Лекции по менеджменту 2 (стр. 1 из 6). Лекции по менеджменту для экономистов


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по Менеджменту

1ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МЕНЕДЖМЕНТ»

1.1Понятие менеджмента, его характерные черты и отличия от ад- министративно-командногоуправления

Происходящие в настоящее время в жизни РБ перемены коснулись чело-

века и его производственной деятельности. В сфере экономики поворот от ад- министративно-команднойсистемы к системе рыночных отношений потребовал от человека овладения многими знаниями в различных областях науки и техники. Для осуществления рыночных преобразований большое значение приобретают знания в области науки и искусства менеджмента.

Возникнув в конце ХIX в., менеджмент приобрел особую популярность в 30-егг. ХХ в. Уже тогда деятельность по управлению выделилась в особую профессию, а область знаний – в самостоятельную дисциплину. По мере становления и развития менеджмента социальный слой менеджеров превратился в весьма влиятельную общественную силу. Когда появились корпорациигиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научнотехническим и информационным потенциалом, роль менеджмента возросла.

Современная теория и практика менеджмента в РБ в настоящее время приобретают особое значение по двум главным причинам.

Во-первых, переход экономики Беларуси к рыночным отношениям требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного производственного звена (предприятия). Реальное применение такого опыта на отечественных предприятиях и в объединениях – одна из важнейших задач менеджмента.

Во-вторых, необходимость выхода отечественных предприятий и внешнеэкономических объединений на мировые рынки обусловливает потребность глубокого изучения и применения практики менеджмента.

Что же такое «Менеджмент»? Менеджмент возник в Америке с появлением переселенцев. Первоначально он означал умение вести домашнее хозяйство или выполнять какие-либоработы. С развитием общества, экономики понятие «Менеджмента», естественно трансформировалось.

Когда появилось множество профессий и видов труда, возникла потребность в особого рода деятельности – управленческой. Постепенно М превратился в самостоятельною форму человеческой деятельности – управление государством. И осуществляется эта форма человеческой деятельности специальными людьми – профессиональными менеджерами.

Английское слово «менеджмент», в переводе на русский язык «управление», происходит от корня латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало – искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент», «менеджер» легко вошли в наш словарный обиход наряду и на смену терминов «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель». И

это вполне оправданно, потому что менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики.

Термин «менеджмент» по определению является аналогом термина «управление», однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическимипроцессами на уровне предприятия, фирмы, действующих в рыночных условиях.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение субъектом хозяйствования, действующего в рыночных условиях, определенных заданных целей путем эффективного использования имеющихся материальных и трудовых ресурсов с непосредственным применением принципов, функций и методов экономического воздействия.

Труд менеджеров возник в условиях высокотехнологичного производства, которое требует многосторонней специализации работников. Поэтому в качестве менеджеров выступают работники различных специальностей: экономисты, инженеры, бухгалтеры, психологи, плановики, и др., которые работают под руководством менеджера, управляющего фирмой или ее подразделением.

Кто же такой менеджер? Менеджер обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. В этой связи следует иметь в виду, что есть профессии, которые можно освоить любой человек независимо от данных ему природой психофизических характеристик, и есть профессии, для которых помимо профессиональных знаний их наличие обязательно. К таким профессиям относится и профессия менеджера. Т.е. управленческая работа принадлежит к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной, а при отсутствии таковых – профессионально непригодной к работе в должности менеджера.

Итак, профессиональный менеджмент, являющийся самостоятельным видом деятельности, предполагает, наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджераи в качестве объекта – хозяйственную деятельность предприятия (либо его подразделения) в целом или определенную сферу (производство, сбыт, финансы). Под хозяйственной деятельностью в функции менеджмента понимается деятельность предприятия, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода.

Эффективное распоряжение имеющимися материальными и трудовыми ресурсами подразумевает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что реализуется посредством эффективного управления, когда группа работников предприятия направляет свои совместные усилия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.

Содержание понятия «менеджмент» рассматривают как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как механизм принятия управленческих решений.

Непосредственно процесс менеджмента подразумевает реализацию функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда работников и получения результатов, соответствующих целям. Следовательно, менеджмент – еще и умение добиваться поставленных целей, координируя труд, интеллект, мотивы поведения работающих людей. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы работников и организации в целом с целью достижения желаемых результатов.

Выделим основные характерные черты, присущие современному менеджменту:

1 Особый вид управления, присущий рыночной экономике.

Основывается на экономических методах управления и ориентирован на получение прибыли (дохода).

2 Управление, направленное на достижение эффективной организации труда, постоянное повышение производительности труда и качества продукции.

3 Профессиональное управление (вид организационной деятельности, существенным звеном которой является всесторонний анализ конкретных условий управления, разработка нововведений, тактики и стратегии развития организации и т.д.).

4 Система гибкого управления, позволяющая своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития.

5 Наука и искусство организации и координации совместной деятельности людей, умение работать с ними.

6 Приведенные характеристики показывают, что менеджмент отличается от управления в социалистической экономике.

Отличия менеджмента

1 Первое отличие менеджмента состоит в том, что он присущ новой для нас экономической системе – рыночной экономике.

2 Второе отличие, вытекающее из первого, заключается в том, что менеджмент в развитых странах является способом экономического управления. Известно, что управление в плановой социалистической экономике осуществлялось административными методами, т.е. из центра поступали указания, что, в каком количестве и где нужно производить. Экономический способ означает, что экономику регулируют рынок и потребности потребителей. Менеджмент, таким образом, представляет собой управление, основывающееся на учете объективных экономических законов и их использовании в каждом конкретном производстве, организации.

3 Третье отличие вытекает из четырех последних характеристик, которые можно отнести к общему понятию менеджмента как науки и искусства эффективного управления. Такое управление возможно при наличии высококвалифицированных менеджеров, их активной, творческой работы, предприимчивости, гибкости мышления, способности к решению технических и стратегических задач, умения работать непосредственно с людьми. Эта характеристика менедж-

мента может быть выражена следующим образом: менеджмент – это особого рода умение и навыки выполнять административную работу.

1. 2 Законы, закономерности и принципы менеджмента

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.

Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный вариант управленческого решения.

Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй – закономерности менеджмента.

Управление производством носит двойной характер:

-с одной стороны, управление выражает объективный процесс руководства трудом работников по производству потребительных стоимостей;

-с другой, управление выражает производственные отношения сторон в процессе создания стоимости. Стороны – это работодатель и наемный работник, которые вступают друг с другом в отношения собственности.

Всоответствии с этим управление производством рассматривается в двух аспектах: организационно-техническомисоциально-экономическом.В первом случае под управлением понимается объединение труда всех работников на базе организованной системы машин и технических средств. Его задача – соединить труд работников с предметами и орудиями труда, установить определенные пропорции, режимы и связи в производстве. Черезорганизационно-техническоенаправление раскрывается содержание управления и состав его элементов.

Социально-экономическийаспект заключается в том, что собственник средств производства осуществляет процесс производства не только в своих интересах, но и в интересах объединенных для совместного труда работников и общества в целом.

Различают общие и специфические законы управления.

Кобщим законам управления относятся:

-закон специализации управления;

-закон интеграции управления;

-закон экономии времени.

Закон специализации управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники. Менеджмент включает экономические,социально-психологические,правовые и организационнотехнические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений.

Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научнотехнических решений.

Закон интеграции управления. Интеграция, т.е. объедение, в менеджменте – это объединение, с одной стороны, специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой – подразделений, производств в единый производственный организм – предприятие.

Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются рыночными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.

В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка.

Закон экономии времени. Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем.

Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы. В глобальных масштабах закон экономии времени может влиять на уровень экономического развития региона или страны в целом.

Принципы менеджмента. Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Т.е. управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.

Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения менеджера по осуществлению управленческих функций.

Общая классификация принципов менеджмента

Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема соче-

тания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении.

Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений. Соблюдение правильного соотношения между единоначалием и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.

Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально0экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществляли на базе применения научных методов и подходов.

Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель состоит в превращении науки в высоко производительную силу.

Суть принципа плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планах) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственностипредполага-

ет, что каждый подчиненный должен выполнить возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.

Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободнодействующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, конкуренции, свобода договоров и т.п.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при котором первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Постоянный контроль за деятельность всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредви-

денных обстоятельств, интегрируют ее по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.

Одним их важнейших принципов современного менеджмента является демократизация управления – участия в управлении организацией всех сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; совместные денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т.п.

2 РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

2. 1 Эволюция управленческой мысли

Современные достижения управленческой мысли – результат длительного

исложного эволюционного процесса, который продолжается и сейчас, обновляя

исовершенствуя теорию и практику менеджмента. Менеджменту столько лет, сколько и самому человечеству. На заре истории уже появилась необходимость управления в политической, экономической и военной сферах деятельности. Требовалось поддерживать порядок в обществе, добывать или производить, а затем распределять необходимые для жизни и деятельности ресурсы (оружие, одежда, пища, жилище и т. д.), защищаться от врагов (или нападать).

Древние цивилизации Шумерии, Вавилона, Египта, Ассирии, Персии, Инков и др. уже имели формальную структуру, в которой выделялись уровни управления, а также опытных практиков-управленцев,о чем свидетельствуют их достижения, отдельные из которых нельзя воспроизвести с применением современной технологии.

Древний Египет. Египетские пирамиды (3000…2000гг. до н.э.) – это не только памятники культуры древних египтян, но и свидетельство их управленческого искусства. Можно удивляться четкости планирования и организации работ, согласованности действий десятков тысяч работ, крестьян и чиновников. При заготовке камня для пирамид использовались методы долгосрочного планирования. Каменные блоки вырубались зимой и весной и маркировались. Для снижения транспортных издержек они перевозились в период разлива Нила и уже на месте строительства подгонялись друг к другу.

Древняя Греция. Жители греческих городов, выполняя правительственные контракты, трудились по системе сдельной оплаты. Особое внимание уделялось специализации. Каменщики никогда не готовили свой инструмент. Платон отмечал, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, так как всюду преуспеть он не может.

Одно из первых свидетельств понимания управления как особой сферы деятельности и его универсальности встречается у Сократа. Говоря об обязанностях хорошего промышленника, торговца, военачальника, он показывает, что в сущности они одинаковы: главная задача – поставить нужного человека на нужное место и добиться исполнения своих указаний.

Древний Рим. Римская империя испытывала трудности в управлении государством из-заего больших размеров и географической разбросанности. В 284 г. до н. э. император Диоклетиан установил четкую трехуровневую органи-

зационную структуру управления, что значительно улучшило управляемость и укрепило империю.

ВРимской империи были построены хорошие дороги, отдельные из которых используются и сейчас, что позволило ускорить связь с провинцией и оперативно собирать налоги и дань. Империя славилась своей военной системой, которая являлась для современных армий.

Китай. Великая Китайская стена, многочисленные армии, чрезвычайно развитая система дорог, торговля шелком – свидетельствуют об успешной практике менеджмента в древнем Китае. Принцип разделения труда применялся еще

в1850 г. до н. э., а текучесть кадров была известна с 400 г. до н. э.

Вдревние времена управление развивалось на основе опыта, не имея теоретической основы, методом проб и ошибок. Обмен идеями осуществлялся в узком кругу правителей, военных и церковных деятелей. Но уже в средние века встречаются труды, тематика и содержание которых во многом предшествуют современным идеям управления.

Николо Маккиавелли (1469-1527гг.),итальянский государственный и политический деятель, в своих трудах попытался вывести законы государственной власти. Он был первый, кто исследовал, как получить и использовать власть. Главные свои управленческие идеи он изложил в трактате ―Государь‖.

Римская католическая церковь является ярким примером рациональной организации управления. Она эффективно управлялась в давние времена и столь же успешно действует и теперь, являясь более ―современной‖, чем структуры многих сегодняшних организаций. Она отличается сильной централизованной и в то же время простой административно-ответственнойсистемой взаимоотношений. Ее можно считать уникальной организацией в части выживаемости и продолжительности существования.

Россия. Наибольшего расцвета Российское государство достигало при умных и энергичных правителях, умело использующих власть и законы во благо отечества. Так было в Древней Руси при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе, которые сумели объединить и укрепить страну, прославились многими победами и подняли международный авторитет государства на небывалую высоту. Они совершенствовали законы и поощряли торговлю.

Так было и при Петре 1. Проведенные им реформы армии, государственного и хозяйственного управления, его знаменитые указы свидетельствуют о незаурядности и управленческом таланте их автора.

Таким образом, практическое управление старо как мир, однако идеи менеджмента как научной дисциплины, профессии, области исследований – относительно новы.

Менеджмент был признан самостоятельной областью деятельности только в ХХ веке.

2.2 Развитие менеджмента как науки

Бурное развитее производительных сил во второй половине прошлого века, технический прогресс и машинное производство требовали четкой организации, стандартизации и унификации производственных процессов. Постепенно сфор-

мировалось понимание, что организацией необходимо управлять систематизированно на основе научного подхода.

Классификация подходов, характеризующих развитее менеджмента как науки в историческом аспекте схематически показана на рис.1.

Выделяют четыре подхода: подход с позиции выделения различных школ, процессный подход, системный и ситуационный подходы.

Первый подход включает четыре школы: научного управления, административную или классическую, человеческих отношений и поведенческих наук, количественных методов. Авторы и последователи каждого из этих направлений утверждали, что их подход является наиболее рациональным и дает ключ к эффективному достижению целей организации. Оценивая эти школы по прошествии определенного времени, следует признать, что каждая из них внесла значительный вклад в развитие менеджмента. Самые современные организации с успехом используют положения и рекомендации данных школ. Однако практика и более поздние исследования показали, что многие управленческие концепции были лишь частично верными и могли использоваться в ограниченных ситуациях. Школы пересекаются в вопросах теории и практики и в рамках одной организации встречаются элементы всех школ.

Школа научного управления (1885-1920гг.). Основоположником науч-

ного менеджмента считают американского ученого, инженера Фредерика Уинслоу Тэйлора (1856-1915гг.). Он первый поставил задачу усовершенствовать существующие методы управления, применяя научный подход, и преуспел в этом. На его могиле сделана надпись: "Отец научного менеджмента".

Тэйлор и его последователи использовали наблюдение, замеры, анализ и логику для совершенствования многих операций ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения. При этом использовались хронометры и кинокамера. В 1911 г. была опубликована фундаментальная работа Тэйлора "Принципы и методы научного управления", основные положения которой сводились к следующему:

1 Создание научного фундамента вместо старых практически сложившихся методов работы, исследование каждого отдельного ее элемента.

2 Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение. 3 Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практиче-

ского внедрения научно обоснованной системы организации труда.

4 Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

5 Использование прогрессивной системы оплата труда для стимулирования большей производительности.

Сторонники научного управления выступали за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы, т.е. они считали, что работа по управлению — это определенная специальность, и что организация выиграет, если каждый будет заниматься своим делом.

Концепция научного управления стала переломным этапом, в результате которого менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований.

Если работы сторонников научного управления касались повышения эффективности на конкретных рабочих местах (т.е. на уровне ниже управленче-

ского), то с возникновением административной (классической) школыспе-

циалисты начали работать над совершенствованием управления организацией в целом. Представитель Анри Файоль (1841-1925гг.), в течение 30 лет руководил крупной французской горнодобывающей и металлургической компанией. Он вывел ее из состояния банкротства и оставил одним из самых процветающих концернов, известным своими управленческими, техническими и научными кадрами.

Основные управленческие концепции Файоля нашли отражение в его известной работе "Общее и промышленное управление" и заключаются в следующем:

1 Основные принципы управления являются универсальными, и следование им приведет организацию к успеху. Принципы управления Файоля: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение; централизация; иерархические уровни; порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива и корпоративный дух.

2 Теория управления включает в себя комплекс знаний, которые можно и нужно изучать. (Это привело к появлению такой дисциплины, как менеджмент, которую стали серьезно преподавать в учебных заведениях).

3 "Управлять, — писал Файоль, — значит предвидеть, организовывать распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, то есть учиты-

studfiles.net

Курс лекций по дисциплине

«Теория менеджмента»

Челябинск

2014

            1. Раздел 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента

Лекция 1

Тема 1.1 Общие положения и основные понятия дисциплины

План

  1. Понятие и задачи менеджмента

  2. Основные направления современного менеджмента

  3. Принципы управления

1. Понятие и задачи менеджмента

В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется развитию малого бизнеса. В странах Запада более 95 % всех фирм составляют малые предприятия. Они максимально удовлетворяют потребности населения, создают рабочие места, являются местом внедрения различных нововведений. Устойчивость малых предприятий, их выживание в конкурентной борьбе зависит от эффективного менеджмента.

В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент (по-русски «управление») - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров, - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы XX в., когда стало ясно, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно техническим потенциалом, сопоставимым помощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, сервисные, распределительные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Менеджер - это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-либо участком, для осуществления управленческой деятельности.

Управление - это процесс планирования организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание. В то же время конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности предприятия (фирмы) путем рациональной организации производственного или торгового процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технологической базы.

В управлении всегда есть: субъект - тот, кто осуществляет управление, и объект - тот, кем управляют действия субъекта управления. Таким образом, основная задача управления - организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.

Если субъект управления управляет собственными действиями, т.е. субъект и объект объединяются в едином лице, то в этом случае имеет место частные случаи управления, называемые самоуправлением.

Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное, в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.

Управление является реальным, если имеются с одной стороны потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой - потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.

Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, которая является органичной частью любой организации (называется системой управления). Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.

Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Социальное управление– это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях: племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. Общеизвестно, что власть как социальное явление и неотъемлемое свойство человеческого сообщества служит инструментом организации данного социума, регулятором складывающихся в нем общественных отношений. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основные разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.

Общественное управление осуществляется внутри и в рамках различного рода объединений граждан руководящими органами, создаваемыми ими на принципах самоуправления в соответствии с уставами, на основе локально—правового регулирования, дополняемого государственным административно—правовым регулированием, строго определенным законом, которое связано с государственной регистрацией объединений, надзором и контролем за их деятельностью.

Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин «public administration» - «государственное управление».

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти.

Муниципальное управление выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории.

Менеджмент в государственной службе - это специальный менеджмент, который изучает особые черты, специфику, тенденции, отличающие менеджмент государственной структуры от коммерческого. Реализация каждой функции менеджмента в госслужбе проявляется, прежде всего, в целях, методах оценки результатов, формах отчетности, процедурах контроля, ответственности и системе стимулов:

  • цель - развитие региона, защита слабо обеспеченных слоев населения и т.д;

  • в государственной структуре методом оценки результатов является уровень доходов, в коммерческой организации - доход;

  • форма отчетности - государство отчитывается перед избирателями, коммерческие организации - перед акционерами;

  • степень ответственности - государство несет ответственность перед народом;

  • система стимулов в коммерческой организации -материальное стимулирование, в государственной службе - льготы, социальные привилегии (бесплатное лечение, обучение и т.д.).

В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.

Сегодня слово «менеджмент» знают все, ибо оно за короткое время прочно вошло в словарный запас русского языка. В буквальном переводе с английского это слово (management) звучит как «управление».

Менеджмент представляет собой особый вид деятельности, позволяющий людям добиваться поставленных целей за счет наилучшего сочетания способностей людей и их интересов, а также оптимального соединения ресурсов, необходимых для выбранного бизнеса.

Предметом менеджмента являются отношения управления, условия деятельности людей и подразделений.

Говоря о менеджменте, почти всегда подразумевают фигуру менеджера – человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации.

Менеджер – член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи (с особыми навыками, качествами и специальной подготовкой).

Менеджмент — понятие очень емкое. Мы его определили как управление в рыночных условиях, как особый вид деятельности по руководству коммерческим предприятием. Широко известно такое определение: финансовый менеджмент — это управление финансами предприятия.

Задачи менеджмента:

  1. Тактическая – поддержание устойчивости работы организации и всех ее элементов.

  2. Стратегическая – развитие организации и перевод ее в новое качественное состояние.

studfiles.net

Курс лекций по менеджменту

Курс лекций для вечернего отделения ПГУ (Пермского  государственного университета) группа ФПУ (финансовое планирование и управление).  Преподаватель: Симонова.

Менеджмент.

  1. Его сущность
  2. Общая характеристика процесса управления. Внутренняя и внешняя среда организации.
  1. Менеджмент – это процесс  руководства, управления отдельным работником, группой людей, организацией в целом.
Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей, при этом под процессом понимается система действий, предпринимаемых менеджером.

Менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимый для того, чтобы спланировать и достичь цель организации.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других  людей.

Менеджмент-это деятельность, направленная на достижение определённого конечного  результата, посредством принятия управленческих решений.

Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную  группу.

Общее у всех определений: процесс, направленный на достижение цели.

  1. Организация – это группа людей, деятельность которых однозначно координируется для достижения общей цели.
Возьмем некую организацию. Её деятельность определяется её миссией. Существует  часть организации, которая создается для реализации миссии.Система управления (СУ) создается для управления объектом управления (ОУ)  для достижения цели. СУ получает информацию об ОУ, перерабатывает её  и воздействует на ОУ, получается замкнутый цикл системы управления.

Элементы СУ : люди, информация, техника управления, функции управления, методы управления (разнообразные методы мотивации людей к деятельности), организационная система управления, процесс принятия решений.

Внешняя среда: поставщики, потребители, конкуренты, политическая среда, социально-экономическая среда.Процесс принятия управленческих решений.1. Основные понятия. 

Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, в которой возникает проблема.

Управленческая ситуация – характеристика сложившегося состояния организации (ее элементов), которая с точки зрения  субъекта управления может быть либо удовлетворительным, либо неудовлетворительным.

Проблема – определенное расхождение между существующим и желаемым состоянием дела. Все множество  источников возникновения проблем в организации можно свести к неэффективной деятельности системы управления либо неправильно поставленной цели.

Решение осуществляется в несколько этапов:

  1. Выбор одного из вариантов действий.
  2. Результат выбора этого варианта.
  1. Классификация управленческих проблем и методы их решения.

Классификация необходима для выбора и применения соответствующих решений.

Проблемы:

  1. Маркетинговые
  2. Финансовые
  3. Инвестиционные
  4. Производственные
  5. Функциональные
  6. Ситуационные (Нарушение взаимодействия организации и внешней среды)

В зависимости от степени формализации проблем существует 2 классификации: формализованные и неформализованные.1.Формализованные (структурированные) – разработка вариантов и обоснование решения таких проблем производится по определенным правилам, алгоритмам с применением расчетных формул, экономико-математических методов.

Пример. График работы, определение потребности в ресурсах, исходя из производственной программы, оптимальное управление запасами, оптимальное управление ресурсами, составление оптимального ассортимента и т.д.

2.Неформализованные (неструктурированные) – решение таких проблем базируется на творческом подходе, интуиции, опыте без каких-либо строгих правил.

Пример: управление персоналом, выработка стратегии поведения.

Класс методов, решающих такие проблемы – экспертно-эвристические методы (ЭЭМ).Выбор метода поиска и решения проблем зависит также от  условий, в которых это решение принимается. В теории решений принято выделять следующие виды внешних условий:

А) Определенность исхода. Условия, в которых принимается решение заранее известны менеджеру, но проблема выбора может существовать когда велико число стратегий (например способов использования ресурсов).

Пример: перевозка скоропортящегося продукта. Есть стратегии.

А1  t1*П+z1=Ст1   - железнодорожный транспорт

А2  t2*П+z2=Ст2   - автомобильный  транспорт

А3  t3*П+z3=Ст3   -  авиационный транспорт

А4  t4*П+z4=Ст4   -  речной транспорт   Ст – общие издержки, которые всегда знают; t -    время, z – затраты, П – потери в час.

Критерий: либо минимизировать издержки, либо минимизировать время в пути. Используют математические методы и вычислительную технику.

Б) Неопределенность исхода. Решение принимается в таких  условиях, когда исход зависит не только от выбранного варианта, но и от состояния внешней среды. При этом, если в момент принятия решения менеджер располагает информацией для установления вероятности появления каждого из этих состояний внешней среды, то говорят, что решение принимается в условиях риска. Если в момент принятия решения такой информации нет, то решение принимается в условиях полной неопределенности.

Пример: Если синоптики сообщают, что дождь, а мы зонт не берем, то решение в условиях риска, а если не имеем  этой информации, то – неопределенность.

Применяется аппарат теории  статистических решений и стратегических игр.

Этапы классификации проблемы. Можно выделить несколько этапов в классификации:

1.      Идентификация проблемы.

  1. Формулировка (диагностика) проблемы
  2. Поиск решения проблемы
  3. Принятие решения
  4. Реализация решения
  5. Оценка результатов
Если проблема не решена, то возможна была допущена ошибка на любом из этих этапов.

Принятие решения в условиях риска.

В управленческом аспекте риск принято определять как уровень неопределенности предсказания результата. Риск всегда связан с разработкой и выбором определенных альтернатив и расчетом вероятности результата по каждой альтернативе. В качестве критерия выбора альтернативы используется критерий максимума ожидаемой полезности.Функции управления.

1. Функция управления (ФУ) – это совокупность специальных действий по управлению определенным объектом, характеризующихся единством содержания, характером решаемых задач и используемой информацией.

ФУ – это однородные по содержанию и направленности целей виды управленческой деятельности.

Планирование, организация, контроль, учет, регулирование, активизация, стимулирование – все это функции управления.

ФУ  носит преимущественно субъективный  характер.СУ через призму функций управления.

Есть общие функции управления и конкретные (специфические) функции управления. Общие функции управления раскрывают суть процесса управления, его последовательность. Объектом воздействия является весь ОУ. Содержание общих функции управления меняется на различных уровнях управления. Эти изменения проявляются через специфические функции управления.

Общие ф.управления Конкретные ф.управления Структ. подразделения
Планирование Кадры ОК
Организация Качество продукции ОТК
Контроль Финансы Фин. отдел
Учет Запасы ОМТС
Регулирование

3.Планирование.

Функция планирования связана с выбором поведения организации.

Планирование – процесс подготовки на перспективу решений о том: что, кем, когда и как должно быть сделано.

Планирование – проектирование желаемого будущего и  эффективных путей его достижения.

Планирование бывает: стратегическое и тактическое.

Миссия организации – понятие, раскрывающее  смысл существования организации, в общем виде определяет сферу её  деятельности, иногда четко выраженная причина существования организации.

Цели отражают желаемое состояние организации, их следует достичь за определенное время. Цели должны быть конкретны, четко сформулированы, измеримы, разумны и определены во времени.

Формулируется целая иерархия целей. Т.е.: цель – подцель – мероприятие- задача. Т.е. можно построить дерево целей.

Стратегия – средство достижения желаемых результатов.

4 уровня  управления стратегиями.

  1. Корпоративный. Формирование портфеля корпорации.
  2. Уровень сфер бизнеса, деловые стратегии для каждой сферы бизнеса.
  3. Функциональный  уровень. Разработка маркетинговой, финансовой, производственной и т.д. стратегий.
  4. Операционный уровень. Разработка стратегий для различных регионов, заводов, компаний и т.д.
Выделяют 3 этапа разработки стратегии:
  1. Анализ рыночной среды.
  2. Оценка конкурентоспособности самой компании.
  3. Разработка портфеля стратегий.
Функция организации. Организация как функция управления – процесс создания структуры управления, которая даёт возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей. Есть несколько этапов:

1.      Деление организации на подразделения, соответствующие целям и стратегиям (следующая тема).

  1. Определение взаимоотношения полномочий, которые связывают работников различных уровней и обеспечивает возможность распределения и координации задач.
Полномочие – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия отдельных ее сотрудников на выполнение поставленных задач.

Делегирование -  средство, с помощью которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий. Пределы полномочий определяются должностными инструкциями.

Ответственность – обязательство выполнять имеющиеся задачи и  отвечать за их удовлетворительное решение. Ответственность не может быть делегирована.

     Для эффективного распределения полномочий важную роль играет норма управляемости (масштаб управляемости) – оптимальное число подчиненных, которыми  эффективно может руководить один руководитель. Норма устанавливается посредством делегирования линейных полномочий.

Эффективное число подчиненных на верхнем уровне @ 5-7 человек. Существует формула для определения оптимального числа отношений N: N= n (2n/2+n-1), где  n – непосредственное число подчиненных. Отношение, к примеру: руководитель дает задание подчиненному, приказывает и т. д.Организационная структура управления.

  1. Организационная структура – упорядоченная совокупность устойчивых взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Элементы структуры управления – работники (руководители, специалисты, служащие, а также подразделения, в которых занято определенное число работников, выполняющих свои функциональные обязанности).

Уровень управления – совокупность структурных единиц (элементов), находящихся на одной ступени организационной иерархии.

Выделение этих структурных единиц производится в соответствии с общими и конкретными формами управления.

Между структурными единицами существуют связи горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи носят характер согласования – это связи координации и кооперации. Вертикальные связи организовывают отношения подчинения. В рамках вертикальных  выделяют линейные и функциональные отношения. Линейные отношения характеризуются подчинением по всем функциям управления. Функциональные – подчинение по определенной функции управления.

Множество структур управления.Бюрократические структуры. Характеристика.

1.      Высокая степень разделения управленческого труда

2.      Развитая иерархия управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется и подчиняется вышестоящему.

3.      Система формальных правил и стандартов, обеспечивающих выполнение обязанностей и норм поведения.

Бюрократические структуры:

1.      Самая простая – линейная  структура управления. Суть её в том, что она образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных подразделений в виде иерархической структуры. Каждый работник в такой структуре управлении подчинен и подотчетен только одному руководителю.

Достоинства:

1)      Такая структура создает условия для реализации принципа единоначалия и единства распорядительства.

2)      Создаются условия для согласованности действий  исполнителей в соответствии  с главными целями организации.

3)      Четкое разграничение функций и ответственности.

4)      Обеспечивает предельность границ контроля.

Недостатки:

1)      Низкая оперативность управления, т.к. информация проходит очень длинный путь.

2)      Низкая эффективность управления – чтобы согласовать действия работников низшего уровня требуется вмешательство руководителя верхнего уровня.

3)      Завышенные требования к знаниям руководителя верхнего уровня.

2.      Функциональная структура управления. Ее суть в том, что специализация аппарата управления, формирование подразделений  осуществляется в соответствии с функциями управления.

Достоинства:

1)      Повышается оперативность управления.

2)      Увеличивается эффективность управления (ввиду появления компетентных функциональных руководителей).

Недостатки:

1)      Частный функциональный подход к решению проблемы.

2)      Возможно дублирование функций.

4.      Линейно-штабная структура управления. Суть: в основе ее лежит линейная структура управления, но при верхних уровнях линейного руководства создаются штабные подразделения, которые готовят решения для линейных руководителей, но сами решения не принимают.

Достоинства:

1)      Повышается качество решений, принятых линейным руководителем.

2)      Сохраняются все преимущества линейной структуры управления.

Недостатки:

1)      С увеличением числа проблем разрастаются штабные подразделения  и увеличивается нагрузка на линейного руководителя.

5.      Линейно-функциональная структура управления. Суть: она строится по шахтному принципу, когда на каждую функцию управления формируется система от верхнего уровня до нижнего.

Достоинства:

1)      Устраняются недостатки линейной, функциональной и линейно-штабной структур и сохраняются их достоинства.

Бюрократические структуры хороши тогда, когда существует определенность и стабильность. При динамичных быстро меняющихся условиях  бюрократические структуры оказываются неэффективны, т.к. слабо приспосабливаются к внешней среде.

6.      Дивизиональная структура управления. Переходная от бюрократических к адаптивным структурам управления.

 Суть: при использовании  организация делится на  элементы и блоки (по видам продукции, по географическим рынкам и т.д.).

      Недостатки:

1)      Интересы головной компании и отделений часто входят в противоречие.Адаптивные структуры управления.

Адаптивные (адхократические) структуры управления. Основные виды:

1.      Проектная структура управления. Суть: принципом построения является  концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение у организации (например переход на новую технологию). Деятельность организации рассматривается как совокупность выполняемых проектов, под которые выделяются ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, которая после выполнения проекта распадается, а элементы этой структуры передаются в новый проект.

Достоинства:

1)      Гибкость

2)      Высокая компетентность

3)      Уменьшается число работников

Недостатки:

1)      Сложность управления

2)      Распыление ресурсов по проектам

2.      Матричная структура. Суть: каждый работник подчинен более, чем одному руководителю. Такая структура легко адаптируется к внешней среде.

Достоинства:

1)      Ориентация на проект

2)      Увеличивается эффективность управления

3)      Более гибкое использование персонала

4)      Улучшенный контроль реализации проекта

5)      Сохраняются достоинства проектного и функционального методов

Недостатки:

1)      Подчинение нескольким руководителям

2)      Постоянный контроль за распределением ресурсов между проектами

3.      Система управления подразделениями, ориентированная на потребителя. Суть: предполагается деление организации на подразделения (предпринимательские единицы) по видам продукции,  по потребителям, по регионам и т.д. Формы использования разнобразны. Сочетание числа подразделений зависит от среды и ее особенностей (числа, потребителей, количества услуг и т.д.).

Методы управления.

Методы управления  (МУ)– совокупность правил, способов и приемов воздействия на людей с целью выполнения поставленных перед ними задач. Воздействие МУ непосредственно связано с мотивацией, т.е. образованием в сознании человека мотивов действия в нужном направлении.

Создание побудительных мотивов – процесс, посредством которого  добиваются, чтобы люди шли в заданном направлении, а процесс побуждения людей к деятельности осуществляется через удовлетворение потребностей. Менеджер должен уметь выявлять неудовлетворенные потребности.

Существуют различные теории мотивации. Самая простейшая – теория Маслоу.

Теория Маслоу состоит из 5 уровней:

1.      Основные потребности – здоровье, пища, отдых (зарплата).

2.      Потребность в безопасности – социальные гарантии, пенсионный фонд, страховка и т.д.

3.      Социальные потребности – поддержание неформальных отношений в коллективе.

4.      Потребность в признании и уважении – система оценки труда, карьерный рост.

5.      Потребность в самовыражении и развитии – учеба, творчество.

В зависимости от способа воздействия, который формирует тот или иной мотив действия выделяют организационно-административные, экономические и социально-психологические  методы воздействия.

Организационно-административные методы базируются на отношениях между людьми. По форме проявления делятся на:

1)      Организационные (организационного воздействия) предназначены для создания организационной основы совместной деятельности работника. На практике реализуются в виде организации регламентирования, организационного нормирования, инструктирования.

2)      Методы распорядительного (административного) воздействия основаны на отношениях принуждения и подчинения. Характерно прямое  воздействие на волю подчиненного. Это приказы, распоряжения, указания, а также  взыскания и поощрения.

Экономические методы управления основаны на познании и использовании объективных экономических законов, а также на использовании экономических интересов трудовых коллективов и отдельных работников.

      Отличие: воздействие через экономический  интерес. Делятся на методы:

1)              Методы прямого экономического расчета. Это политика кредитования, инвестирования, налогообложения, ценовая политика.

2)              Методы внутрифирменного расчета. Заинтересованность  предприятия – финансовая стабильность, финансовая устойчивость, кредитоспособность, инвестиционная привлекательность, рентабельность.

Социально-психологические методы управления – способы воздействия на людей через их социальные потребности и психологические особенности.

Социальные методы управления делятся на:

1)      Методы социального регулирования.

2)      Методы социального планирования.

3)      Методы социального нормирования.

4)      Методы морального стимулирования.Методы психологического управления – конкретные способы  и приемы, направленные на регулирование отношений между людьми путем создания благоприятного психологического  климата.

1)      Методы комплектования малых неформальных групп (создание неформальных групп в коллективе).

2)      Методы гуманизации труда (воздействие цветом, музыкой, запахом).

3)      Методы психологического побуждения (холерики, флегматики).

4)      Методы профессионального отбора (тесты, отборы).Эффективность руководства.

Личность менеджера можно разделить на 3  составляющих:

1.      Биографические характеристики (возраст, социально-экономический статус, образование).

2.      Способности (Общие способности – интеллект, специфические способности – знание, компетентность, умение).

3.      Черты личности (Доминантность, уверенность в себе, креативность, стремление к достижению цели, ответственность, общительность, коммуникабельность).

Кроме руководителя может быть еще и лидер – человек, обладающий авторитетом, который выдвигается из среды окружающих его людей.

Стиль руководства – совокупность наиболее характерных способов, приемов, правил, применяемых руководителем в процессе выполнения управленческих функций, а также психологических особенностей взаимодействия руководителя со своими подчиненными. Пример можно проиллюстрировать на управленческой решетке.К сожалению на большее времени у преподавателя не хватило….  :)Записал: Захаров Д.В.

www.coolreferat.com

Учебники по менеджменту

Рерайт дипломов -уникализация готовых текстов любых студенческих работ.

Вы можете скачать без регистрации полные тексты учебников, учебных пособий, курсов лекций. Вы можете также читать учебники онлайн.

По этим учебникам вы можете изучать менеджмент по любым программам - от колледжей до бакалавриата и магистратуры.

Книги, представленные на нашем сайте, помогут вам при переподготовке по отдельным направлениям менеджмента: по финансовому, инвестиционному, образовательному, стратегическому, тайм-менеджменту и другим.

НОВИНКА: сборники оригинальных авторских статей ведущих специалистов по современному менеджменту. Сборники будут полезны:

  • студентам - для подготовки рефератов, обзоров, дипломных и курсовых работ;
  • преподавателяи - для использования в лекциях и на семинарах;
  • руководителям предприятий - для ознакомления с самыми последними достижениями менеджмента, для повышения квалификации.

Перейти в систематический каталог

Перейти в алфавитный каталог

Каталог книг по менеджменту

Новые учебники издания 2013 - 2017 годов

Асаул А.Н. Теория и практика разработки и реализации управленческих решений в предпринимательстве.   2014, – 304 с.

Белкин М.В. Организация и планирование производства.   2015, – 69 с.

Белкин М.В. Организация производства.   2014, – 128 с.

Бирман Л.А. Общий менеджмент.   2013, – 232 с.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.   2014, – 576 с.

Гашкова Л.В., Морозова О.Ю. Основы маркетинга и менеджмента: практикум.   2015 – 107 с.

Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент.   2013, – 168 с.

Дорофеева Л.И. Основы теории управления.   2015, – 433 с.

Жигун Л.А. Теория менеджмента: теория организации.   2014, – 320 с.

Залозная Д. Менеджмент: практикум.   2015, – 121 с.

Иваненко А.Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте.   2014, – 596 с.

Иваненко А.Ф. Анализ хозяйственной деятельности организации.   2016, – 52 с.

Карякин А.М. Командная работа.   2003, – 68 с.

Катаев А.В. Управление проектами на базе динамической сети партнеров.   2017, – 125 с.

Кузнецов Ю.В., Мелякова Е.В. Теория организации.   2015 – 365 с.

Ларионова И.В. (ред.) Риск-менеджмент в коммерческом банке.   2014, – 456 с.

Минько Э.В., Минько А.Э. Менеджмент качества.   2013, – 272 с.

Михненко П.А. Теория менеджмента.   2014, – 369 с.

Рой О. Основы государственного и муниципального управления.   2013, – 400 с.

Современные технологии логистики производства. 2013 – 76 с.

Сорокина А.В. Корпоративная социальная ответственность.   2015, – 136 с.

Фомин А. Цеховая и бесцеховая структуры управления производством. Проблемы внедрения бесцеховой структуры   2013, – 116 с.

Элебаев Н.Б. (ред.) Корпоративное управление.   2014, – 209 с.

Старые учебники

Абрамешин А.Е. и др. Инновационный менеджмент. М.: Вита-пресс, 2001. – 272 с.

Авторское право в Интернете 2015, 240 с.

Андреева Н. Первые 100 дней молодого менеджера. – 144 с.

Андросова Л.А. Социология управления. 2002. – 56 с.

Антикризисное управление. – 20 с.

Афанасьев А. Кризис-менеджмент. 1998. – 44 с.

Бабушкина Е.А. Антикризисное управление. – 95 с.

Башкатова Ю.И. Управленческие решения. М.: 2003. – 89 с.

Бекряшев и др. Теневая экономика и экономическая преступность. Часть 1. – 142 с.

Бекряшев и др. Теневая экономика и экономическая преступность. Часть 2. – 102 с.

Бекряшев и др. Теневая экономика и экономическая преступность. Часть 3. – 98 с.

Бекряшев и др. Теневая экономика и экономическая преступность. Часть 4. – 93 с.

Бессонов И.В. Разработка бизнес-плана предприятия. 2009 – 108 с.

Бизнес-план: пример структуры и рекомендации по составлению. – 8 с.

Бизнес-планирование. – 90 с.

Бланшар К. Одноминутный менеджер и обезьяны. 2002 – 88 с.

Большаков А. Менеджмент. Краткий курс. 2000. – 87 с.

Борисенко И.А. Инновационный менеджмент: управление интеллектуальной собственностью. Воронеж: Воронежский университет, 2003. – 63 с.

Варламова А.Н. Правовое обспечение развития конкуренции. 2010 – 301 с.

Вертакова Ю.В. и др. Управленческие решения. М.: КНОРУС, 2005. – 352 с.

Виханский О.С. Стратегическое управление. 1998 – 164 с.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М: Экономистъ, 2006. – 670 с.

Внедрение сбалансированной системы показателей. М: 2005. – 484 с.

Вознесенская Н.Н. и др. Предпринимательское (хозяйственное) право. М.: Волтерс клувер, 2006. – 551 с.

Высоков В.В. Малый бизнес: made in Russia. Ростов-на-Дону: ДГТУ, 1999. – 120 с.

Гапоненко А.Л. Общий и специальный менеджмент. 2001 – 569 с.

Гершун А.М. Разработка сбалансированной системы показателей. 2005 – 128 с.

Гершун А. Технологии сбалансированного управления. – 409 с.

Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент. Таганрог: ТРТУ, 2004. – 267 с.

Голяков С.М. Бизнес-планирование на малых и средних предприятиях. С-Пб.: 2003. – 70 с.

Гончаренко Л.П. Инвестиционный менеджмент. 2005. – 294 с.

Гринев В.Ф. Инновационный менеджмент. 2001. – 146 с.

Громова Л.А. Этика управления. 2007 – 184 с.

Гроув Э. Высокоэффективный менеджмент. 1996 – 280 с.

Давыденко М. Бизнес-планирование в лесной отрасли. 2005. – 28 с.

Дафт Р. Управленческие решения. – 23 с.

Дебелова Н.Н. Основы менеджмента. 2010 – 90 с.

Дедова И.Н. Разработка бизнес-плана предприятия. 2009 – 112 с.

Депамфилис Д. Слияния, поглощения и другие способы реструктуризации компании. 2007 – 30 Мб.

Деревяго И.П. Менеджмент: ответы на экзаменационные вопросы. 2008 – 128 с.

Дорофеев В.Д. Антикризисное управление. Пенза: 2006. – 206 с.

Дорофеев В.Д. Организационное поведение. Пенза: 2005. – 56 с.

Дорофеев В.Д. Организационное поведение. Пенза: 2004. – 142 с.

Дрожжин А.И. Логистика. 2010 - 151 с.

Друкер П.Ф. Эффективный управляющий. – 185 с.

Ефимов В.В. Описание и улучшение бизнес-процессов. 2005. – 84 с.

Законы о безопасности и терминология. – 190 с.

Злобин Э.В. Управление качеством в образовательной организации. 2004. – 53 с.

Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. М.: Аспект Пресс, 2002. – 415 с.

Иванов Л.Б. Основы менеджмента: понятие кибернетики и общие вопросы управления. 2000. – 92 с.

Ивченко В.В. Экономика и управление инновациями. 1996. – 55 с.

Игнатьева А.В. Исследование систем управления. 2000. – 157 с.

Из чего складывается безопасность. – 23 с.

Иода Е.В. Управление предпринимательскими рисками. 2002. – 212 с.

Ионова С.М. Шпаргалка по менеджменту. 2000. – 65 с.

Как начать свой бизнес. Личность успешного предпринимателя. – 160 с.

Каплан Р. Организация, ориентированная на стратегию. 2004 - 416 с.

Каплан Р. Сбалансированная система показателей. 2003 - 214 с.

Карпов А.В. Психология менеджмента. М: Гардарики, 2005. – 584 с.

Кипнис М. Тренинг лидерства. – 69 с.

Кови С. Семь навыков преуспевающих людей. - 67 с.

Козловский В.А. Производственный менеджмент. 2003 - 492 с.

Комарова Н.В. Теоретические основы менеджмента. 2005 - 66 с.

Корсаков А.А. Логистика. М.: 2005. – 37 с.

Коммерческое право. – 134 с.

Кошевой О.С. Разработка управленческих решений. 2001. – 64 с.

Кривошеева Н.А. Терминологический словарь по документоведенгию. Оренбург: 2005. – 19 с.

Курошева Г. М. Теория антикризисного управления предприятием. 2002. – 12 Мб.

Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. 2004 – 495 с.

Лапина Т.А. Корпоративная культура. 2005. – 97 с.

Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России. – 7 с.

Либкинд Е.В. Организационные структуры поведения. 2003. – 42 с.

Логистика. – 34 с.

Лучшие примеры внедрения сбалансированной системы показателей. 2008. – 416 с.

Маркова В.Д. Стратегический менеджмент. 1999 – 288 с.

Мишин С.П. Оптимальные иерархии в экономических системах. 2004. – 190 с.

Мишина Л.А. Логистика. – 85 с.

Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. – 230 с.

Молотников А.Е. Слияния и поглощения. Российский опыт. 2006 – 344 с.

Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. 2000 – 447 с.

Плиско Т.Н. Стратегический менеджмент. 2007 – 284 с.

Поделинская И.А. Стратегическое планирование. 2005. – 55 с.

Подсорин В.А. Антикризисное управление. 2010. – 209 с.

Полукаров В.Л. Основы менеджмента. М: КНОРУС, 2008. – 240 с.

Портер М.Е. Конкуренция. 2005 – 7 Мб.

Правила Деминга, Джурана, Кросби. – 7 с.

Разу М.Л. Упрвление проектом. 2006 – 20 Мб.

Ребрин Ю.И. Управление качеством.   2004. – 174 с.

Льюис Дж. Управление командой. - 79 с.

Рева Е.В. Коммуникационный менеджмент.   2003, – 161 с.

Рид С.Ф. Искусство слияний и поглощений. 2004 – 13 Мб.

Руденко В.И. Менеджмент. Пособие по подготовке к экзаменам. Ростов-на Дону: 2005. – 192 с.

Сборник статей по коммерческому праву. – 193 с.

Сборник статей по менеджменту. 2008. – 53 с.

Семенов А.К., Маслова Е.Л. Этика менеджмента. М: Дашков и Ко, 2007. – 272 с.

Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. М: Дашков и Ко, 2008. – 556 с.

Сеславин А.П. Оптимизация и математические методы принятия решений. 2011 – 77 с.

Сиганова Т.В. Делопроизводство и документооборот. Омск: 2004. - 71 с.

Сладкевич В.П. Современный менеджмент (в схемах). 2003. - 152 с.

Стеклова О.Е. Организационная культура. 2007. - 129 с.

Стерлигова А.Н. Терминологическая структура логистики. 31 с.

Стратегический менеджмент. Челябинск: 2005. – 30 с.

Стратегический мненджмент. – 14 с.

Сунь-Цзы. Искусство войны и искусство управления. 2003. - 160 с.

Тамарская Н.В. Школьный менеджмент (аспект трудоустройства). 2002. – 33 с.

Теория антикризисного управления предприятием. – 4 Мб.

Управление качеством. – 122 с.

Халтаева С.Р. Бизнес - планирование. 2005. – 86 с.

Хозяйственное право. – 39 с.

Ципес Г.Л. Менеджмент проектов. 2006. – 10 Мб.

Чуйкин А.М. Основы менеджмента. 1996. – 106 с.

Чуйкин А.М. Разработка управленческих решений. 2000. – 150 с.

Шаралдаева Е.А. Теоретические основы реструктуризации. 2005. – 160 с.

Шевчук Д.А. Управление качеством. М.: ГроссМедиа, 2008. – 216 с.

Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. 2003. – 154 с.

Шикин Е.В. Математические методы и модели в управлении. 2000.

Экономическая преступность: глоссарий. – 18 с.

Ярочкин В.И. Основы безопасности бизнеса и предпринимательства 2005. – 206 с.

Перейти в систематический каталог

Перейти в алфавитный каталог

Рерайт дипломов -уникализация готовых текстов любых студенческих работ.

xn--90ahkajq3b6a.xn--2000-94dygis2b.xn--p1ai

Литература:

  1.         Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992.

  2.         Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 1996.

  3.         Общий менеджмент / Учебное пособие. – С.-Пб.: С.-Пб. гос. инж.-экон. академия, 1999.

 

 

Тема 1. Введение в менеджмент

1.1 Основные понятия

Что такое «менеджмент»?

  1.         Область человеческой деятельности. Умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей (упрощенно). Для России: тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики;

  2.         Область человеческого знания;

  3.         Собирательное от менеджеров (категория тех, кто осуществляет работу по управлению).

«Менеджмент» и «управление», «менеджер» и «руководитель» это одно и то же? В принципе, да. На 90% это тождественные понятия. Отличие: руководителем может быть инженер или экономист, занимающийся управлением. Менеджер же – представитель особой профессии, осознающий это, прошедший, как правило, специальную подготовку, имеющий соответствующий диплом (например, MBA). В фирме он специализируется на управлении.

Понятие «менеджмент» очень часто соседствует с понятием «бизнес». Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» (business management) — это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин business administration, который можно перевести как «деловое администрирование». Если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин public administration - «государственное управление».

«Бизнесмен» и «менеджер» — не одно и тоже. Бизнесмен — это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Более частный случай бизнеса — предпринимательство. Предприниматель - осуществляет бизнес, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск.

 

1.2 Место менеджмента в системе экономических знаний

Менеджмент базируется и тесно связан с такими дисциплинами как теория организации, общая экономическая теория, право и психология.

Теория организации исследует принципы формирования систем и их структур, процессы поведения и взаимодействия составных частей. Менеджмент обеспечивает функционирование и развитие систем в социально-экономической сфере.

Общая экономическая теория формулирует основные принципы хозяйствования в условиях рыночной экономики. Менеджмент регулирует связи и отношения на стадиях экономического кругооборота между предприятием, семьей и государством.

Право. Менеджмент основывается на действующем законодательстве, использует его при принятии управленческих решений.

Психология. Взаимодействие между руководителем и подчиненным строится с учетом особенностей человеческого фактора, межличностных отношений и поведения групп. Менеджмент учитывает эти особенности при принятии решений.

 

studfiles.net

Лекции по менеджменту 2

1. Понятие менеджмента и научные направления

Менеджмент – самостоятельная область знаний, сочетающая науку, опыт, творчество и даже искусство

Научные направления:

1) Научное управление (1885 – 1920)

Разработка научного подхода к управлению; анализ содержания работы, определение ее основных компонентов, проведение хронометража. Задача Тейлора о лопате

2) Административная школа (1920 – 1950)

Основатель Аири Файоль. Он явился автором подходов усовершенствования управления организацией и создания универсальных принципов управления.

Файоль определил основные принципы управления :

· Разработка на основе определения главных функций бизнеса, рационально-функциональной схемы управления организацией.

· Определение взаимосвязи этих функций или построение организационной структуры организаии.

3) Школа человеческих отношений (неоклассическое направление)

Основана на развитии практической психологии.

Авторитеты: Фрейд, Фоллет, Мэйо

Фоллет:

Менеджмент – обеспечение выполнения работы по достижению своих целей с помощью других лиц.

4) Поведенческие науки (организационное поведение)

Изучает:

- социальные взаимодействия

- коммуникации

- власть

- лидерство

- корпоративную культуру

Т.е. изучает методы ↑ человеческих ресурсов как у отдельного работника, так и организации в целом.

5) Наука управления (с 50-х годов)

Основана на методе линейного программирования. Академики Кантарович и Купман были нагаждены Нобелевской премией за теорию оптимизации распределения ресурсов → исследования операций.

Сочетание каждого из рассмотренных направлений менеджмента сформировали различные подходы к пониманию самого процесса управления.

Процессный подход подразумевает управление как непрерывный процесс, реализующий комплекс взаимосвязанных управленческих функций, т.е. системный подход.

Системный подход определил интеграцию вклада всех школ, которые доминировали в разное время. Системный подход – это не набор функций, а способ мышления.

Дальнейшее развитие менеджмента в области исследования операций получило развитие ситуационного подхода . Ситуационное мышление – приложение системного подхода к конкретной ситуации.

2. Функции менеджмента

Всякий процесс управления содержит 2 взаимосвязанные части:

1) объект управления (предмет приложения действий)

2) субъект управления (та часть, которая производит направленное действие)

Процесс управления – совокупность взаимосвязанных действий или управленческих функций:

1. Планирование

(Принятие решений о том, какие должны быть цели организации, что надо делать для их достижения. Функция планирования должна отвечать на вопрос где находится организация в настоящее время, уметь оценить слабые и сильные стороны организации в части финансов, производства, маркетинга, трудовых ресурсов; куда должна идти организация: суметь оценить возможности и опасности в окружающей среде, такие как конкуренты, законодательство, политические и экономические факторы, технологические и социальные аспекты; каким образом организация будет добиваться успеха, какой должен быть подход, методика.)

2. Организация

(Организовать, т.е создать некую структуру и определить роли и задачи каждого из элементов этой структуры. Поскольку работа выполняется людьми, то орг. структура должна определить кто должен выполнять конкретные задания, кто является руководителем, может ли руководитель делегировать полномочия подчиненным, кто берет на себя ответственность за результаты работы. Формируется вертикаль: начальник - подчиненный)

3. Мотивация

(Осуществление действий, обеспечивающих выполнение работы в соответствии с делегированными служебными обязанностями. В 19 и 20-м веках считалось, что сотрудники будут лучше и больше работать, если имеется возможность больше зарабатывать. Однако специалисты показывают несостоятельность чисто экономического подхода. Мотивация является сложной совокупностью потребностей)

4. Контроль

(Функции контроля – процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своей цели. Существует 3 аспекта осуществления контроля:

1) Установление стандартов (технологии, нормативы)

2) Измерение того, что было достигнуто и сравнение с планом

3) Коррекция отклонения или плановых показателей

Четыре первичных функции управления

Функции менеджера:

1. Создание коммуникационных связей для получения информации

2. Принятие решений

3. Алгоритм управления

-- Последовательность действий, выбираемая руководителем с целью преобразования исходной ситуации в желаемую.

-- Намеченная последовательность методов при решении той или иной управленческой проблемы.

Бывают ситуации, когда последовательность известна до мелочей и не требует новаторства. Этот алгоритм отражает управление, состоящее из цепочки последовательных действий, каждое из которых зависит от исхода предыдущего, но не зависит от последующих действий.

Линейный алгоритм

Этап 1 → Этап 2 → Этап 3

Циклический алгоритм

Применяется в случаях, когда после получения результатов на одной из стадий приходится возвращаться к одному из предыдущих этапов.

Этап 1 → Этап 2 → Этап 3 → Продолжать

или вернуть

Адаптивный алгоритм

Отличается тем, что с самого начала определяется только первый шаг. Выбор последующих шагов зависит от результата предыдущего шага.

Схемы поиска алгоритма всегда определяют на основе наиболее полной информации.

4. Менеджмент как процесс принятия решений в информационной среде

Все 4 функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) имеют 2 общие характеристики:

- все они требуют принятия решения

- для всех необходима коммуникация и обмен информацией.

Принятие решений – выбор из нескольких альтернативных вариантов как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Именно «принятие решений» является главной компонентой управления.

Коммуникация – процесс обмена информацией с ее смысловым содержанием между двумя и более людьми.

Поскольку организация- структурированный тип отношений между людьми, то от качества коммуникаций зависит эффективность функционирования организации. Обмен информацией является основой при принятии решений.

Таким образом, процессы «обмен информацией» и «принятие решений» составляют основное содержание деятельности руководителя.

Новая методология управления рассматривается как процесс принятия функциональных решений в среде информационных технологий.

4.1 Информационные сети

- Это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.

Информационная сеть включает информационные потоки между двумя или более индивидуумами.

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей.

Вертикальные: начальник – подчиненный

Горизонтальные: связи между равными по уровню подчиненности индивидуумами

Диагональные: связи с другими начальниками или другими подчиненными.

Все эти связи создают реальную структуру организации. Размеры подразделений и организаций ограничивает развитие коммуникационных связей.

4.2 Коммуникационный стиль

- Это способ взаимодействия индивида с другими индивидами.

За основу измерения межличностной коммуникации приняты 2 переменные:

1) открытость (степень раскрытия себя для других в целях получения ответной реакции, т.е. выяснение, как другие воспринимают твои действия)

mirznanii.com


Смотрите также