Тема 3. Культура научной и профессиональной речи. Научный стиль в профессиональной деятельности экономиста


Тема 3. Профессиональный язык менеджеров

Терминология будущего менеджера

Менеджер –управленец, лицо которое управляет производственным или иным процессом.

Менеджмент – это экономическая наука, которая изучает управление, как процесс на всех его этапах.

Стиль руководства – бывает трёх видов:

  • Авторитарный стиль руководства – стиль руководства, основывающийся на отдаче руководителем в приказной форме распоряжения, официальном характере отношений, дистанцирование от исполнителей, широком применении наказаний, сокрытие информации.

  • Демократический – стиль руководства, основывающийся на формировании руководителем благоприятного морально-психологического климата, оказания подчинённым помощи. Привлечении их к принятию решений, широком применении поощрений.

  • Либеральный – стиль руководства, основывающийся на полной свободе по выработке своих целей подчинёнными которые сами в дальнейшем контролируют свою работу. В решении вопросов руководитель принимает минимальное участие.

Управленческая команда – коллектив высококвалифицированных специалистов разных направлений, характеризующийся тесным сотрудничеством и взаимопомощью, работающих совместно над решением тех или иных проблем.

Кадры – штатный состав работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции.

Кривая жизненного цикла - характеристика зависимости между объёмом сбыта продукта и фазами его жизненного цикла на рынке.

Менеджмент - понимается в трёх значениях:

  1. разновидность хозяйственного управления организацией или самостоятельным видом деятельности в современных условиях.

  2. группа высших руководящих лиц в хозяйственной организации

  3. совокупность научных знаний и практических навыков в области управления

Методы управления

  1. Организационные – создают необходимые условия осуществления управленческого процесса

  2. Административные – заключается в принуждении работников выполнять требуемые действия и вознаграждаются за исполнительность

  3. Экономические – основываются на предоставлении исполнителям возможности получить часть экономии, образовавшейся в результате более эффективного труда

  4. Социально-психологические – формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе и развитие личных способностей работников.

Миссия - главная цель организации.

Обратная связь – в управлении сигнал, которым подтверждается факт получения сообщения и степень понимания или непонимания его смысла.

Принципы менеджмента: 1.научность в сочетании с элементами искусства, 2.целенаправленность, 3.специализация в сочетании с универсальностью, 4.оптимальное сочетание регулирования и самоуправления, 5.учёт индивидуальных особенностей и психологии работников, межличностных отношений, 6.единство прав и ответственности в каждом звене управления, 7.состязательность, 8.вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.

Руководитель – лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках определённых полномочиями выполнять все его требования.

Функции менеджмента – основные задачи, решаемые менеджментом: планирование, организация, координация, распорядительство, контроль

Функции руководителя – основные задачи, решаемые им в системе управления

  1. стратегическая

  2. экспертно-инновационная

  3. административная

  4. коммуникационная

Внешний контроль – контроль, осуществляемый руководителем

Внутренний контроль – самоконтроль

Внешняя среда организации – совокупность объектов и условий, с которыми организация взаимодействует непосредственно или которые она должна учитывать.

Внутренняя среда организации - совокупность взаимосвязанных её элементов: разделение труда, технология деятельности, организационный порядок, взаимоотношения в коллективе.

Делегирование полномочий - передача прав принятия решений по второстепенным вопросам лицам, не занимающим официальных управленческих должностей.

Управленческая задача – совокупность требований предпринять в конкретной ситуации определённые действия, заранее установленным способом в оговорённые сроки

Иерархия полномочий – распределение полномочий по уровням управления и установление рангов каждого участника управленческой структуры.

Рынок – система многообразных экономических отношений между людьми возникающих в процессе производства распределения обмена.

Рыночная инфраструктура – это система функциональных звеньев рыночного хозяйства и соответствующая им совокупность организаций, институтов, различных служб, обеспечивающих нормальное функционирование всех составных элементов рынка.

Современный профессиональный экономический язык менеджера

Современные процессы глобализации, компьютеризации и массового использования Интернета в хозяйственных процессах требуют говорить и думать на современном экономическом языке. Развитие профессионального языка экономистов находится под влиянием политических и социальных факторов и условий.

Особенностью современного языка экономиста является выявление англоамериканского сленга в экономических терминах. Профессиональный язык экономистов достаточно многообразен, и имеет очень узкую специализацию. Существует язык экономистов – бухгалтеров, экономистов – коммерсантов, экономистов – маркетологов, экономистов – статистов, менеджеров. Но, тем не менее, среди узкой специализации наблюдается широкая интеграция субъязыков экономистов. Например: Экономическое понятие спрос и предложение является широкими интегрированными экономическими терминами.

Профессиональный инструментарий менеджера

Инструментарий экономической науки – это её законы, теории, научные школы, концепции, научные направления, факты, функции и т.д.

В состав экономического инструментария включается компоненты хозяйственного механизма (кредит прибыль рентабельность себестоимость заработная плата экономическое стимулирование и санкции экономические резервы).

Знание инструментария экономической науки позволяет найти ответы на проблемы безработицы и инфляции, дефицита бюджета и падения курсов акций, налогообложения, эффективности социальных программ

Всё множество инструментария экономической науки и практики можно классифицировать по уровням в виде дерева целей:

  • на верхнем уровне – в виде крупных классов – располагаются экономические парадигмы, экономические доктрины, экономические подходы, экономические институты

  • на втором уровне – элементы хозяйственного механизма

  • на третьем уровне – экономическое стимулирование, экономический эффект и эффективность

    1. инструментарий организации

    2. инструментарий программирования

    3. инструментарий менеджмента

    4. инструментарий экономического стимулирования и экономических санкций

    5. инструментарий экономических норм нормативов

Экономический инструментарий разделяется на фундаментальный и прикладной. К фундаментальному экономическому инструментарию относятся: верхний, первый, второй и третий уровни. Они в совокупности с экономико-правовыми и социально-экономическими категориями дают полное знание о том, как устроен экономический мир, как он сочетается с другими отраслями наук (естествознанием, обществоведением, социологией, психологией, математикой).

Должностные обязанности менеджера

Перечень обязанностей менеджера очень большой. Существующий квалификационный справочник утверждённый постановлением Минтруда обеспечивает рациональное разделение труда, создание механизма разграничения функций, полномочий, ответственности и чёткую регламентацию работников в современных условиях.

Менеджер должен иметь системное представление о структуре и тенденциях развития российской и мировой экономики, понимать многообразие экономических процессов в современном мире. Должен знать теоретические основы и закономерности функционирования экономики, принципы и понятия экономических и управленческих решений.

К должностным обязанностям менеджера относятся:

  1. Выполнять работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции.

  2. Выполнять работу по достижению высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

  3. Подготавливать исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности предприятия в целях обеспечения роста объёмов сбыта продукции и увеличения прибыли.

  4. Осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, выявлять резервы производства, разрабатывать меры по обеспечению режима экономии, повышение рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции.

  5. Определять экономическую эффективность организации труда и производства.

  6. Внедрять инновационные технологии.

  7. Участвовать в рассмотрении разработанных производственно-хозяйственных планов, по проведению работ по ресурсосбережению.

  8. Оформлять материалы для заключения договоров, следить за сроками выполнения договорных обязательств.

  9. Участвовать в проведении маркетинговых исследований и прогнозировать развитие производства.

  10. Вести мониторинг за экономическими показателями производственно-хозяйственной деятельностью.

  11. Подготавливать периодическую отчётность в установленные сроки.

  12. Выполнять работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации.

  13. Участвовать в формировании экономической постановки задач.

studfiles.net

Тема 3. Культура научной и профессиональной речи.

  1. Научный стиль. Основные функции. Языковые особенности.

Сегодня наука – важнейший фактор жизнедеятельности человека: так или иначе, каждый

человек ежедневно сталкивается с результатами ее исследования, пользуется тем, что дает наука. Продукты научной деятельности, ее исследования подчинены особой форме изложения, которая именуется научным стилем.

В России научный стиль стал складываться в первые десятилетия XVIII в., когда стала создаваться научная терминология; научные труды М.В. Ломоносова и его учеников ускорили формирование научного стиля, а окончательно он сложился во второй половине XIX в. – в период научной деятельности крупнейших ученых того времени.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера самих наук (математика, физика, филология), что позволяет говорить о специфике стиля в целом. Основное назначение всех научных произведений – изложение полученных путем исследования данных, знакомство читателя с научной информацией. Отсюда проявление основных черт научного стиля: монологический характер речи, логичность, отвлеченность, обобщенность изложения, стремление автора к точности, сжатость выражения при сохранении насыщенности содержания (поэтому нередко научный стиль называют «сухим», безэмоциональным).

Отвлеченность и обобщенность речи проявляется, прежде всего, в лексике:

почти каждое слово в научном тексте обозначает не конкретное, а общее понятие или абстрактное явление. Например: Дуб растет в разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительностью. Как видно, в отрывке из научного текста речь идет не о конкретном дереве, а о дубе вообще, о дубе как породе дерева.

Лексические особенности. Лексика научного стиля состоит из трех основных пластов: общеупотребительных слов (знание, работа, изучать и т. д.), общенаучных (элемент, фактор, анализировать, дистанционный, экспериментальный) и терминов (синтаксис, молекула и т. д.). Термины служат обозначением логически сформулированных понятий, зачастую образуют терминологическую систему той или иной науки. Например, лингвистические термины синоним, антоним, омоним, пароним объединяет греческий корень «опута», обозначающий имя, наименование, а медицинские термины объединяются

благодаря одинаковым суффиксам, так, например, суффикс – ит присущ терминам, обозначающим воспалительные процессы (бронхит, аппендицит, гайморит и т. д.). Следует отметить, что большая часть терминов - это интернационализмы, т. е. слова, встречающиеся в ряде языков и обладающие в той или иной степени фонетическими, грамматическими и семантическими сходствами (конструкция – construction, аналог – analog, система – system).

Морфологические особенности. В научных текстах существительные преобладают над глаголами. Это объясняется номинационной направленностью научного стиля, для которого главное – обозначить, описать явление. Наиболее употребительны существительные среднего рода, обозначающие абстрактные понятия: время, движение, условие, свойство, влияние, количество и т. д.

В научной речи активно используются отыменные предлоги (в течение, в связи, в отношении к), отглагольные существительные (бурение, ускорение, зрительное утомление).

Употребление глаголов и личных местоимений имеет свои особенности: круг личных форм глагола сужен – совсем не употребляются формы 2-го лица и местоимения ты, вы; ничтожен процент форм 1-го лица единственного числа. В подавляющем большинстве случаев используются наиболее отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Очень часто в научной речи глаголы используются в неопределенно-личном значении, близком к обобщенно личному. В этом случае деятелем может мыслиться любой, всякий, каждый, или же деятель совершенно неконкретен и неизвестен и даже вообще не может предполагаться: За такие активные центры принимаются атомы. Бром получают подобно хлору.

Синтаксические особенности. В научном стиле господствует логический книжный синтаксис. Научная фраза отличается структурной полнотой, ярко выраженной союзной связью, разнообразием подчинительных связей и высокой информативной насыщенностью. Для научной речи характерно преобладание сложноподчиненных предложений, в которых союзы четко отражают причинно-следственные отношения (если... то, так что, вследствие того что и т. д.).

Безличный характер изложения активизирует употребление неопределенноличных предложений (Порошок помещают в пробирку...).

Простые предложения часто встречаются в осложненном виде, например:

Информация, полученная вспомогательным опытом, требует подтверждения

(предложение осложнено причастным оборотом) и т. д. Для научного стиля особую важность приобретает правильное, четкое выделение абзацев, помогающее подчеркнуть логическую сторону речи. Последовательность в развитии мысли отражают вводные слова и словосочетания (во-первых, во-вторых, наконец, итак, таким образом). В то же время, синтаксису научной речи чужды вставные предложения, присоединительные конструкции,

лишающие высказывание целостности.

1. Формы реализации научного стиля. Научный стиль может иметь следующие разновидности (подстили): собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, учебно-научный и научно-популярный. К жанрам стиля относятся: монография, аннотация, тезисы, реферат, рецензия, статья и т. д.

Реферат представляет собой изложение – предельно сжатое и осмысленное – содержания определенного источника информации по теме (ряда статей, монографии и т. д.).

Реферат должен продемонстрировать навыки логически связного изложения научных проблем, знание источников, умение оперировать терминами и понятиями из той области науки, относительно которой выбрана тема.

В процессе работы автор должен проявить свои индивидуальные способности к творчеству, показать умение разбираться в поставленных вопросах, систематизировать теоретический материал по избранной теме, делать самостоятельные выводы.

Реферат объемом до 10-15 страниц набранного текста (компьютерный вариант через полуторный интервал) должен иметь план-оглавление, введение, изложение темы, заключение, а также список литературы. Текст работы структурируется согласно плану.

Во введении обосновываются мотивы выбора данной темы, изложена её актуальность и смысл. Примерный объем введения – 2-3 страницы.

Основная часть реферата должна представлять собой изложение проблемы, заявленной в названии, анализ и обобщение литературы, которую автору удалось изучить, раскрытие точек зрения на проблему разных исследователей и позиции самого автора.

В заключении автор обобщает изложенное, а также дает собственную оценку рассмотренных взглядов.

Список литературы приводится в конце работы. Он должен быть составлен в алфавитном порядке, включать не менее трех источников. В список вносятся только те источники, которые использовались при написании работы; необходимо указывать год и место издания; если используется статья, нужно обозначить страницы ее начала и завершения.

Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части:

Содержательная характеристика первоисточника, цель автора.

Адресат аннотируемого текста.

Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части:

Композиция, структура первичного текста.

Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Конспектирование – процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.

Конспект – особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику – интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста

различают следующие виды конспектов:

- конспект-план,

- конспект-схема,

- текстуальный конспект.

1. Терминология и профессионализмы. Термины являются смысловым ядром специального языка и передают основную содержательную информацию. В современном мире в результате роста научно-технических знаний свыше 90% новых слов, появляющихся в языках, составляют специальные слова.

Потребность в терминах гораздо выше, чем в общеупотребительных словах.

Рост числа терминов некоторых наук обгоняет рост числа общеупотребительных слов языка, и в некоторых науках число терминов превышает число неспециальных слов. Бурное образование новых дисциплин (в среднем каждые 25 лет число их удваивается) влечет за собой их потребность в собственной терминологии, что приводит к стихийному возникновению терминологий. В условиях «терминологического потопа» перед специалистами встает серьезная проблема упорядочения всего массива терминологии. И в этом случае на первый план выдвигается такой важный аспект, как нормативность. Нормативность в общем виде – это правильность образования и употребления термина. Норма в терминологии должна не противоречить, а соответствовать нормам общелитературного языка, в то же время существуют и особые требования, которые предъявляются к термину:

1. Термин должен иметь ограниченное, четко фиксированное содержание в пределах определенной терминосистемы в конкретный период развития данной области знания. Обычные слова уточняют свое значение, приобретают разные смысловые оттенки во фразеологическом контексте, в сочетании с другими словами.

2. Следующее требование – точность термина. Под точностью обычно понимается четкость, ограниченность значения.

3. Однозначность термина. Термин не должен быть многозначным..

4. Термин не должен иметь синонимов.

5. Термин должен быть систематичным. Систематичность терминологии базируется на классификации понятий, исходя из которой выделяются необходимые и достаточные признаки, включаемые в термин, после чего подбираются слова и их части (терминоэлементы) для образования термина. С систематичностью термина тесно связана его мотивированность, т. е, семантическая прозрачность, позволяющая составить представление о называемом термином понятии.

6. Краткость термина. Термин должен быть кратким. Здесь можно отметить противоречие между стремлением к точности терминосистемы и – к краткости терминов. Для современной эпохи особенно характерно образование протяженных терминов, в которых стремятся передать большее число признаков обозначаемых ими понятий. Наиболее распространены три языковых способа

образования кратких вариантов:

1) Лексическое сокращение, которое осуществляется либо опущением слова в словосочетании (электровакуумированный стабилитрон – стабилитрон, магнитный вариометр – вариометр), либо заменой словосочетания одним словом (эмиттерная область – эмиттер, паровое поле – пар).

2) Сокращение средствами словообразования. Аббревиации разного типа: электронно-лучевой прибор – ЭЛП, система управления лучом фазированной антенной решетки – СУЛ, цифровая аппаратура передачи данных – цифровая АПД, микрофонно-телефонное устройство – УМТ, вакуумный герметизированный магнитоуправляемый контакт – вакуумный геркон; гомогенный переход – гомопереход, токоведущий провод щетки электрической машины – токопровод; термины, созданные с помощью разных словообразовательных способов: аффиксации, словосложения (основосложения), субстантивации, например: воздухоприемное устройство – воздухоприемник, оросительное устройство кабины самолета – ороситель, абсорбционная колонна – абсорбер; реоплетизмовазограф – реоплетизмограф – реограф; формовочный цех – формовочная.

3) Сокращение средствами символики (типичное явление в терминологии, присущее исключительно ей): дырочная область – p-область, область собственной электропроводимости – г-область, электронно-электронный переход – ПП+- переход.

studfiles.net

Реферат: Научный стиль

Научный стиль

1. Общая характеристика научного стиля речи

1.1 Разновидности научного стиля речи

Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:

·предварительное обдумывание высказывания,

·монологический характер речи,

·строгий отбор языковых средств,

·стремление к нормированной речи.

Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия 18 века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. 18 века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу 19 века.

Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):

·собственно научный,

·научно-технический (производственно-технический),

·научно-информативный,

·научно-справочный,

·учебно-научный,

·научно-популярный.

Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:

·сообщение,

·ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка),

·рассуждение,

·языковой пример,

·объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.

Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты. Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:

·Научная тематика текстов.

·Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций.

·Логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.

·Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.

·Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.

·Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.

·Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.

Важнейшая задача научного стиля речи: объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля. Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трех типов.

1.Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы.

2.Межстилевые единицы, то есть языковые единицы стилистически нейтральные, используемые в равной мере во всех стилях.

.Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.

1.2 Лексика научного стиля

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.

Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 процентов общей лексики данного стиля.

Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). «Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, понятийный язык выступает как более абстрактный» (Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961, с. 144, 248).

О.Д. Митрофанова в работе «Язык научно-технической литературы» отмечает однообразие, однородность лексики научного стиля, что приводит к увеличению объема научного текста за счет многократного повторения одних и тех же слов. Так, по ее данным, в текстах по химии на объем текста в 150 тысяч лексических единиц приведенные ниже слова употреблены следующее число раз: вода - 1431, раствор - 1355, кислота - 1182, атом - 1011, ион - 947 и пр.

Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в…, представляет собой…, состоит из…, применяется для … и пр.

1.3 Морфология научного стиля

Языку научного общения присущи и свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк - хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключение и пр.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. Вообще, по наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.

Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.

Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении «мы совокупности» (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.

1.4 Синтаксис научного стиля

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения).

2. Жанры научной письменной и устной речи

2.1 Классификация основных жанров научной письменной речи

Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они организуют в систему все языковые средства, формирующие этот функциональный стиль, и определяют выбор лексики в произведениях научного стиля. Для этого функционального стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, причем в последнее время здесь все больше места занимает международная терминология (сегодня это особенно заметно в экономической речи, например менеджер, менеджмент, квотирование, риэлтер и проч.).

Выделяются четыре основных жанра письменной научной речи.

Собственно научный подстиль используется при написании текстов двух типов: первичных и вторичных. К жанрам первичных текстов относятся научные статьи, монографии, диссертации, дипломные и курсовые работы, публикуемые тексты докладов и т.п. Цель этих текстов - доказательство обретенной научной истины. Вторичными текстами называются те письменные и печатные работы, основная цель которых состоит в описании или изложении содержания первичных текстов. Жанрами вторичных текстов являются разного рода конспекты, рефераты, аннотации, рецензии. Основным адресатом произведений собственно научного подстиля являются представители той или иной научной специальности.

Научно-учебный подстиль выступает в учебниках, пособиях, учебных справочниках, публикуемых курсах лекций и др. учебных изданиях. Их цель состоит в передаче уже известных научных истин в ходе обучения и самообразования. Адресат данных произведений - лица, обучающиеся или повышающие квалификацию по какой-либо специальности, а также получающие общеобразовательные сведения.

Научно-справочный подстиль представлен в энциклопедических и терминологических словарях и различных справочниках для специалистов и для широкого круга пользователей. Цель этого стиля - обеспечить читателю возможность быстрого поиска нужной научной информации.

Научно-популярным подстилем пишутся тексты на научные темы для широкого круга читателей: книги, статьи, заметки, рецензии и эссе научных трудов в газетах и журналах, интервью ученых, обзоры научной жизни и научной литературы. Их цель - самым общим образом информировать читателей о тех или иных научных идеях, открытиях и изобретениях [Было бы вполне закономерно отнести научно-популярные произведения к публицистическому стилю, так как с научным стилем их сближает лишь употребление терминологии, да и то в очень ограниченном количестве. Однако отечественная языковедческая традиция относит научно-популярные тексты к научному стилю].

2.2 Классификация основных жанров научной устной речи

стиль научный письменный жанр

К устным научно-информативным жанрам относятся реферативное сообщение, лекция, доклад.

Их объединяют:

коммуникативная задача - передать в устной форме некую информацию так, чтобы она в большей или меньшей мере была усвоена слушателями;

публичный характер высказываний, когда лектор, докладчик, информатор настроен на общение с группой людей, у которой есть свой, во многом индивидуальный настрой на восприятие и говорящего, и того, что он сообщит;

дробная, порционная подача информации, ее членение на сегменты, которые содержат одну порцию нового;

учет того, что слушатели будут фиксировать (по-разному) значимую для них информацию в форме записи отдельных положений, составления более или менее развернутого плана или в форме конспекта - подробного или краткого. Учет этого обстоятельства влияет на организацию высказывания, на отбор четких, точных выражений и на его произнесение, в частности на темп речи;

подготовленный характер высказываний. При подготовке реферативного сообщения, доклада, лекции составляется план, тезисы, иногда пишется весь текст. Однако устные информативные жанры чаще всего произносятся на уровне словесной импровизации, хотя научные доклады нередко читаются. Что же касается устного реферирования и особенно лекций, то адресант, как правило, теряет контакт с аудиторией, если просто читает подготовленный текст;

монологический характер всех рассматриваемых жанров с элементами диалогизации (в большей или меньшей мере). При этом нужно различать устное реферирование, лекцию, доклад, тексты которых подготовлены в форме диалога (вопрос автора - ответ на него автора, без смены говорящего), и диалогизированный монолог - как взаимодействие с аудиторией во время словесной импровизации (предполагающее смену говорящих, включение слушателей в монолог).

Различаются эти жанры в основном по характеру информации, которая сообщается, по задаче ее восприятия и усвоения. Рассмотрим эти жанры.

В реферативном сообщении излагается подробно (или кратко), как правило, вне оценки содержание одного или нескольких книжных источников.

В последнем случае изложение приобретает обзорный характер. Делается это по правилам реферирования.

Известно, что информация, которую слушатель получает в ответ на свой вопрос, т.е. в процессе диалога, усваивается лучше. Проводились специальные опыты. Например, одну и ту же информацию - как кормить ребенка - матери получали перед выпиской из родильного дома в форме лекции врача или в ответ на свои вопросы. Диалог о режиме питания оказывался более эффективным. Нужная информация усваивалась быстрее, точнее - успешнее.

Научный доклад - это сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Это научное сообщение содержит объективно новые сведения. В учебном докладе на гуманитарные темы, в частности, эта новизна в большей мере субъективна. Она определяется наличием новых фактов или их оригинальной интерпретацией, наличием своей точки зрения, своей позиции.

Заключение

Основная задача научного стиля - предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. А это наилучшим образом достигается без использования эмоциональных средств. Ведь наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувству. Научно-техническая революция изменила и сам характер исследования. Научные проблемы решаются теперь, как правило, усилиями не одиночек, но коллективов ученых и инженеров. А это ведет к тому, что современный способ научного изложения можно определить как коллективный, или формально-логический, в котором не остается места для эмоциональности.

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Совершающаяся на наших глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, солнечный ветер - эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литературы и в меньшей степени публицистики, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учета научного стиля и его роли в жизни общества.

Итак, быстрое развитие общества, стремительный прогресс науки и техники вызывают потребность в формировании специального языка, наилучшим образом приспособленного для выражения и передачи научного знания.

Список источников

1. Максимов В.И. Русский язык и культура речи, М.: Гардарики, 2004.

. Бубнова Г.И., Гарбовский Н.К. Письменная и устная коммуникации: синтаксис и просодия. М., 1991. С. 8.

. Греков В.Ф. и др. «Пособие для занятий по русскому языку». М., Просвещение - 1988 г.

. Оганесян С.С. «Культура речевого общения» // Русский язык в школе. №5 - 1991 г.

. Скворцов Л.И. «Язык, общение и культура» // Русский язык в школе. №1 - 1994 г.

. Формановская Н.И. «Культура общения и речевой этикет» // Русский язык в школе - №5, 1993-1994 гг.

. Лихачёв Д.С. «Развитие грамматики и лексики современного русского языка». М.: «НАУКА» - 1995 г.

. В.Я. Суртаев, «Основные тенденции развития молодёжной культуры». СПБ.: РАГС - 2004 г.

. Греков В.Ф. и др. «Пособие для занятий по русскому языку». М., Просвещение - 1988 г.

. Оганесян С.С. «Культура речевого общения» // Русский язык в школе. №5 - 1991 г.

. Скворцов Л.И. «Язык, общение и культура» // Русский язык в школе. №1 - 1994 г.

. Формановская Н.И. «Культура общения и речевой этикет» // Русский язык в школе - №5, 1993-1994 гг.

. Лихачёв Д.С. «Развитие грамматики и лексики современного русского языка». М.: «НАУКА» - 1995 г.

. В.Я. Суртаев, «Основные тенденции развития молодёжной культуры».

Теги: Научный стиль  Реферат  Английский

dodiplom.ru

Научный стиль

Количество просмотров публикации Научный стиль - 163

 

Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, – это наука. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров; среди них основными являются˸ научная монография и научная статья, диссертационные работы, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия и т. п.), научно-технические произведения (разного рода инструкции, правила техники безопасности и проч.), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также жанры научно-популярной литературы.

Одним из важнейших жанров научного стиля является научная статья, которая может передавать разнообразную по своему характеру и назначению информацию и наиболее часто используется как основной источник научно-технической информации˸ именно здесь фиксируется все новое, что появляется в определенной отрасли науки. Научные статьи представлены несколькими разновидностями˸ статья – краткое сообщение о результатах научно-исследовательской и опытно-конструкторской работ; собственно научная или научно-техническая статья, в которой достаточно подробно излагаются результаты работы; передовая статья; историко-научная обзорная статья; дискуссионная (полемическая) статья; научно-публицистическая статья; рекламная статья. Каждая из разновидностей статьи отличается собственным содержанием и демонстрирует профиль журнала, где она опубликована.

Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они организуют в систему все языковые средства, формирующие этот функциональный стиль, и определяют выбор лексики в произведениях научного стиля. Для этого функционального стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, причем в последнее время здесь все больше места занимает международная терминология (сегодня это особенно заметно в экономической речи, например менеджер, менеджмент, квотирование, риэлтер и проч.). Особенностью использования лексики в научном стиле является то, что многозначные лексически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только, как правило, в одном. Например, глагол ʼʼсчитатьʼʼ, имеющий четыре значения, в научном стиле реализует преимущественно значение˸ ʼʼделать какое-нибудь заключение о ком-нибудь или чем-нибудь, признавать, полагатьʼʼ.

Читайте также

  • - Научный стиль.

    Научный стиль обслуживает сферу научного знания, основ­ная его функция – сообщение информации, а также доказательст­во ее истинности. Язык науки – это язык общения специалистов в профессиональной сфере. Научный стиль реализуется как в письменной, так и в устной форме.... [читать подробнее].

  • - Научный стиль речи

    № 35.Подберите к нейтральным или разговорным словам и конструкциям левого столбика синонимы научного стиля речи из правого столбика. обдумывание кроме того, наконец изученная литература другими словами случай подытоживать, суммировать, обобщать ... [читать подробнее].

  • - Научный стиль

      Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, – это наука. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров; среди них основными являются: научная... [читать подробнее].

  • - Научный стиль речи (основные черты).

    Научный стиль речи - одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства; он реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров. Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    Реферат Тема: Научный стиль, сфера его применения и особенности

    Автономное образовательное учреждение высшего профессионального

    образования Ленинградской области Государственный институт

    экономики, финансов, права и технологий

    Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

    Дисциплина: русский язык и культура речи

    Реферат

    Тема: Научный стиль, сфера его применения и особенности

    Выполнила : Кузнецова Татьяна

    Студентка 1 курса

    Группа №334

    Факультета менеджмента, социальной работы и туризма

    Проверила: Алексеева Ольга Васильевна

    Гатчина 2014

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………..3

    История развития научного стиля……………………………………………4

    Определение и особенности научного стиля…………………………………6

    Лексика научного стиля.………………………………………………………8

    Морфологические особенности научного стиля…………………………….9

    Синтаксические особенности научного стиля речи………………………..11

    Подстили научного стиля……………………………………………………12

    Жанры, использующие научный стиль……………………………………..13

    Заключение……………………………………………………………………14

    Список используемой литературы…………………………………………..15

     

    Введение

     

    Каждый стиль появляется в свое время — тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития. Время появления научного стиля разное в разных странах. В России научный язык и стиль начал складываться только в первые десятилетия XVIII века, когда начала формироваться русская научная терминология. Ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений и даже поэтических произведений (оды и поэмы). Научно–техническая революция середины ХХ века вызвала «информационный взрыв» поток научных публикаций. Это обусловило необходимость до минимума сокращать объем статей, сообщений, докладов, публикуемых в периодических изданиях. Увеличивается издание тезисов и кратких сообщений. Уменьшение объема научного текста потребовало выработки особых приемов устранения в нем избыточности-приемов компрессии. Современными формами научных текстов являются монографии статьи, доклады, сообщения, рецензии, рефераты, авторефераты, тезисы докладов и сообщений, отчеты о научно-исследовательской работе, диссертации.Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык.

     

    История развития научного стиляВозникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. Поэтому время появления научного стиля разное в разных странах.Изначально, стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Научные труды Пифагора, Платона и Лукреция отличались особым, эмоциональным восприятием явлений. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке стала создаваться научная терминология.Латынь стала интернациональным научным языком европейского средневековья. С одной стороны, это было удобно: ученые независимо от своего родного языка могли читать сочинения друг друга. С другой стороны, такое положение мешало формированию научного стиля в каждой стране. Поэтому развитие его протекало в борьбе с латынью. На основе национальных языков формировались средства, необходимые для выражения научных положений, мыслей.В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно.В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Именно в этот период Российская академия опубликовала ряд трудов на русском языке. В 30-е годы XVIII в. язык научных книг был самым обработанным и совершенным среди различных литературных жанров. Во второй половине этого века благодаря работам М.В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.Вслед за Ломоносовым развитию и обогащению русской терминологической лексики в различных отраслях точных и гуманитарных наук способствовали русские ученые, например, акад. И. И. Лепехин (1740—1802) —в области ботаники и зоологии; акад. Н. Я. Озерецковский (1750— 1827) — в области географии и этнографии.

    Обогащение научной терминологии производилось за счет соответствующих русских названий видов животных, растений и т. п., употребительных в местных народных говорах.

    Научный стиль русского литературного языка, основание которому было положено в трудах Ломоносова, продолжал совершенствоваться и развиваться.Основная задача научного стиля — предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. Наилучшим образом этого можно достичь без использования эмоциональных средств. Потому что наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувству. Научно-техническая революция изменила характер исследований. Научные проблемы решаются теперь усилиями не одиночек, а коллективов ученых и инженеров. Поэтому современный способ научного изложения можно определить как коллективный, или формально-логический, в котором не остается места для эмоциональности. Но такое мнение носит чрезмерно обобщенный характер: нередко в научных работах используются эмоционально-экспрессивные и изобразительные средства языка, которые заметно выделяются и придают научной прозе большую убедительность

    Определение и особенности научного стиля Научный стиль — стиль литературного языка, которому присущ ряд особенностей — таких как предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Для научной речи характерны такие стилевые черты, как логичность, строгая подчеркнутость изложения, точность, ясность, объективность, абстрактность, сжатость изложения, интеллектуальность и ряд других.В среде ученых и научных работников давно принято, что все научные тексты должны писаться в определенном строгом стиле. Это вызвано необходимостью избежать двусмысленностей и многозначностей тех или иных научных понятий. Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.Исконная форма существования научной речи — письменная (отражение действительности, логичность изложения). Научная речь должна быть строго доказательна и аргументирована. Научное изложение — непосредственное обсуждение тех или иных аспектов или результатов работы, о чем явно свидетельствует необходимость во многих случаях хотя бы частичного перехода к элементам письменного изложения (к написанию формул, демонстрации таблиц, диаграмм и т.д.).Письменная форма более удобна и надежна в смысле обнаружения малейших информативных неточностей, логических нарушений, которые неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины. Обычно научные доклады, сообщения сначала пишут, отрабатывая адекватную форму воплощения научной информации, или хотя бы составляют тезисы, план. Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа) даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. К примеру тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

    Логичность – это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками)текста.

    Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

    Ясность предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу.

    Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста.

    Эмоциональность, как и экспрессивность выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызывать определённые чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта. Хотя научное открытие воздействует независимо от способа его передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально-оценочного отношения к излагаемым событиям и фактам. Стремление к ограниченному использованию авторского “я” – это не дань этикету, а проявление отвлеченно-обобщённой стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления.

    Лексика научного стиля Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы – термины. Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным.В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики данного стиля.Для терминов характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже – в двух значениях, которые являются терминологическими:размер, тело, кислый, движение, твердый. Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика).

    Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение. А также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр.

    Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины. В любом научном тексте общеупотребительная лексика составляет основы изложения. В первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлеченным значением (бытие, сознание, фиксирует, температура). При помощи общенаучных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники (система, вопрос, значение, обозначить). Одной из особенностей употребления общенаучных слов является их многократное повторение в узком контексте.

     

    Морфологические особенности научного стиля Языку научного общения присущи свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк – хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации ( утрате лексического значения), что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля изложения. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, называющее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить – к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить – расчеты, вычисления, наблюдения. Утрата лексического значения глагола проявляется также в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят – перегонка производится; можно вывести заключение – выводится заключение и пр.Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения; Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x принял определенное значение. По наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.

     

    Синтаксические особенности научного стиля речиДля синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания – они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах: Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения.

     

    Подстили научного стиляОтличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.Научно-учебный. Адресованы будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно без специальных знаний в данной области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль. Он может варьироваться от газетных рубрик до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).

     

    Жанры, использующие научный стильНаучные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присуще свои индивидуально-стилевые черты, однако они нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

     

    ЗаключениеСфера применения научного стиля очень широка.

    Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык.

    Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, солнечный ветер — эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литературы и в меньшей степени публицистики, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учета научного стиля и его роли в жизни общества.

    Широкое и интенсивное развитие научно-технического стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров;статья, монография, учебник, патентное описание (описание изобретения), реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, спецификация, инструкция, реклама (имеющая признаки и публицистического стиля). Каждому жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.Быстрое развитие общества, стремительный прогресс науки и техники вызывают потребность в формировании специального языка, наилучшим образом приспособленного для выражения и передачи научного знания.

    kursak.net

    Научный стиль и его средства в профессиональном общении, Особенности научного текста и профессионального научного изложения мысли

    . План

    321. Особенности научного текста и профессионального научного изложения мысли

    322 оформлению результатов научной деятельности

    3221. План, тезисы, конспект как важное средство организации умственного труда

    3222 Аннотирование и реферирование научных текстов

    3223 Основные правила библиографического описания источников, оформлению призваний

    3224 Статья как самостоятельное научное произведение

    3225. Требования к исполнению и оформлению курсовой, дипломной работ

    3226. Рецензия, отзыв

    украинский научный язык (как и вообще литературная) проходит чрезвычайно ответственный этап своего формирования. И каждый из нас, кто активно оперирует языком, производя те или иные слова, формы, конструкции, отвечает за то, какой она будет структурно, насколько сохранится ее естественность, насколько она останется одна собою.

    . Александра. Сербенська

    321 Особенности научного текста и профессионального научного изложения мысли

    Научный стиль украинского языка имеет свои особенности. Его основная функция - информативная (сообщение, объяснение, выяснения, обоснования, классификация понятий, систематизация знаний, аргументированный доказательство) задачи - передача информации. Общие признаки научного стиля - поняттевисть, объективность, точность, логичность, доказательность, аргументированность, убедительность, обобщения, абстрагированную ость, выводы; языковые признаки - устная и письменная формы, широкое использование терминов и иноязычной лексики, номенклатурных названий, символов, таблиц, диаграмм, схем, графиков, цитат, преобладание сложных ре чень, форма текста - монологическая (описание, рассужденияя).

    Активно функционируя в различных формах выражения научной мысли (чаще всего - в письменной, реже - в устной), научный стиль разветвляется, по традиционной классификации, на четыре основные разновидности: вла асне научный, научно-учебный, научно-популярный, научно-публицистических.

    Научный текст - способ репрезентации научной информации, результат научного исследования

    . Особенности научного текста ^ научный текст обязательно отражает ту или иную проблему, выдвигает гипотезы, ориентирует на новое знание, характеризуются целесообразностью и рациональностью всех положений, ориентированный на достижение исследовательский кой целей и задач

    У он имеет рациональный характер, состоит из суждений, умозаключений, построенных по правилам логики науки и формальной логики;

    "/ широкое использование понятийного, категориального аппарата науки;

    / текст не основывается на образе, не активизирует чувственный мир его читателя, а ориентирован на сферу рационального мышления;

    ^ его предназначение не в том, чтобы заставить поверить, а в том, чтобы доказать, обосновать, аргументировать истину. Структура научного текста

    1. Вступительная часть, в которой определяют проблему, цели и задачи, гипотезы и методы исследования

    2. Исследовательская часть текста описывает исследования и его результаты

    3. Висновкова часть текста регламентирует выводы и рекомендации для проведения дальнейших научных исследований

    Искусство научного текста заключается в том, чтобы не только рельефно отразить отдельные его составляющие, но и интегрировать их в целостность. Общие требования к научному тексту

    o. Текст должен быть четко структурированным, передилятися на разделы и параграфы. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый раздел был самостоятельным научным исследованием по определенной составляющей общей проблемы, чтобы каждого жну составляющую были изложены в тексте, а текст был цельным, а не фрагментарном.

    o. Кроме членение текста на главы и параграфы, он детализированный деление на смысловые части, абзацы и предложения. Следует помнить, что чрезмерное дробление текста затрудняет его восприятие, поэтому абз зации должны быть обоснованными и сводиться к изложению одной мысльюи.

    o. Текст должен отличаться ком позиционность

    o. Начало и конец абзацев в научном тексте - это наиболее информативные места, другие предложения только раскрывают, детализируют, обосновывают, конкретизируют главную мысль или есть соединительными элементами

    o. Во время изложения материала необходимо избегать понятий, которые нельзя толковать однозначно

    o. В тексте не должно быть повторов, в частности, это касается выводов, написание которых предполагает новый уровень систематизации и обобщения

    o. Научный текст лишен авторского"Я"Предпочтение следует отдавать безличным формам изложения

    o. Он должен отличаться краткостью и ясностью изложения, соответствовать формуле"Мыслям просторно, а словам тесно"Это требование предусматривает предотвращение повторов, многословия, лишних слов, канцеля-ризм т.д.

    uchebnikirus.com