Виды профессиональной деятельности экономиста. Направление профессиональной деятельности экономиста


Виды профессиональной деятельности экономиста

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 9Следующая ⇒

 

Под профессиональной деятельностью в современной литературе понимается такой устойчивый род занятий, который отличается достаточно высокой степенью значимости для общества его результатов [2]. Под видами профессиональной деятельности понимают близкие по содержанию трудовые отношения, которые составляют целесообразное преобразование мира в интересах людей [8, с.382.].

В целом, информация о профессиях рабочих и должностях служащих содержится в общероссийском классификаторе ОКПДТР. Так же в Российской Федерации действует «Общероссийский классификатор занятий», разработанный в соответствии с Международонй стандартной классификацией занятий (ISCO). Кроме того, должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих приведены в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих». Нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника, отражены и в профессиограммах.

Обобщая требования этих документов, профессиональную деятельность экономиста можно представить как деятельность по изучению распределения обществом различных ограниченных ресурсов с целью производства товаров и предоставления услуг. От экономиста требуется перевести нормативные требования на язык конкретной производственной ситуации и на этой основе спрогнозировать свои дальнейшие профессиональные действия. Деятельность экономиста подразумевает наблюдения и исследования, сбор и анализ полученных данных, мониторинг экономических тенденций и выработку прогнозов. Для получения необходимых данных относительно организационно-экономических показателей, ими используются существующие или разрабатываются новые специальные методы и процедуры. Неотъемлемой составляющей работы экономистов является подготовка отчетов с таблицами и графиками, которые иллюстрируют результаты проведенных исследований. Одной из важных функций экономиста является выполнение требований руководящих документов в своей профессиональной сфере [3].

 

Основными видами профессиональной деятельностью экономиста в соответствии с «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» являются

учетно-аналитическая,

контрольно-ревизионная,

аудиторская,

консалтинговая,

организационно-управленческая,

нормативно-методическая.

 

2 Особенности профессиональной подготовки экономистов

 

На сегодняшний день одной из основных задач экономического образования является согласование развития профессионального образования и процесса информатизации общества. Осмысление данной проблемы можно рассматривать в различных аспектах.

Первый аспект касается изменения профессиональной сферы под влиянием информатизации общества. Информатизация общества как глобальная цивилизационная линия развития отражается на профессиональной деятельности экономиста, в которой наблюдаются такие процессы как интеграция информационных технологий в профессиональную деятельность и дифференциация видов профессиональной деятельности, связанных и использованием информационных технологий. Важным фактором информатизации профессиональной деятельности выступает и виртуализация, которая проявляется в частности в том, что современный экономист осуществляет свою деятельность не с материальными объектами, а с их аналогами – моделями, часто существующими не реально, а в сетевом пространстве. В таких условиях происходит слияние профессиональных и информационных функций специалистов, соединение предметных и информационных знаний, умений и навыков, стирание границ между отраслевыми и информационными специалистами.

Второй составляющей исследования новых требований к наличию информационных компетенций современного квалифицированного экономиста является динамика и разнообразие требований рынка труда. Обширный перечень направлений, для которых присваивается квалификация «Экономист», порождает разнообразные требования к профессиональной информационной подготовке, отраженные в профессиографической литературе, в квалификационных справочниках профессий и должностей. Ожидание работодателей наличия информационных компетенций у работников меняется одновременно с общественным прогрессом, эти ожидания фиксируются различными исследованиями требований работодателей. Так, исследования [1, 5] показывают, что российские работодатели в перечне «базовых компетенций» на первое место ставят компетенции, связанные со знанием основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; с наличием навыков работы на компьютере, с современными средствами связи, в глобальных компьютерных сетях в рамках управления информацией. С точки зрения работодателей, эффективный и результативный специалист достигает такого уровня владения персональным компьютером, при котором любая профессиональная и личностная задачи рассматриваются с точки зрения возможности их решения с помощью информационных технологий и технических средств. Профессиональная деятельность экономиста, включающая наблюдения и исследования, сбор и анализ полученных данных, мониторинг экономических тенденций и выработку прогнозов, как никакая другая, требует сочетания овладения универсальными умениями управления информационными процессами с овладением актуальными профессиональными программными продуктами.

Между тем, актуальность профессиональных программных продуктов, равно как и актуальность аппаратных средств, может измениться даже в четырехлетний период обучения будущих бакалавров. Быстрая потеря актуальности разработок в сфере информационных технологий порождает экономические, организационные и психологические проблемы внедрения новшеств в образовательный процесс и заставляет констатировать невозможность единовременного овладения информационными знаниями, умениями и навыками. Данное положение дает повод вести речь об изменении содержания образования и педагогических технологий, как об одном из аспектов информатизации и модернизации образования.

Читайте также:

lektsia.com

Сферы профессиональной деятельности экономиста

Экономические процессы организации нуждаются в постоянном контроле и регулировании вне зависимости от сферы ее деятельности. Коммерческие и некоммерческие организации, организации социальной сферы и промышленные предприятия для долгосрочного стабильного развития используют современные методы управления.

Современный экономист на промышленном предприятии решает целый комплекс задач. В соответствии с направленностью влияния экономическая политика предприятия подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Составляющие внешней экономической политики предприятия отражают процессы взаимодействия предпринимательской структуры с экономическими агентами из внешней среды - партнерами, органами государственной власти и государственного контроля, конкурентами, поставщиками и потребителями. Внутреннюю экономическую политику предпринимательской структуры целесообразно разделить на составляющие по признаку функциональных областей: маркетинговая политика; производственная политика; финансовая политика; кадровая политика; инновационная политика. В свою очередь, маркетинговую политику целесообразно разделить на: политику исследования рынка; ценовую политику; сбытовую политику; товарную политику.

Производственная политика может быть разделена на технологическую политику и техническую политику. Финансовая политика - совокупность учетной политики; налоговой политики; инвестиционной политики; политики распределения прибыли или предпринимательского дохода. Кадровая политика также может быть разделена на политику подбора кадров; политику мотивации персонала; политику взаимоотношений с организованными группами работников, в том числе с профсоюзами.

Разнообразие этих экономических задач диктует необходимость профессионального разделения труда, однако необходимо помнить и о комплексном, системном подходе. Таким образом, формирование экономической стратегии должно быть базовым элементом управления любой организации. Реализация таких стратегических вопросов находится в компетенции руководителя организации (топ-менеджмента).

Целеполагание, как основа дальнейшей деятельности организации, является ключевым видом деятельности руководителя. Решение таких вопросов, как расширение сферы деятельности, выход на международные рынки, принципов ценообразования и продвижения определяет дальнейшие результаты финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, именно руководитель обладает большими возможностями в формировании и развитии производственно-хозяйственных связей предприятия, регулировании корпоративной культуры (которая косвенно определяет ценности сотрудников и соответственно влияет на результат их труда), совершенствовании организационной структуры управления и системы распределения полномочий и ответственности. Используя и развивая свои лидерские качества и имея реальную власть руководитель в силах повысить мотивацию к труду у своих сотрудников, наладить эффективный контроль за всеми организационными процессами, повысить статус организации в профессиональном сообществе.

Однако руководитель не в состоянии контролировать и регулировать весь экономический блок. На следующем уровне управлении главный бухгалтер, главный экономист (руководитель планово-экономического отдела), заместитель директора по коммерческим вопросам, заместитель директора по финансам, руководитель отдела материально-технического снабжения, руководитель отдела маркетинга решают текущие экономические вопросы. В случае необходимости, например, в кризисных ситуациях, на предприятиях могут действовать комитеты, состоящие из сотрудников самого предприятия или привлеченных экспертов, которые оказывают консультационные услуги топ-менеджменту компании. Примером таких комитетов может быть комитет по антикризисному управлению, по стратегическому планированию и прогнозированию, по управлению рисками.

Главный бухгалтер осуществляет руководство учетной и налоговой политиками предприятия.Главный бухгалтер и его подведомственная служба (бухгалтерия) выполняют следующие должностные обязанности:

· ведут работу по подготовке первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций;

· согласовывают с директором направления расходования средств с рублевых и валютных счетов организации;

· осуществляют экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности организации;

· участвуют в подготовке мероприятий системы внутреннего контроля, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства;

· контролируют соблюдение установленных правил и сроков проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств;

· контролируют взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;

· организуют учет доходов и расходов организации;

· обеспечивают составление достоверной отчетности организации;

· обеспечивают правильное начисление и своевременное перечисление платежей и взносов.

В составе бухгалтерии могут выделяться такие сектора как расчетный, сектор доходов и расходов, производственный, материальный, учета основных средств, сводный. В организации, где применяются современные системы учета, выделяются сектора бюджетирования, управленческого учета и анализа, внутреннего аудита и др.

На начальника планово-экономического отдела возлагаются следующиефункции:

· осуществление руководства работой по экономическомупланированию на предприятии;

· организация работы по учету и анализу результатовпроизводственно-хозяйственной деятельности;

· учет по всем показателям работы предприятия, подготовкуустановленной отчетности;

· разработка унифицированной плановой документации, экономическихстандартов;

· внедрение средств механизированной и автоматизированнойобработки плановой и учетной информации.

В зависимости от организационной структуры, в состав ПЭО могут входить следующие экономические блоки — планирования и прогнозирования, отдел труда и заработной платы, бюро цен, статистической отчетности и др.

В части планирования деятельностипредприятия происходит формирование единой экономической политики предприятия на основе анализа состояния и тенденций развития отрасли, формирование и определение экономической стратегии развития предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям, руководство подготовкой проектов текущих планов подразделениями предприятия по всем видам деятельности в соответствии с заказами контрагентов и заключенными договорами, комплексный анализ всех видов деятельности предприятия, подготовка предложений по конкретным направлениям изучения рынка с целью определения перспектив развития предприятия.

Статистический и аналитический блоквключает подготовку статистической отчетности в установленные сроки, разработку унифицированной документации, экономических стандартов, внедрение средств механизированной и автоматизированной обработки плановой и учетной документации, разработку методик, рекомендаций, нормативно-инструктивной документации по вопросам экономики, оплаты труда, ценовой политики, совершенствования статистической отчетности.

Формирование ценовой политики предприятия подразумевает разработку плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы (услуги) с учетом спроса и предложения и с целью обеспечения запланированного объема прибыли, составление нормативных калькуляций продукции и контроль за внесением в них текущих изменений планово-расчетных цен на основные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, используемых в производстве, подготовку заключений на проекты оптовых цен на продукцию предприятия, анализ роста цен на аналогичную продукцию конкурентов, разработку экономических нормативов затрат на осуществление деятельности предприятия и представление их для согласования в финансовый отдел, корректировку их с учетом инфляционных процессов, разработку планов операционных затрат на осуществление деятельности предприятия по источникам финансирования на год и по кварталам.

Отдел труда и заработной платы решает ключевые вопросы связанные с формированием штатного расписания, нормированием труда, аттестацией и оценкой персонала, формированием системы мотивации сотрудников. В данном отделе могут работать инженер по нормированию труда, который тесно взаимодействует с линейными производственными подразделениями, а также экономисты по труду и заработной плате, которые выполняют задачи, связанные с анализом производительности труда, численности персонала и его структуры, планированием фонда оплаты труда и анализом его текущего уровня.

Крупный блок экономических вопросов лежитв сфере коммерции —осуществлении торговой и торгово-посреднической деятельности. В промышленных предприятиях эти функции чаще всего возлагаются на заместителя директора по коммерческим вопросам (коммерческий отдел), отдел материально-технического снабжения, отдел маркетинга. В части реализации произведенной продукции решаются такие вопросы, как анализ и сегментирование рынка, поиск заказов и реализация мероприятий по привлечению клиентов, корректировка ценовой политики организации в зависимости от статуса клиента, разработка стратегии продвижения продукции. В части материально-технического снабжения осуществляется анализ и отбор поставщиков сырья и материалов, планирование и формирование производственных запасов, организация деятельности по транспортировке, складированию и хранению материалов, формирование устойчивых производственно-хозяйственных связей [30]

Специфические виды деятельности расширяют круг должностных обязанностей экономиста. Например, в банковской деятельности вопросы управления экономикой и финансами весьма разнообразны: работа с банковскими счетами физических и юридических лиц, пластиковыми картами, ценными бумагами, обслуживание кредитных линий (развитие различных форм кредитования бизнеса, потребительского и ипотечного кредитования), осуществление валютно-кассовых операций, проведение операций на рынке межбанковских кредитов, осуществление платежных переводов и расчетов с использованием различных форм (чеки, платежные поручения, инкассо и т. д.), подготовка и анализ статистической отчетности.

Известно, что клиенты банка подразделяются на два блока — физические и юридические лица.

Работа операциониста по обслуживанию физических лицсостоит в оформлении и выдаче вкладов населения, начислении процентов по вкладам, приеме и выдаче денежных переводов, открытии текущих счетов физическим лицам, работе с банковскими картами, оформлении различных платежей и иных операций, проводимых данным банком с физическими лицами.

Работа операциониста по обслуживанию юридических лицсостоит в приеме и проверке расчетных документов от клиентов юридических лиц и проведении операций по их счетам, открытым в банке, приеме от предприятий и организаций денежных чеков на выдачу наличности и объявлений на взнос наличных, операций по корпоративным пластиковым картам и прочих операций, которые связаны с банковскими счетами юридических лиц в данном банке.

Кроме того, сотрудники данного отдела осуществляют подготовку и отправку всех платежей, совершенных клиентами банка в течение всего операционного дня, готовят ответы на запросы многочисленных контролирующих органов, касающихся операций по счетам клиентов.

Отдел кассовых операций производит кассовое обслуживание клиентов, проще говоря, принимает и выдает наличные деньги. Сотрудники, работающие здесь – кассиры, кассовые работники должны иметь навыки работы с наличными денежными средствами.

Работа в банке в кредитном отделе - это сложный процесс, который состоит из нескольких этапов:

1. Переговоры с потенциальным клиентом, оценка его кредитоспособности и платежеспособности. На данном этапе экономист кредитного отдела оценивает возможность потенциального клиента погасить запрашиваемый кредит, оценивает риски банка, связанные с данным клиентом. Делается это на основе финансовой отчетности клиента и требует опыта и хорошего знания анализа финансового положения юридических и физических лиц.

2. Оформление документов на выдачу кредита и непосредственно подготовка распоряжений в операционный отдел о зачислении (выдаче) клиенту кредитных денежных средств. Как правило, каждый банк имеет типовые договора на выдачу кредитов, договора залогов и договора поручительства.

3. Сопровождение выданного кредита. Сложный и ответственный этап, требующий опыта и отличного знания нормативных актов Банка России, касающихся кредитования и создания резервов. Сотрудники (экономисты) кредитного отдела, курирующие данный этап: отслеживают правильность и своевременность погашения платежей по кредитам, выдачу и погашения овердрафтов и кредитных линий, формируют профессиональные суждения о категориях качества выданных кредитов с целью создания или уточнения размера резервов на возможные потери, проверяют состояние залогов по выданным кредитам (если в банке нет отдела залогов).

Специалисты отдела работы с ценными бумагами занимаются операциями банка, связанными с обращением векселей (учтенных и собственных), сертификатов, а также операциями банка и его клиентов на фондовом рынке.

Все операции банка с иностранной валютой проводят специалисты валютного отдела. В их функции входит, в том числе, анализ изменения курсов иностранных валют с целью установления курсов по валютным операциям банка. Одним из направлений деятельности валютного отдела является направление международных отношений, обычно это направление выделяется в отдельные подразделения.

Одна из важных задач специалистов валютного отдела банка – осуществление валютного контроля. Основная цель валютного контроля – не допустить нарушений валютного законодательства РФ при осуществлении расчетов клиентами в иностранной валюте, а также при расчетах с нерезидентами. Специалист валютного отдела - валютный контролер на основании предоставленных клиентом документов (договоров, контрактов и т.д.) курирует каждую сделку, попадающую под валютный контроль.

Отдел финансового мониторинга в своей деятельности руководствуется Законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Цель ее – выявление операций клиентов, подлежащих контролю и носящих подозрительный характер исходя из положений данного закона. Одна из задач сотрудников отдела финмониторинга - проводить обучение специалистов других отделов и контролировать исполнение требований закона на местах.

Особое внимание в современных условиях получают вопросы оценки платежеспособности клиентов, валютных рисков, развития инновационных форм расчетов и платежей.

 

Вопросы к самостоятельной подготовке и обсуждению:

1. Что понимается под терминами «социальный менеджмент», «менеджмент в социальной сфере»?

2. Выделите основные компетенции современного профессионала в сфере менеджмента и финансов.

3. Изучите сферы деятельности экономиста в страховых компаниях, инвестиционных фондах, трейдерских компаниях.

4. Каким образом развитие технологий меняет требования к квалификации и компетенциями экономиста?

5. Какие виды предпринимательской деятельности вы знаете? Выделите проблемы развития предпринимательства в РФ.

 

Заключение

Курс «Основы профессиональной деятельности» предполагает изучение обширного материала не только экономической теории, но и многих прикладных экономических дисциплин. Составители учебного пособия понимают эту проблему и предполагают, что предложенное ими пособие заинтересует и подвигнет студентов к дальнейшему изучению экономических вопросов и дисциплин.

Пособие знакомит студентов с основными понятиями экономики и управления, выделяет проблемы макро- и микроэкономики. Полученные в ходе изучения дисциплины знания и навыки составляют базовые представления о профессиональной деятельности, формируют мотивированную программу на дальнейшее обучение в рамках избранной специальности.

В результате проведенной работы студент расширяет собственный кругозор, знакомится с базовыми экономическими законами и принципами производственно-хозяйственной деятельности экономических агентов, получает первоначальные навыки информационно-аналитической работы и организационно-управленческой деятельности.

Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы студентов. Это время целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и практических рекомендаций лидеров отечественной и мировой экономики.

Это поможет в дальнейшем студентам полнее изучить все спектры экономической науки и наметить для себя новые пути ее познания.

 

Глоссарий

1. Аналитические экспертные оценки – предполагают длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния, путей развития прогнозируемого объекта. Метод дает возможность эксперту использовать всю необходимую информацию об объекте прогноза. Свои соображения эксперт оформляет в виде докладной записки.

2. Аналоговые модели – изображают предметы или ситуации, заменяя различные реальные элементы другими, отличающимися формой или свойствами. Например, озеро на карте изображается голубым цветом. Изображение денежного потока компании, на первый взгляд, похожее на вертикальную диаграмму, тоже является аналоговой моделью.

3. Блага- продукты и услуги, это материальные и нематериальные средства удовлетворения человеческих потребностей, которые, в свою очередь, делятся на потребительские блага и блага производственного назначения.

4. Бюджетное ограничение- ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.

5. Валовой внутренний продукт -совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведённой в экономике страны за год, независимо от источника использованных ресурсов.

6. Валовой национальный продукт - совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведённой в экономике страны за год, исключая стоимость продукции, произведённой на предприятиях, принадлежащих иностранцам.

7. Взаимодополняющие товары- товары, для которых существует обратная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой.

8. Воспроизводство в экономике- повторение процесса производства. Различают простое и расширенное воспроизводство.

9. Групповой подход к принятию решений – менеджер и один или более служащих работают вместе над одной проблемой.

10. Демократический подход – решения принимаются в пользу большинства.

11. Денежная масса- совокупность всех имеющихся в обращении денег, и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

12. Денежная система -форма организации денежного обращения в той или иной стране, которая сложилась исторически и закреплена национальным законодательством, включает в себя следующие элементы: денежную единицу, эмиссионную систему, виды денег, институты регулирования денежной системы.

13. Денежное обращение- движение денег при выполнении ими своих функций.

14. Дерево решений — схематичное представление проблемы принятия решений.

15. Дефицит- величина, на которую объём спроса превышает объём предложения при ценах ниже равновесной.

16. Дефлятор ВВП- индекс цен, рассчитываемый для всех произведенных в экономике товаров и услуг, исчисляется как отношение номинального ВВП к реальному ВВП.

17. Децентрализованный подход – поощряет менеджеров передавать ответственность по принятию решений на более низкий управленческий уровень.

18. Динамический риск — риск непредвиденных изменений стоимости основного капитала (вследствие принятия управленческих решений) или рыночных, политических условий, которые могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам.

19. Добавленная стоимость- стоимость, добавленная переработкой, представляет собой разность между стоимостью произведённой продукции и стоимостью предметов труда, использованных в производстве этой продукции.

20. Заключительный контроль –осуществляется после того, как работа выполнена.

21. Закон возрастающих альтернативных издержек - по мере увеличения объёма производства данного блага альтернативные издержки производства дополнительных единиц блага возрастают.

22. Закон предложения показывает прямую зависимость между изменением цены и величиной спроса в определённый период времени.

23. Закон спроса- при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.

24. Закон убывающей отдачи - в коротком периоде, когда величина производственных мощностей является фиксированной, предельная производительность переменного фактора будет уменьшаться, начиная с определенного уровня затрат этого переменного фактора.

25. Закон убывающей предельной полезности - с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.

26. Запас финансовой прочности предприятия – разница между выручкой от реализации и порогом рентабельности. При этом под порогом рентабельности понимается такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей.

27. Запрограммированное решение – результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

28. Заработная плата - доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги.

29. Издержки производства- затраты предприятия на производство товара.

30. Импульсивные решения – решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", "рывками".

31. Инвестиции- затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов.

32. Индивидуальные экспертные методы – основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля независимо друг от друга.

33. Индивидуальный подход — принятие решений только менеджером.

34. Инертные решения – становятся результатом осторожного поиска. Контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

35. Интуитивное решение — выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен.

36. Капитал- всё то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг, в частности, это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации.

37. Качественный анализ – имеет главной задачей определение факторов риска, этапов и работ, при выполнении которых этот риск возникает.

38. Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.

39. Количественные (формализованные) методы принятия решений – основаны на использовании научно-практического подхода, предполагающего выбор оптимального решения с использованием средств вычислительной техники, путем обработки больших массивов информации.

40. Количественный анализ – означает численное определение размеров отдельных видов рисков и риска проекта в целом.

41. Контроль — одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений.

42. Кривая производственных возможностей- график, который показывает максимально возможные объёмы производства благ при данных ресурсах и их полном использовании.

43. Кривая спроса- графическая иллюстрация закона спроса, показывает объёмы товаров и услуг, которые готовы приобрести потребители по различным ценам в данный период времени.

44. Макроэкономика -разделэкономическойтеории, которыйкасаетсяопределенияагрегатныхисредних показателей, характеризующихсостояниеэкономики. Макроэкономикаизучаетфакторы, определяющие совокупныеразмерызанятостиипроизводства, исследует, какимобразомпотреблениеиинвестирование влияютнарасширениепроизводственныхмощностей, отчегозависятобъемыимпортаиэкспортастраны.

45. Метод интервью – предполагает беседу прогнозиста с экспертом, в ходе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта.

46. Метод Ринги– получение согласия на решение проблемы путем опроса без созыва заседания.

47. Методы коллективной экспертной оценки – состоят в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития объекта, которая не может быть определена другими методами (например, аналитическим расчетом, экспериментом и т.д.).

48. Микроэкономика - раздел экономической теории, в котором изучаются проблемы потребительского выбора и выбора производителей, совершаемых на микроуровне.

49. Модель – упрощенный аналог действительности.

50. Монетаризм(от лат. "монета" - денежная единица, деньги) - одно из важнейших направлений современной экономической мысли. Важнейшей особенностью монетаризма как экономической школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному фактору, количеству денег в обращении. По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода.

51. Моральный износ основного капитала- снижение его стоимости в результате появления более эффективной техники или в результате повышения эффективности в производстве данного вида оборудования.

52. Морфологический анализ – упорядоченный способ рассмотрения предметов и получения систематизированной информации по всем возможным решениям изучаемой проблемы.

53. Мотива́ция— побуждение к действию; психофизический процесс , управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

54. Написание сценария — метод, с помощью которого устанавливается логическая последовательность событий с целью показать, как, исходя из существующей ситуации, может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта исследования. Описание обычно совершается в явно выраженных временных координатах.

55. Натуральное хозяйство- тип хозяйства, в котором продукты производятся лишь для внутрихозяйственного потребления, для удовлетворения собственных потребностей производителя, в отличие от товарного хозяйства, где продукция производится для продажи.

56. Незапрограммированные решения – требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения.

57. Нематериальные потребности- потребности, удовлетворяемые в нематериальной форме, т. е. это потребности духовные, этические, эстетические, например, потребность в творчестве, в любви к людям, в знаниях, в общении с природой, в красоте, в знании прошлого и предвидении будущего.

58. Неопределенность – такая ситуация при принятии решения, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это может иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации.

59. Неформальные (эвристические) методы принятия решений – как правило, основываются на аналитических способностях людей, принимающих решения.

60. Номинальная заработная плата - сумма денег, получаемая за выполнение некоторой трудовой услуги.

61. Норма амортизации- отношение годовой суммы амортизационных отчислений к полной стоимости основного капитала, выраженное в процентах.

62. Норма прибыли- отношение величины полученной прибыли к величине всего авансированного капитала.

63. Обмен- сфера (стадия) движения произведённых продуктов и услуг, где происходит взаимный обмен деятельностью между людьми в форме обмена результатами труда на возмездной основе.

64. Общественное производство- часть экономической системы, представляющая собой множество предприятий, отраслей производства, сфер экономики, связанных между собой в единое целое разделением труда и специализацией.

65. Общественные блага- блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, например, свет маяка в море, оборона, уличное освещение. Проблема производства общественных благ - один из недостатков рынка, - существует потребность в общественных благах, но платёжеспособный спрос и предложение этих благ рынок не формирует.

66. Олигополия- функционирует несколько фирм, продаются дифференцированные или стандартизированные товары, доступ на рынок затруднён, контроль над ценами ограничен взаимозависимостью фирм, возможен сговор в ценообразовании, характерна неценовая конкуренция.

67. Операционные решения – принимаются на среднем или низком уровне управления. Они в основном являются частью краткосрочных планов.

68. Описательная модель (физическая) – изображает предмет или ситуацию, показывая нам, как они выглядят. Подобные модели содержат большую долю конкретных деталей и относительно малую долю абстракции. Например, архитектурная модель нового завода.

69. Определенность – такая ситуация при принятии решения, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора.

70.Организация— процесс, деятельность по созданию или усовершенствованию взаимосвязей между частями и элементами с целью внесения упорядоченности в процессы и повышения их эффективности

71.Организация — группа людей, действующих совместно для достижения общих целей.

72. Основной капитал - это часть капитала предприятия которая используется в течение многих производственных циклов и стоимость которых включается в издержки и в цену продукции не целиком, а по частям.

73. Осторожные решения – характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

74. Переменные издержки - затраты предприятия на производство продукции, зависящие от объёмов производимой продукции.

75. Повременная заработная плата - денежная оплата труда наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества отработанного им времени в соответствующих единицах измерения (час, день, неделя, месяц, год).

76. Полезность блага - удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага, в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.

77. Полные, или валовые, издержки - сумма постоянных и переменных издержек.

78. Положительный эффект масштаба - это сокращение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства.

79. Постоянные издержки -это затраты предприятия, не зависящие от объёма производимой продукции.

80. Потребительский выборпредставляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.

81. Потребительский наборпредставляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении.

82. Потребление - использование благ для удовлетворения человеческих потребностей.

83. Потребности - нужда или недостаток в чём-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом.

84. Правило максимизации полезности - потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ. Другая формулировка: Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей этих благ равняется отношению цен благ.

85. Предварительный контроль – осуществляется до начала работ.

86. Предельная полезность любого блага - величина дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.

87. Предложение -количество товаров и услуг, которые производитель готов произвести для продажи по конкретной цене из ряда возможных цен в определённый период времени.

88. Предмет экономической теории (экономики)1. Экономическая теория изучает ту часть общественного устройства, которая называется экономической системой. 2. Экономическая теория изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов. 3. Экономическая теория изучает проблему эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей.

89. Предметы труда - то, на что человек воздействует в процессе труда и что составляет материальную основу будущего продукта, например, сырьё, различные материалы.



infopedia.su

2 Общая характеристика направления «Экономика»

2.1 Квалификационная характеристика

Экономиста

«Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, финансовые, кредитные и страховые учреждения, органы государственной и муниципальной власти, академические и ведомственные научно-исследовательские организации, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы.

Бакалавр по направлению подготовки 080100 Экономика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

расчетно-экономическая;

аналитическая, научно-исследовательская;

организационно-управленческая;

педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Бакалавр по направлению подготовки 080100 Экономика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

расчетно-экономическая деятельность

подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;

разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;

аналитическая, научно-исследовательская деятельность;

поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;

подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;

проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;

участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

организационно-управленческая деятельность;

участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;

организация выполнения порученного этапа работы;

оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;

участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений;

педагогическая деятельность;

преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

studfiles.net


Смотрите также