Сущность безработицы, ее уровень и типы. Социально-экономические последствия безработицы. Экономисты предлагают стимулировать рост безработицы


Пути снижения безработицы, государственная политика занятости

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

  1. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;

  2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;

  3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

  4. разрешение трудовой эмиграции;

  5. активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.

Постановлением Министерства труда РФ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости безработным в организации самостоятельной занятости».

В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  1. улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают её безработным;

  2. устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

  1. стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, – занятости на них;

  2. поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции. Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

  1. экономическое стимулирование молодежной занятости;

  2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

  3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

  1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

  2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования госу­дарством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

  3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб пере­подготовки кадров и повышения квалификации.

  4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на по­лучение прибыли, а связанных с работой в интересах об­щества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

  5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потра­ченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

  6. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

  7. Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регули­ровании рынка труда.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

studfiles.net

19 Измерение безработицы - уровень безработицы. Естественный уровень безработицы и причины его повышения.

Показателями динамики экономической активности является уровень занятости и уровень безработицы.

1.Уровень безработицы RU=U/L

2.Уровень занятости RE=E/L (уровень военнослужащих не учитывается, тк расчитывается только для гражданского сектора)

3.Уровень участия в рабочей силе - отношение рабочей силы к общей численности трудоспособного населения RL=L/(L+NL)

Фактический уровень безработицы - отношение общего числа безработных к общей численности рабочей силы; сумма уровней всех типов безработицы в определённый период времени

Естественный уровень - отношение суммы фрикционных и структурных безработных к числу рабочей силы.

Если фактический объём выпуска превышает потенциальный (при естественной безработице), то фактический уровень безработицы превышает естественные, то имеет место сверхзанятость. При переходе от естественного уровня безработицы к сверхзанятости происходит повышение уровня занятости и темпа инфляции. Если экономика находится на уровне потенциального выпуска, то это соответствует естеств уровню безработицы и инфляция не ускоряется.

5,5 - 6,5% - естественный уровень безработицы в развитых странах

С течением времени естественный уровень безработицы повышается. В нач 60-х гг в развитых странах составлял 4%. Основной причиной является увеличение продолжительности времени для поиска работы. Это обусловлено следующими причинами:

1.Существование системы страхования по безработице. Это увеличивает время поиска работы. Увеличивает время для переподготовки.

2.Более частые структурные изменения

3.Увеличение доли женщин и молодёжи в составе рабочей силы

4.Жестокость зарплаты. Если уровень зарплаты выше равновесного, то предложение труда превышает его спрос. А зарплата после повышения не может понижаться, то работодатели сокращают спрос на труд и возникает нехватка рабочих мест. Причины жестокости зарплаты

  • законодательно устанавливается мин зарплаты, которое ограничивает её свободное колебание при измененеии соотношения спроса на труд и его предложения

  • фиксация уровня зарплаты в коллективных договорах профсоюзов с работодателями

  • сами работодатели не всегда заинтересованы в понижении зарплаты из-за риска потери квалифицированных кадров

Уровень безработицы после его повышения в периоды спадов возвращается не к его исходному уровню, а к более высокому.

Причины:

*Частичная утрата квалификации (ржавление человеческого капитала)

*Различная рыночная власть работающих и безработных. Безработные заинтересованы в увеличении занятости в периоды подъёмов, а поэтому в сохрании сущ зарплаты. Но они не участвуют в переговорах о зарплате. Работающие заинтересованы в том, чтобы увеличение спроса на труд в периоды подъёмов сопровождался увеличением зарплаты, а не увеличением занятости. Добиваются этого в переговорах.

19. Экономические и социальные последствия безработицы. Закон Оукена.

Различают экономические и неэкономические последствия циклической безработицы, которые проявляются на индивидуальном и общественном уровня:

Экономические последствия на индивидуальном уровня проявляются:

- в потере дохода и его части в ностоящем и в возможном снижении доходов в будущем в связи с потерей квалификации в период вынужденной безработицы;

Экономические последствия на общественном уровня проявляются:

- в недопроизводстве валового национального продукта или в отставании его от потенциального объёма при полной занятости

Фактический уровень безработицы превышает естественный в период экономических спадов. А. Оукем выявил связь м/у превышением фактического уровня над естественным и отставанием фактического ВНП от потенциального при полной занятости. Связь заключается в следующем:

Превышение фактического уровня безработицы над естественным на один процентный пункт выражается в отставании фактического объема национального выпуска от потенциального от 2 до 3 % процентных пунктов. Показатель, отражающий это соотношение, называется коэффициентом чувствительности национального выпуска к динамике циклической безработицы.

Формула, отражающая зависимость отклонения фактического от потенциального ВНП и уровнем цикличекой безработицы от естественного уровня:

(Y-Y*)/Y*=-b (RU-RU*), где

Y - фактический уровень объёма национального выпуска, Y* - потенциальный, b - коэф Оукема, RU - фактическая безработица, RU* - потенциальная

Величина отставания фактич ВНП от потенциального в связи с циклич безработицей - это эк цена превышения фактической безработицы над естественной

Если фактический уровень безработицы в текущем году не изменяется по отношению к этому показателю в предыдущем году, то темп роста национального выпуска составляет 2–3 %. Он обеспечивается за счет прироста рабочей силы, накопления капитала и НТП. Это соотношение объясняется след причинами:

1. не все увольняемые во время циклич безработицы регистрируются в качестве безработных

2. предприятия во время спада сокращает число рабочих в меньшей мере, чем это требуется в соответствии с сокращением объёмов производства. Часть работников переводится на неполный раб день, неделю, а по правилам они относятся к работающим

3. в периоды спадов снижается средняя производительность труда из-за наличия скрытой безработицы

Неэкономические последствия на индивидуальном уровня проявляются:

- в том, что невозможность в течении длительного времени найти работу, порождает чувство неполноценности, толкает на асоциальное поведение

Неэкономические последствия на общественном уровня проявляются:

- в росте социальной напряжённости вплоть до полит переворотов. общество несёт потери в связи с расходами на образование, проф переподготову, которые потом не в состоянии найти работы

Меры по снижению фрикционной и структурной безработицы:

1. создание служб занятости, которые оказывают помощь при трудоустройстве, изменении места работы, изучают спрос и предложение,проф ориентация молодёжи и др.

Меры по снижению циклической безработицы:

1. проведение политики, глаживающей циклические колебания, недопущение глубоких спадов

2. создание дополнительных рабочих мест в гос секторе экономики

studfiles.net

2.3 Общие меры по сокращению безработицы

Какие же шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы? Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

· улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

· устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на данные места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного, возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем данный способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста само занятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. В России это реализуется через программы поддержки малого предпринимательства. Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

  • экономическое стимулирование молодежной занятости;

  • создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

  • создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все данные программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных программ, а предварять данные программы в жизнь вкупе.

Итак, еще раз подчеркнём ключевые пути решения проблем безработицы: Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например,: работа в области охраны окружающей среды и т.д. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы в России.

studfiles.net

3.2 Методы преодоления безработицы

Различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.

Например, Артур Пигу (классическая школа) считает, что корень зла – в высокой заработной плате, и предлагает: снизить заработную плату, разъяснить профсоюзам, что рост заработной платы сопровождается ростом безработицы. Также государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход.

Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

Прежде всего, следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

Монетаристы выступили против кейнсианских методов.

В 1967 году М. Фридман высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен ус­ловиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономиче­ского роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.

Теперь рассмотрим, какие же реальные шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  1. улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

  2. устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего:

  • создание развитого рынка жилья;

  • увеличение масштабов жилищного строительства;

  • отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. Например, такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

  • экономическое стимулирование молодежной занятости;

  • создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

  • создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

studfiles.net

Предсказан резкий рост безработицы в России

К чему приведет резкий рост пособий на бирже труда

18.04.2018 в 20:17, просмотров: 25981

Биржу труда ждет наплыв официальных безработных. Как предупреждают эксперты, в России может резко увеличиться число граждан без постоянного заработка. Выйти из тени их побудит инициатива Минтруда. В ведомстве предлагают повысить максимальный размер пособия по безработице с нынешних 4,9 тысячи рублей до прожиточного минимума — 11,16 тысячи рублей. Планируется, что нововведение вступит в силу с 1 января 2019 года. Впрочем, идея Минтруда может встретить сопротивление со стороны Минфина. Дело в том, что на ее реализацию потребуется около 20–25 млрд рублей в год. А поскольку сейчас в бюджете каждая копейка на счету, такие траты российской казне явно не по карману.

Предсказан резкий рост безработицы в России

Согласно последним мартовским данным Росстата, уровень безработицы в России составляет 5%. Безработных, согласно методикам Международной организации труда, насчитывается порядка 3,8 млн человек. При этом из них официально зарегистрированы в службе занятости лишь 779 тысяч россиян, то есть 20% безработных.

Почему не спешат легализоваться остальные 80%? Как поясняет ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман, пособие по безработице крайне непривлекательно для незанятых. В настоящее время минимальный размер пособия равен лишь 850 рублям в месяц. Максимальная же сумма, которую может получить нетрудоустроенный гражданин, достигает 4900 рублей. Прожить на такие деньги месяц нереально, поэтому находится немного желающих ради них сталкиваться с отечественной бюрократией.

Чтобы изменить ситуацию, Министерство труда предлагает довести максимальный размер пособия по безработице до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, который сейчас составляет 11 160 рублей.

Какую сумму получит человек, оставшийся без работы, в виде пособия, будет определяться органами соцзащиты в индивидуальном порядке. «Размер пособия будет зависеть от множества факторов: зарплаты на прежнем месте работы, общего стажа работы и стажа на последнем месте работы. Понятное дело, что если человек не работал, к примеру, два года и после увеличения пособия по безработице вдруг захочет его получать, то это пособие ему никто не выплатит», — отмечает эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов.

Законопроект призван обеспечить реальную возможность безработным существовать на пособие, полагает Марк Гойхман. Кроме того, по его словам, увеличение обращений в службу занятости способствует лучшему учету и регулированию распределения людей по вакантным рабочим местам.

Казалось бы, что может быть плохого в том, что государство хочет подкинуть деньжат своим социально незащищенным гражданам — безработным? Однако не все так просто, предупреждают эксперты. Очевидно, что при таком резком — в 2,5 раза и больше — увеличении пособия число зарегистрированных безработных также возрастет в разы. Причем далеко не только за счет тех, кто действительно не имеет работы. На биржу труда потянется и масса людей, на самом деле занятых в «теневом секторе». Ведь 11–12 тыс. в месяц — куда более привлекательная сумма, чем 800 или даже 4900 рублей. В результате число желающих зарегистрироваться в службе занятости возрастет многократно, добавив к нынешним 780 тысячам еще 2–3 млн человек.

Дабы как-то ограничить этот поток, авторы идеи предлагают сам период выплат пособия сократить вдвое. Сейчас те, кто работал не менее 26 недель в течение года, могут получать выплаты 12 месяцев. По версии Минтруда, срок необходимо уменьшить до полугода. Если же человек впервые ищет работу или отработал меньше 26 недель, выплаты будут производиться в течение не шести, как сейчас, а трех месяцев. «Однако поскольку прирост зарегистрированных будет, очевидно, намного выше, чем в два раза, можно предположить, что общие расходы в целом по стране на выплаты нужно будет повысить примерно в 1,5 раза», — утверждает Гойхман.

Между тем в бюджете в 2019 году запланированы суммы на выплаты пособия в 40,5 млрд рублей и 41,3 млрд рублей в 2020 году. «В случае принятия решения дополнительно потребуется, по грубым подсчетам, 20–25 млрд рублей в год», — предупреждает эксперт. При этом источники такого «бюджетного маневра» до сих пор остаются загадкой. Как предполагают эксперты, вполне вероятно, против предложения Минтруда выступит Минфин, озабоченный экономией средств в бюджете. Поэтому перспективы принятия законопроекта в предлагаемой редакции далеко не однозначны.

Ирина Бадмаева

Заголовок в газете: Безработица вырастет вместе с пособием Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27666 от 19 апреля 2018 Тэги: Финансы, Деньги    Места: Россия   

www.mk.ru

ПУТИ РЕШЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ — Мегаобучалка

 

За время развития экономической теории различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.

Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от «эффективного спроса». Дж.М. Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении». Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

Монетаристы выступали против кейнсианских методов. Они считали, что уровень безработицы не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен [2, с.213].

Монитаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения достаточно сложной. Так как единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения данной проблемы приходится использовать различные методы [2, с.214].

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет: улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству. Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным; устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы (создание развитого рынка жилья, увеличение масштабов жилищного строительства, отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой).

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такие программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила соответствовала имеющимся рабочим местам. Данная задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих метах, так и в специальных учебных заведениях. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки [9, с.126].

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

1)Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастает, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Чтобы увеличить спрос, необходимо стимулировать рост экспорта. Это может привести к росту объемов производства и занятости на них. Также спрос может увеличиться при поддержке и поощрении инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

2)Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест.

3)Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, которые еще не достигли пенсионного возраста. Однако, данный способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет за собой существенное увеличение пенсионных выплат.

4)Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело.

5)Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица оказывает влияние на пожилых и молодых.

Для помощи молодежи могут быть использованы различные методы: экономическое стимулирование молодежной занятости; создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи; создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ по сокращению безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или сократить циклическую безработицу. Такой результат возможен только при улучшении экономической ситуации в стране. А также необходимо реализовать не одну из вышеназванных программ, а предварять эти программы в жизнь все.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает заработную плату, который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.

Понятно, что безработица была, есть и будет и поэтому государственные органы занятости должны не допускать длительной безработицы конкретного человека.

Как уже отмечалось, безработица является одной из основных тем макроэкономики, и оценить ее как социально-экономическое явление однозначно нельзя. С точки зрения безработного, это весьма негативное явление, так как потеря работы для многих людей означает снижение жизненного уровня. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью.

Я думаю, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности для получения работы, это позволит им не остаться в рядах безработных и поможет продолжить трудовую деятельность.

Таким образом, в данной курсовой работе мной были рассмотрены основные формы безработицы, ее социально-экономические последствия, положительные и отрицательные моменты безработицы, как она влияет на человека и общество в целом. Мною была изучена структура и динамика безработицы в Республике Беларусь. А также были предложены некоторые пути решения безработицы в нашей стране.

 

 

megaobuchalka.ru

Сущность безработицы, ее уровень и типы. Социально-экономические последствия безработицы.

Безработица – это социально- экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активное населения) не занята на производстве товаров и услуг. Безработные, наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение продолжения рабочей силы над спросом на нее.

Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы: потерявшие работу в результате увольнения, добровольно оставившие работу; пришедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда. Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.

Существуют различные концепции феномена безработицы, однако в целом господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов. Об этом говорит, в частности, так называемый естественный уровень безработицы, определяемый как уровень безработицы при полной занятости. При этом полная занятость вовсе не означает 100%-ной занятости рабочей силы и отсутствия безработицы. Она предполагает наличие структурной или фрикционной безработицы, но отсутствие циклической безработицы.

 

Российским законом о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Все население страны в трудоспособном возрасте, способное трудиться (т.е. за вычетом инвалидов, психически больных и заключенных), делится на 2 категории:

· экономически активное;

· экономически неактивное.

Экономически активное население, или рабочая сила, состоит из занятых и безработных: LF = E + U.

Nтр - население в трудоспособном возрасте, способное трудиться;

LF - экономически активное население или рабочая сила;

NLF - экономически неактивное население;

E – занятые; U – безработные.

Когда говорят об уровне безработицы, относят численность безработных к численности рабочей силы (в процентах): u = [U / (U + E)] 100% (u - уровень безработицы).

 

Виды безработицы.

Безработицу различают по типам в зависимости от причин возникновения. В экономической теории выделяют следующие виды безработицы: фрикционная; структурная; циклическая; сезонная; добровольная. Кроме того, безработица может быть скрытой.

Фрикционная безработица существует даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет. Ее причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место.

 

Кроме того, на рынке труда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз (молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.). Такие люди также учитываются при определении уровня фрикционной безработицы.

Эти процессы способствуют повышению эффективности использования трудовых ресурсов, более рациональному их распределению.

Экономическая наука считает фрикционную безработицу явлением нормальным и не вызывающим тревоги. Более того, фрикционная безработица просто неизбежна в нормально организованной экономике.

 

Структурная безработица.

Структурная безработица связана с изменениями в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.

Меняется и структура спроса на рабочую силу. Потребность в одних видах профессий сокращается, а другие специальности исчезают вовсе. Зато появляется спрос на новые профессии, ранее не существовавшие.

Структурная безработица, при всей своей болезненности, также может не волновать страну, но лишь в том случае, если общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности. Если рабочих мест вообще меньше, то это означает, что в стране возникла третья, самая неприятная форма безработицы - циклическая.

Циклическая безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад. В этом случае кризисные явления возникают не на отдельных, а практически на всех товарных рынках. Трудности переживает большинство фирм страны, а потому массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. В итоге общее число свободных рабочих мест в стране оказывается меньше числа безработных.

Можно выделить еще сезонную безработицу, связанную с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие - уменьшается (а безработица возрастает). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит - и занятости) относятся, прежде всего, сельское хозяйство и строительство.

 

Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по другим причинам не хотят работать. Также она возникает в тех случаях, когда работник увольняется по собственному желанию, если он недоволен уровнем оплаты его труда, условиями работы, либо какими-то другими обстоятельствами.

Наконец, можно выделить еще один вид безработицы - скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска.

 

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия безработицы:

Отрицательные:

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

Положительные:

1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение личного свободного времени.

3. Возрастание свободы выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия безработицы:

Отрицательные:

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные:

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

За время развития экономической теории (в частности теории безработицы, ее видов и причин) различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.

14. Совокупный спрос и совокупное предложение.

 

В условиях рыночной экономики центральным звеном экономического механизма является конкурентное ценообразование. В этом механизме действуют две важнейшие стороны - спрос и предложение.

Совокупный спрос (AD, Aggregate Demand ) - это объем товаров и услуг в экономике в целом, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при определенном уровне цен, другими словами, это величина запланированных расходов на товары и услуги в экономике в целом при данном уровне цен.

Важнейшими частями совокупного спроса являются: потребительские расходы домашних хозяйств (С), инвестиционные расходы предприятий (I), государственные расходы (G), расходы иностранцев или чистый экспорт (NX).

AD = C + I + G + NX.

Совокупный спрос и его величина могут быть изображены графически с помощью кривой совокупного спроса. Если мы по вертикали отметим уровень цен (Р), а по горизонтали - выпуск продукции (Y), то есть ВВП, то, принимая различные значения уровня цен и выпуска, можно построить кривую совокупного спроса AD (см. рис. 7.6).

Рис. 7.6

При уровне цен Р1 величина совокупного спроса в точке А будет равна Y1, при снижении цен до уровня Р2 величина совокупного спроса возрастет в точке В до уровня Y2. Так же как на микроуровне существует обратная связь между ценой товара и величиной спроса на товар, так и в макроэкономике существует обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD, таким образом, имеет нисходящий характер.

Нисходящий характер кривой совокупного спроса объясняется действием следующих эффектов:

o эффект богатства,

o эффект процентной ставки,

o эффект импортных закупок.

Эффект богатства состоит в том, что при повышении уровня цен снижается реальная стоимость активов общества (богатства), то есть снижается их покупательная способность. Автором данной идеи стал британский экономист Артур Пигу.

Например, при повышении уровня цен вы сможете купить меньшее количество товаров и услуг на тот же денежный доход. При снижении уровня цен вы сможете купить большее количество товаров и услуг на тот же денежный доход. Это относится и к другим активам - акциям и облигациям, недвижимости.

Эффект богатства:покупательная способность богатства.

Эффект процентной ставки означает, что при повышении уровня цен повышается процентная ставка, что ведет к сокращению объема инвестиционных расходов, являющихся частью совокупного спроса. Джон Мейнард Кейнс

При повышении уровня цен в экономике повышается спрос на деньги. Дело в том, что при более высоком уровне цен потребителям требуется больше денег для потребительских расходов, чтобы сохранить потребление хотя бы на прежнем уровне. В свою очередь предпринимателям также требуется большее количество денег для приобретения факторов производства. При неизменном предложении денег и более высоком спросе на них увеличивается цена денег, то есть ставка процента растет. При более высокой ставке процента сокращаются возможности для финансирования инвестиций, которые, как правило, финансируются за счет банковских кредитов. Объем инвестиционных расходов снижается, это ведет к уменьшению совокупного спроса.

Эффект импортных закупок состоит в том, что при повышении уровня цен в экономике сокращается чистый экспорт, являющийся частью совокупного спроса. Данный эффект более известен под названием «Эффект Манделла-Флеминга».

При повышении цен на отечественную продукцию и при неизменных ценах на импортные товары последние становятся относительно дешевле. Все это ведет к тому, что спрос на импортные товары растет, а спрос на нашу экспортную продукцию падает. В результате состояние нашего внешнеторгового баланса ухудшается, то есть чистый экспорт как разница между экспортом и импортом уменьшается, что ведет к сокращению совокупного спроса.

Вместе с тем на величину совокупного спроса влияет множество других, неценовых факторов совокупного спроса. Для простоты анализа эти факторы образуют четыре группы, которые соответствуют четырем частям совокупного спроса. Это факторы, влияющие на величину потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных расходов и чистый экспорт.

I. Потребительские расходы (C). Например, возьмем такой фактор, как изменение благосостояния потребителей, их дохода. При росте доходов домашних хозяйств увеличиваются их расходы на приобретение предметов потребления. Это вызывает рост совокупного спроса. Такое изменение в совокупном спросе на графике выглядит как смещение кривой AD вправо в положение AD'.

Потребительские расходы могут изменяться в результате определенных ожиданий потребителей. Например, в связи с ожидаемым ростом цен на бензин в следующем квартале резко увеличились расходы автолюбителей на покупку бензина в текущем квартале.

Многие семьи покупают крупные вещи особенно долгосрочного пользования в кредит. При росте задолженности потребителей они начинают сокращать свои текущие расходы, чтобы расплатиться с долгами. Сокращение потребительских расходов ведет к уменьшению совокупного спроса.

В 2001 г. в России была введена единая ставка подоходного налога в 13%, что означало снижение подоходного налога для получающих высокие доходы. В целом это привело к увеличению реальных доходов населения и росту потребительских расходов. Таким образом, изменения в налогообложении потребителей вызывает изменение совокупного спроса. В данном случае это было увеличение совокупного спроса.

II. Инвестиционные расходы (I). Важнейшим неценовым фактором, влияющим на инвестиционные расходы, является изменение ставки процента. В результате финансовой стабилизации в России в начале нового века ставки процента по кредитам существенно снизились, что было одним из факторов, вызвавшим рост инвестиций в экономику страны и тем самым повлиявшим на расширение совокупного спроса.Ожидания производителей, например ожидаемый рост прибылей от инвестиций, может привести к росту инвестиционных расходов производителей и увеличению совокупного спроса.

Изменение налогообложения предприятий вызывает изменение совокупного спроса, в случае с уменьшением налогов на прибыль это означает рост совокупного спроса и сдвиг кривой AD вправо.

Изменения в технологии - это фундаментальный фактор, влияющий на увеличение инвестиционных расходов в экономике. Предприятия заинтересованы в этих инвестициях, так как новые технологии сокращают издержки производства, повышают его эффективность, что ведет к увеличению прибыли компаний.

III. Государственные расходы (G). Государственные расходы включают расходы на содержание государственного аппарата, оборону, здравоохранение, образование, социальное страхование, выплату процентов по государственному долгу. В большинстве случаев увеличение государственных расходов ведет к увеличению совокупного спроса.

IV. Чистый экспорт (NX). К неценовым факторам совокупного спроса со стороны чистого экспорта относятся, во-первых, изменение национального дохода в других странах - наших торговых партнерах, и, во-вторых, изменение курса национальной валюты. Например, при прочих равных условиях увеличение национального дохода в странах СНГ вызывает рост спроса на российские товары, ведет к увеличению нашего экспорта, тем самым и к увеличению совокупного спроса в российской экономике.Изменение курса национальной валюты по-разному влияет на совокупный спрос. В частности, при снижении курса рубля по отношению к доллару спрос на нашу продукцию со стороны иностранцев увеличивается. Таким образом, при снижении курса национальной валюты сокращение импорта и увеличение экспорта вызывает рост чистого экспорта, а значит и увеличение совокупного спроса. Противоположный эффект имеет место в случае увеличения курса национальной валюты.

Совокупное предложение (Aggregate Supply)- это объем товаров и услуг, производимых в экономике в целом в данном году и предложенных предприятиями на рынке населению, государству и друг другу при данном уровне цен. Совокупное предложение и его величина могут быть изображены графически с помощью кривой совокупного предложения. Если мы по вертикали отметим уровень цен (Р), а по горизонтали - выпуск продукции (Y), то есть ВВП, то, принимая различные значения уровня цен и выпуска, можно построить кривую совокупного предложения AS.

В макроэкономике существует прямая зависимость между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Кривая совокупного предложения AS таким образом в принципе имеет нисходящий характер. Ее форма отражает изменения издержек производства на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема валового внутреннего продукта.

Вместе с тем в макроэкономической теории на кривой совокупного предложения различают три отрезка, отличающихся друг от друга поведением цен:

o горизонтальный отрезок (кейнсианский),

o вертикальный отрезок (классический),

o промежуточный отрезок (восходящий).

На горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения уровень цен остается неизменным даже при увеличении объема национального производства. Это возможно в том случае, если ВВП значительно ниже потенциального объема. Такая ситуация означает, что в экономике существует значительный уровень безработицы и недогрузки производственных мощностей. При росте масштабов ВВП уровень безработицы недогрузки мощностей сокращается. Но это сокращение не ведет к росту уровня цен, бездействующие рабочая сила и оборудование вводятся в действие по существующим ценам, и издержки производства при этом не изменяются.Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения называют также кейнсианским. Кейнс считал, что в принципе для капиталистической экономики характерно недоиспользование ресурсов, то есть безработица и недогрузка производственных мощностей. Такое положение в экономике характерно для горизонтального отрезка кривой совокупного предложения.

По мере исчерпания незанятых ресурсов уровень ВВП приближается к потенциальному уровню, уровень занятости приближается к полной занятости и экономика начинает функционировать на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения. На этом отрезке повышение цен ведет к росту масштабов производства и совокупного предложения. Возникают трудности в связи с нехваткой ресурсов. И если совокупный спрос продолжает расти, то совокупное предложение будет увеличиваться в том случае, если будут найдены дополнительные ресурсы. Спрос на ресурсы растет и цены на ресурсы повышаются, что ведет к повышению издержек производства. Производители будут наращивать масштабы производства только в том случае, если цены на их продукцию также увеличиваются, чтобы компенсировать затраты более дорогих ресурсов. Все это объясняет тот факт, что с увеличением уровня цен совокупное предложение на промежуточном отрезке также увеличивается. Рост издержек производства лежит в основе прямой зависимости между уровнем цен и величиной совокупного предложения.

На вертикальном (классическом) отрезке кривой совокупного предложения уровень цен в экономике увеличивается, но при этом величина совокупного предложения остается неизменной. ВВП достиг уровня полной занятости. Экономика не способна обеспечить дополнительные ресурсы. Они исчерпаны, поэтому при повышении совокупного спроса происходит только повышение цен без увеличения масштабов совокупного предложения. Имеет место инфляция без экономического роста.

Графически изменение совокупного предложения под воздействием роста цен изображается перемещением по кривой совокупного предложения вправо и вверх.Изменение уровня цен - это главный фактор, влияющий на величину совокупного предложения. Существуют и другие так называемые неценовые факторы совокупного предложения. При изменении этих факторов также изменяются издержки производства.

К важнейшим неценовым фактором совокупного предложения относятся:

o изменение цен на ресурсы;

o изменение производительности;

o изменение правовых норм.

I. Изменение цен на ресурсы. При увеличении цен на ресурсы - заработной платы, ставки процента, стоимости сырья и оборудования, арендной платы и т.д. - увеличиваются издержки производства. При этом прибыль фирм уменьшается, производство становится невыгодным, снижаются стимулы к поддержанию масштабов производства на прежнем уровне. В результате совокупное предложение начинает сокращаться. В свою очередь, цены на ресурсы также зависят от многих факторов, в том числе от доступности внутренних ресурсов, от цен на импортные ресурсы, от степени господства на рынках ресурсов тех или иных поставщиков ресурсов. Сокращение совокупного предложения в результате роста цен на ресурсы на графике отражается в виде сдвига кривой совокупного предложения влево.

II. Изменение производительности. Производительность труда - это важнейший фактор, влияющий на издержки производства, а значит и на величину совокупного предложения. Повышение производительности труда происходит в результате более высокой квалификации работников, лучшей организации производства, внедрения новой технологии, лучшего использования имеющихся средств производства. При повышении производительности труда сокращаются издержки производства, что ведет к увеличению прибыли предприятий и увеличению стимулов к расширению масштабов производства. В конечном итоге совокупное предложение увеличивается под воздействием роста производительности труда.

III. Изменение правовых норм происходит тогда, когда меняются налоги, изменяются направления и масштабы государственного регулирования экономики. Например, субсидии частному сектору снижают издержки производства. Это ведет к увеличению прибыли и расширению масштабов производства. В результате величина совокупного предложения растет и кривая совокупного предложения сдвигается вправо.

Похожие статьи:

poznayka.org


Смотрите также