Правоведение - курс лекций (стр. 1 из 23). Право лекции для экономистов


правоведение для экономистов

Экономико-математическийфакультет УлГТУ

_____________________________________________________________

Правоведение

Методические указания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Правоведение

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов всех форм обучения направлений

210700.62 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»,

211000.62 «Конструирование и технология электронных средств»,

210400.62 «Радиотехника»

Составители В. М. Царева Р. М. Камалтдинова,

Ульяновск

УлГТУ

2013

УДК

ББК

К

Рецензент кафедра «Управление персоналом» Ульяновского государственного технического университета доктор философских наук, профессор А. Н. Чекин

Одобрено секцией методических пособий научно-методическогосовета университета

Царева, В. М.

Правоведение : методические указания по подготовке к семинарским занятиям / В. М. Царева, Р. М. Камалтдинова. – Ульяновск : УлГТУ, 2013. - 68 с.

Методические указания подготовлены в помощь студентам бакалавриата всех форм обучения направлений 210700.62 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», 211000.62 «Конструирование и технология электронных средств», 210400.62 «Радиотехника».

В методических указаниях представлена тематика семинарских занятий. Для каждого семинара предлагается перечень вопросов для обсуждения, а также тесты и практические задачи.

Работа подготовлена на кафедре «Управление персоналом».

УДК

ББК

Царева В.М., Камалтдинова Р.М, составление, 2013 Оформление.УлГТУ, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

1.ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

2.СЕМИНАР №1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1План семинара.

2.2Вопросы для обсуждения.

2.3Темы докладов.

2.4Тесты.

2.5Задачи.

2.6Библиографический список.

3.СЕМИНАР №2. РОССИЙСКОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

3.1План семинара.

3.2Вопросы для обсуждения.

3.3Темы докладов.

3.4Тесты.

3.5Задачи.

3.6Библиографический список.

4.СЕМИНАР №3. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1План семинара.

4.2Вопросы для обсуждения.

4.3Темы докладов.

4.4Тесты.

4.5Задачи.

4.6Библиографический список.

5.СЕМИНАР №4. РОССИЙСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

5.1План семинара.

5.2Вопросы для обсуждения.

5.3Темы докладов.

5.4Тесты.

5.5Задачи.

5.6Библиографический список.

ВОПРСЫ К ЗАЧЕТУ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Правоведение» изучается студентами направления 210700.62 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», 211000.62 «Конструирование и технология электронных средств», 210400.62 «Радиотехника» на 2 курсе в соответствии с учебными планами и рабочими программами, разработанными на кафедре «Управление персоналом». Дисциплина включает в себя разделы: общая теория государства и права, российское публичное право, основы правового регулирования профессиональной деятельности, российское частное право.

Целью изучения дисциплины «Правоведение» является формирование у студентов знаний и умений, а также привитие ориентации к работе с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

В результате изучения дисциплины «Правоведение» студент должен:

∙иметь представление о системе норм Российского законодательства, видах правовых отраслей и особенностях их регулирования;

знать основные правовые понятия, уметь формулировать определения правовых категорий и явлений, нормы Российского законодательства;

уметь использовать полученные знания при решении практических вопросов, касающихся использования правовых норм, анализировать законодательную и практику его применения;

владеть навыками работы с правовыми нормами и их толкования, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений,

видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права;

обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, правовой и политической культурой, уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, к чести и достоинству гражданина, обладать высоким нравственным сознанием, твердостью моральных убеждений, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав и свобод и законных интересов личности, нетерпимостью к любому нарушению закона в своей профессиональной деятельности.

1. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА №1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Понятие государства и признаки государства. Роль государства в

жизни общества. Понятие права. Норма права. Источники (формы) права. Правоотношения и их участники. Правонарушение и юридическая ответственность. Законность и правопорядок в современном обществе. Правовое государство.

ТЕМА №2. РССИЙСКОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО Государственное (конституционное) право. Экологическое право.

Уголовное право. Финансовое право.

ТЕМА №3. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие правового регулирования экономических отношений и государственное регулирование и управление в сфере экономики. Административная ответственность за правонарушения в экономической сфере и сфере управления. Лицензирование отдельных видов деятельности. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

ТЕМА №4. РОССИЙСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО Гражданское право. Трудовое право. Семейное право.

2. СЕМИНАР №1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

2.1.План семинара

1.Понятие и признаки государства. Роль государства в жизни общества.

2.Понятие права. Нормы права.

3.Источники (формы) права.

4.Правоотношения и их участники.

5.Правонарушение и юридическая ответственность.

6.Законность и правопорядок в современном обществе.

7.Правовое государство.

2.2.Вопросы для обсуждения

1.Понятие государства, его признаки, роль государства в жизни общества. Понятие государственного суверенитета.

2.Понятие и признаки права, нормы права, виды норм права и их структура. Система Российского права и виды отраслей.

3.Источники права, виды и соотношение нормативных правовых актов в Российской Федерации.

4.Понятие правоотношения и его структура. Участники правоотношений.

5.Понятие и состав правонарушения. Виды правонарушений. Юридическая ответственность за совершения правонарушения.

6.Значение законности и правопорядка в современном обществе.

7.Принципы правового государства.

2.3. Темы докладов

Типы и формы государства.

Формы правления, государственного устройства, политического режима.

Проблемы и пути формирования правового государства в России.

2.4.Тесты

1.Каковы основные признаки государства, отличающие его от социальной организации первобытного общества? a)оборона, энергетика;

b)народ, власть;

c)территория, публичная власть, налоги.

2.Главный признак государства - это

a)наличие руководящих лиц;

b)наделение государственно-властнымиполномочиями;

c)наличие исполнителей.

3.Что из указанного не является элементом понятия формы государства?

a)политический режим;

b)форма правления;

c)политическая партия.

4.Право возникло:

a)позже государства;

b)раньше государства;

c)параллельно с государством.

5.По общему правилу федеральные законы вступают в силу:

a)сразу после их опубликования;

b)по истечении десяти дней после их опубликования;

c)по истечении пятнадцати дней после их опубликования.

6.Система государственных органов при помощи, которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства называется

a)аппаратом управления;

b)механизмом государства;

c)аппаратом принуждения.

7.Являются ли синонимом категории «система права» и «система

законодательства»

a)да;

b)нет;

c)да, только в правовом государстве.

8.Какое из данных понятий «шире»?

a)отрасль права;

b)правовой институт.

9.К какой части правовой нормы справедливо определение: «вид и мера наказания, если субъекты не выполнили предписания нормы или поощрения за соблюдение рекомендуемых действий»?

a)гипотеза;

b)диспозиция;

c)санкция.

10.Отличие норм права от норм морали состоит в том, что они:

a)общеобязательны для выполнения в обществе;

b)представляют собой обобщенный опыт человечества;

c)опираются на силу государства.

11.Способы выражения и закрепления правовых норм определяются:

a)как источники права;

b)как Указы Президента;

c)как подзаконные акты.

12.Федеральное собрание Российской Федерации относится к:

a)органам судебной власти;

b)органам представительной и законодательной власти РФ;

c)органам исполнительной власти.

13.Законодательство включает в себя

a)все законы и подзаконные акты;

b)только законодательные акты;

c)все законы и подзаконные акты, судебную практику.

14.Как схематично можно выразить структуру правовой нормы?

studfiles.net

Правоведение - курс лекций

МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Вишневский В.В.

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Курс лекций

Москва -2004

Вишневский В.В.Правоведение.Курс лекций.

М.:МОСУ,2004.- 80 с.

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом МОСУ.

Протокол № 7 от 27 мая 2003 г.

В конспекте лекций по курсу «Правоведение» в 1 части рассмотрены основы теории права,

без знания которых невозможна полноценная правовая подготовка современных специалистов

и изучение конкретныхотраслей права системы права России.

Во 2 части рассмотрены основы важнейших отраслей системы права России – конституционного (государственного) права, гражданского права, семейного права,

трудового права, экологического права, административного права.

Содержание лекционного курса соответствует требованиям по правоведению государственных

образовательных стандартов высшего профессионального образования для экономических специальностей.

ÓВишневский В.В.,2004

Ó МОСУ,2004

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ 1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА

Лекция 1.Введение.Роль и значение юридических знаний……………………………4

Лекция 2.Общество,государство,право…………………………………………………5

Лекция 3.Система социального регулирования. Право как нормативный регулятор .7

Лекция 4.Основные концепции происхождения и сущности права…………………..9

Лекция 5.Природа права…………………………………………………………………12

Лекция 6.Источники(формы) права……………………………………………………..14

Лекция 7.Нормативно-правовые акты…………………………………………………..18

Лекция 8.Система права………………………………………………………………….21

Лекция 9.Нормы права……………………………………………………………………24

Лекция 10.Правовые отношения…………………………………………………………26

Лекция 11.Реализация права. Понятия и значение законности и правопорядка…..…..30

Лекция 12.Правонарушения и юридическая ответственность…………………………36

Лекция 13.Правосознание и правовая культура………………………………………….40

Лекция 14.Право и экономика……………………………………………………………..42

ЧАСТЬ 2.ОСНОВЫ ОТРАСЛЕЙ СИСТЕМЫ ПРАВА РОССИИ

Лекция 15.Основы конституционного(государственного) права России……………….43

Лекция 16.Основы гражданского права России……………………………………………49

Лекция 17.Основы семейного права России………………………………………………..57

Лекция 18.Основы трудового права России………………………………………………..63

Лекция 19.Основы экологического права России…………………………………………72

Лекция 20.Основы административного права России…………………………………….76

Рекомендуемая литература…………………………………………………………………80

Задания на самостоятельную работу студентам…………………………………………..81

ЧАСТЬ 1.ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ. роль и значение ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

Право есть наука о добром и справедливом. Так определяли право древнеримские юристы. Право происходит от латинского слова «justitia » - справедливость.В настоящее время под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения (норм права),

устанавливаемых государством для регулирования найболее важных общественных отношений.

Значение и ценность права в том, что право позволяет:

1. Упорядочить и стабилизировать стихийный процесс общественного развития.

2. Выразить общие интересы и потребности отдельных лиц, социальных общностей, государств.

3. Цивилизованно решать глобальные международные проблемы.

Знание права гражданами:

1. Позволяет им компетентно исполнять свои обязанности.

2. Предостерегает их от совершения правонарушающих деяний.

3. Помогает им защитить свои права и законные интересы.

4. Позволяет им оказывать влияние на формирование общественного мнения по поводу дальнейшего развития и совершенствования права.

Существуют два подхода к правовому образованию студентов, обучающихся по неюридическим специальностям:

Узкий: студенты изучают только конкретные нормативно-правовые акты, необходимые для их профессиональной деятельности.

Широкий: студенты наряду с отраслевыми юридическими дисциплинами изучают основы теории права. В процессе изучения права студенты на первом этапе осваивают основные понятия и определения теории права, которые в дальнейшем используются для изучения конкретных отраслей права. Данный подход используется в курсе «Право России».

». Цели изучения курса:

· усвоение категориально - понятийного аппарата юридического языка, без знания которого невозможно понимание современного права;

· получение сведений об основных отраслях права, необходимых для будущей профессиональной деятельности;

· повышение правовой культуры.

В соответствии с целями изучения курса основными задачами являются:

· овладение понятийным аппаратом;

· вооружение студента правовым кругозором;

· привитие студентам ценностных ориентаций в жизни и в практической деятельности;

· формирование умения осмысливать правовые явления и процессы.

Россия = Российская Федерация = РФ

Курс начинается с изучения основ теории права и особенностей системы права России (лекции 1-14). Далее рассматриваются основы отраслей права России , знание которых предусмотрено государственными образовательными стандартами по экономическим специальностям (лекции 15-20).

Лекция 2. общество, государство и право

I. ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА,ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Под обществом в узком смысле понимается конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и пр.).

Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленных на лучшее удовлетворение общих потребностей и интересов.

Общество является сложной системой и включает в себя следующие основные элементы :

1. Отдельные личности.

2. Семьи.

3. Объединения людей (политические, трудовые, по интересам).

4. Государство как важнейший элемент общества.

Под общественными отношениями понимаются многочисленные связи между различными элементами общества в процессе их совместной деятельности.

Государство есть особая политическая организация, предназначенная для отражения и защиты интересов господствующего класса (и/или всего общества), обладающая суверенной публичной властью, устанавливающая обязательные для населения налоги и правила поведения (нормы права), располагающая аппаратом власти, управления и принуждения для придания своим велениям обязательной силы для всего населения.

Основной признак государства – наличие суверенной власти (наивысшей).

Власть – влияние на поведение населения страны.

Вторым признаком государства является право. Без права нельзя управлять государством.

Право - особый регулятор общественных отношений в форме совокупности общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Признаки государства - территория , население , флаг, гимн, налоги .

Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности.

Различают внутренние и внешние функции.

Внутренние (основные):

1. Политическая (стабильность в обществе).

2. Охранительная (все законы должны выполняться).

3. Экономическая.

4. Социальная (дети, инвалиды, пенсионеры).

5. Экологическая.

Внешние:

1. Оборона страны от внешнего нападения.

2. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность.

Форма государства включает в себя три элемента:

1. Форма правления (монархия, республика).

2. Форма государственного устройства (унитарное государство, федеративное государство).

3. Форма политического режима (демократический, антидемократический).

Россия – президентская республика с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом.

2.связь государства и права. Правовое государство

Самим фактом своего существования право обязано государству. Оно производно от него и без государства не существует. С другой стороны, государство также не может существовать без права. Право обеспечивает легитимность государственной власти.

Легитимность – законность установления власти, степень поддержки власти населением государства.

Правовое государство-это государство, вставшее на более высокую ступень своего развития с новыми признаками. Такими новыми признаками дополнительными к обычным признакам государства являются:

1.Народный суверенитет. В государстве только народ реально выступает источником всей власти, которую реализует государство.

2.Господство(верховенство) права. Правовым законам должно подчиняться и само государство.

3.Распределение функций между различными государственными органами с целью предотвращения злоупотребления властью, повышения профессионализма в государственном управлении,осуществления контроля за деятельностью государственных органов.

4.Реальное обеспечение неотъемлимых прав и свобод граждан.

5.Наличие гражданского общества, в котором государство подконтрольно обществу.

3.Понятие и виды Органов государственной власти.

Государственная власть реализуется государственным аппаратом.

Государственный аппарат – это система органов государственной власти (государственных органов) и государственных служащих.

Под государственным органом понимается такое политическое учреждение, которое участвует в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями.

По характеру выполняемых задач государственные органы подразделяются на следующие виды:

mirznanii.com

Лекции по Уголовному праву, включая спецкурс «Ответственность за экономические преступления»

232

(Лектор Кондрашова т.В.)

Общая часть

Тема: Введение в Уголовное право

1. Понятие Уголовного права: Сперва отношения в обществе регулировались религиозными нормами, где на первоначальных этапах указывалась даже мера наказания (штраф, изгнание, смертная казнь – так как народ кочевой, то нет такой меры наказания как лишение свободы, также нет дифференциации по отраслям права, карало не государство, а потерпевшие). Затем появились письменные источники. Вслед за ними в эпоху Петра появился отдельный сугубо уголовный акт. На последующих этапах происходила все большая специализация, так как выделяется уголовно-процессуальное право.

УП представляет собой и отрасль, и науку, и дисциплину. Мы рассматриваем УП как отрасль права.

Предмет УП вызывает немало споров: часть ученых считает, что у УП нет предмета, так как УП это лишь санкция за нарушение норм других отраслей права.

Другая точка зрения, которую поддерживают такие ученые как Дурманов, Казанцев состоит в том, что у УП есть предмет и этим предметом являются 3 группы общественных отношений: 1) охранительные, связанные с совершением преступления 2) связанные с удержанием лиц от совершения преступлений 3) регулятивные, которые наделяют граждан правами по защите законных интересов за счет других интересов.

3 функции УП: охранительная, привинтившая/профилактическая, регулятивная.

Методы:

- негативный/ретроспективный – применение санкций к лицу, совершившему преступление

- позитивный/перспективный – положительная оценка поведения лица, которое соответствует требованиям закона.

Происхождение слова «уголовный»: (несколько точек зрения)

  1. Спасевич: произошло от латинского «capital» - голова вследствие перевода на русский язык

  2. От английского слова «horse» - шея и от сюда выражение поплатиться шеей, то есть смертная казнь.

  3. Русская Правда: «голова» (труп), «головник» (убийца), «головщина»

Слово «уголовный» появилось лишь при Екатерине, а в начале 19 века обрело свой материальный смысл, при Екатерине это скорее было процессуальное понятие.

Определение: Уголовное право – это совокупность норм, установленных высшим органом власти, определяющих основания, принципы и пределы уголовной ответственности за совершенное преступление, а также содержащие описание действий, которые считаются преступными с точки зрения правосознания общества, и меры наказания, которые могут быть применены за эти деяния.

Взаимосвязь с другими науками:

С уголовным процессом – регулирует процесс, процедуру следственных действий.

С криминалистикой – технические приемы, как лучше произвести следственные действия.

С криминологией – изучает причины и условия преступности как явления и предлагает свои методы борьбы с ней.

С уголовно-исполнительным правом – регулирует процедуру исполнения и применения наказания.

Принципы УП: впервые закреплены непосредственно в законе, сформулированы же были Ч. Беккарио в 1774 году.

1. а) принцип законности (ст.3): никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

б) нельзя применять в УП аналогию.

2. принцип равенства граждан перед законом (ст.4)

3. принцип вины: лицо несет ответственность лишь за виновное совершенное деяние, то есть такое, которое совершено умышленно или по неосторожности.

4. принцип справедливости (ст.6)

а) наказание/иные меры уголовно-правового воздействия, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать тяжести совершенного преступления, обстоятельствам его совершения, данным о личности преступника

б) никто не может быть дважды привлечен к ответственности за одно преступление.

5. принцип гуманизма (ст.7)

а) наказание и другие меры уголовно-правового воздействия не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства:

- преступнику должна быть избрана минимально возможная/необходимая мера воздействия

- предусмотрены институты освобождения от ответственности и наказания

- институты условно-досрочного освобождения

- отсрочка исполнения приговора

б) уголовное законодательство обеспечивает безопасность человека.

studfiles.net


Смотрите также