Читать онлайн "Обществознание. 11 класс. Базовый уровень" автора Никитин Анатолий Федорович - RuLit - Страница 7. Два экономиста вели спор на тему


Читать онлайн "Обществознание. 11 класс. Базовый уровень" автора Никитин Анатолий Федорович - RuLit

4. Закончите предложение.

Наука экономика относится к разряду _________________ наук.

Б) 1. Определите, какие показатели относятся к сфере макроэкономики и какие к сфере микроэкономики:

а) доход фирмы «Резистал»

б) объем (в денежном выражении) услуг адвокатской конторы «Кузнецов и Ко»

в) объем промышленного производства России г) количество долларов на счету банка «Промэкспортлес»

д) курс доллара

2. Для судоходства необходимы маяки. Как вы думаете, кто организует и оплачивает их строительство и эксплуатацию и почему?

3. Два экономиста вели спор на тему: «Чему правильнее уделить большее внимание в такое сложное время, которое переживает сейчас Россия, – экономике или культуре?» Один уверял: «Конечно, экономике! В ней – корень всех проблем!» Второй возражал: «Правильно ли это? Может быть, истина заключается как раз в обратной логике: если забросить культуру, образование, то любые первоначальные успехи в экономике со временем сойдут на нет, поскольку она не может в конце концов достичь больших результатов в бескультурном, духовно деградировавшем обществе».

Как вы думаете, кто прав в этом споре? Поясните свое мнение.

Темы для рефератов, сообщений, дискуссий

1. Экономическая наука и успехи экономической реформы в России.

2. Как сократить разрыв между богатыми и бедными государствами?

§ 2. Экономические системы

Типы экономических систем. Экономическая система – это исторически возникшая или установленная совокупность правил, принципов, норм, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений в производстве, распределении и потреблении. О типе экономической системы можно судить главным образом по двум критериям: по виду собственности (общественная, государственная, частная) и взаимоотношениям (главным образом в области распределения) людей, предприятий и государства.

За свою историю человечество «опробовало» несколько типов экономических систем: традиционную, рыночную, командную, смешанную.

В этом параграфе мы рассмотрим традиционный и командный типы экономических систем, а в следующем – охарактеризуем рыночную экономику и смешанную экономику.

Традиционный тип экономики. Этот тип экономики был характерен для примитивных, ранних обществ. Когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему, труд и его орудия были простыми. Производилось лишь самое необходимое даже не для жизни, а для выживания. Продукты между людьми распределялись в соответствии с порядками, определявшимися традициями и обычаями. Подчеркнем, что продукты потребляли те, кто их производил. Такое хозяйство называют натуральным (замкнутым, закрытым).

Аналогом данного типа хозяйства можно признать труд крестьянина на приусадебном участке, если его владелец не склонен продавать свои продукты на рынке. Все, что он производит с помощью членов своей семьи, – овощи, фрукты, ягоды, птицу, яйца, мясо, молоко, шерсть – дома и потребляется. К примеру, российский крестьянин практически до конца XIX в. жил во многом натурально-замкнутым хозяйством, обходясь тем, что производили его талантливые руки. Крестьяне и крестьянки сами ткали льняные ткани для одежды (сарпинку), выделывали овчину для тулупов и полушубков, плели лапти, валяли валенки (а мастера могли сшить себе и сапоги). Разумеется, вся мебель (лавки, столы, сундуки и пр.), весь транспорт (телеги, сани) также были продуктами их труда. Покупали крестьяне только то, что под влиянием цивилизации вошло в их жизнь и чего уж никак сами сделать не могли: спички, керосин, модную одежду и обувь, украшения, книги… А поскольку для покупок нужны были деньги, то их получали от продажи излишков собственного производства.

Примерно так живут до сих пор в нашей стране миллионы тружеников села. Их доходы от работы на сельскохозяйственных предприятиях (колхозы, кооперативы, акционерные общества и др.), как правило, низки, и именно натурально-замкнутое домашнее хозяйство во многом помогает им обеспечивать свои материальные потребности.

Распад традиционного типа экономики совпал с развитием обмена товарами, который начался в глубокой древности. Упоминание о нем мы находим в истории Вавилона за VI–IV тыс. лет до н. э.

С развитием капиталистических отношений, утверждением частной собственности (как основной) и распределением результатов труда посредством рынка начала развиваться и совершенствоваться рыночная экономическая система. Она, как и традиционный тип хозяйствования, возникла естественным образом, по логике экономического развития. Политика в ее становлении не играла никакой роли – никто не планировал ее установление и не выполнял свой план волевым (насильственным) образом.

www.rulit.me

Тема ЭКОНОМИЧЕСКАЯСФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА — МегаЛекции

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества»:

· Экономика: наука и хозяйство. Экономическая культура. Экономическое содержание собственности, ее основные формы.

· Экономические системы.

· Многообразие рынков. Конкуренция. Измерители экономической деятельности.

· Экономический цикл и экономический рост. Специализация.

· Обмен. Деньги и их функции. Банки. Инфляция.

· Государство в экономике. Методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

· Денежно-кредитная политика. Налоговая политика.

· Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.

· Экономика потребителя. Экономика производителя.

· Рынок труда. Безработица.

· Уровень жизни. Прожиточный минимум.

· Россия в условиях рыночной экономики.

Основные понятия: экономика, экономические отношения, производство, распределение, потребление, макроэкономика, микроэкономика, государственное регулирование экономики, экономическая политика, факторы производства, собственность, частная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность, правомочия собственника, экономическая система, традиционная экономика, командно-административная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика, рынок, спрос, предложение, деньги, цена, либерализация цен, приватизация, ценные бумаги,

банки, предпринимательство, экономически активное население, валовой национальный продукт, государственный бюджет, денежная масса, дефицит бюджета, профицит бюджета, инфляция, налоги, экономическая культура, экономический интерес, семейный бюджет.

 

Задания уровня АВыберите один правильный ответ из четырех.

 

А1. Понятие «экономика» первоначально означало:

1) управление сельским поместьем

2) искусство ведения домашнего хозяйства

3) натуральный обмен

4) денежное обращение

 

А2. Заседание правительства было посвящено обсуждению дополнительных источников доходов государства и составлению государственного бюджета на следующий год. Это вид экономической деятельности в сфере:

1) потребления

2) обмена

3) производства

4) распределения__

 

А3. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика - наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров.

Б. Экономика - это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

1) верно только А 2) верно только В

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

 

А4. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический показатель:

1) национальный доход

2) валовой национальный продукт

3) производительность труда

4) валовой оборот

 

А5. Поведение производителя в рыночной экономике в отличие от командно - административной характеризует:

1) экономное отношение к ресурсам

2) экономическая самостоятельность

3) соблюдение трудовой этики

4) стремление повышать квалификацию

 

А6. К основным функциям государства в рыночной экономике относится:

1) установление необходимых объемов производства

2) обеспечение защиты прав собственников

3) регулирование ценообразования

4) распределение ресурсов между производителями

 

А7. Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, - это:

1) разделение труда

2) конкуренция

3) рынок

4) специализация

 

А8. Верны ли следующие суждения о спросе и предложении?

А. Спрос находится в прямой зависимости от цены товара.

Б. Предложение находится в обратной зависимости от цены товара.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

 

А9. Бюджетная политика государства регулирует:

1) кредитование предприятий

2) внешнюю торговлю

3) объемы денежной массы в обращении

4) государственные расходы

 

А10. Что из перечисленного относится к мерам денежно-кредитного регулирования экономики?

1) регулирование налогообложения

2) перепродажа ценных бумаг

3) оформление лицензий на частные услуги

4) изменение ставки банковских резервов

 

А11. Верны ли следующие суждения о причинах дефицита государственного бюджета?

А. Дефицит государственного бюджета возникает в результате превышения расходов над доходами.

Б. Дефицит государственного бюджета всегда является результатом экономического кризиса.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

 

А12. На увеличение потребительских расходов влияет:

1) увеличение подоходного налога

2) снижение социальных выплат

3) увеличение потребительских доходов

4) снижение производительности труда

 

А13. Что является условием достижения работником высокой производительности труда?

1) использование кредита

2) многообразие форм собственности

3) разделение труда

4) использование Интернета

 

А14. Уровень жизни населения в значительной степени определяется:

1) числом частных предприятий

2) уровнем предоставляемых политических свобод

3) объемом произведенных товаров и услуг

4) типом избирательной системы

 

А15. Экономика, главным образом, призвана:

1) делать богатых еще богаче

2) обеспечивать доходы предпринимателям

3) удовлетворять общественные потребности

4) увеличивать количество собственников

 

А16. Если спрос выше предложения, то цена на товар:

1) не изменится

2) вырастет

3) упадет

4) будет колебаться

 

А17. К мерам социальной защиты относятся:

1) антиинфляционное регулирование

2) государственная налоговая система

3) антимонопольная политика

4) индексация доходов населения

 

А18. Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Инфляция характерна только для стран со слаборазвитой экономикой.

Б. В экономически развитых странах инфляции не бывает.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

 

А19. Под рынком понимается:

1) место продажи товаров

2) место производства товаров

3) система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров

4) конкурентная борьба между производителями

 

А20. Экономическое развитие страны определяется:

1) ее бюджетом

2) ВВП

3) расходами на образование

4) количеством предприятий

 

А21. Условиями специализации страны на выпуске той или иной продукции являются:

1) низкие транспортные расходы

2) наличие преимущества в производстве конкретного товара

3) наличие спроса на данный товар в других странах

4) все вышеперечисленное

 

А22. Что не может являться объектом собственности:

1) предметы домашнего обихода

2) производственное оборудование

3) знания и умения работника

4) здания и жилища

 

А23. Налог - это:

А. Плата за пользование государственным имуществом.

Б. Установленный государством для предприятий и граждан обязательный платеж.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

 

А24. Экономика как наука изучает:

1) действие объективных законов истории

2) способы производства и распределения материальных благ

3) систему признаков, определяющую социальную структуру

4) принципы и нормы осуществления государственной власти

 

А25. В развитых странах действуют национальные системы социального обеспечения населения, содействующие росту жизненного уровня, развитию образования и здравоохранения. Это вид деятельности в сфере:

1) производства

2) распределения

3) обмена

4) потребления

 

А26. Производители хотят продавать продукцию по высоким ценам, а потребители покупать ее по низким ценам. В рыночной экономике этот конфликт решается с помощью:

1) правительства

2) объединения предпринимателей

3) финансовых органов

4) конкуренции

 

А27. Регулируя объемы производства, государство принимает планы, обязательные

для производителя, при экономической системе:

1) рыночной

2) традиционной

3) командной

4) смешанной

 

А28. Верны ли следующие суждения об экономическом взаимодействии между народами?

А. Чем выше уровень производства, тем интенсивнее экономическое взаимодействие между народами.

Б. Межнациональные экономические связи способствуют решению проблем жизнеобеспечения народов.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А29. Количество продукции, произведенное за единицу времени, характеризует:

1) производительность труда

2) интенсивность труда

3) издержки производства

4) доход предприятия

 

А30. Освобождение цен от государственного регулирования называется:

1) ваучеризацией

2) дефолтом

3) либерализацией

4) инфляцией

 

А31. Верны ли следующие суждения о целях макроэкономического развития в условиях рынка?

А. Целью макроэкономического развития является поддержание полной занятости трудоспособного населения.

Б. Целью макроэкономического развития является изменение формы собственности отдельного предприятия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

 

А32. Какой из приведенных примеров не относится к предпринимательской деятельности:

1) закупка картофеля на рынке на зиму

2) продажа автомобилей

3) доставка цветов на дом

4) гарантийный ремонт бытовой техники

 

А33. Прибыль характеризуется:

1) выручкой за вычетом налогов

2) выручкой за вычетом зарплаты

3) выручкой за вычетом расходов на рекламу

4) доходами за вычетом расходов

 

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

 

В1. Впишите понятие, соответствующее определению: «Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности».

Ответ: _________________

 

В2. Вставьте пропущенное слово: «Наука экономика относится к разряду …….. наук».

Ответ:_______________

 

В3. В приведенном ниже перечне отметьте типы экономических систем:

1) Продвинутая 2) Командная

3) Традиционная 4) Промышленная

5) Индустриальная 6) Рыночная

7) Технотронная 8) Смешанная

Ответ: _____________

В4. Завершите фразу: «Желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте называется …….. »

Ответ:______________

 

В5. Установите соответствие между понятиями, характеризующими экономику потребителя, приведенными в первом столбце и их определениями, приведенными во втором столбце.

 

В6. Найдите в приведенном ниже списке примеры, характеризующие капитал как фактор производства.

1) Здание завода 2) Квалифицированные работники

3) Станки 4) Информация

5) Инструменты 6) Управленческий персонал

Ответ:_________________

 

В7. Экономика есть совокупность сложных и простых действий, совершаемых людьми в сфере:

1) Производства 2) Распределения

3) Управления государством 4) Поддержания порядка в обществе

5) Потребления продуктов труда

Ответ:______________

 

В8. Закончите фразу: «Главной целью государства в отношении монополий является ……...»

Ответ:________________

 

В9. Установите соответствие между формами собственности, приведенными в первом столбце, и примерами, приведенными во втором.

 

В10. Вставьте понятие, соответствующее определению: «Совокупность граждан трудоспособного возраста (с 15 лет - до пенсионного возраста), не страдающих заболеваниями, исключающими участие в труде, называют ………. »

Ответ:____________________

 

Задания уровня СДайте развернутый ответ.

 

С1. Определите, предприятие какой формы собственности иллюстрирует следующий пример, и назовите права его работников: Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения.

 

С2. Отметьте реальные, а не декларативные преимущества рыночной экономики:

· Постоянное стимулирование эффективности производства.

· Тождество личных и общественных интересов.

· Эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения)

· Функционирование и приспособление к изменениям.

· Обеспечение потребностей в порядке их важности (сначала предметы первой необходимости, а затем - роскоши).

· Индивидуальная экономическая свобода.

 

С3. «Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев » (Э. Хаббард)

1) Как вы понимаете слова Э. Хаббарда?

2) Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?

3) Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики?

4) Приведите два примера влияния рынка на производство.

 

С4. Два экономиста вели спор на тему: «Чему правильнее уделить большее внимание в такое сложное время, которое сейчас переживает Россия, - экономике или культуре?». Один уверял: «Конечно, экономике! В ней - корень проблем!» Второй возражал: «Правильно ли: это? Может быть, истина заключается как раз в обратной логике: если забросить культуру, образование, то любые первоначальные успехи в экономике со временем сойдут на нет, поскольку она не может в конце концов достичь больших результатов в бескультурном, духовно деградировавшем обществе».

· Какая проблема поднята в этом споре?

· Как вы думаете, кто прав в этом споре? Почему?

· Приведите две поговорки, пословицы, иллюстрирующие взаимосвязь экономики и образования, экономики и культуры.

· Приведите два примера современной действительности или из истории, подтверждающие, на ваш взгляд, правоту одного из спорящих.

 

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

О РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА

Величайший прогресс в развитии производственной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда...

Для примера возьмем... производство булавок. Рабочий, не обученный этому производству (разделение труда сделало последнее особой профессией) и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению последних, вероятно, тоже был дан этим разделением труда), едва ли может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той организации, которую имеет теперь это производство, оно подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая, в свою очередь, является специальным занятием.

Один рабочий тянет проволоку. другой выпрямляет, третий обрезает... Таким образом, сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций... Мне пришлось видеть... мануфактуру такого рода, где было занято только десять рабочих и где, следовательно, некоторые из них выполняли по две и по три различные операции... Эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день.

.. .Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее повышение производительности труда. По-видимому, отделение труда друг от друга различных профессий и занятий вызывалось этим преимуществом. Вместе с тем такое выделение обыкновенно идет дальше в странах, достигших более высокой ступени промышленного развития: то, что в диком состоянии общества составляет работу одного человека, в более развитом ... выполняется несколькими.

.. .Каждый отдельный работник становится более опытным и сведущим в своей особой специальности; в целом производится больше работы, и значительное увеличение производства всякого рода предметов приводит в обществе, надлежащим образом управляемом, к тому всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа. А.Смит

1) Какие экономические проблемы рассматривает автор? Укажите две из них.

2) Какие три последствия, по мнению автора, имеет углубление разделения труда?

3) Подтвердите тремя примерами вывод автора о том, что чем выше уровень промышленного развития страны, тем сильнее в ней развито разделение труда.

4) На основе авторского текста и знаний курса назовите три фактора, влияющие на производительность труда.

 

С6. Укажите три способа преодоления отчуждения работника от собственности, условий и результатов труда.

 

С7. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде сочинения-эссе на основе использования знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни и личного опыта.

1. «Бесплатных завтраков не бывает». (Бартон Крейн )

2. «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не можем обойтись» . (Д. Джером)

3. «Деньги не пахнут», (Веспассиан)

 

 

Ответы по теме Экономическая сфера жизни общества

УРОВЕНЬ А

№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ

УРОВЕНЬ В

№ задания Ответ
Экономика
Общественные
2 3 6 8
Спрос
1Г 2А 3Б 4В
1 3 5
1 2 5
Поддержка конкуренции
1Б 2А 3Б 4Б 5А 6А

УРОВЕНЬ С

С1. Содержание правильного ответа: приведенный пример иллюстрирует акционерное общество; права работников акционерного общества следующие: - на получение доходов предприятия; - участие в делах предприятия; - при этом процентная ставка дохода зависит от количества приобретенных акций.

С2. п. 1.: в результате действия закона «спроса и предложения» происходит постоянное стимулирование эффективности производства, т.е. стремление производителя в улучшении качества продукции и уменьшении затрат на него для получения большей прибыли; п. 2.: в результате возникает тождество личных и общественных интересов, т.е. в равном выигрыше находятся как производитель, так и потребитель продукции; п. 3.: следствием является эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения) функционирование и приспособление к изменениям; п. 5.: что и обеспечивает экономическую свободу производителя и потребителя. Ответ допускает иные обоснования, не противоречащие смыслу суждений.

С3. 1) В ходе конкуренции происходит вытеснение неэффективных производств. 2) Рынок выполняет «санирующую» функцию, вытесняя не просто неэффективные производства, но и те, которые не обеспечивают потребности потребителей. 3) Функции: ценовая - ведется посредством «сбивания» цен; неценовая - усовершенствование техники и организации: производства, снижение стоимости, повышение качества производства. 4) Варианты примеров должны соответствовать раскрытию сущности проблемы.

С4. Содержание правильного ответа: 1) В споре поднята проблема взаимосвязи двух сфер жизни общества - экономической и духовной. 2) В данном споре прав второй оппонент, так как «если забросить культуру»; произойдет общая деградация общества и не для кого будет производить продукцию. 3) Допускаются различные примеры раскрывающие сущность проблемы. 4) Например, паровоз отца и сына Черепановых в крепостной, необразованной России надолго был забыт. Допускаются различные примеры, раскрывающие сущность проблемы.

С5. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) Ответ может содержать проблемы: общество и разделение труда; производство и разделение труда; работник и разделение труда. 2) Ответ может содержать следующие позиции: рост производительности труда; увеличение объемов производства; рост благосостояния граждан; рост квалификации работников. 3) Могут быть приведены примеры: отделение профессий и специальностей друг от друга; повышение производительности труда; внедрение новой техники и технологий. 4) В ответе могут быть, например, следующие позиции: уровень квалификации работников; технический прогресс; разделение труда.

С6. Содержание правильного ответа: различные формы приватизации и собственности; демократизация управления производством; гуманизация условий труда. Могут быть названы другие способы отчуждения работника от собственности.

 

megalektsii.ru

Экономическая сфера жизни общества

Экономическая сфера жизни общества

С1. Определите, предприятие какой формы собственности иллюстрирует следующийпример, и назовите права его работников: Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняетсяза ними и после увольнения.

С2. Отметьте реальные, а не декларативные преимущества рыночной экономики:

Постоянное стимулирование эффективности производства.

Тождество личных и общественных интересов.

Эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения) функционирование и приспособление к изменениям.

Обеспечение потребностей в порядке их важности (сначала предметы первой необходимости,а затем - роскоши).

Индивидуальная экономическая свобода.

С3. «Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев » (Э. Хаббард)

1) Как вы понимаете слова Э. Хаббарда?

2) Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?

3) Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики?

4) Приведите два примера влияния рынка на производство.

С4. Два экономиста вели спор на тему: «Чему правильнее уделить большее вни:мание в такое сложное время, которое сейчас переживает Россия, - экономике и:ли кудьтуре?», Один уверял: «Конечно, экономике! В ней - корень проблем!» Второй возражал: «Правильно ли: это? Может быть, истина заключается как раз в обратной логике: если за­ бросить культуру, образование, то любые первоначальные успехи в экономике со временем сойдут на нет, поскольку она не может в конце концов достичь больших результатов в бескультурном, духовно дегра­ дировавшем обществе».

Какая проблема поднята в этом споре?

Как вы думаете, кто прав в этом споре? Почему?

Приведите две поговорки, пословицы, иллюстрирующие взаимосвязь экономики и образования, экономики и культуры.

Приведите два примера современной действительности или из истории, подтверждающие, на ваш взгляд, правоту одного из спорящих.

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

О разделении труда

Величайший прогресс в развитии проиэводетвенной силы труда и зна­ чительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда... Для примера возьмем... производствобулавок. Рабочий, не обученный этому производству (разделение труда сделало последнее особой профеесией) и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению последних, вероятно, тоже был дан этим разделением труда), едва ли может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той организации, которую имеет теперь это производство, оно подразделяетсяна ряд специальностей, из которых каждая, в свою очередь, является специальнымзанятием. Один рабочий тянет проволоку.другой выпрямляет,третий обрезает...Таким образом, сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций... Мне пришлось видеть... мануфактурутакого рода, где было занято только десять рабочих и где, следовательно,некоторые из них выполняли по две и по три различные операции... Эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день. .. . Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее повышение производительности труда. По-видимому, отделение труда друг от друга различных профессий и занятий вызывалось этим проимуществом. Вместе с тем такое выделение обыкновенно идет дальше в странах, достигших более высокой ступени промышленного развития: то, что в диком состоянии общества составляет работу одного человека, в более развитом ... выполняется несколькими. .. . Каждый отдельный работник становится более опытным и сведущим в своей особой специальности; в целом производится больше работы, и значительное увеличение производства всякого рода предметов приводит в обществе, надлежащим образом управляемом, к тому всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа.

А.Смuт

1) Какие экономические проблемы рассматривает автор? Укажите две из них.

2) Какие три последствия, по мнению автора, имеет углубление разделения труда?

3) Подтвердите тремя при мерами вывод автора о том, что чем выше уровень промышленного развития страны, тем сильнее в ней развито разделение труда.

4) На основе авторского текста и знаний курса назовите три фактора, влияющие на производительность труда.

С6. Укажите три способа преодоления отчуждения работника от собственности, условий и результатов труда.

С7. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде сочинения-эссе на основе использования знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни и личного опыта.

1. «Бесплатных завтраков не бывает». (Бартон Крейн )

2. «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не можем обойтись» . (Д. Джером)

3. «Деньги не пахнут» (Веспассиан )

edu.znate.ru

А19 ЕГЭ-2009 Обществознание - Методические указания

4) изменение ставки банковских резервов

All. Верны ли следующие суждения о причинах дефицита государственно­го бюджета?

А. Дефицит государственного бюджета возникает в результате превы­шения расходов над доходами.

Б. Дефицит государственного бюджета всегда является результатом экономического кризиса.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А12. На увеличение потребительских расходов влияет:

1) увеличение подоходного налога

2) снижение социальных выплат

3) увеличение потребительских доходов

4) снижение производительности труда

А13. Что является условием достижения работником высокой производи­тельности труда?

1) использование кредита

2) многообразие форм собственности

3) разделение труда

4) использование Интернета

А14» Уровень жизни населения в значительной степени определяется:

1) числом частных предприятий

2) уровнем предоставляемых политических свобод

3) объемом произведенных товаров и услуг

4) типом избирательной системы

А15. Экономика, главным образом, призвана:

1) делать богатых еще богаче

2) обеспечивать доходы предпринимателям

3) удовлетворять общественные потребности

4) увеличивать количество собственников

А16. Если спрос выше предложения, то цена на товар:

1) не изменится

2) вырастет

3) упадет

4) будет колебаться

А17. К мерам социальной защиты относятся:

1) антиинфляционное регулирование

2) государственная налоговая система

3) антимонопольная политика

4) индексация доходов населения

А18. Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Инфляция характерна только для стран со слаборазвитой экономикой. Б. В экономически развитых странах инфляции не бывает.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А19. Под рынком понимается:

1) место продажи товаров

2) место производства товаров

3) система экономических отношений по поводу купли-продажи това­ров

4) конкурентная борьба между производителями

А20. Экономическое развитие страны определяется:

1) ее бюджетом

2) ВВП

3) расходами на образование

4) количеством предприятий

А21. Условиями специализации страны на выпуске той или иной продук­ции являются:

1) низкие транспортные расходы

2) наличие преимущества в производстве конкретного товара

3) наличие спроса на данный товар в других странах

4) все вышеперечисленное

А22. Что не может являться объектом собственности:

1) предметы домашнего обихода

2) производственное оборудование

3) знания и умения работника

4) здания и жилища

А23. Налог — это:

А. Плата за пользование государственным имуществом. Б. Установленный государством для предприятий и граждан обяза­тельный платеж.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А24. Экономика как наука изучает:

1) действие объективных законов истории

2) способы производства и распределения материальных благ

3) систему признаков, определяющую социальную структуру

4) принципы и нормы осуществления государственной власти

А25. В развитых странах действуют национальные системы социального обеспечения населения, содействующие росту жизненного уровня, раз­витию образования и здравоохранения. Это вид деятельности в сфере:

1) производства

2) распределения 3)обмена

4) потребления

А26. Производители хотят продавать продукцию по высоким ценам, а по­требители покупать ее по низким ценам. В рыночной экономике этот конфликт решается с помощью:

1) правительства

2) объединения предпринимателей

3) финансовых органов

4) конкуренции

А27. Регулируя объемы производства, государство принимает планы, обя­зательные для производителя, при экономической системе:

1) рыночной

2) традиционной

3) командной

4) смешанной

А28. Верны ли следующие суждения об экономическом взаимодействии ме­жду народами?

А. Чем выше уровень производства, тем интенсивнее экономические взаимодействие между народами.

Б. Межнациональные экономические связи способствуют решению проблем жизнеобеспечения народов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А29. Количество продукции, произведенное за единицу времени, характе­ризует:

1) производительность труда

2) интенсивность труда

3) издержки производства

4) доход предприятия

АЗО. Освобождение цен от государственного регулирования называется:

1) ваучеризацией

2) дефолтом

3) либерализацией

4) инфляцией

А31. Верны ли следующие суждения о целях макроэкономического разви­тия в условиях рынка?

А. Целью макроэкономического развития является поддержание пол­ной занятости трудоспособного населения.

Б. Целью макроэкономического развития является изменение формы собственности отдельного предприятия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А32. Какой из приведенных примеров не относится к предприниматель­ской деятельности:

1) закупка картофеля на рынке на зиму

2) продажа автомобилей

3) доставка цветов на дом

4) гарантийный ремонт бытовой техники

АЗЗ. Прибыль характеризуется:

1) выручкой за вычетом налогов

2) выручкой за вычетом зарплаты

3) выручкой за вычетом расходов на рекламу

4) доходами за вычетом расходов

ЗаданияуровняВ

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Впишите понятие, соответствующее определению:

«Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности».

Ответ:

В2. Вставьте пропущенное слово: «Наука экономика относится к разряду ... наук».

Ответ:

ВЗ. В приведенном ниже перечне отметьте типы экономических систем:

1) Продвинутая

2) Командная

3) Традиционная

4) Промышленная

5) Индустриальная

6) Рыночная

7) Технотронная

8) Смешанная

Ответ:

В4. Завершите фразу: «Желание и возможность потребителя купить кон­кретный товар в конкретное время и в конкретном месте называется

Ответ:

В5. Установите соответствие между понятиями, характеризующими эко­номику потребителя, приведенными в первом столбце и их определе­ниями, приведенными во втором столбце.

ЭКОНОМИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1. Доход

А. Выраженные в денежной стоимости затраты

2. Расход

Б. Установленный государством обязательный сбор, уплачиваемый гражданами и предприятиями

3. Налог

В. Денежная помощь государства лицам, находя­щимся в тяжелом материальном положении

4. Пособие

Г. Денежные и иные ценности, полученные в результате деятельности

Ответ:

В6. Найдите в приведенном ниже списке примеры, характеризующие ка­питал как фактор производства.

1) Здание завода

2) Квалифицированные работники

3) Станки

4) Информация

5) Инструменты

6) Управленческий персонал

Ответ:

В7. Экономика есть совокупность сложных и простых действий, совершае­мых людьми в сфере:

Производства Распределения Управления государством Поддержания порядка в обществе Потребления продуктов труда

Ответ:

В8. Закончите фразу: «Главной целью государства в отношении монопо­лий является ...».

Ответ:

В9. Установите соответствие между формами собственности, приведенны­ми в первом столбце, и примерами, приведенными во втором.

ПРИМЕРЫ

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

1. Семейная форма

А. Государственная

2. Вооруженные силы страны

Б. Частная

3. Сельскохозяйственный кооператив

4. Приватизированная гражданином квартира

5. Имущество дипломатических представительств страны за рубежом

-

6. Национальный парк

Ответ:

В10. Вставьте понятие, соответствующее определению:

«Совокупность граждан трудоспособного возраста (с 15 лет — до пен­сионного возраста), не страдающих заболеваниями, исключающими участие в труде, называют ...»

Ответ:

ЗаданияуровняС

Дайте развернутый ответ.

С1. Определите, предприятие какой формы собственности иллюстрирует следующий пример, и назовите права его работников: Работники пред­приятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бу­магами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения.

С2. Отметьте реальные, а не декларативные преимущества рыночной эко­номики:

Постоянное стимулирование эффективности производства.

Тождество личных и общественных интересов.

Эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения)

функционирование и приспособление к изменениям.

Обеспечение потребностей в порядке их важности (сначала предметы

первой необходимости, а затем — роскоши).

Индивидуальная экономическая свобода.

СЗ. «Конкуренция — жизнь торговли и смерть торговцев». (Э. Хаббард) 1) Как вы понимаете слова Э. Хаббарда?

2) Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?

3) Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики?

4) Приведите два примера влияния рынка на производство.

С4. Два экономиста вели спор на тему: «Чему правильнее уделить большее внимание в такое сложное время, которое сейчас переживает Рос­сия, — экономике или культуре?». Один уверял: «Конечно, экономи­ке! В ней — корень проблем!» Второй возражал: «Правильно ли это? Может быть, истина заключается как раз в обратной логике: если за­бросить культуру, образование, то любые первоначальные успехи в экономике со временем сойдут на нет, поскольку она не может в конце концов достичь больших результатов в бескультурном, духовно дегра­дировавшем обществе».

Какая проблема поднята в этом споре? Как вы думаете, кто прав в этом споре? Почему?

Приведите две поговорки, пословицы, иллюстрирующие взаимосвязь экономики и образования, экономики и культуры. Приведите два примера современной действительности или из исто­рии, подтверждающие, на ваш взгляд, правоту одного из спорящих.

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

О РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА

Величайший прогресс в развитии производственной силы труда и зна­чительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием раз­деления труда... Для примера возьмем... производство булавок. Рабо­чий, не обученный этому производству (разделение труда сделало по­следнее особой профессией) и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению последних, вероятно, тоже был дан этим разделением труда), едва ли может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той организации, которую имеет теперь это производство, оно подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая, в свою очередь, является специальным занятием. Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет, третий обрезает... Таким образом, сложный труд производства булавок разделен при­близительно на восемнадцать самостоятельных операций... Мне пришлось видеть... мануфактуру такого рода, где было занято только десять рабочих и где, следовательно, некоторые из них выполняли по две и по три различные операции... Эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день.

...Разделение "груда в любом ремесле, в каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее повышение производительности труда. По-видимому, отделение труда друг от друга различных про­фессий и занятий вызывалось этим преимуществом. Вместе с тем та­кое выделение обыкновенно идет дальше в странах, достигших более высокой ступени промышленного развития: то, что в диком состоянии общества составляет работу одного человека, в более развитом... вы­полняется несколькими.

...Каждый отдельный работник становится более опытным и сведу­щим в своей особой специальности; в целом производится больше ра-

боты, и значительное увеличение производства всякого рода предме­тов приводит в обществе, надлежащим образом управляемом, к тому всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низ­шие слои народа.

А. Смит

1) Какие экономические проблемы рассматривает автор? Укажите две из них.

2) Какие три последствия, по мнению автора, имеет углубление разде­ления труда?

3) Подтвердите тремя примерами вывод автора о том, что чем выше уровень пррмышленного развития страны, тем сильнее в ней разви­то разделение труда.

4) На основе авторского текста и знаний курса назовите три фактора, влияющие на производительность труда.

Сб. Укажите три способа преодоления отчуждения работника от собствен­ности, условий и результатов труда.

С7. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изло­жите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде сочинения-эссе на основе использования знаний обществоведческого курса, фактов об­щественной жизни и личного опыта.

1. «Бесплатных завтраков не бывает». (Бартон Крейн)

2. «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не можем обойтись». (Д.Джером)

3. «Деньги не пахнут». (Веспассиан)

Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЕОТНОШЕНИЯ

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Социальные от­ношения»:

Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Социальный статус. Социальные роли. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняю­щееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Семья как соци­альный институт и малая группа. Тенденции развития семьи. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отноше­ния. Социальный конфликт и пути его разрешения. Национальная полити­ка. Социальные процессы в современной России.

Основные понятия: социальная сфера, социальные отношения, социаль­ная система, социальный статус, социальная роль, социальная группа, со­циальная общность, социальная структура, социальный институт, семья как малая группа и социальный институт, социальная мобильность, соци­альная стратификация, вертикальная мобильность, горизонтальная мо­бильность, люмпены, маргиналы, этнос, народ, племя, народность, нация, ментальность, национальное самосознание, межнациональные конфликты, шовинизм, толерантность, социализация, социальные нормы, девиантное поведение, социальный контроль.

Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЕОТНОШЕНИЯ

ЗаданияуровняА

Выберите один правильный ответ из четырех.

А1. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением

2) социальной дифференциацией

3) социальной адаптацией

4) социальным поведением

А2. Любая социальная группа характеризуется:

1) малочисленностью состава

2) общностью социального статуса

3) неформальным контролем поведения

4) родственными отношениями

A3. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и национальных отношений между ними — это:

1) характер общества

2) политика общества

3) структура общества

4) социальная мобильность

А4. К «социальным лифтам» П. Сорокин относит: 1) армию

2) церковь

3) школу

4) все перечисленное

А5. Маргиналами называют:

1) наиболее богатых членов общества

2) наиболее бедных членов общества

3) деклассированные элементы

4) пограничные слои и группы

А6. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, назы­вается:

1) аморальным

2) девиантным

3) безнравственным

4) противоправным

А7. Племена и народности — это:

1) исторические типы общества

2) социальные страты

3) этнические общности

4) социальные группы

А8. Социальный статус приобретается в результате:

1) трудовой деятельности

2) процесса обучения

3) семейного воспитания

4) социализации

А9. Глубинная причина всех социальных конфликтов — это:

1) несовпадение интересов

2) различные воззрения социальных групп

3) зависть людей друг к другу

4) несовпадение экономических, политических и духовных интересов и возможностей

А10. Преодолению национальных противоречий способствует:

1) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальности

2) перераспределение полномочий от национальных образований в поль­зу центра

3) переход к рыночным методам ведения хозяйства

4) государственная поддержка малого бизнеса

А11. Межнациональное сотрудничество способствует:

А. Развитию национальной культуры.

Б. Преодолению национальной ограниченности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А12. Верно ли суждение?

А. Страты выделяют по одному существенному признаку.

Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

textarchive.ru

Дистанционные задания по теме "Экономика"

Занятие 1 . тема4.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Прочитайте теоретический блок. Выделите определения и постарайтесь их запомнить.

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества»:

Экономика: наука и хозяйство. Экономическая культура. Экономическое содержание собственности, ее основные формы. Экономические системы. Многообразие рынков. Конкуренция. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и экономический рост. Специализация. Обмен. Деньги и их функции. Банки. Инфляция. Государство в экономике. Методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Денежно-кредитная политика. Налоговая политика. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.

Экономика потребителя. Экономика производителя. Рынок труда. Безработица. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Россия в условиях рыночной экономики.

Основные понятия: экономика, экономические отношения, производство, распределение, потребление, макроэкономика, микроэкономика, государственное регулирование экономики, экономическая политика, факторы производства, собственность, частная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность, правомочия собственника, экономическая система, традиционная экономика, командно-административная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика, рынок, спрос, предложение, деньги, цена, либерализация цен, приватизация, ценные бумаги, банки, предпринимательство, экономически активное население, валовой национальный продукт, государственный бюджет, денежная масса, дефицит бюджета, профицит бюджета, инфляция, налоги, экономическая культура, экономический интерес, семейный бюджет.

Экномика – В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ – ВСЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЦЕЛОМ

- как наука – изучает как использовать ограниченные ресурсы для удовлетворения неограниченных потребностей (теоретические вопросы)

- как хозяйство – используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания благ – производство, потребление, обмен и распределение товаров и услуг.

Осн.вопрос – что, как и для кого производить?

Потребности –неудовлетворенность в чем – либо, недостаток чего-либо для жизнедеятельности

Выбор – предпочтение наилучшего из вариантов, когда достигается максимум удовлетворения при минимальных затратах

Блага – средство удовлетворения потребностей, товары и услуги

Ресурсы – денежные средства, ценности, источник доходов (факторы производства)

  1. Труд – доход – заработная плата

  2. Капитал – доход процент

  3. предпринимательство – прибыль

  4. информация – все виды

  5. земля - рента

Собственность- отношение к вещи как к своей Правомочия собственника – владеть, пользоваться, распоряжаться

Прибыль – разница между выгодой и затратами

Эк.циклы – регулярно повторяющиеся периоды в развитии рыночной экономики

Эк.рост – постоянное увеличение объемов производства товаров и услуг за определенный срок (за год)

ВВП – внутренний валовый продукт – добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всей экономике страны, независимо от национальной принадлежности предприятий

ВВП – номинальный – рассчитывается в текущих ценах.

ВВП реальный – в сопоставимых ценах- ВВП реальный / инфляции

ВНП – валовый национальный продукт - добавленная стоимость объема товаров и услуг национальной экономики

Виды

Традиционная – натуральное хозяйство – сам произвожу, сам потребляю, уравнительное распределение, низкое качество товаров

Командная – государство решает, что, сколько и по какой цене производить, система планов, командное регулирование, низкое качество, - НО социальное государство

Смешанная – присутствуют черты всех систем

Рыночная – производитель решает сам, что сколько и по какой цене производить, покупатель сам решает, что, сколько и по какой цене потреблять, частная собственность на средства производства

Роль государства в рыночной экономике- законы, обеспечение товарами и услугами общественного пользования, социальная политика, стабильность экономического роста

Рабочая сила – совокупность способностей человека, используемых при производстве товаров и услуг.

Спрос на рабочую силу – определяется изменением количества услуг в зависимости от цены услуг.

Безработица – когда превышение предложения над спросом на рынке труда – экономическая ситуация при которой все желающие работать длительно ищут место работы.

Уровень безработицы – отношение количества безработных к численности рабочей силы в %

Виды безработицы:

  1. фрикционная – по собственному желанию

  2. сезонная – в зависимости от времени года

  3. циклическая – от спада – подъема в экономике

  4. структурная – от перестройки производства

Рынок – место встречи продавцов и покупателей

Виды:

  1. труда – отношения между работодателями и наемными работниками по поводу добровольной купли и продажи рабочей силы.

  2. капитала

  3. фондовый – ценных бумаг

  4. услуг

  5. товаров

Рынки бывают нескольких типов:

  1. монополия – когда на рынке присутствует один производитель, он устанавливает цены, не заботится о качестве товаров и обслуживания

  2. олигополия – когда на рынке присутствует несколько производителей

  3. свободная конкуренция – когда много производителей и они конкурируют между собой, высокое качество товаров и услуг

Совершенная конкуренция – рынки сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Виды : федеральные, региональные, местные

Прямые – которые взимаются непосредственно с доходов (НДФЛ)

Косвенные – которые входят в стоимость товаров (акцизы)

Функции налогов – сглаживать неравенство в доходах, решение проблем инфляции, спада, безработицы- бюджетная политика

Субъекты налогов – кто платит Объект – за что платят

Ставка налогов – процент налога или сумма заработанных средств.

Налоговая льгота – полное или частичное освобождение от налогов.

Налоговая база – объект налогов минус льготы.

Функции налогов:1. Фискальная – пополнение бюджета

2.Социальная – сглаживание разницы в доходах населения

3.Контрольная – сколько надо взять

4.регулирующая – налоги могут огрничить и ли улучшить развитие субъекта (уменьшение ставки, освобождение от налогов)

Системы налогообложения – прогрессивная – чем выше доход, тем выше налог

Пропорциональная – не зависит от величины дохода. (НДФЛ). Регрессивная – акцизы, на товары не первой необходимости – кофе, сигареты, спирт, с увеличением доходов сумма налогов уменьшается.

Спрос – желание и возможность покупателя приобрести товар в определенное время в определенном месте, при прочих равных условиях

Величина спроса – количество товаров, которое потребитель готов купить по данной цене, в данное время, в данном месте.

Закон спроса – величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены.

Предложение – желание и возможность продавца предложить к продаже товар в определенное время в определенном месте, при прочих равных условиях

Величина предложения – количество товаров, которые продавцы готовы предложить на данном рынке, в определенном месте при прочих неизменных условиях.

Закон предложения – чем выше цена товара тем больше продавцы будут продавать

Пересечение кривых спроса и предложения – точка, в которой цена равновесная и количество равновесное. Это выгодно и производителю и потребителю. Если спрос растет, то повышается и равновесная цена.

Инфляция – обесценивание денег, повышение общего уровня цен в экономике страны.

Причины инфляции - увеличение количества бумажных денег, рост затрат на производство, неденежные причины – неравномерность развития отраслей народного хозяйства, удорожание сырья, войны, стихийные бедствия.

Последствия инфляции – обнищание населения, потеря сбережений, снижение покупательной способности денег, дефицит товаров, ухудшение качества товаров,

Выигрывает от инфляции заемщик, проигрывает кредитор

Пути преодоления инфляции – дефляция – уменьшение денежной массы, нумификация – обмен старых денег на новые, девальвация – снижение курса рубля по отношению к доллару., ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.

Дефицит – недостаток чего-либо

Деньги – всеобщий эквивалент стоимости товаров (уравнитель). Бартер – обмен товаров.

Золото и серебро – реальные деньги., металлические и бумажные деньги (ассигнации) – символические

Бумажные деньги – гос знаки, кредитные деньги – чеки, векселя, электронные деньги, наличные и безналичные.

Свойства денег – портативность, делимость. Износостойкость, однородность. Узкость. Общественная польза.

Функции: Мера стоимости – цена товара Средство накопления – в банке под %

  1. Средство платежа – уплата налогов Средство обращения – Т-Д-Т

  2. Мировые деньги – доллары, евро

Эмиссия – процесс напечатывания денег.

Бюджет – государственный план, роспись доходов и расходов государства за год,

Виды Профицитный – когда доходы превышают расходы Дефицитный – когда расходы превышают доходы Сбалансированный - доходы =расходам

  1. Доходы – налоги и неналоговые платежи.

  2. Расходы – оборона, образование, государственное управление, СМИ, социальные программы, хозяйственная деятельность, наука, культура, правоохранительная деятельность, обслуживание государства.

Трансферты – перечисление из одного уровня бюджета в другой – из федерального- в региональный. НЕ УЧИТЫВАЕТСЯ ПРИ ПОДСЧЕТЕ ВВП (пенсии, пособия)

Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика – важные рычаги гос. регулирования в целях стабильного развития рыночной экономики.

Средства производства -

  1. Основной капитал – основные производственные фонды – земля, здания, машины, оборудование) – средства труда

  2. Оборотный капитал – основные оборотные фонды – сырье, топливо, энергия – предметы труда

Микроэкономика – экономические отделы фирмы или предприятия

Макроэкономика – раздел экономической науки, изучающий хозяйство как единое целое

Экон.активное население – рабочая сила, включающая в себя и занятых и безработных

Полная занятость – наступает, когда циклическая безработица равна нулю, при этом остаются фрикционная и структурная

Издержки фирмы – денежная оценка затрат всех факторов, участвующих в производстве готовой продукции

Внешние затраты – издержки производства – экономические (альтернативные) общие – включают в себя и внутренние (бухгалтерские расходы)

Постоянные затраты – отопление, аренда, з.п руководителю, (фиксированные)

Переменные – все то, что связано с производством – сырье, материалы, запчасти. Электроэнергия.

Субъекты экономической деятельности – производитель и потребитель

Формы предприятий.

ОАО, АО, ЗАО – общества, (акционеры)

ТО – товарищества полное и на вере

Производственный кооператив – прибыль распределяется по трудовому участию.

ИП – индивидуальное предприятие – частное, полная ответственность

Унитарное – принадлежащее государству

Циклы экономической активности – кризис, депрессия, оживление, подъем

Основные показатели роста – ВВП, ВВП на душу населения и темпы роста промышленного производства

Банк – это финансовое учреждение выполняющее определенные операции с деньгами

Функции банков – прием вкладов, выдача кредитов, выпуск денег (только Центральный банк), выполнение различных операций с деньгами по поручению клиентов.

Банковская система – Центральный банк – Сберегательный, ипотечный, инновационный, залоговый, пенсионный, инвестиционный

Функции центрального банка

Обслуживает коммерческие банки, руководит всей кредитной системой в стране, проводит эмиссию (выпуск денег), ведет финансовые операции правительства, хранит временно свободные деньги коммерческих банков и их обязательный резерв, контролирует деятельность коммерческих банков, выдает лицензии.

Центральный банк является собственностью государства.

Функции коммерческих банков- прием вкладов от предприятий и частных лиц, выдача кредитов, создание кредитных денег – чеки, векселя – для ускорения платежей.

Обязательные резервы- устанавлиаются ЦБ и представляют собой неприкосновенный запас.

Коммерческие банки хранят ОР в ЦБ – он определяется одинаковый для всех.

Функции ЦБ

  1. Монетарная – регулирование экономики путем изменения денежной массы в стране Цели монетарной политики - борьба с инфляцией, поводит политику ЦБ

  2. Банкир банков- выдает кредиты коммерческим банкам, хранит обязательный резерв

  3. Банкир Правительства – финансирует все операции Правительства (зарплаты бюджетникам, пенсии и пособия, финансирует проекты)

infourok.ru

Читать онлайн Обществознание. 11 класс. Базовый уровень



Menu Menu Auth Онлайн Библиотека
  • Авторизация
    • VkOdnoklassnikiMailruYandexGoogleFacebook
Поиск Фантастика 6307Детективы и Триллеры 7830Проза 1922Любовные романы 10273Приключения 6276Детское 7539
  • Сказка 1046
  • Детские стихи 88
  • Детская проза 3351
  • Детская фантастика 1429
  • Детские остросюжетные 1000
  • Детские приключения 902
  • Детская образовательная литература 259
  • Прочая детская литература 309
  • Иностранная детская литература 179

litra.info

Урок обществознания по теме "Экономика и государство" 11 класс

Номинация: Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников старших классов (8-10) на уроках обществознания

Урок обществознания в 11 классе по теме

«Экономика и государство» (2 часа) по учебнику Л.Н. Боголюбова

Автор: Третьякова Людмила Владимировна

Учитель истории и обществознания

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Ялуторовска Тюменской области

Цели изучении темы

  • Расширить и углубить знания учащихся об экономически роли государства в условиях рынка. Обосновать необходимость воздействия государства на экономические процессы и в условиях рыночных отношений, раскрыть экономические функции государства, показать основные ры­чаги государственного регулирования экономики.

  • Изучить экономические понятия: налоги, подоходный налог, государственный бюджет,

  • Продолжать формировать умение использовать ранее изученный материал при анализе новых явлений я процессов.

Ход урока

План изучения темы

  1. Экономические функции государства в современной рыночной экономике.

  2. Изменение экономической роли государства с переходом к рыночной экономике.

  3. Методы государственного регулирования экономики: бюд­жетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование.

  4. Налоговая система

  5. Государственный бюджет

  6. Проводится практическая работа с целью закрепления темы

Тип урока Комбинированный с использованием групповой работы и практической работы

1. Экономические функции государства

Экономическая политика государства есть процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения целей.

Экономические функции современного государства в условиях рыночной экономики рассматриваются с опорой на учебник. После прочтения раздела «Экономические функции государства» школьники заполняют схему. Стр. 77-78 учебник

hello_html_m703c9050.gif

hello_html_m53ff88e0.gifhello_html_124d9576.gifhello_html_6ca459f0.gifhello_html_m436c013a.gifhello_html_51f63893.gifhello_html_m2ab64ae9.gifhello_html_1c4e9698.gifhello_html_m759dbcb8.gifhello_html_4b531e6a.gifhello_html_m3a28e167.gif

1.Защита прав собственности

2. Регулирование денежного обращения

3. Перераспределение доходов

4. Регулирование взаимоотношений работников и работодателей

5. Производство общественных благ

Далее проводится беседа:

- Каковы цели государства в рыночной экономике?

(ответ – формировать социально-ориентированную рыночную экономику, решение проблем государственного долга, борьба с бедностью, снижение налогов на бизнес, производство общественных благ и т.д)

- Что является основной целью государства в условиях рынка?

(ответ – государство имеет цель осуществления контроля над экономикой путем выбора приоритетных направлений экономической политики)

Учитель: Реализация экономической политики предполагает выбор методов и форм регулирования.

2. Изменение экономической роли государства с переходом к рыночной экономике

Учитель:

Причины вмешательства государства в экономику:

1) Государственное вмешательство вызвано несовершенством рыночной экономики, а также необходимостью предоставления населению общественных благ.

2) Экономические причины:

•ограниченность природных ресурсов; контроль за их использованием под силу только государству;

•выдача лицензий на добычу нефти, газа и т.д.;

•создание благоприятных условий для человеческих ресурсов;

•продолжительность рабочего дня, отпуска.

3) Политические: Охрана общественного порядка, правосудие, оборона.

4) Социальные: рыночная экономика порождает социальное расслоение, поэтому на государстве лежит забота об инвалидах, престарелых, одиноких, больных, малолетних, безработных.

5) Экологические: принимает меры по охране окружающей среды;

6) Технологические: устанавливает контроль за применением опасных технологий.

До 70-х годов ХХ в. Главенствующую роль в экономической политике многих государств играло кейсианское направление, автором является английский экономист Дж. Кейнс.. В дальнейшем распространение получил монетаризм, автором которого является профессор Чикагского университета М. Фридмен. На практике правительства большинства государств используют широкий набор стабилизационных мер как монетарных, так и кейнсианского характер

Кейнсианство – один только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике.

Монетаристы – освобождение экономики от опеки государства, сокращение налогов и государственных расходов

Т.о важнейшим звеном экономической политики государства Является выбор методов регулирования экономики

3.Механизмы государственного регулирования экономики: бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование.

Учитель: В государственной экономической политике можно выделить два главных направления

1. Стабилизационное – оздоровление «заболевшей» экономики

2. Структурное – обеспечение сбалансированного развития экономики

Инструменты регулирования экономики

1. Стабилизационное направление – Бюджетно-налоговая (фискальная политика) и Кредитно-денежная (монетарная политика)

2. Структурное направление – государственная поддержка особо важных для страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, ограничение монополий.

Составить схему в тетради стр. 81 учебник

hello_html_48650edb.gif

hello_html_21aa4d48.gifhello_html_m4913a2c5.gifhello_html_633cf8d4.gif

hello_html_57db1e93.gifhello_html_4cec74c1.gif

hello_html_355792aa.gif

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 82-84 (работа в группах)

- (1 группа) Выписать в тетрадь варианты регулирования экономики посредством денежно- кредитной политики

- (2 группа) Выписать в тетрадь варианты регулирования экономики посредством бюджетно-налоговой политики

Монетарная политика ее сущность: в тетрадь

А)Контроль денежной массы в обращении через учетную ставку %

Б) Контроль денежной массы через нормы обязательных резервов

Фискальная политика ее сущность: в тетрадь

А) контроль денежной массы в обращении через уменьшение и увеличение налогов

Б) Политика балансирования доходов и расходов государственного бюджета

-Какие механизмы регулирования экономики используются в РФ (и монетарная политика и фискальная )

4. Налоговая система

Фискальная политика государства непосредственно связана с налогами. Обращаем внимание учеников на определение этого понятия в параграфе Налоги - принудительное изъятие государством у населения и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.

При рассмотрении видов налогов целесообразно использовать схему.hello_html_m567dccce.gif

hello_html_m45913d0.gifhello_html_5defdc90.gifhello_html_m5fac2aa2.gif

hello_html_m42c05363.gif

hello_html_4e6e083d.gif

hello_html_m7305eb13.gifhello_html_2fc2f974.gifhello_html_4d96fa56.gifhello_html_m18d7380.gif

hello_html_7f6cbb4e.gifhello_html_177dbc80.gif

hello_html_645f9675.gifhello_html_m3cdea019.gifhello_html_m65f2009.gifhello_html_m1893c5b6.gifhello_html_259129dc.gif

hello_html_3577d3ab.gif

hello_html_6105924b.gifhello_html_m58b8fa4b.gif

hello_html_m10997a65.gif

Особое внимание следует уделить подоходному налогу. Вводится понятие прогрессивный и пропорциональный налог. В нашей стране с 2001 г. введен пропорциональный личный подоходный налог (13%). Далее рассматривается влияние налогов (высоких или низких) на развитие производства, покупательной способно­сти населения.

Отрицательное влияние усиления налогового бремени на производителя, на развитие производства объяснить неслож­но. Здесь уместно обратиться к заданию 3 рубрики «Задания». (Стр. 88 учебник) На примере Германии становится ясно, как высокие налоги сковывают развитие производства.

Но и у этой зависимости есть свои исключения. Например, Финляндия. В этой стране очень высокие налоги и одновре­менно высока эффективность бизнеса. Финляндия - социаль­но-ориентированное государство: богатые платят огромные налоги, разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями невелик (10% самых богатых граждан лишь в 5 раз богаче 10% самых бедных).

Данный пример показывает, что налоговая политика должна быть направлена в первую очередь на решение соци­альных проблем.

Инструментом перераспределения национального дохода между членами общества, направленным на уменьшение нера­венства в доходах, является государственный бюджет - баланс доходов и расходов государства за определенный период.

5. Государственный бюджет

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 83

- Понятие Государственный бюджет выписать в тетрадь.

- Какие виды бюджета существуют? (профицитный, дефицитный, сбалансированный)

- Какими методами государство ликвидирует дефицит бюджета? (кредиты в иностранных банках, займы у населения, выпуск дополнительных денег, продажа ценных бумаг и т.д.)

Тема: Экономическая политика государства

Практическая работа. Вариант 1

Часть 2

учитель Третьякова Людмила Владимировна

1. Впишите понятие, соответствующее определению:

«Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности». _______________________

2 Закончите предложение: государство регулирует рыночную экономику

а) Устанавливая цену на товары

б) Изменяя систему налогов

в) Определяя объемы производства

г) Распределяя между предприятиями сырье и материалы

3. Государственный бюджет фиксирует:

1) прибыль и издержки общественного производства

2) доходы и расходы государства

3) размеры потребления на душу населения

4) размер денежной массы в обращении

4. Установите соответствие между понятием, характеризующим экономику потребителя, приведенным в первом столбце, и их определением, приведенным во втором столбце.

определение

А. Доход

1. Выраженные в денежной стоимости затраты

Б. Расход

2. Установленный государством обязательный сбор, уплачиваемый гражданами и предприятиями

В. Налог

3. Денежная помощь государства лицам, находящимся в тяжком материальном положении

Г. Пособие

4. Денежные или иные ценности, полученные в результате деятельности

Часть 3

1. Определите, предприятие какой формы собственности иллюстрирует следующий пример, и назовите права его работников. Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения.

2. Два экономиста вели спор на тему «Чему правильнее уделять больше внимания в такое сложное время, которое сейчас переживает Россия, экономике или культуре?». Один утверждает: «Конечно экономике! В ней - корень проблем!» Второй возражал: «Правильно ли это? Может быть истина заключается как раз в обратной логике: если забросить культуру, образование, то любые первоначальные успехи в экономике со временем сойдут на нет, поскольку она не может в конце концов достичь больших результатов в бескультурном, духовно ограниченном обществе?

  1. Какая проблема поднята в этом споре?

  2. Как вы думаете, кто прав в этом споре? Почему?

  3. Приведите два примера современной действительности или из истории, подтверждающие правоту одного из спорящих

Тема: Экономическая политика государства

Практическая работа. Вариант 2

Часть 2

учитель Третьякова Людмила Владимировна

1. Найдите в приведенном ниже списке примеры, характеризующие капитал как фактор производства.

    1. Здание завода 4) Информация

    2. Квалифицированные работники 5) Инструменты

    3. Станки 6) Управленческий персонал

2. Выберете верное суждение:

а) Задачи государственного регулирования рыночной экономики – свести к минимуму отрицательные последствия рыночных форм хозяйствования

б) Функции государства в рыночной экономике – всесторонне регулировать хозяйственную жизнь

3. Закончите фразу: «Главной целью государства в отношении монополий является …» ____________________________.

4. Установи соответствие между примером и формой собственности.

Пример

Форма собственности

1. Семейная ферма

А. Государственная

2. Вооруженные силы страны

Б. Частная

3. Сельскохозяйственный кооператив

4. Приватизированная гражданином квартира

5. Имущество дипломатических представителей за рубежом

6. Национальный парк

5. Государство в рыночной экономике оказывает влияние на производителя:

1. используя директивное планирование производства

2. устанавливая цены на потребительские товары

3. поддерживая конкуренцию производителей

4.определяя объемы производства на всех предприятиях

Часть 3

1. «Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев» (Э. Хаббард)

  1. Как вы понимаете слова Хаббарда?

  2. Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?

  3. Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики?

  4. Приведите два примера влияния рынка на производство?

2. Укажите три способа преодоления отчуждения работников от собственности, условий и результатов труда?

Домашнее задание §7 , ответить на вопросы, выполнить задания на с.88-89.

infourok.ru