В. Какие возможности дают экономисту следующие методы? Какие возможности дает экономисту эмпирический метод


«Финансовый университет

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

КАФЕДРА «МИКРОЭКОНОМИКА»

МИКРОЭКОНОМИКА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика»

(программа подготовки бакалавров)

МОСКВА 2010

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Кафедра «Микроэкономика»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

________________М.А. Эскиндаров

_____ __________ 2010 г.

МИКРОЭКОНОМИКА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика»

(программа подготовки бакалавров)

Одобрено кафедрой «Микроэкономика»

протокол № 11 от 07 июня 2010 г.

МОСКВА 2010

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МИКРОЭКОНОМИКА»

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

  1. Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

Экономическая теория изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения экономической теории является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов. Определение объекта экономической теории не возможно без понимания предмета экономической теории.       Если  же  мы  обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то мы увидим различие в толковании предмета теоретической экономики (политической экономии).

  1. Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

Меркантилизм – это первая попытка найти закономерности развития хозяйства в сфере обращения, так как исторически первой формой капитала был торговый капитал. Меркантилизм как политика – это государственное регулирование отношений, связанных с накоплением денег в стране.

  1. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

Каждый человек, живя в государстве, решает все проблемы для своей выгоды. Вообще человек, с точки зрения Адама Смита, по природе эгоистичен и стремится к постоянному увеличению своего богатства, но это не является пороком, а, наоборот, ведет общество к благополучию. И этот человек может реализовать свой личный интерес, только предлагая свой труд и продукты труда в обмен. Значит, преследующий собственные выгоды, человек помогает обществу обогатиться.

  1. В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?

Политическая ангажированность К.Макса в пользу рабочего класса предопределила историческую судьбу его учения, превратив его в дальнейшем в идеологию радикальных, настроенных на полное уничтожение капитализма бедных слоев населения. Оно также стало теоретической базой деятельности массовых левых партий

  1. С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма?

В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Самым слабым местом классической школы было то, что она слабо была сориентирована на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство. Взгляд классической школы был прикован к производителю.

Выход из кризиса нашли маржиналисты. Это направление экономической мысли возникло в последней трети XIX в. В центре данной системы стоит субъект с его потребностями. В ней потребитель - всему голова.

  1. Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?

  2. В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?

  3. Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.

  4. Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?

Б. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:

Античные теории

Меркантилизм

Классическая политэкономия

|

|

|

Традиционная экономика с элементами товарности

Ранняя рыночная экономика, торговый и ссудный капитал

Проникновение капитала в промышленность. Вовлечение больших количеств трудовых и природных ресурсов.

|

|

|

Первые теории товара и денег

Богатство = деньгам = золоту

Отождествление богатства с массой созданных товаров. Экономический либерализм. Раскрытие потенциала саморегулирования рынка.

Марксизм

Маржинализм

Кейнсианство

|

|

|

Нарастание социальных противоречий как частная сторона развивающейся рыночной экономики

Насыщение рынка массовой фабричной продукцией. Завершение промышленной революции.

Монополизация. Экстренное государственное регулирование во время Первой Мировой войны. Великая Депрессия

|

|

|

Диалектический материализм. Формационный подход. Теория прибавочной стоимости. Вывод о ограниченности капитализма и необходимости его уничтожения.

Усиление роли потребителя. Закон убывающей предельной полезности. Теория рыночной равновесной цены. Модель «робинзонады».

Объективные закономерности национальной экономики. Государственное регулирование рынка.

Неоклассика (монетаризм)

Институционализм

Информационная экономика

|

|

|

Разрастание государственного сектора. Увеличение налогового бремени. Усиление инфляции.

Усиление влияния внеэкономических факторов на экономику. Особые пути экономического развития у разных стран.

Глобализация, экология, терроризм, Интернет

|

|

|

Экономический либерализм. Основная задача – поддержание стабильного денежного обращения и недопущение инфляции.

Расширение предмета экономической теории, рассмотрение структурных элементов экономики и внеэкономических факторов.

Теория постиндустриального развития

Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий.

В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?

Эмпирический метод

Статистический метод

Метод научных абстракций

|

|

|

Сбор фактов, основанных на наблюдениях и экспериментах

Наблюдение за количественной стороной экономических процессов

Выделение наиболее важных явлений и отвлечение от второстепенных деталей

Причинно-следственный метод

Функциональный метод

Эконометрические методы

|

|

|

Выявление причинно-следственных связей между отдельными явлениями

Анализ всех категорий в их взаимодействии друг с другом как равнозначных

Математическое моделирование экономических процессов

studfiles.net

Лк 01_Введение в ЭТ

4

Тема 1. Введение в экономическую теорию

Вопросы

Вопросы 1

1. Методология экономической науки 1

2. Экономическая теория в системе экономических наук 3

3. Функции современной экономической теории 3

4. Экономические законы и категории 4

Основные понятия:

Наука. Объект и предмет науки. Фундаментальный анализ. Прикладной анализ. Метод исследования. Методология исследования. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Научная абстракция. Причинно-следственный метод. Эмпирический метод. Методология диалектического и исторического материализма. Позитивный и нормативный анализ. Экономико-статистический метод. Функциональный метод. Экономико-математическое моделирование. Прикладные экономические науки. Микроэкономика. Макроэкономика. Мезоэкономика. Мегаэкономика. Информационная, методологическая, аналитическая, прогностическая и практическая функции экономической теории. Экономические категории. Экономические законы.

1. Методология экономической науки

Наука - система знаний о какой-то сфере жизнедеятельности людей. Та сфера жизнедеятельности человека, которую изучает данная наука, называется ее объектом. Тот конкретный аспект объекта, на котором специализируется данная наука, называется ее предметом. Объектом изучения экономической науки является экономика, как сфера жизнедеятельности людей, призванная обеспечивать их благами. Под благами понимаются материальные или нематериальные ценности, способные удовлетворять конкретные потребности людей. Предметом современной экономической теории является изучение использования редких экономических ресурсов и благ с целью удовлетворения потребностей людей.

Специфика предмета современной экономической теории определяется тем, что она должна изучать экономику как с фундаментальной, так и с прикладной точек зрения. Фундаментальный анализ нацелен на выявление сущности процессов, причин событий и их взаимосвязи, построение прогнозов дальнейшего развития ситуации. Прикладной анализ нацелен на изучение экономической действительности, на исследование экономической деятельности людей на уровне явления, позволяет детально анализировать конкретные ситуации в данный момент времени.

Экономические исследования проводятся с помощью различных методов. Метод исследования – прием, способ или правило, которые используются в процессе изучения наукой ее предмета. Система методов определенной науки составляет ее методологию. Методология любой науки всегда включает как общенаучные методы, используемые многими отраслями науки, так и специальные, используемые только или преимущественно теми науками, методология которых рассматривается.

Общенаучными методами, используемыми экономической наукой, являются:

  1. Индукция (исследование от частного - к общему) и дедукция (исследование от общего – к частному).

  2. Анализ и синтез. Анализ - есть расчленение сложного анализируемого объекта на ряд простых элементов и изучение этих простых элементов. Синтез – воссоздание из детально изученных простых элементов целостной картины объекта на более высоком уровне понимания его сущности.

  3. Метод научной абстракции заключается в выделении наиболее важных, существенных явлений и мысленном отвлечении от второстепенных деталей. Этот метод лежит в основе любого моделирования экономических процессов.

  4. Причинно-следственный метод (каузальный) заключается в выявлении причинно-следственных связей между отдельными явлениями. Метод помогает создать логическую иерархию экономических категорий, по принципу: из явления А вытекает следствие Б, оно порождает событие В и т. д. Это создает предпосылки для объяснения и предвидения экономических событий даже если они связаны между собой через длинную цепь последствий.

  5. Методология диалектического и исторического материализма включает принципы объективности анализа, всеобщей взаимосвязи и всеобщего развития, а также закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.

  6. Эмпирический метод заключается в сборе и описании фактов и событий, опирается на данные наблюдений и результаты экспериментов. Выявленные новые факты в свою очередь подготавливают основу для научного обобщения.

  7. Др. методы (качественного и количественного анализа, логического и исторического анализа и т.д.)

Специальными методами, используемыми экономической наукой, являются:

  1. Позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ направлен на выявление объективных закономерностей и явлений в том виде, как они существуют (как есть), т. е. имеет целью констатацию факта. Нормативный анализ предполагает оценочные суждения с точки зрения долженствования (как должно быть), выяснения того, благоприятно или нет данное экономическое явление.

  2. Экономико-статистический метод заключается в сборе и обработке количественных данных о явлениях и процессах хозяйственной жизни. В России сбор статистической информации ведется Государственным комитетом по статистике, выпускающим большое число официальных изданий, главным из которых является «Российский статистический ежегодник». Экономисты часто пользуются и другими статистическими источниками: информацией, предоставляемой фирмами, данными международных организаций, результатами собственных опросов, анкетирования и др.

  3. Функциональный метод заключается в анализе всех категорий не в «вертикальной» причинно-следственной связи, а в их взаимодействии друг с другом в качестве равнозначных. Он позволяет измерять количественные параметры взаимодействия разных явлений, создавать экономические модели и разрабатывать многовариантные, альтернативные способы достижения цели, решая задачи оптимизации. На его основе экономисты получили также возможность давать четко просчитанные практические рекомендации.

  4. Экономико-математическое моделирование – это моделирование экономических ситуаций и процессов при помощи математических символов, формул, знаков и цифр. Моделирование - это построение уменьшенных и упрощенных копий анализируемых объектов. Необходимо помнить, что результаты анализа сложного объекта при помощи моделирования всегда весьма условны, и абсолютизировать их нельзя, иначе общий вывод может быть неверным. Помимо этого, не все явления и процессы в экономике и обществе возможно формализовать и перевести на математический язык.

Таким образом, экономическую теорию можно определить как современную экономическую науку, изучающую свой объект (экономику) как с фундаментальной, так и с прикладной точки зрения, с применением значительного количества методов, адекватный выбор которых - наиважнейшая задача исследователя.

2. Экономическая теория в системе экономических наук

Экономическая теория относится к категории общественных наук и служит общим фундаментом для целого ряда прикладных экономических наук:

    • конкретных (экономика промышленности, сельского хозяйства, экономика предприятий и др.), посвященных углубленному изучению особенностей функционирования отдельных секторов экономики;

    • функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент и т. п.), специализирующиеся на детальном анализе важнейших процессов в хозяйстве;

    • информационно-аналитических (статистика, экономическое моделирование и др.), занятых совершенствованием методов сбора и обработки экономической информации;

    • исторических (история народного хозяйства, история экономических учений).

Для прикладных экономических наук экономическая теория является общим теоретическим и методологическим базисом, т. е. выступает как фундаментальная наука. Это означает, что все прочие прикладные экономические науки черпают из теории свои базовые понятия. Вместе с тем другие экономические дисциплины оказывают обратное воздействие на экономическую теорию, обогащая ее сведениями о развитии отдельных секторов экономики, о происходящих процессах, разрабатывают новые методы исследования, предоставляют новые статистические и исторические факты.

В современной экономической теории выделяют несколько самостоятельных частей:

  • микроэкономика изучает замкнутые, локальные экономические системы (фирмы, рынки, отрасли),

  • макроэкономика изучает открытые, широкомасштабные системы (экономику национальных хозяйств),

  • мезоэкономика изучает прикладные аспекты корпоративной и региональной экономики,

  • мегаэкономика исследует явления и процессы в мировой экономике.

Таким образом, экономическая теория является основой целой системы прикладных экономических наук.

3. Функции современной экономической теории

Под функциями любой науки понимаются те виды и направления познавательной деятельности, которые она выполняет. Экономической теории присущи пять основных функций:

  1. информационная, заключающаяся в том, что экономическая теория дает человеку необходимую экономическую информацию;

  2. методологическая, заключающаяся разработке системы методов анализа этой информации;

  3. аналитическая, заключающаяся в том, что используя полученные методы анализа, человек анализирует полученную информацию и делает выводы;

  4. прогностическая, состоящая в построении прогнозов дальнейшего развития ситуации на базе сделанных ранее аналитических выводов;

  5. практическая - на базе сделанных ранее выводов и прогнозов человек принимает решения и действует.

Таким образом, из всех пяти функций наиболее важной для общества является последняя, поскольку все предыдущие функции выполнялись как раз ради ее целенаправленного и эффективного выполнения. Однако качественно выполнить все функции, можно только оптимально сочетая фундаментальный и прикладной анализ.

4. Экономические законы и категории

Познание экономической науки происходит через познание ее категорий. Экономическая категория - это теоретическое выражение экономических явлений. Экономические категории - это логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества. Категории представляют собой обобщения, раскрывающие экономические явления и процессы, а также научные абстракции, выражающие экономические отношения.

Используя разнообразные научные методы, теория выявляет и описывает с помощью категорий повторяющиеся, устойчивые связи экономических явлений, которые получили название экономических законов. Экономические законы существуют в реальном хозяйстве вне зависимости от того, открыты они исследователями или нет. В этом смысле экономические законы существуют объективно и не могут быть изменены не только по воле ученого, но и путем законодательной деятельности государства, решений отдельных фирм и людей. Субъективная сторона экономических законов заключается в том, что абсолютная истина не известна никому. Действующие в хозяйстве взаимосвязи должны быть найдены учеными. И здесь возможны ошибки, неточности, недостаточно полное понимание законов, искаженная их трактовка.

Таким образом, экономические законы по своему характеру объективны в той мере, в которой они действуют в экономике, и субъективны, как ограниченно точное осознание реальности учёными.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что понимается под наукой, объектом и предметом ее исследования? Каковы объект и предмет исследования экономической науки?

  2. В чем состоят различия между фундаментальным и прикладным экономическим анализом?

  3. Что представляет собой метод исследования? Какие группы методов образуют методологию экономической науки?

  4. Какие методы относятся к общенаучным? В чем состоит суть каждого метода?

  5. Какие методы относятся к специальным? В чем состоит суть каждого метода?

  6. Какова роль экономической теории в системе экономических наук?

  7. Какие самостоятельные разделы выделены в современной экономической теории? Каково их основное содержание?

  8. Что понимается под функциями науки? Какие функции выполняет экономическая теория?

  9. Что понимается под терминами «экономическая категория», «экономический закон»?

Базовый учебник: Курс экономической теории: Учебник / М. Н. Чепурин [и др.] – Киров: АСА – Раздел 1, главы 1,2

studfiles.net

Методы исследования в экономической теории. Экономические модели и экономические эксперименты. Сочетание теоретического и эмпирического анализа. Экономико-математические методы.

Методы исследования в экономической теории. Экономические модели и экономические эксперименты. Сочетание теоретического и эмпирического анализа. Экономико-математические методы.

Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов.Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:Метод научной абстракции. Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления.Метод функционального анализа. Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений.Метод графических изображений. Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации.Метод сравнительного анализа. Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата.Метод Экономико-математического моделирования. Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов.Индуктивный и дедуктивный методы. Индуктивный метод — выведение положений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.Метод позитивного и нормативного анализа. Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе. Практические мероприятия. Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы.Экономическая модель — это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.Экономические модели действуют как система. В этой системе выделяют 3 группы моделей:специфические – действуют в определенном способе производства. Выражают сущность производственных отношений данного способа производства.общие – свойственны всем без исключения способам производства. Выражают направление поступательного развития общественного производства.особые (особенные) – выражают особенности производственных отношений, которые характерны определенному типу хозяйства.Экономический эксперимент —это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.По объекту воздействия эксперименты подразделяются на три вида:1.Реальные — опыты в реальной обстановке.2.Модельные — воздействие оказывается не на сам экономический объект, а на его модель.3.Человекомодельные — деловые или хозяйственные игры. Они предназначены для обучения хозяйственных руководителей принятию правильных решений.По цели экономические эксперименты подразделяются на два типа:1.Хозяйственные.2.Исследовательские.По характеру исследуемых факторов:1.Стимулирующие (дестимулирующие).2.Организационные.

infourok.ru

1.2. Методы экономической науки

Познание экономической действительности осуществляется с помощью различных методов и приёмов. Методология представляет собой некую целостную совокупность логических (рациональных) конструкций, приёмов, инструментов, используемых для решений проблем, связанных с предметной областью науки.

Методология экономической науки — это 1) наука о методах исследования экономических явлений; 2) совокупность методов исследования экономических явлений.

Методология экономической науки располагает значительным арсеналом разнообразных научных методов. Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности.

Методология любой науки всегда включает в себя как общенаучные методы, используемые многими отраслями науки, так и специальные, используемые преимущественно данной наукой.

Общенаучными методами, используемыми экономической наукой, являются: индукция и дедукция, анализ и синтез, метод аналогии и другие (методы качественного и количественного анализа, логического и исторического анализа, метод научной абстракции, причинно-следственный (каузальный), эмпирический).

Индукция – метод научного познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Так, исследуя характеристики спроса отдельных потребителей, маркетологи делают выводы об особенностях потребительского спроса в отдельных рыночных сегментах и о ёмкости рынка в целом.

Дедукция – метод научного познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общие кризисные тенденции, наблюдаемые в стране, проецируются на отдельные рынки и отрасли при составлении прогнозов развития экономической ситуации.

Анализ – метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях (макроэкономическом, микроэкономическом) и в разных сферах экономики (производственной, социальной). Экономический анализ призван обосновывать с научных позиций решения и действия в области экономики, социально-экономическую политику, способствовать выбору лучших вариантов действий.

Синтез – метод научного познания явлений и процессов, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанные стороны процесса познания.

Аналогия – метод научного познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. При этом может использоваться междисциплинарный подход. Например, часто в экономике денежное обращение сравнивается с кровообращением в человеческом организме.

Научная абстракция – метод научного познания, в основе которого лежит выделение определённых свойств или исключение некоторых факторов, которые не играют определяющей роли и могут быть опущены в целях получения более четкой картины, для выявления основных, определяющих взаимосвязей и зависимостей. Метод позволяет выделить главное в объекте исследования и абстрагироваться от всего несущественного, случайного. Уровень абстрагирования может быть различным в зависимости от целей и задач экономического исследования. Метод часто используется для построения экономических моделей.

Основными специальными методами, используемыми экономической наукой, являются: позитивный и нормативный анализ, предельный анализ, функциональный анализ, равновесный подход, метод верифицируемости, моделирование и др.

Позитивный анализ изучает и объясняет наблюдаемые экономические факты, события, процессы в том виде, как они существуют, констатирует факты «как есть», устанавливает связи между ними. Позитивный анализ опирается на действитель­ные факты и их обобщение, устанавливает причинно-следственные связи, общие закономерности. Описывая фактическое положение дел, позитивный анализ не даёт им никакой оценки.

Нормативный анализ предполагает оценочные суждения с точки зрения долженствования, т.е. «как должно быть». Нормативный анализ базируется на оценочных суждениях, он предписывает, советует, каким образом следует проводить экономическую политику, управлять экономикой.

Предельный анализ – поиск оптимального значения переменной, экономического показателя, производимый путём сравнения издержек и выгод, которые могли бы быть вызваны изменением значения данной переменной. Термин «предельный» следует понимать как «дополнительный», «добавочный». Сущность предельного анализа состоит в том, что исследуется именно дополнительная изменяющаяся часть экономической величины.

Функциональный анализ – установление и исследование зависимостей одних экономических величин от других. Как правило, функциональная зависимость задаётся математически. При этом независимая величина (аргумент) называется экономическим фактором. Например, прямая функция спроса характеризует зависимость величины спроса от цены, а обратная – показывает, как цена товара зависит от спроса на него. Функциональный метод позволяет измерять количественные параметры взаимодействия разных явлений, создавать экономические модели и разрабатывать многовариантные, альтернативные способы достижения цели, решая задачи оптимизации.

Особенность экономического анализа заключается в широком использовании равновесного подхода, означающего, что микроэкономика изучает состояние относительной стабильности, когда отсутствуют вну­тренние тенденции к изменению такого состояния. Если при незна­чительных переменах внешних условий экономическое положение изменяется существенно, такое равновесие называется неустойчивым. Если же при внешних трансформациях в самой системе имеются силы, которые возобновляют в системе прежнее положение, то такое равно­весие называется устойчивым.

Верификация – проверка и подтверждение подлинности материалов, документов. Метод верифицируемости теории предполага­ет, что теория должна получить частичное или косвенное подтвержде­ние на практике. Этот метод имеет особое значение: в том случае, когда теория не согласуется с фактами, её или улучшают, или отвергают и создают новую.

В современной микроэкономической науке широко применяется метод моделирования. Моделирование - это воспроизведение экономических объектов и процессов в ограниченных, малых, экспериментальных формах, в искусственно созданных условиях. Экономика оперирует различными моделями — словесными, графическими и математическими. Наибольшее распространение получилиоптимизационные и равновесные модели. При исследовании поведения отдельных экономических агентов применяются оптимизационные модели. Модели рыночного равновесия используются при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. Обычно предпо­лагается, что система находится в равновесии, если взаимодействую­щие силы сбалансированы и отсутствуют внутренние импульсы к на­рушению баланса.

Как правило, исследователями в области экономики рассмотренные методы применяются в сочетании друг с другом, успешно дополняя друг друга.

studfiles.net

В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?

Эмпирический метод Статистический метод Метод научных абстракций
| | |
Сбор и описание фактов и событий Наблюдение за количественной стороной экономических процессов Позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.
Причинно-следственный метод Функциональный метод Эконометрические методы
| | |
Метод анализа данных, целью которого является обнаружение причинных связей между условиями и событиями Наблюдение явлений во взаимовлиянии с количественной точки зрения Для оценки производственных технологий и исследования факторов, лежащих в основе спроса фирм на капитал и рабочую силу.
9. Кривая производственных возможностей показывает: a) все возможные комбинации выпуска продуктов; b) все возможные комбинации выпуска продуктов при условии полной загрузки имеющихся факторов производства; c) оптимальную комбинацию выпуска продуктов; d) фиксированный объем выпуска продукции с помощью разных комбинаций факторов производства; e) степень социального неравенства в обществе Кривая производственных возможностей–это совокупность точек, координаты, которая показывает различные комбинации максимальных объемов производства двух товаров и услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости в экономике
10.Понятие метода науки включает: a) набор фактических данных; b) структуру предмета; c) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств; d) мировоззренческие установки ученого. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических(наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.

xreff.ru