Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен - выдающийся русский мореплаватель. Кругосветный мореплаватель историк экономист лингвист этнограф


1. КРУГОСВЕТНЫЙ МОРЕПЛАВАТЕЛЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. Русские кругосветные мореплаватели

1. КРУГОСВЕТНЫЙ МОРЕПЛАВАТЕЛЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Федор Петрович Литке осиротел при своем рождении 17 сентября 1797 г. Отец его вскоре женился вторично и, по настоянию мачехи, мальчик был отдан 8 лет в пансион. Воспитывали его там очень небрежно. 11 лет он остался круглым сиротою, и его приютил дядя, также мало заботившийся об его воспитании. Уже в это время начал складываться характер мальчика, всю жизнь стремившегося к науке. Целыми днями он сидел в библиотеке дяди, читая все без разбора. Кроме большого количества всякого рода знаний, правда, бессистемных и отрывочных, он приобрел в те годы и знание иностранных языков.

В 1810 г. сестра Литке вышла замуж за моряка капитан-лейтенанта Сульменева, и Литке попал в среду моряков. При помощи зятя он поступил в 1813 г. волонтером во флот и. вскоре был произведен в гардемарины. Плавая в отряде Сульменева на корабле «Аглая» в эскадре адмирала Гейдена, он много раз участвовал в боях с французами под Данцигом, где укрылись некоторые французские части после отступления из России. Молодой Литке особенно отличился храбростью, находчивостью и блестящим выполнением боевых приказов в трех сражениях под Вейнсельмюнде, был награжден орденом и произведен в мичманы.

В 1817 г. Литке был назначен в кругосветное плавание на военном шлюпе (корвете) «Камчатка», под командой известного Василия Михайловича Головнина. Под его руководством Литке получил прекрасную подготовку к дальнейшей практической и ученой деятельности. Плавание на «Камчатке» выработало из него искусного и неустрашимого мореплавателя и возбудило желание посвятить свою жизнь науке.

Головнин оценил талантливого подчиненного. Вскоре по возвращении «Камчатки» из плавания (в 1819 г.) по рекомендации Головнина Литке был назначен в 1821 г. начальником экспедиции для описи берегов Новой Земли и одновременно командиром брига «Новая Земля». Необходимо заметить, что о Новой Земле были тогда очень поверхностные сведения, никаких научных описаний ее не существовало.

В течение четырех лет неутомимой работы экспедиции (1821, 1822, 1823 и 1824 гг.) Литке определил географическое положение главнейших пунктов и произвел подробное описание северной и средней частей Белого моря, всего западного и южного берегов Новой Земли, пролива Маточкин Шар, северной части острова Колгуева и значительной части Лапландского берега (от Белого моря до Рыбачьего полуострова). Плавать и работать приходилось в чрезвычайно тяжелых условиях, в суровом полярном климате, в частых штормах, в борьбе со льдом и т. д.

В виде иллюстрации можно привести следующий, подобный многим случай. 18 августа 1823 г. ночью при входе в Карское море во время сильного шторма бриг «Новая Земля» ударился о камни, и его тотчас начало жестоко бить о них. Все предвещало полное крушение и гибель экипажа: вышибло руль из петель, расщепило корму. Море кругом покрылось обломками. Бриг стоял неподвижно и трещал так, что, казалось, развалится на части. Потеряв всякую надежду спасти судно, Литке стал думать только о спасении экипажа. Оставалось только одно — срубить мачты. Но едва было сделано несколько ударов топорами по мачтам, сильное волнение сбросило бриг с камней на глубокую воду. Тут, как и во всех подобных случаях, Литке выказал необычайную энергию. При его личном участии корабельные плотники принялись укреплять руль. Кому известна хлопотливость и трудность этого дела даже в тихую погоду, тот легко поймет, чего это стоило при большом волнении. После дружной полуторачасовой работы руль был укреплен. Тогда взялись за исправление других повреждений. Работать приходилось в условиях еще более усилившейся бури. С громадным трудом ремонт был сделан, и можно было сравнительно безопасно держаться в чистом без льдов море и надеяться дойти до ближайшего порта.

Ненадежное состояние брига побудило Литке отложить исследование Карского моря и вернуться в Архангельск для ремонта судна средствами порта. Направившись в Белое море, Литке сделал по пути в Архангельск астрономические определения некоторых мысов острова Колгуева и Канина носа и их гидрографическую опись.

В Архангельске, работая круглые сутки со своею командою и портовыми мастерами, Литке в несколько дней совершенно исправил все повреждения и вышел тотчас же в море продолжать прерванные работы.

Исследуя подробно Белое море и его побережье, Литке исправил старую, имевшую много неправильностей карту: некоторые места были нанесены на нее с ошибкой в 1,5°.

Это плавание Литке, во время которого было сделано много ценных наблюдений, пролило новый свет в географические представления о всем крайнем севере Европы. Работы Литке дали богатейший материал для (более близкого знакомства с Новой Землей, послужили фундаментом для картографии островов и до сих пор считаются одними из замечательнейших исследований северных морей.

Вернувшись по окончании работ в Архангельск осенью 1824 г., Литке немедленно приступил к обработке материалов за все четыре года плавания. Труд его издан под заглавием: «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821–1824 гг.» Книга привлекла большое внимание европейской науки и была переведена на немецкий и английский языки. Этот замечательный труд содержит в начале исторические сведения о прежних иностранных и русских плаваниях в северные воды, с подробным критическим разбором этих плаваний. В самое описание путешествия вошло, помимо гидрографических исследований, много разнообразных сведений из области других наук.

После окончания этого труда Литке был назначен командиром военного шлюпа «Сенявин», отправленного в кругосветное плавание для гидрографических и ученых исследований в мало известном тогда Великом океане. Для производства естественно-исторических наблюдений на «Сенявине» была послана экспедиция Академии наук, состоявшая из известных ученых Мертенса, Постельса, Китлица и др. Литке со своими помощниками, главным образом офицерами, занимался астрономией, статистикой и пр. Он же был начальником научной экспедиции.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Головнин В. М.

Один из первых русских военных моряков, совершивших кругосветное путешествие -   вице-адмирал Головнин Василий Михайлович, был мореплавателем и ученым, историком и географом, экономистом и лингвистом, кораблестроителем и навигатором, этнографом и теоретиком ВМФ, философом и литератором, государственным и общественным деятелем.  Он обладал аналитическим умом, целеустремленностью и несгибаемой волей в достижении поставленной цели. Родился Василий Михайлович 8 апреля 1776 года в Рязанской губернии, в селе Гулынки,  Пронского уезда (ныне Старожиловского района).  Дворянский род Головниных не очень богат, но знатен своим служением России. В хранящемся в Государственном архиве Рязанской области  деле дворянского  рода Головниных,  находятся  три наградных грамоты, полученные за ратные дела, еще дедом путешественника от Императрицы Елизаветы Петровны.

Отец – Михаил Васильевич, был отставным капитаном Лейб-гвардии Преображенского полка. Мать – Александра Ивановна, была дочерью капитана того же полка Вердеревского. Ее род был очень знатен. Александра Ивановна была наследницей по прямой линии Ивана-Салахмира Мирославовича и княжны Анастасии Ивановны, родной сестры Великого князя Олега Рязанского. Имение в Гулынках принадлежало ей. Мальчик воспитывался как будущий воин. После внезапной смерти родителей в 1785 году, опекунами  девятилетнего мальчика стали  дальние родственники -  Наталья Ивановна Бахметьева, и ее брат Дмитрий Иванович Маслов.  Бахметьевы были потомственные моряки, это и определило дальнейшую судьбу Василия Михайловича.

В 1788 году сержант Лейб-гвардии Преображенского полка Василий Головнин был переаттестован кадетом и принят  в Морской кадетский корпус.  Обучение было закончено в 1792 году, но, из-за юного возраста, выпуск из корпуса был отложен на год, и это несмотря на то, что Головнин уже имел за плечами участие в  двух морских сражениях со шведами и за отвагу и храбрость был награжден медалью. После выпуска 8 лет служил на море, участвовал в походах и боевых действиях русского флота. В 1802 году, в числе наиболее подготовленных офицеров, был направлен в Англию, где знакомился с организацией и тактикой английского флота. Плавал в Атлантике и ходил в Индию. Участвовал в сражениях под руководством адмирала Нельсона. По возвращении на родину, в 1806 году, сразу же был назначен капитаном военного корабля, шлюпа «Диана». Шлюп был предназначен для конвоирования судна РАК «Нева» к берегам Русской Америки. Кроме охраны торгового судна, Головнину была поставлена задача: доставить морские снаряды в порт Охотск и подробно описать земли и острова, не отмеченные на карте, определить их координаты, промерить глубины, собрать сведения о море и о господствующих ветрах. Эти работы должны были быть произведены между Северо-Восточной Азией и Северо-Западной Америкой. Между тем, планы изменились.  «Диана» была переделана в шлюп из обычного лесовоза  и потому требовала значительных переделок. Плавание с «Невой» не состоялось. С задержкой почти на год от плана лейтенант Головнин вывел свой шлюп в море. 25 июля 1807 года началось плавание, но выйти из европейских морей удалось только к 1 ноября – англичане воевали с датчанами. Сразу же попали в сильнейший шторм. Только к 19 января 1808 года  удалось обогнуть мыс Горн, но сильные штормовые встречные ветра не дали возможность выйти в тихий океан. После двух недель безнадежной борьбы со стихией, Головнин решил пройти к Камчатке через Индийский океан, предварительно представив отдых экипажу в порту Симонс-бае (Кейптаун, Африка). 21 апреля, при заходе в порт судно было арестовано, т.к. в это время начался конфликт России и Англии. Почти 13 месяцев «Диана» простояла в окружении кораблей неприятеля.

15 мая 1809 года, ночью, при шквалистом ветре, Головнин приказал матросам рубить канаты, и «Диана» ушла из плена. Головнин ушел в самые южные широты и, ему удалось, при сильных ветрах, пройти 6000 миль,  выдержать сильнейший трехдневный шторм, чудом не разбиться о каменные рифы и 25 сентября 1809 года, через 2 года и 2 месяца после отплытия, прибыть в Петропавловский порт на Камчатке.  В ту же осень он ходил в Ново-Архангельск на остров Ситха. Весь 1910 год провел на Камчатке. В 1811 году получил задание обследовать Курильские и Шантарские острова.  При описании Курильской гряды, 4 июля 1811 года, был обманным путем захвачен в плен японцами. Где вместе со штурманом Хлебниковым, мичманом Муром и четырьмя матросами находился  более двух лет. Вел он себя там достойно, благодаря действиям своего старшего офицера капитан-лейтенанта  П. И. Рикорда, был отпущен 1 октября 1813 года. О своих приключениях написал  книгу, вызвавшую огромный интерес  в России и за рубежом. В 1814 году вернулся в Кронштадт.

В 1816 году Василий Михайлович получил предложение возглавить экспедицию на шлюпе «Камчатка». Корабль должен был доставить военные грузы в Петропавловск, а затем провести ревизии владений и деятельности Российско-Американской компании (РАК). Кроме того планировалось сделать описание северо-западного побережья Америки от 60 до 63 град. с.ш.  26 августа 1817 года «Камчатка»  вышла из Кронштадта и направилось в Атлантику. При проходе через Ревельскую губу,  В. М. Головнин организовал спасательные работы галиота «Яхта»,  в шторм потерявшего мачты и  погибшего  бы, в бурном море. 23 октября кораблем был пересечен экватор.  22 ноября, после отдыха в Рио-де-Жанейро, «Камчатка» пошла в направление мыса Горн и, после его прохода, посетила 8 февраля порт Кальяо ( Перу). Затем были пройдены Маркизские,  Гавайские острова и 3 мая 1818 года шлюп Головнина  прибыл в Петропавловский порт на Камчатке. 

Выполняя работы по описанию берегов Америки,  В. М. Головнин  прошел через Алеутские острова, заходил на остров Кадьяк, в Ново-Архангельск, Форт-Росс. Ревизия владений РАК была проведена в 22-х пунктах, в том числе в Павловской гавани, гавани Трех Святителей, в Игатском,  Алитакском,  Малиновском проливах, на островах Укамоке, Еврошечьем и других.  Была произведена перепись населения на 25 островах, описаны миссии, коренное население по полу, количество скота на островах, размеры урожаев зерновых  и т.п.  Во второй половине августа 1818 года В.М.Головнин совершил плавание к берегам Калифорнии, где составил подробное описание этой страны, ее естественных богатств, социального строя и климатических условий. В октябре отправился на Гавайские острова, где описал экономику, культуру и обычаи местного населения. В декабре – посетил Филиппины. Пройдя через Зондский пролив, через Индийский океан, обогнув мыс Доброй Надежды, пройдя Атлантику, 5 сентября 1819 года В. М. Головнин прибыл в Кронштадт. Так закончилось его второе кругосветное путешествие. Участие в нем, вместе с В.М.Головниным, принимали будущие кругосветные мореплаватели Федор Литке, барон Фердинанд Врангель,  Никандр Филатов, Федор Кутыгин,  Феопент Лутковский,  штурман Григорий Никифоров, будущий главный правитель колоний Российской –Американской компании лейтенант Матвей Муравьев. За научные исследования  в ходе этой экспедиции В.М.Головнин был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.  В последующем он был генерал-интендантом флота, руководил департаментами кораблестроительным, комиссариатским и артиллерийским.  Под его руководством было построено около  200 военных кораблей. Свод военно-морских сигналов для дневного и ночного времени,  разработанный В. М. Головниным, используется  и поныне. К сожалению 1 июля 1831 года, в самом расцвете сил,  Василий Михайлович умер от холеры. Но на картах  разных океанов, морей и материков, осталось его имя в названиях вулканов, островов, гор и мысов. 

 

travelers-rzn.ru

Лингвист, этнограф, врач...

Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года (по старому стилю - 10 ноября) в Екатеринославской губернии, в шахтерском местечке Луганский завод (с 1882 г. - город Луганск). Название Луганск Владимир Даль впоследствии выберет себе для псевдонима, подписывая первые художественные произведения именем Казак Луганский.

Его отец - датчанин Jochan Christian von Dahl (1764 - 1821) - принял российское подданство в 1799 году вместе с русским именем Иван Матвеевич Даль. По некоторым данным, род Даля по отцовской линии исконно русский - его предки были богатыми старообрядцами, переехавшими в Данию при царе Алексее Михайловиче. Отец знал немецкий, английский, французский, русский, еврейский, латынь, греческий и древнееврейский языки. Он был лингвистом и богословом. Его, совсем молодого, императрица Екатерина II пригласила в Петербург на должность придворного библиотекаря. Прослужил он, однако, в этой должности недолго, поскольку род его занятий не устраивал будущего тестя, Христофора Фрайтага, коллежского асессора, чиновника ломбарда. Христофор Фрайтаг считал одной из немногих «доходных и практических профессий» профессию врача. И слово будущего тестя стало законом для Иоганна Даля. Он уезжает в Йену учиться на врача. Окончив курс с дипломом доктора медицины, он возвращается в Россию и получает Российскую медицинскую лицензию. В ней было написано: «Иван Матвеев сын Даль 1792 года марта 8 числа удостоен при экзамене в Российской империи медицинскую практику управлять». И.М.Даль служил лекарем горного ведомства. Благодаря его активности при ведомстве был создан первый лазарет для рабочих. В Петербурге Иван Даль женится на Марии Христофоровне Фрайтаг, в браке с которой у него родилось четверо сыновей. Старшим был Владимир. Мария Даль, мать В.И.Даля, свободно владела пятью языками. Ее мать, бабушка Даля, была из рода французских гугенотов де Мальи. Она перевела на русский язык С.Геснера и А.В.Иффланда. Родители В.И.Даля были связаны с Россией самой сокровенной связью, освященной любовью и преданным служением. Это передалось и Владимиру Далю. Когда в шестнадцать лет во время учебного плавания он оказался в Дании, то особо остро почувствовал там связь с Россией. Позже он об этом вспоминал так: «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, мое отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». Детство Владимира Даля прошло в Николаеве, куда семья переехала, когда Володе было четыре года. Николаев в те времена был небольшим и молодым городом, южной базой судостроения Российской империи. В Николаеве Володя Даль жил до тринадцати лет. Там он получил хорошее домашнее образование, а в 1814 году его приняли на учебу в кадетский корпус Санкт-Петербурга. Первой профессией будущего лексикографа стала профессия морского офицера. Его отец, старший лекарь Черноморского флота, в 1814 году получил дворянство и право на обучение своих детей за казенный счет в Петербургском морском кадетском корпусе. Гардемарин Владимир Даль учился очень хорошо - по успеваемости он был на двенадцатом месте среди восьмидесяти трех соучеников. Обучение в корпусе, однако, впоследствии не вызывало у него ностальгии, а скорее раздражение: «Инспектор классов был того убеждения, что знания можно вбить в ученика только розгами или серебряною табакеркою в голову. Лучшие годы жизни, убитые мною при корпусном воспитании, не могли поселить во мне никаких добрых нравственных наклонностей, ими я обязан домашнему воспитанию». Фраза одного из преподавателей, Марка Филипповича Горковенко, вошла в толковый словарь. К слову «табакерка» Даль приводит такой пример: «Вот так и пойду стучать табакеркой по головам!» - говаривал наш учитель математики в Морском корпусе». Многие эпизоды из жизни в Морском корпусе будущий писатель отразил в повести «Мичман Поцелуев». Однокашниками Даля по кадетскому корпусу были люди, получившие впоследствии известность, составившие славу Российскому государству: будущий адмирал П.С.Нахимов и будущий декабрист Д.И.Завалишин. Уже в это время Даль начинал записывать слова, давая им свои объяснения. Прошло пять лет, учение закончилось. В «Автобиографической записке» Даль писал: «3 марта 1819... мы выпущены в мичмана, и я по желанию записан в Черное море в Николаев. На этой первой моей поездке по Руси я положил бессознательное основание к моему словарю, записывая каждое слово, которое дотоле не слышал». «Замолаживает», - услышал он от ямщика, - замолаживать - “иначе пасмурнеть, клониться к ненастью”. Это слово стало первым в его записной книжке. Подтвердились впечатления детства: «речь простолюдина с ее своеобразными оборотами всегда почти отличалась краткостью, сжатостью, ясностью, определительностью, и в ней было гораздо больше жизни, чем в языке книжном и в языке, которым говорят образованные люди».    Карьера морского офицера не слишком привлекала молодого человека. Он чувствовал необходимость «в основательном учении, в образовании, дабы быть на свете полезным человеком». Кроме того, Даль был подвержен морской болезни и плохо переносил море. Отслужив во флоте обязательный срок, установленный для тех, кто полностью обучается за счет государства, он выходит в отставку. В 1826 году, 20 января, двадцатипятилетний Владимир Даль поступает в Дерптский университет на медицинский факультет - следует по стопам своего отца. Дерптский университет (с 1893 г. - Юрьевский, а с 1918 г. - Тартуский) на территории Российской империи в те времена был очень сильным университетом. Преподавание велось немецкими профессорами на немецком языке. Атмосфера Дерпта «в умственном отношении побуждала к разносторонности». Вместе с Далем на факультете учились будущие медицинские светила - хирурги Н.Пирогов и Ф.Иноземцев, терапевт Г.Сокольский, физиологи А.Филомафитский и А.Загорский. В Дерпте у Даля появляются новые друзья - поэты Николай Языков и Василий Жуковский.     В.И.Даль сам, безусловно, был запоминающейся личностью. Вот как Пирогов вспоминал свое первое с ним знакомство: «Однажды, вскоре после нашего приезда в Дерпт, мы слышим у нашего окна с улицы какие-то странные, но незнакомые звуки, русская песнь на каком-то инструменте. Смотрим - стоит студент в вицмундире; всунул голову через окно в комнату, держит что-то во рту и играет: «Здравствуй, милая, хорошая моя», не обращая на нас, пришедших в комнату из любопытства, никакого внимания. Инструмент оказался губной гармошкой, а виртуоз - Владимиром Далем, он действительно играл отлично. Это был человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось освоить».     Университетская жизнь была необычайно интенсивной. Даль усиленно занимался необходимым в то время для ученого латинским языком. За работу на тему, объявленную философским факультетом, он получил серебряную медаль. Жил Даль в тесной чердачной каморке, зарабатывая на жизнь уроками русского языка. В январе 1828 года его зачислили в казеннокоштные воспитанники, то есть в студенты, находящиеся на полном содержании государства. По окончании университета казеннокоштные студенты-медики были обязаны прослужить не менее шести лет на военной службе. Учебу пришлось, однако, закончить досрочно, поскольку в 1828 году началась Русско-турецкая война. Из-за случаев чумы в задунайской области действующая армия потребовала усиления военно-медицинской службы. В 1829 году Владимир Даль защитил диссертацию под названием «Об успешном методе трепанации черепа и о скрытом изъязвлении почек» и «с честью выдержал экзамен на доктора не только медицины, но и хирургии». 29 марта 1829 года он поступил в военное ведомство и был зачислен в действующую армию.

www.ug.ru

Родился мореплаватель, географ, исследователь Арктики Фёдор Петрович Литке

«В генеалогии Литке можно заметить разве только одну нравственную черту, проходящую через три поколения: неодолимую наклонность к умственной деятельности и наукам… Также в известной степени можно считать унаследованною любовь графа Литке к морю и стремление его к морской службе. Во всём остальном он обязан самому себе, энергии своих личных усилий и своим врождённым дарованиям».

17 (28) сентября 1797 г. в Санкт-Петербурге родился русский мореплаватель и географ, исследователь Арктики, адмирал, граф Фёдор Петрович Литке.

Детство Фёдора Петровича было тяжёлым: мать умерла при его рождении, отец вскоре женился на молодой женщине, которая невзлюбила своих пасынков и падчериц. В возрасте семи лет Фёдора отдали в пансион немца Мейера. В 1808 г. умер отец Литке, и Фёдора забрал к себе его дядя Энгель. Мальчик оставался без всякого надзора, не имел ни одного учителя с 11 до 15 лет. Самостоятельно прочитал множество книг по истории, астрономии, философии, географии.

В 1810 г. сестра Фёдора Петровича — Наталья вышла замуж за морского офицера И. С. Сульменева, полюбившего Фёдора как родного сына. Мальчик с увлечением слушал рассказы о кругосветных путешествиях, географических открытиях и победах русского военного флота.

В 1812 г. по ходатайству Сульменева Фёдор Литке был принят волонтёром в гребную флотилию, и вскоре произведён в гардемарины. В 1813 г. Литке трижды участвовал в боях против французских частей, укрывавшихся в Данциге. За находчивость и смелость в боевой обстановке шестнадцатилетний юноша был произведён в мичманы и награждён орденом св. Анны IV степени.

Через четыре года, в 1817 г., Литке был назначен в кругосветное плавание на военном шлюпе «Камчатка», под командованием капитана Василия Михайловича Головнина. Плавание продолжалось с 26 августа 1817 г. по 5 сентября 1819 г. Литке и на шлюпе продолжал заниматься самообразованием — изучил английский язык, делал астрономические наблюдения и вычисления.

По возвращении из плавания, Головнин, высоко оценивший способности Литке, рекомендовал его на пост начальника гидрографической экспедиции для описания берегов Новой Земли. На бриге «Новая Земля» Литке совершил четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821, 1822, 1823 и 1824 гг. Помимо описи берегов Новой Земли, Фёдором Петровичем было сделано много географических определений мест по берегу Белого моря, подробно исследованы глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описание этой экспедиции появилось в 1828 г. под заглавием: «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 гг.». Во введении к этой книге Литке привёл исторический обзор всех предпринятых до него исследований Новой Земли и соседних с нею морей и стран. Книга принесла автору известность и признание в научном мире.

Вскоре после этой экспедиции Литке был назначен командиром шлюпа «Сенявин», который направлялся в кругосветное плавание с целью произвести ряд работ в Беринговом море и в Каролинском архипелаге. Эта экспедиция состоялась в 1826-1829 гг. Экспедиция собрала обширные географические, гидрографические и геофизические материалы. Были определены координаты важных пунктов побережья Камчатки к северу от Авачинской губы, описан ряд островов Курильской гряды, а также побережье Чукотки от мыса Дежнёва до Анадыря.

Большой объём географических работ был выполнен в южной части Тихого океана, где были обследованы Каролинские острова. Открыто вновь 12 и описано 26 групп и отдельных островов, найдены острова Бонин, местоположение которых тогда было известно неточно. Для всех этих географических объектов составлены карты, сделаны описи и рисунки, составлен отдельный атлас. Экспедиция собрала обширный материал по морским течениям, температуре воды и воздуха, атмосферному давлению и т. д.

Важную часть работ составляли гравиметрические и магнитные наблюдения, которые послужили ценным вкладом в мировую науку. Экспедицией был собран значительный материал по зоологии, ботанике, геологии, этнографии и т. д.

В 1832 г. Литке был назначен флигель-адъютантом, а в конце года стал воспитателем пятилетнего великого князя Константина Николаевича. В это время Литке выступил с предложением о необходимости объединения всех географов, исследователей и путешественников в научное общество и добился разрешения на создание Русского географического общества, которым руководил свыше 20 лет.

В Крымскую войну Фёдор Петрович был военным губернатором Кронштадта, возглавил успешную оборону Финского залива, за что получил звание адмирала; в 1855 г. был назначен членом Государственного совета, в 1864 г. — занял пост Президента Академии наук и параллельно до 17 января 1873 г. продолжал руководить Географическим обществом; в 1866 г. Фёдор Петрович был возведён в графское достоинство, стал кавалером высшего ордена России — Андрея Первозванного.

Именем Литке были названы 22 географических объекта в Арктике и в Тихом океане, в том числе мыс, полуостров, гора и залив на Новой Земле, острова в архипелаге Земля Франца-Иосифа, Норденшельда, пролив между Камчаткой и островом Карагинским.

8 (20) августа 1882 г. один из видных географов и путешественников XIX в., адмирал русского флота — Фёдор Михайлович Литке скончался и был похоронен в Санкт-Петербурге на семейном участке Волковского лютеранского кладбища.

Лит.: Алексеев А. И. Фёдор Петрович Литке, М., 1970; Лазарев Г. Е. Фёдор Петрович Литке // География. 2001. № 3; Орлов Б. П. Фёдор Петрович Литке: Его жизнь и деятельность //Литке Ф. П. Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля». М.; Л., 1948. С. 6-25; Литке Фёдор Петрович [Электронный ресурс] // Lib.ru/Классика. 2004. URL: http://az.lib.ru/l/litke_f_p/.

См. также в Президентской библиотеке:

Врангель Ф. Ф. Граф Фёдор Петрович Литке. 17 сент. 1797 г. – 8 авг. 1882 г. : [Чит. в торжеств. собр. Имп. Рус. геогр. о-ва 17 сент. 1897 г.]. СПб., 1897;

Литке Ф. П. Путешествие вокруг света, совершенное по повелению императора Николая I на военном шлюпе Сенявине в 1826, 1827, 1828 и 1829 годах, флота капитаном Федором Литке: отделение мореходное с атласом. СПб., 1835.

www.prlib.ru

Алексей Чириков – великий русский мореплаватель » Военное обозрение

Капитан-командор Чириков известен как исследователь северо-западного побережья Северной Америки и человек, внесший большой вклад в освоение и укрепление Дальнего Востока

Годы учебы и преподавания

Алексей Ильич Чириков родился 13 (24) декабря 1703 года в Тульской земле в дворянской семье. Жил в Москве у своего дяди, в 12 лет поступил в Школу математических и навигационных наук – первое российское военно-морское учебное заведение.

Среди известных преподавателей школы - Леонтий Магницкий, по «Арифметике» которого училось не одно поколение русских моряков. Кроме арифметики и геометрии, учащиеся изучали навигацию, географию, геодезию, фортификацию, астрономию, иностранные языки и другие дисциплины.

В числе лучших учеников Чириков был переведен для продолжения обучения в Петербургскую морскую академию, помимо теории, академия большое место уделяла практике – астрономическим наблюдениям, кораблевождению, артиллерийской и стрельбе из мушкета, постановке парусов, такелажным работам. По окончании академии и производства в унтер-офицеры Алексей Ильич получил назначение на Балтийский флот, здесь он прослужил недолго, его назначили преподавателем в Морскую академию.

Как отличный специалист Чириков был включен в состав экспедиции Витуса Беринга, интересно, что руководство Академии, было против такого назначения, Академия теряла талантливого преподавателя, «гардемарин обучать было некому».

Экспедиция, организованная по указанию Петра I, ставила перед собой не только географические цели, но и геополитические – укрепление восточных рубежей России.

Чириков был назначен помощником Беринга, опытного мореплавателя, к тому времени уже двадцать лет состоявшему на службе у России.

Первая Камчатская экспедиция

Экспедиция выехала из Петербурга 25 января 1725 года, в Тобольске была сделана остановка, здесь заготовили канаты, пеньку, лес, и когда открылась речная навигация, отправились по Иртышу в путь. До Якутска экспедиция добиралась по рекам, частично по суше, а после Якутска – в основном пришлось идти по бездорожью.

В Якутске Чириков руководил отправкой грузов в Охотск, его журнал сохранил заметки о городе, по наблюдениям Алексея Ильича в городе находилось 300 русских дворов, а его окрестностях – 30 тысяч якутов-кочевников.

В Охотске было построено два бота «Фортуна» и «Святой Гавриил», на последнем Беринг, Чириков и другие члены экипажа числом 44 человека 13 июля 1728 года вышли в море. Чириков вел судовой журнал первой российской морской научной экспедиции, в нем записаны не только сведения о маршруте, но произведено описание обитателей моря, которые попадались на глаза путешественникам – киты, сивучи, моржи и т.д.

Во время плавания на карту были нанесены полуостров Камчатка, открыты Камчатский и Карагинский заливы с островом Карагинский, залив Креста, бухта Провидения и остров Святого Лаврентия. Карты, составленные Берингом и Чириковым, получили высокую оценку других путешественников, в частности Джеймса Кука.

Дойдя до 67° 24' северной широты, Беринг стал держать совет с экипажем, как поступать дальше. Во время совета Чириков высказывался за продолжение экспедиции, он предлагал идти дальше, к устью Колымы. Но капитан экспедиции принял решение повернуть назад.

Одна из главных задач, поставленных перед экспедицией – выяснить, есть ли перешеек между Азией и Америкой, была выполнена. Открытие, произведенное русским мореплавателем Семёном Дежнёвым еще в 1648 году, но к тому времени позабытое, было подтверждено.

Впоследствии Ломоносов выразит сожаление, что Беринг развернул корабль, если бы он продолжил путь на восток, то очень скоро обнаружил бы берега Америки.

Но берегов Америки датский мореплаватель достигнет во время следующей экспедиции.

По возвращении в Нижнекамчатск команда занималась ремонтом бота и пополнением запасов продовольствия. В 1729 году Беринг и Чириков вернулись в Петербург, где Беринг держал доклад о результатах экспедиции. На основании доклада Сенат и Адмиралтейская коллегия приняли решение снарядить Вторую Камчатскую экспедицию.

Вторая Камчатская экспедиция

Задачами экспедиции были открытие морского пути в Америку, окончательное доказательство того, что Азия с Америкой разделены проливом, поиск удобных гаваней для создания в них военно-морских баз и исследование побережья Северного Ледовитого океана.

Вторая экспедиция, как и первая имела целью, не только географические задачи, ее программа включала совокупность мероприятий по включению народов, на открытых русскими путешественниками землях, в жизнь Российского государства.

Чиновники из Сената и Адмиралтейской коллегией составили план и инструкции для экспедиции, Чириков, ознакомившись с ними, внес в них замечания и предложения. Финальный вариант инструкций был принят с учетом его поправок.

Начальником всех экспедиционных отрядов был назначен Беринг, а Чириков – его первым помощником. Предварительная часть экспедиции проходила в тяжелых условиях, второй помощник Беринга Шпанберг, «пилил» бюджетные деньги, тратил их на собственные нужды, а свое служебное положение использовал для личного обогащения, местные власти также не спешили содействовать экспедиции, хотя имели соответствующие указания из Петербурга. В какое-то время проект из-за нехватки средств чуть было не свернули.

После трудного и долгого подготовительного периода экспедиция на построенных к тому времени ботах «Святой Петр» и «Святой Павел» 8 сентября 1740 года вышла к восточному побережью Камчатки.

В районе Авачинской губы экспедиция осталась на зимовку, в честь святых, имена которых носили корабли, получили свое название удобная гавань и поселение, основанное как отправная точка морского путешествия - Петропавловск.

Во время зимовки команда продолжила подготовку к предстоящей отправке к берегам Америки, параллельно Алексей Ильич занимался этнографическими и метеорологическими наблюдениями, сбором сведений о фауне и флоре, и исследованием геологических особенностей Камчатки.

4 июня 1741 года корабли вышли из Петропавловской гавани и направились к берегам Америки, 20 июня в условиях шторма и тумана, суда потеряли друг друга и «Святой Павел», которым командовал Чириков, продолжил свой путь один.

16 июля команда увидела землю: «В 2 часа пополудни впереди себя увидели землю, на которой горы высокие…», сейчас этот остров называется Бейкер.

На следующий день Чириков решил произвести разведку местности и отправил на сушу на ланг-боте десять человек во главе с Абрамом Дементьевым, но отряд к назначенному сроку не вернулся, как и второй, высадившийся на берег для поиска первого спустя несколько дней. Что произошло с 15 русскими моряками, неизвестно.

Положение оставшихся на корабле было довольно затруднительным, запасы воды и пищи подходили к концу, а высадится на берег не предоставлялось возможным, лодок на борту корабля больше не было, к тому же вся команда болела цингой. Поэтому было принято решение о возвращении в Петропавловск. Из 68 членов команды в Петропавловск вернулось лишь 49 человек.

В следующем году с целью отыскать пропавший корабль «Святой Петр» и команду Беринга, Чириков предпринял путешествие, но отыскать людей ему не удалось.

На обратном пути Чириков обнаружил остров, который нанес на карту остров и назвал Святым Иулианом (в этот день память мученика Иулиана Тарсийского, сейчас это остров Беринга), на котором и томилась экспедиция датчанина, но которую «Святой Павел» там не обнаружил.

Отчет об экспедиции вместе с картой Чириков направил в Петербург. Позже он принимал участие в составлении итоговой карты русских открытий в северной части Тихого океана.

Вернувшись в Петербург, возглавил Морскую академию. В сентябре 1747 года был переведен в Москву, где скончался от туберкулеза и последствий цинги, оставив много долгов. Алексей Ильич, отдавший 20 лет жизни на изучение Дальнего Востока, и очень много сделавший для Отечества, умер в большой нужде.

«Капитан Алексей Ильич Чириков был лучшим офицером своего времени, краса и надежда флота, умный, образованный, скромный и твердый, человек», - такую характеристику ему дал Александр Соколов, историк, живший в XIX веке.

Благодаря таким твердым и кротким людям – «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5, 5) современная Россия стала великой державой, раскинувшейся на 1/6 земного шара.

topwar.ru

ЛИСЯНСКИЙ Юрий Федорович (1773-1837)

ЛИСЯНСКИЙ Юрий Федорович (1773-1837)

Русский мореплаватель и путешественник Ю.Ф. Лисянский родился 2 (13) августа 1773 года в городе Нежин. Его отец был священником, протоиереем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Мальчик с детства мечтал о море и в 1783 году он был определен в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с И.Ф. Крузенштерном.

В 1786 году, в возрасте 13 лет, досрочно окончив корпус вторым по списку, Юрий Лисянский поступил гардемарином на 32-пушечный фрегат "Подражислав", входивший в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На этом же фрегате он получил боевое крещение в Гогландском сражении во время русско-шведской войны 1788-1790 годов, в которой 15-летний гардемарин участвовал в нескольких морских сражениях, в том числе при Эланде и Ревеле. В 1789 году был произведен в мичманы.

До 1793 года Ю.Ф. Лисянский служил на Балтийском флоте, а в 1793 году он был произведен в лейтенанты и направлен волонтером в числе 16 лучших морских офицеров в Англию. Там четыре года он совершенствовался в мореходной практике, участвовал в боях Королевского флота Англии против республиканской Франции (отличился при пленении французского фрегата "Элизабет", но был контужен), сражался с пиратами в водах Северной Америки. Лейтенант Лисянский бороздил моря и океаны почти по всему Земному шару. Он путешествовал по США, в Филадельфии встречался с первым президентом США Джорджем Вашингтоном, затем на американском корабле был в Вест-Индии, где в начале 1795 года едва не погиб от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии, обследовал и описал остров Св. Елены, изучал колониальные поселения в Южной Африке и другие географические объекты.

27 марта 1797 года Ю.Ф. Лисянский был произведён в капитан-лейтенанты, а в 1800 году он, наконец, вернулся в Россию, обогащенный большим опытом и знаниями в области навигации, метеорологии, морской астрономии, морской тактики; значительно пополнились его знания в области естественных наук. В России он сразу же получил должность командира фрегата "Автроил" на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года за участие в 16 морских кампаниях и двух больший сражениях Юрий Лисянский был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез в Россию не только большой опыт мореплавания и ведения морских сражений. Свой опыт он подкреплял и теоретически. Так, в 1803 году в Санкт-Петербурге вышла книга Клерка "Движение флотов", в которой обосновывались тактика и принципы морского боя. Необходимо заметить, что перевод этой книги с английского языка был выполнен лично Лисянским.

В это время Российско-американская компания (торговое объединение, учрежденное в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки, Курильских и других островов) высказалась в поддержку специальной экспедиции для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. С этого началась подготовка 1-й русской кругосветной экспедиции. Проект был вручен министру военно-морских сил графу Кушелеву, но не встретил у него поддержки. Граф не поверил, что такое сложное предприятие окажется под силу отечественным морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта как эксперт адмирал Ханыков. Он настоятельно рекомендовал нанять для первой кругосветки под флагом России моряков Англии. К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил стал адмирал Н.С. Мордвинов. Он не только поддержал Крузенштерна, но и посоветовал закупить для плавания два корабля, чтобы в случае необходимости они могли помочь друг другу в долгом и опасном плавании. Морское министерство назначило капитан-лейтенанта Лисянского одним из ее руководителей и осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым командировало его в Англию для закупки двух шлюпов и части снаряжения. Выбор пал на 16-пушечный шлюп "Леандр" водоизмещением в 450 тонн и 14-пушечный шлюп "Темза" водоизмещением в 370 тонн. Первый парусник был переименован в "Надежду", второй - в "Неву".

К лету 1803 года шлюпы "Нева" и "Надежда" были готовы к отправке. Руководство всей экспедицией и командование шлюпом "Надежда" было поручено капитан-лейтенанту И.Ф. Крузенштерну. Его однокашник по Морскому корпусу Лисянский командовал шлюпом "Нева". Спустя почти полвека после первого кругосветного плавания известный русский гидрограф Н.А. Ивашинцов назвал образцовой подготовку Крузенштерном и Лисянским кораблей и команд к путешествиям. Это не означает, однако, что плавание прошло без серьезных проблем. Уже первый жестокий шторм, который пришлось выдержать кораблям, показал, что только мужество и искусство русских моряков предотвратило трагедию. В порту Фалмут, что в проливе Ла-Манш, корабли пришлось конопатить заново. Но главное, как писал Лисянский, и он, и Крузенштерн убедились, насколько искусными и расторопными при самых жестоких переделках являются русские матросы. "Нам ничего более не оставалось желать, - замечает Юрий Федорович, - как токмо обыкновенного счастья мореходцев для совершения своего предприятия".

В 10 часов утра 26 июля (7 августа) экспедиция вышла из Кронштадта в далекий путь, "не испытанный до того россиянами". 14 ноября 1803 года в Атлантическом океане "Надежда" и "Нева" под флагом России впервые в истории российского флота пересекли экватор. Капитаны Лисянский и Крузенштерн сблизили свои шлюпы, стоя на мостиках в парадных костюмах при шпагах. Над экватором трижды грянуло русское "ура!", а матрос со шлюпа "Надежда" Павел Курганов, изображавший морского бога Нептуна, приветствовал высоко поднятым трезубцем русских моряков со вступлением в южное полушарие. Знаменательная деталь: англичане и французы, как и представители других морских наций, побывавшие на экваторе ранее наших соотечественников, прошли мимо важного научного открытия, сделанного русскими моряками: Лисянский и Крузенштерн обнаружили никем до них не описанные экваториальные течения.

Затем, в феврале 1804 года, "Надежда" и "Нева" обогнули Южную Америку (мыс Горн) и вышли в Тихий океан. Здесь мореплаватели разделились. Лисянский направился к острову Пасхи, нанес на карту и составил подробное описание его берегов, природы, климата, собрал богатый этнографический материал о его аборигенах. У острова Нукухива (Маркизские острова) корабли соединились и вместе проследовали к Гавайскому архипелагу. Отсюда их маршруты снова разошлись. В тумане они потеряли друг друга: шлюп "Надежда" под командованием Крузенштерна направился в сторону Камчатки, а "Нева" Лисянского - к берегам Аляски: 1 июля 1804 года пришла к острову Кадьяк и более года находилась у берегов Северной Америки.

Получив тревожное известие от правителя русских поселений в Америке А. Баранова, Лисянский направился к архипелагу Александра для оказания военной поддержки против индейцев-тлинкитов. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения тлинкитов, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы. В 1804-1805 годах Лисянский и штурман "Невы" Д. Калинин обследовали остров Кадьяк и часть островов архипелага Александра. При этом были открыты острова Крузова и Чичагова.

В августе 1805 года Лисянский вышел на "Неве" с острова Ситка с грузом пушнины в Китай, и в ноябре пришел в порт Макао, открыв по пути остров Лисянского, риф Нева и риф Крузенштерна. Три месяца занял переход от Аляски до порта Макао. Жестокие штормы, туманы и коварные мели требовали осторожности. 4 декабря 1805 года, в Макао, Лисянский вновь соединился с Крузенштерном и "Надеждой". Продав меха в Кантоне и приняв груз китайских товаров, корабли снялись с якорей и вместе проследовали в Кантон (Гуанчжоу). Пополнив запасы провизии и воды, шлюпы двинулись в обратный путь. Через Южно-Китайское море и Зондский пролив путешественники вышли в Индийский океан. Вместе они достигли юго-восточного побережья Африки. Но из-за густого тумана у мыса Доброй Надежды они снова потеряли друг друга из виду.

Было условленно, что "Нева" встретится с "Надеждой" у острова Святой Елены, но встреча кораблей не состоялась. Теперь до самого возвращения в Кронштадт плавание кораблей проходило раздельно. Крузенштерн с приходом на остров Святой Елены узнал о войне России с Францией и, опасаясь встречи с кораблями противника, проследовал на родину вокруг Британских островов с заходом в Копенгаген. Ну а "Нева" Лисянского на остров так и не зашла. Тщательно проверив запасы воды и продовольствия, Лисянский решился на безостановочный переход до Англии. Он был уверен, что "столь отважное предприятие доставит нам большую честь; ибо еще ни один мореплаватель, подобный нам, не отважился на столь дальний путь, не заходя куда-либо для отдохновения. Мы получили возможность доказать всему свету, что мы заслуживаем в полной мере доверие, которое нам оказывали".

Лисянский первым в мире решился на такой беспрецедентный безостановочный переход, осуществив его на парусном шлюпе за удивительно короткий по тем временам срок! Впервые в истории мирового мореплавания корабль за 142 дня без заходов в порты и стоянки преодолел 13 923 мили от берегов Китая до английского Портсмута. Портсмутская публика восторженно встречала экипаж Лисянского и в его лице первых российских кругосветных мореплавателей. За это время "Нева" обследовала малоизвестные районы Тихого океана, наблюдала за морскими течениями, температурой, удельной массой воды, составила гидрографические описания берегов, собрала обширный этнографический материал. Лисянский за время плавания исправил многочисленные неточности в морских описаниях и на картах. На карте мира имя Лисянского упоминается восемь раз. Славный русский моряк открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. А еще в историческую заслугу Лисянскому ставят то, что он первым проложил путь через моря и океаны от Русской Америки, до 1867 года принадлежавшей России, а затем проданной США, до берегов Невы.

22 июля (5 августа) 1806 года "Нева" Лисянского первой вернулась в Кронштадт, завершив продолжавшуюся 2 года 11 месяцев и 18 дней первую в истории отечественного флота кругосветку. Шлюп "Надежда" командира экспедиции Ивана Федоровича Крузенштерна вернулся в Кронштадт четырнадцатью днями позже. На протяжении всего путешествия Лисянский проводил океанографические исследования и собрал ценный этнографический материал о народах Океании и Северной Америки. Особую ценность имеют его наблюдения над морскими течениями, позволившие ему совместно с Крузенштерном внести исправления и дополнения в существовавшие в то время карты морских течений.

Лисянский и его экипаж стали первыми российскими кругосветными мореплавателями. Лишь через две недели сюда же благополучно пришла "Надежда". Но слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия (на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества). Да и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего "человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе", чрезвычайно скромного. Правда, заслуги Лисянского были все же отмечены: он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию. Для него самого главным подарком была благодарность офицеров и матросов шлюпа, перенесших вместе с ним тяготы плавания и подаривших ему на память золотую шпагу с надписью: "Благодарность команды корабля "Нева"".

Скрупулезность, с которой мореплаватель делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где "Нева" имела стоянки, приближает его измерения двухвековой давности к современным данным. Путешественник перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и других островов, прилегающих к северо-западному побережью Аляски. Попутно он открыл небольшой остров на 26° с. ш., к северо-западу от Гавайских островов, который, по желанию экипажа "Невы", был назван его именем.

Во время своих странствий Лисянский собирал личную коллекцию предметов, утвари, одежды, оружия. В ней были также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества. Плавание Крузенштерна и Лисянского было признано географическим и научным подвигом. В его честь была выбита медаль с надписью: "За путешествие кругом света 1803-1806". Результаты экспедиции были обобщены в обширных географических трудах Крузенштерна и Лисянского, а также ученых-естествоиспытателей Г.И. Лангсдорфа, И.К. Горнера, В.Г. Тилезиуса и других ее участников. В период своего замечательного плавания Лисянский вел астрономические определения широт и долгот посещаемых пунктов и наблюдения за морскими течениями; он не только исправил неточности в описаниях течений, составленных Куком, Ванкувером и другими, но и (совместно с Крузенштерном) открыл межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, составил географическое описание многих островов, собрал богатые коллекции и обширный материал по этнографии.

Так - полным триумфом - завершилось первое в истории российского флота кругосветное плавание. Успех его был вызван и неординарными личностями командиров - Крузенштерна и Лисянского, прогрессивными для своего времени людьми, горячими патриотами, неустанно радевшими за судьбу "служителей"-матросов, благодаря мужеству и трудолюбию которых плавание прошло на редкость благополучно. Отношения Крузенштерна и Лисянского - дружеские и доверительные - решающим образом содействовали успеху дела. Популяризатор отечественного мореплавания, крупный ученый Василий Михайлович Пасецкий приводит в биографическом очерке о Крузенштерне письмо его друга Лисянского в период подготовки экспедиции. "После обеда Николай Семенович (адмирал Мордвинов) спросил, знаю ли я тебя, на что я ему сказал, что ты мне добрый приятель. Он был этому рад, говорил о достоинстве твоего памфлета (так именовали проект Крузенштерна за его вольнодумство! - В. Г.), хвалил твои познания и сведение и потом окончил тем, что за счастие почел бы быть с тобой знакомым. Я, с моей стороны, при всем собрании не постеснялся сказать, что завидую твоим талантам и сведению".

Однако в литературе о первых плаваниях одно время несправедливо умаляли роль Юрия Федоровича Лисянского. Анализируя "Журнал корабля "Нева", исследователи Военно-морской академии сделали любопытные выводы. Было установлено, что из 1095 дней исторического плавания только 375 дней корабли шли вместе, остальные 720 "Нева" плавала в одиночестве. Впечатляет и пройденное кораблем Лисянского расстояние - 45 083 мили, из которых 25 801 милю - самостоятельно. Этот анализ был опубликован в 1949 году в "Трудах Военно-морской академии". Безусловно, плавания "Надежды" и "Невы" - это, в сущности, два кругосветных плавания, и Ю.Ф. Лисянский в равной степени причастен к великому подвигу на ниве российской морской славы, как и И.Ф. Крузенштерн.

Первая русская кругосветка открыла целую эпоху блистательных успехов наших моряков. Достаточно сказать, что в первой половине XIX века русские мореплаватели совершили 39 кругосветных путешествий, что значительно превысило количество таких экспедиций англичанами и французами, вместе взятыми. А некоторые русские мореплаватели совершили эти опасные кругосветные плавания на парусниках дважды и трижды. Легендарный первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен был мичманом на шлюпе Крузенштерна "Надежда". Один из сыновей известного писателя Августа Коцебу - Отто Коцебу - возглавлял две кругосветные экспедиции в 1815-1818 и в 1823-1826 годах. И стал поистине рекордсменом по первооткрывательству: ему удалось нанести на карты мира более 400 (!) островов в тропической полосе Тихого океана.

В 1807-1808 годах Лисянский продолжал службу на судах Балтийского флота, командовал кораблями "Зачатие Святой Анны", "Эмгейтен" и отрядом из 9 судов Балтийского флота. Он участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции. В 1809 году Лисянский получил чин капитана I ранга и ему был назначен пожизненный пансион, единственное средство к существованию, поскольку других источников дохода он не имел. Почти сразу же Лисянский, которому было тогда лишь 36 лет, вышел в отставку. И, вероятно, он ушел не без обид. Адмиралтейств-коллегия отказалась финансировать издание его книги "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на корабле "Нева" под начальством Ю. Лисянского". Возмущенный, Лисянский уехал в деревню, где и занялся приведением в порядок своих путевых записей, которые вёл в форме дневника. В 1812 году он за собственный счет издал в Петербурге свое двухтомное "Путешествие", а затем, также на свои собственные деньги, и "Альбом, собрание карт и рисунков, принадлежащих к путешествию". Не найдя должного понимания в отечественном правительстве, Лисянский получил признание за рубежом. Он сам перевел книгу на английский язык и в 1814 году выпустил в Лондоне. Годом позже книга Лисянского вышла на немецком языке в Германии. В отличие от русских британские и немецкие читатели высоко ее оценили. Труд мореплавателя, содержащий множество интересных географических и этнографических данных, заключает много оригинального, в частности им впервые подробно описана Ситка и Гавайские острова, стал ценным исследованием и впоследствии несколько раз переиздавался.

Умер путешественник 22 февраля (6 марта) 1837 года в Петербурге. Он был похоронен на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. Памятник на могиле мореплавателя представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на корабле "Нева" (ск. В.Безродный, К.Леберехт).

Трижды в своей жизни Лисянский был первым: он первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым продолжил путь от Русской Америки до Кронштадта, первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. Ныне его именем названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная гора в Охотском море и полуостров на Северном побережье Охотского моря.

funeral-spb.narod.ru

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен - выдающийся русский мореплаватель

Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1778-1852 гг.) был родом с острова Эзель (Эстония). Происходил из семьи остзейских дворян. Известен как мореплаватель, дважды совершивший кругосветное путешествие. Основная заслуга путешественника, с ранней юности до самой смерти непрерывно находившегося в море – открытие Антарктиды совместно с М.П. Лазаревым. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен - «искусный офицер и человек теплой души…» Открытие ледяного континента

  Иван Константинович Айвазовский. Ледяные горы в Антарктиде 1870  

Мечты о плаваниях зародились в Фаддее с самого детства; о себе сам Беллинсгаузен говорил, что не может жить без моря, как рыба без воды. Закончив обучение в Кронштадтском морском кадетском корпусе, он становится гардемарином. Первое крупное плавание, в котором принял участие молодой офицер состоялось в 1796 г. Тогда Фаддей впервые почувствовал дух дальних морских переходов и побывал в далёкой Англии.

Беллинсгаузену было 25 лет, когда его приняли в команду для первого кругосветного путешествия российских судов. Он нёс службу на корабле «Надежда». Экспедицией командовал Адам Иоганн фон Крузенштерн (более привычное – Иван Крузенштерн). Поскольку Беллинсгаузен страстно увлекался науками, в этом путешествии ему было доверено составление карт. Позже все составленные по итогам экспедиции карты вошли в составленный Крузенштерном «Атлас к путешествию вокруг света». После успешного окончания путешествия в команде Крузенштерна Беллинсгаузен проводит картографические исследования на Черном и Балтийском морях, составляет астрономические карты. География была его страстью, он с огромным упоением записывал и зарисовывал всё новое.

В 20-х годах XIX века в России готовится новое кругосветное плавание. Крузенштерн рекомендует назначить руководителем «предприимчивого и искусного офицера» Беллинсгаузена. И в начале 1819 г. он возглавляет экспедицию. Цель ее была обозначена как «поиск шестого континента». Совместно с Беллинсгаузеном в плавании участвовал выдающийся мореплаватель Михаил Петрович Лазарев. И в июне 1819 г. из Кронштадта отбыли шлюпы «Мирный» и «Восток» и устремились на поиски таинственного материка. Беллинсгаузен принял командование «Востоком». На тот момент ему исполнилось 40 лет, а за плечами был почти тринадцатилетний морской опыт.

Беллинсгаузен идет курсом к Рио-де-Жанейро. Далее его путь лежит на юг. Экспедиция исследует Сандвичевы острова, остров Новая Георгия, ранее открытый Джеймсом Куком. К январю корабли прибывают к берегам неизвестного южного материка, покрытого льдами.

Датой открытия Антарктиды считается 16 января 1820 г. Именно в этот день экспедиция подошла к континенту в районе теперешнего Берега Принцессы Марты. увиденную землю Беллинсгаузен назвал Ледяным материком. Вторично моряки увидели берег 21 января. Высадиться не позволяли огромные ледниковые стены, которые постоянно обрушались в воду – январь – разгар антарктического лета. В течение лета мореплаватели исследовали прибрежный шельф Антарктиды. Южный полярный круг им удалось пересечь несколько раз. Материк был обойдён по кругу. В начале февраля во время непогоды Беллинсгаузен вплотную подошёл к Берегу Принцессы Астрид. Постоянные метели и снежные заносы не давали рассмотреть побережье как следует. К марту, с постепенным понижением температуры воздуха и прибрежных вод, усилилось скопление льдов у берегов Антарктиды, и плавание стало вначале затруднительным, а затем и просто невозможным. Корабли Беллинсгаузена взяли курс на Австралию.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен - «искусный офицер и человек теплой души…» Открытие ледяного континента Однако на этом исследования не были завершены, они продолжились в Тихом Океане. Беллинсгаузен изучил архипелаг Туамоту, где были открыты 29 островов. Все они получили названия в честь выдающихся государственных и военных деятелей России.

В сентябре 1820 г. возобновлены исследования Антарктиды. Открыт Берег Александра I, получил свое название остров Петра I. После этого экспедиция прибыла к Южным Шетландским островам. В это время совершилось открытие группы островов, которые получили названия битв Отечественной войны 1812 года и выдающихся российских мореплавателей.

Заканчивался июль 1821 года. Экспедиция Беллинсгаузена взяла курс на Кронштадт. За плечами у героических моряков было 50 тыс. миль и 751 день пути. Проведены глубокие климатические и гидрографические исследования, собраны уникальные коллекции, ценные для зоологии, этнографии и ботаники. Беллинсгаузен тщательно заносил в свой дневник всевозможные сведения – информацию об обычаях местных народов и обо всём, что довелось увидеть ему и его команде, и предоставил в Адмиралтейство сборник своих записей о путешествии с приложениями самых разных рисунков и карт, рукопись вышла в 1831 году.

Беллинсгаузен стал настоящим кумиром для многих путешественников и исследователей. Товарищи отзывались о нём, как о человеке смелом и решительном. В экстремальной ситуации бывалый моряк проявлял удивительное хладнокровие. Он прекрасно знал свое дело и отличался гуманностью – ни разу не применял телесных наказаний, с заботой относился к подчинённым. Успех экспедиции и благополучие подчиненных были его приоритетами. Вместе с тем, он был склонен к риску. Так, Лазарев отмечал, что Беллинсгаузен подвергает судно опасности, маневрируя между ледяными полями большими ходами. Беллинсгаузен же утверждал, что в такое время торопился потому, что думал только о том, чтобы не застрять с командой во льдах с наступлением весны.

После открытия Северной и Южной Америки и Австралии Антарктида явилась завершающим Великим географическим открытием. До этого никто всерьёз не предполагал, что существует целый материк, ждущий открытия. После плавания русских первооткрывателей Беллинсгаузена и Лазарева неоткрытых крупных континентов в мире не осталось.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен - «искусный офицер и человек теплой души…» Открытие ледяного континента За величайшие заслуги перед Родиной Беллинсгаузен получает сначала звание контр-адмирала, затем, 1826 году, становится во главе флотилии Средиземного моря. С 1839 г. назначается на пост военного губернатора Кронштадта и главного командира Кронштадтского флота, а к концу жизни становится адмиралом и участвует в войне с Турцией, возглавляя морскую осаду.

Беллинсгаузен известен за немалый вклад в строительство новых гаваней, портов, доков, а также за заботу о личном составе флота. В первую очередь, он заботился о матросах. По его инициативе на флоте был значительно увеличен мясной паек. После смерти адмирала был найден документ, в котором предлагалось сажать в гаванях деревья с ранним цветением, чтобы уходящие в море могли видеть весну. Для повышения культурного уровня моряков создал в порту библиотеку. Огромное значение Беллинсгаузен придавал тренировкам, улучшал навыки артиллерийской стрельбы, передавал морякам, ответственным за судовождение, навыки маневрирования.

Умер великий мореплаватель в 1852 году. Похоронили Беллинсгаузена в Кронштадте, где через 18 лет ему был воздвигнут памятник. Имя великого первооткрывателя получили острова в Тихом и Атлантическом океанах, море, мыс на острове Сахалин, шельфовый ледник в Антарктиде. В 1968 году на мысе Файлдс состоялось открытие первой советской научной станции на Западном побережье Антарктиды. Она также получила имя Беллинсгаузена.

Подготовлено по материалам:http://www.peoples.ruhttp://www.hrono.ruhttp://www.kronstadt.ruШикман А.П. Деятели отечественной истории. М, 1997 г.

zema.su