчивая законодательная база для развития фундаментальных и прикладных исследований в области финансов.

Список литературы

1. «Общая теория финансов» Под. ред. Л.А.Дробозиной

2. «Финансы, денежное обращение, кредит» Под ред. Л. А. Дробозиной

3. «Финансы» Под. ред. Родионава В.М.

mirznanii.com

Теории государственных финансов - Энциклопедия по экономике

Система государственных финансов. Теории государственных финансов. Государственный бюджет, его сущность и роль в экономических процессах.  [c.482] Понимание этой объективной реальности натолкнуло экономическую мысль Запада на создание новой науки — экономики общественного сектора, которая развивает теорию государственных финансов в целях применения этой мощной системы в условиях уже смешанной экономики.  [c.46]

Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов Учебник для вузов. — М. Аспект пресс, 1996.  [c.47]

Теории государственных финансов  [c.467]

Теории государственных финансов зарубежных экономистов  [c.467]

Теории государственных финансов Д71  [c.471]

Теории государственных финансов 475  [c.475]

Теории государственных финансов нщ 479  [c.479]

Теории государственных финансов ННН 481  [c.481]

Теории государственных финансов 483  [c.483]

Теории государственных финансов ММВ 485  [c.485]

Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.  [c.16]

Экономика общественного сектора. Основные теории государственных финансов.-  [c.15]

Помимо чисто налоговой терминологии в словаре дается разъяснение отдельных терминов, понятий и словосочетаний гражданского законодательства и отдельных экономических дисциплин ( Экономическая теория , Государственные финансы , Денежное обращение и кредит , Международные валютно-кредитные отношения , Бухгалтерский учет , Анализ хозяйственной деятельности ), используемых в актах налогового законодательства или в специальной литературе. В этих случаях, как правило, составитель словаря стремился ограничиться лишь разъяснением тех значений, которые имеют непосредственное отношение к сфере налогообложения.  [c.6]

Анализ истории российской экономической мысли показал, что уровень разработки теоретических проблем (таких, как роль государства в регулировании экономики, статистика, теория государственных финансов, вопрос собственности на землю, развитие кооперации) в конце XIX - начале XX веков был существенно выше, чем, к сожалению, в настоящее время. Сегодня средства массовой информации пытаются опустить массовое экономическое сознание до уровня толпы. Они пытаются (и не без успеха) разделить всех участников сложных хозяйственных процессов как бы на две части слева - сторонники рынка, справа - его противники слева - защитники приватизации, справа -ее противники слева - те, кто выступает за регулирующую роль государства, справа - те, кто выступает против нее.  [c.31]

Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М., 1996.  [c.130]

В 1818 г. появилась работа декабриста Н.И. Тургенева Опыт теории налогов , которая положила начало российской науке о государственных финансах.  [c.78]

Л. Косса, труды которого в области финансов были весьма популярны в Европе в конце XIX — начале XX в. Финансовая наука — есть теория государственного имущества. Она обучает лучшим правилам, по которым следует составлять его, управлять и пользоваться им [Косса, с. 2].  [c.29]

В годы советской власти в СССР разрабатывались в основном вопросы теории и практики государственных финансов. Систематизация вопросов управления финансами предприятий в русле неоклассической теории финансов началась в постсоветской России сравнительно недавно —в 90-е годы XX в.  [c.34]

В годы советской власти в СССР разрабатывались, в основном, вопросы теории и практики централизованных (точнее, государственных) финансов. Это направление шло как бы в развитие разработок ученых-финансистов дореволюционной России. Что касается децентрализованных финансов, в частности, финансов организаций (предприятий), то еще в начале XX века какого-либо систематизированного изложения этого направления, которое оформится в так называемый финансовый менеджмент лишь после второй мировой войны, попросту не существовало. Управление финансами на уровне предприятия осуществлялось на интуитивной основе, еще не сформировались значимые рынки капитала, по сути, не было транснациональных корпораций, не было необходимости в формализации процедур оценки инвестиционной и финансовой деятельности. Отдельные элементы управления финансами предприятия развивались в рамках бухгалтерского учета. Тем не менее, в России накануне революции 1917 г. существовали и успешно развивались два самостоятельных направления — анализ баланса (в рамках балансоведения) и финансовые вычисления,— которые в настоящее время входят в состав ключевых разделов современного финансового менеджмента.  [c.283]

Итальянская финансовая наука внесла достойную лепту в исследование предмета, содержания и структуры науки о финансах. Л. Косса изложил свои взгляды в книге Основы финансовой науки (1896 г.), изданной в России в 1900 г. Финансовая наука- это теория государственного имущества. Она обучает лучшим правилам, по которым следует составлять его, управлять и пользоваться им. Финансовая наука, по мнению Л. Косса, - это не дополнение к политэкономии, т.е. она не ограничивается исследованием причин и экономических следствий фискальных мер. Наравне с принципами политэкономии источниками для науки о финансах служат общие принципы права и политики.  [c.19]

Французский экономист начала XIX в. Ж.Б. Сэй стремился найти основной закон государственных финансов в теории потребления. Согласно этой теории все налоги рассматриваются как неизбежное зло, как та необходимая трата сил, которая нужна для всякого государства. С этой точки зрения налоги не выполняют созидательной роли, поэтому, чем меньше налог, тем лучше. Ж.Б. Сэй писал, что с того момента, как налог уплачен плательщиком, последний теряет ценность переданной государству суммы. Когда же эта ценность потреблена правительством или его агентами, она потеряна для всех и ни в каком виде не сохраняется для общества . На тех же основаниях, по которым непроизводительное потребление не благоприятствует воспроизводству, взимаемое государством обложение не может быть благоприятно для создания новых ценностей оно отбирает у плательщика ту часть продукта, которую он мог бы или истратить непроизводительно, или использовать для какого-либо полезного производства. В  [c.231]

В книге рассматриваются многие вопросы финансовой теории, которые относятся не только к корпорациям, но и к государственным финансам, финансам физических лиц, финансам предприятий других форм собственности, например такие, как временная стоимость денег, риск и доход, портфельная теория и др.  [c.1114]

Однако это понимание дается не всем, не сразу и нелегко. Специалисты старой закалки никак не хотят понять, что финансовая отчетность (хотя бы в какой-то ее части) может быть закрыта от государственных органов (прежде всего от налоговых), но подконтрольна и прозрачна для собственников и акционеров, что бюджетирование и управленческий учет — сугубо конфиденциальные вещи, вовсе не предназначенные для налоговых и иных проверяющих государственных органов. А потому они должны базироваться не на установленных формах бухгалтерской отчетности, а на общих принципах финансового менеджмента, на западной теории управления финансами, естественно, адаптированной к нашей специфике.  [c.13]

Раскрываются сущность и функции финансов, их роль в развитии экономики и социальной сферы, теория и практика использования финансовых отношений в условиях перехода к рынку. Особое место отведено освещению методов финансовой работы в низовом звене хозяйствования, а также организации государственных финансов на разных уровнях управления.  [c.1]

Государственные финансы в западных экономических теориях  [c.32]

Чистая теория государственных финансов (1949 г.), Индивидуальный выбор при голосовании и рынок (954 г.), Исчисление согласия (1962 г.), Общественные финансы и демократический процесс (1967 г.), Спрос и предложение общественных товаров (1968 г.), Границы свободы между анархией и левиафаном (1975 г.), Демократия в дефиците (1977 г., совместно с Р. Е. Вагнером), Власть облагать налогом (1980 г., совместно с Д. Бренналом).  [c.72]

Одно из наиболее коротких и емких определений этого направления дал профессор Павийского университета (Северная Италия) Л. Косса, труды которого в области финансов были весьма популярны в Европе в конце XIX — начале XX веков Финансовая наука есть теория государственного имущества. Она обучает лучшим правилам, по которым следует составлять его, управлять и пользоваться им [Косса. с. 2].  [c.269]

Теория финансов классическая — свод административных и хозяйственных знаний по ведению камерального, т. е. дворцового, а в широком смысле, государственного хозяйства. Изначально предметом науки являлись государственные финансы, под которыми понимались средства государства, полученные в виде денег, материалов, услуг. В дальнейшем предмет был расширен до финансов публичных союзов. Цель науки состояла в систематизации и развитии методов управления финансами публичных союзов. Сформировалась во второй половине XVIII в. благодаря усилиям немецких ученых-камера-листов, частности, И. Юсти и И. Зонненфельса.  [c.316]

Следуя логике курса Финансы , установленной стандартом Минвуза, авторы, к сожалению, были несколько ограничены его требованиями. Например, в систему государственных финансов не включены финансы государственных унитарных предприятий. Вместестем, в дальнейшем, в главе 10 Финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства раскрыто содержание финансов всех субъектовхозяйствования. В последнее время общетеоретический курс Финансы был перегружен излишне детальным описанием финансов хозяйствующих субъектов, вплоть до рассмотрения таких традиционных специальных вопросов, как нормирование оборотных средств. Авторы заняли другую позицию, оставив в этом разделе лишь основные вопросы по содержанию и принципам организации финансов предприятий различных организационно-правовых форм. Впервые в учебнике по теории финансов изложены теоретические основы финансового менеджмента, который раскрывается как относительно самостоятельное направление финансовой науки. Отечественной системе финансового регулирования социально-экономических процессов предстоит пройти еще ряд этапов становления, но несомненно одно — подходы к решению стоящих перед системой государственного финансового регулирования задач, к оценке ее влияния на воспроизводство, к поиску направлений повышения эффективности финансового механизма должны базироваться как на подлинно научной теории финансового воздействия и объективном анализе конкретной исторической обстановки, так и на обобщении существующей практики. Авторы полагают, что применительно к условиям современной России имеет место серьезное отставание теоретических разработок в области государственных финансов. Это приводит не только к несоответствию ряда концепций по развитию экономики и финансов на среднесрочную и долговременную перспективы задачам, стоящим перед государством, но и к практическим трудностям, возникающим в ходе работы финансовых органов и служб. Примером острых противоречий, например в бюджетном процессе, может служить 1998 год, когда Правительство Рф уже после утверждения бюджета было вынуждено принять целый ряд дополнительных мер, направленных на исправление сложившегося положения, несмотря на формальное соблюдение всех необходимых процедур при исполнении бюджета. Поэтому авторы в каждом разделе старались наряду с теорией финансов показать проблемы практики и возможности их решения. Эти акценты могут несколько смутить приверженцев традиционной структуры подобных учебников, но такова наша позиция. Будем благодарны за все пожелания и замечания читателей. Нормативные акты использованы по состоянию на 1 января 1999 года.  [c.3]

В экономической науке, как ни в какой другой, существует терминологическая путаница, приводящая не только к непониманию экономических школ различных государств, но и к междисциплинарной путанице, к противоречиям в основных определениях научных школ разных городов, вузов. Реальное производство, производственный капитал, первичное производство — этими терминами обозначается производственная инфраструктура воспроизводственного процесса. Это — заводы, фабрики, транспортные артерии и их подвижной состав, сельскохозяйственные предприятия, вся инженерная инфраструктура. За пределами этого общественного подразделения выделяется вторичный капитал, финансовый рынок, вторичный финансовый рынок, вторичный финансовый капитал, — т.е. вся совокупность денежных отношений и денежных ресурсов, появляющихся в современном обществе в результате залоговых, вексельных, биржевых, кредитных и других отношений, приводящих к возникновению новых денежных ресурсов и отношений. Основная часть этих ресурсов и отношений возникает в обществе вполне зако-номернр, как необходимые условия воспроизводственного процесса. Другая часть создает условия для расширенного производства, увеличивая ссудный капитал. Надо иметь в виду, что международное разделение труда и перелив капитала фактически уничтожают межгосударственные границы для товаров, услуг и капиталов. Существует еще одна группа денежных отношений, возникающих вне производственной сферы в силу наличия государства (какоргана управления). Эти отношения, формирующие денежные фонды, необходимые для функционирования общегосударственного органа управления, обозначаются в экономической науке термином государственные (публичные) финансы . В советское время — время превалирования общегосударственной собственности, понятия финансы и государственные финансы означали одну и ту же группу отношений. Ввиду совпадения понятий и объекта исследования, особых противоречий в теории не возникало. Редко кто из экономистов идентифицировал финансы с ресурсами. Расхождения по поводу объекта исследования (общественных, экономических, денежных отношений) носили скорее схоластический характер, не имеющий практического значения.  [c.4]

Ученые—экономисты и финансисты — сначала долго спорили и откристализовывали само понятие сущности государственных финансов и их общественное назначение (функции), затем была длительная дискуссия о содержании, т.е. объекте, сфере распространения действия системы государственных финансов. Отдельно строились теории государственных доходов (в которых особым вниманием всегда пользовалась важнейшая их сфера— налогообложение), государственных расходов, бюджета и государственного кредита, финансового контроля/Причем, со временем внимание ко всем этим вопросам возрастало. Столь многоплановое и кропотливое изучение всех 57  [c.34]

Неудивительно, что период 1970-хявился временем второго кризиса экономической теории Запада, но в отличие от первого, поразившего, в основном, концепции невмешательства государства в экономическую жизнь общества, этот был очень трудным и болезненным для всех школ и направлений. Но тем не менее, понятие второй кризис прежде всего ассоциируется с кризисом воздействия государства на экономику через совокупный спрос и совпадает с третьим этапом генезиса государственных финансов как предмета исследования в контексте общих экономических теорий. Всё главные прежние постулаты поведения государственных финансов начисто отвергаются. Выдвигаются жесткие требования сбалансированности бюджета (за неимением других приемлемых вариантов) путем драконовского сокращения социальных программ, общей доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, а также умеренных налогов. На этой волне формируется экономическая теория пред-ложения, усилиями, главным образом, экономистов США Ее сторонники, так называемые сэплайсайдеры, представляют неоклассическую экономическую теорию на базе идейного наследия Ф. фон Хайе-ка—теории предельной эффективности факторов производства и современного монетаризма. И хотя именно в этом направлении отчетливо виден водораздел с кейнсианством (в отличие от монетаристов, учитывающих все-таки кейнсианский анализ совокупного спроса), его представители выступают за самостоятельную, независимую от денежной, бюджетную политику, твердо веря в высокую эффективность налогового регулирования экономики.  [c.39]

economy-ru.info