Экономическая аналогия как метод экономических исследований. Кто использовал из экономистов метод аналогий


74. Метод аналогий. Экономический анализ. Шпаргалки

74. Метод аналогий

Метод аналогий – один из наиболее распространенных эвристических методов. Часто его называют и синектическим методом. При проведении метода группа экспертов рассматривает возможный метод разрешения проблемы или поиск причины сложившейся ситуации, опираясь на прошлый опыт своих или аналогичных субъектов хозяйствования. Эксперты продумывают свой опыт и те ситуации, с которыми им приходилось сталкиваться, и, основываясь на нем, предлагают способы решения поставленной задачи, выясняя причины сложившейся ситуации и пути их устранения. В этом случае очень могло бы помочь использование материалов с описанием аналогичных ситуаций в разные периоды и на разных объектах.

Эти материалы могут быть получены из периодических изданий, научной литературы, а также из протоколов собраний учредителей, совета директоров, заседаний отделов и специализированных групп, работающих на предприятии. Значительный интерес представляет знакомство с банком ситуаций, которые проанализированы и обобщены специализированными консультационными фирмами. Такие банки данных созданы во многих консультационных фирмах мира.

Если эксперты получают материалы ситуаций, складывающихся в других объектах, в их задачу входит отбор тех, которые по принципиальным положениям сходны с решаемой. При этом оценивается сходство объекта, ситуации, целей, которые преследует анализ. После отбора определяется возможность использования опыта по разрешению проблемы о готовности объекта к реализации конкретных мер: состояние производственно-технической базы, квалификация кадров, наличие финансовых ресурсов и возможность их привлечения, период разрешения задачи и т. п. Метод аналогий позволяет определить лишь основные направления экономического анализа и на следующих этапах нуждается в более глубоком анализе, с использованием количественных методов. Однако предварительное использование такого метода предупреждает неоправданно детальный анализ в том направлении, которое не раскрывает влияния основных причин сложившейся ситуации.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Тема 1. Предмет и метод экономической теории задания

1.П. Э. Самуэльсон говорит о разных определениях экономики. Кто из экономистов сформулировал указанные определения?

Определение

Экономист

Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми

Наука о богатстве

Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, машины, технические знания) для производства различных товаров (пшеница, говядина, дороги, яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления

Наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей, об извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств

Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства

2.Какие формы умозаключений вы знаете?

3.Дайте определения следующим понятиям:

Анализ –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Синтез –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Индукция –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дедукция –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сравнение –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Аналогия –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Антиномия –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Апория –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4.Кто из экономистов, и каким образом использовал метод аналогий? Приведите примеры.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5.Охарактеризуйте роль гипотез в создании научной теории.

А) Каковы требования, предъявляемые к научной гипотезе?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Б) Каковы пути логического доказательства гипотезы?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Назовите известных вам российских экономистов первой половины XX века, чьи идеи предвосхитили последующие научные разработки западных экономистов – Нобелевских лауреатов.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

studfiles.net

Экономическая аналогия как метод экономических исследований

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника ⇐ ПредыдущаяСтр 97 из 104Следующая ⇒

Экономическая аналогия – это умозаключение о наличии какого-либо признака у исследуемого хозяйственного объекта на основе сходства, существующего в других признаках, с идеальным или вещественным аналогом этого объекта.

Экономическая аналогия как способ исследования хозяйственных явлений широко применялась на протяжении всей истории экономической мысли. К примеру, идея «экономического равновесия» есть продуктивно действующий аналог статического равновесия в механике, а идея «экономической эволюции» – эффективный аналог теории биологической эволюции Ч. Дарвина, которая в свою очередь создавалась как аналог теории народонаселения Т. Мальтуса (что, естественно, не отнимает у Дарвина всех его заслуг перед биологической наукой). Ф. Кенэ, создавая свою знаменитую «Экономическую таблицу», признавался, что она навеяна ему анатомическими представлениями о кровообращении; предлагая свой принцип естественного взаимосогласования различных интересов в человеческом обществе, Адам Смит использует аналогию «невидимой руки» и т. д. Таких примеров, когда та или иная экономическая идея выдвигалась как аналог уже чего-либо известного в науке, можно привести великое множество. Следовательно, экономическую аналогию можно рассматривать как один из величайших источников экономического мышления.

«Аналогия (широко. – А.О.) применяется в текущих экономических исследованиях. На основе аналогии экономист делает прикидки, теоретически осмысливая экономические процессы во вновь возникающих отраслях промышленности, транспорта, торговли. Однако во всех случаях выводы по аналогии не могут служить доказательством. Они имеют лишь предположительное значение, в частности помогают сформулировать гипотезу»[430]430Суслов И.П. Указ. соч. С. 229.

 

Действительно, в целом и общем, исходя из всех вышеобозначенных рассуждений метод экономической аналогии следовало бы рассмотреть как вспомогательный и второстепенный метод исследования экономических феноменов. Но одна существенная поправка меняет ситуацию на все сто восемьдесят градусов: дело в том, что экономическая аналогия лежит в основе экономического моделирования хозяйственных процессов – одного из главных современных методов исследования последних. Современную экономическую науку невозможно представить без огромного количества эффективно действующих экономических моделей, изучение которых составляет наиважнейший элемент экономического образования и конструированию которых экономист-теоретик посвящает значительную часть того времени, что отведено ему под собственно научные исследования. Вот почему экономическая аналогия – это на самом деле первостепенный метод исследования экономической реальности.

mykonspekts.ru

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ : Микроэкономика

ЗАДАНИЯ

1. П. Э. Самуэльсон говорит о разных определениях экономики. Кто из экономистов сформулировал указанные определения?

Определение

Экономист

Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми

 

Наука о богатстве

 

Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, машины, технические знания) для производства различных товаров (пшеница, говядина, дороги, яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления

 

Наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей, об извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств

 

Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства

 

2. Какие формы умозаключений вы знаете?

3. Дайте определения следующим понятиям:

Анализ –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Синтез –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Индукция –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дедукция –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сравнение –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Аналогия –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Антиномия –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Апория –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Кто из экономистов, и каким образом использовал метод аналогий? Приведите примеры.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Охарактеризуйте роль гипотез в создании научной теории.

А) Каковы требования, предъявляемые к научной гипотезе?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Б) Каковы пути логического доказательства гипотезы?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Назовите известных вам российских экономистов первой половины XX века, чьи идеи предвосхитили последующие научные разработки западных экономистов – Нобелевских лауреатов.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ТЕСТЫ

(выберите правильный ответ и обоснуйте его)

7. В работе Э. Джонсона «Предшественники Адама Смита» дано определение одной из теорий как «серии доктрин, придававших чрезмерное значение драгоценным металлам, внешней торговле, увеличению численности населения и государственному руководству экономической политикой». Речь идет о:

а) физиократах;

б) меркантилистах;

в) экономических теориях средневековых схоластов;

г) экономических представлениях мыслителей Древней Греции.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Исследования по глобальным проблемам современности, проводящиеся с 1970-х годов под эгидой Римского клуба, развиваются в русле:

а) монетаризма;

б) марксизма;

в) теории общественного выбора;

г) классического институционализма.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ЗАДАЧИ

9. По оценке английского статистика конца XVII века Грегори Кинга, когда в Англии урожай был ниже нормального уровня на 30%, цена на пшеницу поднималась выше своего постоянного значения на 16%. Вычислите формулу функции зависимости цены от урожая, предполагая, что эта зависимость является линейной. Средний уровень цен на пшеницу в Англии XVII века составлял примерно 40 шиллингов за 1 квартер (12,7 кг), а средний урожай – порядка 20 млн. центнеров.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ПРОБЛЕМЫ

(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)

10. Охарактеризуйте основные этапы развития предмета экономической теории. По каким направлениям шло его расширение? Какие вопросы выпадали из поля зрения экономической теории и почему?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. В чем сходство и различия позитивного и нормативного подходов к экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких – второй? _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

12. Возможно ли создание единого, универсального метода экономической теории? Если да, то каковы его характерные черты? Если нет, то почему?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ЗАДАНИЯ

1. П. Э. Самуэльсон говорит о разных определениях экономики. Кто из экономистов сформулировал указанные определения?

Определение

Экономист

Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми

 

Наука о богатстве

 

Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, машины, технические знания) для производства различных товаров (пшеница, говядина, дороги, яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления

 

Наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей, об извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств

 

Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства

 

2. Какие формы умозаключений вы знаете?

3. Дайте определения следующим понятиям:

Анализ –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Синтез –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Индукция –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дедукция –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сравнение –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Аналогия –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Антиномия –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Апория –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Кто из экономистов, и каким образом использовал метод аналогий? Приведите примеры.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Охарактеризуйте роль гипотез в создании научной теории.

А) Каковы требования, предъявляемые к научной гипотезе?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Б) Каковы пути логического доказательства гипотезы?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Назовите известных вам российских экономистов первой половины XX века, чьи идеи предвосхитили последующие научные разработки западных экономистов – Нобелевских лауреатов.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ТЕСТЫ

(выберите правильный ответ и обоснуйте его)

7. В работе Э. Джонсона «Предшественники Адама Смита» дано определение одной из теорий как «серии доктрин, придававших чрезмерное значение драгоценным металлам, внешней торговле, увеличению численности населения и государственному руководству экономической политикой». Речь идет о:

а) физиократах;

б) меркантилистах;

в) экономических теориях средневековых схоластов;

г) экономических представлениях мыслителей Древней Греции.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Исследования по глобальным проблемам современности, проводящиеся с 1970-х годов под эгидой Римского клуба, развиваются в русле:

а) монетаризма;

б) марксизма;

в) теории общественного выбора;

г) классического институционализма.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ЗАДАЧИ

9. По оценке английского статистика конца XVII века Грегори Кинга, когда в Англии урожай был ниже нормального уровня на 30%, цена на пшеницу поднималась выше своего постоянного значения на 16%. Вычислите формулу функции зависимости цены от урожая, предполагая, что эта зависимость является линейной. Средний уровень цен на пшеницу в Англии XVII века составлял примерно 40 шиллингов за 1 квартер (12,7 кг), а средний урожай – порядка 20 млн. центнеров.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ПРОБЛЕМЫ

(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)

10. Охарактеризуйте основные этапы развития предмета экономической теории. По каким направлениям шло его расширение? Какие вопросы выпадали из поля зрения экономической теории и почему?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. В чем сходство и различия позитивного и нормативного подходов к экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких – второй? _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

12. Возможно ли создание единого, универсального метода экономической теории? Если да, то каковы его характерные черты? Если нет, то почему?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

www.srinest.com

Тема 1. Предмет и метод экономической теории задания

1.П. Э. Самуэльсон говорит о разных определениях экономики. Кто из экономистов сформулировал указанные определения?

Определение

Экономист

Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми

Наука о богатстве

Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, машины, технические знания) для производства различных товаров (пшеница, говядина, дороги, яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления

Наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей, об извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств

Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства

2.Какие формы умозаключений вы знаете?

3.Дайте определения следующим понятиям:

Анализ –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Синтез –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Индукция –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дедукция –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сравнение –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Аналогия –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Антиномия –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Апория –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4.Кто из экономистов, и каким образом использовал метод аналогий? Приведите примеры.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5.Охарактеризуйте роль гипотез в создании научной теории.

А) Каковы требования, предъявляемые к научной гипотезе?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Б) Каковы пути логического доказательства гипотезы?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Назовите известных вам российских экономистов первой половины XX века, чьи идеи предвосхитили последующие научные разработки западных экономистов – Нобелевских лауреатов.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

studfiles.net

2.1 Методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии. Предмет, метод и функции экономической теории

Похожие главы из других работ:

Анализ внешнеэкономических цен

1.3 Методы анализа и расчеты цен

В учебно-методических целях у нас принято выделять два основных метода анализа и расчета контрактных цен, точнее две группы методов, которые в самом общем виде можно обозначить следующим образом: (1) сравнительный метод и (2) расчетный метод...

Анализ деятельности OOO "Тойота Центр Петрозаводск" с помощью методов бизнес-аналитики

1.5 Методы бизнес-анализа

...

Анализ себестоимости продукции предприятия (на примере ОАО "ЕПК-Самара")

1.2 Методы группировки затрат. Методы формирования и анализа себестоимости продукции

Существуют следующие методы группировки затрат - по экономическим элементам и по калькуляционным статьям. Затраты, образующие себестоимость продукции...

Введение в микроэкономику

1.2. Методы анализа

Долгое время экономическая мысль, затем политическая экономия, а сейчас зачастую и экономическая теория вмещали вмещают и изучение сущего, и конструирование должного, и выработку экономической политики...

Государственное регулирование рынка труда и его особенности в Республике Беларусь

1.4 Рынок труда в классической и неоклассической моделях и теория неоклассического синтеза

Рассматривая занятость как основной элемент рынка труда, можно выделить ряд подходов к анализу его функционирования, присущих основным направлениям экономической теории. Родоначальник классической школы А. Смит и его последователи (А...

Класификация современных экономических терий

1. Концепция неоклассического синтеза

...

Класификация современных экономических терий

1.1. Зарождение концепции «неоклассического синтеза»

Вот уже на протяжении двух последних столетий борьба про-тив таких бедствий, как массовая безработица и инфляция, была и остается самой актуальной проблемой социально-экономичес-кого развития государств с рыночной организацией и, конечно...

Класификация современных экономических терий

1.4. Особенности неоклассического синтеза

Положения неоклассического синтеза разделяют многие экономисты, хотя у каждого из них имеются свои подходы. Французский экономист Морис Аллэ (род. 1911) занимался и теоретической, и прикладной экономикой; ввел понятие «эко-номики рынков»...

Либерализм: эволюционные трансформации

3. Перспектива синтеза идей социально-демократического либерализма

Определяя основу социальной политики либерализма, П. Кругман отмечал: "Либералы -- это те, кто верит в институты, ограничивающие неравенство и несправедливость". Для украинского сообщества важным является осознание того...

Микроэкономика

1.2 Методы анализа

Долгое время экономическая мысль, затем политическая экономия, а сейчас зачастую и экономическая теория вмещали вмещают и изучение сущего, и конструирование должного, и выработку экономической политики...

Неоклассический синтез

1. Этапы формирования неоклассического синтеза

Разработка так называемой упрощенной, или урезанной, модели Кейнса. (П. Самуэльсон учебник "Экономикс" 1948)...

Повышение конкурентоспособности предприятий

1.3 Методы анализа конкурентоспособности

Обеспечение конкурентоспособности предприятия на требуемом уровне предполагает необходимость изучения методов её анализа. С 60-х годов прошлого века и по сей день SWOT-анализ широко применяется в процессе стратегического планирования...

Рынок труда в Республике Беларусь

1.4 Рынок труда в классической и неоклассической моделях и теория неоклассического синтеза

Рассматривая занятость как основной элемент рынка труда, можно выделить ряд подходов к анализу его функционирования, присущих основным направлениям экономической теории. Родоначальник классической школы А. Смит и его последователи (А...

Статистический анализ экспорта лесных ресурсов РФ за период 2008-2009 гг.

2.1 Методы статистического анализа

Для того, чтобы полно и тщательно провести анализ статистических данных по экспорту лесных ресурсов, мы должны воспользоваться основными, а также специфическими, методами статистического анализа. Рассмотрим подробнее вышеуказанные методы...

Человеческий капитал: экономическое содержание и факторы накопления

1.4 Оценка человеческого капитала по аналогии с физическим капиталом

Между физическим и человеческим капиталом есть определенные сходства, которые позволяют провести оценку человеческого капитала по аналогии с физическим. Во-первых...

econ.bobrodobro.ru

Тема I. Предмет, метод и история развития экономической теории

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

I.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ изучает отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг при эффективном использовании ограниченных ресурсов ( т.е. поведение людей при использовании редких ресурсов ) для удовлетворения своих потребностей.

II.СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: МИКРОЭКОНОМИКА (МИЭ), МАКРОЭКОНОМИКА (МАЭ), МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА (МЭ).

Микроэкономика изучает деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм, различных отраслей и т.д.) и подробно рассматривает аспекты их функционирования.

Макроэкономика изучает экономику как единое целое, а также проблемы экономического роста, безработицы, инфляции, государственное регулирование и т.д.

Мировая экономика изучает отношения между государствами и странами (международное разделение труда, торговый и платежный баланс, валютные отношения).

Торговый баланс (ТБ) – показывает соотношение товарного экспорта страны и её товарного импорта (что вывезли из страны и ввезли в страну).

Платежный баланс (ПБ) – это сводный баланс сделок, заключенных

в течение данного года между отдельными лицами, фирмами и правительственными ведомствами одной страны и такими же представителями других стран (соотношение потоков денег из страны и в страну).

III. Функции экономической теории.

1. Познавательная – означает сбор, описание, систематизация и объяснение экономических фактов, выявление закономерностей.

2. Практическая (прагматическая или прикладная) функция – заключается в разработке прогнозов экономического развития и практических рекомендаций.

3. Мировоззренческая – дает представление о месте экономики в обществе и роли человека в экономике, а так же объясняет почему важна эта наука, что такое, с точки зрения экономистов зарплата, стоимость, цена и т.д.

или:

1) Эмпирическая означает, что экономические исследования основываются на живом, практическом опыте, постоянно осуществляют сбор и обработку экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами.

2) Теоретическая функция проявляется в обобщении и систематизации эмпирических данных, которые выявляют закономерности и принципы экономики. Ученые представляют полученные знания в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций, доктрин. Иначе наши знания неизбежно оставались бы путаным нагромождением фактов.

3) Образовательная функция предусматривает изучение экономики человеком любой профессии. Жизнь современного человека буквально пронизана экономикой, поэтому экономические знания позволяют людям чувствовать себя увереннее и дают возможность самостоятельно и грамотно принимать оптимальные хозяйственные решения.

IV. Методы экономической теории.

Метод – это совокупность способов, приемов, с помощью которых исследователь получает новые знания.

1.Наблюдение, т.е. преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде и сбор фактов происходящих в действительности. Благодаря этому можно, к примеру, проследить, как изменились цены за какой-то период, как возросли объемы производства, торговли прибылей и т.д..

2.Логический метод - это метод, основанный на законах правильного мышления. Этот метод состоит из метода научных абстракций, анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и аналогии и т.д..

1) Метод научных абстракций или абстрагирование – это особый мыслительный прием, позволяющий формулировать понятия отвлеченные от конкретных, но второстепенных свойств вещей, так называемые абстракции или категории. Мы в своей повседневности используем великое множество абстракций, не задумываясь об этом: земля, труд, дети, совесть, товар, собственность, любовь и т.д..

2) Анализ и синтез предполагают изучение экономических явлений как по частям (анализ), так и как единое целое (синтез). Например, сопоставление экономических показателей работы цехов лакокрасочного предприятия – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйственной деятельности лакокрасочных предприятий всей России – синтез. Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный комплексный подход к сложным объектам исследования. Этот подход важен, т.к. вся экономика состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство – из отрасли, отрасль – из предприятий, предприятие – из цехов, себестоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих секторов, ниш, участников и т.д.).

3) Индукция и дедукция являются двумя противоположными, но тесно взаимосвязанными способами рассуждения. Индукция - это движение мысли от частных фактов к общему. Дедукция – это движение рассуждений от общего вывода к частным

4) Сравнение и аналогия. Сравнение – метод определения сходств и различий явлений и процессов. Аналогия – метод теоретического исследования, основанный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный.

3. Исторический метод – означает , что все экономические явления рассматриваются в их развитии.

studfiles.net