ТИПОВАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЛОГИСТА. Может ли экономист работать логистом


Профессия: Специалист по логистике :: Федеральный образовательный портал

Алексей Трифонов, Руководитель отдела логистики Торговой компании Haier Rus

«Правильно сформулировать задачу – значит уже наполовину решить ее». Специалист по логистике – это человек, который при любых, даже самых непредсказуемых обстоятельствах умеет обеспечить доставку товара строго по назначению и точно в срок.

— Алексей, давайте для начала определим, чем занимается отрасль, в которой вы работаете.

— Это прикладная сфера экономики, которую, впрочем, некоторые рассматривают как часть экономической науки. По сути, логистика обеспечивает оптимальной способ движения товарных потоков от продавца к покупателю. В данном случае оптимальный способ – это тот, который способен обеспечить минимальные финансовые издержки. На практике существуют разные виды логистики: закупочная, транспортная, складская…

— Какими из этих видов логистики занимаетесь вы?

— Наш отдел, подобно логистическим подразделениям большинства других дистрибьюторских компаний, занимается главным образом транспортной логистикой. И, в частности, такой специфической ее составляющей, как таможенная логистика. Ведь наша компания является российским торговым представительством огромной китайской корпорации, производящей бытовую технику. Соответственно, будучи субъектом внешнеэкономической деятельности, особое внимание мы уделяем таможенной логистике ‑ таможенному оформлению, таможенной очистке.

Лет десять тому назад таможенная логистика была чуть ли не самым главным логистическим направлением – тогда от тех, кто ею занимался, сильно зависели расходы на «растаможивание», то есть таможенную очистку, того или иного товара. В большинстве случаев, имея определенную квалификацию, их можно было существенно оптимизировать.

— Что же теперь изменилось?

— Появились четкие нормативные акты, не позволяющие подводить один и тот же товар то под одну, то под другую классификацию и, тем самым, влиять на размер пошлины. Для классификации существует «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности» (ТНВЭД) – ее определяет Федеральная таможенная служба. В ТНВЭД классифицированы все возможные товары для ввоза на территорию РФ. Согласно этому документу товару присваивается определенный номенклатурный код – по нему определяется и пошлина, и НДС, который необходимо уплатить при таможенной очистке товара, и документы, которые должны быть представлены для этого. Таким образом полностью и однозначно определяется вся процедура пересечения товаром границы и его таможенной очистки.

— В результате вся нагрузка по оптимизации теперь ложится на тех, кто занимается не таможенной, а собственно транспортной логистикой?

— Если не вся, то большая часть. Конечно, многое зависит от характера деятельности компании. Скажем, я упоминал такой род деятельности, как складская логистика. Торговые фирмы вроде нашей обычно пользуются услугами специализированных складских компаний, а сами организацией склада не занимаются. У нас в России существует очень много складских площадей, между ними серьезная конкуренция, так что есть, из чего выбрать. Между тем, складская логистика ‑ это весьма серьезная и значимая область. Пока подавляющее большинство составляют полуавтоматические склады – наши людские ресурсы и структура занятости к этому располагают.

Но некоторые крупные компании в других секторах дистрибьюторского бизнеса создают собственные складские комплексы, причем практически полностью автоматизированные. И складская логистика становится чуть ли не ключевой частью всей их логистической структуры. Само собой разумеется, что это весьма дорогостоящее капитальное вложение осуществляется только тогда, когда оно способно дать дистрибьютору решающие конкурентные преимущества.

— Но это, как я поняла, не ваш случай…

— Для наших объемов торговли заводить собственные склады нецелесообразно. Даже куда более крупные компании не считают это нужным – например, среди наших клиентов есть огромные сетевые структуры, которые, как и мы, арендуют складские помещения. У них имеются другие методы оптимизации логистических расходов, в том числе специальные компьютерные программы: сотни наименований товаров, десятки поставщиков, тысячи сотрудников – без математического инструмента оптимизации им не обойтись. А у нас как дистрибьютора продукции единственного предприятия – свои методы. Все проще и наглядней.

Скажем, приходит ко мне коммерческий директор и дает параметры товара, который компания намерена продавать: название, краткое описание, технические характеристики.

Я прежде всего обращаюсь к ТНВЭД - товарная номенклатура существует и в электронном виде в Интернете, и в виде книжечки – «Справочник ТНВЭД». Если у меня возникают сомнения по поводу классификации нашего товара, я могу попросить меня проконсультировать инспектора, занимающегося таможенной очисткой на том посту, через который предполагается везти товар. В итоге товар получает номенклатурный код, а я узнаю размер пошлины и то, какой набор документов нам понадобится.

Затем, я могу запросить у завода-производителя физические характеристики. Мне надо знать, как пакуется товар – что-то пакуется только в один ряд; что-то можно ставить одно на другое в десять рядов. Эти вопросы надо уточнять, потому что от этого зависит, сколько в ту ли иную транспортную единицу ‑ морской контейнер или грузовик ‑ поместится товара.

Получив от меня все эти сведения, наш коммерческий отдел подсчитает, сколько нам будет стоить привезти этот товар для продажи, а потом сравнит полученную сумму с рыночной ценой. И решит, сможем ли мы с выгодой продавать этот товар при таких издержках – или надо искать пути их уменьшения, а то и вовсе выбрать другой товар для продажи…

Это, разумеется, очень упрощенная схема нашей работы. Но в общем и целом приблизительно так все и происходит.

— Вы говорили, что главное в вашей работе – транспортная логистика. Можно поподробнее рассказать о ней?

— Наш поставщик имеет много заводов, в том числе в других странах. Скажем, часть телевизоров производится на китайском, а часть – на польском заводе. А холодильники, например, производятся в Китае и в Италии. Если европейские производители обычно идут на размещение заводов за рубежом в поисках дешевой рабочей силы, то китайцы озабочены приближением производства к рынкам сбыта и некоторым специфическим запросам этих рынков.

Вот я говорил, что одни и те же холодильники производятся в Италии и Китае. Конечно, стоимость рабочей силы в Италии намного выше. Но для итальянских покупателей, за счет экономии на транспортных расходах, эти холодильники стоят не дороже, чем стоили бы привезенные из Китая. Плюс чисто маркетинговый фактор: маркировка Made in Italy для тех же итальянцев и прочих европейских потребителей бытовой техники ‑ это что-нибудь да значит.

А вот в Россию довезти холодильники из Италии стоит, как ни странно, столько же, сколько из Китая. Италия, конечно, ближе, но оттуда товар поедет автотранспортом, а из Китая – морем. Морская перевозка в принципе гораздо дешевле (хотя, правда, дольше), ведь одно судно везет столько же контейнеров, сколько целый караван грузовиков. А если еще учесть, что в цену холодильников из Италии входит стоимость европейского производства, становится ясно, что российскому покупателю они обошлись бы дороже, чем холодильники той же марки из Китая.

— А как к вам едет товар из Китая?

— Морем в порт Санкт-Петербург, оттуда на грузовиках. Или во Владивосток – потом по железной дороге. Поскольку мы сотрудничаем с регионами всей России, то среди наших дилеров есть и компании, торгующие в Сибири, которым удобнее везти товар через Владивосток.

В Петербург суда идут южным путем. Непосредственно с завода, что на побережье Желтого моря. Суда идут вокруг Индии, Европы – путь неблизкий, срок поставки составляет 30 – 40 дней. Зато перевозка каждого контейнера морем из Китая стоит столько же, сколько один рейс грузовика из Петербурга в Москву – почувствуйте разницу между морским и наземным транспортом... А, например, перед Новым годом стоимость перевозки грузовиком становится еще выше – иногда вдвое.

Путь по южным морям до Петербурга – стандартный путь из Китая для товаров, едущих в европейскую часть России. Других вариантов, в общем-то, и нет. А вот над чем стоит подумать, так это над тем, какую контейнерную линию выбрать. Контейнерными линиями называются компании - морские перевозчики. Они различаются между собой и по качеству самих контейнеров, и по времени доставки, и по организации документооборота как в порту отгрузки, так и в порту выгрузки.

В Санкт-Петербурге за дело принимается наш таможенный агент. Это питерская организация, которая предоставляет услуги по таможенной очистке, сопровождению грузов и доставке их автотранспортом в Москву.

— Очевидно, что в обязанности логистов, кроме прочего, входит и заключение контрактов по условиям доставки. Как это делается? Существует ли какой-то установленный порядок, или каждый контракт – это что-то уникальное?

— Логистика, как всякая структурированная коммерческая деятельность, стремится к стандартизации. Это, конечно, не означает, что все контракты по доставке написаны «под копирку», но различные варианты условий доставки давно классифицированы и описаны в специальном международном документе – «Инкотермс» (Incoterms – International Commercial Terms). Каждый вариант закодирован той или иной трехбуквенной аббревиатурой, одинаково понятной логистам всех стран. Прописав нужную аббревиатуру в контракте, можно быть уверенным, что обе стороны понимают условия договора совершенно одинаково, и всякие недоразумения исключены.

Вот, скажем, EXW – Ex Works – «С производства». Это обозначение условий, максимально удобных для производителя товара. Он товар произвел и говорит покупателям: «Забирайте». Переход собственности от продавца к покупателю происходит на самом заводе: туда приезжает перевозчик, зафрахтованный покупателем (например, дистрибьютором), забирает товар, и с этого момента товар принадлежит уже покупателю. А значит, и все риски, связанные с перевозкой товара, его возможной утратой или порчей, несет он.

Или наоборот, вариант DDP – Delivered, Duty Paid: «Доставлено, пошлина уплачена». Продавец полностью берет на себя перевозку, доставку, таможенную очистку, разгрузку на складе дистрибьютора. Расходы он тогда включает в стоимость товара.

У нас, как и в большинстве случаев, промежуточный вариант, CIF – Сost, Insurance, Freight: «Стоимость, страховка, фрахт». В договоре написано: “CIF Saint-Petersburg”. Это значит, что переход собственности от продавца к покупателю происходит в порту Санкт-Петербурга, дальше уже покупатель платит таможенную пошлину и везет товар по назначению. При таких условиях контейнерную линию выбирает производитель. Для нас это удобно, потому что завод имеет огромные обороты, он на весь мир торгует, у него отношения с контейнерными линиями намного проще и условия ему дают лучше.

— Из вашего рассказа становится ясно, что логистика – вполне сформировавшаяся отрасль экономики. Соответственно, логист – это человек с экономическим образованием?

— Если брать идеальный случай – должно быть так. Я сам сначала год проучился в финансовом институте, на международном факультете. То есть, в принципе, сейчас я занимаюсь тем, чему должен был научиться там. Но, будучи студентом, я решил сменить специальность и в результате окончил Московский авиационный институт. Однако вот что интересно ‑ практически на каждом этапе своей деятельности я использую часть знаний, полученных именно в МАИ. Если посмотреть на логистические задачи с математической точки зрения, то становится ясно, что это, вообще говоря, так называемые «оптимальные задачи». Оптимальные задачи – это область высшей математики. Умение владеть математическим инструментом, математическая база, которую я получил в МАИ, очень помогает.

При доставке товара надо учесть очень большое количество факторов – это и разные пути доставки, и разные стоимости, и разные возможности упаковки товара… Надо прежде всего их упорядочить и четко сформулировать задачу. Формулировка задачи – это уже половина решения. База, заложенная техническим образованием, сильно облегчает эту работу. Она дает умение выбрать ключевые моменты, сформулировать их для себя и окружающих, выработать пути оптимизации.

Я знаю одну торговую компанию, где очень сильный аналитический отдел. Там вообще работают только выпускники МАИ. Они анализируют потоки товаров, составляют математические модели. И делают вывод о том, что, когда, у кого и сколько надо покупать. Имея эту модель, можно, например, быстро ответить на вопрос, что надо сделать, чтобы продажи увеличились вдвое.

— То есть можно сказать, что математическая модель – это некое уравнение? В левой части – то, что происходит «на входе», когда компания-дистрибьютор закупает товар, за знаком равенства скрывается работа логистов торговой компании, а в правой части – то, что должно быть «на выходе», то есть продажи? И, подставив в правую часть «двойку» - увеличение продаж вдвое – можно по формуле подсчитать, что для этого должно измениться «на входе»?

— Грубо говоря, да. Просто это очень сложное и неоднозначное уравнение, не всегда имеющее решение. Точнее, так: математическая модель – это, вообще говоря, система уравнений с большим количеством параметров, описывающая исследуемые процессы с той или иной степенью точности. Когда математическая модель используется для решения экономических задач, то в некоторых случаях ее можно представить в виде структурной схемы процесса – так называемой блок-схемы. А можно – в виде программной реализации, то есть компьютерной программы, позволяющей логистам находить оптимальные варианты для разных условий.

— Получается, что со временем логист может быть и вовсе заменен компьютером с соответствующим программным обеспечением?

— Теоретически – да. Но на практике вряд ли. Потому что логист имеет дело с процессом, в который вовлечено множество людей. Чтобы выполнить свою задачу ‑ при любых, даже самых непредсказуемых обстоятельствах, суметь обеспечить доставку товара строго по назначению и точно в срок – нам нужно правильно построить отношения с партнерами. Основные проблемы, как правило, вызваны человеческим фактором: кто-то просто ошибся, кто-то заболел, кто-то на что-то не счел нужным обратить внимание. Учитывать и минимизировать риски, связанные с подобными неожиданностями, компьютер не может – здесь нужен человек.

Беседовала Александра Лацис

 

 

ecsocman.hse.ru

Как стать хорошим логистом | ChinaLogist.ru

В советское время логистов не было, но были должности с фукционалом логиста. Например, снабженцы - суровые люди, которые наравне с легальным обеспечением предприятий хозтоварами и материалами "доставали" товары, а иногда и услуги (зачастую в обход закона).

В эпоху тотального дефицита значимость снабженца трудно было переоценить. Но потом дефицит исчез, а с ним и снабженцы, как особая каста. Тем не менее, знания, накопленные при плановой экономике, позволили многим из них переквалифицироваться в транспортных логистов, логистов по закупкам, и даже менеджеров ВЭД. А завхозы и начальники складов стали специалистами по складской логистике.

Приход на российский рынок иностранных компаний заставил отечественную логистику повышать свой уровень сервисов.

Динамичное развитие рыночной экономики, внешней торговли и приход в Россию иностранных игроков вызвали потребность в специалистах по логистике более высокого уровня. Сформировался социально-экономический заказ на профессию логиста.

Диплом логиста или опыт работы?

Большинство отечественных логистов всех специализаций осваивали хитрости профессии прямо «в поле»: именно они составили кадровый костяк отечественного рынка труда логистов. Профи пишут книги по логистике. делятся опытом, создают свои школы логистов и разъезжают по стране с лекциями и семинарами. 

С 2000 года многие вузы стали готовить логистов (правда не совсем ясно, откуда взялись преподаватели вузовского уровня). При желании можно овладеть азами профессии на специальных курсах. Пути-дороги в логистику многочисленны, однако в России по-прежнему сохраняется дефицит на грамотных логистов во всех сферах. Связано это с особенностями профессии.

В вузах будущие профи изучают: организацию логистических систем, сбытовую деятельность, международную логистику, таможенное дело, управление запасами, математику, экономику, статистику, менеджмент, иностранный язык и т.д. Готовят как специалистов широкого профиля, так и узкоотраслевых. Потом, когда вчерашний студент начинает работать, то переучивается по ходу дела или отправляется работодателем на курсы переподготовки.

Традиционное отечественное образование не успевает за развитием реальной логистики.

Главный недостаток вузовского образования - подготовка, по сути, будущих управленцев. Система среднего профобразования (техникумы и училища), хоть и должна в теории насыщать самый ёмкий (и полезный) сегмент рынка труда, практически разрушена. Грузчиков и начальников над ними уже предостаточно, а специалистов среднего звена обладающих специальными техническими знаниями, очень мало. Компании сами выращивают себе специалистов из желающих, имеющих диплом технаря или экономиста.

 По большей части логистами становятся экспедиторы, складские работники, операторы баз данных и т.д. Главное - желание и способности. Сообразительный «выходец из народа» без диплома, но с большим опытом работы и смекалкой, на рынке труда более востребован, чем студент-отличник.

Профессиональные качества логиста

Логисты бывают разные, работают во всех сферах производства и торговли, во всех более-менее серьезных компаниях, но, несмотря на отраслевую специфику, есть общие личностные качества логистов. Они активны, стрессоустойчивы, коммуникабельны, у них хорошая память, они хорошо ориентируются в пространстве и времени, быстро соображают, считают, реагируют на изменения ситуации, многие из них амбициозны, другим же нравится сам процесс, который, надо признать, бывает чрезвычайно увлекательным (да, пробовал сам, пробовал!).

Исходя из перечисленных качеств видно, что таких людей таких немного: если ценных качеств нет, то не поможет никакое образование и никакие курсы – ведь это чрезвычайно энергозатратная работа!

Даже с высокой автоматизацией логистических процессов логист, как правило, не сидит на стуле в кабинете. Он (или она – женщин логистов немало, а на среднем уровне, возможно, большинство) часто куда-то бежит, постоянно с кем-то «трёт» вопросы лично или по телефону, мобильник у него привязан к уху, он постоянно что-то подсчитывает, а в руках у него какой-нибудь срочнейший документ, а в папке сто ещё более срочных.

Специализации в логистике

Наиболее архетипичен образ логиста-транспортника в грузовой компании. Этот человек отвечает за организацию грузоперевозки по оптимальному маршруту, по оптимальным ценам; ведёт соответствующий документооборот; со всеми договаривается: с грузчиками, водителями, секретаршами, директорами, президентами, причём с каждым на понятном собеседнику(це) языке; разбирается в погрузочно-разгрузочных работах, особенностях транспорта, дорожных региональных проблемах и т.д.

Специалист-логист по импорту-экспорту должен: очень хорошо знать английский и желательно какой-нибудь ещё язык; уметь договариваться со всеми участниками перевозки; уметь правильно выбрать вид транспорта для каждого вида перевозки и состыковать их; уметь планировать оптимальный график грузоперевозок; приготовить нужные документы заранее, а для этого должен знать какие и где нужны документы, а во ВЭД это чрезвычайно сложно; уметь контролировать процесс доставки и выдерживать стоимость доставки в пределах плановой.

Логист по закупкам должен планировать приход расходных материалов, сырья, товаров, тары и упаковки так, чтобы предприятие снабжалось бесперебойно, а затраты на складские операции были минимальными. Такой логист обязан выбирать поставщиков, разрабатывать и согласовать приемлемые условия поставки.

Специалист по складской логистике, вероятно, наиболее въедливый и дотошный среди логистов. Современные складские комплексы огромны и многофункциональны. Логист должен организовать хранение товаров в соответствии с параметрами и характеристиками товара, с учётом возможностей склада, отладить складские процессы, учёт, приём и отпуск товара, организовать работу персонала. Персонал тоже должен подобрать сам и обучить его. И за всё отвечать лично.

Малый процент обывателей (да и работодателей!) в России знает и понимает разницу между видами логистики.

Логист, специалист по дистрибуции и распределению должен уметь разработать оптимальные каналы распределения и управлять ими; участвовать в формировании дистрибьюторской и дилерской сети; уметь организовать оптовую и розничную торговлю; разрабатывать схемы доставки товаров клиентам.

Специалист по логистике запасов умеет оценивать расходы и издержки на содержание запасов товаров и сырья, определять потребности в запасах и готовить заказы; классифицировать запасы; моделировать системы управления запасами; организовывать инвентаризацию запасов.

Есть ещё специалист по производственной логистике. Он должен разбираться в тонкостях производственного процесса, активно участвовать в организации контроля качества продукции, разрабатывать стандарты и т.д.

Между собой виды логистики пересекаются слабо и направление деятельности каждой компании тоже специфично. В этом тоже сложность обучения логистике.

Интересно, что часто даже весьма образованные люди не понимают разницы между разными видами логистики. Я лично был свидетелем такой истории: редактор одной крупной экономической газеты подал объявление о вакансии «специалиста по транспортной логистике». Когда специалист пришёл на собеседование, выяснилось, что редакция на самом деле ищет специалиста по доставке газет в пределах города. Реакция транспортника изумила редактора!

chinalogist.ru

Эссе "Почему я хочу стать логистом?"

Я очень долгое время пыталась найти именно свою сферу деятельности. Ведь это очень ответственный шаг. Выбирать профессию нужно очень тщательно. Найти все плюсы и минусы. Ведь именно по этой профессии  тебе предстоит проработать всю свою жизнь. Вот и я перебирала всё, от учителя, до предпринимателя. Но потом я услышала про логиста. Это человек, занимающийся организацией поставок из одной точки в другую. Изучив все обязанности человека данной профессии, я начала задумываться, а может это и есть дело моей жизни? По сколько у моего папы имеется не большая фирма по грузоперевозкам, у него оказалось не мало знакомых ,связанных с этой профессией. Мне очень захотелось пообщаться со своими возможными будущими коллегами, узнать нравится ли им их выбор или нет. И вот состоялась долгожданная встреча. Познакомилась я с логистом Натальей. Она  рассказала мне, что  сама искала свое дело, именно по таким же критерием ,что и я. А это, 1) работа должна быть связанна с общением;2)высоко оплачиваемая;3)не представляющая опасности для здоровья;4)профессия должна быть востребована. И так, ориентируясь на эти критерии, Наталья пришла в профессию под названием логист. Она просветила меня, что из-за того, что мало кто знает об этой профессии, она является весьма высокооплачиваемой. Работая в этой сфере, реально купить себе квартиру, машину, отдыхать за границей и ни в чем себе не отказывать, а это очень даже не плохо по сегодняшним меркам. Моя новая знакомая сказала, что ни одна из ее коллег, ни она сама, не жалеют о своем выборе. Так как благодаря тому, что выбрали профессию логиста, они добились очень многого в свои 25-26 лет. Потом мне предложили окунуться в саму работу. Мне доверили обзванивать водителей и договариваться с ними, куда и во сколько они должны подъехать, для того, чтобы загрузиться товаром. Так я не заметила как прошло часа 3. Самую важную мысль Наталья сказала в завершении нашей встречи. Что в любую профессию нужно идти с интересом, с желанием работать, с желанием чего-то добиться в жизни и тогда все обязательно получится!

Прядя домой после этой встречи, я бросилась в Интернет для поиска университета , где обучают на так полюбившуюся мне уже профессию. И вот, будущая работа выбрана, университет найден и теперь остается ждать, пока пройдет 2 года, и я наконец-таки начну познавать азы профессии.

Как я уже и говорила в начале своего сочинения, выбор профессии, очень важный шаг в жизни любого человека. Но довольно-таки печально, что большинство моих знакомых, не серьезно к этому относятся. Они либо идут туда, куда идет большинство, либо куда отправят родители. Вот оттуда и появляются люди, яро ненавидящие свою работу, а все потому ,что им она не интересна. Как правило, именно эти люди, которые можно сказать пустили судьбу на самотек, ничего не добиваются в жизни. Полюби работу и работа полюбит тебя! Я искренне желаю всем определится с выбором будущей профессии и добиться в ней невероятных успехов!

 

Орфография и пунктуация автора сохранены.

Автор: Илона Сивкова, 10 класс, г. Нефтегорск

moeobrazovanie.ru

описание, где учиться, необходимые качества

Логист - специалист, занимающийся контролем и управлением движения товарных запасов, организацией рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщика к потребителю.

Логист (от греч. logistike – искусство вычислять, рассуждать) - специалист, занимающийся контролем и управлением движения товарных запасов, организацией рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщика к потребителю. Так же в сферу деятельности логиста может входить обеспечение функционирования сферы обращения товаров, услуг, продукции, организации и непосредственно создание инфраструктуры товародвижения.  

 

Бизнес-логистика делится на закупочную, распределительную, сбытовую, транспортную, таможенную, складскую, информационную, комплексную, а так же логистику запасов.

Еще недавно никто, кроме узкого числа людей, не знал, что такое логистика. Сейчас это слово прочно закрепилось в сфере управления потоками товаров или услуг. Отрасль быстро развивается, уже ни одна крупная компания не обходится без отдела логистики, в связи с чем в логистической отрасли имеется большой потенциал для карьерного роста и развития в целом. Если раньше в организациях работал один или несколько человек, отвечающих за логистику, то теперь создаются целые отделы, структуры, департаменты, формируются команды. В настоящее время все больше сокращается роль дистрибьюторов, и доставка товаров осуществляется напрямую от производителя.

Сегодня в области логистики  наибольшим спросом пользуются специалисты по закупкам, логисты по междугородным и международным перевозкам. Сфера международной логистики развивается в России не более 15 лет, поэтому квалифицированных специалистов, обладающих опытом в данной области довольно мало, что заставляет работодателей принимать молодых специалистов с небольшим опытом работы.

Задачей логиста в общем понятии является организация  транспортировки грузов, выбор, на каком виде транспорта будет осуществляться перевозка и по каким маршрутам. Он заключает договора с транспортными компаниями, отслеживает нахождение грузов в пути и обеспечивает их таможенное оформление. Также логист решает, сколько складов нужно арендовать, какие грузы должны храниться на них, а какие – нет.

Одна из задач логиста – организовать перемещение грузов как можно рациональнее, экономя время на доставку товара и деньги, которые при нерациональном ведении дел будут тратиться на аренду ненужных помещений и зарплату лишнему персоналу.

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • быть уверенным переговорщиком
  • умение видеть весь процесс движения товаров или услуг целиком
  • знание различных видов перевозок
  • знание закупочной, складской логистики
  • знание современных технологий, необходимых программных средств, например, SAP, Axapta
  • опыт взаимодействия с поставщиками
  • владение английским или несколькими языками

Личные качества

  • настойчивость
  • активность
  • трудолюбие
  • умение учиться и набираться опыта

Плюсы профессии

  •  в связи с активно развивающейся областью логистики, в том числе и в регионах, специалисты этой области  будут всегда востребованы практически во всех специализациях
  •  довольно высокие зарплаты после определенного стажа работы

Место работы и карьера

Большинство логистов работают в производственных, торговых, экспедиторских, логистических компаниях, а также в компаниях, которые оказывают складские услуги. Многие из логистических организаций включают отдел продаж услуг (работа с текущими клиентами и привлечение новых) и отдел производства (в нем организовывается процесс растаможивания, складирования, перевозок, курьерской доставки).

Оптимальным стартом для выпускника может стать позиция стажера в одном из отделов подразделения логистики. Далее сотрудник будет иметь возможность продолжить работу и развитие в данном отделе или же перевестись на другой участок. В большинстве случаев через лет пять успешной работы специалист может занять место руководителя среднего звена одного из направлений отдела логистики. Скорость продвижения по карьерной лестнице будет в целом зависеть от навыков, амбиций, специализации и возможностей организаций-работодателей.

Оплата труда

Обучение логистов

 

 

www.profguide.ru

характеристика специальности, обязанности и качества специалиста

Сегодня логистика представляет собой отдельную отрасль и включает несколько смежных специальностей. Еще недавно организацией транспортировки товаров от поставщиков к посредникам и клиентам занимались отделы, входящие в состав производственных или торговых предприятий. Однако сложность и комплексность этих задач требуют немало специальных знаний, опыта и навыков. Поэтому все больше предпринимателей предпочитают обращаться к профессионалам, отлично ориентирующимся в этой сфере.

логист операционный

Логистика и логисты

Логистикой называют систему взаимосвязанных процессов по транспортировке, размещению и хранению товарно-материальных ценностей, такое же название носит одна из частей экономической науки.

Логист – это, соответственно, тот человек, который занимается логистикой. В круг его обязанностей входит доставка товаров, их складирование, а также разработка наиболее выгодных схем поставок и маршрутов транспортировки. Логист операционный – это человек, задачей которого становится поиск клиентов и партнеров, проведение расчетов, анализ ситуации на рынке транспортных услуг, а также подготовка и заполнение необходимых документов.

Именно от него зависят качество, своевременность и стоимость процесса доставки.

Специальность «операционный логист»: особенности и основные характеристики

Стать логистом можно, поступив на обучение в соответствующий вуз. «Логист операционный» - чрезвычайно перспективная и востребованная профессия. Деятельность этого сотрудника состоит в решении вопросов по оптимизации всевозможных рабочих процессов (снабжение, складирование, распределение, транспортировка и другие).

Ориентируясь на свои способности, личные качества и сферу интересов, абитуриенты выбирают для себя более узкую специальность: транспортная или складская логистика.

логистика склада

Специалист по транспорту берет на себя составление оптимальных маршрутов, в соответствии с которыми будут проходить грузоперевозки.

Логистика склада предполагает деятельность, связанную с организацией работы складских помещений. Сюда входят прием, отгрузка, правильное размещение и хранение товара. Помимо этих специальностей, современная логистика содержит и другие, более специфические и узконаправленные.

В ходе своей работы логисты имеют дело со следующими объектами:

  • Материальными потоками и ресурсами (товары, финансы, кадры).
  • Нематериальными (информационными, временными, сервисными) объектами.
  • Системами товародвижения.
  • Производственными и сбытовыми системами.
  • Информационными системами, обеспечивающими производственные, снабженческие, распределительные, транспортные и технологические процессы.

Более подробно о том, чем занимается операционный логист

Популярность данной профессии обусловлена тем, что привлечение грамотных специалистов по логистике помогает предприятиям экономить довольно крупные суммы.

Сокращение расходов и издержек компании до минимальных показателей, а также рациональное и эффективное распределение ресурсов - основные функции, которые выполняет логист операционный.

чем занимается операционный логист

Что должен уметь специалист:

  • Планировать и организовывать логистический процесс.
  • Управлять системой процессов, связанных с закупками, производством и распределением.
  • Оптимизировать ресурсы предприятия, выделяемые на управление потоками материальных и нематериальных ценностей.
  • Оценивать степень эффективности используемых систем логистики, а также осуществлять контроль тех операций, которые выполняются в этой сфере.

Кроме того, логист операционный занимается разработкой улучшенных методов и форм для организации отчетности, координирует налаживание внешних и внутренних связей компании, согласовывает деятельность своего отдела с остальными подразделениями.

Качества хорошего логиста

Учитывая сложность и многопрофильность логистической деятельности, такой работник должен обладать внушительным набором специфических личных и профессиональных характеристик. Наряду с элементарной честностью и добросовестностью ему не обойтись без:

  • Целеустремленности и настойчивости.
  • Стрессоустойчивости и ответственности.
  • Аналитических и организаторских способностей.
  • Умения работать с большими объемами информации.
  • Стратегического мышления.
  • Развитых коммуникативных навыков (общение с людьми, ведение переговоров, заключение сделок).
  • Знания таможенных процедур.

Кто может быть логистом

Логистика признана одним из самых значимых и перспективных направлений ближайшего будущего, поэтому работники данной сферы могут рассчитывать на приличные оклады и хорошие условия для развития карьеры.

специальность операционный логист

Однако главным условием, необходимым для успешной логистической деятельности, становится заинтересованность специалиста в своей работе. Халатность, безответственность и небрежность совершенно неприемлемы, когда речь идет о поставках крупных партий товара.

Только амбициозные и целеустремленные молодые люди, желающие в полной мере реализовать свои способности и потенциал, могут связать свою профессиональную деятельность с логистикой. Современные учебные заведения предоставляют возможность изучить такие направления логистики, как транспортное, закупочное, операционное или логистика склада.

fb.ru

Должностная инструкция логиста. Обязанности логиста. Права и ответственность

Похожие статьи

Общие положения

  1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность ЛОГИСТА.
  2. ЛОГИСТ является непосредственным участником организации и полноценного функционирования логистических процессов на Предприятии
  3. ЛОГИСТ назначается на должность и освобождается от должности, в установленном действующим трудовым законодательством порядке, приказом непосредственного руководителя (начальника отдела логистики, директора, генерального директора, президента, директора по логистике) предприятия.
  4. Подчиняется непосредственно своему Руководителю (начальника отдела логистики, директору, генеральному директору, президенту, директору по логистике).
  5. В работе ЛОГИСТ руководствуется: нормативными, методическими и другими руководящими материалами в области транспорта, складского хозяйства; стандартами и техническими условиями на хранение товарно-материальных ценностей, организациями закупок, действующим таможенным законодательством, «Должностной инструкцией», «Положениями, регламентирующими внутрифирменные отношения», указаниями руководителя, уставом предприятия.
  6. Образование: высшее техническое (экономическое, технико-экономическое)
  7. Умения и навыки: способность к анализу, планированию и управлению. Построение логистической системы на предприятии. Проектирование и организация информационных потоков в логистической системе. Знание логистических аспектов деятельности предприятия (закупки, запасы, складирование, перевозка, таможенное оформление, страхование, распределение, информационные и финансовые потоки).
  8. Опыт работы: от Х лет
  9. В период временного отсутствия менеджера по логистике его обязанности возлагаются на _______________.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Каждый 7 из 9 человек заражен паразитами. 90% людей даже не подозревают об этом. Всего две чайные ложки ... Подробнее здесь

Цели и задачи

  1. Целью работы ЛОГИСТА является организация и обеспечение функционирования логистических процессов компании в целом.
  2. Анализ, планирование, организация и управление (включая организацию контроля за исполнением) логистическими процессами предприятия.
  3. Основными задачами ЛОГИСТА являются:

— участие в организации бесперебойности и продуктивности ежедневной работы отдела логистики— оценка и анализ издержек, связанных с исполнением логистических операций— оценка и анализ производительности операций по логистике.— оценка и анализ затрат рабочего времени на выполнение операций— выработка предложений по оптимизации логистических процессов в компании;— соблюдение утвержденной сметы затрат, статей бюджета;— совершенствование, разработка и внедрение новых систем, направленных на повышение эффективности работы отдела.

Функциональные обязанности логиста

  1. Проектирование и разработка логистических систем.
  2. Разработка и внедрение методических и нормативных материалов по логистике для конкретных подразделений, определение функций и операций. Контроль применения разработанных методических и нормативных материалов
  3. Разработка форм и методов ведения отчетности.
  4. Контролирование правильности и своевременности исполнения поставленных задач сотрудниками отдела.
  5. Координация внутренних и внешних связей компании.
  6. Участие в процессе формирования бюджета на логистику. Анализ затрат на логистику и логистических издержек.
  7. Анализ баланса стоимости и эффективности логистических операций предприятия.
  8. Координация и направление финансовых потоков, связанных с логистическими процессами.
  9. Координация документооборота логистических процессов.
  10. Согласование взаимодействия отдела с другими подразделениями Предприятия в соответствии с разработанными и утвержденными технологическими схемами.

Права

ЛОГИСТ имеет право:

  1. Давать подчиненным ему службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
  2. Требовать от руководителей и сотрудников всех подразделений предоставления необходимых материалов, отчетов, информации для планирования и организации работы отдела.
  3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности, подчиненных ему служб и подразделений.
  4. Выступать представителем от имени Предприятия в других организациях и учреждениях по вопросам, относящимся к его компетенции.
  5. Вносить предложения по расстановке и взаимодействию персонала в логистической цепи предприятия.
  6. Проводить совещания (оперативки, летучки, планерки) по обсуждению и решению вопросов, входящих в компетенцию отдела с подчиненными ему службами предприятия.
  7. Подавать предложения по совершенствованию своей работы.

Ответственность

ЛОГИСТ несет ответственность за:

  1. Результаты и эффективность производственной деятельности предприятия.
  2. Невыполнение своих функциональных обязанностей и обязанностей, подчиненных ему служб по вопросам производственной деятельности.
  3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения производственных заданий подчиненными службами.
  4. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений непосредственного руководителя.
  5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу нормальной (безопасной) деятельности предприятия, его работникам.
  6. Нарушение внутреннего распорядка предприятия.

Режим работы

  1. Режим работы менеджера по логистике определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.
  2. Для решения вопросов связанных с производственной необходимостью менеджера по логистике может выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).
  3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению производственной деятельности менеджеру по логистике может выделяться служебный автотранспорт.

Прочие условия

  1. Настоящая Должностная Инструкция сообщается ЛОГИСТУ под расписку. Один экземпляр Инструкции хранится в личном деле работника.

С инструкцией ознакомлен ___________________

(подпись)

VN:F [1.9.22_1171]

Rating: 3.9/5 (11 votes cast)

ТИПОВАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЛОГИСТА, 3.9 out of 5 based on 11 ratings

logisticstime.com