Тема 3. Культура научной и профессиональной речи. Научный стиль в профессиональной деятельности экономиста


Тема 3. Профессиональный язык менеджеров

Терминология будущего менеджера

Менеджер –управленец, лицо которое управляет производственным или иным процессом.

Менеджмент – это экономическая наука, которая изучает управление, как процесс на всех его этапах.

Стиль руководства – бывает трёх видов:

  • Авторитарный стиль руководства – стиль руководства, основывающийся на отдаче руководителем в приказной форме распоряжения, официальном характере отношений, дистанцирование от исполнителей, широком применении наказаний, сокрытие информации.

  • Демократический – стиль руководства, основывающийся на формировании руководителем благоприятного морально-психологического климата, оказания подчинённым помощи. Привлечении их к принятию решений, широком применении поощрений.

  • Либеральный – стиль руководства, основывающийся на полной свободе по выработке своих целей подчинёнными которые сами в дальнейшем контролируют свою работу. В решении вопросов руководитель принимает минимальное участие.

Управленческая команда – коллектив высококвалифицированных специалистов разных направлений, характеризующийся тесным сотрудничеством и взаимопомощью, работающих совместно над решением тех или иных проблем.

Кадры – штатный состав работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции.

Кривая жизненного цикла - характеристика зависимости между объёмом сбыта продукта и фазами его жизненного цикла на рынке.

Менеджмент - понимается в трёх значениях:

  1. разновидность хозяйственного управления организацией или самостоятельным видом деятельности в современных условиях.

  2. группа высших руководящих лиц в хозяйственной организации

  3. совокупность научных знаний и практических навыков в области управления

Методы управления

  1. Организационные – создают необходимые условия осуществления управленческого процесса

  2. Административные – заключается в принуждении работников выполнять требуемые действия и вознаграждаются за исполнительность

  3. Экономические – основываются на предоставлении исполнителям возможности получить часть экономии, образовавшейся в результате более эффективного труда

  4. Социально-психологические – формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе и развитие личных способностей работников.

Миссия - главная цель организации.

Обратная связь – в управлении сигнал, которым подтверждается факт получения сообщения и степень понимания или непонимания его смысла.

Принципы менеджмента: 1.научность в сочетании с элементами искусства, 2.целенаправленность, 3.специализация в сочетании с универсальностью, 4.оптимальное сочетание регулирования и самоуправления, 5.учёт индивидуальных особенностей и психологии работников, межличностных отношений, 6.единство прав и ответственности в каждом звене управления, 7.состязательность, 8.вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.

Руководитель – лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках определённых полномочиями выполнять все его требования.

Функции менеджмента – основные задачи, решаемые менеджментом: планирование, организация, координация, распорядительство, контроль

Функции руководителя – основные задачи, решаемые им в системе управления

  1. стратегическая

  2. экспертно-инновационная

  3. административная

  4. коммуникационная

Внешний контроль – контроль, осуществляемый руководителем

Внутренний контроль – самоконтроль

Внешняя среда организации – совокупность объектов и условий, с которыми организация взаимодействует непосредственно или которые она должна учитывать.

Внутренняя среда организации - совокупность взаимосвязанных её элементов: разделение труда, технология деятельности, организационный порядок, взаимоотношения в коллективе.

Делегирование полномочий - передача прав принятия решений по второстепенным вопросам лицам, не занимающим официальных управленческих должностей.

Управленческая задача – совокупность требований предпринять в конкретной ситуации определённые действия, заранее установленным способом в оговорённые сроки

Иерархия полномочий – распределение полномочий по уровням управления и установление рангов каждого участника управленческой структуры.

Рынок – система многообразных экономических отношений между людьми возникающих в процессе производства распределения обмена.

Рыночная инфраструктура – это система функциональных звеньев рыночного хозяйства и соответствующая им совокупность организаций, институтов, различных служб, обеспечивающих нормальное функционирование всех составных элементов рынка.

Современный профессиональный экономический язык менеджера

Современные процессы глобализации, компьютеризации и массового использования Интернета в хозяйственных процессах требуют говорить и думать на современном экономическом языке. Развитие профессионального языка экономистов находится под влиянием политических и социальных факторов и условий.

Особенностью современного языка экономиста является выявление англоамериканского сленга в экономических терминах. Профессиональный язык экономистов достаточно многообразен, и имеет очень узкую специализацию. Существует язык экономистов – бухгалтеров, экономистов – коммерсантов, экономистов – маркетологов, экономистов – статистов, менеджеров. Но, тем не менее, среди узкой специализации наблюдается широкая интеграция субъязыков экономистов. Например: Экономическое понятие спрос и предложение является широкими интегрированными экономическими терминами.

Профессиональный инструментарий менеджера

Инструментарий экономической науки – это её законы, теории, научные школы, концепции, научные направления, факты, функции и т.д.

В состав экономического инструментария включается компоненты хозяйственного механизма (кредит прибыль рентабельность себестоимость заработная плата экономическое стимулирование и санкции экономические резервы).

Знание инструментария экономической науки позволяет найти ответы на проблемы безработицы и инфляции, дефицита бюджета и падения курсов акций, налогообложения, эффективности социальных программ

Всё множество инструментария экономической науки и практики можно классифицировать по уровням в виде дерева целей:

  • на верхнем уровне – в виде крупных классов – располагаются экономические парадигмы, экономические доктрины, экономические подходы, экономические институты

  • на втором уровне – элементы хозяйственного механизма

  • на третьем уровне – экономическое стимулирование, экономический эффект и эффективность

    1. инструментарий организации

    2. инструментарий программирования

    3. инструментарий менеджмента

    4. инструментарий экономического стимулирования и экономических санкций

    5. инструментарий экономических норм нормативов

Экономический инструментарий разделяется на фундаментальный и прикладной. К фундаментальному экономическому инструментарию относятся: верхний, первый, второй и третий уровни. Они в совокупности с экономико-правовыми и социально-экономическими категориями дают полное знание о том, как устроен экономический мир, как он сочетается с другими отраслями наук (естествознанием, обществоведением, социологией, психологией, математикой).

Должностные обязанности менеджера

Перечень обязанностей менеджера очень большой. Существующий квалификационный справочник утверждённый постановлением Минтруда обеспечивает рациональное разделение труда, создание механизма разграничения функций, полномочий, ответственности и чёткую регламентацию работников в современных условиях.

Менеджер должен иметь системное представление о структуре и тенденциях развития российской и мировой экономики, понимать многообразие экономических процессов в современном мире. Должен знать теоретические основы и закономерности функционирования экономики, принципы и понятия экономических и управленческих решений.

К должностным обязанностям менеджера относятся:

  1. Выполнять работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции.

  2. Выполнять работу по достижению высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

  3. Подготавливать исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности предприятия в целях обеспечения роста объёмов сбыта продукции и увеличения прибыли.

  4. Осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, выявлять резервы производства, разрабатывать меры по обеспечению режима экономии, повышение рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции.

  5. Определять экономическую эффективность организации труда и производства.

  6. Внедрять инновационные технологии.

  7. Участвовать в рассмотрении разработанных производственно-хозяйственных планов, по проведению работ по ресурсосбережению.

  8. Оформлять материалы для заключения договоров, следить за сроками выполнения договорных обязательств.

  9. Участвовать в проведении маркетинговых исследований и прогнозировать развитие производства.

  10. Вести мониторинг за экономическими показателями производственно-хозяйственной деятельностью.

  11. Подготавливать периодическую отчётность в установленные сроки.

  12. Выполнять работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации.

  13. Участвовать в формировании экономической постановки задач.

studfiles.net

Тема 3. Культура научной и профессиональной речи.

  1. Научный стиль. Основные функции. Языковые особенности.

Сегодня наука – важнейший фактор жизнедеятельности человека: так или иначе, каждый

человек ежедневно сталкивается с результатами ее исследования, пользуется тем, что дает наука. Продукты научной деятельности, ее исследования подчинены особой форме изложения, которая именуется научным стилем.

В России научный стиль стал складываться в первые десятилетия XVIII в., когда стала создаваться научная терминология; научные труды М.В. Ломоносова и его учеников ускорили формирование научного стиля, а окончательно он сложился во второй половине XIX в. – в период научной деятельности крупнейших ученых того времени.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера самих наук (математика, физика, филология), что позволяет говорить о специфике стиля в целом. Основное назначение всех научных произведений – изложение полученных путем исследования данных, знакомство читателя с научной информацией. Отсюда проявление основных черт научного стиля: монологический характер речи, логичность, отвлеченность, обобщенность изложения, стремление автора к точности, сжатость выражения при сохранении насыщенности содержания (поэтому нередко научный стиль называют «сухим», безэмоциональным).

Отвлеченность и обобщенность речи проявляется, прежде всего, в лексике:

почти каждое слово в научном тексте обозначает не конкретное, а общее понятие или абстрактное явление. Например: Дуб растет в разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительностью. Как видно, в отрывке из научного текста речь идет не о конкретном дереве, а о дубе вообще, о дубе как породе дерева.

Лексические особенности. Лексика научного стиля состоит из трех основных пластов: общеупотребительных слов (знание, работа, изучать и т. д.), общенаучных (элемент, фактор, анализировать, дистанционный, экспериментальный) и терминов (синтаксис, молекула и т. д.). Термины служат обозначением логически сформулированных понятий, зачастую образуют терминологическую систему той или иной науки. Например, лингвистические термины синоним, антоним, омоним, пароним объединяет греческий корень «опута», обозначающий имя, наименование, а медицинские термины объединяются

благодаря одинаковым суффиксам, так, например, суффикс – ит присущ терминам, обозначающим воспалительные процессы (бронхит, аппендицит, гайморит и т. д.). Следует отметить, что большая часть терминов - это интернационализмы, т. е. слова, встречающиеся в ряде языков и обладающие в той или иной степени фонетическими, грамматическими и семантическими сходствами (конструкция – construction, аналог – analog, система – system).

Морфологические особенности. В научных текстах существительные преобладают над глаголами. Это объясняется номинационной направленностью научного стиля, для которого главное – обозначить, описать явление. Наиболее употребительны существительные среднего рода, обозначающие абстрактные понятия: время, движение, условие, свойство, влияние, количество и т. д.

В научной речи активно используются отыменные предлоги (в течение, в связи, в отношении к), отглагольные существительные (бурение, ускорение, зрительное утомление).

Употребление глаголов и личных местоимений имеет свои особенности: круг личных форм глагола сужен – совсем не употребляются формы 2-го лица и местоимения ты, вы; ничтожен процент форм 1-го лица единственного числа. В подавляющем большинстве случаев используются наиболее отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Очень часто в научной речи глаголы используются в неопределенно-личном значении, близком к обобщенно личному. В этом случае деятелем может мыслиться любой, всякий, каждый, или же деятель совершенно неконкретен и неизвестен и даже вообще не может предполагаться: За такие активные центры принимаются атомы. Бром получают подобно хлору.

Синтаксические особенности. В научном стиле господствует логический книжный синтаксис. Научная фраза отличается структурной полнотой, ярко выраженной союзной связью, разнообразием подчинительных связей и высокой информативной насыщенностью. Для научной речи характерно преобладание сложноподчиненных предложений, в которых союзы четко отражают причинно-следственные отношения (если... то, так что, вследствие того что и т. д.).

Безличный характер изложения активизирует употребление неопределенноличных предложений (Порошок помещают в пробирку...).

Простые предложения часто встречаются в осложненном виде, например:

Информация, полученная вспомогательным опытом, требует подтверждения

(предложение осложнено причастным оборотом) и т. д. Для научного стиля особую важность приобретает правильное, четкое выделение абзацев, помогающее подчеркнуть логическую сторону речи. Последовательность в развитии мысли отражают вводные слова и словосочетания (во-первых, во-вторых, наконец, итак, таким образом). В то же время, синтаксису научной речи чужды вставные предложения, присоединительные конструкции,

лишающие высказывание целостности.

1. Формы реализации научного стиля. Научный стиль может иметь следующие разновидности (подстили): собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, учебно-научный и научно-популярный. К жанрам стиля относятся: монография, аннотация, тезисы, реферат, рецензия, статья и т. д.

Реферат представляет собой изложение – предельно сжатое и осмысленное – содержания определенного источника информации по теме (ряда статей, монографии и т. д.).

Реферат должен продемонстрировать навыки логически связного изложения научных проблем, знание источников, умение оперировать терминами и понятиями из той области науки, относительно которой выбрана тема.

В процессе работы автор должен проявить свои индивидуальные способности к творчеству, показать умение разбираться в поставленных вопросах, систематизировать теоретический материал по избранной теме, делать самостоятельные выводы.

Реферат объемом до 10-15 страниц набранного текста (компьютерный вариант через полуторный интервал) должен иметь план-оглавление, введение, изложение темы, заключение, а также список литературы. Текст работы структурируется согласно плану.

Во введении обосновываются мотивы выбора данной темы, изложена её актуальность и смысл. Примерный объем введения – 2-3 страницы.

Основная часть реферата должна представлять собой изложение проблемы, заявленной в названии, анализ и обобщение литературы, которую автору удалось изучить, раскрытие точек зрения на проблему разных исследователей и позиции самого автора.

В заключении автор обобщает изложенное, а также дает собственную оценку рассмотренных взглядов.

Список литературы приводится в конце работы. Он должен быть составлен в алфавитном порядке, включать не менее трех источников. В список вносятся только те источники, которые использовались при написании работы; необходимо указывать год и место издания; если используется статья, нужно обозначить страницы ее начала и завершения.

Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части:

Содержательная характеристика первоисточника, цель автора.

Адресат аннотируемого текста.

Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части:

Композиция, структура первичного текста.

Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Конспектирование – процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.

Конспект – особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику – интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста

различают следующие виды конспектов:

- конспект-план,

- конспект-схема,

- текстуальный конспект.

1. Терминология и профессионализмы. Термины являются смысловым ядром специального языка и передают основную содержательную информацию. В современном мире в результате роста научно-технических знаний свыше 90% новых слов, появляющихся в языках, составляют специальные слова.

Потребность в терминах гораздо выше, чем в общеупотребительных словах.

Рост числа терминов некоторых наук обгоняет рост числа общеупотребительных слов языка, и в некоторых науках число терминов превышает число неспециальных слов. Бурное образование новых дисциплин (в среднем каждые 25 лет число их удваивается) влечет за собой их потребность в собственной терминологии, что приводит к стихийному возникновению терминологий. В условиях «терминологического потопа» перед специалистами встает серьезная проблема упорядочения всего массива терминологии. И в этом случае на первый план выдвигается такой важный аспект, как нормативность. Нормативность в общем виде – это правильность образования и употребления термина. Норма в терминологии должна не противоречить, а соответствовать нормам общелитературного языка, в то же время существуют и особые требования, которые предъявляются к термину:

1. Термин должен иметь ограниченное, четко фиксированное содержание в пределах определенной терминосистемы в конкретный период развития данной области знания. Обычные слова уточняют свое значение, приобретают разные смысловые оттенки во фразеологическом контексте, в сочетании с другими словами.

2. Следующее требование – точность термина. Под точностью обычно понимается четкость, ограниченность значения.

3. Однозначность термина. Термин не должен быть многозначным..

4. Термин не должен иметь синонимов.

5. Термин должен быть систематичным. Систематичность терминологии базируется на классификации понятий, исходя из которой выделяются необходимые и достаточные признаки, включаемые в термин, после чего подбираются слова и их части (терминоэлементы) для образования термина. С систематичностью термина тесно связана его мотивированность, т. е, семантическая прозрачность, позволяющая составить представление о называемом термином понятии.

6. Краткость термина. Термин должен быть кратким. Здесь можно отметить противоречие между стремлением к точности терминосистемы и – к краткости терминов. Для современной эпохи особенно характерно образование протяженных терминов, в которых стремятся передать большее число признаков обозначаемых ими понятий. Наиболее распространены три языковых способа

образования кратких вариантов:

1) Лексическое сокращение, которое осуществляется либо опущением слова в словосочетании (электровакуумированный стабилитрон – стабилитрон, магнитный вариометр – вариометр), либо заменой словосочетания одним словом (эмиттерная область – эмиттер, паровое поле – пар).

2) Сокращение средствами словообразования. Аббревиации разного типа: электронно-лучевой прибор – ЭЛП, система управления лучом фазированной антенной решетки – СУЛ, цифровая аппаратура передачи данных – цифровая АПД, микрофонно-телефонное устройство – УМТ, вакуумный герметизированный магнитоуправляемый контакт – вакуумный геркон; гомогенный переход – гомопереход, токоведущий провод щетки электрической машины – токопровод; термины, созданные с помощью разных словообразова