«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия». Кто из экономистов использовал метод аналогии


Методы экономической теории: анализ и синтез; абстрагирование; индукция и дедукция; сравнение и аналогия. Графики. Позитивная и нормативная экономика

Экономическая теория, имея специфический предмет исследования, использует, как правило, методы, присущие наукам, изучающим природные явления. Метод (от греч. method – путь к чему-либо) в широком смысле слова можно определить как деятельность, направленную на достижение конкретной цели.

Обычно метод исследования формируется на базе определенной методологии, включающей в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуры и совокупности конкретных методов данной науки.

Экономическая теория применяет широкий набор методов научного познания. Древние греки использовали формальную логику – изучение мысли со стороны ее структуры и формы. Основоположником формальной … логики принято считать Аристотеля (384–322 до н.э.), создавшего учение о понятиях, суждениях, умозаключениях. Наиболее известной формой умозаключения является силлогизм. (Аксиома силлогизма: если свойство K принадлежит каждому из предметов, образующих данный класс, то это свойство будет принадлежать и любому индивидуальному предмету, относимому к этому классу.)

Формальная логика выработала набор методов и приемов познания. Важнейшие из них – анализ и синтез, методы индукции и дедукции, сравнение, аналогия, гипотеза, определенные законы мышления.

Анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части для удобства изучения; синтез – продолжение анализа, состоящее в соединении отдельных элементов в единое целое.

Метод индукции – это метод познания, основанный на умении делать умозаключения, следуя от частного к общему; метод дедукции – метод, позволяющий делать умозаключения, исходя от общего к частному.

Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Он широко применяется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через существующие понятия.

Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. В общей форме умозаключение по аналогии можно записать следующим образом: если А и В имеют общие свойства и А имеет свойство С, то и В имеет свойство С. Аналогия – частный случай индукции. Она играет важную роль в выдвижении предположений, получении нового знания. Множество открытий в экономической теории было сделано по аналогии. Ф. Кэне, например, провел аналогию между кровообращением в человеческом теле и движением товарных и денежных масс в социально-экономическом организме. Это привело его к открытию первой макроэкономической модели экономического воспроизводства. Другой великий экономист – А. Курно, изучая закономерности механического равновесия, выдвинул идею экономического равновесия.

Гипотеза – метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает при появлении новых фактов, противоречащих старой теории. Сформулированные гипотезы могут служить экономисту ориентиром при сборе фактов (эмпирических данных). Из определения всех наук следует, что они основываются на фактах, т.е. на наблюдениях и поддающихся проверке изменениях известных данных или явлений. Экономическая теория изучает поведение людей и организаций, занимающихся производством, обменом, потреблением и распределением товаров и услуг в масштабах общества.

Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны. Поэтому необходимо постоянно сверять существующие принципы и теории с изменяющейся экономической средой. В этой связи различаются позитивная и нормативная экономика. Позитивная экономика имеет дело с фактами, отобранными и перешедшими на уровень теории, т.е. с уже свободными от субъективных суждений и представляющих экономическое поведение. Напротив, нормативная экономика выражает субъективные оценочные суждения о том, что должно быть. Пример позитивного фактического утверждения: при прочих равных условиях, если плата за обучение возрастет, то число абитуриентов в университете снизится. Нормативное утверждение на ту же тему: разговоры о плате за обучение в университете вообще вести не следует, тогда число абитуриентов увеличится.

Основные разногласия между экономистами связаны с нормативными подходами, с экономической политикой, основанной на суждениях. Это обусловлено существованием разных мнений, оценочных суждений относительно того, каким должно быть наше общество. Позитивным является суждение о том, что каждый член общества имеет право на справедливо заработанный доход, но различны суждения о принципах распределения дохода. Для эффективного управления мы должны обладать способностью предвидеть. Экономические принципы помогают сделать это возможным и служат основой реальной экономической политики.

До сих пор мы рассуждали о рациональных методах исследований, однако молодой экономист столкнется с трудностями при анализе экономических событий. В отличие от начинающего физика или биолога он может с подозрением относиться к прибылям естественных монополий или считать, что передача богатства по наследству – это социальное зло. Начинающий исследователь должен быть готов отбросить ошибочные и предвзятые суждения в интересах истины. Экономика отражает интересы людей, поэтому экономические термины иногда носят чрезмерно эмоциональный характер. Это проявляется наиболее ярко в наше время, когда с помощью экономических категорий завоевываются голоса избирателей. Одним кажется, что бесплатная медицина – это «отрыжка» социализма, а другим – разумная, народная демократия. Поэтому мы должны быть готовы к тому, чтобы отбросить подобную терминологию в интересах объективной трактовки экономических проблем. В конечном счете экономисты приходят к выводу, что люди в своих решениях делают рациональный выбор, сопоставляя издержки и выгоды. Следовательно, экономическое мышление – это восприятие с позиции соотношения «издержки – выгоды».

Как и любая наука, экономическая теория имеет дело с фактами, которые постоянно изменяются и служат первичным звеном научного исследования. В естественных науках фактические данные относятся к неодушевленным предметам. Экономическая теория как общественная наука изучает поведение индивидуумов и институтов, занимающихся производством, обменом, распределением и потреблением товаров и услуг.

Сами по себе факты ничего не объясняют. Задача исследователя состоит не только в наблюдении и собирании фактов, но и (это самое важное) в их систематизации, умении увидеть за внешними формами сущность явлений, познавать порождающие их законы. Только на такой основе можно сделать правильные выводы, касающиеся изучения и изменения жизни.

Как явления природы, так и человеческое общество управляются объективными законами. Что же следует понимать под законом вообще и экономическим законом, в частности?

Закон есть определенное, необходимое отношение между вещами, явлениями, процессами, выражающее их сущность. Причем, он выражает не просто связь, отношение, а существенную связь, необходимое отношение.

Закон есть прочное, устойчивое, повторяющееся, тождественное в явлениях. Законы не порождены сознанием людей, они присущи самим процессам или явлениям, и поэтому они объективны. Наука, проникая в явления действительности, может сформулировать тот или иной закон. Таким образом, законы науки служат отражением объективных законов природы и общества. Законы обычно не проявляются в чистом виде, их действие наталкивается на противодействующие силы и тенденции. Например, согласно закону тяготения все тела должны падать на землю с одинаковой скоростью, но наличие воздуха противостоит силе тяготения, поэтому скорость падения различных тел неодинакова.

Экономические законы выражают сущность экономических процессов, их внутреннюю причинную связь и зависимость. Они объективны и вместе с тем отличаются от законов природы.

Законы природы возникают и действуют без участия человека, тогда как экономические законы возникают в процессе деятельности людей. Экономические законы в отличие от законов природы недолговечны. По истечении определенного исторического периода они могут уступать место новым законам. Важно уяснить, что старые экономические законы не уничтожаются по воле людей, а теряют свою силу в связи с возникновением новых экономических условий.

В результате анализа экономических процессов экономическая теория выделяет экономические категории, отражающие существенные стороны экономических процессов и явлений. Научные категории дают возможность глубже понять тот или иной процесс. К категориям, уже упоминавшимся в данной главе, относятся: деньги, собственность, предпринимательство, производство, обмен, распределение и потребление.

Экономические категории – это обобщающие понятия, которые выражают те или иные стороны экономических явлений и процессов.

На первый взгляд, экономическая жизнь общества представляет собой огромное хаотическое сплетение фактов и явлений. Чтобы понять их взаимозависимость, необходимо выделить то простейшее, что характеризует экономические связи в данном обществе. Это достигается восхождением от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Процесс абстрагирования означает отвлечение от всего второстепенного, случайного в экономических явлениях, что дает возможность подняться к научным обобщениям, выяснить экономические категории, присущие данной экономической системе.

В естественных науках для выяснения главного, существенного используют эксперимент. В экономической теории «очищение» экономических явлений от случайного, наносного, второстепенного совершается как логический мыслительный процесс перехода от абстрактного к конкретному. При этом должны исключаться схоластика, оторванность от жизни. Через процесс восхождения от простейшей абстракции ко все более частным явлениям можно понять факты экономической жизни данного общества, характеризующие экономические отношения людей во всей их полноте, конкретности, многообразии. Экономическая теория все более стремится использовать эксперимент, что особенно важно для решения конкретных экономических вопросов.

Рассматривая развитие экономики и общества с исторической точки зрения, экономическая теория сочетает историческое и логическое. Однако экономическое исследование не может следовать за всеми историческими зигзагами и поворотами. Поэтому экономическая теория пользуется логическим способом исследования различных экономических категорий, который раскрывает внутренне необходимую последовательность становления и развития отдельных экономических категорий и законов. Например, из анализа товара логически выводится необходимость возникновения денег на определенной ступени развития товарного обмена.

Таким образом, логический способ исследования – это тот же исторический способ, но в более последовательной и освобожденной от случайностей форме. При этом логические умозаключения и выводы должны постоянно сопоставляться с фактами, опираться на исторический материал, о чем свидетельствуют труды выдающихся экономистов. Однако прежде чем построить экономическую систему, необходимо предварительно построить более конкретные экономические модели, проверить их в ходе экономических экспериментов.

Системный метод исследования – изобретение ХХ века. Однако еще в XIX веке была создана алгебра логики – первая система математической логики. В начале ХХ века А.А. Богданов (1873–1928 гг.) попытался создать всеобщую организационную науку. Мощным стимулом развития экономического моделирования стали теория и практика народнохозяйственного планирования в СССР (план ГОЭЛРО), межотраслевой баланс 1923–1925 гг., модели экономического роста Г.А. Фельдмана и др. В 1939 г. Л.В. Канторович создал метод линейного программирования. Развитие технических наук, математики, биологии, физиологии способствовало возникновению во второй половине 1940-х годов кибернетики, «отцом» которой стал Н. Винер. В 1960-е годы была создана экономическая кибернетика (В.С. Немчинов, О. Ланге, С. Бир и др.).

Системные методы исследования, рождение кибернетики способствовали бурному развитию экономико-математического моделирования. Экономическая модель – формализованное описание экономического процесса или явления. С одной стороны, модель отражает реальный мир, а с другой – служит его преобразованию в соответствии с поставленными целями.

Изучение естественного развития явлений и процессов экономической жизни усиливает необходимость проведения экспериментов. Экономический эксперимент – искусственное воспроизводство экономического явления или процесса с целью изучения их в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения. Эксперименты могут проводиться как на макро-, так и на микроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне их. Первые массовые экономические эксперименты ставились уже в XIX веке и были связаны на микроуровне с деятельностью Р. Оуэна, «банками справедливого обмена» П.Ж. Прудона, а также с теориями научной организации труда (Ф. Тейлор, Г. Форд, Э. Мэйо).

На макроуровне широкие эксперименты проводились в бывшем СССР с первых лет советской власти. На Западе они связаны прежде всего с именами Дж.М. Кейнса, М. Фридмена и их последователей. В настоящее время научно обоснованная политика немыслима без проведения широких и разнообразных экспериментов, позволяющих на практике проверить обоснованность тех или иных рекомендаций и программ, не допустить крупных народнохозяйственных ошибок и провалов.

При характеристике экономических процессов могут использоваться математические, табличные и графические модели (графики).

Математическая модель устанавливает количественную зависимость переменных величин, представленную в виде уравнения или системы уравнений.

Табличная модель наглядно демонстрирует количественную зависимость между переменными величинами в виде их цифровых показателей. Графическая модель представляет собой наглядное (графическое) изображение зависимости между определенными переменными величинами. При построении графиков все другие переменные величины предполагают неизменными, т.е. используют допущение «при прочих равных условиях».

Графики строятся в системе координат. Различают горизонтальную ось Х (ось абсцисс) и вертикальную ось Y (ось ординат). Установив на этих осях ряд точек на основании табличных данных и соединив их между собой, можно построить кривую, описывающую функциональную зависимость двух переменных. Различают положительный (восходящий) и отрицательный (нисходящий) вид наклона на графике.

1.3. Становление и развитие экономической теории (меркантилисты, физиократы,классическая экономическая теория, марксизм,маржинализм, кейнсианство, монетаризм,институционализм)

В историческом аспекте впервые экономические идеи были сформулированы такими античными мыслителями, как Ксенофонт, Платон, Аристотель, жившими в условиях рабовладения, основанного на элементах рынка и натурального хозяйства. Ими были созданы основы учения об организации домашнего хозяйства, которое называлось экономия.

Идеи меркантилистов, получившие развитие в XVI–XVIII веках, сводились к тому, что экономическая политика государства способствовала накоплению богатства и выражала интересы торгового капитала. Государство должно проводить политику «благоприятного торгового баланса», при котором экспорт превышает импорт. Внешняя торговля должна обеспечить приток денег в страну, а захват колоний обеспечит метрополии дешевой рабочей силой.

Англия являла собой пример проведения политики меркантилизма. Здесь была выработана система правительственной регламентации хозяйственной жизни в интересах внешнеэкономической экспансии.

И сейчас среди экономистов есть сторонники того, что страна должна иметь активный торговый баланс, т.е. ввоз товаров должен быть меньше их вывоза.

Физиократы выступали оппонентами меркантилистов. Они перенесли центр исследования из сферы обращения в сферу производства, полагая, что источником богатства выступают продукты земледелия, а не торговли и денежного обращения. Их теоретик Ф. Кенэ (1694–1774 гг.) выдвинул идею, согласно которой продукция сельского хозяйства и другие природные ресурсы являются истинными источниками богатства. На этом основании занятия промышленностью и торговлей были объявлены бесплодными, а занятый в них труд – непроизводительным. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ явилась первой систематической концепцией капиталистического производства. Согласно ей земледелие должно быть капиталистическим, развивающимся как крупное предприятие капиталистического фермера. Землю обрабатывает наемный рабочий. Побудительным мотивом производства служит прибыль, «место рождения» которой – сфера производства, а не сфера обращения. Физиократы отвергали вмешательство феодального правительства в экономическую жизнь; они выступали за полную свободу предпринимателей, промышленников, фермеров и рабочих.

Отметим, что споры двухсотлетней давности о регулировании экономики со стороны государства, «свободе действия» ее главных элементов не утихают и по сей день.

Возникновение классической экономической теории непосредственно связано с именем В. Петти (1623–1687 гг.). В. Петти был участником Английской буржуазной революции 1648 г., что наложило отпечаток на его социальное положение и экономические воззрения.

В первых экономических трудах В. Петти видно влияние идей меркантилистов; позднее он отошел от них. В частности, он считал источником богатства сферу производства. В. Петти – автор первой трудовой теории стоимости – различал внутреннюю стоимость, которую называл «естественной ценой», и рыночную цену. Он считал закономерным вмешательство государства в регулирование экономики страны. Определял естественную цену товара (стоимость) количеством затраченного рабочего времени на производство товара и указывал на то, что естественная цена товара прямо пропорциональна затратам труда на добычу серебра.

Существенный вклад в формирование классической экономической теории внес А. Смит (1723–1790 гг.). Мировую известность он приобрел после опубликования в 1776 г. «Исследования о природе и причинах богатства народов», принесшего автору титул «отца экономики». Он выступал против физиократов, считавших землю источником богатства, не соглашался с меркантилистами, измерявшими богатство нации деньгами. С его точки зрения, богатство нации формируется путем человеческого труда в сочетании с другими факторами.

В основу исследования А. Смит положил трудовую теорию стоимости, считая, что стоимость товара определяется не любыми затратами труда, а общественно необходимыми. Он писал, что заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками дохода, причем прибыль создается неоплаченным трудом рабочих, а рента есть вычет в пользу землевладельца из стоимости товара. Он выступал за высокую заработную плату из экономических и социальных соображений.

А. Смит полагал, что экономика станет эффективнее функционировать, если будет устранено ее регулирование со стороны государства. Для объяснения этого он использовал метафору «невидимая рука»: «Каждый отдельный человек старается так употребить свой капитал, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью… Однако при этом, как и во многих других случаях, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя собственные интересы, он неизбежно предпочитает такие действия, которые наилучшим образом служат интересам общества»[3]. Скорее всего, под «невидимой рукой» А. Смит понимал стихийное действие экономических законов, конкретную борьбу. Только при свободном переливе капиталов, товаров, денег и людских ресурсов общество может свободно развиваться.

Еще одним представителем классической школы был Д. Рикардо (1772–1823 гг.). Его перу принадлежит много работ по экономике, но известность он приобрел после издания книги «Принципы политэкономии и налогообложения» (1817 г.). Будучи членом парламента, Д. Рикардо выступал против идеологов-земле­владельцев, отстаивал снижение цен на хлеб, свободный ввоз хлеба в Англию, призывал к отказу от хлебных пошлин.

Научной заслугой Д. Рикардо является дальнейшее развитие трудовой теории стоимости. Он сформулировал экономический закон, согласно которому «меновая стоимость товара прямо пропорциональна количеству затраченного на его производство труда и обратно пропорциональна производительной силе этого труда»[4].

В «Принципах политэкономии и налогообложения» Д. Рикардо рассматривает проблему распределения дохода в рыночном хозяйстве. В частности, он приходит к выводу, что вновь созданная стоимость состоит из двух частей – заработной платы и прибыли, противостоящих друг другу.

Создателями теории научного социализма стали К. Маркс (1818–1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820–1895 гг.). В своих работах они опирались на классическую экономическую теорию, в особенности на трудовую теорию стоимости. Центральное место в марксистском экономическом учении заняла теория прибавочной стоимости. Она обосновывает существование эксплуатации наемного труда капиталом, оценивает капиталистическую собственность как паразитическую и в итоге провозглашает необходимость проведения «экспроприации экспроприаторов». К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали экономическую теорию как науку, изучающую производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.

Неоклассическая теория развивалась тремя школами: австрийской, лозаннской, англо-американской, которые занимались субъективной теорией стоимости, разработанной на базе принципа предельной полезности, или маржинализма, отрицающего понятие стоимости как выражения общественно необходимых затрат труда.

Сторонники теории предельной полезности (К. Менгер, Е. Бем-Баверк), опираясь на психологические изыскания, утверждали, что величина предельной полезности зависит от соотношения данной потребности с ее покрытием. Стоимость они определяли размерами предложения.

При увеличении либо уменьшении количества благ изменяется степень удовлетворения потребностей, а значит, и стоимость, приписываемая им. Поэтому стоимость однородного запаса того или иного блага определяется согласно теории предельной полезности стоимостью последней или наименее важной его единицы.

Учебник А. Маршалла (1842–1924 гг.) «Принципы политической экономии» (1890 г.) служил основой экономического образования до 1940-х годов и явил собою новое неоклассическое направление в экономике. Главным предметом анализа становится не теория стоимости, а теория цены. Механизм ценообразования рассматривается им как соотношение спроса и предложения. Основу теории спроса, по мнению А. Маршалла, составляет учение о предельной полезности У. Джевонса, К. Менгера, Л. Вальраса, дополненное позднее теорией предельной производительности Дж.Б. Кларка. Если классики стремились к выявлению объективных закономерностей, то А. Маршалл исходит из субъективных оценок хозяйствующих субъектов. Разработка общих принципов экономической теории заменяется исследованием проблем экономической практики. Страницы экономических исследований заполняются формулами и графиками, иллюстрирующими различные рыночные ситуации. Новые веяния находят отражение в изменении названия самой науки.

Понятие «политическая экономия» вытесняется понятием «экономика». Теория А. Маршалла фактически абстрагировалась от деятельности монополий, хотя кризис 1920–1930-х годов и особенно «великая депрессия» 1929–1933 гг. не могли не оказать влияния на ценообразование.

В 1933 г. выходят «Теория монополистической конкуренции» Э. Чемберлена и «Экономика несовершенной конкуренции» Дж. Робинсонона, в которых анализируется механизм монополи-стического ценообразования.

Однако подлинную революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 г. «Общая теория занятости, процента и денег» Дж.М. Кейнса (1883–1946 гг.). С его именем связывают рождение нового направления западной экономической мысли – кейнсианства. Кризис 1929–1933 гг. обнаружил несоответствие между теориями неоклассиков и реальной действительностью. Неоклассики считали, что капитализм есть саморегулирующаяся система. Помощь государства в регулировании экономики является излишней и, более того, вредной.

Дж.М. Кейнс подверг жесткой критике неоклассиков, что привело к подлинной революции в макроэкономике. Прежде всего государство должно активно стабилизировать экономику. Дж.М. Кейнс полагает, что для нормального развития экономики необходимо сформировать эффективный спрос и его компоненты – потребительский и инвестиционный спрос. Он выдвинул идею мультипликатора: между приростом инвестиций и ростом национального дохода существует устойчивое соотношение. Затраты на инвестиции увеличивают и занятость, и объем производства.

По мнению Дж.М. Кейнса, выбор решений во многом зависит от центральной власти. Регулировать спрос и инвестиции он предлагал с помощью денежно-кредитной и бюджетной политики. Денежно-кредитная политика, т.е. регулирование ставки процента, особенно в условиях глубокого экономического спада, оказалась малоэффективной. Поэтому, по его мнению, главным регулятором должна стать бюджетная политика. Признание неизбежности вмешательства государства в экономику послужило основой провозглашения президентом США Ф.Д. Рузвельтом «Нового курса», направленного на решение комплекса задач по обеспечению стабильного воспроизводства с помощью государственных мер. Идеи Дж.М. Кейнса нашли широкое распространение в государственной практике западноевропейских стран в 1940–1960-е годы.

В последние 25–30 лет в противовес кейнсианству усилилась роль чикагской школы – монетаризма. Во многих странах мира идеи этой школы положены в основу государственной политики. Монетаризм делает ставку на эффективность рынка и отрицает государственное регулирование экономики или допускает его очень ограниченно. В этом проявляется сходство монетаризма с идеями старого классицизма, поэтому монетаристов обычно называют неоклассиками. Лидером школы считается лауреат Нобелевской премии 1976 г. в области экономики профессор Чикагского университета М. Фридмен (р. 1912). Все его произведения проникнуты идеей создания справедливого общества, основанного на частной собственности и свободном предпринимательстве.

Монетаризм базируется на главном положении количественной теории денег: изменение количества денег, т.е. их массы, находящейся в обращении, ведет к пропорциональному изменению цен. М. Фридмен полагает, что в основе регулирования экономики лежит управление именно этой массой денег, и государство не следует допускать к созданию материальных ценностей, регулированию объемов производства, занятости и цен. Монетаристы признают существование естественной нормы безработицы.

По мнению М. Фридмена, необходимо отказаться от поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию, отменить квоты и тарифы, контроль над величиной квартплаты, ликвидировать минимум заработной платы, прекратить государственное строительство жилья, отказаться от общей воинской повинности в мирное время. Правительство, по М. Фридмену, призвано играть роль «форума» для определения «правил игры», или арбитра, толкующего правила и обеспечивающего их исполнение. Сфера деятельности государства должна ограничиваться регулированием количества денег, находящихся в обращении, борьбой с монополиями, отдельными недочетами рынка, социальной помощью детям и нетрудоспособным членам общества.

М. Фридмен активно выступает против прогрессивного налогообложения, считая инфляцию элементом только денежного обращения. Он предложил ряд инструментов, снижающих инфляцию: уменьшение количества денег, находящихся в обращении, при снижении государственных расходов, а также уменьшение количества ценных бумаг и т.д. Стихийные силы рынка будут способствовать уравниванию денежной массы, количества товаров и услуг. Это должно привести к сокращению объемов производства, а затем к снижению темпов роста цен. Наступит состояние экономического равновесия, что станет предпосылкой экономического роста.

Влиятельным в настоящее время является институционализм, представителями которого выступали Т.Б. Веблен (1857–1929 гг.), Дж.Р. Коммонс (1862–1945 гг.), У. Митчелл (1874–1948 гг.).

Институциалисты считают, что экономическая теория должна изучать не только экономические отношения, но и весь комплекс факторов, влияющих на них: политических, правовых, социальных, психологических. Они выступают за трансформацию капитализма путем углубления и расширения социальных программ. Рынок, по их мнению, не является универсальным механизмом; он ориентирован на поддержку и усиление крупного капитала. Предлагается анализировать действие не отдельного человека, а совместные операции организаций (институтов), под воздействием которых формируются система реального поведения, нормы человеческого общежития.

В качестве институтов рассматриваются экономические установления: отношения собственности, профессиональные хозяйственные объединения, разделение и кооперирование труда и т.д. Существуют институты политические (государство, парламент, политические партии, суд, армия), религиозные, культурные и пр. Все виды институтов крайне важны для экономического развития общества, поскольку они изучают социальную психологию народа, его характер, темперамент и даже инстинкты. При этом отрицается способность рыночной экономики к саморегулированию и поддерживается идея государственного регулирования, широкого использования математических методов.

Институционализм, возникнув в конце XIX века, прошел в своем развитии несколько этапов. Различают социально-психоло­гический институционализм, социально-правовой и эмпирический (конъюнктурно-статистический).

Т.Б. Веблен, анализируя отдельные социальные группы, рассматривает экономические явления как установившиеся традиции, исходя из того, что основой жизни общества является материальное производство, прежде всего его технология. Составными частями экономики выступают институты мира «бизнеса» и мира «индустрии». «Бизнес» относится к фазе обращения, а к миру «индустрии» – наемные инженеры, техники и рабочие. Государственные структуры, состоящие из представителей технической интеллигенции, могут развивать производство в интересах всего общества.

Дж.Р. Коммонс разработал социально-правовое направление в институционализме, сочетая теорию предельной полезности и юридическую концепцию в экономике. Им исследовались такие институты, как семья, профсоюзы, государство, экономические объединения в производстве. При этом утверждалось, что они прежде всего проявляются путем юридического оформления. Эти отношения можно сделать справедливыми, если все социальные группы в обществе будут сотрудничать друг с другом, т.е. будет иметь место социальное партнерство.

В центре внимания У. Митчелла находилась идея о том, что главный фактор экономического развития – психология людей, традиции и обычаи народа. Он пытается выразить это в математической форме, применяя метод количественного анализа к большому массиву статистического материала. На этой основе он выработал модель бескризисного развития капитализма, выдвинув на первое место среди исследуемых факторов спрос и предложение, цены, курсы акций. Эти идеи составили основу эконометрики, предполагающей изучение экономики с помощью математики, что повышает объективность, скорость и эффективность анализа.

Основные идеи инстутиционализма представлены в новейшей западной экономической мысли теориями индустриального, нового индустриального и постиндустриального общества (Дж.К. Гэлбрэйт, Д. Белл, О. Тоффлер).

Основные понятия

Предмет экономической теории, методы экономической теории: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и математический аппарат, экономические законы, экономические категории, позитивная и нормативная экономика, меркантилисты и монетаристы, классическая экономическая теория, марксизм и маржинализм, кейнсианство и монетаризм, институционализм.

refac.ru

Метод "Приемы аналогий"

Аналогия (греч. analogia - соответствие) - сходство объектов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах.

Назначение метода

Поиск решений в различных областях человеческой деятельности. Областью систематического применения аналогии является теория подобия, широко используемая в моделировании.

Использование аналогий - один из самых универсальных эврестических приемов, мобилизующих интеллектуальные ресурсы для поиска новых идей и решения творческих задач.

Цель метода

Максимально растормозить мышление, уменьшить влияние психологической инерции, найти оригинальное решение задачи.

Суть метода

Аналогии не дают ответа на вопрос о правильности предположения, но наводят на мысль о том или ином положении.

Аналогии в определенной мере делают незнакомое знакомым, позволяя благодаря увиденному сходству решить проблему известным способом, и знакомое незнакомым, давая возможность взглянуть на проблему с неожиданной стороны, что может натолкнуть на новое оригинальное решение.

На основе выявлений аналогии с техническими объектами в другой области, с биологическими объектами, с объектами и явлениями неживой природы с помощью группы эвристических приемов осуществляется поиск новых идей и решений. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение могут вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятия и "включить" богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи.

План действий

Среди различных приемов аналогий выделяют четыре фундаментальных типа: прямую, субъективную, символическую и фантастическую аналогии, которые охватывают мысли и опыт людей.

Каждому типу присущи свои правила поиска аналогии.

Более очевидным это становится, если ввести следующую классификацию аналогий: прямые - реальные, фантастические - нереальные, субъективные - телесные, символические - абстрактные.

Особенности метода

Прямая аналогия. Прием, направленный на рассмотрение решений сходных проблем в самых разных областях человеческого знания, в природе. Особое внимание следует уделять биологической аналогии. У природы запас идей практически неисчерпаем. Мост и паутина, сердце и насос, строение кожи дельфина - мягкая обшивка для подводных лодок...

Субъективная аналогия. Личностная аналогия, эмпатия. Прием вхождения в чужую "шкуру", вживания в образ совершенствуемого объекта, пытаясь слиться с ним воедино, с целью понять и представить состояние самого объекта. Например, что он почувствует, если будет выполнять функцию лопасти винта вертолета, какие силы на него будут воздействовать; что он будет испытывать в роли футбольного мяча? Вхождение в роль кого-то или чего-то тренируется, как у актера, нужны навыки и знания, необходимо развивать творческое воображение.

Символическая аналогия. При формулировании задачи пользуются поэтическими сравнениями, образами и метафорами, отражающими сущность символической аналогии. Необходимо наглядно показать суть конфликта, лежащего в основе проблемы. Нахождение СА может облегчить прием "поиск названия книги":

  1. Из формулировки проблемы выделяется ключевое слово.
  2. Затем необходимо в двух словах дать образное определение сути этого, содержащее парадокс.

Фантастическая аналогия. Прием, при котором для решения задачи предлагается ввести какие-либо нереальные, фантастические средства (например, волшебную палочку) или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Как эту задачу решили бы сказочные персонажи?

Что бы стало, если... (имя существительное)... (глагол)? Случайным образом выбирается имя существительное и глагол. Затем дается ответ.

Достоинства метода

Аналогии играют важную роль при выдвижении гипотез как средство уяснения проблемы и направления ее решения.

Недостатки метода

Негативное влияние эмпатии на нервную систему.

producm.ru

Применение - метод - аналогия

Применение - метод - аналогия

Cтраница 1

Применение метода аналогии особенно целесообразно в весьма сложных гидрогеологических условиях, когда невозможно создание обоснованной геофильтрационной модели месторождения.  [1]

Применение метода аналогий может приблизить нас к решению некоторых из них.  [2]

Применение метода аналогий, конечно, ограничено тем обстоятельством, что на способ образования активированного комплекса существенно влияют вторичные эффекты, например среда. Поэтому однозначную структуру можно предполагать только в тех случаях, когда действие вторичных факторов сведено к минимуму или они вообще не играют роли. Из всего сказанного следует, что для того, чтобы сделать определенные заключения о реакционной способности веществ, необходимо исследовать пути образования активированного комплекса в газофазных реакциях. Это и является темой данной статьи.  [3]

Традиционной областью применения метода аналогий является его обучающий аспект, основанный на соответствующей визуализации того или иного явления.  [4]

Традиционной областью применения метода аналогий является его обучающий аспект, основанный на соответствующей визуализации того или иного явления. Иными словами, если явление слишком сложное или его невозможно представить визуально ( как представить себе электромагнитное поле), используют метод аналогий. Так, для визуализации электромагнитного поля используют линии, в которых напряженность поля одинакова. Далее будут представлены некоторые примеры использования метода аналогий.  [5]

По этим причинам применение метода аналогий не может быть спрос.  [6]

При подсчете запасов с применением метода аналогии должны быть приведены количественные исходные данные, обосновывающие параметры подсчета по месторождениям или пластам, с которыми проводятся аналогия, и обоснование возможности ее применения.  [7]

До настоящего времени традиционной сферой применения метода аналогий является обучение. Использование удачных анхтогий позволяет достичь гораздо большей наглядности. При этом многократно возрастает легкость усвоения и запоминания материала за счет включения ассоциативного мышления. С другой стороны, без использования аналогий просто невозможно обойтись, если излагается абстрактный предмет, который необходимо каким-либо образом визуализировать, чтобы слушатель с не слишком развитым абстрактным мышлением понял смысл излагаемого.  [8]

Выделить роль адгезионных связей при применении методов аналогий довольно сложно. Видимо, наиболее наглядно это можно сделать для клеевых соединений. Сведения для композитов также достаточно информативны. Имеются данные длятем-пературно-временной аналогии полиэфирного стеклопластика, испытываемого в режиме ползучести на кручение трубчатых образцов так, что в плоскости армирования обеспечивается постоянное усилие.  [9]

Для того чтобы еще раз убедиться в правомерности применения метода аналогий к законам вращательного движения, получим формулу ( 15) путем вывода.  [10]

Адекватно поставленный эксперимент, несомненно, является основным критерием истинности того или иного предположения. Применение метода аналогий может приблизить нас к решению некоторых из них.  [11]

Обе системы имеют стохастические свойства, и поэтому выводы могут быть идентичными, хотя пористые системы отличаются от молекулярных не только размерами элементов, но Главным образом отсутствием в них теплового движения и характеризуются иной функцией энергии взаимодействия самих элементов. Далее будут рассмотрены некоторые примеры применения метода молекулярных аналогий. Основным аппаратом здесь является элементарная статистика, которая позволяет решить ряд вопросов структуры пористой-среды.  [12]

Полученные цифры балансовых, извлекаемых и забалансовых запасов по всем горизонтам месторождения должны быть сведены в сводные таблицы и сопоставлены с запасами, ранее утвержденными ГКЗ, с учетом результатов эксплуатации, если запасы представляются на переутверждение. При подсчете запасов по низким категориям с применением метода аналогии должны быть приведены данные о месторождениях или пластах, с которыми проводится эта аналогия, и обоснована примененная аналогия.  [13]

С другой стороны, следует учитывать, что рассчитанная себестоимость машины SH достигается на заводе-изготовителе не сразу. На стадии Конструкторской подготовки производства ее устанавливают на основе применения метода аналогии I ( CM.  [14]

Были разработаны такие новые методы исследования, как определение возраста пород с помощью радиоактивных изотопов, глубокое океаническое бурение и составление палеомагнитных карт, которые послужили основой представлений о структуре дна океанов как о тектонических плато. Существует, однако, множество практически неисследованных участков земного шара. Они могут быть сходными с теми, которые мы уже знаем, и в таком случае возможно применение метода аналогий, однако разнообразие природы столь велико, что полное повторение вряд ли возможно. Это - первое основное соображение, которое следует иметь в виду при изучении Земли и ее ресурсов. Второе соображение заключается в том, что наши знания все еще обрывочны и неполны и необходимо четко сознавать это.  [15]

Страницы:      1

www.ngpedia.ru

Метод аналогий - Энциклопедия по экономике

МЕТОД АНАЛОГИЙ — способ, заключающийся в применении организационных форм, оправдавших себя в функционирующих системах управления персоналом со сходными экономико-организационными характеристиками по отношению к рассматриваемой системе. Сущность М.а. состоит в разработке типовых решений (напр., типовой оргструктуры управления персоналом) и определении границ и условий их применения. Эффективным методом использования типовых решений при совершенствовании управления персоналом является блочный метод типизации подсистем линейно-функциональных и программно-целевых структур. Типовые блочные решения увязываются вместе с оригинальными организационными решениями в единой системе управления персоналом. Блочный метод ускоряет формирование новой системы управления персоналом и повышает эффективность функционирования системы с наименьшими затратами.  [c.163] Первый подход основан на методе аналогий. Затраты на разведку одной тонны запасов нового месторождения оценивают исходя из известных затрат по сходному месторождению - аналогу.  [c.52]

Для прогнозирования риска применяется множество методов, объединенных в следующие группы статистические, аналитические, метод аналогий, метод экспертных оценок и экспертных систем.  [c.205]

Метод аналогий. Прогноз финансового состояния проекта, риск его реализации определяются в соответствии с некоторым аналогичным проектом, который был реализован ранее.  [c.205]

В системах оперативного управления нефтяной промышленности датчиком информации в основном является человек, сообщения которого подвержены влиянию множества факторов, снижающих достоверность информации. Для повышения эффективности принимаемых решений весьма важно определить количество и состав информации, необходимую периодичность ее поступления. Собранная информация должна быть передана по назначению. Передача информации возможна только при наличии надежной двусторонней связи, под которой понимают передачу сведений о состоянии управляемых объектов внутри предприятия или объединения в центры оперативного управления, взаимообмен информацией между этими центрами, а также доведение принятых решений до управляемых объектов. Связь осуществляют при помощи комплекса технических средств, используемых для передачи информации (телефон, телетайп, радио). Доставлять информацию можно автомобильным или воздушным транспортом. Многолетний опыт организации оперативного управления позволил выработать методы выполнения рассмотренных выше функций. Широкое распространение получил метод аналогии, в основе которого лежит использование накопленного опыта, обращения к решениям, принятым ранее в аналогичных или близких ситуациях. Часто для решения конкретных вопросов применяют метод, базирующийся на интуиции. При наличии определенного опыта и теоретических знаний в человеке пробуждается внутреннее чутье, своеобразная проницательность, позволяющие выбирать наиболее правильные варианты решений практических задач.  [c.115]

С какой целью используют метод аналогий и ассоциаций  [c.116]

На различных этапах прогнозирования, особенно при анализе объекта прогнозирования, его классификации и моделировании, а также при выявлении функций объекта может применяться метод аналогий и ассоциаций. Он предназначен для активизации творческого мышления и получения дополнительной информации об исследуемом объекте при поиске новых идей и решений. Метод включает в себя два типа приемов активизации творческого мышления и получения информации об исследуемом объекте, т.е. средств анализа и синтеза информации при поиске идей для решения поставленных задач.  [c.116]

Экстраполяция -i [Интерполяция Ь" [Методы аналогии (модели подобия))— [Параметрический метод f-" [Метод интервью — [ Метод генерации идей — Аналитические экспертные оценки ]— [ Морфологический анализ JL 1 (0 m ч g j Матричный метод - 1 [ Метод Дельфи - 1  [c.19]

Первая группа включает методы, основанные на построении и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модели подобия), параметрический метод.  [c.20]

Прогнозирование методом аналогии заключается в установлении эквивалентности (подобия) между сопоставляемыми объектами, т. е. на основе исследования поведения одной системы прогнозируется аналогичное поведение (развитие) другой системы.  [c.24]

Допустимые лимиты по эксплуатационным затратам на функции устанавливают также методами аналогии с применением экспертных оценок [4].  [c.61]

Метод аналогий. Название этого метода говорит о том, что прогноз финансового состояния проекта, риск его реализации определяются в соответствии с некоторым аналогичным проектом, который был реализован ранее. При этом предполагается, что экономическая система, в рамках которой реализуется проект, также ведет себя аналогичным образом.  [c.449]

Методы аналогов / Используется база данных осуществленных аналогичных проектов для переноса их результативности на разрабатываемый проект. Такой метод используют в том случае, если внутренняя и внешняя среды проекта и его аналогов имеют достаточную сходимость по основным параметрам  [c.355]

Количественный анализ риска может проводиться с использованием различных методов - аналогий статистических, аналитических, экспертных оценок и т.д.  [c.270]

Суть метода аналогий заключается в том, что для расчета вероятностей возникновения потерь анализируются все имеющиеся данные, касающиеся осуществления организацией аналогичных проектов в прошлом. Этот метод целесообразно использовать при оценке риска часто повторяющихся проектов, например, реализуемых строительными организациями. Если организация наметила к реализации проект, аналогичный уже завершенным проектам, то для определения уровня риска по новому проекту можно построить кривую риска на основании имеющегося статистического материала.  [c.270]

Эвристические методы Методы аналогий, распознавания образов, экспертные системы, базы знаний и др.  [c.430]

Существует несколько методов определения норм управленческих работ. Наиболее распространенным методом нормирования является метод аналогов. Здесь устанавливаются нормативы затрат времени по аналогии с передовыми организациями. Этот метод целесообразно использовать для определения объемов работ тех категорий аппарата управления, труд которых вообще не поддается сколь-нибудь удовлетворительному учету из-за отсутствия критериев регламентации сроков выполняемой ими работы.  [c.181]

Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе взаимодополняющих методов, таких, как метод аналогий, экспертно-ана-литический, структуризации целей, организационного моделирования.  [c.132]

Метод аналогий. Данный метод заключается в использовании организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в компаниях со сходными организационными характеристиками (цели, тип технологии, специфика  [c.132]

Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в том, что для каждого типа производственно-хозяйственных организаций и для различных отраслей выявляются значения и тенденции изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления, которые на основе конкретного опыта или научных обоснований подтверждают свою эффективность для определенного набора исходных условий. Второй подход представляет собой, по сути, типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношениях звеньев аппарата управления и отдельных должностей в четко определенных условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления.  [c.133]

Данный метод, являющийся наиболее гибким и всеохватывающим, применяется в сочетании с другими (особенно с методами аналогий и структуризации целей) и характеризуется многообразием форм реализации. В первую очередь к ним относятся осуществление диагностического анализа особенностей, анализ проблем, узких мест в системе управления действующей производственно-хозяйственной организацией или в организациях, аналогичных вновь создаваемой, с тем, чтобы предусмотреть организационное решение выявленных проблем в разрабатываемой структуре управления. Сюда же относятся проведение экспертных опросов руководителей, а также сотрудников организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами (ранговая корреляция, факторный анализ, обработка списков и др.).  [c.133]

Метод аналогий 132—133 Метод организационного моделирования  [c.581]

На практике при оценке финансового риска широко используется метод аналогий. Специалисты, финансовые менеджеры на основании различных публикаций или практического опыта других предприятий оценивают вероятность наступления определенных событий, получения конкретного финансового результата, степень финансового риска. На основе метода аналогий строится финансовая стратегия и тактика многих предприятий. Однако необходимо учитывать, что каждое предприятие имеет большое количество присущих только ему одному особенностей кадрового, сырьевого, отраслевого характера. Оценка риска — своего рода искусство, основанное на сочетании научных методик и интуиции экспертов, ана-  [c.225]

Методы логического моделирования используются преимущественно для качественного описания развития прогнозируемого объекта. Они основаны на выявлении общих закономерностей развития рынка ценных бумаг и выделении наиболее важных долгосрочных проблем перспективного развития, определении главных путей и последовательности решения данных проблем. Логическое моделирование включает 1) разработку сценариев, содержащих описание последовательности, условий решений, взаимосвязи и значимости событий 2) метод прогнозирования по образу (корпоративный метод) 3) метод аналогий. Логическое моделирование на перспективу должно учитывать степень детализации показателей и целей и основываться на комплексном, системном подходе.  [c.263]

Метод аналогий основан на установлении объема используемого капитала на предприятиях-аналогах. Предприятие-аналог для осуществления такой оценки подбирается с учетом его отраслевой принадлежности, региона размещения, размера, используемой технологии, начальной стадии жизненного цикла и ряда других факторов.  [c.397]

Метод аналогий состоит в анализе всех имеющихся данных, касающихся осуществления фирмой или банком аналогичных проектов в прошлом с целью расчета вероятностей возникновения потерь. Колоссальную роль при этом играет банк накопленных данных о всех предпринятых ранее проектах, создаваемый на основе их оценки уже после завершения. Наибольшее применение метод аналогий находит при оценке риска часто повторяющихся проектов, например, в строительстве. Если строительная фирма предполагает реализовать проект, аналогичный уже завершенным проектам, то для расчета уровня риска предпринимаемого проекта можно построить так называемую кривую риска на основании имеющегося статистического материала. С этой целью устанавливаются области риска, ограниченные нижней и верхней границами общих потерь.  [c.206]

Это предположение соответствует принципу минимизации затрат (времени). Остальные можно исключить, используя метод аналогии с современной ситуацией.  [c.498]

Задача повышения удельного веса технически обоснованных норм решается путем типизации технологических процессов и установления типовых норм времени на все наиболее трудоемкие детали (валы, диски, покрышки, цилиндры, рабочие колеса и др.). На каждую группу таких деталей разрабатываются типовые технологические процессы. Однотипные детали группируются по размерам с деталями, аналогичными по конфигурации или конструктивным особенностям. Для каждой типовой группы предусматривается наиболее рациональный технологический процесс. Технические нормы времени в каждой группе составляются на один-два типоразмера детали. На остальные же типоразмеры нормы устанавливаются методом аналогии и интерполяции. Проверка правильности норм, установленных таким методом, показывает, что отклонения от норм, установленных непосредственным расчетом, незначительны. Благодаря применению метода типизации оказывается возможным резко повысить удельный вес технически обоснованных норм.  [c.196]

В этой ситуации для оценки конкурентоспособности нового вида транспорта можно применить метод аналогии. В США объективная обстановка во многом сходна с нашей высокий уровень развития железных дорог большие разведанные запасы угля развитая угледобывающая промышленность крупные угольные потоки в настоящее время и на перспективу.  [c.52]

Рассмотрены факторы, определяющие конкурентоспособность углепроводов по сравнению с железнодорожным транспортом в нашей стране и за рубежом. Выполнен анализ экономических характеристик некоторых действующих и проектируемых систем. Использован метод аналогии для обоснования развития нового вида транспорта энергетических углей в СССР.  [c.83]

Помимо качественных и количественных, выделяют практические методы учета рисков, основные из которых метод экспертных оценок, метод аналогий и использование показателей дисперсии и среднего квадратичного (стандартного) отклонения.  [c.76]

Метод аналогий состоит в анализе всех имеющихся данных, касающихся осуществления фирмой аналогичных проектов в прошлом с целью расчета вероятности возникновения потерь. Наибольшее применение данный метод находит при оценке риска часто повторяющихся проектов. В связи с этим его использование затруднено применительно к инновационным проектам, где необходимо оценивать риск достаточно оригинальных проектов, по которым либо еще не накоплен достаточный опыт, либо он отсутствует вообще.  [c.76]

При проектировании организационной структуры сектора САПР могут использоваться метод аналогии, предполагающий применение форм и методов, хорошо зарекомендовавших себя в организациях со сходными целями, характером деятельности, типом решаемых задач и т. п., или метод структуризации целей, основанный на построении системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировку, и формировании соответствующей ей организационной структуры.  [c.69]

При проведении конструкторской подготовки производства наиболее приемлемым методом ориентировочного расчета себестоимости машин может явиться метод аналогии. Сущность этого метода заключается в том, что себестоимость проектируемой машины рассчитывается на основе анализа определенных, известных на данной стадии, параметров машины или ее элементов.  [c.14]

С другой стороны, следует учитывать, что рассчитанная себестоимость машины SH достигается на заводе-изготовителе не сразу. На стадии Конструкторской подготовки производства ее устанавливают на основе применения метода аналогии I( M. гл- 1), используя в качестве отправных исходных [данных технико-экономические показатели (материалоемкость, трудоемкость, себестоимость) освоенных аналогичных машин. При установлении плановой себестоимости (см. гл. 2) расчет ведется опять-таки по условиям освоенного планового выпуска (как правило, на второй год производства).  [c.131]

Расчет экономических показателей ведется методами прямого счета (методом аналогий, методом важнейших затрат и т.д.), а социальных - по специальным методикам. Количественные параметры каждого объекта могут прогнозироваться в виде интервала с указанием максимального, минимального и наиболее вероятного значений. Учитываются также масштабы и сроки внедрения. Влияние масштабов внедрения устанавливается путем выявления соответствующих количественных закономерностей. Оптимальный вариант развития отбирается по максимальному совокупному эффекту.  [c.122]

Метод аналогий характеризуется использованием имеющегося опыта решения подобных предприятии,либо родственных.  [c.67]

Метод аналогий. Поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления.  [c.17]

Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологий, спецификой организационного окружения, размером и т.п.) по отношению к проектируемой  [c.62]

Поставки по бартеру, т.е. осуществляются операции с товарами, услугами и активами без тосредства денег. Оценка бартера производится методом аналогий, согласно которому цена аналога-товара выбирается из однородной группы, а общая стоимость экспортируемого бартера должна быть равна стоимости товаров, услуг и активов, импортируемых по бартеру.  [c.690]

Для прогнозирования риска применяется множество методов, объединенных в следующие группы статистические методы анализ целесообразности затрат аналитические метод аналогии метод экспертных оценок и экспертных систем. Объединяет эти методы то, что они оперируют конкретными детерминированными значениями рнска и в расчетах не учитывается случайная составляющая процесса эволюции экономической ситуации.  [c.459]

При определении трудоемкости отдельных машин, узлов и деталей нередко пользуются методом аналогии, в качестве сопоставимых величин берутся размеры обрабатываемых поверхностей. Вес и размеры обрабатываемой поверхности детали оказывают разное влияние на маштшое и вспомогательное время. В связи с этим первый из перечисленных коэффициентов рекомендуется определять по формуле  [c.158]

Графическое представление динамики оценок запасов (рис. 2) впервые было предложено американским исследователем Ж. Арпсом [44]. Так, в период до разбуривания площади любая оценка запасов в большей мере определяется опытом, полученным на аналогичных залежах и площадях, т. е. запасы устанавливаются методом аналогий и выражаются в тоннах на единицу площади.  [c.16]

economy-ru.info