Принципы построения пособия «Элементарный английский для экономистов» и методы работы с ним. Элементарный английский для экономистов


Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов экономических специальностей (приложение к учебнику «Guide to Economics»)

 

 

                                            Министерство образования и науки РФ

                                    Федеральное Государственное Образовательное

                                  Учреждение среднего профессионального образования

                                       Уфимский колледж Статистики Информатики и

                                                         Вычислительной техники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов экономических специальностей (приложение к учебнику «GuidetoEconomics»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласованно: ________                             Составлено:_________

Арсланова А.Н.                                              Розова И.Г.

(Начальник УМО УКСИВТ)                          (Преподаватель УКСИВТ)

 

                                                 

                                                    Уфа 2011

 

 

 

 

 

 

          Рецензия на учебно-методическое пособие для студентов   экономических специальностей, составленное преподавателем английского языка ФГОУ СПО УКСИВТ Розовой И.Г     

 

      Данное учебно-методическое пособие составлено для студентов экономических специальностей и является дополнительным  источником изучения  и  закрепления  спец. лексики.  Пособие содержит глоссарии к каждому юниту, а так же лексико- грамматические упражнения в виде тестов.

     Пособие имеет чёткую структуру и состоит из 10 юнитов, которые  включают  основные  тезисы  по темам  учебника «GuidetoEconomics». После изучения данного материала студентам предлагаются контрольные тесты для проверки усвоенных знаний. К данному пособию прилагается интерактивный курс для выполнения заданий и их последующей  проверки. Данный материал можно использовать при составлении графиков, диаграмм, творческих работ. Упражнения и задания пособия позволяют активизировать    мыслительную деятельность студентов, способствуют развитию навыков систематизации  и обобщения изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент___________________

Еленская Л.С. ( доцент  УГАЭС «__» июнь 2011

 

Содержание

 

1.    Рецензия

2.    Пояснительная записка

3.    Учебно-методическое пособие

4.    Контрольные тесты

5.    Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

    Данное пособие составлено в соответствии с рабочей программой по

дисциплине:  «английский язык» и календарно-тематическим планом. Оно

предназначено для  изучения английского языка для студентов по специальности:

«экономика, бух. учет и контроль» и является дополнительным источником

специальной лексики по следующим темам: «Экономическая теория», «Спрос и

предложение», «Экономические системы», «Денежная и налоговая политика

государства», «Инфляция. Безработица», «Экономические циклы» и др. Пособие

имеет четкую организационную структуру: состоит из 10 уроков, каждый из

которых включает основные экономические тезисы по темам учебника, активную

лексику, упражнения и задания в виде проверочных тестов.  К данному пособию

прилагается интерактивный курс с заданиями, которые могут выполняться как на

компьютере, так при работе с интерактивной доской.

   Большое внимание уделяется  упражнениям на изучение  специальной лексики и

экономической терминологии, что поможет студентам, в будущем экономистам по

специальности, работать со специальной литературой, пользоваться Интернет-

ресурсами  и овладеть английским языком в областях экономики.

Пособие рассчитано на изучение английского языка  студентами  2х и  3х курсов

учреждений  среднего профессионального образования и является приложением к

учебнику: «Guide to Economiсs».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    

             

LESSON I( Unit 1-2)

 

1 The science of economics studies business, production, trade, inflation, unemployment and the decisions that we, governments and companies take every day.

2 While microeconomics studies how companies and households run their business, macroeconomics looks at the economy of a country as a whole.

3 Economic resources include both material things such as raw materials, housing and others, as well as non-material things, for example, time.

4 Every day we make many decisions and each is a trade-off between different resources.

5 Economists collect data and on the basis of this data they create economic models.

6 Economic models show relationships between different processes in the economy.

7 Adam Smith, 'the father of modern economics', considered that a nation's wealth depended on its ability to produce goods.

 

1 Economists test theories using empirical evidence. It is evidence that can be collected and measured.

2 This theory deals with factors such as inflation, taxes, salaries and unemployment.

3 Governments, companies and academics use econometrics to make correct decisions, find out relationships between variables, etc.

4 Some variables are considered over a period of time. Such analysis is called time-series.

5 According to the law of demand as the price for the good rises, the demand for it falls.

6 Price elasticity, the price/demand relationship, helps to set prices at the correct level in the given market for a particular time.

7 Some other factors apart from price affect demand, and that causes a shift in the demand curve.

 

 

Ex 1. Fill the gaps with the following words:

to study, use, since, efficient, deals with, equipment, resources

Economics (1) the problems of scarcity and choice that have faced societies and nations throughout history, but the development of modern economics began in 17th century. (2) the time economics have developed methods for studying and explaining how individuals, businesses and nations (3) their available economic (4). Large corporations use economists (5) the ways they do business and to suggest methods for making more (6) use of their employees, (7), factories and other resources.

Ex 2. Translate into English and mach with English equivalents:

1.     Проблемы дефицита

2.     Делать выбор

3.     Тратить деньги налогоплательщика

4.     Ни общество, ни каждый из его членов

5.     Государственные ресурсы

6.     Удовлетворить потребности

7.     Сталкиваться с проблемой дефицита

8.     Производители

9.     Доступные экономические ресурсы

10.                     Товары и услуги

a)     neither individuals, not society

b)    is faced with the problem of scarcity

c)     to satisfy

d)    scarcity problem

e)     to make choice

f)      available economic resources

g)     nation resources

h)    business

i)       to spend taxpayer’s money

j)       goods and services

Ex 3. Match with English and Russian equivalents:

1.     entrepreneurship

2.     wildlife and timber resources

3.     goods and services

4.     output

5.     macroeconomics

6.     economic system

7.     to consume

8.     to produce

9.     factors of productions

10.                     to allocate

a)     макроэкономика

b)    живая природа и древесина

c)     предпринимательство

d)    товары и услуги

e)     размещать

f)      факторы производства

g)     экономическая система

h)    производить

i)       выпуск продукции

j)       потреблять

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

LESSON II (Unit 3-4)

1 To make a higher profit the seller has to raise his price and reduce his production costs.

2 In the market economy companies have to compete with each other for a share of the market.

3 Today, in our lives and in the economy, money, coins, banknotes and credit cards playa very important role.

4 In the traditional economy people hunted and gathered and had no property. Land was shared by the whole tribe. Division of labour first appeared here.

5 Any economic system has its benefits and drawbacks. The biggest drawback of the traditional economy is the fact that people consume almost everything they produce.

6 The market economy is not controlled by a government. Competition, which helps to control prices and quality, exists in a free market.

7 A truly free market economy cannot exist as all governments control the economy to some extent by setting limits.

1 In the market economy supply and demand decide everything; its direct opposite is the planned economy.

2 In a planned economy a government decides what is produced, how much is produced and how and at what price it is sold.

3 In the world there is no perfect economic system. Market economies have their strengths, but they also have drawbacks. In planned economies governments can make sure that everyone can afford basic commodities.

4 Planned economies have problems with supply as it is difficult to calculate how much to produce and how high a demand to expect. People have to hoard different goods and shortages of goods become common.

5 In many countries privately-owned businesses exist alongside state-run industries, which need protection from free market competition for their development.

6 Deregulation leads to increased competition and the influence of market forces.

7 Governments may put limits on free enterprise by banning trade in various goods, preventing monopolies and protecting consumers and the environment.

 

Ex 1. Complete the sentences with the following words:

prices, products, services, wages, consumers, employers, profits

1.     Workers are paid ____ by ____ according to how skilled they are.

2.     They spend their ____ on the ____ and ____ they need.

3.     Firms producing these ____ will make more ____.

4.     In a market economy ____ decide what is to be produced.

5.     ____ will be willing to pay high ____ for products they particularly desire.

Ex 2. Choose the right variants:

1.     Market economics is also called:

a)     command;

b)    private;

c)     mixed.

2.     Mixed economics contains:

a)     market economics only;

b)    planned economics only;

c)     both market and planned economics.

3.     ____ does not allow people to make decisions in business.

a)     free market;

b)    command economy;

c)     mixed economy.

4.     All economics in the world are:

a)     planned;

b)    mixed;

c)     market.

5.     In a mixed economy the government:

a)     refuse private sectors;

b)    cooperate with private sectors;

c)     control private sectors.

 

 

 

 

 

LESSON  III ( Unit 5-6)

1 If you have a great deal of money and want to buy something, you always face a budget constraint.

2 The utility of a bundle depends on the utility of each good and its quantity.

3 Marginal utility is that of consumption of an additional item of the good.

4 Costs are money spent to manufacture goods or provide services. For example, rent, interest on loans, cost of electricity and raw materials.

5 Fixed costs change neither in the short term nor with increases in production.

6 Variable costs change with the size of production. An example of such costs is the quantity of raw materials needed for production of the goods.

7 An economy of scale is a situation in which variable costs rise much more slowly than the size of production.

1 Market structure is connected with competition. It affects the price.

2 A market of perfect competition has a number of features. There must be many competing companies, supplying one and the same good or providing one and the same service; all customers and companies must have complete information on the market; there must not be any barriers to new companies entering the market.

3 If we speak about a market of perfect competition, it is important that all companies should have access to technology and resources.

4 In a market of perfect competition there are many companies, but none of them are able to control prices.

5 In a monopoly the market share of one of the companies is so great that the rest are not able to compete.

6 As a rule, monopolies are not good for consumers as they are price-makers.

7 Besides natural monopolies, some monopolies can be created in more aggressive ways by takeovers of other companies.

 

Ex 1. Choose the correct word of phrase:

1.     If you are in a hurry, it can be difficult to make a maximum / rational decision.

2.     The amount of money you have to spend is your budget constraint / deciding factor.

3.     The maximum / rational speed limit on this road is 120 kilometers per hour.

4.     Quality is often the deciding factor / budget constraint when people choose something to buy.

5.     Some people calculate / assume how much they spend every week.

6.     Green is a combination / an alternative of yellow and blue.

7.     When you buy something from a shop, you make a purchase / budget constraint.

8.     When you calculate / assume something is true, you guess that it is true.

9.     The use or satisfaction you get from something you buy is called utility / purchase.

10.                     Olive oil is a healthy alternative / combination to butter.

Ex 2. Decide whether these statements are true or false:

1.     Market structure describes how competitive a market is.  T/F

2.     Perfect competition and pure monopoly are opposites.  T/F

3.     Four conditions are necessary for perfect competition to exist.  T/F

4.     In perfect competition, every company makes a slightly different product.  T/F

5.     Perfect competition makes it easy for new companies to start trading.  T/F

6.     When there is perfect competition, companies are able to set any price they want.  T/F

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         LESSON  IV  (Unit 7-8)

1 The market where employers buy workers' service for wages is called the labour market.

2 Increased output is the utility which employers get from their purchase of labour.

3 All markets, including the labour market, obey the laws of supply and demand.

4 The labour demand curve may shift to the right and to the left. If, for example, the demand increases as a result of increased production, or decreases thanks to any new technology which can replace workers.

5 One of the trade-offs we have to make in our lives is to find the right balance between work time and leisure time.

6 Natural limits such as sleep and rest bring down the possible number of working hours. We need some time to switch off from work, which also decreases working time.

7 If the hourly rate increases, people want to work longer hours. This is called the substitution effect. But the effect also has a limit.

1 The factors of production are required to produce goods. These are land, labour and capital.

2 Land as a factor of production includes everything that nature provides and which may be used for production.

3 An educated, skilled and fit workforce is more productive; that is why education and healthcare play an important role in the economy.

4 Capital includes factories, warehouses, equipment, tools and computers; everything that is used in the manufacturing process.

5 At present industry is becoming more capital intensive and less labour intensive.

6 Division of labour and specialization make the manufacturing process more efficient and productive.

7 Workers perform their operations automatically. This speeds up the productivity of the labour force and improves the quality of their work.

Ex 1. Fill the gaps with the following words:

“return or reward”, nature, rent, include, each, factors of production

The resources that go into the creation of goods and services are called the (1). The factors of production include natural resources, human resources, capital and entrepreneurship. (2) factor of production has a place in the economic system, and each has a particular function. People who own or use a factor of production are expecting a (3).

Natural resources are the things provided by (4) that go into the creation of goods and services. They (5) such things as minerals, wildlife and timber resources. Economists also use the term “land” when they speak of natural resources as a factor of production. The price paid for the use of land is called (6). Rent becomes income to workers, who own their labor.

Ex 2. Complete each sentence with a word or phrase from the box:

automatically, child rearing, dye, emotional, fundamental, means, mindless, sew, sloppy, specialization, rake pride in

1.     ____ of transport are the methods we use to get from one place to another.

2.     ____ work is a work that is not very good quality.

3.     To make clothes you have to know how to ____ the material together.

4.     Having a ____ means that you deal with one particular area of any field.

5.     You may visit a doctor if you have problems with your ____ health.

6.     Competition is ____ to the idea of the free market.

7.     People who ____ their work do it very carefully and enjoy the results.

8.     Mothers and fathers both have important roles to play in ____.

9.     Some people regard factory work as a ____ job but it isn’t necessarily boring.

10.                    When you do something ____, you do it without thinking.

11.                     When manufacturers ____ clothes, they add color.

 

 

 

 

                

 

 

 

 

 

        LESSONV (Unit 9 -10)

1 The market price is a reward for the efforts of the producer.

2 If the price on the market is lower than expected, the buyer will get a bargain.

3 Surplus measures the utility that the consumer gains from his purchase, or the profit that the producer makes.

4 The difference between the price that consumers are prepared to pay and the price that they really pay is called consumer surplus; it is a very important economic concept.

6 Companies make use of many pricing tricks which help them to increase their profits. Prices can be set higher or lower than the market price; sometimes companies use price discrimination.

7 Auctions are becoming very popular, for example, on the Internet. In an auction all participants make bids, and the highest wins.

1 Though many economic laws, formulas, theories and concepts often seem far removed from everyday life, economic policies affect the life of society, families and individuals. Welfare economics considers issues of equity or fairness.

2 Economists examine how income and wealth are distributed among the population. And equity is realized through taxation.

3 According to those economists who share the concept of welfare economics, any economic system is unfair.

4 Governments receive revenues from different sources with taxation as the main one.

5 Through taxation governments achieve different goals. They decrease the income gap between the rich and the poor, they discourage people from consuming harmful products and they control overall supply and demand.

6 Most taxation revenues go on public goods which include national defense, street lighting, healthcare, education and others.

7 The effects which economic activities have on people are called externalities. These may be positive or negative. For example, industries can do harm to the environment.

 

 

 

LESSON VI  (Unit 11)

1 Wealth can include valuable belongings, money, gold, stocks and shares, works of art, land, property and precious jewels.

2 Besides a salary or an unemployment benefit, there are other sources of income. For example, interest from savings in a bank or rent from property.

3 The distribution of wealth in many countries has remained practically without change for many years. A large share of the wealth is concentrated in the hands of a small groизученногоматериалаup of the population. Inequality is difficult to eradicate.

4 The Lorenz curve shows the relationship between income and population, in other words it represents how income is distributed in the market economy. The extent of the inequalities in income distribution can be judged from the curve.

5 Poverty is a global problem. Though it is mainly associated with developing countries, to some extent it also exists in developed countries.

6 When we speak about absolute poverty, we mean the people who live below the poverty line.

7 People on a low income spend all the money they have on daily necessities. They cannot save.

Ex 1. Complete each sentence with a word or phrase from the box:

absolute, associate, average, corruption, cycle, define, generation, natural disasters, shelter, trap

1.     We ____ high crime rates with poverty and unemployment.

2.     Having a ____, a roof over your head, is a basic need of humankind.

3.     How does the dictionary ____ this word?

4.     Floods, droughts, hurricanes and other ____ are happening more frequently.

5.     Giving money secretly to judges or politicians so that they help you is an example of ____.

6.     Hunters will sometimes set a ____ instead of using a gun.

7.     Let’s hope the next ____ finally put an end to hunger and poverty.

8.     The world’s water supply is a ____ which involves the sea, rainfall and rivers.

9.     If somebody lives in ____ poverty, that means they are completely without money to buy basic necessities.

10.                     The ____ salary at that company is very high.                                                   

           LESSON VII  (Unit 13)

       1. Before the use of money, which is taken for granted by people today, the basic system of payment was swapping or bartering.

 

       2. The first commodity money was metal, salt and other valuable commodities. Such money lacked liquidity, that is the ability to circulate freely, but it stored value.

 

       3. Fiat money does not have any intrinsic value, but only represents value.

 

        4. If you save money, you may put it in a box under your bed, which is unsafe and unreasonable, or you may put it in a bank account. The money in an account earns interest.

 

      5. The main service which any bank provides to its customers is lending money. Banks are the most reliable lenders.

 

       6. If a client defaults on a loan, the bank uses interest to cover the losses. Though most clients pay back their loans, interest server as a form of security.

 

      7. A banks' clients can make withdrawals at any time, as any bank keeps some percentage of the savings received from its clients as the reserve.

       Ex.1Fill the  gaps  with the   words , given  bellow:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CONTROL   TESTS.

 

Task 1

 

1.        What does everyone do during his life?

a.   buys only

b.  makes choice

2.        Every society is faced with the problem

a.   of natural resources

b.  scarcity

3.        The central economic problem is finding

a.   the way to produce goods

b.  the way to solve the problem of scarcity

4.        Market economics is called

a.   command

b.  free

5.        Most economics in the world are

a.   private

b.  public

6.        Planned economics has

a.   advantages only

b.  advantages and disadvantages

7.        In a true planned economy government

a.   doesn’t play a great role

b.  plays a great role

8.        In a true market economy government

a.   plays no role

b.  plays a great role

9.        Consumers decide what is to be produced in a true

a.   market economy

b.  planned economy

10.   High competition is the sample of  

a.   planned economy

b.  market economy

11.   The UK is a country with

a.   private economy

b.  mixed economy

12.   Russia is a country of

a.   mixed economy

b.  planned economy

13.   “Wage” is

a.   the earning paid for and hour or unit of production

b.  the earning paid weekly or monthly

14.   Wealth is

a.   money you own

b.  value of the things you own

15.   Inflation that pose few difficulties

a.   mild inflation

b.  hyperinflation

16.   Inflation leads to

a.   rise of power of money

b.  to a fall of power of money

17.   Prosperity is

a.   extended period of high employment

b.  period of unemployment

18.   Boom is

a.   a peak of economy

b.  a bottom of economy

19.   Business reduce their spending levels during

a.   expansion

b.  contraction

20.   After a period of recession

a.   contraction follows

b.  expansion follows

21.   Import is goods

a.   buying from other countries

b.  selling abroad

22.   A tax on imported goods is

a.   tariff

b.  quota

23.   Protectionist measures

a.   raise the price of import

b.  reduce the price of import

24.   WTO an EFTA regulate

a.   political relationships

b.  economic relationships

25.   Advertising is the information about

a.   goods and services

b.  human resources

 

1.                     society.                                    A производство

2.                     scarcity                                    B служащий

3.                     incomes                                   C инфляцияиздержек

4.                     advertising                               Dуправление

5.                     profit                                        E  частная собственность

6.                     wealth                                      Fтовары и услуги

7.                     consume                                   G благосостояние

8.                     produce                                    Hрыночная экономика

9.                     private ownership                     I  личнаясобственность

10.                personal property                     J потреблять

11.                production                                Kплановая экономика

12.                employer                                  Eработодатель

13.                employee                                  Mэкономическая система

14.                investment                                Nбанковские счета

15.                market economy                      O  инфляция 

16.                planned economy                     P прибыль

17.                mixed economy                       Q инфляция

18.                economic system                     R производить

19.                 savings                                    Sтовары и услуги

20.                bank accounts                          T инвестиция

21.                inflation                                   U общество

22.                demand- pull inflation             V продажа

23.                cost- push inflation                 W дефицит

24.                sales                                         X  доходы

25.                goods and services                  Y  реклама

26.                management                            Z  инфляция спроса

 

Task 3

 

1. Shareholder

2. current account

3. bank activity

4. profit

5. legal tender

6. cash

7. certified check

8. to lend money

9. securities

10. investment

11. domestic market

12. delivery

13. competitor

14. jobber

15. consumer

16. vendor

17. wholesaler

18. manufacturer

19. distributor

20. management

21. personnel manager

22. decision making

23. objectives

a)    потребитель

b)   прибыль

c)    ценные бумаги

d)   управление

e)    акционер

f)     цели

g)    суживать деньги

h)   текущий счет

i)      внутренний рынок

j)      оптовик

k)   доставка

l)      биржевой спекулянт

m)продавец

n)   принятие решений

o)   деятельность банка

p)   наличные

q)   инвестиции

r)     конкурент

s)     распределение

t)      производитель

u)   законное платежное средство

v)   удостоверенный чек

w)менеджер по кадрам

 

 

 

Task 4

 

1)    People who operate the bank:

a)     shareholders

b)    Board of Directors

2)    People who own bank deposits:

a)     stockholders

b)    clerical workers

3)    Bank divides profits between:

a)     clerical staff

b)    shareholders

4)    “Legal tender” means:

a)     money guaranteed by a government

b)    type of currency

5)    Traveler’s cheques are:

a)     not negotiable everywhere

b)    negotiable everywhere

6)    A person who grants money:

a)     a borrower

b)    a lender

7)    A “Loan” means:

a)     a sum of money borrowed

b)    sum of money given to somebody

8)    The most common form of the bank investment are:

a)     government bonds

b)    government securities

9)    Bank funds belong to the:

a)     depositors

b)    bank workers

10)  Bank lends money:

a)     to help people

b)    to make profit

11)  Selling abroad create:

a)     extra problems

b)    no problems

12)  The principal stock exchange in new York is known as:

a)     Wall Street

b)    Fifth avenue

13)  Jobbers are:

a)     agents between brokers and public

b)    agents between brokers and bank

14)  The British Stock Exchange was founded in:

a)     1873

b)    1773

15)  Index numbers indicate:

a)     changes in the price of shares

b)    changes in the price of goods and services

16)  Marketing directs the flow of goods and services:

a)     from consumer to producer

b)    from producer to consumer

17)  “Consumer” is a person:

a)     who produces

b)    who buys

18)  “Vendor” is a person:

a)     who sells

b)    who produces

19)  The main function of marketing is:

a)     to sell product

b)    to buy product

20)  The four main elements of marketing are called:

a)     The Four P’s

b)    The Four M’s

21)  Most companies establish price:

a)     above market

b)    with market

22)  Management considers from:

a)     one point of view

b)    two points of view

23)  Top manager’s task is:

a)     decision making

b)    making profit

24)  There are:

a)     five levels of management

b)    three levels of management

25)  Careers includes:

a)     three business fields

b)    five business fields

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.    И.П. Агабекян. Английский для менеджеров. Ростов-на-Дону. “Феникс”, 2001,  409 с.

2.    Л. Раицкая, С. Кохрейн. Guide to Economics. MacMillan, 2008, 133 с.

3.    Англо-русский словарь экономический словарь.

4.    Oxford Student’s Dictionary of Current English, A.S. Hornby. 2003, 767 c.

nsportal.ru

Глушенкова, Елена Владимировна - Элементарный английский для экономистов = Elementary english for students of economics : учебное пособие

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

"Принципы построения пособия «Элементарный английский для экономистов» и методы работы с ним"

Выдержка из работы

УДК 372. 881. 111. 1Е. В. Глушенкова, канд. филол. наук, доцентРоссийский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. ТимирязеваПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПОСОБИЯ «ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ» И МЕТОДЫ РАБОТЫ С НИМУчебное пособие «Элементарный английскийдля экономистов» [1], используемое сейчас во многих вузах, было написано после того, как авторы несколько лет проработали по учебнику «Английский язык для студентов экономических специальностей» [2]. Выяснилось, что уровень языковой подготовки, с которым значительное число студентов приходит в вуз из средней школы, крайне низкий, и им очень трудно усваивать материал учебника, соответствующий общепринятым уровням подготовки по английскому языку Intermediate и Upper-Intermediate. Авторы сочли необходимым предварить учебник таким пособием, которое помогло бы студентам повторить, обобщить и активизировать изученный в школе грамматический и лексический материал, а также ввести некоторое количество терминологических лексических единиц, которые в дальнейшем будут использоваться студентами как при работе с учебником по дисциплине «Английский язык профессиональный», так и в практической работе после окончания вуза.Поскольку данное пособие предназначалось для студентов первого курса, еще не знакомых с экономической теорией, для него отбирались тексты не столько специальные, сколько научнопопулярные, которые могут ознакомить вчерашних школьников с общими задачами, проблематикой и методами исследований экономической науки, с отдельными отраслями экономики как больших, так и малых стран, с проблемами этих отраслей и тем, как они решаются специализированными разделами экономической науки, с современными тенденциями в мировой экономике, ведущей из которых является глобализация. Содержание текстов не представляет труда для студентов младших курсов, так как не требует знаний никаких экономических дисциплин, только общей школьной подготовки. Тексты отбирались как из Интернета, так и из аутентичной англоязычной литературы и адаптировались авторами до определенного уровня, доступного для учащихся, владеющих языком на уровне Elementary. Постепенно тексты усложнялись и становились длиннее: если тексты первых уроков содержали около 1300 знаков, то последние — около 2700.Проверку понимания текстов предлагается проводить традиционным способом — ответами на вопросы по содержанию текста. Кроме того,104среди вопросов к текстам последних уроков есть такие, которые позволяют устроить обсуждение. Задача преподавателя — обратить внимание студентов на то, что ответ на некоторые вопросы не исчерпывается информацией из текста, и попросить их дать более развернутый ответ на основе фоновых знаний. Иногда разворачивается дискуссия, а иногда студенты затрудняются дополнить что-либо к тексту. Это хороший повод попросить студентов подготовить сообщение на эту тему, на что, как правило, вызывается несколько человек. Важно, чтобы преподаватель хорошо организовал прослушивание, обсуждение и сравнение этих сообщений. Это даст студентам почувствовать значимость своей работы, что поощряет и других членов группы брать дополнительные самостоятельные задания и готовить презентации проведенной работы. Таким образом, работа с вопросами к тексту предполагает не только проверку понимания последнего, но и возможность развития навыков неподготовленной и подготовленной устной речи, обеспечивает межпредметные связи и активизирует мотивированность студентов на самостоятельную работу.В указанном пособии 12 уроков. Лексические минимумы всех уроков включают как общую лексику, так и специальную, причем общая лексика преобладает и составляет около 80% всех вводимых единиц в первых уроках, постепенно снижаясь до 70% - в последних. Среди специальной лексики основное место занимает та, которая позволяет читать и говорить на общественно-политические темы, и только очень незначительная доля лексического минимума относится к собственно экономической терминологии.Такой выбор лексического материала для изучения не случаен, так как основной задачей преподавателя, работающего с пособием, является повышение уровня общих языковых компетенций студентов. Это, прежде всего, пособие по языку, а не по экономике. Экономическая проблематика служит «поводом» коммуникации на иностранном языке.Представляется, что на данном этапе обучения, в силу довольно низкого уровня подготовки студентов по языку и по будущей специальности, а также довольно низкой мотивированности большинства студентов на изучение экономики (поступление в вуз на экономический факультет объясняетсясоветом родителей, примером друзей и т. п.), обсуждение экономической тематики вряд ли является для них личностно значимым. Работу на этом этапе можно поэтому расценить как подготовительную к той, которая будет проводиться на более продвинутой ступени обучения. Замечено, что студенты 3−4 курсов больше мотивированы на изучение профессионально ориентированного иностранного языка, чем младшекурсники.Мотивация в учебе может формироваться как в результате нацеленности человека на достижение конечного результата (в случае студента вуза нацеленность на такое овладение иностранным языком, которое позволит ему успешно осуществлять профессиональную деятельность в будущем), так и положительными эмоциями от процесса обучения.Мотивация первого типа развивается у студентов к старшим курсам и нечасто наблюдается у младшекурсников. Для студентов первых лет обучения свойственна мотивация второго вида, что на первый план выдвигает мастерство преподавателя, задача которого — создать в аудитории приятную атмосферу, стимулировать у студентов желание учиться, дух соревновательности, осознание себя как интересной и ценной личности, в будущем хорошим востребованным специалистом.Созданию такой обстановки способствует также доступность языкового материала, наглядная форма изложения. Все грамматические правила даны в виде таблиц с очень краткими пояснениями. Каждый урок начинается с перечисления нового материала и словарного минимума. При первом изучении студенты вряд ли обращают внимание на перечисление изучаемого в уроке материала, но это может им помочь при подготовке к промежуточному контролю, тем более что такое перечисление дублируется в «Содержании» в начале пособия, поэтому очень легко найти нужный материал (таблицы, пояснения, примеры).Авторы пособия сочли целесообразным расположить словарный минимум в начале каждого урока. В предтекстовых, как правило, грамматических, упражнениях начинают осторожно вводиться новые лексические единицы, составляя в каждом упражнении незначительный процент всех слов с тем, чтобы не нарушалось правило не создавать дополнительные трудности при первичном закреплении нового материала. Новые лексические единицы в предтекстовых упражнениях повторяются не менее 3−4 раз каждая, в послетекстовых упражнениях — столько же. Таким образом, вместе с употреблением в тексте, авторы выходят на число 7 ± 2 — хорошо всем известное число предъявлений лексической единицы, необходимое для ее усвоения.Слова в словарном минимуме даны с транскрипцией. Представляется хорошим приемом на-чала работы со словарем — прочитать вслух слова медленно, с тем чтобы студенты повторяли их с правильным произношением и смотрели на транскрипцию и перевод. Полезно также пояснять транскрипционные знаки студентам, особенно в первых уроках, чтобы научить их не бояться транскрипции и в дальнейшем пользоваться ею при самостоятельной работе. Студенты, владеющие языком на уровне Elementary, как правило, не умеют пользоваться транскрипцией.Все лексические единицы из лексических минимумов к урокам (и некоторые другие) вынесены в словарь в конце пособия, цифра в квадратных скобках означает урок, в котором впервые вводилось это слово или выражение.Незначительная часть лексического материала, например, числительные, обозначение дат и т. п. представлены в таблицах и рамочках с примерами и закрепляются как в предтекстовых, так и в после-текстовых упражнениях.Закреплению и активизации лексического материала посвящены послетекстовые упражнения, которые имеют следующие виды заданий:• вставьте слова из активного словаря (лексического минимума урока), употребив их в нужной форме-• соедините части предложений, А и В-• вставьте перечисленные лексические единицы (соединительные слова) —• переведите на русский язык однокоренные слова и определите, какой частью речи они являются, вставьте их в предложения в нужной форме-• вставьте (далее идут пары слов, которые студенты часто путают) —• замените русские слова в скобках на их английский эквивалент-• объедините следующие слова в синонимические и антонимические пары-• образуйте от данных слов слова другой части речи, дайте их русские эквиваленты, составьте с ними свои собственные предложения. Чтобы оживить работу над лексикой, пособие содержит несколько кроссвордов разных видов. Кроме того, можно предложить студентам самим составить кроссворды. Целесообразно делать это после изучения нескольких уроков пособия, так как работа над кроссвордами служит повторению и закреплению пройденной лексики и является интересной для студентов формой самостоятельной работы. Студенты хорошо отзываются на такое задание, поэтому совершенно неожиданно авторы получили интересные, довольно сложные кроссворды даже от слабых студентов.Для изучения в пособии отбирался грамматический материал, необходимый и достаточный для чтения текстов средней трудности и ведения бесе-105ды. Были отобраны формы действительного и страдательного залогов пяти времен (Present Simple, Present Continuous, Present Perfect, Past Simple, Future Simple), употребление причастий I и II в качестве определений, модальные глаголы, придаточные предложения времени и условия, множественное число существительных, понятие исчисляемых и неисчисляемых существительных, употребление артиклей, конструкция there is/are, местоимения, степени сравнения прилагательных и наречий и некоторые другие грамматические явления (см. «Содержание» пособия). В пособие включен весь грамматический материал, изучаемый обычно в учебниках уровня Elementary зарубежных издательств.Грамматический материал, вводимый в каждом уроке, указан в начале урока. Он представлен преимущественно в виде таблиц с краткими пояснениями в рамочках. Часть вводимого материала сопровождается развернутыми примерами с переводом на русский язык, причем иллюстрируемое грамматическое явление выделено жирным шрифтом (см. уроки 4, 5, 8, 9, 10). Явления, лежащие на стыке лексики и грамматики, например, употребление слов many, much, a lot и т. д. в зависимости от коммуникативного типа предложения и сочетания с исчисляемыми либо неисчисляемыми существительными также подается в виде таблиц с примерами. Поскольку пособие не предназначено для самостоятельного изучения, предполагается, что преподаватель на уроке может при необходимости дать более развернутое объяснение. Однако имеющаяся презентация материала позволяет студентам наглядно воспринимать информацию на уроке, а иногда и самостоятельно изучать материал (особенно в случае отсутствия на занятии). В конце пособия дан список неправильных глаголов. В уроке 12 приводится сводная таблица пяти изучаемых видо-временных форм глагола с образцами перевода глаголов в разных временах.В связи с довольно низким уровнем языковой подготовки студентов все пояснения даются по-русски, включая задания к упражнениям. Однако представляется целесообразным, чтобы преподаватель на занятии формулировал те же задания по-английски. Но грамматический материал все же лучше и в классе объяснять по-русски.Закреплению и активизации грамматического материала посвящена бульшая часть упражнений пособия как предтекстовых, так и послетекстовых. Это обусловлено нашей точкой зрения, что грамматика является краеугольным камнем всех языковых и речевых компетенций, без знаний основных правил построения предложения невозможно адекватно осуществлять акт коммуникации ни перцептивно, ни продуктивно.Упражнения на закрепление и активизацию грамматического материала построены по прин-106ципу «от простого к сложному» и имеют следующие задания:вставьте необходимую грамматическую форму-• разделите все приведенные единицы на группы или по колонкам таблицы по их грамматическим характеристикам-• образуйте необходимую грамматическую форму от данных единиц (такое задание дается как для ряда отдельных слов, так и для слов в скобках в составе предложения- для образования нужной формы студент должен проанализировать смысл предложения и грамматические показатели, например, артикли для образования нужной степени сравнения прилагательных) —• сделайте следующие предложения отрицательными и вопросительными, ответьте на вопросы (чтобы повысить внимание и интерес студентов в упражнения включены неправильные утверждения, понимание чего проверяется при ответе на вопросы) —• раскройте скобки и употребите глагол в нужной форме-• сделайте следующие предложения утвердительными или отрицательными в зависимости от смысла, употребив глаголы в нужной форме. В такие упражнения включены правильные, неправильные и спорные утверждения. Во время его выполнения преподаватель просит студентов не только сделать предложения утвердительными или отрицательными, но и объяснить свой выбор, что переводит эти упражнения из разряда языковых, в значительной степени технических, в речевые, непосредственно готовящие студентов к беседе на темы будущей профессии на иностранном языке. Часто на уроке возникает дискуссия, важно следить, чтобы студенты говорили по-английски, но в любом случае спорные утверждения очень оживляют урок и повышают внимание студентов к выполняемому заданию-• замените подчеркнутые словосочетания / части предложения на (изучаемое грамматическое явление), произведите все необходимые изменения (как показала практика, трансформационные упражнения наиболее активизируют студентов, и они испытывают большое удовлетворение от их успешного выполнения) —• составьте предложения из следующих слов-• соедините отдельные части предложений по смыслу, образовав правильную форму слов в скобках и некоторые другие.В пособии имеются дополнительные тексты с заданиями как языкового, так и речевого типа. Тексты по своей тематике не связаны ни с каким определенным уроком, они знакомят студентов с современными реалиями и историей мировой экономики и могут изучаться по усмотрениюпреподавателя как после изучения всех уроков, так и в середине. Кроме предлагаемых заданий, преподаватели могут сами составить упражнения к этим текстам, наиболее отвечающим конкретному этапу обучения.При работе с пособием предусмотрено проведение промежуточного контроля. В пособие включены две контрольные работы, в каждой по три равнозначных варианта, проводимых после шестого и двенадцатого уроков. Контрольные работы составлены в виде тестов, в которых проверяется усвоение как лексического, так и грамматического материала. К 10-м вопросам тестов дается по четыре варианта ответов, из которых нужно выбрать правильный. Как правило, выполнение контрольной работы даже в самых слабых группах не занимает более 30 мин. Представляется очень полезным после проведения контрольной работы сделать анализ ошибок на занятии и проделать все три варианта со всей группой в качестве упражнения.Авторы учли свой собственный опыт и опыт коллег из различных учебных заведений для совершенствования пособия. Во 2-м издании по сравнению с 1-м количество уроков было увеличено с десяти до двенадцати, несколько изменилось распределение грамматического материала по урокам, усовершенствована его графическая презентация, переформулированы некоторые задания к упражнениям и вопросы к текстам, чтобы придать им бо-лее коммуникативно-направленный характер. Добавлены контрольные работы и дополнительные тексты с заданиями.Авторы предполагают продолжить совершенствовать пособие с тем, чтобы оно отвечало современным требованиям, предъявляемым к учебным материалам по иностранным языкам. В частности, планируется создать электронное приложение с заданиями, направленными в первую очередь на развитие навыков устной речи на профессиональные темы. Приложение можно будет использовать частично для самостоятельной работы студентов, а частично — для аудиторных занятий.Пособие направлено на развитие различных иноязычных речевых компетенций студентов экономических специальностей. Оно может использоваться на младших курсах и готовить студентов к занятиям по более сложному учебнику того же авторского коллектива «Английский язык для студентов экономических специальностей» при изучении дисциплины «Английский язык профессиональный» на старших курсах вуза.Список литературы1. Глушенкова, Е. В. Элементарный английский для экономистов. — 2-е изд., испр. и доп. / Е. В. Глушенкова, Е. Н. Комарова. — М.: Астрель, АСТ, 2009. — 188 с.2. Глушенкова, Е. В. Английский язык для студентов экономических специальностей / Е. В. Глушенкова, Е. Н. Комарова. — М.: Астрель, АСТ, 2002. — 348 с.УДК 316. 7:378. 147:811. 161. 1А. Н. Ременцов, доктор пед. наук Л.С. КременецкаяМосковский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ИЗ СТРАН СНГ НА ЭТАПЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИВ последнее время все отчетливее проступает перспектива социокультурной модернизации образования, первоочередными задачами которой являются развитие интеллектуального и образовательного потенциала общества, воспитание гражданственности, толерантности, сохранение и актуализация традиций народов, культур и религий.В связи с этим целью процесса обучения в российской высшей школе является не только формирование специалиста нового типа (профессионально грамотного и развитого в духовном, нравственном отношении, знакомого с мировым культурным наследием и т. д.), но и формирование у студентов целостного восприятия мира с помощью глубокогоусвоения ими как естественно-научных, так и гуманитарных знаний- обеспечения условий для саморазвития студентов, их способности к творчеству. Относительно иностранных граждан, получающих высшее образование в вузах РФ, следует отметить, что формирование социокультурной компетенции занимает особое место в процессе их обучения в России.Согласно теории межкультурного обучения усвоение иностранного языка означает проникновение в индивидуальный и коллективный менталитет и культуру другого народа и предполагает знакомство со взглядами, оценками и опытом другой культурной общности, так как за каждым на-

Показать Свернуть

vpu7.lg.ua

"Принципы построения пособия «Элементарный английский для экономистов» и методы работы с ним"

Выдержка из работы

УДК 372. 881. 111. 1Е. В. Глушенкова, канд. филол. наук, доцентРоссийский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. ТимирязеваПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПОСОБИЯ «ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ» И МЕТОДЫ РАБОТЫ С НИМУчебное пособие «Элементарный английскийдля экономистов» [1], используемое сейчас во многих вузах, было написано после того, как авторы несколько лет проработали по учебнику «Английский язык для студентов экономических специальностей» [2]. Выяснилось, что уровень языковой подготовки, с которым значительное число студентов приходит в вуз из средней школы, крайне низкий, и им очень трудно усваивать материал учебника, соответствующий общепринятым уровням подготовки по английскому языку Intermediate и Upper-Intermediate. Авторы сочли необходимым предварить учебник таким пособием, которое помогло бы студентам повторить, обобщить и активизировать изученный в школе грамматический и лексический материал, а также ввести некоторое количество терминологических лексических единиц, которые в дальнейшем будут использоваться студентами как при работе с учебником по дисциплине «Английский язык профессиональный», так и в практической работе после окончания вуза.Поскольку данное пособие предназначалось для студентов первого курса, еще не знакомых с экономической теорией, для него отбирались тексты не столько специальные, сколько научнопопулярные, которые могут ознакомить вчерашних школьников с общими задачами, проблематикой и методами исследований экономической науки, с отдельными отраслями экономики как больших, так и малых стран, с проблемами этих отраслей и тем, как они решаются специализированными разделами экономической науки, с современными тенденциями в мировой экономике, ведущей из которых является глобализация. Содержание текстов не представляет труда для студентов младших курсов, так как не требует знаний никаких экономических дисциплин, только общей школьной подготовки. Тексты отбирались как из Интернета, так и из аутентичной англоязычной литературы и адаптировались авторами до определенного уровня, доступного для учащихся, владеющих языком на уровне Elementary. Постепенно тексты усложнялись и становились длиннее: если тексты первых уроков содержали около 1300 знаков, то последние — около 2700.Проверку понимания текстов предлагается проводить традиционным способом — ответами на вопросы по содержанию текста. Кроме того,104среди вопросов к текстам последних уроков есть такие, которые позволяют устроить обсуждение. Задача преподавателя — обратить внимание студентов на то, что ответ на некоторые вопросы не исчерпывается информацией из текста, и попросить их дать более развернутый ответ на основе фоновых знаний. Иногда разворачивается дискуссия, а иногда студенты затрудняются дополнить что-либо к тексту. Это хороший повод попросить студентов подготовить сообщение на эту тему, на что, как правило, вызывается несколько человек. Важно, чтобы преподаватель хорошо организовал прослушивание, обсуждение и сравнение этих сообщений. Это даст студентам почувствовать значимость своей работы, что поощряет и других членов группы брать дополнительные самостоятельные задания и готовить презентации проведенной работы. Таким образом, работа с вопросами к тексту предполагает не только проверку понимания последнего, но и возможность развития навыков неподготовленной и подготовленной устной речи, обеспечивает межпредметные связи и активизирует мотивированность студентов на самостоятельную работу.В указанном пособии 12 уроков. Лексические минимумы всех уроков включают как общую лексику, так и специальную, причем общая лексика преобладает и составляет около 80% всех вводимых единиц в первых уроках, постепенно снижаясь до 70% - в последних. Среди специальной лексики основное место занимает та, которая позволяет читать и говорить на общественно-политические темы, и только очень незначительная доля лексического минимума относится к собственно экономической терминологии.Такой выбор лексического материала для изучения не случаен, так как основной задачей преподавателя, работающего с пособием, является повышение уровня общих языковых компетенций студентов. Это, прежде всего, пособие по языку, а не по экономике. Экономическая проблематика служит «поводом» коммуникации на иностранном языке.Представляется, что на данном этапе обучения, в силу довольно низкого уровня подготовки студентов по языку и по будущей специальности, а также довольно низкой мотивированности большинства студентов на изучение экономики (поступление в вуз на экономический факультет объясняетсясоветом родителей, примером друзей и т. п.), обсуждение экономической тематики вряд ли является для них личностно значимым. Работу на этом этапе можно поэтому расценить как подготовительную к той, которая будет проводиться на более продвинутой ступени обучения. Замечено, что студенты 3−4 курсов больше мотивированы на изучение профессионально ориентированного иностранного языка, чем младшекурсники.Мотивация в учебе может формироваться как в результате нацеленности человека на достижение конечного результата (в случае студента вуза нацеленность на такое овладение иностранным языком, которое позволит ему успешно осуществлять профессиональную деятельность в будущем), так и положительными эмоциями от процесса обучения.Мотивация первого типа развивается у студентов к старшим курсам и нечасто наблюдается у младшекурсников. Для студентов первых лет обучения свойственна мотивация второго вида, что на первый план выдвигает мастерство преподавателя, задача которого — создать в аудитории приятную атмосферу, стимулировать у студентов желание учиться, дух соревновательности, осознание себя как интересной и ценной личности, в будущем хорошим востребованным специалистом.Созданию такой обстановки способствует также доступность языкового материала, наглядная форма изложения. Все грамматические правила даны в виде таблиц с очень краткими пояснениями. Каждый урок начинается с перечисления нового материала и словарного минимума. При первом изучении студенты вряд ли обращают внимание на перечисление изучаемого в уроке материала, но это может им помочь при подготовке к промежуточному контролю, тем более что такое перечисление дублируется в «Содержании» в начале пособия, поэтому очень легко найти нужный материал (таблицы, пояснения, примеры).Авторы пособия сочли целесообразным расположить словарный минимум в начале каждого урока. В предтекстовых, как правило, грамматических, упражнениях начинают осторожно вводиться новые лексические единицы, составляя в каждом упражнении незначительный процент всех слов с тем, чтобы не нарушалось правило не создавать дополнительные трудности при первичном закреплении нового материала. Новые лексические единицы в предтекстовых упражнениях повторяются не менее 3−4 раз каждая, в послетекстовых упражнениях — столько же. Таким образом, вместе с употреблением в тексте, авторы выходят на число 7 ± 2 — хорошо всем известное число предъявлений лексической единицы, необходимое для ее усвоения.Слова в словарном минимуме даны с транскрипцией. Представляется хорошим приемом на-чала работы со словарем — прочитать вслух слова медленно, с тем чтобы студенты повторяли их с правильным произношением и смотрели на транскрипцию и перевод. Полезно также пояснять транскрипционные знаки студентам, особенно в первых уроках, чтобы научить их не бояться транскрипции и в дальнейшем пользоваться ею при самостоятельной работе. Студенты, владеющие языком на уровне Elementary, как правило, не умеют пользоваться транскрипцией.Все лексические единицы из лексических минимумов к урокам (и некоторые другие) вынесены в словарь в конце пособия, цифра в квадратных скобках означает урок, в котором впервые вводилось это слово или выражение.Незначительная часть лексического материала, например, числительные, обозначение дат и т. п. представлены в таблицах и рамочках с примерами и закрепляются как в предтекстовых, так и в после-текстовых упражнениях.Закреплению и активизации лексического материала посвящены послетекстовые упражнения, которые имеют следующие виды заданий:• вставьте слова из активного словаря (лексического минимума урока), употребив их в нужной форме-• соедините части предложений, А и В-• вставьте перечисленные лексические единицы (соединительные слова) —• переведите на русский язык однокоренные слова и определите, какой частью речи они являются, вставьте их в предложения в нужной форме-• вставьте (далее идут пары слов, которые студенты часто путают) —• замените русские слова в скобках на их английский эквивалент-• объедините следующие слова в синонимические и антонимические пары-• образуйте от данных слов слова другой части речи, дайте их русские эквиваленты, составьте с ними свои собственные предложения. Чтобы оживить работу над лексикой, пособие содержит несколько кроссвордов разных видов. Кроме того, можно предложить студентам самим составить кроссворды. Целесообразно делать это после изучения нескольких уроков пособия, так как работа над кроссвордами служит повторению и закреплению пройденной лексики и является интересной для студентов формой самостоятельной работы. Студенты хорошо отзываются на такое задание, поэтому совершенно неожиданно авторы получили интересные, довольно сложные кроссворды даже от слабых студентов.Для изучения в пособии отбирался грамматический материал, необходимый и достаточный для чтения текстов средней трудности и ведения бесе-105ды. Были отобраны формы действительного и страдательного залогов пяти времен (Present Simple, Present Continuous, Present Perfect, Past Simple, Future Simple), употребление причастий I и II в качестве определений, модальные глаголы, придаточные предложения времени и условия, множественное число существительных, понятие исчисляемых и неисчисляемых существительных, употребление артиклей, конструкция there is/are, местоимения, степени сравнения прилагательных и наречий и некоторые другие грамматические явления (см. «Содержание» пособия). В пособие включен весь грамматический материал, изучаемый обычно в учебниках уровня Elementary зарубежных издательств.Грамматический материал, вводимый в каждом уроке, указан в начале урока. Он представлен преимущественно в виде таблиц с краткими пояснениями в рамочках. Часть вводимого материала сопровождается развернутыми примерами с переводом на русский язык, причем иллюстрируемое грамматическое явление выделено жирным шрифтом (см. уроки 4, 5, 8, 9, 10). Явления, лежащие на стыке лексики и грамматики, например, употребление слов many, much, a lot и т. д. в зависимости от коммуникативного типа предложения и сочетания с исчисляемыми либо неисчисляемыми существительными также подается в виде таблиц с примерами. Поскольку пособие не предназначено для самостоятельного изучения, предполагается, что преподаватель на уроке может при необходимости дать более развернутое объяснение. Однако имеющаяся презентация материала позволяет студентам наглядно воспринимать информацию на уроке, а иногда и самостоятельно изучать материал (особенно в случае отсутствия на занятии). В конце пособия дан список неправильных глаголов. В уроке 12 приводится сводная таблица пяти изучаемых видо-временных форм глагола с образцами перевода глаголов в разных временах.В связи с довольно низким уровнем языковой подготовки студентов все пояснения даются по-русски, включая задания к упражнениям. Однако представляется целесообразным, чтобы преподаватель на занятии формулировал те же задания по-английски. Но грамматический материал все же лучше и в классе объяснять по-русски.Закреплению и активизации грамматического материала посвящена бульшая часть упражнений пособия как предтекстовых, так и послетекстовых. Это обусловлено нашей точкой зрения, что грамматика является краеугольным камнем всех языковых и речевых компетенций, без знаний основных правил построения предложения невозможно адекватно осуществлять акт коммуникации ни перцептивно, ни продуктивно.Упражнения на закрепление и активизацию грамматического материала построены по прин-106ципу «от простого к сложному» и имеют следующие задания:вставьте необходимую грамматическую форму-• разделите все приведенные единицы на группы или по колонкам таблицы по их грамматическим характеристикам-• образуйте необходимую грамматическую форму от данных единиц (такое задание дается как для ряда отдельных слов, так и для слов в скобках в составе предложения- для образования нужной формы студент должен проанализировать смысл предложения и грамматические показатели, например, артикли для образования нужной степени сравнения прилагательных) —• сделайте следующие предложения отрицательными и вопросительными, ответьте на вопросы (чтобы повысить внимание и интерес студентов в упражнения включены неправильные утверждения, понимание чего проверяется при ответе на вопросы) —• раскройте скобки и употребите глагол в нужной форме-• сделайте следующие предложения утвердительными или отрицательными в зависимости от смысла, употребив глаголы в нужной форме. В такие упражнения включены правильные, неправильные и спорные утверждения. Во время его выполнения преподаватель просит студентов не только сделать предложения утвердительными или отрицательными, но и объяснить свой выбор, что переводит эти упражнения из разряда языковых, в значительной степени технических, в речевые, непосредственно готовящие студентов к беседе на темы будущей профессии на иностранном языке. Часто на уроке возникает дискуссия, важно следить, чтобы студенты говорили по-английски, но в любом случае спорные утверждения очень оживляют урок и повышают внимание студентов к выполняемому заданию-• замените подчеркнутые словосочетания / части предложения на (изучаемое грамматическое явление), произведите все необходимые изменения (как показала практика, трансформационные упражнения наиболее активизируют студентов, и они испытывают большое удовлетворение от их успешного выполнения) —• составьте предложения из следующих слов-• соедините отдельные части предложений по смыслу, образовав правильную форму слов в скобках и некоторые другие.В пособии имеются дополнительные тексты с заданиями как языкового, так и речевого типа. Тексты по своей тематике не связаны ни с каким определенным уроком, они знакомят студентов с современными реалиями и историей мировой экономики и могут изучаться по усмотрениюпреподавателя как после изучения всех уроков, так и в середине. Кроме предлагаемых заданий, преподаватели могут сами составить упражнения к этим текстам, наиболее отвечающим конкретному этапу обучения.При работе с пособием предусмотрено проведение промежуточного контроля. В пособие включены две контрольные работы, в каждой по три равнозначных варианта, проводимых после шестого и двенадцатого уроков. Контрольные работы составлены в виде тестов, в которых проверяется усвоение как лексического, так и грамматического материала. К 10-м вопросам тестов дается по четыре варианта ответов, из которых нужно выбрать правильный. Как правило, выполнение контрольной работы даже в самых слабых группах не занимает более 30 мин. Представляется очень полезным после проведения контрольной работы сделать анализ ошибок на занятии и проделать все три варианта со всей группой в качестве упражнения.Авторы учли свой собственный опыт и опыт коллег из различных учебных заведений для совершенствования пособия. Во 2-м издании по сравнению с 1-м количество уроков было увеличено с десяти до двенадцати, несколько изменилось распределение грамматического материала по урокам, усовершенствована его графическая презентация, переформулированы некоторые задания к упражнениям и вопросы к текстам, чтобы придать им бо-лее коммуникативно-направленный характер. Добавлены контрольные работы и дополнительные тексты с заданиями.Авторы предполагают продолжить совершенствовать пособие с тем, чтобы оно отвечало современным требованиям, предъявляемым к учебным материалам по иностранным языкам. В частности, планируется создать электронное приложение с заданиями, направленными в первую очередь на развитие навыков устной речи на профессиональные темы. Приложение можно будет использовать частично для самостоятельной работы студентов, а частично — для аудиторных занятий.Пособие направлено на развитие различных иноязычных речевых компетенций студентов экономических специальностей. Оно может использоваться на младших курсах и готовить студентов к занятиям по более сложному учебнику того же авторского коллектива «Английский язык для студентов экономических специальностей» при изучении дисциплины «Английский язык профессиональный» на старших курсах вуза.Список литературы1. Глушенкова, Е. В. Элементарный английский для экономистов. — 2-е изд., испр. и доп. / Е. В. Глушенкова, Е. Н. Комарова. — М.: Астрель, АСТ, 2009. — 188 с.2. Глушенкова, Е. В. Английский язык для студентов экономических специальностей / Е. В. Глушенкова, Е. Н. Комарова. — М.: Астрель, АСТ, 2002. — 348 с.УДК 316. 7:378. 147:811. 161. 1А. Н. Ременцов, доктор пед. наук Л.С. КременецкаяМосковский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ ИЗ СТРАН СНГ НА ЭТАПЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИВ последнее время все отчетливее проступает перспектива социокультурной модернизации образования, первоочередными задачами которой являются развитие интеллектуального и образовательного потенциала общества, воспитание гражданственности, толерантности, сохранение и актуализация традиций народов, культур и религий.В связи с этим целью процесса обучения в российской высшей школе является не только формирование специалиста нового типа (профессионально грамотного и развитого в духовном, нравственном отношении, знакомого с мировым культурным наследием и т. д.), но и формирование у студентов целостного восприятия мира с помощью глубокогоусвоения ими как естественно-научных, так и гуманитарных знаний- обеспечения условий для саморазвития студентов, их способности к творчеству. Относительно иностранных граждан, получающих высшее образование в вузах РФ, следует отметить, что формирование социокультурной компетенции занимает особое место в процессе их обучения в России.Согласно теории межкультурного обучения усвоение иностранного языка означает проникновение в индивидуальный и коллективный менталитет и культуру другого народа и предполагает знакомство со взглядами, оценками и опытом другой культурной общности, так как за каждым на-

Показать Свернуть

gugn.ru


Смотрите также